Конспект логопедического занятия Гласные, согласные звуки и буквы

Гласные звуки и буквы

Дорогие родители, чьи дети имеют выраженное общее недоразвитие речи, которое сопровождается заиканием, дизартрией, алалией, детской афазией, ринолалией. Ваши дети нуждаются в особом подходе и внимании в детском саду и в школе. Обучение русскому языку для таких детей носит коррекционный характер. Если у Вас нет возможности посещать специальную коррекционную школу по каким-либо причинам, то данное занятие – «Гласные звуки и буквы» – для первоклассников можно использовать как образец для домашнего обучения.

Конспект урока составлен учителем-логопедом высшей категории МС(к)ОУ «Школа-интернат № 6 Vвида» г. Перми Худеньких Светланой Николаевной

Конспект занятия в 1 классе по обучению грамоте

Учитель-логопед высшей категории МС(к)ОУ «Школа-интернат № 6 Vвида»

г. Перми Худеньких Светлана Николаевна

«Гласные звуки и буквы»

Цель:

Закрепить акустико-артикуляционные образы гласных звуков, графо-моторные образы гласных букв и их соотнесенность друг с другом.

Задачи:

  • формировать у детей умение различать гласные звуки;
  • учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука;
  • совершенствовать умения выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;
  • закрепить знания о слогообразующей роли гласных звуков и букв;
  • упражнять в словоизменении;
  • упражнять в написании прописных и строчных гласных букв.
  • развивать у детей навыки звукового анализа;
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • закреплять понятия: «гласный звук», «гласная буква»;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • воспитывать уважение к ответам товарища.

Материалы и оборудование:

  • Логопедический букварь. Н.Л.Крылова (стр. 49)
  • Карточки на каждого ребенка.

«Отремонтируй» гласные. Допиши недостающие элементы.

  • Схемы гласных звуков рисуются мелом на доске.

Ход урока.

Чему будет посвящено сегодняшнее наше занятие, вы узнаете, если правильно ответите на вопрос.

Рот открыт, и звук поётся,

Нет преграды на пути.

Скажет кто, как он зовётся?…

Верно, гласный! Молодцы!

II. Основная часть.

1. Тема нашего урока: « Гласные звуки и буквы »

Что такое – звуки? Буквы? Чем они отличаются друг от друга?

  • Узнавание детьми гласных звуков по беззвучной артикуляции и схеме(Рисуются на доске).
  • Характеристика гласных звуков.
  • Различение звучаний гласных и согласных звуков на слух.

Акцент на характерных признаках. (Буквы видим и пишем, звуки слышим и произносим. При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, никакой преграды (губы, зубы, язык) нет. При артикуляции гласных наиболее ярким видимым признаком является положение губ.

2. Упр.1 «Будь внимателен» ( Развитие фонематического восприятия).

Учитель предлагает детям прослушать внимательно звуки, которые он будет произносить, и поднять вверх большие пальцы рук, услышав гласный звук.

Педагог отчетливо произносит каждый из звуков: м, с, а, и, р, ы, п, у, ш, э, к, ы

3. Упр.2 «Повтори и место звука назови» (Развитие навыков звукового анализа).

Учитель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: ау, уа, эы, иэы.

4. Упр.3 «Ладошки» ( Развитие просодической стороны речи. Каждому ребёнку задаётся своя интонация логопедом или другими детьми).

Проговаривание с разной интонацией, со сменой ударения и ритмичным отхлопыванием с выделением ударного звука более громким хлопком.

Ау, аУ, Уа, уА, Эы, эЫ, Иэы, иэЫ, иЭы

5. Как обозначаются звуки на письме? Какие бывают буквы? (Печатные и письменные. Прописные и строчные)

Упр.4 «Напиши букву» ( Закрепление графо-моторного, зрительного образа букв путем использования различных анализаторов, логики).

Письмо разных гласных букв на доске мелом, мокрой тряпкой; на спине товарища пальцем; выкладывание из карандашей, конструирование пальцами.

6. Упр.5 «Ремонт сломанных букв»

6. Упр.6 «Один – много» ( Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове).

Нету слов на букву … (ы)

Бывает ли буква, обозначающая этот звук, прописной?

7. Динамическая пауза.

8. Игра: «Гласные звуки» ( Развитие артикуляционной и крупной моторики).

Дети повторяют движения и текст за учителем:

Рот откроем широко,

(широко открываем рот и рисуем в воздухе большой круг руками)

А пропеть совсем легко!

Губы тянем хоботком,

(открытые губы вытягиваются вперёд, руки складываются «рупором» и двигаются вперёд)

У мы вместе пропоём.

Словно «дынька» рот сейчас,

( рот округляется широким овалом, руки сцепляются в «замок» на уровне талии)

Э кричим мы на весь класс!

Рот «сосискою» открылся,

(рот – узким овалом, руки с широко растопыренными пальцами от середины на уровне рта растягиваются в стороны)

Ы запел и вдруг смутился.

(закрыть ладонями глаза)

О «огурчик» тянет вверх,

(рот – вытянутый вверх овал, руки поднимаются медленно снизу вверх)

Видно, ждёт его успех!

И красиво улыбнулся,

(рот в улыбке, движение руками от центра в стороны на уровне нижней челюсти ладонями вниз)

К ушкам мило потянулся.

Гласных звуков шесть всего:

А,У,Э, Ы, И,О!

(на каждый называемый звук – подъем пальца на руке)

9. Работа в тетрадях (Звукобуквенный анализ. Письмо).

Письмо заданной буквы в слове.

Первая – в слове осы,

10. Работа с Букварём стр.49 (Актуализация знаний о слогообразующей роли гласного).

Что такое слог? Сколько в нём может быть гласных? Согласных? На какой звук всегда падает ударение?

Составление и запись слов из слогов.

Списывание слов и предложений с рукописного текста, подчёркивание гласных. (Закрепление образа гласных букв).

11. Придумывание слов на заданный гласный. (Активизация словаря).

Игра – соревнование «Кто больше»

Чем мы сегодня на уроке занимались? Сколько гласных звуков? Как их произносят? Как они обозначаются на письме?

PS: Из занятия видно, что использовано много игровых приемов для удержания интереса у детей. Данное занятие можно использовать и с детьми – дошкольниками, у которых нет грубых нарушений речи.

Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как можно легко заниматься с детьми.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе – советы психолога

Нередко в первые месяцы учебного года дети сталкиваются с ситуацией, когда им нужно знакомиться и находить общий язык с новыми одноклассниками и учителями. Ольга Химичева, психолог Центра «Имаго», рассказала Intex-press, как первоклассникам, а также школьникам, перешедшим в другой класс или другую школу, легче освоиться в новом коллективе.

Торжественная линейка 1 сентября в гимназии №1. Фото: Татьяна МАЛЕЖ

Смена коллектива и адаптация к новым людям и условиям – задача индивидуальная, и все люди ее проходят по-разному. Сложно бывает даже взрослому человеку, а уж ребенку – тем более.

Иногда ребенок осваивается в новом кругу легко и практически незаметно, а иногда он проходит определенные испытания, вливаясь в новый коллектив. Оба этих варианта зависят от личностных качеств характера ребенка.

Кстати, дети, которые подсознательно знают, что родители в случае необходимости всегда рядом и всегда поддержат, чувствуют себя более уверенно в новой социальной ситуации. Таких детей новый коллектив не пугает, они быстро в него вливаются и находят общий язык.

В любом случае адаптация к школе и новому классу – это сложный процесс, который требует внимания. Ведь если ребенок не освоился в новых для него условиях, это будет сказываться на его обучении и на отношениях со сверстниками и учителями.

Первый раз в школу

Обычно основную часть ученического коллектива в первом классе составляют те же дети, с которыми ребенок ходил в детский сад. Поэтому, уже зная других ребят, первоклашке легче войти в школьный ритм. Но, безусловно, ребенок может оказаться и «новеньким» в коллективе. То, как он поведет себя в незнакомой среде, зависит от его индивидуальных особенностей, степени готовности к школе и уровня развития социальных навыков.

Также на то, как пройдет адаптация ребенка, влияет работа классного руководителя и школьного психолога. Но и родители могут помочь в столь нелегком для малыша деле. Например, мамы и папы могут рассказать ребенку о том, что они сами с некоторыми своими друзьями познакомились в первом классе и дружат столько лет. Можно поговорить с малышом о дружбе, подсказать, как познакомиться с ребятами и начать приятельские отношения.

Также стоит рассказать классному учителю об особенностях характера вашего ребенка и на что обратить внимание при общении с ним.

Родителям важно говорить с ребенком о том, как прошел его день в школе, и не стараться сразу же «нагрузить» первоклашку дополнительными занятиями и кружками.

Новый класс

Расформирование по профилям – еще одна причина, по которой ребенку предстоит «влиться» в новый коллектив. Обычно это не составляет труда, так как ребята из параллельных классов уже знакомы. А вот переход в новую школу может стать стрессом для ребенка. Причем не имеет значения, младший, средний или старший школьник меняет коллектив.

И задача родителей – помочь ребенку легче адаптироваться в новой школе и новом классе. Можно заранее познакомиться с классным руководителем, представить его ребенку, рассказать о нем.

Благодаря этим действиям учителю будет проще рассказать о новичке во время знакомства с классом или задать ему наводящие вопросы, если он оказался в растерянности.

Чаще разговаривайте с ребенком, советуйте ему, как можно поступить в той или иной ситуации, но не навязывайте свое мнение. В период адаптации школьника к новым условиям постарайтесь установить дома более спокойную обстановку, будьте терпимее, если ребенок не в настроении, окажите ему свою поддержку.

И, безусловно, избегайте сравнения своего ребенка с его одноклассниками. Это может нанести вред ребенку в его самооценке и самоощущении, а также настроить на неверный лад в общении со сверстниками.

Работа с психологом

Не стоит забывать о том, что в учебном заведении есть психологи, которые помогают ребенку с адаптацией в классе и к которым можно и нужно обращаться. Родителям стоит подойти к психологу, поговорить о том, что волнует, что беспокоит, попросить совета, как себя вести и как помочь школьнику.

Но бывает и так, что этой помощи оказывается недостаточно. Тогда нужно обратиться к психологу в индивидуальном порядке в частной практике. Он поможет увидеть, что происходит с ребенком при взаимодействии с другими людьми, а также понять, как ребенок выстраивает отношения.

Возможно, у вас получится найти индивидуальный алгоритм адаптации к новому коллективу и пройти этот этап мягче и легче.

Некоторые психологи советуют поиграть в такую игру: взять список одноклассников и пройтись с ребенком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление и все потом изменится. И обязательно проследите потом, как ситуация сложится на самом деле.

Цикл занятий о воде “Вода и её Свойства”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цикл занятий о воде “Вода и её свойства”

Скачать:

ВложениеРазмер
tsikl_zanyatiy_o_vode.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий о воде в старшей группе.

«Вода и её свойства»

Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении – вода.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Знакомство с водой»

Цель : Познакомить детей с водой и некоторых её свойствах.

Задачи Расширять знания детей о назначении воды в нашей жизни, её свойствах(жидкая, , не имеет формы, прозрачная). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать; Воспитывать бережное отношение к воде.

1. Ребята, отгадайте загадку:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без .
(Воды)

Молодцы ребята вы правы это вода. Все растения и животные без воды гибнут .

Хотите еще узнать о воде? Слушайте.

Мир воды – большой. На земле много воды (показываю глобус) . Вода в океанах, в морях, реках, озерах, в болотах, ручейках и в облаках, это дождевые капли и снежинки. Ученые нашли воду даже в камне…., в каждом растении, в животном и даже в человеке! Тело человека состоит в среднем на 70% из воды. Без воды не могут вырасти и выжить растения, животные тоже не выживут, если пить не будет. И человек не сможет выжить без воды. Вода всему живому нужна на Земле!

А скажите, мне, пожалуйста, где вы живёте? В доме, правильно. У каждого из Вас есть свой дом. А как вы думайте, где у нас в группе живёт водичка? Пойдёмте в умывальную комнату и посмотрим. Почему её не видно? Она в кране. А что надо сделать, чтобы из крана полилась вода? Оля, открой кран. Ребята, что сделала Оля? Что льётся из крана? Что будет, если мы закроем кран? Почему нет воды?

2. Какая водичка льётся из крана? (чистая, прозрачная) . Давайте проверим. В стакане мы нальём воду. Какая вода?

Чистая. Давайте положим в неё чёрную бусинку, видим вода прозрачная и через неё видно бусинку. Для чего нужна чиста вода человеку? Для того, что –бы он пил, мылся, стирал бельё, поливал ….

Вода это жидкость её можно налить во что-нибудь. Она течет. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Как вы думаете, что будет с водой, если её налить в кубик? (воспитатель наливает воду в кубик) . Какой вода стала формы? Она приняла форму кубика. Посмотрите, у меня на столе сосуды различной формы с водой и вода принимает их форму. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Ребята, какие выводы, о воде мы можем сделать? Правильно, вода не имеет цвета, она прозрачная. Вода жидкая, у воды нет формы, она принимает форму сосуда, ёмкости в которые мы её наливаем.

Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)

4. Ребята, а как вы думаете, на Земле много воды?

Конечно, на нашей планете много воды, но это совсем не значит, что ее не надо беречь. Вода к нам в кран попадает из реки. Прежде чем прийти к нам, она проделывает большой путь, если мы не будем закрывать краны, то эта вода по капельке будет просто уходить зря, могут обмелеть реки, тогда моря не получат воду и могут погибнуть животные и рыбы, которые живут в воде.

5. Подведение итогов. Что нового узнали? Что запомнилось?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем в старшей группе

  1. Образовательная:

– Вода – это жидкость;

– вода не имеет цвета;

– не имеет запаха;

– может растворять другие вещества;

– может принимать любую форму;

– развивать навыки проведения лабораторных опытов.

– развивать социальные навыки:

– умение работать в группе

– учитывать мнения партнёров

– прививать бережное отношение к воде.

– активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

  1. Беседы о воде, её роли в жизни человека, животных, растений.
  2. Проведение экспериментов с водой.
  3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  4. Чтение худ. Литературы,
  5. Наблюдение за водой во время прогулок, экспериментирование с водой и песком.

Материалы для экспериментов.

– прозрачная и не прозрачная пластиковая посуда.

– вещества, которые мы будем растворять в воде (сахар, лимон, краски, чеснок, мыло).

Ход проведения занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Гости хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать вместе. Я приглашаю вас в нашу детскую лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Кто там работает?

Воспитатель: Верно. В лаборатории работают люди, которые занимаются наукой, делают открытия, проводят эксперименты.

Давайте сегодня и мы поработаем учёными. А я буду вам помогать.

Незнайка: здравствуйте ребята, я узнал, что сегодня вы будите проводить опыты. Можно и мне посмотреть?

Дети: Да, конечно, смотри.

Незнайка: Вот здорово, спасибо!

Воспитатель: Послушайте стихотворение загадку, которое подскажет нам, с чем мы будем проводить сегодня опыты:

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Смею вам я доложить

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: Правильно, вода – это жидкость. Она течёт, её можно наливать во что – нибудь. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Вода – самое чудесное и удивительное вещество в природе.

Вот сегодня мы и будем исследовать свойства воды.

Я приглашаю вас к столу.

1 опыт. «Вода – это жидкость».

Возьмите стаканчики с водой, и вылейте немного воды в блюдце. Только лить надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течёт, растекается по блюдцу.

Почему вы смогли вылить воду из стакана? Почему вода растеклась по блюдцу?

Дети: Вода выливается из стакана потому, что она жидкая

Воспитатель: Верно, если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручейках, реках, не текла бы из крана. Вода может течь, поэтому её и называют жидкостью.

  1. Опыт. «Вода без цвета»

Воспитатель: Ребята, какого цвета вода?

Дети: Прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: Правильно, но она может менять цвет. Возьмите кисточку, обмакнём её в краску, которая стоит у вас на столе, а затем опустите её в блюдце с водой.

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Вода стала цветная.

Воспитатель: Видите, вода меняет цвет, в зависимости от того, что в неё добавить.

  1. Опыт. «Вода без вкуса».

Воспитатель: У меня стаканы с простой водой (11 стаканов). Вызвать троих детей. Попробуйте, какая вода на вкус?

Дети: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: А сейчас. я в четыре стакана выдавлю капли лимона. Попробуйте, какой сейчас на вкус стала вода.

Воспитатель: В другие стаканы я опущу сахар. Что с ним стало?

Дети: Он растворился.

Воспитатель: Правильно, теперь попробуйте эту воду. Какой она стала?

Воспитатель: Из этого опыта мы можем сделать вывод, что вода растворяет другие вещества и приобретает их вкус.

  1. Опыт «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду у меня в стакане. Пахнет ли она?

Воспитатель: Я добавлю в воду одно вещество. А вы скажите пахнет ли она теперь и если да, то чем?

Дети: Пахнет. Чесноком.

Воспитатель: Правильно. Мы можем сделать вывод, что вода без запаха, но она приобретает запах того вещества, которое мы к ней добавим.

Ну что Незнайка, понравились тебе наши опыты?

Незнайка: Да. А я тоже знаю один опыт с водой, фокус. Все вы видели шоу мыльных пузырей. А я научу вас их делать самим. У меня есть стакан с водой, мы нальём в него мыло, я его заранее растворил в воде, хорошенько перемешаем трубочками, до образования пены. Опускаем трубочку в пену и аккуратно дуем в неё, получиться мыльный пузырь.

Воспитатель: Как здорово. Получается ,мы узнали ещё об одном свойстве воды, она может принимать разные формы.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали о воде?

Дети: Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Вода не имеет цвета, вкуса, запаха, но может приобрести и вкус и цвет и запах, в зависимости от того, какое вещество в неё добавить. А ещё принимает разные формы.

Незнайка: Спасибо вам ребята. А я приготовил вам подарок. Достаёт мыльные пузыри.

Воспитатель: Куликова М. А.

Конспект занятия «Лёд, вода, пар»

Цели и задачи: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния – твердая, жидкая, газообразная – пар); познакомить с круговоротом воды в природе. Знакомить с различными свойствами воды и льда, развивать представления о физических явлениях таяния и замораживания

•развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности

•развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами

•развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды

1.Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами снова поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой» – Как вы думаете почему? (Ответы детей). – Потому, что большую часть земли занимает вода. Давайте посмотрим на нашу планету. (Показ иллюстрации с изображением земли, вид из космоса.)

Воспитатель: Где в природе мы можем увидеть воду? (река, море, океан, озеро и т.д.) Показ иллюстраций.

Воспитатель: Вода – удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Давайте с вами в этом разберемся.

2.Воспитатель: А теперь давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли. Как вы думаете, что происходит с водой? Ели сильно нагреть воду, то она превратится в пар. А что же такое пар? Пар – это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх и превращаются в кучевые облака (показать иллюстрацию). И вот представьте кучевых облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, кучевые облака собираются все ближе и ближе друг к другу.

– Что же получится, когда они соберутся вместе? На небе появятся огромные тучи. (показ иллюстраций) Посмотрите. Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде дождя летом или снега зимой.

– Ребята, но мы же с вами знаем, что вода не может появиться из ни откуда, и уйти в никуда.

– Так что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю?

Ответы детей: – Земля впитает воду.

Воспитатель: – Воду впитывает земля, песок, она проходит через камушки. И долго блуждая подземными путями, вода, выберется на поверхность земли, образуя ручейки.

– А как вы думаете, во что собираются ручейки?

Дети: – Ручейки собираются в реки.

Воспитатель: – Во что впадают реки?

Дети: – Реки впадают в моря.

Воспитатель: – Правильно реки впадают в моря, а моря впадают в океаны. Всё вместе это называется круговорот воды в природе.

Воспитатель: Таков путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует. (показывает слайд состояния воды).

3. Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним какими свойствами обладает вода? (показ слайдов и пояснения)

А). Вода бесцветная, но может менять свой цвет (если в ней что-нибудь растворить, например краску) .

Б). Вода прозрачная. ( в ней видно бусинку)

В). Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. И ещё она всегда принимает форму той посуды, в которую мы её наливаем.

Г). Вода безвкусная, но может менять свой вкус (если в ней что-нибудь растворить, например сахар, кофе) .

Д). Вода замерзает на морозе и превращается в лед.

4.Давайте подробнее остановимся на замёрзшей воде, льде.

Воспитатель: А что мы знаем про лёд?

Дети перечисляют характеристики льда: твёрдый, холодный, непрозрачный, имеет форму и т.д. Характеристики льда отмечаются на доске так, чтобы характеристики одного свойства были напротив для удобства сравнивания. Например: вода прозрачная, а лед нет, лед твердый, а вода… По ходу работы идёт сравнение: – где сходство, а где – различие. Для демонстрации характеристик воды и льда мы используем прозрачные емкости с водой и льдом, проверяя каждое утверждение. Важно, чтобы прозвучала характеристика льда «скользкий». Если дети ее сами не называют, им можно помочь: «А легко ли лед удержать на ровной ладошке или двумя пальцами. Смотрите, он выпрыгивает из ладошки!»

Возьмите в ладошку льдинку. Что превращает её в воду? (тепло наших рук). А как обратно превратить воду в лёд? Вынести на мороз. Значит, волшебной палочкой в нашем превращении является температура или тепло. Если она высокая, тёплая, то в ладошке – вода. Если низкая, холодная – лёд.

Подведём итог: вода и лед – совсем разные! Лед и вода не одно и то же, они отличаются!

Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте мы встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда температура поднимается и становится совсем жарко, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются – получается пар, как из чайника. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

7.А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами? (Ответы детей) .

Закрывайте крепче кран,

Чтоб не вытек океан.

Бережливым будь с водой

Хорошенько кран закрой!

Подготовила и провела: Воспитатель ГБОУ Школа № 949 Куликова М.А.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Волшебница вода»

Егорова Раиса
Конспект открытого занятия в старшей группе «Волшебница вода»

Тема занятия: значение воды в жизни всех живых существ.

Возраст дошкольников: старшая группа (5-6 лет)

рассказать детям о значении воды в нашей жизни

-закрепить с детьми первые элементарные знания о круговороте воды в природе;

– развивать познавательный интерес к природе;

-воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

– закрепить знания детей о том, в каком виде существует вода в природе, с различными явлениями (роса, дождь, пар, снег и т. д.)

– познакомить с состоянием воды в окружающей среде. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту.

– учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу.

-продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель, не имеет своей формы).

-сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

-уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.

– закрепить у детей представление об источниках загрязнения воды, его последствиях.

– воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Объяснить детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарное представление о процессе фильтрации.

– развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

– формировать бережное отношение детей к воде.

развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться.

-рассматривание карты мира

– отгадывание загадок о воде

– чтение энциклопедии Е.Ульевой для детей : «Почему идёт дождь».

-беседа на тему: «Круговорот воды в природе»

Оборудование и материалы:

– иллюстрации на тему «Вода»

– капельки воды, изготовленные из бумаги

– стаканчики, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, марля

– платок, стаканы, крышки, раскрашенные акварелью для фокуса.

Виды детской деятельности, используемые на занятии: (экспериментирование,, игра, беседа).

Ход занятия:

В: Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь,отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …

1. – Вспомним о сказке из энциклопедии про путешествие капельки летом.

(дети пересказывают)

-А как вы думаете зимой капелька путешествует? Что нам приносят зимние тучки вместо дождя? (снег, град).

2. Игра «Мама Тучка»

В: Давайте представим, что я- зимняя мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь, летите на землю, но потом возвращайтесь ко мне. Полетели снежинки или градинки на землю. Долго снег будет лежать. А весной что с ним произойдёт… Растают снежинки и превратятся в капельки. Собирутся они вместе и потекут маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (вставайте рядом со мной в круг.)

В: Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?

Д: Круговорот воды в природе.

В: Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? Давайте вспомним, в каких местах у нас в группе живут капельки (на кухне, в туалете в кране)

А расскажите как мы в группе используем эту воду?

– поливаем цветы, потому что растениям нужна вода для жизни.

В: Как мы даем растениям воду?

Д: Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.

В: Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?

Д: Они засохнут, завянут.

В: Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.

В: Где еще нужна вода в группе?

– в туалетной комнате, в умывальнике.

В: Для чего нам там вода?

Д: Чтобы смывать, мыть руки, умываться.

Где ещё нужна вода?

– в игровом уголке нужно делать уборку, протирать пыль мокрой тряпкой, мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду

В: А здесь где вода нужна?

Д: Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.

В: Вот видите сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.

В: Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода?

В: А в кран как попадает?

Д: По трубам вода из большой речки течет или из озера.

В: Как называются эти трубы?

Д: Водопроводные (картинка) .

В: Повторим все вместе

В: Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?

Д: Мы будем тратить много воды

В: А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)

В: Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?

Д: Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.

В: Что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде, чем приступить к исследованиям,давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

-не шуметь – этим мы мешаем другим

-аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов

-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов

-закончив наблюдение, сделать вывод

В: Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.

В: Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет, одна – чистая, другая- грязная.

В: Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?

В: Как вы думаете, в речках течет чистая вода?

В: Чем она м. б. загрязнена?

Д: Грязными сточными водами (картинка)

В: Повторим все вместе.

В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно?

В: Что для этого используют?

Д: Очистные сооружения, фильтры (картинка)

В: Повторим все вместе.

В: Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается, очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)

В: Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с марлей?

Д: Грязная стала.

В: Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.

В: Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?

В: А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода?

В: Давайте проведём следующий опыт.

1 опыт: прозрачность воды.

Опускаем в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.

Делаем вывод: вода прозрачная (выставляем схему к опыту)

2 опыт: есть ли запах у воды?

Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод: вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)

3 опыт: есть ли вкус у воды?

Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод: вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)

Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

4 опыт: вода-растворитель

Делаем вывод: вода-растворитель (выставляем схему к опыту)

В: Какой стала вода?

В: Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?

Д: Когда пьем чай за завтраком.

— А любой ли предмет может раствориться в воде? Рассмотрим картинку.

5 опыт: Вода может изменить свой цвет.

А сейчас я покажу фокус. Я наливаю при вас обыкновенную воду в разные стаканы. Накрываю крышками, чтобы вода не расплескалась, потому что мне нужно будет поколдовать над ней. Накрываю волшебным платком…и… (вращаю поднос со стаканами). Снимаю платок и… вода цветная. Волшебство?

– Нет, ребята! Просто вода Растворитель. В ней растворились краски, которые я нанесла на крышечки. Вот такой фокус вы можете сами показать своим родителям на Новый год. Я даю вам домашнее задание,провести эксперимент на растворимость воды: Вместе с мамой вы опустите в стакан с горячей водой одноразовый пакетик с чаем… Что произойдет?

1. вода окрасится. (это может быть чай черный или зеленый)

2. вода приобретёт вкус чая (это может быть мелиса, бергамот и т. д.)

5 опыт: какую форму имеет вода?

Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки.

Вывод: вода – это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

– Я сейчас разолью немного воды на стол…Какую форму приняла вода… никакую, вода растеклась по столу.

Делаем вывод: вода не имеет своей формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили, вода течет, переливается.

Д: Водаобладает многими свойствами:

-не имеет запаха

-вода-растворитель

– не имеет своей формы

В: Вода – одно из самых удивительных веществ на земле.

Молодцы! Хорошо поработали!А сейчас немного отдохнем:

К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз-это брасс

Одной, другой – это кроль

Все, как один, плывем, как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

2. Что же о воде в природе мы можем сказать?

Её нужно беречь, охранять.

3. Где применяется вода? Беседа по иллюстрациям.

Воспитатель: Ребята, как мы используем воду?

Воду пьют все на свете. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходиться малая часть. Потому воду нужно беречь. Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумаги для книг, ни ткань для одежды, ни конфеты – ничего не сделать без воды! Вот она какая, вода!

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без нее вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без нее вам не прожить!

Вы ее в пруду найдете

И в сыром лесном болоте,

Наша спутница-вода!

В: Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

На этом наше занятие окончено

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода» Цель: Формировать представления о том, что вода.

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Волшебница вода» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему:.

Конспект открытого занятия по экологии «Волшебница вода» в подготовительной к школе группе Подготовила и провела воспитатель МДОУ «Детский сад № 155» Ленинского района г. Саратова Савельева Анна Владимировна Образовательная область.

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница вода» Программное содержание: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде. Обратить внимание детей на значение.

Конспект открытого занятия по экспериментированию «Такая волшебница вода» Воспитатель первой квалификационной категории Кандакова Н. А. 2018 Цель: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах и.

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Такая волшебница вода» Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебница вода» Конспект занятия «Волшебница вода» Тёмкина Е. А., воспитатель ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание.

«Волшебница вода». Конспект занятия в средней группе Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в.

Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Совершенствование представлений о разнообразных свойствах воды. Программные задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница — вода» Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «волшебница — вода» Воспитатель Панкратова Н. В Задачи: Образовательные:.

Методическая разработка занятия по теме «Вода в нашей жизни»

Методическая разработка занятия по теме «Вода в нашей жизни»

Автор-составитель: Габдулина Г.А., педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Станция юных натуралистов» города Саров Нижегородской области

Аннотация. Методическая разработка посвящена изучению одного из самых ценных природных ресурсов – воде, её роли в природе и жизни человека.

Цель занятия: обобщить, проанализировать и расширить знания учащихся о воде, её роли в природе и жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам.

Форма проведения занятия : групповая и индивидуальная.

Ход занятия

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.
  1. Введение в тему.

П едагог . Ребята, сегодня мы с вами поговорим о значении воды в жизни человека и всего живого на земле, о бережном отношении к водным ресурсам. А сейчас внимательно послушайте сказку (Педагог читает сказку)

Сказка о том, как Солнце, Вода и Почва между собой поспорили

Поспорили как-то Вода, Солнце и Почва между собой: кто из них главнее, кто большую пользу приносит для всего живого на земле.

– Я, – сказала Вода, – самая главная. Это я утоляю жажду у бегущего оленя, это меня ждут все растения в жаркий летний денёк тёплым дождиком, это я журчу бегущим ручейком, где живут рыбы и цветут красивые кувшинки. Это мне в пруду тёплым тихим вечером квакают лягушки. Я, главная, я утоляю жажду у всего живого.

– Подумаешь, – засмеялось Солнце своим задорным смехом и весело тряхнуло своими золотистыми лучиками, – я согреваю всё живое на земле. Лишь коснусь, опушки своими лучиками, и уже виднеется первая зелёная травка, распускаются цветы на полянке, а с цветка на цветок уже порхают бабочки, летают пчёлки, шмели, внизу копошатся жужелицы, божьи коровки, труженики-муравьи заняты своей работой с утра до вечера. Поглажу веточки у деревьев, и глянь – уж почки лопаются, а из них появляются первые листочки. И летят птицы с юга – весна пришла. Разбудило я весну, а значит, и всю природу от долгой зимней спячки. Не было бы меня – темно было бы на земле, как ночью, а лишь только я появляюсь – и день зарождается.

– А как же я? – сказала почва, – я ведь дом родной и для растений и для некоторых животных. Во мне корни растений живут, да и ты, вода, во мне живёшь, а растения тебя из меня своими корнями высасывают. Не было бы меня, где бы ты была? Что, задумалась? А кроты, черви дождевые, личинки жуков и других насекомых, где бы жили? Нет, что и говорить, главная я для всего живого на земле.

– Как же так, – сказала вода, – все считают главными себя. Кто же тогда самый-самый главный?

Задумалось Солнце, Вода и Почва, да так и не выяснили – кто.

Педагог: А вы как считаете, ребята? ( Дети отвечают, педагог корректирует ответы).

  1. Изучение новой темы.

Педагог: Вода – это жизнь. Люди из покон веков селились в долинах рек. «Уходила вода» – пустели города и деревни.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде:

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить:

Без воды нам не прожить.

Педагог. И это действительно так. И я думаю, что вы со мною согласитесь. Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Что не только люди, но и животные, растения пьют воду.

Ребята, вспомните, для чего мы используем воду? (Обсуждение в командах. При опросе используется мячик, с помощью которого определятся очерёдность ответов. При передаче мяча ребята выдвигают свою версию.)

Дети отвечают, педагог корректирует ответы.

  • Человек использует воду в домашнем хозяйстве и на производстве. (Поддержания чистоты в домах, на улице).
  • По водным путям человек сплавляет лес, передвигается на теплоходах, лодках и кораблях.
  • Вода нужна для изготовления бумаги, мыла, хлеба и многого другого.
  • Вода находится в атмосфере в виде пара, облаков, туч.
  • Вода занимает ¾ поверхности земного шара.
  • Ни одна промышленность, ни один завод не могут обойтись в своём производстве без воды.

Педагог. А вы знаете, что?

  • Человек примерно на 2/3 состоит из воды.
  • Без еды человек может прожить около месяца, а без воды не больше 7 дней.
  • Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете 100 литров воды. Наполняя ванну 150- 200 литров воды.
  • Из оставленного крана выливается за 1 час 1000 литров воды.

Педагог. Ребята, посмотрите внимательно на этот красочный плакат. Давайте вместе проследим, какой круговорот проходит вода, поступая в наши квартиры. Домой к людям вода приходит из реки.

Канализационные трубы собирают воду со всех домов и доставляют на очистные сооружения, где её очищают. Очистные сооружения не успевают очищать очень большое количество воды. Поэтому, если воду не беречь, то придётся пить плохо очищенную воду, от которой люди могут заболеть.

Беречь воду – значит беречь жизнь и здоровье, красоту и богатство окружающей природы.

  1. Физкультминутка. Игра «Ручейки»
  1. Закрепление изученного материала. Практическая работа. (Предварительно разбить класс на 3 группы).
  1. Собрать водяной фильтр (план работы раздать каждой группе).

План работы «Как очистить грязную воду»:

  1. Возьми большую пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой. В крышке проделай отверстие диаметром равным толщине соломки для коктейлей (отверстие в крышке заранее проделывается педагогом).
  2. Вставь соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось всего 4 сантиметра .
  3. Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз.
  4. На дно горловой части положи слой выты, на него поочерёдно слой крупных и мелких камешков, затем слой крупного и мелкого песка. Всё это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги.

Проведи опыт: Вылей на промокашку грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью. Видишь, что полилось из соломки? Совершенно чистая вода.

Но не пей её! Она ещё не питьевая! Сделанный тобой фильтр не способен очистить её от химических примесей, а только от механической грязи.

  1. Самостоятельная работа.

Кроссворд «Вода в природе»

Конспект занятия по познавательному развитию “Вода и ее свойства.” в средней группе

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“ЦРР – детский сад № 14 “Журавленок”

Конспект занятия по познавательному развитию

“Вода и ее свойства.”

в средней группе

Выполнила: Фазаева Р. У.

Программное содержание:

1. Обогащать знания детей о свойствах воды (бесцветная, безвкусная, прозрачная жидкость).

2. Развивать у воспитанников мышление, любознательность, познавательный интерес в процессе самостоятельного выполнения опытов.

3. Формировать социальные навыки у детей: умение работать в группе, формулировать свое мнение. Приобщать детей к бережному отношению к воде.

Словарная работа: ввести в активный словарь слова: жидкость, бесцветный безвкусный, прозрачный.

Материалы и оборудование:

Инвентарь для опытов: стаканы с чистой водой, стакан с молоком, гуашь, кисточка, сахар, соль, одноразовый пакетик чая, цветки тимьяна, заварной чайник, чайные ложки, салфетка.

Схемы-символы, обозначающие свойства воды.

Эмблема «Помыл руки – закрой плотно кран».

Экран, ноутбук, проектор.

Предварительная работа:

Чтение «Сказка о капельке» – авторы: Мария Шкурина и Наталия Кириленко.

Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?», «Кому необходима вода?».

Рассматривание иллюстраций, презентации о воде.

Проведение опытов (превращение воды в лёд, льда в воду).

Методы и приемы:

Словесные методы – (художественное слово, вопросы поискового характера, беседа).

Методы повышения познавательной активности – экспериментирование.

Наглядные: иллюстрации, символы.

Ход занятия.

Водная часть:

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает,кто такие ученые?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ученые это такие люди, которые изучают все вокруг. Как работает машина, как светит солнце, как идут часы, почему светят ночью звезды и много многое другое. Я вам предлагаю поиграть сегодня в ученых- исследователей. Согласны?

Воспитатель:А что мы будем исследовать, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без .

Дети: Без воды

Основная часть:

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно отгадали загадку. Сегодня мы будем исследовать воду и познакомимся с ее свойствами. Но сначала, предлагаю вам вспомнить, где живет вода? Где мы можем ее увидеть? ( просмотр слайдов)

Ответы детей.

Воспитатель: Кому необходима вода?

Ответы детей.

Воспитатель: помогаю сформулировать ответы детей, уточняю значение воды для всего живого.

Воспитатель: Воду можно налить в любую посуду, в стакан, в тарелку и она будет менять свою форму, то есть растекаться. А если воду налить на стол, на пол, то она будет похожа на лужу.(Демонстрирую все эти действия с водой). Вода – это жидкость.

Воспитатель: Ребята а как вы думаете дождик это вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно ребята дождик состоит из капель воды. Давайте разомнемся перед нашими исследованиями?

Физкультурная минутка «Дождик».

Дождик, дождик, что ты льешь? – 4 хлопка,

Погулять нам не даешь. – притопы.

Дождик, дождик, полно лить, – 4 хлопка

Деток, землю, лес мочить. – Прыжки на месте.

После дождика на даче – Ходьба.

Мы по лужицам поскачем. – Прыжки “через лужицы”

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно вода бесцветная, сейчас мы это проверим.

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (Белого). Какого цвета лист бумаги? (Белого). Можно ли сказать про воду, что она белого цвета?

Ответы детей.

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветна.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может менять свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Ответы детей.

На столе стоит 2 стакана с водой, гуашь и молоко.

Воспитатель: Давайте попробуем изменить цвет воды, опустите кисточку с гуашью и посмотрим, что произойдет с водой. Изменила ли свой цвет вода?

Ответы детей.

Воспитатель: А в другой стаканчик с водой давайте нальем молоко и посмотрим, что произойдет с водой в этом стакане. Изменила вода свой цвет?

Ответы детей.

Вывод: Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель: Ребята давайте подойдем к другому столу. Перед вами стоят стаканчики с водой. Попробуйте какой вкус у воды?

Ответы детей.

Вывод: Вода не имеет вкуса, вода безвкусная.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю понюхать воду в стаканчиках, пахнет ли вода чем-нибудь?

Ответы детей.

Вывод : Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха

Воспитатель:А как вы думаете может ли вода одновременно изменить свой цвет, вкус, и запах?

Воспитатель: Сейчас, ребята, я вам докажу, что вода может поменять свой цвет, вкус и запах.

Воспитатель: В чайник для заварки чая , наливаю кипяченную воду ,добавляю пакетик чая, листья тимьяна накрываем салфеткой наш чайничек и даю настоятся. А мы с вами в это время поиграем.

Пальчиковая игра “Чайник и чашки”

Мы замёрзли! Ай-яй-яй! (грозим указательным пальцем)
Чайник, чайник, выручай, (чайник: сжимаем руку в кулак, выпрямляем мизинчик)
В наши чашки наливай (чашка: ладонь полуоткрыта)
Тёплый, тёплый, тёплый чай! (одна рука изображает чашку, другая – чайник, наливающий в чашку чай).

Воспитатель: Давайте ребята посмотрим во что превратилась наша вода?

Наливаем каждому ребенку в кружку чай .

Воспитатель: Какая она?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы дети , правильно вода поменяла цвет.

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь понюхайте воду. Есть ли какой ни будь запах у нашей воды?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, наша вода приобрела приятный запах – это запах тимьяна.(лекарственная трава, которая имеет множество витаминов.)

Детям раздаются пиалы с сахаром и ложечки.

Воспитатель: Сейчас ребята положите в кружечки вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, что вы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие вы молодцы, правильно- это вещество сахар. И так ребята из нашей воды получился очень вкусный чай. Правда?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята, пройти на стульчики. Мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали, напились вкусного полезного чая, давайте об этом расскажем .

Вода имеет свои свойства:

Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить.

Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Но не забывайте , ребята, вода может менять свойства в зависимости от того что в нее добавили.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воду надо беречь? (ответы). Когда моешь руки, нужно закрывать кран.

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому, воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Ручей засох, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап,

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря,

А то пройдет немного лет-

И нет водицы – нет, нет, нет…

Воду необходимо беречь. А чтобы вы, ребята, об этом не забыли, вот вам напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран»

Конспект занятия в старшей группе «Вода- источник жизни»

Конспект занятия по образовательной области “Познавательное развитие” в старшей группе “Вода- источник жизни”

Цель: формировать познавательный интерес к миру природы , в частности, к воде как существенному компоненту неживой природы.

1. Уточнять и расширять знания о воде, ее роли в жизни человека и всех живых организмов :

2.Закреплять знания о формах и видах водоемов(родник, ручей, озеро, река, море, океан, осадки ).

2.Развивать экологическую культуру.

1.Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Предварительная работа: наблюдения за источником, опыты с водой, беседы о значении воды в жизни человека и видах водоемов, рассматривание иллюстраций, тематических альбомов.

Материалы и оборудование: медиа- установка, презентация с изображением пейзажей водоемов, видами использования воды в быту и промышленности, большой глобус, лист А3с изображением суши, силуэты предметов(рыбы, водоросли, улитки, банки, башмаки и т.д., ленты голубого и синего цвета, цветные восковые карандаши, клей.

Воспитатель держит в руках глобус

Воспитатель: Ребята, здравствуйте. Сегодня нас ждет много интересного и занимательного. Давайте друг другу улыбнемся, подарим хорошее настроение и приступим к работе( воспитатель раскручивает глобус. )

1, 2, 3- крепче за руки держись.

Воспитатель: Что у меня в руках?

Дети: Глобус. Это модель нашей планеты Земля, на которой мы с вами живем.

Воспитатель : Кто еще живет на нашей планете?

Дети: Животные, птицы, растения, рыбы.

Воспитатель . Конечно, вы правы. Все они живые организмы, а без чего они не могут жить?

Дети: Без воздуха, без солнца, без воды.

Воспитатель : Каким цветом обозначена на глобусе вода?

Дети: Синим, голубым.

Воспитатель: А откуда берется вода?

Нам всем интересно: Откуда вода?
Из снега берется иль может из льда?
Хотя, и подземным ручьем вода бьет,
Так, может, она там начало берет?
Вопрос интересный и чтоб разузнать
Откуда вода, надо книжки читать!
Ответы узнаем из умных мы книг
И все вокруг тайны откроются вмиг!

Воспитатель : Ребята, а какими свойствами обладает вода?(воспитатель раскручивает глобус. ) 1,2,3-свойства эти назови.

Дети: Она прозрачная , без запаха и без цвета.

Воспитатель: Для чего нам нужна вода? Зачем?

Дети: Чтобы умываться, готовить еду.

Воспитатель: Да. Вода – это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить..
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.

1. Если руки наши в кляксе,

Кто нам первый друг?(вода).

2.Без чего не может мама

Ни готовить , ни стирать?(без воды)

Воспитатель: Ребята, вода очень в нашей жизни важна. Ее ничем нельзя заменить. Наш организм на 80% состоит из воды. А какие вы знаете водоемы? Предлагаю отгадать загадки(воспитатель раскручивает глобус..) 1, 2, 3- отгадки все найди.

1. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,

Издалека по песенке узнаете меня.(ручей)

2. М еж крутых гор водный простор,

Похоже на блюдце и оно не бьётся!(озеро)

3. В нём солёная вода. По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе, чайки кружатся над (Морем).

4. Эти суперводоёмы в се на глобусе найдём мы,
Потому что в целом мире их немного – лишь четыре. (Океан)

5.Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтоб тушили мы пожары,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без. ( воды).

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились быстро. Приглашаю вас к столу , посмотрите на сушу(рассматривается изображение суши). Ребята, чего на нашем кусочке земли не хватает ?

Дети: Воды, водоемов.

Воспитатель: Давайте с помощью ленточек изобразим впадения ручейков в реки, а рек – в моря.(дети с помощью воспитателя моделируют задание).

Вот у нас получилась карта изображения земли и воды. Ребята, скажите, чем отличается вода в реках, озерах, прудах, ручейках от воды морей и океанов?

Дети: В морях, океанах- соленая, в других водоемах – нет.

Воспитатель: Да, а какую воду мы используем в быту?

Дети: Чистую, не соленую.

Воспитатель: Нам необходима пресная вода, которая встречается в реках, озерах. Ее очищают и доставляют нам в наши дома. Вода — природный дар.

Воспитатель: Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.

Воспитатель: Предлагаю взяться за руки и изобразить водоемы в движении(воспитатель раскручивает глобус. ), 1, 2, 3- на речку попади.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вправо, влево поклонились,

Вот как славно освежились.

А теперь по морю дружно

Мы поплыли , делать нужно:

Вместе раз- это брасс,

Одной рукой , другой- это кроль.

В океане на корабле мы плыли,

Вышли на берег- отдохнули.

СЛАЙД. Загрязненный берег реки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что произошло на берегу реки.

Дети: Разбросан мусор, банки, бумага, грязно на берегу.

Воспитатель: Как надо вести себя на берегу?

Дети: Не мусорить, убираться за собой.

Воспитатель: Да, люди неправильно повели себя на природе. Если каждый так будет оставлять за собой мусор, все загрязниться и мы останемся без воды. А сколько промышленных предприятий порой сбрасывают в водоемы вредные примеси, нечистоты(показ слайда).Нужно вместе нам беречь и охранять водоемы от загрязнений. Давайте назовем правила поведения в природе(воспитатель раскручивает глобус)ю1,2,3- правила назови.

1.Не оставлять мусор.

2.Не разжигать костры.

3.Не брать и у природы лишнее( цветы, рыбу и т.д.)

4 .Не сливать нечистоты и отходы производства .

Воспитатель : Если мы все будем выполнять эти правила, природа будет нам благодарна.

Вечерком нашей водице,
Нужно будет потрудиться.
Ванну станем принимать,
Ножки, ручки отмывать.
С мылом спинку мы потрем,
Грязь везде-везде найдем.
Нелегко воде бывает,
Но дело свое она знает!
Знаем точно, что водица
Грязь не признает на лицах.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать!

Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Ребенок:

Вода — это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.

Ребенок:
В болоте, в грязи, где лягушки живут,
Вода грязна очень, для них там уют.
Для рыбок в реке и животных морских,
Вода всегда чистой должна быть для них.

А что в Антарктиде замерзла совсем,
И та, в виде льда, что знакома нам всем,
И эта вода ведь полезная тоже,
Она охлаждает, взбодрить быстро может.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Воспитатель: Вот и завершается наша встреча , посвященная воде. Где мы с вами побывали?(ответы).Что больше всего запомнилось?(ответы). Сегодня нам помогал глобус, мы побывали у реки . Река благодарит вас и просит бережно относиться к водоемам. До свидания.

Читайте также:  Особенности работы по формированию словаря в разновозрастной группе
Ссылка на основную публикацию