Конспект: Коррекция правильного звукопроизношения звука (Р)

Конспект: Коррекция правильного звукопроизношения звука (Р)

Этап: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях .

– уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

– закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях;

– развивать фонематический слух через игру «Поймай звук», моторику артикуляционного аппарата через выполнение артикуляционной сказки «О Весёлом Язычке», мелкую моторику через игру «Звуковая дорожка»;

– формировать умения образовывать предложения с помощью местоимений единственного и множественного числа, определять местонахождение звука [Р] в слове (в начале, в середине, в конце), изменять существительные по числам;

– развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления;

– воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;

формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: письмо, сказка о весёлом язычке, артикуляционный профиль звука [Р], мячик, звуковая дорожка на звук [Р], слоговые ромашки, медаль «Подружилась со звуком [Р]».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

– Сегодня утром я получила письмо от Лунтика и его друзей. Он пишет, что хотел со своими друзьями поехать в зоопарк, но злой волшебник съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай, поможем Лунтику и его друзьям отыскать этот звук.

– Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю.

Ранним утром кое-как,

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

– Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (звук [Р]).

– Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

2.Артикуляционная гимнастика.

– Но перед тем, как отправиться на поиски звука, давай потренируем наш язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Упражнение «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко – стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

Упражнение «Качели»

На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Упражнение «Индюк»

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.

Упражнение «Фокус»

А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Упражнение «Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Упражнение «Чашечка»

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Упражнение «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

– Теперь наш язычок готов к работе.

3. Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].

– Давай вспомним, как правильно мы учились произносить звук [Р]. (Артикуляционный профиль звука [Р])

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р] ?

(Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

(Ребенок повторяет перед зеркалом.)

Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмём,

Да и сильно дуть начнём.

Язычок наш задрожит

Никуда не убежит.

Всем он так и говорит:

«Эта сильная струя

Дрожать заставила меня.

Не от страха я дрожу,

Лишь мотор свой завожу».

4. Произношение изолированного звука.

– Лунтик с друзьями собрался поехать в зоопарк на машине. Давай поможем им завести моторчик машины, чтобы доехать до зоопарка. (Звуковая дорожка на звук [Р])

– Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо: Р-Р-Р…

– Молодец, правильно произносила звук [Р], пока Лунтик с друзьями едет в зоопарк, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка «Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке (Прыжки на месте на двух ногах.)

Зайцы – серые клубочки. (Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.)

Прыг – скок, прыг – скок – (Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.)

Встал зайчонок на пенёк. (Встать прямо, руки опустить.)

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте. (Шаги на месте.)

Два! Руками машут вместе. (Руками перед собой выполняют движение «ножницы».)

Три! Присели, дружно встали. (Присесть, встать.)

Все за ушком почесали. (Почесать за ухом.)

На «четыре» потянулись. (Выпрямиться.)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (Прогнуться, наклониться вперёд.)

Шесть! Все встали снова в ряд, (Построиться в ряд.)

Зашагали как отряд. (Шаги на месте.)

5.Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»

– Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р].

а) на уровне ряда звуков:

Р, Н, Г, Р, З, Р, Р, В, Р, Д, Р

б) на уровне ряда слогов:

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот.

6.Автоматизация звука в слогах.

– По дороге в зоопарк Лунтик с друзьями увидели цветочную поляну, на которой росли «волшебные» ромашки и решили полюбоваться ими.

– Проведи пальчиком от буквы Р к каждому лепестку, и произноси чётко слоги: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

– А теперь проведи пальчиком от каждого лепесточка к середине цветка, и произноси слоги: АР-ОР-УР-ЭР-ЫР ЕР- ЯР- ИР- ЮР- ЁР

– Молодец, справилась с заданием.

7.Автоматизация звука в словах.

– А животные в зоопарке очень любят в мяч играть.

Игра «Один – много» (с мячом).

Рак – раки, тигр -…, рог -…, рысь -…, крот -…, корова -…, рыба -…, краб -…, ворона -…

Игра «Голова, живот, ноги». ( Определение места звука [Р] в словах (начало, середина, конец).

-Я буду называть слова со звуком [Р], а ты должна будешь указать на часть тела, в зависимости от местоположения звука.

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

8.Автоматизация звука в предложении.

– Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).

Игра «Изменяй предложения».

– Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Игра «Отгадай слово» .

– А сейчас я буду называть слова, в которых злой волшебник съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно.

_ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.

– Молодец, мы нашли с тобой звук, теперь Лунтик с друзьями сможет в зоопарке посмотреть и прочесть названия всех животных.

9. Итог занятия.

– Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

– Что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

10.Оценка речевой деятельности.

Если звук р не получается –

Очень часто казусы случаются:

Ты спрашиваешь: «Где берет»,

Тебе дают в кино билет!

Всё потому, что этот звук –

Труднейший среди звуков.

И стоит нам немало мук,

Чтоб стал он добрым другом.

– Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому чётко и правильно произносила звук [Р] в слогах, словах, предложениях. Сегодня я хочу подарить тебе вот такую медаль, которая означает, что ты подружилась со звуком [Р] и желаю тебе беречь эту дружбу. Благодарю за занятие!

Конспект занятия по логопедии на тему: “Постановка звука Р”

Содержимое публикации

Государственное учреждение Тульской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2»

Конспект занятия по логопедии на тему:

Постановка звука Р”

коррекционно-развивающие

-формирование навыка правильного произношения изолированного звука;

-максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков;

-развитие кинестетической основы организации движений;

-формирование адекватных фонематических представлений

коррекционно-образовательные:

-восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

коррекционно-воспитательные:

-установление доверительных отношений между логопедом и ребенком и целенаправленная подготовка к занятиям.

Оборудование: магнитофон для выполнения артикуляционной гимнастики ; зеркало; зонд, спирт, вата; игра «Звуковая мозаика», фишки.

Ход занятия:

I . Орг.момент

-Сегодня для занятия нам нужно хорошее настроение, терпение, старание. И мы будим учиться рычать как тигр.

II. Основная часть

1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика:

Упражнение для выработки напора воздуха

– Выдувание ватных шариков из стаканчика

2. Упражнение для языка (делается под музыку)

1. «Чистим зубки», «расческа», «блинчик», «чашечка», «мостик».

3. Обучение учащегося ощущению положений органов артикуляции при произнесении звука Р

Логопед : дает словесный отчет, используя артикуляционный профиль.

· Кончик языка поднят к альвеолам,

· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

· под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол.

· на ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха

4. Физминутка

Игра «Слушай и повтори»

На звук А – хлопнуть в ладоши,

На звук У – закрыть глаза ладонями

На звук И – топнуть.

5. Постановка звука Р в два этапа:

Ставится фрикативный звук Р без вибрации от быстро произносимого звука Д без округления губ и с перемещением кончика языка максимально близко к верхним зубам (альвеолам).

Звук должен произноситься с сильным напором воздуха.

С силой произносится фрикативный звук. Одновременно с этим вводится под нижнюю поверхность передней части языка зонд и производятся быстрые ритмичные движения из стороны в сторону, раскачивая язык.

6. Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук»

(произношу разные звуки, затем слова, ребенок должен услышать звук «р» или слово со звуком «р2» и хлопнуть в ладоши»

7. Развитие звукового анализа

Игра «Звуковая мозаика»

Перед ребенком жетоны – синие, зеленые.

«Если слово оканчивается звуком Р, клади синий жетон. Если начинается со звука Р – зеленый

Слова: рубаха, пар, робот, бугор, мухомор, ракета, набор, забор

III . Итог занятия:

Смысловая рефлексия занятия (что училась делать на занятии?)

Эмоциональная рефлексия занятия (за что ты себя можешь похвалить?)

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества к Дню Победы «ПОМНИМ. СЛАВИМ. ГОРДИМСЯ »

Всероссийский конкурс чтецов «И ЭТО ВРЕМЯ НАЗЫВАЕТСЯ ВЕСНА… »

Интеллектуальная викторина к 125-летию со дня открытия I Олимпийских игр «ОЛИМПИЙСКИЙ ОГОНЬ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Коррекция звукопроизношения. Звук «Р».
план-конспект занятия по логопедии

Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.

«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук.

Нормальное положение органов артикуляции при произнесении звука «Р».Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами примерно 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Сильная воздушная струя разрывает смычку кончика языка и нёба,язык вибрирует.

Мягкий звук «Р» отличается от твёрдого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу (примерно, как при гласном «И»), кончик языка находится несколько ниже, чем при твёрдом «Р», задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.

Недостатки произношения звука «Р» (ротацизм).

Велярное произношение. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

Увелярное произношение. При увелярном «Р» вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармоничный характер и не сопровождается шумом.

Боковой ротацизм. При этом нарушении, вибрирует только один из боковых краёв языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через неё выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке «Л», в результате произносится звук, в котором как бы сливаются «Р» и «Л».

При «щёчном» произношении «Р» щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

Одноударное произношение «Р». При нём, отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке.

«Кучерское» «Р». В этом случае вибрируют сближенные губы.

Глухое произнесение звука «Р».Звук произносится без участия голоса ,голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

Замены звука «Р» парным мягким «Р», а также «Л», «Ы», «Д», «В», «Г», «Й» и др.

Мягкий «Р» может нарушаться так же, как и твёрдый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твёрдый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.

Скачать:

ВложениеРазмер
publikatsi_5.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДСКВ № 13 “Золотая рыбка”

Коррекция звукопроизношения. Звук «Р».

Подина Екатерина Александровна

Коррекция звукопроизношения. Звук «Р».

Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.

«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук.

Нормальное положение органов артикуляции при произнесении звука «Р».Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами примерно 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Сильная воздушная струя разрывает смычку кончика языка и нёба,язык вибрирует.

Мягкий звук «Р» отличается от твёрдого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу (примерно, как при гласном «И»), кончик языка находится несколько ниже, чем при твёрдом «Р», задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.

Недостатки произношения звука «Р» (ротацизм).

Велярное произношение. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

Увелярное произношение. При увелярном «Р» вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармоничный характер и не сопровождается шумом.

Боковой ротацизм. При этом нарушении, вибрирует только один из боковых краёв языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через неё выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке «Л», в результате произносится звук, в котором как бы сливаются «Р» и «Л».

При «щёчном» произношении «Р» щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

Одноударное произношение «Р». При нём, отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке.

«Кучерское» «Р». В этом случае вибрируют сближенные губы.

Глухое произнесение звука «Р».Звук произносится без участия голоса ,голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

Замены звука «Р» парным мягким «Р», а также «Л», «Ы», «Д», «В», «Г», «Й» и др.

Мягкий «Р» может нарушаться так же, как и твёрдый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твёрдый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.

Опишу методику коррекции звука « Р» , которую использую в своей практике.

Упражнения артикуляционной гимнастики на подготовительном этапе коррекции «Р»:

«Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать губы по кругу.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

«Фокус». Рот приоткрыть, язык чашечкой высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Лошадка». Присосать язык нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

«Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в альвеолы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д»,далее с ритмом д-д—ддддд .

«Болтушка». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «дрр». .

1.По подражанию. Логопед объясняет правильную артикуляцию звука, затем произносит звук, а ребёнок ему подражает.

2. Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [Ы] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

3. Способ постановки звука [Р] от упражнения « Грибок». Ребенок присасывает язык к твердому небу («Грибок»); делает глубокий вдох через нос (язык в том же положении); делает резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика языка.

4. Постановка [Р] от звука [Ж]. Ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом двигает кончиком языка вперед-назад по альвеолам «БУГОРКАМ». При этом можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука переходят к проговариванию слогов со стечением ЖР, ДР, НР, ТР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука.

5. Постановка [Р] от звук [Д] или слога ДЫ в быстром темпе, можно с заданным ритмом Д Д ДДДДД. Звук или слог произносится на альвеолах. Шариковым зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Получается звукосочетание ДР или ДРЫ. Вибрация отрабатывается до самостоятельной. Затем убираем опорный звук Д , сначала ставим с другими согласными БР, МР, а затем без них.

6. Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у которых не формируется воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. Особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

7. Постановка [Р] из межзубного положения. Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». Указательным пальцем «играть» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрирующего звучания от малейшего прикосновения к нижней губе «в-в-р-р-э-э…» • Сохраняя ту же конфигурацию языка, передвинуть его за верхние зубы.

8.Если звук [Р] заменяется своей мягкой парой, то можно добиться твёрдого произношения звука следующим образом: ребёнка просят протяжно произносить «РЬ» расширяя при этом рот, что вызывает автоматическое перемещение кончика языка назад и звук становится твердым.

9. Постановка [Р] от сочетания [ТД]. Ребёнка просят по очереди произносить звуки [Т] и [Д] в сочетании [ТД] или [ТДД] в быстром темпе и ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [Д] и [Т] ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

10. Постановка [Рь]. Длительный раскатистый [Р] последовательно соединять с гласными [И], Я, Е, Ю, растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения [Рь] в слогах, вводят слова и т. д.

Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.

1.В открытых слогах РЫ РЭ РА РО РУ:

Договори слог: го РЫ, но РА, пе РО, кегу РУ …;

Скажи с разным ударением: ры РЫ ры, РЭ рэ рэ, ра ра РА…;

2.В закрытых слогах ЫР ЭР АР ОР УР:

3.В позиции между гласными ЫРЫ ЭРЭ АРА ОРО УРУ;

4.В слогах со отечением согласных БРА БРЭ БРЫ БРО БОУ и так далее с другими согласными на первом месте.

5.В начале слова в открытом слоге РАК РОТ РЫСЬ РУЛЬ и тд. в двух, трехсложных словах.

Повтори РА РА РАК и тд;

Посчитай от 1 до 5 РЫБА, РУБЛЬ и тд ;

Скажи с закрытыми глазами РАКЕТА столько раз, сколько услышишь хлопков;

Скажи РОМАШКА со словом НЕТ ( даю, вижу.любуюсь ) НЕТ РОМАШКИ и т д;

Измени слово РАСЧЕСКА-РАСЧЕСКИ и тд;

Доскажи слово РА РА РА – ТРУБИТ (труба) и тд .

Подбери слово к схеме ( даются картинки).

Придумай слово к схеме.

«Собери родственников» РУКА – ручки, ручной, рукава и тд.

Ответь на вопрос словом: Сок из груш .Какой? ГРУШЕВЫЙ.

6.В середине слова в открытом слоге ГОРЫ, ПИРОГ, БАРАН и тД. с усложнением.

7.В конце слова СЫР, СЭР, ПАР, ХОР и тд с усложнением.

8.В середине слова в закрытом слоге АРБУЗ, ТЕРМОС, ТЕРКА, ЖУРНАЛ и тд

9.В словах со стечением согласных в первом слоге ГРОМ, КРАСКИ, СТРОЙКА, ВДРУГ .

10.В словах со стечением согласных в середине КОБРА, ДОБРОТА, ВАТРУШКА и тд.

11.В « богатых» словах ТРАКТОР, ПРОРУБЬ, ПРОБИРКА, ПРОКУРОР и тд.

Повтори чистоговорку РА РА РА –НА ПАРАД ИДТИ ПОРА, и тд.

«Поэт» придумай чистоговорку РЫ РЫ РЫ –( покусали комары) и т д.

Повтори предложение по картинке за логопедом.

Вспомни и скажи предложение по картинке самостоятельно.

Составь и повтори предложение по картинке, по мнемотаблице, по опорным словам, из заданных слов, по схеме.

Исправь предложение «Путаница»

Измени предложение Я КОПАЮ ОГОРОД,(ты…, он…, она…, мы…, вы…, они…)

Составь предложение к схеме по картинке и т д .

«Вырасти» предложение, добавляя слова.

Запомни и повтори пословицу, поговорку. Объясни смысл.

Далее звук автоматизируется во фразовой речи ( стихи, пересказы, рассказы, беседы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах, предложениях, чистоговорках с использованием игрового сюжета.

Данный материал будет интересен и родителям и педагогам. Автоматизация – самый трудный и длительный этап. Порой проходят месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильно.

Данный материал можно использовать при планировании индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звука “Ш”.

Использование различных игровых приёмов для коррекции звукопроизношения на примере автоматизации звука Ш у детей.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему “Лунтик едет в зоопарк” (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог.

Тематическое занятие по автоматизации звука Р.

Домашние задания по коррекции звукопроизношения у детей. (Автоматизация звука “Ж”). Составлено на основе пособии Азова Е.А., Чернова О.О. “Учим звуки Ш-Ж”, Жихарева-Норкина Ю.Б. “Домашняя тетрад.

Конспект индивидуальной ООД по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р]-[р’]»

Наталия Григорьева
Конспект индивидуальной ООД по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р]-[р’]»

КОНСПЕКТ

индивидуальной организованной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения.

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р,РЬ».

Тема: «Дифференциация звуков Р-РЬ»

Цель: закрепление правильного произношения звуков Р,РЬ.

1. Закреплять навыки правильного произношения звуков Р,РЬ.

2. Учить различать звуки Р-РЬ на слух и в самостоятельной речи.

3. Закреплять умение определять место звука в словах.

4. Закреплять навыки звукослогового анализа.

5. Закреплять умение самостоятельно подбирать слова с заданным звуком.

6. Закреплять навыки составления предложений с предлогами.

Предметные и сюжетные картинки, разрезная азбука, синяя и зеленая коробочки, дидактическая игра «Найди место звука в слове».

Ход ЗАНЯТИЯ.

-слуховая тренировка: «Слово рассыпалось»: логопед произносит слово по отдельным звукам, ребенок соединяет их обратно в слово.

-артикуляционная гимнастика (комплекс для соноров Р,РЬ).

2. Звуки Р-Р,

Ра-ра-ра- на дворе гора

Ро-ро-ро- в ручке старое перо.

Ру-ру-ру- в клетке рыжий кенгуру.

Ры-ры-ры- Рома надувал шары.

Ри-ри-ри- на заборе снегири.

Рю-рю-рю- хорошо я говорю.

Ре-ре-ре- рыба плещется в ведре.

Ря-ря-ря- скоро едем на моря.

2. Ребенок дает характеристику звука Р.

3. Определи место звука в слове (дид.игра: ребенок слышит слово и ставит синий кружок в нужную часть игрового поля- начало, середину или конец).

4. Что слышишь- твердый Р или мягкий РЬ? (логопед выкладывает картинки;ребенок называет картинку и кладет к коробочку нужного цвета: с твердым- в синюю, с мягким- в зеленую).

5. Игра «Парные слоги (слова)»: логопед произносит парами сначала слоги, затем слова,ребенок должен повторить:

РА –РО=РЁ РУ-РЮ РЫ-РИ

РАД-РЯД ГОРА-ЗАРЯ и т. д.

6. Закончить предложение нужным словом, выделить звук-Р или РЬ:

На рыбалку идет…. В воротах стоит….

В аптеке работает…. На стройке работает.

7. Найти слова со звуками Р. РЬ в тексте (хлопнуть в ладоши, если услышал).

8. Игра «Маленький логопед»: логопед произносит слова со звуками Р. РЬ искаженно, ребенок исправляет ошибки.

9. Самостоятельный подбор слов с заданными звуками.

10. Прочитать слово, списать в тетрадь, нарисовать его звуковую схему.Определить: количество слогов, ударный гласный.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [н]-[м]» Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект ОД «Дифференциация звуков [р]-[л]» Цель: закрепление правильного произношения и дифференциация звуков [Р]-[Л]; Задачи: 1. Формировать умение давать характеристику звуков [Р]-[Л],.

Конспект фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения «Дифференциация звуков [К], [Х]» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Коррекционно-образовательные задачи: 1. Уточнить произношение звуков [К], [Х]. 2. Упражнять в дифференциации звуков.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения ребенка 6 лет с дислалией. Тема: 1. Лексическая тема «Одежда» 2. Автоматизация звука [Л] Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, в словах; Образовательные задачи:.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии. Автоматизация звука [Л]. Цели: Коррекционно-образовательные: – автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях – уточнить артикуляцию.

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений звукопроизношения Цели: • Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Р» в словах и в предложениях. Активизировать словарь детей по теме «Профессии»,.

Конспект подгрупповой ООД «Дифференциация звуков [б] — [б’]» Филиал № 2 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский.

Конспект родительского собрания «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения у детей» Конспект родительского собрания. «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения у детей». Когда дети только начинают говорить, их.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Тема:Дифференциация звуков «Ш» и «Ж» Цель:Формировать умение дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в слогах,словах,предложениях. Задачи: -закреплять.

Конспект занятия по коррекции оптических нарушений письменной речи «Дифференциация букв О — А» Тема: Дифференциация букв О – А. Задачи: научить детей сравнивать буквы О – А по начертанию, закрепить знания о правописании букв о – а.

Правильная постановка звука Р

Сонорные группы звуков − одна из главных логопедических проблем. У большинства детей дошкольного возраста возникают проблемы с постановкой Л, Р. И если Л поставить легко, то с Р появляются трудности.

Отсутствие или неправильное произношение этого звука в речи заметнее, чем нарушение звука Л. Почему с сонорной группой возникает больше всего трудностей?

  • Особенности артикуляции
  • Разновидности нарушений
  • Причины нарушений
  • Логопедическая диагностика
  • Помощь каких специалистов может потребоваться
  • Подготовительный этап
  • Способы постановки
  • Возможные трудности при постановке
  • Рекомендации по автоматизации звука
  • Продолжительность коррекционной работы

Особенности артикуляции

Проблема неправильного звукопроизношения (если у ребенка нет других речевых проблем, например, дизартрии) сонорных звуков − это трудность в их артикуляции. Особенно это касается Р, поэтому логопеды советуют не паниковать родителям, если их ребенок в три года не «рычит». Артикуляционный аппарат должен быть подготовлен, что и происходит к 4-5 годам, поэтому обязательно проводите с ребенком артикуляционную гимнастику.

При произнесении Р органы артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

  • рот открыт, губы находятся в положении последующего за Р гласного звука;
  • язык должен быть широким, находиться за верхними зубами и касаться альвеол, боковые края приподняты; по форме он похож на небольшой ковшик;
  • мягкое небо поднято;
  • голосовые связки вибрируют.

Кроме правильного положения органов артикуляционного аппарата, нужна сильная воздушная струя, потому что при выдохе она направлена на кончик языка, в результате чего получается его вибрация и «рокочущий» звук.

Вибрировать должен кончик языка, а не маленький язычок или его боковая часть. Проверить направление воздушной струи можно используя полоску из бумаги: при правильном произнесении она будет колыхаться.

Разновидности нарушений

Нарушение произношения звуков Р и Р` называют ротацизмом и параротацизмом.

Существует несколько их вариантов:

  • Отсутствие звука в речи − ребенок вместо него не использует другой звук (например, «кова» вместо «корова»).
  • Велярный − происходит, если задняя часть спинки языка поднимается слишком сильно и соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука. Это нарушение называют картавостью.
  • Увулярный − происходит вибрация только маленького язычка. Такой ротацизм называют горловым.
  • Боковой − вибрирует боковой край. При произнесении происходит совмещение звуков Р и Л`.
  • Билабиальный − такой вид нарушения встречается редко. Ребенок создает вибрацию губами и получается звук похожий на «пррр».
  • Лабиодентальный − звук получается между верхней губой и нижними зубами, и наоборот.
  • Одноударный или проторный звук − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
  • Щечный − воздушная струя проходит через щеку и боковые края языка, что вызывает вибрацию щек.
  • Межзубный − язык расположен между зубами.
  • Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.

Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на его мягкий вариант, либо заменяют Л, который проще по артикуляции.

Также этот звук заменяют следующими звуками:

  • В – «паваход» вместо «параход»;
  • Д – «дука» вместо «рука»;
  • Г – «пагавоз» вместо «паравоз»;
  • Й – «йиба» вместо «рыба».

Ротацизм может быть отражением простой дислалии, когда нарушено произношение одного звука. Или это вариант сложной дислалии, когда нарушено звукопроизношение нескольких групп звуков. Ротацизм и параротацизм могут свидетельствовать о более сложных речевых нарушениях − дизартрии, алалии, ринолалии.

Причины нарушений

Почему у ребенка происходит нарушение произношения Р? Есть несколько причин и для устранения некоторых из них нужна помощь нескольких специалистов, а не только логопеда:

  • Анатомические особенности. К ним относятся укороченная подъязычная уздечка, расщелина губы, неба, неправильный прикус.
  • Воздушная струя недостаточно сильная.
  • Неправильное положение органов артикуляции − анатомических нарушений нет, но, например, язык занимает неправильное положение, потому что ребенок не запомнил правильную артикуляцию.
  • Неправильная речевая среда − часто родители беспокоятся, что если они картавят, то и их дети будут неправильно произносить Р. Это не генетическая предрасположенность, а неправильная речевая среда. Ребенок слышит неправильное произношение и пытается его скопировать. Поэтому и возникает ротацизм.
  • Ребенок не различает звуки на слух − это нарушение работы фонетических процессов.

Кроме того, если имеется сложное речевое нарушение − алалия, то неправильное звукопроизношение может быть следствием недостаточной активности речевых зон головного мозга. Важно определить точную причину ротацизма и параротацизма, чтобы составить план коррекционной работы.

Логопедическая диагностика

Чтобы определить, есть ли нарушение сонорной группы, нужно подобрать речевой материал. Но обследование начинают с проверки артикуляционного аппарата. Специалист обращает внимание на их анатомическое строение. Затем оценивает работу при помощи упражнений (например, поднимать−опускать язык).

Логопед проверяет речевое дыхание. Для этого он просит ребенка сыграть на духовых инструментах (дудочка); подуть на кусочек ваты. Таким образом специалист смотрит как ребенок делает вдох-выдох и силу выдоха.

Звук Р должен быть в прямом и обратных слогах, находиться в начале, середине и конце слова. Также нужно подобрать слоги со стечением согласных (например, ТРА, КРА и другие). Бывает так, что ребенок может произносить Р и Р` в паре с согласными − такие моменты важно отражать в логопедической диагностике.

Также нужно проверить фонетические процессы: логопед называет ребенку изолированные звуки и просит хлопнуть в ладоши или поднять руку на нужный звук. Затем также проверяют Р и в слогах, словах. Логопед показывает ребенку картинки и просит показать изображение, в названии которых есть Р.

Кроме речевой диагностики, специалист проводит беседу с родителями, чтобы понять, в какой среде растет ребенок. Потому что, если есть взрослые в окружении, которые картавят или у них есть другие виды ротацизма и параротацизма, нужно чтобы они корректировали свою речь при общении с ним, старались использовать меньше слов с корректируемым звуком.

На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу. Если нужно, советует обратиться к другим специалистам, чтобы получить комплексную помощь и достичь результата.

Помощь каких специалистов может потребоваться

Если у ребенка причина дефекта речи − это укороченная подъязычная уздечка, то может потребоваться консультация хирурга. Но в современной логопедии решают эту проблему при помощи упражнений. И помощь хирурга нужна только тем, у кого слишком короткая уздечка. Из-за этого дефекта трудно поднимать язык, что является основой для произношения Р.

Если неправильный прикус, логопед может посоветовать обратиться к ортодонту. Если сложное речевое нарушение (дизартрия, алалия), для активизации речевых процессов нужен специальный курс лечения, который подбирает невролог. А также консультация дефектолога, который сможет составить план коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы.

Подготовительный этап

Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:

  • «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
  • «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
  • «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
  • «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
  • «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
  • «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
  • «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
  • «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.

Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.

После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:

  • «Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
  • «Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
  • «Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
  • «Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
  • «Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
  • «Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки. Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
  • «Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе. Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.

Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.

Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.

Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.

В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.

Способы постановки

Заниматься коррекцией нужно поэтапно. После подготовительной работы следует этап постановки.

Есть несколько способов, которыми вы можете воспользоваться для занятий дома:

  • От упражнения «Грибок». Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. В итоге получается вибрация. Для этого способа у ребенка должен быть сформирован сильный выдох.
  • Механический или «Болтушка». Для этого способа вы можете использовать шариковый зонд, но в домашних условиях родители могут воспользоваться ватной палочкой. Ребенок выполняет упражнение «Барабанщик», а взрослый тем временем помещает кончик ватной палочкой под язык и совершает колебательные движения из стороны в сторону. У вас получится сочетание ДР. Но обязательно следите за тем, чтобы звук Д в упражнении был четким. Для удобства ребенок может находиться в положении лежа.
  • От сочетания ЗЖ. Широкий язык поднят за верхние зубы и ребенок длительно произносит ЗЖ. Он ощущает легкую вибрацию и при более сильном выдохе получится Р.

Это самые популярные способы постановки сонорного звука самостоятельно в домашних условиях. У детей с нормальным речевым развитием данный звук появляется путем звукоподражания. При условии, что его артикуляционный аппарат подготовлен. К возрасту пяти лет ребенок должен четко выговаривать все группы звуков.

Возможные трудности при постановке

Не стоит автоматизировать звук в речи, если артикуляционный аппарат недостаточно подготовлен. Даже если у вас получится механически поставить Р, то из-за слабого тонуса языка в речи язык будет «соскальзывать» и получится искаженный звук. Если у ребенка не сформирована сильная воздушная струя, то вибрация будет недостаточно ярко выраженной, что также приводит к неправильному звукопроизношению.

Если изолированный звук получается нечетким, то не нужно его автоматизировать. Ребенок запомнит неправильное произношение (а именно органы артикуляции) и потом проводить коррекцию будет сложнее. А искаженное произношение Р может привести к проблемам при чтении и письме. Поэтому для дошкольников старшей и подготовительной групп включайте в занятия упражнения на букву Р.

Не путайте понятия «звук» и «буква». Звуки мы слышим, а буквы − видим. Вы занимаетесь постановкой и автоматизацией звука, а на уроках по чтению и письму изучаете букву.

Некоторые родители не обращают внимание на подъязычную уздечку. А иногда именно из-за нее у ребенка и возникают трудности с постановкой звука. Если она короткая, выполняйте упражнения на ее растяжку («Грибок», «Гармошка»). Если у родителей есть ротацизм, то проводить занятия должен только логопед или взрослый с правильным произношением. Для эффективных занятий нужно создать подходящие условия и подобрать упражнения на звук Р. Тогда коррекционная работа будет проходить успешнее.

Рекомендации по автоматизации звука

Как только у ребенка получилось выговорить Р, начинайте его автоматизацию в слогах. Перед этим упражняйтесь в произнесении длинного раскатистого звука, пускай язык привыкнет к ощущению вибрации. Обычно закрепляют правильное произношение в прямых слогах (РА, РО, РУ), но в случае со звуком Р некоторым детям проще, когда он находится в твердой позиции, а не когда органы артикуляции занимают положение последующего гласного.

На этапе закрепления в слогах используйте слоговые дорожки, чистоговорки. Приступайте к закреплению в словах, только когда ребенок будет уверенно произносить Р в слогах. Предлагайте такие задания: придумывать слова на этот звук, называть все предметы, например, в комнате, в которых есть этот звук. Для тренировки правильного произношения во фразах подойдут короткие стихи, можно составлять фразы из предложенных слов, скороговорки.

Затем идет автоматизация в предложениях и связной речи. Ребенок может составлять рассказы по картинке, из предложенного списка слов. Взрослый может придумать сказку про звук Р и предложить ребенку ее пересказать. Параллельно нужно проводить работу над соотнесением звука с буквой: прописывайте букву Р, выкладывайте ее из подручных материалов.

В начале этапа автоматизации в заданиях речевой материал должен быть насыщен звуком Р. Органы артикуляции должны запомнить правильное положение при произношении, а ребенок фиксирует его правильное звучание в речи. Также в логопедических упражнениях на звук Р в самом начале закрепления взрослый произносит его вместе с ребенком, потом ребенок его повторяет. А потом логопед или родители просят его самостоятельно сказать. При подборе речевого материала не используйте слова с использованием мягкого варианта Р и звука Л и Л`. Речевой материал должен соответствовать детскому восприятию.

Продолжительность коррекционной работы

Сколько по времени занимает выработка правильного произношения звука Р? В современной логопедии нет четких временных границ. Это касается работы с любой группой звуков. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Поставить звук можно уже на первых занятиях (если была проведена подготовительная работа), а этап автоматизации может занять достаточно продолжительное время.

Звук Р − сложный по артикуляции, поэтому и появляется в речи к более старшему возрасту. Не нужно торопиться с автоматизацией, ваша задача добиться чистого звучания и устойчивой вибрации. Язык не должен «соскальзывать», когда ребенок будет произносить слова. Чтобы ему было интересно, используйте дидактические игры, а не только речевой и наглядный материал.

Вы можете поискать определенную логопедическую методику, но все они построены на тех принципах и практических советах, которые изложены выше. Главное условие успешной коррекционной работы − это диагностика и коррекционная работа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Конспект НОД по коррекции звукопроизношения детей 5-7 лет «Автоматизация звука «Р» в семантическом поле слова «Мороз»»

Конспект НОД по коррекции звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука «Р» в семантическом поле слова «Мороз»».

Цель: создание условий для автоматизации навыка произношения звука «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи.

  • Продолжать формировать многогранный (артикуляционно-кинестетический и акустический) образ звука «Р».
  • Закреплять умение произносить звук «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи семантического поля слова «МОРОЗ».
  • Закреплять навык анализа артикуляционно-акустического образа звука «Р» с использованием моделирования.
  • Формирование и расширение семантического поля слова «МОРОЗ», развитие валентностей слов
  • Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук детей во время динамических пауз.
  • Развитие статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
  • Развитие фонематического слуха посредством упражнений авторской специализированной компьютерной логопедической программы «Сказочная страна».
  • Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «МОРОЗ» и развитие валентностей слов.
  • Развитие мышления при подборе синонимов, антонимов, анализе аккустических признаков звука.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие памяти при заучивании стихотворения.
  • Развитие лексико-грамматического строя речи при составлении предложений детьми.
  • Расширение экологических знаний детей.
  • Воспитывать интерес к свойствам лексики: синонимическим и антонимическим отношениям.

Оборудование:

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь-III»

Авторская специализированная логопедическая программа «Сказочная страна»

Схемы артикуляционного и акустического анализа

Макет «Дерево родных слов» с карточками – рисунками однокоренных слов

Игра «Путаница» с карточками к словам-антонимам

Карточки, изображающие символы слов-синонимов и слов-антонимов

Сюжетная картина «Морж и кенгуру»

Предварительная работа:

подбор речевого материала и изготовление карточек, разучивание стихотворений и упражнений к пальчиковой гимнастике и динамической паузе, чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о морозе.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Давай послушаем одну историю, которая произошла недавно:

Вот Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня:

– Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Давай скажем также грозно, как Мороз. (Логопед произносит первые две строчки стихотворения, ребенок – две последние строчки).

2. Объявление темы занятия.

Логопед: Ты так хорошо изобразил Мороз, что в кабинете стало очень холодно. К нам пришел дедушка, он так замерз, что даже забыл, как произносится звук Р. Как же ему помочь?

Ребенок: Давайте научим его говорить звук Р.

Логопед: Давай. Расскажи, как ты это будешь делать. (Предлагаем ребенку карточки- символы для составления плана работы над звуком. Ребенок, выбирая карточки составляет планирует свою работу)

Ребенок: Сначала научим выполнять артикуляционную гимнастику, затем расскажем, как правильно произносить звук Р, какой звук Р, поиграем в игры с компьютером, поиграем в игры “слова-родственники”, “слова-друзья”, “путаница”, придумаем предложения, выучим стихи.

Логопед: Мне кажется, наши язычки тоже никто не разбудил. Что нам нужно сделать, чтобы они проснулись и стали хорошо произносить звук «Р»?

Ребенок: Выполнить артикуляционную гимнастику.

Логопед: Ребята, выберите упражнения, которые нам необходимы для подготовки язычка к произношению звука «Р».

Дети выбирают карточки, с изображением необходимых артикуляционных упражнений и объясняют свой выбор.

3. Подготовительная работа.

Опосредованная артикуляционная гимнастика с использованием стихов выполняется перед зеркалом, стихи читает логопед, делая паузу на каждое упражнение 5-8 секунд)

«Язычок наш, просыпайся! (лопаточка)

И скорее улыбайся! (улыбаемся)

И не надо удивляться (губы в трубочку)

Поскорей же умываться (облизать губы)

Потянулись (парус)

Подтянулись (грибок)

И нагнулись (блинчик)

И еще раз и вверх и вниз:

кто быстрей – получит приз! (качели)

Мы рубашку одеваем (спрятать язык за верхнюю губу)

Рукав правый, рукав левый (упираемся кончиком языка в правую щеку, левую)

И про брюки не забудь (за нижнюю губу)

Пояс надо застегнуть (провести языком от одного угла рта к другому)

Занавески надо бы открыть (язык за верхние резцы)

И кровать бы застелить (за нижние)

Теперь можно пообедать (покусать язык)

Солим мы еду немножко (покусать кончик языка)

Ну, а сахар – можно ложкой (чашечка)

Мы наелись – улыбнулись (улыбнуться),

хорошенько облизнулись (облизать губы)…

Ждут гулять скорей друзья –

нам опаздывать нельзя (маляр)

Но на улице – мороз (постучать языком за верхними зубами произнося за «д-д-

Дует ветер, мерзнет нос (подуть в трубочку или в пузырек)

Ты теплее одевайся,

поскорее собирайся».

Логопед: На улице язычок увидел:

«сосульку» (Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении 8 сек).

«санки-ледянки» (Сделать язык «чашечкой»)

«Саночки». (Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов).

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.» (Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка).

4. Анализ артикуляционно-аккустического образа звука «Р»

Логопед: Молодец! Гимнастику делать мы дедушку научили. Что теперь нужно сделать? (ребенок называет пункт своего плана.

Ребенок: Расскажем, как правильно говорить звук Р (рассказывает по схеме).

Ребенок: Чтобы правильно сказать звук «Р» надо открыть рот, язык поднять наверх, за верхние зубы, кончик языка дрожит; воздушная струя сильная, теплая.

Теперь надо рассказать о звуке Р. Какой он. Согласный, звонкий, твердый. Обозначаем синим цветом. ( Ребенок дает характеристику звука по схеме акустического анализа звука).

Логопед: Давай предложим дедушке произнести звук. (логопед говорит за дедушку). получилось?

Ребенок: Да. Все правильно. Теперь надо поиграть в игры. Давайте начнем с компьютерных игр.

Логопед: Давай.

5. Изолированное произношение звука «Р»

Работа с АПК «Видимая речь-III» «Фонологические упражнения. Точность воспроизведения фонемы. «Соломинка».

Логопед: Теперь потренируемся с дедушкой с помощью компьютера. Поможем девочке выпить сок. Правильно произноси звук «Р», тогда сок поднимется по соломинке и девочка выпьет его. Если будешь произносить звук неправильно, сок по соломинке подниматься не будет.

Ребенок 4-5 раз выполняет упражнение. (В случае затруднения логопед напоминает артикуляцию звука, предлагает ребенку воспользоваться зеркалом для контроля правильного положения органов артикуляции, подключает тактильно-вибрационный контроль, подражание артикуляции логопеда.)

6. Закрепление произношения звука «Р» в слоге.

Работа с АПК «Видимая речь-III» «Базовые навыки. Включение голоса. «Медведь».

Логопед: Мишка любит кататься на машинке – это у него хорошо получается, при этом его машина очень громко поет «песенку мотора». А поет она по-разному и «ра-ра», и «ро-ро», и «ры-ры-ры», и «ру-ру-ру». Если будешь произносить слоги подряд, то машина поедет быстро, а если будешь выдерживать паузу, то машина будет ехать медленно. Давай сейчас вместе с мишкой поедем на машине. Произноси за мной (логопед произносит слоговые дорожки с заданным темпом, ребенок воспроизводит их):

ра – ра – ра-ра-ра; ра – ра – ра-ра-ра;

ро – ро – ро-ро-ро; ро – ро – ро-ро-ро;

ру-ру-ру – ру – ру; ру-ру-ру –ру – ру;

ры-ры-ры – ры – ры; ры-ры-ры –ры – ры.

Как хорошо у нас получилось петь «песенку мотора», ты доехал до конца пути и получил приз.

7. Развитие фонематического слуха

Работа с авторской специализированной логопедической программой «Сказочная страна»

Логопед: Мы приехали в «Сказочную страну». Какой герой сказки нуждается в нашей помощи?

Ребенок: Русалочка.

Логопед: Помоги Русалочке найти слова на звук «Р». Назови картинки и нажми мышкой на те, в названии которых слышишь звук «Р». Если ты найдешь верно, картинка будет закрыта буквой Р. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок выбирает картинки, в названии которых слышит звук «Р». Картинки закрываются буквой.

8. Закрепление произношения звука «Р» в словах семантического поля слова «МОРОЗ»

1. Выделение главного слова. Решение словесно-логической задачи.

Логопед: Отгадай загадку:

– Сердит, – закрыв лицо рукой, сказал прохожий глухо.

– Ударил как! – ворчал другой, поглаживая ухо.

Шла мимо бабушка с клюкой, в платок упрятав нос, она сказала:

– Ишь какой! Кусается, как пес.

И я скорей лицо прикрыл воротником пальто.

В тот день и впрямь сердитым был – вы догадались – кто!

Ребенок: Мороз!

Логопед показывает картинку.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Приготовь ладошку, говори слово и веди пальчиком от начала левой ладошки к кончикам пальцев. Определи, место звука «Р» в слове «Мороз» (в начале, середине или в конце слова)?

Ребенок: В слове «мороз» звук «Р» стоит в середине.

3. Подбор родственных слов.

Игра «Дерево родных слов»

Логопед: Я поставлю картинку с Морозом в корень нашего дерева, а ты назови слова, в которых тоже слышится слово «мороз». Помогут тебе в этом карточки.

Называй слова и размещай карточки на кроне дерева. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок: Морозилка, мороженое.

Логопед: Если на улице мороз, то день какой?

Ребенок: Морозный.

Логопед: Когда у человека поднимается температура, его пробирает дрожь, то говорят как?

Ребенок: Морозит.

4.Подбор слов-синонимов.

Логопед: Вот этот знак обозначает слова, которые говорят по-разному, но думают об одном и том же, о морозе.

Давай подберем их. Как еще можно назвать мороз?

Ребенок: Холод.

Логопед: Раньше мороз называли «стужа», «стынь». Давай запомним эти слова, поиграем в игру «Поймай слово». Я кидаю тебе слово, а ты лови и повторяй его. Теперь подкидывай и лови слова сам. (Ребенок имитирует бросок вверх и ловлю в кулачок, произнося слова «стужа», «стынь» многократно»). Сложи слова в «Копилку новых слов», называя их. (Ребенок «кладет слово» в копилку и называет его).

5. Развитие общей моторики.

Логопед: Давай расскажем вместе стихотворение «Ты, мороз, мороз, мороз…», а чтобы не замерзнуть – покажем его:

Ой, мороз, мороз, мороз. (Руки к щекам, наклоны туловища в стороны)

Не показывай свой нос, (грозим пальцем)

Уходи скорей домой,(отталкивающие движения руками)

Стужу уводи с собой.(имитируем «ведем кого-то за собой»)

А мы саночки возьмем.(Наклон вперед)

Сядем в саночки-самокаточки. (приседания)

6. Подбор слов-антонимов.

Игра «Путаница»

Логопед: Здесь соединены слова, которые говорят «наоборот». Отгадайте их.

Ребенок распутывает «путаницу» и называет слова-антонимы.

Ребенок: Жара – мороз греет – морозит

Печка – морозилка растаяло – замерзло

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Логопед: Давай потренируем наши пальчики:

Ребенок вместе с логопедом рассказывает стихотворение и выполняет движения пальчикам рук в соответствии с его содержанием

Мы во двор пойдем играть (указательный и средний пальцы обеих рук шагают по столу)

Раз, два, три, четыре, пять,(Загибать пальчики по одному.)

Будем мы снежки лепить.(Имитировать лепку снежков.)

Птичек крошками кормить,(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки будем мы кататься.(Вести указательным пальцем правой руки по левой ладони)

А еще в снегу валяться. (Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой придем,(Отряхивать ладошки.)

Съедим суп и спать пойдем. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

9. Закрепление произношения звука «Р» в предложении

Введение слова «Мороз» в различные ситуации

Логопед: Придумай предложения по картинкам. Вспомни рассказы, стихи и загадки, которые вы читали с воспитателем. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок: «Мороз разукрасил окно. Мороз щиплет мальчику нос. Ударили морозы. Идут морозы за морозами, один другого злее. Мороз укутал елочку снегом. Мороз заморозил окно.»

Заучивание стихотворения «Морж» Б. Заходера

Логопед: Посмотри на картину. Кто на ней нарисован?

Ребенок: На картине нарисованы морж и кенгуру.

Логопед: Где они живут?

Ребенок: Морж живет на севере, а кенгуру на юге – в Австралии.

Логопед: Морж и кенгуру встретились в зоопарке. Послушай стихотворение «Морж» Б. Заходера и ты узнаешь, о чем они говорят.

Морж спросил у кенгуру:

– Как выносишь ты жару?

– От мороза я дрожу. –

Кенгуру сказал моржу.

Логопед: Давай выучим это стихотворение.

Стихотворение повторяется ребенком построчно, затем рассказывается вместе с логопедом по ролям, со сменой ролей, и, наконец, самостоятельно ребенком.

10. Итог занятия:.

Логопед: Теперь дедушка научился говорить звук Р-Р-Р? Давай проверим, пусть он покажет, как замерз от мороза? Б-р-р-р. Правильно он сказал?

Ребенок: Б-р-р-р-р.

Логопед: Чему ты сегодня научился?

Ребенок: Правильно говорить звук «Р», «Б- р-р-р-р» вместе с дедушкой.

Логопед: Что нового узнал?

Ребенок: Родственные слова к слову «мороз» морозный, морозит, слова, которые говорят о морозе по-другому: стужа, стынь, выучил стихотворение «Морж и кенгуру».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – Москва: Просвещение, 1979.

Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. – Екатеринбург: Старсо, 1993.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Издательство: Детство-Пресс, 2009.

Репина З.А., Васильева Т.В, Ведерникова А.Д. Поле речевых чудес. – Екатеринбург: УИФ «Наука», 1996.

Логопедический праздник
план-конспект занятия на тему

Логопедический утренник был проведён в начальных классах (со всеми ребятами вместе) коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
23_maya_2014g.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический праздник в начальных классах коррекционной школы VIII вида.

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и подошёл к концу ещё один учебный год! За этот год вы многому научились. Мы проходили звуки и буквы, делили слова на слоги, из слов учились составлять предложения.

С кем-то мы ещё учились, как правильно произносить звуки. Ребята из 3-го класса расскажут вам шуточное стихотворение

Ребята 3-го класса:

  1. Живёт на свете Саша,
    во рту у Саши каша –
    Не рисовая каша,
    не гречневая каша,
    не манка, не овсянка
    на сладком молоке. Полина Власова
  2. С утра во рту у Саши
    слова простые наши

Слова простые наши
на русском языке. Яна Липстова

3. Но то, что можно внятно
сказать для всех понятно,
красиво, чисто, ясно,
как люди говорят.
Наш Саша так корёжит,
что сам понять не может.
Произнесёт словечко
и сам тому не рад! Серёжа Мадар

4. Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь» Вова Вохминцев, Ксюша Фролова

5. Когда он вслух читает
поймёшь едва-едва:
и буквы он глотает,
и целые слова. Серёжа Суслов

6. Он так спешит с налёта
прочесть, спросить, сказать,
как будто тонет кто-то,
а он бежит спасать… Илья Никулин

Он может, но не хочет
за речью последить.
Нам нужен переводчик
его переводить. Голубев Серёжа

Да, не у всех ребят получается всё сразу.

Есть такие ребята, с которыми мы ещё только учимся произносить некоторые звуки, кто-то уже научился за год.

А ребята 4 «Б» споют вам озорные частушки:

Сейчас мы ученики
Вам частушки пропоём,

Как в своей любимой школе

Замечательно живём. Марина Кислова

Не понять нам нашу Дашу,

Ведь во рту у Души каша.

Но не гречка и не плов –

Эта каша-то из слов. Арсен

На уроки к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу.

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу. Денис Б.

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку.

Не ногами, не руками,

А своими языками. Никита

Должен каждый офицер

Говорить отлично Р,

Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд.

«Стройся!», «Равняйся!», «Смирно!». Никита

Это пели мы любя,

Про тебя и про себя.

Если ты себя узнал,

Значит труд наш не пропал. Все вместе

Ну что ж, мы будем и дальше работать над звукопроизношением.

И на наших логопедических занятиях вы учили буквы, изучали звуки. Какие буквы бывают: гласные, согласные. А согласные на какие делятся? (на звонкие и глухие). Молодцы! А какие звуки бывают? (неречевые и речевые) (Птичьи голоса, плач ребёнка, колыбельная мамы).

Наши ребята хотят рассказать вам стихи о звуках.

Много звуков есть на свете:
шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
мы их точно знать должны Данил Бл. (1 кл.)

«К» клокочет, «Г» гогочет,
«х» хохочет, «Р» рычит Наташа (1 кл.)

«Щ» щекочет. «Ч» чихает,
«Д» долбит, «Т» тарахтит Рома (1 кл.)

«П» пыхтит, а «Б» бубнит,
«В» ворчит, а «Ф» фырчит Артём (1 кл.)

«С» свистит, а «З» звенит,
«Ш» шумит, а «Ж» жужжит. Дима С. (1 кл.)

Звуки в слове исчезают,
снова появляются.
Звуки слово изменяют,
сами изменяются. Данил Ц. (1 кл.)

В слове «дочка» «д» пропала,
«т» на это место встала.
Было «дочка», стало «точка»,
так слова меняются. Миша Б. (2 «Б»)

Звуки чётко произносим,
слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
пишем их старательно. Артём К. (« «Б»)

Ребята, а бывает так, как нам только что рассказали ученики в стихотворении. Одна буква заменяет другую и получается совсем другое слово.

Вбегает Баба-Яга и хватает сундук с буквами.

Печатать я училась,

По клавишам стучала.

И вот что получилось,

Прочту-ка все сначала:

«Плывет по небу РУЧКА.

Лежит в портфеле ТУЧКА.

У пса большая ПАПА.

Пришел с работы ЛАПА.

Кипит в кастрюле МАША.

Бежит по саду КАША.

Сидят, мурлычут МОШКИ.

Слетелись к лампе КОШКИ».

РЕБЯТА, ЧТО ПЕРЕПУТАЛА БАБА-ЯГА?

(ДЕТИ ВОССТАНАВЛИВАЮТ ПРАВИЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

Баба-Яга, отдай нам, пожалуйста, наши буквы.

Б.Я. – Нет, я вредная! Пока мои задания не выполните, не отдам вам сундук с буквами!

Вот я сейчас все буквы порежу, а вы попробуйте их сложить и отгадать, какие здесь буквы!

Задание №1 «Собери из частей целую букву»

Б.Я. Молодцы, справились!

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Эхо». Я проверю, как хорошо вы умеете слышать последний слог в слове.

Вам нужно повторить последний слог каждого слова три раза.

Да ладошек не жалей!

Бей в ладоши веселей!

Сколько времени сейчас?

Сколько будет через час?

И неправда: будет два!

Думай, думай, голова!

Как поёт в селе петух?

Да не филин, а петух!

Вы уверены, что так?

А на самом деле как?

Сколько будет дважды два?

Ходит кругом голова!

Это ухо или нос? (Держится за ухо)

Или может сена воз?

Это локоть или глаз? (показывает на локоть)

А вот это что у нас?

Вы хорошие всегда?

Или только иногда?

Не устали отвечать?

2 конкурс: «Кто лучше расскажет скороговорку»

Я: Ребята, давайте покажем Бабе-Яге, как мы умеем рассказывать скороговорки.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека – цап!

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Рассказывают несколько детей.

3 конкурс : «Если услышишь слово три»

Б.Я. Вызываю самых смелых от каждой команды по одному человеку.

Расскажу я вам рассказ
в полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три» –
приз немедленно бери.

Понятно, когда брать приз? На слове «три»

Однажды щуку мы поймали,
распотрошили…, а внутри
рыбёшек мелких увидал
И не одну, а целых … две.
Мечтает мальчик закалённый
стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
а жди команды «Раз, два, … марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори,
разок, но лучше …пять!
Недавно поезд на вокзале
мне три часа пришлось прождать…
Ну что ж вы приз, друзья,
не взяли, когда была возможность взять.

Я – 4 конкурс команд: «Собери из букв слова»

Дети за столами составляют из букв слова.

В.: Вот какие молодцы наши ребята! Читать и писать уже умеют. Со всеми заданиями справились. Понравилось тебе, Баба-Яга?

Сейчас ребята из 2 «А» расскажут нам свои стихи.

Раньше мамы нам читали

Про зайчат и про лису.

А теперь читаем сами

Про луну и про весну. Кристина

Все науки одолеем

Всё у нас получится,

Потому что наши мамы

Вместе с нами учатся. Иван Мохов

Мы за лето отдохнём,

Сил поднаберёмся.
А в начале сентября

Снова соберёмся. Саша Слепнёв

Будем мы читать, писать.
И пятерки получать. Настя Блохина

Учись читать, учись писать,

Важнее нет науки.

Тот, кто умеет сам читать

Совсем не знает скуки.

Всю жизнь учись читать

Учись читать, учись писать

Пока ещё не поздно.

Б.Я. Да! Я вижу, что вы – молодцы! А я вот ни читать, ни писать не умею.

В. Баба-Яга, а ты приходи в нашу школу в сентябре и учись вместе с нашими ребятами.

Б.Я. Спасибо, вам, ребята, за приглашение. Я вижу, что вы – молодцы! Много знаете, много умеете. Придётся отдать вам сундук!

В. Ну, что ж, наш праздник подошёл к концу. А что же с нашими буквами? (заглядывает в сундук, а там конфеты).

Звучит песня Шаинского «Научись говорить слова»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий итогового праздника, проводимого в конце учебного года совместно с родителями и детьми, не посещавшими логопедический пункт ДОУ. К материалу прилагаются свидетельство выпускнику логопед.

Подробный конспект логопедического праздника для начальных классов, который можно провести в конце учебного года, как заключительное занятие.

Данное мероприятие проводится в конце года в соревновательной форме. Учащиеся закрепляют знания полученные на логопедических занятиях. В процессе мероприятия расширяется и активизируется словарь учащи.

Организация логопедических праздников, как форма подведения итогов года, стала хорошей традицией в нашей школе, потому что участниками праздников становятся не только дети, посещающие логопедиче.

Логопедический праздник совместно с родителями.

Логопедический праздник совместно с родителями.

Конспект итогового мероприятия для учащихся 1-7 классов коррекционной школы VIII вида.

Читайте также:  Конспект открытого психологического занятия по теме Радость
Ссылка на основную публикацию