Конспект логопедического развлечения для детей с ОНР

Логопедическое развлечение « В стране гласных» (старшая логопедическая группа ОНР)

Винограденко Ирина Михайловна

ДОУ №18 г. Краснодон,

Луганская область, Украина

Логопедическое развлечение «В стране гласных» может быть проведено в качестве итога изучения гласных звуков в старшей группе детей с общим недоразвитием речи, а также в рамках работы с родителями в разделе: «Мои достижения».

Развлечение включает в себя ряд задач: развитие фонематического слуха и фонематических представлений (игры: «Назови слово, которое начинается со звука [а]», «Найди предмет, в названии которого есть звук [у]», «Определи место звука [и] в слове», «Выдели из текста слова со звуком [о]», «Назови общий звук»); коррекцию грамматического строя речи (игра «Один – много»); развитие связной речи (игра: «Загадки»), закрепление названий и графических изображений букв, развитие мелкой моторики (игры: «Выложи букву из крышечек, из спиц», «Напиши букву в воздухе», «Смотай клубочек», «Волшебные превращения буквы О»), развитие мышления, внимания, памяти. В процессе проведения используется музыкально – ритмическое упражнение («Веселые животные»), развиваются навыки театральной деятельности (поэтический этюд «Котята»). Если развлечение проводится с участием родителей, рекомендуется вовлечение их в игры.

Звучит музыка, дети входят в зал, садятся.

– Страну интересную вместе искали,

На картах ее вы найдете едва ли,

Но, если же глазки все вместе закроем,

Ее мы, наверное, быстро построим! (дети закрывают глаза)

Теперь открывайте все быстренько глазки,

И мы очутились в коротенькой сказке!

В нашей сказочке, друзья,

Живут все буковки: от А до Я,

Они живут — не тужат,

Со звуками своими дружат!

Буква А

Звучит музыка, выходит ребенок, на нем таблица с изображением буквы А.

Ребенок (буква А):

-Я, ребята, буква А,

Вы со мной играть хотите?

Ну, тогда скорей скажите

Те волшебные слова,

Что всегда, всегда, всегда

Начинаются на А.

(Дети называют слова, которые начинаются со звука [а])

-А теперь давайте выложим букву А из разноцветных крышечек, а ты, уважаемая буква, присоединяйся к нам. (Игра проходит в форме соревнования: дети разбиваются на пары, у каждой набор крышек от пластиковых бутылок, по сигналу выкладывают на столах или на полу букву А, логопед подводит итог: кто быстрее и качественнее выложил букву).

Буква И

Звучит музыка, выходит буква И – ребенок с таблицей, на которой изображена буква И, у него корзина, в ней клубочки, спицы, нитки, иголки, ножницы.

-К нам заглянула буква И,

Какая модница, смотри!

Ребенок (буква И):

-Здесь у меня чудесные клубочки,

Ну так и просятся: «Смотайте нас, дружочки!» (буква И раздает детям клубочки, и проводит игру: «Кто быстрее смотает клубочек?», логопед подводит итог игры).

-Буква И, а что еще есть в твоей чудесной корзинке? (Буква И достает предметы, дети называют их: нитки, иголки, ножницы). Ребята, давайте определим, где слышится звук [и] в названиях этих предметов: в начале, середине или конце слова (логопед выносит плоскостное изображение большой «звуковой машинки», с помощью которой дети определяют позицию звука в слове, называет слово, например, «нитки», ребенок берет символ звука [и] – кружок и ставит его в карманчик в нужном месте

машинки: возле кабины – если звук в начале слова, в начале кузова — если звук в середине слова и в конце кузова – если звук в конце слова; если в слове два определяемых звука, ребенок должен поставить два кружка в нужных местах. Логопед подводит итог работы).

Логопед: (достает наборы импровизированных спиц с тупыми концами)

-А вот и спицы, которыми буква И вяжет себе обновки, давайте составим из них букву И (на столах по 3 спицы, дети разбиваются на пары и выкладывают букву), а ты, прекрасная буква, проверь, хорошо ли дети тебя запомнили? (Буква И проверяет правильность расположения спиц).

-Буква И, ты очень интересная, оставайся с нами.

Буква Э

Звучит музыка, выходит буква Э – ребенок с таблицей, на которой изображена буква Э.

Ребенок (буква Э):

-Этой буквы кто не знает,

Эта буква круче всех!

-Она в театре выступает,

Имеет там всегда успех!

Она этюды выполнить вам предлагает,

Ну, кто же будет лучше всех?

(Дети выходят на середину зала, звучит спокойная музыка, логопед читает текст, дети выполняют этюд – пантомиму «Котята» (английская песенка), движения выполняются по смыслу текста).

-Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват,

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапы и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег

И оба перед печкой уснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

– Буква Э, какая ты артистичная! Присоединяйся к нам и ты.

Буква У

Звучит музыка, выходит ребенок в костюме паровоза, на нем таблица с изображением буквы У, «тянет» за собой «вагончики» — детей, окошки на вагончиках закрыты «шторками», под «шторками» изображения предметов со звуком [у]).

-Вот приехал паровоз,

Что за букву нам привез?

Ребенок (буква У):

-Я буква У, я всем известна,

Хороша и интересна,

Вот мой чудо-паровоз,

Он загадки вам привез.

(Каждый из детей — вагончиков описывает предмет, изображенный на его таблице, остальные отгадывают и «вагончик» открывает свое окошко. Например: это овощ, он белый, покрыт коричневой кожицей, растет в земле, на вкус он горький =лук. Предлагаемые слова: лук, утка, губы, усы).

-А теперь все вместе напишем букву У в воздухе. Дорогая буква У, ты очень умная, присаживайся и ты к нам.

Буква Ы

Звучит музыка, выходит буква Ы – ребенок с таблицей, на которой изображена буква Ы.

Ребенок (буква Ы):

-Я, ребята, буква Ы,

Все вы знать меня должны!

Слова со мною называйте

И поскорее в круг вставайте!

-Я буду говорить про один предмет, а вы про много, например: стол-столы. (игра: «Один – много», тот, кто правильно назвал слово во множественном числе становится в круг). В игре должны быть подобраны такие слова,

которые во множественном числе заканчиваются на звук [ы], например: слон – слоны, крокодил – крокодилы, обезьяна – обезьяны, бегемот – бегемоты и т. д.)

-Давайте споем нашу любимую ритмичную песенку: «Веселые животные». (Звучит музыка, дети поют и выполняют движения).

Дилы-дилы, дилы-дилы, (хлопки),

К нам приплыли крокодилы, (руки за спиной, наклоны туловища влево – вправо),

Моты-моты, моты-моты, (хлопки),

Появились бегемоты, (шаги на месте, переваливаясь с одной ноги на другую),

Яны-яны, яны-яны, (полуприсяды),

Озорные («крутят» руками фонарики),

Обезьяны (ритмичные притопы ногами).

-Уважаемая буква Ы, с тобой очень весело, оставайся с нами.

Буква О

Звучит музыка, выходит буква О – ребенок с таблицей, на которой изображена буква О.

Ребенок (буква О):

-Я, как солнышко, луна,

Я со всех сторон кругла,

Я буква О, любимые друзья,

А вот история моя: (рассказывает стихотворение, выделяя голосом слова со

Я очень, очень, очень

Люблю, ребята, осень,

Люблю купаться в озере,

Там есть сомы и окуни.

-Ну что, вы О в словах узнали?

А общий звук вы угадали?

(Дети называют слова со звуком [о] из текста стихотворения, затем называют общий звук).

-А еще буква О любит волшебные превращения в различные круглые предметы, попробуйте и вы превратить букву О в какой-либо предмет (дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги с буквой О и карандаши, выполняют задание, «буква О» вместе с логопедом помогают им).

-Ребята, расскажите, в какие предметы превратилась буква О? Волшебная буква О, получились у нас рисунки? Сегодня мы устроим выставку наших работ (как вариант, можно подарить рисунки родителям).

-Уважаемые, буквы, мы очень рады были с вами подружиться! Ребята, назовем их еще раз: (выходят дети с табличками букв) А, У, Э, И, О, Ы. Приходите, буквы, к нам каждый день, мы будем составлять из вас слова!

Сценарий логопедического развлечения на тему «Мои игрушки» для детей старшей группы с ОНР

Логопед: Ребята, вы любите играть в игрушки? Я предлагаю вам сегодня разделиться на две команды и поиграть. За каждый правильный ответ команда будет получать матрёшку. В конце мы посчитаем матрёшек и определим победителей.
1. Логопед:
Собрались сегодня мы чтобы поиграть,
Ну ка разные игрушки быстро назови!
Дети по очереди называют по памяти игрушки.
2. Логопед:
А теперь мои ребятки отгадайте-ка загадки:

Не гром, а гремит.
Но тем знаменит.
Барабан

Желтые избушки
Держатся друг за дружку.
Одна с трубой
Тянет всех за собой.
Поезд

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
Поезд

Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
Мяч

Что за птица?
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет?
Самолет

Зверь забавный сшит из плюша. . .
Есть и лапы, есть и уши,
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу.
Винни-Пух

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Матрешка

Мой красивый колпачок . .
Лихо сдвинут на бочек.
Я – забавная игрушка,
А зовут меня .
Петрушка

Это что за очень странный
Человечек деревянный?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это.
Буратино

Что за странный перезвон
Слышится со всех сторон.
Спать ее кладешь- встает,
Звонко песенку поет.
Эта милая мордашка
Всем знакома.
Неваляшка

Кручусь, верчусь-
И мне не лень
Так крутиться целый день.
И жужжу я как пчела,
Кто же, дети, я
Юла

Голова на ножке,
А в голове горошки.
Позвенит на ушко
Звонко.
Погремушка

3. Логопед:
(Обращаясь к первой команде)
Посмотрите-ка сюда
И скажите, детвора,
Из каких частей машина
Грузовая состоит?

Дети называют части машины. (У грузовой машины есть кабина, кузов и т.д.)

4.Логопед:
(Обращаясь ко второй команде)
А теперь скажите дружно
Какие части есть у куклы?

Дети называют части куклы. (У куклы есть голова, шея и т.д.)
5. Логопед:
Сейчас каждый член команды покажет свою ловкость.
Будем соревноваться по двое из каждой команды.
1 задание.
Нужно выбрать из строительного материала только зелёные кмрпичики, загрузить их в кузов грузовика, за верёвочку провести машину по дорожке, разгрузить машину, объехать стул и вернуться на место.

6 задание.
Стуча мячом об пол пробежать до стула, положить мяч и вернуться бегом на место.

Читайте также:  Слово и слог. Деление слов на слоги' - открытое занятие по логопедии в 2 классе

6. Логопед:
Молодцы, ребята! Давайте отдохнём и цвета колечек назовём!
Первая команда:
Назвать цвет колец на пирамидке сверху вниз.
Вторая команда:
Назвать цвет колец на пирамидке снизу-вверх.

7. Логопед:
Кто стихи об игрушках знает,
Пусть сейчас их прочитает.

8.Логопед:
Предлагаю вам, ребята,
Я игрушки посчитать,
Нужно правильно все цифры
По порядку называть.

(Дети передают игрушку друг другу, при этом согласовывая числительное с существительным)
Считает первая команда:
Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей, шесть мячей.
Считает вторая команда:
Один кирпичик, два кирпичика, три кирпичика, четыре кирпичика, пять кирпичиков, шесть кирпичиков.

9. Логопед:
А теперь, ребята,
Карточки держите,
И игрушки ласково
Сейчас вы назовите.
(Если кто-то из детей называет ласково игрушку неправильно, то команда помогает).
Мишка – мишенька,
Белка – белочка,
Машина – машинка,
Кукла – куколка,
Мяч – мячик,
Паровоз – паровозик,
Слон – слоник,
Заяц – заинька,
Кот – котик,
Шар – шарик,
Пистолет – пистолетик,
Самолёт – самолётик.

10. Логопед:
Вы, ребята, молодцы!
Порадовали от души!

В самолёты превратитесь,
Полетайте, не столкнитесь!
И на землю приземлитесь!

Дети заводят моторы (делают вращательные движения руками);
Расправляют крылья (руки в стороны);
Летают (бегают по группе);
Приземляются (садятся на ковёр)

Звук [ч’], буквы Ч, ч.

Вы здесь: Главная Методическая копилка Разработки уроков Начальная школа – русский язык Звук [ч’], буквы Ч, ч.

Автор: Юргель О. А.

  1. формировать у учащихся умение выделять звук [ч?] в словах, познакомить их с буквами Ч, ч, обозначающими звук [ч?];
  2. развивать фонематический слух учащихся;
  3. воспитывать познавательный интерес.

Оборудование : слоги, Почемучка, игрушечный заяц, звуковые схемы, карточка с буквой Ч; для сказки: буквы Ч, А, У, Я, Ю, домик, изображение дерева.

Три, четыре, руки шире!

Пять, шесть, тихо сесть.

II Актуализация опорных знаний.

К нам на урок заглянул Почемучка и у него как всегда куча вопросов:

Какая бывает речь? ( Устная и письменная . )

Из чего состоит речь? ( Из предложений )

Из чего состоит предложение? (Из слов.)

А слово? ( Из слогов )

Работа по таблице «Звуки»:

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные, согласные бывают твердые и мягкие.)

Чем отличаются гласные и согласные? (При произнесении согласных встречаются препятствия – губы, зубы, язык, а гласные произносятся свободно.)

Работа по ленте букв (лента в виде домика):

Назовите гласные, которые мы изучили. Почему некоторые из них находятся в верхней части ленты букв, а другие – в нижней? (Буквы А, О, У, ы не смягчают предыдущий согласный, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е – смягчают.)

Назовите согласные, которые находятся в верхней части ленты букв. Почему они живут на верхнем этаже? ( Они звонкие, их далеко слышно, они громко кричат )

Назовите согласные, которые живут на нижнем этаже. Почему они живут ниже? ( Они глухие, их плохо слышно, поэтому они живут на нижнем этаже домика )

Назовите парные согласные (сестрёнки), которые мы изучили. ( Б-П, Д-Т, З-С, Г-К, Ж-Ш)

Какие согласные всегда твёрдые? (Ж, Ш)

Сегодня к нам пришел зайчик. (Выставляется изображение зайчика, на нём фартук с кармашком, в котором он приносит нам задания или призы)

Он проголодался и просит его накормить. Давайте посмотрим, что мы можем

ему дать. ( Дети дополняют слоги до слов: морковь, яблоко, груша, трава, кора, капуста, салат, репка. )

Зайка вам очень благодарен! Посмотрите-ка: у него в кармашке загадка:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

Составьте схему слова «мяч».

Вы слышали: у нас еще один гость! Какой новый звук вы услышали? [ч?] Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт! Давайте выдадим ему паспорт. Что напишем в нём? ( Согласный, мягкий, глухой)

Звук [ч?] всегда мягкий!

Звук [ч?] обозначается буквой Ч.

Учитель показывает красочное изображение буквы Ч.

На что похожа буква Ч? (на цифру 4)

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Чтение слогов: ЧА ЧО ЧУ ЧЕ ЧИ

Сочетания ча, чо, чу пишутся с гласными, которые не смягчают согласный, потому что звук [ч?] и так мягкий.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)

Сказка иллюстрируется на фланелеграфе или проекторе.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?

– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

IV Работа по учебнику.

“Азбука” (Горецкий) С. 128-129.

Прочитайте загадку. Отгадали?

Беседа по картинке.

Что изображено, найдите слова с буквой Ч.

О чем прочитали? Какие бывают часы?

Что нового вы узнали сегодня на уроке? С какой буквой познакомились? Почему сочетания ЧА и ЧУ пишутся с буквами А и У?

Награждение учащихся, которые были наиболее активны на уроке.

«Звук Ч и буква Ч»

Конспект НОД в старшей группе детей с ОНР.

Автор: Гусельникова Алевтина Михайловна, учитель – логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад N33 «Радуга» город Губкин, Белгородская область.

ЦЕЛИ:
Закрепление навыка произношения звука Ч в слогах, словах и фразе.

  • Знакомство со звуком и буквой Ч.
  • Звуко – слоговой анализ слов со стечением согласных.
  • Работа с деформированным текстом.
  • Закрепление навыка печатания, чтения.
  • Воспитание внимания, усидчивости, интереса к знаниям.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
-Дети, какое сейчас время года? (Да, весна.)
– Подскажите, какая весна?
(Теплая, ласковая, яркая, весе лая, дружная, ранняя, поздняя, зеленая, звонкая, добрая, солнечная, радостная, долгожданная).
-Пришла весна. И что появляется на деревьях? (почки)
-Какие птицы прилетают первыми? (грачи)
-А как называется домик для скворцов? (скворечник)
-Какой звук встречается во всех этих словах? (звук Ч)
Послушайте стихотворение:
Четыре Анюточки
Не устав ни чуточки
Пляшут третьи суточки
Все под прибауточки:
Чок – чок, каблучок,
Чуки – чуки – чуки, чок!
-Какой звук повторяется чаще всего? (Да, звук Ч)

Педагог: Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.
Когда мы произносим звук Ч, кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Давайте произнесем все вместе этот звук.
-Какой это звук гласный или согласный? ( Согласный)
-Почему?
(Его нельзя петь и тянуть, есть преграда.)
-Давайте послушаем, глухой или звонкий это звук? Почему?
(Он произносится без голоса.)

Дети, запомните! Звук Ч всегда мягкий!

-А теперь послушайте внимательно. Как только услышите звук Ч, хлопните в ладоши. Сначала в слогах: чо, тя, ач, ти, ать, чи, в словах: ситец, чаша, гречиха, читальня, печь, ночь, сирень, щека, червяк, терпеть, мечта, чудо. -Я буду говорить чистоговорки, а вы повторите их точно как я. Ча – ча – ча – мы

увидели грача. Чу – чу – чу – молоточком я стучу. Чо – чо – чо – греет солнце горячо. Че – че – че – сидит грач на каланче. Еч – еч – еч – надо сад беречь.
Педагог: Ребята, у меня на столе картинки. Сейчас каждый из вас возьмет понравившуюся картинку. Посмотрите внимательно и определите, где в названии этой картинки находится звук Ч, в начале, в середине или в конце?
– Я буду называть слова, а вы разделите их на слоги и поставьте ударение. (Грач, весна, гнездо, чудеса) Разминка.
Дети, мы все знаем, что звук мы слышим и произносим. А букву видим, читаем и пишем. Посмотрите, это буква Ч. Найдите ее в своих кассах. Обведите ее пальчиком. Палочка, а слева крючок.
-На что похожа буква Ч? Послушайте стихотворение.
-Составьте слог АЧ. Букву А уберите, поставьте букву О. Что получилось? (Аналогично УЧ, ИГ, ЫЧ, ЭЧ.)
А теперь составьте схему слова ТУЧКА,

и
-Откройте тетради. Напишите букву Ч, не забывайте, все линии проводятся сверху вниз. А теперь напечатайте слоги: АЧ, 04, УЧ, ИЧ, ЫЧ, ЭЧ.
(Ребенок печатает на доске, остальные дети – в тетрадях.

Физкультминутка «Девочки и мальчики»

Педагог: Дети, у каждого из вас на столе читалка. Подвиньте ее к себе, читайте внимательно, не спешите. После чтения будете отвечать на вопросы.
«Это не просто веточка. Алеша сломал кро-хот-ный дубок -Зачем ты это сделал? – спросила Маша. -Да это же просто веточка.
-Нет, ты погубил большое могучее дерево,- сказала Маша.
Вопросы:
Что сделал Алеша?
Что спросила Маша?
Что ответил Алеша?
А Маша, что ему сказала?
Назовите слова – предметы, слова – признаки, слова-действия.
Дети, у меня есть конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Да, в нем письмо от Незнайки, оказывается, он опять просит у нас помощи. Нужно правильно составить предложения. Поможем, ребята Незнайке, тогда за дело.
Теплая, солнечная, наступила, весна.
Ручейки, звонкие, побежали.
Набухли, на, почках, ветки.
Первый, из-под, выглянул, снега, подснежник.
Весело, воробьи, на, чирикают, ветке.

Педагог хвалит детей за правильно составленные предложения, подводит итог всего занятия.

Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей

Тема. Звук [Ч].
Цели.
1.Коррекционно-образовательная.
 Автоматизировать звук [Ч].
2.Коррекционно-развивающие.
 Развивать артикуляционную моторику.
 Развивать речевое дыхание.
 Развивать общую и мелкую моторику.
 Развивать фонематические процессы.
 Развивать грамматический строй речи.
 Развивать связную речь.
 Развивать и обогащать активный словарь по теме «Насекомые».
 Развивать самоконтроль над собственной речью.
3.Коррекционно-воспитательные.
 Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
 Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
 Преодолевать негативизм к занятиям.
Оборудование. План – схема для характеристики звуков; карточки для игры «Догонялки»; пособие Паровозик; картинки с изображением насекомых; медальончики в виде цветочков с картинками в центре; цветы с полосками в центре для игры «Сколько слогов?»; картинки-гусеницы для игры «Где спрятался звук?»; пособие «гусеница» для звукового анализа на каждого ребенка;.
План занятия.
I Организационный момент.
1. Загадка «Паровоз».
II Основная часть.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Сообщение темы занятия. Произнесение звука, который издает паровозик.
4. Автоматизация в слогах. Игра: «Догонялки».
5. Упражнение на развитие дыхания «Машинист».
6. Упражнение на развитие общей моторики.
7. Составление рассказа о насекомом.
8. Игра: «Сколько слогов в слове?».
9. Игра: «Где спрятался звук Ч в слове».
10. Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем»
11. Игра «Звуки поймай звуки, и слово называй» (к-у-л-и-ч). III Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
1.Орг. момент.
Мы сегодня с вами отправимся на цветочную полянку, а чтобы узнать, на чем мы туда поедем, вы должны отгадать загадку. В поле лестница лежит. Дом по лестнице бежит. Паровоз
2.Артикуляционная гимнастика.
Что бы паровоз приехал к нам как можно быстрей мы сделаем зарядку для язычка.
-Лопаточка. Едет паровозик по широкой дорожке.
-Иголочка. Едет паровозик по узкой дорожке.
Иголочка – лопаточка, иголочка-лопаточка.
– Качели. Едет поезд по горам вверх-вниз, вверх-вниз.
-Часики. Дорога запетляла вправо-влево, вправо-влево.
-Чашечка (постучать за верхними зубками). Паровозик подъехал и останавливается Ч-Ч-Ч.
3.Сообщение темы занятия.
-Какой звук издает паровоз, когда движется? Ч-Ч-Ч.
Характеристика звука [Ч] по плану – схеме.
Согласный, глухой и всегда мягкий!
4.Игра «Догонялки» Автоматизация звука в слогах.
Паровоз хочет поиграть в догонялки с гласными звуками, поможем ему.
Паровоз догоняет звук А получился слог … ЧА
Звук А догоняет паровоз получился слог … АЧ
Паровоз догоняет звук У получился слог … ЧУ
Звук У догоняет паровоз получился слог … УЧ
Паровоз догоняет звук О получился слог … ЧО
Звук О догоняет паровоз получился слог … ОЧ
Паровоз догоняет звук И получился слог …ЧИ
Звук И догоняет паровоз получился слог … ИЧ
Вот пришло время отправляться на цветочную полянку. Я паровоз, а вы вагоны, вставайте за мной.
5. Упражнение на дыхание «Машинист».
И. п. – руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и проговаривая «чух-чух» на выдохе.
6. Упражнение на развитие общей моторики.
Мы приехали на цветочную полянку. Дети встают в круг
Мы шагаем друг за другом Шаги на месте. Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают, Машут рукам, как крыльями. В поле бабочки летают.
1.2.3.4.5 – закружились все опять Хлопки в ладоши. Поворот 180°
Это – левая рука. Левую руку вперед перед собой Это – правая рука. Правую руку вперед перед собой Справа – шумная дубрава, Правую руку отводим в сторону
Слева – быстрая река. Левую руку отводим в сторону
Обернулись мы, Поворот 90 °
И вот стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава, Левую руку отводим в сторону
Справа – быстрая река. Правую руку отводим в сторону
Неужели стала правой . Левую руку вперед
Моя левая рука? Правая руку вперед.
Ребята посмотрите, сколько цветов, а кого еще мы видим на полянке?
бабочку, жучка, сверчка, кузнечика, светлячка, пчелку, муравья, стрекозу.
А как их можно назвать, одним словом? НАСЕКОМЫЕ
А вы хотите превратиться в насекомых? ДА
Но только у меня есть условие, выбирайте только тех насекомых, в которых слышится звук Ч.
Посмотрите это волшебные ободки, которые помогут нам, превратится в насекомых. Мы сейчас оденем ободки и произнесем слова:
– Закройте все глаза и повторяйте за мной:
– ободочки, помогите в насекомых превратите!
7. Составление рассказа о насекомых.
А теперь расскажите мне в кого вы превратились и небольшой рассказ о себе?
Я-бабоЧка, Я-кузнеЧик, Я-пЧела, Я-сверЧок, Я-жуЧок,
Я-светляЧок. (Рассказы детей о насекомых от первого лица.)
А что делают насекомые на полянке? (Ползают, бегают, прыгают, летают, жужжат, стрекочут…)
Ребята посмотрите, что лежит на полянке. Это письмо, медальончики и коробочка. Я сейчас прочитаю письмо.
Это письмо от насекомых, которые живут на этой полянке. Они прося выполнить три задания и если вы справитесь, то получите сладкое угощение. Для выполнения заданий вам нужны будут медальончики, в центре которого есть картинка.
8. Игра: « Сколько слогов в слове?»
1 задание «Сколько слогов в слове посчитай, и свой цветок поднимай». Вы должны посчитать, сколько слогов в названии вашей картинки найти и поднять цветочек с таким же числом полосок.
Молодцы справились с заданием.
9. Игра: «Где спрятался звук?»
А вот вам следующее задание. «Где слышится звук Ч, найди и гусеницу подними». В названиях ваших картинок найдите, где спрятался звук Ч. (в начале, в середине или в конце слова) на цветочках сидят гусеницы. Найдите свою гусеницу.
Молодцы справились и этим заданием.
10. Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем»
Дружно пальчики считаем – Сжимают и разжимают пальцы
насекомых называем Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок,
Бабочка, кузнечик, муха , начиная с большого.-
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? Вращают мизинцем.
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! Прячут руки за спину.
11.Звуковой анализ слова.
А вот вам последнее задание. В этой коробочке спрятались звуки их нужно поймать и слово собрать, а потом с этим словом поиграть.
10. Игра «Поймай звуки и сложи слово» (к-у-л-и-ч).
– Сколько слогов в этом слове?
– Сколько звуков в этом слове?
– Сколько гласных звуков?
– Сколько согласных звуков?
– Какой первый звук, последний, второй, третий, четвертый, пятый звук.
Звуко-слоговой анализ слова. (Пенал «гусеница») Дети самостоятельно выкладывают символы.
Молодцы и с последним заданием справились.
Давайте посмотрим, какое угощение для нас приготовили насекомые.

– Мы отдохнули на цветочной полянке, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде, чем вы превратитесь в детей, я хочу узнать, нужны ли на земле насекомые?
– Ребята, а что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? Дети приходят к выводу о том, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.
Мы сейчас снимем ободки и произнесем слова:
– Закройте все глаза и повторяйте за мной:
– ободочки, помогите и в детей нас превратите!
Вот и превратились вы опять в детей.
ИТОГ:
С каким звуком мы сегодня играли?
-А кто нам в этом помогал? Ответы детей.
– Вот и пришло время отправляться в детский сад. Я паровоз, а вы вагоны, вставайте за мной.

 Насекомые-опылители повышают урожаи семян, ягод, плодов, цветов многих культурных растений – плодово-ягодных, овощных, кормовых, цветочных.
 Почвообразующая роль насекомых.
 Питаются другими насекомыми, ограничивают их численность.
 Выполняют санитарную роль.
 Важное звено в цепях питания.
 Являются помощниками человека в борьбе с вредителями сельского хозяйства и леса.
 Эстетическое значение: красивые формы, цвет вызывают чувства радости и восхищения.
 Медоносная пчела дает мед, воск, прополис.
 тутовый шелкопряд – шелковую нить.
 насекомые участвуют в рыхлении почвы и обогащают её органическими и минеральными веществами.
.

Звук (Ч), буква Ч – конспект НОД

Автор: Файзи Аксана Абдурахмоновна

Организация: ГБОУ СОШ 2000 здание №6

Населенный пункт: г. Москва

Цель. «Речевое развитие»:

  • развитие связной речи
  • знакомство со звуком (ч) и буквой «Ч»
  • закрепление умения определять позицию звука (ч) в слове
  • умение проводить слоговой анализ слова
  • умение образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов
  • сформирование опыта использования критериев для обоснования своего суждения

«Социально – коммуникативное развитие»

  • формирование доброжелательных отношений друг с другом в процессе игр
  • развитие умения прислушиваться к предложениям и советам других детей
  • формирование интереса к занятию через игровые моменты

– Друзья, любите ли бывать в гостях?

Скажите на чем можно добраться до гостей?

– Все,верно, так передвигаются люди. А вот как передвигаются представители животного мира:насекомые, птицы, звери?

Волк, лиса – ходят, прыгают

– А для того, чтобы узнать, с кем мы пойдем в гости, прошу вас разгадать загадку.

Может плавать в океане,

Может ползать по земле,

Панцирь в клетку, как рубашка

Кто же это… (черепашка)

Черепаха, которая умеет плавать называется.. водоплавающей

Черепаха, которая умеет ползать по земле, по суше называется.. сухопутной.

– С какого звука начинается слово черепаха?

– Какие бывают звуки?

– Какие звуки называются гласными? Согласными?

– Проверим, каким звуком является звук «Ч». Докажите.

– Даем характеристику звуку «Ч»: согласный, всегда мягкий, глухой.

– А для того, чтобы увидеть звук, что у него должно быть? (домик- буква)

– На что похожа буква, обозначающая звук «Ч»?

– Давайте выучим с вами стихотворение, про букву, обозначающую звук «Ч»

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Показ буквы Ч с помощью рук.

Задание за столом, на листочках.

– Вспомните, что есть у слова? (начало, середина, конец).

– Обозначьте позицию звука «Ч» в словах.

Часы, чалма, чайник, чашка, чеснок

Очки, ручка, тапочки, печенье, перчатки, свечка

Кулич, ключ, кирпич.

Черепаха похвалила за правильно выполненное задание и просит помочь ей собрать чемоданы, чтоб отправиться в дорогу. Думаю, вы легко справитесь с этим заданием.

Работа по одному

Задание: если в названии картинки есть звук «Ч» в начале, то в чемодан №1; если в середине слова, то в чемодан №2; если в конце слова в чемодан №3.

– Наша черепаха едет к далеким родственникам.

Физкультурная минутка: «Черепаха»

В далекой пустыне жила Черепаха.

Была Черепаха большая неряха:

Ходила в одежде измятой и рваной,
Не пользуясь ни туалетом, ни ванной.
Хоть часто меняла наряд Черепаха,
Но быстро рвалась за рубахой рубаха.
Когда это дело совсем надоело,
Взяла Черепаха и панцирь надела.
С тех пор так и ползает с видом угрюмым.
И панцирь ей служит надежным костюмом:
Не мнется, не рвется, всё время на месте –
На целых сто лет. или даже на двести!

– Прибыла черепаха на вокзал, а на перроне стоят пассажиры, которые просят помощь им занять места в вагонах по количеству слогов в их имени.

Работа в парах.

– Из чего состоят слова? (слогов)

Слово делится на части,

Как на дольки апельсин,

Если слоги встанут рядом-

(Дюй-мо-воч-ка, Чи-ппо-ли-но, Сне-гу-роч-ка, Хов-ро-шеч-ка, Че-ре-па-ха

Ку-роч-ка, Пя-та-чок, де-воч-ка, Ко-па-тыч, Ша-поч-ка, Щел-кун-чик, Бе-лоч-ка

Дети прохлопывают имена героев и рассаживают их по вагонам.

– Ребята, посмотрите, что общего у всех пассажиров? (звук «Ч», это герои сказок)

– Какой вагон не такой?(вагоны отличаются по количеству окон, по цвету, размеру)

– Что общего? (форма)

Гимнастика для глаз

Все ли пассажиры заняли места?

Глазками посчитать пассажиров. Посмотреть направо, налево, вокруг.

– Посмотрите, одна пассажирка опоздала, ей тоже нужна наша помощь.

– Девочку зовут Катей. В поезде пассажиры знакомятся друг с другом. Вот, что пассажиры узнали о ней.

Пальчиковая гимнастика

Маленькая Катя умницей была,

В комнате работу, всем зверям дала.

Чашечку собачка моет язычком,

Мышка собирает крошки под столом,

Кошечка когтями – лавочку скребет,

Курочка рябая – пол крылом метет.

Катя варит кашу, для зверей своих,

За работу хвалит, с ложки кормит их.

– Какие слова со звуком (ч) вы запомнили?

Катюша захватила картинки с животными и просит вас назвать детеныша каждого, но так, чтобы при их произношении слышался звук «Ч»

Выполнение задания сидя на ковре: (у зайца – зайчонок; волк – волчонок, у медведя –медвежоночек; у лисы- лисеночек;у тигра – тигреночек; у барсука- барсучонок, у свиньи – поросеночек, у овцы –ягненочек, у лошади –жеребеночек)

– Я думаю, вам тоже бывает приятно, когда вас называют ласково.

Игра с мячом: «Назови ласково»

– Ребята, а нашей черепахе пора выходить.

– Посмотрите, кто ждетее (черепахи)?

– и маленькие … черепашата, обнимают ее своими лапками, какими черепашьими, у них доброе сердце какое? (черепашье), нам всем шлют привет, какой черепаший.

– Как называются все эти слова? (слова – родственники)

– Какие вы молодцы, что помогли добраться черепахе до родственников.

Рефликсия:

– Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились?

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч»

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 13.03.2017

Статья просмотрена: 885 раз

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ч» / А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12065/ (дата обращения: 07.01.2021).

Цель:

  1. Продолжить знакомить детей с буквой «Ч»
  2. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений
  3. Закреплять правописание слов со слогами ЧА, ЧУ
  4. Развивать фонематический слух
  5. Формировать сложные формы звукового анализа и синтеза слов
  6. Закреплять навык слогового анализа и синтеза слов
  7. Формировать навык анализа структуры предложения
  8. Закреплять умение подбирать родственные слова
  9. Развивать память, внимание, логическое мышление
  10. Закреплять новые словообразования

Материал кзанятию:

Таблицы для чтения, буквы магнитной азбуки, схемы для моделирования слов, индивидуальные схемы для моделирования предложений, предметные картинки, иллюстрации к игре. «Грузовики», «Кормушки для птиц», игра «Лесенка».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки об учебе

— Учить — ум точить

— Ученье — свет, а не ученье — тьма

— Чтение — вот лучшее учение

— Почитай учителя как родителя

— Хочешь есть калачи, не сиди на печи

Какой звук чаще других повторяется в словах пословиц (звук «Ч»)

На прошлых занятиях мы познакомились со звуком «Ч»

  1. Характеристика звука «Ч» по артикуляционным и акустическим признакам

— какой это звук? (согласный, глухой, мягкий звук)

— Какого цвета кружочком или квадратиком мы обозначаем звук «Ч» (кружочком зеленого цвета)

На доску вывешивается картинка — символ мягкого согласного звука.

— Мы знаем, что звук «Ч» всегда мягкий, у него нет братца — твердого звука

  1. Сообщение темы занятия

Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с буквой «Ч».

На что похожа буква «Ч»

«Ч» — вы правильно решили –

Пишут также, как «4»,

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя.

  1. Чтение слогов

Буква «Ч» непростая, она с характером.

Давайте вспомним, с какими гласными буквами она дружит, а с какими нет

(На доске выстраиваются буквы А, Я, О, У, Ю, И, Ы, Е)

(Дети подходят к доске, выбирают буквы и читают слоги).

— Запомните: ЧА — пиши с буквой А

ЧУ — пиши с буквой У

Звуко-слоговой анализ и синтез слов

1) Игра «Буква потерялась»

(На плакате напечатаны слова, в которых пропущена одна буква (ч_й, дач_)

В этих словах одна буква потерялась. Догадайтесь, какая это буква и прочитайте получившееся слово.

2) Игра «Запоминайка»

Предложить детям прочитать слово и повторить его вместе с предыдущими по памяти (слово закрывается). Например: бочка, точка, кочка.

1 ребенок — бочка

2 ребенок — бочка, точка

3 ребенок — бочка, точка, кочка.

Когда все слова прочитаны и закрыты листом бумаги, логопед задает вопросы:

— вспомните, какое было первое слово, второе, последнее.

3) Игра «Подбеги к схеме слово»

На плакате изображены графические схемы слов.

Логопед просит детей подобрать к каждой из них соответствующие слова.

4) Игра «Кормушки для птиц»

На доску вывешиваются картинки с изображением кормушек и графической схемой под каждым рисунком, а также картинки с изображением птиц: грач, чайка, чижик, чайка.

Логопед просит детей помочь разобраться, из каких кормушек будут клевать зерна эти птички.

5) Игра «Назови ласково»

Захотелось ласковых нам слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

«Ч» — он самый мягкий звук

Не откажемся мы от его услуг!

Зазвучали ласково словечки,

В них звук «Ч» нашел себе местечко.

Читаем на плакате: чулок — чулочек и т. д. (белка, ваза, цветок, стул, палец, жук, стакан, бык, чашка)

6) Игра «Слово рассыпалось» (слоговой синтез)

Слова рассыпались на части. И эти части называются. (слоги).

— Ребята, помогите собрать слова из слогов.

7) Игра «Наборщики»

Ребята, и со словами у нас иногда происходят чудеса. В одном слове могут «спрятаться» несколько других слов. Прочитайте это слово: ЧАСТУШКА

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наборщики». Вы пробуете из букв слова «ЧАСТУШКА» составить другие слова (час, скат, сук., туша, тушка, шут, утка, шутка, суша, чашка, ток, тук, стук, каша, Саша, сушка).

Можно провести игру в форме голосования — кто больше придумает слов (получит фишек) — тот победитель.

8) Игра «Волшебная цепочка» («Фокусник») (преобразование слов путем замены букв)

Ребята, помогите мне отгадать ребус.

Были «очки» — стали «дочки».

А теперь сами придумайте, как можно превратить одно слово в другое, заменив всего одну первую букву (звук). И тогда можно получить «Волшебную цепочку».

Дочки — бочки — почки — точки — кочки — ночки — мочки.

Работа на доске.

Рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать

Когда работу начинать.

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно

А вы, друзья, не бейте нас!

Все часы идут вот так:

(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачивайтесь в такт маятника)

Налево — раз, направо — раз.

Мы тоже можем так,

(Ноги вместе, руки на поясе.)

(На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики)

  1. Закрепление умения подбирать родственные слова.

Вы должны спускаться по лесенке, придумывая и записывая слова, которые начинаются с буквы «Ч».

С каждой ступенькой слово становится длиннее на одну букву. Все слова являются родственными.

  1. Чтение рассказа. Вопросы по содержанию рассказа.

— Посчитайте сколько предложений в этом рассказе?

— Что помогло вам определить количество предложений? (точка в конце предложения)

— А когда мы читаем предложение, что помогает определить конец предложения,– остановка в конце предложения, понижение голоса.

Давайте вспомним правила написания предложения:

1) Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

2) Между словами должно быть расстояние (интервал).

3) В конце предложения ставится точка.

— Найдите второе предложение

— Выложите схему предложения

— Что обозначает уголок — начало предложения, точка — конец предложения.

— Сколько слов в предложении?

— Назовите 1,2,3,4 слово

— Назовите «маленькое слово».

Чтобы правильно построить предложение, необходимо помнить о маленьких, но очень важных словах, без которых предложение теряет смысл. Эти «маленькие» слова называются — предлоги.

Мы знаем правило: предлоги с другими словами пишутся раздельно.

— А какое еще предложение в рассказе соответствует этой схеме?

— Придумайте свое предложение по этой схеме?

— Измените предложение так, чтобы слов стало на одно больше.

  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Просвещение, 1985
  2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос,2003
  3. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.:В. Секачев, 2007
  4. Кобзарева Л. Т. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. Воронеж: Учитель,2001

Похожие статьи

Способы обучения чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное восприятие, письменная речь, синтетическое чтение. Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе.

Использование дидактических игр при подготовке к обучению.

Синтез звуков и слогов в слове. ‒ Полный звуко-слоговой анализ слов.

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, слово, звук, слог, буква, развитие умения, звуковой анализ, картинка.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

слово, буква, ребенок, слог, автор, чтение, звуковой метод.

Букву ребенок сопоставляет с определенным графическим изображением, когда произносит и выделяет звук из речи. Уже потом, в процессе чтения, ребенок производит синтез букв в слоги, а слоги в слова.

Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе.

 учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего.

При составлении схем предложения дети узнают, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, на схеме мы обозначаем

Существенные проблемы у детей вызывает деление слов на слоги.

раки ива коса. К слоговым схемам с указанием ударного слога

Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе со.

– тренировать учащихся в чтении и письме слогов и слов с буквой К;», – способствовать закреплению понятий «Начало (конец, середина) слова, ударение, предметы, гласная, согласная»

Развитие фонематического восприятия младших школьников

В качестве единицы чтения берётся слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).

«застревание» на какой-либо букве, слове, слоге; недочитывание окончаний слов

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

‒ формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода: отхлопать количество слогов, моргнуть

‒ формировать умение различать и правильно использовать термины: предложения, слово, слог, звук, буква.

Ссылка на основную публикацию