Конспект логопедического урока во втором классе ‘Дифференциация Ч – Ц’

Конспект занятия по теме “Дифференциация ц-ч”. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2

Логопедическое занятие учит детей различать звуки Ц-Ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов, предложений. В данном конспекте представлено максимальное количество различных видов работы, которое может быть сокращено в зависимости от конкретного состава группы.

– выработать у учащихся умение различать звуки Ц–Ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов и предложений.

– формирование фонематического восприятия;

– активизировать у учащихся наблюдательность и внимание, совершенствовать навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: буквы ц и ч, касса букв, индивидуальные зеркала, слоговая таблица, картинка “Почта”, игровые пособия: зелёный и синий домики, конверты с текстами загадок и картинками – отгадками, таблички со словами, карточки с предложениями.

1. Введение в тему занятия.

Учащиеся слушают отрывки из стихотворений и выделяют звуки, повторяющиеся чаще других.

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист!
Любовалась цыплятами курица,
Что ни цыплёнок, то умница.

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы будем различать звуки Ч – Ц .

– Какую букву обозначает звук Ч?

– Звук Ч обозначает букву Ч (Ученик ставит на наборное полотно букву Ч.)

– Какую букву обозначает звук Ц?

– Звук Ц обозначает букву Ц (Ученик ставит на наборное полотно букву ц.)

3. Определение сходства и различия звуков Ч – Ц.

Проверяем артикуляцию ц и ч перед индивидуальными зеркалами. Определить разницу в артикуляции и дать сравнительную характеристику этих звуков: согласные, глухие, непарные,

  • ц – всегда твёрдый,
  • ч – всегда мягкий.

4. Работа со слоговой таблицей.

– Дети по очереди читают слоговую таблицу.

– Логопед просит прочитать слоги только со звуком ц, а затем со звуком ч.

– Ученики подбирают слова к выделенным слогам (ча – чашка, ца – цапля).

5. Анализ слов и определение места звуков Ц, Ч в словах.

Игра “Почта”

На доске два домика зелёного (с буквой ч) и синего (с буквой ц) цветов. В окошках домиков цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 (это и есть “адрес”).

Логопед.

– Ребята, вы сейчас будете работать почтальонами, станете разносить письма по адресам. Почтальоны должны быть вежливы, поэтому пользуйтесь словами спасибо, пожалуйста, будьте любезны.

– Скажите, где работают почтальоны?

Ученик.

– Почтальоны работают на почте.

Логопед прикрепляет к доске картинку “Почта”.

Логопед.

– Встретились ли в слове почта звуки ц и ч и на каком месте?

Ученик.

– Звук ч на третьем месте.

Логопед.

– На почту поступили письма с загадками и отгадками.

Отгадки на картинках.

Раздаются конверты, в них текст одной загадки и картинка – отгадка другой загадки. В каждом конверте разные загадки. Ученикам, которые недостаточно дифференцируют звуки ц–ч, даются тексты загадок, насыщенные этими звуками.

Задания надо выполнить в определённой последовательности:

  1. Прочитайте загадку сначала про себя, потом вслух.
  2. Спросите вежливо: у кого картинка-отгадка?
  3. Назовите, на каком месте звук ц или ч?
  4. Отнесите конверт по адресу, вставьте в окошко домика.

Дети определяют место звука в слове и ставят картинку в окошко домика под нужным номером.

1-й конверт

а) Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник.)

б) На картинке – отгадке – солнце.

2-й конверт

а) Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. (Очки.)

б На картинке – отгадке – яйцо.

3-й конверт

а) Пять мальчиков, пять чуланчиков, каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки.)

б) На картинке – отгадке – огурец.

4-й конверт

а) Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. (Мяч.)

б) На картинке – отгадке – заяц.

5-й конверт

а) В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо.)

б) На картинке – отгадке – чайник.

6-й конверт

а) длинный, зеленый, вкусный, солёный. (Огурец.)

б) На картинке- отгадке – перчатки.

7-й конверт

а) Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

б) На картинке – отгадке – очки.

6. Работа по пропущенным буквам в орфограммах. На интерактивной доске высвечиваются слова, в которых пропущены буквы ч, ц.

1) По ходу работы над каждым словом дети вставляют буквы ц, ч в слова, прочитывают и уточняют их значение.

2) Слова: цепочка, червячок, волчица, лётчица, участница.

3) После выполнения задания на экране высвечивается правильное написание этих слов.

7. Составление предложений с проанализированными словами (устно).

8. Самостоятельная работа по карточкам.

Каждый ученик получает карточку с текстом и заданием:

1) закончи предложение;

3) подчеркни букву ц синей ручкой, а ч – зеленой.

Предложения:

  • После среды наступает . .
  • На концерте выступали . .
  • Ручей мельче . .
  • Пчёлы разносят цветочную . .

Слова для справок: пыльцу, четверг, скрипачи, речки.

Конспект урока по теме “Дифференциация звуков и букв Ч-Ц”

В данной разработке урока использованы здоровьесберегающие технологии, позволяющие провести урок интересно и неутомительно.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме “Дифференциация звуков и букв Ч-Ц”»

Конспект логопедического занятия

Группа обучающихся 2 класса с нарушением письма и чтения, обусловленное ФФНР

Тема: Дифференциация звуков [Ч – Ц] и букв «Ц-Ч»

образовательная: учить различать звуки [Ч – Ц] в произношении и буквы «Ц-Ч» на письме в слогах, словах словосочетаниях и предложениях;

закрепить правило написания «ча», «ща»; упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

развивающая: развивать фонематический слух и восприятие, тактильную чувствительность, грамматический строй речи, связную речь, зрительное восприятие, моторную координацию, оптико – пространственные представления, внимание, память, общую и мелкую моторику;

воспитательная: воспитывать навык работы в команде, доброжелательность и стремление помогать друг другу.

Оборудование: индивидуальные зеркала, морской камень, предметные картинки, таблицы «Характеристика звуков», карточки с наждачной и бархатной бумагой, таблица с предметными картинками (на экране) индивидуальные карточки, серия сюжетных картинок (на экране), мешочки «Помощники.

I. Организационный момент

2. Упражнение «Добро камень греет»

(Возьмем камень в ладошки и нагреем добрыми, а значит теплыми словами).

1. Кинезиологическая разминка

Повторение скороговорки с движением рук.

Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.

Кто повторил, садится и записывает число. В ожидании других детей, делает зрительную гимнастику с использованием офтальмотренажера В.Ф.Базарного).

2. Введение в тему занятия.

– Какие звуки встречались в скороговорки чаще всего? (Ч-Ц).

3. Сравнение звуков Ч – Ц по произношению (индивидуальные зеркала)

4. Сравнительная характеристика звуков Ч – Ц по индивидуальным таблицам «Характеристика звука».

5. Перешифровка звуков в буквы: Ч – чашка с чаем, Ц – цыпленок с хвостиком. Сравнение букв Ч –Ц.

6. Тактильный диктант.

Напишите правой рукой твердую букву на жесткой карточке (наждачная бумага), левой рукой мягкую букву на мягкой карточке (бархатная бумага): Ч Ц Ц Ч Ц Ц Ч; ца, чо, цу, чи, ча; цапля, человек, чешки, цветок.

7. Найдите закономерность в написании букв Ч-Ц.

Покажите жестами этот ряд: большая буква Ц – поднять твердую карточку, маленькая Ц – хлопки по твердой карточке; большая буква Ч – поднять мягкую карточку, маленькая Ч – хлопки по мягкой карточке.

Читайте также:  Автоматизация звука Л - конспект занятия

Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц

Запишите в тетрадь буквы в той же закономерности (кому необходима помощь, логопед помогает жестами)

8. Дидактическое упражнение «Наоборот» (Ц↔Ч):

– с перекидыванием зернового мешочка:

ча (ца), цо (чо), ач (ац), ыц (ыч), аца (ача) и т.д

– запись в тетрадях.

– чтение пар цепочкой

9. Взять голубую карточку (выполнить задание на карточке, переписать в тетрадь). Перед письменной работой вспомнить правило написания ЧА, ЩА

Спишите слова, добавляя слоги ЦА, ЧА

(красные слова – дополнительное задание)

– Прочитайте слова, объясните значение подчеркнутого на вашей карточке слова.

10. Д/упражнение «Вспомни записанное слово, добавь прилагательное и передай другу,»

(с перекидыванием зернового мешочка).

Посмотри на экран

11. Д/упражнение «Объясни слово так, чтобы тебя поняли»

Дети по очереди составляют описательный рассказ своей картинки, остальные отгадывают и записывают в 2 столбика в тетрадь. Картинки выставляется на магнитной доске (цапля яйцо чашка, чайник, цыплёнок, печка)

12. Составление слов из частей.

– Возьмите зеленую карточку, внимательно прочитайте задание и выполните его в тетради.

Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова

ка, ки, дец, чик, нец

– Сколько слогов в каждом слове?

– Выполните звуковой анализ слова на выбор (кто затрудняется, пользуется звуковыми фишками).

– Закройте тетрадь. Посмотрите на экран (таблица с предметными картинками). Вспомните, какие слова, изображенные на картинках вы записали?

Физ.минутка. Мозжечковая стимуляция.

а) Проба Ромберга (ноги «пятка к носку» на одной линии, встать на носочки, руки вытянуты вперед, пальцы «веером») с проговариванием скороговорки:

Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.

б) Упражнение «Радуга» (перекидывание зернового мешочка из правой руки – в левую и наоборот с проговариванием скороговорки)

13. Взять желтую карточку (выполнить задание на карточке без переписывания в тетрадь).

Составить словосочетания из слов левого и правого столбик. Соединить стрелками.

– На какой вопрос отвечают прилагательные? Задайте вопрос другу. Я первая: Саша, ответь пожалуйста, улица какая? ( Кирпич, солнце, источник водица) Перевернуть карточку. Вспомнить словосочетание и продиктовать одноклассникам (по очереди).

14. Смысловая разминка: У птицы крылья, а у человека … (руки).

У зверя морда, а у человека … (лицо).

У машины мотор, а у человека … (сердце).

У конфеты фантик, а у человека …(одежда).

У дерева ствол, а у человека … (туловище)

15. Предложение рассыпалось.

Собери и запиши предложение.

учиться. школе, Мне, в, нравиться.

Я, всегда, хорошие, хочу, оценки, получать.

Книга -, друг, лучший, мой.

– Какие слова пишутся не так, как говорятся ( нравиться, учиться, ).

16. Работа с текстом.

Запишите название. Прочитайте текст. Найдите ответ на вопрос (индивидуальная карточка). Запишите свое предложение. Выполните задание:

– Подчеркните буквы Ц-Ч,

– Найдите и обведите в кружок предлог.

– Посмотрите на сюжетную картинку и озвучьте ее своим предложением.

– Вы сейчас дружно пересказали рассказ по сюжетным картинкам. У вас здорово это получилось!

III. Заключительная часть.

– Что понравилось сегодня на занятии?

– Какие задания вызывали трудности?

– Если к вам обратятся ребята из 1 класса с просьбой научить их различать буквы Ч и Щ, как вы это сделаете?

– Уходит тот, кто пройдет по линии на носочках и проговорит скороговорку.

Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.

Урок произношения во втором классе по теме: “Дифференциация Щ, Ц, Ч, С, СЬ в слогах и словах”
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Цель: учить детей различать звуки щ, ч, ц, с, сь устно и на письме;

развивать фонематический слух;

развивать умение составлять слова из слогов, выделять голосом ударный слог;

развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, речь учащихся;

воспитывать культуру произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_proizn._2_kl.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация Щ, Ц, Ч, С, СЬ в слогах и словах

Цель: учить детей различать звуки щ, ч, ц, с, сь устно и на письме;

развивать фонематический слух;

развивать умение составлять слова из слогов, выделять голосом ударный слог;

развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, речь учащихся;

воспитывать культуру произношения.

– Назовите первый звук в словах:

Черта, цветы, щука, самолет, щетка, чашка, сено, цапля, щенок, собака, час, цыпленок, щавель, синица.

– Назовите пропущенные буквы в словах:

.енок, пугови.а, коле.о, кирпи., .иница

– Какие звуки они обозначают?

– Сегодня мы будем работать над звуками Щ, Ч, Ц, С, СЬ

– Дайте характеристику этим звукам

  1. Заборчик
  2. Трубочка
  3. Заборчик – трубочка
  4. Рупор
  5. Трубочка – рупор
  6. Почистим нижние зубы
  7. Качели
  8. Маляр
  9. Чашечка
  1. Дифференциация звуков в слогах
  1. – Произнесите столько раз слог ча , сколько будет 7-3

– Произнесите столько раз слог щу, сколько слогов в слове чемодан

– Произнесите столько раз слог щи, сколько букв щ вы видите

  1. Выделение голосом ударного слога
  1. Дифференциация звуков в словах

– Отгадайте загадку, и вы узнаете кто пришел к нам на урок:

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (Ежик)

ЩУ ТУ КУ ТА ЩИ ЛЕ

– Какие слова унесут на спинах ежики?

Запишем их в два столбика.

– Какое правило надо вспомнить при написании слов с буквами Ч, Щ?

  1. Гимнастика для глаз («Дрессированный ежик»)
  1. Чтение слов по учебнику с. 98

сюжет – последовательность или связь событий, предмет изображения

щадить – относиться к чему-нибудь бережно, с осторожностью

ценить – назначать цену, признавать то или иное значение

щедрость – оказание бескорыстной помощи другим

чернила – красящая жидкость для писания

система – определенный порядок в расположении

сардина – небольшая морская рыбка, употребляется обычно в консервированном виде

цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации

щебенка – измельченный камень для строительных работ

черешня – плодовое дерево рода вишни

циновка – плотное плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол, для упаковки

сорняк – дикорастущее растение, мешающее культурным посевам

циклон – область устойчивого пониженного давления, характеризующаяся обильными осадками, сильным ветром

Ц – наклоны влево, вправо

  1. Работа с картинками в учебнике с. 100

– Вставь пропущенные буквы Щ, Ч, С, Ц (по вариантам)

Ту.а, . веты, кра.ки, .енок, огуре., пло.адь,

ка.ели, ножни.ы, .естра, бо.ка

. айник, .апля, пло.адь, по.уда, .ёки, пале.,

Звук [Ш].

Конспект логопедического занятия во 2 классе Дифференциация звуков ш, щ, букв ш, щ в слогах и словах

Кшимовская Л.П.
учитель-логопед, ГбОУ Школа №998, г. Москва

Конспект группового логопедического занятия во 2 классе

«Дифференциация звуков [ш], [щ], букв ш, щ в слогах и словах

Цель: дифференциация звуков [ш], [щ], букв ш, щ в слогах и словах на письме и при чтении.

– уточнить произношения и учить сравнению звуков [ш]-[щ];

– развивать фонематическое восприятие и слух;

– закрепить зрительный образ букв ш и щ;

– совершенствовать фонематический, анализ и синтез;

– формировать грамматический строй речи – согласование имён существительных с именами прилагательными;

– развивать зрительный анализ, пространственные представления;

– развивать свойства внимания, зрительную память, логическое мышление;

1. Упражнение психогимнастики «Думающая шапочка».

2. Введение в тему занятия, активизация фонематического восприятия.

Логопед. – Послушайте скороговорки и скажите, какие согласные звуки повторяются чаще всего:

На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

У каждой старушки – лукошко, в каждом лукошке – кошка.

Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке.

Логопед. – Звуки Ш и Щ мы будем сегодня учиться слышать и различать – это первая цель нашего занятия.

Логопед. – Сколько раз звучал Ш в первой скороговорке, звук Щ во второй скороговорке?

II. Основная часть занятия.

1. Уточнение произношения и сравнительная характеристика звуков – заполнение таблицы.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед. – Как только услышите в слоге или в слове звук Ш – трёте ладошкой о ладошку – слышится шорох, звук Щ – делаете щелчок по ладошке пальчиками другой руки. – У кого из наших ребят в имени и фамилии встречаются звуки Ш и Щ?

3. Дифференциация букв Ш – Щ:

• Сравнение букв по написанию.

Логопед. – Наши звуки имеют каждая свой портрет – буквы. Давайте посмотрим на эти портреты. Что видим?

Логопед. – Как звуки – немножко родственник, так и их буквы.

Логопед. – Чем похожи буквы? Из каких элементов состоят буквы Ш и Щ? Чем отличаются буквы?

Логопед. Ш и Щ – родные сёстры, но у Щ есть хвостик острый.

– Я перелистала ваши тетради и нашла такое предложение: Миша и Саша – товариши.

– В чём состоит ошибка?

Логопед. – Теперь мы можем сказать о второй цели нашего занятия – научиться различать буквы Ш, Щ и правильно их писать, не путать.

Логопед. – Напишем буквы в воздухе, считая элементы. Напишите буквы пальчиком на спине друг друга.

• Развитие свойств внимания.

Логопед. – На вашем листочке в каждой строке много букв, букву Ш – подчеркнуть букву Щ – зачеркнуть. После выполнения задания проверьте себя сами – отогните загнутый край листочка и увидите ключ – ответ.

Логопед. – А теперь послушайте сказку…

• Сказка о том, как появилась буква щ.

• Игра «Доскажи словечко» – запись слогов.

Логопед: – Я произношу чистоговорку без последнего слова, вы слушаете слоги, которые в ней звучат и добавляете последнее слово с таки же слогом, чтобы получилась в рифму.

Записываем последний слог из слова.

Ша-ша-ша – я гуляю не……. спеша.

Ща–ща–ща – дождь пошёл, я без …. плаща.

Шу-шу-шу – плащ с собою не …. ношу.

Щу-щу-щу – зонтик в сумке я ….ищу.

Ши-ши-ши – правильно букву ….напиши.

Щи-щи-щи – здесь ошибку…. поищи.

• Развитие навыка звукобуквенного анализа: игра «Зашифрованные слова»

Логопед. – У каждого из вас картинки. Вы называете слово, а один человек у доски делает зашифрованную запись этого слова: пишет только буквы Ш и Щ, а на месте остальных букв делает прочерки. Вы также делаете в тетради.

ящик овощи плащ прищепка пещера шоколад клюшка шарф шашки

• Развитие зрительно – пространственных представлений – работа с наложенными друг на друга изображениями.

Логопед. – Посмотрите на рисунок. Как здесь нарисованы предметы?

Логопед. – Предметы на рисунке как бы наложены друг на друга. Назовите сначала предметы – слова, в которых слышим звук Ш, затем слова, где есть звук Щ.

лягушка подушка щука ящерица щётка

• Самостоятельная работа на карточка по восстановлению пропущенных букв Ш и Щ и согласованию имён прилагательных с именами существительными.

Логопед. – Нужно правильно написать букву в словах из первого столбика, затем «подружить» слова из первого столбика со словами из второго столбика – провести стрелочку.

III. Итог занятия. Релаксация.

Логопед. – Чему мы учились сегодня на занятии? – Зачем мы это делали?

Логопед. – Вы хорошо поработали сегодня на занятии. Выберите сами номер фразы из нашего “Похвального листа – 10 из 99 способов сказать: « Хорошо!», чтобы я об этом вам сказала по-другому.

Конспект логопедического занятия, дифференциация звуков Ч-Ш

Тема: Дифференциация Ч-Ш (занятие 1)

3-4 класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Цель: 1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;

2. Соотносить их с буквами Ч, Ш;
3. Развивать слуховое и речевое внимание;
4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.

Материал к занятию: предметные картинки, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Выложить с помощью нити бусин буквы: Ч и Ш.

2. Основная часть.

1. Знакомство с темой.

Послушай слова и назови согласный в начале слова.
Слова:
Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.
Обратите внимание на разницу в их произношении:
При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.
Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается.
Напоминаем:
Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч – мягкий, Ш – твердый.

2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.

• Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.

• Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.

• Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?

• Подчеркни букву С одной чертой, а Ш – двумя:

Ч ш с ш Ц ч ш Ш с ц ч Ч ш Ц
Ц ч ш Ч Ш Щ Ш и ч ц ч С Ч ш
ч ц с Ш Щ Ц ш ч Ч ц ч Ц ш ц

3. Дифференциация звуков на уровне слога.

a) Чтение слоговых рядов (с доски):
Ча – ша
Чо – шо
Чу – шу
Чи – ши
Аша – ача
Ошо – очо
Уши – учи и т.п.

b) Диктант слогов:
Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.

Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:

Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча.

5. Дифференциация звуков на уровне слова.

  • Отбор предметных картинок (с заданными звуками);
  • Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)
  • Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш – синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

6. Дифференциация звуков на уровне предложения.

• Прочитать и повторить скороговорку.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.
3. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?

Тема: Дифференциация Ч – Ш (занятие 2)

Цели занятия: 1. развивать фонематическое восприятие;

2. закреплять умение дифференцировать звуки Ч и Ш в словах, предложениях, тексте;
3. обогащать словарный запас и грамматические формы речи;

Материал к занятию: раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Определить количество букв Ш и Ч наложенных друг на друга.
«Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки Ш и Ч? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2. Основная часть.

1. Дифференциация звуков на уровне слова.

• Запиши первые буквы из слов (слуховой диктант):

Слова: сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол.

• Закончи слово, добавив слоги ЧИ или ШИ (каточка № 2):

2. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.

К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркни буквы Ч и Ш разным цветом (карточка № 3 -1).

4. Дифференциация звуков на уровне предложения.

• Составьте предложения из данных слов (каточка № 3 – запись в тетради):

5. Зрительно-слуховой диктант.

Текст записывается на доске, буквы Ш и Ч выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля. Затем текст закрывается, и учитель диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет учитель.

У малышки всегда чистые ладошки.
Миша любит горячие ватрушки.

С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?

Конспект логопедического урока во втором классе ‘Дифференциация Ч – Ц’

Тема: Дифференциация ц-ч.

Цель : : научить различению звуков ц-ч на слух и правильному написанию букв ц-ч в слогах, словах, предложениях.

-уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ц» и «ч», имеющих акустико-артикуляционное сходство;

-развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

-развитие грамматического строя речи;

-расширение словарного запаса по теме «Птицы».

-формирование связной речи;

-развитие фонематического восприятия;

-развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия;

-развитие тактильных ощущений;

воспитание интереса к учебе.

Межпредметные связи: математика, русский язык, окружающий мир.

Оборудование: зеркала, карточки с буквами, презентация, циркуль.

Проверьте, все ли готово к занятию?

Активизируем глазки, лицо.

Мы умеем улыбаться ( улыбнуться) , мы умеем удивляться ( сделать лицо удивлённым) , мы умеем сердиться (нахмуриться) , мы умеем восхищаться (выразить восхищение).

– С хорошим настроением приступаем к нашему занятию.

Послушайте скороговорку, и определите, какие звуки чаще всего в ней повторяются?

Цапнула цапля чёрные чернила, белая цапля циркулем чертила.

-Кто такая цапля? (птица)

-А что значит цапнула? (схватила)

-А что такое чернила? (чёрная жидкость, которую заправляют в ручку)

– А что такое циркуль? (геометрический инструмент, с помощью которого чертят окружность)

– Какие звуки чаще всего повторяются? (звуки ч-ц)

3.Уточнение артикуляции и связь звука с буквой.

– Посмотрите в зеркало, произнесите звуки ц и ч. Давайте дадим характеристику этим звукам:

Ц – согласный, глухой, твёрдый, губы в улыбку, кончик языка за нижними зубами, состоит из звуков т и с.

Ч – согласный, глухой, твёрдый, губы в хоботок, кончик языка за верхними зубами, состоит из звуков ть и ш.

– Покажите букву звуков ц, ч .

– Назовите звук этой буквы.

На букву ч – запоминаем чайку, на букву ц – цепь.

– Изографы «Курица», «Часы» (что изображено на картинках? См. приложение)

– Определить на ощупь буквы ч –ц (предлагаются вырезанные из бархатной бумаги буквы)

4. Развитие фонематического восприятия.

а) по слоговой таблице (см. приложение)

б) игра «Наоборот» (кидаю мяч, называя слог ца , ученик должен кинуть мяч обратно, сказав слог ча и т. д.)

в) «Эхо» (повторить за логопедом цепочку слогов ца-ца-ча , цо-чо-чо и т.д.)

г) в чистоговорках

ца-ца-ца – четыре яйца

чо-чо-чо – очень горячо

цу-цу-цу – мы ведём овцу

чу-чу-чу – пятёрку я хочу.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок ( наклоны в стороны, руки на поясе).

Хомка раненько встаёт (потянутся ),

Щёчки моет (руками потереть щёки и шею) ,

Подметает хомка хатку (наклоны туловища вперёд)

И выходит на зарядку (маршировка на месте)

Раз, два, три,четыре, пять !(руки вверх, в стороны, вперёд)

Хомка хочет сильным стать.

1) записать в две строчки слоги с ч-ц : ча, ца, оц, уц, ич, ец, чу, цу.

2)отгадать загадку, написать отгадку:

На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется. (Синица)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам …

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат.

Угадайте, что за птичка:

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Не ходите далеко! ” (Курица).

Во дворце певец.

А зовут его скворец

Над волной она летает,

Рыбу из воды хватает,

И встречает близ земли

-Какая птица лишняя? (Курица, потому что она – домашняя птица)

3)вставить слог ца или ча:

Ули-, да-, кури-, уда-, пятни-, столи-

4) вставить буквы ц или ч : (образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных по образцу):

5) Составить предложения , использую картинки (скворец, чайка, цапля).

На болоте живёт ….. .

Над морем пролетала …..

В скворечнике живёт …..

– Какие звуки и буквы мы различали на занятии?

– Назвать слова со звуками ц и ч .

Список использованной литературы.

1. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие – Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996.

2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – Владос, 1997.

3.Узорова О. Нефёдова Е. Большая книга загадок – Аст Астрель, 2008.

Ссылка на основную публикацию