Конспект группового занятия в старшей логопедической группе по теме Насекомые

Конспект группового занятия в старшей логопедической группе по теме Насекомые

Подготовила: учитель – логопед Соколовская Наталья Петровна,

МОБУ “Саракташская СОШ № 3” Саракташского района Оренбургской области

Задачи:

  • актуализация словаря по теме «Насекомые»;
  • закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
  • развитие логического мышления;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
  • развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», ромашка с заданиями, картинка с наложенным изображением насекомых, листы бумаги с нарисованными сотами, мяч, числа 1-5, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши.

  1. Оргмомент. Развитие логического мышления

– Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку.

(Логопед читает загадки, а дети ищут отгадки)

  • В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет

Из лесного сора

Строит себе город. (Муравьи)

  • Долгорукий старичок

В уголке сплел гамачок.

Отдохните, крошки!» (Паук)

  • Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком! (Пчела)

– Дети, а как можно назвать одним словом муравья, паука, пчелу? (Насекомые)

  1. Активизация и обобщение словарного запаса обучающихся

– Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)

– Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)

– А почему весной? (На улице становится тепло, и насекомые выползают из своих жилищ)

– А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок – с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)

(Логопед показывает внешние признаки насекомых по картинке)

– А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки – это поперечные полоски на теле насекомых.

– Поднимите вверх картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».

(Дети поднимают картинку, на которой изображена пчела.)

– Давайте вместе произнесем это словосочетание – трудолюбивая пчелка.

– Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.

  1. Развитие зрительного внимания

– Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.

(Дети хором считают лепестки.)

– Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.

– Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвала … лепесток». Отрывай, Ангелина, и произноси: «Я оторвала первый лепесток!»

(Логопед читает задание)

– Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на картинку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)

– Вот они – друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.

– Сережа, подойти к доске и повесь картинки, на которых изображены полезные насекомые справа, на картинки с вредными насекомыми слева. Посмотрите, ребята, Сережа справился с заданием?

– Кто расскажет о насекомых, которые приносят вред. (Муха и комар – вредные насекомые. Они на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)

– А какие насекомые приносят пользу? (Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые, они приносят пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы, кузнечик, муравей, стрекоза – поедают вредных насекомых.)

  1. Развитие связанной речи

– Жан, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал второй лепесток».

– Слушайте внимательно задание – «Продолжи предложение». Я начинаю предложение и показываю на картинки, а вы должны закончить мое предложение. «Птицы едят насекомых… (жуков, гусениц, комаров, бабочек,…

– А чем питаются сами насекомые? (Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений – гусеницы, тля; нектаром цветов – пчелы и бабочки; другими вредными насекомыми – кузнечик, стрекоза и мураве;, остатками пищи человека – мухи.)

– Для чего нам нужны насекомые? (Они служат кормом для птиц, опыляют растения)

  1. Развитие пальчиковой моторики

– Отрываем третий лепесток. Варя, отрывай и произноси слова «Я оторвала третий лепесток». А сейчас наша пчелка хочет превратить ваши пальчики в пчелиный рой.

(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными сотами. Пальцы ребенка – указательный и средний – «ходят» – «летают» по сотам на ударные слоги)

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились холодные сны?

– Молодцы, ребята! Ваши пальчики было похожи на веселых пчел.

  1. Развитие грамматического строя речи

– Какой лепесток, Аделина, по счету мы отрываем? («Я оторвала четвертый лепесток»)

– Я читаю задание: «Сосчитай до пяти».

На доске прикреплены картинки (шмель, стрекоза) и числа (1 – 5).

– Я начинаю, а вы продолжите по очереди.

  • один мохнатый шмель;
  • одна изумрудная стрекоза.

(Обратить внимание на согласование числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)

  1. Развитие общей моторики, словарного запаса

– Саша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

  • Порхает (кто) – бабочка
  • Жужжит – жук
  • Звенит – комар
  • Собирает мед – пчела
  • Жалит – оса
  • Ползает – гусеница
  • Прыгает – кузнечик
  • Плетет паутину – паук
  • Трудится – муравей
  • Летает – стрекоза

– Назовите их одним словом. Кто это? (Насекомые)

  1. Развитие графомоторных навыков

– Остался последний лепесток. Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки.

– Значит, какой по счету ты оторвала лепесток, Ангелина? («Я оторвала шестой лепесток»)

– Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».

(На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)

  1. Итог занятия

– Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые» №1.

  • Презентации по обучению грамоте (8)
  • Презентации по лексическим темам (10)
  • Задания по лексическим темам (13)
  • Домашние задания (19)
  • Готовимся к школе (3)
  • Русские народные игры для детей (1)
  • Конспекты (30)
  • Развиваем пальчики (5)

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые» №1.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые» № 1.

Цели занятия:

Коррекционно-обучающие:

Расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида, их характерных признаках; активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик- , -к-.

Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и зрительного внимания, памяти, артикуляционной и мелкой моторики, правильного дыхания; продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оснащение: конверты, сухой бассейн, предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; д/игра «Волшебная тропинка», изготовленная своими руками.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Начнём занятие с артикуляционной разминки. Выполняем упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусный мёд», «Барабан», «Конфетка».

– Ребята, скажите какое сейчас время года? Сейчас наступила весна. Солнышко стало пригревать, и насекомые выползают из своих укрытий.

– Сейчас мы проверим, как вы их знаете.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее. (пчела).

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки (божья коровка).

Ножки тонкие тащит.

Случай не упустит.

Сядет и укусит (комар).

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (кузнечик).

Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский (жук).

Она яркая, красивая,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка).

– Кто это? Скажите, одним словом?

– Свое название насекомые получили от слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки, из-за них тело разделено на несколько частей

– Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

– Что есть у насекомых? Какие части тела?

  1. Дыхательная гимнастика.

– Давайте подуем на бабочек, чтобы они полетели! (В конвертах разложены бабочки, сделанные своими руками из фантиков конфет, и закреплены на ниточках). Дети рассматривают своих бабочек, и каждый из детей дует на свою бабочку.

– Делаем вдох через нос, и выдуваем воздух ртом, не надувая щек.

Физминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Дружно хлопнем: раз, два,

Три, четыре, пять,

Нам пора букет собрать.

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Игра «Угадай, кто я?»

– Я вам буду называть действие, а вы угадаете, кто так делает.

– Жужжит? Прыгает? Собирает мёд? Пищит? Жалит? Ползает?

Игра «Назови ласково»

– Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.

Муха – мушка, жук – жучок, пчела – пчелка, муравей — муравьишка, стрекоза – стрекозка, комар – комарик.

Читайте также:  Автоматизация звука (С) в слогах, словах, словосочетаниях - индивидуальное логопедическое занятие

Игра «Кто, что ест»

– Чем питается муравей? (Муравей питается вредными насекомыми.)

– Чем питается муха? (Муха питается остатками пищи человека.)

– Чем питается пчела? (Пчела питается нектаром цветов.)

– Чем питается кузнечик? ( Кузнечик питается вредными насекомыми.)

– Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред.

– Комар – какое насекомое? (Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.)

– Муха? (Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.)

– Пчела? ( Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.)

– Муравей? (Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.)

– Бабочка? (Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.)

Д/и «Один – много»:

Одна муха – много …

Одна бабочка – много …

Один комар – много …

Одна оса – много …

Одна стрекоза – много …

Один муравей – много …

Один кузнечик – много …

Один шмель – много …

Один жук – много жуков

Подведение итогов занятия.

Ребята! Какие вы молодцы! Все старались сегодня на занятии!

Конспект логопедического занятия “Насекомые”

На занятии активизируется словарный запас детей по теме “Насекомые”, упражняются в подборе глаголов и прилагательных, закрепляют умение согласовывать числительные с существительными.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Насекомые”»

Тема: «Насекомые»

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

– активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

– упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;

– совершенствовать навык определять на слух односложных и многосложных слов;

– учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;

– закреплять и развивать умение согласовывать числительные с существительными;

Коррекционно-развивающие:

– развивать внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику, память;

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать любовь к природе;

Демонстрационный материал: картинки насекомых, пластмассовой набор насекомых, мяч, магнитная доска, аудиозапись издаваемых звуков насекомых (муха, пчела, комар, кузнечик)

Раздаточный материал: «домики» для слов, лист с силуэтом бабочки для штриховки, цветные карандаши

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Сядут те ребята, у кого на стульчике бабочки. Сядут те ребята у кого стрекоза.

Сообщение темы занятия

Логопед: Стрекоза, бабочка – как мы можем назвать одним словом?

Дети: Насекомые.

Логопед: А каких еще вы знаете насекомых?

Дети: Паук, муха, пчела, …..

Лексико-грамматические игры и упражнения

1) «Подбери подходящее слово» Подбор глаголов к существительному

Бабочка (что делает?) порхает.

Кузнечик (что делает?) прыгает

Жук что делает (что делает?) ползет

Собака (что делает?) лает

Комар (что делает?) жужжит

2) «Найди лишний» Убрать лишний предмет

Логопед: Можно ли все это, назвать одним словом НАСЕКОМЫЕ

Дети: ответы детей

3) «Расселим в домики слова» Односложные слова в маленький домик, многосложные в большой.

БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, ЖУК, ГУСЕНИЦА, ШМЕЛЬ, КОМАРЫ

Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки на пояс, повороты влево – вправо, наклоны)

Прыг- скок, прыг- скок

4) Игра с мячом «Подбери прилагательное»

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Бабочка (какая?) желтая

Кузнечик (какой?) зеленый

Божья коровка (какая?) маленькая

Паук (какой?) большой

Гусеница (какая?) длинная

5) «Ответ на вопрос» Отработка пространственных предлогов в предложениях.

– Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

– Кто прыгнул с веточки? (С веточки прыгнул кузнечик)

– Кто спрятался под листочком? (Под листочком спрятался муравей)

– Кто сидит на цветке? (На цветке сидит бабочка)

– Кто ползет по руке? (По руке ползет божья коровка)

6) «Посчитай-ка» согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже

Логопед: На ромашку сели бабочки. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек

Логопед: Над ромашкой летают стрекозы. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз

Звуки, которые издают насекомые. «Послушай и угадай»

(муха, пчела, комар, кузнечик)

Работа на листочках: штриховка бабочки

вас на листочках изображены бабочки. Мы с вами выполним штриховку по образцу.

Итог занятия

Логопед: О ком мы с вами говорили на занятии?

Дети: О насекомых

Логопед: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Логопед: Занятие закончилось, вы все сегодня молодцы!

Конспект группового занятия в старшей логопедической группе по теме Насекомые

Аннотация: Расширять и активизировать словарный запас по теме «насекомые»

Статья:

Цели занятия:

  1. Расширять и активизировать словарный запас по теме «насекомые».
  2. Совершенствовать правильный, плавный выдох.
  3. Развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание.
  4. Развивать фонематическое восприятие.
  5. Совершенствовать навыки связной речи.
  6. Учить составлять предложения с предлогами.
  7. Учить согласовывать речь с движениями.
  8. Развивать общую и мелкую моторику.
  9. Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в гости на лесную полянку к ее маленьким жителям.

А шагать мы будем так: чтобы плечо тянулось к бедру, а не локоть к колену. Как-будто наше тело складывается. Делаем упражнение медленно, не торопимся. Вдох и выдох при наклоне.

КИНЕСИОЛОГИЧЕСКОЕ УПР-Е «Перекрестный шаг».

«Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто очень ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?»

2. Упражнение на совершенствование плавного и правильного выдоха.

– Вот мы и пришли на нашу волшебную полянку. Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько здесь чудесных цветов. Давайте возьмем их в ручку и понюхаем цветочный аромат.

Глубокий вдох через нос, а выдох через рот. Плечики не поднимаем и щечки не надуваем.

3. Самомассаж лица.

-А вот, смотрите, поползли жучки, червячки, запрыгали кузнечики…

Кто это такие? Правильно- это насекомые.

Ребята, давайте протрем наши ручки салфеткой и выполним интересные упражнения, массаж лица «Насекомые».

4. Развитие связной речи.

– О каких насекомых мы еще с вами вспомнили?

– Какой же основной признак у всех насекомых?

– Паук- это насекомое? Почему?

– Скажите, пожалуйста, зимой можно увидеть на улице насекомых? Почему?

– Когда же насекомые просыпаются и появляются на улице?

– Сейчас какое время года, ребята?

– Правильно, весна. И поэтому к нам в гости прилетело одно из насекомых. Давайте попытаемся отгадать, кто это?

Не птица, а с крыльями,

Над цветком летает, медок собирает.

5. Развитие образного мышления, зрительного гнозиса.

– Наша пчелка приготовила нам загадки о насекомых, постараемся их отгадать, хорошо?

Силуэты насекомых на экране, дети отгадывают загадки и находят верные отгадки сами за компьютером.

6. Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия.

– Ребята, давайте вспомним, какую песенку поет комарик. Сделаем глубокий вдох носом и произнесем на одном выдохе: Комар звенит: З-З-З-З.

– А какую песенку поет жучок? Сделаем так же глубокий вдох и произнесем: Жук жужжит: Ж-Ж-Ж-Ж.

– Есть интересная игра, которая называется «Звенит- жужжит». Поиграем? Если вы услышите песенку комарика, то хлопните в ладошки, а если песенку жука, то топните ножкой.

7. Физминука. Речь с движением. Упражение «Стрекоза».

– Детки, мы с вами засиделись на месте, предлагаю размяться. Вставайте возле меня и повторяйте вместе со мной.

Вот какая стрекоза-очень

Вертится как вертолет, вправо, влево, назад, вперед.

– Молодцы! Настоящие стрекозы из вас получились! Теперь давайте сядем снова за столы и посмотрим на наш экран.

8. Развитие мышления, внимания, закрепление обобщающих понятий.

– Упражнение называется «Кто самый внимательный?» Как вы думаете, какая картинка лишняя и почему?

9. Упражнение в употреблении глаголов, согласовании глаголов и сущ.

– Ой, ребята, а где же наша пчелка? Она, наверное, заскучала и улетела… А может быть просто пчелка спряталась от нас?. Мы подходим к цветку и ищем пчелу.

Пчела села НА цветок.

Пчела спряталась ПОД цветком.

Пчела летит НАД цветком.

Пчела жужжит ОКОЛО цветка.

Пчела ползет ПО цветку.

10. Составление описательного рассказа о насекомом по плану-схеме.

– Много мы с вами, ребята, трудились, угадывали, старались. А теперь предлагаю подумать нашим гостям, попробовать отгадать насекомое, какое мы сейчас задумаем и вам, дорогие гости, опишем.

  1. Это насекомое.
  2. Живет оно на лесных полянках, в траве.
  3. У него есть голова, грудь и крылья. Бывает это насекомое разных размеров- и больших и маленьких.
  4. Окрас у него яркий, красивый, разноцветный.
  5. С помощью хоботка это насекомое пьет цветочный нектар.
  6. Оно полезное, так как опыляет растения, переносят пыльцу с цветка на цветок.

Ребята, вы все замечательно занимались, Надюша умница, следила за всеми звуками, Никита молодец, хорошо отвечал на все вопросы, Ленчик – хоть и самый маленький у нас, но очень сообразительный мальчик, занимался на пятерку, Андрюша порадовал своими знаниями, молодчинка!

11. Итог занятия. Тренировка мышц глотки и мягкого неба.

– Ребята, мы с вами уже знаем, что многие насекомые питаются нектаром цветов, растений, в том числе и бабочки, и пчелы, и шмели.

И у меня для вас, приготовлен тоже, так называемый нектар, сок. Предлагаю представить себя каким-нибудь насекомым: красивой бабочкой или мохнатым шмелем, и угоститься маленькими глоточками этим чудесным соком.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Занятие в форме проведения приключенческой игры-квест (с выполнением заданий) с использованием ИКТ.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»

  • познакомить с артикуляцией звуков [в] -[в’], буквой В;
  • совершенствовать понятие об образовании звуков [в] -[в’];
  • закреплять понятие о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;
  • совершенствовать умения выделять первый звук в слове;
  • совершенствовать умения определять место звука в слове.
  • развивать фонематическое восприятие, речевую активность, зрительное восприятие, творческое воображение, память, мышление, общую, тонкую моторику;
  • совершенствовать артикуляционную моторику.
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.
Читайте также:  Музыкотерапия в логопедическом детском саду

Методы и приемы:

  • наглядный (показ), словесный (объяснение, уточнение, беседа), практический (дидактическое упражнение), игровой.
  • групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование:

  • проектор, ноутбук, экран, предметные картинки по теме «Домашние животные», «Одежда», сигнальные карточки, зеркала, доска, столы и стулья по количеству детей, картинка к дидактическому упражнению «Путаница», конверты с разрезными картинками «Буква В», кисточки, клей, блестки, заготовки елочных игрушек (из картона), магнитофон, сундук.
  • закрепление названий зимней одежды, названия домашних животных.

Ход НОД

1.Организационный момент

Логопед – Сегодня мы с вами отправимся на ферму. А кто знает, что такое ферма?

Дети – Это дом, где живут домашние животные.

Логопед – Почему животные называются домашними?

Дети – Потому что за ними ухаживает человек.

2. Основная часть

Логопед – Правильно (на экране появляется ферма и 2 мальчика). Посмотрите, кто нас там встречает (звукозапись):

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. А меня зовут Витя. На нашей ферме живет много домашних животных. Мы их кормим, чистим. К Новому году Дед Мороз передал из леса для нас сундук с подарками, который привез волк, а ключ забыл. Ребята, поможете нам открыть сундук?»

Логопед: Ребята, поможем открыть сундук.

Логопед: За каждое правильно выполненное задание, мы будем получать частичку ключа. Готовы?

Логопед: Тогда слушайте первое задание.

На ферме случилась беда – все животные испугались волка и сбились в кучу. Помогите найти всех животных.

(на экране появляется «путаница» из домашних животных)

Логопед – Внимательно посмотрите и назовите домашних животных.

Дети – Корова, кошка, собака, овца, свинья, коза.

На экране появляется слайд с изображением домашних животных.

Логопед – Молодцы, ребята. Давайте назовем всех животных. Вы помогли Ване и Вите найти животных.

(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 1).

У мальчиков есть любимые домашние животные, а какие, давайте отгадаем. Садитесь на стульчики. Отгадать нам помогут имена мальчиков. Какой первый звук вы слышите в имени Ваня?

Логопед – Зубками мы нижнюю губу прикусим,

Между ними голос пустим (логопед раздает зеркала). Возьмите зеркала и покажите мальчикам, как расположены губы, зубы (дети произносят звук и логопед забирает зеркала). Звук [в] мы можем пропеть?

Дети – Потому что воздух не проходит свободно, он встречает преграду.

Логопед – Значит звук [в] какой (гласный или согласный)?

Логопед – Звук [в] звонкий или глухой?

Логопед – Как мы можем узнать?

Дети – Мы должны поставить руку на горло и произнести звук. Горло «поет», поэтому звук [в] звонкий.

Логопед – Звук [в] твердый или мягкий?

Логопед – В названии любимого животного Вани есть звук (в). Как вы думаете, какое любимое животное у Вани?

Логопед – Почему вы так думаете?

Дети – Потому что в слове корова есть звук [в], он твердый. Где находится звук (в) в слове корова.

Дети: В середине слова.

Логопед: Правильно. Какой первый звук вы слышите в имени Витя?

Логопед: дайте характеристику звуку (в’)

Дети: согласный, звонкий, мягкий.

Логопед — Как вы думаете, какое любимое животное у Вити?

Логопед – Почему вы так думаете?

Дети – Потому что в слове свинья есть звук [в’].

Логопед: где находится звук в слове?

Дети: в середине слова.

Логопед – Умницы. Теперь вы знаете, какие любимые животные у Вани и Вити.

(На экране появляются синий и зеленый дом, корова и свинья)

Логопед – Дети, давайте поможем найти домик для каждого животного. Домики разного цвета. Как вы думаете почему?

Дети – Твердые и мягкие звуки обозначаем синим и зеленым цветом.

Логопед – Верно. В какой домик мы поселим корову?

Дети – Мы поселим корову в синий дом, потому что в этом слове звук [в] твердый. Твердый звук обозначаем синим цветом.

Логопед – Правильно. А почему свинья будет жить в зеленом домике?

Дети – Потому что в слове свинья звук [в’] мягкий. Мягкий звук обозначаем зеленым цветом.

Логопед – Молодцы. Вы помогли любимым животным мальчиков найти свои домики, умеете находить слова с заданными звуками и определять их место в слове.

(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 2)

Логопед – Ваня и Витя хотят посмотреть кто из вас самый внимательный. Они прислали вам сигнальные карточки. Я вам буду называть звуки. Если вы услышите звук [в] поднимаете синюю карточку. Звук [в’] – зеленую (логопед раздает карточки). Слушайте внимательно.

Звуки: в, вь, в, в, вь, в, вь, вь.

Слоги: ва, во, ви, ву, ве, вю, ва.

Слова: ветка, ваза, весна, венок, вата, волк, вишня, волосы.

Логопед – Молодцы. Вы были очень внимательными, умеете различать звуки. Ване и Вите очень понравилось, как вы справились с этим заданием.

(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 3)

А теперь давайте отдохнем. Подходите ко мне, становитесь свободно, чтобы друг другу не мешать.

Физминутка «Зверобика»
Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть.
Понаблюдав за ней немножко,
Ее движенья можем повторить.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять! Очень хорошо!
Змея ползет лесной тропою,
Как лента, по земле скользит.
А мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять! Очень хорошо!
Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат.
Не трудно так стоять ни капли
Для нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять! Очень хорошо!
Живет на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
Но человек- ты друг природы,
И должен знать повадки всех зверей.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять!

(на столе картинки: валенки, варежки, шапка, свитер, пуховик, шуба)

Логопед – Мы отдохнули, набрались сил и можем продолжать дальше. Мальчикам пора идти на ферму. На улице зима, поэтому Ване и Вите нужно одеться по-зимнему. Давайте им поможем. У нас есть два стола, на которых лежат картинки с изображением зимней одежды. Станьте к столам по 4 человека. Вам необходимо выбрать одежду, в названии которой есть звук (в), а вам, в названии которой есть звук (в’). Вы помогаете Ване, а вы – Вите. Рассмотрите картинке, вам понятно, что на них изображено.

Логопед – Тогда начали.

Логопед – Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какую одежду подобрали Ване?

Дети – Валенки, варежки. Почему?

Логопед – Какую одежду подобрали Вите?

Дети – Свитер, пуховик. Почему?

Логопед – Молодцы. Вы правильно помогли мальчикам подобрать одежду, в названии которой есть звуки (в и в’).

(ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 4).

Знакомство с буквой В

Логопед – Ребята, имена мальчиков начинаются с разных звуков, но обозначаются одной буквой. Это буква В.

(на экране появляется буква В)

Логопед – Это буква В.

В – буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

Логопед – На что похожа буква В?

Дети – Буква В похожа на крылья бабочки, очки, крендель.

Логопед – Сколько элементов в букве В?

Дети – Палочка и два полукруга.

Логопед – В какую сторону смотрит буква?

Логопед – У вас на столах лежат конверты с разрезными картинками. Ваша задача сложить букву В.

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы ребята. Мы познакомились с буквой В и научились выкладывать ее из частей.

ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 5

Логопед: Ваня и Витя решили украсить ферму к Новому году и приготовили игрушки. Они хотят украсить их своей любимой буквой В. Давайте им поможем. Садитесь за столы. У вас на столах лежат елочные игрушки. С помощью кисточки и клея вам необходимо нарисовать букву В и украсить ее блестками. Посмотрите, что у вас должно получиться. (Логопед показывает готовую игрушку). Посмотрите на экран, как правильно рисовать букву В. (На экране появляется поэтапное изображение буквы В). Теперь возьмите в руки кисти и вместе со мной в воздухе нарисуем букву В. (Логопед комментирует последовательность действий). Приступаем к работе.

Логопед: Ребята, кто выполнил задание, подойдите к елке и повесьте свою игрушку на елку.

ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧ 6

3. Итог занятия

Логопед: Ребята, мы выполнили все задания, и получили все части ключа. Посмотрите на экран. Теперь мы с вами можем открыть сундук. )Логопед открывает сундук и показывает детям угощение). Ваня и Витя очень довольны тем, что мы помогли им выполнить все задания и открыть сундук. Но, к сожалению, мальчикам пора возвращаться на ферму. Давайте вспомним с какими звуками и буквой мы познакомились во время нашего путешествия. Что вы можете о них сказать, дайте им характеристику. Какое задание было для вас самым сложным? Что больше всего понравилось?

Конспект “Звук и буква В”
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Задачи:

1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Читайте также:  Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР

Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytoe_zanyatie.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических процессов с элементами обучения грамоте .

Тема: «Звуки В, Вь. Буква В»

Дата проведения: 13 апреля 2016 г

Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди, входите к нам в двери.

Милости просим в гости сейчас.

Очень мы рады видеть всех Вас!

– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.

(дети изображают удивление)

– Потом мы стали думать, что покажем гостям.

(серьезное, задумчивое лицо)

– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!

Логопед . Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.

Сегодня вы, ребята, сами

Пойдёте волшебными путями

По очень необычной стране

И побываете там везде!

Все звуки речи там живут,

Они давно вас ждут.

Вы попадёте в их владенья,

И вам должно хватить уменья

Все испытания пройти,

Не сбившись с верного пути!

2.Повторение пройденного материала.

Логопед: – Что мы слышим?

Логопед: – Какие бывают звуки?

Дети : Гласные и согласные.

Логопед: Почему мы их называем «гласные звуки»?

Дети : Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.

Логопед: Назовите, согласный звуки.

Логопед: Почему мы их так называем?

Дети: Они не тянутся и не поются!

3. Сообщение темы

Логопед: Поиграем мы в игру:

Я знаю много имен мальчиков и девочек:

В аня, В ася, В алера, В асилиса, В лада. Какой чаще всего звук повторялся?

Логопед: В ика, В ероника, В иолетта, В иктор. Какой чаще всего звук повторялся?

Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуками В , Вь и с буквой В.

Зубками мы нижнюю губу прикусим,

Между ними голос пустим.

Звук В – согласный, твердый, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.

– Чем отличаются звуки?

Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.

4. Развиваем фонематический слух

Логопед: Звуки В и Вь любят играть:

Подними синюю карточку , когда услышишь звук В

Подними правую карточку , когда услышишь звук Вь .

(логопед называет сначала звуки: В В В ь В В ь В ь…, затем слоги: В а, В я, В ы, В е, В у….)

5. Определить место звука в слове.

Логопед: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и

назовем, что на них нарисовано.

В – само в ар, в аза, в аленки, в олк, в ода, сли в ы, не в аляшка

Вь – в есы, в едро, в ертолет, ц в еты, теле в изор, мед в еди)

Логопед: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМО В АР, в начале,

в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

А сейчас мы с Вами дети

Улетаем на ракете.

На носки приподнимись,

А потом руки вниз.

Вот летит ракета ввысь.

6. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.

7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.

Логопед: Игра «Путаница».

Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.

Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь ?

Какое слово лишнее?

Логопед: Почему это слово лишнее?

Дети: В слове ВАРЕЖКА первый звук В – согласный, твердый, звонкий.

В остальных словах первый звук Вь .

Логопед: делим слово ВАРЕЖКА на слоги.

Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?

Дети: В этом слове три слога.

Логопед: Составьте предложение с этим словом.

Дети: Бабушка связала теплые варежки.

Логопед: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении четыре слова.

Логопед : Назовите первое (второе…) слово.

Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки)

8.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Логопед: « В » – буква очень важная

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

(Логопед выкладывает на наборном полотне букву В)

Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;

В космос полетел отряд,

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, каметы,

Большую желтую луну.

Найдите в тетради правильно написанную букву и обведите ее в кружочек,

покажите на пальчиках сколько правильных букв.

9. Игра «Собери цветочки».

Логопед: Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой.

Как вы думаете почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым!Но к сожалению, пока письмо шло к нам,лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.

(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ. )

Логопед проверяет выполнение задания.

10. Итог занятия.

Логопед : Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?

(Логопед открывает конверт и достает карточку с ребусом).

Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя

(слова: в аленки о блако в олк а ист – ВОВА .)

Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе, и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?

Логопед: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма

С какими звуками мы знакомились?

Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?

Конспект урока “Звуки [в], [в’], буква В”

  1. Знакомство со звуками [в- в΄], буквой В.
  2. Развитие речи учащихся.
  3. Закрепление пройденного материала.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте дети. Встали прямо, расправили плечи и тихо сели.

2. Повторение пройденного.

– На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

– По ленте букв надо назвать правильно букву и какие звуки она может обозначать. Начнём с гласных.

Гласные
буквазвуки
а

3. Знакомство с новыми звуками [в- в΄] и буквой В.

Серый, зубастый по лесу рыщет,
Добычу ищет. (Волк.)

– Это один, а как будет много? (Волки.)

– Составьте из букв это слово и сделайте звуковой анализ этого слова. К доске вызывается ученик.

– Сколько в этом слове звуков? (5 звуков.) – 1

– Сколько гласных и сколько согласных? (2 гласных и 3 согласных.)

– Надо изменить одну букву в слове «волки» и получится название столового прибора. (Букву «о» поменять на «и» и получится слово «вилки».)

– Подумайте ,что изменится в звуковом составе. (И – показатель мягкости согласных , поэтому звук , стоящий впереди станет мягким.)

– Делаем вывод. Какие же звуки может обозначать буква «вэ»? (Буква «вэ» может обозначать звуки [в- в΄].)

– Так где же будет находиться эта буква на ленте? (Где согласные.)

4. Физкультурная минутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

5. Работа с текстом.

На доске напечатаны предложения:

  • Вова вырастил лук. А Лариса – салат. У нас выросла тыква. Вот так тыква!

– Что написано на доске? (Предложения.)

– Докажите! (Начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак).

– Сколько предложений написано? (4 предложения.)

– Прочитайте 1 предложение, Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 3 слова.)

– Прочитайте 3 предложения. Сколько слов здесь? (4 слова.)

– Прочитайте последнее предложение Сколько слов в этом предложение? (3 слова.)

– Что стоит в конце этого предложения? (В конце предложения стоит восклицательный знак.)

– Прочитайте с правильной интонацией.

6. Развитие речи.

  • У белки – (бельчонок).
  • У мыши – (мышонок).
  • У вороны – (воронёнок).
  • У галки – (галчонок).
  • У лисы – (лисёнок).
  • У курицы – (цыплёнок).
  • У коровы – (телёнок).
  • У лошади – (жеребёнок).
  • У свиньи – (поросёнок).
  • У собаки – (щенок).
  • У овцы – (ягнёнок).

7. Работа по учебнику. Развитие (азбука стр.74).

– Прочитайте первое предложение. (Как лиса ловила ворон.)

– Прочитайте второе предложение. (Он тоже ловит ворон.)

– Где происходит действие? (Действие происходит в школе.)

– Что делают дети? (Девочка пишет, а мальчик ничего не делает, значит ловит ворон.)

– Что вы скажите о выражении «ловит ворон»? (Это выражение имеет 2 значения: прямое и переносное.)

8. Разгадывание ребусов стр.74.

9. Разучивание скороговорки.

Сорока с вороной спорила.
Тараторила, тараторила,
Ворону переспорила.

10. Итого урока.

– В каком слове есть звук [в- в΄]? (Ворона.)

– Какой звук? ([в]- согласный, твёрдый.)

– С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она может обозначать? (Буква «вэ» может обозначать два звука [в- в΄].)

Ссылка на основную публикацию