Конспект группового занятия в старшей логопедической группе по теме Насекомые
Подготовила: учитель – логопед Соколовская Наталья Петровна,
МОБУ “Саракташская СОШ № 3” Саракташского района Оренбургской области
Задачи:
- актуализация словаря по теме «Насекомые»;
- закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
- развитие логического мышления;
- развитие зрительного внимания;
- развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
- развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», ромашка с заданиями, картинка с наложенным изображением насекомых, листы бумаги с нарисованными сотами, мяч, числа 1-5, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши.
- Оргмомент. Развитие логического мышления
– Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку.
(Логопед читает загадки, а дети ищут отгадки)
- В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет
Из лесного сора
Строит себе город. (Муравьи)
- Долгорукий старичок
В уголке сплел гамачок.
Отдохните, крошки!» (Паук)
- Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком! (Пчела)
– Дети, а как можно назвать одним словом муравья, паука, пчелу? (Насекомые)
- Активизация и обобщение словарного запаса обучающихся
– Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)
– Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)
– А почему весной? (На улице становится тепло, и насекомые выползают из своих жилищ)
– А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок – с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)
(Логопед показывает внешние признаки насекомых по картинке)
– А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки – это поперечные полоски на теле насекомых.
– Поднимите вверх картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».
(Дети поднимают картинку, на которой изображена пчела.)
– Давайте вместе произнесем это словосочетание – трудолюбивая пчелка.
– Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.
- Развитие зрительного внимания
– Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.
(Дети хором считают лепестки.)
– Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.
– Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвала … лепесток». Отрывай, Ангелина, и произноси: «Я оторвала первый лепесток!»
(Логопед читает задание)
– Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на картинку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…
(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)
– Вот они – друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.
– Сережа, подойти к доске и повесь картинки, на которых изображены полезные насекомые справа, на картинки с вредными насекомыми слева. Посмотрите, ребята, Сережа справился с заданием?
– Кто расскажет о насекомых, которые приносят вред. (Муха и комар – вредные насекомые. Они на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)
– А какие насекомые приносят пользу? (Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые, они приносят пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы, кузнечик, муравей, стрекоза – поедают вредных насекомых.)
- Развитие связанной речи
– Жан, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал второй лепесток».
– Слушайте внимательно задание – «Продолжи предложение». Я начинаю предложение и показываю на картинки, а вы должны закончить мое предложение. «Птицы едят насекомых… (жуков, гусениц, комаров, бабочек,…
– А чем питаются сами насекомые? (Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений – гусеницы, тля; нектаром цветов – пчелы и бабочки; другими вредными насекомыми – кузнечик, стрекоза и мураве;, остатками пищи человека – мухи.)
– Для чего нам нужны насекомые? (Они служат кормом для птиц, опыляют растения)
- Развитие пальчиковой моторики
– Отрываем третий лепесток. Варя, отрывай и произноси слова «Я оторвала третий лепесток». А сейчас наша пчелка хочет превратить ваши пальчики в пчелиный рой.
(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными сотами. Пальцы ребенка – указательный и средний – «ходят» – «летают» по сотам на ударные слоги)
Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились холодные сны?
– Молодцы, ребята! Ваши пальчики было похожи на веселых пчел.
- Развитие грамматического строя речи
– Какой лепесток, Аделина, по счету мы отрываем? («Я оторвала четвертый лепесток»)
– Я читаю задание: «Сосчитай до пяти».
На доске прикреплены картинки (шмель, стрекоза) и числа (1 – 5).
– Я начинаю, а вы продолжите по очереди.
- один мохнатый шмель;
- одна изумрудная стрекоза.
(Обратить внимание на согласование числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)
- Развитие общей моторики, словарного запаса
– Саша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»
(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)
- Порхает (кто) – бабочка
- Жужжит – жук
- Звенит – комар
- Собирает мед – пчела
- Жалит – оса
- Ползает – гусеница
- Прыгает – кузнечик
- Плетет паутину – паук
- Трудится – муравей
- Летает – стрекоза
– Назовите их одним словом. Кто это? (Насекомые)
- Развитие графомоторных навыков
– Остался последний лепесток. Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки.
– Значит, какой по счету ты оторвала лепесток, Ангелина? («Я оторвала шестой лепесток»)
– Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».
(На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)
- Итог занятия
– Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)
Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые» №1.
- Презентации по обучению грамоте (8)
- Презентации по лексическим темам (10)
- Задания по лексическим темам (13)
- Домашние задания (19)
- Готовимся к школе (3)
- Русские народные игры для детей (1)
- Конспекты (30)
- Развиваем пальчики (5)
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые» №1.
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые» № 1.
Цели занятия:
Коррекционно-обучающие:
Расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида, их характерных признаках; активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик- , -к-.
Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и зрительного внимания, памяти, артикуляционной и мелкой моторики, правильного дыхания; продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.
Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оснащение: конверты, сухой бассейн, предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; д/игра «Волшебная тропинка», изготовленная своими руками.
Ход занятия:
– Здравствуйте, ребята! Начнём занятие с артикуляционной разминки. Выполняем упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусный мёд», «Барабан», «Конфетка».
– Ребята, скажите какое сейчас время года? Сейчас наступила весна. Солнышко стало пригревать, и насекомые выползают из своих укрытий.
– Сейчас мы проверим, как вы их знаете.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей).
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки (божья коровка).
Ножки тонкие тащит.
Случай не упустит.
Сядет и укусит (комар).
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (кузнечик).
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский (жук).
Она яркая, красивая,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (бабочка).
– Кто это? Скажите, одним словом?
– Свое название насекомые получили от слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки, из-за них тело разделено на несколько частей
– Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
– Что есть у насекомых? Какие части тела?
- Дыхательная гимнастика.
– Давайте подуем на бабочек, чтобы они полетели! (В конвертах разложены бабочки, сделанные своими руками из фантиков конфет, и закреплены на ниточках). Дети рассматривают своих бабочек, и каждый из детей дует на свою бабочку.
– Делаем вдох через нос, и выдуваем воздух ртом, не надувая щек.
Физминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Дружно хлопнем: раз, два,
Три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали.
Игра «Угадай, кто я?»
– Я вам буду называть действие, а вы угадаете, кто так делает.
– Жужжит? Прыгает? Собирает мёд? Пищит? Жалит? Ползает?
Игра «Назови ласково»
– Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.
Муха – мушка, жук – жучок, пчела – пчелка, муравей — муравьишка, стрекоза – стрекозка, комар – комарик.
Игра «Кто, что ест»
– Чем питается муравей? (Муравей питается вредными насекомыми.)
– Чем питается муха? (Муха питается остатками пищи человека.)
– Чем питается пчела? (Пчела питается нектаром цветов.)
– Чем питается кузнечик? ( Кузнечик питается вредными насекомыми.)
– Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред.
– Комар – какое насекомое? (Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.)
– Муха? (Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.)
– Пчела? ( Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.)
– Муравей? (Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.)
– Бабочка? (Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.)
Д/и «Один – много»:
Одна муха – много …
Одна бабочка – много …
Один комар – много …
Одна оса – много …
Одна стрекоза – много …
Один муравей – много …
Один кузнечик – много …
Один шмель – много …
Один жук – много жуков
Подведение итогов занятия.
– Ребята! Какие вы молодцы! Все старались сегодня на занятии!
Конспект логопедического занятия “Насекомые”
На занятии активизируется словарный запас детей по теме “Насекомые”, упражняются в подборе глаголов и прилагательных, закрепляют умение согласовывать числительные с существительными.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Насекомые”»
Тема: «Насекомые»
Цели занятия
Коррекционно-образовательные:
– активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
– упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;
– совершенствовать навык определять на слух односложных и многосложных слов;
– учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;
– закреплять и развивать умение согласовывать числительные с существительными;
Коррекционно-развивающие:
– развивать внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику, память;
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать любовь к природе;
Демонстрационный материал: картинки насекомых, пластмассовой набор насекомых, мяч, магнитная доска, аудиозапись издаваемых звуков насекомых (муха, пчела, комар, кузнечик)
Раздаточный материал: «домики» для слов, лист с силуэтом бабочки для штриховки, цветные карандаши
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Сядут те ребята, у кого на стульчике бабочки. Сядут те ребята у кого стрекоза.
Сообщение темы занятия
Логопед: Стрекоза, бабочка – как мы можем назвать одним словом?
Дети: Насекомые.
Логопед: А каких еще вы знаете насекомых?
Дети: Паук, муха, пчела, …..
Лексико-грамматические игры и упражнения
1) «Подбери подходящее слово» Подбор глаголов к существительному
Бабочка (что делает?) порхает.
Кузнечик (что делает?) прыгает
Жук что делает (что делает?) ползет
Собака (что делает?) лает
Комар (что делает?) жужжит
2) «Найди лишний» Убрать лишний предмет
Логопед: Можно ли все это, назвать одним словом НАСЕКОМЫЕ
Дети: ответы детей
3) «Расселим в домики слова» Односложные слова в маленький домик, многосложные в большой.
БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, ЖУК, ГУСЕНИЦА, ШМЕЛЬ, КОМАРЫ
Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза- очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки на пояс, повороты влево – вправо, наклоны)
Прыг- скок, прыг- скок
4) Игра с мячом «Подбери прилагательное»
Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.
Бабочка (какая?) желтая
Кузнечик (какой?) зеленый
Божья коровка (какая?) маленькая
Паук (какой?) большой
Гусеница (какая?) длинная
5) «Ответ на вопрос» Отработка пространственных предлогов в предложениях.
– Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)
– Кто прыгнул с веточки? (С веточки прыгнул кузнечик)
– Кто спрятался под листочком? (Под листочком спрятался муравей)
– Кто сидит на цветке? (На цветке сидит бабочка)
– Кто ползет по руке? (По руке ползет божья коровка)
6) «Посчитай-ка» согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже
Логопед: На ромашку сели бабочки. А ну-ка, посчитаем их хором
Дети: Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек
Логопед: Над ромашкой летают стрекозы. А ну-ка, посчитаем их хором
Дети: Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз
Звуки, которые издают насекомые. «Послушай и угадай»
(муха, пчела, комар, кузнечик)
Работа на листочках: штриховка бабочки
вас на листочках изображены бабочки. Мы с вами выполним штриховку по образцу.
Итог занятия
Логопед: О ком мы с вами говорили на занятии?
Дети: О насекомых
Логопед: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)
Логопед: Занятие закончилось, вы все сегодня молодцы!
Конспект группового занятия в старшей логопедической группе по теме Насекомые
Аннотация: Расширять и активизировать словарный запас по теме «насекомые»
Статья:
Цели занятия:
- Расширять и активизировать словарный запас по теме «насекомые».
- Совершенствовать правильный, плавный выдох.
- Развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Совершенствовать навыки связной речи.
- Учить составлять предложения с предлогами.
- Учить согласовывать речь с движениями.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в гости на лесную полянку к ее маленьким жителям.
А шагать мы будем так: чтобы плечо тянулось к бедру, а не локоть к колену. Как-будто наше тело складывается. Делаем упражнение медленно, не торопимся. Вдох и выдох при наклоне.
КИНЕСИОЛОГИЧЕСКОЕ УПР-Е «Перекрестный шаг».
«Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто очень ловко шагал,
Не споткнулся, не упал?»
2. Упражнение на совершенствование плавного и правильного выдоха.
– Вот мы и пришли на нашу волшебную полянку. Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько здесь чудесных цветов. Давайте возьмем их в ручку и понюхаем цветочный аромат.
Глубокий вдох через нос, а выдох через рот. Плечики не поднимаем и щечки не надуваем.
3. Самомассаж лица.
-А вот, смотрите, поползли жучки, червячки, запрыгали кузнечики…
Кто это такие? Правильно- это насекомые.
Ребята, давайте протрем наши ручки салфеткой и выполним интересные упражнения, массаж лица «Насекомые».
4. Развитие связной речи.
– О каких насекомых мы еще с вами вспомнили?
– Какой же основной признак у всех насекомых?
– Паук- это насекомое? Почему?
– Скажите, пожалуйста, зимой можно увидеть на улице насекомых? Почему?
– Когда же насекомые просыпаются и появляются на улице?
– Сейчас какое время года, ребята?
– Правильно, весна. И поэтому к нам в гости прилетело одно из насекомых. Давайте попытаемся отгадать, кто это?
Не птица, а с крыльями,
Над цветком летает, медок собирает.
5. Развитие образного мышления, зрительного гнозиса.
– Наша пчелка приготовила нам загадки о насекомых, постараемся их отгадать, хорошо?
Силуэты насекомых на экране, дети отгадывают загадки и находят верные отгадки сами за компьютером.
6. Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия.
– Ребята, давайте вспомним, какую песенку поет комарик. Сделаем глубокий вдох носом и произнесем на одном выдохе: Комар звенит: З-З-З-З.
– А какую песенку поет жучок? Сделаем так же глубокий вдох и произнесем: Жук жужжит: Ж-Ж-Ж-Ж.
– Есть интересная игра, которая называется «Звенит- жужжит». Поиграем? Если вы услышите песенку комарика, то хлопните в ладошки, а если песенку жука, то топните ножкой.
7. Физминука. Речь с движением. Упражение «Стрекоза».
– Детки, мы с вами засиделись на месте, предлагаю размяться. Вставайте возле меня и повторяйте вместе со мной.
Вот какая стрекоза-очень
Вертится как вертолет, вправо, влево, назад, вперед.
– Молодцы! Настоящие стрекозы из вас получились! Теперь давайте сядем снова за столы и посмотрим на наш экран.
8. Развитие мышления, внимания, закрепление обобщающих понятий.
– Упражнение называется «Кто самый внимательный?» Как вы думаете, какая картинка лишняя и почему?
9. Упражнение в употреблении глаголов, согласовании глаголов и сущ.
– Ой, ребята, а где же наша пчелка? Она, наверное, заскучала и улетела… А может быть просто пчелка спряталась от нас?. Мы подходим к цветку и ищем пчелу.
Пчела села НА цветок.
Пчела спряталась ПОД цветком.
Пчела летит НАД цветком.
Пчела жужжит ОКОЛО цветка.
Пчела ползет ПО цветку.
10. Составление описательного рассказа о насекомом по плану-схеме.
– Много мы с вами, ребята, трудились, угадывали, старались. А теперь предлагаю подумать нашим гостям, попробовать отгадать насекомое, какое мы сейчас задумаем и вам, дорогие гости, опишем.
- Это насекомое.
- Живет оно на лесных полянках, в траве.
- У него есть голова, грудь и крылья. Бывает это насекомое разных размеров- и больших и маленьких.
- Окрас у него яркий, красивый, разноцветный.
- С помощью хоботка это насекомое пьет цветочный нектар.
- Оно полезное, так как опыляет растения, переносят пыльцу с цветка на цветок.
Ребята, вы все замечательно занимались, Надюша умница, следила за всеми звуками, Никита молодец, хорошо отвечал на все вопросы, Ленчик – хоть и самый маленький у нас, но очень сообразительный мальчик, занимался на пятерку, Андрюша порадовал своими знаниями, молодчинка!
11. Итог занятия. Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
– Ребята, мы с вами уже знаем, что многие насекомые питаются нектаром цветов, растений, в том числе и бабочки, и пчелы, и шмели.
И у меня для вас, приготовлен тоже, так называемый нектар, сок. Предлагаю представить себя каким-нибудь насекомым: красивой бабочкой или мохнатым шмелем, и угоститься маленькими глоточками этим чудесным соком.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Занятие в форме проведения приключенческой игры-квест (с выполнением заданий) с использованием ИКТ.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
- познакомить с артикуляцией звуков [в] -[в’], буквой В;
- совершенствовать понятие об образовании звуков [в] -[в’];
- закреплять понятие о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;
- совершенствовать умения выделять первый звук в слове;
- совершенствовать умения определять место звука в слове.
- развивать фонематическое восприятие, речевую активность, зрительное восприятие, творческое воображение, память, мышление, общую, тонкую моторику;
- совершенствовать артикуляционную моторику.
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
- воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.
Методы и приемы:
- наглядный (показ), словесный (объяснение, уточнение, беседа), практический (дидактическое упражнение), игровой.
- групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Материалы и оборудование:
- проектор, ноутбук, экран, предметные картинки по теме «Домашние животные», «Одежда», сигнальные карточки, зеркала, доска, столы и стулья по количеству детей, картинка к дидактическому упражнению «Путаница», конверты с разрезными картинками «Буква В», кисточки, клей, блестки, заготовки елочных игрушек (из картона), магнитофон, сундук.
- закрепление названий зимней одежды, названия домашних животных.
Ход НОД
1.Организационный момент
Логопед – Сегодня мы с вами отправимся на ферму. А кто знает, что такое ферма?
Дети – Это дом, где живут домашние животные.
Логопед – Почему животные называются домашними?
Дети – Потому что за ними ухаживает человек.
2. Основная часть
Логопед – Правильно (на экране появляется ферма и 2 мальчика). Посмотрите, кто нас там встречает (звукозапись):
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. А меня зовут Витя. На нашей ферме живет много домашних животных. Мы их кормим, чистим. К Новому году Дед Мороз передал из леса для нас сундук с подарками, который привез волк, а ключ забыл. Ребята, поможете нам открыть сундук?»
Логопед: Ребята, поможем открыть сундук.
Логопед: За каждое правильно выполненное задание, мы будем получать частичку ключа. Готовы?
Логопед: Тогда слушайте первое задание.
На ферме случилась беда – все животные испугались волка и сбились в кучу. Помогите найти всех животных.
(на экране появляется «путаница» из домашних животных)
Логопед – Внимательно посмотрите и назовите домашних животных.
Дети – Корова, кошка, собака, овца, свинья, коза.
На экране появляется слайд с изображением домашних животных.
Логопед – Молодцы, ребята. Давайте назовем всех животных. Вы помогли Ване и Вите найти животных.
(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 1).
У мальчиков есть любимые домашние животные, а какие, давайте отгадаем. Садитесь на стульчики. Отгадать нам помогут имена мальчиков. Какой первый звук вы слышите в имени Ваня?
Логопед – Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голос пустим (логопед раздает зеркала). Возьмите зеркала и покажите мальчикам, как расположены губы, зубы (дети произносят звук и логопед забирает зеркала). Звук [в] мы можем пропеть?
Дети – Потому что воздух не проходит свободно, он встречает преграду.
Логопед – Значит звук [в] какой (гласный или согласный)?
Логопед – Звук [в] звонкий или глухой?
Логопед – Как мы можем узнать?
Дети – Мы должны поставить руку на горло и произнести звук. Горло «поет», поэтому звук [в] звонкий.
Логопед – Звук [в] твердый или мягкий?
Логопед – В названии любимого животного Вани есть звук (в). Как вы думаете, какое любимое животное у Вани?
Логопед – Почему вы так думаете?
Дети – Потому что в слове корова есть звук [в], он твердый. Где находится звук (в) в слове корова.
Дети: В середине слова.
Логопед: Правильно. Какой первый звук вы слышите в имени Витя?
Логопед: дайте характеристику звуку (в’)
Дети: согласный, звонкий, мягкий.
Логопед — Как вы думаете, какое любимое животное у Вити?
Логопед – Почему вы так думаете?
Дети – Потому что в слове свинья есть звук [в’].
Логопед: где находится звук в слове?
Дети: в середине слова.
Логопед – Умницы. Теперь вы знаете, какие любимые животные у Вани и Вити.
(На экране появляются синий и зеленый дом, корова и свинья)
Логопед – Дети, давайте поможем найти домик для каждого животного. Домики разного цвета. Как вы думаете почему?
Дети – Твердые и мягкие звуки обозначаем синим и зеленым цветом.
Логопед – Верно. В какой домик мы поселим корову?
Дети – Мы поселим корову в синий дом, потому что в этом слове звук [в] твердый. Твердый звук обозначаем синим цветом.
Логопед – Правильно. А почему свинья будет жить в зеленом домике?
Дети – Потому что в слове свинья звук [в’] мягкий. Мягкий звук обозначаем зеленым цветом.
Логопед – Молодцы. Вы помогли любимым животным мальчиков найти свои домики, умеете находить слова с заданными звуками и определять их место в слове.
(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 2)
Логопед – Ваня и Витя хотят посмотреть кто из вас самый внимательный. Они прислали вам сигнальные карточки. Я вам буду называть звуки. Если вы услышите звук [в] поднимаете синюю карточку. Звук [в’] – зеленую (логопед раздает карточки). Слушайте внимательно.
Звуки: в, вь, в, в, вь, в, вь, вь.
Слоги: ва, во, ви, ву, ве, вю, ва.
Слова: ветка, ваза, весна, венок, вата, волк, вишня, волосы.
Логопед – Молодцы. Вы были очень внимательными, умеете различать звуки. Ване и Вите очень понравилось, как вы справились с этим заданием.
(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 3)
А теперь давайте отдохнем. Подходите ко мне, становитесь свободно, чтобы друг другу не мешать.
Физминутка «Зверобика»
Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть.
Понаблюдав за ней немножко,
Ее движенья можем повторить.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять! Очень хорошо!
Змея ползет лесной тропою,
Как лента, по земле скользит.
А мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять! Очень хорошо!
Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат.
Не трудно так стоять ни капли
Для нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять! Очень хорошо!
Живет на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
Но человек- ты друг природы,
И должен знать повадки всех зверей.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять!
(на столе картинки: валенки, варежки, шапка, свитер, пуховик, шуба)
Логопед – Мы отдохнули, набрались сил и можем продолжать дальше. Мальчикам пора идти на ферму. На улице зима, поэтому Ване и Вите нужно одеться по-зимнему. Давайте им поможем. У нас есть два стола, на которых лежат картинки с изображением зимней одежды. Станьте к столам по 4 человека. Вам необходимо выбрать одежду, в названии которой есть звук (в), а вам, в названии которой есть звук (в’). Вы помогаете Ване, а вы – Вите. Рассмотрите картинке, вам понятно, что на них изображено.
Логопед – Тогда начали.
Логопед – Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какую одежду подобрали Ване?
Дети – Валенки, варежки. Почему?
Логопед – Какую одежду подобрали Вите?
Дети – Свитер, пуховик. Почему?
Логопед – Молодцы. Вы правильно помогли мальчикам подобрать одежду, в названии которой есть звуки (в и в’).
(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 4).
Знакомство с буквой В
Логопед – Ребята, имена мальчиков начинаются с разных звуков, но обозначаются одной буквой. Это буква В.
(на экране появляется буква В)
Логопед – Это буква В.
В – буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Логопед – На что похожа буква В?
Дети – Буква В похожа на крылья бабочки, очки, крендель.
Логопед – Сколько элементов в букве В?
Дети – Палочка и два полукруга.
Логопед – В какую сторону смотрит буква?
Логопед – У вас на столах лежат конверты с разрезными картинками. Ваша задача сложить букву В.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы ребята. Мы познакомились с буквой В и научились выкладывать ее из частей.
ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 5
Логопед: Ваня и Витя решили украсить ферму к Новому году и приготовили игрушки. Они хотят украсить их своей любимой буквой В. Давайте им поможем. Садитесь за столы. У вас на столах лежат елочные игрушки. С помощью кисточки и клея вам необходимо нарисовать букву В и украсить ее блестками. Посмотрите, что у вас должно получиться. (Логопед показывает готовую игрушку). Посмотрите на экран, как правильно рисовать букву В. (На экране появляется поэтапное изображение буквы В). Теперь возьмите в руки кисти и вместе со мной в воздухе нарисуем букву В. (Логопед комментирует последовательность действий). Приступаем к работе.
Логопед: Ребята, кто выполнил задание, подойдите к елке и повесьте свою игрушку на елку.
ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 6
3. Итог занятия
Логопед: Ребята, мы выполнили все задания, и получили все части ключа. Посмотрите на экран. Теперь мы с вами можем открыть сундук. )Логопед открывает сундук и показывает детям угощение). Ваня и Витя очень довольны тем, что мы помогли им выполнить все задания и открыть сундук. Но, к сожалению, мальчикам пора возвращаться на ферму. Давайте вспомним с какими звуками и буквой мы познакомились во время нашего путешествия. Что вы можете о них сказать, дайте им характеристику. Какое задание было для вас самым сложным? Что больше всего понравилось?
Конспект “Звук и буква В”
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».
Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
Задачи:
1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.
3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических процессов с элементами обучения грамоте .
Тема: «Звуки В, Вь. Буква В»
Дата проведения: 13 апреля 2016 г
Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».
Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.
3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.
Доброе утро, птицы запели.
Добрые люди, входите к нам в двери.
Милости просим в гости сейчас.
Очень мы рады видеть всех Вас!
– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.
(дети изображают удивление)
– Потом мы стали думать, что покажем гостям.
(серьезное, задумчивое лицо)
– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!
Логопед . Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.
Сегодня вы, ребята, сами
Пойдёте волшебными путями
По очень необычной стране
И побываете там везде!
Все звуки речи там живут,
Они давно вас ждут.
Вы попадёте в их владенья,
И вам должно хватить уменья
Все испытания пройти,
Не сбившись с верного пути!
2.Повторение пройденного материала.
Логопед: – Что мы слышим?
Логопед: – Какие бывают звуки?
Дети : Гласные и согласные.
Логопед: Почему мы их называем «гласные звуки»?
Дети : Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.
Логопед: Назовите, согласный звуки.
Логопед: Почему мы их так называем?
Дети: Они не тянутся и не поются!
3. Сообщение темы
Логопед: Поиграем мы в игру:
Я знаю много имен мальчиков и девочек:
В аня, В ася, В алера, В асилиса, В лада. Какой чаще всего звук повторялся?
Логопед: В ика, В ероника, В иолетта, В иктор. Какой чаще всего звук повторялся?
Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуками В , Вь и с буквой В.
Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голос пустим.
Звук В – согласный, твердый, звонкий.
Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.
– Чем отличаются звуки?
Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.
Логопед: Что общего?
Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.
4. Развиваем фонематический слух
Логопед: Звуки В и Вь любят играть:
Подними синюю карточку , когда услышишь звук В
Подними правую карточку , когда услышишь звук Вь .
(логопед называет сначала звуки: В В В ь В В ь В ь…, затем слоги: В а, В я, В ы, В е, В у….)
5. Определить место звука в слове.
Логопед: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и
назовем, что на них нарисовано.
В – само в ар, в аза, в аленки, в олк, в ода, сли в ы, не в аляшка
Вь – в есы, в едро, в ертолет, ц в еты, теле в изор, мед в еди)
Логопед: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМО В АР, в начале,
в середине или в конце слова?
Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.
(логопед проверяет все слова)
А сейчас мы с Вами дети
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
Вот летит ракета ввысь.
6. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.
7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.
Логопед: Игра «Путаница».
Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.
Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь ?
Какое слово лишнее?
Логопед: Почему это слово лишнее?
Дети: В слове ВАРЕЖКА первый звук В – согласный, твердый, звонкий.
В остальных словах первый звук Вь .
Логопед: делим слово ВАРЕЖКА на слоги.
Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?
Дети: В этом слове три слога.
Логопед: Составьте предложение с этим словом.
Дети: Бабушка связала теплые варежки.
Логопед: Сколько слов в предложении?
Дети: В предложении четыре слова.
Логопед : Назовите первое (второе…) слово.
Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки)
8.Знакомство с буквой.
Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?
Логопед: « В » – буква очень важная
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
(Логопед выкладывает на наборном полотне букву В)
Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;
В космос полетел отряд,
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, каметы,
Большую желтую луну.
Найдите в тетради правильно написанную букву и обведите ее в кружочек,
покажите на пальчиках сколько правильных букв.
9. Игра «Собери цветочки».
Логопед: Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой.
Как вы думаете почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым!Но к сожалению, пока письмо шло к нам,лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.
(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ. )
Логопед проверяет выполнение задания.
10. Итог занятия.
Логопед : Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?
(Логопед открывает конверт и достает карточку с ребусом).
Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя
(слова: в аленки о блако в олк а ист – ВОВА .)
Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе, и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?
Логопед: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма
С какими звуками мы знакомились?
Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?
Конспект урока “Звуки [в], [в’], буква В”
- Знакомство со звуками [в- в΄], буквой В.
- Развитие речи учащихся.
- Закрепление пройденного материала.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте дети. Встали прямо, расправили плечи и тихо сели.
2. Повторение пройденного.
– На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)
– По ленте букв надо назвать правильно букву и какие звуки она может обозначать. Начнём с гласных.
Гласные | |
буква | звуки |
а |
3. Знакомство с новыми звуками [в- в΄] и буквой В.
Серый, зубастый по лесу рыщет,
Добычу ищет. (Волк.)
– Это один, а как будет много? (Волки.)
– Составьте из букв это слово и сделайте звуковой анализ этого слова. К доске вызывается ученик.
– Сколько в этом слове звуков? (5 звуков.) – 1
– Сколько гласных и сколько согласных? (2 гласных и 3 согласных.)
– Надо изменить одну букву в слове «волки» и получится название столового прибора. (Букву «о» поменять на «и» и получится слово «вилки».)
– Подумайте ,что изменится в звуковом составе. (И – показатель мягкости согласных , поэтому звук , стоящий впереди станет мягким.)
– Делаем вывод. Какие же звуки может обозначать буква «вэ»? (Буква «вэ» может обозначать звуки [в- в΄].)
– Так где же будет находиться эта буква на ленте? (Где согласные.)
4. Физкультурная минутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
5. Работа с текстом.
На доске напечатаны предложения:
- Вова вырастил лук. А Лариса – салат. У нас выросла тыква. Вот так тыква!
– Что написано на доске? (Предложения.)
– Докажите! (Начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак).
– Сколько предложений написано? (4 предложения.)
– Прочитайте 1 предложение, Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 3 слова.)
– Прочитайте 3 предложения. Сколько слов здесь? (4 слова.)
– Прочитайте последнее предложение Сколько слов в этом предложение? (3 слова.)
– Что стоит в конце этого предложения? (В конце предложения стоит восклицательный знак.)
– Прочитайте с правильной интонацией.
6. Развитие речи.
- У белки – (бельчонок).
- У мыши – (мышонок).
- У вороны – (воронёнок).
- У галки – (галчонок).
- У лисы – (лисёнок).
- У курицы – (цыплёнок).
- У коровы – (телёнок).
- У лошади – (жеребёнок).
- У свиньи – (поросёнок).
- У собаки – (щенок).
- У овцы – (ягнёнок).
7. Работа по учебнику. Развитие (азбука стр.74).
– Прочитайте первое предложение. (Как лиса ловила ворон.)
– Прочитайте второе предложение. (Он тоже ловит ворон.)
– Где происходит действие? (Действие происходит в школе.)
– Что делают дети? (Девочка пишет, а мальчик ничего не делает, значит ловит ворон.)
– Что вы скажите о выражении «ловит ворон»? (Это выражение имеет 2 значения: прямое и переносное.)
8. Разгадывание ребусов стр.74.
9. Разучивание скороговорки.
Сорока с вороной спорила.
Тараторила, тараторила,
Ворону переспорила.
10. Итого урока.
– В каком слове есть звук [в- в΄]? (Ворона.)
– Какой звук? ([в]- согласный, твёрдый.)
– С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она может обозначать? (Буква «вэ» может обозначать два звука [в- в΄].)