Конспект логопедического праздника для детей с ФФНР

Конспект логопедического праздника для детей с ФФНР

Подготовила учитель – логопед Старостина Марина Александровна

МБДОУ Детский сад № 30 “Берёзка” город Чусовой

Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе совместной игровой деятельности с родителями.

Задачи:
1) приобщить родителей к образовательному процессу;
2) познакомить родителей с некоторыми игровыми приёмами и упражнениями по развитию речи детей.
3.) помочь родителям увидеть учебную проблему ребенка или, наоборот, убедить в успешности освоения им знаний;
4) обеспечить психологический комфорт для всех участников развлечения.

Оборудование: запись мелодий для сопровождения мероприятия, презентация слайдов, диапроектор, магнитофон, карточки с цифрами для игры “Танцевальные цифры”, листочки и ручки для заметок родителям, листы с предметными картинками на каждую команду – 4 шт., монетки и конфетки для команд, набор карточек с предметными картинками – 4 комплекта по 5 карточек для игры “Загадай предметы”, набор серий сюжетных картинок – комплекта, шпаргалка с песней “Маленькая страна”, мольберт.

Звучит мелодия № 1

Ведущий:

Здравствуйте дорогие родители и дети группы “Радуга”. Уже совсем скоро ваши дети пойдут в школу. Чтобы каждому ребёнку успешно учиться, важное значение имеет то, как говорит ваш ребёнок. Правильная речь -залог успеха ребёнка не только в школе, но и в дальнейшей судьбе человека. Всем известно, что как ребёнок говорит, то так он и пишет. А часто он говорит так как слышит . Недостатки звукопроизношения часто отражаются отразятся на письме. Связная речь пригодится ребёнку во время ответов на уроках., чтобы рассуждать. Известно, что слова являются инструментом мышления человека. С помощью слов человек сравнивает, обобщает, классифицирует, исключает лишнее, логически мыслит. А если у ребёнка ограниченный словарь, то чем же ему размышлять и думать.

Сегодня мы проведём для вас ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ мероприятие по развитию речи ваших детей, которое одновременно будет стимулировать их мышление. Мы отправимся в путешествие к самой королеве правильной Речи. Будем выполнять разные задания, для того чтобы стать грамотными.

Для этого нам нужно разделиться на команды. В этом нам поможет игра “Танцевальные цифры”.

Звучит мелодия № 2

(Взрослые делятся на подгруппы по 2, 3, 4 человека, а дети присоединяются к ним.)

Звучит мелодия № 3

(Выходит королева правильной речи)

1. Входит королева правильной речи в зал. Здравствуйте дети и родители. Я рада вас приветствовать в этом зале. Приглашаю вас отправится в королевство правильной речи слайд 1 .Там я вас познакомлю с интересными жителями, которые помогут научится вас вам говорить правильно и красиво. Итак отправляемся, но помните во время пути вы должны выполнять самое главное правило:

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы проговаривать звуки правильно, нам поможет артикуляционная гимнастика в считалочке. слайд 2.

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем;

Королева: Вот мы и оказались в моей стране.

Звучит мелодия № 4

слайд 3

Королева: . А вот и её первый житель – это СЛЫШ.

слайд 4

Он очень любит прислушиваться к разным звукам, узнавать их. Особенно он радуется звукам природы. Слыш записал для вас свои любимые звуки и спрятал их в красивую мелодию. Их нужно послушать, узнать и нарисовать источник звука на лист всем командам. Чья команда последней назовёт источник звука, та и получает денежку грамотейку. Эти денежки вы можете потом обменять на конфеты.

Звучит мелодия № 5

Королева:

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны!

Вот уж звуки встали в ряд

Ведущий: Да ребята, мы должны обязательно научиться выговаривать все звуки речи красиво, чтобы в школе правильно читать и писать. И сейчас вам дети споют весёлые логопедические частушки . А вы внимательно послушайте их!

слайд 5

Дети поют логопедические частушки.

Ведущий. Вот, что бывает, когда звуки речи не исправляют, придавайте большое значение правильности звукопроизношения!

Королева: После весёлой музыкальной паузы мы продолжаем своё путешествие по королевству. И вот нас встречает следующий герой. Вы узнали, кто это. Это Лунтик. слайд 6 .Он упал с луны на землю. Теперь он знакомится с жителями этой страны, с названиями многих предметов. А когда не знает названия предметов отправляется в королевство правильной речи за ответами на свои вопросы. Помогите Лунтику вспомнить названия предметов на картинках и подпишите на своих листочках

Звучит музыка № 6 слайд 7

А теперь скажите, к какому общему словечку относится овечка-это дом.животное

ЛОСЬ, ЭСКАЛАТОР, ИНДЮК, СТРЕКОЗА ,СОСНА, АНАНАС ,ЧЕРНИКА, ДУРШЛАК, ТАБУРЕТКА, АКУЛА, СОРОКА .

Ребята, про какой предмет можно сказать: рогатый, зубастая, глазастая, дырявый.

А какой предмет совершает такие действия: бодается, летает, болбочет, растёт.

Всему название дано

и зверю и предмету

вещей кругом полным полно, а безымянных нету

И всё что видит глаз над нами и под нами

и всё что в памяти у нас обозначено – . (словами)

Молодца, ребята! Получайте свои награды.

Королева: Наша дорога привела нас к одной избушке. Сейчас мы с вами погостим у “Бабушки – Загадушки.”

Слайд 8

Она любит загадывать разные предметы, не называя само слово. Предлагаем загадать предметы и вам. Капитанам нужно загадать словами 5 предметов на картинках своей команде. Вы можете получить 5 монеток за каждое отгаданное словечко.

1 команда: банан , кровать , пенал ,сапоги, кошка;

2 команда: яблоко, диван ,самолёт ,зебра , карандаш;

3 команда: груша ,морковь, снег, шкаф ,тетрадь;

4 команда: ёлка, огурец, корова, барабан, ворона;

Королева: Еще Живёт в волшебном лесу “Сказочник”

Звучит музыка № 4 слайд 9

Он любит сочинять разные истории, но стал совсем старенький, не может вспомнить свои сказки по-порядку. Помогите ему определить “Что было сначала, а что потом”. расскажите по -порядку картинки , расскажите свою историю. А можете даже дать название своему рассказу или сказке.

Чтобы выйти из королевства правильной речи, нам нужно , чтобы нас пропустила мудрая сова.

слайд 10

Она читает интересные книги, добрые сказки, умные энциклопедии, поэтому много знает. Она любит умных детей и выпускает из королевства только таких детей. Нам нужно ответить на все её умные вопросы правильно.

1. Блиц – опрос первой команде:

Кошка пушистая, а дельфин -. (гладкий)

Лодка плывёт, а машина -.

Птицы живут в гнёздах, а люди в -.

Лимоны кислые, а сахар -. (сладкий)

Из шерсти вяжут, а из ткани -. (шьют)

2. Блиц-опрос второй команде:

Лужа мелкая, а море-..(глубокое)

Дорога широкая, а тропинка – (узкая)

Подушка мягкая, а доска -. (твёрдая)

Мальчик молодой, а дедушка -. (пожилой)

Сосна высокая, а кустик -(низкий)

3. Блиц – опрос третьей команде:

Мышка маленькая, а слон -.(большой)

Ворона тяжёлая, а бабочка -..(лёгкая)

Булочка мягкая, а сухарик..(жёсткий)

Паутинка тонкая, а бревно – (толстое)

Буратино весёлый. а Пьеро – (грустный)

4. Блиц-опрос четвёртой команде:

Ведьма злая, а Фея -..(добрая)

Гольфы длинные, а носки -..(короткие)

Волк голодный, а собачка -..(сытая)

Летом тепло, а зимой -. (холодно)

Утром завтракаем, а вечером -. (ужинаем).

Королева:

Вместе дружно занимались

Звуки слышать мы старались

Будем говорим на пять

Можем дикторами стать.

Посчитайте сейчас ваши монетки, вы можете обменять на конфетки у жюри.

Ведущий. Пора нам, дети, возвращаться в детский сад. А поможет нам вернуться песня “маленькая страна” Звуки очень любят песни, с песней жить нам интересней.

Звучит Мелодия № 8 (фонограмма). Слайд 11

Песня «Маленькая страна»

В эту страну попасть непросто

Грамота там живёт.

И по тропе красивой речи

Нас она поведёт.

Надо всем детям научиться

В эту страну тот час умчимся

Будем всегда там жить.

Там говорят и пишут верно

Звуки и все слова.

В этой стране не будет места

Грубым и злым словам.

Трудности и ошибки речи

Не приживутся там.

Нас логопед научит звуки

Будем всегда и везде стараться

Ведущий. Молодцы, дети и взрослые очень красивая песня. Вот и подошло к концу наше путешествие. Мне пора с вами прощаться.Я хочу на прощанье вам сказать эти важные слова:

Звучит мелодия № 9 слайд 12

Логопедический праздник
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Итоговое занятие на Логопункте

Скачать:

ВложениеРазмер
logopelich_prazdnik.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого итогового логопедического праздника в детском саду: «Путешествие в страну «Логландию»

Подготовила и провела

учитель-логопед: Смирнова Марина Николаевна

Детский сад №2 №Колосок»

Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.

Коррекционно-развивающие : Автоматизировать поставленные звуки в связной речи.,расширять словарный запас дошкольников, развивать навыки фонематического анализа, тренировать логическое мышление, пальчиковые и артикуляционные упражнения,развивать зрительное восприятие, внимание, память,закреплять умение дифференцировать звуки, близких по акустическим признакам, формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами,воспитыватьэмпатии, умения действовать сообща.

Оборудование : мольберт, карта, конверты с заданиями, ребусы, сундук с кладом, раздаточный материал (картинки,фасоль,горох)

Действующие лица: Дети подготовительной группы Ведущий (логопед) Шапокляк

ДЕТИ ВХОДЯТ В ЗАЛ ПОД МУЗЫКУ.

Логопед . Ребята, давайте поздороваемся ладошками – прохлопайте слово «Здравствуйте, (здрав-ствуй-те), а теперь протопайте.

Логопед : Посмотрите сколько света, И улыбок, и гостей! Это добрая примета. Значит, праздник у дверей!

Задумывались ли вы над вопросом, почему именно человеку выпало счастье разговаривать? Почему коровы муравьи и лягушки ни говорят нигде, кроме как в сказках? На протяжении всей своей жизни с рождения мы пытаемся овладеть искусством речи, и этому посвящен наш сегодняшний праздник. О богатстве русского языка говорят крылатые выражения пословицы, поговорки.

Ребята, давайте их вспомним.

  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Сперва подумай, а там и скажи.
  • Молчание – золото.

Ведущий: Молодцы, ребята!

Логопед: – Дорогие ребята, все вы, наверно, любите приключения и с интересом следите за похождениями героев книг, кино и мультфильмов. Сегодня я предлагаю вам отправиться на поиски клада.

Кто знает, как называются люди, которые ищут клад? (Кладоискатели). Верно. Сейчас каждый из вас будет кладоискателем, но в одиночку найти клад трудно, поэтому мы будем путешествовать всей командой. Но, прежде чем отправиться, я напоминаю вам правило. Послушайте его внимательно. Говорите свободно и не торопясь; если вы почувствуете, что не получается какое – то слово, не волнуйтесь: остановитесь, сделайте спокойный вдох и продолжайте говорить четко и плавно. А теперь повторяйте за мной правило красивой речи:

Говорим всегда красиво,

Смело, но неторопливо.

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

У нас во рту живёт язык.

К словам знакомым он привык.

Логопед : Молодцы. Мы отправимся в страну Логландию, название этой страны в переводе с греческого – логос означает «слово». Но для того, чтобы у нас было хорошее настроение мы споем песенку.

Звучит песня «Игра»

А теперь с хорошим настроением мы отправляемся в страну Логландия.

Нашим путеводителем станет карта. Где же она? Давайте поищем (ищут, находят под одним стулом). Разворачивают карту. Карта есть, можем и отправляться, но надо сильно зажмурить глаза.

– Молодцы. А теперь закройте глаза и мы с вами совершим прыжок в пространстве.

Звучит космическая музыка. Открываем глазки, вот мы и перенеслись в страну Логландия.

Логопед: Ой наверное это жители страны (звучит музыка, внезапно влетает

Шапокляк: – Цем вы тут занимаетесь? (подбегает к ведущей) Ага! Калта! Ее – то я и ису! (отбирает у ведущей)- Плиключения! Сокловища! Сейчас побегу и найду клад! (злобно:) – А вы хотели без меня? Не выйдет!

Ой, что-то я ничего не пойму!

Как же вас звать?

Просим на празднике

Старушка Шапокляк : Да это зе я, старуска Сапокляк и моя крыша. Я тозе хочу на плаздник!

Логопед : Какая крыша? (Шапокляк достает из сумки крысу Ларису). Вот теперь понятно, это же крыса Лариса.

Логопед: Поэтому-то мы с трудом вас понимаем. Милая старушка Шапокляк, вы же не выговариваете звуки, говорите быстро, неразборчиво.

Старушка Шапокляк . Вот мы и пришли на плаздник, чтобы научиться класиво говолить. Ведущий. Ребята, подскажите старухе Шапокляк, что нужно делать, чтобы научиться правильно говорить?

Дети. Делать гимнастику для пальчиков, язычка, проговаривать скороговорки, стихи.

Старушка Шапокляк : Где зе я этому научусь? Сто зе мне делать

Логопед: Не печалься! Мы с ребятами вам поможем. Они целый год занимались и многому научились.

Дети рассказывают как они занимались ПОРТФОЛИО.

Старушка Шапокляк: Интелесно, что же дальше?

Логопед: Теперь пора размять язычок.

Дети рассказывают стихи

Стихотворение Г. Ладонщикова «Трудная буква».

У меня не получалась

В разговоре буква «р».

Как я только ни старалась, –

Вместо «р» звучало «л».

Как исправить речь мою,

Я частушки сочинила,

И теперь весь день пою.

Кто захочет, то добьётся,

Сам исправит речь свою

Почему же брат смеётся,

Я ж «отрично говолю»?

Стихотворение «Со звуком «р»

Вот, ребята, например,

Вам слова со звуком «р»:

Рак, мотор, рябина, крынка,

Марка, корка, вар, соринка.

Верх, ворота, пароход,

Порох, город, парта, рот,

Карта, море, реки, горы,

Рыба, дерево, узоры.

Репа, редька, вёдра, круг,

Торт, народ, дорога, друг.

Ну-ка, дайте свой пример

Разных слов со звуком «р»!

Логопед: Кто ещё назовёт слова со звуком «Р»

Логопед: – Подожди, Шапокляк, мы хотели клад найти, а ты у нас карту забрала.

– Старушка Шапокляк: Холошо, так уз и быть ,отдам я вам калту,если вы мне поможите научиться говолить плавильно.

Логопед: Ну что поможем, ребята Шапокляк научиться произносить все звуки правильно.

Шапокляк : А вот инструкция (дает ведущему), но я цитать не умею и не могу лазобрать,сто надо делать.

Логопед: Что это? Картинки какие-то, Ребята вы не знаете, что это такое?

Игра «Назови первый звук»

Шапокляк: обращает внимание на оформление на стене

Расскажи скороговорку по схеме

Логопед: смотрит на карту .написаны буквы «Л» «Р»

дети встают ищут игрушки «Разбери игрушки на Л.Р»

Логопед: на карте герои сказок «Литературный конкурс»

Логопед: Определите, из какого произведения отрывок?

– по тропе, шагая бодро, сами воду тащат ведра;

  • не лежалось на окошке, покатился по дорожке;
  • красная девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка;
  • а дорога далека, а корзина нелегка. Сяду на пенек, съем пирожок.
  • в одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие;
  • там за лесом, на опушке все втроём живут в избушке. Там три стула и три кружки…;
  • ты дедо, как узнал, что меня Дарёнкой зовут?

Да так, -отвечает,- само вышло.

Не думал, не гадал, нечаянно попал.

__-мигом команда моя разбежалась, только на лодке 2 пары осталось.

Детям: «Кто есть кто?» (человек или животное, ).

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из “Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
zima._differentsiatsiya_zvukov_d_-_d.doc96 КБ
prezentatsiya_sneg.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической непосредственно образовательной деятельности

для детей старшей группы с ФФНР

(с использованием ИКТ).

Тема «Зима. Дифференциация звуков Д – Дь».

Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» ( метель, снег, снежинка, вьюга, буран, снегопад, заснеженный ).

Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).

Закрепление представлений о зиме и ее признаках.

Закрепление правильного произношения звуков Д, Дь, уточнение их артикуляции и характеристики.

Развитие умения дифференцировать звуки Д – Дь по твёрдости – мягкости на слух и в произношении.

Закрепление в пассивном и активном словаре ребёнка понятий: «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Подготовка к обучению грамоте: формирование навыков слитного чтения слогов и коротких слов; закрепление правила об имени собственном (имена пишутся с большой буквы)

Формирование навыков звуко-слогового анализа коротких слов ( дом, Дима ).

Закрепление знания буквы Д, а также других ранее изученных букв (А, У, О, И, Т).

Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова) и навыков слогового анализа трёхсложных слов.

Развитие умения составлять предложения с заданным словом.

Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).

Развитие силы голоса, формирование направленной воздушной струи.

Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [д] и [дь] в словах).

Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Развитие мышления, внимания.

Развитие общих речевых навыков.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование : компьютер; диск с презентацией «Образование родственных слов»и слайдами («Вьюга», «Метель»); магнитная доска; картинки-символы звуков Д, Дь; синие и зелёные кружочки по количеству детей; мяч; фонограмма пьесы А. Стоянова «Снежинки»; индивидуальные зеркала по количеству детей; лицензионная компьютерная игра «Лунтик. Хочу всё знать»; дидактическое пособие «Снеговики»; атрибуты к авторской игре «Снеговики»; снежинки с буквами; магнитные буквы; цветные магниты (красные, синие, зелёные) для звукового анализа слов; снежинки для сюрпризного момента.

1. Организационный момент – авторская презентация на тему «Образование родственных слов»

2. Характеристика звуков Д и Дь по артикуляционным и акустическим признакам:

3. Артикуляционная гимнастика «Язычок на зимней прогулке» (авторская разработка).

4. Дидактическое упражнение «Что бывает зимой?» (с использованием части развивающей компьютерной игры «Лунтик. Хочу всё знать»).

5. Дидактическое упражнение «Посвети фонариком»

6. Дидактическое упражнение с мячом «Скажи наоборот»

7. Игра «Метель и вьюга».

8. Дидактическое упражнение «Большие и маленькие».

9. Динамическая пауза «Снеговик».

10. Авторская разработка – игра на развитие фонематических представлений «Снеговики».

11. Упражнение «Прохлопай слова».

12. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

13. Слитное чтение слогов и слов. Звуко-слоговой анализ слов дом, Дима .

14. Окончание занятия – сюрпризный момент.

1. Организационный момент – авторская презентация на тему «Образование родственных слов» [Объявление темы занятия, создание эмоционально положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов)

Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы А. Стоянова «Снежинки». Показ презентации проходит под музыку.

Л о г о п е д. Рассмотрите и назовите картинки.

1-й р е б ё н о к. Снежинка.

2-й р е б ё н о к. Снеговик.

З-й р е б ё н ок. Снегурочка.

4-й р е б ё н о к. Снежок.

Л о г о п е д. Вы правильно назвали картинки. Подумайте, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок .

Д е т и. Эти слова образованы от слова снег .

Л о г о п е д. Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Если детям трудно выполнить задание, логопед оказывает им помощь, продолжая просмотр презентации.

Л о г о п е д. Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?

Д е т и. Подснежники.

Л о г о п е д. Какую бабу слепили из снега?

Д е т и. Снежную.

Л о г о п е д. Каким станет парк, если его занесет снегом?

Д е т и. Заснеженным.

Л о г о п е д. Когда идет сильный снег, как мы это называем?

Д е т и. Снегопад.

Л о г о п е д. Дети, как вы думаете, почему сегодня занятие началось с разговора о снеге?

Д е т и. Потому что наступила зима.

Л о г о п е д. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о зиме, а также вспомним звуки, с которыми познакомились на прошлом занятии.

2. Характеристика звуков Д и Дь по артикуляционным и акустическим признакам:

Логопед демонстрирует картинки-символы звуков Д, Дь и раздаёт детям индивидуальные зеркала.

– Вспомните, с какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

Перед зеркалом, когда мы произносим звук Д:

-губки в свободном положении;

-кончик языка стучит за верхними зубами;

Символ звука Д – большой дятел долбит дерево: ДДДД.

Звук Д петь нельзя, т.к. язычок создаёт преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук Д синим кружком с колокольчиком.

А это символ звука Дь – маленький дятел долбит дерево: дь-дь-дь-дь-дь

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий.

Обозначение-зеленый кружок с колокольчиком.

– Молодцы, дети! А теперь послушайте новую историю о Язычке.

3. Артикуляционная гимнастика «Язычок на зимней прогулке» (авторская разработка).

Однажды утром Язычок выглянул в окошко (упражнение для губ «Окошко») и увидел, что на улице выпал снег. Язычок обрадовался и выбежал из домика на улицу (упражнение для язычка «Иголочка» – высунуть язычок изо рта и сделать его «острым»). Снега было много, поэтому Язычок взял лопату (упражнение «Лопата» – широкий расслабленный язык лежит на нижней губе) и решил расчистить дорожки (упражнение «Чистим нижние зубки»). Получилась огромная горка из снега (упражнение для язычка «Горка»). С такой горки можно было даже кататься на санках (упражнение «Скатимся с горки» – кончик языка упирается в нижние резцы; напряжённый язык горкой выкатывается изо рта; верхние резцы, прижимая спинку языка, как бы поглаживают язык). Потом Язычок решил слепить снеговика. Он скатал снежные шары (упражнение «Орешки» – напряжённым языком водить то по одной, то по другой щеке изнутри) и вылепил из них большого снеговика. Язычок славно повеселился на зимней прогулке и решил пойти домой, чтобы выпить горячего чая (упражнение «Чашечка»).

Логопед собирает индивидуальные зеркала и включает компьютер. На экране появляется Лунтик в зимней одежде и предлагает детям поиграть с ним в игру.

4. Дидактическое упражнение «Что бывает зимой?» (с использованием части развивающей компьютерной игры «Лунтик. Хочу всё знать»).

В ходе игры происходит закрепление знаний о признаках зимы.

Л о г о п е д. А теперь давайте снова вернёмся к изучаемым нами звукам Д и Дь. Мы с вами уже говорили о том, что день зимой короткий, темнеет очень рано. Поэтому давайте все вместе посветим разноцветными фонариками.

Логопед раздаёт детям синие и зелёные кружочки.

5. Дидактическое упражнение «Посвети фонариком» (дифференциация звуков Д – Дь).

Логопед называет ряды звуков, слогов, слов, а дети поднимают синие или зелёные кружочки в зависимости от того, какой звук слышится: твёрдый Д («светят синим фонариком»), мягкий звук Дь («светят зелёным фонариком»)

Да, Ди, Дю, Ды, Дя, Ду, Дё, До.

Дом, дыня, дело, диван, душ, дым, девочка, дрова.

Логопед собирает кружочки и предлагает поиграть в мяч. Дети с педагогом становятся в круг.

  1. Дидактическое упражнение с мячом «Скажи наоборот»

Логопед, бросая ребёнку мяч, произносит слог с твердым согласным

звуком Д, а ребёнок, возвращая мяч, произносят слог с мягким согласным звуком Дь:

Затем меняются ролями:

Логопед убирает мяч и загадывает детям загадку:

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Д е т и. Это вьюга.

Л о г о п е д. Правильно!

Логопед демонстрирует слайд с изображением вьюги на экране компьютера.

7. Игра «Метель и вьюга» [Формирование направленной воздушной струи. Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима».]

Л о г о п ед. Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?

Д е т и. Метель, буран, сильный ветер со снегом.

Л о г о п е д. Давайте покажем, как воет ветер во время вьюги. Вы будете произносить звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

Логопед медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.

Л о г о п е д. Молодцы! От такого сильного ветра началась метель. (логопед демонстрирует слайд с изображением метели на экране компьютера)

Давайте устроим метель в бутылочках.

Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Л о г о п е д. Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк. Вот так.

Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 3—4 раза.

Логопед собирает бутылочки и предлагает детям посмотреть, каких красивых снеговиков можно слепить зимой ( демонстрация дидактического пособия «Снеговики» ).

8. Дидактическое упражнение «Большие и маленькие». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).]

Л о г о п е д. Я буду говорить, что есть у большого снеговика а вы будете говорить про эти же части у маленького снеговика называя их ласково. Например, у большого снеговика красный нос, а у маленького снеговика красненький носик. У большого снеговика чёрные глаза.

Д е т и: У маленького снеговика чёрненькие глазки.

Л о г о п е д. У большого снеговика лохматая метла.

Д е т и: У маленького снеговика лохматенькая метёлочка.

Аналогично логопед дает еще два-три задания по образованию словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных (( жёлтый шарф – жёлтенький шарфик; зелёное ведро – зелёненькое ведёрко ).

Л о г о п е д. Чудесно! Вы выполнили очень трудную задачу. Давайте мы с вами тоже попробуем вылепить снеговиков.

9. Динамическая пауза «Снеговик». [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и сделать уже знакомое упражнение.

Кати по снегу свой снежок.

( Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.)

Он превратится в толстый ком, («рисуют» руками большой круг)

И станет ком снеговиком. («рисуют» снеговика из трех комков)

Его улыбка так светла! (улыбаются широко)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.)

Но солнце припечет слегка —

Увы! И нет снеговика. ( Разводят руками, пожимают плечами.)

Логопед предлагает детям познакомиться с двумя подружками – Дашей и Диной, которые тоже лепили снеговиков.

10. Авторская разработка – игра на развитие фонематических представлений «Снеговики».

Цель игры: закреплять умение детей правильно произносить звуки Д, Дь; дифференцировать их на слух и в произношении; развивать фонематическое восприятие; закреплять знание сенсорных эталонов (цвет, форма, размер); обогащать словарный запас детей; закреплять знание признаков зимы.

Оборудование: магнитная доска; плоскостные изображения девочек – Даши (в синей шубке) и Дины (в зелёной шубке); плоскостные изображения частей двух снеговиков (на каждой их частей картинки, названия которых начинаются со звуков Д, Дь:

* дом, дым, дрова, дракон, душ;

* дятел, девочка, дельфин, дерево, диван).

Л о г о п е д. Даша и Дина – подружки. С какого звука начинается имя Даша ?

Д е т и: Со звука Д.

Л о г о п е д. Правильно. Даша в синей шубке, потому что твёрдый звук Д мы обозначаем синим кружочком. А с какого звука начинается имя Дина ?

Д е т и: Со звука Дь.

Л о г о п е д. Правильно. Дина в зелёной шубке, потому что мягкий звук Дь мы обозначаем зелёным кружочком. Даша и Дина играли во дворе и скатали из снега шары, чтобы сделать снеговиков. Потом девочек позвали обедать и, когда они снова вышли во двор, то поняли, что их снежные шары перепутались. Нужно помочь каждой из девочек собрать своего снеговика. На шарах Даши картинки, названия которых начинаются с твёрдого звука Д, а у Дины снеговик с картинками, названия которых начинаются с мягкого звука Дь.

Сначала дети определяют, от чьих снеговиков детали, а затем раскладывают эти детали в правильном порядке.

11. Упражнение «Прохлопай слова».

Л о г о п е д. Вот каких замечательных снеговиков вы помогли слепить Даше и Дине. Давайте еще раз четко произнесем это слово снеговик по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог мы еще и топнем ногой.

Д е т и. Сне-го-вик.

Л о го п е д. А теперь давайте произнесем это слово по очереди, прохлопывая его.

Дети по очереди проговаривают и прохлопывают слово.

Л о г о п е д. Молодцы! Сколько слогов в слове снеговик?

Д е т и: Три слога.

Л о г о п е д. Верно! Составьте предложение со словом снеговик . (Дети составляют предложения)

Л о г о п е д. А сколько слогов в слове снежинка ?

Д е т и: Сне-жин-ка. Тоже три слога.

Л о г о п е д. Молодцы. Давайте поиграем с пальчиками в игру «Снежинки».

12. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)

и снежинки люблю.

(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)

Но где же снежинки?

(На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

(Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)

13. Слитное чтение слогов и слов. Звуко-слоговой анализ слов дом, Дима .

Л о г о п е д. Ребята, посмотрите, какие снежинки прилетели к нам (помещает на магнитную доску снежинки, в серединках которых изображены уже знакомые детям буквы А, О, У, И, Д, М, Т). Это волшебные снежинки с буквами. Давайте все вместе вспомним уже изученные нами буквы.

(Дети называют буквы)

Л о г о п е д. Наши снежинки будут танцевать (выкладывает рядом друг с другом снежинки с буквами Д, А). Давайте прочитаем, какой слог получился в этом танце?

Л о г о п е д: А сейчас? (выкладывает рядом друг с другом снежинки с буквами Д, У)

(таким же образом дети читают слоги ДО, ДИ и слова дом, Дима ).

Л о г о п е д: Ребята, назовите звуки, из которых состоит слово дом (на магнитной доске проводится звуко-слоговой анализ слова. Таким же образом анализируется слово Дима ). Почему слово Дима написано с большой буквы?

Д е т и: Потому что это имя.

Л о г о п е д: Совершенно верно.

14. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Л о г о п е д: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо потрудились, и я хочу вам всем подарить вот такие красивые блестящие снежинки.

Литература, используемая при разработке занятия:

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СП6.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. —528 с.

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СП6.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.— 704 с.

3. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.

Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе

Юлия Мамайчук
Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе

Конспект логопедического занятия для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа.

Тема: Звуки [M], [М’]. Буква М.

Учить детей определять направление звука в пространстве.

Подготавливать детей к усвоению звуко- слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

Научить детей четко произносить звуки [M] и [М’]. Дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Ввести в пассивный и активный словарь детей понятия: «согласный звук», «твердый/мягкий согласный звук».

Учить определять место звуков [M] и [М’] в начале, середине и конце слов.

Учить анализировать слоги типа АМ, МА.

Оборудование: синим и зеленый кружок с колокольчиком для обозначения звуков [M] и [М’], картинки со звуками [M] и [М’], буквы из разрезной азбуки, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Педагог завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

2. Дидактическое упражнение «Перед-между-после»

Педагог предлагает детям вспомнить, какие осенние месяцы они помнят. Просит произнести их по порядку. Затем педагог задает вопросы: какой первый осенний месяц? Последний? Перед ноябрем? После октября? Между сентябрем и ноябрем?

3. Знакомство со звуком [M].

Педагог предлагает детям отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная – мычит, сытая – жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

– Как мычит корова? (Ммм)

Педагог показывает перед зеркалом и объясняет детям артикуляцию звука [M]: когда мы произносим звук [M]:

• губки сомкнуты без напряжения;

• воздух выходит через ном;

Педагог показывает детям символ звука [M]: корова мычит: МММ. Затем объясняет, что звук [M] нельзя петь, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук – согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает», поэтому мы обозначаем звук [M] синим кружком с колокольчиком. Таким образом, ребенок усваивает характеристику звука [M].

4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: МММММММ… (вслед за взрослым произносить звук [M] длительно).

5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши».

Педагог произносит ряд звуков, слогов и слов и просит детей хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [M] (изолировано, в слогах, в словах):

М, а, у, м, м, и; ар, ам, ом, ор, ма, му, ка, са, мы; мак, суп, муха, сын, мука.

Педагог предлагает детям внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [M]:

Ма, мо, му, мы; ам, ом, им, ум.

Педагог предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

Ма-мо, ма-мы, му-ма, мы-му; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Педагог произносит слова, голосом выделяя в них звук [M], а дети называют одинаковый первый (последний) звук в словах:

Мак, машина, муха, мыло; дом, сом, ком, лом.

6. Задание «Выбери предмет»

Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [M] стоит:

В начале слов: мак, муха, маска, марка;

В конце слов: дом, сом, альбом;

В середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [M] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

7. Вспомнить вместе с детьми:

Месяцы года, в названии которых есть звук [M] (март, май)

Время года, в названии которого есть звук [M] (зима)

8. «Закончи предложение» (согласование местоимений с существительными):

Это моя … (шапка). Это мой … (дом). Это моё … (пальто). Это мои … (книги).

9. Знакомство со звуком [М’].

Педагог задает детям вопрос: «Как называется детеныш коровы (Телёнок).

Педагог обращает внимание детей на то, что телёнок маленький и мычит: Мьмь…

Затем знакомит детей с символом звука [М’]: телёнок мычит мьмь, характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий и обозначаем зелёным кружком с колокольчиком.

10. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М’]»:

Мь, а, у, п, мь: мя, ка, са, ми;

Мяч, суп, миска, Миша, кот.

11. «Повтори серию слогов»

Педагог предлагает детям внимательно прослушать и посторить слоговые ряды:

Мя-ме, ми-мю; амь-омь, умь-имь.

12. «Выбери картинки»

Педагог просит детей перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М’]:

Мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

13. Игры с картинками «Чего не стало?»

Дети закрывают глаза, педагог убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.

14. «Что изменилось?»

Дети закрывают глаза, педагог меняет местами картинки. Ребенок должен вспомнить и восстановить первоначальный ряд картинок.

15. Дифференциация звуков [М] – [М’]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [М]»:

М, мь, мь, м…; ма, мя, ми, му…; мяч, муха, Миша.

16. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

Игра с мячом: педагог произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [М’], возвращая мяч педагогу и т. д.

Ма-мя, мо -, му-, мы-…; мя-ма, ми-,мю-, ме-…

Детям предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М]/ [М’]:

Миша, Марк, Марина, Мирон, Мила…

18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке, серая малышка.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (Медведь)

19. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Летом – ульи ворошит. (Медведь)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха)

20. Выучить чистоговорки.

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – мы едим эскимо.

Мы-мы-мы – прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Ме-ме-ме – дай-ка травки мне.

21. «Определи звук»

Педагог произносит пару слов и просит детей определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

Мышка – мишка; мыла – Мила; мал – мял.

22. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, (ритмично сжимать пальцы в кулачки)

А теперь все дружно встали

Ручками похлопали. (Выполнять соответствующие движения)

Мы писали, мы писали, (ритмично сжимать пальцы в кулачки)

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем –

И опять писать начнем.

23. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд – смотрите сами! (О, Гофман)

– На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз со средними пальцами, а остальные – сжать в кулачок.

24. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков.

Согласный звук – синий кружок с колокольчиками, гласный звук – красный кружок.

Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА.

Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Инсценировка русской народной сказки «Алёнушка и лиса». Как один из приёмов в своей работе на логопункте я использую инсценировки небольших сказок. Дети старшей группы с фонетико-фонематическим.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1-ого класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1-ого класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Учащиеся с недостатками речевого развития нуждаются в специальной логопедической работе, поскольку специфические ошибки не могут быть преодолены обычными школьными приемами. Логопедическое занятие было проведено с учащимися общеобразовательной школы, имеющими нарушения речи. В процессе занятия дети актуализировали имеющийся словарный запас, продолжали формировать умение дифференцировать согласные звуки по звонкости и глухости, развивали моторные, графо-моторные и навыки правописания. Занятие было показано на муниципальном этапе республиканского конкурса «Учитель года – 2017» и было высоко оценено компетентным жюри, по итогам конкурса была награждена Дипломом лауреата.

Тема: «Дифференциация [ К – Г]»

1)закрепление умения различать звуки [к]-[г] по акустическим признакам;

2) совершенствование умений обозначать их на письме буквами Кк и Гг.

1)выделение заданных звуков среди других;

2) укрепление артикуляционной моторики в целях коррекции звукопроизношения;

3)дифференциация звуков на уровне изолированного произнесения, слогов, слов и предложений;

4)закрепление правописание парных согласных в конце слов.

-развитие направленного внимания, речеслухового восприятия операций сравнения, логического мышления, способностей к творческому высказыванию.

Обогащение и активизация словаря:

-существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок, -к, -ечк;

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, индивидуальные зеркала, колокольчики, тетради, ручки, индивидуальные карточки, изображения предметов (кустик, домик, гномик, кроватка, книжечка, грибок, гвоздик), магниты, магнитная доска.

Педагог приветствует детей, предлагает поиграть в игру. ( слайд 1-гном)

– Жил да был веселый гном. Он давно всем нам знаком.

Вдруг, он уменьшился слегка и превратился в…гномика!

– Чем отличается гномик от гнома ? (Он маленький)

-Совершенно верно! И дом у него маленький , и предметы в нем тоже маленькие. Поиграем в игру и подарим нашему гномику предметы. ( слайд 2-7-предметы)

-У гнома дом, а у гномика- … (домик)

Изображение предметов постепенно выставляются на доску.

-У гнома гриб, а у гномика- …(грибок)

-У гнома куст, а у гномика- …(кустик)

-У гнома гвоздь, а у гномика- …(гвоздик)

-У гнома кровать, а у гномика- …(кроватка)

-У гнома книга, а у гномика- … (книжечка)

-Правильно, я думаю, гномик сейчас очень доволен!

2.Подведение к теме.

Скажите на какие звуки начинаются эти предметы?(На звуки [к] и [г])

-Назовите слова, начинающиеся на звук К. (Кустик, кроватка, книжечка)

-Назовите слова, начинающиеся на звук Г.(Грибок, гвоздик, голосок)

– Назовите слова, в которых есть и звук К , и звук Г. (Грибок, гвоздик, голосок, гномик)

– Кто скажет, чему мы будем учиться сегодня?

(различать звуки [г] и [к])

– Правильно, сегодня мы будем учиться различать эти звуки и обозначающие их буквы К и Г. К доске прикрепляю эти буквы.

1.Дифференциация изолированных звуков.

1)работа с индивидуальными зеркалами.

-Давайте попробуем произнести звук К. (К-К-К)

-А теперь произнесем звук Г.(Г-Г-Г)

-Меняется ли положение языка и зубов во время произнесения этих звуков? (Нет)

-В таком случае, скажите, чем отличаются эти звуки? (находят отличие по глухости-звонкости)

-А если эти звуки отличаются только звонкостью, что можно про них сказать? (Эти звуки – парные)

2) игра «Звонкий-глухой».

– Некоторые гномы бывают глуховаты, а другие гномы наоборот не любят когда говорят звонко. Поиграем в игру «Звонкий-глухой»

-Звоните в колокольчик, если услышите звонкий звук , а если услышите глухой звук колокольчик будет молчать.(затем работа в парах, меняются парами)

2.Дифференциация звуков в слогах.

Игра с мячом «Верни слог с глухим звуком»

-Теперь мы с вами изобразим старых и молодых гномов. Прошу вас выйти ко мне и встать в круг, поиграем с мячом. Я буду говорить как старый гном с глухим звуком К (ка, ко, ку, ки, кы), а вы молодые гномики – вы мне возвращает этот слог уже с звонким звуком (га, го, гу, ги, гы)

3. Дифференциация звуков в словах .

-Все гномы очень любят природу. Обратите внимание на следующие слова, обозначающие животных и явления природы. Прочитайте их, вставив пропущенные слоги, ГА или КА.

-Кто желает прочитать слова? (читает)

Раду..(га), гор..(ка), вет..(ка), бел..(ка) , соба..(ка), лу..(га), ре..(ка), рыбал..(ка).

Гимнастика для глаз.

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глазки крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Глянь на носик, глянь на пальчик,

Глазки влево, глазки вправо —

Упражнение на славу.

1.Дифференциация звуков на уровне текста. Работа с индивидуальными карточками. «Буквы перепутались»

-Ребята, всякое может случиться в сказочном лесу у гномиков. Пока мы с вами закрывали глазки, буквы как ни в чем ни бывало меняют свое место и гномам нужно прийти им на помощь и поставить буквы там, где они должны стоять, а неправильные зачеркнуть. Послушайте, что может получиться.

Однажды гномик забрался на корку (горку). И увидел , что к нему по тропинке идут кости (гости). Тут он закричал своим тоненьким колоском (голоском):

-Друзья, давайте поиграем в икру! (игру)

-Ребята, что получается – когда буквы не на месте? (Слова могут поменять свой смысл)

-Давайте, сделаем так, чтобы в тексте все стало на свои места.

-Кто готов? Прочитай, пожалуйста, свой текст.

-Вы согласны, теперь все правильно?

Раз, два, три, четыре, пять,

Гномик вышел погулять.

Натянул свой колпачок,

Закрыл дверцу на крючок.

Он там весело шагал,

Он и прыгал, и скакал,

Громко песню напевал.

А домой он побежал.

3.Сочинение коллективной сказки по картинкам.

-Ребята, мы хорошо отдохнули? А сейчас вспомните, какие маленькие предметы подарили нашему гномику? (Кустик, кроватка, книжечка, грибок, гвоздик, голосок)

-Ребята, как вы думаете, что нужнее всего гномику, ели он захочет учиться в школе как вы? (книжечка)

-Как мы знаем гномы очень любят сказки. Предлагаю вам сочинить сказку про гнома и книжечку. Как мы ее назовем? («Гном и книжечка»)

-Сказку мы будем сочинять все вместе, каждый добавляет свое предложение.

Сочинение сказки. Педагог помогает при помощи наводящих вопросов.

-Как начинается любая сказка? (Жил да был … гномик.)

-Что было дальше?

-Что случилось с гномиком?

-Как книжечка попала к нему в дом?

-Как помогла ему книжечка?

-И чем же это закончилось?

5.Подведение итогов. Рефлексия.

Молодцы, ребята! Как вы думаете, вы т красивую сказку сочинили про гномика?

-Мне очень хочется подарить вам этих красивых гномиков и надеюсь, что вы сочините еще много сказок и в школе, и дома с родителями.

-Чему вы сегодня научились?

-Легко ли вам было? А что было трудным?

-Понравилось ли вам?

-Спасибо вам, ребята! Желаю вам успехов в вашей учебе!

Список использованной литературы:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.— 224 с: ил.

2. Дорофеева С.Е., Семенюта Л.В., Маленьких Л.А.: Коррекция нарушений речи у младших школьников. – Сфера, 2011. – 64 с.

Сценарий логопедического досуга для детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Елена Шолохова
Сценарий логопедического досуга для детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Цель: закрепление навыков чтения и письма, фонематических процессов.

1. Закрепить знания детей о речевых единицах – звуке, букве, слоге, слове, предложении.

2. Закрепить навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, умение делить слова на слоги.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление

4. Развивать мотивацию к школьному обучению, эмоционально-волевую сферу

5. Воспитывать чувство товарищества

Оборудование: 2 мольберта, звуковые схемы слов, предметные картинки, зашумленная картинка с буквами, карточки с цифрами и буквами, карточки со слогами на разных геометрических фигурах, мяч, карточки со словами.

Ход игры:

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы». Интеллектуальной она называется потому, что именно здесь мы выясним, кто из вас лучше подготовился к школе. Кто из вас самый умный, догадливый, сообразительный и грамотный. Будьте внимательны! За правильный ответ вы будете получать орден, а решать, кому этот орден вручить будет компетентное жюри.

Тему нашей игры вы отгадаете, если определите первый звук в этих словах и составите из них новое слово (гамак-ракета-аист-маска-облако-топор-арбуз). Правильно ребята, это слово ГРАМОТА.

II. Основная часть.

1. Логопед: Каждый маленький ребенок

Знает истину с пеленок:

– если ротик открывать –

Можно звуки получать!

И, не зная о науке,

Издает любые звуки!

Изучая белый свет,

Открываем мы секрет:

– чтобы звуки записать

Надо буквы детям знать!

– Сейчас мы увидим, знаете ли вы буквы. Будьте внимательны! Вам нужно сказать, сколько букв спряталось на картинке (детям предлагается зашумленная картинка с изображением букв. Кто справился с заданием правильно и быстро – получает орден)

2. Логопед: А теперь, посмотрите на буквы, которые вы нашли и составьте из них новые слова. Орден получает тот, кто придумал больше всех слов (игра «Составь слово»)

3. Логопед: В Алфавит ты посмотри:

Букв там ровно тридцать три!

Чтобы им на ровной строчке

не скучать по одиночке –

буквы парами собрались,

по линейке подравнялись,

словно в цирке…а в итоге

мы из букв имеем слоги!

– Ребята, а что такое слог? Да это часть слова. Сейчас мы будем делить слова на части. У вас есть карточки с цифрами, я выставляю на магнитную доску картинку со словом, вы определяете количество слогов в слове и показываете мне соответствующую цифру. Жюри учитывает ваши правильные ответы (игра «Сколько?»)

4. Логопед: Ребята, слоги очень непоседливые и дружные малыши. Они очень любят игру «Поезд». Как в поезде вагоны держатся друг за друга, так и слоги в словах. Последний слог первого слова является началом следующего.

(камыши-шина-насос-соска-каша-шары-рыба-бабушка-карандаш) Тот, кто не ошибается, получает орден (игра «Поезд»)

5. Логопед: О слогах идет молва:

Состоят их них слова!

У слогов такой закон:

Если сложим слоги вместе,

Слов получится не двести.

Ну, а целый миллион!

– Посмотрите ребята, сколько слогов здесь у нас. Нужно их них сложить слова. Я вам дам небольшую подсказку. Ищите слоги в одинаковых фигурах и складывайте из них слова.

(игра «Сложи слово»)

– Молодцы ребята, собрали и прочитали все слова. А теперь пора отдохнуть!

Динамическая пауза: Дети выполняют движения согласно словам текста.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Продолжать игру пора!

6. Логопед: А теперь предлагаю поиграть! Становитесь друг за другом. Играй, не зевай, слово называй! (игра «Мяч передавай – слово называй» дети придумывают слова на заданный звук, передавая мяч над головой)

7. Логопед: Ну а сейчас пришло время игры со зрителями. Зрители готовы? Я показываю букву, а вы придумываете слова.

(игра «Придумай слово с данным звуком»)

8. Логопед: Словно бусинки на нитке,

встанут звуки ровным строем –

и на небольшом постранстве

мы слова из них построим.

– Вот незадача, звуки на наших ниточках есть, а слова к ним мы не подобрали. Давайте рассмотрим схемы слов. Сколько в этом слове звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько из них мягких согласных звуков? Сколько твердых? Обратите внимание, схему слова я вешаю на правый мольберт, а слова, из которых нужно подобрать подходящее – на левый. Слова подбирай и на другой мольберт переставляй.

(игра «Подбери картинку к схеме слова»)

9. Логопед: Мы скомандуем парадом

И слова поставим рядом –

Получилось в этот раз

Предложение у нас!

– Вы ребята сейчас превратитесь в слова. А слова в предложении должны располагаться правильно. Каждое слово должно занять свое место. У нас четыре предложения. Будьте внимательны. Раз-два, раз-два, начинается игра!

(игра «Подвижные слова»)

III. Заключительная часть.

Логопед: Мы словами поиграли,

Словно в мячик, между строк

А теперь пора закончить

– Ну что же, наша интеллектуальная игра закончилась. Осталось подвести ее итоги. Давай посчитаем, у кого из вас больше всего орденов. Давайте похлопаем победителям! Вы настоящие умники и умницы! Я надеюсь, ребята, что в школе вы будете получать только хорошие оценки (звучит музыка, вручаются поощрительные призы)

Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год. Ребёнок, переступивший порог школы, должен соответствовать.

Сценарий досуга для детей подготовительной группы «Партизаны края» Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свой народ, победивший в Великой Отечественной войне. Задачи: знакомить.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква А» ТЕМА: «Звук и буква А». ЦЕЛЬ: – познакомить детей со звуком и буквой А. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные (Образовательная область «Речевое.

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Цветы» Тема: «Цветы» Цель: Обобщить знания и представления о цветущих растениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Систематизировать знания.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы для детей с общим недоразвитием речи III уровня Тема: “Формирование операций анализа предложения на основе наглядно-графических схем у детей с общим недоразвитием речи” Цель: -Продолжать.

Конспект ООД для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Дифференциация звуков [К], [К’]» Коррекционно-образовательные цели: 1. Обучать детей составлению рассказа с опорой на схему. 2. Совершенствование грамматического строя речи:.

Краткосрочный проект в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Моя улица. Мой город» На этой большой планете, В огромной такой стране, Есть город один на свете, Который так дорог мне. Актуальность проекта Неотъемлемая.

«Использования игр и игровых приемов при формировании речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Тема: «Использования игр и игровых приемов при формировании речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Дети с ФФНР относятся.

Сценарий досуга для детей подготовительной группы «Праздник грамоты» Досуг для детей подготовительной группы «Праздник грамоты». Задачи: • Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные»..

Сценарий досуга «Я-маленький спасатель» в подготовительной к школе группе Задачи:1. Учить детей правильно вести себя на открытых водоемах. 2. Показать умения передвижения в воде способом «кроль» на спине/груди, «брассом».

Читайте также:  Итоговая НОД в старшей логопедической группе В гостях у Совы-Говорушки
Ссылка на основную публикацию