Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР

Групповое логопедическое занятие для учащихся 1 классов с ОНР

Т ема : З вуки и буквы Л, М, Н, Р.

Цель: закрепить понятие «сонорные звуки».

– развить навыки звукового анализа и синтеза;

– развить фонематический слух;

– закрепить понятие «согласный звук»;

– совершенствовать навык слогового чтения;

– развить умение согласовывать признаки с предметами в роде, числе;

– сформировать понимание слогообразующей роли гласных звуков;

– закрепить навык использования в речи антонимов;

– закрепить лексикон по теме «Человек. Части тела»;

– уточнить употребление предлогов за, перед, между;

– развить умение деления слов на слоги;

– развить умение написания имен с заглавной буквы.

Оборудование: предметные картинки «мак», «ножницы», «ложка», «рак»; карточки с буквами М, Н, Л, Р; слоговые таблицы; изображения героев занятия; карточки со словами-названиями частей тела.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

1. – Кто сидит прямо, красиво и слушает внимательно? Молодцы!

2. – Ребята, отгадайте загадку.

Она Буратино учила писать

И ключ золотой помогала искать.

Та девочка-кукла с большими глазами,

Как неба лазурного высь, волосами,

На милом лице – аккуратненький нос.

Как имя ее? Отвечай на вопрос.

Выставляется картинка с изображением Мальвины.

II . Основная часть.

1. Введение в тему занятия. Звуковой анализ.

– Из какой сказки наша героиня? («Золотой ключик или Приключения Буратино».)

– Кто автор этой книги? (А.Толстой)

– Итак, нашу героиню зовут Мальвина. Какой первый звук в имени Мальвина? ([М])

– Дайте характеристику звука [М]. (Согласный, твердый, звонкий, сонорный.)

2. Звуко-буквенный анализ.

– А вот и Буратино наконец пришел на урок.

Выставляется картинка с изображением Буратино и Азбуки.

– Но, вот досада, он не выполнил домашнее задание. Ребята, поможем Буратино справиться с заданием.

Выставляются картинки мак, ножницы, ложка, рак.

– Назовите первый звук в этих словах и скажите, на странице Азбуки с какой буквой должны быть эти картинки? (В слове «мак» первый звук [м], эта картинки со страницы с буквой М. И т.д.)

– Какие это звуки? (Согласные, твердые, звонкие, сонорные.)

– Буратино благодарен вам за помощь, ребята.

3. Сообщение темы занятия. Развитие фонематического слуха.

– Мальвина проверила домашнее задание и осталась очень довольна. Она готова продолжать урок.

– Тема урока «Звуки и буквы Л, М, Н, Р».

– Хлопните в ладоши, когда услышите слово на звуки занятия.

Слова (звуки занятия в сильной позиции, не «встречаются» с аналогичными):

– [М]: мышь, музыка, шкаф, мост, сушка, вата, маска, груша, мойка, заяц, мул, муха;

– [Н]: нота, ночь, ваза, наволочка, каша, суп, новость;

– [Л]: лук, лыжи, лак, кофта, кот, ласты, часы, лошадь, ласточка;

– [Р]: радуга, сад, робот, бусы, рысь, шапка, рыба.

4. Чтение слоговых таблиц.

– Прочитайте слоги с этими буквами (сначала столбиками, затем строчками):

5. Развитие внимания. Динамическая пауза.

– А вот и друзья Буратино и Мальвины пришли к нам на урок. Ребята, вы узнаете их? (Дети называют героев сказки: Пьеро, Артемон, Арлекин.)

– Ребята, чем отличается Буратино от остальных героев? (Длинным носом.)

– Нос – это что такое? (Часть тела.) Расскажем Буратино и его друзьям о человеческом теле? Я буду называть части тела, а вы показывать. Готовы? (Логопед помогает.)

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

– Вы здорово справились с заданием!

6. Звуковой синтез.

– Назовите часть тела, название которой начинается на звук:

[Н]: нога, нос, ноготь, ноздря;

[Л]: лоб, ладонь, локоть;

Логопед выставляет соответствующие картинки.

Вывод: все слова начинаются на твердые согласные сонорные звуки.

7. Физкультминутка. Игра «Назови и покажи».

– Что можно делать:

ногами – топать, ходить, бегать, прыгать;

руками – махать, трогать, брать;

ртом – говорить, есть;

ладонями – гладить, хлопать.

8. Работа в тетради. Слоговой анализ.

– Посмотрите на картинки предыдущего задания и назовите самые короткие слова. (Нос, лоб, рот).

– Запишите их в тетрадь.

– Назовите и обозначьте гласные звуки в словах.

– Сколько слогов в словах? (Один.) Обозначьте слоги.

Сколько в слове гласных – столько и слогов.

Это знает каждый из учеников!

– Арлекину и Артемону пора уходить, нужно готовиться к представлению. Ведь они артисты кукольного театра. Ребята, вы заметили, что слова Арлекин, Артемон, артист похожи? Чем? (Начинаются на слог АР.)

Логопед убирает картинки с изображением Арлекина и Артемона.

9. Употребление предлогов.

– Посмотрите на наших героев.

– Кто стоит за Мальвиной? (Буратино.)

– Кто стоит перед Пьеро? (Буратино.)

– Кто стоит между Мальвиной и Пьеро? (Буратино.)

10*. Употребление антонимов. «Скажи наоборот».

– У Буратино волосы светлые, а у Пьеро – …

– У Пьеро лицо грустное, а у Буратино – …

– У Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро – …

– У Пьеро голос тихий, а у Буратино – …

11. Работа у доски. Звуковой анализ и синтез.

– Ребята, вспомните и назовите имена всех героев сказки о золотом ключике, в именах которых встречаются звуки занятия (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон, Карабас Барабас, Карло, Тортила, Дуремар).

Дети записывают имена на доске по очереди.

– Не забудьте правило написания имен!

– Обозначьте звуки занятия карандашом синего цвета.

– Что-то мы засиделись. Давайте немного отдохнем, сделаем зарядку?

Левой ручкой – по плечу,

Правой ручкой – покручу,

На носочки и на пятки –

Вот и кончилась зарядка.

2. Домашнее задание. «Нарисуй и расскажи».

– Ребята, героям очень понравилось с вами заниматься. Им не хочется расставаться. Порадуем наших сказочных друзей?

– Нарисуйте дома портреты полюбившихся героев и составьте небольшой рассказ. А я обязательно передам их персонажам.

– Всем спасибо за занятие. Молодцы!

* Дополнительное задание, если остается время.

Конспект группового занятия для учащихся 1 класса, имеющих НВ ОНР

Тема: Развитие навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

Цель: Формировать у детей умение делить слова на слоги, выделять гласные из слов.

  • развивать навыки слогового анализа и синтеза;
  • учить выделять гласные из слов;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия;
  • развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем.

Оборудование: предметные картинки, кубики «Лего», раздаточный материал, тетради, ручки, карандаши, массажный мяч.

1. Организационный этап.

– Здравствуйте, ребята!
– Садится тот, кто назовёт гласные звуки в словах:
аист, липа, кошка, окунь, улитка.
Логопед обращает внимание учеников на то, что в словах количество гласных соответствует количеству слогов.
Хоровое проговаривание правила:
Сколько в слове гласных, столько и слогов.

2. Основной этап.

Работа с конструктором «Лего».
У детей на столах платформы «Лего».
– А теперь каждый из вас определяет количество звуков в слове и выкладывает схему.
(гласные – красные кубики; согласные: твердые – синие кубики, мягкие – зелёные кубики).

Далее проверка (каждый ученик называет по порядку все звуки в слове и выделяет гласные).
– Разделите слово на слоги. На что обращаем внимание? (на количество гласных).
Далее каждый произносит слово по слогам, прикладывая тыльную часть ладони к подбородку.
– Молодцы!

Далее игра «Дополни до целого слова»:
– Я буду называть слоги и бросать мяч, а вы должны поймать мяч и добавить слог, чтобы получилось слово.

Ры…(ба, нок, царь), мали….(на), лу…(на, жа, па), ана…(нас), карти….(на).
Дети составляют слова, выделяют гласные и определяют количество слогов.

Далее физминутка:
Логопед называет слова, учащиеся определяют количество слогов и выполняют определённое движение:
1 слог – руки вверх;
2 слога – руки в стороны;
3 слога – руки в стороны и правую ногу вперёд.

Слова:
мак, рука, лиса, лопата, сок, пароход, кот, кино, конь, лисица.

Работа в тетрадях:
– Какое сегодня число? Какой день недели? А что было вчера? Что будет завтра?
Запись числа.
– Сейчас я буду называть слова, а вы изобразите их графически. (Сколько слогов, столько чёрточек). Надпишите над каждым слогом соответствующую гласную.
1 слово разбирается на доске: пила И А.

Слова: пила, вода, капуста, лук, мышка, азбука, мак.
Далее проверка: читают по слогам и отхлопывают, выделяют гласные.

Работа у доски.
Распределение предметных картинок к слоговым схемам:

Ребёнок произносит слово, выделяет гласные, соотносит с нужной схемой.

Предметные картинки:
Дом, шкаф, туфли, лампа, кубики, сапоги, корова, кошка, волк, лимон.

Самостоятельная работа на листочках.
– Вам нужно догадаться, в каких домиках живут эти животные. Количество окон в домиках соответствует количеству слогов в слове. Соедините с помощью линии картинку с нужным домиком.
(задание взято из книги серии «Говорим правильно» Делим слова на слоги).
Проверка, оценивание детей (наклейка).

Дополнительно:
Дети штрихуют предметные картинки.
– Какие животные смотрят налево? А направо? А куда смотрит кот?

3. Заключительный этап.

– Что вы сегодня делали на занятии? (ответы детей).
– О чём нужно помнить при делении слов на слоги? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

Задание на выходе:
Логопед называет слова, учащиеся определяют количество слогов. Сколько слогов, столько раз нужно хлопнуть.
(Шар, рак, диван, молоток, ручка, крот).

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»

Екатерина Фролова
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР.

Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш».

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков Ж-Ш.

Задачи занятия:

1. Повторить правильный уклад органов артикуляции

2. вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ж] и [ш] изолированно;

3. Уточнить характеристику звуков

4. Развивать фонематический слух

5. Закрепить зрительный образ букв

6. Развивать произвольное внимание

7. Развивать навыки словообразования

8. Развивать навыки дифференциации звуков на уровне слогов, слов, предложений

9. Упражнять в составлении схем к словам

Читайте также:  Конспект логопедического индивидуального занятия (Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях)

10. Формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – зеркала; проектор, карточки для определения места звука в слове, конверт с письмом

Ход занятия

Задачи Деятельность логопеда Деятельность детей

-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в школу пришло письмо от медвежонка,в котором он пишет: (логопед читает письмо):

«Ребята, помогите мне подрушиться с мыжонком и ешонком, они часто дразнят меня и обишают. Мижа»

-Как вы думаете, почему медвежонок просит о помощи?

-Верно. Вы хотите помочь медвежонку?

-Тогда нам придётся сегодня потрудиться. Мы с вами будем учиться красиво и правильно говорить, различать и писать без ошибок буквы Ш и Ж, а потом отправим видеозапись нашего занятия медвежонку.

– Он не знает, когда нужно писать букву Ш, а когда Ж.

-Для того, чтобы красиво говорить, нам нужно размять наш язычок. Давайте сделаем упражнение «Чашечка»:

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Логопед читает стишок:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

-Следующее упражнение называется «Вкусное варенье»:

Описание. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.

Логопед читает стишок:

Как будто варенье лежит на губе –Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

– А сейчас мы с вами почистим зубы изнутри.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Логопед читает стишок:

Зубы верхние- смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

-А теперь посмотрите на экран. (2 слайд)

– Это какая буква (показывает на букву Ш?

– А давайте подумаем, на что

– Молодцы. Буква Ш с тремя

шипами – не хватать ее

Логопед показывает на букву Ж

– А это какая буква?

– А на что или кого похожа буква Ж?

– Ж похожа на жука, только не жужжит пока.

Артикуляция звуков.

– А теперь давайте вспомним, как верно нужно их произносить. Сначала скажем все вместе [ш-ш-ш]. Говорим правильно. Губки у нас округлены и чуть-чуть вытянуты вперед. А где у нас язычок?

– Молодцы. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом.

Далее – то же со звуком [ж].

Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.

Характеристика звуков.

– А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ж] и [ш]. Какой звук [ш]?

– Почему он согласный?

– А почему глухой?

– Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ш-ш-ш]. Не вибрирует?

– А какой звук [ж]?

– А почему он звонкий?

– Правильно. Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ж-ж-ж]. Чувствуется вибрация?

– Хорошо. А что из перечисленного у них одинаково? Чем похожи звуки [ж] и [ш]?

– А чем они отличаются?

Развитие фонематического слуха.

– А теперь внимательно меня слушайте. Я буду говорить слоги, и если в них есть звук [ж], хлопните в ладоши.

– Хорошо. А теперь хлопните в ладоши, если в слоге есть звук [ш].

Письмо букв в воздухе.

– Хорошо. А теперь давайте нарисуем наши буквы в воздухе. Сначала Ш, затем Ж.

Логопед показывает.

Найди и посчитай. (слайд 3)

-А теперь посмотрите на экран и посчитайте, сколько на нём букв Ш и сколько букв Ж.

Вставь букву. (слайд 4)

-Хорошо. А теперь давайте вставим пропущенные буквы, чтобы получились слова.

Работа в тетрадях.

– Хорошо. А теперь запишите полученные слова себе в тетрадь.

– Молодцы. Вы, наверное, немного устали, давайте немного разомнём свои пальчики.

Стою и снежинки в ладошку

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,

Но где же снежинки? В ладошке вода,

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

Образование слов. (слайд 5)

– Садитесь, а теперь давайте соберём слова. Посмотрите на экран, на место точек нужно добавить слоги, чтобы получилось слово. (индивидуально)

Определение места звука в слове. (слайды 6-9)

– А сейчас мы будем определять место звука в слове. Посмотрите внимательно на экран. Что там нарисовано?

У каждого из вас на столе лежат карточки и кружочки. Расположите кружочки на карточке соответственно тому, какое место занимает звук Ш в слове шмель.

– А теперь проверим, правильно ли вы сделали. (на экране отображается правильное расположение).

Затем проводится то же самое для слова душ; после определяется место звука Ж в словах жук и крыжовник.

Найди лишнее. (слайд 10)

– Посмотрите внимательно на экран. Как вы думаете, что здесь лишнее?

– почему жираф лишний?

Составление схем к словам. (слайд 11)

– Молодцы. А кто знает, сколько слогов в слове жираф?

– А как вы это узнали?

-Все верно. А сколько слогов в слове «шапка»?

– Молодцы. А теперь каждый из вас самостоятельно в своих тетрадях нарисует схему к слову «шапка»

После того как все закончат схемы, включается образец (слайд 12)

-Молодцы!А сейчас послушайте стишок:

На десятом этаже

Жили буквы Ш и Ж.

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

И вот что, кстати,

Получилось в результате:

Две сороки не туШили

У реки пожар туЖили.

А журавль рыбу Шарил.

Шмель в цветах душистых Жарил.

И беседовал с уШами

Заяц, хлопая уЖами.

-Ребята, что же здесь не так?

-Верно. Давайте наведём тут порядок. Я ещё раз прочитаю предложения, а вы мне скажите, как было на самом деле

Логопед читает по одному предложению.

Дети выполняют упражнения.

Дети выдвигают предположения.

Дети смотрят в зеркала и говорят [ш-ш-ш]

Дети произносят [ж-ж-ж]

– Согласный, твердый, глухой.

– Потому что не поётся.

– Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ш-ш-ш].

– Согласный, твердый, звонкий.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ж-ж-ж].

Звук [ш] – глухой, а [ж] – звонкий.

Дети внимательно слушают логопеда и хлопают в ладоши при наличии в слогах звука [ж].

Дети хлопают в ладоши при наличии в слогах звука [ш].

Дети рисуют буквы в воздухе.

Дети находят буквы и подсчитывают их.

Дети добавляют буквы и называют полученные слова.

Дети повторяют движения:

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать.

На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Дети добавляют слоги и называют слова.

Дети раскладывают кружки, затем сверяются с образцом.

– потому что все слова начинаются на ш, а жираф на ж.

– сколько в слове гласных- столько и слогов.

Дети рисуют схему, затем сверяются с образцом на экране.

Дети добавляют слова и произносят предложения полностью.

-Ш и Ж перепутаны местами.

Дети проговаривают исправленный вариант предложения.

подведение итогов занятия.

Формировать положительную учебную мотивацию.

Вы сегодня хорошо поработали. Думаю, что с вашей помощью мишка обязательно научится различать звуки Ш, Ж и подружится с мышонком и ежонком.

– Что вам понравилось сегодня на занятии?

-. Возьмите себе эти наклейки. (даёт наклейки детям). Занятие окончено, до свидания.

Дети рассказывают, что им понравилось.

Прикреплённые файлы:
konspekt-4_3san4.pptx | 2231,65 Кб

Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная к школе группа). Тема «Дифференциация звуков.

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К – Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: – учить дифференцировать звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]в словах, словосочетаниях, предложениях и скороговорках» Тема: Дифференциация звуков [Л] – [Р] Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных укладов для сонорных звуков; дифференциация.

Конспект логопедического занятия для учащихся с ОНР «Твердые и мягкие согласные» Тема: «Твёрдые и мягкие согласные». Цель занятия: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки устно и соответствующие им буквы на.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]» Задачи: 1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ]. 2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа.

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах Тема: Дифференциация звуков “Ль” и “Й”. Цель: Коррекционно- образовательные: – Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Ментальная арифметика (72 ч.)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Саблина Татьяна Николаевна, учитель-логопед

ГБОУ «Школа №1101»

Логопедические, коррекционные занятия

Конспект составлен на основе различных логопедических пособий:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Владос, 2001

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1997

Ястребова А.В. Преодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2000

Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.- М.: Академия, 2004

Тема: «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР.

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Посуда для детей старшей логопедической группы

Длительность занятия- 45 минут

Конспект группового логопедического занятия

в 1 классе для учащихся с ОНР

Тема: «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

Цель: формировать навыки анализа структуры предложения по словам.

1) образовательные:

закреплять умение употреблять предложения из трех слов,

анализировать структуру предложения по словам,

учить составлять схему предложения, подбирать (составлять) предложение к схеме

закреплять умение выделять в предложении главные слова (подлежащее и сказуемое), неглавные слова (второстепенные члены).

2) коррекционные:

расширять и уточнять словарный запас учащихся;

развивать словесно – логическое мышление, умение выполнять мыслительные операции на нахождение общих и отличительных свойств различных слов, развивать слуховое внимание.

развивать умение планировать свою деятельность, выполнять учебную задачу по установленному алгоритму, контролировать свою деятельность;

3) воспитательные:

воспитывать чувство ответственности, умение помогать друг другу, формировать умение работать в группе, парами по установленным правилам.

Оборудование: жетоны за правильные ответы, «светофоры» для детей, карточки со словами для составления предложений, две короны, рабочие тетради.

I Организационный момент

Упражнения для развития слухового внимания.

Послушай, сколько раз я хлопну. Покажи столько пальцев на руке, сколько раз я хлопнула.

II Актуализация опорных знаний, постановка проблемы

Послушайте внимательно и скажите, что я сейчас произнесу

«Дети рисуют красками» (предложение)

-Из чего состоит предложение? (из слов)

-Какие слова вы знаете? (слова-предметы, слова-действия)

-На какие вопросы отвечают слова-предметы? (кто, что)

– На какой вопрос отвечают слова-действия? (что делает)

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться составлять предложения из слов.

III Закрепление материала.

1 Учитель раздает каждому ученику карточку со словом.

Ученики шепотом читают слова на карточках.

– Выйдите к доске те, у кого слова на карточках отвечают на вопрос КТО? (мама, Вова)

Дети выходят к доске, читают слова на своих карточках.

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (живые предметы)

Карточки со словами прикрепляются к груди детей.

– Выйдите к доске те, у кого слова на карточках отвечают на вопрос что делает? (моет, жарит)

Дети выходят к доске, читают слова на своих карточках.

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос что делает? (действия)

Карточки со словами прикрепляются к груди детей.

– Выйдите к доске те, у кого слова на карточках отвечают на вопрос ЧТО? (руки, мясо)

Дети выходят к доске, читают слова на своих карточках.

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос что? (неживые предметы)

Карточки со словами прикрепляются к груди детей.

Ученикам необходимо разделиться на 2 команды, т.е. на два предложения по 3 слова в каждом. Образовавшиеся команды называют свои предложения и садятся по командам за парты.

-Составьте два предложения, разделитесь на две команды.

Мама жарит мясо.

-В каждом предложении надо найти главное слово-предмет, т.е. определить о ком или о чем говорится в предложении. Тот ученик, у кого главное слово-предмет, надевает корону.

К доске вызывается одна команда. Ученикам надо встать соответственно схеме, написанной на доске.

На доске 2 схемы:

-Как вы думаете, по какой схеме вам надо построится? Почему? ( В одном предложении главный предмет-имя мальчика и на схеме обозначается большой буквой, во втором предложении главное слово-предмет- не имя – пишется с маленькой буквы и на схеме соответственно нет большой буквы.)

Дети перестраиваются в соответствии с выбранной схемой. Большую букву в предложении дети обозначают поднятой вверх рукой, а конец предложения – точку- рукой, поставленной на пояс.

-Назовите получившееся предложение (каждый ребенок называет свое слово)

-Прочитайте предложение (читает один ученик из другой команды)

-Первое слово шаг вперед, назовись

-Слово-действие шаг вперед, назовись.

-О ком говорится в предложении?

Что о нем (о ней) узнали? (Отвечают ученики из второй команды)

Аналогично проводится работа со второй командой.

Схемы для работы второй команды:

-Что мы сейчас составляли? (предложения)

– Из чего мы составляли предложения? (из слов)

2 Посмотрите на доску. Прочитайте про себя предложения.

По одному учащиеся читают предложения.

Моет руки Вова. Пёс несёт

мяч. Жарит мясо мама.

– Сколько предложений прочитали? (3)

-Какое предложение вы не собирали в предыдущем задании из слов? Прочитайте.(Пёс несёт мяч.)

-Надо выйти к доске и показать 3-е предложение.(Ученик обводит указкой все предложение) Остальные дети оценивают ответ с помощью «светофора».

– Выйти к доске и назвать 1 предложение. После ответа ученик показывает это предложение.

– Покажите и назовите 1-е слово во втором предложении.

-Покажи и назови третье слов в третьем предложении. И т.п.

3 Откройте тетради, начертите схему 1 предложения.

IV Подведение итогов, оценка работы учащихся.

-О чем говорили на занятии?

– Какие задания особенно понравились?

-Какие задания показались сложными?

-Оценка работы учащихся.

Список литературы:

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч.2: Предложение. Текст.-М.: Владос, 2008

Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж, 2006

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998

Логопедическое занятие для первоклассников с ОНР: Формирование техники чтения

Цели урока:

Грамматическая: закрепление понятий «текст», «предложение», «слово».

Лексическая: школьные принадлежности.

Коррекционные задачи:

– Закреплять звукопроизносительные навыки в речи детей;

– Формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания;

– Воспитывать навыки правильного голосоведения (темп, ритм, паузацию речи, высоту и др.);

– Учить синхронизировать дыхательные, голосовые и произносительные умения и навыки в речи;

– Развивать навыки морфологического анализа;

– Учить находить корень слова, подбирать родственные слова к заданному;

– Работать над уточнением, обогащением, активизацией словарного запаса.

Общеобразовательные задачи:

– Формировать лексико-грамматические понятия, соответствующие знания и умения;

– Формировать навыки синтаксического разбора предложений;

– Познакомить детей с основными «правилами» дыхания, голосоведения;

– Закрепить основные умения дыхания и голосоподачи.

Воспитательные задачи:

– Воспитывать усидчивость, работоспособность, учить концентрировать произвольное внимание;

– Формировать алгоритмизацию учебно-практических действий и операций;

– Развивать навыки предварительного, текущего и опосредованного видов самоконтроля.

Оборудование: карточки, схемы предложения (слова для индивидуальной и фронтальной работы), кукла «Антошка», мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент 1 мин

2. Речевая зарядка: 2 мин

– послушайте, какую веселую скороговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить

– что обозначает слово хохлатые?

3. Повторение ранее изученного материала: 3-4 мин

– расскажите Антошке, что такое речь?

– какой она бывает?

– чем устная речь отличается от письменной?

– для чего нужна речь?

– какими схемами обозначаются предложение и слово?

– найдите и покажите соответствующие карточки.

4. Сообщение темы урока: 2-3 мин

– какую речь приятно слушать?

– о какой речи мы будем говорить на уроке?

– объясните, почему вы так решили?

5. Работа над техникой речи (дыханием): 5 мин

– поможет нам провести урок Антошка.

– послушаем его, что он нам расскажет.

(Антошка, задыхаясь и прерывая слова, говорит: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Я так торо-пил-ся к вам! Помо-ги-те мне! Я кА-жет-ся по-пал в бе-ду! От ме-ня убе-жа-ли школь-ны-е при-над-леж-нос-ти!»)

– Антошка, отдышись, отдохни.

– скажите, ребята, все ли было понятно из рассказа Антошки?

– приятно ли было его слушать?

– итак, чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать.

выполнение упражнения вдох-животики круглые, выдох-животики маленькие

6. Развитие слухоречевой памяти 5-7 мин

– произнесите на одном дыхании: учебник пенал; учебник пенал, карандаш; учебник пенал, карандаш, ручка; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь, фломастер

7. Чтение гласных. Чтение с дирижированием 3 мин

– прочитайте гласные на одном выдохе

8. Физкультминутка 2 мин

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали,

Вправо, влево повернись!

9. Работа над техникой речи 3-5 мин

голосом изобразить интонацию восклицаний (картинки)

10. Развитие лексико-грамматических конструкций 5 мин

Где пройдется, там след остается.

По черной земле

Белый заяц пробежал.

– придумать предложения со словами и соотнести их со схемами.

11. Подведение итога урока 3-4 мин

– какую речь приятно слушать?

– что значит правильно дышать во время речи?

Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали?

Конспект индивидуального занятия с ребенком 5-6 лет на тему «Автоматизация звука [р] в слогах, словах»

Автор: Алексеева Светлана Геннадьевна, учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад №170 ОАО «РЖД» г. Белово, Кемеровская область
Описание материала: Конспект занятия по автоматизации звука [р] разработан для детей 5-6 лет с нарушением звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Конспект индивидуального занятия
Тема: «Автоматизация звука [р] в слогах, словах»

Цели:
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
2. Выработка правильного диафрагмального дыхания.
3. Закрепление правильного произношения звука [р] в слогах, словах.
4. Развитие фонематических процессов, речеслухового внимания и памяти.
5. Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
6. Развитие общей и мелкой моторики.
7. Воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности в течение всего занятия.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [р], мяч, «чудесный мешочек», дорожки с картинками, цветок, прищепки.

Все вы, братцы, молодцы,
Просто чудо-удальцы!
(Аммосова Н.С.)
2. Сообщение темы занятия.
Психогимнастика.
Логопед. Раз, два, повернись, и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит. Изобрази, как ласково мурлычет кошечка. (Мур-р-р). Раз, два, повернись, в девочку превратись.
Логопед. Аня, ты догадалась, какой звук мы будем учиться произносить?
Ребёнок. Звук [р].
Упражнение на дыхание «Шарик-ямочка».
Логопед. Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка.
Самомассаж лица.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками хлопаем мы щёчки.

3. Самомассаж языка.
Язык протискивается между губами и втягивается обратно.
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до корня, постепенно высовывая и снова втягивая.
Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.
Повторяется первое упражнение.

4. Артикуляционная гимнастика.
«Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Автомат», «Барабан».

Читайте также:  Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития

Акустико-артикуляционный образ звука [р].
Логопед. Положи руку на горлышко и произнеси звук [р].
Ребёнок произносит звук с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
Ребёнок. Звук [р] согласный, звонкий, твёрдый.
5. Упражнение «Пальчики здороваются». Ребёнок поочерёдно соединяет все пальцы с большим, произнося слоги: ра, ро, ру, ры (по 2-3 раза обеими руками).
6. Игра «Пройди по дорожкам».
Логопед. Найди букву Р. Веди пальчиком по прямой дорожке, называй картинки, определяя место звука в словах. Выделяй звук [р]!
Ребёнок ведёт пальчиком по прямой дорожке, затем по волнистой.

Логопед. Молодец, Аня! Ты справилась с этим заданием!
7. Игра с мячом «Скажи ласково».
Логопед. Мячик маленький поймай,
Да словечком приласкай.
Логопед, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, ромашка), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (ромашечка).
Рот – ротик, роза – розочка, рука – ручка, рубашка – рубашечка, рулет – рулетик, рыба – рыбка и т.д.
8. Игра «Чудесный мешочек»
Логопед. Достань картинку из мешочка, скажи, что на ней нарисовано. Раздели слово на слоги.
Ребёнок отхлопывает слова, определяя количество слогов.
Ребёнок. Ра-ду-га. В этом слове три слога. И т.д.
9. Игра с прищепками “Назови слово”
Логопед. Прикрепляй прищепки-лепестки к цветку и называй слова со звуком [р].

10. Итог. Какой звук учились произносить? Какое задание понравилось больше всего?

Литература
• Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
• Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 64 с.
• Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб.: Каро, 2003. – 96 с.
• Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 136 с.
• Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003. – 208 с.
• Лазаренко О.И. Альбом для автоматизации произношения звука Р. – М.: АРКТИ, 2001. – 16 с.
• Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007. – 92 с.
• Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2006. – 256 с.

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Алферова Татьяна Николаевна,

учитель-логопед МАДОУ д/с 143 г. Тюмени,

1 квалификационная категория,

педагогический стаж: 20 лет.

Образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

– согласовывать существительные с числительными;

– закреплять навыки словоизменения существительных;

– уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие :

– развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);

– формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

– развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

– развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа :

– разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];

– развитие направленной воздушной струи;

– формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];

– автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;

– формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;

– формирование умения определять позицию звука в слове;

– согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

– общий вид Зоопарка;

– животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;

– животные без звука [Р] в названии;

– дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

Возрастная категория : ребенок 5-7 лет.

Продолжительность занятия : 20 минут.

1 . Организационный момент. Установка на занятие.

Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)

Ребенок называет отгадку: это зоопарк.

Молодец, а ты был в зоопарке?

Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Идем дальше и вдруг видим – бегемот!

(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами – лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)

А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)

Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!

БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем – в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Собрали грибы, пересели на машину, поехали!

Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.

Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.

4. Автоматизация звука [Р] в слогах:

Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:

А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:

Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].

6. Определение позиции звука в слове.

Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.

Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)

А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).

Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих . частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде «Рисуем» ребрами ладоней полоски

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. по всему телу.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

9. Автоматизация звука во фразе. (3)

Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))

Я дам мартышке банан.

жирафу – веточки с листьями

10. Подведение итогов .

В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.

Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р] правильно.

1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [р] ,[р`] . Домашняя тетрадь логопедическая для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей : учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи к школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М: Эксмо, 2003

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Ссылка на основную публикацию