Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука “Р”
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука “Р”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe._avtomatizatsiya_r.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
- Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- Образование существительных, обозначающие названия профессий;
- Знать артикуляционные упражнения;
- Знать артикуляцию звука Р и его характеристику;
- Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
- Знать графический образ буквы Р;
- Развивать фонематический слух
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать целостное восприятие
- Развитие мелкой и общей моторики.
- Воспитание стремления овладеть правильной речью;
- Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям
Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, настенное зеркало, мяч.
1. Организационный момент.
– Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.
- Упражнение «Чистим зубки»
2.Показать зубы, приоткрыть рот
3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы
- Упражнение «Барабанщик»
3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).
- Упражнение «Маляр»
3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад
– Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).
– Так на чём мы поедем?
– Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).
3. Характеристика звука [Р].
– Какой звук произносим? Какой он – звук [Р]?
– Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.
4. Автоматизация звука.
– Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? (Ответ ребёнка)
Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.
– Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
– Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:
пра – 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3
– На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус:
большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?
– Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.
3) в предложениях
– Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.
– Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.
Игра с мячом «Бывает, не бывает»
– Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
5. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.
– Во время представления громко играет цирковой оркестр.
– Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.
– Молодец! Правильно назвал инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)
6. Динамическая пауза
– Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
7. Позиция звука в слове.
– А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.
– Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)
(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).
8. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].
– Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Ры – ры – ры – шары в руках у детворы
Ра – ра – ра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).
9. Мелкая моторика рук.
-Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим букву Р.
10. Итог занятия.
– Пора возвращаться домой.
– Полина, скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.
– А какой звук мы брали с собой в цирк? (Ответ ребёнка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Автоматизация зв. Р. Задачи:Коррекция психофизических функций;Развитие умения давать характеристику зв. Р.Развитие функции языкового анализа и синтеза .Подбор антонимов. Падежное упра.
Конспект занятия предназначен для ребенка 6 – 7 лет, на этапе автоматизации звука (р).
В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах, даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий.
В конспекте представлена индивидуальная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук, формированию воздушной струи и автоматизации звука С в словах.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: автоматизация звука [С] Задачи:Коррекционно – обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выде.
Индивидуальное занятие с использованием мультимедийной презентации для закрепления звука (р) в словах и предложениях.
Разнообразный материал по автоматизации звука Р во фразах.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]»
Инна Дзуцева
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]»
г. Владикавказ 2019г.
Конспект индивидуального занятия,по теме: Автоматизация звука [Р].
Составила: Дзуцева Инна Альбертовна
Учитель-логопед МБДОУ № 175
Конспект индивидуального занятия,по теме: Автоматизация звука [Р].
Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.
Коррекционно-образовательные: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционной моторики; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Оборудование: зеркало; атрибуты для дыхательной гимнастики; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица (дом); карточка со звуками; предметные картинки, в названиях которых имеется звук [Р].
Ход занятия:
I. Организационный момент.
– Настраиваемся на занятие.
«Загнать мяч в ворота», вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
«Зажечь свечу – дать ребенку потушить».
«Подуть на вертушку», следить за силой и длительностью выдоха.
– Сядь ровно, плечи расправь.
– Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
– Смотри на себя в зеркало.
1. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
2. «Построили заборчик» (чередуем до 5 раз).
3. «Лопаточка – иголочка» (чередуем до 5 раз).
б) Динамические упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Р]:
Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.
Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.
Выполняется, когда ребенок научится хорошо делать задание “Грибочек”. Ребенок улыбается, присасывает язык к верхнему небу, зубы не закрыты. Не меняя положения язычка, нужно закрывать и открывать губы. Смыкать зубы при этом нельзя. В процессе выполнения “Гармошки” напрягаются подъязычные мышцы, щеки. Следите, чтобы растянутость улыбки сохранялась.
Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.
Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик тела языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки: “Дэ-дэ, тэ-тэ…”.
III. Сообщение темы занятия.
А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”. – РРРРРРРРРРРРРР
– Сегодня мы будем работать со звуком [Р] и стараться всегда правильно произносить его.
а) Игра “Отгадай – ка”
Логопед загадывает загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.
Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Рыбные котлеты, салаты, винегреты? (Повар)
Как под солнышком созреет –
Красный цвет тогда имеет.
Наш знакомый с давних пор,
Этот сладкий … (Помидор)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (Рысь)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его … (арбуз)
Злая, как волчица,
Жжется как горчица!
Что это за диво?
Это же… (крапива)
Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).
б) Назови слова, в которых звук [Р] стоит:
– в середине слова;
Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» – по 3 «этажа», а сверху (на чердаке», находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам».
IV. Задание на развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук».
Если услышишь звук [Р] среди других звуков,хлопни в ладоши:
Логопед произносит звуки.
– А, о, Р, у, л, Р, д, л, Р, д, Р.
V. Игра «Собери слово»
Ребенку надо к предложенным слогам добавить слог -РА и назвать получившиеся новые слова.
ГО-, ЖА-, НО-, РА (ГОРА, НОРА, ЖАРА).
Заводил шофер мотор – (круговые движения руками: дррр)
Нажимал он на стартер – (Имитация нажатия ногой на педаль: дррр)
Крепко руль в руке держал – (имитация поворота руля)
Грузовик и побежал – (Имитация езды на машине)
VII. Автоматизация звука [Р] в словах.
а) Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Логопед: нам надо большие предметы превратить в маленькие. Большое ведро, а маленькое … ведёрко;
Ребенок образует существительные при этом четко проговаривает слова выделяя звук [р].
помидор – помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка, коробка – коробочка, роза – розочка.
б) Игра “Доскажи словечко”
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.
Он высокий словно шкаф,
А зовут его. (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого (верблюда)
Вот так чудо- огород,
мы стоим, разинув (рот).
В сильный холод января
Ёжика спасет (нора).
На крылечке у ворот
Замяукал рыжий (кот).
VIII. Автоматизация звука [Р] в предложениях:
Закрепление произношения звука [Р] в предложениях. Игра «Найди ошибку».
– Мусор убирает Рому. (Рома убирает мусор.)
– Дорога едет по грузовику. (Грузовик едет по дороге.)
– Червяки копают рыбаков. (Рыбаки копают червяков.)
– Дровами рубят топор. (Топором рубят дрова.)
IX. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.
– «Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].
– Выложи букву Р, используя разноцветные камушки.
X. Итог занятия.
– С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р])
– Дай характеристику звука [Р].
– Вспомни и назови слова с этим звуком.
Отмечается работа ребенка на занятии.
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Л]» Ход занятия: I. Организационный момент. – Здравствуй. Садись на стульчик. Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. Чтобы в нее попасть.
«Автоматизация звука [Л] в словах». Конспект индивидуального логопедического занятия Конспект индивидуального занятия Тема. Автоматизация звука [Л] в словах. Цель: закреплять умение правильно произносить звук [л] в словах.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» Цель: автоматизация звука [л] Задачи: Образовательные: • Закреплять правильное произношение звука в слогах, словах, и во фразовой речи;.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р]» Цель: – коррекция произношения звука р. Задачи: – изолированное произношение звука р; – автоматизация звука р в слогах, словах, в чистоговорках;.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Л]» Цель: автоматизировать звук [л] в словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л] в слогах,.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Л’] в словах» Цель: Закрепить правильное произнесение звука “Л” в словах различной слоговой структуры и предложениях. Задачи: • Развивать интерес к логопедическим.
Конспект индивидуального занятия. «Автоматизация звука [ш] в слогах» Цель: автоматизация звука [ш]. Задачи: Коррекционно-образовательные: автоматизация звука [ш] в слогах. Коррекционно-развивающие:.
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Ш]» “Путешествие в страну Правильной Речи”. Цели: – закрепление правильного произношения звука ш в слогах; -выполнение артикуляционных упражнений.
Конспект индивидуального занятия «Прогулка с Лунтиком. Автоматизация звука [Л]» Конспект индивидуального занятия: «Прогулка с Лунтиком.» Автоматизация звука «Л».Цели: • Уточнение правильного произнесения звука в слогах,.
План-конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [с]» Цель. Формирование умения чёткого и правильного произношения звука (с). Задачи. 1. Расслабить мышцы шеи, лицевой и артикуляционной мускулатуры,.
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях”
Разделы: Логопедия
Цели:
- Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
- Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
- Обучать правильному согласованию существительных с числительными.
Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно».
Ход занятия
I. Организационный момент
– Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?
– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.
II. Артикуляционная гимнастика
– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.
– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].
Выполнение упражнений перед зеркалом.
«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.
«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.
«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.
III. Основная часть
1. А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.
Анализ артикуляции звука по плану:
а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.
Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.
Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.
Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.
На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.
– Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык)
– Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»)
– Звук твердый или мягкий? (твердый).
– Каким цветом его обозначаем? (синим).
– Какую букву пишем? (Р)
Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
2. Развитие фонематического слуха.
– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.
– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.
3. Компьютерная игра: «Услышь звук [Р]»
– А теперь пойдем к компьютеру. Задание: Щелкни самолет и из него вылетит шарик. Поймай этот шарик, если услышишь звук [Р].
4. Чтение слоговых рядов.
АР-АР-АР КРА-КРО-КРЫ УРА-УРА-УРА
ОР-ОР-ОР ТРА-ТРО-ТРЫ УРУ-УРУ-УРУ
РА-РА-РА БРА-БРО-БРЫ РА-РО-РУ
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Игра «А у меня много»
– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).
Логопед: – Я сорвала одну ромашку.
Ребенок: – А я сорвала три ромашки.
Л: У меня есть радио.
Р: А у меня есть три радио.
Л: У меня есть красная рубашка.
Р: А у меня есть четыре красные рубашки.
Л: У моей бабушки одна корова.
Р: А у моей бабушки три коровы.
Л: Я съела одну грушу.
Р: А я съела четыре груши.
Л: У нас есть один самовар.
Р: А у нас есть три самовара.
Л: Мне подарили одну розу.
Р: А мне подарили пять роз.
7. Звуковой анализ слова (РОЗА)
– Сколько слогов в этом слове?
– Назови первый слог
– Сколько в этом слоге звуков?
– Назови их по порядку
– Назови второй слог
– Сколько в этом слоге звуков?
– Назови их по порядку
– Назови только гласные в этом слове
– Назови только согласные в этом слове
IV. Итог
– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?
– Произнеси этот звук правильно.
Домашнее задание на карточке.
- Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
- Проговаривать чистоговорки:
В огороде старика репка выросла крепка.
Белые бараны били в барабаны. - Произвести звуковой анализ слова (РОБОТ)
Конспекты логопедических занятий.
- от 0 до 3 лет
- от 3 до 7 лет
- Готовимся к школе
- Логопед для школьников
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.
Сомова А.В., учитель-логопед.
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;
• Уточнить артикуляцию звука [Р];
Дать развернутую характеристику звука Р;
Развивать фонематическую базу;
• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
• Закрепить зрительный образ буквы [Р];
Расширять словарный запас;
Корректировать лексико-грамматический строй речи.
• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
Формировать правильное речевое дыхание;
• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Стимулировать речевую активность
Зонд для развития правильной воздушной струи
• мягкая игрушка “пес – Барбос”;
Картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка”
Картинка с большой буквой Р;
• предметные картинки со звуком Р;
• картинка для игры “доскажи словечко”
1. Организационный момент
Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить . Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. А у Барбоса есть язычок?( пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.
2. Артикуляционная гимнастика
Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко(высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).
3. Игра “Отгадай – ка”
Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.
Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Рыбные котлеты, салаты, винегреты? ( Повар)
Как под солнышком созреет –
Красный цвет тогда имеет.
Наш знакомый с давних пор,
Этот сладкий … (Помидор)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (Рысь)
Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).
4. Сообщение темы занятия.
Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).
А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).
Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
6. Игра “Что пропало?”
Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).
7. Звуковой анализ и синтез.
Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.
Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).
Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.
8. Игра “Доскажи словечко”
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.
Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).
В сильный холод января
Ёжика спасет …(нора).
На крылечке у ворот
9. Игра “исправь предложение”
А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).
10. Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.
Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!
Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р”.
Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р” для ребёнка подготовительной группы.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р”.»
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.
Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
1. Коррекционно-образовательные:
– Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
-Уточнить артикуляцию звука [Р];
-Дать развернутую характеристику звука Р;
-Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
-Закрепить зрительный образ буквы [Р];
-Расширять словарный запас;
-Корректировать лексико-грамматический строй речи.
2. Коррекционно-развивающие:
-Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
-Формировать правильное речевое дыхание;
– Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
3. Коррекционно-воспитательные:
-формирование положительной установки на участие в занятии;
-формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
-стимулировать речевую активность.
Оборудование: зеркало, мягкая игрушка “медведь-Рома», картинки с артикуляционной гимнастикой, схема артикуляции звука «р», картинка с буквой Р для раскрашивания, синий карандаш, предметные картинки со звуком Р (бобёр-бобры, рысь, муравей, сорока, барсук), картинка леса, звуковая линеечка, фишка для обозначения места звука в слове, разноцветные фишки для составления схемы слова (синяя, красная, зелёная), картинка с наложенными контурами всех животных и птиц, нужных для игры «Доскажи словечко», сюжетные картинки для игры «Исправь предложение» (бобры строят дома, сорока сидит на ветке, рысь в зоопарке, муравей на травинке).
Ход занятия.
1. Организационный момент:
– К нам на занятие пришёл медведь, зовут его Рома. Он очень любит рычать. Мы с тобой составим ему компанию, будем рычать вместе с ним. Чтобы красиво порычать, надо сделать гимнастику для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика.
1. «Заборчик». 2. «Окошко». 3. «Кружочек». 4. «Лопаточка». 5. «Иголочка». 6. «Чашечка». 7. «Лошадка». 8. «Грибок». 9. «Качели». 10. «Чистим верхние зубки».
3. Игра “Отгадай – ка”.
– Рома принёс тебе загадки. Слушай, отгадывай.
(После каждой отгадки выставляется соответствующая предметная картинка).
Строят дом без топора (бобры).
-Ах, чистюля! Ах, кокетка!
Аккуратней птицы нет.
На груди всегда салфетка —
И на завтрак, и в обед (сорока).
-Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (рысь).
-Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке (муравьи).
– Я ещё раз назову все отгадки, а ты скажи, какой звук будет встречаться во всех словах-отгадках (ребёнок называет звук «р»).
– Где можно встретить всех животных и птицу? (в лесу). (Выкладывается картинка леса).
4. Сообщение темы занятия.
– Сегодня у нас на занятии будет главным звук «р». Расскажи, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «р» получился правильно? (губы широко раскрыты, между зубами остаётся щель, язык находится за верхними зубами). (Показывается схема артикуляции звука «р»).
– Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий). На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.
5. Развитие навыков фонематического анализа.
-Все слова состоят из звуков. Я назову слово, ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
(Называются слова-отгадки: бобёр, сорока, рысь, муравьи. Ребёнок, используя схему слова, определяет место звука в слове, выкладывая фишку).
6. Физкультминутка.
– Вставай на ноги, будем играть.
Ра-ра-ра- марширует детвора, (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано поутру, (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро, (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары, (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор, (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
6. Игра “Что пропало?”.
–Рома принёс картинки. Посмотри, какие. Назови (бобёр, рысь, сорока, муравей, барсук).
-Теперь ты закрываешь глаза, Рома убирает одну картинку, ты называешь, кого не стало (ребёнок называет, какого животного или птицы не стало, чётко произнося звук «р». Игра проводится 4-5 раз).
7. Звуковой анализ и синтез.
– Назови первый звук в слове «рысь» («р»), второй («ы»), третий («сь»). Сколько звуков в слове в слове? (три звука).
-Выбери кружочки, чтобы выложить схему слова. Звук «р» какой твёрдый согласный или мягкий? (твёрдый). Значит подойдёт какой кружочек? (синий). Звук «ы» гласный или согласный? (гласный). Какой кружочек подойдёт? (красный). Звук «сь» мягкий согласный или твёрдый? (мягкий). Значит каким будет последний кружочек? (зелёным).
8. Игра “Доскажи словечко”.
-На этой картинке спрятаны слова-рифмы-отгадки (картинка с наложенными контурами-отгадками). Я читаю тебе стишок-загадку, ты находишь и называешь отгадку.
– Не нужны им топоры
Строят домики. (бобры).
-И кому не скажешь «брысь»?
Это хищная… (рысь).
Кто построил. (муравей).
-Вон летит она высоко.
Что за птица там. (сорока).
9. Игра “исправь предложение”.
– Рома запутал предложения. Помоги ему сказать их правильно.
1.Дома строят бобров (Бобры строят дома).
2.Ветка сидит на сороке и громко стрекочет (Сорока сидит на ветке и громко стрекочет).
3.Зоопарк живёт в рыси (Рысь живёт в зоопарке).
4.Травинка забралась на муравья (Муравей забрался на травинку).
10. Подведение итогов занятия.
– О каком звуке мы сегодня говорили? (О звуке «р»). Расскажи, какой звук «р»? (согласный, твёрдый, звонкий).
– Медведь Рома очень рад, что ты сегодня с ним красиво рычал всё занятие!
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Конспект интегрированного логопедического занятия на тему: «Посуда, предлог «из»
Конспект интегрированного логопедического занятия на тему: «Посуда, предлог «из».
- Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, материалах из которых она сделана.
- Активизация мыслительной деятельности, через отгадывание загадок.
- Дать представление о предлоге — из.
- Продолжать учить согласовывать числительные с существительными.
- Продолжать учить подбирать противоположные по смыслу слова.
- Стимулировать мышцы речевого аппарата, через самомассаж лицевой мускулатуры.
- Развивать зрительное внимание.
- Развивать дыхание.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Самомассаж головы, ушных раковин, шеи, лица в стихах) под расслабляющую музыку.
Времена года.
Если солнце жарко греет, Если лёгкий ветер веет, Стало сухо и тепло – Это лето к нам пришло. | Выполнение: Поглаживающие движения по голове, боковым сторонам шеи, от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам. |
Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно, Птицам улетать пора -Это осень к нам пришла. | Выполнение: Постукивающие движения |
2. Основная часть.
– Сядет тот, кто отгадает загадки.
Он из стали, и прекрасно
Режет овощи и мясо
Лезвие его не трожь
Ну конечно это — ….(нож)
Он пузатый великан
У него не нос, а кран.
От него исходит жар,
Что же это?….(самовар)
На кухоньке нашей
Мы варим в ней кашу
Картошку, бульоны,
Супы, макароны. (кастрюля)
Для нас она необходима
Ведь пищу из нее едим мы
Глубокая и мелкая
Зовут ее…. (тарелкою)
Беседа о посуде.
– Как назвать, одним словом эти предметы? (Посуда)
– А для чего нужна посуда? (чтобы кушать, варить еду, пить чай)
– Правильно! Ту посуду, из которой мы кушаем, она называется столовая посуда. Та посуда, в которой мы готовим на кухне, называется кухонная посуда. А та посуда, из которой мы пьем чай, называется чайная посуда. Давайте посмотрим, какая посуда относится к чайной, какая к столовой и какая к кухонной.
(Дети распределяют картинки на 3 стола).
Повторение предлога «в», знакомство с предлогом «из».
– Ребята, посмотрите на картинки и скажите, в чем мы варим суп? (В кастрюле)
– В чем мы завариваем чай? (В чайнике)
– А в чем мы жарим блины? (В сковороде)
– Какой маленькое слово помогло ответить нам на эти вопросы? (предлог в)
Логопед показывает схему предлога в.
– А теперь давайте представим, что нам захотелось покушать и мы зашли с вами в столовую.
– откуда нам повар нальёт суп? (из кастрюли)
– откуда нальёт нам чаю? (из чайника)
– откуда возьмёт пожаренные блины? (из сковородки)
– Какое маленькое слово нам помогло ответить на эти вопросы? (из). Логопед показывает схему предлога Из. (предметы настоящей посуды)
– откуда я достала капусту? (из кастрюли)
– откуда я достала жареную рыбу? (из сковороды)
– Откуда я достала конфету? (из конфетницы).
Одна чашка – пять чашек
Одна сковорода –
Одна кастрюля –
Один стакан –
Одна конфетница –
Раз, два, три, четыре, пять (дети маршируют)
Будем маме помогать (руки вверх)
Быстро чашки мы помыли, (трут ладошки)
Про тарелки не забыли, (приседание)
Всю посуду мы убрали,
Очень сильно мы устали. (ручки под щёчку)
Игра «Скажи, наоборот» с мячиком.
Ложка чистая — ложка грязная
Тарелка глубокая –
Чашка большая –
Сковорода тяжелая –
Ножик старый –
Игра на развитие дыхания (раскрашивают картинки посуды воздушными фломастерами).
Затем дети называют, из чего сделана посуда.
Итог занятия.
– Кому легко давались задания, наклеивает веселую чашку.
– У кого возникали трудности в заданиях, наклеивает чашку с глазками без эмоций
– Кто ничего не понял, наклеивает грустную чашку.
Ребята, подходим ко мне по очереди берем конфету и называем, откуда ты ее взял.
– Я взял конфету из конфетницы и др.
Воронина Ирина Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»,
п. Коноша Архангельской области
Конспект логопедического занятия «С посудой мы играем, предлоги называем» (употребление в речи предлогов «В», «ИЗ»)
Марина Добролюбова
Конспект логопедического занятия «С посудой мы играем, предлоги называем» (употребление в речи предлогов «В», «ИЗ»)
Конспект логопедического занятия для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «С посудой мы играем, предлоги называем» (употребление в речи предлогов «В», «ИЗ»).
Цели:
коррекционно-образовательные:
-способствовать овладению практическим навыком пользования в речи предлогами «В», «ИЗ»;
-практическому закреплению умения пользоваться в речи существительными единственного и множественного числа, существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-активизации словаря по теме «Посуда», закреплению обобщающего понятия;
-развитию навыка составления простых предложений по демонстрации действий логопеда;
коррекционно-развивающие:
-развитие речеслухового внимания;
-развитие творческого воображения, подражательности, общей моторики.
-развитие мышления (выделение лишнего предмета);
-развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.
коррекционно-воспитательные:
-формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии;
Оборудование:
натуральные предметы посуды – ложка, вилка, нож, кастрюля, чашка, сковорода, чайник; предметные картинки по теме, пособия для развития дыхания; разрезные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети подходят к стульчикам у стола. У каждого на столе предметные картинки.
Садится тот, у кого – чашка. Теперь сядет тот, у кого – чашки.
У кого – ложка, а у кого – ложки? и т. д.
2. Сообщение темы занятия.
3. Игра «Что я сделала?» – составление предложений по демонстрации действий логопеда.
Положила ложку в стакан. Достала ложку из стакана.
Положила нож в кастрюлю. Достала нож из кастрюли.
Положила вилку в чашку. Достала вилку из чашки. и т. д.
4. Игра «Назови ласково» – образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
ложка-ложечка, вилка-вилочка, тарелка-тарелочка, и т. д.
Игра «Обезьянки» – развитие творческого воображения, подражательности, общей моторики.
Детям предлагается попробовать изобразить посуду: как кипит чайник, чашку с ручкой, тоненькую ложечку.
6. Дыхательное упражнение «Подуем на чай».
Детям предлагается сделать вдох и подуть на «горячий чай», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой.
7. Игра «Водичка» – составление предложений по демонстрации действий логопеда.
Налила воду в чашку. Вылила воду из чашки.
Налила воду в тарелку. Вылила воду из тарелки.
Налила воду в кастрюлю. Вылила воду из кастрюли. и т. д.
8. Игра «Что лишнее?» – выделение лишнего предмета (используя предметные картинки).
тарелка, кастрюля, мяч, чашка
сковорода, колбаса, нож, тарелка
9. Игра «Разрезные картинки» – составление целого предмета из 3-4-5 частей (предметные картинки с изображением посуды, разрезанные на части).
10. Итог занятия.
Дидактическая игра по закреплению употребления в речи предлогов Дидактическая игра по развитию речи, способствующая закреплению употребления в речи предлогов (маленьких слов) Данная игра помогает решать.
Конспект логопедического занятия для средней группы для детей с ФФН «Обувь, гласные звуки, предлоги в, из» «Обувь, гласные звуки, предлоги В, ИЗ» Цели:1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. 2. Развитие слухового внимания 3. развитие фонематического.
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги» Цель: Учить детей определять пространственное расположение предметов; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С»; упражнять.
Конспект подгруппового занятия детей 5–6 лет с ОНР по теме «Предлоги в, на, под. Зимующие птицы» Тема: Предлоги в, на, под. Зимующие птицы. Цель: Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы». Закреплять у детей правильное.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [л], [л’]. Буква Л. Предлоги» Цели занятия: познакомить детей с буквой Л; формировать навыки сознательного чтения; способство- вать развитию связной речи; учить правиль.
Конспект занятия «Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида на материале лексической темы «Профессии» «Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида на материале лексической темы: «Профессии» Цель занятия: организация деятельности.
Конспект логопедического занятия «Предлоги на-под-над. Зимующие птицы» Цель: закрепление навыка дифференциации и практического употребления в речи предлогов «на», «под», «над». Задачи: 1. Активизировать словарь.
Проект «Буквы гласные мы знаем, без труда их называем» в группе для детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи Проект «Буквы гласные мы знаем, без труда их различаем» группа № 6 комбинированной направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями.