Конспект КРО по развитию фонетико-фонематической стороны речи

Методическая разработка занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей подготовительной к школе группы (звуки ф-фь)

Опубликовано: 09:32:55 17-11-2020

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительной группы

Тема: Звуки Ф – Фь. Буква Ф.

«Путешествие с фокусниками»

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

– закрепить навык произношения звуков Ф, Фь;

– учить дифференцировать звуки Ф, Фь по твёрдости-мягкости;

– учить характеризовать их по артикуляционным и акустическим признакам;

– упражнять в образовании сложных слов.

– совершенствовать звуковой анализ слов;

– продолжать развивать фонематический слух и слуховое восприятие;

– активизировать зрительное и слуховое внимание;

– способствовать развитию мыслительной деятельности (умение рассуждать, анализировать);

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

  1. Коррекционно-воспитательные:

– развивать навыки сотрудничества, взаимопроверки;

– поощрять доброжелательные взаимоотношения;

– совершенствовать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, действовать в соответствии с инструкцией).

Оборудование: аудиозапись песен, сигналы для обозначения твёрдых и мягких согласных, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Ф, Фь, карточки с заданием, буква Ф, фишки для выкладывания звуковой схемы, картинки-пазлы, мяч, «черный ящик», перфокарты, ручки, простые карандаши, оборудование для фокуса (банка с водой, карточки со словами).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Звучит песенка поросенка Фунтика и дядюшки Мокуса из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика»

Логопед:

– Как вы думаете, ребята, кто пел эту песенку?

Дети:

– Это поросёнок Фунтик и дядюшка Мокус.

Логопед:

– Чем они занимались?

Дети:

– Дядюшка Мокус путешествовал по свету, показывал разные фокусы и терпеть не мог обманщиков. У него были помощники: поросенок Фунтик, бегемот Шоколад и мартышка Молли.

Логопед:

– Как называют артистов, которые показывают фокусы?

Дети:

Логопед:

– Ребята, а вы согласны с ними путешествовать и поучаствовать в показе фокусов?

Дети:

  1. Сообщение темы.

Логопед:

– Посмотрите на фокусника, он достал из своей шляпы большого ежа и маленького ёжика. Большой ёжик фыркает: Ф-Ф-Ф! Маленький ёжик фыркает: Фь-Фь-Фь. Сегодня мы будем учиться различать звуки Ф и Фь.

  1. Характеристика звуков Ф, Фь.

Логопед:

– Повторите песенку большого ежа: «Ф-Ф-Ф!».

– Что при произнесении звука Ф делают губы, зубы?

Дети:

– Верхние зубы поставлены на нижнюю губу. Воздушная струя встречает препятствие, голос не работает.

Логопед:

– Дайте характеристику звука Ф.

Дети:

– Звук Ф – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружком с наушниками.

Логопед:

– Повторите песенку маленького ежа: « Фь-Фь-Фь.

– Дайте характеристику звука Фь.

Дети:

Звук Фь– согласный, мягкий, глухой, обозначаем зелёным кружком с наушниками.

Логопед:

– Чем похожи звуки Ф и Фь?

Дети:

– Они согласные, глухие.

Логопед:

-Чем они различаются?

Дети:

– Звук Ф – твердый, а звук Фь – мягкий.

  1. Дифференциация звуков Ф-Фь.

а) Выделение звуков Ф, Фь на слух.

Логопед:

Игра «Сигнальщики».

– Я называю разные слова, услышите звук Ф – поднимайте синий сигнал, услышите звук Фь – зеленый.

Игра «Назови нужное слово»

– Рассмотрите картинку на доске и у каждого на столе. Поросёнок Фунтик и дядюшка Мокус будут показывать фокусы, для этого они приготовили разнообразные предметы. Назовем их по цепочке. Ребята, которые сидят на первом ряду, выбирают картинки со звуком Ф, а ребята, которые сидят на втором ряду – картинки со звуком Фь.

– За каждый правильный ответ, получаете часть пазла. В конце занятия посчитаем, кто набрал сколько пазлов.

Картинки: шарф, фен, туфли, кефир, факел, конфета, фиалка, салфетка, фонтан, фонарь, филин, флажки.

Игра с мячом «Мы фокусники».

Измени первый звук в слове:

пара – фара плот – флот

бантик – фантик мишка – фишка

вены – фены вата – фата

норма – форма марш – фарш

Дети, стоя в колонне, произносят слово и передают мяч позади стоящему ребенку.

б) Определение детьми позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Игра «Кто в домике живёт?»

Логопед:

– На столе у каждого карточка с тремя картинками, надо определить, какое из трёх слов подходит к схеме, соединить. Далее взаимопроверка в парах.

  1. Звуковой анализ.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед:

Фокусник нарисовал цветы (ромашка, колокольчик, незабудка, фикус). Внимательно рассмотрите их, найдите лишний предмет. Что это за растение?

Дети:

Логопед:

– Почему он лишний?

Дети:

– Фикус – комнатное растение, а остальные предметы – луговые цветы.

Логопед:

Разделим слово ФИКУС на слоги, составим схему слова с помощью фишек.

– Ребята, мы с вами тоже немного фокусники, превратим слово ФИКУС в слово ФОКУС.

– Что надо поменять в схеме?

Дети:

– Зелёный кружок на синий, красный вытянутый овал на большой овал.

  1. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Звучит музыка из передач «Что?Где? Когда?»

Логопед:

– Отгадайте, что в «Чёрном ящике?»

Этот глаз – особый глаз.

Быстро взглянет он на вас.

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)

– Фотоаппарат помогает запечатлеть нас с вами, события в жизни, чтобы потом их вспомнить. Из каких двух слов образовано слово фотоаппарат? Какие еще сложные слова образованы от слова ФОТО?

Дети называют слова, а логопед достает из «Черного ящика» эти предметы (фотография, фотопленка, фотоальбом, фотобумага, фоторамка).

  1. 7. Физкультминутка с шариком су-джок

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  1. Знакомство с буквой.

Логопед:

– Звуки Ф и Фь обозначаются одной буквой Ф (показываю букву)

Дети рассматривают букву Ф

Логопед:

Федя ходит руки в боки.

Значит, выучил уроки.

– На что похожа буква Ф?

– Сколько у неё элементов?

– Давайте напишем её в воздухе.

Работа с перфокартами.

Услышите в словах звуки Ф или Фь, пишите букву Ф.

Проверка: на верхней горизонтальной линии находим в середине букву Ф, от неё ведем линию вниз, соединяя две буквы, затем от средней буквы Ф ведём линию в левый угол, спускаемся вниз и поворачиваем направо, затем от средней буквы Ф ведем линию в правый угол, спускаемся вниз и поворачиваем налево. Если у вас получилась буква Ф, и нет лишних букв, то вы всё сделали верно.

  1. Чтение слов.

Логопед:

– Поросёнок Фунтик и дядюшка Мокус оставили вам задание, надо прочитать слова на карточке и понять их смысл:

НОФ, ОТОФ, НЕФ, ФУП

– Фокус с банкой с водой (чтение наоборот).

  1. Итог занятия.

Логопед:

– Посчитаем количество пазлов у каждого ребёнка, определяем победителя. Выкладываем картинку из пазлов, находим слова со звуками Ф, Фь.

Звучит песенка поросенка Фунтика и дядюшки Мокуса из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика».

Перспективный план коррекционной работы с группой учащихся 1 классов с ФФНР и ФНР

Пояснительная записка

Программа логопедической работы разработана на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Характеристика группы учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Фонетико-фонематического компонент речевой системы.

  1. Дефектное произношение звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным (“смазанным”).
  2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Лексико-грамматический компонент речевой системы:

  1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.
  2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

III. Психологические особенности:

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Таким образом, дети с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе. Учитывая структуру речевого дефекта были определены цель и задачи данной программы.

Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.

Задачи программы:

  • развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)
  • обогащение словарного запаса и развитие связной речи учащихся
  • обучение фонематическому анализу и синтезу, звуко-слоговому анализу
  • коррекция фонетической стороны речи
  • развитие неречевых психических процессов:

– развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики
– совершенствование зрительного анализа и синтеза
– развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания
– расширение объема зрительной и слуховой памяти

  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

– устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений
– способность к запоминанию, способность к переключению внимания
– воспитание навыков и приемов самоконтроля
– формирование познавательной деятельности
– развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности

В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.

Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному, предполагает обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи.

Этапы занятий предусматривают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.

Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).

Программа рассчитана на проведение двух занятий в неделю (всего 58 часов, 29 учебных недель) с определённым количеством детей в группах (3-5 человек). Учитывая особенности контингента обучающихся образовательного учреждения, предполагается смешанный состав групп. В группы 1 класса включаются дети с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи. Для обучающихся, нуждающихся в коррекции звуко-произносительной стороны речи организуются дополнительные индивидуальные занятия.

Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи, и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения в начальной школе являются осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явление национальной культуры; понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
  • выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
  • разграничение понятий «звук» и «буква»
  • владение навыком звуко-слогового анализа и синтеза
  • сформированность фонематического восприятия
  • дифференцирование согласных по артикуляционному, акустическому и кинетическому сходству
  • обозначение мягкости согласных гласными II ряда и Ь
  • усвоение понятий «слог», «ударение»
  • правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»
  • разделительный мягкий знак
  • выделение из потока устной речи отдельных предложений, определение их кол-ва, дифференциация интонации
  • использование средств создания выразительности: окраски голоса (интонацию), мимику
  • совершенствование диалогической речи
  • усвоение правил построения связного высказывания
  • обогащение и развитие словарного запаса
  • умение устанавливать причинно-следственные, временные и пространственные отношения, логическую последовательность событий
  • соблюдение правил посадки за столом, положения тетрадки, ручки в руке
  • правильное, аккуратное, разборчивое письмо букв и оформление их соединения
  • умение писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца
Читайте также:  Программа объединения детей по коррекции звукопроизношения 'Говори правильно'

Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем.

«Звуковой состав слова» (21 час). Звуки русского языка: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я. Приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Представление о слогообразующей роли гласных.

«Слог. Ударение» (8 часов). Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Гласные ударные и безударные. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.

«Парные согласные звуки и буквы» (18 часов). Парные и непарные звуки русского языка. Изучение букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости звонкости согласные – Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш; характеристика их сходства и отличий, артикуляторные особенности.

«Дифференциация звуков по акустическому сходству» (5 часов). Звуки, сходные по звучанию и произношению (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч). Анализ всех акустических признаков звуков. Узнавание согласного звука в начале слова, в конце слова, в середине слова.

«Дифференциация букв по кинетическому сходству» (5 часов). Буквы, сходные по начертанию первого элемента (б-д, а-о, и-у и другие на выбор логопеда). Анализ состава и структуры графического знака, синтез его элементов. Формирование зрительно- пространственного гнозиса.

«Закрепление» (1 час). Повторение всего изученного за год.

Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятия ряда оздоровительных приемов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемы перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

  • обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
  • создание материально- технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, трудовых и др. умений и т.п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и др.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска
  • кассы букв и слогов
  • наборы сюжетных картинок
  • материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.)
  • лента букв и звуков
  • плакат «Алфавит»
  • звуковые профили (альбом)
  • демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат»

Книгопечатная продукция:

  • Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1,2», Москва, «Владос», 2013
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Москва, «Сфера», 2007
  • Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», Москва, «Просвещение», 1999г.», Москва, «Владос», 2006
  • Козырева Л.М . Тетради для логопедических занятий. Ярославль, «Академия развития» 2000
  • Мисареноко Г.Г. «Русский язык. Закрепляем трудные темы. 1 класс», Москва, «Эксмо», 2013
  • Мисаренко Г.Г. «Обучение фонематическому анализу в 1 классе», Москва, Сфера, 2008
  • Невская В.П. «Речевые игры и упражнения», Москва, Сфера,2013
  • Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», «Владос», 1997
  • Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. «Профилактика и преодолени трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие»,Москва, В.Секачев, 2013
  • Ястребова А.В. «Коррекция и нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, «Просвещение»,1984
  • «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. Москва, 1996

Технические средства обучения:

  • Персональный компьютер
  • Принтер
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематики программы.

СОГЛАСОВАНО
На заседании ГМО
Учителей- логопедов
Протокол №____
От «___»___________20____г.
Рук. ГМО___________Ц.А. Бариньяк

Календарно-тематическое планирование

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития учащихся 1-х классов

Разделы: Логопедия

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.

На основе анализа специальной литературы и авторского опыта работы по использованию ТРИЗ-педагогики в логопедической практике сделана попытка создания системы работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у учащихся 1 х классов.

Характеристика группы учащихся с ФФН.

1. Фонетическое недоразвитие выражается в дефектном произношении 2-5 звуков, распространяющееся на одну– две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным (“смазанным”).

2. Фонематическое недоразвитие речи выражается в том, что ребенок недостаточно или совсем не различает звуки, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками, соответственно.

Ученики испытывают трудности в обозначении при письме того или иного звука буквой, так как не могут не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации. Умение выделить фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа. Для правильного звукового анализа необходимо и другое условие – умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове.

Звуковой анализ, как подчёркивает Д. Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определённой учебной операцией, умственным действием “по установлению последовательности звуков в слове”.

Ошибки на правила правописания, которые можно встретить и у учащихся с нормальным речевым развитием, у детей с фонетико– фонематическим недоразвитием являются более распространёнными и более стойкими. Так, ребёнок, плохо различающий мягкие и твёрдые согласные, испытывает затруднения в усвоении правописания слов с твёрдыми и мягкими согласными перед гласными. Ребёнок, слабо различающий и противопоставляющий звонкие и глухие согласные, делает ошибки на правила правописания сомнительной согласной в середине и в конце слова. Несмотря на знание заученного правила, он не может применить его на практике, т. к. не различает, какой согласный звонкий или глухой даже в тех случаях, когда звук стоит в сильной позиции, т. е. перед гласной.

3. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т. п.

4. Грамматический строй речи может быть в пределах нормы. Аграмматизмы возможны в предложениях сложных синтаксических конструкций.

5. Психологические особенности: неустойчивое внимание; недостаточное развитие словесно– логического мышления, способности к переключению, к запоминанию вербального материала; недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям; трудности формирования учебных умений. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости.

Основные направления работы.

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим основным содержанием коррекционного обучения учеников с фонетико– фонематическим недоразвитием является:

  1. Коррекция звукопроизношения.
  2. Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков.
  3. Дифференциация смешиваемых звуков.
  4. Формирование представлений о звукобуквенном составе слова; формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
  5. Развитие языкового анализа и синтеза.
  6. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
  7. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса.
  8. Развитие навыков построения связного высказывания.
  9. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению, коммуникативной готовности к обучению; формирование полноценных учебных умений.

Содержание коррекционно-логопедического воздействия строится с учётом основных теоретических положений ( принципов).

Патогенетический принцип предполагает учёт коррекции нарушенных механизмов. Поскольку одним из механизмов, приводящим к трудностям при обучении грамоте, является недоразвитие различных операций фонематического анализа и синтеза, работа логопеда направлена на развитие у учеников фонематического восприятия, представления, фонематического анализа и синтеза.

Онтогенетический принцип предполагает учёт той последовательности и тех закономерностей формирования функций фонематической системы, которые имеют место в онтогенезе. С первых занятий ведётся работа по формированию фонематического восприятия, т.к. данная функция в процессе становления речи учеников формируется одной из первых и является основной для развития операций анализа и синтеза.

Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе этиологии, симптоматики нарушения с учётом уровня сформированности высших психических функций и особенностей эмоционально-волевой сферы, а также с учётом сложности речевого материала.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала предполагает постепенное включение сложного материала в коррекционную работу с учётом уровня ближайшего развития каждой речевой функции: занятия начинаются с того уровня знаний и умений, которым ребёнок владеет достаточно прочно.

Принцип поэтапного формирования умственных действий. При овладении фонематическим анализом определение места звука в слове, последовательности звуков в слове, положение звука по отношению к другим звукам в слове происходит постепенно, сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовые схемы слов), затем в плане громкой речи и — как заключение – формирование во внутреннем плане.

С первых же занятий привлекается внимание учеников к работе артикуляционного аппарата, чтобы приучить их оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическим раздражителем.

В начальном периоде отрабатываются артикуляции гласных 1 го ряда. Опираясь на гласные, ученики подводятся к пониманию и практическому, усвоению одного из способов соединения согласных.

Обязательным этапом коррекции фонематического недоразвития является этап дифференциации звуков. Эта работа проводится по следующему плану:

  1. Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  2. Выделение звуков на фоне слога, слова, определение места звука.
  3. Сравнение звуков в произносительном и слуховом плане.

На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности учеников, расширение объёма всех форм внимания и памяти.

К концу обучения дети должны уметь:

  • проводить устный звуковой анализ слов, правописание которых не расходится с произношением;
  • различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
  • обозначать мягкость согласных гласными, мягким знаком;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • без ошибок писать слуховые и зрительные диктанты
  • У учащихся должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • выполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
  • поставлены и отдифференцированы все звуки;
  • уточнён и активизирован имеющийся у учеников слоговой запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие согласные, предложение и т.д.
  • Предлагаемая система коррекционного воздействия направлена на упорядочение представления о звуковой стороне речи, устранение у учащихся имеющихся пробелов в развитии языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия и обусловленных ими затруднений в овладении программных материалов.

    Коррекция фонетико – фонематического недоразвития предполагает работу по предупреждению нарушений письма и чтения путём тренировки зрительного восприятия букв, упражнений на развитие буквенного гнозиса. Учитывая психологические особенности учеников младшего школьного возраста, делается акцент на игровой мотивации обучения, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

    Планирование является примерным, а поэтому не исключает творческой самостоятельности логопеда.

    Перспективное планирование занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития учащихся 1-классов

    Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

    Развитие психо логи ческой базы речи

    Формирование операций фонематического восприятия

    Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные – согласные звуки

    Осознание детьми фонемной структуры слова на слух

    Развитие прос транс твенных представлений (правая и левая части тела). Развитие логического мышления

    Определение пози ции звука

    Формирование понятия о том, что слово представляет линейную последо вательность фонем. Представление о первом звуке в слове. Определение позиции звука в слове

    Звуковой состав слова. Гласные звуки и буквы

    Характеристика гласных. Дать представление о словообразующей роли гласных, делении на слоги. Выделение гласных из слов в различных позициях. Выделение ударной гласной из начала слова

    Развитие временных представлений

    Выделение гласного звука с конца слова. Выделение гласного звука из середины слова. Работа над ударением в словах с выделенными гласными

    Развитие внимания. Формирование зрительного гнозиса

    Октябрь

    Звуковой состав слова. Дифференциация гласных А – О

    Развитие зрительной памяти

    Дифференциация гласных Ы – И

    Развитие слуховой памяти

    Дифференциация гласных Е – Ю

    Развитие простран ственных представлений (ориентировки в окружающем пространстве)

    Дифференциация гласных Е – Я

    Формирование операций сравнения

    Звуковой состав слова.
    Согласные звуки и буквы

    Характеристика согласных. Выделение согласных из начала, конца, середины слова

    Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами А – Я

    Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами О – Ё

    Читайте также:  Мой город - конспект НОД

    Развитие временных представлений

    Ноябрь

    Звуковой состав слова.
    Согласные звуки и буквы

    Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами У – Ю

    Развитие слухового внимания

    Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Ы – И

    Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)

    Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Э – Е

    Дифференциация согласных П – Б

    Дифференциация согласных Т – Д

    Развитие зрительной памяти

    Дифференциация согласных В – Ф

    Декабрь

    Дифференциация согласных К – Г

    Развитие простран ственных представлений

    Дифференциация согласных С – 3

    Дифференциация согласных Ш – Ж

    Развитие простран ственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве)

    Дифференциация согласных Ш – С

    Дифференциация согласных Ч – Ш

    Дифференциация согласных Ч – ТЬ

    Дифференциация согласных Ч – Щ

    Дифференциация согласных Щ – СЬ

    Январь

    Дифференциация согласных Ц – С

    Развитие временных представлений

    Дифференциация согласных Ц – Т

    Дифференциация согласных Ц – Ч

    Дифференциация согласных Р – Л

    Февраль

    Дифференциация согласных М – Н

    Формирование звуко-буквенного анализа

    Опознавание графем родного алфавита и соотношение их с соответствующими звуками. Развитие сенсорно-образного восприятия звуков, букв

    Развитие простран ственных представлений (пространственное расположение фигур и букв). Формирование зрительного гнозиса

    Анализ, конструирование и переконструирование печатных букв

    Анализ, конструирование и переконструирование письменных букв

    Закрепление умения записывать слово моделями, графическими знаками

    Практическое усвоение узловых правил правописания. Употребление большой буквы в именах, фамилиях, названиях городов, кличках животных и т.д

    Формирование буквенного гнозиса

    Правописание сочетаний ЖИ – ЩИ

    Март

    Правописание сочетаний ЧА – ЩА

    Правописание сочетаний ЧН – ЧК

    Правописание сочетаний ЧУ – ЩУ

    Обозначение буквами парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов

    Формирование операций лексика -синтаксического анализа предложений

    Формирование представления о том, что предложение является линейной последовательностью слов, о первом слове предложения

    Формирование буквенного гнозиса

    Формирование представления о законах предложения

    Развитие временных представлений

    Формирование умений определять позицию слова в предложении по отношению к его началу, концу

    Формирование зрительного гнозиса

    Формирование умений определять количество слов в предложении

    Апрель

    Предупреждение дислексии и дисграфии на почве несформированности фонематического
    анализа и синтеза

    Развитие анализа структуры предложения

    Развитие прост ранствен ных представлений (ориентировка в окружающем пространстве)

    Слоговой анализ и синтез

    Развитие слогового анализа и синтеза. Выделение гласного звука из слога. Выделение гласных звуков из слова

    Фонематический анализ и синтез

    Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Выделение первого и последнего звука из слова

    Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)

    Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем

    Май

    Дифференциация твердых и мягких согласных

    Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

    Формирование буквенного гнозиса

    Два способа обозначения мягкости согласных

    Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

    Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И

    Развитие временных представлений

    Разделительный мягкий знак

    Дать детям представление о разделительном мягком знаке

    Автоматизация звуков

    Артикуляционная гимнастика

    Видео

    Дисграфия

    Дифференциация звуков

    Доска объявлений

    Графомоторика

    Игры

    Конспекты групповые

    Конспекты индивидуальные

    Литература по дефектологии

    Логопед

    Логопедические тетради

    Логопедический массаж

    Мелкая моторика

    Нарушение письма

    Развитие речи

    Работа с родителями

    Сказки

    Советы родителям

    Словарь

    Статьи логопедов

    Сценарии детских праздников

    © 2010-2021 Школьный логопед
    При копировании материалов с сайта,
    ссылка на сайт logoped18.ru обязательна

    Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся
    рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме

    Рабочая программа по ФФН для 1х классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    moya_programma_po_ffn_1_klass.docx46.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное учреждение

    «Центр развития образования»

    директор МКУ «ЦРО» решение методического объединения

    Сидорова Н.Н._____________ протокол № ____

    «____»______________ 20___года от «____»_____________ 20__года

    Председатель методического объединения

    по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся ( ФФН)

    Ступень обучения: начальное общее.

    Количество часов: всего 60 часов

    Учитель-логопед: Шенгелия Ирина Андреевна

    Программа разработана на основе: программы Елецкой О.В.,

    Горбачевской Н.Ю., «Организация логопедической работы в

    школе». – М. ТЦ Сфера , 2006. -192с.

    1. Пояснительная записка

    Обоснование – дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

    Устная речь таких детей характеризуется несформированностью всей звуковой стороны речи. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твёрдых-мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.

    У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого наблюдается недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова и как вторичное нарушение – появление специфических ошибок на письме (дисграфия).

    Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

    Цель программы : организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.

    1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения

    у младших школьников.

    1. Развитие артикуляционной моторики.
    2. Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
    3. Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
    4. Развитие пространственно-временных представлений.
    5. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи:

    – уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее

    обогащение словарного запаса;

    – уточнение используемых синтаксических конструкций;

    – дальнейшее развитие и совершенствование грамматического

    оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

    1. Формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности :

    – развитие навыков построения связного высказывания;

    программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;

    – установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).

    1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
    • устойчивости внимания;
    • наблюдательности к языковым явлениям;
    • способности к запоминанию;
    • способности к переключению;
    • навыков и приемов самоконтроля;
    • познавательной активности;
    • произвольности общения и поведения.

    9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.

    10. Формирование коммуникативных умений и навыков.

    11. Совершенствование мелкой моторики.

    В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.

    При построении программы учитывались следующие принципы :

    • принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).
    • системно-деятельностный подход;
    • дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
    • принцип доступности ( соответствует возрастным особенностям ) ;
    • практичности ( знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
    • комплексности ( система занятий построена на межпредметных связях ) .

    Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребенка.

    Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Составляет примерно 60-80ч.(2-3ч. в неделю). Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счет отсутствия или слабой работы со стороны родителей учащихся.

    II.Основное содержание коррекционно-логопедической работы.

    Содержание коррекционно-логопедической работы проводится в 4 этапа:

    1 этап: диагностический (2 часа) .

    2 этап: подготовительный (развитие ручной моторики, артикуляционного аппарата, пространственно-временных представлений) (4 часа) .

    3 этап: коррекционный этап (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) (53-73 часа).

    4 этап: оценочный (1 ч.).

    Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные (групповые и подгрупповые) занятия. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 40 минут (основание: «Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для детей с более тяжелыми нарушениями. Индивидуальные занятия проводятся с одним ребенком, в основном по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, коррекции нарушений функций с учетом возможностей каждого ребенка. На фронтальных занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются.

    В основу методики занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

    Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

    Требования в программе распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия:

    1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.

    2. Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.

    3. Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.

    4. Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.

    5. Доступно формулировать инструкцию заданий.

    2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.

    3. Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).

    4. Наглядность в зависимости от этапа и содержания работы.

    5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.

    6. Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.

    7. Повседневное закрепление навыков письма и чтения.

    8. Развитие словаря и грамматического стоя речи.

    9. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

    10. Недопустимость использования дефектных звуков.

    Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность). Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей 1-го класса и рассчитана на детей 6-7 летнего возраста.

    Все типы занятий делятся на обучающие, закрепляющие, комбинированные.

    В структуре традиционного логопедического занятия выделяются

    1. Организационный момент.

    2. Повторение пройденного.

    3. Изложение и закрепление нового материала.

    4. Работа над звуковым анализом и синтезом.

    6. Лексико-грамматические задания.

    7. Графомоторные упражнения.

    8. Пальчиковая гимнастика.

    9. Обобщение изученного, подведение итогов.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в начальной школе, к концу прохождения программы учащиеся должны:

    • Все звуки и буквы русского языка;
    • Их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы
    1. Звуковая сторона речи. Фонематические процессы:
    • чисто произносить все звуки речи;
    • вычленять звуки из слова, правильно их произносить, проводить
    • различать гласные и согласные звуки и буквы;
    • правильно обозначать буквы на письме (без искажений);
    • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и
    • обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных
    • проводить слоговой анализ, выделять ударный слог,

    переносить слова по слогам;

    • проводить звукобуквенный анализ слов;
    • правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.
    1. Лексико-грамматический строй речи:
    • знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим
    • активизировать через речевую практику усвоенную лексику;
    • понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия

    предметов, их признаки, действия;

    • согласовывать существительные с прилагательными и глаголами,

    числительными, образовывать новые слова;

    • понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы
    1. Работа над предложением и связной речью:
    • усвоить понятие предложения из двух и нескольких слов, связанных

    по смыслу и выражающих законченную мысль;

    • составлять модель простого двусоставного предложения;
    • уметь распространять предложение по модели и вопросам;
    • правильно оформлять предложение на письме (прописная буква в

    начале, точка – в конце);

    • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и
    • грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку

    слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

    • пересказывать сказку, рассказ;
    • составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.
    1. Неречевые процессы:
    • знать времена года, дни недели, части суток;
    • определять пространственные направления и обозначать их
    • уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы, и явления;
    • классифицировать предметы по заданному признаку.
    1. Развитие общеучебных умений и навыков:
    • готовить свое рабочее место и материал к занятию;
    • убирать рабочее место по окончании занятия;
    • воспринимать инструкцию учителя и действовать последовательно по
    • уметь выделять главное;
    • вести учебный диалог;
    • отвечать на вопросы полным предложением;
    • выполнять обязанности дежурного.

    Данный вариант последовательности изучения тем и количество часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФН, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.

    Учитывая, что у детей с ФФН остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.

    Учебно-методические средства обучения:

    Литература для учащихся:

    1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.

    2. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.

    2 . Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

    3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.

    Литература для учителя:

    1. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической

    работы в школе. М., 2001.

    1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

    начальных классов. М., 2001.

    3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.

    4.. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

    5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.

    1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
    2. Васильева Т.И. Упражнения по дикции. М.. 1988.
    3. Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
    4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
    5. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.. 1977.
    6. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001 .
    7. Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996.
    8. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
    9. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
    10. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.

    Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.

    Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.

    Перспективный план работы с группой учащихся 1 класса,

    имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

    Тема и содержание коррекционной работы

    Грамматические и лексические темы, используемые на занятии

    План индивидуальный логопедической коррекционной работы для детей с ФФНР

    Наталья Ротарь
    План индивидуальный логопедической коррекционной работы для детей с ФФНР

    Логопедическое заключение:___

    АОУ №6 «Звездочка» на 201__ — 201__ учебный год.

    Логопед: Ротарь Н. С.

    Основные направления коррекционной работы:

    1. Развитие высших (неречевых) психических функций

    • Развитие слухового восприятия

    • Развитие зрительного восприятия (формирование восприятие формы).

    • Развитие пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

    • Ориентировка в пространстве

    • Ориентировка в схеме собственного тела

    • Складывание картинок из частей

    • Складывание фигур из палочек по образцу

    • Складывание фигур из палочек по памяти

    2. Развитие общей моторики

    • Совершенствовать статическую и динамическую организацию движений, развивать произвольность движений

    • Формировать правильную осанку

    3. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук

    • Формировать кинестетическую и кинетическую основа движений

    • Развивать зрительно-моторную координация

    • Развивать графические навыки

    4. Развитие мимической мускулатуры

    5. Развитие артикуляционной моторики (учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы).

    6. Развитие речевого дыхания (дифференцировать ротовое и носовое дыхание, формировать сильную длительную направленную воздушную струю).

    7. Формирование правильного произношения звуков.

    • постановка звуков ___

    автоматизация звуков: в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); в словах (с ударением, без ударения, сложных);в предложениях;

    • дифференциация звуков ___

    8. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза

    • Повторение слогов с оппозиционными звуками

    • Выделение начального ударного из слов

    • Выделение конечного согласного из слов

    • Выделение начального согласного из слов

    • Определение последовательности звуков в слове

    • Определение количества звуков в словах

    Игра — важнейшее направление коррекционной логопедической работы (из опыта работы) В настоящее время, когда цивилизация далеко шагнула вперёд – это коснулось и процесса обучения как в школе, так и в дошкольном учреждении.

    Индивидуальный план игр и игровых приёмов в работе с детьми логопедической старшей группы первого года обучения 1. Игры на развитие фонематического слуха и восприятия: «Послушай и повтори». «Поймай звук». «Покажи карточку на заданный звук». «Подними.

    Индивидуальный план методической работы «Самообразование» Индивидуальный план методической работы. План по самообразованию. План работы по самообразованию на 2018–2019 гг. по теме «Роль сказки в.

    Индивидуальный план методической работы МБДОУ Содержание работы Сроки 1. Утверждение рабочих программ педагогов. 2. Проведение инструктажа по охране жизни и здоровья детей, охране труда.

    Индивидуальный план работы музыкального руководителя в межаттестационный период на пять лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Ак каен» «Утверждено»: Заведующий МБДОУ «Ак.

    Индивидуальный план работы педагога Методическая тема: «Развитие творческого мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник.

    Индивидуальный план работы в межаттестационный период на пять лет с 2015 по 2019 г Ситдиковой Гульнур Наилевны Год Наименование мероприятий 2015- 1. Пройти курсы повышения квалификации для воспитателей по программе.

    Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

    Конспекты логопедических занятий.

    • от 0 до 3 лет
    • от 3 до 7 лет
    • Готовимся к школе
    • Логопед для школьников

    Индивидуальные планы с работы с учащимися школы, имеющими нарушения устной и письменной речи.

    Меркулова С.А., учитель-логопед, МОУ “Лицей №5”, г.Губкин, Белгородская область.

    Индивидуальный план работы по коррекции ФНР.

    Этапы

    Содержание работы

    Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

    Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

    Дифференциация гласных и согласных звуков.

    Слоговой состав слова.

    Деление слов на слоги.

    Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.

    Развитие фонематической стороны речи

    -выделить определенный звук из ряда других звуков;

    -определять наличие (отсутствие) заданного звука в слове;

    – повторять ряды слов и слогов с оппозиционными звуками;

    – самостоятельно делать выбор слова с заданным звуком;

    – называть ряд слов, содержащих определенный звук.

    – воспроизводить заданные ритмические рисунки;

    – сочетать отстукивания ритма и проговаривания;

    – производить элементарный звуковой анализ и синтез;

    Восполнение пробелов в формировании связной речи

    – называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

    – заучивать наизусть рифмованные фразы.

    – читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

    – отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

    Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР.

    Этапы

    Содержание работы

    Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

    Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

    Гласные и согласные звуки.

    Дифференциация гласных и согласных звуков.

    Слоговой состав слова.

    Деление слов на слоги.

    Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

    Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

    Дифференциация предлогов и приставок.

    Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

    Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами.

    Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

    Восполнение пробелов в формировании связной речи

    Развитие навыков построения связного высказывания:

    – установление последовательности событий;

    – совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

    Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР.

    Этапы

    Содержание работы

    Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

    Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

    Гласные и согласные звуки.

    Дифференциация гласных и согласных звуков.

    Слоговой состав слова.

    Деление слов на слоги.

    Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

    Совершенствование фонематического анализа и синтеза.

    Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

    Дифференциация предлогов и приставок.

    Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

    Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

    Восполнение пробелов в формировании связной речи

    Развитие навыков построения связного высказывания:

    – установление последовательности событий;

    – совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

    Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР.

    Этапы

    Содержание работы

    Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

    Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

    Развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

    Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

    Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

    Дифференциация предлогов и приставок.

    Уточнение и закрепление понятий: существительное, прилагательное, глагол, антонимы, синонимы, омонимы.

    Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

    Восполнение пробелов в формировании связной речи

    Развитие навыков построения связного высказывания:

    – установление последовательности событий;

    – совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

    Формирование практических представлений о тексте.

    Развитие умений и навыков самостоятельного построения связного высказывания.

    Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

    Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)

    Этапы

    Содержание работы

    Развитие общей моторики

    Развитие мелких движений пальцев рук.

    Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

    Развитие подвижности артикуляционного аппарата

    Работа на логопедических занятиях

    Самостоятельная работа дома

    Игровые приемы и упражнения

    Упражнения перед зеркалом

    Постановка и коррекция звука

    Знакомство с артикуляцией звука

    Специальные упражнения для звука [Р]
    1. Работа над вспомогательными звуками:
    • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т – т – т);
    • присоединение голоса(.д – д – д.);.
    • выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т – т – т – ттрррр)
    2. Механическая помощь при постановке звука:
    • удерживание кончика языка у верхних десен шпателем;
    • вызывание дрожания кончика языка от звуков “зззз., •ЖжжЖ., чаще •дддд, (упражнение “Балалайка”).

    Специальные упражнения для звука [Л]:
    – вызывание межзубного [Л]:
    • “Улыбка”;
    • прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий);
    • так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса
    – постановка звука [Л] от
    вспомогательных звуков [А] или [Ы]:
    • “Качели” (для губного [Л]);
    • “Качели” с одновременным произнесением А-А-ААА, или “ы ы ыыы”.
    – механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.

    Коррекция звука.

    1)Показ артикуляции перед зеркалом.
    2) Показ профиля данного звука.

    З)Показ положения языка кистью руки.
    4)Наглядная демонстрация вибрации языка.
    5) Закрепление артикуляционных упражнений

    Упражнения для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.

    Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического
    восприятия, фонематических представлений
    к аналитическо-синтетической
    деятельности

    Работа над звуком
    1) Звук в слоге:
    • открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях
    2) Звук в слове:
    • в начале; • в середине; • в конце;
    • в сочетаниях с гласными
    3) Звук в предложении.
    4) Звук в тексте.
    5) Пословицы, поговорки, стихи.
    6) Скороговорки.

    Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений
    1) Узнавание звука на фоне слога, слова.

    2) Формирование фонематического анализа

    З) Развитие семантической деятельности

    4) Развитие фонематических представлений

    5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

    1) Произнесение слов, слогов и предложений.
    2)Работа с таблицами.
    3)Работа с игровым материалом, картинками.
    4) Чтение текстов.
    5)Работа с деформированным текстом.
    б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

    1)Определить первый звук в слоге, слове.
    2)Определить последний звук в слове.
    3)Назвать все входящие в слово звуки.
    4)Определить количество звуков.

    1)Составь из названных звуков слог,слово.
    2)Игра с мячом “Доскажи словечко”
    3)Составить из букв разрезной азбуки слово.

    Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком

    1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.

    2)Введение звука в самостоятельную речь.

    Чтение слогов, слов, предложений, текстов.

    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради

    Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

    Свистящая и шипящая группа звуков

    Этапы

    Содержание работы

    Развитие общей моторики

    Развитие мелких движений пальцев рук.

    Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

    Развитие подвижности артикуляционного аппарата

    Работа на логопедических занятиях

    Самостоятельная работа дома

    Игровые приемы и упражнения

    Упражнения перед зеркалом

    Постановка и коррекция звука

    Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического
    восприятия, фонематических представлений
    к аналитическо-синтетической
    деятельности

    Знакомство с артикуляцией звука.

    Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц
    1. Работа над вспомогательными звуками:
    • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема “т-т-т”);
    • с присоединением голоса(“д -д – д”);
    • выполнение сильного задувания, вызывающего звуки “тс-с-с”.
    2. Механическая помощь при постановке звука:
    • удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем;
    образование холодной струи воздуха (упражнение “Ледяная горка”).

    Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от “Чашечка”, от Р.

    Работа над звуком
    1) Звук в слоге: открытом; закрытом;
    в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными.
    3) Звук в предложении.
    4) Звук в тексте.
    5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки

    Развитие фонематического восприятия, аналитико – синтетической деятельности и фонематических представлений

    1)Показ артикуляции перед зеркалом.
    2) Показ профиля данного звука.

    З)Показ положения языка кистью руки.
    4)Наглядная демонстрация вибрации языка.
    5) Закрепление артикуляционных упражнений

  • Формирование фонематического анализа.
  • Развитие синтетической деятельности.

    Развитие фонематических представлений.

  • Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

  • 1)Произнесение слов, слогов и предложений;
    2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками;
    4) Чтение текстов;
    5)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

    Составить из названных звуков слог, слово.

    Дать полный ЗБА слова.

    1)Подобрать слово на заданный звук, слог.
    2) Придумать слово по количеству звуков, слогов.
    3) Подобрать картинки на звук.

    1) Пересказ различных текстов.
    2) Составление рассказов:
    – по опорным словам;
    – по сюжетным картинкам;

    Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи.

    Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

    Ссылка на основную публикацию