Конспект индивидуального занятия: Дифференциация звуков С-Ш в речи

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]–[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»

Разделы: Логопедия

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] – [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

I. Организационный момент.

– Заходит ребёнок, здоровается!

– Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

– Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка”).

Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
– Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

– Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

– Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Упражнение “Чашечка”.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

– Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

– К нам сегодня пришёл ещё один гость – это кукла.

– Она сказала, что зовут её Фафа.

– Ты слышала когда – либо такое имя?

– А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

– Поможем ей в этом?

– Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

– И вот первое задание.

– Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

– Как зовут нашу гостью? (Саша).

– Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

– Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

– Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

– Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

– Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

– Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

– Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

– Поехали дальше. По дороге мы встретили сундук, он необычный.

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 – 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог – селим на первый этаж, если два слога – на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

– Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй – ка”.Игра с мяом.

– Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

Са – шасо – шосу – шу
Сы – шиста – штаспа – шпа
Сма – шмасла – шласна – шна
Сутки – шуткимиска мишка
Каска – кашкакасса – каша
Маска – Машкаплюс – плюш

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

– Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, – ой, – ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, – ой, – ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

– А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

Поехали дальше. Спустили пар: с-с-с.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

– Необходимо выложить схему имени – Саша.

– Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

– Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

– Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

– Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

Клоун – это ……У сосны огромный …………..
Кошка съела бедную ……..Снегурочка подарила Маше ……
Малыш ест вкусную …….У солдата большая ……..

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

– Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

– Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

– Назови звуки пропущенные в словах?

– А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

– Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] – [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.

Конспект индивидуального занятия “Дифференциация С-Ш”

Содержимое публикации

Конспект индивидуального занятия

Тема:Дифференциация звуков [С] – [Ш]

Цель:дифференциация звуков[С] – [Ш].

Образовательные:

Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи

Учить различать эти звуки на слух и в произношении,

Закрепить навык преобразования прилагательных от существительных,

Определение места звука в словах.

Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля;

Знать артикуляционные упражнения;

Знать графический образ буквы Ш и С;

Развивающие:

Развивать фонематический слух

Способствовать развитию логического мышления

Совершенствовать слуховое внимание, память

Развивать целостное восприятие

Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

Воспитание стремления овладеть правильной речью;

Воспитание самостоятельности и инициативности.

Оборудование: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.

Ход занятия

1.Организационный момент

-Представь, что мы сейчас в лесу. Покажи какие там большие деревья (поднимает руки)

-Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья (быстро шевелит пальчиками)

-Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны (покачивается и машет руками)

-Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки (садимся)

2. Характеристика звуков

– Как шумела листва от теплого ветерка (Ш-ш-ш).

– Как подул холодный ветер (С-с-с).

– Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

– Какой у нас звук С?

– согл,твердый,глухой,струя холодная, посередине.

-с огл,тв,глухой,струя теплая,широкая.

3. Отработка в слогах.

-Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними. Вот подошли звуки к Красному замку, какие звуки в нем живут? (гласные).

– Давай подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А, что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)

– Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо. Потом решили поговорить между собой. Сначала удивленно-Са-Са? Ша-Ша?.

Потом восхищенно-Су-Су! Шу-Шу!.

А потом грустно-Со-Со-Со. Шо-Шо-Шо.

– Пошли звуки С и Ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они в Страну Чудес. «Ой,да здесь все предметы с нашими звуками!»

Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».

-Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем (звуковичками)

Выложим слоги-са, заменим гласный А на звук О. Какой получился слог? Со.

– А теперь заменим согласный С на звук Ш. Слог Шо.

– А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.

4. Динамическая пауза

– Изобразите мимикой и позами предметы и существа, которые вы увидели в Стране Чудес.

На-на-на изображаем мы слона.

Ву-ву-ву изобразим мы сову.

Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.

Лет-лет-лет полетим как самолет.

5. Отработка в словах

– Сейчас в нашей стране время года – зима.

– И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками. Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С- в сани.

– Где находятся звуки – в начале, середине или в конце?

-Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы, повторяйте за мной:

лон-лон-лон на лопате едет слон,

СА-са-са на луне сидит лиса.

– Смотрите, к нам прилетела птица. В ее названии есть слог куш, как она называется (кукушка).

– Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле, который живет один в замке. Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.

-Послушайте что он натворил:

Кошка ловит миску,

мама моет мышку.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Пожарный носит каску,

-А как надо правильно сказать?

-Чтобы Страшилка все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:

Ласка-какой будет? (Страшила-Ласковый).

– Молодец! У тебя все получилось!

6. Д/и «Составь слово»

– Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово, получилось слово Сок. Шуба-утка-мак получилось Шум.

-Отгадайте загадки: теплая, пушистая, греет нас зимой(шуба)

– Сколько слогов. посчитай.

– Мягкие лапки, а в лапках царапки(кошка).

– Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).

-Давай выучим стихотворение про звуки.

Не путайте спеша звук С со звуком Ш

Мохнатенького мишку не называйте миской

А если кот съел крысу не говорите крышу.

7. Скороговорки и пословицы

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Шила в мешке не утаишь.

Дальше в лес – больше дров.

8. Мелкая моторика рук.

– Давай поможем Страшилке заштриховать эти буквы. (Ребёнок штрихует буквы С и Ш).

12. Итог занятия

– Вот мы уехали из Страны Чудес.

– Тебе понравилось путешествие?

– С какими звуками мы путешествовали?

Всероссийский профессиональный конкурс для педагогов «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ »

Международный хореографический конкурс-фестиваль к Дню танца «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП »

Всероссийская интеллектуальная викторина, посвященная 800-летию со дня рождения князя Александра Невского «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков С-Ш.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_zvukov_s-sh_v_dvuslozhnyh_slovah.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков С-Ш.

Тема занятия «Дифференциация звуков С-Ш в двусложных словах»

Данное занятие спланировано в соответствии с тематическим и перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. Дифференциация звуков и букв С — Ш происходит после того, как дети усвоили звуки С и Ш на предыдущих занятиях.

Основная проблема занятия: Дифференциация звуков С-Ш в двусложных словах.

Тема: «Дифференциация звуков С-Ш в двусложных словах»

Цель: Формировать умение дифференцировать звуки С-Ш в двусложных словах.

  • Закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков С-Ш;
  • Закрепить навыки дифференциации звуков С-Ш;
  • Развивать мелкую и общую моторику;
  • Развивать звукобуквенный, слоговой анализ и синтез;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Развивать память, внимание, логическое мышление;
  • Воспитывать речевое общение;
  • Воспитывать познавательную активность, коммуникабельность;

Оборудование: 2 разрезные картинки, предметные картинки с звуками С и Ш, картинка поезда, конверты, палочки, кружочки и прямоугольники, игрушки, в названии которых есть звуки звуками [с], [ш], 2 домика для деления слов на слоги.

I . Организационная часть.

– Здравствуй, Алиса! Давай улыбнемся, поприветствуем друг друга!

II. Основная часть.

– Сегодня мы с тобой совершим путешествие. Наш поезд отправляется с вокзала в город звуков, в один из его замков. Чтобы узнать в какой замок нам надо, нужно выполнить задание. Это задание находится в конверте. Возьми его, достань содержимое.

– Раз, два, три – картинки собери. Ребёнок называет получившиеся предметы.

Какой первый звук ты слышишь в слове шапка, сумка? Чьи это песенки.

Называю животного, которые могут издавать звуки [С] и [Ш], а ребёнок их озвучивает. Например: ЗМЕЯ : Ш____, ВОДИЧКА: С____, НАСОС: С-С-С-…., ЛИСТЬЯ ШУРШАТ: Ш-Ш-Ш-…, ГУСЫНЯ : Ш____, рассерженная КОШКА: Ш_____ , ПЕСОК СЫПЛЕТСЯ: С______.

• Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправимся к звукам [с], [ш].

  • Упражнения на артикуляцию звуков С-Ш

Артикуляционная Гимнастика по подражанию

Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения: (горка – чашечка, улыбка – рупор и т.д.)

Анализ артикуляции, акустический разбор

А чем различаются звуки [с] [ш]?( Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш].Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]. Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]). А что в этих звуках общего? (какие они?)

– Значит, сегодня мы путешествуем в синий замок, в замок согласных звуков.

  • Упражнение на дифференциацию в слогах С-Ш

– Построим железную дорогу для нашего поезда. Я называю слог со звуком [с] и кладу палочку, а ты называешь такой же слог, только со звуком [ш] и кладёшь палочку напротив моей (СА-ША; СО-ШО; СУ-ШУ;) а теперь положим шпалы (СЫ-ШИ; ША-СА; ШО-СО; ШУ-СУ; ШИ-СЫ; АСА-АША; АСО-АШО;АСУ-АШУ;АСЫ-АШИ)

  • Упражнение на развитие мелкой моторики

– Проверим, прочная ли у нас получилась железная дорога, а чтобы было веселей, будем петь песенку: СА-ША-СА; СО-ШО-СО;СУ-ШУ-СУ; ША-ША-СА; СА-СА-ША; ШУ-ШУ-СУ.

Указательным и средним пальцами “шагают” по шпалам построенной железной дороги.

Прочная дорога, теперь наш поезд без труда доберётся до синего замка.

  • Упражнения на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, слуховой памяти и внимания

– Мы добрались до первой станции. На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам приготовили звуки. Открывай конверт. Что это за непонятные предметы? Сейчас станет всё ясно. Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а ты, когда услышишь звук [с] положишь на стол прямоугольник, а когда услышишь звук [ш], положишь кружок.

– Называем слова с каждым отдельным звуком и вместе – С и Ш (звук в начале, середине, в конце слова )

  • (шапка — сайка; шалун — салют; решать — тесать шахтёр — сапёр и т.д.)
  • Игра «Повторюшки» – Повтори за мной слова: Маша—Даша—каша; Паша—наша—ваша; жук—лук—сук—тук и т.д.
  • Упражнение на различие слов, близких по звучанию, но разных по смыслу:

Упражнение – Игра по подражанию – «Чем отличаются слова?»

(КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ; )

  • Звукослоговой анализ

– Вот мы и добрались до следующей станции. Посмотри, сколько пассажиров вышло на этой станции! Помоги разместить пассажиров по домам. В первом доме живут жители, в именах которых, есть звук [с], во втором домике – звук [ш]. Кого ты поселишь в первый домик, а кого во второй? В каждом доме есть три этажа. (первый этаж – три квартиры – три слога; второй – две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог). Кого ты поселишь на первый, второй, третий этаж?

  • Развитие мышления

Пассажиры вышли, и наш поезд быстро доехал до синего замка. Звуки приготовили для тебя загадки, а отгадки на эти загадки находятся в синем замке. Отгадай загадку, найди соответствующую картинку, назови ее.

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык,

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

Весной тает. (сугроб)

«В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки». (Кошки).
«Саня спит и видит слон, что летит в ракете он». (Сон).
«В зоопарке живёт сон, словно дом, огромный он». (Слон).

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал.

Сверху голо, снизу лохмато,

Теплом богата, что твоя хата.

Вот мы и дошли до синего замка согласных звуков.

III. Заключительная часть.

  • Подведение итогов.
  • Какие звуки мы научились различать?

– Чем они отличаются?

  • Ты умница! До свидания!

Индивидуальное занятие «Дифференциация звуков [с] – [ш]»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №26

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с] – [ ш ] »

подготовила учитель-логопед Викторова Елена Сергеевна

  • Формировать умения образовывать относительные прилагательные от имен существительных.
  • Закреплять образование уменьшительно-ласкательной формы слова имен существительных.
  • Закреплять согласование прилагательного с существительным вмуж., жен. Р., ед. ч., Им.п.
  • Закреплять согласование числительного с существительным в жен.р., ед.ч., И.п.
  • Дифференцировать звуки [с]-[ш] в словах и фразах.
  • Формировать правильное речевое дыхание.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, фонематическое восприятие
  • Развивать мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки, счетные палочки.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Посмотри, у нас сегодня гости, поздоровайся.

Логопед: Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

Логопед: Скажи, какое сейчас время года?

Ребенок: Сейчас время года осень.

Логопед: Верно. Давай вместе со мной, выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Дыхательная гимнастика.

Логопед: Листья с деревьев опали. На улице становится холодно и идет снег. Давай покажем, как дует ветер. Вдыхаем через нос, не поднимая плеч, выдыхаем ртом, не надувая щек. (дыхательная гимнастика, дуем на ватку)

Логопед: Молодец. А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Услышь звук» (развитие слухового внимания).

Я буду произносить разные звуки, когда услышишь звук [С] – хлопай в ладоши, а когда услышишь звук [Ш] – поднимай руки вверх.

Логопед произносит звуки: а, у, ш, и, с, о, ш, з, сь, с, д, х, ш. Слоги: ма, са, ко, ву, ша, мы, зо, шу, бы, сэ. Слова: нос, рука, шапка, собака, сыр, вата, шуба (с закрытой артикуляцией).

Дифференциация звуков [с] – [ш]в словах и фразе.

Упр. «Живое – неживое»

Логопед: Посмотри и найди картинки с изображениями живых предметов и положи их справа (сова, собака, сом, лиса), а картинки с изображениями неживых предметов положи слева (машина, шуба, шишка, шкаф). Назови их.

Ребенок: Справа я положил картинки с изображением совы, собаки, сома и лисы. Слева я положил картинки с изображением машины, шубы, шишки, шкафа.

Игра «Какой? Какая? Какое?» (образование относительных прилагательных от существительных, согласование прилагательного с существительным)

Логопед: Подумай и скажи, стакан из стекла, это какой стакан?

Ребенок: Стеклянный стакан.

Логопед: Поднос из пластмассы, это какой поднос?

Ребенок: Пластмассовый поднос.

Логопед: Кастрюля из железа, это какая кастрюля?

Ребенок: Железная кастрюля.

Логопед: Чашка из фарфора, это какая чашка?

Ребенок: Фарфоровая чашка.

Упр. «Четвертый лишний» (закреплять обобщающие понятия)

Логопед: Посмотри внимательно на картинки и скажи кто лишний? (кошка, стакан, поднос, кастрюля)

Ребенок: Лишняя кошка, это домашнее животное, а стакан, поднос и кастрюля это посуда.

Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным)

Логопед: Молодец. Давай сосчитаем, сколько кошек? (кошки расположены на листе в произвольном порядке, ребенок считает)

Ребенок: Одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек.

Упр. Чего не стало? (развитие зрительного внимания, памяти)

Логопед: А теперь посмотри на картинки (ананас, кувшин, компас, камыш, самокат, шляпа). Назови их. Посмотри еще раз и запомни. Закрой глаза. Открывай, скажи, чего не стало? (игра проводится несколько раз)

Ребенок: Не стало ананаса.

Не стало самоката.

Не стало кувшина.

Игра «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы слова)

Логопед: Послушай внимательно, я тебе назову большой предмет, а ты мне назови маленький. Самолет.

Развитие мелкой моторики.

Логопед: Молодец. Выложи домик мышки ( выкладывает шнурком норку мышки по контуру).

Итог занятия.

Логопед: на этом наше занятие заканчивается. Ты молодец, справился со всеми заданиями!

Конспект индивидуального занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах и словах»

Конспект индивидуального занятия на тему:

«Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах и словах»

Колгашкина Екатерина Валериевна


Программное содержание

Цель: научить ребенка различать звуки С и Ш на слух и в произношении на материале слогов и слов.

Задачи:

— совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата;

— закреплять правильную артикуляцию звуков С и Ш;

— автоматизировать звуки С, Ш в изолированном произношении, слогах и словах;

— учить дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах и словах;

— развивать фонематический слух;

— развивать навыки звукового анализа: учить определять наличие звука в слове;

— активизировать лексику по теме «Одежда», закрепить обобщающее понятие «Одежда», продолжать учить дифференцировать одежду обувь, головные уборы;

— продолжать учить изменять существительные по падежам.

Оборудование:

— карточки со звуками С и Ш (вода и змея);

— зимний лес со следами (9 следов);

— игрушки или картинки Совы и Мишки;

— снежинки с картинками: сапоги, свитер, носки, галоши, рубашка, шапка, шорты;

— картинки для сказки.

Ход занятия

1. Оргмомент. У нас в гостях Степашка.

Сегодня к нам на занятие пришел гость. Кто это, ты узнаешь, отгадав загадку:

Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы?

Правильно, это заяц. А зовут его Степашка. В его имени есть звуки С и Ш, но он не умеет их правильно произносить и просит нас научить его.

2. Д/и «Поймай звук».

Сначала поиграем в игру «Поймай звук»: если услышишь звук С – поднимай карточку с насосом, звук Ш – карточку со змеей..

А – о – с – р – я – ш – у – д – с – е – ш

З – ж – с – з – ш – ч – ц – с – з – ж – ш

Да – са – ра – ша – ла – ша – ка – са

Оп – ор – ош – ом – ос – ок – осош

Сад, шум, дом, сок, лак, шея, мак, оса, каша, нора, нос, хлеб, мышь, лук, аист, донышко.

3. Степашка подготовил стихи. Он просить исправить ошибки.

Вместо обуви машины

На колесах носят Сыны.

Дает концерт среди ветвей

Певец весенний – Шоловей.

Ртом большим поймала мушку

И заквакала лягуСка.

Кто протянет к нам в оконце

Теплый лучик? Это – Шолнце.

Четыре ушка и два брюшка

Имеет мягкая подуСка.

4. Артикуляция звуков С и Ш.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе.

По середине языка струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

Ссс, ссс, ссс – произнеси!

Ш! Чтоб звук красивым вышел, шире язычок и выше!

Сделаем из языка чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмем зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш как шелк шуршал!

5. Д/и «Волшебное письмо».

Степашка хочет пойти в лес, но не знает, какая будет погода. А у нас есть волшебное письмо, только его надо расколдовать. Логопед дает ребенку карточку со стрелочками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С.

6. Д/и «Следы на снегу».

Ура! Погода будет хорошая! Пройдись по снегу. Делай шажок и произноси звук С или Ш в конце каждого моего слова: карандаШ, автобуС, ноС, мыШь, ананаС, финиШ, детеныШ, фокуС, камыШ и т.д.

7. Д/и «Эхо».

Как хорошо в лесу! В лесу эхо. Повторяй последний слог: Каша, роса, карандаши, бусы, камыши, волосы, колесо, крыша, колбаса.

8. Д/и «Не ошибись»

Степашка предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись!»

Са – са – ша, сы – ши – сы, су – шу – су, аса – аша – аса, шва – сва – сва, шас – шос — шус

9. Д/и «Снежинки».

Как много снега в лесу. А снежинки волшебные, с картинками. Снежинки со звуком Ш отдай Мишке, а со звуком С – сове.

На снежинках картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов.

После того, как ребенок выполнит задание, логопед спрашивает, каким словом можно назвать все картинки.

10. Степашкина сказка.

Как хорошо провел время Степашка в лесу. Теперь он хочет рассказать тебе сказку. Только слова со звуками С и Ш ты произноси сам, чтобы Степашка их получше запомнил.

Никаких забот не знали …

Скучно было им без дела.

Тут-то к ним и прискакал …

Он принес им приглашенье

На веселый День рождения (кого?)

Как подружки были рады!

Стали примерять наряды …

Сарафан, сапоги, шарф, шапку.

Быстро по коробкам ярким

Разложили все подарки…

Шарик, сумку, самовар, шубку.

Две подружки так спешили,

Что отправиться решили …

На самолете, на машине

И подружек угощала …

Салатом, сыром, шоколадом, соком,

Сахаром, грушей, кашей, петрушкой

А потом все гости встали,

Инструменты в лапки взяли…

Начались тут песни, пляски…

Жаль, пришел конец всей сказке.

11. Итог.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, кто приходил на занятие и какие звуки он учился говорить.

Обучение письму леворуких детей

При обучении леворукого ребенка письму необходимо знать, что такого ребенка не надо принуждать к наклонному письму, так как это отрицательно влияет на формирование у него навыка письма.
Посадка при письме. При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена вправо.

Положение рук, кисти и приемы держания ручки.
Положение рук: руки при письме должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и снизу придерживала бы лист. Положение кисти рук: кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Приемы держания ручки: ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5—2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки при письме левой рукой — влево, а движение кисти и пальцев — вправо).

Положение тетради. Тетрадь лежит с наклоном влево так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен в середину его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен в середину груди ребенка.
Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить ту сторону, с которой нужно начинать писать, пугает направление. И это не случайно.
У шестилетнего леворукого ребенка слабо развиты рука, пальцы кисти рук, отсутствует координация движений, что затрудняет точное воспроизведение букв и их соединений по образцам. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; всасывание и высасывание пипеткой воды из стакана; плетение из ниток закладок, ковриков; завязывание узелков и т.п.
Здесь же можно предложить гимнастику для левой руки;
-выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;
-выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному;
-руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
-пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку вниз;
сжать пальцы в кулак и вращать рукой в разных направлениях.

Самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении
Так, первая группа букв имеет ориентацию при их изображении слева направо и справа налево, а также симметричное строение: Е, 3; С, Э; к, н, г. При написании этих букв часто возникают ошибки «зеркального письма». Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Эту работу лучше проводить в альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве обозначено начало стрелкой красного цвета, а траектория движения — стрелкой черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.

Вторая группа букв имеет такую форму, где верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: т, ш, и; в, д. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление и сравнение, а также накладывание одной буквы на другую. При письме в тетради надо ввести для них специальные указатели и опоры (точки). После письма букв их необходимо сравнить с образцом путем зрительного сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.
К другому роду ошибок относятся ошибки, которые вызваны забыванием редко встречающихся форм букв:
Ч, ч: X, х; Ф, ф. Для более прочного запоминания конфигурации данных букв следует ввести образное изображение этих букв- Например, букву х можно увидеть в шагающем человеке, ч— в носике чайника, Ф— в очках и т,д.
Предложенная предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, по подготовке руки к траектории движений и ориентации в строке помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких шестилетних детей.
Остановлюсь на общих положениях условий письма (посадка, положение тетради, способ держания ручки).

1. Прежде всего, нужно учесть, что и правонаклонное, и левонаклонное письмо практически невозможно для леворукого ребенка, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но немного вперед выдвинуто не правое, а левое плечо. Положение тетради при этом может быть различным

2. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма! Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям. Траектория движения руки при написании букв, как показывает опыт, может быть самой разной и не соответствовать той, которой учат. При письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз. У них больше обрывов, меньше связность. Соединяются буквы, как правило, короткими прямыми линиями.
Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму – процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв.
Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти.
Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур
нарисуй квадрат;
поставь точку посередине сверху над квадратом;
поставь точку посередине снизу под квадратом;
поставь точку справа посередине;
поставь точку слева посередине.
Если все выполнено правильно, усложняем задание:
соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;
соедини точки справа и слева прямой линией.
Все правильно? Тогда попросим ребенка соединить точки так, чтобы получились треугольники. А теперь попробуем посчитать:
сколько всего треугольников получилось (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами);
сколько получилось квадратов.

По мере изучения букв можно сделать карточки для каждой буквы, заглавной и строчной, и положить их под стекло на письменном столе либо наклеить на лист ватмана и сделать своего рода таблицу “Как писать буквы”. Во всяком случае, такая таблица должна быть все время перед глазами.

Трудности при обучении чтению
Трудности левшей при обучении чтению также могут быть связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть:
– перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально,
– могут быть замены букв близкими по конфигурации,
– “перескок” через строку и тому подобные нарушения.

Проявления ошибок или нарушений пространственного различия могут быть разными, например, дети часто путают расположение предметов на парте, и просьбы положить тетрадь слева или книгу правее выполняют наоборот.

Родители, обратите особое внимание!
Если ваш леворукий ребенок поздно начал говорить,
если плохо произносил или дифференцировал звуки,
если его речь бедна и невыразительна –
все это факторы риска, а значит, с первых дней обучения нужно начать целенаправленную и систематическую работу по звукобуквенному анализу.

Не будет лишней в этих случаях консультация логопеда, рекомендации которого для вас обязательны.

Хочу порекомендовать литературу, которая поможет Вам в самостоятельных занятиях с ребенком.

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2001 (Готовимся к школе).

2. Леворукий ребенок в школе и дома// Приложение: 128 карточек для развития логики и речи. Изд. 2-е, перераб. Издательство: Екатеринбург: У -Фактория

3. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006

4. Дубова С. Ф., Паншина И. А. “Прописи для левшей”, издательство ГУП “Печатный двор”.
Полезный совет: дайте левше время, чтобы включиться в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел. Во время утренней зарядки, при подвижных играх предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания кролем). Попробуйте еще такое упражнение: вращать руку справа налево и одновременно ногу в другую сторону. Начинать следует медленно. Добившись успеха, попробовать сделать то же обеими руками и ногами. Варианты: левой рукой гладить себя по голове слева направо, а правой – по животу справа налево. Левой рукой “забивать гвоздь молотком”, а правой – “гладить что-то утюгом”. Помните, что каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям.
Еще одна особенность левшей заключается в том, что они хуже воспринимают (не путать с “видят”!) то, что расположено слева от них. Показывая ребенку книжку с картинками, разместите ее так, чтобы она находилась немного правее от него.

Есть еще ряд требований, которые должны соблюдаться при работе леворукого ребенка в школе и дома. Прежде всего это особые требования к освещению рабочего места. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны.

Составлено на основе статей Гоглева С. «Какой рукой вращается колесо прогресса» // Школьный психолог №5 2008 и Николаевой Е. «Леворукий ребенок: обучение и воспитание» // Школьный психолог №5


С уважением,
директор СОШ
Сидорова Наталья Юрьевна

Консультация «Леворукий ребенок в школе: обучение письму»

катя разинова
Консультация «Леворукий ребенок в школе: обучение письму»

Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.

Главное — это вселить в ребенка уверенность в его полноценности, «нормальности», постараться найти и преимущества его леворукости. Воспринимайте ребенка таким, каков он есть и тогда леворукость не станет проблемой.

Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.

Проблемы со здоровьем, сопровождающие переучивание левшей.

1. Серьезные заболевания — заикание, неврастения и потеря уверенности в себе.

2. При переучивании левшей часто возникает писчий спазм — это расстройство функции письма при сохранении всех остальных движений, выполняемых теми же мышцами руки. Развивающаяся судорога болезненна и приводит к неестественной позе руки, при которой дальнейшее письмо становится невозможным.

3. Неврозы,возникающие в последствии переучивания левшей: симптомы астенического невроза — повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках. С особым трудом даются письменные задания. Таких детей беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами;

невроз навязчивых состояний, как правило проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Родители требуют выполнять все действия правой рукой, дети обычно слушаются, но им это плохо удается, тогда появляется тревожное ожидание неудач, а в дальнейшем навязчивые мысли о своей неполноценности;

невротический энурез (недержание мочи). Энурез вызывает чувство вины, страх неизбежности наказания, снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточится;

невротическое заикание. Оно усиливается после напряженного выполнения письменных заданий правой рукой. Особенно заметно заикание в школе, в домашней обстановке оно обычно слабеет;

невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подергивание носом). Ребенок не контролирует эти движения, они непроизвольны. Насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей усугубляют состояние ребенка. Тики закрепляются, ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает

известны случаи истерических неврозов, возникающих у маленьких левшей в результате насильственного переучивания.Истерический невроз может протекать в форме истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей. Перед уходом в школу и контрольными работами может возникнуть рвота,возможны и психомоторные припадки: дети с громким плачем падают навзнич, беспорядочно колотят по полу руками и ногами.

4.К основным признакам невроза у переученных левшей относится: нарушение сна, нарушение аппетита, головная боль или боли в животе, страхи, энурез, заикание, тики, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражительность, укачивание в транспорте, повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам, двигательное беспокойство, вялость, заторможенность.

Как правильно обучать леворукого ребенка письму?

1. Учить ребенка сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственно письмо — новая и трудная для ребенка деятельность — делать это гораздо труднее.

2. Посадка при письме. При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо. В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребенка.

3. Способы письма левой рукой.

Первый способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец (закрывает его рукой при письме). Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши.

Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой»каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево. Но это не столь важно.

Главное — дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

4. Положение тетради. Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка.

Левая рука ребенка при письме производит движения, симметричные движениям правой руки, то есть движения при письме справа налево. Для предупреждения ошибок специалистами сейчас разработаны специальные упражнения (прописи).

5. Требования, предъявляемые к письму леворукого ребенка. Правильное написание форм букв и их соединений, соблюдение расстояния между буквами и словами, сохранение линейности и ритмичности, прямое письмо, чаще с небольшим наклоном в левую сторону.

Самыми распространенными ошибками у леворуких детей являются те, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Существуют упражнения, направленные на предупреждение ошибок такого рода.

Предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера подготовки руки к траектории движений и ориентации в строке хорошо помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких детей.

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма – все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, надевание варежки на левую руку и пр., не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе.Эта причина становится очевидной в свете данных об особенностях функциональной асимметрии мозга: переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором. По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность.

В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой.

Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети – скрытые левши. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направление «рукости» достаточно отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются сделать так,как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т. п. И ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему не очень удобно. В результате такого ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок – левша.

При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.

Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

Для диагностики типа ведущей руки у детей начиная с 5-6 лет возможно использование различных функциональных проб: тест переплетения пальцев, тест «аплодирование», тест перекреста рук на груди, или «поза Наполеона», и др.

В практике работы с детьми широко применяется метод оценки участия рук в процессе выполнения различных действий. Это могут быть символические действия, когда ребенка просят показать, как он, например, поливает цветы, режет хлеб, держит зубную щетку, ножницы и т. д. Действия могут быть и реальные, выполняемые в специально подобранных заданиях, требующих манипулирования.

Определенные сложности возникают при выборе ведущей руки у амбидекстров, т. е. тех детей, которые продемонстрировали одинаково хорошее владение и левой, и правой рукой.В этом случае возможны такие варианты:

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети – левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть недостаточно удовлетворительным (плохой почерк, пишет как курица лапой).

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть имевшаяся ранее травма правой руки, нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких детей при переходе к систематическому школьному обучению. Однако, стремясь предупредить сложности, ожидающие левшу при обучении письму правой рукой,нужно помнить: определение ведущей руки и выбор на этом основании руки для письма – чрезвычайно ответственный шаг.

Действительно, переучивание леворуких детей во многих случаях не только нежелательно, но и недопустимо. Как показывает опыт работы с такими детьми, нередко переучивание, начатое уже после того, как ребенок приступил к систематическому обучению письму (в середине-конце I класса, только усугубляет ситуацию. Поэтому вопрос о переучивании левши может быть поставлен только до начала обучения письму.

Однако наряду с этим известно немало случаев успешного переучивания леворуких детей без отрицательных последствий.

Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. При этом следует учитывать результаты диагностики всех латеральных признаков, сопутствующих леворукости: доминантность глаза, уха, нижней конечности.

«Готов ли ваш ребенок к школе». Консультация для родителей До школы только один год. Вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок успешно справлялся с программой первого класса и сохранил.

Консультация «Что должен знать и уметь ребенок в подготовительной к школе группе?» Что должен знать и уметь ребенок ЗПР в подготовительной к школе группе? Читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по.

Консультация для родителей будущих первоклассников «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу.

«Готов ли ваш ребенок к школе?» Консультация для родителей Что такое нравственная готовность к школе Нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе,.

Консультация для родителей «Как понять, готов ли ребенок к школе?» Как понять, готов ли ребенок к школе? Скоро в школу. Этот факт заставляет родителей будущих первоклассников переживать и волноваться, постоянно.

Консультация для родителей «Леворукий ребёнок» Здравствуйте дорогие родители! В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть.

Консультация для родителей «Ваш ребенок — будущий первоклассник. На что обратить внимание при подготовке к школе» Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Ваш ребёнок идёт в первый класс,.

Консультация на тему «Обучение детей решению арифметических задач» (подготовительная к школе группа) «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» Обучение сложению и вычитанию — одна из основных задач математической работы в первом классе.

Консультация «Подготовка руки к письму» Консультация «Подготовка руки к письму». В дошкольные годы в детском саду стараемся сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому.

Леворукий ребенок. Что нужно знать родителям Если вы заметили, что ваш малыш – левша, то не стоит паниковать и расстраиваться. Во многом леворукость – это не наказание, а подарок судьбы,.

Читайте также:  Вопросы квалификационного испытания (экзамена) по должности Учитель-логопед
Ссылка на основную публикацию