Конспект фронтального коррекционного логопедического занятия с детьми 6-7 классов

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия в логопедической подготовительной к школе группе «Осень»

Елена Шарапова
Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия в логопедической подготовительной к школе группе «Осень»

Цель: уточнить и обобщить знания детей по теме «Осень».

Коррекционно- образовательные:

• Расширить словарный запас детей по теме «Осень

• Совершенствовать речевые навыки и умения;

• Учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

• Подбор слов – определений, согласование существительных с прилагательным.

• Учить детей образовывать множественное число существительных;

образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать относительные прилагательные;

подбирать слова- антонимы;

Коррекционно- развивающие:

• Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

• Развитие мимической моторики, эмоционально – волевой сферы через использование элементов психогимнастики;

• Контроль над собственной речью;

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Логопед: Ребята, отгадайте загадку: Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Когда это бывает?

Дети: Осенью.

Логопед. Правильно осенью.

Давайте вспомним признаки осени.

Дети. Осенью желтеют листья, идут дожди, птицы улетают на юг, начинается уборка урожая и т. д.

Логопед. Кто знает, как называются осенние месяцы?

Дети. Первый месяц осени называется сентябрь, второй- октябрь, третий – ноябрь.

II. Основная часть:

Сообщение темы занятия. Сегодня мы поговорим об осени и изменениях в природе.

– А давайте представим, что все мы – осенние листочки с разных деревьев и у них совершенно разное настроение. Давайте покажем друг другу, какое у нас настроение.

-Некоторые листочки сердятся что их оторвал с ветки ветер.

-Кто- то удивился и задумался, когда на веточку села птичка.

-Кто- то грустит об ушедшем лете.

-Некоторые листочки веселятся и радуются, что наступила осень.

Логопед: Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции осенних листочков.

Логопед. Теперь, ребята, нужно найти с каких деревьев упали наши листочки.

-Игра «Угадай, с какого дерева листочек?». Образование и употребление в речи относительных прилагательных от названий деревьев.

Лист клена – кленовый

Лист дуба – дубовый

Лист березы – березовый

Лист осины – осиновый…

-Игра «Подбери признак».

Осень, какая?

Дети: золотая, ранняя, дождливая, плакучая, поздняя, холодная, ветреная, разноцветная, капризная, щедрая…

День осенью, какой?

Дети: холодный, прохладный, пасмурный, ненастный, хмурый, солнечный, унылый, тёплый, дождливый…

Небо осенью, какое?

Дети: хмурое, пасмурное, серое, голубое, тусклое, холодное, осеннее…

-Игра «Подбери предмет»

Готовятся к зиме (кто)-…

– Игра «Что лишнее?». Упражнение в обобщении и классификации.

Логопед: Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

Дуб, рябина, ромашка, береза;

Береза, трава, тополь, клен;

Туча, лед, дождь, ветер;

Грибы, урожай, листопад, подснежник;

Зонт, сапоги, шорты, куртка.

– Игра «Большой – маленький». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Логопед: Давайте, мы с вами сейчас станем волшебниками. Я буду говорить вам слово, которое обозначает большой предмет, а вы превратите его в маленький предмет.

Лист – листик, листочек

Гриб- грибок, грибочек

Опустел скворечник, улетели птицы, (машут руками, как крыльями)

Листьям на деревьях тоже не сидится. (приседают)

Целый день сегодня все летят, летят… (встают, идут по кругу, машут руками)

Видно тоже в Африку улететь хотят. (бегут по кругу)

-Игра «Один-много» (с мячом). Упражнение в образовании множественного числа существительных.

Лист – листы зонт… туча… капля… лужа…

дерево… гриб… птица… туман… плод… стая…

– Игра «Наоборот». Упражнение в подборе антонимов.

Осень ранняя – поздняя птицы перелетные – зимующие урожай богатый – бедный лес хвойный – лиственный

дерево высокое – низкое лист широкий – узкий

ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие

дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный днем светло – ночью темно день солнечный – пасмурный день веселый – грустный время холодное – теплое, жаркое небо яркое – тусклое облако белое – туча черная погода хорошая – плохая

-Игра «Клубочек». Распространение предложений прилагательными.

Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.

Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.

Дует ветер. Дует сильный, холодный, пронизывающий ветер. Осенью убирают урожай. Осенью убирают богатый, щедрый урожай. В воздухе летят нити паутины. В воздухе летят тонкие, серебристые нити паутины.

– Игра «Фантазеры». Развитие воображения.

Логопед: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень.

Никогда бы не было коротких дней.

Не смогли надеть осеннюю одежду.

Не увидели золотую листву.

Не наблюдали за цветными листьями.

Не было бы листопада.

Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.

Не успели, улететь птицы на юг.

Не было бы туманов.

Не летали бы серебристые нити паутины.

Не смогли бы поесть сладкой рябины.

Насекомые, жуки, червяки не успели спрятаться и замерзли.

Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.

Не убирали бы богатый урожай в огородах.

Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

Не лил бы осенний моросящий дождь.

III. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» в подготовительной к школе логопедической группе Занятие №6 Тема: Звук и буква Т Цели: познакомить детей со звуком Т, уточнить его артикуляцию, упражнять в произношении звука Т изолированного,.

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе «Путешествие по сказкам А. Пушкина» Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе «Путешествие по сказкам А. Пушкина» Логопед Коляскина В. Н. МКДОУ.

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе Экскурсия в театр Цель: совершенствование диалогической формы речи в проблемных ситуациях по охране безопасности жизни ребенка. Задачи: – развивать диалогическую.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы «Волшебные квадраты» Цель: Развитие познавательных процессов у детей подготовительной к школе группы, формирование учебной мотивации и познавательной активности.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по теме «Профессии» Цель: Расширение и закрепление представлений о профессиях Задачи: Корекционно-образовательные : • Расширить словарный запас по теме профессии.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе «Развитие коммуникативных навыков» Цель: формирование навыков позитивного, созидательного общения. Задачи: развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе «Школа снеговиков» Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе «Школа снеговиков». Цель: развитие произвольности психических.

Конспект подгруппового логопедического коррекционно-развивающего занятия с воспитанниками подготовительной к школе группе Тема: Дома Цель: формирование речевого дыхания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старших дошкольников Задачи: 1. Упражнять.

План-конспект фронтального обобщающего занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Зима». Тема: «Зима. Закрепление и обобщение темы» Цель: 1. Закрепить умение детей составлять распространённые предложения о зиме по опорным картинкам;.

Разработки занятий для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52]Презентации для логопеда [97]
Разное для логопеда [15]Рабочие программы для логопеда [10]

Занятие по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных ОНР. Конспект сопровождается презентацией.

Целевая аудитория: для логопеда

Вызвать у детей потребность в общение с людьми. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме: «Домашние животные». Умение узнавать и называть животных по картинкам.
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие мышления. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Задачи реализуются через игровые ситуации.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме “Дифференциация Т-Д” представлен в рамках современного логопедического занятия. В ходе работы используются элементы проектной деятельности: умение следовать инструкции, сравнивать результат с тем, что требовалось выполнить; включение индивидуальных заданий в зависимости от зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Разработка будет полезна учителям- логопедам, работающим в школе.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме “Письмо Деду Морозу” представлен с элементами гимнастики мозга. В ходе рабочего часа вводится атмосфера интереса- тайны. Происходит знакомство с правилами написания письма, а так же уделяется внимание словарю Ожегова. Дети являются активными партнёрами учителя на протяжении всей коррекции. Такой подход соответствует современным требованиям.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме “Дифференциация звуков С-Ш” представлен с использованием приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Обеспечение взаимодействия правого и левого полушарий является основой интеллектуального развития. На занятии дети формируют тему занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск необходимой информации. Формируют самооценку на основе успешной деятельности.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков ж-ш. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.

Целевая аудитория: для логопеда

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции нарушений звукопроизношения
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
– тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
– развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
– актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
– развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
– развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
– воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.

Целевая аудитория: для 4 класса

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в середине слова. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Желание помочь и угостить Степшку морковкой поддерживает интерес и внимание ребёнка на протяжении всего занятия.Специальные задания для школьников тренируют навыки чтения и письма.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков с-ш в слогах. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.

Читайте также:  Звук П - конспект занятия

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие проводятся на этапе автоматизации звука Р в слогах и начале слова. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. Вместе с попугаем Рома, ребёнок отправиться на поиски клада, в конце занятия его ждёт сюрпризный момент.

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми 6-7 лет в условиях логопункта

Дата публикации: 24.05.2017 2017-05-24

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Баринова Е. Г. Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми 6-7 лет в условиях логопункта // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 397-400. — URL https://moluch.ru/archive/155/43736/ (дата обращения: 28.02.2020).

Цель — осуществление коррекционной помощи детям с нарушениями речи с учётом их особенностей развития и индивидуальных возможностей, применяя здоровьесберегающие технологии

Задачи:

– развивать артикуляционную моторику дифференцируя поставленные звуки;

– совершенствовать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;

– стимулировать правильное произношение поставленных звуков в слогах и словах;

– упражнять в правильном произношении поставленных звуков в спонтанной речи.

Предварительная работа

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
  2. Работа по постановке звуков.
  3. Беседы о здоровье.
  4. Чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Содержание организованной деятельности

  1. Развитие мелкой моторики
  2. Мимические упражнения
  3. Упражнения для укрепления мышц шеи
  4. Упражнения для укрепления жевательно-артикуляционных мышц
  5. Упражнения для укрепления мышц щек и губ
  6. Упражнения для укрепления мышц языка
  7. Психогимнастика

Ход

Учитель-логопед: ребята, я сегодня шла на работу и слышала, как веселятся птицы. Как вы думаете, почему им весело?

Предполагаемый ответ детей: Солнышко припекает. Стало теплее. Весна наступила.

Учитель-логопед: правильно, наступила весна.Ребята, а что весной первое появляется из-под снега?

Предполагаемые ответы детей: подснежники.

  1. Учитель-логопед: правильно, подснежники!Давайте представим,

что мы с вами цветочки

Учитель-логопед

Действия детей

Наши первые цветочки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Дети в положении — присед, руки у груди, сложены лодочкой

Дети тихонько встают, ладошки разводят в стороны

Тихонько качают руками из стороны в сторону

Складывают ручки вместе

Приседают, руки перед грудью, качаются из стороны в сторону.

  1. Учитель-логопед: Ребята, а вы рады весне?

Предполагаемый ответ детей: Да, очень рады приходу весны!

Учитель-логопед: Давайте мы сейчас с вами выразим радость людей

от встречи с весной.

Учитель-логопед

Действия детей

Как вам тепло и приятно

Вы греетесь на солнышке

Представьте, что вы добрая и ласковая весна:

вы дарите деревьям листву

лугам траву и цветы

Подняли лицо к солнышку и закрыли глазки

Дети легко хотят, ласково гладят цветочки, нежно касаются деревьев, улыбаются

Приемы руководства деятельностью

Уровни

Методы и приемы

Речь воспитателя

Одобрения и поощрения

Какой ты молодец, какая у тебя добрая весна, какие нежные листочки появились на деревьях.

А как ты греешься на солнышке? Как тебе тепло?

Посмотри, какой цветочек я подарила лугу, какая травка зазеленела!

Детям, которые затрудняются в выполнении мимических упражнений, оказать помощь советом, или показом вместе с ним перед зеркалом. Детям, которые справились быстрее других, предложить помочь другим детям.

  1. Учитель-логопед: ребята, вот и травка у нас зазеленела и подснежники показали свои головки

Учитель-логопед

Действия детей

Ветерок качает их

Наклоны головы влево — вправо (шея расслаблена)

Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных:» А — э — и — о — у»

  1. Учитель-логопед: ребята, а вот и еще приметы весны

Учитель-логопед

Действия детей

Медведь проснулся после зимней спячки

На реке трескается лёд, плывут льдины

Открывать рот с глубоким вдохом: имитация зевания

Двигать нижней челюстью вправо — влево

  1. Учитель-логопед:

Учитель-логопед

Действия детей

Исхудавшие за зиму зверята

Кораблики плывут по волнам. Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх

Втянуть щеки, затем вернуться в исходное положение

  1. Учитель-логопед: ребята, а что еще происходит весной на улице? Что растет вниз головой? Не летом растет, а весной?

Предполагаемый ответ детей: сосулька.

Учитель-логопед: вот и наш язычок сейчас будет, то сосулькой, то лужицей, то капелью, а то и почками на деревьях.

Упражнения выполняются перед зеркалом

Учитель-логопед

Действия детей

Капель стучит по крыше

Лопаются почки на деревьях

Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка

Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону

Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд — тдд — тдд»

Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать

Приемы руководства деятельностью

Уровни

Методы и приемы

Речь воспитателя

Одобрения и поощрения

Какой ты молодец, как быстро у тебя медведь проснулся. А у тебя какая чудесная лодочка плывет по волнам.

А какие льдины у тебя плывут по реке? А у тебя какой мишка стал после зимней спячки?

Посмотри, какой у меня ежик худенький проснулся. А вот зайчик после голодной зимы вышел из леса.

  1. Учитель-логопед: ребята, а как вы думаете, о чем могут говорить

Ответы детей: …………………………………………….

Учитель-логопед: может кто-то из вас хочет быть зимой? А весной?

Предполагаемый ответ детей: Да, хотим.

Учитель-логопед: Ребята, а зима какая?

Предполагаемый ответ детей: сердитая, злая.

Учитель-логопед: а весна?

Предполагаемый ответ детей: добрая.

Диалог Зимы и Весны

— Сестра, уходить тебе пора!

А Зима Весне в ответ:

— Нет! Нет! Нет! Нет!

Говорит Весна тогда:

— С крыши капает вода?

Тают горки во дворах?

А на речке треснул лёд?

– Вот так! Вот так!

  1. Учитель-логопед: ребята, Весна с Зимой поговорили и Весна

вступает в свои права.

Учитель-логопед: Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому.

Учитель-логопед

Действия детей

Покажите, как встречает Весну — ёжик,

пробивающимся из-под снега подснежником.

Ребята изображают используя мимику, жесты, пантомимику.

Приемы руководства деятельностью

Уровни

Методы и приемы

Речь воспитателя

Одобрения и поощрения

Какой ты молодец, какой у тебя выспавшийся барсук! А у тебя замечательная, радостная белочка.

Как у тебя ежик встречает весну? А у тебя зайчик не рад весне? Покажи, как он радуется.

Посмотри, как у меня плачет сосулька. Смотри, какой замечательный подснежник пробивается из-под снега!

Учитель-логопед: ребята, какие вы сегодня молодцы!

Стас старался правильно проговаривать звуки во всех словах! А какой у тебя был снеговик! Как будто настоящий печальный снеговик.

Лерочка, умница, все звуки [р] проговорила и ни разу не ошиблась! А первый цветочек у тебя был просто чудесный!

Влад, молодец! Правильно проговаривал все звуки. А как замечательно ты изобразил мишку!

Ребята, а что вам больше всего запомнилось сегодня?

Ответы детей: …………………………………………….

Учитель-логопед: благодарю вас за такое чудесное занятие. А теперь пришло время нам с вами прощаться!

Похожие статьи

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной

Понимание причинно-следственных связей наиболее полно осуществляется при непосредственных действиях с объектами.

Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

Вопрос — ответ.

Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, и от воспитания и обучения.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду

Используя в обучении детей творческое рассказывания, мы предполагали, что для развития у дошкольников высокого

Поэтому на занятиях по творческому рассказыванию всех детей обучали приемом кукловождения.

Таким образом, косвенный характер руководства зависит

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через.

Дети постигают словарь антонимов и синонимов. В речи детей пяти лет начинают

К ним относятся: «Осенние (зимние, весенние) слова», «Выставка любимых игрушек»

б) Педагог задает вопросы по составленным предложениям и просит детей отвечать полным ответом.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной.

Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет детей на самостоятельные поиски путей решения.

Отношение педагогов к проблеме предупреждения речевых.

. руководства по речевому развитию детей и приемами коррекционно-логопедического

Деятельностный аспект готовности педагогов к работе с детьми, имеющими речевые

Указание на технологию взаимодействия логопеда и воспитателя содержится в ответе на.

Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов.

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Задача формирования грамматической стороны речи у детей является одной из наиболее значимых в педагогике, дефектологии и логопедии.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Взрослый демонстрирует ребёнку движения руками, побуждая к совместным действиям и

Ребёнку задаются вопросы, стимулируя его к сопряжённому или самостоятельному ответу

9. Полякова М. А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития речи детей.

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной

Понимание причинно-следственных связей наиболее полно осуществляется при непосредственных действиях с объектами.

Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

Вопрос — ответ.

Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, и от воспитания и обучения.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через.

Дети постигают словарь антонимов и синонимов. В речи детей пяти лет начинают

К ним относятся: «Осенние (зимние, весенние) слова», «Выставка любимых игрушек»

б) Педагог задает вопросы по составленным предложениям и просит детей отвечать полным ответом.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду

Используя в обучении детей творческое рассказывания, мы предполагали, что для развития у дошкольников высокого

Поэтому на занятиях по творческому рассказыванию всех детей обучали приемом кукловождения.

Таким образом, косвенный характер руководства зависит

Отношение педагогов к проблеме предупреждения речевых.

. руководства по речевому развитию детей и приемами коррекционно-логопедического

Деятельностный аспект готовности педагогов к работе с детьми, имеющими речевые

Указание на технологию взаимодействия логопеда и воспитателя содержится в ответе на.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Взрослый демонстрирует ребёнку движения руками, побуждая к совместным действиям и

Ребёнку задаются вопросы, стимулируя его к сопряжённому или самостоятельному ответу

9. Полякова М. А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития речи детей.

Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов.

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Задача формирования грамматической стороны речи у детей является одной из наиболее значимых в педагогике, дефектологии и логопедии.

Речевая готовность к школе детей предшкольного возраста

Основные термины (генерируются автоматически): школьное обучение, речевое развитие детей, устная речь, русский язык, речевое развитие, речевая

Методы руководства творческой работой детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Логопедическое занятие “Предлоги”

Конспект фронтального логопедического занятия “Предлоги “в”, “на”.

Цель: на практическом уровне познакомить детей с предлогами (маленькими словами);

развитие и уточнение пространственных представлений, их вербальное

выражение посредством данной категории служебных слов;

преодоление аграмматизма как в импрессивной, так экспрессивной

формирование представления о смысловом (семантическом) значении

предлога, о предлоге, как об отдельном слове;

уточнение конкретно-пространственных значений предлогов;

знакомство с графическими схемами предлогов;

уточнение и закрепление временных представлений;

научить детей выделять предлоги, составлять с ними предложения;

развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику, речедвигательный анализатор;

развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

картинки с изображением овощей, сада, огорода, деда в печи;

карточки с предлогами, с деформированными предложениями;

мешочек с буквами; карточки с улыбающейся рожицей.

План и ход урока.

1 Организационный момент Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их!

Психологический настрой Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2 Повторение пройденного материала О чем мы с вами говорили на прошлом занятии?

Что нам помогают понять эти маленькие слова?

Проверим, на самом ли деле? Возьмите ручку, положите её в пенал. Какое маленькое слово помогло?

Положите ручку под пенал. Какое маленькое слово помогло?

Смогли без маленького слова понять, куда надо положить ручку?—- Нет

Вспомните, как пишутся маленькие слова с другими словами?—- Отдельно

Ориентировка в пространстве

Скажите, какое сейчас время года?

Какое время года будет после зимы?

Какое время года было перед зимой?

Осень обычно собирают урожай. И я тоже собрала. Посмотрите на доску (картинки с изображением овощей). Каким одним словом мы можем назвать: помидор, огурец, свеклу, лук?

Какой овощ находится между помидором и свеклой?

Какой овощ находится перед огурцом?

Какой после свеклы?

Какой перед луком?

Ребята, скажите, где растут овощи? —В огороде

А фрукты? В саду

(Иллюстрации с изображением сада и огорода.) Посмотрите, кто работает в саду и огороде? —-Дети

3 Сообщение темы занятия

Разгадав ребусы, вы сможете узнать имена мальчика и девочки, которые собирают урожай вывешиваются ребусы). Как зовут мальчика и девочку? Ваня, Надя

4 Изучение нового материала Какие маленькие слова помогли вам отгадать ребусы? в, на

Правильно. Сегодня на занятии мы будем работать с этими маленькими словами: в, на (на доске схемы предлогов, где предлог маленький человечек).

Где находится маленький человечек (В кубике)

Где находится маленький человечек?( На кубике)

А теперь с помощью этих маленьких слов расскажите и покажите, где растут овощи, на земле или в земле (на доске изображение грядки, дети прикрепляют овощи.)

Свекла растет в земле, помидор на земле

Поиграем с пальчиками (карточка“Зайчик”). Какое упражнение

Зайка взял свой барабан

И ударил трам-трам-трам.

Работа с карточками

Теперь с помощью карточек

выберите подходящее маленькое слово (в, на).

Щи варят . кастрюле.

Морковь натерли . тёрке.

Картошку собрали . ведро.

Огурцы закрыли . банку.

Помидоры лежат . тарелке.

Капусту нарезали . доске.

Овощи продают . магазине.

Игра “Путаница”. Откройте тетради, запишите число.

На карточках все слова в предложениях перепутались. Поставьте слова на место. Запишите предложение в тетрадь. Начертите его схему. Проверяем схемы предложений на доске. Сколько слов в предложении?

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь!

Вправо. Влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Повернись скорее к другу.

Правую дай другу руку.

Влево. Вправо головою!

Руки вверх! Перед собою!

Повернись скорее к другу.

Левую дай другу руку

Игра “Чудесный мешочек”

В мешочке буквы, которые вы должны угадать на ощупь. Из этих букв составьте название овоща. —-Картошка

А теперь скажите, это правда или шутка? (На доске картинка).

“Дед в печи, картошка на печи”. —Это шутка

С какими маленькими словами мы сегодня работали —– в, на

Как они пишутся с другими словами?—–Отдельно

Вы сегодня хорошо занимались ,и поэтому я вам вручаю улыбающиеся наклейки!

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему “Осень”. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
• учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук.
• познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
• познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале слова;
• учить выделять звук в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие:
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
• развивать фонематические процессы;
• развивать дыхание и голос;
• закреплять понятия: «звук»;
• совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;
• повышать речевую активность;
• развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;
• развивать психические процессы;
• повышать работоспособность и выносливость.

Коррекционно-воспитательная:
• воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: картинки персонажей сказки, листики с картинками, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация “Буква П”, магнитофон, доска.

1. Организационный момент.
Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,
Всем кого б ни встретил – это знают дети.
Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит

Дети: Привет-привет!

Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).
А теперь поздороваемся друг с другом.

Логоритмика «Здравствуйте ладошки» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

2. Основная часть.
Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок
Все ж попался . (колобок)

А давайте придумаем свою сказку про Колобка.

А кто нам в этом поможет? (умная голова)

Тогда давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит ваши достижения!

Кинезиологические упражнения.
•«Ухо – нос – хлопок» – левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
•«Кулак – ребро – ладонь».

А кто еще нам поможет? (язычок).

Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).
Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),

Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.

Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» – развитие мелкой моторики.

«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак.

«Месим тесто» – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук.

«Раскатываем тесто» – трут ладошкой о ладошку.

«Лепим Колобка» – кладут ладонь на ладонь – «катают шарик».

Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).

Логоритмика «Погуляем» (развитие коммуникативных навыков,инициативности поведения, быстроты реакции).

А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег?
Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).

Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и проходят по мосту.

Переправился через речку, сел на пенёк и запел (дети поют под музыку):
1. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Вот какой я колобок,
Колобок – румяный бок.
2. Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.

Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!
Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.

Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.

Игра «Собери листья».
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик.
С обратной стороны картинка.
Посмотри на картинку и назови слово.
Какой первый звук в этом слове?

Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем.
Как выходит воздух легко или встречает преграду?
А что же это за преграда? (губы).
Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным)
Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит или дрожит? (молчит)
Значит этот звук глухой.
А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» – показ буквы.

Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем.

Буква П – дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим.

Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.

Заяц благодарит детей и уходит.

Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился.

Дети повторяют характеристику звука «П» – звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты должен со мной поиграть».

Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»

Волк благодарит детей и уходит.

Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П».

Дети повторяют характеристику звука «П» – звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя есть, если выполнишь мое задание.

Игра «Сколько звуков?»
Логопед произносит слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.

Медведь благодарит детей и уходит.

Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе стишок раскажу»:

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп.
Уп-уп-уп – мы съели суп.

Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала давай поиграем в игру.

Па – па – па, вот идет сюда лиса!
Па – па – па, вот и съем я Колобка!
Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы!
Па – па – па, не поймаешь Колобка!

Дети, стоя в кругу, припевают слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок. Пропев все слова дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании музыки игра прекращается.

Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.

Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».

Дети пропевают слова Колобка:

Дети (поют): Я устал, я торопился,
Я чуть-чуть не заблудился.
На полянке полежу,
И на небо погляжу.

На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают.

Педагог продолжает петь сам:

Тише, тише, не шумите,
Колобочков не будите!
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать,
Дети открывают глаза и встают.

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»

Логопедическое занятие с группой детей 2 специального (коррекционного) класса VII вида с недоразвитием речи системного характера

Севрюгина Анна Владимировна

МОУ СОШ №3 г. Рыбинск Ярославская область

Логопедическое занятие с группой детей 2 специального (коррекционного) класса VII вида

с недоразвитием речи системного характера

Технологическая карта с дидактической структурой урока

ТЕМА. Дифференциация парных согласных П – Б.

Цель. Закрепление и коррекция представлений о характерных признаках звонких и глухих согласных, способность к различению в устной и письменной речи согласных П – Б в четкой позиции, выделению их из слогов, слов, предложений.

Сравнение звуков П-Б по акустико-артикуляционным признакам и соотнесение глухих звуков [п] [п’] с буквой П, а звонких [б] [б’] с буквой Б;

Развитие сложных форм фонематического анализа;

Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Основной принцип-воздействие на умственное, сенсомоторное и речевое развитие ребенка с ОВЗ

Развитие речевых умений;

Развитие наблюдательности, внимания, логического мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;

Развитие функций анализаторных систем;

Развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря;

Формирование умений запоминать и воспроизводить информацию;

Формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными правилами.

Воспитание интереса к русскому языку;

Воспитание аккуратности, любознательности;

Воспитание читательской активности.

Тип урока: урок рефлексии.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, веер с согласными, цифровой ряд.

Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Используемый дидактический и наглядный материал

Формируемые способы деятельности

1. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи

Вызов уже имеющихся знаний. Определение темы занятия.

Погружение в проблему.

Положительный настрой на работу и сотрудничество.

Определение первых звуков в словах, характеристика их. Обозначение звуков буквами.

Запись темы занятия в тетрадь.

1.Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

2.Выстраивать логическую цепь рассуждений

3. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели

Оформлять свои мысли в устной форме

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

2. Первичная проверка понимания

1. Слоговая таблица,

2. Веер с согласными буквами

Организовывает устную коллективную работу.

Вопросы к классу:

-Прочитайте слоги с глухой согласной, слоги со звонкой согласной, слоги с мягкими согласными.

– Показать на веере букву, соответствующую звуку, который вы услышите в слове (П или Б).

Чтение слогов с буквами П и Б.

Работа с веерами с согласными буквами.

Слушать, слышать, анализировать, сопоставлять, дифференцировать.

Организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий

Оценивать правильность своих действий

3. Закрепление знаний по теме

1. Работа с цифровым рядом

Сохраняет интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией.

1. Определите куда спрятались звуки Б и П в словах.

2. Как назвать одним словом данные предметы?

Определяют количество звуков в слове, находят его место в слове.

Проверяют правильность выполнения с помощью интерактивной доски.

Умение анализировать, действовать по заданному алгоритму.

Обобщать, делать выводы.

Обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы.

Умение корректировать и оценивать выполнение задания

2. Игра “Где чей домик”

Организовывает учебное взаимодействие и последующее обсуждение возникающих вопросов.

Поддерживает учебную мотивацию.

1.Прочитайте задание. Как вы думаете, что нужно сделать?

2.Распределите предметы по домикам с буквами П и Б.

3. К каким 3 группам относятся данные животных?

На интерактивной доске распределяют предметы по заданному признаку.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Критично относиться к своему мнению.

Уметь вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

3.Добавь недостающий слог ПА или БА

Организовывает фронтальную и самостоятельную работу по составлению слов.

1. Как определить какой слог пропущен?

2. Вставьте слог Па или БА.

3.Запись 4 последних слов самостоятельно в тетрадь.

4.Объяснените написание последнего слова.

1.Работа на интерактивной доске:

Читают слова, определяют его лексическое значение,

записывают недостающий слог.

2. Самостоятельная работа в тетради. 3. Проверка.

Выделяют буквы П и Б.

4. Повторяют правило написания имен собственных.

Синтез слов, умение составлять целое из частей. Самостоятельно достраивать, восполнять недостающие элементы.

Умение строить логическую цепь рассуждений

Организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позиции учеников. Задавать вопросы.

Владеть монологическими формами речи.

Умение к волевой саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии, преодолению препятствий.

Контролировать свои действия в ходе работы.

Повторяют движения за героями физ. минутки

Составление слов из слогов

Организовывает совместную фронтально-индивидуальную деятельность учеников.

1. Объедините слоги первого и второго столбиков так, чтобы получились слова.

2. Объясните значение и написание слова “Рыбинск”.

1. Читают задание

2. Находят и составляют слова из слогов

3. Взаимопроверка, коррекция.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

Анализировать и синтезировать слова, составлять целое из частей.

Рефлексия способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат действия.

Умение относить объекты к известным понятиям.

Доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, слушать других

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и учениками.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Подобрать подходящее по смыслу слово.

Формировать умения соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. Развивать умение соотносить цель и результат.

1.Найдите слова, отличающиеся только одной буквой.

2. Можно ли эти слова поменять местами? Почему?

1. Совместная деятельность детей в составлении предложений.

2. Записывают последнее предложение в тетрадь

4. Отвечают на вопросы учителя

Определять истинные и ложные высказывания.

Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Решать задачи по аналогии.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех

3. Подведение итогов.

– Что узнали на уроке?

Какие задания понравились?

Какие задания вызвали затруднения?

-Оцените свою работу:

Я работал хорошо, отлично, слабо?

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят фишку красного, зеленого, синего цвета на слова “хорошо, отлично, слабо.”

Обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат.

Рефлексия своих действий.

Осуществлять пошаговый контроль по результату.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Ссылка на основную публикацию