Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе (Предлог ИЗ-ЗА)

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе «Предлог ИЗ-ЗА»

Р. Р. Шипунова,
учитель-логопед

– Учить детей выделять в предложениях и употреблять предлог ИЗ-ЗА, уточнить его пространственное значение, познакомить со схемой предлога «из-за».
– Закрепить умение анализировать предложение, выкладывать его схему.
– Упражнять в выделении предлогов «за», «из-за» в тексте, совершенствовать навык пересказа с опорой на схематический рисунок на экране.

– Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.

– Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в подгруппе.

– Обстановка группы: длинные шторы, ширма, сундук, полый куб, ель, мягкие модули.
– Персонаж настольного театра «Домовёнок Кузя»;
– Схемы предлогов, предложений;
– Панно «солнечные зайчики»;
– Компьютерные технологии: презентация «Поиграем с Кузей», «Сказка об одиноком волке», «Рисунок Кузи».

– Схемы предлогов и предложений
– Дидактическое упражнение «Собери картинку»

– Знакомство с предлогами «из» и «за»;
– Упражнения по выкладыванию схем предложений с предлогами «за» и «из»;
– Дидактическая игра «Найди предлог»;

Педагог предлагает детям встать в круг, имитирует игру с солнечным зайчиком:

Солнечный мой заинька
Прыгни на ладошку
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой! Как стало горячо!

– Лови, Таня, зайчика! Бросай Ване, лови его, Ваня, он у тебя на плече, на голове…Бросай мне зайчика, Рома.

Он и прыгал и резвился,
Он со всеми подружился,
Веселится и хохочет, уходить домой не хочет.

– Пусть с нами остаётся. Он так любит играть.

– Я предлагаю вам поиграть в прятки. Посмотрите внимательно вокруг себя, где можно спрятаться? Готовы? Я считаю до 5, а вы прячетесь:

Один, два, три, четыре, пять
Я иду детей искать!
Дети прячутся, педагог ищет их:

– Выходи, Таня, ты стоишь за шторой, выходи, Петя, ты стоишь за ширмой…выходи, Рома, ты прячешься в сундуке.

По окончании игры педагог задает вопросы:

– За каким предметом ты прятался?

Затем педагог вначале задаёт вопрос тем детям, кто был внутри:

-Откуда ты вышел? (из куба, из сундука..)

Педагог задаёт тот же вопрос детям, которые прятались за предметом.

– Откуда ты вышел? (предполагаемые ответы детей – из ширмы)

– Разве ты был внутри ширмы?

– Давайте попробуем в этом разобраться. А поможет нам домовёнок Кузя.

Предложить детям присесть и обратить внимание на экран.

На экране появляется внутреннее убранство избы. Затем появляется домовенок Кузя.

– Кузя тоже любит играть в прятки.

Игра «Прятки» с элементами анимации.

– Как вы думаете, за какими предметами он может прятаться. (ответы детей)

– А где он сейчас? (ответы детей)

– А сейчас куда он спрятался? (ответы детей)

На экране в последнюю очередь появляется анимация в движении, где домовёнок прячется в печке, а потом за печкой.

– Откуда вышел Кузя?

– «Кузя вышел из печки»

Анализ состава предложения, выделение знакомого предлога.

– Где спрятался сейчас Кузя?

– «Кузя спрятался за печкой»

– Откуда вышел Кузя? (ответы: из печки …)

– Разве он был внутри? Так как надо сказать?

(Если кто-то из детей дает правильный ответ, спросить: «Откуда появилось новое слово ИЗ – ЗА?)

На экране появляются символы предлогов «Из» и «За».

– Посмотрите на экран.

– Какие два предлога стоят рядом? («Из» и «За»), Что получилось? (новое слово) Как оно получилось? (соединились два предлога)

Педагог делает вывод, что получился новый предлог «ИЗ-ЗА»

На экране появляется символ предлога «ИЗ-ЗА»

– Давайте прочитаем по символам. (спросить каждого)

2 часть . Объяснение:

Расшифровать детям значение символа «ИЗ-ЗА»

– Если кто-то находится за чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог «ИЗ – ЗА».

(Показ действием – на экране Кузя движется из-за шторы)

Педагог предлагает составить предложение про Кузю с предлогом «ИЗ-ЗА» и выложить схему предложения, используя новый символ «ИЗ-ЗА».

«Кузя вышел из-за шторы»

(один ребенок составляет схему на магнитной доске, остальные на местах.)

– Давайте проверим, правильно ли составил (а) схему …

– А теперь предлагаю проверить схему у соседа.

Педагог незаметно роняет символ предлога «ИЗ-ЗА», заменяет его на символ предлога «из» и просит прочитать предложение. Дети проводят эксперимент и делают вывод, что если предмет находится за чем-либо и движется оттуда, то используется предлог ИЗ-ЗА

Н экране исчезает изображение домовенка.

– Куда исчез Кузя? (ответы детей)

– Он опять от нас спрятался, давайте его найдем.

Игра в «Прятки» с Кузей.

Дети движутся по комнате и ищут домовенка, находят конверт с заданием

– Кузя поиграл с нами в прятки, и убежал. Он оставил нам конверт. Давайте посмотрим, что здесь. (открывают конверт)

– Кузя оставил для нас задание. Необходимо соединить картинку и подходящий предлог. (дети садятся за столы и выполняют задания. Педагог в случае необходимости индивидуально помогает).

Закрепление нового материала.

Ребята вы прекрасно справились с заданием и Кузя дарит вам сказку. Внимание на экран.

Анимационная сказка «Об одиноком волке».

Жил – был серый Волк, и не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет Волк на поляну – звери тут же прячутся: зайка – за куст, белка – за ветку, мышка – за холмик, бабочка и та улетает за дерево. Один раз Волк решил сам спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за елку, притаился. И тут же зайка выскочил из-за куста, белка выпрыгнула из-за ветки, мышка вышла из-за холмика, даже бабочка вылетела из-за дерева. Они стали радоваться, играть. Понял Волк, кто виноват в его одиночестве.

– Кого боялись звери в лесу?
– Куда они прятались от него?
– Что придумал волк?
– Куда он спрятался?
– Откуда он вышел?
– Что стали делать звери?
– Откуда они стали выходить?
– Ребята, а кто виноват в том, что волк одинок?

Внезапно на экране появляется солнечный зайчик.

– К нам пришёл наш старый знакомый.

– Кто это? (солнечный зайчик)

– Я предлагаю рассказать ему эту сказку, а он ее вам нарисует на экране.

Пересказ по цепочке с опорой на схематический рисунок. (Анимация)

– Вам понравилось, как Солнечный Зайчик нарисовал картинку, а ведь это вы ему помогли, рассказали сказку и правильно употребили предлог «ИЗ-ЗА».

Солнечный зайчик тоже приготовил для вас сюрприз. Посмотрите, что это?. Как вы думаете, что с эти можно сделать (дети собирают пазлы на полу, получается символ предлога «ИЗ – ЗА»).

3 часть . Итог: (проводится на ковре)

– Расскажите солнечному зайчику, что у нас получилось? (символ предлога «ИЗ-ЗА»)

– Что обозначает стрелка на символе (этот символ)? (Если кто-то находится за чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог «ИЗ – ЗА»).

– Как мы его получили?

– Какие знакомые предлоги помогли нам получить новый предлог?

У нашего солнечного зайчика много друзей, и все они спрятались на картине. Я предлагаю вам найти их, и если вы скажете, откуда вы их достали, можете взять себе на память.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Предлог из-за»

Екатерина Непейвода
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Предлог из-за»

– уточнить пространственное значение предлога из-за,

– упражнять детей в правильном употреблении предлога из-за,

– учить составлять различные предложения с данным предлогом.

кошка, игрушечная мебель (стол, стул, кровать, шкаф, комод, схема предлога из-за, предметные картинки: улитка, жук, мышка, гусеница, лиса, заяц, листик, грибок, пенек, кустик земляники, цветок, дерево; мяч, картинки животных, птиц, насекомых, схема предложения (индивидуально для каждого).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Сядет на свое место тот, кто придумает, где в доме может спрятаться кошка (Дети называют: за кроватью, за шкафом, за креслом, за стулом, за столом и т. д.)

2. Объявление темы.

Наша кошка спряталась дома за разными предметами – видимо, она сильно напроказничала и сейчас боится, что ее накажут. Посидела она в укрытии немного и решила выглянуть, подсмотреть за хозяйкой.

На столе расставляется игрушечная мебель: стол, стульчик, шкаф, комод, кровать. Кошку прячем за каким-нибудь предметом и спрашиваем детей: где наша кошка? (за стулом). А сейчас наша Мурка выглядывает оттуда. Как нам правильно сказать, откуда она выглядывает? (выглядывает из-за стула).

Подобным образом отрабатываются все предметы, привлекается внимание детей на новое короткое слово – из-за.

– Давайте с вами подумаем, что значит это короткое слово? Когда мы его употребляем в речи?

Мы его используем, когда мы говорим об объекте, который находится за каким-нибудь предметом и движется оттуда.

На доску выставляется схема предлога, еще раз обращается внимание детей, что из-за – это предлог движения: объект был за предметом и начинает оттуда двигаться (выходить, выбегать, выглядывать, выползать и т. д.).

3. Закрепление материала

Детям рассказывается история, как в лесу жили сказочные герои – звери и насекомые, но была у них одна беда – они все боялись злого серого волка. Пока его не было, они весело играли на полянке, но как только волк приближался, все наши сказочные герои разбегались и прятались.

Детям предлагается 2 ряда картинок:

Улитка, жук, мышка, гусеница, лиса, заяц

Листик, грибок, пенек, кустик земляники, цветок, дерево

Читайте также:  Конспект логопедического занятия Звук-слог-слово-предложение

– Придумайте, где могут спрятаться наши сказочные герои (картинка из первого ряда за картинкой из второго ряда?

Дети по очереди «прячут» улитку за листик, мышку за пенек и т. д., обязательно проговаривая действия, используя предлог за. Когда всех спрятали, я еще раз по очереди спрашиваю, где жук, где улитка.

– Молодцы, спасли наших героев от злого серого волка! Волк походил по полянке, никого не нашел – да убежал. А наши звери и насекомые теперь могут выходить из своих убежищ.

После этого детям предлагается вернуть наших героев на полянку,проговаривая свои действия: мышка выбегает из-за пенька, лиса выглядывает из-за дерева и т. д.

Дети по очереди возвращают героев на полянку, проговаривая действие, используя предлог из-за.

4. Динамическая пауза

Игра с мячом «Скажи наоборот»: я буду называть разные места, куда можно зайти, спрятаться, а вам надо сказать наоборот – откуда можно выйти. Детям по очереди бросаю мяч.

-за забор, за теплицу, за грядку, за яблоню, за гараж, за машину, за баню и т. д.

Брать слова, которые не использовались ранее.

5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У каждого ребенка на столе картинки с изображениями разных животных, насекомых, птиц.

– Я каждому из вас положила картинки разных животных, птиц, насекомых, и они сейчас начнут играть в прятки. По очереди придумывайте и называйте, куда спрятался ваш герой и откуда он выйдет, когда его найдут. Вам надо составить предложение с использованием предлога из-за.

Например: кошка спряталась за комодом, кошка выйдет из-за комода.

Каждому ребенку предлагается схема предложения из 4 слов, в котором 3 слово – предлог (коротенькая полоска). Дети, составляя предложение с предлогом из-за, пальчиком соотносят каждое слово с полоской в схеме.

Таким образом закрепляем понятия «предложение», «слово», предложение состоит из слов и слова в предложении пишутся отдельно.

– Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами выяснили, что обозначает предлог из-за, когда правильно его употреблять, потренировались составлять с ним предложения.

Индивидуальная оценка работы детей.

Дидактическая игра «Составь предложение с предлогом» ель игры: упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по двум.

Картотека дидактических игр по формированию грамматически правильной речи. Здравствуйте участники сайта “МАААМ. RU”. Хочу предложить Вашему вниманию картотеку дидактических игр, которую “создала” и использую в своей.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Предлог ЗА»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Предлог ЗА»

Автор-составитель:
Учитель-логопед
Филатова О.Н.

Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлога «ЗА», предлог как отдельное слово.

Задачи:

  • отработать понимание пространственного значения предлога ЗА;
  • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
  • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • расширять словарный запас;
  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.
  • воспитывать культуру коммуникации;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование:

  • таблица символов-предлогов;
  • предметные картинки;
  • сюжетные картинки;
  • наборы предлогов;
  • массажор «су-джок»

Ход занятия

Приветствие детей.

Логопед:

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пальчиковая гимнастика

(Работа с массажором « су-джок»)

Дети:

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

На доске герои из сказки «Репка»

Логопед:Дети, из какой сказки эти герои?

Расположите их по порядку.

Дети: Репка, за репкой дедка, за дедкой – бабка, за бабкой – внучка, за внучкой – жучка, за жучка – кошка, за кошкой – мышка.

Логопед: А какое маленькое слово Вам встречалось?

Логопед: (На доске несколько схем предлогов, дети должны выбрать нужную схему )

Дети, а какая схема предлога «За»?

Логопед: А когда употребляется предлог «За»

Дети: когда предмет находится позади чего-то.

Логопед: Дети, спрячьте руки за спинку, за голову, за ноги.

На доске картинки

Логопед: Дети, соедините картинки, используя предлог «За»

Физкультминутка:

(движения по тексту)

Хомка — хомка хомячок

Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку,

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать.

Игра: «Подскажи словечко» (логопед произносит предложение, пропуская маленькое слово «ЗА»)

Дети идут_____ ягодами

Лиса гонится ____зайцем

Корова мычит _____ забором

Лиса спряталась_____ дерево

Девочка сидит ____ столом

Игра: «Кто за кем стоит»

Дети: по вопросу логопеда отвечают кто за кем стоит

Логопед: Дети на доске картинка, ответьте на мой вопрос

Где сидит девочка?

Где лежит буратино?

Куда положили куклу?

Где лежат книги?

Где стоит паровоз?

Где стоит лошадка?

Где лежат карандаши?

Где стоит цветок?

Дети (садятся за столы, открывают конверты с символами слов и предлогов)

Составление схемы предложения «МЯЧ ЗА ДИВАНОМ»

Итог занятия:

— О каком маленьком слове мы сегодня говорили.

Конспект логопедического занятия по теме “Предлоги”

Класс: д/с

Вид занятия: формирование лексико-грамматических средств.

Тип занятия: фронтальное.

Тема: Обобщающее занятие по теме «Предлоги».

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять понимание детьми пространственных отношений, выражаемых предлогами.
  • Упражнять в практическом употреблении предложений с предлогами.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать операции анализа, синтеза, обобщения через умение понимать и различать схемы, обозначающие предлоги.
  • Корригировать грамматический строй речи через построение простого распространенного предложения.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения; проявлять настойчивость и целеустремленность в достижении конечного результата.

Словарная работа: предлог, схема.

Оборудование: гномики-предлоги «за, на, в»; схемы пройденных предлогов; предметные картинки: машина – дом, пенал – стол, бабочка – цветок, белка – елка, щенок – кресло, лиса – нора; фланелеграф; отдельные картинки для составления общей картины на фланелеграфе.

Раздаточный материал: сюжетные картинки для составления предложений на каждого ребенка.

Ход занятия

I. Организация начала занятия

– Закончите мою фразу: «На занятии наши уши внимательно … (слушают), они все … (слышат); наши глаза внимательно … (смотрят), они все … (видят); наша голова хорошо … (думает); наш язык четко и правильно … (говорит)».

II. Подготовительная работа. Сообщение темы занятия

– Мне сказали, что к нам в группу пришли гости. Кто-то из них спрятался за этажеркой. (Логопед голосом выделяет предлог.) Кто пойдет на поиски? Нашел, Максим? Кто же там спрятался? (Гномик – предлог «за».)

– А кто спрятался на полке?

– Вот они наши гости – гномики из страны предлогов. Какие слова помогли их найти? (Нам помогли маленькие слова – предлоги: за, на, в.)

– А если бы не было предлогов, нашли бы мы гостей? (Нет, не нашли.)

– Какие важные слова – предлоги! Они помогают нам узнать, где находится предмет, откуда или куда он движется. Сегодня на занятии мы покажем нашим гостям, как вы научились правильно употреблять разные предлоги.

III. Основной этап

1. Упражнение «Вставь предлог».

– Гномики-предлоги придумали для вас предложения, но подул сильный ветер и все предлоги из предложений улетели. Вернем их на место?

Дети называют, какой предлог пропущен в предложении, находят его схему, повторяют все предложение целиком.

  1. Снег лежит … крыше.
  2. Внучка пришла … бабушке.
  3. … домом летит самолет.
  4. Кошка гонится … мышкой.
  5. Колобок укатился … волка.
  6. … корзине лежат яблоки.
  7. Гриб вырос … деревом.
  8. Книги взяли … полки.

2. Упражнение «Составь предложение».

– А сейчас гномики предлагают вам самим стать маленькими учителями.

Каждый ребенок выбирает сюжетную картинку из предложенных и задает товарищам вопрос – где находится предмет, куда или откуда он движется. Остальные дети составляют предложение с предлогом по картинке. (Например: «Откуда вылетела птичка? – Птичка вылетела из клетки.»)

3. Динамическая пауза.

4. Составление предложений по двум предметным картинкам с разными предлогами.

– Ребята, гномики принесли на занятие пары картинок, чтобы составить предложения. А теперь они спорят, какой же предлог им выбрать. Поможем нашим гостям? Составьте предложения и выберите нужный предлог.

машина – дом пенал – стол
бабочка – цветок белка – елка
щенок – кресло лиса – нора

– Кто составит предложение по этим картинкам с другим предлогом?
(Примеры предложений: «Машина подъехала к дому. Машина стоит у дома. Машина выезжает из-за дома.» И т.п.)

5. Игра «Расскажи, где что (кто) находится».

Логопед выкладывает отдельные картинки для фланелеграфа, от имени гостей предлагает детям составить одну общую картину и рассказать, где находится каждый предмет.

Дети самостоятельно выбирают понравившиеся картинки, прикрепляют их на фланелеграф и составляют предложения с предлогами. (Например: «Белка сидит на елке. Птица летит над деревом. Солнце выглядывает из-за тучи.» и т.д.)

– Вот какая красивая картина у нас получилась! А помогли нам ее сделать предлоги.

IV. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей

– Гномики-предлоги благодарят вас за помощь и за работу на занятии: «Спасибо, ребята! Не забывайте о нас. До новых встреч!».

Конспект логопедического занятия Предлоги В, ПОД, НА, ЗА

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе компенсирующей группе для детей с ОНР

Хрипунова Л.В. ,

учитель-логопед высшей кв. кат.

МДОУ № 85, г. Северодвинск

Читайте также:  Звуки( з) –( з’) - конспект

ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»

Путешествие в страну маленьких слов

ЦЕЛИ:

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.

Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Логопед обращается к детям:

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» – предлогов: в, на, за, под.

Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

2. Сообщение цели занятия. (Игровая мотивация)

Логопед: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).

Игра «Незнайкино письмо». Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под) нашем городе новые дома. (За) улицах ходят нарядные жители. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)

3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри;

НА – когда предмет находится сверху;

ПОД – когда предмет находится внизу;

ЗА – когда предмет находится сзади.

Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

4. Пальчиковое упражнение «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка)

5. Составление предложений с предлогами (по картинке).

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Составь предложение». Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)

Мяч лови, и мяч бросай,

На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом), его анализ.

Какой полоской обозначаем предложение?

Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?

Что поставим в конце предложения?

Сколько слов в предложении?

Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).

Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

6. Динамическая пауза.

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка –

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Вы, надеюсь, не устали?

7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.

Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)

Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:

Солнечный лучик упал на волну,

Солнечный лучик попал в глубину.

На горе, на горке,

на крутом пригорке

будто на картинке.

Стройная береза выросла в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

На Незнайкиной подушке вышита кукушка..

Длинноухий заяц мчится,

за ним гонится лисица.

Если хочет Тюбик спать,

Он приляжет на кровать.

Знайка в комнату вошел

и поставил сок на стол.

Синеглазка под диван.

8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.

Котенок закатил резиновый мячик под диван.

Незнайка увидел машинку под шкафом.

В комоде лежали платья Синеглазки.

Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

9. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Логопед включает магнитофонную запись: «Спасибо, ребята, за то, что вы научили Незнайку правильно использовать предлоги, составлять предложения. В благодарность Вам за ваши знания, за старания мы дарим на память свои фотографии».

Логопед раздает «фотографии» маленьких человечков каждому ребенку, при этом оценивая его деятельность на занятии.

Рекомендую прочесть:

  • Упражнения для развития дыхания
  • Конспект занятия по лексической теме [Грибы]
  • Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики
  • Занятие по развитию речи тема [Зима]
  • Конспекты занятий на Новый год

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Конспект ООД для дошкольников подготовительной группы. Предлог “Через”

Логопед:Молодцы, отлично справились с задание!

Логопед:Посмотрите, что я сейчас делаю? (Логопед прыгает через скакалку.)

Логопед:Предлог ЧЕРЕЗ очень любит путешествовать и, поэтому, приглашает вас сегодня в далекое путешествие. Вы согласны? (Конечно, да. Еще ни разу не слышала отрицательного ответа от детей.)

Мой кабинет находится в спальне группы. Также с моем распоряжении находится и игровая комната. Поэтому начало занятия я провела в своем кабинете, а путешествие проходило в игровой комнате. В качестве тропинки я использовала толстую веревку.

Логопед:Наша тропинка проведет нас ЧЕРЕЗ много разных, интересных мест. Ну что, начинаем наше путешествие!

Логопед: Первая остановка! Прежде чем вы узнаете, ЧЕРЕЗ какое место мы сейчас пройдем, отгадайте загадки!
Носик – круглым пятачком,
А задорный хвост – крючком.
Мама – хрюшка, папа – свин.
Он у них любимый сын.

Такую замечательную корову я позаимствовала в одной из групп нашего сада. Её сделала мама одного из наших воспитанников для праздника осени.За что ей огромное спасибо.

Логопед: Ну что, продолжаем наше путешествие! Посмотрите, какие предметы лежат на столе?

Логопед: Молодцы! Давайте на память возьмем по одному овощу и по одному фрукту.

Логопед: Ребята, я слышу какую-то музыку. Куда же ведет нас наша тропинка? ЧЕРЕЗ какое место мы должны пройти?
Конечно, это ярмарка. Скажите мне, что же такое ярмарка?

Логопед: Я предлагаю нам поиграть в игру «Торговец – покупатель»

Логопед: В память о нашем путешествии ЧЕРЕЗ ярмарку давайте возьмем какой-нибудь сувенир.
Дети единогласно предложили взять матрешку и БАРАНКИ.

Логопед: Пора продолжать нам наш путь. Слышите какие-то звуки? Как вы думаете, где мы очутились?
Я предлагаю нам всем сесть на вот эту замечательную зеленую полянку и послушать звуки леса.

Коврик у меня не такой шикарный как на картинке, но все-таки он тоже зеленый с коричневым узором.

Логопед: Со всех мест, где мы сегодня побывали, мы несем домой какие-то предметы, которые напомнят нам о нашем путешествии? Что мы можем принести домой из леса? (грибы, желуди)

Логопед:
Логопед: Ура, наконец-то мы вернулись.
Вспомните, пожалуйста, с каким предлогом мы сегодня познакомились? Через какие места провел нас этот волшебный предлог-путешественник? В этом нам поможет наша корзинка. Составьте предложения с этим предлогом, вспоминая наше путешествие.
Логопед: Ну а сейчас самое время съесть наши угощения, которые мы принесли. (Вы даже себе не представляете с каим удовольствием они ели обычные магазинные баранки, запивая их молоком!)
Логопед: Наше занимательное занятие подошло к концу. До встречи!

Надеюсь, что данный конспект поможет моим коллегам на занятиях, где дети знакомятся с предлогами. Порой для дошкольников это очень сложно!

Использование современных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Использование современных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Хворова Елена Витальевна

В современном мире в работе с детьми с речевыми нарушениями недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с традиционными видами работ рекомендуется использовать современные технологии, нетрадиционные методы и приемы.

Читайте также:  Интеграция детей раннего возраста с задержкой речевого развития в образовательное пространство ДОУ

П сихологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии рисует, пишет или читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.
В своей профессиональной деятельности самостоятельно апробирую и успешно применяю элементы следующих технологий:

здоровьесберегающие технологии – дыхательная гимнастика, – логоритмика, – зрительная гимнастика, – релаксация, – кинезиологические упражнения, – психогимнастика, – аурикулотерапия, – артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, – миогимнастика , – Су – Джок терапия, – крупотерапия

ИКТ – технологии (компьютерные технологии)

метод наглядного моделирования

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЦЕЛЬ: Обеспечение физического и психического развития и здоровья ребенка. Используются на всех этапах коррекционно-развивающей работы.

Результат использования – оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Дыхательная гимнастика

ЦЕЛЬ : Активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы.

Результат использования – развитие нижнедиафрагмального дыхания, формирование сильного продолжительного выдоха, организация речи на выдохе, дифференциация ротового и носового дыхания.

Картотеки упражнений для развития дыхания по Стрельниковой А.Н . Игровое пособие «Дождинки», «Снежинки», «Бабочки» (см. Приложение №1).

Используемая литература:

1.Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР 2. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой ». Изд-во: Метафора 2007г.

Логопедическая ритмика

ЦЕЛЬ: преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы дошкольников – логопатов в сочетании со словом, музыкой, движением.

Результат использования – способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики, укрепляет у логопатов костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторные функции, фонематическое восприятие.

Картотека упражнений И.Галянт «Смешные человечки»

Используемая литература:

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. 2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопро вождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Сиротюк А.Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. 2005. №1.

4. И. Галянт, М. Галянт «Пальчиковые игры» // Дошкольное воспитание. 2003г

Зрительная гимнастика

ЦЕЛЬ : Снимать статическое напряжение с мышц глаз, способствовать развитию зрительно-моторной координации . Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки.

Результат использования – профилактика миопии.

Игровое пособие « Зайка и морковка» Картотека упражнений (см. Приложение № 3). Презентация « Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова»

Используемая литература:

1. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для улучшения зрения. Изд-во: Сталкер, 2004 г. 2 . В.П. Биран «Великое счастье — хорошо видеть» 3. Э.С.Аветистов, Е.И.Ковалевский «Руководство по детской офтальмологии», Изд-во: Медиа, 1987 г. Интернет ресурсы

ЦЕЛЬ: Регулировать мышечный тонус, снимать мышечное напряжение.

Результат использования – Развитие умения управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

Используемая литература: 1. Кудрявцева О.Н. Релаксационные упражнения для дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2008. №1.

Кинезиологические упражнения

ЦЕЛЬ: Ф ормирование и развитие межполушарного взаимодействия

Результат использования – упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Картотека кинезиологических упражнений.

Используемая литература:

1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.

2. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.

3 . Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.:АРКТИ,1999.

4. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников: Адаптация “леворукого” ребёнка. Кинезиология на уроках физкультуры. Тренинг межполушарного взаимодействия [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М.: Сфера, 2001. – 77 с.

Психогимнастика

ЦЕЛЬ: Обучать детей выразительным движениям, тренировать психомоторные функции, снимать эмоциональное напряжение.

Результат использования – развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств.

Картотека психогимнастических упражнений.

Используемая литература:

Чистякова М.И. Психогимнастика. Изд-во г. Москва, «Владос» 1995г.

Аурикулотерапия

ЦЕЛЬ: С низить утомление и повысить умственную работоспособность детей . Оздоровление всего организма ребенка

Результат использования – О птимиз ация процесс а коррекции речи детей-логопатов . Оздоровление всего организма ребенка.

Картотека упражнений (см. Приложение № 7)

Используемая литература:

1.Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии» 2011г.
2. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии» 2009 г.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

ЦЕЛЬ: Выработка полноценных, правильных движений при определенных положениях органов артикуляционного аппарата. Активизация интеллектуальной деятельности детей, развитие координации движений и мелкой моторики.

Результат использования: формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата при произношении звуков. Синхронность работы полушарий головного мозга. Развитие способностей, улучшение память, внимания, мышления, речи

Картотека упражнений (см. Приложение № 8).

Используемая литература:

1.Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», Издательство: Детство-Пресс. 2011г. 2.Коноваленко «Топ-хлоп»

Миогимнастика

ЦЕЛЬ: У лучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию . У лучшить подвижност ь артикуляционных органов. У крепить мышечную систему языка, губ, щёк.

Результат использования – стимуляция развития мышц, поднимающих язык, способствующих развитию навыка правильного глотания, укрепляется круговая мышца рта, предупреждает нарушения в развитии звуковой стороны речи, предотвращает зубочелюстную деформацию .

Картотека упражнений (см. Приложение № 9)

Используемая литература:

Статья из интернет ресурсов Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова «Миогимнастика»

Су – Джок терапия

ЦЕЛЬ: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах

Результат использования: с низить утомление и повысить умственную работоспособность детей . Оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, оздоровление всего организма ребенка.

Картотека комплексов упражнений: «Ёжики», «Мячики»

Используемая литература:

Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии» 2011г.
2. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии» 2009 г.

Крупотерапия

ЦЕЛЬ: Развитие мотивации речевого общения, активизация речевой активности, коррекция различных сторон речи. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, коррекция мелкой моторики рук снятие мышечной напряженности.

Результаты использования : создание зоны тактильно – кинестетической чувствительности. Снятие мышечной напряженности.

Картотека упражнений «Игры с крупой (песком)»

Используемая литература:

1.Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии» 2011г.
2. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии» 2009 г.

Нетрадиционная пальчиковая гимнастика

ЦЕЛЬ: повышение работоспособности коры головного мозга, развитие ручной умелости, снятие напряжения.

Результаты использования : влияет на центры развития речи.

Картотека нетрадиционных упражнений (см. Приложение № 8-А)

1.Рыжанкова Е.Н. «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой».

2.Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук».

3.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. «Хлоп-топ» Изд-во: Гном. 2009г.

4.Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения» Изд-во: Эксмо. 2008г.

ИКТ – технологии

ЦЕЛЬ: Коррекция речевых нарушений, повышение интереса детей к занятиям с логопедом, эффективности и качества коррекционной работы. Оптимизация профессиональной деятельности логопеда и коррекционно-логопедического процесса в целом.

Результат использования : создание картотеки презентаций для артикуляционной гимнастики, картотеки презентаций для автоматизации звуков, разработка и апробация для дошкольников игр-тренажеров; успешное применение компьютерных игр, интерактивных DVD фильмов; мультимедиа в работе с дошкольниками, родителями, коллегами

Используемая литература:

1.Лынская М.И. «Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ». «Логопед в детском саду» – Л., 2006. – № 6 (13). 2. Кутепова Е.Н. «Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств »// Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЦЕЛЬ: Развитие мотивации речевого общения, активизация речевой активности, коррекция различных сторон речи. Более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Результат использования – обогащение логопедического кабинета развивающими и дидактическими играми, пособиями : «Логопедическое лото», «Логопедическое домино», «Логопедическая ромашка», «Весёлые прищепки», «Логопедические пазлы», «Кто в домике живет?»,

«Запомни, повтори», «Один-много-ласково», “Читаем по буквам”, “Читаем по слогам”, “Читаем предложениями” и т.д.

Используемая литература:

1. Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения» Изд-во: Эксмо. 2008г. 2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите играя» Изд-во: Просвещение 1983г. 3. Белобрыкина О.А. «Речь и общение», Изд-во: Академия 1998г.

15 МЕТОД ПРОЕКТОВ

ЦЕЛЬ: совершенствование всех сторон речи, активизация речевой активности. Развитие таких качеств, как: самостоятельность, сотрудничество, сотворчество между логопедом, ребенком, родителями. Формирование творческой личности, самоконтроля правильной речи.
Этот метод деятельности перспективен, он помогает детям повторять и применять на практике уже известные им знания, развивает воображение, позволяет фантазировать, укрепляет отношения в группе (коллективе), позволяет ребенку развивать речевые коммуникации, дает новые знания об окружающем мире.

Результат использования – реализованные проекты:

«9 мая – День Победы» 2017 г.

«Весёлый язычок» 2018 г.

«Гласные – звук и буква» 2019г.

«Согласные – звук и буква» 2019г.

Используемая литература:

1.Оберемок, С. М. Метод проектов в дошкольном образовании / С. М. Оберемок. – Новосибирск, 2005г

16 МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с графическим способом представления информации. Способствовать развитию умения дешифровки модели. Развивать навык самостоятельного моделирования

Результат использования – создание демонстроционного и раздаточного материала для зрительного представления абстрактных понятий: звук, слово, предложение, текст. Более быстрое и успешное обучение чтению.

Используемая литература:

1.Чигирева Е. В. Использование метода наглядного моделирования в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (4–5 лет) [Текст] / Е. В. Чигирева // Молодой ученый. — 2014. — №20. 2. Базик И. Развитие способностей к наглядному предметному моделированию. Дошкольное воспитание, № 11, 1984г. 3. Ткаченко О. Использование схем в составлении описательных рассказов, Дошкольное воспитание, № 10, 1990 г. 4. Усенко Ю. В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника. Дошкольная педагогика, сентябрь, 2013.

Ссылка на основную публикацию