Конспект логопедического урока во втором классе ‘Дифференциация Ч – Ц’

Подгрупповое логопедическое занятие для обучающихся 3-4 класса “Дифференциация звуков Ч-Ц”

Цель: формировать умение различать звуки Ц–Ч в речи.

образовательные

  • различение звуков Ч-Ц на слух, в слогах и словах, в предложениях, в тексте и на письме;
  • уточнение и сравнение артикуляций звуков Ч-Ц:
  • дифференциация существительных единственного и множественного числа;
  • Работа с многозначным словом;
  • формирование навыка словообразования с помощью суффикса -ичк;
  • совершенствование навыка чтения;
  • уточнение и расширение словаря по теме «Птицы».

развивающие

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ч-Ц;
  • развитие мышления, памяти, внимания;
  • согласование движений и речи;
  • развитие общей моторики;

воспитательные:

  • повышение речевой активности;
  • воспитания желания говорить правильно и красиво;
  • создание ситуации успеха;
  • воспитание любви к природе родного края, к птицам.

Оборудование: картинки для рефлексии, общее зеркало, пособие для развития дыхания «Бабочки», зеркала индивидуальные, презентация, предметные картинки «Птицы», игра «Паровоз», мяч, карточки с заданием, плакатик с буквами Ч, Ц.

I .Организационный момент.

– Здравствуй, сегодня у нас урок логопедии. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им. Они доброжелательные, а мы спокойны и сосредоточены. Постараемся все задания выполнять правильно.

У вас на столе картинки солнца, облака и тучи.

В конце занятия вы выберете картинку по своему настроению, по итогам своей работы.Если вам понравится занятие, у вас будет хорошее настроение, вы себе скажете “ Я – молодец!”, покажете солнце, если покажется, что еще надо поработать над темой, вы себе скажете- “Мне немного трудно”, покажете белое облако, если у вас были трудности, настоение плохое, покажете хмурую тучу.

Введение в тему.

Логопед: Какое сейчас время года? Правильно, весна.

Какие изменения происходят в природе весной? Назовите признаки весны.(ответ обучающихся).

При затруднении показ картинок с признаками весны.

Наш язычок тоже обрадовался весне (сказка о веселом Язычке – артикуляционная гимнастика).

Язычок греется на солнышке (язык широкий). Закапал дождик – Язычок убежал домой, съежился, чуть – чуть выглядывает из домика (язык узкий).Подул весенний ветерок( упражнение на развитие дыхания). Проснулись насекомые: появились бабочки ( упражнение на развитие дыхания),жук полетел: ж-ж-ж-ж. Комары появились: з-з-з-з-з. Вернулись перелётные птицы, вьют гнёзда (упражнение «Чашечка»). В лесу обрадовались теплу и резвее побежали зайцы с горки на горку (упражнение «Качели»).Люди убираются в домах: белят потолки( маляр), красят заборы ( “Почистить зубы).Язычок рад весне (“Улыбочка”).

  1. Введение в тему .

Работа по картинкам.

Грач, ласточка, сыч, скворец, цапля, синица. Как их назвать одним словом? (дикие птицы).

Выделение общего звука в словах: грач, ласточка, сыч. Какой звук повторялся в названиях птиц? (Ч). Какая птица здесь лишняя? Почему?

Выделение общего звука в словах: скворец, цапля, синица. Какой звук повторяется в названиях этих птиц? (Ц). Какая птица здесь лишняя? Почему?

2.Сообщение темы занятия (слайд ).

Сегодня на занятии мы будем различать звуки Ч-Ц.

К нам прилетели птицы Башкортостана, о которых вы, наверное, мало знаете, но обязательно узнаете на уроках биологии и географии. Это горлица и чибис, они принесли нам много интересных заданий.

3. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное).

Наступила весна, прилетели перелетные птицы. Ребята, а вы знаете, что в лесу нельзя шуметь? Почему? Чтобы не напугать птиц, они строят гнезда, выводят птенцов. И мы с вами говорим: «Тише- Ч-Ч-Ч или Ц-Ц-Ц»

4.Уточнение и сравнение артикуляций звуков Ч и Ц (с индивидуальными зеркалами)

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’].

а). Произнесите звук Ч, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух? (слайд).

– Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Ч (не дрожит).

б). Произнесите звук Ц, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух? Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Ц? (не дрожит) (слайд).

5.Характеристика звуков. (слайд)

6. Соотнесение с буквами. (слайд). Плакатики с буквами.

7. Развитие фонематического слуха: игра «Топни – хлопни»

Услышать звуки занятия среди остальных звуков и на звук Ч- топнуть, на звук Ц- хлопнуть:

а) а, ц, м, ч, с, к ,ц, д;

б) в слогах: ап, оч, да, уц, тё, ца, дя, чи ,тю;

в) в словах: ворона, горлица, чечетка, дятел, чекан, цапля.

8. Дифференциация звуков в слогах. Игра «Повторюшка»

Ца – ча –ча Че-че-це

Оц – оц – оч уч – уч-уц

Чтение слогов со стечением по слайду:

ЦРА-ЧРА ЧТА-ЦТА ЦВЕ-ЧВЕ ОЦК-ОЧК

9.Физкультминутка «Птички прыгали, летали …»

  • Птички прыгают, летают. Имитируют руками взмахи крыльев и
    Птички прыгают, поют. совершаютповороты туловища в стороны.
    Чик-чирик, чик-чирик.
    Птички крошки собирают, Наклон вперед, пальцами рук, собранными Зернышки клюют. вместе, постукивать по коленкам

Перышки почистили, Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой, Перышки почистили, Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой

Клювики почистили, • Повороты головы вправо – влево

Клювики почистили, • Повороты головы вправо – влево

Дальше полетели. Имитируют руками взмахи крыльев

10. Дифференциация звуков в словах.

Игра «Один -много»

Логопед: я называю одну птицу, а вы называете много:

Синица – Грач – Чибис-

Цапля – Горлица– Сыч – сычи

Чечётка – (объяснить значение слова с демонстрацией изображений птицы и танца)

Чечевица – (объяснить значение слова с демонстрацией изображений птицы и крупы)

Игра «Назови ласково» (с перекидыванием мяча). Назови ласково предметы, чтобы в названиях появился звук Ч.

Лисица –лисичка Курица- Птица-

Синица- Птенец- Яйцо-

Игра «Паровоз»

Горлица и чибис предлагают вам определить место звуков ц или ч в названиях птиц и распределить их по вагончикам (картинки цапли, скворца, горлица, грач, ласточка, чиж).

11. Дифференциация звуков в предложении (задание на карточках).

Инструкция: прочитайте предложения и вместо точек вставьте пропущенные буквы Ч или Ц. Не забывайте, что вставлять вам нужно только буквы Ч или Ц.

Сы…, ряб…ик, сини…а – зимующие пти…ы.

Горли…а, скворе…, гра…_ перелетные пти…ы.

12. Домашнее задание (на карточках).

Инструкция: Прочитать текст, выделить слова со звуками Ч-Ц, подчеркнуть букву Ц- синим карандашом, букву Ч- зеленым карандашом.

Птицы- наши друзья!

Весной из тёплых краев возвращаются птицы: скворцы, грачи, пеночки, чижи, чечевицы. Они строят гнёзда, выводят птенцов. Птицы приносят пользу, они поедают комаров, мух, гусениц, червяков. Берегите птиц! Не трогайте птичьи гнезда!

14. Итог занятия. Рефлексия. Наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы закрепляли на занятии? Чем они отличаются? (слайд) Понравилось ли вам занятие, было ли полезным? Какие задания показались трудными?

Выберите картинку по своему настроению, по итогам своей работы. Если вам понравится занятие, у вас будет хорошее настроение, вы себе скажете: “Я – молодец!”, покажете солнце, если покажется, что еще надо поработать над темой, вы себе скажете- “Мне немного трудно”, покажете белое облако, если у вас были трудности, настроение плохое, покажете хмурую тучу.

15. Оценка работы учеников на занятии. Вы были активны, старались. Горлица и чибис прощаются с вами и говорят: «Молодцы! До новых встреч!» (слайд).

Прочитать текст, выделить слова со звуками Ч-Ц, подчеркнуть букву Ц- синим карандашом, букву Ч- зеленым карандашом.

Птицы- наши друзья!

Весной из тёплых краев возвращаются птицы: скворцы, грачи, пеночки, чижи, чечевицы. Они строят гнёзда, выводят птенцов. Птицы приносят пользу, они поедают комаров, мух, гусениц, червяков. Берегите птиц! Не трогайте птичьи гнезда!

Прочитать текст, выделить слова со звуками Ч-Ц, подчеркнуть букву Ц- синим карандашом, букву Ч- зеленым карандашом.

Птицы- наши друзья!

Весной из тёплых краев возвращаются птицы: скворцы, грачи, пеночки, чижи, чечевицы. Они строят гнёзда, выводят птенцов. Птицы приносят пользу, они поедают комаров, мух, гусениц, червяков. Берегите птиц! Не трогайте птичьи гнезда!

Сы…, ряб…ик, сини…а – зимующие пти…ы.

Горли…а, скворе…, гра…_ перелетные пти…ы.

Сы…, ряб…ик, сини…а – зимующие пти…ы.

Горли…а, скворе…, гра…_ перелетные пти…ы.

Рабочая программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков “Речевичок”

Разделы: Логопедия

Данная рабочая программа является бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.

Занимательный подбор тем в игровой форме делает дополнительные логопедические занятия увлекательными, весёлыми, высокоэффективными. Комплексный подход в процессе коррекции звуков позволяет развивать навыки фонетического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Кружковая логопедическая работа облегчает учителю-логопеду подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Дополнительная коррекционная работа помогает легко овладеть методами и приёмами звукопроизношения, родителям и детям, нуждающихся в логопедической помощи.

Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Рабочая программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, при активном участии родителей.

Цели рабочей программы:

  • формировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов;
  • применять современные, инновационные технологии в работе с детьми-логопатами по коррекции нарушений речи;
  • автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
  • Задачи рабочей программы способствуют:

  • совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движению общей и мелкой моторике рук ребёнка, развитию внимания и наблюдательности, памяти и самостоятельного мышления, пространственной ориентации;
  • развитию фонематического восприятия детей, навыков правильного дыхания, эмоционально-мимических навыков, смены темпа и ритма речи.
  • Структура и формирование дополнительного образования в рамках логопедического кружка “Речевичок”:

    • продолжительность занятий – 25 минут;
    • периодичность занятий – 1 раз в неделю;
    • схема организации занятий.

    Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:

    • дидактическая игра, создающая мотивацию (3-5 мин.);
    • затруднения в игровой ситуации (1-3 мин.);
    • открытие нового знаний и умений (5-7 мин.);
    • воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.);
    • повторение и развивающее задание (3-4 мин.);
    • итог занятия (2 мин.)

    Контроль учёт знаний и умений. Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

    • чистота звукопроизношения;
    • автоматизация звуков в речи;
    • умение строить предложения;
    • умение произносить монолог, чётко высказываться;
    • умение вступать в диалог.

    Виды контроля и мониторинг:

    Вводный – проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГТ);

    Текущий – проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;

    Итоговый – проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

    Ожидаемые результаты освоения рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков:

    Продуктивная деятельность организации детей:

    • пальчиковый театр,
    • развлечение с родителями “Мой весёлый язычок”,
    • игра-инсценировка “Кто лишний и почему?”,
    • открытый показ кружкового занятия по теме “Слова синонимы, антонимы”,
    • конкурс чтецов,
    • выступление – рассказывание по ролям,
    • концерт для работников детского сада и родителей.

    Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей старшей группы в рамках дополнительного образования.

    Ключевые речевые качества:

    • чистота звукопроизношения,
    • автоматизация звуков в речи,
    • умение строить предложение,
    • умение произносить монолог, чётко высказываться,
    • умение вступать в диалог.
    Читайте также:  Конспект лексико-грамматической НОД Родной край

    Результаты обследования ключевых речевых качеств до начала занятий и после окончания занятий в рамках дополнительного образования:

    Календарно-тематическое планирование рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков “Речевичок”.

    Месяц, тема.Содержание.Контроль и учёт коррекционного воздействия.
    Сентябрь.

    -Освоить различные движения пальцами рук.

    Игра “Собери бусинки в нужные коробочки”.

    -Уметь расслаблять язык.

    -Чередовать движения губ и языка.

    Сказка “Как язычок ходил гулять в лес”.

    -Отрабатывать силу голоса.

    Игра “Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков”.

    -Угадывание предметов по загадке-описанию.

    Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).

    -Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

    Развлечение “Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки”

    -Уточнение названий геометрических фигур и цвета.

    Аппликация с геометрическими фигурами.

    -Составление рассказа по сюжетной картине.

    -Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.

    -Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

    Рассказывание по ролям.

    Прослушивание сказок и текстов.

    -В слогах (прямых, обратных, стечениях);

    -В предложениях, скороговорках;

    -В стихотворных текстах;

    Запомни и повтори ряд слогов.

    Задание – подбери к заданным словам картинки и скажи правильно.

    Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.

    Авторская программа по речевому развитию детей дошкольного возраста «Речевичок» (возраст обучающихся 5-6 лет) (стр. 1 )

    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3 4 5

    «Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями № 69» НМР РТ

    Авторская программа по речевому развитию детей

    (возраст обучающихся 5-6 лет)

    Развитие речи – актуальная задача обучения как в дошкольном детстве, так и в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.

    Уже с дошкольного возраста реб?нок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, созда?т новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие вед?т к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение в школе раннего развития.

    Данная рабочая программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю). Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и развития моторики артикуляционной, пальцевой, общей. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

    От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

    Главной целью программы является создание условий для всестороннего развития ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, творческих способностей, речевого внимания и памяти, развитие речемыслительной деятельности.

    • формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, фонематического, лексического, грамматического;
    • формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;
    • формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;
    • развитие общих речевых навыков (голоса, темпа, ритма, интонационной выразительности);
    • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
    • развитие воображения и творческих способностей.

    На занятиях используются специальные задания

    • на выявление признаков сходства и различия между двумя и более

    • выделение одинаковых предметов из группы предметов;
    • выделение лишнего предмета;
    • объединение различных предметов в группы;
    • выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

    Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

    При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности высказываний рассматривается умение реб?нка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи.

    Развитие обобщения и осознания языковых явлений выступило как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, формирования у детей первоначальных лингвистических представлений-пониманий того, что такое слово, предложение, как они строятся. Осознание звукового состава слова

    • словесного состава предложения подводит реб?нка к порогу освоения грамоты и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им.

    Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

    1. Обогащение и активизация словаря.

    1. Работа над смысловой стороной слова.

    1. Формирование грамматического строя речи.

    1. Воспитание звуковой культуры речи.

    1. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

    1. Развитие связной монологической речи.

    Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии созда?т предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.

    Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи:

    1. Научность.

    1. Учет психологических, возрастных особенностей детей.

    1. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие).

    1. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной

    1. Доступность, конкретность.

    1. Концентричность.

    1. Рассматривание картины.

    1. Рассматривание предметов.

    1. Загадывание загадок.

    1. Дидактические игры:

    • пальчиковые;
    • стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);
    • артикуляционная гимнастика;
    • звуковые игры;
    • дыхательная гимнастика.

    Программа разработана с опорой на типовую программу детских учреждений; учитывает рекомендации, данные в программах, разработанных Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», включает элементы программы И. и др.

      • планировании использован принцип концентрического наращивания материала

    • рамах лексических тем.

    Срок обучения: 1 год

    Возраст обучающихся: 5-6 лет.

    Формы занятий: групповая.

    Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 академическому часу.

    Продолжительность занятий: 25 минут (академический час).

    «Речевичок» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Программа по речевому развитию детей дошкольного возраста

      Эмма Пятова 4 лет назад Просмотров:

    1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Речевичок» Программа по речевому развитию детей дошкольного возраста Автор-составитель: Е.В.Браун, учитель-логопед МБДОУ детского сада 3 «Теремок»

    2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом. С помощью программы кружка «Речевичок»» будут предупреждаться трудности в овладении речи у детей среднего возраста, помощь им в формировании правильного грамматического строя речи, поработать над лексическим словарным запасом, ритмикой и мелодикой речи, т.е. сформировать просодический компонент. Все усилия будут направлены на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения. Общая характеристика кружковых логопедических занятий: данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений. В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений. В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением В развитие речевого дыхания: дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха. В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения. В «Речь с движением»: заучивание и рассказывание стишков, потешек, загадок, рифмовок с одновременным выполнением действий. Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определѐнные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всѐ то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребѐнка к рисованию и письму., речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи

    3 А стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, что создает преемственность в работе воспитателя и руководителя кружка, а это в свою очередь повышает результативность занятий. Система занятий предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся из расчета: 1 занятие в неделю 4 занятия в месяц 34 занятия в год Количество детей в группе человек. Длительность одного занятия минут. Критерий эффективности реализация поставленных задач. Критерии отбора детей на основе запроса родителей. Цель кружка «Речевичок»: развитие у детей внимания к звуковой стороне речи. Задачи кружка «Речевичок»: подготовить органы артикуляции к правильному произношению основных групп звуков развивать общую и мелкую моторику развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание формировать лексико-грамматический строй речи; формировать речевой слух; формировать правильное речевое развитие путѐм чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий; формировать познавательную активность детей; совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление обучать навыкам эффективной коммуникации.

    4 Методологические принципы: Принцип развития предполагает первоочередное выделение тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Принцип системности предполагает воздействие на все стороны речевой системы, позволяет своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи Принцип обходного пути, использования сохранных анализаторов, позволяет формировать новую функциональную систему в обход пострадавшего звена Общедидактические принципы предполагают использование научности, сознательности и активности, наглядности, занимательности, индивидуального подхода, связи теории с практикой 1 неделя октября : Голосовые упражнения Пение «песенок гласных» на разных тонах и высоте голоса. 2 неделя октября Дыхательные упражнения. 3 неделя октября Артикуляционная гимнастика с элементами кинезиотерапии Любимые игрушки Футбол Ванька-встанька Рифмовки Игрушки. 4 неделя октября

    5 Осень наступила Осень, осень листопад За грибами Яблонька Времена года. Осень 1 неделя ноября Мы пойдем в огород Работа в огороде Собираем урожай Овощи. 2 неделя ноября В саду

    6 Фрукты 3 неделя ноября Собираем урожай Мы пойдем в огород В саду Овощи-фрукты 4 неделя ноября Это я Умывалочка Мамочка Семья Изучаем части тела Массаж лица Самомассаж ручек Самомассаж ушек

    7 Человек. Наше тело. Семья. 1 неделя декабря Тук-тук Мы тоже можем так Маленькие ножки Водичка Деревцо Человек и окружающие его предметы 2 неделя декабря Обувание калош Тапки Ботинки Обувь 3 неделя декабря

    8 Встреча зимы Ой, мороз, мороз Новый год Ёлка Времена года. Зима 4 неделя декабря Как животных нам назвать? Корова Конь По хозяйству помогаем Домашние животные 2 неделя января

    9 Игра «Пастбище» Детеныши домашних животных 3 неделя января Как животных нам назвать? Звери Тень-тень – потетень Дикие животные 4 неделя января Прогулка в зоопарк Зоопарк 1 неделя февраля

    10 Петух Утки Уточка Гуси Домашние птицы 2 неделя февраля Полет птиц Ворона Воробьишка Совушка-сова Зимующие птицы 3 неделя февраля Чижик

    11 Перелетные птицы 1 неделя марта Будем мы весну встречать Времена года. Весна 2 неделя марта Мамины помощники Тарелка Чашка Посуда 3 неделя марта Мы по комнате шагаем

    12 Стул Мебель 4 неделя марта Будем транспорт называть Игра «поезд» (еле-еле) Транспорт 1 неделя апреля Будем транспорт называть Грузовик Поезд Профессии 2 неделя апреля

    13 Мы цветы в саду сажаем Одуванчик Цветы 3 неделя апреля Прогулка Кузнечики Бабочка Насекомые 4 неделя апреля Будем лето мы встречать

    14 В лесу Дождик Река Ока Времена года. Лето 1 неделя мая Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. Речь с движением. Стишки. Потешки. Чистоговорки. (закрепление) 2 неделя мая Речь с движением. Стишки. Потешки. Чистоговорки. (закрепление) 2, 3 неделя мая Содержание изучаемого курса: Условно распределение программного материала делится на 3 этапа: 1 этап (диагностический) 2 часа Сбор анамнестических данных о раннем речевом развитии, перенесенных заболеваниях. Исследование речи. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематических процессов. Исследование понимания речи. Исследование лексики и грамматического строя речи. Состояние связной речи. 2 этап (подготовительный) 4 часа Развитие ручной моторики, Развитие артикуляционного аппарата. Голосовые упражнения. Дыхательные упражнения. 3 этап (основной) – 24 часа. Речь с движением, рифмовки, стишки, потешки и загадки из стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто и других детских поэтов по лексическим темам: Игрушки. Осень. Овощи. Фрукты, Овощи-фрукты. Человек и семья. Человек и окружающие его предметы. Обувь. Зима. Домашние животные. Детѐныши домашних животных. Дикие животные. Зоопарк. Домашние птицы. Птенцы домашних птиц. Зимующие птицы. Перелѐтные птицы. Весна. Посуда Мебель. Транспорт. Профессии. Цветы. Насекомые Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

    15 4 этап (заключительный) – 4 часа. Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. Использование базовых звуков в самостоятельной речи Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность использовать технические средства обучения. Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме: «Любимые игрушки», «Футбол», «Ванька-встанька», «Осень наступила», «Осень, осень листопад», «За грибами», «Яблонька», «Собираем урожай», «Мы пойдем в огород», «В саду», «Изучаем части тела», «Мы тоже можем так», «Обувание калош», «Встреча зимы», «Ой, мороз, мороз», «Новый год», «Как животных нам назвать?», «По хозяйству помогаем», «Как животных нам назвать?», «Прогулка в зоопарк», «Гуси», «Полет птиц», «Перелетные птицы», «Будем мы весну встречать», «Мамины помощники», «Мы по комнате шагаем», «Будем транспорт называть», «Лѐтчик», «Мы цветы в саду сажаем», «Прогулка», «Будем лето мы встречать», «В лесу», «Дождик», «Река Ока» лексические игры и дидактические игры: Игра «Поезд» (от вокзала поезд едет) Игра «Пастбище» Игра «Совушка-сова» диски: «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой» Предполагаемые результаты: восполнение пробелов в формировании фонематических процессов восполнение пробелов в правильном произношении звуков уточнение первоначальных представлений о звуках речи повышение уровня познавательной активности детей обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями; умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия; воспитание культуры речевого общения как части речевого этикета.

    16 Список использованной литературы: 1. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., Баскакина И. В. Лынская М. И. Логопедические игры. М. : АЙРИС ПРЕСС, Виноградская О. конспекты занятий по обогащению словаря в группе детей с ОНР. Тамбов, Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедическиераспевки. Санкт-Петербург «Детствопресс», Новиковская О. А. Стихи для развития речи. М., «Астрель», ПоповаГ. П., Усачѐва В. И. Занимательноеазбуковедение. Волгоград Селивѐрстов В. И. Речевые игры с детьми. М., «Владос», Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений Полозова Н. В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. М. : АРКТИ, 2005.

    Программа кружка по речевому развитию в средней группе “Говорушки”

    МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»

    г. САРАТОВ

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

    НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
    В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ № 5 «КОРАБЛИК»

    КРУЖОК «ГОВОРУШКИ»

    Составитель рабочей программы:

    воспитатель Аминарова Т.В.

    Пояснительная записка.

    Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

    Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

    Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

    Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

    В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

    Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

    Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

    Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

    Задачи:

    – развивать умение говорить и слушать;

    – развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

    – обогащать активный и пассивный словарь;

    – развивать звуковую культуру речи детей;

    – развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

    – развивать артикуляционный аппарат;

    – совершенствовать интонационную выразительность речи;

    – способствовать развитию графических навыков,

    – формировать навыки самоконтроля и самооценки,

    – развивать мелкую моторику;

    – воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

    Пути и методы реализации:

    1.Правильный образец педагога.

    2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.

    3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.

    4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.

    5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.

    6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

    7. Правильный подбор мебели, освещения.

    8. Гимнастика для глаз.

    9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

    10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

    2019 / 2020 уч. год СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

    Рабочая программа по развитию речи в 1-4 классе

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ГОРЛОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №16»

    «____» __________ 2019 года

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебного предмета

    «РАЗВИТИЕ РЕЧИ

    1- 4 КЛАССЫ»

    (название учебного предмета)

    уровень начального общего образования

    Базовый уровень

    Донцова Наталья Георгиевна

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА . 4
    2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

    УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» . 9

    1. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ »
    2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
    3. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» . 0

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Главная задача данного программного документа – помочь педагогам организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями закона «Об образовании», Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

    Цели начального курса развития речи:

    • создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своейречи;
    • заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
    • сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотностьучащихся;
    • обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативнойкомпетенции.

    Для достижения курсом развития речи поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.

    Общая характеристика учебного предмета (курса)

    Программа направлена на реализацию средствами курса основных задач предметной области «Филология»:

    • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национальногосамосознания.
    • Развитие диалогической и монологической устной и письменнойречи.
    • Развитиекоммуникативныхумений.
    • Развитие нравственных и эстетическихчувств.
    • Развитие способностей к творческой деятельности.
    • Программа определяет ряд практических задач , решение которых
    • обеспечит достижение основных целей изучения предмета :
    • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
      • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге,

    составлять несложные устные монологические высказывания и письменныетексты;

    • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности ичистоты;
    • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте

    направлено на развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

    Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения.

    Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении.

    Содержание букварного периода заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; ос-ваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольшихтекстов.

    • Послебукварный (заключительный) период – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обученияграмоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучающиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выраженияприветствия,

    благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этотпериод дети начинают читатьлитературныетексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамотезнаний.

    После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

    Систематический курс русского языка представлен в программе содержательной линией: РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

    • Содержание курса позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию
    • тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение навыков развития речи.
    • В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложат основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младшихшкольников.
    • Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст- повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
    • Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи , обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения.
    • Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей,чувств,эмоций;осознанию словарного богатстварусскогоязыка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
    • Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения иписьма.
    • Содержание программы способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
    • Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией: работать с учебной книгой, анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты (сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.)
    • тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение навыков развития речи.
    • В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложат основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Обучающиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младшихшкольников.
    • Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст- повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
    • Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи , обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения.
    • Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей,чувств,эмоций;осознанию словарного богатстварусскогоязыка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
    • Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения иписьма.
    • Содержание программы способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
    • Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией: работать с учебной книгой, анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты (сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.)
    • Программа предполагает организацию проектной деятельности, котораяспособствует
    • включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужнуюинформацию.

    Место предмета «Развитие речи» в рабочем учебном плане

    Программа по развитию речи «Речевичок»

    Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет и основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. В процессе воспитания и обучения дошкольников осуществляется их разностороннее развитие.

    Благодаря формированию речевых навыков и способностей, чему и посвящена данная программа, у дошкольников развиваются произвольные психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), расширяются знания ребенка об окружающем мире. В процессе реализации программы также важным является решение задач нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

    В ходе обучения по программе ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства; проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Происходит постепенное осознание языковых явлений речи.

    Педагоги

    М.А. Евус, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 1 детский сад комбинированного вида. Высшее профильное образование. Опыт работы воспитателем более 5 лет. Стаж работы – 6 лет. Цель деятельности: «Воспитывать любя, учить играя».

    Содержание программы

    Занятия по речевому развитию детей 5 – 6 лет в рамках кружка «Речевичок» проводятся по подгруппам. При формировании группы проводится собеседование для определения первоначального уровня развития ребенка.

    Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

    В течение занятия предусмотрены физкультминутки, смена динамической позы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики, подвижные игры.

    Для реализации программы используются следующие формы занятий: учебные занятия, праздники, экскурсии.

    В образовательном процессе используются традиционные дидактические методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические (игровые). С учетом возрастных психологических особенностей дошкольников для обеспечения мотивации к обучению данные методы и приемы используются в комплексе, что и является особенностью данной программы.

    Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка.

    Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Весь учебный материал подается через игру. На занятиях проводятся игры с правилами (дидактические и подвижные), сюжетно-ролевые (творческие). В игре созревает следующая ведущая деятельность ребенка – учебная, а также формируются произвольные психические процессы. Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь – основные компоненты психологического развития, мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками (фонетическими, грамматическими, лексическими), но и контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми.

    Структура занятий по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:
    1. Обогащение и активизация словаря.
    2. Работа над смысловой стороной слова.
    3. Формирование грамматического строя речи.
    4. Воспитание звуковой культуры речи.
    5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
    6. Развитие связной монологической речи.

    Цели программы

    Целью данной программы является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи, умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей детей, формирование грамотной речи, являющейся составной частью общей речевой культуры.

    Результат программы

    На этапе завершения ребёнок:

    – проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;

    – понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие, эмоциональное состояние людей и животных, передает свое отношение к окружающему;

    – речь при общении со взрослыми становится внеситуативной, речь со сверстниками ситуативная, умеет считаться с интересами товарищей, умеет из детского коллектива выбирать партнеров по играм;

    – умеет выделять первый звук в слове, делить слово на слоги, определять длинные и короткие слова, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, выразительно читать стихотворения;

    – проявляет инициативу в решении познавательных задач, способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач;

    – владеет в соответствии с возрастом основными упражнениями для мелкой мускулатуры рук, проявляет интерес к участию в подвижных играх и упражнениях.

    Особые условия проведения

    Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

    – возрастная адекватность дошкольного образования;

    – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

    – возможности освоения ребенком «Программы» на разных этапах ее реализации;

    – специальные условия для речевого развития, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых занятий.

    Материально-техническая база

    По оснащению и применению логопедический кабинет разделен на центры.

    1) Центр по организации подгрупповых занятий:

    – настенная магнитная доска;

    – панно из ковролина;

    – 2 настенных замка, в которые по мере знакомства поселяются гласные и согласные буквы;

    – 8 рабочих столов;

    – 1 демонстрационный стол;

    – 8 карандашниц с цветными карандашами;

    – 8 разрезных азбук;

    – 8 индивидуальных зеркал;

    – “Волшебный мешочек” с мелкими предметами;

    – предметные и сюжетные картины;

    – раздаточный материал для фронтальной работы по формированию

    навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, предложений;

    – предметные картинки по всем звукам русского языка;

    – 3 шкафа и 2 стеллажа с полками;

    – сюжетные картинки, серии сюжетных картин;

    – картотека игр для развития мелкой моторики;

    – картотека игр для развития общей моторики;

    2) Центр самостоятельных игр:

    – игры для развития мелкой моторики;

    – игры для развития дыхания;

    – шарики Су – Джок и эластичные кольца

    3) Центр наглядно – дидактических пособий и документации:

    – картотека игр и заданий по формированию лексико-грамматического строя речи;

    – картотека заданий на закрепление правильной слоговой структуры слова;

    – картотека картинок, схем для развития связной речи;

    – картотека артикуляционных упражнений;

    – картотека игр и упражнений на развитие общей моторики;

    – картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики ;

    – картотека игр и упражнений на развитие дыхания;

    Ссылка на основную публикацию