Конспект логопедического занятия Гласные, согласные звуки и буквы

Конспект логопедического занятия “Гласные и согласные звуки и буквы”

Цель: выработка умения распознавать гласные и согласные звуки и буквы по их существенным признакам.

Коррекционно-образовательные: продолжать учить различать гласные и согласные звуки и буквы, отрабатывать графические умения и навыки; закреплять тему: «Осень».

Коррекционно- развивающие: развивать фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику, зрительное восприятие.

Коррекционно- воспитательные: формировать интерес и доброжелательное отношение к природе. Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: зеркала, магнитные буквы, предметные и сюжетные картинки на тему «Осень».

-Сядет тот, кто назовет первый звук своего имени. (характеристика произнесенных звуков).

– поставьте перед собой зеркала, представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи).

3. Развитие мимических мышц.

-После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались (улыбаемся).

-Но вдруг опять набежала темная тучка, вы очень огорчились (хмуримся).

-А теперь подул легкий осенний ветерок, и унес тучки, и вы снова улыбнулись.

4. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Улыбка», «Трубочка», «Лошадка», «Качели».

5.Сообщение темы урока

-Если я назову гласный звук, вы хлопаете в ладоши, если согласный – вы топаете ногами.

-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

6. Наблюдение за гласными и согласными звуками.

-что вы знаете о гласных звуках?

· Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кровати баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать.

-Гласные звуки произносятся голосом, без преграды, их можно долго петь.

-По беззвучной артикуляции, догадайтесь, какой звук я произнесла: а-у-о-и-у-а-и-о.

-Произнесите, как дует ветер(у-у-у). Как плачет малыш? (а-а-а). Как стонет человек, у которого болит зуб? (о-о-о).

-Как произносятся согласные звуки?

· А согласные согласны Шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

-Согласные звуки произносятся с преградой, коротко, их нельзя пропеть.

Игра «Рассели жильцов».

-Заселите верхний этаж гласными буквами, нижний согласными. Алёша выходит к доске выбирает букву и заселяет её.

-Прочитай получившиеся слоги.

Утром мы гулять идем,

Листья падают дождем,

Взмахи руками перед собой.

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

Взмахи разведенными в сторону руками

8. Работа в тетрадях.

-Назовите, что изображено на картинках, выделите первый звук и запишите его.

-Какой это звук? Почему?

Картинки: облако, арбуз, окно, ананас, корова, дождь, гриб, дыня.

9. Работа по карточкам.

– Посмотрите на карточку, что на ней изображено?

(дерево зеленое и желтое, голубое облако и серая туча, зеленая и желтая трава).

Показ образца и объяснение.

(Летом трава зеленая, а осенью… (жёлтая)).

-Возьмите свои карточки и вместо точек запишите нужные слова.

-Летом деревья были зеленые, а осенью …. (желтые)

-Летом небо было голубое, а осенью … (серое)

-Летом трава зеленая, а осенью… (жёлтая).

Подведение итогов занятия.

-какие звуки закрепляли на занятии?

-Алёша, назови гласные звуки.

-Саша, назови согласные звуки.

– Вы молодцы, сегодня очень хорошо занимались.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Гласные и согласные звуки и буквы” »

Оборудование: зеркала, магнитные буквы, предметные и сюжетные картинки на тему «Осень».

Ход занятия. 1.Организационный момент. -Сядет тот, кто назовет первый звук своего имени. (характеристика произнесенных звуков). 2.Массаж лица. – поставьте перед собой зеркала, представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи). 3. Развитие мимических мышц. -После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались (улыбаемся). -Но вдруг опять набежала темная тучка, вы очень огорчились (хмуримся). -А теперь подул легкий осенний ветерок, и унес тучки, и вы снова улыбнулись. 4. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Улыбка», «Трубочка», «Лошадка», «Качели». Основная часть 5.Сообщение темы урока Игра: «Хлоп-Топ» -Если я назову гласный звук, вы хлопаете в ладоши, если согласный – вы топаете ногами. -Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? 6. Наблюдение за гласными и согласными звуками. -что вы знаете о гласных звуках?

  • Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кровати баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать.

-Гласные звуки произносятся голосом, без преграды, их можно долго петь. -По беззвучной артикуляции, догадайтесь, какой звук я произнесла: а-у-о-и-у-а-и-о. -Произнесите, как дует ветер(у-у-у). Как плачет малыш? (а-а-а). Как стонет человек, у которого болит зуб? (о-о-о). -Как произносятся согласные звуки?

  • А согласные согласны Шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

-Согласные звуки произносятся с преградой, коротко, их нельзя пропеть. Игра «Рассели жильцов». -Заселите верхний этаж гласными буквами, нижний согласными. Алёша выходит к доске выбирает букву и заселяет её. -Теперь Саша. -Прочитай получившиеся слоги. 7. Физминутка.

Утром мы гулять идем,Шаги на месте.
Листья падают дождем,Взмахи руками перед собой.
Под ногами шелестят,Шаги на месте.
И летят, летят, летят…Взмахи разведенными в сторону руками

8. Работа в тетрадях. -Назовите, что изображено на картинках, выделите первый звук и запишите его. -Какой это звук? Почему? Картинки: облако, арбуз, окно, ананас, корова, дождь, гриб, дыня. 9. Работа по карточкам. – Посмотрите на карточку, что на ней изображено? (дерево зеленое и желтое, голубое облако и серая туча, зеленая и желтая трава). Показ образца и объяснение. (Летом трава зеленая, а осенью… (жёлтая)). -Возьмите свои карточки и вместо точек запишите нужные слова. -Летом деревья были зеленые, а осенью …. (желтые) -Летом небо было голубое, а осенью … (серое) -Летом трава зеленая, а осенью… (жёлтая).

Подведение итогов занятия.

-какие звуки закрепляли на занятии?

-Алёша, назови гласные звуки.

-Саша, назови согласные звуки.

– Вы молодцы, сегодня очень хорошо занимались.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Звуки речи и буквы”.

Тураева К.А., учитель-логопед.

Тема: Звуки речи и буквы.

Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.

уточнить понятие звуков речи и букв;

учить различать гласные и согласные звуки.

развивать фонематический слух;

совершенствовать навыки фонематического анализа;

развивать умение отвечать полным предложением;

развивать зрительный гнозис, внимание;

развивать мелкую моторику.

Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркала; цветные карандаши; плакат для дифференциации звуков и букв; картинка с заштрихованными буквами; чудесный мешочек с буквами; индивидуальные красные и синие кружки; индивидуальные карточки с буквами; фишки красного и синего цвета.

Организационный момент (1 мин).

Логопед приветствует детей, раздает зеркала.

Ну-ка вот проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, зеркало, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Дети приветствуют логопеда.

Артикуляционная гимнастика (3 мин).

Упражнения для губ:

“Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).

Упражнения для язычка:

“Блинчик”, “иголочка”, “Парус”, “Назойливая муха”.

Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

Основная часть (16 мин).

А) Повторительная беседа. Объявление темы занятия.

– А теперь отложим зеркала.

Дети убирают зеркала на край парты.

– Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

– Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

– Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

– Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

– Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

– Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

– Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

– Из чего состоят слова? /Слова делятся на слоги/.

– А сегодня мы узнаем, из чего состоят слоги.

Б) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.

– Ребята, какие звуки мы можем услышать на улице? /Мы можем услышать скрип, мяуканье, стук, грохот/.

– Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? /Вы их говорили с помощью органов речи/.

– Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? /Речевые звуки говорит человек/.

– А неречевые звуки – что это за звуки? /Это звуки, которые говорит не человек/.

– Правильно. Это звуки окружающего нас мира.

– Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.

– А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.

– Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? /Горлышко вибрирует/.

– Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? /Нужно подумать/.

-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят? /Да/.

– С помощью чего мы слышим? /С помощью слуха/.

– Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить? /Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие/.

В) Фонематический анализ.

– Ребята, я говорю слово, а вы называйте первый звук в этом слове.

Осы, собака, машина, шапка, астра, утка, самолет.

Логопед спрашивает всех детей по очереди.

Г) Сказка про звуки и буквы.

– А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.

– Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

– Посмотрите на плакат, там возле слова звук нарисован ротик и ушко, а возле слова буква глазик и ручка. Этот плакат поможет вам запомнить.

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания

Д) Дидактическая игра “Буквы спрятались”.

Логопед вешает на доску картинку с заштрихованными буквами.

– Ребята, к нам сегодня прибегал Буратино и спрятал буквы. Давайте их найдем.

Дети называют буквы.

– Хорошо. А теперь давайте придумаем слово, начинающееся с каждой из этих букв.

Логопед спрашивает каждого ребенка.

– Что мы с вами называли? /Мы называли звуки/.

– А искали что? /Искали буквы/.

– Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

Физминутка (2 мин).

– А сейчас немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Дети встают в кружок.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

Белый гриб нашел.

Раз грибок, два грибок.

Вот и целый кузовок.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

Основная часть (продолжение) (16 мин).

Е) Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

Логопед показывает детям мешочек.

– Ребята, у меня есть чудесный мешочек. В нем буквы. Вам нужно вытащить букву и придумать с ней слово.

Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.

Ж) Беседа о гласных и согласных звуках.

– А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит? /Да, голос свободно выходит/.

– А так? П-п-п! Что-то мешает? /Да, мешает/.

– А что? /Мешают губы, зубы и язык/.

– Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.

– А если есть преграда? /Тогда это согласный/.

– Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.

З) Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям красные и синие кружки.

– Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.

А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.

Дети выполняют задание.

И) Работа в тетрадях. Дифференциация гласных и согласных звуков.

– Я буду произносить звуки, а вы писать букву. В одной строчке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.

– А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Нарисуем синий кружок/.

Логопед показывает образец на доске.

Далее – коллективная проверка.

– Какие две группы звуков существуют в русском языке? /Звуки бывают гласные и согласные/.

– Как произносятся гласные звуки? /Гласные звуки произносятся без преграды/.

– А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.

– Что образует преграду? /Преграду образуют губы, зубы и язык/.

К) Работа с карточками. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям карточки с буквами и фишки красного и синего цвета.

– Ребята, вам нужно под буквами обозначить цветными фишками гласные и согласные.

– Каким цветом обозначим гласные? /Гласные обозначим красной фишкой/.

– А согласные? /Согласные обозначим синей фишкой/.

Дети выкладывают фишки под буквами.

Далее – индивидуальная проверка.

Итог занятия (2 мин).

– О чем мы сегодня говорили?

– Что мы делали на занятии?

– Что вам больше всего понравилось?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.

Конспект логопедического занятия Гласные, согласные звуки и буквы

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими диагноз «ФФНР»

Тема: Согласные звуки и буквы.

Цель: научить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные

– развивать мелкую моторику рук;

– учить различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;

– учить соотносить согласные звуки с буквами;

– развивать фонематический слух, анализ и синтез;

Оборудование и материалы: картинки с изображением синего и зеленого домиков, таблица со слоговыми рядами (см. п.4), таблички с согласными буквами (см. п.7), карточки со словами (см. п.12).

– Какое сейчас время года? (зима)

– А какой месяц? (январь)

– Январь – второй месяц зимы, значит, какой он? (зимний)

2. Сообщение темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний:

– Сегодня мы с вами поговорим о твердых и мягких согласных и научимся их различать.

– Давайте назовем твердые и мягкие согласные парами. Обратите внимание на то, как меняется положение вашего языка, губ при произношении. Итак, начинаем по очереди. (Дети произносят пары согласных звков: Б – Б’, T – T ’, Н – Н’ и т.д.)

(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики).

– Ребята, кто помнит, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? – Твердые – синим, а мягкие – зеленым.

– Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? А какие в зеленом?

3. Пальчиковая гимнастика:

– Потренируемся немного перед занятием:

Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают названные пальцы)

Безымянный и последний

Чтобы пальцы дружно жили, ( хлопают в ладоши)

Будем их соединять ( соединяют большой палец с остальными по порядку)

И движенье выполнять.

Мы рога козе покажем ( показывают рожки)

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем. ( показывают ушки зайчика)

Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы)

Будем с пальцами дружить.

4. Чтение слоговых рядов:

– Перед вами табличка со слогами. Сейчас каждый по очереди прочитает одну строчку.

– Вы обратили внимание на то, что если после согласной буквы стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я,и), согласный будет произносится мягко?

– Теперь выполняйте по моему заданию: прочитайте слоги с мягким согласным из первого столбика; из второй строчки; слоги с твердым согласным из последней строчки и т.д.

– Сейчас я буду называть слоги, если услышите твердый вариант, то быстро назовите мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумайте твердый:

Ма – мя, до – дё, ню – ну, зя – за, те – тэ, ка – кя, тю – ту, во – вё, пи – пы, ра – ря, ги – гы, ве – вэ.

У вас на столах лежат 2 кружочка: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажите синий кружок, если с мягким – зеленый:

Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, то, фе, пы, не, до, кю, ля, те, ми, сы, ру, ви, нэ, зы, сё, лё, ва, ку, ры, ду, тя, бо.

7. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами:

На столах лежат таблички (см. рисунок 1)

– Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

– Ребята, какой вывод мы можем сделать? – Одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.

– Открываем тетради, списываем число с доски и слушаем задание. Я назову слоги, а вы запишите только те, в которых есть мягкий согласный:

а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….

б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (
встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами )
Небо тучей заволок –
(круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше –
(барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик –
(постепенно садятся и кладут голову на руки).

Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.

– Догадайтесь, какие буквы сбежали, вставьте их и запишите слова.

– Теперь подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.

– Прочитайте мне слоги в которых есть мягкий согласный.

– Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давайте найдем их и исправим.

Мама режет люк для супа. – (лук)

На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки)

Мы любим париться в банке. – (баньке)

На ветке сидит галька. – (галка)

12. Разучиваем стихотворение:

– Послушайте внимательно стихотворение:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень.

Искала булавку весь день.

– Повторим его вместе со мной.

– Теперь запишем его в тетрадях под мою диктовку.

– Вашим домашним заданием будет выучить этот стих.

– Ребята, какие согласные мы учились различать сегодня?

Конспект занятия Гласные и согласные звуки и буквы с интегрированием логопедических упражнений.

Класс: 1.
Цель: Закрепить знания учащихся о гласных и согласных звуках и буквах, графо-моторные образы гласных букв и их соотнесенность друг с другом.
Задачи:
Образовательные:
-Сдействовать закреплению у детей умений различать гласные звуки; давать акустико-артикуляционную характеристику звука; совершенствованию умения выделять гласные звуки; знаний о слогообразующей роли гласных звуков и букв; умений в словоизменении.
Развивающие:
Способствовать развитию у детей навыка звукового анализа; развивать дыхания и голоса; фонематического слуха и восприятия; закреплению понятия: «гласный звук», «гласная буква»; мелкой и артикуляционной моторики;
-развивать памяти, мышления, внимания.
Воспитательная:
-воспитывать уважение к ответам товарища.

Тип занятия: закрепление новых знаний и способов действия.

Форма занятия: занятие – путешествие.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, индивидуальные тетради, карточки с печатными гласными буквами из бархатной бумаги, лепесточки.

Ход занятия
Этапы
Содержание
Методические рекомендации

1.Организационно – мотивационный этап. (2 мин.)

2.Актуализация знаний.(2 мин)

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(1 мин)

4.Первичное закрепление.
(10 мин.)

5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
(16 мин.)

6.Итог занятия.
(2 мин.)

Учитель:
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Дружненько давайте встанем и осанку мы поправим. Плечики расправили, головку приподняли, а сейчас свои места заняли
– Ребята, вы любите приключения?
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю звуков и букв (слайд 1).
– Какие звуки и буквы есть в русском языке?
Уч-ся:
Гласные и согласные.
Учитель:
Рот открыт, и звук поётся,
Нет преграды на пути.
Скажет кто, как он зовётся?
Верно, гласный! Молодцы!
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Уч-ся:
– Гласные звуки тянутся, поются и не встречают во рту преграды.
Учитель:
-Как вы думаете, чем мы с вами займемся на нашем уроке?
– Во время путешествия мы повторим тему: Гласные звуки и буквы.
Учитель:
– На чём можно отправиться в путешествие?

Читайте также:  Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития

Уч-ся:
-Можно отправиться на поезде, пешком, на корабле, самолёте.
-А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание
– Открыли тетради, поставили точку в середину страницы и выполняем следующее задание:
1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1клетку вверх, 1 клетку влево, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево,1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,7 клеток вправо.
– Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения?
Уч-ся:
-На лодке с парусами, на яхте с парусами (слайд2)

Учитель:
– Но парус наш повис, и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему?
Уч-ся:
– Наш парус повис, потому что нет ветра
Учитель:
– Чтобы появился ветер необходимо выполнить дыхательное упражнение: вдох через нос, выдох через рот.
(Дети выполняют упражнение 4 – 5 раз под звуки ветра).
– Наша яхта поплыла, и помог нам ветер.
Учитель:
Игра «Эхо» (слайд).
– Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Повторите, что вы слышите. АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ – Какие звуки вы слышали и произносили?
Уч-ся:
– Гласные звуки.
Учитель:
– Дети, кто-то зовет нас на помощь. Вы видите кого-нибудь?
– На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело.
Игра «Узнай букву на ощупь».
Учитель:
– Кого ты спас?
Уч-ся:
-Я спас гласную букву А.
Учитель:
– Кому ты пришел на помощь?
Уч-ся:
Я пришел на помощь букве О.
Учитель:
– Кому помог ты?
Уч-ся:
Я помог гласной У.
Учитель:
– Кому оказал ты помощь?
Уч-ся:
Я оказал помощь букве Ы (и т.д.)
Учитель:
– Дети кого вы спасли?
Уч-ся:
– Гласные буквы.

Учитель:
– Ребята, гласные буквы просят помочь им добраться домой на остров «Веселая грамматика». Поможем?
– Но чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами
Игра «Разведчики».
– Я называю слова, а вы показываете ту гласную букву, которая есть в этом слове: ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС. – Теперь задание усложним: я показываю вам картинку, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки.
– Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Слайд (на доске вывешивается правильный образец: о, и. а, ы, у).
– Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывал. А помогут вам гласные буквы, которые вы выкладывали.
Дети называют названия животных (слайд).
– Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках?
Уч-ся:
-Животные.
Игра «Кто лишний?»
– Посмотрите еще раз на картинки, которые находятся на слайде. Подумайте и скажите кто лишний и почему?
Уч-ся:
– Я думаю, что лишний слон, потому что он живет в Африке (слайд).
Учитель:
– Послушайте внимательно задание: прочитайте слово, фломастером разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите новое слово. Запишите это слово графически, поставьте ударение.
Дети выполняют задание поочередно у доски: соc|на – на|сос – а|`о .
Учитель:
– Дети, вы слышите веселую музыку? Мы приближаемся к острову «Веселая грамматика».
– На этом острове есть маяк, который покажет нам дорогу. Следим глазами за маяком (слайд), (на доску наводится фонарик, дети следят глазами за перемещающейся светящейся точкой: влево – вправо, вверх – вниз, горизонтальная восьмерка и т д ).

– Чтобы попасть на остров, надо показать гласные буквы руками (слайд).
Дети повторяют движения и текст за учителем:
Рот откроем широко, (широко открываем рот и рисуем в воздухе большой круг руками)
А пропеть совсем легко! А-А-А
Губы тянем хоботком, (открытые губы вытягиваются вперёд, руки складываются «рупором» и двигаются вперёд)
У мы вместе пропоём. У-У-У
Словно «дынька» рот сейчас, (рот округляется широким овалом, руки сцепляются в «замок» на уровне талии)
Э кричим мы на весь класс! Э-Э-Э
Рот «сосискою» открылся, (рот – узким овалом, руки с широко растопыренными пальцами от середины на уровне рта растягиваются в стороны)
Ы запел и вдруг смутился (закрыть ладонями глаза) Ы-Ы-Ы
О «огурчик» тянет вверх, (рот – вытянутый вверх овал, руки поднимаются медленно снизу вверх)
Видно, ждёт его успех! О-О-О
И красиво улыбнулся, (рот в улыбке, движение руками от центра в стороны на уровне нижней челюсти ладонями вниз)
К ушкам мило потянулся.
Гласных звуков шесть всего: А,У,Э, Ы, И,О!(на каждый называемый звук – подъем пальца на руке).

Учитель:
– Ну, вот мы и на острове. Гласные буквы приготовили для вас свои задания.
Задание 1. Запишите гласные буквы, которые находятся в данном слове.
На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки с закрытой гласной буквой: ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н. Далее проверяем выполненное задание, открывая закрытые окошки.
Задание 2. Запишите эти слова, гласные буквы выделите красным карандашом. – На острове есть волшебная гора, на которой написан девиз.
Учитель:
Игра «Сложи гору»
– Сложите из данных частей гору и прочитайте девиз жителей острова. Сделаем дело, гуляем смело.
– Как вы понимаете эту пословицу?
(Дети высказывают свое мнение.)
– Сколько слов в этом предложении?
Уч-ся:
-Четыре слова в этом предложении.
Учитель:
– Запишите это предложение графически.
– Что обозначает вертикальная черта? (Начало предложения пишется с заглавной буквы)
– Как узнать, что предложение закончилось?
Уч-ся:
В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

– Ребята, мы помогли гласным буквам добраться до острова «Веселая грамматика», но нам пора отправляться в обратный путь. Глаза закрыли.
Раз, два, три, четыре, пять
В класс вернулись мы опять.
– Как называлась тема нашего занятия?
– На чем мы путешествовали?
– Что вам понравилось на занятии больше всего?
– С чем вам было трудно справиться в путешествии?

Учитель:
-У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет настолько ярким, на сколько по вашему мнению у вас на уроке все вышло, все получилось. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш урок.
Я благодарю вас за работу. Урок окончен!

Конспект логопедического занятия «ЗВУКИ И БУКВЫ»

Задачи работы:

  1. Закрепить знание гласных звуков.
  2. Формировать понятие гласный звук.
  3. Закрепить зрительные образы гласных букв.
  4. Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква»».
  5. Развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Демонстрационный материал : Карточки с гласными звуками и буквами, полоски липучки.

Ход занятия:

– Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, задумчивый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый, Э – медлительный, рассудительный, Ы – самый серьезный.

(Логопед сопровождает свой рассказ выкладыванием на панно карточек с изображением символов звуков).

– Кто мне покажет звук «А», «У», «О», «И», «Э», «Ы». (Показ детей).

– Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько – высоко:

– Давайте попробуем спеть высоко. (Дети поют высоко, а логопед поет вместе с детьми, поднимая руку вверх).

– Молодцы, а теперь споем низко. (Дети поют низко, а логопед поет вместе с детьми, опуская руку вниз).

– Умели они петь не только по одному, но и парами:

– По трое: АУО, ИЭЫ.

– Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

– Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки.

– Как стали называть звуки? (гласными).

– Какого цвета стали все звуки? (красного цвета).

Но однажды задумались звуки: как же так, у всех есть дома, а у них нет. Подумали-подумали да и начали дома мастерить.

А да И нашли по три палочки. Звук А сделал шалаш с перекладиной (логопед выкладывает из липучек на панно букву «А»). И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил, и остался очень доволен (логопед выкладывает из липучек на панно букву «И»).

Логопед предлагает одному из детей найти домики звуков [А, И] (на столе лежат карточки с изображением звуков). Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.

О увидело колесо, оно ему и подошло(логопед выкладывает из липучек на панно букву «О»). Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился – домик появился и у него.

– Света, найди домики звуков [О, Э]. Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.

Читайте также:  Использование метода замещения и наглядного моделирования при знакомстве с буквами детей с ОНР III уровня

У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком (логопед выкладывает из липучек на панно букву «У»). Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности (логопед выкладывает из липучек на панно букву «Ы»).

– Катя, найди домики звуков У, Ы.

– Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали называть БУКВАМИ.

– Как звуки назвали свои домики звуки? (Они стали называть их буквами).

– Верно, у звука А – домик-буква А.

– Кто хочет показать букву [А] на панно? (Ребёнок показывает).

– У звука У – домик-буква У, кто покажет букву [У]? (Ребёнок показывает).

– У звука О – буква О.

– Кто ещё хотел бы показать нам букву?

– У звука И – буква И (логопед приглашает ребёнка для показа буквы).

– У звука Э – буква Э (ребёнок показывает букву).

– У звука Ы – буква Ы (показ буквы).

– С тех пор, глядя на буквы, все знают, какие звуки в них живут.

– Давайте попробуем написать в воздухе буквы. Возьмите в руку воображаемый карандаш, пишем букву [А]. Две палочки наискосок, а между ними поясок. Молодцы!

(Поочерёдно логопед вместе с детьми прописывает все буквы).

– О чем вы услышали сегодня сказку? (О звуках и буквах).

– О каких звуках? (Ответы детей).

– Все ли звуки нашли себе дом? (Ответы детей).

– Какого цвета были рубашки у звуков? (красного)

– Как называются дома звуков? (буквы)

– Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Логопед подводит итог занятия.

Васильева Наталья

Подпишись на получение логопедических занятий по электронной почте или RSS.

Есть желание поделиться опытом? Присылайте материалы по адресу: admin[@]logolife.ru

Мы их опубликуем на сайте!

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики –
Конспекты логопедических занятий:

Здравствуйте , мне очень понравился Ваш конспект занятий про гласные звуки, а про согласные есть такой же? Заранее благодарю.

@Анна: Добрый день, Анна! Спасибо за отзыв. Про согласные буквы пока нет, но планирую к публикации.

очень эмоционально яркое и динамичное занятие. так держать. отлично.

Спасибо, Яна! Мы стараемся и ваши отзывы для нас важны! 🙂

Как здорово, что я работаю с замечательным человечком, который написал эту книжку про звуки. Всегда можно быстро получить грамотные рекомендации.

Конспект логопедического занятия для 1 класса “Наши гласные такие разные”

Логопедическое занятие в первом классе по теме:

«Наши гласные такие разные»

(закрепляющая тема по гласным I ряда)

время проведения занятия – 30 минут

а) обучать детей дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

б) закрепление определения места звука в слове;

в) закрепление навыков деления слов на слоги;

г) формировать навык составления связного высказывания.

а) развитие зрительного и слухового внимания и памяти;

б) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи;

в) развитие мелкой моторики пальцев рук.

а) воспитание речевой активности детей на занятиях;

б) воспитание навыков прогнозирования.

а) развитие фонематического слуха;

б) развитие звуко- буквенного и слогового анализа и синтеза;

в) расширение активного словаря;

г) развитие высших психических функций: слухового внимания, слуховой и зрительной памяти.

Оборудование: изображение домиков с гласными («Страна гласных»), наборы карточек с гласными буквами, раздаточный материал («читаем по буквам», «читаем по слогам» (двусложные слова, трёхсложные слова), предметные картинки, мяч, звуковые карточки для создания схем, касса букв.

А) Приветствие: Л.: «Здравствуйте дети! Сегодня мы отправимся в гости в сказочную страну, и сопровождать нас будет щенок Тим. Ой, как же мы попадём в эту страну, ведь невидимые ворота закрыты на три волшебных замка?».

Б) Тим: «Каждый замок откроет специальный ключик» ( выполнение дыхательной гимнастики )

Л.: 1 замок: – глубокий и медленный вдох носом, длительный и плавный выдох ртом с произнесением «о» (2 раза);

2 замок: – глубокий и медленный вдох носом, резкий, скачкообразный выдох ртом с произнесением «у» (2 раза);

3 замок: – глубокий вдох ртом, плавный, волнообразный выдох ртом с пропеванием «а» (2 раза).

Л.: «-дзынь, дзынь, -дзынь – замки открыли».

В) Объявление темы урока:

Л.: Дети какие звуки мы свами пропели при гимнастике (д.: а, у, о).

Л.: Молодцы! А если их можно петь, то какие это звуки? (д.: гласные).

Вы уже догадались что путешествовать мы отправимся в «Страну гласных». Мы будем гулять по волшебным улицам и выполнять задания, которые для нас приготовили наши гласные. ( Каждая пройденная улица отмечается флажком )

2 . Работа с буквами.

Л.: Прежде чем, мы отправимся путешествовать, давайте вспомним правило речи.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Будем чётко говорить,

И не будем мы спешить.

А) Л.: В чём отличие звуков от букв ( Буквы – пишем и читаем, звуки произносим и слышим ). Всё правильно. Я думаю у нас всё получится. В путь!

Б) Мы попали на улицу Потеряшек. Здесь есть многоэтажные и одноэтажные дома (на доске изображение домов с гласными). Жители многоэтажного дома вышли в лес за грибами и заблудились. Давайте представим, что вы стали сыщиками, и поможем нашим потеряшкам вернуться домой. Для этого вам нужно найти наши гласные (дети собирают гласные из элементов букв). Если кто – то из вас встретит трудности, то друзья всегда окажут помощь. Какие вы молодцы! Назовите гласные буквы и звуки, которым вы помогли вернуться в свои домики (д.: о, а, у, ы, э).

В) Дети, пока вы искали потеряшек, у Тима возникли вопросы:

– чем отличаются гласные звуки от согласных? ( их можно петь)

– каким цветом обозначается гласный ? (красным)

3 . Жители улицы Поретяшек хотят проверить, правильно ли вы находите их в словах. ( Работа с разрезными картинками ).

А) Развитие зрительного внимания и памяти:

– найдите недостающую буквы на карточке (дети собирают разрезные картинки состоящие из трёх карточек, одна из которых – гласная. Но все гласные находятся на прищепке, среди прочих букв. Снять с прищепки нужно только ту, которая подходит).

– какие это буквы (гласные).

4. Двигаемся дальше и приходим на улицу Игровую. Но улица большая, на ней есть и переулки: Хлопушкин и Называйкин ( Развитие фонематического восприятия )

А) Из ряда называемых звуков хлопнуть только на гласный (и, п, г, о, а, д, у, в…)

Б) Дети выходят из-за парт становятся полукругом. Логопед бросает поочерёдно мяч. Его необходимо поймать только на гласный звук. Затем на этот же гласный/ или с этим гласным надо назвать слово (звук может быть в начале, середине, конце).

5 . ( Развитие звуко – буквенного анализа ). Продолжая путешествие, дети наткнулись на препятствие – речушка.

Л.: «Вот речушка на пути, боязно туда идти. Тим, выручай».

Тим: «Это заколдованная речка, просо так не пройти. Нам нужна помощь того, кто живёт в этой реке».

Л.: «А кто там живёт?».

Тим: «Вот это и надо узнать. Для этого надо выделить первые звуки в словах, а затем назвать получившееся слово. Если верно справились с заданием, то сразу появится мост, по которому можно продолжит путешествие».

Детям предлагаются картинки: щ ит, у литка, к рот, а рбуз (щука).

– Сколько гласных в моём названии?

Молодца, а вот и мостик.

Наше путешествие продолжается по улице Звуко – Слоговой. Что помогают определять в словах гласные звуки и буквы?

Прослушать слова, определить какие гласные есть в этих словах, записать буквы в тетрадь:

А) КОТ, СЫР, ДОМ, ЖУК

– сколько гласных в этих словах;

– сколько слогов в этих словах;

– как называются такие слова (односложные);

Б) ШАРЫ, ГУСИ, ПОНИ

– какие гласные есть в этих словах;

– сколько слогов в этих словах;

– как называются такие слова (двусложные).

Гласным очень интересно наблюдать за тем, как вы успешно справляетесь с их заданиями. Нам усложнили задачу: жители страны хотят посмотреть, как вы умеете составлять звуковые схемы. Из двусложных разрезных картинок находим шары ( дети по заданию логопеда анализируют слово шары : называем все звуки по порядку [ш],[а], [р],[ы]; выкладываем звуковую схему ).

В) ИНДЮКИ, АВТОБУС, МАЛИНА

– какие гласные есть в этих словах;

– сколько слогов в этих словах;

– как называются такие слова (трёхсложные).

6. Физминутка « А, О, У, И »

Мы в лес пошли, дети маршируют на месте.

Топор нашли, остановиться, руки в «замок».

Дрова рубили : ноги на ширине плеч, руки в «замок».

– Ах! Ох! Ух! Их! энергичные наклоны с произношением

слогов на выдохе.

7 .Развитие фонематического восприятия с использованием таблицы гласных

Тим: «Эту улицу пройдёт лишь тот, кто умеет колдовать: одно слово в другое превращать».

Л.: «Ребята, нам очень нужно постараться. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать и расколдовывать» ( на плакате попарно висят схемы, в которых отсутствуют гласные, дети отгадывают загадку и прикрепляют эту отгадку к плакату, а затем сравнивают два слова по звукам ).

Чудо – юдо великан
На спине везёт фонтан. (Кит)

Они нужны не для красы.

Без них поймать мышонка сложно,

И в темноте споткнуться можно.

Нужны котёночку … (Усы)

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу. (Мишка)

Друг на дружке ровно в ряд
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет. (Дом)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется – всех чище. (Кот)

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Осы)

Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки. (Мышка)

Ссылка на основную публикацию