Конспект логопедического занятия: Определение морфологических признаков глагола

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

“Согласование глаголов с существительными в роде и числе”

Конспект логопедического занятия

Автор: Курегова Светлана Николаевна, учитель – логопед, МОУ ИРМО “Оёкская СОШ”, село Оёк, Иркутская область, Иркутский район

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 4 классов (НЧиП) Учитель-логопед: Курегова С.Н.
Конспект логопедического занятия

с группой учащихся 4 классов с нарушениями чтения и письма

Тема:
согласование глаголов с существительными в роде и числе.
Цель:
формировать умение правильно согласовывать глаголы с существительными в роде и числе
Задачи:
 коррекционные: обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме «Глагол»; формировать умение задавать вопросы к глаголам ,подбирать антонимы и синонимы; расширять словарный запас учащихся;  развивающие: развивать речь, внимание, мышление учащихся;  воспитательные: воспитывать навыки здорового образа жизни; умение работать в группах и парами
.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент (слайд1)

II. Сообщение темы занятия.
-Ребята, сейчас вы поздоровались с гостями, друг с другом и со мной. А зачем мы здороваемся друг с другом при встрече? (желаем здоровья) -Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о здоровье. А тему занятия вы назовете сами, когда расшифруете слово (слайд2) ГЛАГОЛ 4 13 1 4 16 13 -Мы будем учиться согласовывать глаголы с существительными в роде и числе. -А для чего нам надо изучать эту тему? Где в жизни вам могут пригодиться знания о глаголах?
III. Основная часть.
1. Дифференциация глаголов. -Прочитайте и объясните смысл данных пословиц и поговорок (слайд 3)
Ешь чеснок и лук – не возьмёт недуг.

За вредные привычки не держись.

Заболеть легко – вылечиться трудно.

Здоровье не купишь.

Сидеть да лежать – болезни поджидать.
-А сейчас мы будем выписывать из них только глаголы. -Давайте вспомним, что такое глагол. (учащиеся самостоятельно выписывают глаголы, их 9) -Поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте работу друг друга. 2. Подбор антонимов и синонимов к глаголам. -Я тоже взяла некоторые глаголы из этих пословиц и поговорок. Прочитайте их (слайд 4)
Взять, держать, купить, лежать.
-Ребята, что такое антонимы? Давайте подберем антонимы к этим глаголам и запишем их. -А что такое синонимы? Прочитайте глаголы (слайд 5)
Заболеть, вылечиться


Подберите к ним синонимы и запишите. 3. Согласование глаголов с существительными в роде и числе.
-Прочитайте, употребив глагол в скобках в прошедшем времени (слайд 6) Живот (заболеть) Голова (заболеть) Сердце (заболеть) -Что надо сделать, чтобы не ошибиться? Задайте вопрос от существительного к глаголу. -Запишите, укажите род глаголов. -А что надо делать, чтобы ни чего не болело?
ФИЗМИНУТКА
(слайд 7) -Прочитайте слова и скажите, какой частью речи они являются.
Бег, плавание, прыжок, ходьба, закаливание, обтирание.
-Образуйте от этих существительных глаголы прошедшего времени множественного числа. Проверьте себя (слайд 8) -Посмотрите, кого вы видите на экране (слайд 9) МАЛЬЧИК -Давайте придумаем ему имя. Составим предложение про Мишу с данными глаголами в прошедшем времени. На какой вопрос они отвечают? (аналогично предложение про девочку) 4. Обогащение словарного запаса. -Прочитайте на карточках загадки и отгадайте их. *Он бывает баскетбольный, Волейбольный и футбольный. С ним играют во дворе, Интересно с ним в игре. Скачет, скачет, скачет, скачет! Ну конечно, это. (мячик) *И мальчишки, и девчонки Очень любят нас зимой, Режут лед узором тонким, Не хотят идти домой. Мы изящны и легки, Мы – фигурные . (коньки) *Подтянуться мне непросто, Я же небольшого роста. Знает каждый ученик, Что подтянет нас. (турник) *На уроке с ним можно играть, Катать его и вращать. Он будто бы буква «О»: Круг, а внутри — ничего. (обруч) *Как только выпал первый снег, Мы возобновляем с папой бег. На доски с ним мы быстро встали И за здоровьем побежали! Кто доски первым назовёт – Тот Знайкой в спорте прослывёт. (лыжи)
*Чтоб спокойно под водой Созерцать весь мир морской, И придумали его – С длинной трубочкой стекло. (Маска и трубка для подводного плавания) -Давайте, подчеркнем в каждой загадке глаголы (работа в группах) Прочитайте в загадке про лыжи последнюю строчку. Как вы понимаете смысл слова «прослывет»? Замените его близким по смыслу глаголом. (аналогично в последней загадке – созерцать) Прослывет – прославится Созерцать – любоваться (эти глаголы на доску) 5. Согласование глаголов с существительными (работа на доске) -Вставьте в предложения пропущенные слова
Зимой папа (что делает?) ……. на лыжах.

Лена (что сделала?) …….мяч в кольцо.

На стадионе ребята (что делают?)………..в футбол.

Вика (что делала?)………на коньках.

Юра (что делал?)……..холодной водой.

IV. Итог занятия.
-Над какой темой работали на занятии? -Чему вы учились сегодня на занятии? -Какое задание вам понравилось больше всего? -А какое задание показалось вам самым сложным?
V. Рефлексия
(смайлики)
VI. Домашнее задание
-У вас на карточке 10 существительных. Подберите и запишите подходящие к ним по смыслу глаголы в прошедшем времени. Дерево, весна, шкаф, учитель, Марина, лето, бабушка, лётчик, огурец, сестра)

Урок русского языка по теме “Морфологические признаки глагола”

Цель: систематизировать знания морфологических и грамматических признаков глагола и умение применять их в правописании.

Задачи:

  • развивать виды мышления: логическое, теоретическое, дивергентное, креативное;
  • мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, установление закономерностей, классификация;
  • воспитывать любовь к миру, в котором живёшь, умение открывать для себя красоту окружающего мира, стремление двигаться по вертикали через познания к живому мышлению.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, дискета с изображением луга с одуванчиками, магнитофон, запись с голосами “природы”, схемы состава слов, схема-таблица морфологического разбора глагола, тексты “Золотой луг” М. Пришвина на каждого ученика, табличка с новым словом – “инфинитив”, рабочие тетради, таблички “начальная форма, вид, спряжение, время, лицо, число, род, синтаксическая роль).

I. Введение в тему.

(на экране луг с одуванчиками, Приложение1)

У. Я приглашаю вас на луг! На золотой луг!

Выразительное чтение текста. (читает подготовленный ученик)

Мы жили в деревне. И раз мне удалось сделать открытие.

Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Однажды я рано встал и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из интереснейших цветков, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.

У. Какова главная мысль рассказа?

Д. Умение открывать красоту мира.

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Замените одним словом. Определите тему урока.

Часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать?, обозначающая действие предмета.

У. Сегодня на уроке перед нами стоит цель: систематизировать морфологические признаки глагола.

III. Работа над темой урока.

1. Синтаксическая роль.

У. Работаем все вместе на листочках зелёного цвета. (у каждого ученика напечатан текст “Золотой луг”)

У. Найдите в тексте глаголы и подчеркните их.

У. Как их будете подчёркивать? Почему?

Д. Двумя линиями, т. к. в предложении выполняют синтаксическую роль сказуемого. (вывешиваю табличку – синтаксическая роль)

У. Прочитайте глаголы.

2. Неопределённая форма глагола.

У. Назовите отца глагола.

Д. Неопределённая форма. Инфинитив. (введение нового понятия – табличка)

У. Выпишите из текста глаголы неопределённой формы или инфинитив.

Докажите, что это инфинитив.

Как зрительно можно узнать глаголы неопределённой формы в тексте?

Д. Они заканчиваются на – чь, -ть, – ти. (табличка)

У. На какие вопросы отвечает инфинитив?

Почему два вопроса?

Определите вид у глаголов неопределённой формы, которые выписали.

Докажите правильность своего выбора.

В тексте устно определите вид глагола. (“цепочкой” 5 человек) (табличка)

У. Удивительная часть речи глагол. Имена прилагательные и существительные склоняются, а глаголы?

У. Работаем с текстом. Определяем спряжение в основной части текста “цепочкой”.

(начинаем определять коллективно, а заканчивают работу самостоятельно),

У. Прочитайте глаголы 2-го спряжения.

– Как определили? Чем руководствовались? (рассказывают правило)

Все глаголы подчиняются данному правилу?

Запишите глаголы – исключения, которые автор использовал в тексте. (видел)

Разберите по составу.

Найдите в тексте глаголы, соответственно схемам. (дети называют глаголы из текста)

(корень, суффикс, суффикс, окончание, основа)

(приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, основа)

(Схемы на доске) (табличка)

У. О чём могут рассказать части слова?

Д. О времени, роде, неопр. форме. (указываю на схемы)

У. Выпишите глаголы настоящего времени (раскрывают, становится)

– Докажите. (вопросы, окончания) – (табличка)

У. Местоимение – это часть речи с которой дружит глагол. Случайна ли эта дружба?

Д. С помощью местоимения определяем лицо.

У. Все глаголы изменяются по лицам?

Определите лицо у глаголов настоящего времени. (табличка)

Д. Таблички разного цвета.

У. Почему два цвета?

Д. Постоянные и непостоянные признаки глагола.

7. Число, род.

У. Мы все признаки обозначили?

Д. Число, род. (две таблички)

IV. Закрепление.

У. Перечислите все признаки глагола, о которых мы сегодня говорили. (читают надписи на табличках)

У. Вспомните, какова была цель урока?

Д. Систематизировать морфологические признаки глагола.

У. Удалось ли нам?

У. Молодцы! На уроке мы составили схему морфологического разбора глагола, которую будем использовать на следующих уроках (открываю схему разбора на доске) и систематизировали знания о глаголе.

У. Найдите глаголы по их морфологическому признаку.

несов. в. , II спряжение,сов. в. , I спряжение, в прош. вр.
в наст. вр. , во мн. ч.в ед. ч. , м. р. , в 3 л.

V. Итог урока.

У. Найдите в тексте глаголы, которые указывают на последовательность действий и предшествуют открытию.

Заметил – стал наблюдать – отыскал оказалось (на доске)

У. Каких глаголов не достаёт? Что происходит с человеком, когда он делает открытие?

У. Дополним и завершим нашу цепочку.

Заметил – стал наблюдать – отыскал – удивился – оказалось. (Открытие. ) – (на доске).

У. Вы составили последовательность – схему, с помощью которой происходит открытие, и сами, не замечая того, сделали открытие и не одно! – (схема морфологического разбора и схема по которой происходят открытия)

– Я прошу вас вернуться на луг. (на экране первичное изображение луга с одуванчиками)

– Чего не хватает, чтобы луг ожил?

У. Оживите луг только глаголами. (устно, “цепочкой” дети называют глаголы – жужжат, порхают, …. .)

– Вы волшебники! Вам это удалось. (звучит запись голосов птиц, шмеля, порывов ветра и выразительное чтение текста “Золотой луг” учеником)

У. (после чтения текста)

Закончим наш урок словами К. Паустовского. Вдумайтесь в них (говорит учитель под звуки “ природы”).

… Есть слова в русском языке, которые отвечают за порядок. Порядок во всём: в мыслях, в делах, в поступках. Называются они глаголами. От первого лучика солнца до приятного сновидения шаг за шагом ты идёшь по ступеням действий. Дышишь, думаешь, творишь, созерцаешь, сострадаешь, любишь… Дружи с глаголами, только они помогут прожить интересно ещё один день, познать мир и совершить ни одно открытие.

Коррекция недоразвития мелкой моторики на первом году обучения

Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Существует следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие задерживается.

Хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы, рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук и кистей. Даже самые незначительные нарушения моторики кистей рук и пальцев оказывают неблагоприятное влияние на развитие речи и успеваемость ребенка.

Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Немецкий философ говорил, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. Исследование современных физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях. Это доказывает тот факт, что утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы.

Психотерапевтический прием, при котором надо мысленно сосредоточиться на кистях, вызвать ощущение тепла в них, через центральную нервную систему оказывает благотворное воздействие на весь организм, позволяет расслабиться, снять напряжение.

Для обследования тонкой моторики у первоклассников действия с предметами при поступлении на логопункт давались следующие задания:

– выложить узор из мозаики;

– самостоятельно отстегнуть и застегнуть пуговицы;

– чертить карандашом вертикальные и горизонтальные линии;

– нанизывание бусинок на иголку (бусинки мелкие, средние, крупные);

– укладывать в коробку левой и правой рукой спичечные палочки, размером 5 см и 7-8 см.

Для обследования тонких движений пальцев рук необходимо определить качество и степень дифференцированности движений. Это обследование проводится примерно в следующем порядке:

– предлагают детям сжать пальцы в кулак, загнуть каждой из пальцев попеременно, на правой и на левой руке соединить пальцы одной руки с пальцами другой и т.д.

Из анамнестических данных уточняются:

– особенности развития локомоторных и статических функций;

– развитие манипулятивной деятельности;

– наличие навыков самообслуживания в школе и дома.

Большое значение имеет рисование, оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов.

Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Детям надо одновременно освоить графические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребенка значительных усилий.

Развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. Работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей проводится регулярно.

В первую очередь, большое внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся, который определяет специфические методы коррекционных воздействий.

Анализируется данные медицинских документов, в беседе с родителями выясняются особенности постнатального периода, раннего развития ребенка.

Учащиеся с недоразвитием моторики кистей рук на уроках письма быстро утомляются, у них неокрепший позвоночник, недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений.

Из общепринятых и общепризнанных видов графических заданий для развития мелкой моторики рук являются дорисовка, обводка предметов из пластмассы, лекал, рисование простого предмета или орнамента по шаблону.

Во время письма или в конце детям рекомендуется расслабить мышцы, изменить позу. Для этого приходят на помощь физминутки. Они бывают разные и учитель проводит их по своему усмотрению. Это могут быть речевые упражнения с движениями или просто физкультурные упражнения для кистей рук в течении 1-2 минут.

Дети, поступившие в первый класс, не могут длительное время держать карандаш и ручку. Быстро утомляются и отказываются от письма. У них не хватает мускульной натренированности. Для этого нужно развитие мускульной памяти. Дети штрихуют, обводят предметы, которые они нарисовали или построили с помощью трафаретов. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируется творческие способности учащихся. В результате овладения штриховкой постепенно исчезает напряжение мускулатуры руки.

В работе по развитию тонкой моторики рук большую роль играет ритмическая организация движения, которая оказывает положительные действия на развитие слуходвигательной и слухозрительно-двигательной координации.

Детям дается следующая инструкция: «Я хлопну 1 раз – ты поднимешь одну руку, я хлопну 2 раза – подними 2 руки». Затем задание усложняется: «Я стукну 1 раз – поднимешь руку, я хлопну 2 раза – поднимешь 2 руки».

Читайте также:  Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых

Пальцевая гимнастика проводится в начале или в середине логопедических занятий (сжимание, разжимание пальцев).

Упражнение «Погладим котенка» — плавные имитирующие движения (3-5 раз).

Упражнение «Веселые маляры» — синхронные движения кистей обеих рук, вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3-5 раз) и т. д.

Успешно пользуются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек: игры «Пальцы умеют говорить», «Пальчик-мальчик», «Сидит белка», «Про сороку», «Этот пальчик» и т. д. Все эти игры заключаются в поочередном разгибании пальцев левой руки, а правая рука в соответствии загибает пальцы левой руки.

Огромную роль играют народные игры на пальчиках поочередным сгибанием и разгибанием. Наряду с этими играми для тренировок тонких движений пальцев рук используются разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

– кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (пальчики здороваются);

– упражнения «Крыша», «Башня», «Дом», «Дверь», «Ворота», «Стул», «Кресло», «Стол», «Две разговаривают» и т. д.

Для занятия нужны учебные карандаши, фломастер, флажки, палочки, рисовая, перловая, гречневая крупы, пуговицы, лепестки шишек, вышивание по отмеченным ломанным линиям, точкам.

На логопедических занятиях в первом классе МБОУ «БНОШ» уделяется большое внимание играм на развитие моторики рук. Они используются совместно с нетрадиционными технологиями: пескотерапией, сказкотерапией, изотерапией и массажем.

Простой точечный массаж и надавливание имеют огромное значение для укрепления мыщц.

Общеукрепляющие упражнения, сгибание, прогибание пальцев, круговые движения с орехами можно выполнять почти на каждом занятии. Дети, массируя пальцы рук, нормализуют функции различных внутренних органов – восточные ученые наглядно доказали рефлекторную связь каждого пальца руки с определенным органом.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга ребенка. Одна из главных задач на первом году обучения – коррекция недоразвития мелкой моторики, которая обеспечивает хороший почерк, хорошую память, речь.

Атласова Ксения Борисовна,
учитель надомного обучения МБОУ
«Бердигестяхская начальная общеобразовательная школа»
МР «Горный район» РС(Я) с. Бердигестях

Технология коррекции мелкой моторики у дошкольников

Любовь Архипова
Технология коррекции мелкой моторики у дошкольников

Мелкая моторика – это умение совершать мелкиеи точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. У детей с нарушенным интеллектом наблюдается выраженная в разной степени общая моторная дефицитность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук.

Для умственно отсталых дошкольников мелкая моторика является важным средством коррекции, компенсации и восстановления, нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе.

Нарушения моторики у рассматриваемой категории детей связано с неспособностью согласовывать работу обеих рук, согласовывать их движения. Затруднения вызывают быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое. У данной группы детей долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обоих рук.

У многих умственно отсталых детей отмечается недоразвитие мелкой моторики, зажатость и недостаточный объем движений. Слабое различение мышечных ощущений приводит к плохой координации. Таким детям свойственна пониженная работоспособность, они быстро утомляются и устают. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности детей. Слабость двигательной координации кистей и пальцев рук усложняет усвоение трудовых, учебных, культурно-гигиенических навыков, а так же навыков самообслуживания. Для детей с нарушенным интеллектом свойственна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, перемещение центра листа в стороны, неточность и нечеткость проведения линий (ломаной, волнистой, прямой, в ходе работы с шаблоном наблюдается его соскальзывание. Важно отметить, что у таких детей данные виды координаций без специально организованной работы не вырабатываются.

Коррекционно – педагогическая работа с детьми имеющими нарушения интеллекта подразумевает воздействие на все психические процессы, сглаживая, выравнивая и компенсируя их, решая, таким образом, образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи специального (коррекционного) дошкольного образования.

Уровень развития мелкой моторики, в частности, графомоторных навыков ребенка является показателем готовности к обучению в школе. Недостаточное развитие мелкой моторики, неподготовленность руки к письму, может привести к негативному отношению к учебной деятельности. Необходимо, чтобы ребенок в старшем дошкольном возрасте научился контролировать и координировать свои движения и действия.

Решение такой задачи возможно только при систематическом проведении коррекционно – развивающих занятий с применением специально подобранных игр, заданий и упражнений, обращенных на коррекцию и развитие мелкой моторики умственно отсталых дошкольников.

В коррекционно – педагогической работе основным методом является метод практических заданий, так как обучение, не может реализовываться без деятельности самого ребенка. Игровые методы и приемы занимают существенное место в работе педагога при обучении умственно отсталых детей и являются основным приемом в дошкольном возрасте. Применяя в своей работе игры, педагог пробуждает интерес к содержанию обучения, обеспечивает связь познавательной деятельности с игровой. Игровые приемы помогают привлечь внимание детей, лучше и быстрее овладеть материалом.

В специальной коррекционной работе с умственно отсталыми дошкольниками особое внимание уделяется развитию общей и мелкой моторике рук. Чем выше двигательная активность детей, тем они лучше развиваются, поэтому начинать следует с раннего возраста.

Известно, что в основе каждого действия детей лежат так называемые базовые «схемы-движения». Известно, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью что и рука. Регулярные упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным способом повышения работоспособности головного мозга. В настоящее время подтверждена взаимосвязь развития речи и интеллекта от степени сформированности тонких движений рук. Тонкая моторика– основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Незрелость в развитии моторных функций выражается в недостаточной координации движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как конструирование, аппликация, рисование, лепка, где дети работают с мелкими деталями; при выполнении бытовых действий – одевании, раздевании, застегивании и расстегивании пуговиц, застежки-молнии, шнуровании ботинок.

Для развития мелкой моторики при работе с умственно отсталыми детьми, положительного результата можно добиться,используя следующие упражнения:

• игры с мозайкой, конструктором и другими мелкими предметами;

• рамки – вкладыши разной формы;

• элементы массажа и самомассажа, Су-Джок терапия;

• завинчивание и отвинчивание крышек у баночек разного диаметра;

• игры с цветными счетными палочками (выкладывание из палочек различных предметов, начиная с простых геометрических фигур, затем постепенно усложняя задание);

• отрывание и сминание кусочков бумаги то левой, то правой рукой;

• различные виды шнуровок;

• застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний;

• наматывание ниток на катушку, клубочек;

• игры с прищепками разного цвета, размера и формы;

• рисование по шаблону;

• бусы разного размера и цвета

Положительный эффект в развитии моторики дает проведение специальной пальчиковой гимнастики. Основной целью, которой является не механическая тренировка движений руки, а регулярное обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.

Очень важным моментом в проведении подобного рода игровых упражнений является участие в них педагога. Для детей с нарушенным интеллектом присущ низкий уровень самостоятельности, значит организатором и вдохновителем в проведении пальчиковых игр является педагог, который создает у детей положительный эмоциональный настрой по ходу игры, активизирует у детей интерес к игре, желание участвовать в ней. Дети очень любят ритмически организованную речь взрослого, поэтому даже самые простые стишки доставляют им особую радость.

Простые и несложные движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность и зажатость движений.

Развитию мелкой моторикирук очень хорошо помогает работа с пластилином: использование формообразующих движений при скатывании колбасок, скатывании округлых форм, прищипывании, вдавливании, сглаживании. Детям нравится лепить «Червячков для Петушка «Печенье для кукол», «Созревшие яблоки», «Радостного Колобка» и многое другое.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга детей. Разновидные действия руками, пальчиковые игры и упражнения стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Систематические занятия по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью оказывают благоприятное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе

«Развитие мелкой моторики дошкольников». Самообразование Самообразование на 2018 -2019 учебный год Воспитатель : Рудус Е. В Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников». Цель: Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики как прием коррекции речевых нарушений У детей с нарушениями в речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений.

Аква-гимнастика: здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование его как личности, связано с развитием.

Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5–6 лет Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5-6 лет 1. Бусы Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов. Что.

Отчета по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников» Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников». Воспитатели: Казакова В. З. Григоренко С. В. Период работы над темой:.

Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей.

Развитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц азвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц. Самый благоприятный.

Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством дидактических игр Развитие тонкой (мелкой) моторики рук крайне важно для любого ребенка. Это объясняется тем, что в человеческом мозге отделы, отвечающие.

Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ Актуальность проблемы: Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной.

Развитие речи у дошкольников посредством мелкой моторики рук «Развитие речи у дошкольников, через мелкую моторику рук». Актуальность вопроса и перспективы: Вопрос о полном развитии речи детей дошкольного.

Коррекция моторики

Основная цель коррекции моторики состоит в преодолении недостатков физического статуса. К недостаткам физического развития детей с ограниченными возможностями относятся общая ослабленность организма, сниженный иммунитет (индекс здоровья у них, как правило, ниже по сравнению с другими детьми). Многим детям-инвалидам свойственна гипокинезия, или гиподинамия (малоподвижный образ жизни), что зачастую вызвано «охранительным режимом», страхом родителей и воспитателей перед возможными травмами.

Развитие моторики тесно связано с нервно-психической деятельностью, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательными системами. Особый акцент следует делать на формирование и развитие произвольных движений, которые стимулируют работу Высшей нервной деятельности. Физическое состояние и двигательная способность во многом определяют общую дееспособность в обучении и труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития.

Физкультурно-оздоровительная работа в направлена на улучшение общего состояния здоровья, закаливание организма, повышение жизненного тонуса, улучшение физической и умственной работоспособности, освоение основных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки) и основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), обучение рациональному дыханию, воспитание правильной осанки и походки.

Направления коррекции моторики

1. Общая моторика.

2. Мелкая моторика.

3. Артикуляционная моторика.

В каждом направлении существуют разные требования: от общего уровня развития до профессионального мастерства.

Состояние общей моторики характеризуется правильным телосложении, пропорциями, осанкой, положением стопы, координацией движений, умением держать равновесие.

Средства коррекции общей моторики

§ Лечебная физкультура направлена на предотвращение осложнений после соматических заболеваний, нормализацию мышечного тонуса, исправление контрактур (фиброзная неподвижность суставов), неправильных поз, вызванных параличами и парезами. Фиброзная неподвижность суставов при ДЦП существенно за трудняет процесс реабилитации. Основная причина данной патологии — мышечный дисбаланс: если мышцы, служащие для разгибания колена и подъема стопы, очень слабые, а мышцы, служащие для сгибания колена и опускания стопы, сильные, вполне вероятно появление контрактур. Возникновение их можно предупредить благодаря правильному расположению ребенка, а также физическим упражнением на амплитуду движения (например, потягивание подобно кошке или собаке).

§ Утренняя гимнастика для разминки суставов, мышц, усиление кровообращения. Помимо комплексов утренней зарядки, это могут быть несложные упражнения в постели еще до подъема с нее, а также виброгимнастика, занимающие от 1 до 2 минут времени.

§ Уроки физкультуры для овладения основными двигательными умениями и качествами.

§ Физкультминутки для снятия усталости и психофизического напряжения на уроках включают упражнения, способствующие выработке правильной осанки, восстановлению отделов позвоночника.

§ Спортивные игры, эстафеты для развития духа состязательности, повышения эмоционального тонуса.

§ Ритмика как учебный предмет и как внеклассное занятие, помогающее выполнять разнообразные произвольные движения, научиться красиво двигаться под музыку. Сюда входит работа над выразительностью движений при музыкальной поддержке, элементы хореографии.

§ Кинезотерапия и позиционная гимнастика направлены на развитие основных движений с помощью специальных приспособлений, в частности укладок, которые используются как фиксирующие. При этом порядок формирования движений сохраняется таким, как он имеет место при нормальном естественном развитии: подъем головы, повороты, присаживание, вставание, перешагивание, ходьба.

§ Мануальная терапия, массаж.

§ Гидротерапия — система коррекционных упражнений в воде, что далеко не однозначно обычному плаванию в бассейне. Это средство коррекции моторики особенно показано при ДЦП: в воде улучшается кровообращение, уменьшается вес конечностей, снижается мышечный тонус, увеличивается объем движений.

§ Иппотерапия — реабилитация посредством верховой езды. Тепло лошади способствует расслаблению спастических движений, мышц, наполняет ребенка жизненной энергией по принципу «сообщающихся сосудов». Все упражнения, традиционные для зала, в том числе с мячом, с гимнастической палкой, флажками становятся более интересными, привлекательными для ребенка, сидящего на лошади. Например, протянуть, вытянуть руки вперед — «Возьми лошадку за ухо». Ребенок учится держать равновесие, у него вырабатывается условный рефлекс ходьбы, так как шаг лошади совпадает с шагом человека.

§ Дельфинотерапию можно отнести к «экзотическим» средствам коррекции моторики и эмоционально-волевой сферы. Дельфины — своеобразное живое УЗИ. На здорового человека они не реагируют (эхолакация требует значительных затрат энергии, и дельфин не всегда ее «включает»), но каким-то образом чувствуют тех, у кого не все в порядке со здоровьем. Дельфинотерапия особенно показана при аутизме. Сначала ребенок преодолевает чувство страха перед большой рыбой. Потом, поплавав с дельфином, учится концентрировать внимание и, в конце концов, раскрывается, у него появляется потребность выразить словом свои чувства.

В коррекции общей моторики большое значение имеет специальное оборудование. Это разнообразные тренажеры, мягкие спортивные модули, лечебные мячи, средства для тренировки вестибулярного аппарата и для развития умения балансировать (гамак, карусель, качели, вращающийся стул, горка, трамплин, батут, скейтборд) и др.

Участие в международном физкультурно-спортивном движении Special Olympics перевернуло наши представления о физических возможностях детей-инвалидов и соответственно подтолкнуло к коренному пересмотру содержания программ по физическому воспитанию в специальных школах. Данное движение было основано в 1968 г. Юнис Кеннеди-Шрайвер, и в настоящее время является самой крупной в мире программой спортивных тренировок и соревнований по 23 зимним, летним и демонстрационным олимпийским видам спорта для детей и взрослых с интеллектуальной недостаточностью. В программах Special Olympics ежегодно принимают участие более 1 миллиона спортсменов из 120 стран мира с любым уровнем возможностей от 8 лет и старше с уровнем интеллекта ниже 80 IQ. Девиз игр: «Дай мне победить, а если я не смогу, то пусть я буду смелым в этой попытке!».

Официальные летние виды спорта: плавание (водные упражнения), легкая атлетика, баскетбол, кегли, велоспорт, конный спорт, футбол, гимнастика, роликовые коньки, софтбол, теннис, волейбол.

Официальные зимние виды спорта: равнинные и горные лыжи, бег на коньках, фигурное катание, хоккей на полу, хоккей с мячом.

Демонстрационные виды спорта: бадминтон, гольф, тяжелая атлетика, настольный теннис, гандбол.

Современным направлением в развитии психофизических возможностей человека является образовательная кинесиология — учение и практика о возможностях использования естественных физических движений с целью организации деятельности мозга и тела для развития самоструктурированного опыта и творческой самореализации личности. Это направление основано на исследованиях психологов и педагогов гуманистического направления (А. Гезелл, К. Роджерс, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Л. Кларк, Дж. Канфильд и др.). Методика «оживления» и активизации природных механизмов работы мозга Пола и Гейл Деннисон строится на двух принципиальных типах движения:

Читайте также:  Использование метода биоэнергопластики при дизартрии

§ движения, пересекающие некую центральную зону тела, которые интегрируют движение и мысль;

§ односторонние движения тела, ведущие к разъединению мысли и движения.

Мелкая моторика — это тонкие, дифференцированные движения пальцев. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В. А. Сухомлинского: «Ум находится на кончиках пальцев». По возможности следует максимально развивать обе руки: и правую, и левую, что будет способствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга. Существует специальный термин амби-декстрия — одинаковое развитие функций обеих рук, которое может быть врожденным или сформироваться в процессе тренировки.

Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности, как сжатие, откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание, нанизывание, лепка из пластилина и глины, конструирование и работа с мозаикой, выкладывание фигур из спичек, освоение ремесел (вышивание, плетение, вязание, выжигание, работа с бисером), прокалывание, склеивание, вырезание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразительная деятельность и др. Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирамидки, раскладывание палочек, пуговиц, зерен, фасолек и т. п., изготовление бус из различных предметов (готовые бусинки, ракушки, рябина и т. п.), волчки, эспандеры, весовые дощечки и цилиндры, рамки Монтессори, разнообразные виды застежек, которые используются в одежде и обуви). Эффективным приемом для развития функций кисти руки является смятие, комкание бумаги, салфеток, газет и заталкивание их в банку, бутылку; или ребенку предлагается порвать их на мелкие кусочки, чтобы «приготовить подстилку для попугая или морской свинки».

Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика,

Йогу пальцев, или мудры, можно использовать не только для улучшения развития мелкой моторики, но и как лечебно-оздоровительное средство. На санскрите «мудрой» называется ритуальное положение рук в индобуддийской религии. Большинство мудр не имеют противопоказаний и обеспечивают лечебный эффект. Так, мудра «Знание» снимает эмоциональное напряжение, улучшает мыслительные процессы, активизирует память, способствует концентрации внимания. Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены, не напряжены. Мудра «Небо» оказывает значительное влияние на улучшение слуховой функции. Методика исполнения: средний палец сгибаем так, чтобы подушечкой он прикасался к основанию большого пальца, а большим прижимаем согнутый средний. Мудра «Жизнь» выравнивает энергетический потенциал всего организма, благотворно влияет на зрительную функцию. Методика исполнения: подушечки сердечного, мизинца и большого пальцев соединяются вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. «Окно мудрости» используется при нарушениях мозгового кровообращения, склерозе сосудов головного мозга, открывает жизненно важные центры, активизирует умственную деятельность — безымянный палец прижимается первой фалангой большого пальца. Существуют позы пальцев для снятия почти всех распространенных болезненных состояний. Важно помнить, что все мудры выполняются одновременно на двух руках до 30 мин. в день.

Во всех случаях развитие мелкой моторики не должно превращаться в самоцель. Зачастую это неотъемлемая часть работы по формированию навыков самообслуживания и обучения ремеслам.

Коррекция моторики лица и артикуляторного аппарата направлена на снятие паретичности, вялости, установление фиксированных положений органов артикуляции, выработку целенаправленной воздушной струи. Средства развития: артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений на дутье, логопедический массаж, логоритмика.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц: жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). В связи с этим следует проводить упражнения различных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

При выборе методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Для еще не говорящего ребенка работа строится по принципу развития и упорядочивания ритмических движений на базе уже имеющихся автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформированные из безусловных реакций, превращаются в речевые, условные. Занятия ведутся по схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения переходят к выработке более дифференцированных движений в этой области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту.

Артикуляционные упражнения подбираются в соответствии с характером дефекта произношения и целесообразности рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для данного звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор упражнений и качество выполнения. Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 3110 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Коррекция нарушений крупной и мелкой моторики.

Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.

Крупная моторика. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Мелкая моторика. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Нарушенное развитие крупной моторики.

Выраженные проявления нарушений двигательной сферы сразу бросаются в глаза. Для распознания начинающихся, минимальных, отклонений от нормы на ранних стадиях взгляд неспециалиста оказывается недостаточно проницательным. Легкие нарушения двигательной сферы вначале почти незаметны. Как правило, они проявляются уже в течение первого года жизни. Обнаружение такого рода нарушений – задача специалиста. В то же время внимательные родители могут помочь своими наблюдениями врачу или специалисту по лечебной гимнастике.

Если у родителей появляются сомнения в нормальном развитии их ребенка, и они обращаются к детскому врачу, то заполненная Таблица сенсомоторного развития может оказать специалисту существенную помощь при дальнейшем обследовании и составлении терапевтической программы. С момента рождения ребенка важно обращать внимание на следующие особенности движений и изменения положения тела:

Малыш негибкий, малоподвижный. Чрезмерное напряжение мышц осложняет свободу движений. Пример: вместо того, чтобы активно дры-гать (сучить) ножками, малыш лежит, судорожно вытянувшись в кроватке с сжатыми или скрещенными ножками. Во время пеленания это особенно заметно, когда маме с трудом удается раздвинуть ребенку ноги. Иногда ребенок принимает необычные позы: чрезмерно выгибает позвоночник, запрокидывая назад голову; в более старшем возрасте — постоянное согнутое положение рук при переворачивании ребенка на живот.

Малыш вял, сонлив. Малыш просто не находит сил, чтобы удержать головку и тело в положении лежа, сидя и стоя.

Движения одной стороны более интенсивны. Во многих случаях наблюдается односторонний парез или снижение тонуса мышц правой или левой стороны тела. Это также является признаком двигательных нарушений. Пример: малыш активно болтает одной ножкой, в то время как вторая почти или вообще не двигается. То же касается движения рук.

Нарушения крупной моторики выражаются также в неуверенном удержании равновесия, например, когда ребенок ползает на четвереньках или ходит. В то же время может быть нарушен контроль движения головы.

Нарушенное развитие мелкой моторики

Уже на первом году жизни нормально развитый ребенок все чаще и интенсивнее использует руки и пальцы для изучения окружающего мира. Для этого он должен обладать достаточной силой и подвижностью. Задержки в развитии мелкой моторики можно достаточно легко проследить по Таблице сенсомоторного развития. Если движения рук осуществляются неправильно, то речь идет о функциональных нарушениях. Ниже представлены некоторые показатели патологических нарушений развития мелкой моторики.

Негибкие движения рук. Если полугодовалый ребенок все еще держит одну или две руки сжатыми в кулачок, это – предупредительный сигнал для родителей. Иногда ручки настолько сильно сжаты, что взрослому с трудом удается вставить в ладошку ребенка погремушку.

Между 6‑м и 12‑м месяцем малыш должен начать играть пальцами таким образом, что каждый палец активно двигается. Детям с нарушениями развития движение отдельных пальцев удается с трудом. Малыш тянется за предметом, но ему с трудом удается схватить и удержать его. Ребенку более старшего возраста зачастую сложно сжать что‑то в руках, например, куклу, пищащую резиновую игрушку и т. п.

Одностороннее нарушение мелкой моторики. Для распознания нарушений на ранней стадии большое внимание необходимо уделять одно-сторонней слабости или неподвижности рук и пальцев. Если ребенок стар-шего возраста в процессе проявления тенденций к право– или леворукости предпочитает одну руку, в этом никакой патологии нет. Но если ребенок, работая с предметами, никогда не прибегает к помощи второй руки, это серьезное подозрение на одностороннее функциональное нарушение.

Судороги и дрожь — резкие и повторяющиеся мышечные сокра-щения в кисти ребенка. Подобные судорожные движения могут возник-нуть также в области предплечий, плеч, затылка (конвульсивное подерги-вание головой) или лица (мимические конвульсии). Иногда можно на-блюдать не порывистые, а медленные и тянущие движения пальцев и рук. Они также как судороги не подчиняются воле. Пальцы при этом иногда выполняют извилистые червеобразные движения. Медленные и напря-женные движения могут наблюдаться и в мимической мускулатуре лица.

Более мелкая или более крупная дрожь может также появиться в мышцах головы и тела.

Коррекция крупной моторики. Для занятий, направленных на коррекцию общих моторных нарушений, очень полезно иметь дома свой небольшой спортивный комплекс. С его помощью делаются привычными трудные и, возможно, даже страшные для ребенка упражнения: лазанье, прыганье, верчение, кувыркание, подтягивание, хождение по скамейке.

Упражнения и игры хорошо проводить и на природе. Это может быть бег по склону, ходьба по бревну, игра в прятки (прятаться за деревом), бросание шишек в цель, игры «Кто бросит выше?», «Кто бросит точнее?» (надо попасть в дерево). Полезно детям находиться и двигаться в воде (в ванне, бассейне, реке, море), кататься зимой на лыжах, коньках, летом — на велосипеде.

Работа с детьми по формированию моторных функций требует большого терпения, многократных объяснений и показа, на отработку каждого упражнения уходит длительное время. Занятия физическими упражнениями должны быть включены в общее расписание дня ребенка. Регулярность создает привычку к занятиям и потребность в них.

Играя с ребенком в любую спортивную игру, взрослый должен учитывать моторную неловкость ребенка и незаметно для него помогать ему. Например, если ребенок не может забросить мяч в корзину, прикрепленную к стене, педагог берет ее в руки и немного подыгрывает ребенку, успех рождает интерес к игре и желание пробовать свои силы. Во время таких занятий педагог постоянно поощряет, одобряет ребенка: «Вот уже научился!», «Молодец!» и т. д. Сначала все упражнения делаются совместно с ребенком, беря его руки в свои, управляя его движениями. Потом ребенок повторяет показанные движения, выполняет упражнения по подражанию, а затем и по инструкции.

Коррекция мелкой моторики имеет свою специфику.

Первое занятие с ребенком строится при опоре только на его интере-сы. У детей часто обнаруживается интерес к мелким сыпучим предметам. Пересыпая горох, можно имитировать падение капель. Затем можно, предложив ребенку убежать от «дождя», перейти к работе с пластилином. Например, педагог рисует петуха и вместе с ребенком выкладывает контуры пластилином (можно рисовать петуха, утку, машину, рыбку, котика, цветок и др.). Затем ребенок, беря горошину, делает глаз петуху, «кормит» петуха, накладывая вокруг него горох на пластилин.

С этой же целью изготавливаются различные поделки, комбинируя пластилин с природным материалом (мох, желуди, ягоды, арбузные семечки, крылатки клена, листья, шишки, каштаны и т. д.), вызывающим обычно интерес у ребенка. Из пластилина и крылаток клена легко слепить солнышко, стрекозу; из ярких листьев и пластилина — бабочку; из шишек и пластилина — лебедя; из желудя и пластилина — грибы и т. д.

Во время письма, рисования, труда проводится специальная гимнастика для рук. Например, детям предлагают: «Сделай так, чтобы пальчики поздоровались», «Сделай «колечко», «лодочку», «корзиночку», «замок», дети передвигают карандаш тремя пальцами вперед, назад, перевертывают его между средним и указательным пальцами с помощью большого.

Детям с более тяжелыми нарушениями мелкой моторики можно давать пересыпать ложкой или совочком горох, крупу из одной миски в другую: ребенка могут занять игры с песком на площадке (он нагружает им самосвал, насыпает в ведра, делает из него куличики, сажает огород, для чего берет игрушечные овощи).

Огромное значение для развития тонких движений имеет работа с бумагой. Сначала совместно изучаются свойства бумаги: бумага мнется, рвется, складывается, режется, ее можно склеивать. Это занимает детей. Они отщипывают кусочки бархатной или другой цветной бумаги, наклеивают их на белый лист, где нарисованы контуры травы, облаков, солнышка. Получается яркий пейзаж. Отрывают ленточки, полоски бумаги, а потом играют с ними, подбирая их по цвету, учатся сгибать и разгибать бумагу пополам, совмещая углы и стороны. Таким образом, из бумаги без применения клея можно сделать разные фигурки. Дети учатся резать ножницами бумагу. Сначала просто режут, затем по прямым линиям. Получается бахрома на салфетке, зубчики на гребешке, кисточка. Вырезают геометрические фигуры прямоугольной формы, снежинки. Только после этого переходят к вырезанию по кругу, овалу.

Коррекция мелкой моторики включает 5 этапов.

На I этапе обучение идет по подражанию. Педагог работает с ребенком, используя готовые формы, строго ограничивая их количество. Это могут быть фигуры, вырезанные из бумаги,— для аппликации; объемные фигуры, магнитные плоские геометрические фигуры, мозаика — для конструирования; если это лепка — то заранее приготовленные палочки и шарики из пластилина, фасоль, горох, другой материал.

На II этапе продолжается работа по подражанию, но теперь ребенок начинает действовать более активно. Совместно с взрослым он скатывает шар или палочки. Педагог вначале показывает, как это делать, ребенок смотрит на действия педагога и старается повторить те же движения.

На III этапе идет работа по образцу. Для того чтобы привлечь к нему внимание ребенка, необходимо подобрать объект, интересующий его, сделать так, чтобы он увидел его, обратил внимание, захотел рассмотреть. Педагог побуждает его к этому, задавая вопросы, отмечая особенности объекта — его величину, форму, цвет, материал, конструкцию, рассказывая о его назначении. Педагог учит ребенка соблюдать последовательность при выполнении задания.

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия по теме (Автоматизация звука Ш в словах)

На IV этапе возможно выполнение по инструкции. Однако осознать и запомнить целиком речевую инструкцию для детей сложно. Многие не понимают отношений, выраженных предлогами на, над, под, не знают значения многих слов, в процессе работы они, как правило, истощаются и теряют план действий. Поэтому вначале инструкция дается частями.

Ребенок еще не сможет сделать всю работу самостоятельно, он не удерживает задание в памяти и нуждается в побуждении, напоминании. И только на V этапе некоторые дети способны выполнить работу полностью самостоятельно.

При лечебно-педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опорность на раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук.

Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения-приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с маленькими куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.

Многие дети, преодолевая серьезные трудности в моторике, могут достичь достаточно высокой степени организации деятельности, благодаря чему создается база для более успешного обучения в школе.

113802 (Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью), страница 3

Описание файла

Документ из архива “Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью”, который расположен в категории “дипломные работы”. Всё это находится в предмете “педагогика” из раздела “Студенческие работы”, которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе “остальное”, в предмете “педагогика” в общих файлах.

Онлайн просмотр документа “113802”

Текст 3 страницы из документа “113802”

1.2 Особенности развития физических качеств и мелкой моторики у детей с умственной отсталостью

Диагностика умственной отсталости не ограничивается оценкой степени психического недоразвития. Большое место в диагностическом процессе занимает соматическое обследование.

Часть умственно отсталых детей имеют аномальный внешний вид. Эта внешняя аномальность обусловлена не только часто отмечающейся у умственно отсталых детей диспластичностью строения лица и тела, но и наличием выраженных неврологических расстройств, вторичными деформациями черепа (при органическом поражении мозга), гипомимией и т. п. Степень изменения внешнего вида больных связана с глубиной интеллектуального дефекта и характером мозговой патологии. При легком интеллектуальном недоразвитии больные могут иметь нормальный внешний вид. Но следует иметь в виду, что и при глубоком интеллектуальном дефекте больные могут не иметь грубых аномалий сложения. Они иногда вполне гармонично сложены и даже миловидны. Но в большинстве случаев изучение соматических особенностей умственно отсталого больного дает возможность не только диагностировать некоторые нозологические формы интеллектуального недоразвития, но и оценить сроки поражения мозга. При соматическом осмотре выявляются врожденные пороки развития и так называемые малые аномалии, которые очень часто встречаются у больных с умственной отсталостью, что указывает на внутриутробный характер поражения. Эти аномалии являются следствием незавершенного, реже искаженного морфогенеза (часть из них может быть и выражением нормальной вариабельности того или иного морфологического признака). Число их и разнообразие настолько велики, что составить их перечень не представляется возможным, тем более что такие аномалии обнаруживаются не только при внешнем осмотре ребенка, но и при дополнительных обследованиях — при осмотре окулистом, при рентгенографии черепа, позвоночника, конечностей.

Физическое развитие больных олигофренией часто отстает от возрастной нормы и нередко, даже при отсутствии явной внутриутробно обусловленной диспластичности, характеризуется непропорциональностью строения туловища и конечностей, искривлением позвоночника, признаками церебрально-эндокринной недостаточности (ожирение, недоразвитие половых органов, нарушение темпа и сроков формирования вторичных половых признаков). Особенно большое место занимают неврологические нарушения. Это могут быть не только такие грубые симптомы, как параличи, парезы, атаксия, гиперкинезы, но и неврологическая микросимптоматика.

Большое значение в диагностике умственной отсталости имеют офтальмологическое и рентгенографическое исследования (особенно рентгеновская компьютерная томография). Исследование глаза нередко позволяет выявить такие симптомы, как хориоретинит, пигментная дегенерация сетчатки, катаракта, глаукома, а также некоторые микроаномалии, указывающие на внутриутробный дисгенез, — глиоз дисков зрительных нервов, аномалии строения сосудов сетчатки и т. п. Во многих случаях при осмотре глазного дна определяются степень внутричерепной гипертензии и ее динамика. Рентгенография черепа очень важна для выявления признаков повышения внутричерепного давления, локализации атрофии паренхимы мозга и деформаций ликворных пространств, скрытых аномалий строения черепа, особенно для диагностики краниостеноза.

Поскольку большая часть случаев умственной отсталости остается этиологически неясной, для врачей, контактирующих с умственно отсталыми детьми, весьма остро стоит вопрос: можно ли на основании характера клинических особенностей олигофрении разграничить наследственные и экзогенные ее формы. По-видимому, ответ на этот вопрос может быть следующим: до тех пор, пока у больного не диагностирована какая-либо определенная нозологически-специфическая форма поражения (как правило, наследственного, реже экзогенного генеза), этиологический диагноз может ставиться лишь предположительно, поражение можно отнести к «вероятно экзогенным» или к «вероятно наследственным».

В зарубежной литературе имеется большое число работ, направленных на поиски особенностей психологической структуры дефекта при семейно-конституциональной умственной отсталости и критериев ее дифференциации от экзогенно обусловленных органических поражений (Zigler Е., 1967; Kirman В., Bichnele J., 1975; Caspar E., 1977]). Речь идет о выявлении особенностей познавательной деятельности, уровня мотивации и т. п. Отдельные интересные находки, однако, не способствовали разработке четких диагностических критериев.

При всех формах умственной отсталости степень компенсации и возможности развития значительно возрастают при своевременно начатых и правильно организованных лечебно-коррекционных мероприятиях [7,9,11,15 и др.]. Общеизвестно, что для человека, у которого нет двигательных недостатков, занятия физическими упражнениями – это способ активного развития. Для умственно отсталого же ребенка физическая культура является еще и одним из основных средств устранения отклонений двигательной сферы, а также способом поддержания и укрепления здоровья, так как физические упражнения можно применять длительное время, переходя от лечебного и профилактического к оздоровительному и тренировочному эффекту.

Многочисленные нарушения двигательной сферы являются одной из основных причин, которые затрудняют формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков, затрудняют социальную адаптации. Вместе с тем, исследователями было установлено, что дети данной категории имеют значительные потенциальные возможности в развитии [4,6,9,15,18]. Специалисты видят самые различные пути исправления нарушений двигательной сферы. Так, по мнению Р.Д. Бабенковой, для повышения эффективности коррекции двигательных нарушений умственно отсталых учащихся младших классов следует применять упражнения на коррекцию актов дыхания, нормализацию мышечного тонуса, исправления качественных нарушений элементарных движений, формирование правильной осанки. При этом подбор практического материала рекомендуется осуществлять исходя из состояния физического развития детей, патогенеза, дефектов их моторики и состояния интеллекта.

А.А. Дмитриев считает, что при обучении детей-олигофренов важное значение будет приобретать зрительно-наглядная информация, процесс ее анализа и синтеза, а сочетание практического выполнения двигательных актов с их словесным опосредованием при коррекции нарушенных движений окажет эффективное воздействие на их формирование. Н.А. Козленко также отмечает, что у олигофренов двигательные акты недостаточно регулируются речью. По его данным, 84 % детей не смогли выполнить по слову преподавателя даже элементарные упражнения, хотя при показе выполняли легко. С.Ю. Юровский [24], в свою очередь, предлагает строить обучение учащихся вспомогательных учреждений движениям на основе широкого использования наглядности.

Многие исследователи, в том числе и зарубежные, соотносят коррекцию двигательных нарушений с целенаправленным развитием двигательных качеств, поскольку исправление двигательных нарушений с помощью физических упражнений будет способствовать развитию определенных двигательных качеств.

Одним из важнейших факторов оптимизации учебного процесса в коррекционных учебных заведениях, по мнению многих ученых [1,8], является реализация такого общеметодического принципа физического воспитания как индивидуализация обучения, так как этиопатогенез, структура дефекта и сопутствующие ему отклонения в психо-эмоциональном и соматическом развитии у детей данного контингента предполагают полиморфность их состава в одном возрасте или учебной группе. Подходы к индивидуальной работе с учениками вспомогательных учебных заведений могут быть весьма различны. Это может быть индивидуальный подход к коррекции конкретного двигательного нарушения, индивидуальное развитие каких-либо физических качеств и т.д.

Важнейшим вопросом в методике и практике физического воспитания школьников с умственной отсталостью является вопрос дозирования нагрузки. Так, ряд авторов [4,20], давая физиологическое обоснование методики использования физических нагрузок при занятиях с аномальными детьми, указывает, что скорость, мышечная сила, прыгучесть и гибкость наиболее эффективно развиваются при выполнении упражнений до первой стадии утомления. А.А. Дмитриев высказывает мысль, что применение повторного метода выполнения физической нагрузки до второй стадии утомления в практике вспомогательной школы возможно, но только с обязательным индивидуальным подходом к дозированию. Е.С. Черник отмечает, что при выполнении физических упражнений в большинстве случаев для детей-олигофренов возможны: умеренная, значительно реже – большая, и в редких случаях – максимальная зоны мощности работы.

Разработка адекватных методик проведения коррекционных мероприятий в сфере физического воспитания с умственно отсталыми детьми предполагает изучение, во-первых, их морфофункционального статуса и, во-вторых, физической подготовленности.

Нарушение функционирования ЦНС, присутствующее у детей с заболеванием олигофрения в степени дебильности, является причиной различных нейро- и психофизиологических нарушений.

Понятие «физическое развитие» рассматривается различными авторами, как непрерывный процесс, на каждом этапе онтогенезе характеризующийся совокупностью связанных между собой морфологических и функциональных свойств организма и обусловленный этими свойствами запас физических возможностей при ведущей роли ЦНС [1,16,20]. Вместе с тем, необходимо помнить о том, что даже при нормальном развитии человеческого организма наблюдается гетерохронность формирования отдельных систем [7,23], а развитие аномальных детей, в частности олигофренов, имеет свои особенности и степень проявления.

Анализ литературных данных показал, что отсутствует единство мнений о физическом развитии детей и подростков, имеющих основное заболевание олигофрения в степени дебильности [5,12,15,18]. Особенности физического развития детей данной категории освещены в литературе недостаточно и отражают лишь наиболее общие показатели соматического развития – длину и массу тела, окружность грудной клетки [22,24]. Наиболее часто встречаются суждения, что при данном заболевании у детей отмечается отставание физического развития, замедление ростовых процессов и соматическая ретардация по сравнению со здоровыми сверстниками [12,20,22,24). А.А. Дмитриев выявил, что в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких умственно отсталые школьники отстают от нормально развивающихся сверстников, хотя некоторые из них могут превосходить средние данные учащихся массовой школы.

В то же время, М.С. Певзнер не отмечает различий физического состояния у детей с поврежденным и нормальным интеллектом. С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак также высказывают предположение, что при легких формах олигофрении заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Наиболее типичные отклонения в физическом статусе, по мнению авторов, наблюдаются у детей-олигофренов с врожденными заболеваниями, особенно связанными с нарушениями хромосомного набора. Часто имеют место изменения в физическом состоянии и при некоторых наследственных формах олигофрении, связанных с нарушением обмена веществ.

Ряд исследователей отмечали различные нарушения телосложения у школьников с умственной отсталостью. Так, по данным Н.А. Козленко, у учеников первого класса вспомогательной школы обнаружены следующие нарушения телосложения: патология формы грудной клетки, деформация позвоночника, неправильная форма ног, выпуклый или отвислый живот, парезы. И. Марцинкявичуспри обследовании физического развития учащихся вспомогательной школы выявил у 21% учеников нарушения осанки, у 16% – патологические позы конечностей, у 40% – неправильную походку.

Изучению особенностей физического развития учащихся вспомогательных школ были также посвящены работы Д.И. Азбукина , Р.А. Белова и других исследователей. В частности, ими было установлено, что кривая физического развития детей-олигофренов (длина, масса, окружность грудной клетки, ширина таза, плеч, сила рук) отличается неравномерностью и часто проходит ниже средней кривой для детей с нормальным интеллектом соответствующего возраста.

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связаны с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развития путем тестов тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т. д.), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом [11].

Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результата созревания определенных нервных структур. Он считал, что движения руки человека непосредственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [5].

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников, кроме того, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, а в дальнейшем может стать серьезным препятствием и в овладении желаемой профессией [31].

Все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук и ручной ловкости в целом у данной категории детей.

Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, Э. Сеген, И.П. Павлов, Г.Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М.М. Кольцова, Н.И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладение речью, трудовыми навыками. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с умственной отсталостью двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации [3].

Исследования И.А. Грошенкова, З. Богатеевой, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, А.Н. Корнева, Н. Варенцовой были посвящены проблеме развития графических навыков у детей с умственной отсталостью [6,12,19,27,35].

Е.С. Черник, А.А. Дмитриев, Н.П. Вайзман, Г.В. Гуровец, Д.С. Гуровец описывают способы и приемы коррекции мелкой моторики рук посредством физических упражнений [2].

Ю.Ф. Гаркуша, С.Л. Мирский, А.Р. Маллер в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности [13].

Поступая в 1-ый класс, дети с умственной отсталостью с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы.

1.3 Механизм лечебного воздействия средств АФК в развитии мелкой моторики у детей с умственной отсталостью

Ссылка на основную публикацию