Конспект лексико-грамматической НОД Родной край

Конспект лексико-грамматической НОД по теме «Родной край»

Данное интегрированное занятие позволяет в доступной для детей форме познакомить их с природой родного края, способствует формированию интереса и любви к своему краю. Кроме того, дети знакомятся с поэзией детских Кубанских поэтов.

Конспект составлен в занимательной форме. В работе используется мультимедийная установка и яркие слайды с видами Кубанской природы, а также использованы стихи кубанских поэтов.

Тема интегрированного занятия: «Путешествие капельки воды»
Подготовительная группа, ОНР

• Систематизировать знания детей о нашей малой Родине — Краснодарском крае, городе Краснодаре.
• Способствовать углублению и обобщению представлений детей о природных ресурсах нашего края, его истории.
• Формировать лексический запас детей по данной теме, упражнять в словообразовании: (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами ), подборе однокоренных слов.
• Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять их.
• Закрепить технические навыки лепки.
• Воспитывать эстетический вкус и любовь к родному краю и его природе.

Оборудование: мультимедийная установка, слайды с панорамными снимками объектов природы Краснодарского края, картинки: река, облако, трава, гора; солёное тесто, стеки, салфетки, бублики .

I. Организационный момент:

1. Предварительная беседа.

– Доброе утро, ребята. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Почему вы так думаете?

– Правильно, лето. Погода замечательная, светит яркое солнышко, дует лёгкий ветерок. По небу плывут лёгкие облачка. И в одном из них живёт маленькая, лёгкая, прозрачная капелька. Она очень добрая и весёлая и, как все малыши, очень любознательная. Ей интересно всё: и куда ветерок несёт её облачко, и что там внизу, на земле?

Показ слайдов с панорамными снимками объектов природы:: степь, море, горы с одновременным чтением текста стихотворения.

Люблю тебя, мой край степной,
За широту земли,
За то, что ты передо мной
Дороги расстелил.
За все сады и тополя, за радость наших лет.
За то, что чёрная земля
Рожает белый хлеб.

Люблю тебя, мой край морской,
Твой ласковый приют,
Где чаек взлёт над синевой
Как праздничный салют.
Люблю за эту синь и даль,
За солнце на волне.
За то, что ты хранишь печаль
О павших на войне.

Люблю тебя, мой горный край,
Орлиная страна!
С твоих вершин посмотришь вдаль –
Вся Родина видна.
Люблю за то, что тут звенят
Высокие леса.
За то, что ты поднял меня
В родные небеса.

2. Беседа по содержанию просмотренных слайдов и стихотворения.

Сейчас мы вместе с Капелькой видели очень красивые картины. Что было изображено на этих картинах?

– Правильно, мы видели и степи, и леса, и море, и горы. И всё это наш родной Краснодарский край. Ребята, как ещё, называют наш край?

– Верно, Кубанью. Это неспроста. Потому что главная река нашего края называется Кубань. Она берёт своё начало высоко на горе Эльбрус и имеет протяжённость 870 км. Когда Капелька увидела такую большую реку, ей очень захотелось стать частью этой могучей реки. Тут как раз и ветер подул сильнее, согнал несколько облачков в тучку и пошёл дождь. Капелька вместе со своими подружками стремительно понеслась вниз и попала в ту самую реку Кубань. Кубань несёт свои воды и по горам, и по равнинам и по полям. И все ждут её, зовут её. Ведь она поит своей водой и поля, и леса, и горы. Люди любят Кубань, поют о ней песни и слагают стихи.

II. Известный кубанский писатель Иван Варавва написал стихотворение “ Бежит река Кубанушка ” (стихотворение читает ребенок)

Бежит река Кубанушка
Кружится голова.
Ложится долом травушка,
Зелёная трава.
Кубань– река бурливая,
Весёлая волна.

Вы обратили внимание, как ласково назвал поэт реку Кубань. Капельке очень понравилось, ведь она тоже часть Кубанушки. И решила она сама придумать такие ласковые слова, а мы ей поможем:

1. Игра «Назови ласково»

Река – реченька, капля -…, облако — …, земля — …, трава — …, голова — …

Другие капельки прислушались, им тоже понравилась эта игра, они взялись за ручки и стали, как бусинки-сестрички. Решили и они поиграть, только они стали подбирать из слов-родственников и создавать целые цепочки.

2. Игра: «Подбери родственников»

Река — речка — реченька — речушка — заречный — речной — речонка;

Интересные игры, но капелькам нашим озорницам на месте не сидится, хочется подвигаться.

III. Ритмическое упражнение «Капли»

Капля — раз, капля – два,
Капли медленно сперва.
Стали капли ударят,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом (быстрые удары пальчиками по столу)
Всё бегом, бегом, бегом.
– До свиданья, лес густой!(прощальные взмахи ладонями)
Побежим скорей домой. (удары пальчиками по столу с ускорением)

IV. А теперь наша капелька приплыла в город – столицу Кубани. А кто скажет, как называется столица нашего края? (Краснодар)

– Ребята, но ведь не всегда этот город так назывался. В 1793 году был основан казаками – запорожцами. Когда – то очень давно эти земли населяли черноморские казаки, которые защищали южные границы Российской империи от Турции. За их мужество и самоотверженность Кубанские земли были пожалованы императрицей Екатериной II казакам. Они построили селения и города, в том числе и наш город, который назвали в честь царицы Екатеринодаром . (слайд 11 )

– Посмотрите, как прекрасен наш город, какой он большой, сколько в нём замечательных улиц, домов, памятников, парков, фонтанов. А самое большое богатство нашего города – это люди, мы с вами. Мы любим свой город, стараемся украсить его, ухаживаем за ним. К нам приезжает много гостей полюбоваться нашим прекрасным городом:

Краснодар – прекрасное творенье,
Созданное чуткими руками,
Красоты дыханье, вдохновенье,
На века оставшееся с нами.

Каждый уголок твой необычен:
Здесь многоэтажные громады,
В небо устремились так величественно
И летящие в заоблачные дали.

Но лишь стоит сделать шаг в сторонку
И другой ты видишь Краснодар,
Мощные старинные постройки
Зодчих неуёмных старый дар.

Вот такой мой город
Очень разный!
Удивительный, немного необычный,
Но родной и самый благодатный
Краснодар – Кубанская столица.

V. А река наша несёт свои воды дальше, и Капелька бежит, вместе со всеми, трудится наша река Кубань: несёт на своих водах пароходы, даёт человеку рыбу, поливает землю. Очень устала Капелька, только приостановилась, да залюбовалась закатом:

Варвара Бардадым «Солнышко на столе»

Вот и солнышко устало,
Спать ложится за стожок.
Воротилось с луга стадо,
Вышел месяца рожок:

– Что такое!
Кто там в поле?
Кто грохочет в барабаны?
Ходят по полю огни.

Это трудятся комбайны,
Убирают хлеб они
От зари и до зари.
Вот ещё, ещё денёк…

Сжат последний колосок!
Слава,
Слава хлеборобам,
Уваженье и почёт!

VI. Лепка из солёного теста : «Угощение куклам к празднику».

VII. Итог занятия:

– Сегодня мы с вами вместе с Капелькой совершили большое путешествие по нашему родному и любимому Краснодарскому краю. Край наш очень красив и богат. Мы любим свой край, нашу малую Родину – Кубань.

Угощение хлебо-булочными изделиями:

Мы слепили угощение для своих кукол. А для нас приготовила угощение Капелька, ведь с её помощью испекли этот пышный каравай. Скажем ей «спасибо».

Гранкина Ольга Борисовна,
учитель – логопед МДОУ № 156

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи тема: «Дикие животные наших лесов, их детеныши» для детей подготовительного к школе возраста с ТНР

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматической стороны речи

Тема: «Дикие животные наших лесов, их детеныши»

для детей подготовительного к школе возраста с ТНР

Крутецкая Антонина Павловна

Цель : способствовать расширению, активизации и обобщению словаря по теме дикие животные наших лесов и их детеныши, их жилища, названия способов передвижения, внешнего вида, образе жизни.

Закреплять знания детей о диких животных, их детенышах;

Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных;

Формировать практические навыки правильного употребления предлогов при составлении предложений.

Расширять и активизировать словарный запас по теме.

Развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

Развивать познавательные способности, воображение, творчество;

Развивать и совершенствовать умение грамматически правильно оформлять речь;

Способствовать развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

Формировать умение работать в коллективе;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда;

Воспитывать гуманное отношение к животным.

Оборудование : столы, стулья по количеству детей, ИКТ, фишки, поощрительные наклейки.

Демонстрационный материал: сюжетная картина «Лес», презентация на ИКТ.

Предварительная работа:

Знакомство с темой дикие животные наших лесов, их детеныши;

Развивающие и дидактические игры: «Сосчитай до пяти», «Найди лишнее слово», «Чей?Чьи?»

Организация НОД:

Деятельность проводится в логопедическом кабинете с подгруппой детей. Дети сидят за столами.

Вводная часть

Учитель-логопед здоровается с детьми и предлагает размять ручки (пальчиковая гимнастика):

«У кого какая шуба?»

Шуба серая у волка,

Шуба ежика в иголках,

Шуба рыжая лисы –

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди

И погода хмурая.

Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб».

Качают головой из стороны в сторону.

Логопед: Ребята, про кого был стишок? (Дети отвечают)

Логопед: Правильно. Про каких? (Дети перечисляют животных)

Логопед : Все верно. Однако в стишке были не все животные, которые живут в лесу. Предлагаю вам окунуться в лесной мир и сыграть в викторину, которая позволит нам узнать, кто из вас лучше знает животных, которые живут в наших лесах.

(Логопед готовит фишки-награды и объясняет детям, как играть в викторину).

Логопед : сегодня я буду ведущим нашей лесной викторины, где каждый из участников сможет заработать приз, отвечая на вопросы. Правильный ответ – фишка. В конце нашей викторины мы подсчитаем фишки и дети, которые соберут более 10 фишек получат приз (наклейка).

Основная часть

Логопед: Сейчас мы оказались с вами в лесу, спрятались в кустах и наблюдаем за животными. Давайте поиграем в игру «Сосчитай до пяти»: Один косолапый медведь – два косолапых медведя – три косолапых медведя – четыре косолапых медведя – пять косолапых медведей; хитрая лиса; колючий ёж; трусливый заяц. (Дети отвечают).

Логопед: В кустах прячемся не только мы с вами, но и другие животные, и у кого-то торчат уши, а у кого-то хвост. Давайте попробуем с вами определить «Чьи уши? Чей хвост?» У белки -беличий, беличьи; у волка; у медведя; у зайца; у лисы; у оленя; у барсука; у рыси. (Дети называют части животных).

Логопед: Все мы молодцы. Теперь давайте попытаемся угадать с вами, как называются детеныши у лисы, медведя, волка, лося, бобра, белки (Дети называют детенышей) .

Логопед: Засиделись мы с вами в кустах, давайте пройдемся с вами по лесной тропинке и послушаем звуки леса. Вы слышите волк воет. А как подает голос медведь? Кабан? Сова? Лиса? (Дети отвечают).

Логопед: Теперь мы прошлись и давайте присядем с вами на пеньки и подумаем, какое слово не подходит: Волк, проволока , волчонок, волчица; Белка, белочка, белый , беличий. (Дети называют неверное слово).

Читайте также:  Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР

Логопед : Дорогие участники викторины настало время прерваться и перевести дух от напряженной игры, давайте взбодримся и попытаемся превратится на минутку в зверей.

Динамическая пауза

Логоритмическое упражнение «На водопой»

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок,

За мамой лисицей крался лисенок

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шел медвежонок .

За мамою белкой скакали бельчата

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят.

Идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Крадутся на носочках.

Двигаются на присядках.

Идут в перевалку.

Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней.

Крадутся большими шагами.

Поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают лакательные движения.

Логопед : теперь вернемся на свои места и продолжим. У каждого животное есть свой уютный дом. Давайте с вами попробуем представить эти дома и закончить предложения:

В берлоге живет…

В норе может жить…

Зимой в лесу можно встретить…

Зимой в лесу никогда не увидишь…

(Дети придумывают конец к предложениям)

Логопед: Все молодцы отлично справляются с викториной. Теперь серьезный вопрос: «Что общего и чем отличаются эти животные?» – белка и лиса; бобр и выдра; медведь и барсук; лиса и волк; лось и олень (Дети смотрят на изображения зверей и отвечают).

Логопед: Лесные жители на то и лесные, чтобы жить в лесу. Однако человек очень часто употребляет поговорки, связанные с лесными обитателями, давайте попробуем их объяснить и понять «Когда так говорят?» – Держать в ежовых рукавицах; Медведь на ухо наступил; Волков бояться – в лес не ходить. (Дети высказывают свои предположения и доводы).

Логопед: Мнение каждого имеет право на существование. Давайте с вами попробуем объяснить значение слов – длинноухий и косолапый (Дети объясняют значение слов).

Логопед: В заключении нашей прогулки по лесу давайте еще раз рассмотрим картинки животных, о которых мы с вами сегодня говорили и попробуем узнать «Кто здесь лишний?» -Волк, лиса, кошка , медведь; лось, волк, заяц , олень; сова, сорока, заяц , ворона (Дети называют лишнее животное и объясняют свой выбор).

Логопед : Замечательно. Викторина подходит к концу, пересчитайте свои фишки (Дети считают фишки. Если у кого-то оказалось меньше, чем у других ведущий задает дополнительные вопросы).

Логопед : итак, наступило время хитрых вопросов и загадок.

У кого больше лап – у лисы или белки?

Сколько у двух зайцев ушей, хвостов, лап?

Кого больше – зайцев или заячьих ушей?

Кто больше: волчонок или волчица?

Я оранжевый зверек,

Шубка теплая, как грелка,

Хвостик мягки, как пушок,

Я – старательная … (Белка)

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну. (Волк)

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Логопед : Наша викторина подошла к концу, уважаемые участники пересчитайте фишки.

Логопед : о чем была сегодняшняя викторина?

Логопед : Вам понравилось? Было весело?

Логопед : спасибо вам за отличную игру. А теперь получите призы. (Логопед контролирует, чтобы все дети получили призы, и никто не остался не отмеченным).

Используемые материалы:

С. И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет»;

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в старшей группе «Родной город»

Ольга Бычкова
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в старшей группе «Родной город»

Коррекционно-образовательные цели: Расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме «Наш город» (город, Новочебоксарск, река, Волга, улица, проезд, площадь, музей, театр, прекрасный, красивый, стоять, строить, ездить, посещать, любоваться.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к родному городу.

Оборудование: мультимедийная установка и ноутбук, мольберт, цветы, ваза.

Игровая ситуация «Приглашение на экскурсию по городу»

Организационный момент. Отгадывание темы занятия

В Чувашии город есть,

Невозможно глаз отвесть.

Мы в нём проживаем

И названье отгадаем.

Подбор родственных слов к слову-отгадке Новочебоксарск.

Подсказка: Люди, живущие в Новочебоксарске – новочебоксарцы. Мужчина, живущий в Новочебоксарске – новочебоксарец. Магазин в Новочебоксарске – новочебоксарский.

Ситуативный разговор «История возникновения города»

– Ребята, вы все сейчас называли свою фамилию, имя и отчество. – Кто же вам дал имя, отчество и фамилию? (Родители) – А когда родители дали вам имя, отчество и фамилию? (Когда мы родились) – Правильно. Каждая семья, каждый человек отмечает свои семейные и личные праздники. – Какой же из них самый главный? (День рождения) – День рождения может быть не только у человека.

— У кого еще может быть день рождения? (Ответы детей) — Свой день есть и у книги, игрушки, дома и даже у целого города. Городам, как и людям, дают «имена», горожане отмечают их дни рождения. Вот и у нашего города день рождения, 18 ноября ему исполняется 59 лет.

— Ребята, скажите мне, как называется место, где человек родился и вырос? (Россия, Родина, малая Родина) – Что означают слова Родина и малая Родина? (Родина – это страна, в которой мы живем, а малая Родина это место, где человек родился и вырос.) – Назовите вашу малую Родину? (город Новочебоксарск) – Как называются жители нашего города? (новочебоксарцы).

Просмотр презентации «Новочебоксарск»

Пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу»

Мы по городу шагаем,

(«шагают» пальчиками по столу)

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

(загибают поочередно пальчики, начиная с большого)

Беседа по содержанию презентации – «свободный» диалог. Планируемые вопросы детей (при необходимости логопед помогает детям, начиная вопрос, подсказывая ключевое слово, предлагая опорные слова): – Как называется наш город? – Город Новочебоксарск какой? – Названия каких улиц в нашем городе вы знаете? – Как называется центральная площадь нашего города? – Что есть в каждом городе? – Где работают люди? – Где отдыхают люди? – Где учатся школьники? – Куда водят детей? – Какой транспорт ходит в городе? – Какие достопримечательности нашего города вы знаете? – Что является украшением города?

Дидактическое упражнение «Потому что, потому…»:

Город — это крупный населённый пункт, потому что (в нём живёт много людей). В городе много магазинов, в которых продают продукты и промышленные товары, потому что ….(для большого количества людей нужно много продуктов и разных товаров). В городе много поликлиник и больниц, потому что …. (Много людей болеет и лечится). В городе строят высотные дома, потому что…. (в одноэтажных домах нельзя расселить всех людей в городе).

Показ презентации по типу игры «Четвертый лишний»:

1. Какие профессии есть в нашем городе?- Учитель, строитель, хлебороб, шофер. (В нашем городе есть профессии: учитель, строитель, шофер).

2. На какой улице находится наш детский сад? На Молодёжной улице, проезде Энергетиков, ул. Строителей, Зелёном бульваре, (Наш детский сад находится на ….)

В городе, в городе Жизнь всегда бьёт ключом.

Некогда городу нашему скучать.

Здорово, здорово! И тоска нипочём!

Всё мне о городе хочется узнать.

Почему так назвали проезд Энергетиков, улицу Строителей (Солнечной, Зелёным бульваром?

Отгадайте-ка, ребятки, Вы о городе загадки. Я начну стихи читать, Вам придётся продолжать.

1. В нём есть картины удивительные, Картины редкие и восхитительные. Но покупать их не позволят. Не потому, что много стоят. Ведь это клад страны моей, Не магазин здесь, а… (музей)

2. Здесь можно опустить письмо, отправить телеграмму, по телефону позвонить в командировку маме. Ты можешь здесь купить конверт, послать посылку срочно, всем передать большой привет, ведь это здание- … (почта)

3. Люди в белом, не скучают, не сидят без дела – курс леченья назначают эти люди в белом. Если кто- то заболел – все идут лечиться в городскую, областную, детскую… (больницу)

4. Это что за чудный дом? Сто детишек в доме том. Дом детишкам очень рад. Что же это… (детский сад)

Физпауза при работе за столом

Мы по городу шагаем (шаг на месте)

То, что видим,называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево)

Ярмарки и магазины (поворот вправо)

Скверы, улицы, мосты

И деревья, и кусты! (Потянулись вверх — присели)

Д/и. «Букет красивых слов».

-Ребята, давайте соберем букет красивых слов. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и ставит свой цветок в вазу.

(зелёный, молодой,, современный, спортивный, уютный, красивый, родной, большой, добрый, любимый, милый, промышленный, гостеприимный, яркий, интересный)

-Вот какой букет красивых слов мы собрали.

Дидактическое упражнение “Назови ласково”

Улица- улочка, адрес- адресок, дорога – дорожка,

Город- городок, дом – домик, клумба – клумбочка,

Магазин- магазинчик, сад- садик, мама- мамочка,

Машина- машинка, дерево- деревце, папа- папочка,

Сквер- скверик, двор- дворик, река –речка.

-Дорогие ребята! Вы хорошо знаете наш любимый город Новочебоксарск и можете называться юными новочебоксарцами. Любите свою Родину. Старайтесь побольше узнать о ее людях и истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Любите свой город,ухаживайте за ним: не сорите, берегите чистоту и украшайте родной город добрыми делами.

Театрализованная деятельность как одна из форм развития лексико-грамматических средств языка и связной речи детей Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как одна из форм развития лексико-грамматических средств.

Театрализованная деятельность, как одна из форм развития лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ОНР На мой взгляд, данная тема актуальна, поскольку мы наблюдаем рост количества дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Это расстройство.

Формирование лексико-грамматических категорий языка с использованием метода мнемотехники «Зима» Формирование лексико-грамматических категорий языка с использованием метода мнемотехники тема «ЗИМА» Тип занятия: фронтальное. Цели: 1).

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Человек» Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи.. Тема: Человек. Части тела (1.

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Королевство Зимы» Цель: закрепить и активизировать словарный запас по теме «Зима» Задачи: 1. коррекционно-образовательные: упражнять в подборе родственных.

Конспект открытой НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Помощь инопланетянке Тике» Тема: Помощь инопланетянке Тике» Цель: преобразование существительных родительного падежа множественного числа в единственное число. Задачи:.

Конспект занятия «Город» по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей Цель занятия: расширение и активизация словаря по теме; подбор признаков к предметам; согласование прилагательных с существительными;.

Конспект занятия по закреплению лексико-грамматических категорий языка Лексическая тема «Золотая осень» ПЯТНИЦА Утро: Д/игра «Назови ласково» Цель: закреплять лексико – грамматические категории языка. Солнце.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка с элементами нейропсихологии Аннотация : Подгрупповое занятие по формированию грамматических стереотипов словоизменения и словообразования для старших дошкольников с.

Читайте также:  Логопедическое занятие в подготовительной группе

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Глаголы-антонимы. Тим и Том» Цель: Закрепить представления детей о словах-антонимах, учить подбирать антонимы разных частей речи (в том числе – глаголы.) Задачи: стимулировать.

Лексико-грамматическое занятие на тему «Наша Родина – Россия»

Коррекционно-образовательные:

– познакомить детей с флагом, гимном и гербом России;

– закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;

– развивать умение согласовывать слова в предложениях;

– активизировать словарь по теме;

– закрепить умение распространять предложения определениями;

– закрепить усвоение степеней сравнения прилагательных;

– упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа;

– упражнять в умении подбирать родственные слова;

Коррекционно-развивающие:

– закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

– развивать общую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать любовь и чувство гордости за нашу Родину.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети садятся за столы. Воспитатель читает стихотворение «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и добрых товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается,

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

2. Объявление темы.

Сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое Родина для каждого человека и с чего она начинается.

3. Вводная беседа.

Так с чего начинается Родина? Родина – это страна, в которой вы родились, это дом, в котором вы живете, это родные и друзья.

Наша страна – Россия. У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг в России ввел царь Петр 1. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел.

4. Развитие лексико – грамматических категорий.

Игра «Где я живу?»

Моя страна называется … (Россия)

Столица нашей страны — … (город Москва)

Мой город называется — …(Покровское)

Игра «Какой, какая, какое?»

Город в России — российский город.

Деревня в России – российская деревня.

Паспорт гражданина России — российский паспорт.

Москва — столица России – российская столица.

Народ, который живет в России – российский народ.

Памятники России – российские памятники.

5. Составление распространённых предложений. Дидактическая игра «В Москве много… »

– В Москве много улиц.

– В Москве много (каких) улиц?

– В Москве много (красивых, зелёных, чистых, длинных, широких) улиц.

– В Москве много домов.

– В Москве много (каких) домов?

– В Москве много (красивых, высоких, многоэтажных, кирпичных) домов.

– В Москве много площадей.

– В Москве много (каких) площадей?

– В Москве много (больших, красивых, шумных) площадей.

– В Москве много деревьев.

– В Москве много (каких) деревьев?

– В Москве много (больших, красивых, высоких, зелёных, молодых, старых) деревьев.

6. Физ. минутка

Нет на свете Родины красивей — (Дети шагают на месте)

Боевой страны богатырей. (Изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия, (Шагают на месте)

От морей простерлась до морей. (широко разводят руки)

7. Усвоение степеней сравнения прилагательных. Дидактическая игра «Закончи предложение»

– Ребята Ижевск город небольшой, но очень красивый, уютный, чистый, благоустроенный. Москва город большой.

– В Ижевске улицы длинные, а в Москве ещё … (длиннее) .

– В Ижевске улицы шумные, а в Москве ещё … (шумнее) .

– Теперь похвалим наш Ижевск.

– В Москве деревья роскошные, а в Ижевске ещё (роскошнее) .

– В Москве дома прочные, а в Ижевске ещё … (прочнее) .

– В Москве люди трудолюбивые, а в Ижевске ещё … (трудолюбивее) .

– В Москве люди добрые, а в Ижевске ещё … (добрее) .

8. Игра «Семейка слов».

Логопед: Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина. Каким словом можно назвать папу и маму? (родители) А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (родственники) Какой брат у тебя есть? (родной) А кто живет в нашей стране? (народ) Какую песню мы пели? (народную) Как по другому можно назвать ключ, бьющий из под земли? (родник) Перечислите все слова.

Логопед: – Как вы думаете, сколько народов проживает в России? (Дети называют национальности: русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики и т.п.). А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

9. «Главные праздники России».

– В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.

Дед Мороз принес подарки,

Их под елочку кладет.

Наступил веселый, яркий,

Лучший праздник… (Новый год).

Чтоб на всей большой Земле

Мир настал для человечества,

Отмечаем в феврале

День… (Защитника Отечества).

Если нам куда-то надо,

Путь найти поможет карта.

Если нам нужны награды,

Быстрый бег начнем со старта…

А весной мы встретить рады

Женский день… (Восьмое марта).

Музыка, флаги, шары и цветы,

Столько весенней вокруг красоты!

Первого мая отметим всегда

Радостный праздник… (Весны и труда).

Идет парад, гремит салют,

Звучит оркестр там и тут,

Не только прадеды и деды

Встречают славный… (День Победы).

12 июня мы отмечаем день Рождения России.

10. Наша Родина, какая она? — Необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная.

Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась?

Любить, беречь, защищать, сохранять ее богатства.

Как называются люди, которые стоят на страже Родины? (Защитники Отечества)

11. Игра «Что в лесу растет, кто в лесу живет». (Ответы детей. Деревья, грибы, ягоды, кустарники, трава. В лесу живут: белки, лисы, зайцы, волки, медведи, мыши, бурундуки и т.п.) Цель: в игровой форме закрепить знания детей о растительном и животном мире русского леса. Ход игры.

Логопед предлагает детям встать в круг. Для игры понадобится мяч. Логопед задает вопрос: «Что в лесу растет?» – и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет любое растение и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, логопед снова задает вопрос: «Кто в лесу живет?» – и бросает мяч ребенку. Дети отвечают.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край».

Скачать:

ВложениеРазмер
kubn.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы

Лексическая тема: «КУБАНЬ – РОДИМАЯ ЗЕМЛЯ».

Цель: Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край».

  • упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
  • учить образовывать предложные конструкции.
  • развивать логическое мышление и связную речь детей;
  • активизировать словарь по теме;
  • формировать представления детей об истории родного края;
  • развивать умение согласовывать слова в предложениях;
  • закреплять знания детей о том, чем славится Кубань.

– воспитывать у детей познавательный интерес к истории Кубанского казачества;

– воспитывать любовь к родному краю.

Методы и приемы: словесные, словесные с опорой на наглядность, наглядные, игровое мотивирование, ИКТ.

Словарная работа: Кубань, кубанская земля, Краснодарский край, «казак», «казачка», «казачий круг», земляки, саманная хата, плетень, крынки, макитра, рушник.

Оборудование: картины, детские рисунки, альбомы с иллюстрациями, цветные карандаши, макет «Кубанское подворье», ИКТ.

Предварительная работа : рассматривание альбомов, иллюстраций, картин, предметов быта кубанского казачества; беседы о городе, крае; разучивание кубанских песен, игр, хороводов, поговорок и пословиц.

Зал оформлен картинками, детскими рисунками на тему: «Кубань, ты наша Родина!». Звучит музыка, на экране слайды по теме: «Славься, Кубань».

Шумят, шумят желтеющие нивы, Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой,

Земля отцов – моя земля.

2. Беседа по теме.

– Ребята, кто из вас знает, как можно назвать нашу малую Родину одним красивым словом? (Кубань). Всех жителей городов, станиц, поселков Краснодарского края можно назвать одним словом – «кубанцы». А еще все мы – земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая Родина.

Древняя земля Кубани раскинулась с севера на юг. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. На Кубани два моря: Азовское и Черное. Много у нас равнинных и горных рек. Есть озера, плавни и лиманы. Самая большая река – Кубань. Отсюда и название нашей малой Родины. Среди наших земляков – кубанцев – люди многих национальностей: русские, адыгейцы, украинцы, греки, армяне. Нам с вами повезло, что мы живем в таком удивительном месте. Кубань недаром называют жемчужиной России. Обильна и плодородна ее земля, уникальна и

самобытна народная культура, славная история казачества, великие военные и трудовые подвиги кубанцев.

  • Дети, как называется столица Краснодарского края? (Краснодар).
  • А сколько больших, красивых городов на нашей земле! Какие города Краснодарского края вы знаете? (Ейск, Анапа, Сочи. )

3. Дидактическое упражнение «В нашем крае» .

Составление распространенных предложений.

В нашем крае много городов. Каких?

(Красивых, современных, больших, зеленых, благоустроенных, чистых, . )

– В нашем крае проживает много людей. Каких?
(Трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных, умных, красивых,
гостеприимных, смелых. )

Главное – это люди, ваши земляки. Все те, чьим трудом создается богатство нашей Кубани.

4. Дидактическое упражнение «Путешествие по краю».

Дети «путешествуют» по краю, находят картинки и рассказывают об увиденном. (О морях, рыбах, диких животных, растениях, птицах, курортах. )

На Кубани много хлеба (руки в стороны),

Высоко над нами небо (руки вверх, посмотреть на небо),

Соберем мы урожай (имитация сбора урожая),

Испечем мы каравай (показать круглый каравай),

Будем стол мы накрывать (соответствующие движения),

Песни петь и танцевать (танцевальные движения).

6. Дидактическое упражнение «Назови пословицу».

Казачья игра «Колесо».

Издавна наш народ славился не только звонкими песнями, зажигательными казачьими плясками, но и веселыми играми. Поиграем в казачью игру «Колесо». (Объясняю правила игры, играем с детьми 3-4 раза) (Дети по кругу передают колесо, украшенное лентами. Звучит музыка. Ребенок, в руках у которого по окончании музыки окажется колесо, должен назвать казачью пословицу).

7. Рассказ казака Остапа

У каждого народа – свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. В них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов.

Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Давно, в древности, Кубань заселили переселенцы с Украины – запорожские казаки, с Дона – донские казаки. Переселенцам здесь очень понравилось. Грамоту на владение кубанскими землями казакам даровала царица Екатерина 2 в благодарность за верную службу. Казаки отважно защищали эту землю от врагов, строили жилища, обзаводились хозяйством, сажали сады и огороды, сеяли ячмень и пшеницу. Так появлялись хутора, станицы и города.

В основе воспитания казака лежал труд – ежедневный нелегкий, с самых ранних лет. Девочек приучали к домоводству и рукоделию, к огороду и саду.

Мальчишек – к коню, топору и косе, к различным работам в поле. В труде ковались сила, ловкость, трудолюбие.

Самым святым чувством у казака была любовь к Родине, к своему родному краю. И это чувство прививалось с раннего возраста.

Казаки всегда пользовались уважением. Они были смелыми защитниками, лихими наездниками, веселыми танцорами, прекрасными певцами и великими тружениками.

У каждого народа существует свой национальный костюм, и у казаков есть своя неповторимая одежда. (Рассматривание картин).

8. Составление рассказа – описания «Кубанское подворье».

Развитие связной речи детей.

В середине двора стоит саманная хата, крытая соломой и камышом. Здесь живет большая дружная семья. Возле хаты построен сарай для домашних животных. Рядом сложен стог сена. Весь двор огорожен плетнем из хвороста и камыша, на нем висят глиняные кувшины – крынки, горшки. Перед хатой под навесом большая печь. На печи стоит чугунок, рядом лежит ухват. Около печи на лавке – макитра, накрытая расшитым полотенцем -рушником. Казачка в вышитой рубахе и ярком платке достает воду из колодца. Казак, одетый в бурку и папаху, снаряжает свою лошадь. Он собирается на казачий круг (собрание). Мальчики – казачата помогают отцу. На огороде растет тыква, арбузы, дыни, а вдоль плетня красуются подсолнухи. Как люба нам Кубанская земля!

9. Дидактическое упражнение « Что лишнее?». Рассматривание картины.

-Все перепутано в жилище казака. Помоги хозяевам разобраться, какие предметы здесь лишние?

10. Дидактическое упражнение «Вид из окна».

Ребята, посмотрите на рисунок. Узнаете? Это ваше окно. Нарисуйте вид из своего окна – маленькую частичку родного края, которую вы уже хорошо знаете, и, я надеюсь, очень любите.

11. Итог занятия.

Ребята, именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: ее
истории, ее культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками
старших поколений. Вам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и
луга, звонкие казачьи песни, память об истории земли нашей и ее
защитниках. Вам приумножать богатства родного края и замечательные
традиции наших земляков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн.

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима».

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?».

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос».

Коррекционно – образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра.

Коррекционно – образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра.

Занятие по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: “Домашние птицы и их детёныши”.

Конспект лексико-грамматической НОД Родной край

Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств за родной край, где они живут, за свою малую Родину.

Формировать положительное отношение к родному краю.

Закреплять знания детей о государственных символах России.

Закреплять умение раскладывать картинки в нужной последовательности.

воспитывать любовь и гордость за свою Родину с помощью художественного слова.

продолжать развивать умение правильно излагать свои мысли, чувства.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическая культура.

Словарная работа: родной край, «берегиня».

Материалы и оборудование: разрезные картинки, фото картинки птиц, мнемотаблица, картинка с изображением берёзы, мяч.

В: Люблю тебя, мой край родной,

Люблю тебя, скрывать не стану,

На свете ты один такой,

Хвалить тебя я не устану.

Люблю твои луга и пашни,

Берёзы, ели, тополя.

Что может быть родней и краше,

Чем край, чем Родина моя.

Ребята, про что это стихотворение? (Ответ детей.)

Правильно про Родину, про родной край.

Родина – это страна, в которой мы родились и живём. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки. Родина-это страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

Д/и «Вопрос-ответ» :

1. В какой стране живём? (Ответ детей.)

2. Как называется город? (Ответ детей.)

3. Главная достопримечательность нашей Республики? (Ответ детей.)

4. Достопримечательность нашего города? (Ответ детей.)

5. Столица нашей Республики? (Ответ детей.)

6. Какие символы нашей Республики знаешь? (Ответ детей.)

7. Президент страны? (Ответ детей.)

8. Символ России? (Ответ детей.)

Молодцы. Вы всё правильно ответили.

Ребята, а какие деревья вы знаете? Какую пользу приносят деревья?

Д: Человеку и животным дают кислород, защищают от пыли, ветра, дают тень в жару, на них строят гнёзда птицы, пищу животным и человеку, украшают нашу землю.

В: Опишите берёзу, Какая она бывает? (Ответы детей.)

Я, предлагаю вам немного отдохнуть. Вы согласны. (Ответы детей.)

Физкультминутка «Берёзка»

Мы березу посадили (выпрямиться)

Мы водой ее полили (руки к плечам)

И березка подросла (руки к плечам)

к солнцу ветки подняла (покачивание руками)

А потом их наклонила (руки вниз)

и ребят благодарила (поклон головой)

Опишите берёзу, Какая она бывает?

Д: Стройная, гибкая, нежная, красивая.

В: Встаньте, дети.

Встаньте в круг

Рефлексивный круг (с мячом):

1. Береза- символ Родины,

2. У березы тонкие ветки,

3. В жару береза дает прохладу,

4. В холод согревают,

6. Дает березовый сок,

7. В народе называют ее «берегиня», (т.е. бережно относимся к природе)

8. Береза нежная и трепетная.

Ребята, в наш край прилетают разные птицы. А вы знаете какие? (Ответ детей.)

Обратите внимание на доску, здесь имеется много фото картинок. Что же там изображено?

Д: Птицы.

В: Правильно птицы. Я, предлагаю вам, выбрать те, фото картинки с изображением птиц, которые прилетают или живут в нашем крае.

А вы любите стих? (Ответ детей.)

Предлагаю вам прочитать стихотворение с использованием картинок. (Мнемотаблица.) Картинки нужно выставить в правильном порядке, только тогда мы с вами с можем прочитать стихотворение. Вы согласны. (ответы детей)

Стихотворение Н. Нищевой «Снегири»

В красных майках снегири.

Греются на солнышке.

В: Молодцы! Вы были очень внимательными и справились со всеми заданиями. Вам понравилось? Что больше всего запомнилось?

Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических средств в старшей группе ОНР (II-III)

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Шиханову Викторию Вячеславовну, учителя – логопеда СП «Детский сад № 13» ГБОУ гимназии «Образовательный центр «Гармония» г. Отрадный Самарской области. Сегодня Виктория Вячеславовна познакомит вас с конспектом логопедического занятия в старшей группе. Данный материал будет полезен учителям-логопедам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Виктории Вячеславовны:

«Конспект направлен на формирование лексико-грамматических средств языка. Цель: формировать лексико- грамматические средства языка по теме «Мамин праздник. Женские профессии».

Полезного чтения.

Тема: Мамин праздник. Женские профессии

Цель: формировать лексико- грамматические средства языка по теме «Мамин праздник. Женские профессии»

  • имеют представления о женских профессиях;
  • умеют образовывать сущ., обозначающие женские профессии;
  • знают конкретные назначения орудий труда;
  • употребляют сущ. в дат. падеже без предлога;
  • используют в речи притяжат. прилаг-е;
  • употребляют в речи сущ. в вин. падеже.

Задачи:

  • формировать знания о женских профессиях;
  • формировать умение образовывать сущ., обозначающие женские профессии;
  • формировать знания об орудиях труда женских профессий;
  • формировать умение использования сущ. в дат. падеже без предлога;
  • формировать умение образовывать притяжат. прилаг-е;
  • формировать навык использования сущ. в вин. падеже.

Оборудование: предметные картинки, презентация, сюжетная картинка, вырезанные из бумаги девочка и женщина, мяч.

Ход занятия

– Ребята, встаем в круг, сейчас мы подарим друг другу свою улыбку. Для этого по цепочке вы поворачивайтесь к соседу справа и улыбнитесь ему.

– Хорошо, а кто мне скажет, какой приближается праздник? В честь кого этот праздник? (проводится беседа о празднике 8 марта)

Основная часть

1 задание

– Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру с мячом. Встаем в круг. В мире есть много профессий, некоторые из них чаще выполняют мужчины (шахтер), некоторые только женщины (доярка). Но большинство профессий являются общими. Я называю папину профессию, а вы должны назвать такую же мамину профессию.

2 задание

(перед детьми лежат картинки с изображениями инструментов, орудия труда, технических приспособлений).

-Вам нужно выбрать каждому по одной картинки, относящиеся к профессии мамы. Называйте профессию.

3 задание

(на столе предметные картинки: цветы, очки, открытка, мяч, торт, конфеты, духи, рисунок, книга)

-Кому эти подарки подарят мужчины? Чему обрадуется мама, бабушка и сестренка Оля.

– Подойдите к столу. Берите по одной картинке и говорите, кто какому подарку обрадуется. Но к слову, вам нужно подобрать признак. Например: сестренка Оля обрадуется мохнатому мишутке.

Бабушка обрадуется новым очкам.

Мама обрадуется весенним цветам, и т.д.

Физминутка

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И словечка не скажу.

4 задание

(на слайде картинки женских профессий)

– Отвечайте на вопросы, опираясь на картинки.

К кому пойдет мама сделать прическу?

К кому обратится бабушка, если заболеет?

К Кому обратится сестра в магазине, делая покупки?

К кому обратиться мама, чтобы сшить платье?

Кому привезут продукты в детском саду, чтобы сварили обед?

Кому в школе вы будете отвечать уроки?

5 задание

– Сейчас мы поиграем в игру «Что я подарю маме?». По одному опускайте руку в пакетик, доставайте одну картинку. И с ней должны составить предложения: На 8 марта я подарю маме….

Конфеты, цветы, рисунок, книгу, ожерелье, сумка, комнатный цветок, портрет

6 задание

(на доску выставляется сюжетная картина)

– Ребята, посмотрите какой беспорядок в этой комнате. А я знаю, что случилось.

– Это мама и ее дочка Таня (логопед показывает картинки с изображением девочки и женщины) они выбирают наряд к празднику. А вы сможете разобраться, где здесь мамина одежда и обувь, а где Танина? Вы должны выйти к доске, выбрать одну картинку и сказать, чей это предмет одежды или обуви, и отдать ее хозяину. Например: эти красные туфли мамины.

Заключительная часть

– Ребята, какое задание вам понравилось больше всего?

– В каком месяце мы празднуем день мам? А какого числа?

Ссылка на основную публикацию