Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР

Групповое логопедическое занятие в 1-м классе для детей с ОНР

Разделы: Логопедия

Материал. Презентация “Приключения Колобка”; плакат с буквой Л; звуковые домики; карточки с текстом; тетради; ручки.

Цель: познакомить детей со звуками Л, Л’ и буквой Л. Учить дифференцировать звуки Л и Л’ в слогах, словах, предложениях. Выделять звуки из слов. Развитие просодии, функции языкового анализа и синтеза, внимания, мышления. Развитие связной речи.

На окошке он лежал
Как остыл так убежал
Повстречал зверей в лесу
На беду свою – лису
Ей попался на зубок
Вкусный, круглый … (Колобок)

Изобразить толстощекого Колобка. Надуть щечки. Показать руками, как катится Колобок. Дыхательные упражнения: вдох — живот стал как бочок у Колобка, медленный выдох — расслабление. Изобразить грустного, веселого Колобка.

2. Постановка темы и цели занятия детьми.

Выделение звуков л, л’ из песенок Колобка.

Са-са-са, меня не съела лиса. Ля-ля-ля, круглый я как земля. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. В какой песенке звучал твердый звук л? Какой звук вы услышали в словах лиса, земля?

Кто может сказать, с какими звуками мы будем работать? Что будем делать? Сформулируйте тему нашего занятия. Сегодня мы сочиним сказку “Приключения Колобка” и познакомимся со звуками л, л’.

3. Сравнение и характеристика звуков л, л’ по акустическим и артикуляционным признакам

– Давайте расскажем колобку о звуках л, л’.

Колобок приглашает нас на весёлую зарядку для язычка. (Артикуляционная гимнастика)

Физминутка. “Самолёт” – дети двигаются по классу и произносят звук Л.

4. Дифференциация звуков л, л’ в слогах. Развитие просодии.

Грустно Колобку сидеть на окошке. Послушайте его грустную песенку: “Ле-ля-ле-ли”. Споем вместе с ним. Спрыгнул он с окошка и запел веселую песенку: “Ла-лы-ло”. Удивился Колобок, встретив зайку: “Ла-ля, ла-ля, ла-ля”. Испугался медведя: “Лы-ли-лы-лы-ли”.

Дети изображают мимику Колобка.

5. Дифференциация звуков л, л’ в словах. Развитие функции языкового анализа и синтеза

Катится, катится Колобок, вдруг перед ним частокол. Выставляется картинка, объясняется значение слова частокол.

За частоколом — заколдованный лес. Какой был лес? (Заколдованный.) В каком слове вы произносили звук л’, (обозначьте этот звук кружочком в звуковом домике) а в каких словах — л? Видит Колобок — летит птица, в названии которой первый звук ф, последний — н. Какая это птица? (Филин.) Колобок, Колобок помоги, пожалуйста, освободить заколдованных зверей и птиц. Кто их заколдовал? (Злой колдун.) Что я должен сделать? Надо:

а) узнать название дерева. Подскажи последний звук. — л’ (тополь);

б) собрать слово из “рассыпанных” звуков л’, к, ё, н (клён);

в) восстановить слова из перепутанных слогов па-ли (липа), ка-ёл (ёлка). Дети вместе с Колобком выполняют задания и одновременно определяют место звука в словах раскладывая кружочки в звуковом домике.

Расступились деревья, а за ними — заколдованные звери. Чтобы помочь Колобку расколдовать их, надо выполнить задания. Перед нами появится животное, если мы возьмем первые звуки из слов лодка, ослик, сено. (Лось.)

– Какой взяли кружочек, почему?

Игра на внимание. Найди заколдованных зверей на картинке.

Кого нашли и расколдовали? (Белку, волка, ласточку, бабочку, зайца, лису.)

Кто лишний, почему?

6. Звуко-слоговой анализ

Загадки: В жаркой Африке живёт
Жарко там, а он оброс.
Его всего обрили
А голову забыли. (Лев)

Самый крупный на планете
Этот зверь, поверьте, дети
Но боится он мышей.
Самых маленьких зверей.
Кто появился? (Слон)

Сколько слогов в слове лев, слон?

Назовите ударный слог в словах лебедь и ласточка. Разделите слова на слоги.

– Что это за птица? (Голубь) Чтобы расколдовать его, нужно построить схему слова из кружочков.

7. Усвоение родительного падежа существительных. Кого мы освободили? (Лося, волка, слона, лебедя, льва, голубя, ласточку.)

Педагог ритмично произносит слова. Дети имитируют движения.

В лес пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как заданья выполнять.
Наконец они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья, — плясать.
Нам не надо унывать.

9. Дифференциация звуков л, л’ в предложениях.

Обрадовались звери, что мы с Колобком освободили их. Что они стали делать? Что делали? Что сделали?

Они построили себе дома. Игры: “Чей дом?” “Кто где живёт?” Составьте предложения со словами нора, дупло, гнездо, логово, лес. Анализ предложений.

10. Словотворчество детей

Филин мне шепнул на ушко, что Колобок любит стихи сочинять, но у него плохо получается. Попробуем ему помочь сочинять стихи.

В лесу бродили . (волки).
Там елки были . (колки).
В лесу живет . (олень).
В море плавает . (тюлень).
У лося есть рога,
У лосенка — рожки.
Лось не хочет . (пирога)
И не ест . (картошки).

11. Развитие связной речи

Как нам выбраться из заколдованного леса? Как вернуться домой?

Физминутка. Полет на вертолете.

12. Знакомство с буквой и написание её в тетради. Работа с текстом.

Колобок просит научить его писать букву эль.

Найдите букву Л в разрезной азбуке.

Вот стоит среди дороги
Буква Л расставив ноги (Сложите букву из пальчиков)
Надоело ей стоять.
Хочет буква побежать (Бегут пальчики по столу)
Взобралась на стул, на стол. (Сложить из пальцев стол, стул)
А за тем и прыг в тетрадь (Развернуть ладошки)

Чтение стихотворения и выполнение задания.

– Найди в тексте все буквы Л и обведи мягкий звук – зелёным кружком, а твердый – синим.

На окошке он лежал
Как остыл так убежал
Повстречал зверей в лесу
На беду свою – лису
Ей попался на зубок
Вкусный, круглый … (Колобок)

13. Итог занятия.

– С какими звуками работали? Что понравилось?

Оцените себя: Зеленый – справились со всеми заданиями. Жёлтый – что-то не получилось. Красный – с заданиями справиться не смог.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»

Екатерина Фролова
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР.

Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш».

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков Ж-Ш.

Задачи занятия:

1. Повторить правильный уклад органов артикуляции

2. вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ж] и [ш] изолированно;

3. Уточнить характеристику звуков

4. Развивать фонематический слух

5. Закрепить зрительный образ букв

6. Развивать произвольное внимание

7. Развивать навыки словообразования

8. Развивать навыки дифференциации звуков на уровне слогов, слов, предложений

9. Упражнять в составлении схем к словам

10. Формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – зеркала; проектор, карточки для определения места звука в слове, конверт с письмом

Ход занятия

Задачи Деятельность логопеда Деятельность детей

-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в школу пришло письмо от медвежонка, в котором он пишет: (логопед читает письмо):

«Ребята, помогите мне подрушиться с мыжонком и ешонком, они часто дразнят меня и обишают. Мижа»

-Как вы думаете, почему медвежонок просит о помощи?

-Верно. Вы хотите помочь медвежонку?

-Тогда нам придётся сегодня потрудиться. Мы с вами будем учиться красиво и правильно говорить, различать и писать без ошибок буквы Ш и Ж, а потом отправим видеозапись нашего занятия медвежонку.

– Он не знает, когда нужно писать букву Ш, а когда Ж.

-Для того, чтобы красиво говорить, нам нужно размять наш язычок. Давайте сделаем упражнение «Чашечка»:

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Логопед читает стишок:

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

-Следующее упражнение называется «Вкусное варенье»:

Описание. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.

Логопед читает стишок:

Как будто варенье лежит на губе –Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

– А сейчас мы с вами почистим зубы изнутри.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Логопед читает стишок:

Зубы верхние- смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

-А теперь посмотрите на экран. (2 слайд)

– Это какая буква (показывает на букву Ш?

– А давайте подумаем, на что

– Молодцы. Буква Ш с тремя

шипами – не хватать ее

Логопед показывает на букву Ж

– А это какая буква?

– А на что или кого похожа буква Ж?

– Ж похожа на жука, только не жужжит пока.

Артикуляция звуков.

– А теперь давайте вспомним, как верно нужно их произносить. Сначала скажем все вместе [ш-ш-ш]. Говорим правильно. Губки у нас округлены и чуть-чуть вытянуты вперед. А где у нас язычок?

– Молодцы. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом.

Далее – то же со звуком [ж].

Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.

Характеристика звуков.

– А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ж] и [ш]. Какой звук [ш]?

– Почему он согласный?

– А почему глухой?

– Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ш-ш-ш]. Не вибрирует?

– А какой звук [ж]?

– А почему он звонкий?

– Правильно. Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ж-ж-ж]. Чувствуется вибрация?

– Хорошо. А что из перечисленного у них одинаково? Чем похожи звуки [ж] и [ш]?

– А чем они отличаются?

Развитие фонематического слуха.

– А теперь внимательно меня слушайте. Я буду говорить слоги, и если в них есть звук [ж], хлопните в ладоши.

– Хорошо. А теперь хлопните в ладоши, если в слоге есть звук [ш].

Письмо букв в воздухе.

– Хорошо. А теперь давайте нарисуем наши буквы в воздухе. Сначала Ш, затем Ж.

Логопед показывает.

Найди и посчитай. (слайд 3)

-А теперь посмотрите на экран и посчитайте, сколько на нём букв Ш и сколько букв Ж.

Вставь букву. (слайд 4)

-Хорошо. А теперь давайте вставим пропущенные буквы, чтобы получились слова.

Работа в тетрадях.

– Хорошо. А теперь запишите полученные слова себе в тетрадь.

– Молодцы. Вы, наверное, немного устали, давайте немного разомнём свои пальчики.

Стою и снежинки в ладошку

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,

Но где же снежинки? В ладошке вода,

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

Образование слов. (слайд 5)

– Садитесь, а теперь давайте соберём слова. Посмотрите на экран, на место точек нужно добавить слоги, чтобы получилось слово. (индивидуально)

Определение места звука в слове. (слайды 6-9)

– А сейчас мы будем определять место звука в слове. Посмотрите внимательно на экран. Что там нарисовано?

Читайте также:  Приемы самомассажа в логопедической практике

У каждого из вас на столе лежат карточки и кружочки. Расположите кружочки на карточке соответственно тому, какое место занимает звук Ш в слове шмель.

– А теперь проверим, правильно ли вы сделали. (на экране отображается правильное расположение).

Затем проводится то же самое для слова душ; после определяется место звука Ж в словах жук и крыжовник.

Найди лишнее. (слайд 10)

– Посмотрите внимательно на экран. Как вы думаете, что здесь лишнее?

– почему жираф лишний?

Составление схем к словам. (слайд 11)

– Молодцы. А кто знает, сколько слогов в слове жираф?

– А как вы это узнали?

-Все верно. А сколько слогов в слове «шапка»?

– Молодцы. А теперь каждый из вас самостоятельно в своих тетрадях нарисует схему к слову «шапка»

После того как все закончат схемы, включается образец (слайд 12)

-Молодцы! А сейчас послушайте стишок:

На десятом этаже

Жили буквы Ш и Ж.

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

И вот что, кстати,

Получилось в результате:

Две сороки не туШили

У реки пожар туЖили.

А журавль рыбу Шарил.

Шмель в цветах душистых Жарил.

И беседовал с уШами

Заяц, хлопая уЖами.

-Ребята, что же здесь не так?

-Верно. Давайте наведём тут порядок. Я ещё раз прочитаю предложения, а вы мне скажите, как было на самом деле

Логопед читает по одному предложению.

Дети выполняют упражнения.

Дети выдвигают предположения.

Дети смотрят в зеркала и говорят [ш-ш-ш]

Дети произносят [ж-ж-ж]

– Согласный, твердый, глухой.

– Потому что не поётся.

– Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ш-ш-ш].

– Согласный, твердый, звонкий.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ж-ж-ж].

Звук [ш] – глухой, а [ж] – звонкий.

Дети внимательно слушают логопеда и хлопают в ладоши при наличии в слогах звука [ж].

Дети хлопают в ладоши при наличии в слогах звука [ш].

Дети рисуют буквы в воздухе.

Дети находят буквы и подсчитывают их.

Дети добавляют буквы и называют полученные слова.

Дети повторяют движения:

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать.

На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Дети добавляют слоги и называют слова.

Дети раскладывают кружки, затем сверяются с образцом.

– потому что все слова начинаются на ш, а жираф на ж.

– сколько в слове гласных- столько и слогов.

Дети рисуют схему, затем сверяются с образцом на экране.

Дети добавляют слова и произносят предложения полностью.

-Ш и Ж перепутаны местами.

Дети проговаривают исправленный вариант предложения.

подведение итогов занятия.

Формировать положительную учебную мотивацию.

Вы сегодня хорошо поработали. Думаю, что с вашей помощью мишка обязательно научится различать звуки Ш, Ж и подружится с мышонком и ежонком.

– Что вам понравилось сегодня на занятии?

-. Возьмите себе эти наклейки. (даёт наклейки детям). Занятие окончено, до свидания.

Дети рассказывают, что им понравилось.

Прикреплённые файлы:

konspekt-4_3san4.pptx | 2231,65 Кб

Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная к школе группа). Тема «Дифференциация звуков.

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К – Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: – учить дифференцировать звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]в словах, словосочетаниях, предложениях и скороговорках» Тема: Дифференциация звуков [Л] – [Р] Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных укладов для сонорных звуков; дифференциация.

Конспект логопедического занятия для учащихся с ОНР «Твердые и мягкие согласные» Тема: «Твёрдые и мягкие согласные». Цель занятия: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки устно и соответствующие им буквы на.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]» Задачи: 1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ]. 2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа.

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах Тема: Дифференциация звуков “Ль” и “Й”. Цель: Коррекционно- образовательные: – Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

Групповое логопедическое занятие для учащихся 1 классов с ОНР

Т ема : З вуки и буквы Л, М, Н, Р.

Цель: закрепить понятие «сонорные звуки».

– развить навыки звукового анализа и синтеза;

– развить фонематический слух;

– закрепить понятие «согласный звук»;

– совершенствовать навык слогового чтения;

– развить умение согласовывать признаки с предметами в роде, числе;

– сформировать понимание слогообразующей роли гласных звуков;

– закрепить навык использования в речи антонимов;

– закрепить лексикон по теме «Человек. Части тела»;

– уточнить употребление предлогов за, перед, между;

– развить умение деления слов на слоги;

– развить умение написания имен с заглавной буквы.

Оборудование: предметные картинки «мак», «ножницы», «ложка», «рак»; карточки с буквами М, Н, Л, Р; слоговые таблицы; изображения героев занятия; карточки со словами-названиями частей тела.

I . Организационный момент.

1. – Кто сидит прямо, красиво и слушает внимательно? Молодцы!

2. – Ребята, отгадайте загадку.

Она Буратино учила писать

И ключ золотой помогала искать.

Та девочка-кукла с большими глазами,

Как неба лазурного высь, волосами,

На милом лице – аккуратненький нос.

Как имя ее? Отвечай на вопрос.

Выставляется картинка с изображением Мальвины.

II . Основная часть.

1. Введение в тему занятия. Звуковой анализ.

– Из какой сказки наша героиня? («Золотой ключик или Приключения Буратино».)

– Кто автор этой книги? (А.Толстой)

– Итак, нашу героиню зовут Мальвина. Какой первый звук в имени Мальвина? ([М])

– Дайте характеристику звука [М]. (Согласный, твердый, звонкий, сонорный.)

2. Звуко-буквенный анализ.

– А вот и Буратино наконец пришел на урок.

Выставляется картинка с изображением Буратино и Азбуки.

– Но, вот досада, он не выполнил домашнее задание. Ребята, поможем Буратино справиться с заданием.

Выставляются картинки мак, ножницы, ложка, рак.

– Назовите первый звук в этих словах и скажите, на странице Азбуки с какой буквой должны быть эти картинки? (В слове «мак» первый звук [м], эта картинки со страницы с буквой М. И т.д.)

– Какие это звуки? (Согласные, твердые, звонкие, сонорные.)

– Буратино благодарен вам за помощь, ребята.

3. Сообщение темы занятия. Развитие фонематического слуха.

– Мальвина проверила домашнее задание и осталась очень довольна. Она готова продолжать урок.

– Тема урока «Звуки и буквы Л, М, Н, Р».

– Хлопните в ладоши, когда услышите слово на звуки занятия.

Слова (звуки занятия в сильной позиции, не «встречаются» с аналогичными):

– [М]: мышь, музыка, шкаф, мост, сушка, вата, маска, груша, мойка, заяц, мул, муха;

– [Н]: нота, ночь, ваза, наволочка, каша, суп, новость;

– [Л]: лук, лыжи, лак, кофта, кот, ласты, часы, лошадь, ласточка;

– [Р]: радуга, сад, робот, бусы, рысь, шапка, рыба.

4. Чтение слоговых таблиц.

– Прочитайте слоги с этими буквами (сначала столбиками, затем строчками):

5. Развитие внимания. Динамическая пауза.

– А вот и друзья Буратино и Мальвины пришли к нам на урок. Ребята, вы узнаете их? (Дети называют героев сказки: Пьеро, Артемон, Арлекин.)

– Ребята, чем отличается Буратино от остальных героев? (Длинным носом.)

– Нос – это что такое? (Часть тела.) Расскажем Буратино и его друзьям о человеческом теле? Я буду называть части тела, а вы показывать. Готовы? (Логопед помогает.)

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

– Вы здорово справились с заданием!

6. Звуковой синтез.

– Назовите часть тела, название которой начинается на звук:

[Н]: нога, нос, ноготь, ноздря;

[Л]: лоб, ладонь, локоть;

Логопед выставляет соответствующие картинки.

Вывод: все слова начинаются на твердые согласные сонорные звуки.

7. Физкультминутка. Игра «Назови и покажи».

– Что можно делать:

ногами – топать, ходить, бегать, прыгать;

руками – махать, трогать, брать;

ртом – говорить, есть;

ладонями – гладить, хлопать.

8. Работа в тетради. Слоговой анализ.

– Посмотрите на картинки предыдущего задания и назовите самые короткие слова. (Нос, лоб, рот).

– Запишите их в тетрадь.

– Назовите и обозначьте гласные звуки в словах.

– Сколько слогов в словах? (Один.) Обозначьте слоги.

Сколько в слове гласных – столько и слогов.

Это знает каждый из учеников!

– Арлекину и Артемону пора уходить, нужно готовиться к представлению. Ведь они артисты кукольного театра. Ребята, вы заметили, что слова Арлекин, Артемон, артист похожи? Чем? (Начинаются на слог АР.)

Логопед убирает картинки с изображением Арлекина и Артемона.

9. Употребление предлогов.

– Посмотрите на наших героев.

– Кто стоит за Мальвиной? (Буратино.)

– Кто стоит перед Пьеро? (Буратино.)

– Кто стоит между Мальвиной и Пьеро? (Буратино.)

10*. Употребление антонимов. «Скажи наоборот».

– У Буратино волосы светлые, а у Пьеро – …

– У Пьеро лицо грустное, а у Буратино – …

– У Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро – …

– У Пьеро голос тихий, а у Буратино – …

11. Работа у доски. Звуковой анализ и синтез.

– Ребята, вспомните и назовите имена всех героев сказки о золотом ключике, в именах которых встречаются звуки занятия (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон, Карабас Барабас, Карло, Тортила, Дуремар).

Дети записывают имена на доске по очереди.

– Не забудьте правило написания имен!

– Обозначьте звуки занятия карандашом синего цвета.

– Что-то мы засиделись. Давайте немного отдохнем, сделаем зарядку?

Левой ручкой – по плечу,

Правой ручкой – покручу,

На носочки и на пятки –

Вот и кончилась зарядка.

2. Домашнее задание. «Нарисуй и расскажи».

– Ребята, героям очень понравилось с вами заниматься. Им не хочется расставаться. Порадуем наших сказочных друзей?

– Нарисуйте дома портреты полюбившихся героев и составьте небольшой рассказ. А я обязательно передам их персонажам.

Читайте также:  Логопедический досуг 'Что? Где? Когда?'

– Всем спасибо за занятие. Молодцы!

* Дополнительное задание, если остается время.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Речь. Предложение. Слово”.

Тураева К.А., учитель-логопед.

Тема: Речь. Предложение. Слово. Закрепление.

Цель: закрепить знания учащихся по теме.

закрепить знания учащихся по теме “Речь. Предложение. Слово”.

развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

развивать умение отвечать полным предложением.

развивать слуховое внимание, умение улавливать интонационную законченность, дифференцировать на слух набор слов и предложения.

активизировать умение различать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию;

работать над совершенствованием интонационной стороны речи;

развивать мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.

Оборудование: зеркала; индивидуальные сюжетные картинки; цифры 3, 5, 6 у каждого ребенка; индивидуальные полоски для составления схем предложений; индивидуальные карточки с точкой; поощрительные наклейки.

Организационный момент (1 мин).

Логопед приветствует детей, раздает зеркала. Уточняет назначение зеркал.

Артикуляционная гимнастика (3 мин).

Упражнения подобраны в соответствии с фонетическими нарушениями группы (у большинства нарушен звук [р]).

Упражнения для губ:

“Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).

Упражнения для язычка:

“Почистим верхние зубки”, “Парус”, “Маляр”, “Грибок”.

Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

Основная часть (8 мин).

А) Беседа на повторение.

– А теперь отложим зеркала.

Дети убирают зеркала на край парты.

– Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

– Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

– Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

– Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

– Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

– Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

– Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

– Какие знаки могут стоять в конце предложения? /В конце предложения может стоять точка, вопросительный или восклицательный знак/.

– Когда мы ставим вопросительный знак в конце предложения? /Когда спрашиваем/.

– А восклицательный знак когда ставим? /Когда радуемся/.

Б) Членение рассказа на предложения.

Логопед раздает детям карточки с точкой.

– Ребята, я вам буду сейчас читать текст, а вы внимательно его послушайте.

Логопед читает рассказ без пауз.

Была глубокая осень. Лес выглядел хмурым и неприветливым. Почти каждый день шел дождь. Низкие тучи ползли над вершинами деревьев. Давно уже улетели на юг журавли и аисты. В лесу было пусто, уныло и очень тихо.

– Вам понравился рассказ? Вам всё было понятно? Я хорошо его читала? /Нет/.

– А что было неправильно? Что я делала не так? /Не было пауз/.

– Да. А теперь вы внимательно послушайте рассказ ещё раз и в конце каждого предложения поднимите точку. Понятно задание? /Да/.

– Как мы определим конец предложения на слух? К чему мы будем прислушиваться? /Будет пауза и голос понизится/.

– Хорошо. Слушаем внимательно и поднимаем точку в конце каждого предложения.

Логопед читает рассказ.

Дети выполняют задание.

Логопед раздает детям карточки с цифрами.

– Молодцы. А никто не посчитал, сколько предложений в рассказе? /Нет/.

– Тогда я ещё раз прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нем предложений и покажите цифру.

Повторное прочтение рассказа.

Дети показывают цифру, обозначающую число предложений в рассказе.

– Что мы слушали сейчас с вами? /Мы слушали рассказ/.

– А о чем был этот рассказ? /Об осени./

– Правильно. А что обязательно есть у каждого рассказа, а у нашего нет? /Заглавие/.

– Давайте вместе придумаем ему название. /Осень/.

– Хорошо. Молодцы. Из чего состоит рассказ? /Рассказ состоит из предложений/.

– Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

– Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

– Как определить границы предложения? /Будет пауза и голос понизится/.

Пальчиковая гимнастика (2 мин).

– А теперь давайте отдохнем и потренируем наши пальчики!

“Крючки”, “Кулачки”, “Стряхнули капельки водички”, “Пальчики здороваются”, “Ёжик”, “Замок”.

Основная часть (продолжение) (11 мин).

В) Загадка. Работа в тетради. Составление схем.

1. – Хорошо, молодцы! Откроем тетради, но ничего пока писать в них не будем!

– Прослушайте и отгадайте загадку.

Листья желтые летят.

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда все это бывает? /Осенью/

2. – Теперь прослушайте ещё раз и запомните первое предложение.

Логопед читает загадку.

– Кто запомнил? /Листья желтые летят/.

– Да, начертим схему к этому предложению.

Дети чертят схему в тетрадях, логопед – на доске.

– С чего начинаем чертить? /С уголка/.

– Что значит уголок? /Начало предложения, пишем с заглавной буквы/.

– Как мы отделяем слова в предложении? /Мы отделяем слова пробелом/.

– Сколько слов в предложении? /В предложении три слова/.

– Да, как пишутся слова в предложении? /Слова в предложении пишутся раздельно/.

– Правильно. Поэтому мы как их будем чертить на схеме? /Будем чертить через пробел/.

– Что означает точка? /Точка означает конец предложения/.

– А стрелочка? / Стрелочка показывает понижение голоса/.

– Хорошо. А какое будет первое слово в предложении? /Листья/.

– А последнее слово какое? /Летят/.

– А второе слово? /Желтые/.

3. Самостоятельная работа.

– Молодцы. Я ещё раз читаю загадку, а вы запомните теперь второе предложение.

Логопед читает загадку.

– Кто запомнил? /Под ногами шелестят/.

– Хорошо, а теперь самостоятельно начертите схему этого предложения.

Дети выполняют задание.

4. – Послушайте четвертое предложение. Как оно звучит? /С вопросом/.

– Что происходит с моим голосом? /Голос повышается/.

– Да. А теперь каждый по очереди скажите это предложение. /Когда всё это бывает?/.

– Какой знак поставим в конце? /Поставим вопросительный знак/.

– Начертите схему этого предложения.

Дети чертят схему самостоятельно.

– А теперь давайте скажем это же предложение так, чтобы наш голос понизился, чтобы оно стало повествовательным. /Когда всё это бывает/.

– Хорошо. А теперь чтобы голос повысился, скажем радостно. /Когда всё это бывает!/

Физминутка (2 мин).

– А теперь немножко отдохнем. Встали все.

Игра “Если слово – хлопнем, если предложение – топнем”.

– Если услышите слово – хлопните, а если предложение – топните.

День. Пошел мелкий дождь. Месяц. Осень. Мы идем гулять. Светит солнышко. Грибы. Ты любишь осень? Я люблю лето. Лист. Какая хорошая погода! Тучи. На небе появилось много туч.

– Присаживаемся. А как вы определили, где слово, а где предложение? /В предложении много слов/.

7. Основная часть (продолжение) (11 мин).

Г) Дид.игра “Это предложение?”

– Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Оно красиво звучит? /Нет/.

– А сделайте так, чтобы оно красиво звучало.
Мальчик, открыть, дверь.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Петя, купить, шар, красный, мама.

Девочка, положить, книга, стол, на.

Дети верно составляют предложения.

-Ребята, а почему то, что я называла, нельзя назвать предложением? /Там слова не связаны по смыслу, не порядку/.

Д) Работа с индивидуальными картинками.

Логопед раздает детям картинки и полоски для составления схем предложений.

Девочка стеллит постель.

Медведь чистит ботинки.

Мальчик одевает носки.

Мальчики ловят рыбу.

Девочка пьет чай.

Дети читают книгу.

Птицы клюют зерно.

Кабан ест банан.

– Ребята, вам нужно составить предложение по картинке и выложить из полосочек схему этого предложения.

– Как мы обозначаем начало предложения? /Начало обозначаем уголочком/.

– А что ставим в конце предложения? /В конце предложения ставим точку/.

Дети придумывают предложение и выкладывают его схему из полосок.

Далее – индивидуальная проверка выполненного задания.

– Хорошо. Что мы составляли? /Мы составляли предложения/.

– Что выкладывали? /Мы выкладывали схемы/.

– Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

Е) Дидактическая игра “Составь предложение”.

– А теперь придумайте предложение, в котором 2 слова.

Дети придумывают предложения.

Итог занятия (2 мин).

– Чем мы занимались сегодня на занятии?

– Что мы вспомнили сегодня на занятии?

– Что Вам понравилось на занятии?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося и раздает поощрительные наклейки.

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Саблина Татьяна Николаевна, учитель-логопед

ГБОУ «Школа №1101»

Логопедические, коррекционные занятия

Конспект составлен на основе различных логопедических пособий:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Владос, 2001

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1997

Ястребова А.В. Преодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2000

Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.- М.: Академия, 2004

Тема: «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР.

Длительность занятия- 45 минут

Конспект группового логопедического занятия

в 1 классе для учащихся с ОНР

Тема: «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

Цель: формировать навыки анализа структуры предложения по словам.

закреплять умение употреблять предложения из трех слов,

анализировать структуру предложения по словам,

учить составлять схему предложения, подбирать (составлять) предложение к схеме

закреплять умение выделять в предложении главные слова (подлежащее и сказуемое), неглавные слова (второстепенные члены).

расширять и уточнять словарный запас учащихся;

развивать словесно – логическое мышление, умение выполнять мыслительные операции на нахождение общих и отличительных свойств различных слов, развивать слуховое внимание.

развивать умение планировать свою деятельность, выполнять учебную задачу по установленному алгоритму, контролировать свою деятельность;

воспитывать чувство ответственности, умение помогать друг другу, формировать умение работать в группе, парами по установленным правилам.

Оборудование: жетоны за правильные ответы, «светофоры» для детей, карточки со словами для составления предложений, две короны, рабочие тетради.

I Организационный момент

Упражнения для развития слухового внимания.

Послушай, сколько раз я хлопну. Покажи столько пальцев на руке, сколько раз я хлопнула.

II Актуализация опорных знаний, постановка проблемы

Послушайте внимательно и скажите, что я сейчас произнесу

«Дети рисуют красками» (предложение)

-Из чего состоит предложение? (из слов)

Читайте также:  Как говорим мы – так говорят наши дети

-Какие слова вы знаете? (слова-предметы, слова-действия)

-На какие вопросы отвечают слова-предметы? (кто, что)

– На какой вопрос отвечают слова-действия? (что делает)

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться составлять предложения из слов.

III Закрепление материала.

1 Учитель раздает каждому ученику карточку со словом.

Ученики шепотом читают слова на карточках.

– Выйдите к доске те, у кого слова на карточках отвечают на вопрос КТО? (мама, Вова)

Дети выходят к доске, читают слова на своих карточках.

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (живые предметы)

Карточки со словами прикрепляются к груди детей.

– Выйдите к доске те, у кого слова на карточках отвечают на вопрос что делает? (моет, жарит)

Дети выходят к доске, читают слова на своих карточках.

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос что делает? (действия)

Карточки со словами прикрепляются к груди детей.

– Выйдите к доске те, у кого слова на карточках отвечают на вопрос ЧТО? (руки, мясо)

Дети выходят к доске, читают слова на своих карточках.

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос что? (неживые предметы)

Карточки со словами прикрепляются к груди детей.

Ученикам необходимо разделиться на 2 команды, т.е. на два предложения по 3 слова в каждом. Образовавшиеся команды называют свои предложения и садятся по командам за парты.

-Составьте два предложения, разделитесь на две команды.

Мама жарит мясо.

-В каждом предложении надо найти главное слово-предмет, т.е. определить о ком или о чем говорится в предложении. Тот ученик, у кого главное слово-предмет, надевает корону.

К доске вызывается одна команда. Ученикам надо встать соответственно схеме, написанной на доске.

На доске 2 схемы:

-Как вы думаете, по какой схеме вам надо построится? Почему? ( В одном предложении главный предмет-имя мальчика и на схеме обозначается большой буквой, во втором предложении главное слово-предмет- не имя – пишется с маленькой буквы и на схеме соответственно нет большой буквы.)

Дети перестраиваются в соответствии с выбранной схемой. Большую букву в предложении дети обозначают поднятой вверх рукой, а конец предложения – точку- рукой, поставленной на пояс.

-Назовите получившееся предложение (каждый ребенок называет свое слово)

-Прочитайте предложение (читает один ученик из другой команды)

-Первое слово шаг вперед, назовись

-Слово-действие шаг вперед, назовись.

-О ком говорится в предложении?

Что о нем (о ней) узнали? (Отвечают ученики из второй команды)

Аналогично проводится работа со второй командой.

Схемы для работы второй команды:

-Что мы сейчас составляли? (предложения)

– Из чего мы составляли предложения? (из слов)

2 Посмотрите на доску. Прочитайте про себя предложения.

По одному учащиеся читают предложения.

Моет руки Вова. Пёс несёт

мяч. Жарит мясо мама.

– Сколько предложений прочитали? (3)

-Какое предложение вы не собирали в предыдущем задании из слов? Прочитайте.(Пёс несёт мяч.)

-Надо выйти к доске и показать 3-е предложение.(Ученик обводит указкой все предложение) Остальные дети оценивают ответ с помощью «светофора».

– Выйти к доске и назвать 1 предложение. После ответа ученик показывает это предложение.

– Покажите и назовите 1-е слово во втором предложении.

-Покажи и назови третье слов в третьем предложении. И т.п.

3 Откройте тетради, начертите схему 1 предложения.

IV Подведение итогов, оценка работы учащихся.

-О чем говорили на занятии?

– Какие задания особенно понравились?

-Какие задания показались сложными?

-Оценка работы учащихся.

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч.2: Предложение. Текст.-М.: Владос, 2008

Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж, 2006

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 1класса, имеющими общее недоразвитие речи III уровня Тема: «Звук Ы, буква Ы»

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 155» города Перми
Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 1класса, имеющими общее недоразвитие речи III уровня
Тема: «Звук Ы, буква Ы»
Выполнила: учитель-логопед
МБС(к)ОУ «С(к)ОШ
для детей с ОВЗ № 155» г.Перми
Завёрткина Е.И.
Открытое логопедическое занятие с учащимися 1класса, обучающимися по программе для детей с ЗПР имеющими общее недоразвитие речи III уровня
Тема занятия: “Звук [Ы], буква Ы”
Вид занятия: коррекционно-развивающее
Форма занятия: групповая
Цель занятия: научиться правильно произносить звук [Ы], выделять его среди других звуков, в слогах, словах; узнавать и писать букву Ы
Задачи:
1. Познакомить с артикуляцией гласного звука [Ы].
2. Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления через звук Ы. 3.Формировать умение дифференцировать понятия «звук Ы» и «буква Ы». 4.Расширять словарный запас учащихся, через слова со звуком Ы. 5. Развивать зрительную память, используя предметные картинки по теме занятия.6. Формировать умение слушать ответы товарищей и выполнять учебные действия по инструкции логопеда.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные УУД
-формировать навык звукового анализа
РегулятивныеУУД:
-формировать умение планировать своё действие в соответствии с особенностями образца;
-умение оценивать правильность выполнения своих действий;
-вносить корректировки в исполнение своей работы;
Коммуникативные УУД:
-формировать умение слушать объяснения учителя;
-формировать умение вербального взаимодействия с одноклассниками;
Личностные УУД:
-формирование навыка осознания себя как ученика;
-развитие положительного отношения к логопедическим занятиям;
Оборудование: зеркала, красные фишки для обозначения звука [Ы], картонные прямоугольники для обозначения слов, коробочки с манкой, предметные картинки, игрушки (ворона, медведь).
Ожидаемый результат занятия: дети правильно артикулируют звук Ы; умеют выделять его среди других звуков, в слогах и словах.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие.
Сядет тот, кто назовёт предметы, если их много: кот-. ус-. шарф-…, рыба- Дети образуют множественное число существительных
кот-коты, ус-усы, шары-шарфы, рыба-рыбы
II. Артикуляционная гимнастика
-Ребята, зеркала поставьте перед собой, начинаем зарядку для язычка
-Зеркала уберём в сторону Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения, опираясь на показ и словесную инструкцию учителя
III. Повторение
Игра “Угадай, какой звук я хочу сказать” Логопед беззвучно показывает артикуляцию гласных звуков [А] [О] [У] [Э]
-Ребята, звуки [А] [О] [У] [Э] мы можем петь, когда мы их произносим, воздух не встречает преграды, значит они какие?Молодцы! Ученики по артикуляции логопеда отгадывают и называют загаданный звук.
Ответы детей (гласные)
IV. Знакомство с новым материалом
1. Развитие просодической стороны речи
2. Уточнение артикуляции звука [Ы]
3. Характеристика звука [Ы]
4. Развитие фонематического слуха.
Игра «Будь внимателен»
5. Звуковой анализ
6. Физкульминутка6. Развитие памяти
7. Определение места звука Ы в слове
8. Развитие мелкой моторики
9. Знакомство с буквой Ы9. Работа у доски
«Собери букву»
10. Работа в тетрадях
Ребята! К нам на занятие пришла гостья. (на руку логопеда надета игрушка Каркуша)
“Кто КАР-КАР кричит с утра, Заниматься всем пора!”
Как зовут нашу гостью?
Это КАРКУША. Вороны очень умны. Она быстро запоминает буквы и хочет, чтобы все ребята научились читать”.
У КАРКУШИ в лесу есть ученик МЕДВЕДЬ. Вот что рассказывает КАРКУША о своём ученике:
“Мой приятель Медведь не умел читать,
А умел рычать и умел реветь.
Он ревел не хуже ветра, все медведи таковы,
В чаще за три километра
Из берлоги слышно: “Ы-ы-ы!”
Ребята, повторите, как пел медведь?
Когда медведь далеко, мы слышим его тихий голос, пропоём тихо: ы-ы-ыКогда медведь близко, мы слышим его громкий голос, пропоём громко: ы-ы-ыРебята, вы уже догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить?
Правильно, молодцы!
Ребята, посмотрите в зеркало, произносите долго звук [Ы]. Посмотрите на своего соседа. Как работает артикуляционный аппарат, когда мы произносим звук [Ы] ?
– Рот приоткрыт
– Губы в лёгкой улыбке.
– Язык находится глубоко во рту.
– Горлышко дрожит, рука на горлышке для контроля.
Ребята, произнесите звук [Ы] долго-долго, как будто тянете ниточку. Когда мы произносим звук [Ы], во рту есть преграда?
Правильно!Звук [Ы] -гласный
А сейчас игра «Будь внимателен»
-ребята, хлопните в ладоши, если услышите звук [Ы]
в потоке других звуков: М, У, Ы, Э, Ы, О, С, Ы, Ш, Ы
в слогах: МЫ, МО, ТУ, ТЫ, СЫ, СА,РЫ
Молодцы!
Ребята, фишку какого цвета мы выберем для гласного звука [Ы]
Послушайте задание: положите на стол столько фишек, сколько гласных звуков я сейчас проговорю:
АЫ, ЫО, АУЫ
От кого бежишь, медведь,
поскорее мне ответь!
Почему ты, косолапый,
Пред собою машешь лапой?
Почему ты стал кружиться?
– Это чтоб от пчёл отбиться!
Жалят больно пчёлы эти,
Больно очень! Пожалейте!
Ребята, вспомним, какие слова мы проговаривали в начале занятия, какие картинки спрятаны у нас на доске?
(коты, рыбы, усы, шарфы)
А сейчас мы с вами определим, где же находится звук Ы в словах коты и рыбы

Ребята, разомнём наши ручки, покатаем шишки по ладошкам.
Ребята, звуку Ы соответствует буква Ы.
Прописывает на доске букву Ы”Ы” – какая ты толстушка!
Твой животик как подушка!
Чтобы легче было жить,
Палочку пришлось добыть!
Ы- характером скромна
Никогда в начале слова
Не становится она!”
Ребята, пропишем букву Ы пальчиком в воздухе. Молодцы!
Пропишем букву Ы на манке.
Ребята, вспомним:
звук мы говорим и слышим,
букву мы пишем и видим
Ребята, буква Ы рассыпалась на части, выходите к доске и соберите её
Ребята, откройте тетради найдите среди других букв все буквы Ы и обведите их в красный кружок, в пустые кружки впишите письменную букву Ы
Это ворона КаркушаДети повторяют за логопедом
– “Ы-ы-ы!”
учащиеся проговаривают звук Ы тихим голосом
учащиеся проговаривают звук Ы громким голосом
– О звуке ЫУчащиеся повторяют за логопедом артикуляционный уклад звука Ы- когда мы произносим звук [Ы], воздух не встречает преграды, значит, звук [Ы] гласный.
Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат нужный звук
– Красную фишку
Дети выбирают красные фишки и выкладывают на стол в соответствии с количеством звуков, названных логопедом
(бег на месте)
(взмахи руками перед собой)
(кружатся)
(раскачиваются)
Ответы детей (коты, усы, столы, шарфы)
У каждого ребёнка прямоугольник – слово и красная фишка. Дети кладут красную фишку в зависимости от места звука Ы в слове: в конце или в середине.
Учащиеся катают шишки по ладоням
Учащиеся прописывают в воздухе букву ЫУчащиеся прописывают букву Ы на поверхности манки.

Учащиеся по образцу на доске конструируют букву Ы из частей.
Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях
V. Итог занятия Ребята, о каком гласном звуке мы сегодня говорили?
Логопед: молодцы! Хорошо поработали! Конец занятия! о гласном звуке Ы.

  • WebUrokCom_5c8e19728b3fb3
    Размер файла: 22 kB Загрузок: 0

Ссылка на основную публикацию