Конспект дистанционного логопедического занятия с учащимся первого класса

Конспект дистанционного логопедического занятия с учащимся первого класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования «Шанс-Омет» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Адрес:423600 , ул.Т.Гиззата дом 26.Телефон:8(85557)3-71-47

«Путешествие в сказочную страну –Речь.»

(конспект вводного логопедического занятия для учащихся 1 класса с ФФНР )

Тема: «Путешествие в сказочную страну- Речь.»

Цель: уточнение знаний учащихся о структуре речи. (Речь-предложение – слово- слоги – звук.)

-углубление пространственных представлений с помощью упражнений по ориентации в схеме своего тела и схеме тела человека, сидящего напротив;

-совершенствование просодической речи с помощью дыхательных упражнений;

-формирование слухового гнозиса на материале речевых и неречевых звуков;

– развитие самостоятельного мышления, активизация мыслительных процессов;

-развитие фонематического восприятия с помощью упражнений по языковому синтезу;

-воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учению.

1.Географическая карта «Речь».

2.Карточки с надписями: речь, предложение, слово, слог, звук.

3.Карточки со слогами.

4.Звучащие игрушки (молоток, погремушка-петушок, рыбка-пищалка, погремушка шарик).

5.Набор сигнальных карточек (для каждого ребёнка) с изображением звучащих игрушек.

6.Схема артикуляционного аппарата.

Л: Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие. Длиться оно будет целый год. Как называют людей, которые путешествуют? Значит, кем мы с вами станем?

Л: Чем пользуются путешественники, чтобы не заблудиться и попасть в нужное место?

Д: Биноклем, подзорной трубой, компасом, картой.

Л: Вам как настоящим путешественникам, в трудную минуту поможет карта, чтобы правильно ориентироваться по карте, давайте потренируемся.

-Покажите свою главную руку, которой вы пишете. Как она называется?

Л: Поднимите другую руку, назовите ёё?

Л: Покажите правой рукой левый глаз. Левой рукой, левое ухо. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Покажите левую руку соседа. (Дети выполняют задания.)

Л: Вы готовы к путешествию?

1.Формирование слухового гнозиса .

Л: Наша карта немного необычная, загадочная. Как вы думаете, чего в ней не хватает?

I_________ ________ . I__________ __________ _____________.

I______________ _____________ ______________ .

________ _______ __________

Л: Как называются острова в этом море? Вы догадались? Послушайте. (Звучат игрушки молоток ,погремушка-петушок, рыбка-пищалка ,погремушка-шарик.)Как вы думаете, что вы слышали? Как это называется, одним словом?

Л:Сейчас мы будем учится, слышать звуки. Уточним название игрушек.

2 . Проводится игра « Что звучит?»

Л: Послушайте: А, О, К, У, Д. Что вы услышали?

Л: Как вы думаете, звуки, которые издают игрушки, и звуки которые я произнесла одинаковые или разные?

Л: Чем они отличаются?

Д: Это звуки речевые и неречевые.

Л: Какие звуки мы будем изучать на занятиях?

Л: Как называются эти маленькие островки на нашей карте?

Л: С помощью чего мы произносим звуки?

Д: С помощью губ, языка, зубов, мягкого и твёрдого нёба.

В данный момент вместе с учащимися логопед рассматривает схему артикуляционного аппарата.

3.Артикуляционная гимнастика. [1]

Л: Чтобы чётко и правильно произносить звуки, потренируем наш речевой аппарат.

Дети выполняют упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье».

Л: Для чего мы тренируем речевой аппарат?

Д: Чтобы правильно произносить звуки.

Л: Да, так называются самые маленькие островки на нашей карте. Так как море у нас сказочное, острова здесь тоже необычные. Когда дует ветер, они могут объединяться в более крупные . Давайте встанем и изобразим как дует ветер.

4.У пражнения для развития речевого дыхания .[1]

«Ветерок», «Воздушный колобок», «Надуваем шарики», «Сок из трубочки».

Л:Если соединить два звука получиться слог.

Как называется следующая группа островов?

Л: Я назову звуки, а вы объедините их в слоги. Р, Е,К,А,Р,Ы,Б,А,С,А,Н,И,Л,Е,Т,О.

Какие слоги получились?

Д: ре, ка, ры, ба, са, ни,ле,то.

Л: Снова ,подул ветер теперь он стал сильнее и гонит волны к берегу.(Вдох, выдох на звук Ш.)Наши острова-слоги двигаются и объединяются в более крупные. Что получается из слогов? Слова. Как мы назовём следующую группу островков?

Л: Составьте из названных слогов слова.

Д: Река, рыба, сани, лето.

Л: Какое здесь слово лишнее и почему?

Д: Сани, потому что они используются зимой.

Л: Что можно составить из слов? Как называется самый крупный остров в нашем сказочном море?

Л: Придумайте предложения с одним из наших слов на тему «Лето».

Дети называют свои предложения.

Л: Что можно составить из ваших предложений?

Л: Когда звучит много предложений, мы слышим что? Как называется наше сказочное море?

Л: Сейчас вы, как настоящие путешественники, перенесите карту себе в тетрадь. Чтобы записи у вас получились красивыми и аккуратными, потренируем пальчики.

5.П альчиковая гимнастика .[2],[3]

«Флажок», «Очки», «Стол», «Бочка», «Гнездо».

6 .Работа в тетрадях . (Дети записывают число и схему.)

II . Закрепление пройденного материала .

Логопед показывает на карту и спрашивает у детей:

-Когда люди между собой общаются, звучит что? (Речь.)

-Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений.)

– Из чего состоит предложения? (Предложение состоит из слов.)

-Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов.)

-Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков.)

Состоит из предложений.

I______________ _____________ ______________ .

План – конспект логопедического занятия занятия в 1 классе для учащихся с ФФН

логопедического занятия занятия

в 1 классе для учащихся с ФФН

Тема занятия: Путешествие звука « Р»

Коррекционно-образовательные: ввести «р» в активный словарь детей, автоматизация «р» в слогах, словах, предложениях, различать твердые и мягкие согласные звуки, развивать фонематический слух;

Коррекционно- развивающие: развивать функции языкового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления, расширять словарный запас;

Коррекционно- воспитательные: прививать любовь к родному языку, к своему краю, воспитывать дружественные отношения между детьми .

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия;

-осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;

-самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения;

-положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

-фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

-с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;

-ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач;

-самостоятельно оценивать собственную деятельность;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия для выполнения задания;

Оборудование: картины «Горы», ворота, животные, корзинки, картина «Фруктовый сад», раздаточный материал для работы в парах- текст о рыси, пособие-лабиринт «Тропинка», зеркала, цифры, звуковые схемы, элементы букв, картинки Снегурочка, Дед Мороз, Бармалей, мяч, смайлики.

1,2,3 повернись и в животных превратись.(изображение сердитого тигра, покажите, как он грозно рычит.(Р-р-р-р)

1,2,3 повернись и в собаку превратись.( .(Р-р-р-р)

1,2,3 повернись и в трактор превратись(Др-р-р-р)

Как заводится трактор? (Др-р-р-р)

1,2,3 повернись и в машину превратись(Тр-р-р-р).

Какое у вас настроение? Поднимите руку те, у кого хорошее настроение. Поднимите руку те, у кого не очень веселое настроение.

II . Актуализация знаний.

Вы догадались , какой звук будете изучать?(Мы будем изучать звук «р»).

В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук «р» .

Артикуляция звука «р». Возьмите зеркала и давайте подготовимся к его произнесению.

-Вспомните артикуляцию звука «р»

-Что участвует при его произнесении? (Зубы и язык образуют преграду для воздуха, язык дрожит).

2. Характеристика звука «р» (звук «р»-согласный, звонкий.)

III . Этап закрепления знаний.

3.Произношение звука «р» в слогах.

Итак, звук «р» жил в горах. Вокруг рычали звери.( Произнесение звука «р» тише, громче.) Это были звуки, с которыми нельзя было подружиться. Стало звуку грустно. Решил он отправиться к ребятам в 1 класс, где дети учатся его произносить. Отправился он в дорогу. Мы с вами будем ему помогать.

Перед нами горы. (Картина «Горы»).Звуку «р» надо перебраться через горы Отправьте ему на помощь гласные звуки.

Прилетели звуки «а»,»у». «ы», «о». Какие слоги получились?

Получилось заклинание: Ры-ру-ро-ра -расступилась гора!

Расступилась гора. А за ней огромные: ТА-ВО-РО(Картина «Ворота»)

Что я перепутала? Как надо правильно произнести?

Упал звук «р» , поранил руку и кричит: «Ох, рана!»

Какое слово можно составить из этих 2-х слов?(Охрана).

Чтобы охрана пропустила звук «р» через ворота, надо сказать особые слова.

4. Подбор антонимов.

Я буду называть слова, которые обозначают качества и поступки людей, а вы -наоборот. (Игра с мячом).

Зло-…(добро), лень-…(трудолюбие), трусость-…(храбрость), грусть-…(радость).

Ура! Ворота открылись! За воротами звери. Если угадаете, как они называются они помогут звуку «р», укажут дорогу.

5.Развитие языкового анализа и синтеза:

а) В названии какого животного 1й звук «ть», а последний -звук «р»?(Тигр)

Сколько в слове слогов? Почему? (Дети показывают цифры).

б )Звуки «рассыпались»:ж, р, ы, ф, а.(жираф). Дети показывают и объясняют.

в )Названия животных с перепутанными слогами: дил-кро-ко, ру-кен-гу, ра-зеб, ран-ба, че-па-ре-ха..

Какое еще животное, название которого начинается со звука «р»? Давайте о нем прочитаем в парах.(Дети читают рассказ о рыси в парах ).

В одной книге на картинке Юра увидел рысь.

-Папа, расскажи мне про рысь, -просит Юра.

-Давай вместе расскажем о рыси.

-Рысь-это дикая кошка.

-Посмотри, Юра, какая окраска у этой рыси.

-Эта рысь рыжая с черными пятнами.

-А на ушах у рыси кисточки.

IV . Гимнастика для глаз.

Прилег звук «р» под дерево и заснул. Упражнения для глаз.

6. Какие цветы он увидел?(Картина «Фруктовый сад»-розы, ромашки, нарциссы, астры).

Какие фрукты висят на деревьях?( Груши. персики).

Какие это деревья?(Грушевые, персиковые).

На этой лозе растет виноград. Какая лоза?(Виноградная).

Наелся звук «р» и увидел овощи. Давайте поможем ему собрать их в 2 корзинки. («р», «рь»)

Звук «р» увидел арбуз. Что это? (Арбуз-это ягода).

Какие еще предметы на этой картине содержат в названиях звук «р»? (крыша, кирпич, грабли, забор, ворона).

7. Идет звук «р» дальше, видит знак.

Направо -к Бармалею попадешь, налево-в Рыжий город. Покажите, где лево-право.

Пошел звук «р» направо к Бармалею, слышит кто-то плачет. Кто?

Я буду называть слова без звука «р» (Дед Мо-оз, Снегу-очка, мальчик -ома). Бармалей забрал у них звук «р», чтобы стать еще более злым. Надо помочь им.

-Разгадать «зашифрованные слова», где заменить 1й звук на звук «р».

(Хобот-робот, танец-ранец, забота-работа, жакетка-ракетка, нога -рога, лама-рама, козы-розы, мука-рука, мак- рак, кот-рот.

-Надо сказать ему ласковые слова, чтобы Бармалей вернул нашим героям звук «р».

Каким он должен быть?(Добрым, хорошим, радостным).

Кем он станет им?(Другом).

-Дед Мороз предлагает вам запомнить пословицу: дружба и братство дороже богатства.

Освободил Бармалей Снегурочку, деда Мороза, Рому. А звук «р» пошел дальше.

Ра-ра-ра, на дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, собирате детвору.

Ры-ры-ры, покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, очень рада детвора.

8. Вышел звук «р» к необычной тропинке, которая ведет в «Рыжий город». (Пособие-лабиринт «Тропинка». Дети, проговаривая слово «тропинка», должны пройти по лабиринту).

Кто поможет звуку «р» пройти по тропинке?

9.И вот звук «р» в Рыжем городе. Чтение рассказа Г.Юдина «Рыжий город». Что было рыжим?(Реки, дома, рыбаки, улицы, люди и т.д.)

Прошел звук по городу и оказался у нас в школе.

-Надо с ним познакомиться. Давайте расскажем звуку «р» , в какой стране вы живете, городе , назовем № школы, на какой улице стоит наша школа.

-Расскажите стихи, которые вы учили при его произношении.

-А теперь звук «р» обзначим на письме буквой «Р». Сложите из элементов строчную букву « р ». Она состоит из длинной наклонной линии и короткой линии с закруглением влево и вправо. Напишите в воздухе букву «р».

Наше занятие подходит к концу. Поднимите руки, у кого хорошее настроение. А теперь возьмите смайлы.

Поднимите желтый смайлик, если было все понятно и интересно.

Поднимите зеленый смайлик, если было немного сложно.Поднимите красный смайлик, если было очень сложно трудно.

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Саблина Татьяна Николаевна, учитель-логопед

ГБОУ «Школа №1101»

Логопедические, коррекционные занятия

Конспект составлен на основе различных логопедических пособий:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Владос, 2001

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1997

Ястребова А.В. Преодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2000

Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.- М.: Академия, 2004

Тема: «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР.

Длительность занятия- 45 минут

Конспект группового логопедического занятия

в 1 классе для учащихся с ОНР

Тема: «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

Цель: формировать навыки анализа структуры предложения по словам.

закреплять умение употреблять предложения из трех слов,

анализировать структуру предложения по словам,

учить составлять схему предложения, подбирать (составлять) предложение к схеме

закреплять умение выделять в предложении главные слова (подлежащее и сказуемое), неглавные слова (второстепенные члены).

расширять и уточнять словарный запас учащихся;

развивать словесно – логическое мышление, умение выполнять мыслительные операции на нахождение общих и отличительных свойств различных слов, развивать слуховое внимание.

развивать умение планировать свою деятельность, выполнять учебную задачу по установленному алгоритму, контролировать свою деятельность;

воспитывать чувство ответственности, умение помогать друг другу, формировать умение работать в группе, парами по установленным правилам.

Оборудование: жетоны за правильные ответы, «светофоры» для детей, карточки со словами для составления предложений, две короны, рабочие тетради.

I Организационный момент

Упражнения для развития слухового внимания.

Послушай, сколько раз я хлопну. Покажи столько пальцев на руке, сколько раз я хлопнула.

II Актуализация опорных знаний, постановка проблемы

Послушайте внимательно и скажите, что я сейчас произнесу

«Дети рисуют красками» (предложение)

-Из чего состоит предложение? (из слов)

-Какие слова вы знаете? (слова-предметы, слова-действия)

-На какие вопросы отвечают слова-предметы? (кто, что)

– На какой вопрос отвечают слова-действия? (что делает)

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться составлять предложения из слов.

III Закрепление материала.

1 Учитель раздает каждому ученику карточку со словом.

Ученики шепотом читают слова на карточках.

– Выйдите к доске те, у кого слова на карточках отвечают на вопрос КТО? (мама, Вова)

Дети выходят к доске, читают слова на своих карточках.

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (живые предметы)

Карточки со словами прикрепляются к груди детей.

– Выйдите к доске те, у кого слова на карточках отвечают на вопрос что делает? (моет, жарит)

Дети выходят к доске, читают слова на своих карточках.

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос что делает? (действия)

Карточки со словами прикрепляются к груди детей.

– Выйдите к доске те, у кого слова на карточках отвечают на вопрос ЧТО? (руки, мясо)

Дети выходят к доске, читают слова на своих карточках.

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос что? (неживые предметы)

Карточки со словами прикрепляются к груди детей.

Ученикам необходимо разделиться на 2 команды, т.е. на два предложения по 3 слова в каждом. Образовавшиеся команды называют свои предложения и садятся по командам за парты.

-Составьте два предложения, разделитесь на две команды.

Мама жарит мясо.

-В каждом предложении надо найти главное слово-предмет, т.е. определить о ком или о чем говорится в предложении. Тот ученик, у кого главное слово-предмет, надевает корону.

К доске вызывается одна команда. Ученикам надо встать соответственно схеме, написанной на доске.

На доске 2 схемы:

-Как вы думаете, по какой схеме вам надо построится? Почему? ( В одном предложении главный предмет-имя мальчика и на схеме обозначается большой буквой, во втором предложении главное слово-предмет- не имя – пишется с маленькой буквы и на схеме соответственно нет большой буквы.)

Дети перестраиваются в соответствии с выбранной схемой. Большую букву в предложении дети обозначают поднятой вверх рукой, а конец предложения – точку- рукой, поставленной на пояс.

-Назовите получившееся предложение (каждый ребенок называет свое слово)

-Прочитайте предложение (читает один ученик из другой команды)

-Первое слово шаг вперед, назовись

-Слово-действие шаг вперед, назовись.

-О ком говорится в предложении?

Что о нем (о ней) узнали? (Отвечают ученики из второй команды)

Аналогично проводится работа со второй командой.

Схемы для работы второй команды:

-Что мы сейчас составляли? (предложения)

– Из чего мы составляли предложения? (из слов)

2 Посмотрите на доску. Прочитайте про себя предложения.

По одному учащиеся читают предложения.

Моет руки Вова. Пёс несёт

мяч. Жарит мясо мама.

– Сколько предложений прочитали? (3)

-Какое предложение вы не собирали в предыдущем задании из слов? Прочитайте.(Пёс несёт мяч.)

-Надо выйти к доске и показать 3-е предложение.(Ученик обводит указкой все предложение) Остальные дети оценивают ответ с помощью «светофора».

– Выйти к доске и назвать 1 предложение. После ответа ученик показывает это предложение.

– Покажите и назовите 1-е слово во втором предложении.

-Покажи и назови третье слов в третьем предложении. И т.п.

3 Откройте тетради, начертите схему 1 предложения.

IV Подведение итогов, оценка работы учащихся.

-О чем говорили на занятии?

– Какие задания особенно понравились?

-Какие задания показались сложными?

-Оценка работы учащихся.

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч.2: Предложение. Текст.-М.: Владос, 2008

Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж, 2006

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998

Конспект занятия индивидуального логопедического занятия для учащегося 1 класса Постановка звука [ш].

автор: Мурадасилова Зарема Садыковна

Учитель-логопед МБОУ «Вилинская СОШ №1»

Конспект занятия индивидуального логопедического занятия для учащегося 1 класса Постановка звука [ш].

Конспект занятия индивидуального логопедического занятия для учащегося 1 класса

Выполнил: учитель-логопед Мурадасилова Зарема Садыковна

Тема занятия : : Постановка звука [ш].

Цели урока : автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных

1) уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш];

2) учить правильно произносить звук [ш] в слогах со стечением согласных.

1) развивать умение отвечать полным предложением;

2) развивать фонематический слух;

3) совершенствовать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза;

3) совершенствовать интонационную сторону речи;

3) развивать слуховое внимание;

4) развивать мелкую моторику.

Воспитывать навыки общения.

Оборудование: зеркало; кусочек ватки; карточка с цепочками слогов; предметные картинки; счетные палочки.

К Чебурашке в чашку

Сохнуть на бумажку.

Поднялась с бумажки

И снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке. ( Автор стихов Т. Ляхович)

-Ребята, судя по стихотворениью, какой звук сегодня мы будим проходить? (звук «ш»).

-правильно, давайте прямо сейчас перейдем к артикуляционной гимнастике и продолжим изучать наш звук

  1. Артикуляционная гимнастика (5 мин).

— Мышка проснулась, открыла окошечко и вышла на крылечко (упражнение «Лопата»). Ветерок дует на мышку. Пришлось мышке надеть теплую кофточку (упражнение «Одеяло»). Пошла мышка пить чай из чашечки. Выпила одну чашечку чая (упражнение «Чашечка»), другую, третью. Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус») и подошла к двери (упражнение «Парус»).

Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. Ребенок выполняет все упражнения.

А) Изолированное произнесение звука.

— ребята давайте представим, что мы с вами слоники и изобразим нашими губками хобот. А давайте вспомним, как мы произносили звук [ш]. Что у нас с губками? Они немножко выдвинуты вперед. Прям как хоботок.

— А язычок? Кончик язычка поднят к небу.

— Да. А боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам. Как мы должны выдохнуть? Какой воздух должен получиться? Должен быть теплый воздух.

— Правильно. Держим так наш язычок и пошипим. Ш-ш-ш.

— Подставим ладошку. Какой воздух? Теплый или холодный? Воздух теплый.

— Вот как наш Язычок умеет шипеть!

Б) Чтение цепочек слогов.

— Хорошо. Теперь посмотри на карточку.

Логопед показывает ребенку карточку с цепочками слогов.

— Что тут написано? Здесь написаны слоги.

— Прочитай их внимательно.

Ребенок читает цепочки слогов што-што-што, шму-шму-шму, шва-шва-шва, шны-шны-шны.

В) Дидактическая игра «Разговор Чебурашки и Неваляшки».

— Молодец. Скажи што-што-што сердито.

Шты-шты-шты? (Добродушно. Ты почему такой сердитый?)

Шта-што (Ласково. Давай дружить)

Шта-што-шту? (Вопросительно. Согласен?)

Шта-што-шту-шты. (Утвердительно. Согласен.)

Г) Дидактическая игра «Найди лишний слог».

Логопед выдает ребенку его тетрадь и ручку.

— Я буду читать тебе цепочку слогов, а ты найди лишний слог и запиши его в тетрадь.

Шма-шма-шма-шми, што-шта-што-што, шнэ-шна-шна-шна, шви-шви-швэ, шмо-шмо-шма.

Ребенок выполняет задание.

Д) Дидактическая игра «Какой слог появился?».

— Послушай внимательно и повтори – шти-шти-шти. Послушай ещё раз. Шти-шти-шта. Какой слог появился? /Появился слог шта /.

— Правильно. Запиши этот слог к себе в тетрадь.

Ребенок записывает слог.

Аналогично – шва-шва-шва (шва-шва-шва-шву), шну-шну-шну (шну-шну-шну-шны), шмы-шмы-шмы (шмы-шмы-шмы-шмо).

Е) Развитие навыков фонематического анализа.

— Внимательно меня послушай и скажи, какой первый звук в слоге шта? А второй? А третий? Первый звук [ш], а второй – [т], третий – [а].

Аналогично – шво, шну, шмы, швы, шму.

Ж) Развитие навыков фонематического синтеза.

— Давай подружим 3 звука — согласный [ш], [т] и гласный [у]. Какой слог получится? /Получится слог шту .

Аналогично – шно, шва, шмы.

З) Дидактическая игра «Разложи картинки».

Логопед раскладывает перед ребенком картинки.

— Назови, что тут нарисовано. Школа, стул, жук, желудь, машина, шкаф, душ, коса, нос, моржи.

— Хорошо. Разложи эти картинки на 3 группы – в 1 столбик картинки, в названиях которых есть звук [ш], во 2 – картинки, в названиях которых есть звук [ж], а в третью – картинки, в названиях которых есть звук [с].

Ребенок раскладывает картинки.

И) Составление слогов из счетных палочек.

Логопед предлагает ребенку счетные палочки.

— Выложи из счетных палочек слоги шта, шну, шми.

Логопедическое занятие в 1-м классе. Тема: “Предложение”

Разделы: Логопедия

Цель: Автоматизировать коррекционную работу по звукопроизношению и развитию связной речи.

  • Развивать фонематический слух.
  • Учить работать со словом: определять позицию звука в слове, образовывать новые слова.
  • Учить составлять предложения и работать с ним.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, воображение, мышление.

1. Организационный момент.

Логопед: Дети, сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии наши глаза внимательно смотрят и все (видят). Уши внимательно слушают и все (слышат). Голова хорошо (работает).

2. Дыхательная гимнастика.

Чтобы легче дышалось, я предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

Гласные тянутся песенкой звонкой И – И – И – И
Могут заплакать и застонать О – О – О – О
Могут качать в колыбели Аленку А – А – А – А
Могут как эхо в лесу закричать АУ – АУ – АУ – АУ
Могут лететь высоко в синеву АУ – У – И – А – У – И

3. Мимические упражнения.

Посмотрите на эти лица, какие они разные. Какое это лицо (Радостное, грустное, сердитое, и т.д). Изобразите злую бабу ягу, веселого клоуна, печальную Аленушку (дети садятся).

Логопед: Ребята, вспомните, из чего состоят слова.

Логопед: Из каких звуков?

Дети: Из речевых звуков.

Логопед: Назовите речевые звуки.

Дети: А, О, У, и т.д.

Логопед: А какие еще есть звуки.

Дети: Не речевые.

Логопед: Назовите не речевые звуки.

Дети: Стук в дверь, шум проехавшей машины, хлопок в ладоши, и т.д.

Логопед: Не речевые звуки мы слышим, а речевые слышим и говорим.

5. Изучение нового материала.

Логопед: Как вы думаете, из чего состоит предложение?

Дети: Предложение состоит из слов.

Логопед: Предложения бывают кроткие и длинные. Слова в предложении живут в согласии. Послушайте: рисовать, Саша, стрекозу. Вы, что – то поняли?

Логопед: Как из этих слов правильно составить предложение?

Дети: Саша рисует стрекозу.

Логопед: Чем длиннее предложение, тем больше мы узнаем, о чем либо.

Логопед: Придумайте короткое предложение по этой картине (Приложение 1, картина “В парке”)

Дети: Наступила зима. (Разбор предложения)

Логопед: Придумайте длинное предложение по этой картине (Приложение 1, картина “Зима”).

Дети: В парке дети слепили снеговика. (Разбор предложения.)

Логопед: Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, последнее слово.

Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками.
Киваем головой
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Мы крутимся потом
Мы топаем ногами
– Топ– топ– топ
Мы руки поднимаем
-Хлоп-хлоп-хлоп
Мы руки разведем
И побежим кругом

7. Работа над лексической темой “Поздняя осень”.

Логопед: Какое сейчас время года? Назовите приметы поздней осени

Дети: Холодно, идет снег. На дорогах гололедица, и т.д..

8. Дыхательная гимнастика.

Дует сильный ветер
Кружатся последние листочки
Пролетают первые снежинки
(выработка воздушной струи)

8. Развитие психических процессов.

Логопед: Давайте немного пофантазируем:

– Что было бы, если бы снег был сладким?

– Снежная баба ожила?

– Снежинки не падали, а висели в воздухе?

– Лед на реках и озерах был разноцветным?

– Что было бы, если не было бы зимы, а всегда было бы лето?

– Вода это хорошо или плохо? Почему?

– Солнце это хорошо или плохо? Почему?

8. Развитие фонематических процессов.

Логопед: Если услышите звук “ Б” хлопните в ладоши: Каша, булавка, молоко, кошка, банка, бубен, пальто, ботинки, школа, банан.

Логопед: А сейчас договорите слово слогом “БА” Шу – ба, гу – ба и т.д.

9. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Приготовьте свои руки для пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика “Здравствуйте”

Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю –
Всех я вас приветствую!

10. Итог занятия.

Логопед: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

Дети: О звуках, словах, предложениях. О приметах поздней осени. Рассматривали картины, составляли предложения. Делали пальчиковую и дыхательную гимнастики, фантазировали и т.д.

Логопед: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Конспект дистанционного логопедического занятия с учащимся первого класса

Автор: учитель – логопед Шибанова Марина Павловна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мотмосская средняя общеобразовательная школа

Цель. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического и слогового анализа и синтеза;
  • развитие зрительного гнозиса, мнезиса;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие логического мышления.

Коррекционно – обучающие:

  • совершенствование умения определять количество, порядок и последовательность слогов в словах, соотносить слова со схемой;
  • закрепление синтагматических связей существительного и прилагательного;
  • уточнение и расширение словаря прилагательных по теме «Дикие животные».

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитание мотивации к учению;
  • воспитание умения слушать и слышать речь учителя-логопеда и товарищей.

Здоровьесберегающие:

  • содействие сохранению и укреплению здоровья обучающихся посредством использования двигательной активности для различных групп мышц; соблюдение охранительного педагогического режима.

Формируемые УУД.

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку логопеда; выполнять учебные действия в материале.

Коммуникативные:

  • допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях.

Познавательные:

  • анализировать объекты, проводить сравнения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Работа по звуко – слоговому анализу и развитию чувства ритма.

Дети и логопед приветствуют друг друга, проговаривая по слогам и отхлопывая слово «Здравствуйте».

Логопед предлагает игру «Имя на ладошке». Дети по очереди прохлопывают свои имена.

2. Сообщение темы занятия.

Буквы на экране («слог»)

Логопед говорит о том, что на занятии учащиеся будут делить слова на слоги и составлять из слогов слова.

3. Психогимнастика.

А чтобы правильно выполнить все задания надо позвать на помощь друзей и помощников: руки (сжимают-разжимают кулаки), пальцы («Пальчики здороваются»), глаза, уши (самомассаж), голова (повороты вправо, влево).

4. Уточнение пространственных взаимоотношений.

Стоя в шеренге дети называют стоящего слева, стоящего справа.

5. Развитие фонематического восприятия, развитие тактильных ощущений.

Логопед предлагает поиграть в игру «Угадай букву» и составить слово из угаданных букв. Дети составляют слово «весна», затем читают слово орфографически ритмизировано. Логопед обращает внимание на разницу в произношении и написании слова.

6. Формирование временных представлений.

– Ребята, я считаю, что сейчас осень. Я права? Почему? (Ответы детей).

– Какой сейчас месяц? Какое число?

Дети проговаривают с движением руки, демонстрируя открытый и закрытый слог.

– Какой сегодня день недели? А вчера? А завтра? (Ответы детей).

7. Работа над словосочетанием.

(Согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

Логопед предлагает подобрать к словам – предметам подходящие слова – признаки предметов. Учащиеся подбирают и орфографически ритмизировано читают получившиеся словосочетания.

8. Составление слов из слогов.

Логопед говорит о том, что весной появляются первые цветы, спрашивает учащихся, какие весенние цветы им известны и предлагает взять по два цветка – слога и составить слова. Дети составляют и прочитывают получившиеся слова-названия диких животных.

Логопед просит назвать «лишнее» слово и поиграть в игру «Что изменилось?».

9. Фонетическая ритмика.

(Соотнесение звучания гласных с движениями рук)

Учащиеся поют гласные звуки с движениями рук.

10. Развитие фонематического восприятия. Звуко – слоговой анализ и синтез слов.

Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Животное, в названии которого первый звук «ль», последний звук «а».

Учащиеся называют количество слогов, гласные звуки, мягкие и твёрдые согласные, количество звуков в слове «лисичка».

Двое учащихся делают звуковую схему этого слова. Два других ребёнка составляют слово «зайчик» из звуков «Звуковой чашечки» и один ученик отгадывает слово по звуковой схеме. Далее делается взаимопроверка и самопроверка.

11. Развитие мелкой моторики. Закрепление графического образа буквы.

Логопед предлагает угадать «слово – невидимку» (по буквам, написанным в воздухе). Дети отгадывают слово и выкладывают его из зёрен.

12. Развитие связной речи.

Логопед говорит о том, что в волшебном лесу живут сказочные персонажи и предлагает отправиться в гости к Лесовичку.

Дети, глядя на картинку, называют кого встретил Лесовичок на своём пути. Учащиеся подбирают к существительным – названиям животных подходящие прилагательные. Затем составляют описательный рассказ о лисе.

13. Итог занятия.

Учащиеся показывают зелёный цвет светофора если на занятии всё было понятно, жёлтый цвет если не всё получалось и красный если многое не получалось и нужна помощь.

Читайте также:  Мягкий знак - показатель мягкости, Разделительный мягкий знак - конспект занятия
Ссылка на основную публикацию