Конспект комплексного занятия по грамоте и развитию речи

Конспект комплексного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной к школе группе

Елена Коцура
Конспект комплексного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной к школе группе

Программное содержание. Закреплять навыки чтения, формировать сообразительность, смекалку. Учить детей составлять описательный рассказ, развивать связную речь; закреплять знания интонационных знаков; воспитывать уважение к сверстникам, готовность помочь.

Методические приемы. Работа с планом, дидактическая игра «Скажи наоборот», отгадывание загадок, составление описательных рассказов, писк недостающих букв.

Словарная работа. Следопыты, повествовательное.

Предварительная работа. Обучение детей работе с планом, чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа».

Материалы к занятию. План группы, рисунок колодца, «волшебное колесо», интонационные знаки.

Ход занятия.

Воспитатель: В детский сад пришло письмо от следопытов из волшебной страны слов. Вот оно.

«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной страны слов. Следопыты первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого посылаем план вашей группы. Если вы ответите на все вопросы и выполните все задания по плану, в конце занятия вас ждет сюрприз.»

(Воспитатель показывает план группы).

– С чего мы начнем выполнять задания?

– Правильно первая стрелка ведет к цифре 1. Итак, первое задание. Его вы найдете на книжном стеллаже.

– Перед вами два колодца, рядом два ведра, которыми из колодцев можно достать чудесный напиток. Но утолить жажду сможет лишь тот, кто разгадает тайну этих слов. Видите на колодцах нарисованы буквы? Внимательно рассмотрите рисунок. Буквы указывают на начало и конец слова. Пропущенные буквы спрятались в ведрах. Чтобы набрать из колодца волшебной влаги, нужно опустить в него ведро с тайной буквой, которой не достает на двух колодцах.

– За работу, друзья!

– Какие буквы вы видите в левом столбике первого колодца? В правом столбике?

– Какой буквы не хватает, чтобы получить разные слова?

Дети называют буквы (ставят) и называют слова.

Аналогично проводится работа со вторым колодцем.

2) А теперь приступим к выполнению второго задания.

Для нашего путешествия нужны сказочные колеса. С одним из них я хочу вас познакомить. Как вы думаете: почему в центре волшебного колеса стоит вопросительный знак? Чудесное колесо состоит из букв, которые надо уметь складывать в слоги, а потом в слова. Некоторые слова односложные, тогда они совпадают со слогами. Другие состоят из 2-х и более слогов. Смотрите на чудесное колесо и мысленно поворачивайте его как угодно и читайте слова слева направо и наоборот, т. е. по часовой стрелке и против часовой стрелки.

(колесо, сок, село, сокол, сел, лес и др.)

3) А теперь идем по стрелке дальше и рядом с уголком «Изодеятельность» находим задание №3. Оно называется «Игра с мячом». Выслушайте, пожалуйста правила игры. Всем детям надо встать в одну шеренгу. Ведущий встает напротив детей, бросает мяч, называет слово, а вы называете слово с противоположным значением: длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, мягкий – твердый, большой – маленький, много-мало, красивый – некрасивый, темный – светлый, новый – старый, холодный – теплый, грязный – чистый, громкий – тихий, быстро – медленно…

(Ребята нам прислали)

4.) Продолжим путешествие по плану, присланному следопытами.

Следующее задание ждет нас возле уголка «Почта».

– Ребята нам прислали отрывок стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа». Я вам сейчас прочитаю, но здесь почему-то в конце предложений нет никаких знаков. Значит нам с вами надо их поставить.

Кто не знает дядю Степу?

Дядя Степа всем знаком!

Знают все, что дядя Степа

Был когда-то моряком.

Какой знак надо поставить после первого предложения?

Почему ставим вопросительный знак? (Вопрос спрашиваем)

Почему ставим восклицательный знак? (восхищение, удивление, радость).

5.) А теперь идем по стрелке дальше. Приступим к выполнению следующего задания.

Ребята нам прислали загадки о животных. Надо отгадать загадку и составить отгадку из букв на фланелеграфе. Дети должны прочитать и рассказать все, что они знают об этих животных.

1. У порога плачет

Тихо в комнату войдет,

2. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

3. Хвост пушистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

6.) Ребята, у нас осталось последнее задание. Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята, вот вы и ответили на все вопросы, выполнили все задания. Мы посылаем вам в подарок талисманы, т. е. предметы, которые приносят счастье и удачу. Но получит талисман лишь тот, кто выполнит задание, указанное на обратной стороне талисмана. Кто выполнит задание, тот будет носить почетное звание – следопыт.

Надо прочитать слово на обратной стороне талисмана и разделить его на слоги (части).

Список литературы.

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. ; под редакцией Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., Турович Л. М., Детство-Пресс, 2004.

2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект СПБ: «Детство-Пресс», 1999г.

3. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. (Под редакцией Ушаковой О. С. – М. : ТЦ Сфера, 2004г.).

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983г.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей подготовительной группы Программное содержание: закреплять знания детей по развитию речи и обучению грамоте; совершенствовать умения самостоятельно, выразительно.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква «Д». Звук [Д] и [Д’]» Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Буква Д. Звук [Д] и [Д’] Цель: Закреплять знания детей о букве Д.

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Звук [ш] и буква ш» Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема «Звук <ш>и буква ш». Воспитатель высшей категории.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Звуки «Д» «Дь» и буква «Д» Цель: познакомить детей с буквой и звуком Д. Задачи: учить различать букву и звук, обучать звуковому анализу.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [З]» Тема: Звук и буква З Задачи: -закреплять умение сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу -познакомить с разными.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [П]-[П’]. Буква П» в подготовительной к школе группе Тема: Звуки П-П’ и буква П У нас в гостях поросята Пак и Пик Цель: Закрепить знания детей о согласных звукахП-П’, сформировать зрительный.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Давайте поиграем» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Д]-[Д’] и буква Д» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе Составила: воспитатель высшей квалификационной категории.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Семья. Дом» Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте. Тема: занятие в подготовительной группе по развитию речи.

Районный семинар. Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Воспитатель: Гаибова Саодатхон Салижановна. Тема: Изучаем гласные. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Закрепление знаний по развитию речи и обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
integrirovannoe_zanyatie_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_i_po_matematike_v_starshey_gruppe.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и по математике в старшей группе

“Путешествие на Планету Радости”

  • Закрепить знания детей об окружающем мире и здоровье человека.
  • Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить позитивное решение.
  • Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
  • Развивать фантазию, творчество.
  • 2 мольберта с прикреплёнными листами ватмана, 2 маркера.
  • “Картина”, “Цветок Радости”.
  • Атрибуты для игр “Настроений, “Валеология”, фишки красного цвета.
  • Карточки-символы, “зашифрованные” слова, “Домики чисел”. Воздушный шарик, иголка. Аудиозаписи, тексты частушек и задач.
  • Цветы – подарки для детей.

– Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие, а интересная игра. А называется она “Путешествие на Планету Радости”. Вас ждут интересные задания и весёлые конкурсы. Вы готовы? Тогда вставайте в круг, беритесь за руки, мы отправляемся в полёт.

(Дети поднимают руки вверх и становятся на носочки).

Полетели! А пока мы с вами летим на Планету Радости, я вам предлагаю поиграть в игру

(Педагог показывает карточки, а дети отвечают, какое на них изображено настроение)

– Ребята, а какой вы хотели бы видеть меня? Вот такой. (педагог имитирует злость) или вот такой. (радость). Конечно, весёлой и доброй. И я хочу видеть вас весёлыми и счастливыми.

Пусть на ваших липах поселится добрая, весёлая улыбка. А вы не хотите поделиться хорошим настроением с другими людьми? Тогда давайте пошлём это настроение с воздушным поцелуем друг другу, солнышку, новому дню.

– Ну, вот мы и прилетели!

(Дети идут по залу, рассматривают его. Вдруг видят воздушный шарик).

-Ой, что это такое? Какой красивый шарик! Наверное, он хочет с нами поиграть.

(Дети играют с шариком, неожиданно он лопается. Звучит тревожная музыка. Раздаётся

-Дорогие ребята! С вами говорят жители Планеты Радости. Злой волшебник заколдовал нашу Планету, и па пей поселились Печаль и Скука. Помогите нам, пожалуйста, найдите волшебную картину и расколдуйте нас. Воспитатель:

  • Ну что, ребята, поможем жителям Планеты Радости? Тогда в путь! (Дети ищут в разных местах зала части картины и составляют её).
  • Знаете, почему эта картина волшебная? Потому, что на обратной стороне частей картины стоят цифры. Они обозначают номер задания. Если вы выполните все эти задания, то зацветёт Цветок Радости и подарит всем людям счастье и любовь!

Первое задание – “ДОМИКИ ЧИСЕЛ”

– В математическом городе случилась неприятность. Жители “Домиков чисел” заблудились.
Что можно сделать, чтобы узнать, какая цифра в каком домике живёт?

(Дети решают примеры и “заселяют” домики).

Второе задание – “КАРТОЧКИ-СИМВОЛЫ”

– Почтальон из города Геометрических фигур не может найти нужную улицу. Вот
карточки- символы. На одной части этих карточек нарисована запись, а на другой –
картинка, соответствующая этой записи. Их нужно прочитать, найти и соединить.
(Дети выполняют задания и проверяют его друг у друга).

Третье задание – “ЧАСТУШКИ”

– Поэт 1 Цветик насочинял много стихов, но он не знает, хорошие это советы или плохие.
Помогите ему разобраться.

“Вам, мальчишки и девчушки,

Приготовил я частушки.

Если мой совет хороший.

Вы похлопайте в ладоши.

Нa неправильный совет

Вы потопайте – нет, нет!”

-Не пускайте дядю в дом,

Если дядя не знаком.

И не открывайте тёте,

Если мама на работе.

-Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет? (нeт)

-Заболел вдруг носик твой,
Доставай платочек свой,
Чисто, чисто им утрись,

И быстро с другом поделись.

Это правильный совет? (Нет)

– Чтобы зубы не болели,

Ты грызи морковь смелее.

Длиннонога и стройна,

Всех оранжевей она.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

– Постоянно нужно есть,

Для здоровья важно:

Фрукты, овощи, омлет,

-Если кто-то лезет в дом,

Пробивает двери лбом.

Незнакомцу ты поверь,

И открой быстрее дверь.

-Ты на улице гуляешь,

Зимний воздух ты вдыхаешь,

Твёрдо помнишь ты о том,

Что дышать там надо ртом.

Это правильный совет? (Нет)

-Этого врача не бойся,

Два раза в год к нему ходи.

Для зубов он очень дорог,

И зовётся “стоматолог”.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Четвёртое задание – “ЗАШИФРОВАННЫЕ СЛОВА”

– Ребята, вспомните, по какому городу путешествовали Ёжик, Лисенок и Мудрая Сова. Правильно, по Городу Звуков и Букв. Но они ещё не очень хорошо умеют читать по

картинкам-символам. Вот два “Зашифрованных” слова, прочитайте их, пожалуйста.

(Дети читают слова “задача”, “чемпион”).

-Придумайте предложение со словом “задача”.

Пятое задание – “БЛИЦ-ТУРНИР”

-А теперь давайте решать задачи, хотите? Только хочу вас предупредить, что задачки мои

не простые, а с подвохом. Слушайте внимательно.

-Нa берёзе 6 больших шишек и 2 маленькие. Сколько всего шишек на берёзе?

Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится, петушок или курочка?

  • Художник нарисовал карандашами цветы: красные розы и синие васильки. Какие цветы лучше пахнут?
  • Какой город в России самый большой – Челябинск или Магнитогорск?
  • Пришла весна, с деревьев стали опадать листья. Ветер понес их по земле. Какого цвета были листья?
  • Чего на поле больше: ромашек или цветов? Кого в степи больше: зверей или травоядных?
  • У зверя броненосца 2 передние ноги, 2 задние, да ещё 2 левые и 2 правые. Сколько всего ног у броненосца?

Ну, молодцы, ребята. Все задачки выполнили, на самые трудные вопросы нашли ответы. А вы помните, какое было второе “зашифрованное” слово. (Чемпион).

– Оказывается, на Планете Радости тоже есть свой чемпион, и зовут его Весельчак.
(Воспитатель надевает атрибуты па ребёнка, тот выходит в центр).

-Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Хо-хо-хо! Я самый сильный, самый большой! Вот какой! Я знаете, сколько ем, а сколько сплю! Я – чемпион!

-Весельчак, наши ребята тоже хотят быть большими и сильными. Может быть, ты нам подскажешь, что для этого надо делать?

  • Нужно много есть и долго спать! Воспитатель:
  • И вес?!

Весельчак (разводит руками): -И всё! Воспитатель:

– Ребята, а вы как думаете? Конечно, ещё обязательно нужно закаляться, правильно питаться, много гулять на свежем воздухе, играть в разные игры и заниматься спортом!

-А спортом заниматься я тоже люблю!

– Ну, тогда вставай вместе с нами, и сделаем Весёлую разминку!

Шестое задание – “ВЕСЕЛАЯ РАЗМИНКА”

(Звучит музыка. Дети выполняют танцевальные движения с элементами аэробики).

Седьмое задание – “ЗВЕРЬ-ОХРАННИК”

-У Злого Волшебника, который заколдовал Планету, есть Зверь-охранник. Это не собака, не тигр, а совершенно фантастическое существо. Вот Волшебник и хочет, чтобы вы нарисовали его портрет. Не забудьте, чем защищаются звери (когтями, зубами, рогами, копытами). Ну что же, вперёд, к мольбертам!

Восьмое задание – “ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ”

-У жителей Планеты Радости были хорошие законы, они точно знали, что полезно для
здоровья, а что нет. Но теперь все законы перепутались. Давайте поможем нашим друзьям и наведём порядок.

(Дети выкладывают на столах маленькие карточки. Девочки-то, что вредно для здоровья, а мальчики -то, что полезно. А затем проверяют другу друга правильность выполнения задания: там, где правильно, кладут красные кружки).

  • Может быть, кто-нибудь расскажет, что полезно для здоровья зубов, а что вредно. (Рассказывают 2 ребёнка).
  • Молодцы!

Девятое задание – “ВОТ КАКОЙ ХОРОШИЙ”

-Ребята, чтобы окончательно растопить чары Злого Волшебника, давайте поиграем в игру
“Вот какой хороший!”

Игра “ВОТ КАКОЙ ХОРОШИЙ!”

(Дети встают в круги по очереди говорят друг другу комплименты).

Когда игра окончена, звучит торжественная музыка и раскрывается Цветок Радости, а в нём маленькие цветы, которые дарят детям.

-Дорогие ребята! Вы освободили Планету Радости от чар Злого Волшебника. Жители этой 11ланеты дарят вам свои цветы.

Ну, вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться. До свидания, Планета!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста.

Показ детям свойства воды через доступные эксперименты .

Занятие позволяет обобщить и закрепить пройденный материал, можно использовать, как итоговое. Носит комплексный интегрированный характер.

Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло.

Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло.

Тема: «Звук и буква Ц». Цель: познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.Задачи:1. способствоват.

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей подготовительной группы

Татьяна Никанорова
Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей подготовительной группы

Программное содержание:

закреплять знания детей по развитию речи и обучению грамоте;

совершенствовать умения самостоятельно, выразительно передавать содержание сказки;

продолжать учить проводить слоговой анализ слов;

упражнять в составлении предложений по схемам;

способствовать пополнению, уточнению и активизации словарного запаса;

воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность.

Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», дидактические игры: “Живые слова”, «Раздели слово»

иллюстрации сказок, предметные картинки, мяч, фланелеграф, корзинка с буквами, схемы предложений.

Ход занятия:

Предлагаю детям поиграть в пальчиковую игру “Цветочек”:

Утром рано он закрыт (кисти рук в сомкнутом состоянии)

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга)

Красоту их вижу (пальцы плавно расходятся)

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик (пальцы сомкнуты)

И теперь он будет спать (исходное положение рук)

До утра как птенчик (имитация сна).

Воспитатель: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?

Игра “На что похоже ваше настроение?” (с мячом).

Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.

Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.

Вот с таким настроением начинаем наше занятие.

Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику: «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка» (дети произносят чистоговорку в разном темпе и с разной силой голоса).

Игра “Раздели слово”.

Дети стоят. Воспитатель называет слово. Передает мяч ребенку, который должен поделить слово на слоги и сказать, сколько слогов в слове.

Предлагаю детям сесть на места, напоминаю об осанке.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Пойду, посмотрю (приносит куклу – Машеньку).

Воспитатель: Что стряслось, Машенька, почему ты плачешь?

Машенька: Я заблудилась….

Воспитатель: Заблудилась? Не расстраивайся, Машенька, мы тебе постараемся помочь.

Воспитатель: Смотри, какая красивая корзина (показывает корзину, украшенную цветами). Эта корзина непростая, цветы в ней необычные.

– Скажите ребята, что необычного в наших цветах? (это цветы буквы). Уточняем, какие это буквы, почему они написаны красным маркером. Дети объясняют, какие буквы называются гласными, чем они отличаются от согласных.

Машенька, мы хотим тебе подарить корзину с необычными цветами. В своей сказке, ты сможешь играть с друзьями в нашу игру. Мы сейчас покажем как мы играем.

Игра “Составь слоги”.

Воспитатель предлагает желающему пройти и украсить корзинку согласным звуком. Дети составляют слоги. Предложить украсить корзинку еще нескольким детям по желанию.

Игра «Придумай слово с названным слогом».

Воспитатель называет слог, дети придумывают слова с этим слогом. 3-4 слога.

Воспитатель: Вот такую волшебную корзинку мы подарим тебе Машенька.

Воспитатель: А сейчас поможем Машеньке вернуться в ее сказку. Может ты из такой сказки? (показываю иллюстрацию из сказки «Хаврошечка») Напомните Машеньке эту сказку.

Машенька: Нет, это не моя сказка, не было в ней коровушки-матушки.

Воспитатель: Ничего страшного! Вот еще книжка! Может ты из этой сказки? (Показываю иллюстрацию к сказке «Гуси лебеди») Давайте напомним Машеньке эту сказочную историю. (Пересказ)

Машенька: (плачет) Нет и это не моя сказка. Я потерялась и никогда не найду свою сказку.

Воспитатель: Как же нам помочь Машеньке? У меня тут есть картинки – подсказки, может они помогут.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе стулья, кроватки. Предлагает детям сказать, что они видят. После перечисления предложить назвать одним словом – «мебель», затем на фланелеграф помещается картинка с тарелками, ложками, предлагаю сказать, что видят и назвать одним словом – «посуда».

Воспитатель: Из какой же сказки эти предметы? Кому они были нужны? (если дети затрудняются – показать иллюстрацию к сказке «Три медведя»)

Машенька: Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я подарю вам на память свою картинку! До свидания! (Машенька уходит)

Распускаются листочки, (сложенные вместе ладони “раскрыть” в

правую и в левую стороны)

Появляются цветочки, (присесть и медленно встать)

Головой кивают, (кивок головой)

Солнышко встречают. (поднять руки кверху, показать солнышко)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы составим Машеньке письмо. (Воспитатель предлагает две схемы. Обращает внимание на количество слов в предложениях.

/___ ___. /___ ___ ___ .

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Живые слова».

Игра “Живые слова”.

Воспитатель называет слова детям, они должны выстроить предложение.

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Вы научили Машеньку не только составлять слоги, но и придумывать слова на эти слоги. А еще вы помогли Машеньке найти свою сказку.

Сейчас я вам раздам смайлики, и если вам понравилось занятие, то нарисуйте радость, а если нет – то грусть.

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте Программное содержание: Выявить: -уровень осознания детьми основных языковых понятий (“звук”, “буква”, “слово”, “предложение”); -умение.

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей с ТНР «Путешествие к бабушке» Программное содержание: 1. Подытожить знания детей о ближайшем окружении. Развивать речь. Учить придумывать сложные предложения со словами.

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Коровушка и теленок» для детей средней группы Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности. Задачи: «Речевое развитие»: Учить детей описывать картину, составляя.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе для детей с ТНР «Насекомые. Звук и буква Й» Программное содержание: 1. Обогащать словарь детей, развивать речь, учить строить сложные предложения со словами – а, потому что. 2. Развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу» Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Скоро в школу».

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы. Цель: автоматизация правильного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Путешествие с буквой Г. Баулина В. М., учитель-логопед МКДОУ детский сад «БЕЛОЧКА»г. Тайшета Тема: Звук и буква Г. Путешествие с буквой.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Д]-[Д’] и буква Д» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе Составила: воспитатель высшей квалификационной категории.

Районный семинар. Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Воспитатель: Гаибова Саодатхон Салижановна. Тема: Изучаем гласные. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему:.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

  • закреплять знания детей по развитию речи и обучению грамоте;
  • совершенствовать умения самостоятельно, выразительно передавать содержание сказки, используя моделирование;
  • продолжать учить проводить звуковой анализ слов;
  • упражнять в составлении предложений по схемам;
  • способствовать пополнению, уточнению и активизации словарного запаса;
  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Снегурочка”, наблюдение на прогулке, беседы о весне, дидактические игры: “Придумай сказку”, “Составь предложение”, “Гласный – согласный”.

Материал:

  • кукла – Снегурочка,
  • геометрические фигуры – модели,
  • мини – фланелиграфы,
  • конверты с фишками на каждого ребенка,
  • схемы предложений, предметные картинки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в пальчиковую игру “Цветочек”:

Утром рано он закрыт (кисти рук в сомкнутом состоянии)

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга)

Красоту их вижу (пальцы плавно расходятся)

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик (пальцы сомкнуты)

И теперь он будет спать (исходное положение рук)

До утра как птенчик (имитация сна).

Воспитатель: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?

Игра “На что похоже ваше настроение?” (с мячом).

Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.

Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.

Вот с таким настроением начинаем наше занятие.

Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику: “Наконец зиме конец – летит весны гонец скворец!” (дети произносят чистоговорку в разном темпе и с разной силой голоса).

Игра “Подбери слово”.

Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Воспитатель называет слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч детям. Тот, кто поймает мяч, должен назвать соответствующие существительные к данному прилагательному. Например, весенний (снег), весенняя (капель), весеннее (солнце) и т.д.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Пойду, посмотрю (приносит куклу – Снегурочку).

Воспитатель: Что стряслось, Снегурочка, почему ты плачешь?

Снегурочка: Я заблудилась….

Воспитатель: Заблудилась? Не расстраивайся, Снегурочка, мы тебе постараемся помочь.

Воспитатель: Смотри, какая красивая корзина (показывает корзину, украшенную подснежниками). Эта корзина непростая, в ней – слова. Снегурочка, мы хотим тебе подарить корзину с весенними словами.

Игра “Назови слово”.

Воспитатель передает корзину детям по кругу, дети называют любое слово, которое подходит по теме “Весна”. Например, подснежник, капель, скворец, проталина и т.д.

Воспитатель: Полную корзину с весенними словами подарим Снегурочке.

(дети садятся за столы).

Воспитатель: А сейчас поможем Снегурочке вернуться в ее сказку. Может ты из такой сказки?

Пересказ сказки (дети с помощью моделей – геометрических фигур разного цвета, на фланелиграфе выкладывают персонажи сказки, обозначающиеся любой геометрической фигурой).

Воспитатель: В этой сказке Снегурочка растаяла. Ничего страшного! Ведь Снегурочка превратилась в облако, а из облака пойдет дождь и Снегурочка снова вернется домой. Правда, Снегурочка?

Снегурочка: Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я приглашаю вас в весенний лес!

Физминутка

Распускаются листочки, (сложенные вместе ладони “раскрыть” в правую и в левую стороны )
Появляются цветочки, (присесть и медленно встать)
Головой кивают, (кивок головой)
Солнышко встречают. (поднять руки кверху, показать солнышко)

Воспитатель: Снегурочка, а еще мы умеем составлять предложения по схемам. Смотри, как это делают наши дети. (Воспитатель предлагает две схемы, обращает внимание на количество слов в предложениях и напоминает, что в предложениях обязательно должно быть слово “Снегурочка”).

1.2.
/__________ __________ ./_________ _________ ________ .

Воспитатель: Вспомним, какой фишкой мы обозначаем гласный (твердый и мягкий согласные) звук? (ответы детей).

Игра “Не ошибись!”.

Воспитатель называет звук, дети поднимают нужную фишку: красная фишка – гласный звук, синяя фишка – твердый согласный звук, зеленая фишка – мягкий согласный звук.

Воспитатель: Снегурочка совсем не знает звуки и буквы. Ребята, чем отличается буква от звука? (ответы детей).

Воспитатель: Проведем звуковой разбор слов. У каждого из вас есть предметная картинка. Вы должны самостоятельно обозначить звуки в слове (фишками).

Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. У каждого ребенка – конверт с фишками красного, синего, зеленого цвета, мини – фланелиграфы и предметная картинка. (Например: стол, волк, дом, машина, и т.д.).

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Вы научили Снегурочку не только составлять предложения, но и помогли ей найти свою сказку.

Литература:

  1. Журова Л.Е., Баренцева Н.С. Обучение дошкольников грамоте. М., 1994.
  2. Логинова В.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду. “Детство”. СПб., 2002.
  3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988.
  4. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1976.
  5. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду М., 1998.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению детей грамоте для детей5

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению детей грамоте для детей5-6лет

Программное содержание:1) учить проводить звуковой анализ слова «лампа», закреплять знания о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках, выделять первый и последний звук в слове, называть слова на заданный звук, развивать фонематический слух.2) обогащать словарь качественными прилагательными, глаголами.3) развивать связную речь, общую и мелкую моторику руки.4)уметь делать выводы, обосновывать свои суждения.5) добиваться чёткого произношения звуков.6) развивать память, внимание, воображение, мышление.7) воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство доброжелательности, учить осторожному обращению с огнём.Оборудование: часы, лучина, свечи, керосиновая лампа, электрическая лампа, фонарики, фишки, схемы, береста, угли, резиновые шары-массажёры, надувные шары.Ход занятияВ зале горит свеча, звучит «сказочная» музыка. Входят дети.— Ребята, посмотрите как красиво в зале, как много интересного. Давайте улыбнёмся друг другу и у нас надолго сохранится хорошее настроение.(Тикают часы).— вы знаете, что это?— Часы.— Для чего нужны часы?— Чтобы определять время.— Скажите, а часы всегда идут вперёд?— Всегда.— В жизни каждого человека есть хорошие и плохие минутки. Как вы думаете, хорошие минутки они какие?А плохие минутки? (ответы детей).— Дети, а вы знаете, что такое прошлое? Да, это то, что нельзя вернуть назад. А вы все таки хотели бы попасть в прошлое и встретить наших предков? Может вы знаете, кто такие предки? Это люди, которые жили очень давно, самые первые люди на Земле. Нам помогут наши волшебные часы. Нам нужно перевести стрелки часов назад.Звучит музыка, гаснет свет, дети переводят стрелки часов назад. Входит первобытный человек и несёт в горшочке огонь.Человек. Дети, я — ваш предок, человек из древности. Вот у меня огонь. Это символ жизни, он даёт освещение, обогрев, на нем мы готовим пищу и всегда его оберегаем. Мы сберегли его для вас. Если вы сейчас справитесь со всеми трудностями, то и у вас в вашем домашнем очаге будет гореть огонь. Желаю успехов (уходит и уносит огонь, свет загорается).— Ну, что справимся? Тога в путь (садятся на стульчики).— Меня зовут Тамара Анатольевна. Первый звук в моем имени Т. Какой он гласный или согласный, твёрдый или мягкий?— А теперь назовите своё имя и первый звук в своём имени. Будьте внимательны, встаёт тот, у кого имя начинается на гласный звук, у кого на твёрдый согласный звук, у кого на мягкий согласный звук. Молодцы.— А теперь попробуем словить гласные звуки. Например: в моем имени Тома (О, А) А в ваших именах («ловят» раками гласные звуки).— Посмотрите, что у нас здесь (поднимают колпак). Это лучина. Она в давние времена освещала дом. Давайте зажжём (зажигают лучину). Как вы думаете, это было удобно? Хорошо или плохо? (освещала дом, плохо было видно, опасно, мог загореться дом).— Идём дальше. Открываем следующий колпак. Дети, а после лучины появилась свеча. Сначала её делали из бараньего жира и пчелиного воска, а теперь делают из парафина. Посмотрите, какие они теперь разные.— Давайте придумаем какие они (цветные, новогодние, круглые, блестящие, маленькие и большие).— А теперь придумаем цепочку слов. Начнём со слова свеча. Последний звук (а), назовём слово на этот звук и т. д.— Да, цепочка получилась длинная. Давайте зажжем свечу. Говорят, что до бесконечности можно смотреть на огонь и на звёздное небо. Посмотрите внимательно, что вы видите в пламени?Гасят свечу.— А что в ней было хорошо, а что плохо? (ответы детей).Физкультминутка— Давайте немного отдохнём. (Выполняют упражнение с маленькими фонариками. Свет гаснет.).— Прошло время и появились… Вы знаете, что это? Керосиновые лампы и фонари. Лампа горит при помощи керосина.Дети садятся на ковёр.— Сейчас мы разберём слово ЛАМПА. Сколько звуков в этом слове? Скажем слово так. Чтобы был слышен каждый звук. Какой первый звук и т.д. Сделаем звуковой анализ слова.— Придумайте предложение с этим словом.— Делим слова на слоги: ЛУЧИНА, СВЕЧА, ЛАМПА,— Какое же из этих слов самое длинное?— Давайте зажжём лампу и подуем на неё. Чем она была хороша, а чем плоха?— Прошло время и появилась, а что появилось догадайтесь сами.Висит без дела днём,А ночью охраняет дом.Подходим и зажигаем настольную лампу.— Электрическую лампу изобрёл Александр Ладынин. Чем электрическая лампочка лучше керосиновой?Звучит бой часов.— вот мы снова оказались в своём времени и нам надо перевести стрелки часов. Я думаю, что мы справились с заданием и сохранили огонь.— Давайте нарисуем послание нашему предку. Каждый нарисует то, что ему понравилось в прошлом. Но перед тем как приступить к работе, давайте разработаем свои пальчики (катают в ладошках массажный резиновый мячик).— Посмотрите чем мы будем рисовать (уголёк). А на чем? (береста).После окончания работы дети вытирают руки влажными тряпочками и выходят из-за столов.— Скажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось сегодня?— Вы должны знать, что огонь бывает опасен. И нужно соблюдать осторожность .— Станем в круг. Огонь даёт нам тепло, давайте тепло своих сердец передадим друг другу из рук в руки, от сердца к сердцу, глаза в глаза. Я тоже хочу подарить вам частичку своего сердца (дарю

  • konspekt_kompleksnogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_i_obucheniyu_detey_gramote_dlya_detey5
    Размер файла: 16 kB Загрузок: 0

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению детей грамоте для детей 5—6 лет

Программное содержание:

1) учить проводить звуковой анализ слова «лампа», закреплять знания о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках, выделять первый и последний звук в слове, называть слова на заданный звук, развивать фонематический слух.

2) обогащать словарь качественными прилагательными, глаголами.

3) развивать связную речь, общую и мелкую моторику руки.

4) уметь делать выводы, обосновывать свои суждения.

7) воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство доброжелательности, учить осторожному обращению с огнём.

Оборудование: часы, лучина, свечи, керосиновая лампа, электрическая лампа, фонарики, фишки, схемы, береста, угли, резиновые шары-массажёры, надувные шары.

Ход комплексного занятия

В зале горит свеча, звучит «сказочная» музыка. Входят дети.

— Ребята, посмотрите как красиво в зале, как много интересного. Давайте улыбнёмся друг другу и у нас надолго сохранится хорошее настроение.

— вы знаете, что это?

— Для чего нужны часы?

— Чтобы определять время.

— Скажите, а часы всегда идут вперёд?

— В жизни каждого человека есть хорошие и плохие минутки. Как вы думаете, хорошие минутки они какие?

А плохие минутки? (ответы детей).

— Дети, а вы знаете, что такое прошлое? Да, это то, что нельзя вернуть назад. А вы все таки хотели бы попасть в прошлое и встретить наших предков? Может вы знаете, кто такие предки? Это люди, которые жили очень давно, самые первые люди на Земле. Нам помогут наши волшебные часы. Нам нужно перевести стрелки часов назад.

Звучит музыка, гаснет свет, дети переводят стрелки часов назад. Входит первобытный человек и несёт в горшочке огонь.

Человек. Дети, я — ваш предок, человек из древности. Вот у меня огонь. Это символ жизни, он даёт освещение, обогрев, на нем мы готовим пищу и всегда его оберегаем. Мы сберегли его для вас. Если вы сейчас справитесь со всеми трудностями, то и у вас в вашем домашнем очаге будет гореть огонь. Желаю успехов (уходит и уносит огонь, свет загорается).

— Ну, что справимся? Тога в путь (садятся на стульчики).

— Меня зовут Тамара Анатольевна. Первый звук в моем имени Т. Какой он гласный или согласный, твёрдый или мягкий?

— А теперь назовите своё имя и первый звук в своём имени. Будьте внимательны, встаёт тот, у кого имя начинается на гласный звук, у кого на твёрдый согласный звук, у кого на мягкий согласный звук. Молодцы.

— А теперь попробуем словить гласные звуки. Например: в моем имени Тома (О, А) А в ваших именах («ловят» раками гласные звуки).

— Посмотрите, что у нас здесь (поднимают колпак). Это лучина. Она в давние времена освещала дом. Давайте зажжём (зажигают лучину). Как вы думаете, это было удобно? Хорошо или плохо? (освещала дом, плохо было видно, опасно, мог загореться дом).

— Идём дальше. Открываем следующий колпак. Дети, а после лучины появилась свеча. Сначала её делали из бараньего жира и пчелиного воска, а теперь делают из парафина. Посмотрите, какие они теперь разные.

— Давайте придумаем какие они (цветные, новогодние, круглые, блестящие, маленькие и большие).

— А теперь придумаем цепочку слов. Начнём со слова свеча. Последний звук (а), назовём слово на этот звук и т. д.

— Да, цепочка получилась длинная. Давайте зажжем свечу. Говорят, что до бесконечности можно смотреть на огонь и на звёздное небо. Посмотрите внимательно, что вы видите в пламени?

— А что в ней было хорошо, а что плохо? (ответы детей).

Физкультминутка

— Давайте немного отдохнём. (Выполняют упражнение с маленькими фонариками. Свет гаснет.).

— Прошло время и появились… Вы знаете, что это? Керосиновые лампы и фонари. Лампа горит при помощи керосина.

Дети садятся на ковёр.

— Сейчас мы разберём слово ЛАМПА. Сколько звуков в этом слове? Скажем слово так. Чтобы был слышен каждый звук. Какой первый звук и т.д. Сделаем звуковой анализ слова.

— Придумайте предложение с этим словом.

— Делим слова на слоги: ЛУЧИНА, СВЕЧА, ЛАМПА,

— Какое же из этих слов самое длинное?

— Давайте зажжём лампу и подуем на неё. Чем она была хороша, а чем плоха?

— Прошло время и появилась, а что появилось догадайтесь сами.

Висит без дела днём,

А ночью охраняет дом.

Подходим и зажигаем настольную лампу.

— Электрическую лампу изобрёл Александр Ладынин. Чем электрическая лампочка лучше керосиновой?

Звучит бой часов.

— вот мы снова оказались в своём времени и нам надо перевести стрелки часов. Я думаю, что мы справились с заданием и сохранили огонь.

— Давайте нарисуем послание нашему предку. Каждый нарисует то, что ему понравилось в прошлом. Но перед тем как приступить к работе, давайте разработаем свои пальчики (катают в ладошках массажный резиновый мячик).

— Посмотрите чем мы будем рисовать (уголёк). А на чем? (береста).

После окончания работы дети вытирают руки влажными тряпочками и выходят из-за столов.

— Скажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось сегодня?

— Вы должны знать, что огонь бывает опасен. И нужно соблюдать осторожность .

— Станем в круг. Огонь даёт нам тепло, давайте тепло своих сердец передадим друг другу из рук в руки, от сердца к сердцу, глаза в глаза. Я тоже хочу подарить вам частичку своего сердца (дарю шары в форме сердец).

Конспект комплексного занятия подготовила Ракшня Т.А.

Читайте также:  Использование элементов игры в шахматы в логопедической работе
Ссылка на основную публикацию