Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по грамоте

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: “В гостях у царицы Грамматики”

Разделы: Логопедия

Программное содержание.

  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; игра «Собери слово»; разноцветные слоговые цветочки; схемы для составления предложений

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

II. Сообщение темы занятия.

В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

Логопед: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Звучит волшебная музыка.

Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).

А вот и первый лепесток с заданием.

Первый лепесток.

Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Второй лепесток.

Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.
Первый звук определяйте
Нитки с толком выбирайте.

На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Третий лепесток.

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Логопед. Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Четвёртый лепесток.

Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Пятый лепесток.

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Шестой лепесток.

Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

Логопед. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово – дружба).

Звучит волшебная музыка.

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».

IV. Итог занятия.

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.

Логопед: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Вашему вниманию предлагаю конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
tsaritsa_znaniy.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №1 «Сказка»

Конспект итогового логопедического

занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в Буквенное царство,

Подготовила и провела:

Учитель-логопед: Крючихина Е.А.

  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: диктофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; мячики с надписями слогов, звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч.

I. Организационный момент. Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Логопед: Прежде, чем начать заниматься- подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушные, проведём артикуляционную гимнастику.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки).

С ними худые – лишь кожа да кости (втянули щеки, не открывая рта).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка).

II. Сообщение темы занятия.

В это время звучит голос из волшебной шкатулки: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном слове. Собрав все буквы, вы сможете узнать это магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

Логопед: Ну что, ребята, поможем царице Грамматики? Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук). Вопросы- какие звуки вы знаете?

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква). Что такое буква?

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово). Какие вы знаете неизменяемые слова?

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение). Как мы можем дополнить предложения??

Но как мы туда попадём в это царство? На чем отправимся в путешествие?

Ответы детей: на поезде!

Логопед: Мы отправляемся в Звуковое царство, Буквенное государство– Хорошо! Едем на поезде! Чтобы наш весёлый поезд тронулся нам нужно его завести, сказав волшебные слова:

« Мчится поезд, скрежеща, Жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща!» (дети повторяют). И еще необходимы билеты- Но билеты не простые, они заколдованные. Чтобы первую букву узнать, вам надо ее пощупать и слово назвать..

Дети на ощупь отгадывают букву и подбирают слово, начинающееся на эту букву.

Из группы выезжаем, видим лес- в него въезжаем, по дороге едем, видим мостик-на него мостик заезжаем, через мостик переезжаем, в город заезжаем.

Звучит волшебная музыка.

1. Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве, Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы.

Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы буковку забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается. (картинка часы, вазы, слона)

Логопед: Замки открыли- букву получили. (Д)

2. Логопед: Буквоед приготовил следующее задание-«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

И звуковой анализ выполняйте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Логопед. Молодцы!!Букву новую получи- (Р)

3. Следующее задание от Буквоеда:

Назови звук, который повторяется чаще всего:

Работа, парта, рука, Родина

Лампа, пол, укол, палка.

Ответы детей: Л и Р.

Логопед: Правильно! И сейчас мы с вами будем выделять эти звуки из слов- если слышим Л-хлопаем, если Р- топаем.

Рама, лама, роза, лоза, вал, вар, торт, порт

Болото, работа, укроп , клоп, лампа, рампа,

Стол, пол, карта, парта , лом, ром.

Здесь ветер сильный погулял
И звуки все разбросал.
Игра «Замени звук». Упражнение в образовании новых слов, путём замены звука «р-л» (слова– паронимы).

Рак – лак, бар – бал, борт – болт, игра- игла

Ров – лов, жир – жил, стар – стал

Рот – лот, пир – пил, рожь – ложь

Рама – лама, мир – мил, город – голод

Мы различали и находили звуки Л- Р в словах. Букву новую получи- У

Весёлая разминка « Есть у нас игра такая» дети сопровождают речь движением.

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп – другая Хлопки в ладоши.

Правой левую ладошку

Мы пошлепаем немножко. Шлепки по левой руке.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай. Шлепки по правой руке.

А потом, потом, потом

Даже щечки мы побьем. Легкое похлопывание по щекам

Хлоп, хлоп, хлоп! Хлопки над головой.

По коленкам – шлеп, шлеп, шлеп Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай Шлепки по плечам.

По бокам себя пошлепай. Шлепки по бокам.

Можем хлопнуть за спиной

Хлопаем перед собой! Шлепки за спиной и перед грудью.

И крест- накрест руки сложим! Поколачиванuе по груди.

И погладим мы себя,

Вот какая красота! Поглаживанuе по рукам, груди, бокам.

5. Логопед: «Повтори- не ошибись!»

1. У САШИ В КАШЕ

СЫВОРОТКА ИЗ ПРОСТОКВАШИ.

  1. ХОХЛАТЫЕ ХОХОТУШКИ ХОХОТОМ

3. ЛЕНА ИСКАЛА БУЛАВКУ,

А БУЛАВКА УПАЛА ПОД ЛАВКУ.

ВОЗВРАЩАЕТСЯ С УРОКА.

ВЕСЬ УРОК БОЛТАЛА С СОЙКОЙ

И ДОМОЙ ВЕРНУЛАСЬ С ДВОЙКОЙ.

4. НАШ ПОЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН.

ИГРАЕТ НА РОЯЛЕ.

  1. МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ,

МАЛО МЕДУ, МНОГО ПЧЁЛ.

МАРИНА МАЛИНУ ПЕРЕБИРАЛА.

  1. ЗАДАЛИ В ШКОЛЕ ДЕТЯМ УРОК:

ПРЫГАЮТ В ПОЛЕ СОРОК СОРОК.

ДЕСЯТЬ ВЗЛЕТЕЛИ, СЕЛИ НА ЕЛИ.

СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ В ПОЛЕ СОРОК?

А БОРЯ БУЛКУ В МОЛОКО МАКАЛ.

У РУБАШКИ КАРМАШКИ.

ЗАРЕВЕЛ ОН ГРОМЧЕ ГРОМА.

Логопед: Молодцы!!Букву новую получи- Ж

6. Логопед: «Раздели слова на слоги»

Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать его вам нужно
Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово и определяет количество слогов- с помощью мяча отбивает слоги

Логопед: Молодцы! Букву новую получи- Б

Чтобы слово вам узнать
Мячики нужно собирать.

Мячики собираются-
Слово на нём читается
Дети, разбиваясь в пары, собирают мячи одинакового цвета. На каждом мяче записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова. С получившимся словом придумывают предложение.

Логопед : Молодцы!!Букву новую получи -А

Логопед. Вот и собрали мы все буковки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами ? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово – дружба).

Звучит волшебная музыка.

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».

IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.

Логопед: Что понравилось? Что было сложно?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В конспекте содержится занимательный игровой материал для закрепления знаний детей , сформированных на логопедических занятиях по обучению грамоте воспитанников подготовительной группы.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе « Поможем Буратино». Цель: обобщение и систематизирование у детей полученные знания о звуках, слогах, сло.

Выявить уровень развития у детей 6-ти лет оринтировки в звуковойсистеме нашего языка;закрепление знаний о звуках и буквах;закрепление умение находить место звука в слове;закрепление умение делить слов.

Участие родителей в занятии позволяет им увидеть успехи своих детей и самим поучаствовать в педагогическом процессе, оценить готовность своего ребенка к школе.

Цель: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласны.

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи:• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;&bul.

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной к группе детского сада.

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

ОКСАНА ЯКУШИНА
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Учитель- логопед МБДОУ ДСКВ № 29.

Якушина Оксана Викторовна

Конспект итогового логопедического занятия

в подготовительной группе по обучению грамоте.

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.

Образовательные: проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте; учить применять их в практической деятельности – игре.

• Закрепить умение определять местоположения звука в слове;

• Упражнять в звуковом анализе слов;

• Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;

• Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;

• Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;

• Развивать фонематический слух и внимание;

• Развивать грамматический строй речи (закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

воспитание навыка самостоятельной деятельности;

воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

• Оборудование, материалы: Звукозапись «звукового письма», посылка. шапочки- конфедератки, медали,красные, синие, зеленые, фишки; карточки с буквами, картинки со школьными принадлежностями, портфель, цветные карандаши.

Ход и содержание занятия:

1. Организационный момент

Логопед. Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое.

Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)

«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»

2. Основная часть

Но прежде чем отправится в путешествие, подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушными, проведем артикуляционную гимнастику.

Задание 1. Артикуляционная гимнастика под музыку. (Приложение №2)

«Какие бывают слова». Деление слов на слоги. (Презентация) .

Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебные шапочки, который помогут нам оказаться в Стране Знаний.

Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)

-Давайте с вами вспомним все гласные звуки А-О-У-Ы-И-Э (пропиваем гласные с разной высотой голоса).

Дети называют своё имя и звук с которого начинается его имя. Дают характеристику своему звуку. Раскрашивают букву имени определенным цветом на заранее подготовленных листах.

(Красным, если имя начинается с гласного звука, синим, если с согласного твердого звука, и зеленым карандашом, если согласный звук мягкий.) Приложение №2.

«Отгадай загадку» и выкладывание букв на столе.

Звуковой анализ слова «СОВА».

Что за буква это, дети,

Встретилась нам в строчках этих? (Буква «с»).

Знают дети все давно,

Что с баранкой схожа. («о»)

Все слова на… (букву «в»)

С этой буквы начинаются

Она нам всем встречается

Почти во всех словах. (Буква «а»)

Пришло время нам немножечко отдохнуть.

«Что положим в портфель»

Образование множественного числа существительных.

Согласование числительных с существительными.

А вот и следующее задание. Вам нужно сосчитать и правильно назвать предметы, которые я буду показывать. Эти предметы пригодятся вам, в школе. Смотрите внимательно и считайте предметы, которые положите в портфель.

3 тетради – я положу в портфель три тетради.

5 карандашей – я положу в портфель пять карандашей.

2 пенала – я положу в портфель два пенала.

3 кисточки – я положу в портфель три кисточки.

2 линейки – я положу в портфель две линейки.

5 книг – я положу в портфель пять книг.

«Собери слово из двух слогов»

Детям предлагаются слога их нужно соединить между собой, чтобы получились слова и найти картинку к этому слову.

В каждой группе предметов найди соедините только те названия которых различаются только одной буквой. Подпиши картинки.

Сколько согласных в этом слове? (2). А сколько гласных? (1). Какие гласные звуки?

(после того как задание будет выполнено, опять звучит голос Королевы Знаний)

«Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»

Итог занятия.

Логопед: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?

Ребенок выполняет по 8 чередующихся движений. Каждое движение артикуляционного аппарата сопровождается движением рук. Под музыку.

1) Зажмурить глаза, сморщиться, сжать кулаки раскрыть ладошки, широко открыть глаза.

2) «Лев». Рот широко открыть, произнести звук ААА, рот закрыть, закусить верхнюю губу со звуком. ВВВ, открыть рот — ААА, закрыть, закусить нижнюю губу — ВВВ, открыть рот и т. д. Руки изображают «пасть», которая открывается а закрывается так же, как зубы: открыть «пасть», закрыть — нижние раскрытые пальцы захватывают верхний кулак; открыть «пасть», закрыть -верхние раскрытые пальцы захватывают нижний кулак и т. д.

*Щеки НАДУТЬ (руки «шариком», соприкасаются запястья и пальцы) – ВТЯНУТЬ (ладони выгнуть внутрь и соединить бугорками, пальцы и запястья разведены так можно дальше).

**Щека надуваются я сдуваются поочередно: левая надута., правая сдута и наоборот. Руки изображают положение щек: левая ладонь шариком, правая ладонь прямая и наоборот.

4) «Заборчик»«Трубочка»«Заборчик» — губы разъезжаются в широкой улыбке гак, чтобы были видны все зубы, руки перед грудью, ладонями к себе с разведенными пальцами. «Трубочка» — губы трубочкой вытянуты так, чтобы зубы были видны, руки съезжаются, ладони соединяются перед грудью, пальцы врозь. Ребенок чередует слоги

5) «Поцелуйчики». Губы трубочкой, открываются и закрываются, как клюв, ладони вместе, плотно сжаты, открываются только сомкнутые вместе пальцы, имитируют движение клюва. Ребенок издает звук поцелуя.

6) «Лопаточка»«Иголочка»«Лопаточка». Широкий язык лежит на нижних зубах. Губы растянуты так, чтобы были видны нижние и верхние зубы, руки ладошками вниз, приближены друг к другу. Ребенок закрывает и открывает рот, покусывая язык со звуком ЛА-ЛА-ЛА, ладошки похлопывают в такт по столу.

«Иголочка». Язык узкий, вытянут вперед, ладошки вместе.

7) «Чашечка»«Трубочка»«Чашечка». Губы растянуты, рот широко открыт, язык чашечкой, руки ладонями вверх в форме чашечки, ребенок произносит ЭЭЭ. «Трубочка». Губы стягиваются в звук [у] в скручивают язык трубочкой, ладони неплотно закрываются.

8) «Красим потолок». Язык двигается от зубов к горлышку по нёбу, руки соединяются ладошками:, повернутыми вверх, сгибаются в локте и двигаются вниз, если язык у зубов, и поднимаются к лицу, когда язык отводится к горлу.

9) «Пружинка». Язык упирается в верхние зубы, рот открывается и закрывается, язык не «от-клеивается» от зубов, ладонь правой руки опирается на пальцы левой руки., пальцы левой руки сгибаются и разгибаются в момент движений челюсти.

10) Глотание с запрокинутой головой. Открыть рот, запрокинуть голову назад, закрыть рот, глотнуть, опустить голову.

11) Круговые движения языком в одну и в другую сторону. Ребенок указательным пальцем правой руки описывает движения по часовой стрелке, левой – против часовой стрелки.

12) «Футбол». Ребенок держит указательные пальцы у щек, упирается изнутри языком то в левую, то в правую щеку, стараясь попасть в пальцы. Для контроля, силы упора педагог ставит к щекам ребенка свои вальцы.

13) «Лошадка». Рот широко открыть, язык поднять вверх и назад, издавать звонкий щелчок. Руки вытянуть вперед, пальцы в кулаке, на каждый щелчок резко поднимать кулаки вверх, после щелчка опускать. (Для упрощения удержания, рта в открытом положении можно использовать винную пробку, целую или срезанную по толщине и вставленную между зубами ребенка.)

14) «Тормозим лошадку». Ребенок резко притягивает к себе кулаки, произнося расслабленными: губами звук ТПРУ.

15)«Болтушка». Ребенок быстро двигает языком вперед-назад цепляясь за верхнюю губу, издавая звук БЛ-БЛ-БЛ, пальцы ведущей руки повторяют движения языка

СОБЕРИ СЛОВА ИЗ ДВУХ СЛОГОВ,

ПОДБЕРИ К НИМ КАРТИНКИ

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) на тему

Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, помимо прочих нарушений часто снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные, очень нравятся детям. Преимущество компьютерных средств обучения в том, что мультимедийные презентации позволяют погрузиться ребенку в сказочный мир, и это играет роль дополнительной стимуляции учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ449.8 КБ
1otkrytoe_itogovoe_logopedicheskoe_zanyatie.pptx2.07 МБ
2otkrytoe_itogovoe_logopedicheskoe_zanyatie.pptx2.93 МБ
3otkrytoe_itogovoe_logopedicheskoe_zanyatie.pptx2.25 МБ
4otkrytoe_itogovoe_logopedicheskoe_zanyatie.pptx2.86 МБ
5otkrytoe_itogovoe_logopedicheskoe_zanyatie.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

учитель-логопед Трубина С.В.

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

I квалификационной категории

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

  • Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
  • Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”

  • Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов – предложения;
  • Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
  • Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
  • Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
  • Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”

  • Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
  • Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
  • Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”

  • Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
  • Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
  • Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “СОЦИАЛИЗАЦИЯ”

  • Воспитание культуры межличностных отношений.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ :

  • Наглядный (пособия, картинки);
  • Словесный (совместная речевая деятельность);
  • Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
  • Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки моря, ветра».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:

Педагогический опыт учителя-логопеда Н.В.Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”, Галкина И.А. «Электронные физминутки для глаз», Железнова Е. «Пальчиковые игры».

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе ОНР

  • Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.
  • Закрепить умение различать правильно и неправильно напечатанные буквы.
  • Формировать навык составления схемы предложения.
  • Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве.
  • Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление.
  • Формировать познавательный интерес к обучению грамоте, умение работать в коллективе сверстников.

Оборудование: разноцветные неваляшки (красная, синяя, зелёная), звуковые схемы для каждого ребёнка, предметные картинки, листы с правильно напечатанными буквами и перевёрнутыми, карточки с напечатанными на них слогами, карточки с графическими схемами предложений, карточки для графического диктанта.

Логопед: Сядет тот, кто придумает слово состоящее из:

– 3-х слогов ( собака, корова, машина),

– 2-х слогов, (каша, ручка, рука),

– 1-го слога ( мак, дом, суп).

Игры со звуками.

Логопед загадывает загадку про неваляшку:

Эта кукла не устанет.

Ляжет, встанет, ляжет, встанет.

– Вы угадали, у меня тоже есть три неваляшки. У каждой из них есть свой любимый звук. Догадайтесь что это за звуки. (У красной неваляшки – гласный звук, у синей – твёрдый согласный, а у зелёной – мягкий согласный звук.)

– Объясните почему вы так решили? (Гласные звуки мы обозначаем красным цветом, твёрдые согласные –синим, а мягкие согласные – зелёным цветом.)

Логопед достаёт волшебный мешочек и раздаёт по 1 картинке каждому ребёнку. Даёт инструкцию:

– Определите, с какого звука начинается название вашей картинки, и подумайте какой неваляшке вы подарите свою картинку. Объясните свой выбор.

2. « Подбери к звуковой схеме – картинку».

Каждому ребёнку логопед раздаёт звуковую схему, на доске вывешены картинки.

– Подберите к своей звуковой схеме соответствующую картинку. Объяснить свой выбор.

Например: – слива

Логопед делит детей на 2 команды. Выдаёт листы, на которых напечатаны слова с правильно напечатанными и перевёрнутыми буквами.

– Ребята, прочитайте слова, что не так в этих словах? (Буквы напечатаны неправильно.)

Исправьте ошибки, обведите фломастером неправильно напечатанные буквы и на чистом листе бумаги напишите буквы правильно.

Логопед раздаёт командам карточки с напечатанными на них слогами.

– Ребята, прочитайте слоги и соберите их в слова. У каждой команды должно получиться три слова.

На-сос, ка-мыш, ра-ды, на-вес, ка-бан, на-ши.

-Молодцы, а теперь представьте, что слоги поменялись местами. Давайте прочитаем вновь получившиеся слова. (Сосна, мышка, дыра, весна, кабан, шина.)

Логопед рисует рукой букву на спине у ребёнка. Он должен угадать какую букву нарисовал логопед.

Дети изображают буквы по заданию логопеда – Т, Л, Ф, Г, К, Ж, В.

«Цепочка слов» (все слова на звук С).

Логопед вместе с детьми встаёт в круг, все берутся за руки. Логопед начинает игру:

– Я возьму в путешествие сумку.

Ребёнок продолжает:- Я возьму в путешествие сумку и сапоги. И т.д. по цепочке.

Логопед раздаёт командам карточки с напечатанными на них словами и даёт задание:

– Ребята, соберите из этих слов предложение. И выложите на доске графическую схему этого предложения.

ВЫШЛА ИЗ – ЗА КОШКА ДИВАНА

КНИГАМИ МЕЖДУ КАРАНДАШ ЛЕЖИТ

– Назовите предлоги, которые встречаются в этих предложениях. (Из-за, между.)

– Правильно, а какие ещё предлоги вы знаете, назовите их. (В, на, под ….)

Логопед называет направление движения, а дети двигают фигурку в соответствии с инструкцией.

1 клетка вправо

2 клетки вправо

2 клетки вправо

1 клетка вправо

– Молодцы, вы очень хорошо занимались и заслужили небольшие призы.

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».
Описание работы: Конспект итогового занятия по обучению грамоте разработан для подготовительной логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.

Цель: закрепление знаний детей, полученных в течение учебного года по обучению грамоте.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
– уточнить представления детей о сказках А.С.Пушкина;
– уточнить и активизировать словарь по теме;
– совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов;
– совершенствовать навык составления и чтения слов.
– совершенствовать навыки составления предложения и схем;
– совершенствовать навык чтения.
коррекционно-развивающие:
– развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
– развивать зрительное внимание, восприятие, память.
– развивать мелкую и общую моторику;
воспитательные:
– воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;
– воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование: картинки к сказкам А.С.Пушкина; предметные картинки с изображением бочки, корыта, зеркальца, щита, пушки, лука, трубы; ребус, звуковые и слоговые схемы слов; индивидуальные конверты с карточками слов для составления предложения; индивидуальные конверты с карточками со слогами для составления слов; индивидуальные звуковые пеналы для составления звукового анализа слов.
Предварительная работа. Чтение сказок А.С.Пушкина. Заучивание отрывков из произведений поэта. Просмотр мультфильмов.

Логопед. Ребята, вы любите сказки? По первым буквам названий картинок прочитайте слово и узнаете автора, чьи сказки мы сегодня вспомним.
Дети отгадывают зашифрованное слово «Пушкин».

2. Упражнение «У лукоморья…»
Логопед предлагает выполнить упражнение.
У Лукоморья дуб зеленый;
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в стороны и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами)
Златая цепь на дубе том:
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. д.)
И днем и ночью кот ученый
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному пальцам).
Все ходит по цепи кругом;
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. д.)
Идет на право – песнь заводит,
(Правую руку отвести в правую сторону)
Налево – сказку говорит.
(Левую руку отвести в левую сторону)

3. Игра «Составь подписи к картинкам»
Логопед на магнитную доску помещает иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина и карточки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».
Логопед. Вы должны определить, к какому произведению сделана каждая иллюстрация, и найти название сказки на карточках.
Дети выполняют задание.

2 ребенок. Сказка о царе Салтане. Это картинка к «Сказке о царе Салтане», потому что на ней нарисованы царица, Гвидон, лебедь и коршун.
3 ребенок. Сказка о золотом петушке. Это картинка к «Сказке о золотом петушке», потому что на ней нарисован петушок на шпиле башни.
4 ребенок. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Это картинка к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», потому что на ней нарисован царевич Елисей, который спрашивает у ветра о царевне.

4. Игра «Составь и прочитай слова»
Дети берут конверты с карточками со слогами: Гви, дон, Сал, тан, Ба, ба, ри, ха, Чер, но, мор, тка, чи, ха, по, ва, ри, ха, бо, га, ты, ри, рыб, ка, ста, рик, пе, ту, шок, ста, ру, ха, ца, ри, ца.
Логопед. Возьмите конверты со слогами, прочитайте слоги и составьте имена героев сказок А.С.Пушкина.

Дети составляют слова: Гвидон, Салтан, Бабариха,Черномор и т.д.

5. Упражнение «Подбери схему к слову»
Логопед помещает на магнитную доску картинки: бочка, корыто, зеркальце, щит, пушка, лук, труба.
Логопед. Вы видите предметы, которые упоминаются в сказках А.С.Пушкина. Назовите их.
Дети. Бочка, корыто, зеркальце, щит, пушка, лук, труба.
Логопед. У каждого на столе есть звуковая или слоговая схема. По очереди подойдите к доске и поставьте свою схему под ту картинку, к названию которой подходит схема.
Дети подбирают звуковые и слоговые схемы к названиям предметов из сказок.

1 ребенок. Моя звуковая схема подходит к слову щит. В этом слове три звука. Гласный звук [и] и согласные звуки: мягкий согласный [щ], твердый согласный звук [т].
2 ребенок. Моя слоговая схема подходит к слову бочка, потому, что в слове два слога.

6. Звуковой анализ слова царица
Логопед помещает на магнитную доску иллюстрацию царицы из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Логопед задает вопросы.
Логопед. Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? Есть в слове мягкие согласные? Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение? (И т. п.)

7. Упражнение «Составь схему»
Логопед помещает на магнитную доску изображение белки из «Сказки о царе Салтане».

Логопед задает вопросы.
Логопед. Сколько слов в предложении? Какое слово третье по счету? Есть в предложении предлог? (И т.п.)

8. Разгадывание ребуса.
Логопед размещает на доске карточку с ребусом.

Логопед. Разгадайте ребус и расскажите, что вы делаете.
Дети. На первом рисунке изображен пар. На втором рисунке изображены усы. Нужно убрать последнюю букву, остается ус. Соединяем две части, получается парус.

9. Подвижное упражнение «Ветер по морю гуляет»

Дети выходят на ковер и становятся в круг для выполнения упражнения.
Ветер по морю гуляет
(Плавные волнообразные движения рук)
И кораблик подгоняет;
(Ладони сложить лодочкой)
Он бежит себе в волнах
(Плавные волнообразные движения рук)
На поднятых парусах
(Руки соединить над головой)
Мимо острова крутого,
(Руками показать круг)
Мимо города большого;
(Ладони сложить в виде крыши дома)
Пушки с пристани палят,
(Топнуть ногой)
Кораблю пристать велят.

10. Дыхательная гимнастика «Море шумит»
Логопед. Волны на море шумят. Плавно поднимите руки вверх через стороны, поднимитесь на носочки – вдох. Плавно опустите руки вниз, на выдохе произнесите: ш-ш-ш.
Дети выполняют дыхательную гимнастику и проходят на свои места.

10. Упражнение «Составьте и прочитайте предложения»
Логопед помещает изображение золотой рыбки.

Дети составляют из слов предложения: Золотая рыбка живет в океане. Царица смотрится в зеркальце. Старик забросил невод в море. Старик поймал золотую рыбку. Старик идет к синему морю. Старик отпустил золотую рыбку. Старуха сидит у разбитого корыта.

11. Упражнение «Составь слова»
На доске напечатано слово ГОСУДАРЫНЯ.
Логопед.
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха…»
Логопед. Составьте слова из букв ГОСУДАРЫНЯ
Дети составляют слова: дыня, рог, гора, град и др.

Читайте также:  Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом
Ссылка на основную публикацию