Конспект логопедического занятия “Автоматизация звука [ц]”
Логопедическое занятие по автоматизации звука [ц]
Тема: звук [ц].
Цель: автоматизация звука [ц] изолировано, в слогах, словах и предложениях.
закрепить навык правильного произношения звука [ц] изолировано, в слогах, словах, предложениях;
развивать фонематический слух;
развивать артикуляционную и мелкую моторику; речевое дыхание;
развивать внимание, память, мышление;
упражнять детей образовывать сущ. мн.ч., сущ. в умен.-ласк. форме; составлять предложение с заданным словом;
формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: картинка (игрушка) цыпленок Цыпа, курица, овца, заяц, птенец, цапля; кубик и картинки с артикуляционной гимнастикой, карта движения персонажа, пособие «Гусеница», предметные картинки со звуком Ц на листьях; картинки к заданиям; крупа.
Ход занятия
Содержание этапа
Организационный момент
Поскорее встанем в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг!
Мы ногами топнем,
Мы в ладоши хлопнем,
А потом пойдем, пойдем,
Друга за руку возьмем!
Сегодня к нам на занятие пришел цыпленок Цыпа. С ним приключилась беда – он потерялся. Ему нужно отыскать свою мама-курицу. Он просит нас о помощи?
Ты готов помочь Цыпе и отправиться вместе с ним в путешествие?
Артикуляционная гимнастика
Для начала нам нужно подготовиться – выполнить артикуляционную гимнастику. Ты можешь выбрать, с помощью чего будем выполнять упражнения: кубик или картинки.
Упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Птенчик», «Непослушный язычок», «Лопаточка», «Трубочка», «Сердитая киска», «Часики», «Качели».
Дыхательная гимнастика
У цыпленка есть карта, по которой мы сможем добраться до его дома. Но карту замело листиками и травинками.
Упражнение «Сдуй листочек».
Изолированное произношение звука
Скажите, как зовут цыпленка? (Цыпа)
Какой первый звук в слове «Цыпа» мы слышим? а в слове «цыпленок» ([ц])
Анализ и характеристика звука Ц.
Покажи по карте, какой путь нужно пройти цыпленку. Веди пальчиком по дорожке и произноси длительно звук Ц.
Автоматизация в слогах
Куда привела нас дорожка? (К зайцу)
Чтобы пройти дальше, мы должны выполнить задание зайца – правильно произнести слоги со звуком Ц:
Физкультминутка
Зайцу очень понравилось, как ты выполнил его задание. Он хочет с тобой поиграть.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Автоматизация в словах
Продолжим наш путь. Веди пальчиком дальше по дорожке и произноси звук Ц. К кому привела нас дорожка? (к гусенице)
Гусеница просит нас о помощи – она не может добраться до сочных листиков на дереве.
Собери и покорми гусеницу только теми листочками, на картинках которых есть слова со звуком Ц.
Согласование числ. с сущ.
Нам пора двигаться дальше. (изолир-е произношение)
К кому привела нас дорожка? (к овце)
Эта овечка учится считать. Помоги ей сосчитать ра зные предметы. Образец: один цветок, два цветка.
Каких предметов больше? Каких – меньше? Посчитай предметы в обратном порядке по образцу. Образец: пять цветков, четыре цветка.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Идем дальше. Веди пальчиком по дорожке и произноси звук Ц. К кому привела нас дорожка? (к птенцу)
Птенец пищит в своем гнезде и просит помочь ему выполнить задание.
Игра «Четвертый лишний». Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи ее в кружок. (Правильные ответы: яйцо, курица, цветок, огурец.) Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Ц.
Автоматизация в предложениях
Давай посмотрим, куда теперь приведет нас дорожка? (к цапле) изолированное произношение звука
Цапля пропускает дальше только тех, кто правильно выполняет ее задание. Ты готов?
Цапля будет называть тебе разные слова, а ты должен «подружить» эти слова между собой и произнести предложения правильно.
Заяц, лисица, бояться.
Улица, на, много, цветы.
Цапля, на, жить, болото.
Теплица, расти, в, огурцы.
Царь, царица, жить, дворец, во.
Папа, вытирать, лицо, полотенце.
Автоматизация в стихах
Давай узнаем, сколько цыпленку еще осталось пройти. (Изолированное произношение звука)
К кому привела нас дорожка? (к курице)
Ура! Мы нашли маму цыпленка. Цыпленок Цыпа очень этому рад. Он обещает, что никогда больше не будет теряться.
А мама курица в благодарность дарит тебе стихотворение:
Любовалась цыплятами курица,
Что ни цыпленок- то умница!
Очень ценный птенец!
Итог занятия
Наше занятие подошло к концу.
Кому мы сегодня помогали? С кем ты повстречался?
Какой звук помог тебе выполнить все задания?
Что тебе понравилось на занятии больше всего?
Конспекты логопедических занятий “ЗВУК Ц” (постановка, автоматизация, дифференциация)
- ОБСЛЕДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (11)
- МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ (28)
- ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА (7)
- ПРЕЗЕНТАЦИИ (16)
Конспекты логопедических занятий “ЗВУК Ц” (постановка, автоматизация, дифференциация)
Звук Ц
(постановка)
Занятие № 1
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
- Специальные упражнения
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Упражнение «Сделай язык широким»
Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
Упражнение «Почистим зубы»
- Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
- Объявление темы
– Послушай стихотворение: Дети клумбу поливали,
Дети слезы проливали –
Не растут никак цветы,
Можешь им поможешь ты?
– На какой звук начинается слово ЦВЕТЫ?
- Постановка звука
-Быстро и без перерыва произнеси звуки Т и С. Зубы при этом сомкнуты, губы в улыбке. Струя воздуха вырывается толчком. Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
5.Анализ артикуляции
- Зубы сомкнуты.
- Губы в улыбке.
- Кончик языка упирается в передние нижние зубы
- Язык распластан, а его боковые края напряжены
- Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
- Струя воздуха вырывается толчком.
- Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
6.Закрепление изолированного звука
- Игры на звукоподражание
-Когда воспитатель хочет, чтобы в группе стало тихо, то он говорит: Ц-Ц-Ц
7.Развитие фонематического слуха
- Опознание звука из ряда других
-Подними букву Ц, если услышишь звук Ц:
А П Ц Т И М Ц С Д Ж Ц З
- Опознание из слогов
– Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц:
- Опознание из слов
-Подпрыгни, если услышишь звук Ц:
- Опознание из предложений
– Сосчитай, сколько раз тебе встретится звук Ц в каждом предложении:
В цирке медведица бросала кольцо.
Девица вышла на крыльцо накормить цыплят.
- Опознание из текста
-Запомни слова, в которых услышишь звук Ц:
У нее есть спицы, пяльцы и цветные нитки.
Она пришивает пуговицу к платьицу куклы.
8.Закрепление звука в слогах
-Произноси обратные слоги, правильно говоря звук:
9.Закрепление звука в словах
-Назови, что ты видишь на картинке:
10. Закрепление звука в предложении
-Повторяй за мной предложения:
Во дворе вырыли глубокий колодец.
Мама положила в салат перец.
К скворечнику прилетел скворец.
В гнезде сидел птенец.
По дороге бежал заяц.
11.Итог
- -Какой звук отрабатывали на занятии?
- Анализ основных положений артикуляции
- Заключительное проговаривание
Подарил нам леденец!
Наш отец – молодец,
Удалец и пловец!
12.Домашнее задание
- Придумать слова, начинающиеся на звук Ц
- Звуковой анализ слова ЦАПЛЯ
- Закончить каждую строчку и проговаривать ее четко:
ЦО-ЦО-ЦО – снесла курица…
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ- мои братья…
ЦА-ЦА-ЦА – у крыльца стоит …
Звук Ц
(постановка)
Занятие № 2
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
- Специальные упражнения
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Упражнение «Сделай язык широким»
Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
Упражнение «Почистим зубы»
- Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
- Объявление темы
Любит стоять на одной ноге и ловить лягушат.
– На какой звук начинается слово ЦАПЛЯ?
- Постановка звука
-Быстро и без перерыва произнеси звуки Т и С. Зубы при этом сомкнуты, губы в улыбке. Струя воздуха вырывается толчком. Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
5.Анализ артикуляции
- Зубы сомкнуты.
- Губы в улыбке.
- Кончик языка упирается в передние нижние зубы
- Язык распластан, а его боковые края напряжены
- Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
- Струя воздуха вырывается толчком.
- Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
6.Закрепление изолированного звука
- Игры на звукоподражание
-Когда воспитатель хочет, чтобы в группе стало тихо, то он говорит: Ц-Ц-Ц
7.Развитие фонематического слуха
- Опознание звука из ряда других
-Подними букву Ц, если услышишь звук Ц:
А П Ц Т И М Ц С Д Ж Ц З
- Опознание из слогов
– Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц:
- Опознание из слов
-Подпрыгни, если услышишь звук Ц:
- Опознание из предложений
– Сосчитай, сколько раз тебе встретится звук Ц в каждом предложении:
Зайцы летом серые.
Курица вышла на улицу.
Курица кормит цыплят.
У пастуха много овец..
- Опознание из текста
-Запомни слова, в которых услышишь звук Ц:
Курица гуляла с цыплятами.
Она нашла в траве кольцо.
Курица положила кольцо на крыльцо.
Бабушка одела кольцо на палец.
8.Закрепление звука в слогах
-Произноси слоги, правильно говоря звук:
- Закрепление звука в словах
-Назови все предметы , нарисованные на этой картинке, которые содержат звук Ц::
10. Закрепление звука в предложении
-Повторяй за мной предложения:
Цапля нацепила на голову цепочку.
На болотной кочке сидит красавица – птица.
Царь и царевна жили во дворце.
Солнце разбудило красавицу – весну.
11.Итог
- -Какой звук отрабатывали на занятии?
- Анализ основных положений артикуляции
- Заключительное проговаривание
– Четко проговаривай за мной по строчкам:
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается
Почему ж никто не радуется?
12.Домашнее задание
- Придумать слова, имеющие в середине звук Ц
- Звуковой анализ слова ЦЫГАН
- От каждого слова образовать такое однородное слово, чтобы в нем содержался звук Ц:
Звук Ц
(автоматизация)
Занятие № 3
- Организационный момент
- Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Упражнение «Сделай язык широким»
Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
Упражнение «Почистим зубы»
- Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
- Объявление темы
- Отгадай загадку:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (ЦАПЛЯ)
- Произношение изолированного звука
– Какой звук издает воспитательница, если хочет, чтобы вы вели себя тихо? (Ц – Ц- Ц)
- Анализ артикуляции по плану
- Зубы сомкнуты.
- Губы в улыбке.
- Кончик языка упирается в передние нижние зубы
- Язык распластан, а его боковые края напряжены
- Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
- Струя воздуха вырывается толчком.
- Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
- Характеристика звука
- Зубы сомкнуты.
- Губы в улыбке.
- Кончик языка упирается в передние нижние зубы
- Язык распластан, а его боковые края напряжены
- Передняя часть языка поднята и смыкается с небом, но в момент выдоха резко размыкается
- Струя воздуха вырывается толчком.
- Тыльная сторона ладони чувствует один толчок воздуха, а не несколько.
Ц – согласный, всегда твердый.
– Какие еще согласные звуки ты знаешь?
- Связь звука с буквой
– Посмотри на букву Ц. На что она похожа?
– Напиши букву Ц в воздухе.
– Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву Ц.
– Зачеркни на доске те буквы, которые написаны неправильно.
- Развитие фонематического слуха
Автоматизация звука «Ц»
Журавлёва Людмила Михайловна
МБДОУ “Детский сад № 16 “Мозаика” город Салехард
Категория: I квалификационная категория.
Педагогический стаж: 9 лет.
Задачи:
- Формировать умение обобщать слова в группы.
- Развивать фонематический слух.
- Формировать общую, артикуляционную и мелкую моторику.
- Продолжать закреплять звук «Ц» в слогах, словах, фразах, предложениях и текстах.
- Продолжать формировать умение согласовать числительные с существительными.
- Развитие речевого дыхания.
- Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.
- Формировать умение пересказывать текст с опорой на картинки.
- Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: картинки с изображением цветов; схема артикуляции звука; картинки с изображением артикуляционной гимнастики; картинка с изображением яиц, на которых написаны слоги; предметные картинки для игры «Доскажи словечко»; картинка с изображением пуговиц; опорные картинки для составления рассказа, кусочки ваты.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, … имя ребёнка. Перед тобой лежат картинки. Перечисли, что на них нарисовано. Как, одним словом можно назвать картинки?
Логопед: Какой первый звук в слове цветы?
Логопед: Какой это звук?
Ребёнок: Согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: На занятии мы будем правильно произносить слова со звуком «Ц». Давай вспомним, что при произношении звука «Ц» кончик языка находится за верхними зубами, а воздушная струя при этом выходит с большим напором.
2. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
«Часики».
Ротик свой приоткрой – язычок покажи,
А потом язычком вправо, влево походи.
«Качели».
Широко открой свой ротик – язычок покажи,
А потом язычок вверх подними, а затем вниз опусти.
«Лошадка».
Язычок мой как лошадка.
Вверх его я подниму,
И лошадку покажу.
«Вкусное варенье».
Ротик ты скорей открой – язычок покажи,
И язычком ты губки оближи.
Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай слова со звуком «Ц».
Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук «Ц».
Цыплёнок и часы;
Автоматизация звука «Ц» в слогах.
Ребёнку предлагается несколько нарисованных яиц. Под каждым из них написаны слоги со звуком «Ц». Ты должен прочитать все слоги и выбрать только варёные яйца, которые обозначены слогом «ЦА» и обвести их простым карандашом в круг.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы ты посчитай –
И скорей загибай.
Раз, два, три, четыре, пять –
Пальцы посчитай опять.
Как только начинается счёт, ребёнок загибает по одному пальцу, начиная с большого пальца.
Автоматизация звука «Ц» в словах. Игра «Доскажи словечко».
Ребёнку предлагается, опираясь на картинки образовать слова, добавляя слоги «ЦА» и «ЦЫ», соотнести картинку со словом.
Физкультминутка «Цыплята».
Вышли мы погулять,
Ребёнок выполняет марш на месте.
И цыплят поискать.
Шли, шли двух нашли,
Ходьба на месте.
Влево чуть отошли ещё двух нашли.
Сделать несколько шагов влево.
Вправо чуть отошли одного нашли.
Сделать несколько шагов вправо.
Цыплят нашли и домой пошли.
Ходьба на месте.
Автоматизация звука «Ц» во фразовой речи. Игра «Цветные пуговицы».
На картинке нарисовано несколько пуговиц, ребёнку предлагается посчитать пуговицы. Считать нужно так: одна целая пуговица, две целых пуговицы и так далее.
Развитие речевого дыхания. Игра «Снег идёт».
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Логопед раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает ребёнку про зиму. Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давай подуем на снежинки! Логопед показывает, как дуть на вату, ребёнок повторяет. Затем поднимают вату, и игра повторяется снова.
Автоматизация звука «Ц» в предложениях. Игра «Сам составь предложение».
Логопед: Я предлагаю тебе ответить на вопросы, а потом полностью произнести предложение.
Образец: Чем мы разрезаем бумагу? Ответ ребёнка: Бумагу мы разрезаем ножницами.
– Чем мы вытираем лицо и руки?
– Что мы ставим в воду?
– Кто выводится из яйца?
Автоматизация звука «Ц» в тексте.
Послушай рассказ и с помощью опорных картинок перескажи его.
У мамы – курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыплёнка звали Цып. Цып был очень любопытным цыплёнком. Собирая цветы, Цып увидел колодец, он решил заглянуть в него и чуть не упал в колодец. Мама – курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.
3. Заключительная часть.
– Какой звук на занятии ты старался произносить правильно?
– Что тебе запомнилось?
Ты молодец! До следующей встречи!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Домашнее задание.
Звук «Ц».
Словообразование существительных женского рода по образцу «И Соня тоже».
Образец: Саня – умник – и Соня – умница;
2. Заучи скороговорку «Цыплятки».
Цып – цып – цып! Цыплятки!
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тому не дам водицы.
Вот бегут цыплятки
Не боятся Натки.
Возле кадки блюдце – Все они напьются!
3. Игра “Эхо” – образуй слова по образцу.
Образец: сухарь – сухарница;
4.Спряжение в будущем времени.
Напоить цыплят водицей из блюдца.
(я напою . ты . он . она . мы . вы . они).
5.Образуй слова по образцу, составь предложения с образованными словами.
Образец: ВОЛК – ВОЛЧИЦА.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Дидактический материал к занятию.
ЛИТЕРАТУРА:
- Баскакина И.В. Цоколочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «Ц» / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
- Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки «З», «З’», «Ц». – 32 с.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с.
- Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48 с.
- Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.
- Новиковская О.А. Речевая гимнастика: 100 упражнений для развития речи дошкольников. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2008. – 62 с.
7. Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст / автор – составитель О.В. Тырышкина. – Волгоград: Учитель. 2012. – 239 с.
8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки «С», «З», «Ц» / Н.В. Соколова. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 48 с.
9.Юдина Я.Л., Захарова И.С. Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2011. – 128 с.
интернет-ресурсы:
“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0005363
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
Индивидуальное логопедическое занятие для детей дошкольного возраста “Автоматизация звука “ц” в словах и предложениях”
Презентация к уроку
Цели:
- Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Ц» в словах, чистоговорках и предложениях. Формировать умение выделять родственные слова из текста. Закреплять зрительный образ буквы «Ц». Учить анализировать слова. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры, в образовании существительных суффиксальным способом. Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в умении составлять предложения с опорными словами.
- Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук.
- Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование: ПК, презентация Microsoft Office Power Point: «В некотором царстве, в некотором государстве…», карандаши, тетрадь, индивидуальное зеркало.
Ход занятия
1. Оргмомент. (Слайд 2)
Здравствуй. Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие в сказочную страну. Хочешь? Тогда послушай. В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари. Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно выполнить правильно все задания. Ты готов? Тогда начнем.
2. Артикуляционная гимнастика. Дыхательное упражнение. Изолированное произношение звука «Ц». (Слайд 3)
Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке.
Проснулся язычок рано утром, а его домик – ротик – закрыт. Стал он тогда стучаться в одну щечку, потом в другую (упр. «Шишки»).
Ротик открылся, язычок выглянул, но зубки не хотели его пускать и начали кусать (упр. «Тесто»).
Тогда язычок решил почистить зубки. Чистим зубки верхние и нижние (упр. «Чистим зубы»).
Зубкам это понравилось, и ротик заулыбался. Улыбаемся широко и показываем чистые зубки (упр. «Заборчик»).
Пошел язычок гулять, увидел качели и решил покачаться (упр. «Качели»). А потом он пошел кататься с горки (упр. «Горка»).
Посмотри, здесь нарисованы воздушные шары. Давай тоже сделаем с тобой «воздушный шарик» и надуем его.
Пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками (см. рисунок). В этом положении дуем на них (дыхательное упр. «Надуй шарик»). Постепенно пальцы принимают форму шара.
Представь, что шарик лопнул и сдувается: «Тсссссссссссс». Теперь шарик сдувается так: «Ц-ц-ц…» пальцы принимают исходное положение.
3. Автоматизация звука «Ц» в чистоговорках. (Слайд 4)
Ца-ца-ца – вот овца.
Це-це-це – иду к овце.
Цу-цу-цу – веду овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
4. Автоматизация звука «Ц» в словах. (Слайд 5)
Посмотри внимательно и назови предметы, в названии которых есть звук «Ц». (Кузнец, цыпленок, мельница, огурец, пуговица, цирк, ножницы, цветок).
Кто здесь лишний? (Собака). Почему? (В слове «собака» нет звука «Ц»)
5. Автоматизация звука «Ц» в словах. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука «Ц» в словах. (Слайд 6)
В путешествие вместе с нами отправятся заяц, курица, цыпленок, овца и цапля. Надо рассадить их по вагонам. Скажи, где спрятался звук «Ц» в этих словах (в начале, середине или конце).
(В первом вагоне едут цыпленок и цапля, во втором – курица и овца, в третьем – заяц)
6. Закрепление зрительного образа буквы «Ц». Развитие зрительного восприятия. (Слайд 7)
Еще мы возьмем с собой букву «Ц». Посмотри, как она пишется и подумай, на что она похожа. Нарисуй у себя в тетради. Посмотри, на что похожа моя буква «Ц».
7. Пальчиковое упражнение.
Самомассаж пальцев рук и ладошек. Движения сопровождаются строчками стихотворения.
– Восемь у дороги,
Девять на лугу…
– Что ты, дождь, считаешь?
Может, помогу?
– Две – под старой елью,
Возле стога – шесть…
– Что ты, дождь, считаешь
Да не можешь счесть?
– Тороплюсь ромашки все пересчитать.
Десять на опушке, под осиной – пять…
Ну, как просчитаюсь. Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит у меня воды.
8. Образование имен существительных суффиксальным способом. (Слайд 8)
В сказочной стране живет волшебно эхо. Давай поиграем с ним. Образуй слова по образцу.
суп – супница
сахар – сахарница
конфета – конфетница
хлеб – хлебница
10. Физминутка. (Слайд 9)
Нам встретился еще один обитатель сказочной страны – цапля. Сделаем с тобой упр. «Цапля» (попеременно стоим то на правой, то на левой ноге, руки в стороны).
На одной ноге в болоте
Цапля целый день стоит.
Цапля носатая
Стоит, как статуя.
9. Выделение родственных слов к слову «цветок» из текста. (Слайд 10)
Послушай текст и назови слова-родственники к слову «цветок».
Подснежник, ветреницу и медуницу называют первоцветами.
Мама рассказала дочке сказку «Аленький цветочек».
В парке большая цветочная клумба.
Саня – цветовод, он работает в цветнике.
За каждый правильный ответ я дарю тебе цветок. Вот какой красивый букет получился.
11. Составление предложений. (Слайд 11)
Подскажи мне последнее слово в предложении. В этом слове обязательно должен быть звук «Ц».
Собака укусила Соню за … (палец)
В скворечнике живет … (скворец)
На пороге вигвама стоит … (индеец)
Гонец прибыл с письмом во … (дворец)
В теплице вырос большой … (огурец)
12. Составление предложений по картинкам с заданными словами. (Слайд 12)
Составь предложения со словами: одеваются, смеются, катается, учатся, вытирается, купается. Не забудь четко и правильно произносить звук «Ц».
13. Итог занятия (Слайд 13)
Молодец! Ты помог жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотри, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что ты такой умница!
Скажи, что тебе понравилось больше всего? С каким звуком мы часто встречались сегодня?
Использованная литература
- Уроки логопеда. Исправление нарушений речи/ Н.С. Жукова – М.: Эксмо, 2008. 120 с.
- Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В.В. Цвынтарный – М.: ЗАО Центрополиграф, 2004. – 63 с.
- Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – «Гном и Д», 2002. – 48 с.
Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций
Кидярова Екатерина
Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций
Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций
Кидярова Екатерина Евгеньевна,
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры, а также обогащение активного словаря детей.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Употребление имен прилагательных придает речи не только точность, меткость, информативность, но и особую выразительность, красочность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвертое слово – прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку.
Именем прилагательным называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? или чей?
Например: белый (снег, огромная (страна,
сильное (желание, железная (кровать, медвежья (берлога, дядин (голос, материнская (любовь).
В работе над обогащением и активизацией словаря прилагательных мы придерживаемся методических рекомендаций В. В. Гербовой.
Возраст детей Задачи по обогащению словаря прилагательными
От двух до трех лет Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
От трех до четырех лет Продолжать расширять и активизировать словарный запас прилагательных у детей. Учить различать и называть качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая).
От четырех до пяти лет Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные. Пополнять словарь детей прилагательными, характеризующими эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый, разнообразные свойства и качества предметов. Учить употреблять слова-антонимы (чистый – грязный).
От пяти до шести лет Упражнять детей в использовании прилагательных разных степеней сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий, а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый и др.). Совершенствовать у детей умение использовать в речи прилагательные – антонимы и прилагательные – синонимы в соответствии с их значением.
От шести до семи лет Обогащать речь детей образными прилагательными посредством знакомства с произведениями художественной литературы.
В своей работе по обогащению, закреплению и активизации словаря прилагательных у детей дошкольного возраста мы применяем метод моделирование игровых обучающих ситуаций.
Игровая обучающая ситуация (ИОС)— один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются игровые принципы, реализация которых происходит в условиях не регламентированной деятельности.
ИОС включает такие структурные элементы игры,как: сюжет, роли, игровое действие, игровое взаимоотношение. От обученияв ИОС такие элементы: дидактическая задача, реальное действие, реальное взаимоотношение, результат. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное желание детей поиграть. ИОС позволяют реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались».
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. В модель сценария активизирующего общения можно включать несколько блоков вопросов. Например, ИОС «День рождения куклы Насти»: 1) поздравление (вопрос: какую хотим видеть именинницу? – красивой, здоровой, счастливой, веселой и др.); 2) угощение (вопрос: каким тортом бывает на праздничном столе? – банановый, ванильный, шоколадный, мармеладный и др.); 3) настроение (какое настроение у гостей на празднике – радостное, веселое, светлое, праздничное, лучезарное); 4) посуда (какую посуду ставят на праздничный стол – новую, чайную, нарядную, чистую и др.).
ИОС «Осень в гости к нам пришла»: 1) листья (какие листья осенью? – разноцветные, золотые, багряные, жухлые, увядшие и др.); 2) Осень (какая Осень бывает в зависимости от погоды? – унылая, грустная, дождливая, золотая, красивая и др.); 3) овощи (какие овощи принесла Осень? – полезные, вкусные, хрустящие); 4) фрукты (какие фрукты осенью? – аппетитные, ароматные, сочные, душистые и др.).ИОС «Путешествие в цветочное царство» : 1) солнце (какое солнце летом? – жаркое, теплое, лучистое, доброе, золотое и др.); радуга (назовите цвета радуги? – красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый); дождь (каким бывает летний дождь? – теплым, озорным, долгожданным, прохладным и др.); цветы (какие цветы? – ароматные, душистые, красочные, разноцветные, яркие и др.).
В сценарий ИОС обязательно включаем разные виды деятельности: изобразительной (дорисовать отбитые ручки чашек для бабушки Федоры, обследование предметов (веществ) (потрогать снег в шкатулке у Снежной Королевы, имитационные упражнения (изобразить листочки Золотой Осени, дидактические игры: «Какой, какая, какое», «Скажи наоборот», «Что бывает таким» и др.
В работе по обогащению словаря прилагательных применяем 3 типа игровых обучающих ситуаций: 1) ИОС с игрушкой (мягкая, резиновая); 2) ИОС с персонажем; 2) ИОС – путешествие. Особое выделяю ИОС с персонажем.
Первый тип строится на использовании игрушек.Примеры ИОС: «Поможем котенку найти маму» (обогащение и активизация прилагательных: пушистый, ласковый, грустный, мягкие, острые); «Заколдованные игрушки» (плюшевый, резиновый, деревянная, пластмассовые).
Второй тип строится на использовании персонажей литературных произведений, мультфильмов, знакомых детям.Примеры ИОС: «Поможем бабушке Федоре» (обогащение прилагательных: кухонная, столовая, чайная); «Здравствуй, Карлсон» (прилагательные: вкусное, аппетитные, сладкие, ароматные).
Третий тип ИОС – игра в путешествие.Например: «В гости к Снежной Королеве». Эта ИОС предполагает остановки «Школа снеговичков» (прилагательные: веселые, забавные, смешные); «Снежная» (прилагательные: липкий, мокрый, холодный, чистый, «Вьюжная» (прилагательные: морозная, холодная, снежная, суровая).
Указанные типы ИОС можно применять на каждом этапе дошкольного детства, но вводить разных героев, наполнять сценарий активизирующего общения разным содержанием, учитывая возрастную адресность.
Таким образом, метод моделирования игровых обучающих ситуаций
занимает важное место в общей системе работы по развитию речи детей. Данный метод позволяет обогащать словарь детей дошкольного возраста новыми прилагательными, закреплять и уточнять значений прилагательных, уже имеющихся в лексике; активизировать словарь прилагательных.
Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций по ОБЖ Семинар для педагогов ДОУ по теме:«Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций.
Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 67» города Кирова Активизация словаря детей младшего дошкольного.
Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных. 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игры является закрепление в речи детей.
Консультация для родителей «Обогащение словаря детей дошкольного возраста» Обогащение словаря ребёнка, развитие его речи – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями. Обогащение и.
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Активизация употребления прилагательных и глаголов. Звук [З]» Открытое занятие по развитию речи в младшей группе Составила и провела Красикова А. Н. Задачи: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя,.
План по самообразованию «Активизация словаря детей младшего возраста посредством ознакомления с окружающим миром» Тема: «Активизация словаря детей младшего возраста посредством ознакомления с окружающим миром». Цель: повысить собственный теоретический.
Презентация дидактических игр по развитию речи «Активизация и обогащение словаря детей» Словарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.
Семинар-практикум для родителей, имеющих детей-инвалидов «Развитие и обогащение словаря ребёнка» Тема: “Развитие и обогащение словаря ребёнка” Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в до-машних.
Картотека речевых игр на развитие словаря прилагательных.
картотека по логопедии на тему
В картотеке представлены некоторые речевые игры, направленные на развитие словаря прилагательных, увеличения его количественного наполнения. Картотека поможет воспитателям и логопедам организовать свою работу по развитию речи детей в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи и группах общеразвивающей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_rechevyh_igr.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр,
направленных на развитие словаря прилагательных.
Учитель-логопед Шевченко О.А.
Дети с самого раннего возраста проявляют интерес к общению. Этому способствует речевая деятельность взрослых и предметная деятельность самого ребенка. Здоровые, развитые дети быстро накапливают словарный запас и активно пользуются им. Однако у многих детей отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. Наиболее абстрактная часть речи и наименее пополняемая детьми самостоятельно в спонтанной речи – это имя прилагательное. Становление этой части речи у детей происходит позднее остальных. Использование специальных игр и упражнений позволяет повысить уровень развития активного словаря прилагательных. Употребление же прилагательных в речи делает ее яркой, образной и насыщенной. Предлагаю несколько игр для расширения словаря прилагательных. Эти игры могут быть использованы как педагогами в своей работе с детьми, так и родителями.
1 . Игра «Скажи наоборот»
Цель игры : расширять словарь антонимов.
Ход игры : у этой игры есть два варианта.
А) Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:
Дедушка старый, а внук…
Дерево высокое, а куст…
Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря…
Б) Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:
Пирожное сладкое, а лекарство…
Ночью темно, а днем…
У волка хвост длинный, а у зайца…
Чай горячий, а лед…
2. Игра «Подбери словечко»
Цель игры : расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры : В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).
3. Игра «Из чего сделано?»
Цель игры : закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры: Педагог бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».
4. Игра «Чья голова?»
Цель игры: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
У рыси голова – рысья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
5. Игра «Подбери признак»
Цель игры: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: педагог называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые.
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) – новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) – белая, праздничная….
Шуба (какая?) – меховая, теплая…
6 . Игра «Назови ласково»
Цель игры: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Ход игры: педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая – шубка тепленькая
Лиса хитрая – лисичка хитренькая
Заяц белый – зайчик беленький
Сапоги чистые – сапожки чистенькие
Ветка короткая – веточка коротенькая
Шишка длинная – шишечка длинненькая
Ворона черная – вороненок черненький
Снег белый – снежок беленький
7. Игра «Близкие слова»
Цель игры: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Ход игры: педагог произносит фразу и просит ребёнка подобрать слова прилагательные к существительному. За ответ ребёнок получает фишку.
Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые,… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…
8. Игра «Какое это блюдо»
Цель игры: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и назвать правильно получившееся блюдо.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?
9. Игра «Скажи одним словом»
Цель игры: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Ход игры: педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и назвать правильно получившееся слово.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (…).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
10. Игра « Кто какой »
Цель игры: закрепление прилагательных в речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Вариант А
Ход игры: Педагог предлагаем ребенку подобрать слова, описывающие животных медведь – косолапый, неуклюжий, бурый;
лиса – хитрая, рыжая;
белка – проворная, быстрая, прыгучая;
заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой
Ход игры: предлагаем ребенку продолжить предложение.
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый)
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая)
В) У ежа иголки, он … (колючий) и т.п.
11. Игра «Назови ласково»
Цель игры: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Ход игры: Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр, используемая в работе с дошкольниками для активизации словаря прилагательных.
Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи.
игры с детьми по формированию словаря прилагательных на татрском и русском языках.
Проблема развития речи детей является одной из актуальных проблем современного общества. Дошкольное образование сегодня претерпевает серьёзные перемены. По данным многочисленных исследований, уж.
Употребление прилагательных в самостоятельной речи даже у нормально развивающихся детей (без речевых нарушений) формируется довольно медленно и в основном связано с письменной речью. Слов.
Картотека игр на образование словаря имен прилагательных и глаголов. Описание и оборот с картинками. Готова к печати.
Целью игр является закрепление в речи детей употребления относительных, притяжательных прилагательных и способов их образования, слов-антонимов, развитие воображения, памяти.
Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников
Цель: практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста, страдающих моторной алалией.
— обогащение, уточнение и активизация словообразования словаря детей;
— обогащение, уточнение и активизация глагольного словаря детей;
— обогащение, уточнение и активизация словаря существительных у детей;
— обогащение, уточнение и активизация словаря прилагательных у детей;
— обогащение, уточнение и активизация числительного у детей;
— обучение пониманию и использованию в речи предлогов и частиц.
Специально подобранные и разработанные нами дидактические игры и игровые приемы отвечают задачам, которые решают указанные ранее направления и приемы логокоррекционной работы.
Комплекс игр, представленных ниже, предлагает игровые приемы для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, знакомит детей с понятием «слово», учит детей различать понятие «живое»-«неживое». В то же время игра дает логопеду возможность наметить себе дополнительную цель, например, группирование предметов по их признакам или назначению, работу над разными видами значения слова (понятийным, ситуативным, эмоциональным). Эти игры учат детей использовать множественное число существительных, различать род существительных, а также направлены на создание и закрепление обобщающих понятий. Также эти игры учат использованию падежных форм.
Кто это? Что это?
Цель: уточнение, обогащение словообразования словаря детей, обучение детей правильному пользованию в речи словами, обозначающими живой и неживой предмет.
Оборудование: живые или неживые предметы. (Стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.)
Логопед обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом из них мы можем спросить. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте вопросом: Что это?». Логопед указывает на разные неодушевленные предметы: книги, игрушки, стол. «Как можно спросить про эти предметы?» (Что это?)
Логопед говорит: «А сейчас я спрошу вас иначе: кто это?». Логопед указывает на живые предметы: птицу, рыбку, няню, детей – и спрашивает детей: «как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы мне к этим предметам будете задавать вопросы». Логопед называет живые предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом логопед постепенно подводит детей к понятиям «живой» – «неживой».
Логопед ставит рядом девочку и куклу и спрашивает, чем девочка отличается от куклы. Дети называют разницу и вместе приходят к выводу, что кукла неживая, игрушка, а девочка – живое существо. Далее сравнивают медведя-игрушку, и живого медведя, нарисованного на рисунке. Проясняется, что игрушка-медведь – неживая, а рисунок изображает живого медведя. Подводя итог, логопед делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы – на вопрос «кто?».
Рассмотри рисунки
Цель: закрепление в речи детей слов, обозначающих живые и неживые предметы.
Оборудование: предметные рисунки, изображающие живые и неживые предметы, фланелеграф.
Логопед выставляет на фланелеграф все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. После этого логопед дает задания:
1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к ним вопросы;
2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.
Усложнение игры: игра проводится, не опираясь на рисунки. Логопед подбирает разные слова (живые и неживые) и называет их вперемешку. Дети должны поставить вопрос к этим словам. Наиболее активные отмечаются в конце игры.
Что спрятали?
Цель: обогащение, активизация и уточнение словообразования словаря детей и верное применение существительных в речи.
Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветы.
На столе раскладываются цветы, овощи и фрукты. (2-3 штуки) Детям предлагают внимательно рассмотреть, что лежит на столе, и запомнить, что где лежит. Затем дети отворачиваются, а логопед прячет один предмет. Ребенок должен ответить, что спрятано. (Можно отвечать одним словом)
Назови то, на что укажу
Цель: обогащение и активизация словообразования словаря детей и обучение их верному использованию существительных.
Оборудование: настоящая и игрушечная мебель.
Педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это затруднительно, логопед сам называет предмет и предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу, на диван и т. д. После можно предложить загадку: «Пришел мальчик в детсад, сел и предложил другому мальчику присесть около него. На чем они сидели? (На скамейке, на диване)
Кто быстрее принесет предметы?
Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-фрукты».
Оборудование: муляжи овощей и фруктов.
Игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи – морковь, капуста, огурец; фрукты – яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три – овощи бери! – начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.
Как мы одеваемся?
Цель: активизация словообразования словами по лексической теме «Одежда». Обучение верному использованию существительных в речи.
Оборудование: предметы детской одежды.
Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку, трусики, майку и тихо называет его логопеду, чтобы другие дети не подслушали. (Педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же) Затем педагог рассказывает о чем-то, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя….» прерывая рассказ, он указывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, который задумал. Другие дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик.
Что с чем?
Цель: уточнение словообразования детей и обучение правильному использованию существительных в речи. Развитие фразового языка.
Оборудование: различные предметы, необходимые в быту. (ключ, тарелка, молоток и т. п.)
Ребенку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают замок, чем забивают гвозди и т. д.
Образец речи детей: Суп едят из тарелки. Замок открывают ключом.
Парные рисунки
Цель: активизация словаря, словообразования у детей.
Оборудование: парные рисунки предметов быта.
Логопед показывает ребенку рисунок, а ребенок должен отыскать у себя такой же и правильно его назвать. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не назовет и не отдаст все рисунки.
Найди то, что надо
Цель: активизация словообразования, словаря детей.
Оборудование: Набор предметных рисунков.
Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т. п. Логопед говорит: «Вова пошел кататься с горы. Что он взял с собой? (Санки) Ребенок, имеющий нужный рисунок, должен ответить словом или фразой.
Чьи дети?
Цель: закреплять в активном словаре детей существительные по теме: «Домашние животные».
Оборудование: рисунки с изображением взрослых животных и картинки с изображением их детенышей.
Логопед раздает детям рисунки с изображениями животных: собаки, коровы, кошки и т. д. Рисунки, на которых изображены детеныши, остаются у логопеда. «Плачут котятки, потеряли маму, – кто у них мама? (Кошка) Ребенок, у которого есть рисунок кошки берет к себе изображение котят. Игра продолжается до тех пор, пока все детеныши не найдут своих мам.