Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе

Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе

Никифорова Инна Резвановна учитель-логопед МБДОУ ДС №7 Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области.
Для учителей-логопедов дошкольного образования.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в осенний лес»

Задачи:

Образовательные:

  • Активизировать словарь детей по лексической теме «Осень».
  • Автоматизировать звук «С» в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
  • Обогащать словарь, совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие :

  • Развивать фонематический слух и восприятие, речевое дыхание.
  • Развивать связную речь с использованием приёмов мнемотехники.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, координацию речи с движением.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, сопереживать и оказывать помощь окружающим.

Оборудование: Сундук , презентация, предметные и сюжетные картинки, мнемотаблица, 8 ключей-подсказок: солнце, лиса, ананас, самолет, капуста, компас, собака, оса, массажные мячи, корзиночка с яблоками.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие, «Социально-коммуникативное развитие».

Ход занятия

Слайд 1. Детский сад

I. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята! Какой замечательный сегодня день! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, улыбнемся друг другу, прикоснёмся ладошками.

Поздороваемся со всеми присутствующими в зале.

Логопед вместе с детьми: Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады встрече с вами.

Логопед. Отлично, хорошим настроением мы с вами зарядились. Ребята, вы слышите какой-то звук?

Слайд 2 (Звук леса, на экране появляется Лесовичок)

Лесовичок. Здравствуйте, ребята, я Лесовичок – хранитель леса. Я ищу своих друзей. Злая волшебница САБЕЛЛА похитила их и спрятала их в сундук.

В сундуке мои лучшие друзья: Сорока-Стрекотуха и Сова-Соня. Мне нужна ваша помощь!

Логопед . Я где-то видела здесь сундук.

Дети . Вот он.

Логопед . Сейчас мы его откроем и выпустим друзей Лесовичка. (Сундук закрыт на замок). ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Ребята, посмотрите, здесь записка! Можно я ее прочитаю? (На сундуке записка, читает: «Сундук откроется, если каждый из вас получит ключ, выполнив задания. Ключи спрятаны в лесу, они непростые, в каждом спрятано слово-подсказка».

Логопед. Ребята, как вы думаете, сколько ключей нам надо найти? (7 ключей). Почему вы так думаете? (Нас 7 человек). Сколько ключей будем искать?

Дети . Семь ключей.

Логопед. Ребята, послушайте внимательно и определите, с какого звука начинаются слова СУНДУК, СОРОКА, СОВА?

Дети. «С». (Если не скажут):

Логопед . Мне, кажется, я догадалась, мы должны собрать ключи-подсказки, в которых живёт звук «С».

Логопед . Ребята, поможем Лесовичку освободить его друзей и выполнить задания волшебницы? Все согласны отправиться в путь? Трудностей не боитесь? А как вы думаете, мы справимся со всеми заданиями?

Логопед . Я тоже думаю, что мы справимся со всеми заданиями, которые приготовила для нас злая волшебница. Ребята, а на чём мы отправимся в лес?

Дети. (Предположения детей: на машине, на поезде, на самолёте).

Логопед . Я предлагаю нам отправиться на автобусе.

Слайд 3 (Автобус)

Логопед. Ой, ребята посмотрите, у нашего автобуса колесо спущено. Что делать? (Дети высказывают свои предположения: может быть накачать?)

Логопед. Правильно, давайте его накачаем:

Вдох через нос, выдох на звук С-С-С-С (речь с движением). Проходите в автобус, занимайте места.

А пока мы едем, предлагаю вам немного поиграть.

Повторяйте за мной чистоговорки:

– Со-со-со – накачали колесо,

– Су-су-су – скоро будем мы в лесу,

– Са-са-са – в лесу бегает лиса,

– Сы-сы-сы – не боимся мы лисы.

Слайд 4 (Лес)

Задание №1 «Назови слова»

Логопед. А вот и лес. Даже дороги не видать.

Вопросы к детям:

Какой лес? (Дремучий, светлый, осенний и т.д.).

А вот и первое испытание: «Проберетесь через лесную чащу тогда, когда назовете слова, в которых звук «С» в начале слова, в середине и в конце слова.

( На слайде ряд картинок. Дети называют слова, в которых звук «С» в начале слова, в середине и в конце слова, выделяют звук «С»)

Логопед. Замечательно, мы справились с заданием, и первые ключи получают Саша и Катя, так как они назвали больше всех слов со звуком «С», и в ключе спрятано слово… Какое Саша? Катя?

Ребёнок. СОЛНЦЕ, ЛИСА.

Слайд 5 (Лес теряет листву)

Задание №2 «Раздели слова на слоги»

Логопед. Ребята, посмотрите, погода меняется, становится холодно, какой ветер подул, посмотрите сколько листьев сорвал с деревьев, не найти нам ключей-подсказок – это волшебница Сабелла злится, не хочет, чтобы мы выполнили задания. Продолжим путь?

Слайд 6 (Животные)

Логопед. Посмотрите на наш волшебный экран, каких животных вы видите?

Логопед. (недоуменно). Интересно, что же это за задание? Домики, животные? Кто догадался?

Логопед. Мы заберём ключ-подсказку, если поможем животным расселиться по домикам. Вам надо определить количество слогов в слове и поселить животное в его домик. Ключи получит та пара ребят, которые быстрее всех выполнит задание. (Дети выполняют задание, работая в парах).

Логопед. Давайте теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание на нашем волшебном экране.

Слайд 7 (Животные в домиках) Проверка на слайде

Логопед. Хорошо, теперь диким животным не страшны зимние холода, а ключи получают Ваня и Катя, они быстрее всех выполнили это задание. Ребята, какие слова спрятаны в ваших ключах?

(Ключи с картинками АНАНАС, САМОЛЕТ).

Слайд 8 (Мнемотаблица)

Задание №3 «Заучивание загадки»

Логопед. А нас ждет следующее испытание. Посмотрите на экран.

Как вы думаете, что это? (Предположения детей: не знаем, картинки и т.д.).

Логопед. Мне кажется, здесь зашифрована загадка. Попробуем ее отгадать? (Разбирают мнемотаблицу).

Между сосен. Между ёлок

Пробежали сто иголок

Сто иголок не простых

Едут яблоки на них.

Логопед. Про кого это загадка? Как вы догадались? А что общего у сосны, у ели и у ежа? Конечно, же, ИГОЛКИ!

У сосны – сосновые,

Логопед. Кто хочет повторить загадку? (Дети читают 2 раза). Ключ-подсказку получает Даша, она очень хорошо и правильно повторила загадку по схеме. (Слово – КАПУСТА, ОСА).

Логопед. Ребята, у вас есть уникальная возможность погладить ежей, они под деревом спрятались. (мяч Су-джок) Возьмите их, встанем в круг и повторяйте все за мной.

Гладь мои ладошки, ёж,

Ты колючий, ну и что ж.

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

А теперь последний трюк

Ёж летает между рук.

Логопед. Потрогали колючих ежёй, давайте соберём их в корзинку и отпустим наших колючих товарищей готовиться к спячке.

Логопед. Ребята, посчитайте, сколько ключей мы собрали? (5) Сколько ещё осталось собрать? (2).

Слайд 9 (Осень)

Задание 4 «Расколдуй предложения»

Логопед. А на нашем пути следующее испытание. На волшебном экране мы видим пейзаж какой…. Правильно, осенний.

1. Деревья падают с листьев.

2. Земля падает на листья.

3. На листьях желтеют деревья.

4. За лесом растет мост.

5. Сосна сидит на сове.

Логопед. Вы удивляетесь и смеетесь, что неправильно говорю. А это злая волшебница заколдовала слова и теперь они звучат неправильно. Вы можете расколдовать их, если правильно расставите слова в предложениях.

(Повторяет предложения, дети исправляют ошибку)

1. Деревья падают с листьев (С деревьев падаю листья).

2. Земля падает на листья (Листья падают на землю).

3. На листьях желтеют деревья (На деревьях желтеют листья).

4. За лесом растет мост (За мостом растет лес).

5. Сосна сидит на сове (На сосне сидит сова).

Логопед. Замечательно, и ключи получают Катя, Ваня, они правильно расставили все слова в предложениях.

(Слова КОМПАС, СОБАКА)

Логопед. Ребята, как вы думаете, теперь мы можем открыть сундук? Почему вы так решили? (Предположения детей: собрали все ключи – у каждого свой ключ, значит, выполнили все задания).

(Подходят к сундуку)

Логопед. А как же его открыть? Что надо сделать? (Предположения детей)

Логопед. Я догадалась, ребята, приготовьте свои ключи. Замок откроется, если вы назовете все волшебные слова-подсказки громко, выделяя голосом звук «С». Вы готовы?

(Дети произносят слова по очереди, выделяют голосом звук «С»,

Слайд 10 (Открытый сундук с вылетающей птицей Совой)

Логопед. Ребята, помогли мы Лесовичку спасти его друзей? (ответы детей).

Думаю, что он доволен. Спросим?

Слайд 11 (Появляется Лесовичок – демонстрация фрагмента видеозаписи)

Лесовичок. Спасибо, вам, ребята! Вы спасли моих друзей! А на прощание дарю вам корзинку с угощениями. Угощайтесь на здоровье! До новых встреч!

Логопед. Спасибо, Лесовичок! А нам, ребята, пора возвращаться в группу. Вот и наш автобус! 1, 2, 3! Поехали!

Слайд 11 (Автобус)

III . Рефлексия

Логопед. Ребята, мы совершили удивительное путешествие, справились со всеми заданиями.

Какое задание больше всего понравилось? Почему?

О чем бы хотели бы рассказать другим детям и своим родителям? (Ответы детей)

Слайд 12 (Звук волшебный, Детский сад)

Логопед. Прощаемся с нашими гостями? До свидания!

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Школа»

Дорогие друзья, мы рады представить вам Шилан Татьяну Александровну, учителя – логопеда МДОАУ «Детский сад № 102» г. Орск Оренбургской области. Сегодня Татьяна Александровна предлагает вашему вниманию конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Школа». Данный материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Александровны:

«Как известно, речь – инструмент развития высших психических функций ребенка. Обучая ребенка, мы одновременно способствуем развитию его интеллекта, готовим почву для его успешного обучения в школе. Используя на занятиях различные игровые моменты, можно весело и интересно добиться от ребенка ожидаемых результатов – расширить словарный запас, развить познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление)».

Интересного чтения…

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Школа»

Актуальность занятия

Как известно, речь – инструмент развития высших психических функций ребенка. Обучая ребенка, мы одновременно способствуем развитию его интеллекта, готовим почву для его успешного обучения в школе.

Используя на занятиях различные игровые моменты, можно весело и интересно добиться от ребенка ожидаемых результатов – расширить словарный запас ребенка, развить познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление).

Данный конспект может быть интересен для учителей-логопедов и для воспитателей ДОУ.

Цель:

Развитие речи детей и подготовка их к школьному обучению

Задачи:

  • активизировать словарный запас ребенка – словами – антонимами, эпитетами;
  • развивать умение точно формулировать свои мысли;
  • совершенствовать умение дифференцировать гласные – согласные звуки;
  • развивать речедвигательный аппарат;
  • развивать тактильные ощущения;
  • развивать слуховое, фонематическое восприятие;
  • формировать умение рассуждать, делать выводы;
  • совершенствование звуко – слогового анализа и синтеза;
  • развивать высшие психические функции

Оборудование: кассы букв и слогов, цифры, ребус «Школа», портфель, мяч, картина «Ежики»- деление слов на слоги, фишки, схемы предложений, игра «Кто лишний?», абаки

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, покажем, как вы научились правильно и красиво разговаривать, читать, как подготовились к школе.

А поможет нам в этом наш старый знакомый…

Послушайте загадку и догадайтесь, кто же это?

– Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут (мяч)

2. Основная часть занятия:

Посмотрите внимательно и вспомните, он такой же, как и наш старый мяч?

Задание: «Назови отличия»

Давайте вспомним, какой был прежний мяч по цвету:

Он был однотонный, а этот – … разноцветный. Еще чем отличаются мячи?

Один гладкий, а другой… ворсистый,

Задание: «Какой мячик?»

Давайте вместе с вами придумаем, какой наш мячик по характеру?

озорной, радостный, задорный, неунывающий…и т.д.)

А если наш мячик любит задавать вопросы, то как мы его назовем?

(Любознайка, Вопрошайка, Знайка и т.д.)

Однажды наш мячик Любознайка катился по дороге и подкатился к большому многоэтажному зданию, с большими светлыми окнами, с вывеской над дверью.

Интересно, что же это за здание?

Задание: «Отгадай ребус»

Наш мячик – Любознайка принес нам ребус, отгадав его, мы узнаем, что же это за здание?

Чтобы отгадать ребус нужно расставить рыбок по порядку (дети отгадывают ребус, у них получается слово «ШКОЛА»).

-Как вы думаете, кого увидел Любознайка в школе? (учеников, учителей)

– А какие вопросы он мог задать им? (дети придумывают вопросы, которые мог задать мячик).

-Что вы несете в портфеле?

-Какие предметы вы изучаете?

-Для чего нужно учиться в школе? и т.п.

Ребята, давайте и мы с вами поиграем в школу.

I. Урок русского языка

Игра: «Гласный – согласный» (с мячом, дети определяют гласный или согласный названный звук)

А – гласный, П – согласный, Ы- гласный, Ш – согласный и т.п.

Игра «Какое слово я задумала»

Логопед: «бросает» детям звуки: Д,О,М = ДОМ; У,Т,К,А = УТКА, Л,У,Н,А= ЛУНА, С,Т,У,Л= СТУЛ, Ш,У,Б,А= ШУБА и т.п.

Далее дети проводят звуко – слоговой анализ слова «ШУБА»:

-определяют количество слогов,

-количество звуков в каждом слоге,

-определяют какие есть гласные звуки в слове,

-вспоминают правило: «сколько в слове гласных, столько и слогов»

II. Урок математики

Наш Любознайка интересуется, а чем занимаются на этом уроке?

(ответы детей: учат цифры, учатся считать, решают задачи и т.д.)

Игра «Домики» (каждое окошечко соответствует звуку).

Логопед: Дети, перед вами лежат картинки.

-Определите количество звуков в слове, отсчитайте их на абаках.

-Затем подставьте картинку к нужному домику.

РЫБА- 4 звука, КОТ- 3 звука и т.п.

Работа с цифрами:

Определите, какой по счету звук «Ш» в словах – Шум (в слове «шум» звук «ш» первый по счету) и т.д., коШка, пШено, маШина, кувШин, плутиШка и т.п.

Игра «Будь внимателен»

Прослушай ряд слогов. Покажи цифрой, сколько слогов ты слышишь.

Логопед: сейчас я предлагаю разделиться на две команды и устроить соревнования: какая команда придумает больше слов.

По картине «Ежики» дети придумывают слова из 2,3-х слогов.

Логопед: теперь послушайте загадку:

7 ночей и дней в неделе,

7 вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

И пенал, и карандаш,

И букварь, приятель ваш.

Логопед: Дети, назовите школьные принадлежности, о которых шла речь в этом стихотворении (промокашка, тетрадь, перо, резинка, пенал, карандаш, букварь).

– Скажите, сколько их всего.

– Составьте предложение, используя какую-либо школьную принадлежность из загадки.

-Запишите схему предложения.

-Выбираем наиболее понравившееся предложение, делаем его анализ.

(Мама купила красивый пенал)

-Как мы записываем первое слово в предложении.

– Сколько слов в предложении?

– Назовите первое, второе и т.д. слово.

– Как пишутся слова в предложении?

– Что нужно поставить в конце предложения?

Физпауза. Игра: «Где мы были, что мы делали».

III. Урок развития творческих способностей

Игра «Догадайся, какая это буква»

Дети на ощупь догадываются какая у них в руках буква (используются «шероховатые» буквы Монтессори).

Затем буквы вывешиваются на доску, из них дети составляют слова: М, А,С,Т,О,К,И,Ш,Н,П,У (Мак, кот, мост, нос…)

Игра «Что лишнее?»

Логопед: В школе наш Любознайка увидел интересную картину.

– Как вы думаете, какой вопрос у него возник? (Он подумал, что здесь что-то лишнее)

Ранец, тетрадь, пенал, карандаш, пирамида (картинки)

Ученик, школьник, учитель, малыш (на слух)

Осень, зима, лето, февраль (читают)

Логопед: Почему слово февраль лишнее? (Это не время года, а зимний месяц)

-Какого времени года не хватает? (Не хватает весны). Дети устанавливают последовательность времен года, используя картинки.

3. Подведение итогов занятия.

Вот и закончился наш школьный день.

– Расскажите, что вам понравилось в школе больше всего.

– Чем мы сегодня занимались?

– О чем вы расскажите сегодня нашему Любознайке?

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему «Перелетные птицы»

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах.

Задачи по ОО:

ОО «Познавательное развитие»
Расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах и особенностях их гнездования; выработать и закрепить правила поведения в природе.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать умение работать сообща, воспитывать внимательное и бережное отношение к живому (птицы).

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Постановка звука Ш

ОО «Физическое развитие»
Закреплять умение действовать по сигналу. Обеспечить максимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности (выполнение действий по инструкции).

ОО «Речевое развитие»
Развивать связную речь по теме, совершенствовать звукопроизношение и грамматический строй (словоизменение, употребление предложно-падежных форм). Пополнять номинативный (названия перелетных птиц: аист, дрозд, жаворонок, ласточка, славка, трясогузка, грач, скворец, зяблик, малиновка, пеночка, каменка) и предикативный (петь, летать, вить, выводить, высиживать, строить, клевать) словарь детей.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Формировать интерес к музыке в природе через слушание записи голосов птиц.

Предварительная работа: беседы с показом иллюстраций перелетных птиц и знакомством с особенностями их гнездования; чтение художественной литературы по теме, знакомство с правилами поведения в природе.

Оборудование: запись пения птиц, 2 мольберта, указка, мяч, схемы «Измени слово», «Где предмет?», надписи названий птиц, разделенные на две части; вывески для физ. минутки: «Парк», «Улица», «Береза», «Поляна», «Поля»; коробка с ветками, листьями, сухой травой, соломой, камнями, перьями, мхом, глиной.

Ход:

1. Орг.момент.

Дети в кругу на ковре. Звучит пение птиц.
П.: Ребята, что это?
Д.: Это поют птицы.
П.: А почему они поют?
Д.: Потому что пришла весна, стало тепло, и птицы вернулись в родные края.
П.: Верно, а почему птицы вернулись сейчас, весной?
Д.: Потому что появляются насекомые и у птиц будет корм.
П.: Ребята, а каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей.
П.: Ребята, сегодня Ваня принес в детский сад интересную коробку, давайте заглянем в нее!
Дети с педагогом разглядывают содержимое коробки.
П.: Кому уже все это пригодиться?
Д.: Птицам!
П.: Верно, а каким именно мы узнаем по ходу нашего разговора.

2. Д/игры «Измени слово».

П.: Чтобы раздать птицам содержимое коробки, потренируемся изменять названия птиц.
Дети (2-3 человека) изменяют слово по падежам, следуя схеме: например, есть соловей, нет соловья, иду к соловью, вижу соловья, думаю о соловье, любуюсь соловьем.
П.: Молодцы, поиграем еще? Дети стоят к кругу на ковре.
П.: Мяч лови и отвечай,
Отвечай и не зевай!
Что умеет делать птица?

3. Д/игра «Что умеет птица?»

Д.: летает, поет, вьет, высиживает, откладывает, выводит, строит, выстилает, утепляет, клюет, прыгает и др.

4. Д/упр. «Где птица?»

П.: Поиграем со скворцом и его домиком – как он называется?
Д.: Скворечник.
П.: Назовите, где скворец относительно скворечника, грач относительно гнезда, пользуясь нашей схемой:
П.: Вы, наверное, устали? И поэтому все встали! Каких птиц называют вестниками весны?
Д.: Грачей.
П.: Превращаемся в грачей и «летаем» по группе, читая вывески и слушая мои инструкции.

5. Физ. минутка.

По группе развешаны таблички: Парк, Улица, Береза, Поляна, Поля. Педагог направляет детей, произнося фразы, а дети следуют по маршруту и выполняют инструкции:

  • Ранней весной грачи вернулись в Парк.
  • На Улице стало шумно от громкого крика грачей – «грак!, грак!»
  • На верхушке Березы грачи ремонтируют прошлогодние гнезда.
  • На просторной Поляне грачи и грачихи собирают сухую траву для выстилки гнезд.
  • На распаханных Полях грачи собирают жуков, личинок, червяков.

П.: Отдохнули, полетали и названия птиц в слова собрали.

6. Д/упр. «Сложи слово».

Посмотрите, на мольбертах начало слова и конец, вы части слова соберите, и название птицы прочтите.
Дети подходит к мольбертам и складывают слоги в слова:
Пе – ночка, а – ист, ка – менка, трясо – гузка, мали – новка, жаво – ронок, слав – ка, зяб – лик, лас – точка, скво – рец.
П.: Какие птицы к нам прилетели?
Дети читают получившиеся слова.
П.: Пришло время помочь птицам, заглянем к коробочку и подарим каждой птичке то, что ее пригодится для строительства гнезда.

7. Д/игра «Кому подарок?»

Дети достают по одному предмету и «раздают» птицам, объясняя свой выбор:
Камни – каменке, глина – ласточке, ветки – аисту, перья – пеночке, трава, солома – жаворонку, славке, мох – зяблику, листья – скворцу, малиновке, трясогузке.

8. Итоги.

Звучит пение птиц. Дети сидят на ковре.
П.: Как радостно поют птицы! Скажите, чему они радуются?
Д.: Они вернулись в свои гнезда, у них есть все для ремонта и строительства своих жилищ.
П.: Верно, птицы благодарят вас, ребята, и всегда рады видеть вас в лесах, парках, скверах, только нужно помнить о правилах поведения. А вы их знаете?
Д.: Нельзя шуметь, кричать, рвать листья, цветы, ломать ветки, разорять гнезда и т.п.
П.: Вы правы, а наше путешествие с птицами подошло к концу, молодцы!

Иванова Анна Владимировна
Учитель-логопед, МДОУ «Детский сад №176»
г. Ярославль

Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе

Автор: Берсенева Екатерина Дмитриевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №48»

Населенный пункт: Томская область, ЗАТО Северск

Тема: Звук Р.

Цель: Автоматизация звука [р] в словах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в словах.

Коррекционно – развивающие: развивать умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными; развивать умение употреблять существительные в ед.ч. и мн.ч. именительного и винительного падежа; знакомить с образом буквы «Р»; развивать умение классифицировать предметы по определенным критериям; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать фонематический слух; развивать умение делить слова на слоги; развивать память, внимание, мышление, восприятие.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии; развивать ответственное отношение к выполнению задания.

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький
(Поглаживание с обхватом, ритмичные нажимания по всем фалангам).
Безымянный кольцо носит.
Никогда его не сбросит.
(«Одевание кольца». Покручивающее движение у основания пальца).
Ну а средний — длинный,
Он как раз посередине.
(Поглаживание снизу вверх. Соединить два средних пальца, надавить друг на друга).
Это — указательный
Пальчик замечательный.
(Висящая рука поворачивается как флюгер).
Большой палец, хоть не длинный
Среди пальцев самый сильный.
(Поглаживание с обхватом. Палец левой руки, зацепившись, повисает на большом пальце правой руки).

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Чашечка», «Почистим верхние зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Лошадка».

Упражнения по развитию силы голоса и выдоха

Дети делают глубокий вдох и на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.

Объявление темы занятия

Логопед надевает перчаточную куклу – собаку.

– Кто тут так громко шумит? Меня зовут Рекс, я крепко спал, а вы меня разбудили. Р-р-р-р-р. А вы умеете рычать, как я?

Произношение изолированного звука

– Давайте покажем Рексу, как мы умеем красиво произносить звук [р].

Дети по очереди длительно произносят звук [р].

Анализ артикуляции

– Как красиво у вас получилось! Давайте расскажем Рексу об этом звуке.

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [р]?

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [р]?

Характеристика звука

– Дайте характеристику звуку [р]. – Согласный, твёрдый, звонкий. Будем использовать синий цвет для обозначения этого звука.

Связь звука с буквой

Звук [р] мы произносим и слышим, а какой буквой обозначаем его на письме? – Буквой Р.

Кто хочет написать эту букву на доске?

Развитие фонематического слуха

Игра «Будь внимателен». Хлопни в ладоши, когда Рекс произнесет звук [р]:

1. а, р, м, с, и, р, д, в, р, р, о, р.

2. ру, ба, ир, ко, дра, ос, ам, ур.

3. кот, рак, мак, нора, муха, сыр.

Закрепление звука в слогах

«Проведи Рекса к буквам».

На картинке нарисована собака и несколько дорожек от неё ведут к буквам А, Ы, О, У, Э. Дети ведут пальчиком по дорожке и произносят длительно звук [р], присоединяя к нему в конце дорожки гласный звук (рррра, рррры, рррро, рррру, ррррэ).

Закрепление звука в словах

Упражнения с дидактической игрой «Половинки»:

Перед ребенком выкладываются следующие половинки картинок: Рысь, рыба, радуга, роза, ракета, рак, робот, руки, рукавицы.

Ребенок собирает и называет их в именительном падеже.

Инструкция: «Назови, какие картинки ты собрал».

Ребенок называет их в винительном падеже.

Инструкция: «Расскажи, что увидел Рекс. Рекс увидел…» – рысь, рыбу, радугу, розу, ракету, робота, руки, рукавицы.

2. «Отхлопай слово».

Перед ребенком выкладываются следующие половинки картинок – пирамида, торт, виноград, карандаш, морковь, пират, шарф, кровать, корова.

Инструкция: «Собери картинки. Отхлопай названия картинок по слогам»– пи-ра-ми-да, торт, ви-но-град, ка-ран-даш, мор-ковь, пи-рат, шарф, кро-вать, ко-ро-ва.

Инструкция: «Назови у себя живые предметы».

Рыба, рысь, рак, тигр, пират, корова, сорока.

Инструкция: «Назови у себя неживые предметы».

Ракета, робот, рукавицы, пирамида, торт, карандаш, шарф, кровать, барабан, сыр, забор, телевизор.

4. «Подбери словечко».

Инструкция: «Подбери подходящую картинку к слову-признаку. Тёплые… рукавицы, вкусный… торт/сыр, полосатый… шарф и т.д.» (Взрослый называет признак, ребенок подбирает и называет картинку с подходящим по смыслу предметом).

Инструкция: «Подбери подходящую картинку к слову-действию. Взлетает… ракета, плывёт… рыба, растёт… виноград/морковь и т.д.» (Взрослый называет действие, ребенок подбирает и называет картинку с подходящим по смыслу предметом).

Инструкция: «Закрой глаза и назови, какие картинки ты запомнил».

При необходимости логопед или другие дети загадывают загадки или описывают предмет.

Рефлексия

– Какой любимый звук Рекса мы тренировались правильно произносить? Какая игра с этим звуком вам понравилась и почему?

Положительная оценка работы ребенка детей

Логопед оценивает работу каждого участника группы, группы в целом.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия

Автор: учитель – логопед Берсенева Е.Д.

Тема: Звук Р.

Цель: Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в словосочетаниях.

Коррекционно – развивающие: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными; развивать умение образовывать форму единственного и множественного числа родительного падежа существительных; закреплять образ буквы «Р»; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; развивать умение согласовывать числительные с существительными; развивать умение подбирать прилагательные к существительным по смыслу; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать фонематический слух; развивать память, внимание, мышление, восприятие.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии; развивать ответственное отношение к выполнению задания.

Ход занятия

Организационный момент

1. Приветствие детей.

2. Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Мы пришли в детский сад, (имитируют ходьбу)

Лёша рад и Витя рад. (машут другу другу)

И конечно, все ребята,

Нашей встрече очень рады. (все вместе обнимаются)

Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочком повертели,

Мы замочком покрутили
И открыли!

На первую строчку — пальцы в «замочек».

Затем стучать о стол «замочком».

Потом — круговые движения «замочком» и показали ладошки.

Упражнения по развитию силы голоса и выдоха

Подуть сильным плавным выдохом на вертушки.

Посоревноваться, у кого дольше крутиться вертушка.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Чашечка», «Почистим верхние зубы», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Лошадка».

Объявление темы занятия

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака).

2. – Сегодня к нам опять пришел пес Рекс. Продолжаем закреплять правильное произношение его любимого звука [р].

Произношение изолированного звука

– Давайте покажем Рексу, как мы умеем красиво произносить звук [р].

Дети по очереди длительно произносят звук [р].

Анализ артикуляции

– Как красиво у вас получилось! Давайте расскажем об этом звуке Рексу.

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [р]?

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [р]?

Характеристика звука

– Дайте характеристику звуку [р]. – Согласный, твёрдый, звонкий. Будем использовать синий цвет для обозначения этого звука.

Связь звука с буквой

Звук [р] мы произносим и слышим, а какой буквой обозначаем его на письме? – Буквой Р.

Выложите букву Р перед собой из камешков.

Развитие фонематического слуха

Игра «Внимательные ушки». Подними синюю фишку, когда Рекс скажет слово со звуком [р]:

У меня есть новый друг,

Он обнюхал все вокруг

Стол, диван, журнал и книжку.

Он еще совсем малышка.

Лает громко как звонок,

Ну конечно, он — щенок! (Л. Луканова)

Закрепление звука в слогах

«Проведи Рекса к буквам и обратно».

На картинке нарисована собака и несколько дорожек от неё ведут к буквам А, Ы, О, У, Э. Дети ведут пальчиком по дорожке и произносят длительно звук [р], присоединяя к нему в конце дорожки гласный звук (рррра), и обратно (арррр).

Закрепление звука в словах, словосочетаниях

Упражнения с дидактической игрой «Половинки»:

1. «Чего не стало?»

Перед ребенком выкладываются половинки картинок, он собирает и называет их одним словом в именительном падеже.

Инструкция 1: «Собери и назови картинки». (Роза, рак, корова…)

Затем картинки по очереди убираются со стола, ребенок называет, какой картинки не стало.

Инструкция 2: «Назови ту картинку, которую спрятал Рекс» (Нет розы, нет рака, нет коровы…).

Инструкция: «Собери картинки. Как называются эти предметы, когда их много?» (одна пирамида – много пирамид, один карандаш – много карандашей).

Инструкция: «Собери картинки. Представь, что мы с Рексом попали в страну лилипутов, где всё очень маленькое. Назови, как называется этот предмет в стране лилипутов (маленький)?» (рыба – маленькая рыбка, торт – маленький тортик).

Инструкция: «Собери картинки. Представь, что мы с Рексом попали в страну великанов, где все предметы очень большие. Назови, как называется этот предмет в стране великанов (огромный)?» (руки – огромные ручищи, забор – огромный заборище).

5. «Какой предмет?»

Инструкция: «Собери картинки. Расскажи Рексу, какой это предмет». (Деревянный, острый, длинный карандаш; смелая, хищная, пятнистая рысь).

Инструкция 1: «Собери картинки. Посчитай эти предметы до пяти, загибая пальцы». (Один барабан – два барабана – три барабана – четыре барабана – пять барабанов).

Инструкция 2: «А теперь посчитай в обратном порядке, разгибая пальцы – от пяти до одного». (Пять барабанов – четыре барабана – три барабана –два барабана – один барабан»).

Рефлексия

– Какой любимый звук Рекса мы тренировались правильно произносить? Какая игра с этим звуком вам понравилась? В какую игру тебе было сложно играть и почему?

Положительная оценка работы ребенка детей

Логопед оценивает работу каждого участника группы, группы в целом.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия

Автор: учитель – логопед Берсенева Е.Д.

Тема: Звук Р.

Цель: Автоматизация звука [р] в предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в предложениях.

Коррекционно – развивающие: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными; развивать умение подбирать прилагательные к существительным по смыслу; развивать умение строить предложение по образцу; закреплять образ буквы «Р»; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать фонематический слух; развивать память, внимание, мышление, восприятие.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии; развивать ответственное отношение к выполнению задания.

Ход занятия

Организационный момент

Игра-приветствие «Наши умные головки» (дети выполняют движения по тексту).

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Пальчиковая гимнастика

У собаки острый носик,

Правая ладонь на ребро. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

Упражнения по развитию силы голоса и выдоха

«Большая и маленькая собачка».

Показать, как лает большая и маленькая собака, изменяя силу и высоту голоса.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Чашечка», «Почистим верхние зубы», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Лошадка».

Объявление темы занятия

– Сегодня к нам опять пришел пес Рекс. Продолжаем закреплять правильное произношение его любимого звука [р].

Читайте также:  Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

Произношение изолированного звука

– Давайте покажем Рексу, как мы умеем красиво произносить звук [р].

Дети по очереди длительно произносят звук [р].

Анализ артикуляции

– Как красиво у вас получилось! Давайте расскажем об этом звуке Рексу.

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [р]?

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [р]?

Характеристика звука

– Дайте характеристику звуку [р]. – Согласный, твёрдый, звонкий. Будем использовать синий цвет для обозначения этого звука.

Связь звука с буквой

Звук [р] мы произносим и слышим, а какой буквой обозначаем его на письме? – Буквой Р.

Выложите букву Р перед собой из камешков.

Развитие фонематического слуха

Игра «Внимательные ушки». Подними синюю фишку, когда Рекс скажет слово со звуком [р]:

Ранец, сумка, баран, ворота, шапка, дом, комар, кот, краски.

Закрепление звука в слогах

«Проведи Рекса к буквам и обратно».

На картинке нарисована собака и несколько дорожек от неё ведут к буквам А, Ы, О, У, Э. Дети ведут пальчиком по дорожке и произносят длительно звук [р], присоединяя к нему в конце дорожки гласный звук (рррра), и обратно (арррр).

Закрепление звука в словах, словосочетаниях и предложениях

Упражнение с дидактической игрой «Половинки»:

Перед ребенком выкладываются половинки картинок, он собирает и называет их одним словом в именительном падеже.

Инструкция 1: «Собери и назови картинки». (Пират, рукавицы, торт).

Затем ребенок подбирает слово-признак к каждой картинке.

Инструкция 2: «Подбери слово-признак к картинке, какой это предмет?» (Храбрый пират, шерстяные рукавицы, вкусный торт).

Дидактическая игра «Половинки».

Инструкция 1: «Найди две половинки одной картинки и расскажи, какую картинку ты собираешь».

Образец: Я собираю рысь. Я собираю барабан.

Инструкция 2: «А теперь наоборот – разбери картинки на половинки и расскажи, какие картинки ты разбираешь».

Образец: Я разбираю рысь. Я разбираю барабан.

Инструкция 3: «Убери картинки со стола и расскажи, какие картинки ты убираешь».

Образец: Я убираю рысь. Я убираю барабан.

Рефлексия

– Какой любимый звук Рекса мы тренировались правильно произносить? Какая игра с этим звуком вам понравилась? В какую игру тебе было сложно играть и почему?

Положительная оценка работы ребенка детей

Логопед оценивает работу каждого участника группы, группы в целом.

Опубликовано: 17.11.2020
Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов

© 2010 – 2020 Воспитатель ру – сайт для воспитателей детских садов.
Журнал «Воспитатель» свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 69912
Редакция: [email protected]

Тематический материал для средней группы. Лексическая тема: «Зима»

Автор: Бородуля Наталия Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 86», город Березники, Пермский край.
Описание материала: предлагаю вам подборку методического и дидактического материала для планирования работы с детьми средней группы по теме «Зима». Разработка будет интересна воспитателям ДОУ.
Дидактические игры:
«Какое время года?».
Задачи: Закрепить. Уточнить знания детей о временах года, их характерных признаках. Развивать связную речь, психические процессы. Учить слушать поэтический текст. Развивать положительные эмоции.
Материал: картинки с изображением разных времён года, картотека стихов по сезонам.
Описание:1. Воспитатель показывает детям одну иллюстрацию, рассматривают её, обговаривают какое время года изображено. Затем предлагает прослушать соответствующее стихотворение.
2. «Расскажи о своей картинке». Каждый из детей получает по картинке и по очереди рассказывает, что на ней изображено.

«Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме».
Задачи: Закреплять знания детей о времени года – зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времён года и поведения диких животных.
Игровые правила: действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очерёдность.
Игровое действие: поиск нужных предметов.
Дидактический материал: макет деревьев, ёлочек, шишки, орешки; игрушки – медведь, заяц, белочка, ёж; белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо помочь лесным друзьям подготовиться к этому времени года. Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.

«Оденем куклу Катю на прогулку».
Задачи: Упражнять детей в назывании предметов зимней одежды. Отрабатывать навык правильной последовательности одевания зимней одежды на куклу.
Игровые правила: отобрать нужную одежду по сезону. Правильно называть последовательность процесса одевания куклы.
Игровые действия: поиск нужной одежды по сезону. Последовательное надевание предметов зимней одежды на куклу.
Дидактический материал: куклы по количеству детей, предметы кукольной одежды (пальто, или шуба, кофты, сапожки, штаны, шарфы и т.д.)
Описание: Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи, надевают их, называя последовательность действий.

«Почему спит медведь?».
Задачи: Развитие речи детей. Знакомство с объектами живой природы.
Описание: воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением спящего в берлоге медведя. Поинтересоваться, знает ли малыш, почему спит медведь. Рассказать о животных, впадающих в спячку в холодное время года. Сравнить их с теми, которые в этот период ведут активный образ жизни (чем питаются, анатомическое строение и т.д.).

«Собери картинку».
Задачи: Учить детей составлять целое из двух и более частей. Уточнить знания детей о времени года – зиме. Развивать внимание, логическое мышление, моторику рук.
Описание: 1.Воспитатель рассматривает целые картинки вместе с детьми, обговаривает какое время года на них изображено. Затем показывает одну часть картинки и предлагает детям догадаться к какой целой картинке она подойдёт. Наложив часть на целое убеждаются – она или нет. Так постепенно из частей составляется целое.
2. «Составь целое из частей без образца».

«Подбери картинки»
Задачи: Закрепить знания детей о временах года.
Игровые правила: Подбирать карточки только с приметами зимы.
Дидактический материал:дидактические картинки “Зима”.
Описание: Вопросы воспитателя: «Ребята, какое у нас сейчас время года? Найдите карточки, которые нам расскажут, что такое зима».
Дети подбирают картинки соответствующие времени года «Зиме».

«Какой ветер дует?»
Задачи: Закрепить знания детей о явлениях неживой природы. Упражнять в определении основных свойств ветра. Активизировать речь. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Кто правильно ответил на вопрос, первый имитирует силу ветра.
Игровые действия: Воспитатель выкладывает на магнитной доске картинки. Задаёт вопросы.
Дидактический материал: магнитная доска, картинки «Времена года», султанчики.
Описание: На магнитной доске выкладываются картинки (туча, дождь, деревья с жёлтыми листьями и т.д.)
-Какое время года? (осень)
Воспитатель предлагает спеть песенку осеннего ветра.
– Какой ветер (сильный, колючий и т.д.)
– Но вот ветер начал стихать. Какой теперь ветер? (тихий)
Аналогично выкладывать картинки с другими временами года, уточнять какой ветер.
Детям раздаются султанчики, они имитируют силу ветра и ветерка.

«Кто что оденет?»
Задачи: Развивать речевую активность детей. Упражнять в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. Закрепить названия зимней одежды.
Игровые правила: Правильно называть последовательность надевания предметов одежды.
Игровые действия: Имитация процесса одевания на прогулку.
Дидактический материал: кукла.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя хочет пойти на прогулку вместе с детьми, но она на умеет одеваться.
– Давайте покажем Кате, как надо одеваться? Что надеваем сначала, а что потом?
Дети имитируют движения последовательности надевания одежды и поясняют сои действия словами.

Пальчиковые игры:
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим, (подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх)
Два – поймаем, (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним, (встают, роняют воображаемый снежок)
И… сломаем. (топают)

«Снежинки»
Стою и снежинки (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
В ладошки ловлю.
Я зиму, и снег, (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
И снежинки люблю.
Но где же снежинки? (сжать кулаки)
В ладошке вода! (разжать кулаки)
Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки)
Куда? (сжать кулаки)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…(мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.

Физкультминутки:
«Будут на зиму дрова»
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим – пилим, пилим – пилим,
Раз – два! Раз – два!
Будут на зиму дрова.
(Дети встают парами, лицом друг к другу, взявшись за руки – подав правую руку один другому. С началом стихотворения изображают, будто пилят дрова).

«Снежинки»
В вихре морозном снежинки несутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Роем блестящим кружатся и вьются. (кружатся на месте, руки на поясе)
Белыми пчёлами вдруг обернутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Мёрзлой земли на минутку коснутся. (приседают)
Снова закружатся в пляске морозной, (встают и кружатся на носочках)
В небо взлетят, как хрустальные звёзды. (снова бегут по кругу)

«На горке»
Бух! Бух! Бух! Бух! (приседают на каждое восклицание)
Белый снег как белый пух. (выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой)
С горки катимся гурьбой. (бегут «паровозиком» по кругу)
Я на санках – за тобой.
Развалились на снегу. (падают на ковёр, раскинув руки и ноги)
Ой, я больше не могу! (по команде расслабляются)

Упражнение на развитие чувства ритма:
«Падают снежинки»: Дети показывая, руками, как снежинки падают сверху вниз, произносят «П…п…» медленно или быстро, в зависимости от показа педагогом снежинок по ритмо – схеме.

Имитационное упражнение (раскрепощение, эмоциональная разрядка):
«Снежинки»
Ой, летят – летят снежинки, (поочерёдно поднимают и опускают руки)
Белоснежные пушинки.
Это зимушка – зима (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)
Рукавами повела,
Все снежинки закружила (кружатся, руки в сторону)
И на землю опустила. (приседают, выполняя движение, всё время следить за правильной осанкой)
Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки

Имитационное упражнение:
«Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам, (Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, (Садятся на стульчики, поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх)
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём.

Динамические паузы:
«Прогулка зимой»
На дворе мороз и ветер, (Ходят по кругу, взявшись за руки)
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают, (Потирают руки)
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки, (Хлопают в ладоши)
Мы похлопаем в ладошки.
Вот так хлопать мы умеем.
Вот так ручки мы согреем.

«Игра со снеговиком»
Раз – рука, два – рука, (показывают сначала одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика: (имитируют «лепку» снежных комочков)
Нос морковкой у него, (показывают «большой нос»)
Вместо шляпы – ведро,(поднимают руки вверх, сомкнув над собой)
И метёлка в раках у снеговика.(имитируют чистку ног руками)
Вот готов, снеговичок – (повороты туловища вправо – влево)
Симпатичный толстячок.
С нами ты поиграй – (хлопают в ладоши)
Нас попробуй поймай!(убегают)

Игровой массаж:
«Снеговик»
Раз – рука, два – рука, (вытягивают вперёд сначала одну руку, затем другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком – (ладонями делают круговые движения по бёдрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)
А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь)
Вот такой. (показывают руками величину кома поменьше)
А наверх поставим мы (поглаживают ладонями щёки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии)
Вот и вышел снеговик – (ставят руки на пояс)
Снег, ведёрко и морковка,
Да уменье и сноровка –
И готов снеговичок.
Очень милый толстячок! (делают повороты корпуса вправо – влево)

«Зима»
Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)
Принесла мороз, (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)
Замерзает нос (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололёд. (ладони потирают колени)
Все на улицу – вперёд!
Тёплые штаны наденем, (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Шубку, шапку, валенки.
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями друг по другу)
И опять гулять пойдём.

Гимнастика для глаз «Снежинки»:
Задачи: способствовать снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения глазного яблока.
Описание: воспитатель двигает в разные стороны снежинку – дети прослеживают глазами её движение.

Подвижные игры:
«Снежинки и ветер»
Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок.
Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны.
Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул. Разлетайтесь, снежинки. ».
По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих. Возвращайтесь, снежинки. »
По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг.
Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

«Ветер дует нам в лицо»
Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Описание: Воспитатель и дети произносят слова игры, имитируя соответствующие движения.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

Художественная литература для чтения и заучивания наизусть:
«Снег идет» (Л. Воронкова).
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:
«Я иду-у-у. Я бреду-у-у. »
Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, и избы, и огород, и лес… Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
– Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну:
– Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
– Снег идёт!
Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.
Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?
– Что смотришь? – сказала бабушка. – Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.
Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:
– Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!
А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый…
А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
– Алёнка, выходи скорее – к нам зима пришла.

Читайте также:  Фантазируем, играем и звук Л мы закрепляем

«Вьюга – завируха» (В.Шипунова)
Вьюга – завируха,
Злая, белая старуха!
Вьюга космами трясёт,
То рыдает, то поёт,
За окошком ворожит,
Воет, стонет и визжит,
За околицей пройдёт –
Все тропинки заметёт,
По полям юлой кружится
И в сугробы спать ложится.

«Снежинки – сестрички» (В.Шипунова)
Две снежинки – две сестрички
Над ладошкой кружатся.
Сели мне на рукавичку
Серебристым кружевцем.
Отнесу их бабушке –
Пусть мне вышьет варежку…
У меня на рукавичке
Две снежинки – две сестрички!

«Первый снег пушистый…» ( И.Суриков)
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы – и зима настала.

Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен – все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.

«Снег» (И.Никитин)
«На дворах и домах.
Снег лежит полотном.
И от солнца блестит.
Разноцветным огнём».

«Зимняя песенка» (М. Эличин)
«Где ты солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замёрзла.
Без тебя земля промёрзла.
Выйди солнышко скорей.
Приласкай и обогрей!»

«Снег идёт» (М.Познанская)
«Тихо – тихо снег идёт.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лёд.
На дворе лопатой».

«Как на горке — снег, снег» (И. Токмакова)
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на ёлке — снег, снег,
И под ёлкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!

«Холодно» (О.Высотская)
Кто мяукнул у дверей? —
Открывайте поскорей! —
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.

«На санках» ( О.Высотская)
Покатились санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади, —
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно!
А не то разбиться можно!

«В рукавичках» (З.Александровой)
В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки.
Помоги на валенки
Мне надеть калошки…
Ночью выпал первый снег.
Мы оделись раньше всех.
Я санки качу –
Гулять хочу.

Формы работы над лексической темой «Зима» с детьми с ОНР в средней группе

Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Зима». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

«Формы работы над лексической темой «Зима» с детьми с ОНР в средней группе»

Тема: «Зима»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Обогащать и активизировать предметный словарь и словарь признаков по лексической теме «Зима».
  2. Учить называть характерные особенности изменений живой и неживой природы.
  3. Развивать умение отвечать на вопросы простым предложением.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Обобщать и систематизировать знания о зимних изменениях в природе.
  2. Развивать внимание, память, мышление, речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать физиологическое и речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.
  • презентация по теме «Зима», снежинки, снежки, силуэты зайчиков, клей, шерсть.
  • наблюдение на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», беседы о зиме, рассматривание иллюстраций.

Способ организации детей :

  • сидя на стульях полукругом, стоя в кругу, сидя на стульях за столами.

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Открытый вход в деятельность.

– Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту. А через ротик выдохните все огорчения.

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра.

(Дети садятся на стульчики).

2.Работа по теме. Расширение имеющихся знаний.

(На экране телевизора картинка с изображением зимы. Слайд №1).

– Мы с вами дышали теплым воздухом, почему вдруг повеяло холодом? (Потому что наступила зима).

– Правильно, сейчас зима. Белая, волшебная, необычная. Почему необычная, вы сможете сказать сами, прослушав стихотворение:

Отличается зима
От весны и лета.
Очень снежная она,
Вся в снега одета.
Реки скованы все льдом. (Слайд №2)
И в узорах стекла, (Слайд №3)
Иней на ветвях висит, (Слайд №4)
Вьюга дует в окна.
Небо серое с утра,
Падают снежинки. (Слайд №5)
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки. (Слайд №6)
Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи. (Слайд №7)
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен. (Слайд №8)
Слепят вмиг снеговика –
И кататься с горки. (Слайд №9)
Шуба, шапка и штаны –
Все в ледовой корке!
Лишь зимою Новый год (Слайд №10)
С елкою приходит.
Новогодний хоровод
Весело заводит.

3. Д/и «Признаки зимы».

– Назовите, что бывает зимой?

– На улице холодно.

– На землю падает снег.

– Речка покрылась льдом.

– Зайчик стал белым.

– Дети лепят снеговика и катаются с горки.

– Люди встречают Новый год.

– Молодцы, много признаков зимы назвали.

4. Дыхательные упражнения.

– Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть?

– Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинку. А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

5. Д/и «Зимние слова».

– На улице нападало много снега. Ребята, посмотрите, какие снежки я сегодня нашла на улице. (Раздает каждому ребенку по снежку). Эти снежки можно слепить в большой снежный ком, если вы назовете зимние слова. Берите снежки, называйте слово и лепите комок. (Снежинка, снеговик, санки, елка, горка, Снегурочка).

– Много слов вы назвали, большой комок получился.

6. Динамическая пауза.

– А для того, чтобы нам не замерзнуть зимой, нужно сделать упражнения:

Не боимся мы метели, (грозят пальчиком)
Рукавички мы надели. (вращают кистями рук).
Ногами мы потопаем.
Руками мы похлопаем.
Побегаем кругом
И сядем, отдохнем. (Дети садятся на стульчики).

7. Задание «Утеплим зайчику шубку».

– Зимой очень холодно не только людям, но и животным в лесу.

– Кого вы видите на картинках?

– Летом зайчик был серым, а зимой стал белым. Давайте поможем зайчикам и утеплим им шубки, чтобы они не боялись никакого мороза. Шерсть у зайчиков будет теплая и густая.

8. Открытый выход из деятельности.

– Молодцы, ребята, мы сегодня замечательно поговорили о зиме, выполнили все задания. А сейчас подойдите к воспитателю, она хочет прочитать вам интересную зимнюю сказку.

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по лексико-грамматической категории «Зима»

Татьяна Шехурдина
Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по лексико-грамматической категории «Зима»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о зиме. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, снеговик, мороз, сугроб, горка, лыжи, санки, коньки, кататься, мерзнуть, греться, лепить, холодно, морозно). Совершенствование грамматического строя речи (упражнять в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже, закреплять в речи использование простого предлога НА, учить согласовывать прилагательные с существительными в форме единственного числа именительного падежа).

Коррекционно-развивающие цели. Формирование речевого дыхания без участия речи, направленной воздушной струи, развитие координации речи с движениями, общей моторики, внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание эстетических чувств в общении с природой.

Оборудование: карточки с разным количеством снежинок (по количеству детей, картина с изображением зимы, раздаточный материал «варежка со снежинкой», фонограмма, шкатулка, «шарфики» из цветной бумаги (по количеству детей, мягкая игрушка Снеговик, поднос, картинка с изображением зимнего леса с сугробами.

Ход:

1. Оргмомент.

(логопед встречает детей на ковре).

Логопед. Здравствуйте, дети! Сегодня мы снова с вами будем играть. Посмотрите, что я для вас приготовила. Это карточки. Возьмите по одной карточке. Что на них нарисовано?

Дети. Снежинки.

Логопед. А сейчас будьте внимательны. Сядут на стульчики те дети, у кого на карточке нарисована одна снежинка.

1-й ребенок. У меня одна снежинка.

2-й ребенок. У меня одна снежинка.

Логопед. Молодцы! А теперь сядут те дети, у кого на карточке нарисовано много снежинок.

3-й ребенок. У меня много снежинок.

4-й ребенок. У меня много снежинок.

5-й ребенок. У меня много снежинок.

Логопед. Я не просто так приготовила карточки со снежинками. Как вы думаете, почему?

Дети. Наступила зима.

Логопед. А почему вы решили, что наступила зима?

Дети. Стало холодно. Выпало много снега. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, лепят горку, снеговика.

Логопед. Правильно. Зимой часто идет снег. Он ложится на землю. И если снега много, то на земле появляются сугробы. Посмотрите на картинку, под елочкой вырос большой СУГРОБ из снега! Ребятки, кто запомнил, что это? (логопед показывает на сугроб).

Дети. Сугроб.

Логопед. Повтори, Катя (-). Повтори, Матвей (-). Давайте вместе повторим: сугроб (-).

2. Упражнение «Снежинка» (на выработку направленной воздушной струи).

Логопед. А сейчас я предлагаю поиграть со снежинками. Подойдите к столу и возьмите себе по «варежке». Садитесь на стульчики и послушайте, как мы будем дуть на снежинку. Сделайте вдох носиком, не поднимая плечи, и подуйте на снежинку, не раздувая щек и вытянув губы трубочкой.

Надо варежку нам взять.

Носиком легко вдохни:

«Эй, снежиночка, лети!»

3. Упражнение «Снеговик» (массаж биологически активных зон).

Логопед. Ребята, а что можно слепить из снега?

Дети. Снеговика.

Логопед. Давайте покажем, как мы лепим снеговика.

Снеговик.

Раз – рука, два – рука, (вытянуть перед собой по очереди обе руки).

Лепим мы снеговика (изображаем лепку снежка).

Три – четыре, три – четыре,

Нарисуем рот пошире (погладить ладонями шею).

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз (растереть указательными пальцами крылья носа).

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас (растереть ладонями лоб от центра к вискам).

Вот из снега и возник

Симпатичный снеговик (логопед показывает детям игрушку – снеговика).

4. Физминутка (психогимнастика на снятие напряжения).

К снегу, к холоду привык.

Он не хочет здесь стоять,

Хочет с нами поиграть.

Логопед.Нам не страшен мороз! Покажем Снеговику, как мы умеем греться? Вставайте в кружок.

Логопед. Ну что, носики согрелись? А ручки согрелись? Ножки тоже согрелись? Тогда садитесь на стульчики.

5. Предлог НА.

Снеговика мы тоже посадим.

Посмотрите, куда я посадила Снеговика?

Дети. На стул.

Логопед. Правильно. Катя, куда я посадила Снеговика? (-) Данил, куда я посадила Снеговика? (-) Давайте все вместе скажем, куда я посадила Снеговика? (-)

6. Игра «Зимние» слова» (закрепление словаря по лексической теме «Зима»).

Логопед. Ребята, Снеговик хочет мне что-то сказать. Он мне сказал, что у него к вам просьба. Посмотрите, что есть у Снеговика?

Дети. Шкатулка.

Логопед. Правильно. Снеговик хочет, чтобы вы помогли ему, наполнили эту шкатулку «зимними» словами (каждый ребенок называет по одному слову). Как много «зимних» слов вы знаете! Посмотрите, Снеговик улыбается. Ему понравились ваши слова. Он говорит вам «спасибо».

7. Упражнение «Разноцветные шарфики» (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа).

Логопед. Ребята, скажите, что завязано на шее у Снеговика?

Дети. Шарфик.

Логопед. Да, это шарфик. Давайте расскажем, какой он?

Дети. Теплый, желтый, длинный, мягкий…

Логопед. Снеговик хочет подарить вам тоже цветные шарфики. Вот они. Скажите, сколько у меня шарфиков?

Дети. Много шарфиков.

Логопед. Возьмите себе тот шарфик, который больше всего понравился. И мне снеговик подарил шарфик. У меня синий шарфик, а у тебя, Катя?

Катя. У меня синий шарфик.

(Дети по очереди называют, каких цветов у них шарфики).

Логопед. Хорошо. Ребята, настала пора прощаться со Снеговиком. Ему пора отправляться в путь, или он может растаять в нашем теплом детском саду. Давайте скажем ему «до свидания!»

8. Итог занятия (оценка деятельности детей).

Логопед: Молодцы! А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что делали?

Дети: Вспоминали признаки зимы. Играли со снежинками, вспоминали признаки зимы, лепили снеговика, танцевали, вспоминали «зимние» слова и за помощь получили в подарок разноцветные шарфики.

Логопед: Все вспомнили! Ничего не забыли. Вот какие вы внимательные! Молодцы! Ну а теперь нам с вами пора идти в группу.

Формирование лексико-грамматической стороны речи «Транспорт» “Назови одним словом предметы” Автомобиль, корабль, пароход, теплоход, велосипед, ракета, поезд, лодка, катер, мотоцикл, метро, электричка.

Занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию речи в подготовительной группе «Комнатные растения» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи в подготовительной группе на примере.

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ «Зимушка-зима» Цели: развитие связной речи, слухового внимания и восприятия, навыков словообразования, мелкой моторики, творческого воображения, умения.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Посуда» в старшей группе 1. Организационный момент. Логопед: Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это сказки К. И. Чуковского, только она закрыта (на экране.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий «Рыбы» Тема: «Рыбы» Задачи: 1) Активизация словаря по теме 2) Образование притяжательных прилагательных 3) Согласование существительных с числительным.

Конспект ОД для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматической стороны речи «Мебель. Части мебели» Конспект ОД для детей с ОНР 6-7 лет по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Мебель. Части мебели» Цели: Образовательная:.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР «Зима» «Зима» Задачи: систематизировать представления детей о зиме как о времени года, о жизни и приспособлении животных, птиц к зимним условиям.

Развивающие игры по формированию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной.

«Насекомые». Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста по теме «Насекомые». Цель занятия: Образовательная:.

Ссылка на основную публикацию