Конспект логопедического занятия: Определение морфологических признаков глагола

Конспект логопедического занятия по теме «Глагол»

Конспект логопедического занятия (младший школьный возраст, 4 класс) на тему «Глагол»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

  1. Расширение глагольного словаря.
  2. Развитие связной речи.
  3. Совершенствование навыка чтения.

  1. Узорова О.В., Нефёдова. Практическое пособие по развитию речи. – М.: ООО «Издательство Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся младших классов: пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Шукейло В.А. Учимся вместе. Учимся с увлечением. Русский язык в начальной школе: пособие для родителей и учителей. – СПб.: «Паритет», 2004.
  4. Амосова Н.Н., Каплина Н.И. Практические работы по восстановлению речи у больных, перенёсших инсульт, черепно-мозговую травму и другие заболевания головного мозга. В трёх тетрадях. – М.: В.Секачев, торговый дом ИОИ, 2003.
  5. Таблицы с названиями частей речи, вопросами и обозначениями.
  6. Распечатки текстов.
  7. Школьные принадлежности, компьютер.
  8. Обучающая программа «Семейный наставник: Русский язык, начальная школа».

1. Организационный момент. (3 минуты)

Вспомнить части речи: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; вопросы, на которые отвечают эти части речи.
Инструкция: перед тобой лежат таблички с названиями частей речи. Подбери к каждой части речи вопросы, на которые она отвечает и что обозначает каждая часть речи.
Ребёнок: подбирает к каждой табличке нужные вопросы и обозначения.

2. Основная часть:

1. Подобрать антонимы к глаголам (устно). ( 3 минуты)
Инструкция: я буду читать слова, а тебе нужно подобрать антонимы к каждому слову:
Бледнеть –
Светать –
Гасить –
Помогать –
Смеяться –
Говорить –
Любить –
Мёрзнуть –
Спасти –

Ребёнок: краснеть, смеркаться, зажигать, мешать, плакать, молчать, ненавидеть, согреваться, погубить.

2. Сообщение темы занятия: какой частью речи являются все эти слова?

( 1 минута).
Ребёнок: глаголом.
Педагог: сегодня мы поподробнее поговорим о глаголах.

3. Нахождение глаголов: компьютерная программа «Наставник» (5 минут).

Инструкция: прочитай внимательно предложения и определи, есть ли глагол в предложении; если есть – назови его.
Ребёнок: ребенок выполняет инструкцию.

4. Прочитать текст, выписать глаголы. (13 минут)

Инструкция: прочитай текст «Мороз помог» и выпиши все глаголы, которые тебе встретятся.
Мороз помог.
В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.
Ребёнок: читает текст и выписывает глаголы из каждого предложения.

5. Физкультминутка. (1 минута) – упражнение для улучшения мозгового кровообращения. (повторить 2 раза)

  • Исходное положение – сидя, руки на поясе.
  • Поворот головы направо.
  • Исходное положение.
  • Поворот головы налево.
  • Исходное положение.
  • Плавно наклонить голову назад.
  • Исходное положение.
  • Плавно наклонить голову вперёд.
  • Исходное положение.

6. Прочитать текст, заменить повторяющиеся слова синонимами, записать синонимы и определить какой частью речи будут являться эти слова (10 минут).

Инструкция: прочитай текст, найди ошибку автора. Замени повторяющиеся слова синонимами и запиши их. Какими частями речи являются все эти слова?
Ребёнок: читает текст, подбирает близкие по смыслу слова.
Илья Иванович пошёл в лес. За ним пошла (побежала) собака Амур. Охотник увидел на снегу следы зайца. Собака пошла ( взяла след) по следу. Из-за кустов вышел (выскочил) заяц. Быстро пошла (бросилась) собака Амур за зверем. Но и на этот раз хитрец ушёл (убежал).

Ребёнок записывает синонимы и определяет части речи.

3. Заключительная часть. (4 минуты)

Инструкция: вспомни, что такое глагол, на какие вопросы отвечает и что обозначает. Что такое синонимы? Что такое антонимы?
Ребенок: глагол – это часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? И обозначает действие предмета.
Синонимы – слова близкие по значению.
Антонимы – слова противоположные по значению.

Материал для учащихся.

Мороз помог.
В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

Выпиши глаголы из текста:

К заданию № 6.
Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

За ним пошла ________________________________ собака Амур.

Охотник увидел на снегу следы зайца.
Собака пошла __________________________________ по следу.

Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.

Логопедическое занятие в 3-м классе КРО по теме “Глагол”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Закрепить знания о глаголе, определять время глагола, распознавать глагол в тексте, ставить вопрос к глаголу, употреблять его в речи.
  • Расширять семантическое поле и обогащать словарный запас путем введения в речь синонимов, активизация словарного запаса.
  • Совершенствоватьнавыкредактированиятекста с использованием слов-синонимов.
  • Развиватьиуточнятьвременныепредставления в природе, общую и мелкую моторику, память, слуховое восприятие.
  • Формировать связную речь.
  • Воспитывать патриотизм, уважение к ветеранам.

Оборудование: сюжетная картинка, таблицы, предметные картинки (лебедь, змея, кошка, тигр, ворона, ландыши), карточки, теннисные шарики, магнитофон.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Ученики. Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать!

Речевая разминка.

Логопед. Повторим чистоговорку.

ря – ря – ля – трактор вспашет все поля

рю – рю – лю- карамель я не люблю

ле – ре – ре- победили мы в игре

ли – ри – ри – все погасли фонари

Сообщение темы урока.

Логопед. Назовите действия, которые могут выполнить животные, птицы на ваших картинках.

– Как можно назвать этислова одним общим словом?

-Что вы знаете о глаголе?

Логопед. Сегодня мы закрепимзнания о глаголе, будем подбирать слова – приятели, т.е. синонимы к глаголам, определять время глагола.

Подбор глаголов-синонимов в тексте.

Логопед. В русском языке есть слова, которые звучат и пишутся по-разному, но обозначают один и тот – же предмет или признак предмета, одно и то – же действие. Это слова-приятели, синонимы. Синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль.

– О каком времени года говорится в стихотворении?

В зеленые листочки.

Сегодня на уроке мы будем много говорить о весне. У вас на партах лежат карточки с текстом. Подберем глаголы недостающие в тексте, чтобы получился интересный рассказ. Надо подобрать наиболее точное слово, которое подходит к каждому предложению. Запишите глагол, который считаете нужным.

_____________ весна. Ярко __________ солнце. Кругом _____________ веселые ручейки. _____________ на реке лед. На деревьях ________________ пахучие почки. Скоро _______________ перелетные птицы.

(Работа ведется по предложениям, ученики называют глаголы- синонимы, записывают на карточках.)

(Пришла, наступила; светит; текут, бегут, звенят, журчат;потемнел, посинел, треснул, раскололся; надулись, набухли, распустились, лопнули; вернутся, прилетят, возвратятся.)

Работа над пословицей.

Логопед. Назовите весенние месяцы.

Ученики. Март, апрель, май.

Логопед.Каквы понимаете пословицу?

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

(Пословица записана на доске).

Ученики. В мае лес нарядный. Все вокруг зелено, цветут кусты, цветы, некоторые деревья. Май – последний месяц весны, дальше наступает лето.

Логопед. Спишите пословицу, подчеркните глаголы.

Логопед. Каким членом предложения является глагол в предложении?

Физкультминутка.

•Дети под музыку выполняют ритмические упражнения.

•Пальчиковая гимнастика с теннисным шариком для развития мелкой моторики.

Работа над развитием речи.

а) Рассказ логопеда.

Логопед. Какой великий праздник приближается?

Логопед. Ребята, 9 Мая все люди в нашей стране и во всем мире будут праздновать День Победы. 64 года назад была разгромлена фашистская Германия. Наша армия одержала победу и дошла до Берлина.

б) Работа с деформированным предложением по сюжетной картинке.

Логопед. Составьте предложение из данных слов и запишите его с комментированием, называя все «ошибкоопасные» места.

(Деформированное предложение записано на доске.)

поздравляют, День Победы, ребята, с, ветеран

Логопед. Как вы понимаете значение слова ветеран?

Ученики. Ветеран – участник прошедшей войны, старый опытный воин, солдат.

(Один ученик комментирует предложение, называя орфограммы.)

в) Составление предложения.

Логопед. Что делал солдат с врагом во время войны?

Читайте также:  Формы работы учителя-логопеда с родителями в условиях школьного логопункта

Ученики. Он воевал с врагом.

Логопед. Подберите, синонимы к слову воевал.

Ученики. Сражался, боролся, бился.

Логопед. За что он сражался с врагом?

Ученики. Он сражался с врагом за свою Родину.

Логопед. Запишем это предложение в тетрадь под диктовку.

(Ученики записывают предложение.)

Логопед. Ребята, а как мы должны относиться к ветеранам войны?

(Ученики отвечают, рассуждают.)

Логопед. Мыдолжны помнить о боевых заслугах ветеранов. С уважением относиться к ним. Помогать, заботиться о них, поздравлять с праздником.

Слуховой выборочный диктант.

Логопед. Назовитевремена глагола и вопросы, на которые отвечает глагол.

Ученики. Прошедшее время. Что делал? Что сделал?

Настоящее время. Что делаю? Что делает? Что делают?

Прошедшее время. Что сделал? Что будет делать?

Логопед.Запишите глаголы из данного текста в три столбика по временам, используятаблицы.

Ландыш

Теплоемайское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжелые кроны колышет ветер.Скоро он разнесет по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Веселым огнем загорят на ландышах капельки утренней росы.

(Ученики рассматривают на картинке ландыш.)

(Ученики записывают глаголы в тетрадь и на доске.)

Итог занятия.

Логопед. Какой знаменательный праздник приближается? Что вы можете сказать о глаголе? Как называются слова, которые звучат и пишутся по-разному, ноблизки по значению?

(Ученики отвечают на вопросы.)

Литература

  1. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Метод. пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.

Альманах педагога

Автор: Енакиева Снежана Васильевна
Должность: учитель –логопед
Учебное заведение: Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы “Школа–интернат№19”
Населённый пункт: п. Березовый Солнечный район Хабаровский край
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: конспект логопедического занятия по развитию письменной речи по теме ” Глагол”
Дата публикации: 09.06.2018
Раздел: дополнительное образование

Конспект логопедического занятия по теме «Глагол»

( по развитию связной письменной речи)

Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»

Обобщать знания о части речи «глагол».

-продолжать расширять и активизировать словарный запас словами, обозначающими действия,

-определять время глагола и главные члены предложения.

-развивать умение составлять предложения, используя слова для справок.

-развивать умение правильно определять время глагол настоящего, будущего, прошедшего времени

среди других глаголов, правильно задавать вопросы.

-развивать общую моторику (физминутка)

-формировать навык анализа и синтеза слогов.( задание от «Слоговичка»)

-воспитывать правильное отношение к положительным и отрицательным действиям

Оборудование: карточка с заданием, компьютер ,магнитная доска.

Продолжаем работать по теме глагол, закрепляя устные навыки в письме.

1.Работать по теме.

Прочитай предложения определи глаголы их время и запиши в столбик. Поработаем с текстом,

который был в начале урока.

(прошл, наст., будущее время.)

Самолет летит по небу.

Бабушка вяжет носки внуку.

Мальчишки играли в футбол.

Ребята катались на велосипеде.

На клумбе расцветут красивые цветы.

Летом мы все поедем на море.

– Какие вопросы ты ставил чтоб определить время глагола?

Что делает? Что делали? Что сделают? Что сделаем?

2.Найди лишнее слово и зачеркни его. Попытайся объяснить, почему оно лишнее? Чем

Выучит, простит, катаюсь, сыграет.

Кушает, дует, строил, плачет

Застегну, куплю, вертит, поеду

3.Вставь в пробела слова , используя слова для справок, чтоб получились предложения.

Слова для справок.

Пошёл, бежала, увидел, взяла, выскочил, бросилась, убежал.

Илья Иванович ________________________в лес.

За ним __________________________________________ собака Амур.

Охотник ________________________________на снегу следы зайца.

Из-за кустов _______________________заяц.

собака Амур___________________________________ за зверем.

Но на этот раз хитрец ___________________.

Физминутка (шарик Су Джок)

4 .Задание от «Слоговичка»

Найди слова при помощи таблицы

У 28 34 48 улетели

П 111 3 ТЬ прыгать

К 52 18 ТЬ кричать

5.Зашифруй с помощью Слоговика слова. Запиши шифровку.

Кушала, вязала, шила, решаю.

– Давай вспомним цель нашего урока. Развивать умения находить глагол и определять его время .

-Смогли мы достичь цели?

– Какую ты себе поставишь оценку за решение задач? За работу на уроке.

– Вы молодцы сегодня. Спасибо за урок.

Приложение к уроку

Прочитай предложения определи глаголы их время и запиши в столбик. Поработаем с текстом,

который был в начале урока.

(прошл, наст., будущее время.)

Самолет летит по небу.

Бабушка вяжет носки внуку.

Мальчишки играли в футбол.

Ребята катались на велосипеде.

На клумбе расцветут красивые цветы.

Летом мы все поедем на море.

3.Вставь в пробела слова , используя слова для справок, чтоб получились предложения.

Слова для справок.

Пошёл, бежала, увидел, взяла, выскочил, бросилась, убежал.

Илья Иванович ________________________в лес.

За ним __________________________________________ собака Амур.

Охотник ________________________________на снегу следы зайца.

Из-за кустов _______________________заяц.

собака Амур___________________________________ за зверем.

Но на этот раз хитрец ___________________.

Задание от «Слоговичка»

Найди слова при помощи таблицы

Слоговая таблица Квач В.В . для предупреждения нарушений языкового анализа и синтеза.

5.Зашифруй с помощью Слоговика слова. Запиши шифровку.

Конспект логопедического занятия. Тема: “Образование видовых пар глаголов”
план-конспект урока по логопедии (4 класс) на тему

Данный конспект логопедического занятия разработан для учащихся 4 класса обучающихся в школле V вида и имеющим лексикотграмматическое нарушение речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_lz.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная коррекционная общеобразовательная школа V вида № 573 г. Москвы

открытого логопедического занятия

Берняцкая Наталья Юрьевна

Москва, 25 ноября, 2013 год

Тема: «Образование видовых пар глаголов».

Цель: научить детей образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида.

  • Образовательная: развитие связной речи, логического мышления, развитие внимания, памяти.
  • Коррекционная: развитие связной речи.
  • Здоровьесберегающая: развитие межполушарных связей.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, демонстрационные карточки.

Задачи к этапам

Наше занятие мы начнём с высказывания Публия Сира « Речь это зеркало души, как человек говорит, таким он и является».

Как вы понимаете эту фразу.

Дети объясняют, как они понимают данную фразу.

Развитие связной речи, логического мышления.

Перед вами лежат карточки со словами. В каждой строчке найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

Объехал, оборвал, огурец, обошёл.

Побежала, попугай, построила, поплыла.

Самовар, сломал, сварил, спилил.

Что можно сказать про остальные слова?

Как их можно назвать, одним словом?

Посмотрите на состав слов. Какая часть есть во всех этих словах?

Что вы можете сказать про род глаголов в первой строке?

Во второй строке?

В третьей строке?

Молодцы, правильно определили.

Дети читают цепочки слов, объясняют свой выбор.

Приставки о-,обо-; по-, с-.

Это глаголы мужского рода.

Женского рода и мужского рода.

Развитие связной речи, логического мышления.

Скажите, с какой частью речи мы будем сегодня работать?

Какие приставки будем использовать? (на доску карточки)

Посмотрите на таблицу. В первом столбике даны глаголы. Вам необходимо образовать глаголы, используя приставки с-, со-, по-, о, об-, обо.

Скажите, какое время обозначают глаголы в первом столбике?

В каком времени глаголы во втором и третьем столбиках?

Посмотрите на вопрос в первом столбике и на вопросы во втором и третьем столбиках. Какой можно сделать вывод?

С-, со-, по-, о-, об-, обо-.

Настоящее время, то что происходит в данный момент.

Прошедшее время, то что уже произошло.

Слова, отвечающие на вопрос Что делать? всегда стоят в настоящем времени, а глаголы отвечающие на вопросы Что сделал(а)? всегда стоят в прошедшем времени.

Развитие внимания, логического мышления, связной речи.

Положите руки на колени. Положите руки на плечи. Дотроньтесь правым локтём до левого колена, а левым локтём до правого колена. Выполняйте упражнение под мой счет.

Дети выполняют упражнение.

Развитие межполушарных связей.

5 Продукти – вный этап

На следующей карточке я подготовила для Вас пары слов, из которых Вам необходимо составить словосочетания, используя приставки.

__ходил в магазин

Следующее задание. Вам необходимо изменить глаголы в предложениях по смыслу (раздать карточки).

Когда я готовила я (резать)____ руку.

Ураган (рвать)_____ крыши с домов.

Петя (ломать)_____ ветку.

Повар (варить)______ суп.

Развитие логического мышления

С какой частью речи мы сегодня работали?

В каком времени стоят глаголы, которые отвечают на вопрос Что делать?

В каком времени стоят глаголы, которые отвечают на вопросы Что сделал? Что сделала?

Что мы сегодня учились делать на занятии?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

Объехал, оборвал, огурец, обошёл.

Побежала, попугай, построила, поплыла.

Самовар, сломал, сварил, спилил.

_____ходил в магазин

Когда я готовила я (резать)_______________________ руку.

Ураган (рвать)______________________________ крыши с домов.

Петя (ломать)_______________________________ ветку.

Повар (варить)____________________________________ суп.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие – увлекательная игра-путешест.

Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот.

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс) Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, .

Данный конспект логопедического занятия создан для учащихся 3 класса обучающихся в школе V вила и имеющих тяжёлые нарушения речи.

Особенно большие трудности вызывает у учеников овладение навыками словообразования, так как они не умеют использовать приставки и суффиксы для образования новых слов, не осознают сходства однокоренных.

Цель: формирование умения различать глагол среди других частей речи, выделяя его морфологические признаки.Задачи:Коррекционно-развивающие: развивать слухоречевую память, зрительное восприятие; развива.

Развитие интереса к логопедическим занятиям.

Логопедическое занятие в 3 классе «Глагол. Настоящее время глагола»

Шмакова Елена
Логопедическое занятие в 3 классе «Глагол. Настоящее время глагола»

Логопедическое занятие в 3-м классе

по теме «Глагол. Настоящее время глагола»

• Закрепить знания о глаголе, определять время глагола, распознавать глагол в тексте, ставить вопрос к глаголу, употреблять его в речи.

• Расширять семантическое поле и обогащать словарный запас путем введения в речь синонимов, активизация словарного запаса.

• Совершенствоватьнавыкредактированиятекста с использованием слов-синонимов.

Развиватьиуточнятьвременныепредставления в природе, общую и мелкую моторику, память, слуховое восприятие.

• Формировать связную речь.

• Воспитывать патриотизм, уважение к ветеранам.

Оборудование: сюжетная картинка, таблицы, предметные картинки (лебедь, змея, кошка, тигр, ворона, ландыши, карточки, теннисные шарики.

Ход занятия.

Логопед. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Ученики. Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать!

Логопед. Повторим чистоговорку.

ря – ря – ля – трактор вспашет все поля

рю – рю – лю- карамель я не люблю

ле – ре – ре- победили мы в игре

ли – ри – ри – все погасли фонари

Сообщение темы урока.

Логопед. Назовите действия, которые могут выполнить животные, птицы на ваших картинках.

– Как можно назвать этислова одним общим словом?

-Что вы знаете о глаголе?

Логопед. Сегодня мы закрепим знания о глаголе, будем подбирать слова – приятели, т. е. синонимы к глаголам, определять время глагола.

Подбор глаголов-синонимов в тексте.

Логопед. В русском языке есть слова, которые звучат и пишутся по-разному, но обозначают один и тот – же предмет или признак предмета, одно и то – же действие. Это слова-приятели, синонимы. Синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль.

– О каком времени года говорится в стихотворении?

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Зовут меня. (весна).

Сегодня на уроке мы будем много говорить о весне. У вас на партах лежат карточки с текстом. Подберем глаголы недостающие в тексте, чтобы получился интересный рассказ. Надо подобрать наиболее точное слово, которое подходит к каждому предложению. Запишите глагол, который считаете нужным.

___ весна. Ярко ___ солнце. Кругом ___ веселые ручейки. ___ на реке лед. На деревьях ___ пахучие почки. Скоро ___ перелетные птицы.

(Работа ведется по предложениям, ученики называют глаголы- синонимы, записывают на карточках.)

(Пришла, наступила; светит; текут, бегут, звенят, журчат; потемнел, посинел, треснул, раскололся; надулись, набухли, распустились, лопнули; вернутся, прилетят, возвратятся.)

Работа над пословицей.

Логопед. Назовите весенние месяцы.

Ученики. Март, апрель, май.

Логопед. Каквы понимаете пословицу?

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

(Пословица записана на доске).

Ученики. В мае лес нарядный. Все вокруг зелено, цветут кусты, цветы, некоторые деревья. Май – последний месяц весны, дальше наступает лето.

Логопед. Спишите пословицу, подчеркните глаголы.

Логопед. Каким членом предложения является глагол в предложении?

•Дети под музыку выполняют ритмические упражнения.

•Пальчиковая гимнастика с теннисным шариком для развития мелкой моторики.

Работа над развитием речи.

а) Рассказ логопеда.

Логопед. Какой великий праздник приближается?

Логопед. Ребята, 9 Мая все люди в нашей стране и во всем мире будут праздновать День Победы. 64 года назад была разгромлена фашистская Германия. Наша армия одержала победу и дошла до Берлина.

б) Работа с деформированным предложением по сюжетной картинке.

Логопед. Составьте предложение из данных слов и запишите его с комментированием, называя все «ошибко-опасные» места.

(Деформированное предложение записано на доске.)

поздравляют, День Победы, ребята, с, ветеран

Логопед. Как вы понимаете значение слова ветеран?

Ученики. Ветеран – участник прошедшей войны, старый опытный воин, солдат.

(Один ученик комментирует предложение, называя орфограммы.)

в) Составление предложения.

Логопед. Что делал солдат с врагом во время войны?

Ученики. Он воевал с врагом.

Логопед. Подберите, синонимы к слову воевал.

Ученики. Сражался, боролся, бился.

Логопед. За что он сражался с врагом?

Ученики. Он сражался с врагом за свою Родину.

Логопед. Запишем это предложение в тетрадь под диктовку.

(Ученики записывают предложение.)

Логопед. Ребята, а как мы должны относиться к ветеранам войны?

(Ученики отвечают, рассуждают.)

Логопед. Мыдолжны помнить о боевых заслугах ветеранов. С уважением относиться к ним. Помогать, заботиться о них, поздравлять с праздником.

Слуховой выборочный диктант.

Логопед. Назовитевремена глагола и вопросы, на которые отвечает глагол.

Ученики. Прошедшее время. Что делал? Что сделал?

Настоящее время. Что делаю? Что делает? Что делают?

Прошедшее время. Что сделал? Что будет делать?

Логопед. Запишите глаголы из данного текста в три столбика по временам, используятаблицы.

Теплое майское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжелые кроны колышет ветер. Скоро он разнесет по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Веселым огнем загорят на ландышах капельки утренней росы.

(Ученики рассматривают на картинке ландыш.)

(Ученики записывают глаголы в тетрадь и на доске.)

Итог занятия.

Логопед. Какой знаменательный праздник приближается? Что вы можете сказать о глаголе? Как называются слова, которые звучат и пишутся по-разному, но близки по значению?

(Ученики отвечают на вопросы.)

Конспект урока русского языка во 2 классе «Единственное и множественное число глагола» Тема урока Класс Единственное и множественное число глаголов 2 Тип урока Урок изучения нового материала Цель урока познакомить с единственным.

Логопедическое занятие «Ребята о зверятах». Игра-соревнование в 1 классе Общеобразовательное частное учреждение «Первая Московская гимназия» Логопедическое занятие «Ребята о зверятах» (игра-соревнование в 1.

Логопедическое занятие «Ребята о зверятах» игра-соревнование в 1 классе Логопедическое занятие «Ребята о зверятах» (игра-соревнование в 1 классе) Общеобразовательное частное учреждение «Первая Московская гимназия».

Логопедическое занятие в старшей группе «Согласование глагола с существительными» Логопедическое занятие в старшей группе «Согласование глагола с существительными». Цель: Практическое употребление глаголов настоящего.

Логопедическое занятие во втором классе «Дифференциация звуков [з]-[с]» Логопедическое занятие во 2 классе на тему «Дифференциация звуков З – С». Цели: Образовательные: – различение звуков З-С на слух, в произношении.

Открытое логопедическое занятие в 5 классе «Последовательный пересказ текстов с опорой на предметные картинки и вопросы» Открытое логопедическое занятие в 5 классе на тему: «Последовательный пересказ текстов с ярко-выраженной причинно-следственной связью с.

Открытое логопедическое занятие в 5 классе «Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы» Открытое логопедическое занятие в 5 классе на тему: «Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы». Цель: создание условий для.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно важно в настоящее время. 2017 год в России объявлен годом экологии. Формы и методы экологического воспитания дошкольников Воспитатель ФБГДОУ “Центр развития ребенка д/с “Сосны”: Петухова В. Н. Родная.

Конспект урока «Морфологические признаки глагола»

Морфологические признаки глагола.

Учитель: Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если выполните задание на интерактивной доске.

Догадайтесь, о чём идет речь …

Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «…- это слова, оживляющие все, к чему не приложены». И это действительно так. С помощью имен существительных, как мы уже говорили, можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.

Итак, о какой части речи мы сегодня будем говорить? (О глаголе). Запишем тему урока в тетрадь: «МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА».

Учитель: Прочитайте текст. Определите, чего не хватает в предложениях. Вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие трудовые процессы.

В полях пашут,_____. Вначале_____картофель, потом____ морковь, репу. Пастухи_____в луга стада коров и овец. На пасеках___ульи. Садоводы_____сухие ветви и ______стволы деревьев. Рабочие руки ____ скуки.

Учитель: Чего не хватает в предложениях?

Учитель: Давайте их вставим.

Ученик: , сеют, копают, выкапывают, гонят, выставляют, подпиливают, белят, не знают.

Учитель: Обратите внимание, что последнее предложение это пословица. Как вы думаете, о чем она?

Ученик: Пословица о том, что если люди работают, всегда заняты чем-то, то им никогда не бывает скучно.

Учитель: Разберите эту пословицу по членам предложения, подпишите какой частью речи выражено сказуемое, определите его время, лицо, число. К доске выходит (имя учащегося). Все остальные работают в тетради.

Ученик: Рабочие руки не знают скуки. «Руки» – подлежащее, «не знают» – сказуемое. «Не знают»-глагол настоящего времени, 3-го лица, множественного числа.
Учитель: Вопрос всему классу: как вы находили глагол в данном предложении: по вопросу? по значению? по стоящему рядом и согласующемся с ним подлежащему?

Ученик: Мы находили глагол по подлежащему, которое стоит рядом ним.

Учитель: Хорошо. А для чего нам нужен глагол в этом предложении? Уберем глагол и прочитаем предложение без него: Рабочие руки ____скуки. Сохраняется ли смысл? Можем ли мы без глагола определить какое действие совершают руки?
Ученик: Глагол в этом предложении, в речи нужен нам, чтобы обозначить действие, которое совершают руки. Без глагола смысл предложения теряется.

ВСПОМНИТЕ, ЧТО ЖЕ ЗА ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ ГЛАГОЛ .

6)Прием «Верные и неверные утверждения». (слайд)

На доске записаны верные и неверные утверждения по теме урока, дети должны, опираясь на знания и интуицию определить где верные, а где неверные утверждения.

– Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

-Глагол в предложении бывает сказуемым.

-Глагол может изменяться по временам, лицам и числам.

-Глагол имеет три спряжения.

-Глагол имеет два вида: совершенный и несоверщенный.

-Глагол имеет четыре наклонения.

– Глаголы изменяются по родам в настоящем времени.

Было ли Вам трудно принять решения о верности или неверности каких-то суждений? (Да)

А чтобы преодолеть эти трудности, вспомним всё, что мы знаем о глаголе.

Учитель: Итак, на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает?
Ученик: Глагол может отвечать на вопросы «что делать?» и «что сделать?» и обозначает действие предмета, лица. Например, «повар (что делал?) готовил» глагол «готовил» обозначает действие лица, повара.
Учитель: А сколько времен у глагола? Назовите их.

Перед вами фотография, запечатлевшая процесс изготовления глиняного сосуда (слайд 4). Внимательно рассмотрите её, подумайте, с чего сделал мастер-гончар прежде чем сел за гончарный круг и начал работу? Какие действия гончарного матера показаны нам на фотографии в данный момент времени? Что будет делать мастер, после того, как его сосуд будет готов.

Составьте, по своему впечатлению от фотографии, одно предложение с глаголом «делать» (в значении создавать что-то) в прошедшем времени, а одно – с этим же глаголом, но в настоящем времени, одно – в будущем.

Учитель : Из ваших примеров видно, что глаголы бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. Какой вывод мы можем сделать из этого наблюдения? КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ?

Ученик: Глаголы изменятся по временам.

Учитель: На доске записаны глаголы: беречь, постеречь, нести, привезти . Определите их время. Запишите эти глаголы в во 2-м лице ед.ч. и в 3- лице мн.ч.

Ученик: беречь-бережешь-берегут – настоящее время; постеречь- постережешь-постерегут – будущее время; нести-несешь-понесут – настоящее время, привезти-привезешь-привезут – будущее время.

Учитель: К какому выводу мы можем прийти, пронаблюдав, что глаголы н. вр. -«беречь», «нести» и глаголы б.вр- «постеречь», «привезти» изменяются по лицам и числам?

Ученик: Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. Как называется изменение по лицам и числам? (спряжение).

Учитель: С ним мы сейчас и поработаем.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Упр. 306, стр. 122

Учитель: Посмотрите на экран (слайд 4) и ответьте на вопросы: чем отличаются верхние картинки от нижних? каким признаком обладают глаголы в прошедшем времени?

Ученик: На верхних картинках действия совершает мальчик, а на нижних – девочка. Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.

8) Физминутка. (слайд)

Называю части речи. Ребята совершают различные действия. Если имена существительные, приседают. Если глаголы, встают на цыпочки и поднимают руки вверх. Если имена прилагательные, наклоняются вперед.

Выходить, отходить, походный, пешеход, ходить, пешеходный, переход, походка, переходить, ходули.

Учитель: Задание . Сравните два ряда глаголов:

а) любить, уважать, ценить, терпеть;
б) поесть, попить, погулять, поговорить .

Чем они различаются? (В первом ряду – глаголы несовершенного вида, обозначающие проявление чувства, а такие глаголы не содержат в своем значении предела или результата действия, поэтому нельзя от этих глаголов образовать пары совершенного вида; во втором ряду – глаголы совершенного вида, но со значением «немного» – немного поесть, попить , поэтому есть и пить не составят с ними пар).

Упр. 307., стр. 122

VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведем итог нашего урока?

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ

Вернемся к заданию, к заданию с верным/неверными утверждениями, с которым мы работали в начале урока.

Обрастите внимание на экран. На нем представлен правильный вариант решения задания. Посмотрите, что у Вас отмечено неправильно, подумайте, как исправить свою ошибку.

ОПРОС –ЧТО БЫЛО НЕПРАВЛЬНО И КАК ИСПРАВИЛИ.

Д.З. Для всех: стр. 124, упр. 312 (Записать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти глаголы, подчеркнуть их как члены предложения. Указать время, лицои число глаголов).

По желанию: Составить синквейн по теме «Глагол».

«Верно/неверно?»
– Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

-Глагол в предложении бывает сказуемым.

-Глагол может изменяться по временам, лицам и числам.

-Глагол имеет три спряжения.

-Глагол имеет два вида: совершенный и несоверщенный.

-Глагол имеет четыре наклонения.

– Глаголы изменяются по родам в настоящем времени.

Сравните два ряда глаголов:

а) любить, уважать, ценить, терпеть;
б) поесть, попить, погулять, поговорить .

Читайте также:  Презентация: Домашние животные
Ссылка на основную публикацию