Конспект логопедического занятия: Использование логотренажера ДЭЛЬФА для формирования ГСР и предупреждения дисграфии

Конспект логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии у детей с ОНР 3–4 уровней (2-ой период обучения)

Юлия Эктова
Конспект логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии у детей с ОНР 3–4 уровней (2-ой период обучения)

МБДОУ «Детский сад № 161» г. Рязани

Учитель-логопед Эктова Ю. Е.

Конспект открытого логопедического занятия

в подготовительной логопедической группе

для детей с ОНР 3-4 уровней

2-ой период обучения

Профилактика оптической дисграфии у детей

6-летнего возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровней путем использования различных приемов запоминания букв в процессе логопедической работы.

Тема занятия : Звуки В-Вь. Буква В.

-учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков В, Вь в сравнительном плане;

-учить детей определять лево и право (при рассмотрении буквы, профилактика дисграфии.

-учить дифференцировать звуки В, Вь в слогах, словах, предложениях и тексте;

-развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

-развивать мыслительную деятельность;

-развивать фонематический слух и восприятие.

– воспитывать умение слушать.

Кораблики, островки нарисованные, зеркала детские маленькие, домики для звуков, текст со сказкой о букве В «Буква В и двугорбые верблюды», картинки со звуками В и ВЬ, гномики Вим и Вом, цветные карандаши детям, картинка верблюда, картинка много верблюдов, картинка жука – слогоеда, слова коро, во, дро, крапи,. тер,. нок, …точка. Слоги Ва, Ви; домики с кармашками, зеленые и синие квадратики-звуки, бархатная бумага и ниточки цветные.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята!

Логопед. Сегодня мы оправимся с вами в необычное путешествие.

2. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.

Сном волшебным засыпаем,

В страну островов улетаем.

1,2,3.4,5- смотрим глазками опять.

Дети открывают глаза.

Логопед. Путешествовать мы будем на…. корабликах, которые находятся около вас. А путешествовать мы будем по островам знаний. Итак, поплыли…

Дети. Дети волнообразными движениями рук изображают, как они плывут по волнам (развитие мелкой моторики рук).

3. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Логопед: Кто же живет на этом острове?Загадка. Буква В спряталась за окошком.

Как вы думаете? Какая буква спряталась за окошком?

Дети. Думаем, что…. перечисляют свои варианты.

Логопед. Оказывается, что на первом острове живет буква В. Сегодня мы познакомимся с буквой В.

Сказка про букву В.

«Буква В и двугорбые верблюды».

Вы слышали? Вы видели? В городе появились верблюды. Не может быть! Что они тут делают?

Они пришли в гости.

-Невероятно! Но кто же их пригласил?

-Кто? Кто? Буква В. Она давно увлекается Востоком. Начиталась сказок и решила, что верблюдам непременно надо побывать в нашем городе.

-Но как они узнали, что их пригласили?

-Буква В сама им сказала. Правда, для этого ей понадобилось отправиться за тридевять земель, в далекую восточную страну. Зато обратно она прибыла с восточным караваном. Услышав такую новость, все выбежали на улицу. Видят- по бульвару шествуют верблюды. Верблюды лохматые, двугорбые, идут, будто плывут. А на самом первом верблюде лежит буква В, словно восточная принцесса и обмахивается веером.

-Зачем вам веер, принцесса?-спрашивают зеваки. Ведь на улице довольно-таки прохладно.

-Он навевает приятные воспоминания,-отвечает буква В. Кроме того, не будь у меня веера, разве стали бы вы называть меня принцессой? И это прозвучало так убедительно, что никто больше не стал задавать букве неуместных вопросов.

Логопед. Понравилась вам сказка?

О какой она букве?

Логопед:

• Раз вам понравилась сказка о букве В, то вам понравится и стихотворение о букве В.Послушайте и постарайтесь запомнить:

Связь звуков и букв.

У буквы В, ну прямо смехота,

На удивление 2 живота!

Дети. Повторяют маленький стихотворный текст после логопеда.

Логопед: В какую сторону смотрит буква В?

Логопед: Чтобы лучше запомнить букву В, давайте ее раскрасим. Задание из пособия Е. В. Колесникова «Запоминаю буквы» (профилактика дисграфии).

Дети раскрашивают букву, предварительно рисуют ее в воздухе.

Логопед: выложите у себя на столах букву В из ниточек на бархатной бумаге (профилактика дисграфии) или задание (обведи по точкам букву В указательным пальчиком).

Логопед поощряет детей.

2 остров Акустико-артикуляционный образ звуков.

Логопед: Молодцы. Пора нам продолжать путешествие. Отправляемся на следующий остров.

На доске 2 домика.

Логопед: Чьи это домики, ребята?

Логопед: Это домики Гномов Вима и Вома. Они ждут нас в гости.

Логопед: Вы любите ходить в гости?

Давайте сделаем пальчиковую гимнастику про дом и гостей.

• Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом».

Логопед. А мы пришли в гости к звукам.

Звуки: Здравствуйте, ребята. Я гном ВОМ. А я гном Вим. Я дружу со звуком В, а я со звуком Вь.

Звук В: согласный, твердый, звонкий, не умеет петь, живет в синем домике.

Логопед: Давайте проверим, ребята, так ли это.

Дети. Проверяют звонкость, приставляют пальчики к шее.

Звук ВЬ: звук Вь мягкий, звонкий, не умеет петь, живет в зеленом доме.

Логопед: Давайте проверим. Как мы произносим звук Вь?

Логопед: Правда ли то, что этот звук не поется.

Дети. Да, он не тянется.

Логопед:Когда произносят эти звуки, то нижняя губа касается верхних зубов (губно-зубные). Давайте посмотрим в зеркала.

Дети смотрят в зеркала.

Гномики: Вы знаете, мы очень любим играть.

Логопед: А мы тоже любим с детьми играть.

Игра называется «Гномы ВИМ и ВОМ».

Логопед раздает детям картинки. Дети поочереди произносят слова и на магнитик прикрепляют их либо к синему, либо к зеленому домику. Около домиков гномики.

Логопед. Молодцы, ребята! Пора нам дальше отравляться в путь, на 3-ий остров. Давайте прощаться с гномиками.

От зеленого причала оттолкнулся пароход

Он шагнул назад вперед

А потом шагнул вперед

И поплыл, поплыл по речке

Набирая полный ход

ходьба на месте

Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем)

И кораблик подгоняет (Дуем)

Он бежит себе в волнах (Руки на пояс и легким бегом)

на раздутых парусах.

Начался вдруг сильный шторм, (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые

Прогремел на небе гром. движения с поднятыми руками)

Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто

Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)

А потом упал он вниз. (Сели)

Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)

Логопед предлагает детям встать, взять в руки кораблики и отправиться в путь.

Дети отправляются снова на остров, плавательными движениями рук, стоя,изображают как они плывут по морю.

Игра «Домик»

Дети определяют, где находятся звуки В и Вь в словах (в начале, середине, конце слов).

Логопед:

Перед вами домики с окошками.На доске слова:вата, коро…со, вермишель, Вова. Дети определяют позицию звуков в словах.

Логопед. Вот мы и на 3 острове. Это остров слов.

Но что это? Слова неполные. Наверное, жук – слогоед съел некоторые слоги. Надо дополнить слова, добавить в них слоги ВА или Ви, Во.

Давайте добавим слоги. Что получилось?

Давайте составим предложения с этими словами.

Графические схемы предложений мы составим на фланелеграфе.

Дети. Составляют схемы предложений.

Логопед. Мы много путешествовали. Пора возвращаться в детский сад.

В детский сад уплываем!

Логопед. Вот мы и в детском саду. Путешествие наше закончилось. Пора отдыхать. До свидания. В память о путешествии, возьмите с собой кораблики.

«Буква В и двугорбые верблюды».

Вы слышали? Вы видели? В городе появились верблюды. Не может быть! Что они тут делают?

Они пришли в гости.

-Невероятно! Но кто же их пригласил?

-Кто? Кто? Буква В. Она давно увлекается Востоком. Начиталась сказок и решила, что верблюдам непременно надо побывать в нашем городе.

-Но как они узнали, что их пригласили?

-Буква В сама им сказала. Правда, для этого ей понадобилось отправиться за тридевять земель, в далекую восточную страну. Зато обратно она прибыла с восточным караваном. Услышав такую новость, все выбежали на улицу. Видят- по бульвару шествуют верблюды. Верблюды лохматые, двугорбые, идут, будто плывут. А на самом первом верблюде лежит буква В, словно восточная принцесса и обмахивается веером.

-Зачем вам веер, принцесса?-спрашивают зеваки. Ведь на улице довольно-таки прохладно.

-Он навевает приятные воспоминания,-отвечает буква В. Кроме того, не будь у меня веера, разве стали бы вы называть меня принцессой? И это прозвучало так убедительно, что никто больше не стал задавать букве неуместных вопросов.

Годовой план работы на логопункте Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте МБДОУ д/с №28 на 2012-2013 учебный год I Организация работы на логопункте Сроки, место.

Логопедическая служба детсада Организация логопедического пункта как структурного подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Тема: Дифференциация букв и – ш.

Главная цель занятия – добиться правильного написания оптически похожих букв во всех формах речи.

Дифференциация букв и – ш проводится по традиционной в логопедии схеме: изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация букв сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыками звуко-буквенного анализа и синтеза.

Дифференциация букв и – ш проводится на речевом материале, соответствующем возрастным и индивидуальным особенностям учащегося.

В структуре занятия используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Все использованные методы, приёмы и формы работы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой:

– фонетическая разминка: соотнесение буквы со звуком и символом;

– развитие зрительного гнозиса;

– развитие фонематического слуха;

– развитие звукового анализа и синтеза;

– работа с изографами;

Содержимое разработки

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции оптической дисграфии

Тема : Дифференциация букв и – ш .

Цели : закрепить знания о буквах, сходных по начертанию; научить дифференцировать буквы и – ш изолированно, в слогах, словах и предложениях; развивать логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения.

учить соотносить букву , звук и символ для его обозначения; дифференцировать зрительные образы букв;

уточнить написание прописных букв и и ш , выявить сходства и отличия;

у точнить артикуляцию звуков [ и ] и [ ш ], закрепить связь между звуком и буквой и символом для их обозначения.

закреплять правильное написание букв и и ш изолированно, в слогах, словах, предложениях;

уточнять и обогащать словарный запас;

развивать фонематический слух,

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

совершенствовать навык чтения;

развивать просодическую сторону речи.

развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов;

предупреждать ошибки чтения и письма на уровне слова;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику,

р азвивать зрительный гнозис;

развивать пространственное представление, зрительно-моторные координации;

формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;

развивать внимание, память, мышление.

формировать положительную мотивацию на занятии;

формировать самоконтроль за речью и письмом;

формировать коммуникативные навыки;

воспитывать умение внимательно слушать задания учителя-логопеда.

прививать интерес к логопедическим занятиям.

В ходе занятия формируются умения, направленные на формирование УУД :

– внутренняя позиция на положительную мотивацию к занятию;

– способность планирования и регуляции своей деятельности;

– умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

оценку своей учебной деятельности;

– умение принимать и сохранять учебную задачу, задавать вопросы,

необходимые для организации собственной деятельности;

– умение использовать знаково­символические средства, в том числе

модели и схемы, для решения задач;

– умение строить логическое рассуждение, включающее установление

– формирование установки на здоровый образ жизни.

Оборудование : цветные кружки-символы; карточки с изображениями элементов букв и – ш ; образцы написания букв; цветные карандаши; ножницы; схемы слов; «Изографы»; индивидуальный лист с заданиями; предметные картинки; воздушный шарик.

I. Организационный момент . Приветствие. Психологический настрой.

Сообщение темы занятия.

1) Ориентирование в пространстве (приготовить рабочее место: слева…,справа…, посередине…, между…, вверху…, внизу…)

2) Формулируем тему занятия. Соотнесение буквы со звуком и символом.

– Здравствуй, Миша! Сегодня на занятии мы научимся не путать на письме похожие буквы. Если ты правильно выполнишь задание, то узнаешь, какие это буквы.

– Назови своё имя. Выложи его на парте, используя символы. А теперь замени кружки буквами. Молодец!

– Какая буква находится слева? Справа? Посмотри на буквы в середине, назови их. Именно их мы будем сегодня сравнивать.

– Посмотри на картинки. Какие буквы в них спрятались?

II. Основная часть занятия.

Развитие зрительного гнозиса. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения на письме.

– Рассмотри внимательно образы букв, сравни их написание, найди схожие черты (состоят из одинаковых элементов) и различия (число элементов разное)

Ученик формулирует вывод. В букве Ш три вертикальные наклонные линии,

а в букве И – две.

Учитель-логопед вместе с учеником делает вывод о том, что такое обозначение появилось не случайно, а по количеству одинаковых в буквах элементов – наклонных линий.

Вывод: буква и – красная двойка ( 2 ), буква ш – синяя тройка ( 3 ).

Задание 1 . Дифференциация на буквенном уровне . Соотнесение буквы со звуком и символом.

Учитель-логопед предлагает ученику карточку, в которой необходимо самостоятельно заменить зашифрованные буквы. Задание выполняется сначала устно, ученик обосновывает свой выбор.

Затем, учитель-логопед предлагает выполнить задание письменно, в тетради.

– Запиши буквы по элементам, назови их количественный и качественный состав.

(Ученик записывает буквы и называет количество элементов, определяет расположение всех элементов в пространстве)

 После выполнения упражнения осуществляется проверка.

Задание 2. Дифференциация на уровне слога.

– Попробуй прочесть слоги на карточке со схематичным изображением слогов.
– Назови, пожалуйста, только те слоги, в которых есть буква Ш, только те слоги, в которых есть буква И, те слоги в которых есть обе буквы.

(ит, шу, им, ши, ис, ош, ги, ил, зи, юш, шо, шу, иб, ич)

Задание 3. Развитие фонематического слуха.

– Запиши под диктовку слоги, обозначь буквы занятия.

Слоги: ли, шу, ша, ти, ни, ки, шо, аш, уш, иш

Задание 4. Дифференциация на уровне слова.

– Познакомься с обозначением букв и-ш .

И – 2 Ш – 3

– Расшифруй слова и объясни их значение. Начало формы Запиши слова, укажи буквы занятия.

3АР2К (шарик) 3УТК2 (шутки)

АФ23А (афиша) МАЛЫ32 (малыши)

– Назови предметы, которые изображены на картинках. Запиши в тетрадь форму множественного числа данных слов:

– Какую орфограмму мы вспомнили?

Упражнение «Колечко»

Ц ель : для развития мелкой моторики. Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца, и в обратном порядке от мизинца к указательному.

Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе, с закрытыми глазами.

Ц ель : развитие зрительного восприятия и внимания. Данный вид работы направлен на предупреждение ошибок чтения и письма.

Ученик читает слово, показывая ручкой каждую букву.

Задание 5. Развитие языкового анализа.

– В словах потерялись все пробелы, необходимо взять ножницы и разделить слова

( шишка, лист, игра, лужи)

Ученик работает самостоятельно. После выполнения задания, осуществляется проверка.

Задание 6. Дифференциация букв и – ш в словосочетаниях.

– Попробуй придумать словосочетания с получившимися словами:

Задание 7. Дифференциация букв и – ш в предложениях.

– Какое сейчас время года? А что будет после?

– Как дикие животные готовятся к зиме?

– Вот как написал детский поэт А. Блинов в своём четверостишии про белку и медведя, послушай:

Читайте также:  Формы работы над лексической темой 'Зима' с детьми с ОНР в средней группе

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.

(Значение слов «домишко» – дупло, «угодила» – попала)

III. Задание на дом.

Выучить четверостишие наизусть.

IV . Итог занятия.

– Что тебе понравилось на занятии?

– Что вызвало затруднения?

– Миша, большое спасибо тебе за работу на занятии. Ты – молодец!

Сегодня ты учился различать заглавные и строчные буквы и-ш.

Сегодня мы с тобой ещё на один шаг стали ближе к нашей цели – правильному произношению, красивой речи, грамотному, каллиграфическому письму. Будем стараться не допускать ошибок и не путать буквы. (Поощрение – воздушный шарик)

– Запишем предложение и подчеркнём ЖИ-ШИ

У Миши жили белые мыши.

– Послушай предложение. Исправь и запиши правильно.

На подушке лежит красивый диван.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Дисграфия

Вы берете в руки тетрадь вашего ребенка и видите, что от ошибок и красных пометок учителя тетрадка больше красная, а не синяя? Школьный логопед или учитель пугает вас страшным словом «дисграфия»? Не надо паниковать. Давайте разберемся, что же это такое?

Дисграфией называют частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Постараюсь на примерах разъяснить суть этого нарушения. Как правило, дети в большинстве своем, овладевают к 1 классу грамотой, а начав обучение в школе, не встречают особых трудностей в овладении письмом и чтением. Однако часть детей при подготовке к школе сталкивается с проблемами в освоении чтения и письма.

Такие дети с трудом запоминают и путают буквы при чтении, искажают и смешивают их при написании. Дошкольники допускают много специфичных, «глупых» ошибок: путают буквы, пишут их зеркально, переставляют слоги в слове, соединяют два слова в одно, не соблюдают строку, забывают ставить точку в конце предложения, пишут слитно предлоги и т.д.

Давайте рассмотрим виды дисграфии. В зависимости от причины, вызывающей появление таких специфических ошибок и характера этих ошибок, принято выделять следующие формы дисграфии:

1. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственных представлений, нарушением зрительного образа букв и графомоторных навыков.

Проявления оптической дисграфии: дети переворачивают буквы, пишут их зеркально, путают сходные по написанию буквы (пишут вместо печатной буквы [Р] — [В] , вместо [Б] — [Г] , вместо прописной буквы [Д] пишут прописную [Б] и т.д.). Так же сюда относят ошибки в количестве элементов буквы, дети не дописывают или пишут лишние элементы букв. Так же путают сходные по написанию буквы, например дети вместо прописной [И] пишут [Ш] , вместо

[М] пишут [Л] . Так же дело обстоит и с цифрами: вместо цифры [9] пишут [6] , разворачивают цифры в другую сторону и т.п.

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия отражает на письме неправильное произношение, так как письмо базируется на внутреннем проговаривании. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах фонетически близких по звучанию звуков. Например, если ребенок заменяет в речи звук [Р] на [Й] ( йама вместо рама ), он так же и напишет.

3. Акустическая (фонологическая) дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации) звуков нашей речи.

Ошибки при акустической дисграфии: дети путают, смешивают на письме такие буквы, как: [п — б] , [с – з] , [к – кь] , [с-ш] , [ч – щ] , [с – з] ( козочка – косочка , дуб – дуп , кит – кыт , щука – чука ).

4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе этой формы дисграфии лежат нарушения таких форм фонематического анализа и синтеза, как деление слов на слоги, вычленение звуков, из которых состоит слово, деление предложений на слова и т.д.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется: в пропусках букв в словах ( пока вместо полка ), добавлении, перестановке букв ( кошка – коша , стул – тсул , клали — калали ), в пропусках, добавлении и перестановке слогов ( комната – комта ), написании слитно предлогов и отдельно приставок ( наступила — на ступила ), в слиянии двух слов в одно (контоминации), например: копит вместо кот спит

5. Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи.

Проявления аграмматической дисграфии: страдает словообразование, словоизменение, нарушается согласование, трудности в синтаксическом строе речи, что проявляется в ошибках при конструировании сложных предложений: пропусках членов предложений, нарушениях последовательности слов в предложениях. Например: теленки вместо телята , девочки бежит , около ней , синяя шарф , она гулял , моя солнышко . Дисорфография вызывает обилие орфографических ошибок, например при написании словарных слов малако , при написании безударных гласных лисная .

Можно также встретить термин дискалькулия, которая связана с нарушением счетных операций. Ученики часто ошибаются в написании цифр, путая их, неправильно записывают условия задач, ошибаются в выполнении счетных операций, путая + и — и т.д.

Итак, при устранении дисграфии первая задача – провести логопедическое обследование школьника и выявить ошибки, которые чаще всего встречаются у ребенка, т.е. определить форму дисграфии. Надо помнить, что в основном дисграфии бывают сложными или сочетанными, когда проявляются признаки нескольких форм дисграфии (например, акустическая и оптическая). Затем задача логопеда и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенные упражнениями и игровыми заданиями по коррекции конкретных видов дисграфии, встречающихся у ребенка.

Основные упражнения для коррекции дисграфии

1. Оптическая дисграфия

При знакомстве с буквами и овладении чтением каждый ребенок проходит закономерный этап проб и ошибок написания букв. Он длится в норме от несколько месяцев до полугода. В этот период мы позволяем ребенку экспериментировать и ошибаться, взрослые не должны ругать за ошибки, ведь обучение грамоте должно вызывать только удовольствие. Но если такой период затянулся, ребенку скоро в школу, а он пишет буквы зеркально, путает их друг с другом, пора бить тревогу и обратиться к логопеду до поступления в 1 класс.

Чтобы устранить и предотвратить оптическую дисграфию, предлагаю вам с ребенком:

  • рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать;
  • заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке» ;
  • угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;
  • обсуждать и “оречевлять” схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв (например, буква [К] — длинная вертикальная палочка это «спинка», из середины «спинки» вправо идут 2 короткие палочки — одна наискосок вверх «рука», другая наискосок вниз «нога» .

Одновременно надо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию (письменные и устные):

  • сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;
  • пройти по лабиринту;
  • дорисовать недостающие детали;
  • продолжить узор;
  • запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Поскольку причина этой формы дисграфии кроется в дефектном произношении ребенка, необходимо срочно заняться исправлением звукопроизношения с логопедом. Как только логопед поставит правильный звук, можно будет начать работу на дифференциацию смешиваемых звуков на письме и чтении (именно в таком порядке!). Поэтому консультация и занятия логопеда тут являются первоочередной задачей.

Итак, коррекция артикуляторно-акустической дисграфии состоит в первую очередь в постановке правильного звукопроизношения. Затем необходимо будет научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать). Для этого логопед предложит специальные упражнения, чтобы этот навык был доведен до автоматизма, например, при различении звуков [Р] — [Л] , если ребенок ранее говорил звук [Л] вместо [Р] :

  • Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л] ;
  • Покажи символ звука [Р] , если услышишь его, а символ звука [Л] , если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)
  • Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов ( л р р , л р л , л л р л , ла ра ла ра , ла ра ра , ла ла ра ла , лак рак лак лак , рак рак лак рак… )

3. Акустическая (фонологическая) дисграфия

Работа по развитию фонематического восприятия строится на основе дифференциации пар звуков, сходных по некоторым признакам (например, звонкость – глухость или твердость-мягкость).

Поэтому, обязательно проводим работу по различению смешиваемых букв и звуков: отрабатываем различение звуков в парах, например [К] — [Г] ; сначала каждый из звуков выбранной пары отрабатывается отдельно (сначала [К] , потом [Г] ), затем даются упражнения для различения этих двух звуков в словах и предложениях (звуки [К] и [Г] присутствуют в одном слове одновременно).

Очень полезны будут «корректурные пробы», когда дается задание в любом тексте (можно взять страницу из любой старой книги) надо найти и подчеркнуть в первом абзаце (обвести, зачеркнуть) определенную букву (например, букву [К] ). Затем в следующем абзаце так же отмечаем букву Г . Усложнение задания: букву [К] обвести, а букву [Г] подчеркнуть. В дальнейшем это упражнение можно делать и на скорость.

4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза требует работы по следующим направлениям:

1) звуковой анализ и синтез;

2) слоговой анализ и синтез;

3) анализ и синтез на уровне предложений.

Упражнения по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

  • детям предлагаются задания по называнию звуков в слове — назови все звуки подряд в слове «полка» : п, о, л, к, а ;
  • выделение только гласных или только согласных звуков в слове — назови только гласные звуки подряд в слове «ворона» — о, о, а ;
  • словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собакакапустастакан …
  • деление слов на слоги: назови, из каких слогов состоит слово ученик — у, че, ник ;
  • составление слов из различных букв и слогов: составь слово из букв «А, К, М» — мак;
  • составление предложений из слов, например девочка, из, вышла, дома — Девочка вышла из дома .

5. Аграмматическая дисграфия

При аграмматической дисграфии особое внимание надо уделить чтению по слогам с орфографическим проговариванием, т.к. при написании ребенок опирается на внутреннее проговаривание.

Предлагаются специальные упражнения для устранения всех основных групп аграмматических ошибок, например:

  • при заучивании словарных слов надо нарисовать картинку, вписав в нее слово с буквами, которые надо запмнить, потому что они не проверяются, например, фонтан — ребенок рисует фонтан, выходящий из буквы О ;
  • обязательно использовать прием «орфографического чтения вслух» — когда мы читаем именно так, как пишется слово Что , а не што в разговорной речи, кОраБЛь , а не кАрабль , мОлОко , а не малако ;
  • быстро назвать ударную гласную в слове (малина — [И] , летний — [Е] и т.п.);
  • убрать слово, которое не является родственником с остальными словами, например: водный, вода, водяной, водитель — лишнее слово «водитель».

Добавлю, что все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок сохранял интерес к занятиям. Механическое «натаскивание» вызовет лишь негативную реакцию и не приведет к результатам. Надо использовать больше речевых игр и игровых заданий, соревнований, которые очень нравятся детям. Шарады, загадки, ребусы, настольные речевые игры, например, «Cловодел», «Активити», «Алиас», «Тик-так-бум» и т.п. внесут в занятия интерес, который является главным условием успешной коррекции дисграфии.

Наталья Игоревна Кулакова

логопед-дефектолог

Организация логопедической работы по устранению фонематической дисграфии у учащихся младших классов

В специальных исследованиях ученых, в частности Р.Е. Левиной, А.В. Ястребовой, Р.Е. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.Н.Ефименковой- разработаны теоретические и практические основы и методы коррекции письменной речи. Ими доказано, что нарушение речи связаны с отклонениями в анализаторной деятельности детей.

У большинства учащихся младших классов средней школы нарушения письменной речи связаны с недостаточной сформированностью речеслухового анализатора, обуславливающего нарушение дифференциации звуков речи. Учащиеся младших классов затрудняются в проведении анализа звучащего слова и сохранение в памяти результатов проведённого анализа. Также отмечается вялость и неполный объём движений артикуляционного аппарата.

При овладении правильным письмом младшим школьникам мешает:

  1. недоразвитие фонематического слуха;
  2. недостаточно точное проговаривание;
  3. недоразвитие фонематического восприятия.

Эти составляющие психофизиологический процесс письма с наибольшей полнотой реализуются в условиях специально организованной и систематизированной логопедической работе. В ходе специальной организованной работы учащиеся научатся анализировать, сопоставлять и обобщать различные языковые явления, что способствует преодолению фонематического недоразвития речи.

Данная система работы по преодолению акустической дисграфии у учащихся 2-4-х классов носит коррекционно-развивающий характер.

Цель логопедической работы по устранению акустической дисграфии – способствование развитию учащихся 2-4-х классов правильной письменной речи для дальнейшего успешного усвоения школьной программы.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  1. Установить творческие доброжелательные взаимоотношения педагога и ученика, где доминирующим условием и средством станет ситуация успеха;
  2. Развивать моторику органов артикуляционного аппарата, направленную на совершенствование двигательных функций и динамическую организацию движений этих органов.
  3. Развивать умение слышать и дифференцировать звуки родного языка по акустическим признакам.
  4. Совершенствовать функции фонематического восприятия, через закрепление операций слогового и звукового анализа слов.

Срок коррекционно-развивающей работы по данному нарушению письменной речи определяется и зависит от причин и степени выраженности этого дефекта. Временные сроки базируются от трёх до шести месяцев целенаправленной логопедической работы. Занятия проводятся с группой детей из 8 человек или подгруппой – 4 человека, 3 раза в неделю.

При коррекции письма учитываются основные принципы коррекционно-развивающей работы (Р.И.Лалаева), а также общие дидактические принципы: доступность, сознательность, конкретность, наглядность, личностно-ориентированный подход.

При выборе методов, форм, средств в коррекционно-образовательном процессе учитываются:

– возрастные особенности учащихся;
– индивидуальные и психические особенности учащихся;
– степень выраженности речевого дефекта.

На занятиях используются следующие методы: словесные, наглядные, практические.
Словесные – инструкция, рассказ, беседа, обобщение, описание.
Наглядные – наблюдение и обследование звуков и букв при помощи
анализаторов.

Практические – закрепление знаний и умений на индивидуальном материале. Это, позволяет отследить на каком этапе коррекционной работы у конкретного ученика возникают трудности и насколько эффективны коррекционные приёмы.

С точки зрения дидактической классификации я предпочитаю использовать комбинированный тип логопедических занятий, на которых одновременно решаются несколько дидактических и коррекционных задач. Данный тип занятия в своей логопедической практике применяю наиболее чаще, что позволяет мне достигнуть повышения эффективности коррекционной работы.

Использование средств, предназначенных для организации и осуществления педагогического процесса и выполнение функции развития учащихся:

– вербальные (инструкция, рассказ, беседа, диалог, монолог);
– наглядные (таблица, схемы, предметные и сюжетные картины …);
– дидактический материал (индивидуальные карточки, перфокарты, лото, мозаика, дидактические игры…);
– технические средства (компьютер, магнитофон).

Структура логопедического занятия выстраивается в зависимости от данного этапа коррекционной работы. Каждый этап имеет три ступени, которые присутствуют в каждом занятии:

I ступень – это вызов устойчивого интереса к теме занятия, мотивация ученика к учебной деятельности.

II ступень – осмысление, что представляет возможность ученику получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями.

III ступень – рефлексия, где происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации и формирование адекватной самооценки.

Читайте также:  Речевая карта и Презентация для обследования ребенка 6-7 лет

На основе адаптированного перспективного плана составляю на четверть текущий тематический план коррекционной работы на каждую группу учащихся, с учётом дисграфических расстройств и учебной программы по русскому языку.

В своей практической деятельности использую методический и практический материал следующих авторов: И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой, Р.Л. Лалаевой, А.В. Ястребовой, В.И. Селивёрстовой, Г.Р. Шашкиной, Н.П. Локаловой, В. Ф. Базарного.

В ходе специально организованной и систематической логопедической работы учащиеся учатся анализировать, сопоставлять и обобщать различные языковые явления, что способствует преодолению фонематического недоразвития речи.

Работа с детьми, имеющими недоразвитие фонематических процессов, проводится в соответствии с причинами, в результате которых имеются нарушения устной и письменной речи. Коррекционно-развивающая помощь в первую очередь направлена на устранение имеющихся недостатков.

Система преодоления фонематического недоразвития у младших школьников предполагает два взаимосвязанных направления работы:

При акустической форме дисграфии замены букв обусловлены не четкостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. При этом ведущим является нарушение слуховой дифференциации звуков.

Структура логопедического воздействия в образовательном учреждении.

Структура комплексного подхода по предупреждению и преодолению акустической дисграфии.

Целенаправленное осуществление комплексного подхода и максимальная направленность на устранение причин акустической дисграфии повышает эффективность процесса коррекции и профилактики данного нарушения.

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла г. Оренбурга»

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии.

Цель: закрепить у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке.

Образовательные: закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию; формировать умение находить и выделять в слове ударный гласный; развивать речь и обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционные: развивать логическое мышление, память, внимание, слуховое восприятие, функции фонематического анализа, общую и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать культуру письма и устной речи учащихся; аккуратность, внимательное отношение к слову, как значимой единице речи.

Оборудование: картинки с изображением молотка; наковальни; кузнеца, работающего в кузне; картинки из серии «Детёныши животных»; металлофоны с молоточками для каждого ученика; карточки со словами; ритмические схемы слов; картинки с фруктами и для слов омографов; карточки для самостоятельной работы, сигнальные «светофорики».

Л: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Проверка готовности и формирование положительного настроя у учеников к занятию.

Л: А сейчас я проверю, кто хорошо готов к занятию?

Ноги прямо мы поставим,
Локоточки разведём.
Сядем прямо, не согнёмся,
За работу все возьмёмся!

Проверяют готовность к уроку и правильную посадку за партой.

Л: Молодцы! А теперь давайте все вместе произнесём:

Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся,

Всё у нас получится!

Л: Ребята, а вы любите загадки? (Да)

Л: Тогда слушайте внимательно:

Я у людей всегда в ходу,
Хоть мой характер крут.
Где надо стукнуть — я приду, –
Ведь мой ударный труд.
(Молоток)

Если дети затрудняются, то предложить другие варианты загадок:

Туки-туки — Деревянная шея,
Перестуки, Железный клюв,
Если взял Кричит: «тук-тук-тук!»
Меня ты в руки,
Так не бей же
Как попало,
Чтоб по пальцу
Не попало.

Л: Правильно, это – молоток, а знаете ли вы, что это за инструмент, как он называется?

Логопед вывешивает на доску картинку с изображением наковальни. Дети высказывают свои предположения.

Л: Этот инструмент называется НАКОВАЛЬНЯ. Скажите, а кто пользуется этими инструментами МОЛОТКОМ и НАКОВАЛЬНЕЙ? (ответы детей)

Л: Ребята, молоток или молот и наковальня – главные инструменты кузнечных дел мастеров.

Логопед вывешивает картинку с изображением кузни и кузнеца.

Кузнечное дело — это одно из старинных и самых уважаемых ремёсел. Издавна кузнецов уважали и чтили в народе. Кузня обычно стояла на краю деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа — кузнец работает! Чаще всего кузнецы делали нужные в быту вещи: подковы, замки, ножи, ножницы, обивку для сундуков и т. д. В народе кузнеца считали богатырём, в чьих руках железо и огонь становятся послушными.

Л: Но сегодня, ребята, мы побываем с вами в гостях не просто у кузнеца, а у Ударных Дел Мастера, который трудится целыми днями, и с помощью молота и наковальни куёт целые слова! Бьёт Ударных Дел Мастер молотом по наковальне – только искры летят! Раз ударит – послабее, два – посильнее ударит, да так, что след от искр над словом остаётся!

Логопед вывешивает картинку, на которой изображён Ударных Дел Мастер, который выковал два слова с обозначенным ударением – РУКБ и КУШКА.

Кто-нибудь догадался, что делает Ударных Дел Мастер? (ставит в словах ударение)

Правильно, вот сегодня, мы с вами посмотрим, как он это делает, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

II. Основная часть.
1. Знакомство с темой занятия. Развитие слухового восприятия.

Л: Внимание! Ударных Дел Мастер предложил нам поработать вместо него, так как у него не бывает выходных, и он очень устал. Ну, конечно, свой молот с наковальней он нам не доверил, а передал вот такие музыкальные инструменты. Это – металлофон.

Логопед раздаёт детям металлофоны.

Л: Давайте мы с вами попробуем, как же у него получаются слова.

Логопед ударяет молоточком по металлофону.

Л: Что вы услышали? (Звук)

Почему металлофон зазвучал? (Был удар по нему)

Послушайте, одинаковый ли звук от удара молоточком?

Логопед ударяет молоточком сначала слабо, затем сильнее.

Дети: Нет. Сначала тихо, потом громко.

Л: А почему? От чего зависит сила звука? (От силы удара)

Правильно, но ударить можно не только молоточком по металлофону, «ударить» можно голосом. Как вы это понимаете? (Значит что-то выделить силой голоса).

Давайте вернёмся к словам, каким знаком обозначают ударение в слове?

(Знак ударения пишется в виде наклонной чёрточки сверху вниз)

Л: Верно! Произнесите слово РУКАААА, КООООШКА. (дети произносят)

Скажите, а на какой звук падает ударение, согласный или гласный? (гласный)

Конечно, гласный! Как мы произносим ударный гласный звук? (громче, протягиваем его)

Правильно, для произнесения ударного гласного нам требуется большей силы, а порция выдыхаемого воздуха гораздо мощнее.

Посмотрите, Ударных Дел Мастер хочет познакомить вас с ритмическими схемами слов, которые помогают ему образовывать и ковать слова.

Логопед вывешивает ритмические схемы слов.

Л: На этих ритмических схемах слов Мастер отметил Х гласные, ударные гласные обозначены Х, а безударные гласные отмечены – х.

Знак ударения похож на волшебную палочку: стоит только ударить ею по схеме слова, и схема… оживёт. Такую схему слова можно даже пропеть. Пропеть так, как поют “песенки без слов” (та-та-та).

Давайте оживим нашу схему. В слове два гласных, чтобы было интереснее, добавим согласный, пусть будет: та-та. Послушайте, как я пропою схему слова: тааа-та (нараспев, при этом ударяет в металлофон). А теперь попробуем все вместе: тааа-та. Молодцы, вы настоящие Ударных Дел Мастера! Посмотрите на эту схему.

Какая гласная ударная? (вторая). Давайте «оживим» и эту схему слова! (дети поют: та-тааа, при этом ударяют в металлофон)

2. Пальчиковая гимнастика.

Л: А сейчас, давайте разомнём наши пальчики, перед тем как начнём работать в тетрадях.

Одна рука – “молоток” (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука – гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. “Молоток” стучит по “гвоздям” – по очереди по каждому пальцу.

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Пальцы – гвозди – согнуты. Пальцы другой руки – клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и “вырывают гвозди” – поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

Л: А теперь опустили ручки вниз, потрясли ими – «рассыпали все гвозди по полу».

3. Тренировка в выделении ударной гласной в словах.

А) Письмо под диктовку. Соотнесение слов с ритмическими схемами слов.

Л: Откройте тетради, запишите число. А теперь посмотрите на эти картинки. Назовите, что изображено на них, запишите название предметов в тетрадь и определите, какой гласный Ударных Дел Мастер сделал ударным. Покажите подходящую ритмическую схему к каждому слову. Первое слово на доске запишет Руслан.

На доске картинки. Дети по одному выходят к доске, диктуя, записывают слова, ставят в словах знак ударения, подбирают подходящую к слову ритмическую схему:

ручка, пенал, линейка, резинка, тетрадь, портфель, клей.

Б) Упражнение «Быстрый диктант». Развитие фонематического анализа.

Л: Вас ожидает диктант, но не привычный, а «Быстрый диктант». Предстоит

зашифровать названия фруктов, которые очень любит Ударных Дел Мастер. Я показываю картинки, вы будете записывать название фрукта только одной буквой, той, на которую в слове падает ударение.

Логопед показывает картинки фруктов по одной: ананас, виноград, банан, киви, апельсин, клубника.

Л: Какими буквами вы зашифровали название фруктов? (гласными)

Правильно, гласными. Почему? (потому что на гласные падает ударение)

Перечислите, какие гласные вы записали. (а, а, а, и, и, и)

4. Слова, в которых можно не обозначать ударение.

Л: Я уже говорила, что Мастеру приходится очень много трудиться, давайте поможем ему и попробуем найти для него хотя бы парочку выходных.

Л: Обратите внимание на слово клей, произнесите его хором и ударьте своими молоточками.

Сколько гласных звуков в этом слове? (Один)

На какой звук в этом слове падает ударение? (на Е)

Придумайте ещё слова, в которых один гласный звук.

Каждый ученик произносит своё придуманное слово, при этом ударяет молоточком по металлофону.

Л: А теперь, давайте запишем ваши слова в тетрадь с новой строчки, с красной строки, с заглавной буквы. (каждый диктует своё слово)

Скажите, сколько гласных звуков в каждом слове? (один)

На какой звук в вашем слове падает ударение. (Ответы детей)

Можем ли мы ошибиться при произнесении слов такой структуры? Нужно ли в таких словах обозначать ударение? (Нет)

Какой сделаем вывод? (Если в слове 1 один гласный звук, ударение не обязательно обозначать)

Ну, что ж, молодцы! Один выходной найден для Ударных Дел Мастера! Надо постараться найти для него ещё хотя бы один выходной.

Наш Мастер очень любит животных, особенно маленьких. Кто только не забегает к нему в гости со всей округи! Фотографии своих любимчиков Мастер повесил на стену.

На доске открываются картинки.

Назовите, кого сфотографировал Мастер? (котёнок, лисёнок, ёжик, утёнок)

Запишите названия этих детёнышей животных с новой строки, с заглавной буквы и поставьте в них ударение.

Дети работают в тетрадях, логопед следит за их работой.

Л: Скажите, ребята, на какой звук в каждом из этих слов падает ударение? (на Ё)

Верно. Буква Ё особенная! В словах, где есть эта буква, она всегда ударная. Есть даже такое стихотворение:

Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё – бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

«Ничего, житьё течёт,

Я ударная всегда»

Л: Назовите слова из стихотворения, в которых есть гласный Ё. (логопед читает по две строчки, дети произносят слова с глас. Ё хором, убеждаясь, что ударение падает на этот гласный)

Вот и получил Ударных Дел Мастер два выходных, только не таких, как у пап и мам на работе. Эти выходные не суббота и воскресенье, а особые слова, которым знак ударения не нужен. Что же это за слова, ребята? (Ответы)

Л: Правильно! А ещё, когда мы с вами устаём на занятиях, то делаем зарядку. Давайте научим и нашего Мастера таким образом отдыхать вместе со своими любимыми друзьями.

Мы работали отлично, потягиваются

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно шагают на месте

На урок приходит в класс.

Выше руки, (2 раза) поднимают руки вверх

Выше пятки, (2 раза) вытягивают правую ногу,

затем левую ногу вперёд

Улыбнитесь веселей. улыбаются

Мы попрыгаем как зайки! прыжки на месте, руки на поясе

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули, глубокий вдох, руки тянем вверх

Резко выдохнули! (2 раза) резкий выдох и наклон вперёд, расслаблен-

ные руки опускаем вниз.

Отдохнули? Отдохнули. сели на место.

6. Смыслоразличительная роль ударения.

Л: Недавно Ударных Дел Мастер так заработался, что выковал вот такие слова, посмотрите на доску. Прочитайте каждое слово так, как это требует знак ударения.

Карандаш, карандаш, карандаш

Какие слова странные, смешные, необычные?

Назовите знакомое, привычное слово, в котором знак ударения поставлен верно.

Ребята, ударение нам нужно для того, чтобы слово не потеряло своего значения, смысла. Ударных Дел Мастер рассказал мне такую историю, что как-то решили некоторые слова отказаться от того, чтобы он ставил в них ударение. Они поспорили, что и без его помощи обойдутся. Мастер согласился. Вот тогда началась настоящая абракадабра! Люди стали путаться, не знали, как же им правильно поставить ударение в этих словах. Вроде бы произносят одно слово, а получается совсем другое. И вот, когда уже к Мастеру прибежала напуганная мама одного мальчика, который был болен, так ещё после приёма таблеток стал пищать, потому что не смог правильно прочесть инструкцию к таблеткам, эти слова решили попросить прощение у Мастера Ударных Дел и признали, что без его помощи им никак не обойтись! Они убедились, что правильно ставить ударение – это очень важно. Мастер простил их и всё расставил по своим местам. Давайте с вами разберёмся, что же это за слова? Исследуем слово ЗАМОК.

Шутник он невидимка-Молоток,

Тук и ударил в безударный звук…

И сразу же исчез огромный Замок,

И появился маленький замок.

На доске 2 подписанные картинки:

замок

замок

Л: Чем отличается написание этих слов? (ничем, кроме ударения)

Произнесите слово ЗАААМОК. На какую гласную падает ударение? (на А)

Верно, что такое замок? (ответы детей)

А теперь произнесите слово ЗАМОООК. На какую гласную падает ударение? (на О)

Что такое замок? (ответы детей)

Л: Отличаются по смыслу эти два слова, хотя пишутся совершенно одинаково? (да)

А что сыграло такую роль, что они стали отличаться по смыслу? (ударение)

Выходит нам без ударения никак не обойтись!

Давайте запишем предложения в тетрадь, вставив слова ЗАМОК или ЗАМОК и обозначим в них ударение.

Далее аналогичная работа – на доске записаны пары слов и картинки к ним:

Дети записывают слова в тетрадь, выделяют ударный гласный в каждом слове, объясняют значения слов, устно составляют предложения.

Л: Молодцы, ребята! Так для чего нам надо правильно ставить ударение? (от перестановки ударения может измениться смысл слова)

7. Самостоятельная работа учащихся по карточкам.

Л: Ударных Дел Мастер очень рад, что мы пришли к нему в гости, что вы так хорошо выполняли все задания, смогли побывать на его рабочем месте. Вы теперь убедились, сколько работы у этого Мастера? Но, не смотря на свою загруженность, он приготовил каждому из вас задание, чтобы вы надолго запомнили всё, что вы узнали сегодня об ударении и его роли в русском языке.

Логопед каждому ребёнку раздаёт карточки с заданиями.

Поставьте правильно ударение в словах:

Ударение, рябина, зебра, осёл, дом, длинный, большой, красивая, бегает, прыгать, улыбаться, учиться, знать.

Прочтите предложения, вставьте подходящее по смыслу слово, правильно определите в нём ударение:

Читайте также:  Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

Мы сегодня ели…. Собака сидит у …. Дети … молоко.

Комар подлетел к …. У рубахи был вышит…. … бревно ровно!

Слова – помощники: ворот, пили, уху.

Проверка самостоятельной работы проводится с более слабым учеником.

Л: Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Вам понравилось в гостях у

Ударных Дел Мастера?

Чтобы в следующий раз мы смогли попасть в его кузню, давайте вспомним:

– на какую букву в слове падает ударение?

– сколько раз встречается ударение в слове?

– для чего нам необходимо ударение?

– в каких словах можно не ставить ударение?

Л: Молодцы! Вы все сегодня замечательно работали. Посмотрите, у вас на столах лежат «светофорики». Если вам понравилось занятие, тогда поднимите зелёный «светофорик», если вам не понравилось, тогда поднимите красный, ну а если вам что-то было непонятно и у вас остались какие-то вопросы, которые вы сможете задать после занятия, тогда поднимите жёлтый «светофорик».

Конспект занятия по профилактике дисграфии и дислексии в подготовительной логопедической группе тема: «В стране Букляндии».

    Любовь Петухова 4 лет назад Просмотров:

1 Территориальный отдел ОМ и С Жовтневого района Дошкольное образовательное учреждение 36 Конспект занятия по профилактике дисграфии и дислексии в подготовительной логопедической группе тема: «В стране Букляндии». Подготовила: учитель-логопед Острик Е.В. г. Запорожье 2012г

2 Коррекционно-образовательные цели. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР; закрепление характеристик изученных звуков, закрепление понятий: гласный звук, согласный звук, дифференциация понятий: твердый мягкий звук; закрепление звукового анализа и синтеза слов; развитие понимания логико-грамматических структур. Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности; развитие речевого слуха, фонематического, зрительного и слухового восприятия, тактильных ощущений, совершенствование зрительнопространственных представлений; психических процессов. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание способности к сопереживанию. Воспитание навыков взаимообщения и взаимопонимания. Оборудование: письмо, «зашифрованные слова», домики, пазлы-буквы, рукава «Волшебные мешочки», объемные пластмассовые буквы, макет «Таинственный сад», карточки со словами, магнитная доска. Ход занятия. I.Организационный момент. Логопед: Ребята, сегодня нам принесли очень необычное письмо. Посмотрите, какое. Написано»Детям подготовительной логопедической группы «Солнышко». Хотите, откроем и посмотрим что там? Дети: Да. Логопед: Но сначала нам нужно размять пальчики, сделать гимнастику. Пальчиковая гимнастика «В школу» В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу) Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, (Загибают по одному пальчику на обеих руках) Быстро, правильно считать. Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальцем правой руки)

3 Логопед: Слушайте, что написано в письме: «Здравствуйте ребята! Пишут Вам жители сказочной страны Букляндии. У нас случилась беда. На нашу страну напал злой волшебник Буквоед. Заколдовал звуки. Буквы, слова и предложения. Помогите нам, пожалуйста, все расколдовать и спасти нашу страну от гибели». Все жители страны Букляндии. -Ну, как ребята, поможем жителям сказочной страны? Дети: Поможем. Логопед: Только знаете что! В таком непростом деле помочь смогут смелые, решительные и отважные ребята, которые не боятся трудностей и которые все знают о звуках и буквах. Скажите, что такое звук? Что такое буква? На какие две большие группы делятся все звуки? А согласные звуки, на какие группы делятся? Дети: Звуки мы слышим, говорим, поем. Буквы мы видим, пишем, читаем. Звуки делятся на гласные и согласные. Согласные на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Логопед: Молодцы ребята. А теперь давайте все вместе скажем волшебные слова: «Покружились, покружились, покружились, покружились в стране Букляндии мы очутились». II.Основная часть. Логопед: Первое задание расколдовать звуки. Твердому брату назвать мягкого брата, а мягкому брату назвать твердого брата. Игра «Назови братца» (Дифференциация звуков по твердости и мягкости) (Логопед называет твердые звуки, дети в ответ мягкие и наоборот) Логопед: Молодцы справились с первым заданием, расколдовали звуки. -Посмотрите, какие интересные карточки, в них зашифрованные слова. Посмотрите внимательно каждый на свою карточку, по

4 первым звукам картинок на ней определите, какое слово зашифровано. Игра «Расшифруй слово» (1-медведь, енот, лось; 2- собака, тигр, утка, лошадь; 3- рыба, утка, черепаха, кот, аист; 4- попугай, енот, носорог, акула, лошадь; 5- кот, акула, рыба, ананас, нож, дом, апельсин, шапка; 6- улитка, черепаха, енот, носорог, индюк, кот.) Дети: Первое слово мел, второе стул, третье ручка, четвертое пенал, пятое карандаш, шестое ученик. Логопед: А чтобы проверить, правильно ли вы расшифровали, переверните карточку и назовите картинку. (Ответы детей). Молодцы ребята. Но это еще не все, теперь вы должны поселить каждое слово в свой домик. Для этого нужно поделить его на слоги. Слово с одним слогом будет жить в одноэтажном домике, двухсложное слово в двухэтажном домике, а трехсложное слово в трехэтажном домике. Игра «Рассели жильцов» Логопед: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились, слова расколдовали. – Посмотрите, злой волшебник Буквоед разломил буквы на мелкие части. Вы их расколдуете, если сложите, найдете такую же букву в «Волшебном мешочке», правильно назовете, обведете и выложите из них слово. Игра «Сложи букву» (/Дети работают с пазлами) Логопед: Илья, какую букву ты сложил? Илья: Букву «К». (И т.д.) Логопед: Теперь давайте узнаем и достанем буквы из «Волшебного мешочка». Игра «Волшебный мешочек» (Дети, по очереди ощупав, узнав и назвав букву, достают из мешочка).

5 Логопед: Ребята, Денис правильно узнал и назвал букву? Дети: Да, правильно. Логопед: Денис, какую ты букву достал? Денис: Букву «Н». Логопед: Проведи по букве пальцем, «напиши» букву. А теперь выстави еѐ на доске. (И т.д.) Логопед: Ребята, посмотрите внимательно, какое слово можно сложить из этих букв? Дети: Слово книга. Логопед: Отлично, и буквы вы расколдовали. Вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнем, сделаем зарядку. III. Физминутка «Скоро в школу» Скоро в школу мы пойдем (Дети имитируют движения по стиху) И портфель с собой возьмем. Книжки, ручку, карандаш Мы в портфель положим наш. Будем мы читать, писать И учиться все на «пять»! IV. Логопед: Ребята, посмотрите, какой таинственный сад, в нем растут необычные деревья на них вместо листьев, растут целые предложения. Но они тоже заколдованные. Расколдуем их, если слова поставим в правильном порядке. Игра «Таинственный сад» (Логопед читает слова, дети повторяют их в правильном порядке) Логопед: Дети, школу, в, идут, осенью. Алина: Осенью дети идут в школу. Логопед: Дети, школе, в, и, пишут, читают. Ярослав: В школе дети пишут и читают. Логопед: Ставят, в, детям, дневник, оценки. Дима: Детям ставят оценки в дневник.

6 Логопед: Молодцы ребята, и предложения вы расколдовали. Скажите, вы со всеми заданиями справились? Дети: Да, со всеми, все расколдовали. Логопед: Вы помогли жителям сказочной страны Букляндии? Дети: Да, помогли. V. Итог занятия. Логопед: А что вы делали, как помогли жителям Букляндии? (Ответы детей) Логопед: За то, что вы помогли жителям Букляндии, спасли их страну, показав хорошие знания и умения, вы награждаетесь «Золотыми ключиками» от страны Знаний. (Дети награждаются «Золотыми ключиками») Логопед: Пришло время возвращаться назад в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Покружились, покружились, покружились, покружились в детский сад мы возвратились». – Как вы думаете, ребята, вы хорошо сегодня потрудились? Все с заданиями справились? А какое задание было самым трудным, а интересным? (Ответы детей) Логопед: А как вы думаете, что помогло вам в вашей работе? (Ответы детей) Логопед: Я сегодня очень довольна вашей работой, вашими знаниями, которые вы показали, и вашим умением дружно хорошо работать. Молодцы!

Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии.

Важными условиями предупреждения дислексии и дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия. Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Основные направления логопедической работы: 1 Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. 2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). 3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. 4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

В устной речи детей наиболее заметно выступают недостатки произношения звуков, неотчётливое, смазанное произношение слов и искажение их слоговой структуры. Недостатки словарного запаса и грамматического строя обычно меньше заметны, так как дети стараются пользоваться только хорошо знакомыми словами, выражениями.

Естественно, что при обучении чтению возникнет много ошибок, обусловленных недостатками произношения и неумением анализировать звуковой состав слова – замены, пропуски, перестановки букв и слогов, а иногда и грубое искажение прочитанного.

Используя в работе методик Т.А. Ткаченко (1997/99 г.), Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (1993 г.), Г.А. Глинка (1996 г.), Л.П. Успенской и др., устранение недостатков устной речи и пропедевтика чтения ведётся аналитико-синтетическим звуковым методом

В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным. Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового анализа и синтеза.

Независимо от того, с детьми какого уровня общего недоразвития речи (III – II) ведётся работа, возникают следующие задачи: а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи;б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех звуков, которые изолированно произносятся правильно, но в речи обычно звучат недостаточно отчётливо, смазано;г) ввести в речь те звуки, которые будут вновь поставлены;д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые смешивались между собой, научить правильно пользоваться соответствующими буквами;е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которыми дети пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.

Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяют детям не только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и последовательность звуков, но и правильно прочитывать их.В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа:1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы. Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

93.Приемы стимуляции и развития речевой деятельности при расстройствах аутистического спектра.

Первый этап. Первичный контакт Адаптационный период работы с ребенком чаще всего растягивается на несколько месяцев, поэтому к формированию взаимодействия ученика с педагогом можно приступать уже на 2-3-м занятии, после установления формального контакта с ребенком. Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. За это время определяются средства, способные привлечь внимание ребенка (вестибулярные – раскачивание на качелях, тактильные – щекотка, сенсорные – трещотки, пищевые). Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.

Второй этап. Первичные учебные навыки Первоначально возникает необходимость просто привлечь внимание ребенка и удерживать его некоторое время, достаточное для выполнения нескольких манипуляций. Первые несколько занятий могут быть очень кратковременными (5-7 минут, а порой и 2-х минут бывает достаточно), так как у детей все еще преобладает «полевое» поведение и удержать ребенка за столом достаточно сложно. Иногда, для выработки учебного стереотипа, приходится прибегать к удержанию ребенка за столом до окончания выполнения им задания. На начальных этапах присутствует мама, с ней ребёнок чувствует себя в безопасности, и тревога уменьшается. Постепенно роль мамы, по мере усвоения ребёнком тех или иных навыков (когда он чувствует себя уверенней) уменьшается, и вскоре занятия проходят без её участия.

Третий этап. Работа над опорными коммуникативными навыками Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне своих губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. На этом этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. В качестве стимульного материала подойдут парные картинки или предметы. Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на картинке до момента ее передачи в его руки. Этого можно добиться простым способом: вместе с картинкой педагог держит в руке лакомство. Ребенок отслеживает приближение к нему вкусного кусочка (с карточкой) и получает его, если удерживает взор на картинке достаточное время.

Четвертый этап. Работа над указательным жестом и жестами «да», «нет» Спонтанное применение жестов «да», «нет» и указательного жеста детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми. На занятиях педагог регулярно задает ученику вопросы: «Ты разложил картинки?» «Ты убрал картинки?», побуждая его утвердительно кивнуть головой. Если ребенок не делает этого самостоятельно, следует слегка нажать ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, пусть с помощью рук педагога, вводим жест «нет». Сначала используем те же вопросы, но задаем их, пока задание не завершено. Затем жесты «да», «нет» употребляются в качестве ответов на различные вопросы. Одновременно отрабатывается указательный жест. К словесным инструкциям «Возьми», «Положи» добавляем еще одну: «Покажи». Педагог фиксирует кисть ребенка в положении жеста и учит четко устанавливать палец на нужном предмете или картинке.
94.Приемы формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.

Ссылка на основную публикацию