Конспект логопедического урока (Звук и буква И)

технологическая карта группового логопедического занятия на тему: “Звуко-буквенный анализ. Звук и буква У”

Содержимое публикации

Васильева Ольга Юрьевна

Тип занятия, возраст

подгрупповое занятие, 11-12 лет

Звуко-буквенный анализ. Звук и буква У

Познакомить детей с буквой У

учить соотносить звук с буквой и символом, отрабатывать четкое произношение звука У;

учить детей выделять звук У в ря­ду звуков, слогов и слов;

определять основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У;

развивать у детей навык письма;

тренировать детей в по­ нимании смысла пословиц и поговорок;

развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание, связную речь.

Л 2.1Л 2.2Л 2.3Л 2.4К 1.2К 1.3К 1.4К 1.5К 2.1К 2.3К 2.4Р 1.1Р 1.2Р 1.3Р 1.4Р 2.1

Р 2.3Р 2.4Р 3.1Р 3.2Р 3.3П 1.2П 2.1П 3.2П 3.

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение,

стилизованная буква У, символ для обозна­ чения буквы У, запись буквы У в печатном и рукописном шрифтах, пособие «Уля в лесу», карточки с изображе­ нием ягод и грибов со звуком У, парные картинки, текст сказки: «Заяц-хваста» (в обработке О. Капицы), карточки разных цветов; альбомы, тренажер «Волна»

Технологическая карта занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Коррекционная работа

1. Мотивация к деятельности.

Цель:организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создания положительного настроя обучающихся

Приветствие, проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроения обучающихся на занятии.

– Рассмотрите карточки разных цветов и составь­ те из них пары. Назовите цвета карточек. Объясните свое решение.

Карточки: синий – голубой черный – серый

фиолетовый – сиреневый желтый – лимонный

бежевый – коричневый розовый – малиновый

красный – бордовый зеленый – болотный

– Рассмотрите предметные картинки (задание 1, с. 4). Подберите к ним цвет и запишите получившиеся сло­ восочетания. Укажите место буквы У в словах. Картинки: уж, туча, парусник, сумка, жук, лук.

Ответы детей, высказывают своё отношение к ЗОЖ

Коррекция эмоционально – волевой сферы.

2. Сообщение темы урока.

Цель:самостоятельная формулирование темы занятия у обучающихся.

Послушайте получившиеся словосочетания и определите гласный звук, который повторяется во всех сло­ восочетаниях. (Звук У.)

Формулируют тему занятия

Коррекция грамматического строя речи.

3. Дыхательное упражнение

Цель: обучение правильному диафрагмальному дыханию.

– Какое у нас время года?

– Правильно, осень, а как нам необходимо дышать на улице, давайте вспомним?! (Ответы детей)

– Сейчас мы с вами выполним упражнения на выработку диафрагмального дыхания с целью профилактики ОРВИ, пневмонии, бронхитов и прочих легочных заболеваний

К одному обучающемуся прикрепляются напульсники от тренажера «Волна», остальные сидят на своих местах смотрят на доску и выполняют инструкцию за логопедом.

– Сейчас вы увидите мультфильм про появление бабочки на свет. Он включает в себя несколько сюжетов: от появления гусеницы из яйца до превращения ее в куколку и появления бабочки. Мультфильм не совсем обычный, он будет развиваться в зависимости от того, как вы дышите.

– Садимся удобно, слегка откинувшись на спинку стула, мышцы спины, ног и рук должны быть расслаблены. Вдох делается через нос, без напряжений, комфортно. На вдохе живот надувается. Одну руку можно положить на грудь, вторую на живот. При вдохе необходимо контролировать, чтобы рука, находящаяся на животе, двигалась, а та, которая лежит на груди, оставалась в покое.

Выдох производится через слегка сомкнутые губы, медленно, плавно, спокойно. Мышцы полностью расслаблены. Брюшная стенка на выдохе медленно втягивается. Должно быть ощущение, что вместе с выдохом уходит напряжение. С каждым выдохом расслабляется все больше и больше.

Первая фаза-развитие яйца: на вашем вдохе оно увеличивается в размерах, на выдохе уменьшается.

Вторая фаза – движение гусеницы, которые будут соответствовать вашему дыханию: вдохом вы ее поднимаете, выдохом опускаете, и она делает шаг вперед.

Третья фаза – полет бабочки. Он опять же зависит от вашего дыхания.

Высказывают свои мнения

Смотрят мультфильм «Бабочка» и вырабатывают диафрагмальное дыхание.

Наблюдают за сменой фаз

Выработка правильного диафрагмального дыхания.

4. Артикуляционная гимнастика

Цель: подготовить речевой аппарат к работе на занятии

Статические упражнения (слайд)

Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в та­ ком положении следует 10-15 секунд.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в

таком положении следует 10-15 се­кунд.

Расслабленный широкий кончик язы­ка положить па нижнюю губу и

удер­живать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

Динамические упражнения (слайд)

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменени­ем темпа (медленно-быстрее-очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. Выполнять 5-6 раз.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед­ленном темпе 5-6 раз.

– Проговорить каждому на выдохе несколько раз при этом другие ведут счет чистоговорку «Кто любит спорт, тот здоров и бодр»

Выполняет артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом.

Совершенствование артикуляционной моторики.

Выработка четкой звучащей речи.

5. Сообщение темы урока.

Цель:самостоятельная формулирование темы занятия у обучающихся.

Послушайте получившиеся словосочетания и определите гласный звук, который повторяется во всех сло­ восочетаниях. (Звук У.)

Читают текст, вставляют нужное слово в конце. Определяют время у глагола.

твечают на вопрос:

Формулируют тему занятия

Коррекция грамматического строя речи.

6.Работа в тетради.

Цель: совершенствовать знания, умения, необходимые для работы по теме занятия.

Произношение звука У хором, индивидуально перед зеркалом. Знакомство с нормой артикуляции и ха рактеристикой звука.

Звук У — гласный, тянется, поется, не встречает при об­ разовании преграды для выдыхаемого воздуха.

Выделение звука У на слух (с закрытыми глазами).

а) из ряда гласных – у, а, о, у, э, ы, а, и, у, о, у;

б) из ряда слогов – ту, но, ну, ку, ак, ув, об, уб, ду, до;

в) из ряда слов – гусь, утро, он, так, руль, стук, руки, рак.

Развитие зрительного восприятия (задание 2. с. 4).

– Рассмотрите картинку и назовите спрятавшие­ ся предметы.

Контурные изображения предметов: лук, утка, петух, гу­ бы, утюг, груша.

Развитие навыков сравнения и обобщения.

– Объедините картинки в пары по какому-либо признаку:

утка – петух (птицы);

утка — утюг (звук У в начале слова);

утюг – губы (слова состоят из 2 слогов и 4 звуков);

груша – петух (слова, состоящие из 5 букв и 5 звуков).

Знакомство с героиней занятия.

– Сегодня к нам на занятие пришла девочка Уля.

Выставляю пособие: «Уля в лесу».) Она собра­ лась в лес за грибами и ягодами. Пойдемте вместе с ней.

Уля будет собирать грибы со звуком У, а мы – ягоды с этим звуком. (называю грибы и записывает названия вместе с детьми в левый столбик, затем дети поочередно называют ягоды и записывают их названия в правый столбик и т.д. Параллельно с записью слов логопед выставляет карточки с изображением ягод и грибов к ле­ вой или правой корзинке.)

Картинки; голубика, черника, брусника, клубника, гру­ зди, мухомор, волнушки.

– Какой гриб мы не будем срывать? Почему? (Му­ хомор. Это ядовитый гриб.)

Подбор слов к звуковым схемам.

– Назовите собранные грибы и ягоды и назовите слова, которые смогут подойти к представленным схемам.

Выставляю на доску звуковые схемы слов.

Произносят звук хором

Дети поднимают руку или символ для его обозначения на услышанный звук У:

Объединяют картинки по признакам

Записывают в столбик слова со звуком у

Отвечают на вопрос

Называют собранные грибы

Развитие связной речи.

Пополнение и обогащение словарного запаса.

Коррекция мыслительных операций, анализа, синтеза.

7. Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка к письменной работе.

«Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

Выполняют упражнения для рук

Коррекция мелкой моторики.

8. Физминутка.

Цель: смена деятельности; снятие напряжение мышц спины, плечевого пояса, кистей рук, отдых для глаз, снятие напряжения.

– Ульяна предлагает нам физминутку.

Я по лесу пойду.

В лесу ягоды найду.

Наклоны вперед.

Если нет лукошка,

Соберу в ладошку.

Прыгну через лужицу…

Прыжки на месте.

Голова не кружится?

Выполняют движения по инструкции

9. Игра « Что изменилось?», «Чего не стало?»
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание.

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Картинки: пуговица, стул, треугольник, рукав, клумба, кузнечик, улитка.

Развитие связной речи.

– Послушайте сказку в обработке О. Капицы «За яц-Хваста». – Чтение сказки.

Беседа по содержанию.

Объяснение смысла пословицы: «Назвался груздем – по лезай в кузов».

Пересказ сказки по цепочке.

Припоминание слов из сказки со звуком У.

Запись слов с буквой У и ее обозначение при помощи сим вола.

Объясняют смысл пословицы

Записывают слова с буквой у

Развитие мыслительных операций.

10. Подведение итогов урока, оценивание обучающихся.

Цель: сделать вывод, подвести итог работы.

-Припомните характеристику звука У.

-Почему его называют гласным?

-Подберите слова со звуком У в нача­ ле слова.

-Где вам пригодятся знания, полученные на уроке?

-В каких жизненных ситуациях вам помогут эти знания?

Отвечают на вопросы, выражают свои мысли

Формирование умения оценивать свою работу и работу товарища.

Конспект занятия “Звук и буква Д”.

Представлено открытое занятие для детей подготовительной группы с ОНР. Цели которого, закрепление знаний детей о механизме образования звука “Д”, его аккустических особенностей, на основе слогов, слов.Знакомство с буквой “Д”, ее печатным изображением.Совершенствование навыков чтения и письма. Расширение словаря, на основе слов содержащих звук “Д”. Развитие общей, мелкой, речевой моторики. Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.Развитие памяти, мышления. Работа по предупреждению дисграфии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия “Звук и буква Д”.»

Открытое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тема: Звук и буква «Д».

Образовательные:

– Закрепление знаний о механизме образования звука «Д», его акустических особенностей на основе слогов, слов, содержащих данный звук.

– Закрепление умения анализировать артикуляцию звука, давать характеристику звука.

– Знакомство с буквой «Д», ее печатным изображением.

– Совершенствование навыков чтения и письма, закрепление понятий «звук» и «буква»

– Расширение словаря на основе слов содержащих звук «Д».

– Учить выполнять звуковой анализ на основе слов содержащий данный звук .

Коррекционно-развивающие:

– Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука.

– Развитие речевой моторики (ниж. челюсти, губ, языка).

– Выработка плавной воздушной струи.

– Нормализация мышечного тонуса, общей и мелкой моторики, мимической мускулатуры.

– Развитие функций фонематического слуха и восприятия.

– Развитие слухового восприятия.

– Развитие мышления, памяти.

– Работа по предупреждению дисграфии.

– Развитие навыка контроля и самоконтроля при работе с тетрадью и с доской.

Коррекционно-воспитательные:

– Воспитание усидчивости, аккуратности, внимания на занятиях.

– Воспитание самоконтроля за собственной речью.

Читайте также:  Художественная литература и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда

– Вызывать мотивации к речевой активности.

Оборудование: зеркала, схема для анализа артикуляции, схема для характеристики звука, символы обозначения звуков, картинки, мячи для массажа рук, слова для чтения, тетради.

Наступила тишина,

Заниматься нам пора.

Будем четко говорить

И за звуками следить.

2. Развитие общей моторики. Нормализация мышечного тонуса.

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Ручки растираем и разогреваем (потирают ладошки)

И лицо теплом своим нежно умываем.

Ушки разминаем сверху вниз мы быстро (растир. ушные раковины)

Их вперед сгибаем.

Тянем вниз за мочки.

А потом руками трогаем за щечки.

4. Мимическая гимнастика.

– Ребята, посмотрите, как солнышко умеет улыбаться, улыбнитесь и вы. (картинка солнышко улыбается)

– А как хмурится, когда на него набегают тучи? Покажите. (картинка солнышко хмурится)

– Но мы все тучи разгоним сильным ветерком.

Тихо носиком вдыхаем,

Ветерок через рот выдыхаем.

5. Артикуляционная гимнастика.

– Сядем на свои места, пододвинем к себе зеркала.

для губ: Губки улыбаются

для языка: Упражнение «Дятел»

Целый день тук да тук

Дятел долбит толстый сук

6. Объявление темы занятия.

– Нам пришло необычное письмо, а в нем задание.

– Ребята, отгадайте, какое слово здесь зашифровано.

– Определите, какой первый звук слышится в названиях этих картинок (картинки).

– Какое слово у вас получилось? (ДОМ)

– Какой звук первый в слове дом?

7. Произношение изолированного звука.

– Как дятел добит дерево (картинка)

«Д» легко произноси

Голосок свой подключи

8. Анализ артикуляции звука.

Схема анализа артикуляции.

– Как расположены губы, когда мы произносим звук «Д»?

(губы свободны)

– Как расположены зубы, когда мы произносим звук «Д»?

(зубы сближены но не сомкнуты).

– Как расположен язык, когда мы произносим звук «Д»?

(язык стучит кончиком за верхние зубы).

– Проверим, какая воздушная струя, когда мы произносим звук «Д».

(теплая, идет по середине языка)

– Проверим ладошкой горлышко, работает оно или нет?

( работает, звук звонкий)

9. Характеристика звука.

– Произнесите звук «Д» еще раз.

– Как мы произносим этот звук?

– Когда мы произносим звук «Д» воздух проходит свободно или встречает преграду?

– Как мы называем звуки, когда есть преграда? (согласные)

– Значит, какой звук «Д»?

– Одинаково или по разному я произношу звук «Д» – «Дь»?

– Значит какой еще звук «Д»? (твердый, мягкий, звонкий)

10. Развитие фонематического слуха.

– Встали, игра «Договори словечко» (мяч)

– Я начинаю слово, а вы заканчиваете его слогом «ДА» и называете слово целиком

ПОМА…, НАГРА…, ПОБЕ…, ПОГО…, КОМАН…, ГИРЛЯН…, СЕКУН…

ПОХО…, НАРЯ…, СНАРЯ…

11. Знакомство с буквой

– Что такое буква?

– Звук Д мы обозначаем буквой Д.

Буква Д – высокий дом.

В этом доме мы живем (картинка)

– На что похожа буква Д?

– Из скольки элементов состоит буква Д? (из шести)

– У вас на столе лежат карточки. Возьмите их.

– Наша буква Д сломалась. Допишите букве недостающий элемент. (карточки)

Развитие мелкой моторики

Дети берут мячи.

Букву Э и букву О

Знаем мы с тобой давно

И запомним навсегда

Вместе с У и буквой А

А последней букву Д

Хорошо писать должны.

13. Работа в тетрадях

– Открыли тетради, приготовили карандаши.

– Напечатаем две буквы Д.

– Букву начинаем печатать сверху вниз.

14. Развитие звукового анализа

– Пока мы печатали букву, буквы в слове перепутались.

– Отгадайте, что за слово здесь спряталось? (домик)

– Выполним звуковой анализ слова «домик».

– Сколько гласных в слове «домик»? Назовите их.

– Сколько всего звуков?

15. Чтение слогов

– Ребята, а сейчас мы с вами построим настоящий дом из кирпичей.

– Но это не обычные кирпичи. На них напечатаны слоги, а какие – вы должны прочитать сами, и построить дом. (кубики со слогами)

– Пока мы с вами строили дом, наша буква Д убежала из слов.

– Вставьте пропущенную букву Д и прочитайте, какое получилось слово. (карточка)

– Какой звук мы сегодня изучали?

– С какой буквой познакомились?

– Ребята, вы сегодня молодцы!

– Вы умеете слушать звуки и печатать буквы!

Ручки растираем и разогреваем (потирают ладошки)

И лицо теплом своим нежно умываем.

Ушки разминаем сверху вниз мы быстро (растир. ушные раковины)

Их вперед сгибаем.

Тянем вниз за мочки.

А потом руками трогаем за щечки.

На полянке дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем

Целый день тук да тук

Дятел долбит толстый сук

Букву Э и букву О

Знаем мы с тобой давно

И запомним навсегда

Вместе с У и буквой А

А последней букву Д

Хорошо писать должны

Этой Байды надо 5 страниц.АД ОД УД ИД ЫД ДА ДО ДУ ДЫ ДИ

Конспект занятия «Звук В»

Цель: сформировать навык произношения [В] в обратных слогах, в конце слов.

Задачи:

  • закрепить произношение слов, в которых звук находится в начале слова, в прямых слогах;
  • использовать приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке;
  • использовать задания, направляющие ребенка на самостоятельный поиск слов, содержащий [в];
  • развивать творческое мышление;
  • поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: магнитная доска или интерактивная доска, бумажные фигурки с магнитами.

Ход проведения занятия.

I. Организационный момент.

– Ребята, вы любите сказки?
– Хотели бы вы сами быть сказочниками?

Логопед надевает шляпу феи, берет в руки волшебную палочку, взмахивает ей:

– Крибле! Крабле! Бумс! Вы сказочники! А теперь за дело.

II. Закрепление изученного.

1. Артикуляционная гимнастика.

– Жили-были звуки В и В’. Какие это звуки? Гласные или согласные? Звонкие или глухие?

Звуки были дружные. Они очень любили вкусное варенье.
Давайте покажем, как они его ели. Упражнение «Вкусное варенье».

2. Пальчиковая гимнастика.

Они жили в небольшом городке, в маленьком домике.
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются.

Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладошками к себе, средние пальчики упираются друг в дружку, большие пальчики — направлены вверх («ворота»).

Мы ворота открываем, Ладошки – параллельно друг дружке.

В этот домик приглашаем. «Дом» показать двумя ручками, крышу домика – пальчики левой и правой рук касаются.

3. Повторение произношения [В] в прямых слогах.

Прилетел в детский сад (появляется фигурка воробья) … .
Дети: воробей!

– Правильно! Воробей. И принес (изображение свитка в клювике) письмо.

Посмотрим, о чем же здесь говорится. Братья очень любили путешествовать. Отправились они в страну Вообразилию к своим двоюродным братьям [Ф и [Ф’] на (картинка) паровозе.

Сели в (картинка) вагон и поехали. Долго ли, коротко ли – приехали они на (картинка) вокзал в страну Вообразилию. Вышли они из вагона, пошли по городским улицам и брат [В’] потерял брата [В].

Дети называют то, что изображено на картинках.
– Ребята, звук [В’] просит нас о помощи. Поможет найти потерявшегося брата.

III. Автоматизация звуков в слогах.

Что нужно сделать, чтобы он нашелся? Нужно его чаще произносить.
Ва-ва-ва- авав-ава-ава.
Ву-ву-ву уву-уву-уву.
Вы-вы-вы ывы-ывы-ывы.
Во-во-во ово-ово-ово.

IV. Автоматизация звуков в словах.

Ва-ва-ва закружилась голова.
Ву-ву-ву брата своего зову.
Во-во-во не пойму я ничего.
Ов-ов-ов не найти ничьих следов.
Овы-овы-овы плакать оба уж готовы.
– Вот как тяжело братьям пришлось.

– Колокольчик наш волшебный нам найти поможет путь,
Только нужно для начала чуточку его встряхнуть.
А потом не унывать и команды выполнять.
Поверни направо (голову поворачивают вправо),

А потом налево (голову – влево).
Прямо перед вами замок королевы (руки вверх).
Мы шагаем дружно (шагают на месте),
Торопиться нужно (бег на месте),

Станут наши мышцы крепче и упруже.
Открываем мы ворота (руки в стороны),
Вот рукой нам машет кто-то (машут руками).
Мы терялись и нашлись. Встретились и обнялись (обнять себя руками).

VI. Игра «Подскажи словечко».

– Сказка наша подошла к счастливому концу. Братья нашли друг друга и решили поиграть в игру.
• Тянет-тянет на перрон
Паровоз один … вагон.

• Сел в гостиной мальчуган
На огромнейший … диван.

• На дворе растет трава,
На траве лежат … дрова.

• Страшны очень и вертлявы
В джунглях ползают … удавы.

• И туристу и бродяге
Трудно преодолевать … овраги.

VII. Игра «Что звучит вокруг нас?»

– Посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла слово «звонок». Послушайте, как оно звучит: зва-нок].

Логопед обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово со звуком В, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки.

Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку и так далее.

В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми. Если ребенок затрудняется, нужно дать ему подсказку. Слова, которые ребенок может найти в группе: василек, волк, рукав, голова, ванна, ваза, повар, варежка, отворот, поворот, ворона, воробей.

VIII. Итог занятия.

– О каком звуке мы сегодня говорили?
– Какой он?
– Какое доброе дело мы сделали?

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»
методическая разработка по информатике на тему

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в нашем детском саду базируется на принципе интеграции, т. е. органическом сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
vzaimosvyaz_v_rabote_muz_ruk_i_logopeda.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Подготовила: Зинова Н.А. музыкальный руководитель ДОУ

Если говорить вам сложно – Музыка всегда поможет ! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в нашем детском саду базируется на принципе интеграции, т. е. органическом сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской деятельности дошкольников.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Выстраивая свою работу , музыкальный руководитель и логопед , учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных и логопедических занятиях. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Можно выделить основные задачи:

Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки.

Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.

Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.

Коррекционные : развитие дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия и связной речи ; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • совершенствование мелкой моторики.

Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • фонематического слуха.

В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят, плохо запоминают тексты песен, их названия, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений,

  • мелких мышц руки, активизации внимания,
  • воспитания чувства музыкального ритма,
  • ориентировки в пространстве,
  • развития «мышечного чувства» и чувства расслабления.

Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, хороводы.

Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры, игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, упражнения на дыхание, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Впервые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Помимо традиционных логопедических заданий используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения. Многолетний опыт показывает, что дети дошкольного возраста с нарушением речи и движений прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки.

Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Разделы: Логопедия

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

  1. коррекционно-развивающее;
  2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

  1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
  2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  3. Принцип всестороннего воздействия
  4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это – оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

ОздоровительныеОбразовательно-воспитательныеКоррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  • План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Журнал взаимодействия.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачиЛогопедМузыкальный руководитель
Развитие мелкой моторикиУпражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимикиМассаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией
Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыханияСкороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыханияИспользование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голосаЗвуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого небаХоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слухаЧтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляцииУпражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)
Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речиФормирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма
Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаряРазвитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.
Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речиФормирование навыков составления диалогаДраматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речиРазвитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.
Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыковПсихологические этюды и коммуникативные игрыУчастие детей в музыкальных представлениях.

Список рекомендуемой литературы по теме:

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
  3. Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
  4. Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
  6. Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
  7. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
  8. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
  9. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
  10. Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
  11. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
  12. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
  13. Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
  14. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
  15. Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
  16. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
  17. Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
  18. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

Консультация логопеда для музыкальных руководителей

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Взаимосвязь музыкального руководителя и логопеда с целью коррекции речи воспитанников
Занятия по Музыке
Автор: Арыкова Е.А.,Антонова Е.А
08.12.2018 21:24

Взаимосвязь музыкального руководителя и логопеда с целью коррекции речи воспитанников

  • Арыкова Е.А., музыкальный руководитель
  • Антонова Е.А., воспитатель

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, необходимо тесное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя.

Целью этого взаимодействия является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Тесная связь логопеда и музыкального руководителя занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

В своей работе я использую методику (логоритмику), опирающуюся на связь слова, музыки и движения и включаю в занятия пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов бывают разнообразными, с преобладанием одного из них.

В системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Музыкальное занятие включает в себя следующие элементы:

Песни и стихи, сопровождаемые движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.

Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей.

В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с лексической темой, с материалом из папки взаимосвязи логопеда и муз. руководителя, с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а со стороны логопеда осуществляется контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Подвижные игры и речедвигательные упражнения на музыкальных занятиях я также провожу совместно с логопедом под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь тоже необходимо тесное взаимодействие музыкального руководителя и логопеда. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях отрабатываются не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

Одно из необходимых условие для получения хороших результатов — взаимодействие всех педагогов. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Динамические паузы воспитатель, логопед закрепляют на своих занятиях.

В результате тесной взаимосвязи логопеда и музыкального руководителя реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Консультация для музыкального руководителя на тему: «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 г. Липецка

для музыкального руководителя на тему:

«Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

    структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

Занятия строятся на основе общих положений коррекционно – педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это – оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

    постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии; развитие психологической базы речи; совершенствование мелкой моторики; логопедизация занятий и режимных моментов.

Развитие и формирование:

    слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

    темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; просодики; фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

    План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. Журнал взаимодействия. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

Список рекомендуемой литературы по теме:

Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999. , Фонетическая ритмика – М., 1997. Логорпедическая ритмика – М., 1985. Русские народные подвижные игры – М., 1996. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997. Фонематика – М., 2002. , , Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006. Крупа- Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010. , Логопедические распевки – СПб., 2005. , Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007. Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006. , Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001. Логопедическая ритмика – М., 2000. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006. , , Поющая азбука – М., 1998. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

Ссылка на основную публикацию