Конспект интегрированного занятия (АБВГД и Я – дружная компания)

Конспект урока “Я и мои друзья”

Конспект урока «Я и мои друзья»

Цель урока: расширять представления о ценности дружбы.

Задачи:

– воспитывать уважительное отношение к друзьям, внимательности друг к другу;

– развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;

– способствовать улучшению взаимоотношений в группе.

Содержимое разработки

Конспект занятия «Я и мои друзья» во 2 классе

Цель занятия: расширять представления о ценности дружбы.

– воспитывать уважительное отношение к друзьям, внимательности друг к другу;

– развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;

– способствовать улучшению взаимоотношений в группе.

Оборудование: иллюстрации персонажей мультфильмов, игрушки: заяц, еж, качели; 2 обруча, солнце без лучей, лучи по количеству детей, цветные кружки: красный, зеленый, желтый; мультфильм «Однажды утром».

Ход занятия:

Организационный момент. Дети стоят в кругу.

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою,

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг.

Другу справа руку ты пожми,

Передай ему тепло своей руки.

Учащиеся пожимают руку стоящему справа и говорят: «Спасибо, что ты рядом»

2. Введение в тему.

Ребята, сегодня у нас с вами занятие, тему которого мы сейчас вместе и определим. А помогут нам вот эти картинки: Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья. Как вы думаете, что у них общего? (сказочные герои)

А почему мы всегда видим их вместе?

Правильно, это друзья.

– Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).

Тема нашего занятия «Я и мои друзья». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.

– Какие прекрасные слова «дружба, друг»!

Игра «Ваши ощущения»:

– С какой погодой ты бы сравнил дружбу? (ясно, солнечно)
– Какая музыка тебе слышится, когда ты думаешь, говоришь о дружбе? (лиричная, веселая, радостная, заводная)
– Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать «дружбу»?

– Как ты считаете, что нужно сделать, чтобы у тебя было много друзей? (нужно помогать друг другу, уважать, уметь дружить….) Соблюдать правила дружбы. Вспомнить правила дружбы.

Правила дружбы: никогда не сплетничать о своих друзьях.

Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке.

Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.

Поддержи друга, если у него неприятности.

Если поссорился с другом, то постарайся понять, в чем твоя вина.

Извинись, если невзначай обидел друга, предложи ему помириться.

Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы проверим ваши предположения. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да-да-да» и хлопайте или «нет-нет-нет» топают. Попробуем?

Будем крепко мы дружить?

Нашей дружбой дорожить?

Мы научимся играть?

Другу будем помогать?

Друга нужно разозлить?

А улыбку подарить?

Друга стоит обижать?

Ну а споры разрешить?

Будем крепко мы дружить?

Беседа с постановкой проблемных задач.

– Ребята, бывает ли та­кое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают эти ссоры? (Ответы детей.) Итак, самая частая причина ссор — когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Посмотрите на двух друзей, Ежика и Зайчика, каждый из которых хочет покачаться на качелях.

Инсценировка стихотворения. По ходу стихотворения выставляются предметы. В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Заяц: «Я первый». А Ежик: «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья.

Заяц обиделся – значит, ты Еж

Мне как товарищ совсем не хорош.

Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.

– Почему Заяц решил не дружить с Ежиком? (Ежик не уступил ему качели).

– Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям? (Нет).

– Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было?

– Давайте еще раз прочитаем стихотво­рение, но уже с веселым концом.

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ежик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул.

Заяц качели к себе потянул

Заяц сказал “Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ежик, друзья!»

– Получился счастливый конец у стихотворения? Почему Зайчик и Ёжик не поссорились? (смогли договориться).

Игра «Острова»

Группа делится на две группы. На полу нарисованы два небольших «острова»(обручи). Под музыку ребята выполняют любые движения, а когда она заканчивается, то быстро занимают место на своем «острове» (чтобы разместиться на них, некоторым ребятам придется стоять на одной ноге, а другим их поддерживать). Выигрывает та команда, которая вся разместится на «острове».

Составление рассказа о друге.

– Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.

1. Как зовут друга?

2. Почему ты считаешь его другом?

– Каким стало Солнце Дружбы?

– Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы – дарите тепло своим друзьям. Разбор ситуаций

1 ситуация. Наташа и Лена играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.

1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?

2. Что можете посоветовать им?

Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.

1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?

2. Что можно посоветовать Даше?

– Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях. (вспомнить)

Просмотр мультфильма «Однажды утром» и беседа по содержанию.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, «Однажды утром» После просмотра мы с вами выясним, все ли его герои выдержали испытание и остались настоящими друзьями.

Вопросы для беседы

Кто из героев мультфильма вам понравился? А как бы вы поступили на месте козленка? Героев мультфильма можно назвать друзьями, т. к. они пришли на помощь в трудную минуту.

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.

Игра «Закончи пословицы» и объясни их. Не имей сто рублей, а имей … (сто друзей); Друг познается … (в беде); Нет друга – ищи, а найдешь – … ( береги); Дружба, как стекло, разобьешь – … (не сложишь); Человек без друзей, что дерево … (без корней).

Экспресс-диагностика

– Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я – хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей».

– Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?

– Что вы хотите пожелать своим друзьям?

Итог занятия.

Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг.

Рефлексия «Круг «От сердца к сердцу»

А сейчас давайте встанем в круг и улыбнемся друг другу

– Как приятно видеть улыбки друзей, чувствовать дружеские рукопожатия. Давайте возьмемся за руки и дружно скажем:

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья – луча серебристого, –

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Конспект интегрированного занятия (АБВГД и Я – дружная компания)

Цель: формировать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.

Образовательные:

  • Уточнить представления детей о добрых и плохих поступках и их последствиях.
  • Совершенствовать умение находить выход из сложных, противоречивых ситуаций.
  • Закреплять умение различать и передавать различное эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов;

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки общения.
  • Развивать умение пользоваться объяснительной речью, высказывать суждения, прислушиваясь к мнению других.
  • Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
  • Развивать конструктивные способности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, умение планировать совместную деятельность

Ход занятия:
1этап:организационно-мотивационный
(Звучит сигнал SOS, сигнал тревоги).

Воспитатель: Что это за звуки? (кто-то посылает нам сигнал о помощи). Давайте посмотрим кто же это? (Дети высказывают свои предположения). Кто бы это ни был, они нам оставили сообщение, давайте его послушаем.

Проблемная ситуация

обращение жителей острова. Здравствуйте ребята. С вами говорят, жители далекого острова. Злая колдунья наложила заклятье на наш остров, и все жители нашего острова разучились дружить. Мы не знаем своих имен, не знаем ласковых и волшебных слов, у нас нет друзей и поэтому нам очень скучно и грустно. Чтобы снять злое заклятье нам нужно построить Дом Дружбы, но работа эта не простая и мы просим у вас помощи!
Целеполагание

Читайте также:  Использование проектной технологии в логопедической работе

Воспитатель: Кто же нам отправил сигнал о помощи? Что случилось на острове? А что нужно сделать, чтобы снять заклятье злой колдуньи? Представляете как грустно жителям этого острова, давайте поможем им построить Дом Дружбы.
Нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. За каждое правильно выполненное задание мы будем получать часть схемы постройки дома, когда все задания будут выполнены – мы сможем собрать схему целиком и помочь жителям острова построить «ДОМ ДРУЖБЫ».

2 этап: основной

1 задание. Беседа

Воспитатель: Давайте присядем на стульчики. Скажите, а мы с вами дружные ребята? (ответы) Наше с вами первое задание рассказать жителям острова, что такое дружба и как нужно дружить.
Ребята, а у вас есть друзья? Как их зовут? В какие игры вы любите играть? (ответы детей)

Воспитатель:- Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

Дети: – Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.

Воспитатель: Чтобы дружба была крепкой, чтобы у вас было много друзей нужно уметь дружить. Давайте вспомним, как надо дружить?

  • Помогать друг другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  • Поделится с другом: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, не жадничай. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
  • Остановить друга, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
  • Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, если обидел друга, не бойся попросить прощения.

Воспитатель: Молодцы! Мы прошли первый этап пути, выполнили первое задание. И можем получить первую часть схемы (попросить ребенка повесить схему на магнитную доску.)

2-е задание. Мимическая игра с применением социо-игровой технологии. «Передавалки»

Воспитатель: А теперь давайте дружно возьмемся за руки и построим большой круг. Здорово! Ребята, а как можно узнать настроение у человека, как мы можем определить хорошее настроение у твоего друга или плохое?

Дети: – По лицу, голосу, поступкам.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Передавалки». Мы будем передавать друг другу разное настроение по кругу.

  • Передай улыбку соседу (по кругу).
  • Передай «сердилку» (сердитое выражение лица).
  • Передай «страшилку».
  • Передай «испуг».
  • Передай «грустинку»
  • Передай «удивление»
  • Передай «скучалку»
  • Передай «смешинку».

Вот как здорово получилось, и мы выполнили с вами второе задание и можем получить вторую часть схемы (передаю ребенку повесить на магнитную доску).

3-е задание. Рассматривание и обсуждение картин с изображением хороших и плохих поступков.

Воспитатель: Чтобы выполнить следующее задание, давайте присядем за стол.
В дружбе мы можем совершать, как хорошие поступки, которые сделают нашу дружбу крепче, а можем совершить и плохой поступок из-за чего можем очень сильно поссориться. Наше следующее задание определить, что такое хорошо, а что такое плохо для нашей дружбы.
Картинка с изображением хорошего поступка.

Воспитатель: Ребята, кого мы видим на этой картинке?

Дети: – На картинке мы видим детей.

Воспитатель: – Что делают дети?

Дети: – Играют, строят постройки из песка.

Воспитатель: – Ребята, кто считает, что дети на этой картинке поступают хорошо – поднимите зеленую карточку. Если кто-то считает, что плохо – красную.

Воспитатель: – Почему вы считаете, что дети совершают хороший поступок? (2 ребенка спросить)

Дети: – Дети играют дружно.
На слайде появляется картинка с изображением плохого поступка.

Воспитатель: – Ребята, а на этой картинке, что делают дети?

Дети: – Дерутся, ломают постройки, не могут поделить игрушки.

Воспитатель:– Давайте оценим поступки детей с помощью карточек. (Дети поднимают соответствующие карточки)

Воспитатель: – Почему вы считаете, что дети совершают плохой поступок? (спросить 2 ребенка)
На слайде появляются две картинки: хороший и плохой поступок.

Воспитатель:
– Ребята, какой можно сделать вывод, как нужно играть.

Дети: Играть хорошо – это играть дружно, а плохо – Ссориться и драться.

Воспитатель: и с этим заданием мы справились отлично, и можем получить 3ю часть схемы.

4-е задание. Подвижная игра «Найди друга»

Воспитатель: Бывает такое, что друзья ссорятся. Случалось у вас такое? (дети) А если поссорились, что нужно сделать? (дети) Давайте мы с вами поиграем в игру «Найди друга».
Посмотрите, у меня есть картинки с изображением героев мультфильмов. Сейчас я разделю вас две команды, и каждому достанется герой из мультика. Пока звучит музыка, вы гуляете. Когда музыка закончится, вам нужно будет быстро найти себе друга из мультфильма, улыбнуться ему и обнять его.
Маша – Медведь
Вини-пух – Пяточок
Крокодил Гена – Чебурашка
Мальвина- Буратино
Мы с вами большие молодцы, и отдохнули и 4ую часть схемы получили.

5-е задание. Решение моральных дилемм.

Воспитатель: Давайте присядем на стульчики. Ребята, попробуйте решить задачки, посмотрим, как у нас получится.
На улице метет страшная пурга. Мама, уходя на работу, строго- настрого запретила Сереже выходить из дома. Неожиданно зазвонил телефон. Сережа взял трубку и услышал взволнованный голос своего друга Андрюшки: «Ты мне нужен, срочное дело! Не мог бы сейчас прийти ко мне. »
Катя вернулась с весенней прогулки чумазая и мокрая. Посмотрела мама на дочку и сердито сказала: «Еще такая вернешься- не пущу гулять!» На другой день Катя гуляла аккуратно. Вдруг она услышала громкий плач- это маленькая Надюша упала в лужу и не может выбраться. Посмотрела Катя по сторонам- нет Надиной бабушки…

Воспитатель: Это было сложное задание, но я считаю, что мы справились, и можем получить 5ую часть схемы.

6-е задание. Паутина добрых слов.

Воспитатель: Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответы детей). Очень важно уметь говорить приятные слова своим друзьям. Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.
У меня есть «клубочек дружбы», я обмотаю два раза свободный конец нити вокруг ладони и покачу клубок, например в сторону Марка, сопровождая движение добрым пожеланием или добрым словом. (Марк ты очень смелый мальчик!) Теперь ты Марк, обматываешь нитью свою ладонь 2 раза и с добрыми словами передаешь клубок своему другу или подруге.
(Сильный, надежный, верный, веселый, воспитанный, культурный, смелый, храбрый, справедливый, честный, красивый и т.д).

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. За что мы получаем 6 часть схемы.

Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания и можем собрать схему постройки Дома Дружбы. Давайте подойдем к магнитной доске и попробуем собрать нашу схему. (Воспитатель предлагает детям собрать схему постройки дома).
Молодцы, а теперь, так как мы с вами дружные ребятки, мы построимся в дружный паровозик и поедем строить Дом Дружбы.
Дети подходят к мягким модулям и, используя схему, подбирают нужные модули и коллективно строят «дом дружбы».

Воспитатель:– Вот мы построили «дом дружбы». Благодаря вашим стараниям и знаниям он получился большой, красивый, светлый. Давайте проверим, получилась ли у нас снять заклятье злой колдуньи.

Слайд с жителями острова. Ребята огромное спасибо, вы помогли спасти наш остров, разрушили злое заклятье и теперь мы снова научились дружить. До свиданья ребята, желаем вам, никогда не ссорится со своими друзьями, потому что друг – это ценный клад, ему всякий рад!

Воспитатель:
– Помогли мы жителям острова? (ответы детей)
– Что мы для этого сделали?
– Ребята, давайте вспомним все правила дружбы

Схема Дома Дружбы

Конспект интегрированного занятия (АБВГД и Я – дружная компания)

Тема «Стихотворение И. Сурикова «Зима»

Для облегчения заучивания поэтических произведений эффективен такой прием, как поэтапное рисование сюжета. Особенно он ценен, в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи. Рисунок позволяет детям запомнить последовательность разворачивания сюжета, а также слуховой образ дополнить зрительным и таким образом создать более полный образ произведения.

Интегрированные занятия также являются эффективной формой, которая позволяет через синтез различных видов деятельности и использование различных анализаторов создать целостный, эмоциональный понятный детям образ и установить межпредметные связи.

  • развивать способность детей эмоционально воспринимать содержания стихотворения, понимать его смысл
  • формировать умение передавать в рисунке зимний пейзаж;
  • закрепить представления детей о жанре «стихотворение»
  • развивать способность детей передавать содержание стихотворения в рисунке
  • закрепить технические навыки детей в рисовании.

Материалы: Стихотворение «Зима» И. Суриков; иллюстрации с изображением зимнего пейзажа; гуашь; кисти; баночки с водой; альбомные листы; палитра; салфетки.

Предварительная работа : наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона. Рассматривание репродукций о зиме. Прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

– Дети, я хочу вас пригласить на прогулку в зимний лес. А как мы сможем туда добраться? (Предложение детей).

– Ребята, у меня есть волшебная палочка, она поможет нам.

– Палочка волшебная, огоньком взметнись, окно в природу отворись.

– Дети, представьте, что вы сейчас находитесь в зимнем лесу. Какими цветами раскрасила волшебница Зима все вокруг? ( Дети рассматривают иллюстрации и картины с изображением зимнего леса, отвечают на вопросы).

– Я знаю стихотворение про зиму. Прочитать? Стихотворение называется «Зима» написал его И. Суриков.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Читайте также:  Перспективное планирование логоритмических занятий в старшей группе детей с ОНР

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы – и зима настала.

– Вам понравилось стихотворение? Все слова вам знакомы? (объясняю детям значение слов: пеленою, непробудно, морозцы).

– Хорошо бы его выучить. А кому мы могли бы его рассказать? (Маме, папе, сестре, бабушке)

Дети рассматривают, иллюстрации в это время читаю стихотворения.

  • О чем стихотворение?
  • Какой снег в стихотворение?
  • Что происходит со снегом, куда он ложится?
  • Какой лес?
  • Что говорится про лес в этом стихотворение?
  • Какие стали дни?
  • Как светит солнце?
  • Что пришло и что настало?

– Кто хочет сам рассказать стихотворения? (выслушиваем всех детей, если нужно подсказываем).

– Молодцы, все запомнили стихотворение! А вдруг забудете, когда будете рассказывать дома?

(подвести детей к тому, чтобы они сами предложили нарисовать то, что им больше всего запомнилось).

А теперь давайте нарисуем. Подумайте, какой цвет вы выберите для раскраски зимнего пейзажа: (Голубой, белый, коричневый). Подумайте, как вы будете располагать на листке бумаги зимний пейзаж. А теперь самое время приступить к работе.

Дети берут гуашь, кисть, альбомный листок и садятся за стол.

Итог: Готовые работы дети располагают на доске.

  • Давайте вспомним, о чем мы сегодня беседовали? (о зиме)
  • Что нового узнали (новые слова, стихотворение выучили).
  • Кто хочет рассказать стихотворение, пользуясь своей подсказкой? (рисунком).

(Дети по желанию рассказывают стихотворение).

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (дети 5 – 6 лет) по теме “Сюрприз”. Это конспект интегрированного занятия, направленного на поддержания интереса к интеллектуальной деятельности. Воспитание интереса к математике и желание заниматься.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Сюрприз”
Цели:
Поддержание интереса к интеллектуальной деятельности, проявление настойчивости, целеустремленности.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Называть, дни недели, части суток, месяцы года. Развивать логическое мышление, внимание.
Развивать зрительно-моторную координацию, моторику рук.
Воспитывать организованность, сосредоточенность, интерес к познавательной деятельности. Продолжать ориентироваться на листе бумаги, закрепить название геометрических фигур. Воспитывать интерес к математике, желание заниматься.
Речевые: продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей. Закрепить название диких животных и их детенышей.
Развивающие: развивать логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.
Социально- коммуникативное развитие
Закреплять умение согласовывать свои действия с другими.
Воспитывать умение действовать в команде, четко оценивать результат.
Развивать умение внимательно слушать товарища, не перебивать его.
Расширять, уточнять актуальность словаря.
Упражнять в подборе определений к заданному слову.
Развивать умение строить сложноподчиненные предложения.
Совершенствовать фонематический слух.
Художественно-эстетическое развитие
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
Отгадывание загадок.
Физическое развитие
Формировать умение выполнять движения легко и непринужденно.
Испытывать положительные эмоции при физической активности.
Развивать способность к самоконтролю при выполнении движений, спортивных упражнений.
Формировать представление о здоровом образе жизни, умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Материал: на каждого ребенка листы бумаги с геометрическими фигурами , наборы геометрических фигур; мяч, картинки с цветами, с животными, карточки с цифрами; сюрприз – конфеты.
Методические приемы: сюрпризный момент; худ. слово; игровые приемы; индивидуальная работа; вопросы; использование музыки.

– За правильное выполненное задания я вам дарю одну деталь от базла.
Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будите получать одной детали. В конце путешествия посмотрим, что из этих деталей можно сложить.
2 задание:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ЦВЕТОК».
Ребята отгадывают загадки и находят соответствующие картинки.
1. Стоят в поле сестрички –
Желтый глазок, белые реснички. (ромашка)

2. Рос шарик белый,
Пушистый.
А подул ветерок –
Остался стебелек. (одуванчик)

3. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)

4. Белые горошки
На зеленой ножке. (ландыш)

5. Повернулось к солнцу
Золотое донце. (подсолнух)

6. Голова на ножке,
А в голове – горошки. (мак)

7. Красные звездочки
По земле рассыпались. (гвоздики)

8. Что в хлебе родится,
А есть не годится? (василек)

9. Вот звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчик)

10. Лик пахучий,
А хвост колючий. (роза)
Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием и я вам даю ещё одну деталь.
3 задание:
А сейчас мы с вами поиграем в игру «ПОЛЕЗНОЕ НЕ ПОЛЕЗНОЕ».
Воспитатель берёт мяч и задаёт вопросы. Дети отвечают.
Отлично справились с моими задачами. Постарались. За это я вам дарю ещё одну деталь от базла.
А сейчас у нас разминка.
Физминутка:
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эх! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эх! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
Вот так чудо тренировка!
4 задание:
Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КОВРИК»
– У вас на столах лежат волшебные коврики, на которых нарисованы разные геометрические фигуры. А рядом тарелочки с геометрическими фигурами вам нужно внимательно посмотреть и собрать такой-же коврик на чистом листе. (ети выполняют задание). Молодцы справились с заданием. Вот вам ещё одна деталь.
5 задание.
Игра «РАССЕЛИ ЦИФРЫ ПО КВАРТИРАМ»
Воспитатель выставляется домик с окошками.
Посмотрите на этот домик, какое числа живут на этажах? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы количество окошек соответствовало цифре. Давайте начнем с самого верхнего этажа. Посчитайте сколько окошек и поселите цифру . Молодцы, справились и с этим заданием.
6 задание:
Игра «ЗАГАДКИ».
1) «Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос». (медведь).
2) «Серый, зубастый, по угодьям рыщет. Кого съесть ищет» (волк).
3) «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета». (заяц).
4) «Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет». (лиса).
(когда отгадают загадку, выставить соответствующую картинку).
– А как можно назвать всех этих животных одним словом?
(дикие животные).
Игра «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ».
– А сейчас давайте вспомним в каких сказках встречаются эти персонажи: медведь, волк, заяц, лиса.
(дети называют сказки).
Игра «НАЗОВИ ДЕТЁНЫШЕЙ».
– Медведь – (медвежонок, медвежата).
– Волк – (волчонок, волчата).
– Заяц – (зайчонок, зайчата).
– Лиса – (лисенок, лисята).
Молодцы! Вы справились с заданиями. За вашу сообразительность, я дарю вам ещё одну деталь. Ну вот, все части пазла у меня закончились. У вас осталось последнее задание.
7 задание:
«СОБЕРИ ПАЗЛЫ»
Чтобы узнать какой сюрприз вас ждет, вам нужно собрать пазлы.
И с этим заданием вы справились. За это я дарю вам вазочку с конфетами. Воспитатель раздаёт конфеты. Конфет очень много, что можно сделать, как вы думаете? (угостить гостей) дети угощают. Вам понравилось искать сюрприз и выполнять задания? Какие задания больше понравились? (ответы детей).
А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.
На этом занятие окончено. Спасибо!

Настольно-дидактическая игра «В деревне»

Аннотация: Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является овладение ребёнком устной речью, который может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения. И так как я являюсь активным участником образовательного процесса в дошкольном учреждении, то моя деятельность нацелена на достижение детьми этих ориентиров Стандарта.

Чтобы реализовать данные ориентиры, я совершенствую свою логопедическую работу применением новых форм взаимодействия с воспитанниками и родителями ДОУ.

Хочу рассказать о такой дидактической игре, которая направлена не только на автоматизацию поставленных звуков, но и на формирование лексико – грамматического строя речи и развитие связной речи. Данная игра была мной специально изготовлена, чтобы помочь детям овладеть правильной, грамотной речью.

Настольно — дидактическая игра «В ДЕРЕВНЕ»

I вариант игры

Цель: автоматизация звуков Р и Рь в речи; формирование лексико – грамматического строя речи

  • закреплять правильное произношение звуков Р и Рь в сериях слов различной слоговой структуры;
  • закреплять понимание грамматических категорий и форм слов (согласование числительных с существительными, образование форм множественного числа существительных в именительном падеже и родительном падеже; образование существительных с уменьшительно – ласкательном значением);
  • закреплять умение пользоваться этими категориями в заученной, отраженной и самостоятельной речи;
  • закреплять умение изменять форму слова в зависимости от вопроса или ситуации;
  • обогащать и развивать словарный запас, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  • закреплять знания об обобщающих понятиях.
  • развивать логическое мышление, фантазию;
  • развивать зрительную память;
  • закреплять умение детей ориентироваться на плоскости.
  • развивать познавательный интерес к речевым занятиям;
  • воспитывать самоконтроль за правильностью своей речи;
  • воспитывать умения слушать друг друга.

Возраст: старший и подготовительный дошкольный.

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.

Материал: сюжетная картинка без действующих лиц (игровое поле); набор маленьких предметных картинок (цветных) на звуки Р и Рь; карточки с цифрами от 1 до 6 (можно использовать кубик).

Взрослый перед ребёнком/детьми выкладывает игровое поле, на котором будут размещаться предметные картинки. Ребёнку/детям нужно выбрать картинку и цифру.

В соответствии с данной цифрой на игровое поле выкладываются картинки под счёт (1 корова, 2 коровы, 3…).

То же самое нужно сделать и с другими предметными картинками.

  • «Посчитай»
  • «Посчитай у соседа»
  • «Один – много»
  • «Назови ласково»
  • «Кто это? Что это?»

II вариант (усложненный)

Можно усложнить игру, предложив детям составить по картинкам предложения, небольшие рассказы.

Цель: автоматизация звуков Р и Рь в речи; развитие связной речи детей.

  • закреплять правильное произношение звуков Р и Рь в связной речи;
  • работать над умением составлять развёрнутые предложения, а также последовательные и связные рассказы;
  • учить детей оформлять свои рассказы грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей.
  • развивать логическое мышление, фантазию;
  • развивать зрительную память;
  • закреплять умение детей ориентироваться на плоскости.
  • повышать интерес к составлению развёрнутых предложений, рассказов;
  • преодолевать страх ребёнка перед построением творческих связных рассказов;
  • воспитывать самоконтроль за правильностью своей речи;
  • воспитывать умения слушать друг друга.
Читайте также:  Сказкотерапия в коррекции нарушений речи

Описание игры: Взрослый перед ребёнком/детьми выкладывает игровое поле, на котором будут размещаться предметные картинки. Ребёнку/детям нужно выбрать картинку и цифру. В соответствии с данной цифрой на игровое поле выкладываются картинки под счёт (1 корова, 2 коровы, 3…). Тоже самое нужно сделать и с другими предметными картинками. Потом нужно с этими словами составить интересные предложения, рассказы.

Данное пособие можно дополнять другими предметными картинками (курятник, свинарник, коровник, сарай, трактор, топор и другие), придумывать различные сюжетные ситуации.

Для более эффективной работы по введению поставленного звука в связную речь можно ввести такие виды логопедических работ:

1) «Игра в гости» — ребёнок забирает проигранную игру домой (мини-вариант). «Поиграли – вернули».

2) Работа с домашними тетрадями: вкладывать в домашние тетради черно – белую сюжетную картинку без действующих лиц, а также отдельный листок с набором предметных картинок на определённый звук. Ребёнку нужно маленькие картинки раскрасить, вырезать и приклеить на сюжетную картинку. Потом составить предложение или рассказ, используя каждую предметную картинку.

Дидактическая игра «В деревне».

Описание игры: на большом листе изображен деревенский пейзаж, во дворе гуляют домашние животные со своими детенышами. Логопед предлагает ребенку помочь животным позвать своих детенышей (логопед дает образец выполнения задания).

– Мы позовем гусенка – Га-га-га.

– Мы позовем мышонка, позовем его тихо-тихо, чтобы не услышала кошка – Пи-пи-пи.

– Мы позовем теленка, мы будем звать его громко, он далеко ушел от коровы – Му-му-му.

– Мы позовем котенка, мы будем звать его ласково – Мяу-мяу.

– А теперь громко-громко позовем щенка – Ав-ав-ав.

(Все фигурки на сюжетной картинке свободно перемещаются, и во время звукоподражательных упражнений фигурки детенышей перемещаются ребенком к их мамам).

5. Развитие слухового внимания – различение неречевых звуков.

Ребенку демонстрируются предметы и звуки, которые издают эти звуки (ложка в стакане, шуршание бумаги, губная гармошка, свисток, колокольчик). Затем предметы убираются за ширму, а ребенку раздаются карточки-сигналы, на которых изображены, эти предметы. Логопед, за ширмой, издает звуки, а ребенок поднимает карточку-сигнал, на которой изображен предмет, издающий звук.

6. Развитие мелкой моторики – укрепление мышц рук.

Ребенок выполняет самомассаж кистей:

♦ Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением скорости (8–10 секунд);

♦ Грецкий орех положить между ладонями и выполнять круговые движения по часовой стрелке (8–10 секунд);

7. Итог занятия – логопед спрашивает у ребенка, звуки каких предметов они сегодня различали на занятии.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Заключение

Рекомендуемый в данном пособии дифференцированный логопедический массаж, должен проводиться на каждом индивидуальном занятии, перед артикуляционной гимнастикой, и входит в первый подготовительный блок индивидуального занятия. Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.

В подготовительный блок индивидуального занятия. Помимо логопедического массажа, должны быть включены еще артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой, дыхательные и голосовые упражнения, пальцевая гимнастика.

Основной блок индивидуального занятия посвящается коррекции произносительной стороны, куда мы относим:

♦ Уточнение артикуляционных укладов для постановки конкретного звука;

♦ Слуховая дифференциация звука с оппозиционными фонемами;

♦ Непосредственно постановка звука;

♦ Дифференциация звука в произношении;

♦ Отработка слов сложной слоговой структуры;

♦ Практическое усвоение навыков просодического оформления речи.

В связи с тем, что индивидуальное занятие должно быть насыщено упражнениями из указанных направлений, мы рекомендуем логопедический массаж строго регламентировать в пределах 4–5 минут от индивидуального занятия, при условии, что длительность занятия составляет в ДОУ 15–20 минут. Рекомендуемый нами логопедический массаж проводится не сеансами, а в ходе логопедического занятия.

[1] Ознакомление с зондовым и ручным логопедическим массажем осуществляется на дефектологических факультетах педагогических вузов (специальность 031800 «Логопедия» в рамках курса «Дизартрия».

Для проведения точечного массажа, логопедам необходимо пройти дополнительную подготовку на курсах повышения квалификации.

[2] Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. – Л., 1977.

[3] СМТ – синусоидальные модулированные токи, применяемые в физиотерапии. См. книгу «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», Москва, Советский спорт, 2000 г.

[4] Здесь и далее имеется в виду ногтевой фаланги указательного пальца ребенка, которая примерно соответствует пятому пальцу массажиста. Данные приводятся по работе И.В. Блыскиной и В.А. Ковшикова – С. Петербург 1995 год.

Дидактическая игра «В деревне».

Уже достаточно давно специалисты, говорят о том, что уровень речевого и познавательного развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

К сожалению, современные игрушки, игры, одежда разработаны и сконструированы максимально безопасно, но не эффективно с точки зрения развития мелкой моторики. И если раньше малыши старательно учились завязывать шнурки, застегивать пуговицы на одежде, вырезали и клеили картинки, то сейчас липучки и кнопки, красочные пособия с наклейками снизили до минимума потребность в повседневном развитии мелкой моторики.

Поэтому проблема развития мелкой моторики остается актуальной, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Тактильные ощущения и восприятия детей с ОВЗ характеризуются слабым различением мышечных ощущений, что приводит к плохой координации и только под влиянием специально организованных педагогических условий и коррекционного-развивающего обучения они постепенно сглаживаются.

Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «В деревне».

Основная цель дидактической игры «В деревне» развитие мелкой моторики.

Задачи использования дидактической игры:

  • развитие тактильного ощущения и восприятия, развитие зрительно-двигательной координации, согласованность действий обеих рук;
  • развитие речи, коммуникативных навыков;
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие конструктивных навыков;
  • развитие самоконтроля, сосредоточенности, умение дослушивать и выполнять инструкцию;
  • воспитание эмоционально-положительных эмоций от игровой деятельности.

Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста, дети ОВЗ без ограничения возраста.

набор заготовок разные по величине домашние животные и их детеныши, домик, фигурки бабушки и дедушки, игровое поле, разноцветные прищепки (желательно по цвету животных).

Игра может быть использована в индивидуальной работе по сенсорному воспитанию, как часть занятий по образовательным областям, а самостоятельной деятельности детей. Вариативность игры позволяет решать задачи познавательного, речевого, социально-коммуникативного, физического развития детей.

Примеры вариантов игры:

интеграция: социально-коммуникативное развитие.

  • развитие координации движений пальцев рук,
  • формировать знания детей о домашних животных, птиц, их детёнышах;
  • побуждать к обыгрыванию не сложных сюжетов, к двигательной импровизации;
  • воспитывать доброжелательные, дружеские отношения в общении с взрослым (детьми).

Использовать данную игру как настольный театр. Совместно с ребенком подготовить персонажей: прищепить прищепки, придумать клички животным, имена для дедушки и бабушки, развернуть игровое поле. Обыграть сюжет «У бабушки в деревне».

(подборка стихотворений к игре Приложение 1).

интеграция: речевое развитие.

  • развивать фонематический слух, звукоподражание;
  • расширять кругозор и активизировать словарный запас детей через ознакомление с новыми животными;
  • помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей;
  • формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия.

Совместно с ребенком подготовить персонажей: прищепить прищепки, развернуть игровое поле.

Рассмотреть и назвать животных, (пару или несколько пар), сравнить чем они отличаются (большие-маленькие, по характерным признакам, кто как кричит, и др).

предложить детям проиграть ситуацию «Помоги детенышам найти их маму».

интеграция: познавательное развитие.

  • расширять кругозор, знакомить с понятиями «деревня», «домашние животные и птицы»;
  • учить сравнивать объекты контрастных и одинаковых размеров;
  • формировать умение классифицировать;
  • формирование ориентировки в пространстве;
  • воспитывать любовь к животным.

Совместно с ребенком подготовить персонажей: прищепить прищепки, развернуть игровое поле.

Проигрывая сюжет «У бабушки в деревне» предложить ребенку разместить животных на разных частях игрового поля, например: птицы гуляют на одной полянке, животные на другой. Сравнить животных: корова – большая, теленок – маленький. В ходе игры объяснять, почему домашние животные живут в деревне, и др.

интеграция: художественно-эстетическое развитие (например рисование).

  • учить правильно держать кисть, карандаш, другое (для нетрадиционных техник);
  • передавать в рисунке характерные признаки (выделять в предмете основную форму крупных частей, передавать их положение (животного в движении, добавлять мелкие детали, передавать пропорции);
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • проявлять фантазию творчество.

Совместно с ребенком подготовить персонажей: прищепить прищепки, развернуть игровое поле.

Возможны варианты: изображение животных, детенышей. Рисование корма: зернышки, сено и др.

интеграция: физическое развитие.

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
  • тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

задачи артикуляционной гимнастики:

  • развитие подвижности языка;
  • развитие достаточной подвижности губ;
  • развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

задачи пальчиковой гимнастики:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики рук, подготовка кисти руки к письму;
  • развитие умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности;
  • развитие межполушарного взаимодействие (при работе двумя руками), повышается работоспособность коры головного мозга, стимулировать развитие мышления и пространственных представлений.

использовать игру в качестве пособия для физкультурных минуток (подборка физкультурных минуток Приложение 2), артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

Ссылка на основную публикацию