Конспект фронтального занятия Дом, квартира, мебель

Конспект занятия по развитию речи «Мебель для домика на крыше»

Конспект занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мебель для домика на крыше»

Автор занятия: Сивченко Нина Степановна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6», г. Пермь.

Программное содержание:

Развитие речи и эмоциональной сферы детей.

Задачи:

Воспитывать уважение и интерес к труду работников торговли;
Уточнить представления о людях, работающих в мебельных магазинах: продавец-консультант, кассир, дизайнер, директор и их обязанностях;
развивать системность мышления а процессе расширения знаний о предметах мебели: различать и называть существенные детали, группировать их по функциональному признаку.
Учить детей описывать мебель, находящуюся в магазине: кухонную, гостиную, спальную. Закреплять умение пользоваться обобщающими словами;
Учить формировать фразы, согласовывать существительные с прилагательными, подбирать слова – антонимы.

Оборудование:

Вывески магазинов: «Фрукты», «Головные уборы», «Овощи», «Музыка», «Одежда», «Игрушки», «Автомобили», «Мебель», чеки, деньги.
Оформление витрины-картины, различных гарнитуров: гостиная мебель, спальня, кухня, детская.
Набор пластмассовой игрушечной мебели.
Мяч, очки (для директора магазина), игрушка Карлсон.

Предварительная работа:

Чтение стихотворение С. Маршака «Откуда стол пришел».

Последующая работа:

Придумывание сказок, героями которых является волшебная мебель.

Литература:

Л. Е. Белоусова «Удивительные истории», О. В. Дыбина «Что было до…»

Ход занятия:

Вводная часть

(Оборудование: игрушка – Карлсон, Бочка с вареньем). Слышится возня, шум работающего пропеллера.

Воспитатель:

Отгадайте, кто это там шумит?

Загадка про Карлсона

Толстячок живет на крыше,
А летает он всех выше.
Он самый веселый на свете,
Поэтому нравится детям.
(Карлсон)

Здравствуйте, ребята! Сейчас я мимо пролетал и вас в окошко увидал. Срочно требуется ваша помощь! В прошлую новогоднюю ночь мы с малышом выкинули всю мою старую мебель как в Италии, так как она вся сломалась! Было очень весело! А теперь мне очень грустно. Посоветуете, как мне теперь принять гостей? (Плачет).

Дети успокаивают Карлсона и дарят ему банку варенья, а так же дают советы: – Нужно купить новую мебель, – можно есть на ковре, – срубить ненужное дерево и сделать из него стол и стулья, – можно сходить в гости или попросить мебель у соседей.

Основная часть

(Оборудование: игрушка – Карлсон, цифра 15, таблички с названиями магазинов: фрукты, головные уборы, овощи, зоомагазин, одежда, игрушки, автомобили, мебель, магазины. Очки, грузовая машина – фургон, цветы искусственные, чеки, деньги).

Карлсон (Скороговоркой):

Мне нужны мебель, в которой можно хранить варенье, на которой можно валяться и кувыркаться, под которую и в которой можно спрятаться, на которой можно покататься.

Воспитатель:

Подожди, Карлсон, ты много шалил и плохо ухаживал за своей мебелью, поэтому она так быстро и сломалась.

А что такое ухаживать за мебелью?

Мебель берегут: протирают, полируют, моют, чистят, ремонтируют. Мягкую мебель выбивают и пылесосят. (Карлсон повторяет за детьми).

Воспитатель:

Давайте поможем Карлсону. Сейчас я позвоню в мебельный магазин и попрошу принять нас всех. Отправимся в магазин на автобусе, который построим сами, а номер нашего автобуса будет состоять из одного десятка и пяти единиц. Какая цифра получится? (15). Номер нашего автобуса 15. Звучит музыка. Дети строят автобус. Усаживаются и едут в магазин.

Воспитатель:

Мы проезжаем мимо разных магазинов. Угадайте, как они называются.

Игра «Как называется магазин?»

Воспитатель:

В этом магазине продаются яблоки, апельсины, груши, виноград это…

Воспитатель:

Шапки, кепки, панамки, фуражки это…

Воспитатель:

Картошка, свекла, морковь, лук это…

Воспитатель:

Рыбки, попугаи, черепашки, хомячки это…

Воспитатель:

Пальто, шубы, плащи, куртки это…

Куклы, мячи, кубики, конструкторы это…

Воспитатель: «Жигули», «Волга», «Мерседес», «Джип», «Лимузин» это…

Воспитатель:

Шкафы, столы, стулья, полки это…

Мебель. Все таблички с названиями магазинов выкладываются на пол по ходу движения в виде кроссворда. В пересечении появляется слово «Магазины». Дети читают слово сверху вниз.

АВТОМОБИЛИ

ЗООМАГАЗИН

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Много мы магазинов проехали. Выходим, раз варенье кончилось. Посмотрите, нас встречает сам директор (воспитатель надевает очки).

Здравствуйте! Мы открываем новый мебельный магазин. Кто хочет у нас работать? Нам нужны работники: продавец-консультант (показывает и рассказывает обо всех товарах в магазине), кассир – контролер (он получает деньги, выдает сдачу и чеки). Нам нужен охранник (он следит за порядком и чтобы мебель не портили). Еще нам нужен грузовик и шофер (они грузят и отвозят мебель покупателям домой.) Очень важная и нужная профессия – это дизайнер. Он украшает магазин зеленью, цветами, красиво все расставляет. Это должен быть человек с хорошим вкусом. (Дети распределяют роли и занимают свои места в магазине).

– Продавец – кассир и дизайнер красиво расставляют игрушечную мебель, цветы. Шофер проверяет, работает ли грузовик. Кассир занимает место за кассой и готовит деньги, чеки. Охранник за всем наблюдает.

Как здорово! А чем я могу вам помочь?

Тебе нетрудно будет покрутить свой пропеллер, а то у нас вентилятор сломался. Спасибо, Карлсон, а чем мы можем тебе помочь?

Мне нужна новая мебель.

Долго объяснять, лучше поиграть.

Игра «Скажи наоборот»

(с мячом) Карлсон, называя слово, бросает мяч какому-нибудь ребенку, который должен поймать мяч, бросить его назад и назвать слово с противоположным значением. Карлсон начинает фразу: «Мне нужна мебель не старая», ребенок отвечает: «новая»; не тяжелая, а легкая, не старинная, а современная, не взрослая, а детская, не мягкая, а твердая, не грязная, а чистая. После игры один ребенок повторяет, какая мебель нужна Карлсону: новая, легкая, современная, маленькая, детская, твердая, чистая.

Давайте поможем Карлсону купить мебель, господа покупатели. Рассмотрите витрину. В нашем магазине есть: кухонная мебель, спальный гарнитур, мебель для детской, шкаф, кресло, трюмо. Наш продавец – консультант очень любит угадывать, какую мебель хотят приобрести покупатели.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

– Выбирается один ребенок – продавец. Дети – покупатели по очереди подходят к нему и в форме загадки описывают предмет, который хотели бы купить в магазине. Продавец по названным свойствам угадывает предметы.

Детям предлагается схема описательного рассказа.

Ребенок – покупатель:

Я хочу купить новый, розовый, прямоугольный, большой, пластмассовый предмет. В нем можно хранить белье, одежду.

Это шкаф. Заплатите в кассу 100 рублей и оформите вывоз по вашему адресу.

Я хочу купить белый, круглый на 4х ножках, маленький, пластмассовый, за которым кушают.

Это стол. Заплатите в кассу 50 рублей, вам его упакуют.

Все дети приобрели мебель.

Воспитатель:

Как вы поднимите мебель в домик на крыше?

При помощи Подъемного крана, вертолета, птиц, летучих обезьян. (Дети изображают как поднимают мебель).

Воспитатель:

В квартире Карлсона много интересных предметов. Придумайте, что можно сказать, используя слова «шкаф», и «щенок».

– Щенок спрятался в шкаф.
– Щенок заснул в шкафу.
– Щенок уронил вазу со шкафа.
– Елка стоит на столе.
– Елка и стол подружились.
– Наш телефон стоит на трельяже.
– Телефон громко разговаривает с трельяжем.

Заключительная часть

Спасибо вам, ребята, за такую красивую комнату с новой мебелью. Приглашаю вас к себе в гости. Включим музыку, попрыгаем, поскачем, покувыркаемся, потанцуем, пошалим! Воспроизводится песня «Толстый Карлсон». Все танцуют. Угощаются конфетами.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект фронтального занятия Дом, квартира, мебель

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи
Тема: Мебель
Цель: формировать знания о предметах мебели
Задачи:

  • учить называть действия, изображенные на картинке (сидит, лежит, спит);
  • упражнять в употреблении предлогов «на», «в», «за», «возле», «перед»
  • учить правильно согласовывать местоимения «мой», «моя» с именами существительными в роде.
  • учить употреблять в речи формы имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
  • учить образовывать относительные прилагательные
  • формировать знания о многозначности слов ручка, ножка
  • развивать связную речь в процессе составления рассказа-описания
  • развивать кратковременную зрительную память

Оборудование: предметные картинки с изображением мебели, мяч, сюжетные картинки «В гостях у медведей

Речевой материал: чехол, плотник, мебельный, фабрика, книжный, платяной шкаф, кухонная, спальная, гостиная мебель

Ход занятия:

Орг. момент
Формирование представления о мебели
Сегодня мы отправимся в гости к медвежонку Внни-Пуху.
— Здравствуй, медвежонок! Встречай гостей! Покажи нам, пожалуйста, свой дом.
— Какой у тебя уютный дом, Винни-Пух!
Ребята, давайте назовем все, что есть у медвежонка в доме, и скажем, для чего нужна каждая вещь.

— Как все эти предметы можно назвать одним словом?
МЕБЕЛЬ

Мы погостили в доме у мишки Пуха, а теперь пригласим его к нам в группу и расскажем, какая мебель у нас есть и для чего она нужна.
— Скажите, мебель у медвежонка похожа на ту, которая есть у вас дома, в нашей группе?
— Какие предметы мебели у нас в группе тоже есть? ( С опорой на предметные картинки)

Игра «Для чего эта мебель?»
Логопед показывает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает:
Что делают дети?
Мальчик сидит на стуле. Девочка сидит в кресле. Мальчик лежит на кровати. Девочка лежит на диване. И т.д.

«Для чего нужна эта мебель?» Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторяют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д.).

СТОЛЫ — за ними дети занимаются, кушают, рисуют, лепят, играют в настольные игры.
Виды столов:
КУХОННЫЙ СТОЛ — на нем няня раздает еду, на него ставит посуду, кладет салфетки.
ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ — за ним работает воспитатель.
ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК — на нем лежат детские книжки и журналы.
КОМПЬЮТЕРНЫЙ СТОЛ

СТУЛЬЯ — на них дети сидят, когда занимаются, когда кушают.
КРОВАТИ — на них дети спят во время тихого часа.
ШКАФЧИКИ — в них висит одежда детей.
ШКАФ — в нем висит одежда взрослых.
Виды шкафов
КНИЖНЫЙ
ПЛАТЯНОЙ

Употребление пространственных предлогов с существительными в косвенных падежах

  • Учитель-дефекголог пускает зеркалом солнечного зайчика на пол, на стену, на шкаф.

— У нас в группе поселился солнечный зайчик. Где он сейчас сидит?

  • «Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с. Логопед показывает какую-нибудь игрушку и картинку с изображением предмета мебели (стол, шкаф, стул, тумбочка) и спрашивает: «Где взял игрушку?» Ребенок отвечает: «Мишку взял со стола (из-под стола, из-за стола и т. д.)».

— Где покупают мебель? (В специальном магазине.)
— Как называется такой магазин? (МЕБЕЛЬНЫЙ.)

Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ.
Медведи переехали в новые берлоги и отмечают новоселье. Большой Медведь теперь живет в большой берлоге, а Медвежонок — в маленькой берлоге. Каждый медведь купил в мебельном магазине новую мебель.
— Кровать у медведицы большая, а у Винни-Пуха маленькая. Можно сказать про нее КРОВАТКА. И другая мебель у медвежонка маленькая. Давайте мы ее тоже назовем.

• Физкультминутка
Раз, два, три, четыре –
Нужна мебель для квартиры.
Грузчиков мы пригласим
И поедем в магазин.
— Что там сегодня продают?
— Кресла, стулья, табуреты,
Шкафы, диваны и буфеты.

Части мебели
Части стула, шкафа.
— Посмотрите на столы. Какой формы столешница (крышка)?

Работа с многозначными словами:
У кого (чего) есть ручка?(у девочек, у мальчиков, у чашки, у чайника, пишем ручкой, ручка у двери, у шкафа).
Игра «Ножки бывают разные»

Где делают мебель? (На мебельной фабрике)
-Как называется профессия человека, который делает мебель, чинит ее? (плотник)
Из чего делают мебель?

Читайте также:  Задержка психического развития у детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика (Стул, стол, кровать)

Образование относительных прилагательных
Из дерева- деревянная,
Из металла – металлическая,
Из пластмассы –
Из стекла-

Упражнение в согласовании сущ. и прил. в роде и числе
ДЕРЕВЯННАЯ КРОВАТЬ ДЕРЕВЯННЫЙ СТУЛ
ДЕРЕВЯННОЕ КРЕСЛО ДЕРЕВЯННЫЙ ШКАФ
ДЕРЕВЯННАЯ ПОЛКА ДЕРЕВЯННАЯ ТУМБОЧКА
ДЕРЕВЯННЫЙ СТОЛ и т. д.

Игра «Чего нет?»
Сейчас мы будем плотниками и будем чинить мебель.
Внимательно рассмотрите и скажите, чего нет у стола. (У стола нет ножки.)
Усвоение предлога для.

Крышка нужна для… (стола). Спинка нужна для… (стула, кресла, дивана]. Ножки нужны для… (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна для… (шкафа, тумбочки). Ящики нужны для… (комода, стола). Матрац нужен для… (кровати). Подлокотники нужны для… (кресла) и т. д.

Различение мебели по назначению
—В наших квартирах в разных комнатах стоит разная мебель. Вспомните, какая мебель стоит на кухне.
Где стоит кровать? Диван?
В какой комнате место для шкафа? Где висят книжные полки? Где стоит кресло? Табуреты?
— На нашем макете —комнаты:
КУХНЯ СПАЛЬНЯ ГОСТИНАЯ
— Как назвать мебель, которая стоит на кухне? КУХОННАЯ МЕБЕЛЬ
— В спальне стоит… СПАЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ
— В гостиной — ГОСТИНАЯ МЕБЕЛЬ.

•Рассказ-описание :
Логопед раздает каждому ребенку по предметной картинке с изображением мебели. Ребенок называет свою картинку, составляет рассказ-описание. (напр., «Стул — это предмет мебели. Он сделан из дерева. Он состоит из: сиденья, спинки, четырех ножек. На стуле сидят. Стул может стоять на кухне и в гостиной.».),
Помещает свою картинку в соответствующую комнату.

•«Один — много»:
Я бросаю мяч и называю один предмет мебели, а вы – много.
(стол — столы, много столов и т. д.)

О бережном отношении к мебели

Игра «Расставьте, как было»
Посмотрите и запомните, как стоит мебель.
Логопед меняет расположение мебели.
Расставьте мебель, как прежде.

Игра «Найди меня»
-Рассмотрите картинку. Спросите, что на картинке.

Мы на дачу уезжаем,
Все чехлами закрываем.
Чтобы мебель не пылилась,
Чтобы мебель не коптилась!
Чтоб была, как новая,
И ждала бы снова нас!

Детям предлагается по очертанию мебели, накрытой чехлом, угадать, какой предмет мебели находится под ним, затем проверить правильность своего ответа — приподнять чехол и назвать тот предмет мебели, который под ним спрятался: «Вот стол» или «Это стол…».

Чистоговорки
Ул-ул-ул, мне купили новый (стул).
Ула-ула-ула, четыре ножки есть у …
Улу-улу-улу, подойди-ка, Маша, к …
Улом- улом-улом, не бегайте со…
Уле-уле-уле, посиди на …

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке на тему “Мебель и оборудование детской комнаты”

Тема: Мебель и оборудование детской комнаты или детской зоны.

Цель: ознакомление с современными направлениями оформления детской комнаты.

Задачи:
Образовательные: закрепить понятие интерьер, ознакомить с требованиями к оформлению интерьера детской комнаты; научить подбирать в соответствии с возрастом мебель для детской комнаты, цвет, освещение, элементы декора, ознакомить с санитарно-гигиеническими требованиями к содержанию детской комнаты или зоны, способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Коррекционно-развивающие: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, ставить и решать проблемы), развивать творческие способности, пространственное мышление; способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, её выразительности и оттенков).
Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетический вкус, чувство стиля, меры, красоты, ответственность, аккуратность, инициативность, трудолюбие.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, фотографии вариантов оформления детской комнаты, дидактические игры по теме: «Жилище. Мебель», раскраска.

Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.

Используемые методы: словесный; наглядно-иллюстративный; частично-поисковый.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята!

Игра: первым присядет тот, кто назовет название любой комнаты в помещении (доме, квартире). Слайд 1.

2. Актуализация опорных знаний.

Квартира, дом – это место, где человек отдыхает, живёт. Здесь он может помечтать, заняться любимым делом, пообщаться с друзьями. Необходимыми условиями комфортности жилища являются удобство и красота. Все элементы интерьера должны сочетаться друг с другом, а весь интерьер в целом – быть законченным и выразительным.

Что такое интерьер? Интерьер – это внутренний мир дома, его устройство, убранство. Слайд 2.

– Как вы думаете, чему уделяется особое внимание при оформлении помещений? Слайд 3.

При оформлении жилища особое внимание уделяется трем основным качествам:

Функциональным , когда в жилище всё приспособлено для жизни. Каждая комната имеет своё назначение, а удобно расставленная мебель делает жилье более комфортным.

Гигиеническим – это звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, санитарно-гигиеническое оборудование.

Эстетическим , то есть гармонии вещей и пространства, их целостность и согласованность (расположение вещей в пространстве, их соответствие, цветовое решение и т. д.)

Посмотрите на экран. В каком помещении вы хотите жить? Почему? Слайд 4.

Задание. Работа с дидактическим материалом.

– Разложите мебель и другие предметы интерьера на группы по назначению для различных комнат: для ванной, для кухни, для прихожей, для спальни, для детской, для гостиной. Расскажите, что где вы разместите. Слайд 5.

3. Объявление темы.

Обустройство квартиры – это длительный, кропотливый и очень утомительный процесс. Важно заранее продумать материал, стиль и тематику каждой комнаты.

Сегодня на уроке мы будем изучать, как обустроить детскую комнату.

Тема урока: «Мебель и оборудование детской комнаты или детской зоны». Слайд 6.

Записать тему в тетрадь и на доску.

Цель: ознакомление с современными направлениями и различными вариантами оформления детской комнаты.

Задачи: ознакомиться с требованиями к оформлению интерьера детской комнаты; научиться подбирать в соответствии с возрастом мебель для детской комнаты, цвет, освещение, элементы декора, ознакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями к содержанию детской комнаты или зоны. Слайд 7.

4. Изучение материала.

Детская комната – очень важное место в жизни ребенка. Здесь он спит, играет, учится, здесь хранит свои первые секреты и задумывает первые мечты. Слайд.

– Что вы выбрали для детской комнаты из набора карточек? (Определить, что должно быть в детской комнате: работа с дидактическим материалом). Называют.

Давайте посмотрим, как дизайнеры оформляют детские комнаты. Слайды детских комнат.

Для создания идеальной детской комнаты важно учесть не только, какие обои наклеить, и какого цвета будет мебель, но и насколько безопасной и комфортной станет комната для ребенка. Слайд.

Особенность детской комнаты в том, что требования к ней постоянно меняются. Когда дети взрослеют – меняется и интерьер комнаты, характер мебели. Детский интерьер, в первую очередь, должен быть интересным и занимательным. Непременным условием при оформлении детской комнаты является максимум свободного пространства. Мебель расставляют у стен, обеспечив место для игры и развлечений.

Необходимо уделить особое внимание зонированию детской комнаты. Зонирование – это разделение пространства на отдельные зоны. Детская комната обычно делится на несколько зон, связанных друг с другом. Здесь обязательно должны присутствовать рабочая зона или зона для серьезных занятий, зона для отдыха, зона для игр, гардеробная. Отдельные зоны проще всего выделять, используя мебель и элементы оборудования. Слайд.

– Определите и назовите зоны в этом интерьере. (Образец бумажной комнаты).
Если в семье несколько детей, то у каждого должны быть зоны для отдыха, работы, хранения.

Конечно, бывает и так, что все зоны для детей должны быть выделены в одной комнате, если, например, семья живет в однокомнатной квартире. Здесь придется поломать голову, но у ребенка обязательно должно быть свое пространство. Слайд.

Теперь рассмотрим оформление интерьера детской комнаты. Слайды.

– Какие можно выделить возрастные группы при оформлении детской комнаты?

– младенчество (от рождения до года)

– раннее детство (1-3 года)

– дошкольное детство (3-6 лет)

– младший школьный возраст (6-11 лет)

– подростковый возраст (11-17 лет)

Мальчики и девочки отдают предпочтение различным интерьерам.

(Изучение презентации и листов по оформлению комнаты для детей разного возраста).

Физминутка «Ленивые восьмерки».

Задание на закрепление 1. Определение возраста ребенка по картинкам интерьера (устно).

Задание на закрепление 2. Определение возраста ребенка по картинке интерьера комнаты, приклеенной в тетради (письменно).

5. Практическая работа «Я – дизайнер».

Цель работы: формирование умений по оформлению детской комнаты мебелью.

Порядок выполнения работы.

• Выбрать помещение для оформления детской комнаты.

• Подобрать необходимую мебель.

• Расположить мебель в комнате.

• Добавить элементы декора, освещение.

Самоконтроль: проверить аккуратность выполненной работы и правильность использования цветовых сочетаний и размеров мебели, объяснить расположение мебели и предметов интерьера в комнате, учитывая возраст.

6. Закрепление.

Вопросы для закрепления полученных знаний:
1. Что такое «зонирование»?
2. На какие зоны делиться детская комната?
3. Какие способы разделения зон в детской комнате вы знаете?
4. Какие требования предъявляются к детской комнате?

5. От чего зависит оформление интерьера в детской комнате?

6. Как можно создать уют в доме?

7. В какой цветовой гамме лучше оформлять детскую комнату?

8. Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к детской комнате?

9. Что бы вы хотели изменить в своей комнате?

7. Подведение итогов.

От правильного оформления интерьера жилых помещений зависит наше настроение и работоспособность, комфорт и удобство жизни. Накладывают свой отпечаток на интерьер: потребности, характер и привычки человека, традиции общества, мода, условия строительства.

Сегодня мы учились обустраивать детскую комнату.

Цель: ознакомление с современными направлениями и различными вариантами оформления детской комнаты.

ознакомились с требованиями к оформлению интерьера детской комнаты;

научились подбирать в соответствии с возрастом мебель для детской комнаты, цвет, освещение, элементы декора,

ознакомились с санитарно-гигиеническими требованиями к содержанию детской комнаты или зоны.

– нам понравилось, все получилось (зеленый смайлик),

– хорошо, но не все воплотили (желтый смайлик),

– были трудности (красный смайлик),

– сделали мало (фиолетовый смайлик).

Рядом с кругом поставьте себе оценку за работу на уроке.

Домашнее задание. Цветовое оформление детской комнаты.

Вам предложены эскизы детских комнат, нужно подобрать цветовое решение. (Раскрасить интерьер).

  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека – методическая копилка для учителей © 2021

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе «Белочка» «Мебель»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе «Белочка»

Цель: развитие грамматического строя речи и актуализация словаря по лексической теме «Мебель» посредством применения ИКТ.

знакомство с названиями предметов мебели;

– развитие умения образовывать множественное число существительных, уменьшительно-ласкательную форму существительных;

– развитие мыслительных операций обобщения, исключения, сравнения;

– развитие умения образовывать имена прилагательные от существительных, родительный падеж существительных;

– развитие двигательной активности совместно с развитием фонематического восприятия;

– воспитание устойчивой мотивации к занятию через использование ИКТ.

Ход занятия.

1. Организационный этап. Эмоциональный настрой на занятие. Приветствие гостей.

2. Артикуляционная гимнастика.

– «Почистить верхние зубы языком»;

– «Почистить нижние зубы»;

– «Пощёлкать языком как лошадки цокают»;

– «Поболтать расслабленным языком»;

– «Трубочка» из языка;

– «Чашечка» из языка;

– Чередование «трубочки» и «чашечки»;

– «Облизать губы, как будто их вареньем намазали»;

– «Положить широкий, расслабленный язык сначала на верхнюю губу, затем на нижнюю»;

– «Спрятать язык сначала за верхние зубы, затем за нижние».

3. Сообщение темы занятия. (Загадывание загадок про мебель. При правильном ответе появляется картинка с изображением данного предмета мебели. Слайды 2 – 7. Анимация – «по щелчку»).

Ребята, чтобы узнать то, о чём мы с вами будем говорить на занятии, мы должны отгадать загадки.

Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,

Читайте также:  Конспект занятия на автоматизацию и дифференциацию звуков (Р)-(Рь)

Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (Стулья).

Если ты устал играть,
То ложишься на…(Кровать).

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, –
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван).

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я … (Табуретка).

Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. (Шкаф).

В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется… (Буфет).

Молодцы, правильно отгадали загадки. А теперь скажите-ка, о чём же мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, о мебели.

4. Беседа о мебели. Ребятишки, скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужна мебель?

– Чтобы в доме было красиво.

– Чтобы можно было отдохнуть, полежать.

– Чтобы было в доме уютно, красиво.

Значит, мебель нам нужна для удобства в жизни, для красоты, для уюта. Без мебели неудобно спать, кушать, писать и читать, складывать различные предметы одежды, посуды.

5. Назвать предметы мебели по картинкам, ответить, для чего нужен каждый предмет мебели. (Картинки со слайдов 8 – 17, без анимации). Картинки: стул, стол, табурет, диван, кресло, кровать, книжный шкаф, комод, тумба, плательный шкаф.

Стул – на нём сидеть;

Стол – за ним сидеть, писать, читать, кушать, рисовать, лепить;

Табурет – на нём сидеть;

Диван – на нём удобно сидеть, лежать, отдыхать, спать;

Кресло – на нём удобно сидеть;

Кровать – на ней удобно спать, лежать;

Книжный шкаф – ставить книги;

Комод – в него складывать постельное бельё;

Тумба – занимает немного места в пространстве, можно поставить лампу, будильник;

Плательный шкаф – в нём на плечиках висит одежда, чтобы не была помятой.

6. Физминутка. Ребята, сейчас мы с вами отдохнём и одновременно потренируем ушки. Я буду называть различные слова. Если вы услышите название предмета мебели, то прыгаете, как зайчики. Если я не назову слово, которое обозначает название предмета мебели, то вы просто стоите на месте.

Слова: диван, машина, топор, кровать, комод, яблоко, табурет, стул, кресло, жук, лыжи, тумбочка, мишка, полка, платье, самолёт, шкаф, буфет.

7. Образование множественного числа существительных. (Слайды 18 – 22, при нажатии на кнопку мышки картинка с изображением стула исчезает, появляются картинки с изображением стульев. Анимация при смене слайдов настроена «по щелчку», после исчезновения одного предмета мебели автоматически появляются четыре картинки, с изображением того же предмета мебели.)

Давайте, дети, посмотрим на экран. Что мы видим? Правильно, стул. А сейчас? Молодцы, стулья появились. Картинки: стул, стол, кресло, кровать, книжный шкаф.

Книжный шкаф – книжные шкафы.

8. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. (Слайды с 23 – 27, без анимации).

Ребята, скажите, пожалуйста, как мы можем эти предметы мебели назвать ласково. Правильно, стул – стульчик;

9. Пальчиковая гимнастика. По очереди сжимаем в кулаки пальцы на обеих руках одновременно.

Раз, два, три, че-тыре,

Много мебели в квар-тире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Что-бы ноги отдох-нули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали

На кровати мы ле-жали.

А потом мы с котом

По-си-дели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квар-тире.

10. Образование прилагательных от существительных. (Слайды с 29 – 33, анимация – «по щелчку»).

Давайте посмотрим на картинки и назовём, какими бывают знакомые нам предметы мебели, если они сделаны.

Стол, сделанный из железа – железный стол.

Стол, сделанный из стекла – стеклянный стол.

Стол, сделанный из дерева – деревянный стол.

Стол, сделанный из пластмассы – пластмассовый стол.

Кровать, сделанная из дерева – деревянная кровать.

Кровать, сделанная из железа – железная кровать.

Стул, сделанный из железа – железный стул.

Стул, сделанный из пластмассы – пластмассовый стул.

Стул, сделанный из дерева – деревянный стул.

Кресло, сделанное из пластмассы – пластмассовое кресло.

Кресло, сделанное из кожи – кожаное кресло.

Кресло, сделанное из велюра – велюровое кресло.

Диван, сделанный из велюра – велюровый диван.

Диван, сделанный из кожи – кожаный диван.

11. Исключение лишнего предмета. Игра «Четвёртый лишний». (Слайды 34 – 35, анимация настроена «по щелчку», лишний предмет исчезает.)

А теперь, дети, посмотрите на экран. Назовите картинки. Что здесь не подходит? Почему?

Картинки: стул, чайник, тумбочка, стол.

– Правильно, чайник. Он не мебель, а посуда.

Картинки: шкаф, кресло, стул, табурет.

– Верно, шкаф лишний. Потому что на нём нельзя сидеть, а на всех остальных предметах мебели можно.

12. Гимнастика для глаз. (Слайд 36, анимация настроена для движения предметов мебели, один раз нажать на кнопку мыши для начала движения).

Ребята, давайте глазками последим за движением предметов мебели и постараемся головой не двигать.

13. Образование родительного падежа существительных. Игра «Чего не хватает?». (Слайды 37 – 39, анимация настроена «по щелчку»)

Посмотрите, дети на эти картинки. Что вы видите? Верно, стулья. А эти стулья одинаковые? Да, одинаковые, только у одного не хватает ножки.

А эти стулья одинаковые? Да, но у одного из них не хватает спинки.

Взгляните на табуреты. Они тоже одинаковые, но у одного из них нет сиденья.

14. Подведение итогов. Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Для чего нам нужна мебель? Что понравилось на занятии? Что узнали интересного?

Конспект логопедического занятия [Мебель]

Конспект подгруппового занятия в группе раннего дошкольного возраста на тему [Мебель]

Программные задачи:

– учить понимать обобщающее слово «Мебель»

– расширять и активизировать словарь по данной теме

– учить образовывать и употреблять в речи существительные единственного и множественного числа мужского и женского рода

– учить произносить звуки А,О,У,И,М

– развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику

– развивать слуховое и зрительное внимание

– воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода

Оборудование: предметные картинки с изображением мебели: стул, стол, кровать, диван, шкаф; листочки на ниточках, разрезные картинки по теме «Мебель»

Ход занятия

1. Пальчиковая игра «Мебель»

Это стул – на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол – за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)

Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)

В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)

На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)

2. Игра «Что это?»

Сначала логопед дает общее понятие «Мебель», затем называет каждый предмет, побуждая детей повторять за ним.

На следующем этапе логопед просит детей показать тот или иной предмет.

3. Игра «Один-много»

Перед детьми выкладываются парные карточки с изображением одного и множества предметов мебели. Логопед называет их, дети повторяют.

4. Игра «Веселый язычок»

Детям рассказывается сказка о «веселом язычке», в ходе которой выполняется комплекс артикуляционных упражнений .

Жил-был на свете веселый язычок, и был у него домик волшебный, который открывался и закрывался (упражнение «Окошко» ). Язычок часто ходил на прогулку (упражнение «Блинчик»)и прятался, когда шел дождик. Когда его заборчик становился грязным, он его чистил ( упражнение «Почистим зубки»). Он очень любил играть на барабане (упражнение «Барабанщики»). А когда к нему приходили друзья, например, лошадка («Лошадка»), они садились пить чай («Горячий чай»). Вот так он весело жил.

5. Песенка звуков А,О,У,И,М.

Логопед показывает карточки с изображением игрушек и побуждает детей повторять за ним звуки:

– как кукла плачет А-А

– как мишка ворчит О-О

– как паровозик гудит У-У

– какой звук умеет говорить лошадка И-И

– какой звук знает корова М-М

6. Игра «Веселый ветерок»

Каждому ребенку раздается листочек на ниточке. Дается образец и инструкция: губы трубочкой, щеки не надуваются, дуем на осенние листочки.

7. Подвижная игра «Кирюшина кроватка»

Вот Кирюшина кроватка, (развести руки в стороны)

Чтобы спал Кирюшка сладко, (присесть, ладошки под щечку)

Чтоб во сне он подрастал, (медленно подниматься)

Чтоб скорей большим он стал (встать на носочки, тянуть руки вверх)

8. Деятельность детей: работа за столами с разрезными картинками

Логопед сообщает детям, что у игрушек сломалась мебель и ее необходимо срочно отремонтировать, помочь игрушкам. Дети с помощью логопеда выполняют задание, после чего им объясняется, почему надо беречь предметы домашнего обихода.

9. Самомассаж

Наша умная головка

Думала сегодня ловко (погладить себя по голове).

Ушки все услышали (погладить ушки),

Глазки посмотрели (погладить веки),

Ручки все исполнили (погладить ладошки),

А ножки посидели (погладить ножки).

Конспект предоставлен учителем-логопедом

МАДОУ «Центр развития ребенка – д/с №383» г.Казани

Открытый показ НОД в старшей группе по теме “Мебель”

20 октября 2015

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Мебель »

– обсудить с детьми названия и функции мебели, её частей, как ухаживать за мебелью, закрепить обобщающее слово «мебель»;

– расширить знания детей о назначении мебели в жизни человека, о различных её видах;

– развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость на занятии.

Выявлять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; истории происхождения мебели, использовании ее человеком.

Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик.

Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия.

Словарь: пещера, лесоруб, дизайнер, столяр, сборщик, плотник, мебель

Материал: презентация, иллюстрации жилья первобытных людей, различной мебели, профессий, материалы: камень, дерево,

Ребята вы хотите отправиться в путешествие?

Мы отправляемся в прошлое.

Вокруг себя повернулись, друг другу улыбнулись, потянулись, подышали, друг на друга посмотрели, а теперь тихонько сели.

Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. (рассматриваем иллюстрации жилья первобытных людей)

Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?

На полу, на земле, на камнях

Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?

Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.

Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?

Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть

(Дети садятся на стульчики.)

Работа с презентацией

И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Отдохнув, они поняли, что на дереве сидеть теплее.

Представьте, что вы в лесу, сидите на дереве.

Удобно? Лучше, чем на земле?

Но, посмотрите, дерево какое? Что можно про него сказать.

– оно круглое, можно упасть, шершавое, тяжёлое и т.д.

И вдруг, человек увидел пенёчки и понял,

что на них сидеть ещё удобнее.

Так появились пенёчки – одиночки.

А как вы думаете, с чем можно сравнить пенёк? Он легче, её можно переносить с места на место?

ЗАГАДКА:

На четырёх ногах стою

Ходить я вовсе не могу

Когда устанем мы стоять

Мы можем сесть и отдыхать.

Так появились табуретки, затем скамейки, но человеку и этого было мало. Подумайте и скажите, на чём же ещё более удобно сидеть?

– ответы детей (стул, кресло)

Почему?(подвести детей к пониманию того, что у стула есть спинка)

Читайте также:  Художественная литература и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда

А что ещё бывает на четырёх ногах?

Из чего сделаны все эти предметы?

Значит стул какой? И т.д.

Мы с вами побывали в прошлом, а теперь пора вернуться в группу.

Друг на друга посмотрели

улыбнулись, потянулись, подышали,

А теперь на ножки встали.

(выполнить упражнения на дыхание)

Человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.

Как вы понимаете, поддаётся обработке?

(можно распилить, убрать кору, стругать рубанком…)

Вы знаете, люди, каких профессий участвуют в изготовлении мебели?

Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели.

Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи.

На мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать любую мебель.

Воспитатель: А сейчас представим, что мы отправились с вами в гости. Вот мы открываем дверь и… где мы с вами оказываемся? (в прихожей) (можно использовать наглядный материал) .

– А какая же мебель стоит у нас в прихожей? И что мы сможем с ней сделать? Для чего она нам? (в прихожей стоит шкаф, туда мы повесим одежду. Так же стоит полочка для обуви.) Головные уборы можно положить на полку или в шкаф. В прихожей может стоять стульчик или пуфик, на котором удобно разуваться) .

– Давайте отправимся дальше. Вот мы с вами оказались в гостиной. Какую мебель мы можем в ней увидеть? И для чего же она нам нужна? (ответы детей)

– Из гостиной перейдем мы в спальную комнату. Какая же мебель стоит там? И как же мы можем ее использовать? (ответы детей)

– И конечно же, идем в вашу самую любимую комнату – детскую комнату. Какая же мебель стоит здесь и для чего же она вам нужна? А вот письменный стол? Для чего он нам понадобится? А вот и стул возле него? А диван есть? Расскажите , какой он и для чего нам служит? Есть ли шкаф? Какой он и что же мы можем положить в него? А где же игрушки находятся? (ответы детей)

– Отправляемся на кухню. Какую мебель мы видим на кухне, и для чего она нам пригодится? (ответы детей)

Пойдемте в ванную комнату. Какая же мебель в ванной комнате? Для чего она нам нужна?

Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами путешествие! Все комнаты названы, про мебель рассказано, теперь давайте немного отдохнем. Давайте встанем и немного разомнемся. (дети выполняют упражнения, имитируя действия по тексту)

Мы ребята – мастера. Стул сломали мы вчера,

Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,

Получилось как-то криво, отпилили мы красиво.

Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,

Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.

А Сейчас поиграем

Игра «Доскажи словечко»

Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать)

Как приятно на нашей Тане поваляться на (диване)

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле)

Не страшны морозы, если – ты сидишь в уютном (кресле)

С пирогами чай попьем за обеденным (столом)

Свитер, кофту, теплый шарф аккуратно сложим в (шкаф)

Дидактическая игра «Скажи ласково» (с мячом)

Давайте рассмотрим на экране предметы мебели и назовем их ласково.

Словарный материал: стул – стульчик; стол – столик; кровать – кроватка; шкаф – шкафчик; диван – диванчик; тумба – тумбочка; кресло – креслице; полка – полочка; кушетка – кушеточка.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

1, 2, 3, 4, сжимать и разжимать кулачки

Много мебели в квартире

В шкаф повесим мы рубашку загибаем пальчик

А в буфет поставим чашку загибаем пальчик

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть- чуть на стуле загибаем пальчик

А когда мы крепко спали,

На кровати полежали загибаем пальчик

А потом мы с котом Посидели за столом загибаем пальчик

Чай с вареньем дружно пили хлопать в ладоши

Много мебели в квартире развести руки.

А теперь ребята, скажите мне, какой бывает стол?

-круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный

А какой бывает диван?

-мягкий, большой, маленький, раскладной, удобный

А какой бывает кровать?

-большая, светлая, мягкая, деревянная

А какой бывает стул?

-твердый, мягкий, высокий, низкий

А какой бывает шкаф?

-маленький, большой, открытый, закрытый, деревянный

Дидактическая игра «Чего не бывает»

Стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, дивана без сиденья, табуретки без ножки, кресла без подлокотника, буфета без полок. и т. д.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на листки, которые я вам раздала. На них нарисована комната, но она серая и в ней очень мало мебели. Я предлагаю вам обставить ее красивой мебелью. Вы должны будете выбрать только ту мебель, которую можно поставить в гостиную.

Особенности комплексного-психолого-логопедического сопровождения учащихся с ОВЗ, имеющих нарушения зрения

Статья посвящена особенностям психолого-логопедического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение зрения. В статье раскрываются основные направления и специфика работы при реализации комплексной системы психолого-логопедического сопровождения слабовидящих учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Психолого-логопедическое сопровождение слабовидящих учащихся43.3 КБ

Предварительный просмотр:

Колдаева Ольга Васильевна, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», Российская Федерация, город Железногорск.

Чистоклетова Елена Валентиновна, учитель-логопед МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», Российская Федерация,

Особенности комплексного психолого-логопедического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения зрения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-логопедическое сопровождение, коррекционно-развивающая работа, амблиопия, миопия, косоглазие, индивидуально-ориентированное обучение.

Аннотация: статья посвящена особенностям психолого-логопедического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения зрения. Авторы раскрывают в статье основные направления и специфику работы при реализации комплексной системы психолого-логопедического сопровождения слабовидящих учащихся исходя из опыта собственной деятельности. Статья будет полезна школьным педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям начальных классов, работающим с учащимися , имеющими нарушения зрения.

Древнегреческий философ Аристипп, рассуждая о сущности образования, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». И сегодня эти слова не потеряли своей актуальности, особенно в вопросе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии ФГОС НОО ОВЗ при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья все усилия должны быть направлены на то, чтобы максимально индивидуализировать образовательный маршрут каждого ребенка с учетом его особенностей, создать условия для успешного усвоения общеобразовательной программы[6]. Осуществление данной задачи возможно при проведении работы в двух направлениях: коррекции имеющихся недостатков учащихся и, при невозможности развития и коррекции, компенсации данных недостатков сохранными функциями.

В рамках данной концепции, должны организовать свою деятельность психологическая и логопедическая службы школы. Необходимо отметить, что в нашей школе классы для слабовидящих учащихся существуют уже на протяжении 11 лет. Практика работы позволила нам не только накопить богатый опыт практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и создать систему комплексного психолого-логопедического сопровождения учащихся с нарушением зрения. Целью данного сопровождения является осуществление индивидуально-ориентированной психолого-логопедической помощи учащимся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Исходя из цели, мы определили задачи деятельности школьной психолого-логопедической службы:

1. Выявление особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, уровня психологического и речевого развития каждого ребенка с нарушением зрения в ходе комплексного психолого-логопедического обследования;

2. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-логопедической помощи учащимся с нарушением зрения с учетом их потенциальных возможностей;

3. Обеспечение возможности освоения слабовидящими учащимися общеобразовательной программы.

Как же осуществить комплексное психолого-логопедическое сопровождение слабовидящих учащихся? Каковы этапы психолого-логопедического сопровождения детей с нарушением зрения и особенности взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в ходе коррекционно-развивающей работы? Попробуем раскрыть их, опираясь на опыт практической деятельности.

Нашим твердым убеждением является то, что начинать любую коррекционную работу с учащимся с нарушением зрения возможно лишь после того, как составлена его подробная характеристика, включающая в себя все необходимые сведения, выявленные в ходе психологического и логопедического обследований и ознакомления с документами о нем. Проводя диагностическую работу, педагог-психолог и учитель-логопед решают одну общую задачу – целостное изучение личности слабовидящего учащегося, включающее в себя определение особенностей психофизического и речевого развития учащихся, уровня их познавательных способностей и потенциальных возможностей. Пошагово данный этап работы психолого-логопедической службы школы выглядит следующим образом:

1) изучение заключения психолого-медико-педагогической комиссии, консультирование специалистов медицинским работником (особенности физического статуса, диагноз);

2) проведение логопедического, психологического обследований;

3) составление совместной индивидуальной психолого-логопедической карты развития ребенка (Приложение № 1);

4) определение путей реализации и проведение психолого-логопедической коррекции имеющихся недостатков.

В ходе диагностики учитель-логопед изучает звукопроизношение, грамматический строй речи, сформированность словаря (активного и пассивного). Особое внимание в 1 классе уделяется изучению особенностей звукопроизношения, связной речи и словаря учащегося, со 2 по 4 класс – изучению письменной речи. Педагог-психолог в ходе диагностики определяет уровень развития познавательных процессов, сформированности универсальных учебных действий, особенностей эмоционально-волевой сферы. Только после комплексной диагностики учащегося и анализа полученных данных возможен переход к коррекционно-развивающей работе. Обязательным условием эффективности проводимой коррекционной работы со слабовидящим учащимся является знание его соматического состояния, степени и особенностей дефекта зрительного анализатора. В этом случае крайне важным является тесное взаимодействие с медицинской службой школы.

Практика работы показывает, что каждый специалист школы, работающий со слабовидящими учащимися, должен иметь определенный объем знаний как о заболеваниях глаз, так и психолого-педагогических особенностях детей, имеющих нарушение зрения. Анализ заболеваний слабовидящих учащихся показывает, что наиболее распространенными заболеваниями являются косоглазие, близорукость, амблиопия. При косоглазии (страбизме, гетеротропии) у ребенка наблюдается неправильное положение глаз, вызванное нарушением функции глазодвигательных мышц, при котором глаза смотрят в разные стороны. При близорукости (миопии) ребенок плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. Амблиопия («ленивый глаз») приводит к функциональному, обратимому понижению зрения, при котором один из двух глаз почти (или полностью) не задействован в зрительном процессе. Вне зависимости от диагноза, повреждение зрительных функций отрицательно влияет на развитие ребенка (количественно и качественно). Количественные изменения проявляются в сокращении у слабовидящего ребенка зрительных ощущений и восприятия, уменьшении количества представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения. Качественные изменения проявляются в том, что повреждения зрительных функций, вне зависимости от диагноза, в обязательном порядке оказывают отрицательное влияние на развитие ребенка, причем данные проявления отмечаются во всех областях познавательной и учебной деятельности ребенка: мотивация, внимание, память, восприятие, особенности мыслительной деятельности, эмоционально-волевая сфера (сниженный уровень произвольности поведения, расторможенность, несформированность мотивационной сферы) [1]. Рассмотрим некоторые характеристики.

Педагогу-психологу, учителю-логопеду при проведении коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать, что учебная мотивация слабовидящих учащихся недостаточно устойчива. При возникновении трудностей дети с нарушением зрения, как правило, стремятся переключиться на другой вид работы, выполнять только часть задания. Внимание слабовидящих учащихся так же имеет свои особенности – ограниченный объем (2-3 предмета), недостаточный уровень развития всех свойств произвольного внимания. Память характеризуется меньшей продуктивностью запоминания как наглядного, так и словесного материала. Запоминаемый материал недостаточно осмысливается, в результате чего снижается продуктивность логической памяти. Для слабовидящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности. Причины этого – нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт. Нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, развитие высших корковых функций. Восприятие слабовидящего школьника в большей степени является непроизвольным, обращенным к яркому, подвижному предмету. При зрительном восприятии слабовидящие учащиеся плохо воспринимают мелкие детали изображений, отмечаются нарушения пространственных отношений между предметами, скорости восприятия. При зрительном восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия. Вследствие вышеперечисленного отмечаются нарушения формирования навыков чтения и письма. При проведении психологического и логопедического обследований учащихся 1 класса для слабовидящих детей были получены следующие результаты:

Ссылка на основную публикацию