Конспект индивидуального занятия: Дифференциация звуков С-Ш в речи

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]–[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»

Разделы: Логопедия

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] – [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

I. Организационный момент.

– Заходит ребёнок, здоровается!

– Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

– Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка”).

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
– Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

– Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

– Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

– Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

– К нам сегодня пришёл ещё один гость – это кукла.

– Она сказала, что зовут её Фафа.

– Ты слышала когда – либо такое имя?

– А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

– Поможем ей в этом?

– Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

– И вот первое задание.

– Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

– Как зовут нашу гостью? (Саша).

– Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

– Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

– Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

– Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

– Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

– Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

– Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Са – ша – са

Ус – уш – ус

шо – со – шо

аш – ос – уш

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

– Поехали дальше. По дороге мы встретили сундук, он необычный.

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 – 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог – селим на первый этаж, если два слога – на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

– Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй – ка”.Игра с мяом.

– Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

Са – шасо – шосу – шу
Сы – шиста – штаспа – шпа
Сма – шмасла – шласна – шна
Сутки – шуткимиска мишка
Каска – кашкакасса – каша
Маска – Машкаплюс – плюш

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

– Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, – ой, – ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, – ой, – ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

– А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

Поехали дальше. Спустили пар: с-с-с.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

– Необходимо выложить схему имени – Саша.

– Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

– Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

– Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

– Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

Клоун – это ……У сосны огромный …………..
Кошка съела бедную ……..Снегурочка подарила Маше ……
Малыш ест вкусную …….У солдата большая ……..

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

– Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

– Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

– Назови звуки пропущенные в словах?

– А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

– Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] – [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.

Конспект индивидуального занятия. Дифференциация звуков “С-Ш”
план-конспект занятия по логопедии на тему

Конспект индивидуального занятия. Дифференциация звуков “С-Ш”

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_individualnogo_zanyatiya_ssh.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ш]

Цель: дифференциация звуков [С] – [Ш].

  • Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи
  • Учить различать эти звуки на слух и в произношении,
  • Закрепить навык преобразования прилагательных от существительных,
  • Определение места звука в словах.
  • Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля;
  • Знать артикуляционные упражнения;
  • Знать графический образ буквы Ш и С;
  • Развивать фонематический слух
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Совершенствовать слуховое внимание, память
  • Развивать целостное восприятие
  • Развитие мелкой и общей моторики.
  • Воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитание самостоятельности и инициативности.

Оборудование: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.

-Представь, что мы сейчас в лесу. Покажи какие там большие деревья (поднимает руки)

-Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья (быстро шевелит пальчиками)

-Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны (покачивается и машет руками)

-Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки (садимся)

2. Характеристика звуков

– Как шумела листва от теплого ветерка (Ш-ш-ш).

– Как подул холодный ветер (С-с-с).

– Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

– Какой у нас звук С?

– согл,твердый,глухой,струя холодная, посередине.

-с огл,тв,глухой,струя теплая,широкая.

3. Отработка в слогах.

-Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними. Вот подошли звуки к Красному замку, какие звуки в нем живут? (гласные).

– Давай подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А, что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)

– Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо. Потом решили поговорить между собой. Сначала удивленно-Са-Са? Ша-Ша?.

Потом восхищенно-Су-Су! Шу-Шу!.

А потом грустно-Со-Со-Со. Шо-Шо-Шо.

– Пошли звуки С и Ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они в Страну Чудес. «Ой,да здесь все предметы с нашими звуками!»

Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».

-Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем (звуковичками)

Выложим слоги-са, заменим гласный А на звук О. Какой получился слог? Со.

– А теперь заменим согласный С на звук Ш. Слог Шо.

– А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.

4. Динамическая пауза

– Изобразите мимикой и позами предметы и существа, которые вы увидели в Стране Чудес.

На-на-на изображаем мы слона.

Ву-ву-ву изобразим мы сову.

Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.

Лет-лет-лет полетим как самолет.

5. Отработка в словах

– Сейчас в нашей стране время года – зима.

– И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками. Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С- в сани.

– Где находятся звуки – в начале, середине или в конце?

-Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы, повторяйте за мной:

лон-лон-лон на лопате едет слон,

СА-са-са на луне сидит лиса.

– Смотрите, к нам прилетела птица. В ее названии есть слог куш, как она называется (кукушка).

– Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле, который живет один в замке. Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.

-Послушайте что он натворил:

Кошка ловит миску,

мама моет мышку.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Пожарный носит каску,

-А как надо правильно сказать?

-Чтобы Страшилка все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:

Ласка-какой будет? (Страшила-Ласковый).

– Молодец! У тебя все получилось!

6. Д/и «Составь слово»

– Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово, получилось слово Сок. Шуба-утка-мак получилось Шум.

-Отгадайте загадки: теплая, пушистая, греет нас зимой(шуба)

– Сколько слогов. посчитай.

– Мягкие лапки, а в лапках царапки(кошка).

– Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).

-Давай выучим стихотворение про звуки.

Не путайте спеша звук С со звуком Ш

Мохнатенького мишку не называйте миской

А если кот съел крысу не говорите крышу.

7. Скороговорки и пословицы

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Шила в мешке не утаишь.

Дальше в лес – больше дров.

8. Мелкая моторика рук.

– Давай поможем Страшилке заштриховать эти буквы. (Ребёнок штрихует буквы С и Ш).

12. Итог занятия

– Вот мы уехали из Страны Чудес.

– Тебе понравилось путешествие?

– С какими звуками мы путешествовали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып.

Конспект индивидуального занятия. “Дифференциация звуков Л – Р”.

Цель: Развить умение дифференцировать звуки С и Ш. Задачи: 1. Пробуждение интереса к познанию звуков С;Ш.

Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] – [р’] в словах; закрепление знаний по теме «Перелетные птицы». .

конспект индивидуального занятия подготовительной группы, дифференциация звуков С – Ш. Путешествие с Тигренком в страну правильной речи.

учить дифференцировать звуки [C] – [Ш].

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

Дифференциация звуков С – Ш. Конспект индивидуального занятия.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Цель: Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
s-sh.docx149.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

Дифференциация звуков [C]- [Ш]

«В гостях у смешариков»

Якунина Анна Алексеевна

Цель: Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях.

  • уточнение артикуляционно-акустических признаков звуков [C]- [Ш];
  • совершенствование навыков правильного произношения звуков [C]-[Ш] в слогах, словах, предложениях;
  • развитие умения переключения с одного артикуляционного уклада на другой;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие темпо – речевых компонентов речи;
  • дифференциация звуков [C]- [Ш] в слогах, словах, предложениях;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза (наличие отсутствие звука в слове)
  • развитие мелкой моторики рук, зрительно – двигательной координации;

Оборудование: картинки с изображением Нюши и Совуньи; палочка с разноцветной ниткой; небольшой мяч; предметные картинки; «Волшебный мешочек»; презентация «Зарядка с Нюшей»; игрушечный шкаф с одеждой; двусторонний скотч.

Логопед : Здравствуй! Я знаю, что твой любимый мультфильм – Смешарики! Я предлагаю тебе отправиться в гости к смешарикам и немного с ними поиграть! Ты не против? Идти нам придется по извилистой тропинке. Помнишь, мы с тобой ходили по дорожке, если видели синий камушек – свистели, а если зеленый – шипели! Вот и наша тропинка тоже разноцветная – сине – зеленая!

Для начала нужно вспомнить как выглядят наши губки, что делает язычок и какой ветерок дует когда мы свистим и шипим!

Свистим – губы улыбаются, язычок внизу, зубы сомкнуты, ветерок холодный!

Шипим – губы круглые, зубы сомкнуты, язычок вверху виде чашечки, в которой горячий чай, поэтому и ветерок дует теплый!

Упражнение «Дорожка» (к палочке привязана нитка, окрашенная синим и зеленым цветами; ребенку нужно крутить палочку, наматывая нитку и произносить звук [C], когда видим синий отрезок дорожки и звук [Ш] – когда видим зеленый отрезок).

Логопед: Да, непростая дорожка, извилистая! А вот и наши любимые смешарики! (картинки с изображением Совуньи и Нюши). Ты их узнала? Они хотят с нами подружится и предлагают всем вместе спеть их любимые песенки!

Игра с мячом «Песенки» (логопед катит ребенку мяч и произносит цепочки слогов, которые нужно повторить; слоги произносятся с разным ритмическим рисунком, ударением, в разном темпе)

СА – СА – СА СА – СА – ША

СУ – СУ – СУ ШУ – ШУ – СУ

СЫ – СЫ – СЫ ШИ – ШИ – СЫ

ШО – ШО – ШО ШО – СО – ШО

ШЕ – ШЕ – ШЕ СЭ – ШЕ – ШЕ

Логопед: Здорово! Нюше и Совунье очень понравилось петь вместе с нами песни! Но что – то они не веселые! Нюша, Совунья, что случилось? Я поняла, они расстроены из – за того, что пока играли перепутали все свои вещи… Давай мы им поможем разобраться где чей предмет. Совунья возьмет себе только те картинки, в названиях которых живет звук [C], а Нюша, только те картинки, в названиях которых живет звук [Ш].

Игра «Волшебный мешочек» (в мешочке лежат картинки, ребенок достает по одной, называет слово, определяет наличие определенного звука и отдает картинку нужному персонажу).

Логопед: Отлично справилась с заданием, наши подружки рады, что ты помогла им навести порядок. Устала, наверное? Нюша предлагает немного отдохнуть и выполнить зарядку. Вставай, скорее!

Физкультминутка с Нюшей

Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмём,
А потом их разведём,
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.

Логопед: Отлично отдохнули! Совунья и Нюша предлагают проверить насколько ты внимательна, они будут называть свои вещи то правильно, то неправильно, а тебе нужно внимательно слушать и если будут ошибки обязательно их исправить.

Игра «Правильно – неправильно» (называть слова, заменяя звук [C] на звук [Ш] и наоборот; либо произносить слова правильно)

Логопед: И с этим заданием справилась на отлично? Я очень рада. Наши подружки Совунья и Нюша очень любят наряжаться. Посмотри, у них в шкафу много разных нарядов. Совунья любит все полосатое, а Нюша – в горошек. Давай поможем девочкам выбрать себе наряды!

Игра «Наряжайся» (в игрушечном шкафу лежат разные предметы одежды, ребенку необходимо вы брать нужные и составить словосочетания; ребенок выбирает нужные и приклеивает на персонажа на двусторонний скотч)

полоСатая Шапка, полоСатый Шарф, полоСатые Шорты

Сарафан в горошЕк, Сапоги в гороШек, Сумка в гороШек

Логопед: Какие красивые Нюша и Совунья. Расскажи, пожалуйста, что же они надели?

Игра «Расскажи» (составление предложений со звуками [C] – [Ш])

У Совуньи полоСатая Шапка. У Совуньи полоСатый Шарф. У Совуньи полоСатые Шорты.

У Нюши Сарафан в гороШек. У Нюши Сапоги в гороШек. У Нюши Сумка в гороШек.

Логопед: Наши красавицы Нюша и Совунья рады были встрече с тобой, приглашают еще в себе в гости! Спасибо тебе большое!

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмём,

А потом их разведём,

А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып.

Конспект индивидуального занятия. “Дифференциация звуков Л – Р”.

Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] – [р’] в словах; закрепление знаний по теме «Перелетные птицы». .

Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.

Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.

конспект индивидуального занятия подготовительной группы, дифференциация звуков С – Ш. Путешествие с Тигренком в страну правильной речи.

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С-Ш)»

галина кузина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С-Ш)»

ЦЕЛЬ. Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С, (Ш) в слогах, в словах, во фразах.

• развитие фонематического восприятия;

• развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

• активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;

• формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;

• формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

• стимулирование детей к речевым высказыванием;

• воспитание доброго отношения друг к другу.

Оборудование: игрушки (кошка, собачка, картинки со звуками (С-Ш, пособия для дыхательной гимнастики

Ход занятия.

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

(Дети поднимают руки).

Подул теплый ветерок: Ш-Ш-Ш, зашелестели листочки.

(Дети быстро- быстро сгибают и разгибают пальчики)

Подул холодный ветер: С-С-С, закачались сосны

(Дети покачиваются и машут руками.)

Ветер затих – не шелестят больше ни листочки, ни ветки.

Снова подул ветер.

(Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)

2. Сообщение темы занятия.

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)

Как подул холодный ветер? (С-С-С)

Сегодня мы будем повторять звуки С-Ш. К нам пришли гости, отгадайте кто:

«В дом чужого не пущу, без хозяина грущу» (Собачка)

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет.» (Кошка)

Есть в этих словах звуки (С) и (Ш) и где они находятся? (Ответы детей)

Собачка и кошка хотят с вами поиграть. Давайте разомнемся.

3. Артикуляционная гимнастика:

В доме ротике живет.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

Свою лошадь запрягать.

Затем увидел маляра.

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Приустали и присели,

Покататься на качели.

Индюки ходили мимо

Рядом дятел дерево долбил.

Он жуков там находил.

Язычок наш погулял.

Много нового узнал.

Он немного претомился.

К себе в домик воротился.

4. Дыхательная гимнастика

Игра “Греем руки”: дуть на ладошки, меняя силу выдоха.

Игра “Дышим носом”: поочерёдное вдыхание и выдыхание воздуха, то правой, то левой ноздрёй.

5. Произношение звуков С-Ш в слогах.

Игра «Запомни и повтори»

СА-СА-ША СО-СО-ШО АША – АСА- АША

ШИ-СЫ-ШИ СУ-ШУ-СУ АШИ-АСЫ-АСЫ

АШ-АШ-АС УС-УШ-УС АШ-АС-АС

6. Произношение звуков С-Ш в словах

САШКА-ШАШКА ШОК-СОК ШУТ-СУД

ШУТКИ-СУТКИ ВАШ – ВАС УШИ-УСЫ

ПОШЕЛ – ПОСОЛ ШИФОН-СИФОН ШКАЛА-СКАЛА

КАШКА-КАСКА МИШКА-МИСКА БАСНЯ-БАШНЯ

Игра «Подарим картинки собачке и кошке»

(Набор картинок со звуками (С) (Ш).)

7. Физминутка «Кошка»

«Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.

Улыбнулась, потянулась и присела на карниз»

8. Произношение звуков в чистоговорках

Давайте вспомним чистоговорку про кошку.

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.

А ваша маленькая смешная кошка ушла с окошка»

А сегодня мы выучим новую чистоговорку

«Мы купили кошке к празднику сапожки,

Причесали ей усы, сшили новые штаны»

9. Словообразование. Рифмовки-путаницы.

Собачка захотела с вами поиграть в игру – путаницу, заменяя «путанные» звуки и слова на правильные.

Кошка ловит «миску», Пожарный носит «кашку»,

Мама моет «мышку». Саша ела «каску»

На виду у детворы Танцует Миша в «машке»

«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске»

10 Произношение звуков с, ш в предложениях.

Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков в словах.

1. Кто ведёт поезд? машинист

2. Что светит днём? солнышко

3. Как называется человек, который пасёт стадо? пастушок

4. Чем покрыто тело кошки, собаки? шерстью

5. Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? сушки

6. Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? смешной

7. Как называются маленькие крапинки на лице? веснушки

8. Как называется дорога, по которой едут машины? шоссе

11. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук (С, поднимите руку, если услышите звук (Ш).

Называются слова: мишка, маска, сын, сабля. машина, сапоги, Миша, Маша, соль, санки, шапка, шуба, автобус, стол, шашки, шишки

12 Итог занятия

Ребята, кошке и собачке очень понравилось, как вы с ними играли, они еще придут к вам в гости. А вам в какие игры понравилось играть? (Ответы детей)

Вы сегодня проговаривали слоги и слова, подбирали подходящие слова к стихотворениям, учили чистоговорки, играли в разные игры.

Зачем мы это всё делали?

Дети: «Мы учились различать звуки С и Ш

Все молодцы, очень постарались.

Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет. Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха. Занимаясь проблемой развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Развивающая игра «Чудесный мешочек» Цели: Автоматизация звуков, находящихся в словах в разных позициях; Формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью; Развитие.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Анастасия Буданова
Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

План-конспект индивидуального занятия

Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

• уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];

• закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];

• учить различать эти звуки на слух;

• развивать фонематический слух;

Сюжетная картинка; предметные картинки со звуками [с] – [ш]; изображения главных героев.

Ход занятия

Орг. момент: К нам пришли в гости Саша и Маша. Они зовут нас прогуляться в лес. Покажи, какие там большие деревья. Подул теплый ветерок, зашелестели листья: ШШШ-пошевелить пальчиками. Подул холодный ветерок:ССС-покачиваться и махать руками. Ветер затих, не шевелятся ни листочки, ни ветки- расслабиться.

Вспомним, как шумели листочки? ШШШ

Как подул холодный ветер? ССС

Какие звуки мы с тобой произнесли? (С и Ш)

Артикул. Гимнастика Давай расскажем Саше и Маша, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки.

Начинаем нашу зарядку для языка и губ:

3. «Блинчик» счет до 5/ остудили,

4. «Чистим зубки» (с внутренней стороны вверху/внизу; с внешней стороны, прижали язык к нижним зубам,

5. «Чашечка» (счет до 10,

6. «Вкусное варенье» (5 раз,

Дыхательная гимнастика. Молодец! Гимнастику для язычка мы выполнили. А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать:

1. «Кучер»: логопед и ребенок по очереди исполняют роль лошадки (цокают) и кучера (при сомкнутых губах говорят «тпру-у-у») – развиваем силу выдоха.

2.“Греем руки”: дуем на ладошки, меняя силу выдоха.

Развитие фонематического слуха. Наши друзья Саша и Маша, захотели поиграть. И спрятали в словах звуки. Ты должен их найти. Как только услышишь звук «С» ты должен хлопнуть в ладоши. А когда услышишь звук «Ш», ты должен топнуть ногой.

(уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь)

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Работа на уровне слова.

Ответь на Машины вопросы:

Что Мишутка будет делать зимой?

В какое время года проснется Мишутка?

Из чего Мишутка ест кашу?

Сравнение слов: МИШКА,МИСКА.

Назови звуки слова МИШКА по порядку. Сколько звуков в слове? На каком месте звук Ш? Назови гласные. Сколько слогов? Почему 2 слога? Составление схемы слова. (так же сделать анализ слова МИСКА)

Чем отличаются эти слова?

Работа на уровне словосочетания.

Наши друзья большие выдумщики. Они любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому слову.

– Шуба какая? (Шуба теплая, шуба большая, шуба мохнатая)

– Шорты какие? (Шорты короткие, шорты удобные, шорты синие)

– Шапка какая? (Шапка какая? (Шапка вязаная, шапка разноцветная, шапка красивая)

– Шары какие? (Шары воздушные, шары лёгкие, шары красивые)

– Сумка какая? (Сумка удобная, сумка вместительная, сумка женская)

Итог занятия

– С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш]

– Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].

– Выполним последнее задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Тема: «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Цель: закрепить умение детей правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [п]-[б] в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Дифференциация звуков Л – Ль. Цель: учить дифференцировать звуки Л – Ль в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального занятия с использованием ИКТ на тему: Автоматизация звуков [с], [с`] в словах. Цели: 1. Развитие моторики органов артикуляционного аппарата, отработка правильной воздушной струи. 2. Автоматизация звуков [С], [С`] в словах.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [С-Ш] в слогах, словах» Цели: Дифференциация звуков [С], [Ш]. Задачи: -Развивать мышцы артикуляционного аппарата. -Развивать фонематическое восприятия. -Закрепить.

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в словах» Грамматическая тема: Дифференциация звуков Ш и С в словах. Лексическая тема: «Одежда» Цель: Учить дифференцировать Ш-С в словах, словосочетаниях,.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Конспект занятия по логопедии «Дифференциация звуков [Т], [К]» 1. Игра «Повтори слоги» та-ка-та ка-ка-та ка-ка-ка-та ак-ат-ак то-ко-то то-ко-ко ко-то-то-ко ок-от-от ку-ту-ку ту-ку-ку ту-ку-ту-ку ут-ут-ук.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Дифференциация [с] – [ш] в слогах, словах.”

Пухова Е.А., учитель–логопед, г. Салехард, ЯНАО.

Тема: дифференциация [с] – [ш] в слогах, словах.

Цель: Научить дифференцировать [с] – [ш] в слогах, словах.

Задачи: Образовательная: Закрепить знания о звуках [с] – [ш].

Коррекционная: Развитие высших психических функций.

Воспитательная: Формирование контроля за собственной речью.

Оборудование: 2 разрезные картинки, картинка поезда, конверты, палочки, кружочки и прямоугольники, игрушки, в названии которых есть звуки звуками [с], [ш], 2 домика для деления слов на слоги.

II. Введение в тему

– Сегодня мы с тобой совершим путешествие. Наш поезд отправляется с вокзала в город звуков, в один из его замков. Чтобы узнать в какой замок нам надо, нужно выполнить задание. Это задание находится в конверте. Возьми его, достань содержимое.

– Раз, два, три – картинки собери. Ребёнок называет получившиеся предметы. ( Шапка, сумка).

Какой первый звук ты слышишь в слове шапка, сумка? Чьи это песенки

Сегодня мы отправимся к звукам [с], [ш].

Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения. (горка – чашечка, улыбка – рупор )

IVАнализ артикуляции, акустический разбор

А чем различаются звуки [с] [ш]?( Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш].Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]. Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]). А что в этих звуках общего? (какие они?)

– Значит, сегодня мы путешествуем в синий замок, в замок согласных звуков.

Vдифференциация в слогах

– Построим железную дорогу для нашего поезда. Я называю слог со звуком [с] и кладу палочку, а ты называешь такой же слог, только со звуком [ш] и кладёшь палочку напротив моей (СА-ША; СО-ШО; СУ-ШУ;) а теперь положим шпалы (СЫ-ШИ; ША-СА; ШО-СО; ШУ-СУ; ШИ-СЫ; АСА-АША;АСО-АШО;АСУ-АШУ;АСЫ-АШИ)

VI. Развитие мелкой моторики

– Проверим, прочная ли у нас получилась железная дорога, а чтобы было веселей, будем петь песенку: СА-ША-СА; СО-ШО-СО;СУ-ШУ-СУ; ША-ША-СА; СА-СА-ША; ШУ-ШУ-СУ.

Указательным и средним пальцами “шагают” по шпалам построенной железной дороги.

Прочная дорога, теперь наш поезд без труда доберётся до синего замка.

VIIРазвитие фонематического слуха, дифференциация в словах

– Мы добрались до первой станции. На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам приготовили звуки. Открывай конверт. Что это за непонятные предметы? Сейчас станет всё ясно. Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а ты, когда услышишь звук [с] положишь на стол прямоугольник, а когда услышишь звук [ш], положишь кружок. (КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ; )

VIII. Развитие мышления

Не будем задерживаться на этой станции, нам нужно спешить.

Наступила ночь. – А что это виднеется впереди нашего поезда?

(Ребёнку даётся картинка с изображением силуэтов предметов). (ШАПКА, ВИШНЯ, МЫШКА, МЕШОК, САРАФАН, СТОЛ, СТУПЕНЬКИ, ДОСКА АНАНАС)

IX. Звуко-слоговой анализ

– Вот мы и добрались до следующей станции. Посмотри, сколько пассажиров вышло на этой станции! Помоги разместить пассажиров по домам. В первом доме живут жители, в именах которых, есть звук [с], во втором домике – звук [ш]. Кого ты поселишь в первый домик, а кого во второй? В каждом доме есть три этажа. (первый этаж – три квартиры – три слога; второй – две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог). Кого ты поселишь на первый, второй, третий этаж?

X. Развитие мышления

Пассажиры вышли, и наш поезд быстро доехал до синего замка. Звуки приготовили для тебя загадки, а отгадки на эти загадки находятся в синем замке. Отгадай загадку, найди соответствующую картинку, назови ее.

За ниточку хвостик Не галстук он, не воротник,

В руке я держал. А шею обнимать привык,

Ты улетел, Но не всегда, а лишь тогда,

А я побежал. (шар) Когда бывают холода. (шарф)

Не сокровище, а сверкает.

Не огонь, а греет.

Не живое, а двигается. (солнце)

Весной тает. (сугроб)

Вот мы и дошли до синего замка согласных звуков.

Над какими звуками мы сегодня работали? Чем они отличаются?

Читайте также:  План-конспект НОД Улицы нашего города
Ссылка на основную публикацию