Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по грамоте

Логопедическое занятие по обучению грамоте «Страна Знаний»

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Страна Знаний»

Цель: Закрепить понятия «звук, слог, слово, предложение».

Задачи:

– Обобщить и систематизировать знания детей о слогообразующей роли гласного;

– совершенствовать навыки звукового анализа;

– совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме;

– закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.

– Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;

– развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;

– Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, выполнять поставленную задачу;

– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: письмо, следы, буквы, конверты, вагончики, предметные картинки, слова, дипломы.

Ход занятия

I. Орг. момент. (Дети сидят на ковре). Ребята, утром я нашла письмо. Интересно, от кого оно?

II. Основная часть. Письмо пришло из волшебной «Страны Знаний», а написал его волшебник по имени Пиши-читай. Он пишет, что злая волшебница Закаляка украла все гласные буквы. Что может случиться, если исчезнут гласные буквы? А может, мы зря волнуемся? (Без гласных букв нет слога, без слогов не сложатся слова).

Если мы не поможем вернуть гласные буквы, то в скором времени из всех книг мира исчезнут гласные буквы, и никто и никогда не сможет прочитать книги. Книга – это источник знаний, без книг дети не смогут учиться в школе и получать новые знания.

Волшебник Пиши-читай просит нас о помощи. И он прислал нам билеты на поезд, который доставит нас в страну Знаний (Детям раздаются картинки). Что бы найти свой вагон вы должны посмотреть на картинку и определить, сколько слогов в слове и сесть в свой вагон (Дети подходят к столам с соответствующими вагонами: 1 слог, 2 слога, 3 слога).

«Молодцы. Итак, все готовы. Поезд отправляется» (идут по следам).

1. «Приехали». Мы находимся на станции, которая называется (поднимаем два следа) «ПРОЧИТАЙ-КА», «СЛОВА». Что такое слово? (ответы детей). Возьмите карточки и по цепочке прочитаем слова (Карточки со словами раздаются детям, кто правильно прочитал, тот соответствующую картинку получил).

Молодцы, ребята. Мы справились с заданием и у нас появились буквы А и У. (Буквы выставляются на доску).

Едем дальше. «Опять несет нас паровоз.

Мы слышим звонкий стук колес».

2. Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется (поднимаем два следа) «ОТГАДАЙ-КА», «БУКВА». Что такое буква? Зачем нужны буквы? (ответы детей).

У каждого на столе лежат конверты. Вам задание: из букв, лежащих в конвертах, составить слово. Дети выполняют задание самостоятельно.

Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились и появилась буква О. (Буква выставляется на доску).

Едем дальше. «Чух-чух-чух,

Мчится поезд во весь дух! »

3. Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется (поднимаем два следа) «ВСЕЗНАЙКА», «ЗВУК». Что такое звук? Какие бывают звуки? (ответы детей).

Выбрать схему слова из предложенных, и подобрать к нему слово (слова использовать из 3-4 звуков).

— Что эта схема рассказывает? (рассмотреть несколько вариантов Н/р, в слове один слог, 3 звука: согласный твердый, гласный, согласный твердый.)

– Ещё буква вернулась И. (Буква выставляется на доску).

Физкультминутка

Как живешь? – Вот так. Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так. Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так. Машешь вслед? – Вот так.

Утром спишь? – Вот так. Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

4. Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется (поднимаем два следа) «СОСТАВЛЯЙ-КА», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Что такое предложение? Из чего состоит предложение? (ответы детей).

Составление предложений по картинкам (у каждого своя) к схеме (с предлогом: в, под, над, перед, за, из-за, из-под).

– Молодцы! Мы с вами помогли букве Ы вернуться домой (Буква выставляется на доску).

5. Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется (поднимаем два следа) «РАЗМЫШЛЯЙ-КА», «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ» Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по грамоте

Как заинтересовать ребенка-дошкольника с общим недоразвитием речи, чтобы он смог показать свои умения и навыки в конце учебного года? Актуальным этот вопрос становится в подготовительной группе на итоговых открытых занятиях.

Учитывая особенности развития ВПФ у детей с ОНР, учителя-логопеды стараются применять различные современные педагогические технологии в работе.

Я использую на данных мероприятиях проверенный годами игровой методический прием — создание проблемной ситуации с привлечением хорошо знакомых, любимых мультипликационных героев, следовательно, ориентируюсь на психологическую защищенность ребенка, на стимулирование речевой активности, на положительный эмоциональный настрой. И в итоге — повышение самооценки у детей, желание показать свои знания, готовность помочь другим, стремление к общению.

Конспект итогового логопедического занятия
в подготовительной группе
для детей с общим недоразвитием речи по грамоте
«Помоги другу»

  • обобщить и закрепить полученные в течение учебного года знания о звуке, букве, слоге, слове, предложении.
  • закрепить умение различать понятия «звук-буква», «слог-слово», «слово-предложение»,
  • закрепить навык звуко-буквенного анализа и синтеза,
  • развивать навык слогового анализа,
  • формировать длительный выдох,
  • совершенствовать умение составлять предложения.
  • развивать мышление,
  • внимание и память,
  • развивать общую моторику.
  • воспитывать умения — работать в коллективе и индивидуально, действовать по инструкции педагога, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением,
  • воспитывать сочувствие окружающим, желание помочь.

Оборудование: мягкие игрушки-смешарики: Крош, Нюша, Бараш, Ёжик, Лунтик; доска, мел, карточки с заданиями, коробка с картинками-ребусами, игровое пособие «Снежная тучка» (снежинки на ниточках), картина «Весна», аудиозапись спокойной музыки и слов волшебника, колокольчик.

  • разучивание физминутки;
  • просмотр мультфильмов (задание на дом),
  • беседы о героях мультфильмов «Смешарики», «Лунтик»;
  • работа с кассами букв;
  • проговаривание чистоговорки;
  • индивидуальная работа по совершенствованию звуко-слогового анализа;
  • составление предложений, чтение слогов, слов.

Ход организованной образовательной деятельности.

1. Вводная часть.

Логопед: — Какое сейчас будет занятие? У нас сегодня гости, которые послушают, как вы отвечаете, что вы умеете и знаете, поэтому будьте внимательны на занятии.

– Какое время года на улице? … было? … будет? Сколько всего времен года?

– какой сейчас месяц? был? будет? день недели, время суток?

– Да, за окном уже весна (рассматривание картины «Весна)», но где -то еще остался снежок, давайте, раздуем последние снежинки.

Дыхательное упражнение «Раздуй снежинки» (глубокий вдох носом, длительный выдох ртом, не надувая щек, дети дуют на снежинки).

Речевая зарядка «Весна» (сначала послушайте, говорим четко, ритмично).

На-на-на — вот пришла весна,
Ло-ло-ло — на улице тепло,
Ты-ты-ты — расцветут цветы.

Речевое задание «Назови себя ласково и тихо сядь за стол» (дети тихо садятся за столы).

2. Основная часть.

Логопед: ребята, сегодня у нас необычный гость — к вам за помощью обращается Лунтик, вот послушайте: «Здравствуйте, ребята! Я прилетел к своим друзьям — смешарикам, но с ними случилась беда — злой волшебник забрал их в свою страну».

Звуковое письмо от злого волшебника «если хотите вернуть своих друзей, выполните мои задания, они непростые, выполнить их сможет только тот, кто ответственно готовится к школе».

Логопед: Ребята, поможем смешарикам? (ответы детей) Раскрывает конверт с карточками.

Карточка №1. (с нарисованной звуковой схемой) — Что это? Что такое звуки? Какие бывают звуки? Как мы обозначаем звуки?

– «Скажи слово по звукам» (показ картинок, название из трех-четырех звуков. м-а-к, р-ы-б-а).

– «Исправь ошибку» (на доске неправильная звуковая схема слова под картинкой — кит).

– «Сравни две звуковые схемы» ( 3 звука, 4 звука, различаются по количеству звуков).

– «Подними картинку, которая соответствует 1 схеме, 2 схеме» (индивидуальные картинки).

– Вот мы и выполнили задания первой карточки, звон колокольчика – вернулся Бараш. «Спасибо, ребята!»

Карточка №2 . (с нарисованной слоговой схемой) — Что это? Что такое слоги?

– «Проговори по слогам слово» (по показу предметных картинок).

– «Договори словечко» (ва-, со-, ма-, ко-, ги-) назови последний слог в этом слове.

– «Найди ошибку» (название какой картинки не подходит к слоговой схеме, объясни — 3 картинки).

– Вот мы и выполнили задания второй карточки, звон колокольчика, и к нам возвратился Ёжик. «Спасибо, ребята!»

Карточка №3. (со схемой предложения)

– Что это? «придумай предложение, соответствующее звуковой схеме» (четыре слова).

– «Ответь полным предложением на вопросы по картинке» (почему тает снег?).

– «Составь предложение из слов» (природа, весна, просыпается). Звон колокольчика, появился Крош. «Спасибо, ребята!»

3. Логопед: Вы справились и c этим заданием, а чтобы помочь последнему смешарику, надо немножко отдохнуть и набраться сил.

Динамическая пауза. «Весенняя песенка» Дети стоят на коврике (слова + движения).

Читайте также:  Итоговая беседа по теме Спортивная Олимпиада с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

От сосулек — звон, звон.
Просыпайся – клен, клен.
Быстро тает снег, снег.
Ручейки в бег, в бег.
Гром шагает топ, топ.
Почки слышно щелк, щелк.

(Звучит спокойная музыка)

4. Дети садятся за столы, логопед достает из конверта буквы.

– Что это? Что такое буквы?

– «Назови букву» (показ буквы, ответ по цепочке)

– «Прочитай слово» (из трех, четырех букв)

– «Собери из букв слова» (в,ц,к,е,о,т)

Звон колокольчика.А вот и Нюша: «Спасибо, ребята!»

Логопед: Молодцы, дети, вы спасли всех смешариков!

Лунтик со своими друзьями дарят красивую коробку, благодарят детей и уходят.

5. Логопед открывает коробку, там картинки-ребусы.

Разгадывание ребусов по картинкам. Читаем часть слова и соединяем с названием картинки — ра+дуга, ба+бочка, бар+сук, лас+точка, у+точка, а+лиса, стре+коза.

Логопед благодарит детей за внимательность, за помощь, хвалит детей.

6. Заключительная часть.

Логопед спрашивает: Кому мы помогли? Почему вы решили помочь? Что понравилось? Какие задания были сложные? Кто сегодня отвечал лучше? Оцени свои ответы на занятии.

Доринова Тамара Борисовна,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ детский сад №11,
Нижегородская область

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе ОНР

  • Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.
  • Закрепить умение различать правильно и неправильно напечатанные буквы.
  • Формировать навык составления схемы предложения.
  • Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве.
  • Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление.
  • Формировать познавательный интерес к обучению грамоте, умение работать в коллективе сверстников.

Оборудование: разноцветные неваляшки (красная, синяя, зелёная), звуковые схемы для каждого ребёнка, предметные картинки, листы с правильно напечатанными буквами и перевёрнутыми, карточки с напечатанными на них слогами, карточки с графическими схемами предложений, карточки для графического диктанта.

Логопед: Сядет тот, кто придумает слово состоящее из:

– 3-х слогов ( собака, корова, машина),

– 2-х слогов, (каша, ручка, рука),

– 1-го слога ( мак, дом, суп).

Игры со звуками.

Логопед загадывает загадку про неваляшку:

Эта кукла не устанет.

Ляжет, встанет, ляжет, встанет.

– Вы угадали, у меня тоже есть три неваляшки. У каждой из них есть свой любимый звук. Догадайтесь что это за звуки. (У красной неваляшки – гласный звук, у синей – твёрдый согласный, а у зелёной – мягкий согласный звук.)

– Объясните почему вы так решили? (Гласные звуки мы обозначаем красным цветом, твёрдые согласные –синим, а мягкие согласные – зелёным цветом.)

Логопед достаёт волшебный мешочек и раздаёт по 1 картинке каждому ребёнку. Даёт инструкцию:

– Определите, с какого звука начинается название вашей картинки, и подумайте какой неваляшке вы подарите свою картинку. Объясните свой выбор.

2. « Подбери к звуковой схеме – картинку».

Каждому ребёнку логопед раздаёт звуковую схему, на доске вывешены картинки.

– Подберите к своей звуковой схеме соответствующую картинку. Объяснить свой выбор.

Например: – слива

Логопед делит детей на 2 команды. Выдаёт листы, на которых напечатаны слова с правильно напечатанными и перевёрнутыми буквами.

– Ребята, прочитайте слова, что не так в этих словах? (Буквы напечатаны неправильно.)

Исправьте ошибки, обведите фломастером неправильно напечатанные буквы и на чистом листе бумаги напишите буквы правильно.

Логопед раздаёт командам карточки с напечатанными на них слогами.

– Ребята, прочитайте слоги и соберите их в слова. У каждой команды должно получиться три слова.

На-сос, ка-мыш, ра-ды, на-вес, ка-бан, на-ши.

-Молодцы, а теперь представьте, что слоги поменялись местами. Давайте прочитаем вновь получившиеся слова. (Сосна, мышка, дыра, весна, кабан, шина.)

Логопед рисует рукой букву на спине у ребёнка. Он должен угадать какую букву нарисовал логопед.

Дети изображают буквы по заданию логопеда – Т, Л, Ф, Г, К, Ж, В.

«Цепочка слов» (все слова на звук С).

Логопед вместе с детьми встаёт в круг, все берутся за руки. Логопед начинает игру:

– Я возьму в путешествие сумку.

Ребёнок продолжает:- Я возьму в путешествие сумку и сапоги. И т.д. по цепочке.

Логопед раздаёт командам карточки с напечатанными на них словами и даёт задание:

– Ребята, соберите из этих слов предложение. И выложите на доске графическую схему этого предложения.

ВЫШЛА ИЗ – ЗА КОШКА ДИВАНА

КНИГАМИ МЕЖДУ КАРАНДАШ ЛЕЖИТ

– Назовите предлоги, которые встречаются в этих предложениях. (Из-за, между.)

– Правильно, а какие ещё предлоги вы знаете, назовите их. (В, на, под ….)

Логопед называет направление движения, а дети двигают фигурку в соответствии с инструкцией.

1 клетка вправо

2 клетки вправо

2 клетки вправо

1 клетка вправо

– Молодцы, вы очень хорошо занимались и заслужили небольшие призы.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) на тему

Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, помимо прочих нарушений часто снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные, очень нравятся детям. Преимущество компьютерных средств обучения в том, что мультимедийные презентации позволяют погрузиться ребенку в сказочный мир, и это играет роль дополнительной стимуляции учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ449.8 КБ
1otkrytoe_itogovoe_logopedicheskoe_zanyatie.pptx2.07 МБ
2otkrytoe_itogovoe_logopedicheskoe_zanyatie.pptx2.93 МБ
3otkrytoe_itogovoe_logopedicheskoe_zanyatie.pptx2.25 МБ
4otkrytoe_itogovoe_logopedicheskoe_zanyatie.pptx2.86 МБ
5otkrytoe_itogovoe_logopedicheskoe_zanyatie.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

учитель-логопед Трубина С.В.

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

I квалификационной категории

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

  • Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
  • Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”

  • Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов – предложения;
  • Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
  • Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
  • Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
  • Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”

  • Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
  • Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
  • Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”

  • Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
  • Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
  • Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “СОЦИАЛИЗАЦИЯ”

  • Воспитание культуры межличностных отношений.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ :

  • Наглядный (пособия, картинки);
  • Словесный (совместная речевая деятельность);
  • Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
  • Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки моря, ветра».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:

Педагогический опыт учителя-логопеда Н.В.Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”, Галкина И.А. «Электронные физминутки для глаз», Железнова Е. «Пальчиковые игры».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия: Постановка звука [Ш]

Тема: Постановка звука [Ш]

Цели: воспитание воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, формирование артикуляционного уклада звука «ш», дифференциация названий овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитие словесно-логического мышления, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, пособия для артикуляционной гимнастики, профиль артикуляции звука «ш», набор опорных схем, настольное зеркало, картинки-символы неречевых звуков, муляжи овощей, фруктов, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Организационный момент.

– Здравствуй! Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие. На этом занятие мы будем учиться произносить звук «ш». Скажи правила работы на занятии: глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, голова думает, а руки помогают. Отлично!

2. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.

– Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами.

– Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

– А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

3. Развитие артикуляторного праксиса.

– Чтобы язык был сильным, правильно произносил все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Тимофей, давай поупражняем твой язык.

– Посмотри на картинку . Что это? Правильно, трубочка. Давай, превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Умница! А теперь смотри в зеркало, держи трубочку под счет до 10.

– Посмотри на картинку. Догадайся, какую артикуляционную гимнастику будем выполнять теперь? Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Замечательно! А сейчас давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

– Представь, ты ел вкусное клубничное варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Я буду читать стихотворение, а ты выполняй упражнение: очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу. Молодец, с каждым днем у тебя получается лучше!

4. Формированиеа артикуляционного уклада звука [Ш].

– Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (Логопед предлагает ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

– Покажи, где кончик, спинка, корень языка, нижние, верхние резцы, преграда. Хорошо!

– А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш. На какие неречевые звуки еще похоже звучание «ш». Правильно, на шипение рассерженного гуся, шипение змеи, на шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

– А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». (Логопед произносит звук и демонстрирует ладони, сложенные чашечкой). Найди карточку со стрелкой, направленной вверх. Умница!

– А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая. Найди картинку-символ.

– Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Замечательно, у тебя получилась песенка гуся! Давай поиграем с гусем. Произноси песенку гуся, пальчиком проследи дорожки к цыпленку, котенку, мышонку.

5. Дифференциация названий овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитие словесно-логического мышления

– Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? (Логопед показывает символы). Разложи муляжи на две группы: овощи – в огород, фрукты – в сад. Возьми муляж, назови. Где растет, груша? Что это? Куда положишь грушу? и т.д.

– А теперь давай играть в игру «Большой — маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький. Например, яблоко – яблочко.

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Назови картинки. Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку фруктов.

7. Итог, оценка деятельности.

– Чему ты научился на занятии? Я горжусь тем, как ты сегодня работал!

Ломоносова Татьяна Николаевна,
учитель – логопед МКДОУ № 324 г.о. Самара

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]

Наталья Волкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]

Тема: Постановка звука Ш

Цель: уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука

1)Образовательные: учить правильно произносить звук Ш, выделять звук Ш из ряда слов;

2)Коррекционно –развивающие: формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;

3)Воспитательные: воспитание интереса к занятию, воспитание самостоятельности.

Оборудования: презентация «Артикуляционная гимнастика», ватный шарик на нитке, колючий мячик.

Ход занятия:

1. Организационный момент

-Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие.

-Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка. (мальчик – презентация)

-Он узнал, что ты будешь учиться шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.

2. Артикуляционная гимнастика

– Улыбнитесь друг другу приветливо (Упр. «Улыбка») – презентация, Трубочка (счет до 10)

– У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (Упр. «Забор»)

– Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Колечко») Бараночки он ест со вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»). Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.

– Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»)- улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.

– Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи

– Антошка любит показывать фокусы и смотреть на них.

– Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. – Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

– А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!

(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)

5)Развитие фонематического слуха

– А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш,сразу лови его – хлопай в ладошки:

ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ

6)Постановка звука

– Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?

(сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш»)

Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,

Я везу своих друзей,

Вместе ехать веселей!

Остановки объявляю. (паровозик останавливается)

– Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

– Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (картинка)

– Теперь произнеси звук «С», а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С», чтобы пошел теплый воздух.

– Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш….)

7) Итог занятия.

– Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приходил?

«Научим Антошку говорить звук [ш]». План-конспект индивидуального логопедического занятия Цели: – Выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме; – Формирование длительной направленной воздушной струи; – Обучение артикуляции.

Дидактическая игра «Звуковой экран» для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Звуковой экран» (для детей старшей и подготовительной группы) Цели: • Автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш] »

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»

Направление:

Ведущая образовательная область:

Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

– Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

– Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; зрительное внимание, память, мышление.

– Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие, воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Планируемые результаты (целевые ориентиры) : ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звук в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; способен к волевым усилиям, проявляет инициативность и самостоятельность в общении, активно взаимодействует с взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.

Оборудование:
Игрушки Смешарики, предметные картинки, воздушные шарики, картинки-символы, зеркало, макет и плакат с изображением звука Ш.

Ход занятия:

— Здравствуй, давай мы с тобой поприветствуем друг друга.

1.Ритуал приветствия.

Цель : создание доверительных отношений между ребенком и логопедом, настрой на рабочий лад.

Содержание: логопед и ребенок встают друг напротив друга, берутся за руки и по очереди приветствуют друг друга и улыбаясь и кивая друг другу головой.

– Прекрасно все на свете!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно все вокруг!

Прекрасно все во мне!

Правила речи: Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Организационный момент.
Логопед:

– Денис, когда я была маленькой, я очень любила смотреть мультфильмы. Одни из любимых были «Ну-погоди!», «Простоквашино» и т.д. А ты любишь смотреть мультфильмы? Вот сегодня мы отправимся с тобой в очень увлекательное путешествие. А вот в какую страну мы с тобой попадем, ты мне скажешь после того, как я тебе прочитаю стихотворение. Посмотри, почтальон Печкин нам принес посылку, а в ней было письмо.
(Логопед читает стихотворение)
Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Это баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.

-Правильно ,Денис,мы с тобой отправимся в страну Смешариков. (Логопед достает из посылки фигурки Смешариков).
– Денис, а Смешарики нас зовут с тобой к ним в гости, но просят прихватить с собой их любимый звук. Послушай еще раз, как звучат их имена и скажи, какой общий звук ты услышал?

(Логопед повторяет еще раз имена Смешариков: Бараш, Лосяш, Крош, Нюша)

– Да, это звук Ш. И сегодня мы будем играть с этим звуком.

3.Артикуляционная гимнастика.
Логопед:

– Чтобы нам было легко преодолевать препятствия, которые нас ожидают, перед дальней дорогой в страну Смешариков надо размяться.
(Проводится артикуляционная гимнастика, на экране появляются примеры)

Упражнения для губ.

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой)!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычком прижму,

Ниже челюсть отведу.

4.Автоматизация изолированного звука Ш.
Логопед:

– Денис, чтобы попасть в удивительную страну Смешариков, нам нужно преодолеть очень длинную дорогу. Дорога сложная, очень извилистая. Давай пройдем к нашему волшебному ящику с песком и там ты проведи пальчиком по песочку. Это и будет наш путь в страну Смешариков. Одновременно произнеси звук шшшшшшшшшш. Это и поможет нам туда добраться быстрее.

Вот мы и добрались.
5.Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
Логопед: А сейчас мы вспомним с тобой звук «ш». Посмотри на плакат, вспомни эту букву. А вот и звук Ш. Давай вспомним и дадим его характеристику. Возьми в руки буквы Ш, проведи пальчиком по контуру этой буквы ( находит среди букв нужную).

– В каком положении бывают губы, когда мы произносим звук «ш»? (Вытянуты вперед).
– Где находится язычок?

(Вверху за зубами в форме “чашечки”).
– Покажи рукой, какой язык.
( Из ротика выходит с шипением теплый воздух).
– Какой это звук – гласный или согласный?

(Согласный).
– Твердый или мягкий?

(Звук Ш всегда твердый).
– Квадратиком какого цвета мы его обозначим?

6.Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.
Логопед:

– Бараш очень вредный, он любит передразнивать своих друзей. И вот он тебе предлагает поиграть в игру “Повторялки”.

Он будет произносить слоги, а ты будешь их повторять так, как он скажет.
А) проговаривание слогов прямых и обратных.

Ша –ша –ша Аш – аш –аш

Шо – шо – шо Ош – ош – ош

Шу – шу – шу Уш – уш – уш

Ши – ши – ши Иш – иш – иш

Ша – ша – шо Аш –ош – аш

Ши – шу –шу Уш –аш – уш

Шо –ши – шо Ош – иш –ош

Шу – ша – ша Аш – иш – иш

Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

В) с изменением ударения

Ша-ша-ш а Шо-шо-ш о

Ша-ш а -ша Шо-ш о -шо

Ш а -ша-ша Ш о -шо-шо

Шу-шу-ш у Ши-ши-ш и

Шу-ш у -шу Ши-ш и -ши

Ш у -шу-шу Ш и -ши-ши

– Мы поиграли с Барашем и звуком Ш, скажем ему спасибо. И вот мы отправляемся дальше в путь.
7. Произнесение звука Ш в словах.
Логопед:

– В стране Смешариков тебя встречает Лосяш. Он хочет поиграть с тобой в слова-рифмы. Посмотри на картинки, названия каких картинок звучат похоже, положи эти картинки рядом.
Окошко …(лукошко),
Шишка…(мишка),
Мошка…(крошка),
Камыши…(малыши),
Мишка…(шишка),
Игрушка…(кукушка),
Машина…(шина),
Мышка…(вышка),
Старушка …(ватрушка).
– Какой ты умница! Ты отлично справился с заданием. Мы попрощаемся с Лосяшем и отправимся дальше в путь.
8.Физкультминутка.
Логопед: Мы с тобой сделали почти половину заданий, преодолели такой длинный путь. Я думаю, что пора и отдохнуть.

Надуваем шары «ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф»

А теперь насос включаем,

Воздух в шарик мы качаем.

Влево- раз, вправо- два,

Влево- раз, вправо- два,

Раз- два- три- четыре (2 раза)

Хорошо мы потрудились.

Мы летим под облаками,

А земля плывет под нами.

Роща, поле, сад и речка

И дома, и человечки.

(Махи руками, как крыльями)

Мы летать устали что-то,

Приземлились на болото.

Сдулись шарики «с-с-с-с с-с-с-с с-с-с-с».

9.Развитие фонематического слуха.
Логопед:

– А кто же тут нас встречает? Да это же веселый кролик Крош. Он тоже хочет поиграть с тобой. Крош подготовил для тебя игру. Я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а ты будешь произносить звук «ш» и махать руками, когда услышишь правильное слово.

Вашика, машита, машина, ташима.
Савучин, ниперот, матюсон, капюшон.
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.
Супа, шуба, кута, фака.
Сайба, майба, шайба, дайба.

– Молодец, наше путешествие продолжается!
10.Закрепление звука в предложениях.
Логопед:

– Денис, посмотри внимательно, что за Смешарик нас с тобой встречает? Правильно, мы попали в гости к Нюше. Она приготовила нам свои задания. Я буду называть слова, а ты из этих слов составь предложение.
Нюши, у, красное, платье.
Пойдет, гости, Крош, в.
Лесу, гуляет , Лосяш, по .
Реке, ловит, на, Бараш,рыбу .

11. Рефлексия.

– Денис, Смешарикам очень понравилось с тобой играть. И они хотят отблагодарить тебя за хорошую работу.
– Сегодня ты выполнил много заданий. Как ты думаешь, со всеми ли заданиями ты справился? Какой звук тебе в этом помогал?
– Какое задание было самым интересным, что было трудно, за что ты себя похвалишь?

12.Итог занятия.
Логопед:

– Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков. Ты сегодня правильно произносил звук Ш. Смешарикам очень не хочется с тобой прощаться, и они решили в честь вашего знакомства подарить тебе воздушные шарики. Молодец ,Денис, спасибо, за работу, до свидания!

Ссылка на основную публикацию