Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР

Конспект интегрированного занятия с детьми с ОНР.

Интегрированное занятие с детьми с ОНР.

Тема занятия: «Игрушки».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Формировать у детей обобщающее понятие «Игрушки».
Учить детей инсценировать стихотворный текст.
Упражнять в умении находить недостающую часть игрушки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Учить различать средства музыкальной выразительности: характер, ритм.
Ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок.

Коррекционные задачи:

Обогащать и активизировать словарь по теме «Игрушки».
Закреплять знания детьми названий видов транспорта и профессий людей, управляющих им.
Продолжать учить согласованию слов во фразе в Винительном и Родительном падежах без предлога.
Совершенствовать слоговую структуру слов двух и трехсложной структуры.
Упражнять в употреблении в речи предлога НА.
Упражнять в согласовании речи с движениями.

Развивающие задачи:

Развивать слуховое восприятие и память, произвольное внимание.
Развивать интонационную выразительность голоса.
Развивать выразительность в передаче движений по тексту стихов.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей.

Пропедевтическая работа:

Чтение и рассматривание книг А.Барто «Игрушки», заучивание стихов «Игрушки», рассматривание игрушек, определение и называние их частей.

Словарная работа:

Существительные: игрушки: самолёт, кораблик, бычок, слон, козлёнок, лошадка, матрёшка, бычок, мишка, лягушки; транспорт: машина, поезд; пилот, лётчик, капитан; части игрушек: крыло, лапа, колесо, парус, хвост.

Глаголы: строить, скакать, спать, любить, гладить, тянуть, клеить, петь, танцевать.

Прилагательные: любимый, красивый, грустный.

Наречия: весело, тихо, громко, быстро.

Местоимения: мой, моя, мои, наши.

Материал к занятию:

В музыкальном зале: игрушки: самолёт, кораблик, бычок, слон, козлёнок, лошадка, матрёшка; шапочки лягушек, мишки, бычка, бескозырка для капитана, платочек,; мягкий модуль для «самолёта», книга А.Барто «Игрушки».

В группе: картинки с изображением игрушек без какой-либо части: медведь без лапы, самолёт без крыла, машина без колёс, корабль без паруса, лошадка без хвоста (по количеству детей); тряпочки, клеёнки, кисточки, клей.

Музыкальный репертуар:

«Маленький солдат» музыка Л.Сверделя, «Слон» музыка О.Девочкиной, «Самолёт»
музыка Е.Тиличеевой «На лугу пасётся кто?» музыка А.Пахмутовой, «Строим дом» музыка Т.Шутенко, «Капитан» музыка Г.Вихаревой.

Ход занятия:

1 часть: Организационный момент.

Дети входят в зал, высоко поднимая колени, «цокая» языком, под музыку Л.Сверделя «Маленький солдат».
Логопед: – Мы прискакали с вами на выставку. Я вижу матрёшку, а вы?
Дети: – Я вижу бычка (мишку, лошадку, козлика, кораблик, самолёт и т.д.)
Логопед: – Что на выставке?
Дети: – Игрушки. (повторить хором, прохлопать слово)
Логопед: – Не только игрушки есть на выставке, но и книга про них. (Показывает книгу)
– В книге стихи про игрушки, которые написала Агния Барто.
– Хотите попасть в книгу и «оживить» игрушки?
– Скажем вместе волшебные слова: 1, 2, 3, 4 – все мы в книге очутились!

2 часть: Инсценировка стихов А.Барто «Игрушки».

Логопед: – И на первой же странице слон вдруг грустный появился.
– Я спою вам песню про слона, а Гоша и Марина мне помогут.
Логопед поёт песню «Слон» музыка О. Девочкиной, дети в шапочках бычка и мишки показывают по тексту стихотворения движения.
Логопед: – Какое сейчас время года?
Дети: – Осень.
Логопед: – Так хочется вернуться в лето! На чем можно отправиться в путешествие?
Дети: – На самолёте, на поезде, на машине, на корабле, на лошадке.
Логопед: – На каком виде транспорта быстрее всего добираться?
Дети: – На самолёте.
Логопед: – Кто управляет самолётом?
Дети: – Пилот, лётчик.
Логопед: – Есть и у нас свои лётчики-пилоты. Выходите пилоты, постройте самолёты.
Два мальчика выходят и строят на ковре из мягкого модуля «самолёт». Затем садятся на него и читают вместе стихотворение «Самолёт».

Логопед: – Вот мы прилетели в лето! Приземлились на лугу. Кто же здесь пасётся?
Дети с логопедом поют строчку песни «Далеко, далеко…»
– Далеко, далеко, на лугу пасётся кто?
Воспитатель изображает ржание лошади: – И-го-го!
Дети: – Это лошадь.
Логопед: – А вот у Саши тоже есть лошадка! Расскажи нам про неё стихотворение.
Ребёнок выходит с игрушкой лошадкой на ковёр и рассказывает стихотворение «Лошадка» с движениями по тексту.
Логопед: – Кто же здесь ещё пасётся? Дети с логопедом поют строчку песни «Далеко, далеко…»
– Далеко, далеко, на лугу пасётся кто?
Воспитатель подаёт голос как козлик: – Ме-ме-ме!
Дети: – Это козлик.
Логопед: – Вероника хочет рассказать нам про козлёнка.
Ребёнок выходит с игрушкой козликом на ковёр и рассказывает стихотворение «Козлёнок» с движениями по тексту.
Логопед: – А недалеко от луга течёт река. По реке плывёт корабль.
– Кто главный на корабле?
Дети: – Капитан.
Логопед: – У нас тоже есть свой капитан.
Звучит музыка В.Вихиревой «Капитан»
Ребёнок выходит в бескозырке с корабликом в руках, за ним две девочки в масках-шапочках лягушек. «Капитан» рассказывает стихотворение «Кораблик» с движениями по тексту, за ним «скачут» девочки-лягушки.
Логопед: – Забыли мы ещё про одну игрушку. Ну-ка, ребятки, отгадайте загадку:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего – одна игрушка.

3 часть: Музыкальная

Музыкальный руководитель: – Наталия Андреевна, а мы знаем песню про матрёшку, только у неё нет домика. Ребята, помогут построить дом для матрёшки? (Ответ)
Молоточки возьмём и построим новый дом.

Дети стучат кулачками на 1-ю часть музыки.

Музыкальный руководитель: Какая музыка по характеру?
Дети: Весёлая, бойкая.
Музыкальный руководитель: Да, песня эта весёлая, игривая. Проходи матрёшка в дом.

Матрёшка с платочком двигается под музыку по кругу.

Музыкальный руководитель: А как звучит 2-я часть песни?

Исполняется фрагмент 2-ой части

Дети: Легко, быстро.
Музыкальный руководитель: Да, музыка быстрая, плясовая, шутливая. Она зовёт матрёшку и ребят танцевать.

Песня-игра инсценируется целиком. Дети выполняют знакомые танцевальные движения.

4 часть: Аппликация

Воспитатель: Ребята, мы попали с вами на выставку. Что изображено на этих работах?
Дети: – Разные игрушки.
Воспитатель: – Только что в них не так?
Дети: не хватает разных частей.
Воспитатель: – Наверное, Незнайка поторопился. Давайте поможем ему исправить ошибки. Чего не хватает у мишки? (лапы). Козленка? (хвоста). Машинки? (колеса). Кораблика? (паруса). Лошадки? (гривы). Самолета? (крыла).
Выберите себе незаконченную работу и найдите на столах нужную часть для своей игрушки.

Самостоятельная деятельность детей.

5 часть: Рефлексия.

Воспитатель: – Какая игрушка на твоей картинке.
– Какой части не было у игрушки?
– Какую часть ты приклеивал?

-Вы все молодцы, замечательно справились с заданием. Теперь у каждого из вас есть своя игрушка. Вы можете взять её домой и показать родителям.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия с детьми с ОНР.»

Интегрированное занятие с детьми с ОНР.

Тема занятия: «Игрушки».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Формировать у детей обобщающее понятие «Игрушки».
Учить детей инсценировать стихотворный текст.
Упражнять в умении находить недостающую часть игрушки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Учить различать средства музыкальной выразительности: характер, ритм.
Ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок.

Коррекционные задачи:

Обогащать и активизировать словарь по теме «Игрушки».
Закреплять знания детьми названий видов транспорта и профессий людей, управляющих им.
Продолжать учить согласованию слов во фразе в Винительном и Родительном падежах без предлога.
Совершенствовать слоговую структуру слов двух и трехсложной структуры.
Упражнять в употреблении в речи предлога НА.
Упражнять в согласовании речи с движениями.

Развивающие задачи:

Развивать слуховое восприятие и память, произвольное внимание.
Развивать интонационную выразительность голоса.
Развивать выразительность в передаче движений по тексту стихов.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей.

Пропедевтическая работа:

Чтение и рассматривание книг А.Барто «Игрушки», заучивание стихов «Игрушки», рассматривание игрушек, определение и называние их частей.

Словарная работа:

Существительные: игрушки: самолёт, кораблик, бычок, слон, козлёнок, лошадка, матрёшка, бычок, мишка, лягушки; транспорт: машина, поезд; пилот, лётчик, капитан; части игрушек: крыло, лапа, колесо, парус, хвост.

Глаголы: строить, скакать, спать, любить, гладить, тянуть, клеить, петь, танцевать.

Прилагательные: любимый, красивый, грустный.

Наречия: весело, тихо, громко, быстро.

Местоимения: мой, моя, мои, наши.

Материал к занятию:

В музыкальном зале: игрушки: самолёт, кораблик, бычок, слон, козлёнок, лошадка, матрёшка; шапочки лягушек, мишки, бычка, бескозырка для капитана, платочек,; мягкий модуль для «самолёта», книга А.Барто «Игрушки».

В группе: картинки с изображением игрушек без какой-либо части: медведь без лапы, самолёт без крыла, машина без колёс, корабль без паруса, лошадка без хвоста (по количеству детей); тряпочки, клеёнки, кисточки, клей.

Музыкальный репертуар:

«Маленький солдат» музыка Л.Сверделя, «Слон» музыка О.Девочкиной, «Самолёт»
музыка Е.Тиличеевой «На лугу пасётся кто?» музыка А.Пахмутовой, «Строим дом» музыка Т.Шутенко, «Капитан» музыка Г.Вихаревой.

Ход занятия:

1 часть: Организационный момент.

Дети входят в зал, высоко поднимая колени, «цокая» языком, под музыку Л.Сверделя «Маленький солдат».
Логопед: – Мы прискакали с вами на выставку. Я вижу матрёшку, а вы?
Дети: – Я вижу бычка (мишку, лошадку, козлика, кораблик, самолёт и т.д.)
Логопед: – Что на выставке?
Дети: – Игрушки. (повторить хором, прохлопать слово)
Логопед: – Не только игрушки есть на выставке, но и книга про них. (Показывает книгу)
– В книге стихи про игрушки, которые написала Агния Барто.
– Хотите попасть в книгу и «оживить» игрушки?
– Скажем вместе волшебные слова: 1, 2, 3, 4 – все мы в книге очутились!

2 часть: Инсценировка стихов А.Барто «Игрушки».

Логопед: – И на первой же странице слон вдруг грустный появился.
– Я спою вам песню про слона, а Гоша и Марина мне помогут.
Логопед поёт песню «Слон» музыка О. Девочкиной, дети в шапочках бычка и мишки показывают по тексту стихотворения движения.
Логопед: – Какое сейчас время года?
Дети: – Осень.
Логопед: – Так хочется вернуться в лето! На чем можно отправиться в путешествие?
Дети: – На самолёте, на поезде, на машине, на корабле, на лошадке.
Логопед: – На каком виде транспорта быстрее всего добираться?
Дети: – На самолёте.
Логопед: – Кто управляет самолётом?
Дети: – Пилот, лётчик.
Логопед: – Есть и у нас свои лётчики-пилоты. Выходите пилоты, постройте самолёты.
Два мальчика выходят и строят на ковре из мягкого модуля «самолёт». Затем садятся на него и читают вместе стихотворение «Самолёт».

Логопед: – Вот мы прилетели в лето! Приземлились на лугу. Кто же здесь пасётся?
Дети с логопедом поют строчку песни «Далеко, далеко…»
– Далеко, далеко, на лугу пасётся кто?
Воспитатель изображает ржание лошади: – И-го-го!
Дети: – Это лошадь.
Логопед: – А вот у Саши тоже есть лошадка! Расскажи нам про неё стихотворение.
Ребёнок выходит с игрушкой лошадкой на ковёр и рассказывает стихотворение «Лошадка» с движениями по тексту.
Логопед: – Кто же здесь ещё пасётся? Дети с логопедом поют строчку песни «Далеко, далеко…»
– Далеко, далеко, на лугу пасётся кто?
Воспитатель подаёт голос как козлик: – Ме-ме-ме!
Дети: – Это козлик.
Логопед: – Вероника хочет рассказать нам про козлёнка.
Ребёнок выходит с игрушкой козликом на ковёр и рассказывает стихотворение «Козлёнок» с движениями по тексту.
Логопед: – А недалеко от луга течёт река. По реке плывёт корабль.
– Кто главный на корабле?
Дети: – Капитан.
Логопед: – У нас тоже есть свой капитан.
Звучит музыка В.Вихиревой «Капитан»
Ребёнок выходит в бескозырке с корабликом в руках, за ним две девочки в масках-шапочках лягушек. «Капитан» рассказывает стихотворение «Кораблик» с движениями по тексту, за ним «скачут» девочки-лягушки.
Логопед: – Забыли мы ещё про одну игрушку. Ну-ка, ребятки, отгадайте загадку:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего – одна игрушка.

3 часть: Музыкальная

Музыкальный руководитель: – Наталия Андреевна, а мы знаем песню про матрёшку, только у неё нет домика. Ребята, помогут построить дом для матрёшки? (Ответ)
Молоточки возьмём и построим новый дом.

Дети стучат кулачками на 1-ю часть музыки.

Музыкальный руководитель: Какая музыка по характеру?
Дети: Весёлая, бойкая.
Музыкальный руководитель: Да, песня эта весёлая, игривая. Проходи матрёшка в дом.

Матрёшка с платочком двигается под музыку по кругу.

Музыкальный руководитель: А как звучит 2-я часть песни?

Исполняется фрагмент 2-ой части

Дети: Легко, быстро.
Музыкальный руководитель: Да, музыка быстрая, плясовая, шутливая. Она зовёт матрёшку и ребят танцевать.

Песня-игра инсценируется целиком. Дети выполняют знакомые танцевальные движения.

4 часть: Аппликация

Воспитатель: Ребята, мы попали с вами на выставку. Что изображено на этих работах?
Дети: – Разные игрушки.
Воспитатель: – Только что в них не так?
Дети: не хватает разных частей.
Воспитатель: – Наверное, Незнайка поторопился. Давайте поможем ему исправить ошибки. Чего не хватает у мишки? (лапы). Козленка? (хвоста). Машинки? (колеса). Кораблика? (паруса). Лошадки? (гривы). Самолета? (крыла).
Выберите себе незаконченную работу и найдите на столах нужную часть для своей игрушки.

Самостоятельная деятельность детей.

5 часть: Рефлексия.

Воспитатель: – Какая игрушка на твоей картинке.
– Какой части не было у игрушки?
– Какую часть ты приклеивал?

-Вы все молодцы, замечательно справились с заданием. Теперь у каждого из вас есть своя игрушка. Вы можете взять её домой и показать родителям.

Конспект интегрированного занятия с детьми с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Интегрированное занятие с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_matematike.docx22.44 КБ
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_matematike.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по математике

в подготовительной группе с ТНР : « Путешествие в зимний лес »

воспитатель подготовительной группы «Семицветик» МБДОУ «Д/с№33»

Продолжать формировать у детей математические навыки .

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Продолжать формировать умение соотносить число с соответствующей цифрой.

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры.

Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задания по словесной инструкции.

Развивать логическое мышление, зрительную память, воображение.

Воспитывать самостоятельность, интерес к математическим занятиям

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитания.

Предварительная работа с детьми : отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия

Игровой (использование сюрпризных моментов) .

Наглядный (использование иллюстраций) .

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) .

Дидактический наглядный материал: картинки с животными билеты с примерами, танграм, схемы.

Раздаточный материал. карточка с цифрами и знаками, тетради в клетку, простые карандаши, конверты с разрезанными квадратами (танграм).

Ребята, у меня есть пригласительный билет

Послушайте стихотворение и подумайте, куда я сегодня предлагаю вам отправиться.

Тундра, тундра, дали бескрайние.
Оленьи упряжки, чум и снега.
Живут в этом крае люди бесстрашные,
Ветра, метели и холода.

Вы догадались, куда мы сегодня отправимся? (в тундру, на Север)

Д/игра «Я еду на Север и беру с собой… » .

(совершенствование синтаксической стороны речи, счет).

Предлагаю собрать вещи для поездки на Север .Вы должны взять 10 вещей. Возьмите по одной картинке и объясните, для чего нужны эти предметы на Севере со словами “, «Я возьму на Север…для того, чтобы…”.

1- чемодан для того, чтобы сложить вещи;
2- шубу для того, чтобы не замерзнуть;
3 варежки для того, чтобы не замерзнуть;

4-теплый свитер для того, чтобы не замерз

5-теплый комбенизон для того, чтобы не замерзнуть;

6-валенки для того, чтобы не замерзнуть;

7-теплую шапку для того, чтобы не замерзнуть;
8- фонарь для того, чтобы осветить путь полярной ночью;
9- лыжи для того, чтобы передвигаться по снегу
10- очки с тёмными стеклами для того, чтобы снег не слепил глаза

Я вам предлагаю отправиться в путешествие на математическом поезде. Наш поезд нас уже ждёт.

Уважаемые пассажиры, займите места, согласно купленным билетам. Решив примеры на билете, вы определите номер своего места

Воспитатель выслушивает ответы детей . Дети рассказывают, как они решили.

Пальчиковая гимнастика ” Животные севера”

Воспитатель предлагает записать решение примеров в тетрадях при помощи цифр и прочитать запись.

Все заняли свои места , тогда отправляемся в путь.

Первая станция «Заправочная»

Дети читают название.

Чтобы в поездке не растеряться заправимся знаниями и смекалкой.

Воспитатель предлагает детям посчитать от 3 до 10, от 8 до 2, от 6 до 15, от 10 до 4. Назвать соседей чисел 5,3,6,8.

Молодцы! Заправились, едем дальше.

Следующая станция «Счётная»

Воспитатель предлагает детям сложить танграм так, чтобы получилась фигурка зайца.(зрительная гимнастика)

После выполнения задания дети рассказывают, из каких фигур они составили модель зайца. Например: «Я составил зайца из прямоугольника и двух квадратов».

Дети проверяют правильность построения модели зайца по образцам, выставленным воспитателем, и оценивают работу: Нужно собрать фигурки животных, используя танграмм. (схема)

Воспитатель предлагает детям назвать геометрические фигуры из которых состоят животные.

Сколько зайчиков у нас (показываю цифру 3)

Столько и подпрыгнем раз

Сколько палочек до точки (показываю цифру6)

Столько встанем на носочки

Сколько точек будет в круге (показываем цифру (9)

столько раз поднимем руки.

Слушайте внимательно ! Считайте, старательно!

Наше путешествие продолжается .

Решите задачки-шутки. Слушайте внимательно , решайте всё старательно!

Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по северу кочует
В тёплой шубе голубой.
Вы скажите, наконец
Как зовут его. (песец)

Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный … (олень).

Шубок белых не снимают,
В шубках спят, едят, играют,
Даже в шубках рыбу ловят,Где вы видели такое?
Если знаешь, то ответь:
Это белый . (медведь)

У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький . (тюлень)

Как можно назвать этих животных? (дикие животные Севера)
– сколько всего животных мы встретили?
– кто стоит первым? последним? кто стоит слева от. справа ? кто стоит между? кто стоит после? перед?

Конечная станция «Фигурная»

Игровое упражнение «Рисуем узор».

Воспитатель предлагает детям в тетрадях от предыдущего задания слева отсчитать вниз 4 клетки и поставить точку.

Воспитатель говорит детям, что работу они будут выполнять самостоятельно, и дает задание графический диктант «Медведь».(схема)

Пальчиковая гимнастика ” Животные севера”
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
<Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные.
(«Замок», меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
<Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»)
Белый мишка важно ходит,
<Пальчики «шагают»)
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан
<Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
<Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты)
Грузы возит целый день.
<Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Дети рисуют узор до конца строчки и украшают его (по желанию).

После выполнения задания воспитатель проверяет правильность его выполнения и оценивает солнышком.

Вот и день к концу подходит,
Вечереет, ночь приходит,
Но пришла пора прощаться,
В детский садик возвращаться.
Раз, два, три, вокруг себя обернитесь,
В детском саду окажитесь!

Вам понравилось наша поездка на математическом поезде?

А какие задания вам больше понравились?

А какие оказались наиболее трудными?

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по математике

в подготовительной группе с ТНР : « Путешествие в зимний лес »

воспитатель подготовительной группы «Семицветик» МБДОУ «Д/с№33»

Продолжать формировать у детей математические навыки .

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Продолжать формировать умение соотносить число с соответствующей цифрой.

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры.

Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задания по словесной инструкции.

Развивать логическое мышление, зрительную память, воображение.

Воспитывать самостоятельность, интерес к математическим занятиям

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитания.

Предварительная работа с детьми : отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия

Игровой (использование сюрпризных моментов) .

Наглядный (использование иллюстраций) .

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) .

Дидактический наглядный материал: картинки с животными билеты с примерами, танграм, схемы.

Раздаточный материал. карточка с цифрами и знаками, тетради в клетку, простые карандаши, конверты с разрезанными квадратами (танграм).

Ребята, у меня есть пригласительный билет

Послушайте стихотворение и подумайте, куда я сегодня предлагаю вам отправиться.

Тундра, тундра, дали бескрайние.
Оленьи упряжки, чум и снега.
Живут в этом крае люди бесстрашные,
Ветра, метели и холода.

Вы догадались, куда мы сегодня отправимся? (в тундру, на Север)

Д/игра «Я еду на Север и беру с собой… » .

(совершенствование синтаксической стороны речи, счет).

Предлагаю собрать вещи для поездки на Север .Вы должны взять 10 вещей. Возьмите по одной картинке и объясните, для чего нужны эти предметы на Севере со словами “, «Я возьму на Север…для того, чтобы…”.

1- чемодан для того, чтобы сложить вещи;
2- шубу для того, чтобы не замерзнуть;
3 варежки для того, чтобы не замерзнуть;

4-теплый свитер для того, чтобы не замерз

5-теплый комбенизон для того, чтобы не замерзнуть;

6-валенки для того, чтобы не замерзнуть;

7-теплую шапку для того, чтобы не замерзнуть;
8- фонарь для того, чтобы осветить путь полярной ночью;
9- лыжи для того, чтобы передвигаться по снегу
10- очки с тёмными стеклами для того, чтобы снег не слепил глаза

Я вам предлагаю отправиться в путешествие на математическом поезде. Наш поезд нас уже ждёт.

Уважаемые пассажиры, займите места, согласно купленным билетам. Решив примеры на билете, вы определите номер своего места

Воспитатель выслушивает ответы детей . Дети рассказывают, как они решили.

Пальчиковая гимнастика ” Животные севера”

Воспитатель предлагает записать решение примеров в тетрадях при помощи цифр и прочитать запись.

Все заняли свои места , тогда отправляемся в путь.

Первая станция «Заправочная»

Дети читают название.

Чтобы в поездке не растеряться заправимся знаниями и смекалкой.

Воспитатель предлагает детям посчитать от 3 до 10, от 8 до 2, от 6 до 15, от 10 до 4. Назвать соседей чисел 5,3,6,8.

Молодцы! Заправились, едем дальше.

Следующая станция «Счётная»

Воспитатель предлагает детям сложить танграм так, чтобы получилась фигурка зайца.(зрительная гимнастика)

После выполнения задания дети рассказывают, из каких фигур они составили модель зайца. Например: «Я составил зайца из прямоугольника и двух квадратов».

Дети проверяют правильность построения модели зайца по образцам, выставленным воспитателем, и оценивают работу: Нужно собрать фигурки животных, используя танграмм. (схема)

Воспитатель предлагает детям назвать геометрические фигуры из которых состоят животные.

Сколько зайчиков у нас (показываю цифру 3)

Столько и подпрыгнем раз

Сколько палочек до точки (показываю цифру6)

Столько встанем на носочки

Сколько точек будет в круге (показываем цифру (9)

столько раз поднимем руки.

Слушайте внимательно ! Считайте, старательно!

Наше путешествие продолжается .

Решите задачки-шутки. Слушайте внимательно , решайте всё старательно!

Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по северу кочует
В тёплой шубе голубой.
Вы скажите, наконец
Как зовут его. (песец)

Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный … (олень).

Шубок белых не снимают,
В шубках спят, едят, играют,
Даже в шубках рыбу ловят,Где вы видели такое?
Если знаешь, то ответь:
Это белый . (медведь)

У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький . (тюлень)

Как можно назвать этих животных? (дикие животные Севера)
– сколько всего животных мы встретили?
– кто стоит первым? последним? кто стоит слева от. справа ? кто стоит между? кто стоит после? перед?

Конечная станция «Фигурная»

Игровое упражнение «Рисуем узор».

Воспитатель предлагает детям в тетрадях от предыдущего задания слева отсчитать вниз 4 клетки и поставить точку.

Воспитатель говорит детям, что работу они будут выполнять самостоятельно, и дает задание графический диктант «Медведь».(схема)

Пальчиковая гимнастика ” Животные севера”
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
<Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные.
(«Замок», меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
<Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»)
Белый мишка важно ходит,
<Пальчики «шагают»)
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан
<Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
<Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты)
Грузы возит целый день.
<Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Дети рисуют узор до конца строчки и украшают его (по желанию).

После выполнения задания воспитатель проверяет правильность его выполнения и оценивает солнышком.

Вот и день к концу подходит,
Вечереет, ночь приходит,
Но пришла пора прощаться,
В детский садик возвращаться.
Раз, два, три, вокруг себя обернитесь,
В детском саду окажитесь!

Вам понравилось наша поездка на математическом поезде?

А какие задания вам больше понравились?

А какие оказались наиболее трудными?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью данного занятия является собрать образ нашей Родины, Есенинской Руси.В сердцах детей пробуждаются нежные чувства к родной речи, к любимой земле, желание знать и почитать традиции своего народа. .

Данное занятие построено на принципе интеграции с учетом следующих образовательных областей: “Познание”, “Художественное творчество”, “Социализация”, “Безопасность”, “Чтение художественной литературы”.

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов».

Задачи: Активизировать и расширить словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы», «Дикие животные», «Явления природы»; формировать умение образовывать сложные существительные из двух основ; ф.

Конспект занятия по экспериментированию при ознакомлении с окружающим миром, основной целью является знакомство детей со свойствами воды.

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие с детьми по формированию коммуникативных способностей, развитию основных психических процессов и речи, социальную адаптацию детей.

Предлагается конспект занятия в помощь воспитателям адаптационных групп.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР

Разделы: Логопедия

Коррекционно-образовательные цели: Уточнения и закрепления словаря по теме “Посуда” (кофейник, сахарница, конфетчица, молочник, масленка, салфетница, солонка). Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, деталях, из которых она состоит и материала, из которого она сделана. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Закрепления навыков детей в декоративном рисовании и активизация творческого воображения.

Коррекционно-развивающие цели: Активизация речевой деятельности детей, совершенствование навыков составления описательных рассказов по теме “посуда” с использование плана-схемы. Развитие речевого слуха, мелкой моторики, воображения и логического мышления.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание внимательного и бережного отношение к посуде, создание положительного эмоционального фона.

Оборудование: План-схема (a href=”pril1.doc”>Приложение 1), набор посуды, плоскостные изображения предметов посуды, краски, кисти на каждого ребенка, мяч.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики “Машина каша”, знакомство детей с предметами посуды, с ее деталями и с материалом, из которого она сделана. Знакомство с видами росписи посуды.

Организационный момент: Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Дети по музыку входят в группу. Здороваются с гостями. Логопед встречает детей улыбкой, говорит, что рад всех видеть.

Логопед: К нам пришли гости. А что делают хозяева, когда к ним приходят гости? (ответы детей)

– Правильно накрывают стол. В чем подадим сахар? В чем подадим шоколадные конфеты? В чем подадим сливочное масло? (хлеб, салфетки, молоко, соль) Следить, чтобы дети отвечали полными предложениями на вопросы.

– Из чего будем кормить и поить гостей? (ответы детей) Где можно приобрести посуду? (ответы детей)

– Я предлагаю сходить в магазин “посуда” и приобрести все необходимое. Только сначала уточним, что из чего сделано. Кто быстро и правильно ответит, тот и пойдет в магазин.

1. Игра “Из чего сделана посуда, и какая она?”

У меня в руках мяч. Кому я его кину и назову из чего сделана посуда, тот должен ответить, какая это посуда по материалу

Стакан из стекла – стеклянный

Ваза из хрусталя – хрустальная

Чашка из фарфора – фарфоровая

Кружка из алюминия – алюминиевая

Ложка из дерева – деревянная

Дети проходят в магазин, продавец расставляет посуду по полкам и говорит: “На эту полку я поставлю столовую посуду, а на этой полке у меня будет чайная посуда.

2. Игра “4-й лишний” (закрепить умения классифицировать чайную, столовую посуду)

– Здравствуйте, ребята, приглашаю вас в магазин. Какая посуда у меня продается? (столовая, чайная). У меня все в порядке каждая посуда на своем месте.

Логопед: Ребята, а продавец правильно расставил посуду? Ответы детей

Какие бывают тарелки? (глубокие и мелкие) Вилки и ножи? (стальные) Ложки? (столовые, чайные, металлические и деревянные).

3. Составления описательных рассказов с опорой на план – схему. (Приложение 1)

Продавец: зачем ко мне пришли?

– Продам все, что пожелаете, да не за деньги, а за умения. За умения рассказывать о том, что будете покупать. (обращает внимание детей на план – схему) Опишите форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет, для чего нужен вам? Лишь тогда его продам.

– И еще одно условие: описывая предметы, не называйте его, пусть другие дети догадаются, что вы хотите купить.

Дети составляют описательные рассказы и купленные предметы ставят на стол.

Индивидуальная работа (для Кости) игра “шифровщик” Костя пойдет к Лидии Александровне и найдет нам необходимые предметы посуды.

4. Игра – пантомима: (между описательными рассказами детей) Мы поиграем в превращали, я вам называю предмет, а вы его показываете без слов. 1-2-3 повернись и в кипящий чайник превратись. (Большая кастрюля, кофейная веселая чашечка). Дети изображают названные предметы под музыку.

5. Пальчиковая гимнастика.

Маша кашу варила, указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила дети мешают в левой ладошке.

Разложила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.

загибают по одному пальчику

В миску курицам, цыплятам на руках
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, разжимают кулачки
Все до крошки раздала. сдувают “крошки” с ладошек.

6. Роспись посуды.

Продавец раздает детям плоскостные изображения предметов посуды белого цвета.

– У меня в магазине есть посуда, но ее никто не покупает. Почему? (ответы детей) А что нужно сделать, чтобы ее купили? Помогите мне ее расписать?

Логопед: Ребята, берите стульчики и садитесь за столы. Какие узоры и элементы используют для росписи посуды? (ответы детей) Какими цветами вы будете пользоваться? Подумайте и приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей

Продавец: спасибо такую красивую посуду у меня обязательно купят. До свидания.

– Посмотрит, какой у нас получился богатый стол. А что мы для этого делали? (ответы детей) Стол накрыт, приглашайте гостей к столу. Дети приглашают гостей пить чай.

Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР

Кислова Екатерина Константиновна

воспитатель МБДОУ детский сад №7 «Журавушка» г. Охи

Попова Елена Васильевна

воспитатель МБДОУ детский сад №7 «Журавушка» г. Охи

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по лексической теме «Овощи» в группе для детей с ОНР

Технологическая карта интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя

по лексической теме «Овощи» в группе «Сказка» для детей с ОНР

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

С радостью соглашаются участвовать в совместной работе.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по лексической теме: «Овощи» в старшей группе «Сказка» для детей с ОНР

Тема занятия: «Заготовки на зиму»

Цель занятия: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество.

Задачи занятия:

Образовательные: закреплять знания об овощах.

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.

Воспитательные: формировать у детей интерес к аппликации, воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость.

Здоровьесберегающие: развивать мелкую моторику рук.

1.Вводная часть. Игровая мотивация.

Дети входят в кабинет под тихую спокойную музыку. Детей в сопровождении воспитателя встречает учитель-логопед.

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! А скажите, в какое время года собирают урожай?

Учитель-логопед: А что собирают в огороде?

  1. Постановка задачи

Учитель-логопед: Посмотрите ребята, в нашем огороде созрели овощи, давайте их собирать и складывать в корзину. Но надо не просто собрать, а рассказать о каждом овоще.

Дети: берут овощи, рассказывают о нем по плану и кладут в корзину

  • Что это?
  • Какого цвета?
  • Какой формы?
  • Где растет?
  • Что можно из него приготовить?
  1. Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед: Урожай мы собрали, теперь можно отдохнуть, послушайте сказку.

Артикуляционная сказка «Дедушкин огород»

Серый зайка прискакал к дедушке Мише.

Прыг – скок, прыг – скок. (Упражнение «Качели)

У дедушки Миши большой огород. (Упражнение «Окошко»)

В огороде растут морковка, (Упражнение «Иголочка»)

помидоры, (Упражнение «Надуть щечки»)

под землей растет картошка. (Упражнение «Змейка»

Высоко поднимаются веточки с огурцами. (Поднять язычок вверх)

Пробиваются наверх зеленые росточки шпината. Пока их почти не видно. (Опустить язык вниз)

Но скоро вырастут очень полезные, богатые витаминами сочные, широкие зеленые листья. (Упражнение «Лопаточка»)

Дедушка Миша очень любит серого зайку. Поэтому, каждую пятницу, готовит целую корзинку с морковкой. (Упражнение «Птенчик»)

Дедушка Миша улыбнулся зайке. (Упражнение «Улыбочка»)

Поставил перед «длинноухим » корзину с морковкой. (Упражнение «Птенчик»)

А поверх морковки – широкие капустные листья. (Упражнение «Лопаточка»)

Зайка схватил передними лапками корзинку и вытянул губки. (Упражнение «Дудочка»)

Как – будто сказал: «Спасибо!» И ускакал обратно в лес . Прыг – скок, прыг – скок. (Упражнение «Качели»)

  1. Актуализация знаний.

Учитель-логопед: Ребята мы уже знаем, что осенью мы собираем урожай, а что же нам делать с собранным урожаем? А вы знаете, как хранить овощи долго? Надо их законсервировать. Сегодня мы с вами будем делать заготовки на зиму, а из каких овощей – вы мне сейчас скажите сами.

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

Учитель-логопед: А какой у нас цветом огурец?

Воспитатель: А какой формы?

Учитель-логопед, воспитатель вместе с детьми укладывают в банку огурцы, морковь, перец горошек, проговаривают свое действие:

– Я кладу огурец в банку.

– Я кладу морковь в банку.

– Я кладу горошек в банку.

И учитель-логопед заливает в банку холодный рассол: «Так огурцы у нас смогут храниться очень долго!»

Учитель-логопед: А чем мы закроем банку?

Воспитатель: А эта крышка какая? Пластмассовая?

Учитель-логопед: из металла. Она металлическая.

Накрываем крышкой банку.

Учитель-логопед демонстрирует закаточную машинку и спрашивает о том, знает ли кто-нибудь что это такое (Объясняет предназначение данного предмета). После чего каждый ребенок подходит и крутит закаточную машинку, при этом ребенок проговаривает словосочетания «я закручиваю крышку».

Логопед: молодцы ребята!

  1. Физминутка.

Мы пойдём в огород, (шагать на месте)

Много там всего растёт: (развести руки в стороны)

Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)

Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)

Толстая репка (поставить руки на пояс)

Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону)

Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли)

Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)

  1. Развитие мелкой моторики

Левая рука: Вырос у нас чесночок, (дети разминают указательный палец)

Перец, томат, кабачок, (разминают средний палец)

Тыква, капуста, картошка, (разминают безымянный палец)

Лук и немного горошка, (мизинец)

Правая рука: Овощи мы собирали, (дети разминают мизинец)

Ими друзей угощали, (безымянный палец)

Квасили, ели, солили, (средний палец)

С дачи домой увозили, (разминают указательный палец)

Прощай же на год, (дети делают руками в замок).

Наш друг – огород!

  1. Актуализация знаний. Аппликация «Заготовки на зиму».

Воспитатель: Ребята, сколько банок мы закрыли на зиму?

Воспитатель: а это много или мало?

Воспитатель: Я предлагаю Вам, сделать больше заготовок с овощами. Посмотрите, у меня есть вот такие красивые баночки и много овощей, которые росли где? Правильно, на грядке.

Воспитатель показывает, как правильно расположить овощи на бумажную баночку, на какую сторону наносить клей, как приклеивать вырезанный шаблон овоща на трафарет банки.

А теперь вы возьмите свои овощи и заполните их овощами.

  1. Итог занятия.

Воспитатель: А куда же мы поставим наши банки? Ребята, у нас есть старинный бабушкин буфет.

Дети: вклеивают свои баночки на полки буфета. Дети рассматривают свои готовые работы.

Педагоги: Вот какие молодцы! очень красиво у нас получилось!

А скажите, чем мы с вами сегодня занимались?

Дети: делали заготовки на зиму.

Воспитатель: А какие овощи мы консервировали?

Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР в подготовительной группе на тему: «Путешествие в жаркие страны»

Ребенок. Нужно распрямить противоположные кармашки.
Ребенок. Потом сложить модель пополам и отогнуть крайние углы (корма парохода).
Воспитатель. Правильно. Сделаем пальчиковую гимнастику. Сжимание и разжимание пальцев рук.
В прятки пальчики играли,
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Все головки убирали,
В прятки пальчики играли.
Дети на столах складывают двухтрубный пароход.
Воспитатель. Но на таком пароходе мы не доплывем. У меня есть волшебная палочка, она нам поможет.
Дети (вместе).Раз, два, три – волшебная палочка ты нам помоги!
Воспитатель открывает ширму, а на ковре построен большой пароход из строительного материала.
Воспитатель. Все садитесь. В дорогу мы возьмем рюкзак, в который я положила необходимые предметы. Они нам могут пригодиться
Проводится дыхательно-звуковая гимнастика.
Воспитатель.
Заработал двигатель: сначала тихо – т-т-т-т-т.
(Дети повторяют).
Потом громче: д-д-д-д-д.
Из трубы повалил дым: п-п-п-п-пфф.
Пароход загудел: ы-ы-ы-ы-ы-ы.
Засвистел встречный ветер: в-в-в-в-в-в.
Слышен шум воды: ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Звучит музыка: «Шум моря». Музыка выключается.
Воспитатель. Вот мы и приплыли. Давайте разомнемся.

Физкультминутка.
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И кружимся потом.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
На ширме картина с природой жарких стран.

Воспитатель. Куда же мы приплыли, на север или на юг?
Дети. На юг!
Логопед. Вот мы и очутились в далёкой жаркой Африке. Кого из животных можно здесь встретить? Давайте составим предложения по образцу:
(На магнитной доске прикреплены картинки животных.)
«В Африке можно встретить много…(слонов, жирафов, обезьян, крокодилов, бегемотов, зебр, антилоп)
Логопед. Ребята, подойдите к столу. Под салфеткой спят разные животные из жарких стран. Не открывая салфетки, просуньте под салфетку руку и достаньте животное. Назовите кого вы достали. Очень хорошо будет, если вы скажите, какое это животное.
Дети.
-У меня сильный, могучий лев.
-У меня полосатая небольшая зебра.
-Это красивый, рыжий, полосатый тигр.
-Это зелёный, длинный, зубастый крокодил.
Логопед. Давайте поиграем в игру «Чья голова, чей хвост, чьи лапы?»
Дети по очереди говорят, про животное. Которое держат в руках. Логопед задает наводящий вопрос каждому ребёнку.
– Чья голова?
Это тигриная голова.
– Чей хвост?
– Это львиный хвост.
– Чьи ноги?
– Это крокодильи ноги.
(Каждый ребёнок отвечает на поставленный вопрос)
Логопед. А теперь отдохнём и поиграем в игру «Покажи». Кто хочет будет изображать любое животное, а все остальные будут угадывать, кого он изобразил.
(Дети изображают по очереди разных животных)
Логопед. Осталось последнее задание. Встаньте в круг. Я дам кому-то из вас мяч. Этому человеку нужно назвать любого животного из жарких стран, определить первый и последний звук в его названии, а потом передать в руки мяч по кругу другому ребёнку.
(Дети передают мяч по кругу выполняя задание).
-Крокодил. Первый звук [к], последний [л]. И т.д.
Логопед. Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Возьмитесь за руки и скажите волшебные слова
«Раз, два, три, четыре, пять-будем в садике опять!»
Вывод по занятию.
Воспитатель.
Вам понравилось, дети наше путешествие? Где мы были? На чем плыли? Кого видели и о чем говорили?
(Дети отвечают).

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Наталия Другова
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

• ухудшение экологической обстановки;

• особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;

• увеличение числа патологий беременности;

• увеличение количества родовых травм;

• ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

• различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Мероприятия по профилактике речевых нарушений включают:

• создание необходимых условий для сохранения физического и нервно-психического здоровья ребенка;

• заботу о сохранности его речевых органов;

• создание необходимых социально-бытовых условий для правильного речевого развития ребенка.

Что рекомендуют специалисты?

• Предупреждение ушибов головы.

• Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.

• Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна, а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.

Охрана артикуляционных органов:

o предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

o исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);

o предупреждение преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);

o своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба;

o своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);

o охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т. п.);

o охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и т. д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.

В чём заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?

• Обеспечение благоприятного окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей).

• Поощрение лепета ребенка мимикой радости.

• Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни.

• Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью.

• Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения.

• Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;

• Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста ли взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.

• Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания.

• Занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи.

• Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Если, несмотря на принятые профилактические меры, случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребенка какие-то неблагоприятные факторы всё же имели место, то не нужно думать, что у Вашего ребенка обязательно появятся расстройства речи.

Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем незаменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растет и развивается ребенок.

Если же условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот – уже имеющиеся отклонения в развитии можно усугубить.

Таким образом, если у Вас не всё благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребенка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы создать более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка.

Очень важно своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации в поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов. Кроме того, по вопросам речевого развития детей Вы можете проконсультироваться у логопедов в логопункте детского сада в часы приема.

Аналитический отчет по теме «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» 1. Введение. В любом вопросе, касающегося детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися,.

Использование камешков Марблс в преодолении познавательно-речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.

Консультация для родителей «Виды речевых нарушений и их профилактика» В нашем образовательном комплексе функционирует родительский клуб «Логопед и Я» В него может вступить любой родитель, желающий получить.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

О природе речевых нарушений у детей дошкольного возраста и методах исправления дефектов речи Не секрет, что уже к трём годам жизни у человека складывается сознание, а процесс мышления напрямую зависит от процессов понимания связной.

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников» Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И. Участники проекта: • дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки».

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Семинар-практикум «Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста» «Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста» Слайд №3. Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях.

Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников

Содержимое публикации

Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников

“Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев”.

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу, необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах и используя различные методы и приемы. И поэтому данный подход в коррекционно-профилактической работе имеет особое значение.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом и психомоторном развитии. Могут отмечаться несформированость мелкой и артикуляторной моторики, слухоречевого ритма, при несформированности общей моторики может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляторной и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность. В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, в дошкольном возрасте, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребенка.

По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений, в том числе и тяжёлых речевых нарушений, принимает глобальный характер.

На современном этапе система дошкольного воспитания строится на передаче дошкольникам знаний и сохранении здоровья, в том числе психологического благополучия. Поэтому необходимо развивать речь через развитие познавательных процессов, используя как традиционные методы, приёмы и игры, так и различные здоровьесберегающие технологии.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

“При поражении нижне-лобных отделов сенсо-моторной области коры фонематические нарушения характеризуются недостаточным пониманием речи окружающих. Моторика при этом нарушена по кортикальному типу, преобладают тормозные реакции”. Речевая активность недостаточна, словарный запас беден, фраза короткая. Фонематические нарушения характеризуются искажениями или заменами звуков.

“При поражении нижне-теменных отделов сенсо-моторной области коры возникает алалический синдром по афферентному типу”. При этом фонематичекий слух не сформирован, наблюдается нечеткость, смазанность речи, нестойкие звуковые замены и поиски артикуляции. Наблюдаются ускоренный темп речи, нарушение плавности речевого потока, спотыкание.

“При поражении верхне-височных отделов коры головного мозга чувство ритма грубо нарушено, трудно сочетать речь с движением”. При развивающейся большой речевой активности наблюдается замена и потеря слоговых элементов, замены звуков, перестановки и пропуски слогов, нарушение ритмической структуры слова.

Н.И.Жинкин отмечал: “Управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами не будут сообщать в управляющий цент, что ими делается…Таким образом, кинестезии не что иное, как обратная связь. По которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение…” Ребенок с легкими проявлениями дизартрии плохо воспринимает состояние напряженности или расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные движения. Он испытывает значительные затруднения при выполнении заданных движений и поз, так как не может правильно и точно определить положение и состояние органов движения. Кроме того, снижение обратной кинестетической афферентации может задерживать интеграцию различных функциональных систем, таких как слуховая и зрительная, имеющих отношение к речевому процессу.

По словам В.А.Сухомлинского: “Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”. Истоки пальчиковых игр лежат в народной педагогике. Многие ученые (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Такая успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательно-коррекционной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственной ориентации на себе.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

Для достижения этой цели должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников – это сохранение здоровья. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.

В своей работе можно использовать следующие виды здоровьсберегающих

технологий: медико-профилактические;физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика т.д. выявил возможность и необходимость сочетания в коррекции речевой патологии у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных: таких как кинезиологии, биоэнергопластики и Су Джок.

Предполагаемые результаты нетрадиционной работы

Биоэнергопластика

Кинезиология

Су Джок приемы

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата, развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Под влиянием кинезологических тренировок межполушарного взаимодействия складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).

Регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су Джок ,особенно большого пальца(система соответствия голове), массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей стоп (участки соответствия головному мозгу),способствуют созреванию нервных клеток и активном функционировании коры головного мозга, тем самым оказывают лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказываются на исправлении речи детей.

Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании комплексов кинезиологии, бионергопластики и пальчиковых игр, Су Джок. При планировании работы, предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж.)

В работе с детьми с общим недоразвитием речи, разработано 9 комплексов. Каждый комплекс разучивается в течении недели, затем повторяется.

Комплекс состоит из 8 упражнений:

– кинезиологических тренировок межполушарного взаимодействия (обе руки работают одновременно – синхронно;

– биоэнергокомплексов (артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ;

Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети воспроизводят соответствующие движения. При повторении потешки необходимо побуждать их к договариванию слов потешки, назывании действий пальчиков. Затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно.

Работа начинается с простых упражнений, типа “ Мальчик-пальчик, где ты был?”. Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца каждому другому пальцу на этой руке – можно провести под разными названиями. В сентябре пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряженные. Недели две повторяется этот вид упражнений.

Приемы биоэнергоплатики и кинезиологии используются на утренней гимнастике (1,5-2 минуты), на фронтальных занятиях (2-3 минуты), на индивидуальных, чередуются в зависимости от этапов логопедической работы и тематики занятий. На первом занятии проводиться 2-3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя их, мы сочетаем артикуляционные упражнения с движениями кистей рук. При этом особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это касается не только артикуляционных упражнений, но и упражнений для развития речевого дыхания, мимической деятельности и т.п. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

В результате использования комплексов усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Авторские сказки с использованием Су Джок массажеров, семянотерапии, жгутотерапии используются с целью воздействия на систему соотвествия биологически активных точек и стимуляции речевых зон коры головного мозга.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности необходимо установить взаимосвязь логопеда с педагогами и это заключается в логопедизации режимных моментов и занятий. Воспитатели в утреннее и вечернее время систематически развивают у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата, используя также элементы кинезиологии, биоэнергопласти и Су Джок. Эта работа проводиться в игровой форме, с использованием наглядного материала. Вместе с психологом проводиться психогимнастика, с музыкальным руководителем – логоритмика, инструктором по плаванию – дыхательные и общеукрепляющие упражнения.

Читайте также:  НОД по теме ‘Знакомство с республикой Армения’
Ссылка на основную публикацию