Конспект интегрированного занятия с детьми раннего возраста на тему Времена года

Конспекты занятий в группе раннего возраста

Занятия для детей от 1 до 3 лет. Конспекты

Возраст ребенка до 3 лет — самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком.

В пособии содержится серия развивающих занятий для детей 1 — 3 лет с сентября по май, разработанных в соответствии с новыми требованиями к дошкольному образованию. Представленные в данной пособии занятия проводятся только в игровой форме, а задания объединены общей темой. Они позитивно настраивают детей, приучают их к самостоятельности, игре в различные игры, помогают каждому ребенку полностью раскрыться и познать окружающий мир, развивают восприятие, мышление, внимание, память, формируют навыки культурного поведения, воспитывают полноценную и разностороннюю личность.

Материалы будут полезны педагогам, работающим в группах кратковременного пребывания, воспитателям младших групп дошкольных учреждений и родителям.

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром, 1 младшая группа. Тема: “Вот она какая – осень золотая”Цель: Закреплять знания о временах года: характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе. Ввести понятия “листопад”. Развивать логическое мышление. Материал: Костюм Осени (для взрослых). Корзина с подарками (осенние листья, фрукты, овощи). Картинки с изображением хмурой, пасмурной и солнечной, золотой осени. Ход занятияДети сидят на стульях по кругу. Раздается стук в дверь. Вход.

Конспект ООД во второй группе раннего возраста «ВЕТОЧКА ДЛЯ ПТИЧКИ»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: совершенствовать память и внимание; учить правильно держать кисточку, обмакивать кисть всем ворсом в краску, упражнять в умении промывать кисть, побуждать задумываться над тем, что дети нарисовали, рисовать прямые линии, подбирать краску по образцу; различать сп.

Конспект НОД по лепке с детьми раннего возраста 2-3 лет.Непосредственно образовательная деятельность с детьми раннего возраста на тему: «Конфетка, подарок маме» Описание материала: предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке для детей первой младшей группы (2-3 года). Данный материал будет полезен воспитателям младших групп. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: «Слепить конфетку из.

Организованная образовательная деятельность в первой младшей группе «Весеннее настроение»Цель: Создание условий для формирования художественно- эстетических представлений у детей младшей дошкольной группы. Задачи: Обучающие: 1. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе. 2. Учить различать смену настроения в музыке. 3. Формировать навык передавать свои впечатления от слушания музыки в движениях. 4. Учить различать жанр колыбельной и танцевальной музыки. 5. Систематизировать и закрепи.

Занятие в первой младшей группе. Лепка “Печенье для котика”Описание материала. Прилагаю конспект занятия по лепке в первой младшей группе (2-3 года). Цели. Задачи. Вызвать интерес у детей к лепке, познакомить с пластилином и его свойствами: мягкий, теплый, мнется, скатывается, рвется. Воспитывать у детей сострадание, отзывчивость и доброту. Демонстрационный материал. Игрушка – кот. Раздаточный материал. Полоски из пластилина желтого цвета, дощечка для пластилина, пластмассовая тарелочка. Предва.

Занятие с использованием ИКТ на тему: Осень в детском саду во второй группе раннего возрастаОписание материала: предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности по изодеятельности (аппликация) для детей первой младшей группы (2-3 года). Данный материал будет полезен воспитателям младших групп. Задачи: Образовательные: – учить детей выкладывать композицию из осенних листьев, закрепить знания признаков осени; формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Развивающие: – Разв.

Конспект занятия для 1-й младшей группы детского сада (детей 3-го года жизни), тема: «Домашние животные»Интеграция образовательных областей: «коммуникация»,«познание», «социализация», «здоровье». Цель: продолжаем знакомить детей домашними животными. Задачи: Образовательные: Обогащать представление детей о домашних животных, об уходе за ними. Учим узнавать животных на картинке, по их силуэту, различать звуки, которые они издают. Закрепляем умение правильно держать карандаш, учим рисовать прямые.

Конспект интегрированного занятия в 1 младшей группе. Тема: “Путешествие в мир игрушек по стихотворениям Агнии Барто” Интеграция ОО: “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”. Цель: Поддержание стремления детей активно вступат в общение; стимулирование к повторению за воспитателем слов и фраз знакомых стихотворений Агнии Барто из цикла “Игрушки”. Задачи образовательные: Формировать умение слушать стихотворения и понимать их смысл, проговаривать слова, закреплять знания основных.

Конспект открытого интегрированного занятия в 1 младшей группе. Тема: «Весенние капельки».Место проведения: групповая. Участники: тучка- младший воспитатель, дети 1 первой «Б» младшей группы. Цель: Формировать первичные представление о важности воды в природе. Программное содержание: Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивающая: 1. Развивать потребность в речевом общении. 2. Развивать потребность к подвижным играм. Обучающая: 1. Поддерживать познавательную активность.

Непосредственно образовательная деятельность по конструированию с детьми раннего возраста «Дорожка к теремочку»Описание материала: предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию для детей первой младшей группы (2-3 года). Данный материал будет полезен воспитателям младших групп. Интеграция образовательных областей: «познание», коммуникация, «здоровье». Цель: Постройка дорожки к теремочку. Задачи: Образовательные: – Закреплять умение строить дорожки из кирпич.

Конспект занятия по ИЗО в группе раннего возраста.Конспект организации совместной деятельности ребенка и взрослого по нетрадиционному рисованию во второй группе раннего возраста “В нашем саду листопад”Цель: вызвать интерес к овладению нетрадиционной техникой рисования (отпечаток листьями) родителями в совместной деятельности с детьми для передачи образов осенних листьев. Задачи: Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно-творческом развитии детей. Показать способы речевого .

Тематическое физкультурное занятие в первой младшей группе “Мы отважные солдаты”Описание материала: Предлагаю вам конспект тематического физкультурного занятия “Мы отважные солдаты” для детей первой младшей группы. Материал занятия будет полезен инструкторам по ФК, воспитателям групп, педагогам дополнительного образования. Конспект физкультурного занятия направлен на воспитание у детей стремления быть сильными, смелыми. Интеграция образовательных областей:”Физическое развитие”, “Коммуникация”, “.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности ко Дню Защитника Отечества «Праздничный парад» для детей первой младшей группы с участием родителейОбразовательная область: «Речевое развитие» Интеграция: ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: формирование навыков речевого общения с окружающими Задачи: Обучающие: – учить правильно произносить звуки и слова – закрепить цвет (красный, синий, белый) Развивающие: – развивать диалогическую речь – способствовать развитию речевого слуха Вос.

Конспект занятия в ясельной группе “Рисуем для птичек зерна”Занятие НОД по рисованию в ясельной группе на тему: “Рисуем для птичек зерна.” Автор: Ялдаева Рина Рифовна, воспитатель д/с №16 “Родничок” г. Янаул, респ. Башкортостан Описание материала: материал предназначен для детей ясельной группы. Конспект можно использовать на занятиях по рисованию, а также в свободное время от занятий. Цель: привить желание заниматься. Задачи: учить детей рисовать зерна по всему листу сгруппировано желтым цвето.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Прилетели птицы к нам погреться»Цель: Экологическое воспитание с элементами развитие речи. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», Социализация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». Интегрированные цели: Познавательно – исследовательская деятельность: Учить детей различать и называть зимующих птиц; познакомить с.

Правильная речь – с рождения: развитие речи у детей до года

Коррекция нарушений речи – в год. Логопедические занятия для самых маленьких

  • С рождения до 6 месяцев: разнообразные звуки
  • Развитие речи ребенка в 6-10 месяцев
  • За месяц до первого дня рождения
  • Нарушения речи: к кому обращаться за помощью?
  • Как выбрать логопеда

Можно ли заранее определить, правильно ли будет говорить малыш, когда подрастет, не будет ли у него нарушений речи? К счастью, да! Есть набор показателей, по которым можно выявить, нормально ли развивается «программа» речи в мозге, насколько эффективно маленький человек учится общаться и хорошо ли у него это получается. Рассказывает Виктория Краснова, врач-невролог, остеопат, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), врач лечебной физкультуры и спортивной медицины.

С рождения до 6 месяцев: разнообразные звуки

Интонации в младенческой «речи» появляются в первый месяц жизни. Говорят, только мама может понять, когда ребенок плачет от голода, а когда от усталости. На самом деле в этих разных типах выражения эмоций уже есть интонация — «голодный» плач объективно отличается от плача типа «у меня болит живот».

Второй месяц — время, когда подключаются мимические составляющие общения: ребенок начинает улыбаться от радости, поднимать брови от удивления. В выражении эмоций принимает участие все тело: руки и ноги также активно сигнализируют о переживаниях!

Третий-четвертый месяцы: появляется гуление. Это фантастический набор инопланетных звуков, которые ни с чем не перепутаешь: он содержит звуки всех языков мира. В прямом смысле слова: во всем мире дети гулят одинаково.

Вместе с гулением происходит мощный всплеск эмоционального общения: прорывается неукротимый интерес к окружающему миру, взаимодействию. И в этот момент важно предоставить ребенку ответную реакцию: взаимный интерес. Если этого не происходит, способность самовыражения и продуктивного общения постепенно затухает (то, что не востребовано, не развивается). Именно поэтому ребенок, который в силу заболевания или неблагоприятной ситуации в семье был изолирован от родителей на 3-4-м месяце жизни, впоследствии сталкивается с задержкой эмоционально-личностного развития и нарушениями речи.

Что-то не так? Вот список тревожных «звоночков», заметив которые, есть повод обратиться к специалисту:

  • ребенок не интонирует: плач имеет однообразный характер, и даже чуткая мама не в силах понять, что он «хочет сказать»;
  • перед тем, как заплакать, ребенок не кряхтит: в норме он должен «разогнаться», настроиться на плач — и только потом закричать;
  • однообразное гуление — повторение одних и тех же звуковых паттернов;
  • ребенок не улыбается и не смеется, не реагирует на эмоционально окрашенную речь окружающих.

Обратите внимание, любые описанные нарушения — это не повод для постановки того или иного диагноза. Возможно, это временное явление. Очень даже возможно, что вам просто показалось: мама устала, и не в силах понять, о чем малыш кричит и сокрушается в данный момент. Однако равновероятно, что это сигнал о возможной патологии. Поэтому если подозрение нарастает, есть повод обратиться к специалисту (к кому именно, расскажем ниже).

Развитие речи ребенка в 6-10 месяцев

В это время здоровый малыш начинает ползать, а развитие речи знаменуется так называемой лепетной речью — первыми слогами: «Ба-ба», «тя-тя» и т.д. Лепетная речь бывает отраженной — то есть ребенок повторяет услышанное за окружающими — и самостоятельной: ребенок изобретает звуки и приходит в восторг от собственных возможностей.

Что-то не так? Следует принимать какие-то лечебные меры в случаях:

  • если после полугода не появляется лепетная речь или она ограничена парой слогов;
  • если ребенок не повторяет слоги за взрослыми, не пытается повторить действия родителей (например, так же потрясти погремушкой);
  • не реагирует на простые команды: «Посмотри, где собачка?».

За месяц до первого дня рождения

Вот она, взрослая жизнь: в конце первого года наконец-то появляется возможность выражать свои мысли словами. Первыми прорываются самые важные слова: «мама» (привлечение внимания родителя), «дай» и т.д. Словарный запас пока минимален, поэтому одно слово выражает десятки понятий: крик «мама» может выражать и радость встречи, и печаль расставания, и обиду, и призыв поиграть. Пока это отличный результат: не требуйте от малыша большего, пусть научится хорошо владеть освоенными словами и постепенно наращивает словарный запас.

Что-то не так? Стоит задуматься о какой-то коррекции, если первые лепетные слоги отказываются срастаться в слова типа «мама», «папа» и т.д.

Нарушения речи: к кому обращаться за помощью?

Итак, к какому специалисту обратиться в первую очередь? Чтобы понять, где кроется нарушение, надо обратиться в первую очередь к неврологу, а потом — к логопеду. Если провести аналогию с компьютером, невролог работает с «хардом» — физиологическими функциями организма, а логопед — с «софтом», функцией программирования речи. Кроме того, большим подспорьем в работе над здоровьем ребенка будет помощь остеопата. Этот доктор с помощью мягких мануальных техник помогает усилить кровоснабжение мозга, ускорить обменные процессы и опосредованно воздействовать на качество нейронных связей, улучшая работу коры головного мозга.

Как выбрать логопеда

Логопеду необходимо установить доверительные отношения с ребенком. Только установив хороший контакт с малышом, логопед получит возможность корректировать отклонение в развитии речи.

Если ребенок в течение длительного времени не раскрывается навстречу специалисту, приходится признать, что этот специалист вам не подходит. Причем винить в такой ситуации чаще всего некого: это не ребенок «бука» и не специалист неграмотный — просто по какой-то причине ребенок и взрослый не совпали. Такое бывает, и в данном случае придется искать другого логопеда.

Чего ожидать от логопедических занятий? Грамотного и доброжелательного подхода к вашему ребенку, получения ответов на все ваши вопросы, подбора индивидуальной программы развития, коррекции и восстановления речевых функций.

Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic

Логопед рассказал, как развивать речь ребенка с рождения и до года

Как родители развивали или не развивали речь малыша в нежном возрасте, становится заметно по мере взросления ребенка. Дальше – больше. Результат внимания взрослых к детской речи проявляется в детском саду, а затем в школе. Логично, что дети, родители которых формировали и обогащали их словарный запас, чувствуют себя более уверенно.

Логопед Дарья Мартьянова поясняет, что «речь стремительно формируется в первые годы жизни человека, не является врожденной способностью, не передается по наследству». По мнению специалиста, самый благоприятный период для развития речи – от 0–3 лет.

Если в период раннего возраста у ребёнка в силу каких-либо причин речь не сформируется, то в дальнейшем уже будет невозможно наверстать упущенное. Поэтому, просто необходимо с самого рождения погрузить ребёнка в среду активного речевого общения.

По мнению специалиста, в возрасте с рождения и до трехмесячного возраста«младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Появляются звуки, не свойственные нашему языку».

Читайте также:  Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ
© Depositphotos

3 месяца

Как развивать ребенка в этом возрасте. Логопед составила подсказки для родителей:

Пение гласных звуков (о, а, у, и).

  • Показывание при произношении звуков движений губ и языка. Ребёнок внимательно будет вглядываться в ваше лицо.
  • Пение колыбельных песен.
  • Разговаривайте с малышом, использую простые слова и предложения.
  • Делайте паузы, чтобы малыш смог вам “ответить” на своём языке.
  • Игры с пальчиками и ручками (сорока-сорока, посчитали пальчики и т.д.).
  • Использование в режимных моментах потешек, пестушек.
© Instagram @sweet_businca

35 месяцев

  • Гуление. Эта стадия началась, если вы услышали, что ваш малыш произносит слоги – гу, угу, ага, агу или другие – ги, кхи, ма, га.
  • Важно начать повторять за малышом те звуки, которые он произносит, вступать с ним в диалог.
  • Начните читать коротенькие стишки, знакомые вам с детства (например, Агнии Барто).
  • Для малыша важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
  • Продолжаем выполнять приемы из первого периода.
© Instagram @little_card_for_baby

59 месяцев

Пора переходить на новый уровень речевого развития малыша. Логопед Дарья Мартьянова составила перечень полезных советов для заботливых мам.

  • Появляются сочетания согласных и гласных звуков: ба, па, ма, дя, тя.
  • Продолжаем играть в игры с ручками и ножками (сорока-сорока, кую-кую-ножку и др.)
  • Потешки, прибаутки
  • Игра в “Ку-ку” (спрятать лицо, игрушку)
  • Читаем книги, желательно с различными тактильными вставками, звуковыми эффектами.
  • Работаем с карточками, с иллюстрациями из книг: показываем, называем предметы (иллюстрации отдельных предметов, крупные, без мелких деталей).
  • Жестовые игры (ладушки, пока-привет)
  • Изучаем самые примитивные звуки окружающего мира: мяу, пи-пи, гав.
© Depositphotos

912 месяцев

Малышу скоро исполнится год. В этом возрасте лепет крохи совершенствуется, слоги, которые он начинает повторяться, образуют простые слова: ма-ма, ба-ба, ля-ля. Появляются первые слова, которыми малыш пытается обозначить определённый предмет.

Речь формируется по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, правильная, неторопливая речь взрослых, – пояснила логопед.

  • Разговариваем с ребёнком всегда (режимные моменты, игры)!
  • Обращайте внимание ребёнка на разные звуки (звук телефона, папины шаги, дождик, шум воды).
  • Называем предметы правильно, не имитируя речь детей (без сюсюканий)
  • Развиваем моторику
  • Продолжаем чтение, работу с предметными картинкам
  • Используем методику Железновых (зарядка, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры под музыкальное сопровождение)
  • Ближе к 12 месяцам показывайте предмет в действии (мячик катится, кукла упала)
  • Задавайте вопросы ребёнку: “где?”, “что это?”, “кто это?”, “где зайка, а где киска”?
  • Старайтесь мотивировать свои действия в речи: что нужно сделать? И для чего нужно?

Всегда разговаривайте с вашим малышом! Не будьте мамочкой-молчуньей! Комментируйте, что вы делаете дома, что видите во время прогулки, из окна комнаты. Поверьте, это очень важно для речевого развития вашего малыша.

А как вы развиваете речь ребенка?

Развитие речи ребёнка с рождения до 1 года

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

  • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
  • стрессовые перегрузки во время беременности;
  • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
  • недостаточное питание мамы;
  • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
  • отрицательный резус-фактор;
  • негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Читайте также:  Су Джок массажеры в логопедической работе

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.

Как стимулировать развитие речи ребенка? 10 простых приемов

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня
(детские и взрослые).

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры.

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!

8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики.

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано (подробнее об этой взаимосвязи можно прочитать в заметке на сайте “Галки-Игралки”) Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
  • рисование и письмо
  • аппликация и лепка
  • игры с пуговицами и петельками
  • игры с ленточками
  • игры-шнуровки
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
  • игра на клавишных инструментах
  • простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками)
  • игры с прищепками

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы
(для мам деток от 1,5 лет).

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

10. Играйте в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)

Веселых игр и радостного общения вам с малышом!

Как стимулировать развитие речи у малыша

Словарный запас одно-полуторагодовалого ребенка состоит из 5-20 слов. Возможно, малыш уже произносит словосочетания из двух слов. Если же кроха не укладывается в эти рамки — не торопитесь паниковать. Просто узнайте, как вы можете стимулировать развитие речи у ребенка, из статьи ниже.

Как же развивать речь малыша?

  • Не используйте «детский» язык. Получится, что между собой вы будете говорить «машина», а для малыша — «бибика». Ребенку будет труднее соотнести предмет и слово. А позднее ему придется переучиваться с сюсюкающего языка на «взрослый». Но называйте предметы одними и теми же, самыми простыми словами. «Машина», а не «автомобиль»;
  • Телевизор, планшет, компьютер говорить не научат. Поэтому смысл в развивающих речевых программах и мультиках есть только тогда, когда мама или папа комментируют их для ребёнка. Иначе планшет становится врагом речи: с ним говорить не надо, достаточно нажать на кнопку или на экран;
  • Занимайтесь физкультурой с малышом, развивайте крупную и мелкую моторику, делайте зарядку, пальчиковую гимнастику и массаж. Так вы стимулируете нервные окончания малыша, развивая мозг;
  • Иногда у ребенка не получается говорить, когда у него плохо развит речевой аппарат — губы, язык, мышцы лица. Делайте артикуляционную гимнастику — «гимнастику для язычка». Читайте ребенку каждый день, побуждая его договаривать последние слова в стихах. Говорите с малышом четко, не быстро, называйте и показывайте окружающие его предметы. Приглашайте в гости детей постарше, которые уже умеют говорить;
  • Следите, чтобы в рационе малыша было достаточно продуктов, содержащих йод, железо и «умные липиды» — Омега-3 и Омега-6;
  • Не спешите бросаться исполнять просьбу ребенка по указательному жесту. Дайте ему попробовать сказать вам, что он хочет.
Читайте также:  Логопедическое занятие по теме 'Игрушки'

Пройдите тест и узнайте, находится ли ваш малыш в группе риска по развитию аллергии.

Известно, что стопы — это область скопления огромного количества биологически активных точек. Регулярное стимулирование этих участков улучшает.

Зарядка чрезвычайно важна для ребенка. Она развивает ловкость, выносливость, точность, чувство ритма. Ознакомьтесь с примерными комплексами гимнастических.

Пальчиковые игры невероятно нравятся малышам и забавляют их. Одновременно с этим пальчиковые игры оказывают огромное позитивное влияние.

Мы считаем грудное молоко идеальным питанием для малышей и всецело поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в первые шесть месяцев жизни ребенка.

Также мы признаем, что грудное вскармливание не всегда может быть доступно для родителей. Какой бы вариант кормления вы ни выбрали, клуб Nestlé Baby&me всегда готов предоставить новейшую научно обоснованную информацию, чтобы вы чувствовали поддержку и были уверены в том, что даете своему ребенку наилучшее питание.

Развитие речи: месяц 1

В познавательном и умственном развитии ребенка речь играет первостепенную роль, являясь средством передачи информации, средством общения и познания.

le=”text-align: center;”>

С чего начинается речь

Своевременное овладение речью является одним из первостепенных условий полноценного развития ребенка. Именно в ранние годы особенно интенсивно формируются речевые зоны коры головного мозга, т. е. те его отделы, которые отвечают за способность говорить и мыслить. Раннее детство – чрезвычайно ответственный период, имеющий значение для всей последующей жизни.

В познавательном и умственном развитии ребенка речь играет первостепенную роль, являясь средством передачи информации, средством общения и познания.

Путь речевого и интеллектуального развития ребенка начинается с первых мгновений жизни. Однако понятийное мышление приходит к нему не сразу, а в процессе овладения речью, на протяжении всего раннего детства.

Необходимы месяцы и годы, подготавливающие гигантский «скачок» к владению речевой практикой: артикуляцией звуков родного языка и понятийным способом мышления на основе слова. Именно поэтому младенческое детство называют подготовительным этапом речевого развития ребенка.

Является ли речь ребенка наследственно фиксированной, т. е. может ли ребенок научиться говорить, не слыша человеческой речи? Ответ однозначен: при отсутствии речевого общения со взрослым малыш не заговорит.

Родной язык – язык того народа, который усваивает кроха в процессе речевого общения. Ребенок овладевает той же системой языка, которой пользуются окружающие его взрослые. Можно сказать, что речь – это индивидуальное пользование родным языком. Вот почему развивающаяся речь каждого малыша имеет свои неповторимые нюансы.

Устанавливаем контакт

Начиная с 1 месяца – периода новорожденности – стремитесь установить двустороннюю связь с малышом. «Идите ему навстречу», стараясь понять его ощущения от того или иного прикосновения, от звуковых воздействий, перемещений на руках взрослого, а главное, он должен слышать речь взрослых, человеческий голос. Начинайте контактировать с крохой, потому что впечатления окружающего мира, общение с мамой и близкими является «пищей» для формирующейся психики: мозг учится отражать окружающий мир, уподобляя ребенка той социальной среде, в которой он растет. Следовательно, развивающая среда, общение, речевой и телесный контакт, игры-занятия, врожденная ориентировочная активность и «интерес» к человеку являются основой педагогики младенчества, вс которой речевому развитию придается особое значение.

Взрослые должны знать, что уже на первом месяце жизни малыш выделяет человеческий голос, речь из всех других звуковых воздействий (шумы, звон, музыка) и вслушивается, замирая на какие-то мгновения.

Младенец всматривается в склонившееся над ним лицо взрослого и внимает его голосу. Абрис человеческого лица (овал с Т-образным символом линии глаз и носа), как показали исследования, становится для него первым запечатлением (импринтингом) облика человека в сочетании с его голосом. Сказанное позволяет заметить, что новорожденный нуждается в особом педагогическом подходе и тонком понимании.

Несмотря на то что новорожденный физически отделен от матери, он, в общемто, не отделяет себя от нее. Ведь мать является источником его жизнеобеспечения – питания, тепла, защищенности. Между мамой и ребенком уже в первые дни складывается особое таинство на уровне прикосновений, физической близости, эмоционального контакта и ласки. Интимно-личностное общение становится предметом их двусторонней связи.

Воспитание новорожденного базируется, прежде всего, на своевременном и полном удовлетворении жизненно важных потребностей: в воздухе, тепле, пище, питье, чистоте и др.

При условии достаточного ухода за ребенком, у него появляются потребности более высокого порядка – социальные потребности, которые удовлетворяются речевым, эмоциональным, телесным контактом с мамой (взрослым).

Доказательством сложного взаимодействия между новорожденным и взрослым является улыбка малютки, возникающая к концу первого месяца жизни, адресованная взрослому. Это уже не рефлекторная физиологическая гримаска, а яркое эмоциональное реагирование на улыбку мамы или других близких людей. Эмоциональное общение становится ведущим в развитии ребенка.

Однако все «достижения» крохи возможны при соответствующих условиях, которые должны создать родители:

  • выработать плавные, ровные, спокойные, уверенные и согласованные движения рук при переодевании, кормлении и купании малыша (нервные движения передаются ребенку как страх, неуверенность и могут вызвать у него беспокойство, крик);
  • научиться правильно брать ребенка на руки, округляя ладонь, аккуратно подводить ее под головку (новорожденный не может еще самостоятельно держать головку), а другой надежно обхватить его тельце;
  • стремиться к интимному, чувственному контакту с ребенком, погружаясь в таинство материнского общения с крохой в момент кормления малыша, когда кроха находится у ее груди;
  • разговаривать с ребенком в короткие мгновения его бодрствования (говорить ласковые слова, называть по имени, петь, интонировать голосом, артикулировать звуки речи и др.);
  • все режимные моменты (переодевание, купание, прогулка) сделать актами общения с малюткой, помня, что он «ожидает» их и реагирует на каждое ваше слово.

Существует множество и других условий, создаваемых родителями для комфорта новорожденного, но мы перечислили те, которые имеют особое значение в период начала подготовительного этапа речевого развития.

Малыш в мире голосов

Как же реагирует на окружающий мир новорожденный? На первом месяце жизни он воспринимает различные звуки, в том числе речь, слова, но не способен воспроизводить их и, конечно, понимать. От рождения у малыша не имеется членораздельных речевых звуков. Несмотря на то что в первом крике ребенка слышится нечто среднее между «а» и «э», этот звук не соответствует гласной «а» или «э». Это просто гортанный звук. И все же крик – первая голосовая реакция, которая уже на первом месяце приобретает значение звуковой сигнализации, посредством которой кроха сообщает о своем физическом состоянии.

В этот период жизни у малыша морфологически не сформированы речеслуховые и речедвигательные зоны мозга. Ребенок не может воспроизводить и артикулировать, т. е. произносить речевые звуки. Следует заметить, что речеслуховые и речедвигательные возможности малыша формируются после рождения на основе той речевой среды, которой он окружен.

Речеслуховые и речедвигательные стороны речи не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Они начинают формироваться уже на первом месяце с «дозреванием» мозга ребенка и совершенствованием центральной нервной системы. При этом важно знать, что речеслуховые возможности крохи опережают речедвигательные. Значит, малышу легче услышать, вычленить речевой звук, чем его воспроизвести. Это связано с тем, что слуховой анализатор созревает у ребенка к моменту рождения.

Младенец не только слышит ласковый мамин голос, но и реагирует на него – при кормлении, пеленании, укладывании и т. д. У него возникают первые рефлекторные поведенческие реакции. При этом взрослый замечает, что малыш особенно чувствителен к интонации. Кроха замирает, вслушиваясь в ласковую, выразительную речь взрослого.

Итак, какие задачи стоят перед взрослыми в речевом развитии малыша?

  1. Совершенствовать слух ребенка, включая в занятия с ним звуки различной модальности: шумы, стук, звон, шуршание, музыку, пение, а также речь.
  2. В процессе ухода за ребенком напевно (в несколько замедленном темпе) вести «диалог», говоря с малышом и отвечая за него. Фразы необходимо строить короткие, эмоционально обогащенные, интонационно выразительные.
  3. Формировать у ребенка эмоциональное отношение к говорящему с ним взрослому.

Эмоциональное общение

Ввиду того что малыш в первую очередь воспринимает интонацию, родителям нужно практиковать яркое, эмоциональное общение с ребенком. Наряду с обычными фразами полезно вводить в речевую практику маленькие фольклорные тексты, предполагающие выразительное исполнение (такие тексты содержат вопросы и восклицания, их можно читать, выражая разные эмоции: радости, недовольства, испуга, веселья, печали, увлеченности и т. п.).

Приведем несколько примеров эмоционального общения с малышом. Мама держит на руках ребенка и ласково, не торопясь, приговаривает: «Мой сыночек Ва-а-нечка (ласковое поглаживание по спинке). Да-а-а! Ма-а-а-ленький (пауза). Маленький? (пауза). Да-а-а, ма-а-ленький. Маленький? (пауза). Ой, какой маленький!» В этом речевом пассаже имеется обращение к ребенку по имени и вся палитра основных выразительных средств речи. Далее можно ввести кусочек фольклорного текста: «М-о-й сыночек маленький как цветочек а-а-аленький! Да!»

Речевые обращения к ребенку могут быть самыми разными, но желательно обращение по имени:

«Моя Дашечка – моя пташечка!»; «Моя доченька Люсенька, такая малюсенькая!»; «М-о-й С-е-е-реженька – резвые ноженьки, голосистый голосок, скоро будет говорок!»; «Ксюшенька, Кс-е-е-ния – громкое пение: «А-а-а-а!», вот и все ее слова! Да-а-а!»; «Машенька, Ма-а-а-ша – доченька на-а-а-ша!»; «Мишенька – сыночек, зво-о-о-нкий голосочек!»; «Симочка – синичка – крохотная птичка»; «Га-а-аленька, Галинка – сладкая малинка!»

К концу 1 месяца обращения к ребенку могут стать несколько пространнее, например:

Не пой, петушок,
Не услышим голосок!
Сашин голосочек –
Звонкий, как звоночек!

Кто, кто в пеленке?
– Моя А-а-аленка!
А-а-а-ленка?! Да-а!
Наша Аленушка –
У-у-у-мная го-о-о-ловушка!
Да-а? Да-а-а-а!

Представленные примеры обращения к ребенку раскрывают характер пестования – приема, принятого в народной педагогике, им владели еще наши прабабушки. Пестование – прикосновения к ребенку, сочетаемые с ласковым словом. Что же чувствует малыш? Прежде всего, защищенность и эмоциональную близость матери, ее безграничную любовь и ласку.

Как уже говорилось, первый месяц жизни ребенка выделяют особо, потому что в этот период полностью меняется характер его жизнеобеспечения, кроха адаптируется к новой «среде обитания». И для мамы это непростое время: она должна войти в новый ритм жизни, почувствовать себя в незнакомой для нее роли родительницы. Уход за ребенком отнимает много физических сил, и порой некогда задуматься над тем, что крохе, помимо физического комфорта, требуется душевное внимание. А между тем, с малышом следует не только ласково общаться, но и проводить короткие игры-занятия на развитие зрительного и слухового восприятия.

Примерные игры-занятия

«Что это?» (8–14 дней)

Создать для малыша ситуацию слежения за движущимся предметом. Побуждать его реагировать на различные звуки. Вызывать слуховое сосредоточение на голосе взрослого. Развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции.

Бубен, колокольчик, погремушки (мелодичная и гремящая), султанчики из упругой, шуршащей бумаги и т. д.

Слева, а затем справа от лежащего на спине ребенка на расстоянии 25–50?см не очень громко 2–3 раза ударить в бубен (позвенеть колокольчиком, хлопнуть в ладоши и т. п.), вызывая двигательную реакцию на звук. Чтобы найти оптимальное расстояние для возникновения слуховых ориентировочных реакций, в процессе игры следует изменять силу звуковых воздействий и расстояние между источниками звука и ребенком: сокращать его с 50 до 25?см, если в этом есть необходимость. После 3–4 повторений, когда малыш повернет головку в сторону звука, надо показать ему звучащий предмет и привести его в движение, чтобы кроха начал следить за ним глазами. Затем взрослый наклоняется над ребенком и голосом имитирует звучание предмета: «Ди-и-нь! Ди-инь!» или «Бу-у-м-м! Бу-у-м-м!» и т. п. При этом нужно создать звуковой контраст между тембровым звучанием инструментов и собственным голосом.

«Погремушка и колокольчик» (14–20 дней)

Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете, находящемся вне поля зрения ребенка. Фиксировать взглядом неподвижный объект.

Погремушка и колокольчик.

Взрослый вне поля зрения ребенка звенит (2 раза) колокольчиком, стремясь вызвать слуховое сосредоточение в течение 15–20 секунд. Затем плавно вводит колокольчик в поле зрения малыша, стараясь, чтобы кроха нашел его взглядом и начал за ним следить. Затем рука с колокольчиком замирает на месте и чуть покачивает его – чтобы он снова зазвенел. Пока кроха смотрит на источник звука, взрослый приговаривает: «Колоко-о-о-льчик! Динь-динь!».
Если ребенок не устал, можно повторить игру – уже с погремушкой. В данном упражнении важно вызвать фиксацию взгляда малыша на неподвижном предмете.

«Пение а капелла» (20–30 дней)

Познакомить малыша с пением.

Барабан и бубен.

На расстоянии 50–60?см от ребенка поиграть на бубне. Когда малыш повернет головку в сторону звука, показать ему музыкальный инструмент. После того как кроха перестанет реагировать на звенящий бубен – повторить то же самое, например, с барабаном. А вслед за этим, склонившись над ребенком, напеть какую-нибудь плавную мелодию.

Пение а капелла (пение без инструментального сопровождения) оказывает огромное воздействие на развитие слуха и эмоций маленького человека.

В заключение выделим основные практические рекомендации, необходимые для начала подготовительного этапа речевого развития:

  • развивать слуховое сосредоточение на разно-образные звуковые стимулах;
  • развивать речевой слух, сочетая восприятие различных звуков и речь;
  • пользоваться эмоционально обогащенной, интонационно выразительной речью в общении с ребенком;
  • использовать небольшие фольклорные тексты для декламации, речитатива, вокала и пения;
  • к концу первого месяца в процессе ухода за ребенком напевно (в замедленном темпе) вести «диалоги», обращаясь к малышу и отвечая за него. Фразы при этом должны быть короткими и эмоционально окрашенными.
Ссылка на основную публикацию