Конспект логопедического занятия: Использование логотренажера ДЭЛЬФА для формирования ГСР и предупреждения дисграфии

Использование логопедического тренажёра Дэльфа – М 142.1
статья по логопедии по теме

Опыт работы по теме: Использование логопедического тренажёра Дэльфа – М 142.1 для оптимизации и повышения эффективности коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_logopedicheskogo_trenazhera_delfa-m.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логопедического тренажёра Дэльфа – М 142.1 для оптимизации и повышения эффективности коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Одной из актуальных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации является достижение оптимального уровня развития каждого ребёнка дошкольного возраста. Существенно возросли требования к речевому развитию дошкольников к моменту выпуска их из детского сада в школу.

В ФГОС ДО обозначено, что образовательная область «Речевое развитие» включает в том числе: «…владение речью как средством общения и культуры. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Так же Профессиональный стандарт педагога диктует определенные требования к профессиональным умениям педагогических работников, одним из которых является владение ИКТ- компетенциями. Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании давно стало обычным явлением. Способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, видео, запоминать и быстро обрабатывать данные позволяет педагогу решать разнообразные задачи.

В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими программу в группах компенсирующей направленности должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности этой категории детей.

Я работаю учителем – логопедом группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, Е. В. Мальцева и др.). При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным уровнем интеллектуального развития, однако их отличают сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большинства детей имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность. Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

Развитие ВПФ дошкольников с ЗПР характеризуется общей неорганизованностью, непроизвольностью и недостаточной целенаправленностью, у них недостаточно сформированы предпосылки к учебной деятельности.

Следовательно, для того чтобы заинтересовать дошкольников с задержкой психического развития, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии. Инновационные технологии подразумевают новые подходы в работе по коррекции того или иного нарушения устной или письменной речи, и предоставляют обширное поле для применения компьютерных методик на логопедических занятиях.

Процесс подачи материала на логопедическом занятии в группе детей с ЗПР должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяемые в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Исходя из вышесказанного, была определена цель работы

Цель работы: использование информационных компьютерных технологий (логопедического тренажёра) для оптимизации и повышения эффективности коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

В своей работе с детьми с задержкой психического развития я использую логопедический тренажер «Дельфа – М 142.1», который представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Это средство может помочь как специалисту, так и педагогу решить самые разнообразные проблемы по коррекции речи. Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, неоднократно дублировать одно и то же упражнение, использовать различный наглядный материал: картины, слоги, буквы, голосовые фрагменты речи, музыкальное сопровождение и т.д. Существует возможность выбора различных уровней сложности, в зависимости от способностей ребенка. Кроме того, можно одновременно с коррекцией речи, осуществлять работу над развитием памяти, внимания, восприятия воспитанников.

Таким образом, логопедический тренажер «Дэльфа – М» поможет решить следующие коррекционные (логопедические) задачи:

  1. Осуществлять коррекцию звукопроизношения, речевого дыхания и голоса
  2. Развивать фонематическое восприятие
  3. Формировать предпосылки обучения грамоте
  4. Обучать навыку чтения
  5. Осуществлять коррекцию лексико-грамматической стороны речи
  6. Формировать связное высказывание
  7. Осуществлять коррекцию ВПФ

Для решения поставленных задач использую следующие компоненты программы:

Коррекция речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков, формирования правильной ритмико-слоговой структуры речи и коррекции дефектов плавности и слитности, в том числе при заикании. Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон (входят в комплект поставки). Включает 19 упражнений, распределенных по типам. Например, упражнения “Задуй свечки», “Колобок”, “Космический стрелок” и т.д.

Составление буквы из нескольких частей, нахождение буквы в ряду, составление слов из букв. Возможность работать над дифференциацией 15 пар согласных, оппозиционных по способу и месту артикуляции.(9 упражнений) Упражнения этого блока можно использовать как дополнительный материал при работе над проявлениями дисграфии: “Собери букву из 2-х, 4-х частей”, “Найди букву”, “Тим и Том” и др.

Для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога. Упражнения “Найди слог”, “Грузовик” и т.д.

Направлены на глобальное восприятие слов, формирование словесной догадки, классификацию слов по разным морфологическим и тематическим признакам, тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти. Этот раздел включает упражнения “Прятки простые”, “Мозаика” и “Мерцающая мозаика”

Многие упражнения «Дельфа-142» предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи и формирования навыка правильного согласования слов в предложении. Это, как я считаю, служит основой развития активного словаря детей.

Рассмотрим подробнее раздел «Предложение». Упражнения этого раздела направлены на коррекцию лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении. В упражнениях этого меню нужно составить на полку глиняные горшочки со словами, образовав правильное по смыслу предложение: «Утром пошел снег». Постепенно предложения усложняются: нужно вставлять предлоги, союзы, слова, подходящие по смыслу. Данные упражнения имеют несколько уровней сложности: от 3х до 5ти слов в предложении. Возрастает уровень интеллектуальной нагрузки на ребенка. Более сложный уровень задания содержится в упражнениях для отличников. Например, упражнение: “Восстанови предложение”, “Составь предложение”, “Вставь пропущенное слово”, “Выбери форму слова”, “Вставь предлог”, “Вставь предлог (для отличников), “Вставь союз”, “Закончи предложение”.

При работе в группе компенсирующей направленности изучение компьютера приобретает большую ценность, в связи с тем, что расширяет поле методов и приемов коррекционно – развивающего обучения.

Таким образом, чтобы заинтересовать ребенка, сделать обучение осознанным, необходимы нестандартные подходы и новые инновационные технологии. Введение в традиционные коррекционно-логопедические методики элементов компьютерных программ стало возможно благодаря приобретению логопедического тренажера «Дельфа-142». Компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу. Упражнения, выполняемые с помощью него, способны ускорить формирование и коррекцию необходимых речевых норм, тем самым облегчает работу как логопеда, так и ребёнка. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением компьютерных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию, способствует развитию внимания детей и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений

–> Факультет коррекционной педагогики образовательного портала “Мой университет” –>

–>Приветствую Вас Гость

–>

–> –>

–>Ждём Вас! –>
–> –>

–> –>

–>Конкурсы для детей –>
–>
–>

–> –>

–>У Вас особые дети? –>
–>

Каталог статей

Логопедическое занятие с использованием логопедического тренажера
«Дельфа-М» для учащихся с интеллектуальными нарушениями

Тема: Сказочное путешествие с Колобком

1. Название мероприятия: Конференция «Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы»
2. Предмет/образовательная область: Коррекционная педагогика
3. Класс/группа/коллектив, для кого предназначена разработка: для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями
4. Автор/ы статьи (ФИО полностью):
Моисеева Светлана Николаевна
5. Должность автора/ов:
Учитель-логопед: Моисеева Светлана Николаевна
6. Образовательная организация: ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная общеобразовательная школа-интернат о. Муром»
7. Республика/край, город/поселение: о. Муром

Вступительное слово
На занятии используется технология коррекции устной речи с помощью компьютерного тренажёра «Дельфа-М».
Основной принцип действия тренажёра – зрительный контроль формирования произносительных навыков. А именно, все звуки, которые произносит ребёнок в микрофон, появляются на экране компьютера в виде движущихся картинок-мультипликаций.
Тренажёр позволяет отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность звучания) и многие звуки русского языка. «Дельфа-М» показывает на экране:
− интенсивность голоса (громкость),
− длительность произношения звука, слога, слова, фразы и т.д.
Компьютерный тренажёр «Дельфа-М» используется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. На одном занятии используется не более 2-3 упражнений.
Выбор упражнений осуществляется с учётом уровня речевого развития детей, степени сформированности речевых навыков. Возможности использования тренажёра позволяют осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении.
Применение данной технологии повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям, способствует фиксации внимания детей на правильном произношении, обеспечивает положительный эмоциональный настрой.

Сказочное путешествие с Колобком

Цель: автоматизация звука [ш] в слогах и словах.
Задачи:
1. Закреплять правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ш];
2. Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в закрытых и прямых слогах, словах;
3. Развивать силу голоса, речевое дыхание, фонематическое восприятие, чувство ритма;
4. Развивать произвольное внимание, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: презентация, компьютерная программа-тренажер «Дельфа-М», раздаточный материал.

1. Объявление темы
Звучит музыка из сказок

В гости сказка идет
Она встречи с вами ждет
Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети.
Кто же в сказочке живет?
Он не ёжик и не кот,
Он от бабушки с окошка
Прыгнул прямо на дорожку,
Покатился, побежал,
На язык к лисе попал!
-Кто это?
-Ребята, вы любите сказки? Я предлагаю вам отправиться в сказку вместе с Колобком. А чтобы справиться со всеми заданиями и приключениями, нужно произносить слова плавно, четко и правильно выговаривать все звуки. Ну что ж, мы отправляемся в сказку.

2. Развитие мелкой моторики
Вспомните сказку. Как появился колобок?
Предлагаю и нам испечь Колобока.

Текст Действия детей
Тесто делали мы сами, вот так, вот так! Сжимание и разжимание кулачков.
Колобок пекли мы сами, Вот так, вот так! Круговые вращения ладони над ладонью.

3. Развитие зрительного восприятия геометрических форм, основных цветов спектра, размера
-А вот и Колобок. Ребята, давайте расскажем, какой у нас получился Колобок. А чтобы вам было легче, сначала мы потренируемся определять форму и цвет предметов.
По схеме определи:
-геометрическую форму
– цвет
-размер
– Определите форму Колобка. Для этого необходимо выбрать соответствующую фигуру и назвать её.
– Затем определите цвет Колобка. Для этого среди образцов выберете нужный цвет и назовите его.
-Определите размер нашего Колобка. Колобок большой или маленький. Из предложенных фигур возьмите фигуру соответствующего размера.
-Кто составит описание Колобка по схеме? Наш Колобок какой?
(То же про печь и окно).

4. Работа на тренажере.
– Колобок из печки горячий, бока поджаренные. Жарко ему. Остудить колобка надо.
Подуем: (по одному в микрофон, а остальные тоже дуют без микрофона)
– на чай – он такой же горячий (один сильный выдох, 3 раза)
– пирог – тоже из печи достали (глубокий вдох носом – выдох долгий –долгий выдох)
– мельница – зерно мелит (длинный выдох)
– костер – какой жар был в печи (сильный короткий выдох).
– бабочка прилетела посмотреть на колобка – (долгий сильный выдох)

5. Развитие артикуляционной моторики
Положила бабушка Колобока на окно, чтобы он остыл.
А Колобок полежал, полежал, и покатился.
Покажем, как покатился Колобок.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье».
-Катился наш Колобок, катился и закатился в дремучий лес.
А по дороге он еще и зарядку успел сделать (для языка) – арт. гимнастика. (слайды)

6. Развитие слухового восприятия
Сейчас будут слышны звуки леса.
Послушайте, а затем каждый из вас скажет что он услышал в сказочном лесу.
Звучат звуки леса
-Кого и что вы услышали в сказочном лесу?
Здравствуй, лес. Дремучий лес, полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи, ты же видишь мы свои!

7. Этюд пластический – зайка
-Катится Колобок, катится, а навстречу ему…
Отгадайте кто.
• Любит красную морковку,
Грызет капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой.
– Ребята, зайчик какой?
– Кто покажет нам зайчика?

8. Развитие голоса
-«Колобок, Колобок, я тебя съем».
-Ребята, не уж-то и правда заяц нашего Колобка съест?
-«Не ешь меня, Косой, я тебе песенку спою».
-Поможем, ребята, Колобку, споём вместе с ним песенку из гласных звуков.
Логопедические распевки (с использованием тренажера «Дельфа-М»)
Широко откроем рот,
Песню громко пропоём: А – А – А … — карточка А – как открыт ротик? (широко)
Губки трубочкой сложи,
И дуди – дуди – дуди: У – У – У …– карточка У – как губки? (трубочкой)
Широко ты улыбнись
Звонко песню протяни: И – И – И … — карточка И – как губки? (в улыбке)
Губки в колесо сложу
Песенку спою я – О – О – О …. – карточка О – как губки? (баранкой)
А теперь самостоятельно берем карточку и пропеваем звуки.
Каждый берет карточку из 2-3-4 звуков и пропевает ее.
-паровоз – а-о-у-и
– вулкан – у-и-о
– воздушный змей – а-о-у-и
Кристина загадает вам звук, а вы посмотрите на ее губки, отгадайте и произнесите его все вместе (беззвучно артикулирует гласные)
-салют по очереди.

9. Развитие артикуляционной моторики
Покатился Колобок дальше.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» движением языка по кругу.

10. Развитие силы выдоха
Колобок круглый, катится по тропинке все дальше и дальше, с кочки на кочку перепрыгивает, с пенечка на пенечек перескакивает, словно мячик настоящий.
Похож колобок на мяч? – да
-Проверим. Для этого надо надуть мячик.
-возьмите мячики – глубокий вдох носом – выдох ртом – раз – еще два-еще три
– на два выдоха надуем – раз-два
-на один выдох.
-Похож колобок на мяч? Чем? (круглый и размер такой же)
-А чем отличается? (цветом) – сдуйте и отложите в сторону

11. Произнесение изолированного звука «ш».
-Катится Колобок, а кругом красота: цветочки, бабочки, жучки, комарики.
Игра «Жучки или змейки»
Карточка жуки – жужжат
Карточка змейки – шипят.
-Когда мы произносим звук «ш», где у нас язычок находится?- вверху.
-Какой звук «ш», охарактеризуйте его.- он согласный.

12. Автоматизация «ш» в слогах.
-Покатился Колобок дальше.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» движением языка по кругу.
-Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто.
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это – …
(Волк)
-Да неужели ты съешь нашего колобка?
-Если порадуете меня, то не съем.
Чтобы порадовать волка надо ему показать как мы произносить звук «ш» в слогах научились.
– цветок – шшшшааааааа – 1 в микрофон, остальные в полголоса
шшшооооо
шшшууууу
– репка – аааааашшш
оошшшшш
шшшшшш
– елка – шаш, шош, шуш
Отпустил волк колобка. И покатился колобок дальше.

13. Физминутка
Колобок, колобок (идут в полуприсидя, поставив руки на пояс)
Колобок – румяный бок
По дорожке покатился (бегут на носочках, держа руки на поясе)
И назад не воротился
Встретил мишку, лису, зайку, (Встают лицом в круг, изображают медведя)
Всем сыграл на балалайке. (изображают игру на балалайке)

14. Развитие слухового восприятия
Внимательно послушайте звуки леса и скажите, что вы слышите.
Звучат звуки леса
-Кого и что вы услышали в лесу?

15. Болото.
-А на пути встерилось Колобку болото топкое. Неужели случится беда с Колобком?
Нужно ему помочь.
Ребята, нужно провести Колобка через болото, прыгая с кочки на кочку и произнося слоги:
-ша-шо-шу
-шу-ши-шэ
-шо-шу-ша
-аш-ош-уш
-иш-эш-еш
-ош-уш-аш
Молодцы. Выручили колобка.

16. Медведь
-Покатился Колобок дальше.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» движением языка по кругу.
-Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
– Ребята, медведь какой? Кто покажет нам медведя? (изобрази медведя с помощью пантомимики).

17. Тренажер колобок (на тренажере «Дельфа-М»
-«Колобок, Колобок, я тебя съем».
-Ребята, не уж-то и правда медведь нашего Колобка съест?
– Поиграйте с мишкой, может и не съест.
– Мишка просит вас произнести слова по слогам, вместе с колобком (на тренажере «колобок» проговаривать по слогам слова)
Шу-ба, ши-ны, ва-ша, – 1 в микрофон остальные чуть тише+ отхлопываем по ноге
Ка-ша, Ма-ша, Да-ша, + сжимаем кулачок
Ма-лы-ши, ма-ши-на, шаш-ки, – отхлопываем по столу
У колобка есть друг крокодил. Он тоже просит научить его разговаривать:
на-ша, Па-ша, Ми-ша
Ле-ша, у-ши-бы, ды-ши
На-та-ша, ши-ли, пи-ши – Рома

18. Развитие слухового восприятия
А еще мишка хочет узнать внимательные ли вы слушатели.
1. Закройте глаза и отгадайте, что это за звук я издам:
(хлопает в ладоши, переливает воду, щелкает авторучкой, листает книгу).
2. Положи столько кружочков, сколько раз ты услышишь звук «ш».
– аш, ож, ет, иш,
– мешок, пушок, ковш, душ
-шутка, шкаф, шляпа, шорты.

19. Лиса
-Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто?
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее…
-Ребята, а вы знаете, какая лиса? Кто покажет нам лису?
Пластический этюд «Лиса».

20. тренажер – звуковая дорожка (Тренажер «Дельфа-М»)
-«Колобок, Колобок, сядь ко мне на носик и спой свою песенку».
Ох, ребята, еще чуть-чуть и съест Лиса Колобка.
Ребята, давайте попросим Лисицу не есть Колобка.
Как правильно попросить, какое волшебное слово нужно сказать? – «Пожалуйста!».
-Понравилось лисице, как вы её просите. Не стала есть она Колобка, но за это попросила вас спеть ей песенку.
Спойте громко: – звуковая дорожка
А-о-у – артикуляция карточки дать
У-и-о
У-о-и
Спойте тихо-тихо:
– ша,шо,шу
– шу, ши, шо
– шэ, ша, шу
Спойте то громко, то тихо:
-у-у-у
А-а-а
О-о-о
Отпустила лиса Колобка и покатился он домой.

21. Звуки леса
Внимательно послушайте звуки леса и скажите, что вы слышите.
Звучат звуки леса
-Кого и что вы услышали в лесу?-вечер, домой пора.

22. Домой.
Домики и бумажные Колобки
Увидел Колобок впереди высокий дом.
Квартир в нём много было.
В какой же квартире живёт Колобок? Помогите Колобку отыскать его квартиру.
-Сначала Колобок покатился в 1 подъезд слева на 2 этаж.
Затем – в 3 подъезд на 3 этаж.
-Не нашёл в высоком доме Колобок свою квартиру. Выкатился он из высокого дома на улицу и
Говорит, что его домик был низенький.
Построим ему домик, ребята?

23. Строим дом. Автоматизация звука [ш] в словах.
Игра «Строим дом». (На столе разложены прямоугольники – «кирпичи», на обратной стороне которых изображены картинки со звуком [ш].
Из чего мы будем строить дом? (Из «кирпичей»).
Если дом из кирпичей, то он какой? (Кирпичный).
Бери «кирпичик», называй картинку – через тренажер – колобок и прикрепляй её к домику.
(Ребёнок называет картинку и прикрепляет её на доску, где обозначены контуры дома. Когда дом будет готов, ребёнок «заселяет» в него Колобка).

24. Мнемодорожка.
-Ну вот, и вернулся Колобок домой к своим бабушке и дедушке. Хотел рассказать им, где он был и с кем встречался в лесу. Но ничего вспомнить не смог. Помогите Колобку вспомнить сказку с помощью мнемодорожки.
-Кто испёк Колобок?
-Опишите Колобок, какой он?
– Кого сначала встретил Колобок в лесу? (зайца)
-Заяц какой?
-Кого потом встретил Колобок? (волка)
-Волк какой?
Кого потом встретил Колобок? (медведя)
-Медведь съел нашего Колобка?
-Кого ещё встретил Колобок в лесу? (лису)
-Лиса какая?
-Куда вернулся Колобок?

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на логотренажере «Дельфа – 130» с ребенком старшего возраста (ОНР III уровень)

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на логотренажере «Дельфа – 130» с ребенком старшего возраста (ОНР III уровень)

1. Тема занятия: звук [р]

2. Цель занятия: автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях

3. Оборудование: предметные картинки со звуком [р], картинка недорисованной птицы, карандаши; картинки грача и журавля; сюжетные картинки.

а) развитие речевого дыхания;

б) развитие умения правильно произносить звук [р] в словах, словосочетаниях, во фразах;

в) развитие фонематического слуха, слуховой памяти, креативности;

5. Лингвистический материал:

· Левой, правой! Левой, правой!

На парад идёт отряд.

Барабанщик очень рад:

Полтора часа подряд.

Она перевозит грузы.

У неё есть кузов.

Вот кабина – в ней шофер,

Впереди у машины мотор.

· Радуга, роза, ручей, гроза, ручка, друг, завтрак, страус, тройка, дрова, рама; грач, жаворонок, воробей, дрозд, ворона, соловей, сорока; рыбак,

· В синем небе птичья стая

Вслед за летом улетают

Мы вернёмся в край родной

Только будущей весной.

· Журавли прилетают из тёплых стран.

· Грач нашел червяка

· Жаворонок кормит своих птенцов.

· Журавлиная голова, журавлиный хвост, журавлиное туловище; грачиное туловище, грачиная голова, грачиный хвост.

· Сегодня мы с тобой отправимся на прогулку.

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идёт отряд.

Барабанщик очень рад:

Полтора часа подряд.

· Выполним упражнение «Барабанщик». Рот должен быть широко открыт, а удары кончика языка должны быть быстрыми.

· Молодец, стараешься правильно выполнять! А теперь послушай и посмотри: Вот машина грузовая,

Она перевозит грузы.

У неё есть кузов.

Вот кабина – в ней шофер,

Впереди у машины мотор.

Завёдем у машины мотор. Молодец, завели мотор и поехали дальше, что мы видим? (Мы видим на дереве птицу). Эта птица не сидит, эта птица постоянно стучит. Кто это? (Это дятел). Как дятел стучит? (выполняет следующее упражнение). Молодец, у тебя стали лучше получаться упражнения «Дятел» и «Заведём мотор».

· Посмотри, кто это? (это бабочка). Что она делает? (Она сидит на цветке). Твоя задача сделать так, чтобы бабочка как можно дольше порхала над цветком, посмотри: р-р-р-р-р. (Логопед дает образец. На экране монитора появляется картинка «Бабочка на цветке». Задача ребенка проговорить звук Р так, чтобы бабочка порхала над цветком. Чем сильнее воздушная струя и вибрация звука, тем бабочка дольше летит и не садится на цветок). Теперь сложнее. (Увеличить порог выполнения упражнения: ребенку необходимо произносить звук Р с большей силой. Упражнение усложняется – выполняется на материале слогов, слов).

· Продолжим дальше. Повторяй за мной цепочки слов, будь внимателен (логопед предлагает ребёнку цепочки слов из 3-5 слов, а ребёнок должен запомнить на слух и воспроизвести в той же последовательности, четко проговаривая звук [р]): радуга, роза, ручей; Будь внимателен! гроза, ручка, друг, завтрак; Повтори ещё раз. теперь посложнее – страус, тройка, дрова, радуга, рама. Молодец! Ты справился с заданием, был очень внимательным!

· Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Назови лишнее слово, объясни почему: грач, жаворонок, воробей, дрозд. Ты правильно нашел четвертого лишнего, объясни, почему ты так решил? (воробей – зимующая птица, а грач, жаворонок и дрозд – перелётные); ворона, соловей, сорока, воробей. Соловей – перелётная птица, а ворона, сорока и воробей – зимующие птицы). А ещё почему «соловей» лишнее слово. Правильно, в нём нет звука [р]. Молодец, ты стараешься выполнять все задания правильно.

· Физминутка «Птичья стая»

В синем небе птичья стая

Вслед за летом улетают

Мы вернёмся в край родной

Только будущей весной.

· Продолжим дальше, определи, где спрятался звук [р] в слове грач, правильно в середине слова. (логопед предлагает ребёнку картинки и звуковую дорожку: грач, роза, мотор, дрозд, радуга, рыбак).

· Посмотри внимательно на картинку и дорисуй то, что забыл нарисовать художник? Что забыл нарисовать художник? (Он забыл дорисовать у птицы клюв и хвост). Итак, посмотри, кто нарисованы на картинках? (На картинках нарисованы птицы. На картинках нарисованы грач и журавль). Ответь на вопрос – Чья голова? Голова журавля, журавлиная голова…Чей хвост?… Чьё туловище.

· Перед тобой лежат картинки. Посмотри на них внимательно. Составить по ним предложения:

Журавли прилетают из тёплых стран.

Жаворонок кормит своих птенцов.

· На этом наше занятие подошло к концу. Ты сегодня замечательно выполнял все задания, мне было приятно с тобой заниматься. Скажи, с каким звуком мы сегодня работали. Правильно, со звуком [р]. Произнеси его еще раз. Хорошо получается! На следующем занятии у тебя получится ещё лучше.

1. . Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозаика-Синтез, 2005

2. , , Кузнецова энциклопедия дошкольника.: ИД-Дом, 2004

Конспект занятия по профилактике дисграфии и дислексии в подготовительной логопедической группе тема: «В стране Букляндии».

    Любовь Петухова 3 лет назад Просмотров:

1 Территориальный отдел ОМ и С Жовтневого района Дошкольное образовательное учреждение 36 Конспект занятия по профилактике дисграфии и дислексии в подготовительной логопедической группе тема: «В стране Букляндии». Подготовила: учитель-логопед Острик Е.В. г. Запорожье 2012г

2 Коррекционно-образовательные цели. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР; закрепление характеристик изученных звуков, закрепление понятий: гласный звук, согласный звук, дифференциация понятий: твердый мягкий звук; закрепление звукового анализа и синтеза слов; развитие понимания логико-грамматических структур. Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности; развитие речевого слуха, фонематического, зрительного и слухового восприятия, тактильных ощущений, совершенствование зрительнопространственных представлений; психических процессов. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание способности к сопереживанию. Воспитание навыков взаимообщения и взаимопонимания. Оборудование: письмо, «зашифрованные слова», домики, пазлы-буквы, рукава «Волшебные мешочки», объемные пластмассовые буквы, макет «Таинственный сад», карточки со словами, магнитная доска. Ход занятия. I.Организационный момент. Логопед: Ребята, сегодня нам принесли очень необычное письмо. Посмотрите, какое. Написано»Детям подготовительной логопедической группы «Солнышко». Хотите, откроем и посмотрим что там? Дети: Да. Логопед: Но сначала нам нужно размять пальчики, сделать гимнастику. Пальчиковая гимнастика «В школу» В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу) Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, (Загибают по одному пальчику на обеих руках) Быстро, правильно считать. Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальцем правой руки)

3 Логопед: Слушайте, что написано в письме: «Здравствуйте ребята! Пишут Вам жители сказочной страны Букляндии. У нас случилась беда. На нашу страну напал злой волшебник Буквоед. Заколдовал звуки. Буквы, слова и предложения. Помогите нам, пожалуйста, все расколдовать и спасти нашу страну от гибели». Все жители страны Букляндии. -Ну, как ребята, поможем жителям сказочной страны? Дети: Поможем. Логопед: Только знаете что! В таком непростом деле помочь смогут смелые, решительные и отважные ребята, которые не боятся трудностей и которые все знают о звуках и буквах. Скажите, что такое звук? Что такое буква? На какие две большие группы делятся все звуки? А согласные звуки, на какие группы делятся? Дети: Звуки мы слышим, говорим, поем. Буквы мы видим, пишем, читаем. Звуки делятся на гласные и согласные. Согласные на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Логопед: Молодцы ребята. А теперь давайте все вместе скажем волшебные слова: «Покружились, покружились, покружились, покружились в стране Букляндии мы очутились». II.Основная часть. Логопед: Первое задание расколдовать звуки. Твердому брату назвать мягкого брата, а мягкому брату назвать твердого брата. Игра «Назови братца» (Дифференциация звуков по твердости и мягкости) (Логопед называет твердые звуки, дети в ответ мягкие и наоборот) Логопед: Молодцы справились с первым заданием, расколдовали звуки. -Посмотрите, какие интересные карточки, в них зашифрованные слова. Посмотрите внимательно каждый на свою карточку, по

4 первым звукам картинок на ней определите, какое слово зашифровано. Игра «Расшифруй слово» (1-медведь, енот, лось; 2- собака, тигр, утка, лошадь; 3- рыба, утка, черепаха, кот, аист; 4- попугай, енот, носорог, акула, лошадь; 5- кот, акула, рыба, ананас, нож, дом, апельсин, шапка; 6- улитка, черепаха, енот, носорог, индюк, кот.) Дети: Первое слово мел, второе стул, третье ручка, четвертое пенал, пятое карандаш, шестое ученик. Логопед: А чтобы проверить, правильно ли вы расшифровали, переверните карточку и назовите картинку. (Ответы детей). Молодцы ребята. Но это еще не все, теперь вы должны поселить каждое слово в свой домик. Для этого нужно поделить его на слоги. Слово с одним слогом будет жить в одноэтажном домике, двухсложное слово в двухэтажном домике, а трехсложное слово в трехэтажном домике. Игра «Рассели жильцов» Логопед: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились, слова расколдовали. – Посмотрите, злой волшебник Буквоед разломил буквы на мелкие части. Вы их расколдуете, если сложите, найдете такую же букву в «Волшебном мешочке», правильно назовете, обведете и выложите из них слово. Игра «Сложи букву» (/Дети работают с пазлами) Логопед: Илья, какую букву ты сложил? Илья: Букву «К». (И т.д.) Логопед: Теперь давайте узнаем и достанем буквы из «Волшебного мешочка». Игра «Волшебный мешочек» (Дети, по очереди ощупав, узнав и назвав букву, достают из мешочка).

5 Логопед: Ребята, Денис правильно узнал и назвал букву? Дети: Да, правильно. Логопед: Денис, какую ты букву достал? Денис: Букву «Н». Логопед: Проведи по букве пальцем, «напиши» букву. А теперь выстави еѐ на доске. (И т.д.) Логопед: Ребята, посмотрите внимательно, какое слово можно сложить из этих букв? Дети: Слово книга. Логопед: Отлично, и буквы вы расколдовали. Вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнем, сделаем зарядку. III. Физминутка «Скоро в школу» Скоро в школу мы пойдем (Дети имитируют движения по стиху) И портфель с собой возьмем. Книжки, ручку, карандаш Мы в портфель положим наш. Будем мы читать, писать И учиться все на «пять»! IV. Логопед: Ребята, посмотрите, какой таинственный сад, в нем растут необычные деревья на них вместо листьев, растут целые предложения. Но они тоже заколдованные. Расколдуем их, если слова поставим в правильном порядке. Игра «Таинственный сад» (Логопед читает слова, дети повторяют их в правильном порядке) Логопед: Дети, школу, в, идут, осенью. Алина: Осенью дети идут в школу. Логопед: Дети, школе, в, и, пишут, читают. Ярослав: В школе дети пишут и читают. Логопед: Ставят, в, детям, дневник, оценки. Дима: Детям ставят оценки в дневник.

6 Логопед: Молодцы ребята, и предложения вы расколдовали. Скажите, вы со всеми заданиями справились? Дети: Да, со всеми, все расколдовали. Логопед: Вы помогли жителям сказочной страны Букляндии? Дети: Да, помогли. V. Итог занятия. Логопед: А что вы делали, как помогли жителям Букляндии? (Ответы детей) Логопед: За то, что вы помогли жителям Букляндии, спасли их страну, показав хорошие знания и умения, вы награждаетесь «Золотыми ключиками» от страны Знаний. (Дети награждаются «Золотыми ключиками») Логопед: Пришло время возвращаться назад в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Покружились, покружились, покружились, покружились в детский сад мы возвратились». – Как вы думаете, ребята, вы хорошо сегодня потрудились? Все с заданиями справились? А какое задание было самым трудным, а интересным? (Ответы детей) Логопед: А как вы думаете, что помогло вам в вашей работе? (Ответы детей) Логопед: Я сегодня очень довольна вашей работой, вашими знаниями, которые вы показали, и вашим умением дружно хорошо работать. Молодцы!

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Тема: Дифференциация букв и – ш.

Главная цель занятия – добиться правильного написания оптически похожих букв во всех формах речи.

Дифференциация букв и – ш проводится по традиционной в логопедии схеме: изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация букв сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыками звуко-буквенного анализа и синтеза.

Дифференциация букв и – ш проводится на речевом материале, соответствующем возрастным и индивидуальным особенностям учащегося.

В структуре занятия используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Все использованные методы, приёмы и формы работы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой:

– фонетическая разминка: соотнесение буквы со звуком и символом;

– развитие зрительного гнозиса;

– развитие фонематического слуха;

– развитие звукового анализа и синтеза;

– работа с изографами;

Содержимое разработки

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции оптической дисграфии

Тема : Дифференциация букв и – ш .

Цели : закрепить знания о буквах, сходных по начертанию; научить дифференцировать буквы и – ш изолированно, в слогах, словах и предложениях; развивать логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения.

учить соотносить букву , звук и символ для его обозначения; дифференцировать зрительные образы букв;

уточнить написание прописных букв и и ш , выявить сходства и отличия;

у точнить артикуляцию звуков [ и ] и [ ш ], закрепить связь между звуком и буквой и символом для их обозначения.

закреплять правильное написание букв и и ш изолированно, в слогах, словах, предложениях;

уточнять и обогащать словарный запас;

развивать фонематический слух,

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

совершенствовать навык чтения;

развивать просодическую сторону речи.

развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов;

предупреждать ошибки чтения и письма на уровне слова;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику,

р азвивать зрительный гнозис;

развивать пространственное представление, зрительно-моторные координации;

формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;

развивать внимание, память, мышление.

формировать положительную мотивацию на занятии;

формировать самоконтроль за речью и письмом;

формировать коммуникативные навыки;

воспитывать умение внимательно слушать задания учителя-логопеда.

прививать интерес к логопедическим занятиям.

В ходе занятия формируются умения, направленные на формирование УУД :

– внутренняя позиция на положительную мотивацию к занятию;

– способность планирования и регуляции своей деятельности;

– умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

оценку своей учебной деятельности;

– умение принимать и сохранять учебную задачу, задавать вопросы,

необходимые для организации собственной деятельности;

– умение использовать знаково­символические средства, в том числе

модели и схемы, для решения задач;

– умение строить логическое рассуждение, включающее установление

– формирование установки на здоровый образ жизни.

Оборудование : цветные кружки-символы; карточки с изображениями элементов букв и – ш ; образцы написания букв; цветные карандаши; ножницы; схемы слов; «Изографы»; индивидуальный лист с заданиями; предметные картинки; воздушный шарик.

I. Организационный момент . Приветствие. Психологический настрой.

Сообщение темы занятия.

1) Ориентирование в пространстве (приготовить рабочее место: слева…,справа…, посередине…, между…, вверху…, внизу…)

2) Формулируем тему занятия. Соотнесение буквы со звуком и символом.

– Здравствуй, Миша! Сегодня на занятии мы научимся не путать на письме похожие буквы. Если ты правильно выполнишь задание, то узнаешь, какие это буквы.

– Назови своё имя. Выложи его на парте, используя символы. А теперь замени кружки буквами. Молодец!

– Какая буква находится слева? Справа? Посмотри на буквы в середине, назови их. Именно их мы будем сегодня сравнивать.

– Посмотри на картинки. Какие буквы в них спрятались?

II. Основная часть занятия.

Развитие зрительного гнозиса. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения на письме.

– Рассмотри внимательно образы букв, сравни их написание, найди схожие черты (состоят из одинаковых элементов) и различия (число элементов разное)

Ученик формулирует вывод. В букве Ш три вертикальные наклонные линии,

а в букве И – две.

Учитель-логопед вместе с учеником делает вывод о том, что такое обозначение появилось не случайно, а по количеству одинаковых в буквах элементов – наклонных линий.

Вывод: буква и – красная двойка ( 2 ), буква ш – синяя тройка ( 3 ).

Задание 1 . Дифференциация на буквенном уровне . Соотнесение буквы со звуком и символом.

Учитель-логопед предлагает ученику карточку, в которой необходимо самостоятельно заменить зашифрованные буквы. Задание выполняется сначала устно, ученик обосновывает свой выбор.

Затем, учитель-логопед предлагает выполнить задание письменно, в тетради.

– Запиши буквы по элементам, назови их количественный и качественный состав.

(Ученик записывает буквы и называет количество элементов, определяет расположение всех элементов в пространстве)

 После выполнения упражнения осуществляется проверка.

Задание 2. Дифференциация на уровне слога.

– Попробуй прочесть слоги на карточке со схематичным изображением слогов.
– Назови, пожалуйста, только те слоги, в которых есть буква Ш, только те слоги, в которых есть буква И, те слоги в которых есть обе буквы.

(ит, шу, им, ши, ис, ош, ги, ил, зи, юш, шо, шу, иб, ич)

Задание 3. Развитие фонематического слуха.

– Запиши под диктовку слоги, обозначь буквы занятия.

Слоги: ли, шу, ша, ти, ни, ки, шо, аш, уш, иш

Задание 4. Дифференциация на уровне слова.

– Познакомься с обозначением букв и-ш .

– Расшифруй слова и объясни их значение. Начало формы Запиши слова, укажи буквы занятия.

3АР2К (шарик) 3УТК2 (шутки)

АФ23А (афиша) МАЛЫ32 (малыши)

– Назови предметы, которые изображены на картинках. Запиши в тетрадь форму множественного числа данных слов:

– Какую орфограмму мы вспомнили?

Ц ель : для развития мелкой моторики. Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца, и в обратном порядке от мизинца к указательному.

Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе, с закрытыми глазами.

Ц ель : развитие зрительного восприятия и внимания. Данный вид работы направлен на предупреждение ошибок чтения и письма.

Ученик читает слово, показывая ручкой каждую букву.

Задание 5. Развитие языкового анализа.

– В словах потерялись все пробелы, необходимо взять ножницы и разделить слова

( шишка, лист, игра, лужи)

Ученик работает самостоятельно. После выполнения задания, осуществляется проверка.

Задание 6. Дифференциация букв и – ш в словосочетаниях.

– Попробуй придумать словосочетания с получившимися словами:

Задание 7. Дифференциация букв и – ш в предложениях.

– Какое сейчас время года? А что будет после?

– Как дикие животные готовятся к зиме?

– Вот как написал детский поэт А. Блинов в своём четверостишии про белку и медведя, послушай:

Белка с ветки в свой домишко

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.

(Значение слов «домишко» – дупло, «угодила» – попала)

III. Задание на дом.

Выучить четверостишие наизусть.

IV . Итог занятия.

– Что тебе понравилось на занятии?

– Что вызвало затруднения?

– Миша, большое спасибо тебе за работу на занятии. Ты – молодец!

Сегодня ты учился различать заглавные и строчные буквы и-ш.

Сегодня мы с тобой ещё на один шаг стали ближе к нашей цели – правильному произношению, красивой речи, грамотному, каллиграфическому письму. Будем стараться не допускать ошибок и не путать буквы. (Поощрение – воздушный шарик)

– Запишем предложение и подчеркнём ЖИ-ШИ

У Миши жили белые мыши.

– Послушай предложение. Исправь и запиши правильно.

На подушке лежит красивый диван.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Использование логопедического тренажера «Дельфа-142»при коррекции нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шишова Татьяна Валерьевна

В статье обоснована целесообразность использования логопедического тренажера «Дельфа-142» в качестве дополнительного средства коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с целью повышения эффективности логопедической помощи. Определены способствующие этому психолого-педагогические условия. Представлена разработанная с учетом теоретических данных относительно компьютерных технологий и результатов констатирующего обследования педагогическая технология соответствующей коррекционно-логопедической работы. Приведены полученные после ее апробации экспериментальные данные, подтверждающие ее действенность. Обозначены оптимальные направления использования тренажера: повышение мотивации деятельности на логопедических занятиях, коррекция ведущего фонетического нарушения в структуре речевого дефекта при дизартрии, коррекция особенностей высших психических процессов у детей рассматриваемой категории. Доказано повышение эффективности процесса коррекции нарушений речи при дизартрии в случае использования логопедического тренажера «Дельфа-142» в рамках реализации предложенной педагогической технологии, которая может быть успешно применена в логопедической работе с дошкольниками и другими специалистами.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шишова Татьяна Валерьевна

Using «Delfa – 142» logopedic Simulator for Speech Disturbance Correction of Senior Preschool Children Having Disartria

The article substantiates the implementation of «Delfa-142» logopedic simulator as an additional means for speech disturbance correction of senior preschool children having dysarthria which makes the speech therapy more effective; the proper psychological and pedagogical conditions being defined. The pedagogic technique of the corresponding logopedic therapy, developed in accordance with the theoretic data, computer technologies and the results of medical examination, is given. The experimental data, achieved by approbation and proving the technique efficiency is provided. The optimal guidelines for using the simulator are given: the increase in activity motivation during the logopedic sessions, correction of the leading phonetic disturbances of speech defects in case of dysarthria and correction of peculiarities of higher psychic processes. Therefore, the efficiency of the speech disturbance correction is proved in case of dysarthria by using «Delfa-142» logopedic simulator within the framework of corresponding pedagogic technique, which can be applied successfully in speech therapy of the certain category of pre-school children and performed by other specialists.

Текст научной работы на тему «Использование логопедического тренажера «Дельфа-142»при коррекции нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией»

13. Наумов А. А. Педагогические условия профориентационной работы с подростками, страдающими спастическими формами церебрального паралича легкой и средней степени тяжести / / Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. № 3.

14. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993.

15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Школьная пресса, 2000. С. 212-385.

16. Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 272 с.

ИСПОЛ ЬЗОВАНИЕ Л ОГОПЕДИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА «ДЕЛ ЬФА-142» ПРИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛ ЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация.. В статье обоснована целесообразность использования логопедического тренажера «Дельфа-142» в качестве дополнительного средства коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с целью повышения эффективности логопедической помощи. Определены способствующие этому психолого-педагогические условия. Представлена разработанная с учетом теоретических данных относительно компьютерных технологий и результатов констатирующего обследования педагогическая технология соответствующей коррекционно-логопедической работы. Приведены полученные после ее апробации экспериментальные данные, подтверждающие ее действенность.

Обозначены оптимальные направления использования тренажера: повышение мотивации деятельности на логопедических занятиях, коррекция ведущего – фонетического – нарушения в структуре речевого дефекта при дизартрии, коррекция особенностей высших психических процессов у детей рассматриваемой категории.

Доказано повышение эффективности процесса коррекции нарушений речи при дизартрии в случае использования логопедического тренажера Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате обследования были выявлены следующие нарушения:

1) ФНР, обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, (13% детей); ФФНР, обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (2%); ОНР III уровня, вызванное средней степенью дизартрии (3%); ОНР III уровня, обусловленное легкой степенью дизартрии (82%);

2) недоразвитие процессов памяти, внимания, восприятия разной степени (наиболее слабо развиты пространственное (70%), слуховое (75%), символьное (80%), кинетико-кинестетическое (87%) восприятие; двигательная (90%) и слуховая (60%) память);

3) несформированность у большинства детей (74%) мотивации к деятельности, способная значительно снизить эффективность коррекционной работы;

4) отсутствие у большей части испытуемых (89%) навыков самоконтроля, прежде всего умения доводить дело до конца, контролировать свои действия (в том числе замечать и исправлять ошибки).

С учетом теоретических данных относительно КТ и результатов констатирующего эксперимента нами была разработана и апробирована педагогическая технология коррекции нарушений речи у старших дошко-

льников с дизартрией, предусматривавшая использование компьютерного тренажера «Дельфа-142». Процесс ее реализации состоял из организационного, исходно-диагностического, планово-прогностического, коррекционно-технологического, итогово-диагностического этапов.

В обучающем эксперименте приняли участие 82 дошкольника с ОНР III уровня, обусловленным дизартрией. Контрольную группу (КГ) составили 32 ребенка. Проводимая с ними коррекция нарушений речи осуществлялась по традиционной логопедической методике. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 50 детей, работа с которыми строилась в соответствии с предложенной нами педагогической технологией.

На организационном этапе происходила подготовка к взаимодействию субъектов логопедической работы: вокруг главного субъекта – ребенка – логопедом была организована совместная коррекционная деятельность воспитателей, родителей, музыкального и физкультурного руководителей, психолога. На этом этапе выявлялись интересы, характер, индивидуальные особенности поведения детей, устанавливалось диалогическое взаимодействие. При необходимости (наличии негативизма, стеснительности и т. д.) с помощью игрового общения с анимационными героями тренажера удавалось быстро расположить детей к контакту.

Исходно-диагностический этап включал анализ данных, полученных в ходе контрольного обследования, а также уточняющее логопедическое обследование с помощью логопедического тренажера «Дельфа – 142». В процессе диагностики была подтверждена эффективность использования тренажера при первичном знакомстве ребенка с педагогом, так как в этом случае происходит стимулирование мотивации к действию. Преимущество КТ по сравнению с традиционными психолого-педагогическими методами заключается в том, что она позволяет выявить наиболее реальную картину состояния речи ребенка, особенно в области просодии, параметры которой в этом случае поддаются точному измерению. При обследовании других компонентов речи логопедический тренажер применялся для сохранения у ребенка устойчивого интереса к деятельности.

На планово-прогностическом этапе определялись цели и задачи коррекции, в соответствии с которыми планировалось использование логопедического тренажера «Дельфа-142», составлялся график работы, прогнозировался ее результат. Индивидуальное планирование логопедической помощи с использованием КТ происходило с учетом клинической картины, структуры речевого дефекта ребенка, индивидуальных особенностей ВПП. Планы коррекции и вероятный результат работы доводились до сведения родителей с целью привлечения их к активному сотрудничеству.

На коррекционно-технологическом этапе осуществлялась реализация индивидуальной программы логопедической помощи при дизартрии, включавшая нормализацию мышечного тонуса; коррекцию общей, мелкой, речевой моторики, а также звукопроизношения; развитие функций фонематического слуха и восприятия; развитие и коррекцию лексического и грамматического строя речи, ВПП, мотивации, самоконтроля.

Целесообразность включения тренажера в структуру логопедических занятий со старшими дошкольниками с дизартрией определялась в соответствии с конкретными целями, задачами, спецификой материала. Выбор этапа занятия и продолжительности использования этой технологии зависел от индивидуальных особенностей ВПП участников эксперимента. Применение «Дельфа-142» как вспомогательного средства коррекции повышало эффективность работы над фонетикой, поддерживало интерес к трудной для детей деятельности, вызывало у них потребность добиться результата.

Помимо логопедических занятий на данном этапе использовались такие формы работы, как консультации для родителей и специалистов ДОУ; музыкальные и физкультурные занятия, ориентированные на реализацию коррекционных задач; занятия с психологом и воспитателями.

Мониторинг речи и других ВПП проводился два раза в год. В соответствии с его результатами осуществлялась корректировка содержания логопедической работы.

На итогово-диагностическом этапе анализировались результаты логопедической помощи, обобщались приемы работы и формулировались общие выводы относительно их эффективности.

В обеих группах было проведено контрольное обследование в соответствии с теми же параметрами диагностики, что и констатирующее обследование. Результаты логопедической работы по разным методикам (традиционной и включающей использование КТ) сравнивались между собой. Критериями оценки эффективности педагогической технологии являлись изменение состояния речи и уровня других ВПП.

Применение предложенной нами педагогической технологии коррекции речи у старших дошкольников с дизартрией позволило улучшить (обеспечить выполнение диагностических заданий) состояние следующих ВПП: восприятия, особенно неречевого слухового гнозиса, – на 87,8%; зрительного гнозиса – на 47,5%; мышления – на 9,7%; памяти, прежде всего зрительной, – на 39%; внимания – на 41,4%.

Рост мотивации к коррекционной деятельности наблюдался у детей обеих групп, но в ЭГ его показатели оказались выше, чем в КГ: по пара-

метру «речевая активность»- на 18, 2%, по параметру « интерес к деятельности» (коррекционной) – на 15,8%. Следует отметить, что дети в экспериментальной группе занимались с большим удовольствием и усердием, чем в контрольной группе, стремились заниматься чаще. Включение КТ помогало дошкольникам сохранять устойчивый интерес к деятельности на протяжении всего занятия, стимулировало их к выполнению достаточно сложных задач.

Навыки самоконтроля у детей ЭГ оказались сформированными на 53,6% лучше, чем у детей КГ. В формировании самоконтроля над звуко-произношением им помогали компьютерные упражнения «Речевая волна», «Речевая волна- 2», «Спектр». Эти упражнения, представленные в виде графиков, предусматривали сравнение собственного произношения с образцом, приводящее к усвоению произносительных умений и навыков на основе полисенсорного восприятия элементов устной речи. Результаты каждой попытки обсуждались: оценивалось, насколько спектр нижнего экрана похож на образец, т. е. насколько удачно ребенок произнес отрабатываемый звук. Целесообразность применения КТ у детей с дизартрией в данном случае определяется потребностью в визуальной опоре для анализа собственной речевой деятельности. Дополнительную обратную связь устанавливает внешний контроль со стороны педагога, который помогает создать ребенку правильный эталон речи и увидеть его визуальный образ на экране тренажера. Такие эталоны постепенно интериоризируются и становятся неотъемлемым компонентом выполняемой деятельности. Тем самым обеспечивается переход ребенка к самостоятельному контролю.

Произвольная моторика пальцев рук у детей улучшилась в целом на 80,5%, моторика артикуляционного аппарата – на 74,5%, общая моторика – на 1,9%. Различия между группами незначительны: в ЭГ показатели выше, чем в КГ, на 2,4; 7,3; 0,5% соответственно. При коррекции моторных функций применялись разные традиционные приемы: специальные комплексы упражнений, разнообразные виды массажа и т. д. Большое внимание уделялось формированию кинетической и кинестетической основы движений.

У всех детей отмечена существенная динамика звукопроизношения: в области фонетики показатели улучшились на 82,2%, просодики – на 40,2%. В экспериментальной группе результаты выше, чем в контрольной, на 9 и 25% соответственно. Речь этих детей стала более разборчивой, понятной для окружающих. Для коррекции фонетики на занятиях экспериментальной группы применялись компьютерные упражнения «Вертолет», «Паровоз», «Космический стрелок», «Спектр» и др., для развития фо-

нации, темпоритмичности и интонационной выразительности речи – «Колобок», «Бегемотик», «Елочка», «Репка» и др. Эффективность коррекционного процесса повысилась благодаря системному, деятельностному, интерактивному, полисенсорному логопедическому воздействию, активизировавшему компенсаторные механизмы на основе сохранных видов восприятия .

Значительное улучшение функций фонематического слуха, звукового анализа отмечено как у детей экспериментальной (на 94%), так и у детей контрольной группы (на 84%). Самыми полезными для постановки и автоматизации звуков оказались упражнения логопедического тренажера «Паровоз» и «Фонтан».

Уровень сформированности лексики и грамматики повысился не столь значительно: на 16% в ЭГ и 15% в КГ. Качественные изменения коснулись, прежде всего, расширения объема пассивного словаря, им-прессивной речи. При коррекции лексики и грамматики основу логопедической работы составляли традиционные программы, распространенные авторские методики, поскольку применение КТ в этом случае дает не столь эффективные результаты.

Наиболее целесообразно использовать КТ для повышения мотивации деятельности на логопедических занятиях и для коррекции ведущего – фонетического – нарушения в структуре речевого дефекта при дизартрии.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Использование логопедического тренажера «Дельфа-142» в рамках педагогической технологии коррекции нарушений речи повышает результативность логопедической работы со старшими дошкольниками с дизартрией.

2. Повышению эффективности реализации предложенной нами педагогической технологии способствует соблюдение психолого-педагоги-ческих условий применения КТ как средства коррекции речи.

3. Особенности ВПП у старших дошкольников с дизартрией, которые отражаются на состоянии мотивации, самоконтроля на всех этапах логопедической работы, могут корректироваться посредством использования КТ.

4. Результаты обучающего эксперимента свидетельствуют об эффективности применения логопедического тренажера «Дельфа-142» в рамках реализации предложенной педагогической технологии, позволяющей определять направления и наиболее действенные способы этого применения.

1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе / / Логопед. 2004. № 2. С. 22-29.

2. Королевская Т. К. Коррекция устной речи с помощью специального логопедического тренажера: метод. рекомендации / / Сурдологопе-дический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху «Дель-фа-130». М., 1994. 21 с.

3. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: дис. . д-ра пед. наук. М., 2005. С. 3-8.

4. Кукушкина О. И., Королевская Т. К., Зеленская Ю. Б. Информационные технологии в обучении произношению. М.: Полиграф-сервис, 2004. 160 с.

5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология. 1994. № 5. С. 14.

6. Малофеев Н. Н. Новые информационные технологии в специальном образовании: проект «нетрудоспособные дети и инвалиды» / / Дефектология. 1991. № 5. С. 5.

7. Филатова И. А. Возможности коррекции просодической организации речи детей с дизартрией при помощи программы «Видимая речь» / / Гуманизация педагогического образования: тез. докл. координац. со-вещ. ректоров педвузов Урал. региона и конф. преподавателей пед. вузов. Екатеринбург: УрГПУ, 1994. Ч. 2. С. 44-45.

8. Филатова И. А. Использование ПВМ в коррекционной работе с младшими школьниками / / Гуманизация и гуманитаризация образования: тез. докл. Российско-америк. семинара по проблемам образования. Екатеринбург: УрГПИ, 1993. С. 29-30.

Читайте также:  Логопедическая работа над повествовательным предложением
Ссылка на основную публикацию