Академия Речи
Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии
Постановка и автоматизация звука З
Звуки [С] и [З] при нормальном развитии ребёнка появляются в 3–4 года. До этого момента они в речи могут отсутствовать (например, *амолет, *анки), подменяться другими звуками ([Т] и [Ф]), или иметь межзубное произношение. У ребёнка звуки появляются в подобной последовательности: в первую очередь [С], после закрепления этого звучания появляется [З].
В некоторых случаях дети оглушают З и тогда требуется помощь логопеда и систематичные занятия. Как правило, постановка звука З в этом случае обеспечивается артикуляционной гимнастикой для звука З.
Автоматизация звука З
Прежде чем приступать к коррекции речи, логопед определяет причину неправильного произношения, а затем способы постановки звука[З].
Первый шаг на пути к поправлению дикции — это метод подражания. Для того чтобы ребёнок мог визуально контролировать произношение, можно воспользоваться зеркалом. Родителям рекомендуем сначала потренироваться, чтобы было легче объяснить малышу, что от него требуется.
[З] является парным по звонкости для [С], вследствие этого все способы постановки [С] можно использовать и для [З]. То есть для получения [З] достаточно добавить голос при произношении.
Постановка [З] начинается с автоматизации [С].
Артикуляционная гимнастика для звука З:
- Улыбнёмся, откроем рот и сделаем горку языком как для [С].
- Далее дуем на горочку, понемногу, включая голос.
Если уже удалось добиться хорошо произносимый [С], то всё что необходимого сделать, чтобы получить правильный [З]— это посвистеть звонко и громко при произношении [С]. Можно положить ладошку на горлышко и проверить: при [С] в горлышке тихо-тихо, а при [З] — звенит колокольчик.
Постановка звука З
Как только удалось добиться чёткого произношения [З], попросите ребёнка проговаривать его громче и чётче.
Теперь можно проговаривать слоги в паузу, проверяя рукой, поёт ли горлышко:
- ЗА
- ЗО
- ЗУ
- ЗЫ
Если горлышку тяжело петь, то первоначально потянуть гласную и после подуть на горку:
- АЗ
- ОЗ
- УЗ
- ИЗ
Основное правило здесь согласные и гласные произносятся в паузу, то есть несколько протяжно. Это позволяет закрепить результат, понимая, как артикулируется звук.
Теперь можно попробовать проговорить простые слова с [З] вначале и середине слова, в паузу:
- Заяц
- Звезда
- Зуб
- Зонт
- Роза
- Коза
- Лоза
- Поза
Для формирования [З] с механическим воздействием можно использовать ватные палочки. Прежде чем приступить к механическому воздействию, попросите ребёнка прислонить широкий язык к зубам и широко открыв рот, протянуть (получится гласный похожий на [А]). Пока он тянет гласный звук надавите концом ватной палочки на переднюю часть спинки языка и попросите подуть на горочку. Получится [З].
Для постановки [ЗЬ] улыбнитесь, откройте рот и прислоните широкий язычок к нижним зубам, как при произношении [СЬ]. Теперь подуйте на язычок, и добавить голос. Зубки при этом сомкните для чистоты и держите улыбку.
Теперь нужно произносить слоги в паузу:
- ЗЯ
- ЗЁ
- ЗЮ
- ЗИ
На втором этапе нужно потянуть гласный и звонко подуть на горку:
- АЗЬ
- ОЗЬ
- УЗЬ
- ИЗЬ
Теперь следует проговорить простые слова в паузу, где [ЗЬ] находится вначале и середине слова:
- Зебра
- Зима
- Земля
- Зелень
- Везёт
- Козий
- Газета
Постановка звука [ЗЬ] с механическим воздействием происходит аналогично работе над [СЬ]:
- Ребёнок широко открывает рот и прислоняет широкий язык к нижним зубам и тянет звук [А].
- На середину языка кладётся ватная палочка.
- В момент нажатия на язык ребёнок дует на язык и получается [ЗЬ].
Упражнения для постановки звука З
Автоматизировать звук можно поэтапно при помощи упражнений, начиная со слогов и переходя к словам и предложениям.
Упражнения следует подбирать игрового характера, как, например, стихотворение «Зверинец». Воспитатель читает, а задача детей закончить стихотворные строчки в рифму. Все слова имеют корень «звер».
Стихотворение «Зверинец»
Вторая игра на повторение слов. Для этого необходимо подготовить парные изображения. Одну часть воспитатель оставляет себе, а остальные раздаёт детям.
Игра начинается с того, что воспитатель берёт карточку и говорит «Я взял зонт». Тот, у кого находится зонт в картинках, показывая, говорит «И у меня зонт». Обе карточки кладутся на стол. Так можно играть до тех пор, пока все изображения не будут разложены по парам.
Задача преподавателя в этой игре следить за чётким и звонким произношением звука [З].
Общие рекомендации
Коррекцией звукопроизношения можно постепенно начинать заниматься с 4–5 лет. Доверить эту работу лучше логопеду, так как самостоятельно у родителя не всегда получится исправить нарушенное звукопроизношение, а неправильная методика может навредить. Логопед определит, есть ли нарушения, что служит причиной, и какая гимнастика для артикуляции подойдёт в этом конкретном случае.
Автоматизация звука З в словах, слогах и предложениях
Звук [З] при нормальном развитии ребенка появляется в 3-4 года. До этого момента он может отсутствовать в речи (например, «*амок», «*еленый»), заменяться другими звуками, либо иметь межзубное произношение. [З] появляется только после того, как у ребенка закрепится звук [С].
Автоматизация звука З у детей дошкольного возраста представляет собой закрепление правильных движений артикуляционного аппарата при произношении. Чтобы его автоматизировать, первоначально нужно научиться произносить его изолировано, т.е. отдельно от остальных. Работа над автоматизацией ведется от простого к сложному, т.е. как только ребенок научиться справляться с одним типом упражнений, нужно переходить к более сложным заданиям.
Как мы произносим [З]?
При произношении [З]:
- губы не напрягаются, они слегка растянуты в улыбку;
- зубы сближены на 1-2 мм, нижние и верхние резцы обнажены;
- кончик языка упирается в основание нижних резцов (кончик языка широкий);
- по всей середине языка образуется желобок, по которому идет воздушная струя, образующая свистящий шум;
- боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних зубов (тем самым закрывается проход струи воздуха по бокам);
- воздух проходит вдоль языка, образовывая глухой С (при артикуляции З добавляется голос, без которого его звучание невозможно).
Автоматизация звука З в слогах
Автоматизация [З] в прямых слогах:
- ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА.
- ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО.
- ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ.
- ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ.
Есть упражнение «Дорожки» («По дорожке пробежали, звуки правильно назвали»). Задача – произнести их непрерывно, длительно (З-З-З-З-З-З-А-А-А-А-А, З-З-З-З-З-З-З-У-У-У-У-У), одновременно проводя указательным пальцем по «дорожкам».
В интервокальных слогах:
- ОЗА – ОЗО – ОЗУ – ОЗУ.
- АЗА – АЗО – АЗУ – АЗЫ.
- УЗА – УЗО – УЗУ – УЗЫ.
Со стечением согласных:
- ЗВА – ЗВО – ЗВУ – ЗВЫ.
- ЗДА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ.
- ЗНА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ.
Автоматизация звука З в словах
Автоматизация [З] в словах начинается после того, как ребенок научится четко произносить его изолировано и прошёл этап автоматизации звука в слогах. Логопед называет слова, выделяя голосом автоматизируемый звук. Слова нужно произносить без спешки, четко их проговаривая. Можно повторять их по 2-3 раза.
Автоматизация [З] в начале слова:
- зал, завал, задира;
- зарево, закат, засветло;
- заря, замок, загар, завод;
- затея, забор, заставка, застава;
- забава, загадка, заноза;
- зуд, зуб, зубок, зубы;
- зоб, зов, зонт, зол.
В середине слова:
- ваза, база, роза, коза;
- базар, береза, польза, фазан;
- глаза, пазуха, газон, узор;
- козырек, музыка, пузырек, называть;
- блуза, Лиза, гроза, дереза;
- казак, мозоль, позолота, доза.
Автоматизация звука З в предложениях
Автоматизация [З] в предложениях, состоящих из нескольких слов:
- «Звучание флейты – замечательное». «Зоя учит азбуку». «На газоне незабудки». «Зоин папа – музыкант» (из трех слов).
- «В заборе застрял зайка». «Зоя помазала порез мазью». «Злата правильно расставила знаки». «Зоя знает много загадок» (из четырех слов).
- «Тетя Зоя звонит в звонок». «На машине издалека везут арбузы». «Зоя купила в магазине зонтик». «Фазаны пьют воду из таза». «С неба упала золотая звезда» (из пяти слов).
- «На вокзале поезда стоят в ожидании». «Мама загадывает Зое загадку о зайке». «На дворе коза, у козы глаза» (из шести слов).
Автоматизация звука З в стихах
Стихотворения пригодятся логопедам и родителям для домашних заданий, чтобы ускорить процесс автоматизации.
Их достаточно много, поэтому для примера приведем одно:
«Видишь, смотрят из гнезда
два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
а второй покажет хвост».
Автоматизация звука З в скороговорках
«Замок закрыт на замок.
У входа в замок – звонок.
Вековая пыль на звонке –
Замок сто лет на замке».
«На заре в лесу спросонок
Мать-ежиха таз берет,
Мордочку ежонку трет».
Следуйте советам логопеда
Закрепить правильное произношение звука в речи можно, если выполнять домашние задания логопеда со своим ребенком. Учитывайте, что малышу должно быть интересно, поэтому нужно использовать больше наглядных материалов: показывайте ему картинки, рисуйте слова со звуком [З], раскрашивайте его, используйте сюжетные картинки.
Этот речевой материал для логопеда позволяет понять специфику работы с детьми в развитии правильного произношения. Лучше всего коррекцию проводить в дошкольный период, придерживаясь последовательности – от простого к сложному (слоги – слова – словосочетания – предложения и т.д.). А также, если в речи ребёнка нет каких-либо звуков или же они дефектны по произношению, например, «Р», то материал для автоматизации звука З подбирается так, чтобы в словах не присутствовал данный звук (к примеру, УЗОР, ГРОЗА и т.п.).
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе детей с ОВЗ. Данное занятие будет интересно учителям-логопедам, дефектологам, а так же воспитателям.
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся, полученных на занятиях по логопедии.
- обобщить знания детей по изученным буквам;
- уточнить и расширить словарный запас по данной теме;
- совершенствовать навыки построения сложного предложения;
- развивать связную и диалогическую речь;
- развивать общую, артикуляционную моторику и дыхание;
- развивать навыки письма;
- закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза;
- развивать внимание, мышление и память;
- развитие навыка самоконтроля за речью;
- поддержать интерес, внимание и хорошее настроение;
- воспитывать умение работать в коллективе;
Ход урока
Организационный момент.
Л.- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простое занятие, оно немного грустное, потому что мы сегодня с Вами прощаемся с букварем, но оно и конечно радостное, так как вы первоклассники выучили буквы, научились читать и совершили много открытий.
Л.- К нам на занятие сегодня пришел гость, попробуйте отгадать кто!?
Загадка:
В городке цветочном этом
целый год сияет лето.
И народ весёлый тут –
коротышками зовут.
Среди них Пилюлькин есть,
Лютик — всех не перечесть.
Самый главный, угадай-ка.
Ну конечно же (Незнайка!)
Л. — Правильно! Но он пришел к нам не с пустыми руками, а принес много интересных заданий, поможем ему выполнить их!?
2. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Л. — Помним с чего мы начинаем наше каждое занятие? Правильно, с гимнастики.
Упражнения: «Лягушка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок», «Лопаточка».
Дыхательная гимнастика.
Л. — Отгадайте загадку:
Когда он отцветает –
Непременно улетает!
Только дунь на «сарафанчик» –
Улетает …
Л. — Правильно, молодцы! Давайте вместе с Вами подуем на наши одуванчики!
Используется логопедическая программа: «Игры для Тигры».
Игра: « Какие буквы потеряли элементы?»
Л. — Ребята, давайте с Вами посмотрим на доску. Наши буквы потеряли свои элементы! Давайте поможем Незнайке найти их!
Дети выполняют задания, поочередно выходя к доске и дописывая элементы буквам.
Л.- Молодцы, но это еще не все!
Игра: «Найди неправильно написанную букву»
Л.- Незнайка такой невнимательный, что перепутал все наши буквы, кто хочет первый исправить ошибки Незнайки?
Дети поочередно исправляют ошибки выходя к доске.
Физкультминутка.
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали,
Сели – встали,
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойнее дышать.
4. Письмо.
Игра: «Логопедическая арифметика»
Л. — Друзья, Незнайка нам приготовил интересное задание, называется «Логопедическая арифметика». Нам нужно с Вами выполнить арифметическое действие, но не с цифрами, а со словами.
Дети выполняют задания и записывают полученные ответы в тетрадь.
5. Итог занятия.
Л. — Вот и подходит наше занятие к концу. Незнайка лично убедился, как вы знаете буквы и какие вы все молодцы. Давайте попрощаемся с Незнайкой.
Л. — Вам понравилось занятие? Что больше всего Вам запомнилось?
Л. — Вы все сегодня хорошо поработали, молодцы. До свидания!
Прощай, Букварь!
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Материал к празднику Букваря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к праздничной программе “Прощай, Букварь!” | 2.87 МБ |
Праздник “Прощание с Букварем!” | 49.44 КБ |
Подписи к слайдам:
Праздничная программав 1 классе
Спасибо тебе, Букварь!
Предварительный просмотр:
( празднично- игровая программа с родителями)
Цель: в игровой форме совместно с родителями провести прощание с букварем по окончании учебного курса;
развить коммуникативные способности первоклассников , закрепить основные понятия букваря;
воспитывать умение общаться , совместно трудиться на общее благо.
Классная комната украшена шарами, парты для каждой команды, на столах фломастеры, карандаши, учебник «Букварь»,
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу – «Букварь». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря стараниям, трудолюбию и желанию учиться.
Много праздников прекрасных
На листках календаря,
А меж ними тоже праздник
Школьный – праздник Букваря.
К нам на праздник пришли веселые человечки. Отгадайте картинный кроссворд и определите, по какой книге они научились читать. – слайд 2
Оказывается, это тоже Букварь!
Ребята, а что же это за волшебная книга – букварь?
С этой книжкой – самой первой –
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
2 ученик:
В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах букваря.
3 ученик:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
4 ученик:
Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали
На страницах букваря.
5 ученик:
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах букваря.
6 ученик:
Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре.
Букварем букварь назвали,
Потому что учит он
Буквой – видимым значком.
Ведущий: А ну-ка, буквы, стройтесь в ряд! Я – командир, вы – мой отряд!
Всем известна буква «А» –
Буква очень славная.
Да к тому же буква «А»
В алфавите главная.
Буква «Б» проснется рано,
Буква «Б» бочонок с краном!
Умывайся! Будь здоров!
Богатырь Борис Бобров.
Вот буква «В» видна вдали,
Как будто крендель испекли,
Перед вами буква «Г»
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге
Горбит спину буква «Г».
Видны за окнами дома
И дети на дорожках.
А вот и буква «Д» сама
На самоварных ножках.
«Е» и «Ё» — родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы «Ё» две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук: «ж-ж-ж».
«3» не просто завитушка,
«3» — пружина, крендель, стружка.
На калитку посмотри –
Чем она не буква «И»?
Между двух прямых досок
Она легла наискосок.
Букву «Й» зовут «и кратким».
«Й» как «И» в твоей тетрадке.
Чтобы «Й» не путать с «И» –
Сверху палочку пиши.
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он — как буква «К».
Алфавит продолжит наш
Буква «Л» — лесной шалаш.
Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали.
На букве «Н» я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла,
До того она кругла –
Покатиться бы могла.
На хоккее, на футболе
Буква «П» — ворота в поле.
Буква «Р» — на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
Полумесяц в небе темном
Буквой «С» повис над домом.
Буква «Т» стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
«Т» — в антенну превратилась
И на рынке очутилась.
Ты найдешь сучок в лесу
И увидишь букву «У».
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой «Ф».
«X» — забавная игрушка,
Ветру вольная подружка.
Буква «Ц» — внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Да, вы правильно решили:
«Ч» мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Посмотри на букву «Ш»
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Буква «Щ» поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик — твердый знак,
Чтобы не облиться!
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква «Ы» –
Все мы знать ее должны.
Буква «Р» перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Буква «Э» на «С» дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква «Ю»!
Буква «Я» шагает гордо.
Всем на свете буква «Я»
А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я?
Я не только буква «Я» –
Я буква, слог и слово.
Вы очень хорошо знаете буквы русского алфавита. Отныне и навсегда они ваши верные друзья. А сейчас вас ждут еще испытания. Стихи вы читаете отлично. А чему еще вы научились? Вот это мы сейчас проверим. Перелистаем страницы Букваря в последний раз.
Наша первая станция называется «Угадай-ка» – слайд 3. Сейчас я задам каждой команде по 4 вопроса, отвечать надо быстро и правильно. Жюри будет подсчитывать правильные ответы. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу. Подсказывать в нашем конкурсе строго запрещается! За подсказки команда будет наказываться штрафными баллами. Штрафными баллами будет наказываться и недисциплинированность команд. Будьте очень внимательны, думайте!
1 команда . 1) Прилетели галки в поле и уселись на снегу,
Стану я учиться в школе – разобраться в них смогу. (Буквы)
2 команда . 1) Как называется ящичек или папка для хранения карандашей и ручек? (Пенал)
3 команда .1) То я в клетку, то в линейку, написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)
4 команда . 1) Новый дом несу в руке, дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. (Портфель)
1 команда. 2) Назовите последнюю букву алфавита? (Я)
2 команда . 2) Если ей работу дашь- зря трудился карандаш (Стир. Резинка)
3 команда . 2) Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничкам. (Кисть)
4 команда . 2) В каком месяце бывают зимние каникулы? (Январь)
1 команда . 3) Что за чиж на черном поле чертит клювом рыхлый снег?
У чижа ни ног, ни крыльев, ни пера, ни пуха нет? (Мел)
2 команда . 3) Как называется перерыв между уроками? (Перемена)
3 команда . 3) 33 сестрички, ростом невелички,
Если знаешь их секрет, они покажут целый свет. (Буквы)
4 команда. 3) Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться, надо грамоте учиться. (Книга)
1 команда . 4) Отгадай, что за вещица? Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке, а на листах твоей тетрадки. (Ручка)
2 команда . 4) Стоит дом, огромный дом, ребятишек много в нем.
Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа)
3 команда . 4) Как называется комната для занятий в школе? (Класс)
4 команда . 4) Назовите первую букву русского алфавита. (А)
2 . Убери из каждого слова по одной букве. Она может находиться в начале слова, в конце или середине. Оставшиеся буквы должны образовать новое слово. Запиши его. Вот так:
Полк —
Склон —
Экран —
Беда —
Спрут —
Тепло —
Краска —
Уксус —
Лампа —
Учебник —
Ответ: Пол, слон, кран, еда, прут, тело, каска, укус, лапа, ученик.
Учитель: Наша следующая станция «Смекалка» ( ребусы). – слайд 4 – 6
Учитель: Станция «Собирай-ка!» – слайд 7.
Каждая группа получает по набору букв, из которых составляет слово, а затем читает его. Слова для составления: школьник, учебник, карандаш, ученица, букварь. . Кто выполнит это задание первым, получит 4 балла, следующая команда – 3 балла и т.д. Молодцы!
Учитель: Станция «Найди ошибку!» – слайд 8.
Ведущий: Молодцы ребята! Скажите мне, пожалуйста, кто собирает вам портфель? А я сейчас проверю, как вы собираете дома портфель!
Игра для вас «Собери портфель» . Если я называю предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши. А если этот предмет не нужен, то топаете ногами. Готовы?
Вечером, вечером,
Делать уже нечего.
Портфель я соберу
Всё, что нужно положу:
Учебники и книжки,
Игрушечную мышку,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
Кисточки и краски,
Новогодние маски,
Ластик и закладки,
Ручки и тетрадки,
Карандашики цветные,
И матрёшки расписные
Прописи и папки,
Конфетки, шоколадки,
Воздушные шары,
Спортивные штаны,
Кеды и футболку
Нитки, ножницы, иголку.
Расписание, дневник,
Собран в школу ученик.
Учитель: Станция «Перепутово» – слайд 9-10.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Очень странные дела
1. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползёт зелёный лук ,
С длинными усами”
2. Не учил уроки Коля,
А играл в футбол,
Оттого в его тетрадке
3. На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран.
4. Ехал дядя без жилета ,
Заплатил он штраф за это .
5. У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов .
Учитель: Станция «Собери алфавит!» . Дети собирают из рассыпавшихся букв алфавит.
Учитель: Вы сегодня молодцы! Пора подвести итоги! Я попрошу первоклассников сказать добрые слова мудрой книге «Букварь».
(Выходят дети с букварями в руках)
Ты, Букварь наш, отдохни.
Ты на полке полежи.
В школу в сентябре опять первоклассники придут.
И страницами твоими в царство грамоты войдут.
Ученик : Мы все, букварь, сказать хотим:
За всё тебя благодарим.
И всё, что сделал ты для нас,
Мы это помним, это знаем:
И вот взволнованно сейчас
Тебя мы с честью провожаем
«Спасибо» тебе, букварь!
Ученик: Он верным другом был для нас,
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя,
Ведь ждут нас новые друзья!
Ученик : Мы простимся с Букварём,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Учитель: Ну вот и перевернута
Последняя страница,
Теперь уже не с Букварем
Будем мы учиться.
Мы доброе слово сказать букварю
Сегодня должны все, ребята
Давайте же песню подарим ему,
Споём её вместе с друзьями. (Слайд 11)
(Все Буквы выходят на сцену)
Исполняется песня «Прощай, Букварь!» ( Слова и музыка Людмилы Мельниковой)
Дети прощаются с Букварём.
ЧИТАЛОЧКА В. Берестов
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушке трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Учитель: А сейчас самый звездный момент. Каждому умному первокласснику вручается Грамота за то, что он прошел полный курс мудрой книги «Букварь».
– Сегодня Букварь не прощается с вами. Он говорит вам «До свидания». Здравствуй, книга для чтения «Капельки солнца».
(Под музыку «Выглянуло солнышко» детям вручается книга для чтения «Капельки солнца».)
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
– В народе говорят: «Азбука – это ступенька к мудрости». Вот вы и преодолели самую первую, самую трудную, самую важную ступеньку! Поздравляю вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совмещённое мероприятие для первоклассников.
Прощай, букварь! Сценарий составила Тернова В.Н.
Это полностью разработанный сценарий праздника.
Сценарий празника “Прощай Букварь!”.
Праздник – Прощай, Букварь.
Цель: провести праздник прощания с 1-м классом, подвести итоги за год.Задачи:- привитие любви к книге, развитие интереса к чтению; расширение кругозора;- коррекция и развитие познавательного инт.
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа
Горячкина Екатерина Владимировна,
учитель-логопед 1 категории, стаж 5 лет
МАДОУ центр развития ребёнка-
детский сад № 8 “Огонёк”
Цели:
– Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;
– Познакомить детей с графическим образом буквы;
– Формировать навык слитного чтения;
– Готовить руку к письму, формировать графические навыки;
– Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
– Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;
– Закрепить произношение гласных звуков;
– Автоматизировать звук «Б» в слогах, словах и предложениях;
-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;
– Развивать общую моторику, координацию движений;
– Развивать мягкую голосоподачу;
– Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;
– Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;
– Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;
– Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества, чувство любви к диким животным.
Оборудование: картинки с дикими животными; мнемодорожка; картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот); магнитная азбука, карандаши, рабочие тетради, таблица для чтения В.Д. Юрчишина «Вижу, читаю, пишу», мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
– Войдет тот, кто правильно назовет гласный звук в конце слова: мак, кот, дым, суп, кит, жук, пыль.
II. Развитие мягкой голосоподачи.
И.п. стоя. Голосовое упражнение «Немое кино».
– Будьте внимательны, я буду показывать звуки без голоса, а потом мы с вами их пропоем. (Звукоряды: АУИ, ИУА, ИАУ)
– Молодцы ребята, занимайте свои места.
III. Развитие произношения и обучение грамоте.
1. Сообщение темы.
– Послушайте внимательно слова, какой звук часто встречается в начале этих слов: бочка, батон, бант, банан, Буратино. (правильно звук «Б»). Сегодня вы познакомитесь со звуком «Б» и научитесь его четко произносить.
2. Характеристика звука «Б» по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед показывает мнемодорожку.
-Давайте вместе произнесем звук «Б».
-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)
-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук «Б» звонкий.
– Звук «Б» – согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его синей фишкой, он будет жить в синем домике.
3. Развитие фонематического слуха.
– Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук «Б», хлопните в ладоши.
Ба, ха, па, бы, ты, мы, бо, по, но, бу, ту, пу….
4. Произнесение звука «Б» в словах.
Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук «Б» (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).
Логопед раздает детям картинки. И просит их обозначить звук «Б» на схематической полоске слова.
– Возьмите, полоски. Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте звук «Б», на полоске соответствующей фишкой.
ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы»
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
5. Произношение звука «Б» в связной речи.
– Повторяйте за мной читстоговорки.
Ба – ба – ба – на избе была труба.
Бу – бу – бу – побелили мы трубу.
6. Обучение элементам грамоты.
– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б». Из каких элементов состоит буква Б (из длинной и короткой палочки, полукруга).
Буква Б – просыпается рано.
Буква Б – бочонок с краном.
– Построим из пальцев букву «Б».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
– На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р), каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».
– Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.
7. Слитное чтение слогов с буквой «Б».
– Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.
8. Дифференциация в словах, предложении.
8.1. Звуковой анализ слова БЫК – запись слова в тетради, составление схемы. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )
– Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.
– Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
– Назовите первый звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
– Назовите первый звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
– Сколько всего звуков в этом слове?
– Сколько гласных?
8.2. Игра «Преврати слово». Выкладывание слов: бык – бок – бак – бук. (Работа у доски)
– Перед вами на доске выложено слово БЫК. Измените в этом слове звук «Ы» на звук «О», какое слово получиться. Измените букву в слове.
– Измените в этом слове звук «О» на звук «А», какое слово получиться. Измените букву в слове.
– Измените в этом слове звук «А» на звук «У», какое слово получиться. Измените букву в слове. Посмотрите ребята, изменяя в слове одну только буквы мы меняем смысл слова.
8.3. Работа с деформированной фразой. Анализ предложений, графическая запись схемы в тетради.
– Послушайте слова. Составьте из них предложения. Белка, запасать, шишки.
– Давайте запишем в тетради предложение «Белка запасает шишки» в виде схемы.
– Сколько слов в этом предложении. (Три слова). Обозначьте данные слова графически, полосками под предложением.
– Назовите первое слово в предложении. Назовите второе слово в предложении. Назовите третье слово в предложении. Обратите внимание, что слова в предложении следуют друг за другом, как солдаты в строю.
9. Итог занятия.
– С каким звуком мы познакомились? (Со звуком «Б»)
– Что вы можете рассказать о букве «Б»
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002203 дата отправки заказной бандероли 9 октября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502666131987
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
Разработки занятий для логопеда
Разработки занятий для логопеда [52] | Презентации для логопеда [98] |
Разное для логопеда [15] | Рабочие программы для логопеда [10] |
Занятие по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных ОНР. Конспект сопровождается презентацией.
Целевая аудитория: для логопеда
Вызвать у детей потребность в общение с людьми. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме: «Домашние животные». Умение узнавать и называть животных по картинкам.
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие мышления. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Задачи реализуются через игровые ситуации.
Целевая аудитория: для логопеда
Конспект урока по теме “Дифференциация Т-Д” представлен в рамках современного логопедического занятия. В ходе работы используются элементы проектной деятельности: умение следовать инструкции, сравнивать результат с тем, что требовалось выполнить; включение индивидуальных заданий в зависимости от зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Разработка будет полезна учителям- логопедам, работающим в школе.
Целевая аудитория: для логопеда
Конспект урока по теме “Письмо Деду Морозу” представлен с элементами гимнастики мозга. В ходе рабочего часа вводится атмосфера интереса- тайны. Происходит знакомство с правилами написания письма, а так же уделяется внимание словарю Ожегова. Дети являются активными партнёрами учителя на протяжении всей коррекции. Такой подход соответствует современным требованиям.
Целевая аудитория: для логопеда
Конспект урока по теме “Дифференциация звуков С-Ш” представлен с использованием приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Обеспечение взаимодействия правого и левого полушарий является основой интеллектуального развития. На занятии дети формируют тему занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск необходимой информации. Формируют самооценку на основе успешной деятельности.
Целевая аудитория: для логопеда
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков ж-ш. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.
Целевая аудитория: для логопеда
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции нарушений звукопроизношения
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
– тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
– развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
– актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
– развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
– развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
– воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.
Целевая аудитория: для 4 класса
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в середине слова. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Желание помочь и угостить Степшку морковкой поддерживает интерес и внимание ребёнка на протяжении всего занятия.Специальные задания для школьников тренируют навыки чтения и письма.
Целевая аудитория: для логопеда
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков с-ш в слогах. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.
Целевая аудитория: для логопеда
Конспект индивидуального занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие проводятся на этапе автоматизации звука Р в слогах и начале слова. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. Вместе с попугаем Рома, ребёнок отправиться на поиски клада, в конце занятия его ждёт сюрпризный момент.
Целевая аудитория: для логопеда
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 – 2020 Сообщество учителей-предметников “Учительский портал”
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Весна»
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Весна»
Цель: закрепить знания детей о весне, приметах весны.
Задачи:
– обобщение знаний детей о весне, ее приметах;
– уточнение и расширение словаря по теме «Весна»
– совершенствование грамматического строя речи: составление простых предложений, согласование прилагательных, а также числительных с существительными, уточнение и расширение глагольного словаря
– развитие артикуляционной моторики;
– формирование правильного уклада свистящих звуков;
– развитие речевого дыхания;
– развитие тонкой и общей координации движений
– формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности;
– воспитание любви к природе
Оборудование: конфета (сюрпризный момент), солнце, ручеек, карточки – капельки по количеству детей, подснежник (части цветка и целый), изображение грача.
Ход занятия:
- Вводная часть
Воспитатель показывает детям конфету, кто ее принес, никто не знает, но на ней написано:
Ты конфету разверни
Но сначала догадайся
Кто же их прислал тебе.
Положила я подсказки
Разгадайте их скорей,
А потом и угощайтесь,
Угости своих гостей!
Воспитатель достает из конфеты первую подсказку – солнышко.
– Солнышко. И что же мы должны с ним делать? А давайте посмотрим на него внимательно, и пусть каждый из вас скажет – какое солнышко? (дети называют прилагательные)
Ну, а теперь давайте скажем, что делает солнышко? (дети произносят глаголы)
Воспитатель хвалит детей, ставит солнышко на наборное полотно. Достает вторую подсказку – подснежник (части цветка).
– Что же это? (предлагает собрать все части) Цветок. А как он называется? Почему его так называют?
Воспитатель показывает картинку с изображением целого цветка, читает стихотворение:
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
А сейчас давайте выполним упражнение для дыхания. Давайте понюхаем цветок – медленно втянем воздух через нос. Потом нужно задержать дыхание, а затем на выдохе сказать: как вкусно пахнут цветы! Посмотрите, как это сделаю я. (Далее под контролем логопеда выполняет каждый из детей.)
Воспитатель помещает цветок на наборное полотно и достает третью подсказку – грача.
Читает загадку: Это птица. Она прилетает к нам когда растает снег. Кто это? (показывает картинку)
– Посмотрите какой у грача клюв? (острый). Воспитатель предлагает пройти к зеркалам и показать язычком какой клюв у птицы (выполняют упражнения Лопата, Иголочка, Часики, затем под контролем самих детей выполняют – Футбол, положив ладони на щечки)
Воспитатель хвалит детей и спрашивает о том, что же делают животные с приходом весны.
Физ.мин. Звериная зарядка.
Раз – присядка присесть
Два – прыжок подпрыгнуть
Это заячья зарядка ладони поставить на голову, как ушки
А лисята, как проснутся кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться потянуться
Обязательно зевнуть зевнуть, прикрыв рот ладонью
Ну и хвостиком вильнуть. Движение бедрами
А волчата – спинку выгнут прогнуть спину
И тихонечко подпрыгнут подпрыгнуть
Ну а мишка косолапый, руки полусогнуть в локтях, ноги поставить на ширине плеч
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе переступать с ноги на ногу
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинайте все сначала! Развести руки в стороны
Следующая подсказка – ручеек с капельками.
– В какое время года бегут ручьи?
– А здесь еще и капельки есть. Они не простые – волшебные (воспитатель раздает детям капельки). Посмотрите на обратную сторону капли и скажите сколько маленьких капелек там спрятано (по образцу воспитателя).
3. Заключительная часть
– Все подсказки закончились. Давайте еще раз вспомним о чем мы говорили (подводит итог занятия). Догадались кто отправил нам эту конфету? Молодцы, я тоже думаю, что это весна. Давайте проверим.
Воспитатель достает из большой конфеты маленькие, угощаются сами и угощают гостей.
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Весна»
Цель: закрепить знания детей о весне, приметах весны.
Задачи:
– обобщение знаний детей о весне, ее приметах;
– уточнение и расширение словаря по теме «Весна»
– совершенствование грамматического строя речи: составление простых предложений, согласование прилагательных, а также числительных с существительными, уточнение и расширение глагольного словаря
– развитие артикуляционной моторики;
– формирование правильного уклада свистящих звуков;
– развитие речевого дыхания;
– развитие тонкой и общей координации движений
– формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности;
– воспитание любви к природе
Оборудование: конфета (сюрпризный момент), солнце, ручеек, карточки – капельки по количеству детей, подснежник (части цветка и целый), изображение грача.
Ход занятия:
- Вводная часть
Воспитатель показывает детям конфету, кто ее принес, никто не знает, но на ней написано:
Ты конфету разверни
Но сначала догадайся
Кто же их прислал тебе.
Положила я подсказки
Разгадайте их скорей,
А потом и угощайтесь,
Угости своих гостей!
Воспитатель достает из конфеты первую подсказку – солнышко.
– Солнышко. И что же мы должны с ним делать? А давайте посмотрим на него внимательно, и пусть каждый из вас скажет – какое солнышко? (дети называют прилагательные)
Ну, а теперь давайте скажем, что делает солнышко? (дети произносят глаголы)
Воспитатель хвалит детей, ставит солнышко на наборное полотно. Достает вторую подсказку – подснежник (части цветка).
– Что же это? (предлагает собрать все части) Цветок. А как он называется? Почему его так называют?
Воспитатель показывает картинку с изображением целого цветка, читает стихотворение:
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
А сейчас давайте выполним упражнение для дыхания. Давайте понюхаем цветок – медленно втянем воздух через нос. Потом нужно задержать дыхание, а затем на выдохе сказать: как вкусно пахнут цветы! Посмотрите, как это сделаю я. (Далее под контролем логопеда выполняет каждый из детей.)
Воспитатель помещает цветок на наборное полотно и достает третью подсказку – грача.
Читает загадку: Это птица. Она прилетает к нам когда растает снег. Кто это? (показывает картинку)
– Посмотрите какой у грача клюв? (острый). Воспитатель предлагает пройти к зеркалам и показать язычком какой клюв у птицы (выполняют упражнения Лопата, Иголочка, Часики, затем под контролем самих детей выполняют – Футбол, положив ладони на щечки)
Воспитатель хвалит детей и спрашивает о том, что же делают животные с приходом весны.
Физ.мин. Звериная зарядка.
Раз – присядка присесть
Два – прыжок подпрыгнуть
Это заячья зарядка ладони поставить на голову, как ушки
А лисята, как проснутся кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться потянуться
Обязательно зевнуть зевнуть, прикрыв рот ладонью
Ну и хвостиком вильнуть. Движение бедрами
А волчата – спинку выгнут прогнуть спину
И тихонечко подпрыгнут подпрыгнуть
Ну а мишка косолапый, руки полусогнуть в локтях, ноги поставить на ширине плеч
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе переступать с ноги на ногу
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинайте все сначала! Развести руки в стороны
Следующая подсказка – ручеек с капельками.
– В какое время года бегут ручьи?
– А здесь еще и капельки есть. Они не простые – волшебные (воспитатель раздает детям капельки). Посмотрите на обратную сторону капли и скажите сколько маленьких капелек там спрятано (по образцу воспитателя).
3. Заключительная часть
– Все подсказки закончились. Давайте еще раз вспомним о чем мы говорили (подводит итог занятия). Догадались кто отправил нам эту конфету? Молодцы, я тоже думаю, что это весна. Давайте проверим.
Воспитатель достает из большой конфеты маленькие, угощаются сами и угощают гостей.
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Весна»
Цель: закрепить знания детей о весне, приметах весны.
Задачи:
– обобщение знаний детей о весне, ее приметах;
– уточнение и расширение словаря по теме «Весна»
– совершенствование грамматического строя речи: составление простых предложений, согласование прилагательных, а также числительных с существительными, уточнение и расширение глагольного словаря
– развитие артикуляционной моторики;
– формирование правильного уклада свистящих звуков;
– развитие речевого дыхания;
– развитие тонкой и общей координации движений
– формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности;
– воспитание любви к природе
Оборудование: конфета (сюрпризный момент), солнце, ручеек, карточки – капельки по количеству детей, подснежник (части цветка и целый), изображение грача.
Ход занятия:
- Вводная часть
Воспитатель показывает детям конфету, кто ее принес, никто не знает, но на ней написано:
Ты конфету разверни
Но сначала догадайся
Кто же их прислал тебе.
Положила я подсказки
Разгадайте их скорей,
А потом и угощайтесь,
Угости своих гостей!
Воспитатель достает из конфеты первую подсказку – солнышко.
– Солнышко. И что же мы должны с ним делать? А давайте посмотрим на него внимательно, и пусть каждый из вас скажет – какое солнышко? (дети называют прилагательные)
Ну, а теперь давайте скажем, что делает солнышко? (дети произносят глаголы)
Воспитатель хвалит детей, ставит солнышко на наборное полотно. Достает вторую подсказку – подснежник (части цветка).
– Что же это? (предлагает собрать все части) Цветок. А как он называется? Почему его так называют?
Воспитатель показывает картинку с изображением целого цветка, читает стихотворение:
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
А сейчас давайте выполним упражнение для дыхания. Давайте понюхаем цветок – медленно втянем воздух через нос. Потом нужно задержать дыхание, а затем на выдохе сказать: как вкусно пахнут цветы! Посмотрите, как это сделаю я. (Далее под контролем логопеда выполняет каждый из детей.)
Воспитатель помещает цветок на наборное полотно и достает третью подсказку – грача.
Читает загадку: Это птица. Она прилетает к нам когда растает снег. Кто это? (показывает картинку)
– Посмотрите какой у грача клюв? (острый). Воспитатель предлагает пройти к зеркалам и показать язычком какой клюв у птицы (выполняют упражнения Лопата, Иголочка, Часики, затем под контролем самих детей выполняют – Футбол, положив ладони на щечки)
Воспитатель хвалит детей и спрашивает о том, что же делают животные с приходом весны.
Физ.мин. Звериная зарядка.
Раз – присядка присесть
Два – прыжок подпрыгнуть
Это заячья зарядка ладони поставить на голову, как ушки
А лисята, как проснутся кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться потянуться
Обязательно зевнуть зевнуть, прикрыв рот ладонью
Ну и хвостиком вильнуть. Движение бедрами
А волчата – спинку выгнут прогнуть спину
И тихонечко подпрыгнут подпрыгнуть
Ну а мишка косолапый, руки полусогнуть в локтях, ноги поставить на ширине плеч
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе переступать с ноги на ногу
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинайте все сначала! Развести руки в стороны
Следующая подсказка – ручеек с капельками.
– В какое время года бегут ручьи?
– А здесь еще и капельки есть. Они не простые – волшебные (воспитатель раздает детям капельки). Посмотрите на обратную сторону капли и скажите сколько маленьких капелек там спрятано (по образцу воспитателя).
3. Заключительная часть
– Все подсказки закончились. Давайте еще раз вспомним о чем мы говорили (подводит итог занятия). Догадались кто отправил нам эту конфету? Молодцы, я тоже думаю, что это весна. Давайте проверим.
Воспитатель достает из большой конфеты маленькие, угощаются сами и угощают гостей.