Конспект ‘Дифференциация звуков (з)-(з’) – (c)-(c’) и букв з-с’

Звуки [С]-[З], [Сь]-[Зь]. Буквы С-З

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе

Составитель:

Вокина Анна Александровна,

учитель-логопед,

МБДОУ № 32 г. Пскова

Цель: дифференциация звуков С-З, Сь-Зь в словах.

Задачи:

1) образовательные:

  • закреплять понятия «звук», «слог», «слово»;
  • дифференцировать понятия «звук» – «буква»;
  • упражнять детей в дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
  • формировать у детей умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков;
  • закреплять произношение дифференцируемых звуков в составе слов;
  • совершенствовать умение определять место звука в слове, соотносить его с соответствующей буквой;
  • формировать навыки слогового синтеза слов;
  • упражнять в употреблении простых распространенных предложений;
  • закреплять представления детей о новогоднем празднике;

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление, память;
  • способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок, общей и мелкой моторики;

3) воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.

Оборудование: письмо от зайчика, дуб, сундук, заяц, утка, яйцо, опорная схема для характеристики звуков, буквы С и З, тарелки с манкой для каждого ребенка, сюжетная картина «Зимний лес ночью», написанные на небольших листках самоклеющейся бумаги буквы С и З, индивидуальные таблицы с картинками, под которыми написаны деформированные слова (слова без последнего слога), буквы разного размера, составляющие слово «СКАЗКА», ноутбук, отрывок из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».

Ход занятия:

  1. I.Организационный момент

В группу вносят письмо.

– Ребята, почтальон принес письмо. Отгадайте, от кого оно:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

И в серой шубке летом. (Заяц.)

– Послушайте, что пишет заяц. (Логопед открывает письмо и читает его.)

– Вы, ребята, помогите,

Снегурочку от злого Кощея спасите!

– Дело в том, что Кощей Бессмертный украл Снегурочку. Захотел для своей нечисти Новый год устроить. Он знает, что Снегурочка только к добрым людям приходит. Вот он и спрятал ее в своем подземелье. Как же быть, ребята? (Ответы детей.)

– Если мы найдем яйцо и разобьем его, то сможем освободить Снегурочку. Но сначала надо найти дерево, на котором висит сундук, зайца и утку.

Дети подходят к дубу, на котором висит «сундук» (фотография настоящего сундука).

– А вот и дуб. Но сундук висит высоко. Чтобы его достать, надо выполнить задания.

  1. II. Актуализация опорных знаний
  1. Произнесение звуков с наблюдением за артикуляцией

– Давайте вспомним, что мы знаем о звуках. (Звуки мы слышим и произносим.)

– Какой первый звук в слове «сундук»? (В слове «сундук» первый звук С.)

– Возьмите зеркала. Произнесите звук С. Что делают губы? (Губы растягиваются в улыбке.)

– Где находится кончик языка? (Кончик языка внизу, упирается в нижние зубы.)

– На что похож язык? (Язык похож на горочку.)

– Давайте покажем ладошкой горочку. Воздушная струя идет по середине языка. Какая она, теплая или холодная? (Холодная.)

– Горлышко работает? (Нет.)

– Какой первый звук в слове «заяц»? (В слове «заяц» первый звук З.)

– Посмотрите в зеркала и произнесите звук З. Звук З мы произносим так же, как и звук С, только в чем отличие? (Работает горлышко.)

Дети прикладывают руку к области голосовых связок и ощущают вибрацию.

– Ребята, какой праздник отмечают зимой? (Зимой отмечают
Новый год.)

– А в Новый год Дед Мороз и Снегурочка готовят для детей много сюрпризов. Какой первый звук в слове «сюрприз»? (В слове сюрприз первый звук Сь.)

– Какой первый звук в слове «зима»? (В слове «зима» первый звук Зь.)

– А вы помните, что звуки Сь и Зь произносятся так же, как звуки С и З, только спинка языка поднимается выше (показывают с помощью рук.)

  1. Сравнительная характеристика звуков С-Сь, З-Зь

Логопед приглашает детей подойти к мольберту, на котором висят опорные схемы для характеристики звуков.

– Дайте характеристику звука С. (Звук С – согласный, твердый, глухой.)

– Выберите обозначение для звука С (Дети выбирают синий квадрат без колокольчика.)

– Дайте характеристику звука З. (Звук З – согласный, твердый, звонкий.)

– Как мы обозначим звук З? (Дети выбирают синий квадрат с колокольчиком.)

– Чем похожи звуки С и З? (Они оба согласные и твердые.)

– Чем эти звуки отличаются? (Звук С – глухой, а звук З – звонкий.)

– Молодцы. А теперь выберите обозначение для звуков Сь и Зь и скажите, чем похожи звуки Сь и Зь и чем они отличаются. (Ответы детей.)

В этот момент логопед незаметно достает спрятанный возле дуба настоящий сундук.

– Сундук мы нашли, но его никак не открыть. Тогда поиграем в игру «Наоборот».

III. Основная часть

Сейчас я буду называть слова, а вы меняйте звук С на звук З и наоборот, чтобы получились новые слова:

зуб – супзабрать – собрать
забор – соборзуд – суд
соя – Зоякоса – коза
слой – злойзагнуть – согнуть
залить – солитьказаться – касаться

– А теперь измените звук Зь на звук Сь и наоборот:

Дети открывают сундук и достают из него зайца.

– Нашли зайца, теперь кого нужно найти? (Утку.)

  1. Соотнесение звуков с буквами

Логопед предлагает детям сесть за столы.

– Мы сейчас говорили о звуках, а теперь вспомните, что такое буквы. (Буквы мы видим, пишем и читаем.)

– Ребята, какой буквой обозначают звуки С и Сь? (Звуки С и Сь обозначают буквой С.)

Логопед вывешивает на доску одновременно две буквы: С и З.

– Где находится буква С? (Буква С находится в левом верхнем углу.)

– Из скольких частей состоит буква С? (Буква С состоит из одной части.)

– Правильно, буква С состоит из одного полуовала.

– В какую сторону смотрит буква С? (Буква С смотрит вправо.)

– На что похожа буква С? (Ответы детей.)

– Какой буквой обозначают звуки З и Зь? (Звуки З и Зь обозначают буквой З.)

– В каком углу находится буква З? (Буква З в правом верхнем углу.)

– Из скольких элементов состоит буква З? (Буква З состоит из двух элементов.)

– Правильно, буква З состоит из двух полукругов.

– В какую сторону она смотрит? (В левую сторону.)

– А на что похожа буква З? (Ответы детей.)

  1. Дети пишут буквы С и З пальчиком по манке

– Метель рассыпала снежок. Напишите на снегу буквы С и З. В какую сторону смотрит буква С? (Буква С смотрит вправо).

– В какую сторону смотрит буква З? (Буква З смотрит влево.)

Дети пишут пальчиком по манке буквы С и З.

Раздается звук «кряканье утки».

– Где она? (Дети осматриваются и находят утку на подоконнике.)

– Утка прилетела, но как же нам достать яйцо? (Ответы детей.)

– Наверное, нужно выполнить еще задание. А утка пусть пока здесь посидит, посмотрит на вас. (Логопед сажает утку на гнездо.)

  1. Игра «Дополни слово нужным слогом»

Логопед раздает каждому ребенку таблицу. В таблице по две картинки, под которыми написаны деформированные слова (слова без последнего слога).

– Ребята, Кощей Бессмертный со злости откусил в каждом слове последний слог, чтобы вы не догадались, какие слова были написаны. Сможем исправить проделки Кощея? (Ответы детей.)

– Сначала нужно прочитать, какие слоги потерялись. Прочитайте, какой слог находится в левом верхнем углу? (СЫ)

– Прочитайте слог в правом верхнем углу? (ЗЫ)

– А теперь будьте очень внимательны. Посмотрите на свои картинки, прочитайте начало слова и подберите нужный слог СЫ или ЗЫ. (Дети отклеивают слоги СЫ и ЗЫ и приклеивают их к нужному слову.)

После этого каждый ребенок читает получившиеся пары слов (косы – козы, усы – вазы, осы – тазы, бусы – розы, ананасы – арбузы).

Снова раздается кряканье утки.

– Давайте проверим, нашли ли мы яйцо? (Дети снимают с гнезда утку и обнаруживают в гнезде яйцо, пробуют его разбить – не получается.)

– Кто же поможет нам разбить яйцо, может быть, снеговик? Вставайте скорей в кружок, будем лепить снеговика.

  1. Физкультминутка
Давай, дружок, смелей, дружок,Идут по кругу, катят воображаемый ком.
Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

«Рисуют» руками толстый ком.
И станет ком снеговиком.

Изображают снеговика.
Его улыбка так светла!

Улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла.Показывают глаза, прикрывают голову ладонью, встают с изображаемой метлой.
  1. Работа с сюжетной картиной

Логопед приглашает детей подойти к доске, на которую вывешивает сюжетную картину.

– А вот и наш Снеговик. Он поможет нам разбить яйцо и спасти Снегурочку, но и вам нужно постараться.

– Посмотрите на эту картину и подумайте, в каких словах нужно писать букву С, а в каких – букву З. Но сначала давайте вспомним, что если мы в слове мы слышим звук С или Сь, то в этом слове напишем букву С, а если в слове слышим звук З или Зь, то напишем букву З. А сейчас вы называйте слова и приклеивайте на эту картинку нужную букву С или З. (Дети самостоятельно находят на сюжетной картине картинки, в названии которых есть звуки С, Сь, З, Зь, и приклеивают на картинку соответствующую букву С или З. На сюжетной картине изображен зимний лес ночью: снег, месяц, звезды, снеговик, лиса, белка, заяц, совы, санки, сосна, березы.)

  1. Определение места звука в слове и соотнесение его с соответствующей буквой

– Ребята, посмотрите еще раз на картину. В каких словах мы напишем букву С в начале слова? (Дети смотрят на картину и называют слова: «снег», «санки», «совы», «снеговик».)

– Назовите слова, в которых напишем букву З в начале слова («заяц», «зима», «звезды»), в середине? («березы»)

– В каком слове напишем две буквы З? («звезды»)

– А в слове «лиса» где нужно писать букву С: в начале, в середине или в конце слова?

– В каком слове напишем букву С в самом конце? («лес»)

  1. IV. Заключительная часть
  1. Составление слова «СКАЗКА» из букв разного размера

Слышится звук бьющегося яйца, и логопед сообщает детям, что теперь можно попробовать разбить яйцо. Дети «разбивают» (открывают) яйцо, внутри которого находятся буквы разного размера.

– Ребята, посмотрите, в яйце какое-то слово, но оно рассыпалось. Как же мы сможем его прочитать? (Ответы детей.)

Дети раскладывают буквы по высоте, от самой высокой к самой низкой и читают получившееся слово «СКАЗКА».

Логопед приглашает детей подойти к волшебному экрану (ноутбуку), громко произнести волшебное слово «СКАЗКА» и посмотреть, смогли ли они победить Кощея и освободить Снегурочку.

Логопед включает ноутбук, и дети видят музыкальный фрагмент из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити» об освобождении Снегурочки. В конце фрагмента Снегурочка говорит: «Я спаслась из Кощеева плена, и теперь Новый год к нам придет непременно!».

  1. Подведение итогов

– Ребята, смогли мы победить Кощея и освободить Снегурочку? (Ответы детей.)

– А что мы для этого делали? Какие задания выполняли? (Ответы детей.)

– Что вам больше всего понравилось? (Логопед выслушивает каждого ребенка.)

  1. Организованное окончание занятия

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков З-С”

Тема: Дифференциация звуков З-С

Цель: закрепить умение различать на слух звуки «с» и «з» изолированно, в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; закрепить умение производить слоговой анализ слова ориентируясь на схему; развивать речевую память, внимание, аналитическую деятельность; воспитывать чувство коллективизма, умение отвечать полным ответом.

Оборудование: пароход из картона, индивидуальные карточки с колокольчиками, демонстрационные картинки на звуки «с», «з», картинка с пальмами, мяч, раздаточные картинки со звуками «с» «з», магнитофонная запись звуков моря-гудка парохода-шторма.

1. Организационный момент
(дети стоят перед столами)
Логопед: – Дети, сейчас будет интересное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. А на чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (Пароход)

Логопед: – По каким признакам догадались что пароход?
( По волнам плывет, быстрый, машина гудит)
Логопед: – Кто управляет пароходом?
(Капитан)
Логопед: – Кто ему помогает?
( Матросы)
Логопед: Я буду капитаном, а вы будите матросами. Для того чтобы попасть на пароход нужно научиться пользоваться сигнальными карточками. На звонкий звук – З – поднимаем карточку с колокольчиком, на глухой звук – С – карточку с зачеркнутым колокольчиком. Слушайте внимательно звуки, которые я буду говорить.

2. Работа с изолированными звуками

Логопед: – П, Т, К, С, Ш, Б, В, З, С, П, Х, Ф, С, Ж, З, Т, Г, С, П, К, Д, З, М, С.
Логопед: – Молодцы. А сейчас занимаем свои места на пароходе. Кто догадался, какие звуки мы будем во время путешествия различать?
Постановка цели. Логопед: – Сегодня будем учиться различать звуки – з – с
Логопед: – Кто вспомнит и расскажет все о звуке – с –?
(Согласный, глухой, твердый)
Логопед: – Кто вспомнит и расскажет все о звуке – з –?
Логопед: – Какая разница между звуками?
(Звук – с – глухой, а звук – з – звонкий)
Логопед: – А чем они похожи?
(Оба звука согласные, оба твердые)
Логопед: – Тренируемся слушать эти звуки. Игра «Лишний слог»

3. Дифференциация звуков в слогах

Логопед: – Нужно выделить лишний слог и запомнить его.
СА – СА – СА – ЗА (Лишний слог ЗА)
СО – ЗО – СО – СО (Лишний слог ЗО)
ЗЫ – СЫ – СЫ – СЫ (Лишний слог ЗЫ)
Логопед: – Кто вспомнит и назовет все слоги?
(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: – Слушаем дальше.
ЗА – ЗА – ЗА – СА (Лишний слог СА)
СО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО (Лишний слог СО)
ЗЫ – ЗЫ – СЫ – ЗЫ (Лишний слог СЫ)
Логопед: – Кто вспомнит и назовет все слоги?
(СА, СО, СЫ)
Логопед: – Назовите слоги со звонким согласным звуком.
(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: – Назовите слоги с глухим согласным звуком.
(СА, СО, СЫ)

4. Пальчиковая гимнастика

Логопед: – Молодцы! А сейчас приготовили бинокли для наблюдения.
(звучит музыка, выполняется пальчиковая гимнастика.)

Кто на всех морях бывал? (показываем бинокль)
Кто держал в руках штурвал? (управляем штурвалом)
Чаек видел, кто в дали? (показываем чаек)
Тот, кто любит корабли! (показываем лодочку)

(музыка усиливается)
Логопед: – Внимание! Начинается шторм, поднять паруса! (имитируем кистями рук натягивание каната)

5. Дифференциация звуков в словах

Логопед: – Шторм закончился, но от качки все вещи на пароходе перепутались. Нужно разложить их по полкам. На верхнюю полку положим картинки, в названии которых слышим звук – с –. На нижнюю полку наборного полотна положим картинки со звуком – з –
(картинки, перепутанные на наборном полотне)
Дети четко произносят слово и определяют место звука в слове.
Логопед: – Запомните картинки
(картинки закрываются шторкой)
Логопед: – Вспомните и назовите картинки со звуком – с – .
(Сумка, насос, носки, стакан)
Логопед: – Вспомните и назовите картинки со звуком – з –.
(Комбинезон, зонт, рюкзак)
Логопед: – Молодцы! Посмотрим в бинокль, что мы видим впереди. ( логопед выставляет картинку с пальмами).

Логопед:- Внимание! Стоп машина. Мы приплыли к острову. Высаживаемся на остров и прогуляемся по острову.
Вот на остров мы попали, (шагаем)
Мы попали, мы попали.
По болоту мы бежали, ( бежим на месте)
Мы бежали, мы бежали.
На скалу мы залезали, (имитация движений)
Залезали, залезали.
Очень сильно мы устали.

Логопед:- Ребята, если мы устали я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Придумай слово.»
Поможет нам мячик: Мяч бросаю, ты – лови,
Слово со звуком «с» мне назови.

Дети придумывают слова на звук «с». Аналогично придумываем слова на звук «з»: Мяч бросаю, ты – лови,
Слово со звуком «з» мне
Назови.

7. Работа со слоговым составом слова

Логопед: – Нам пора на пароход. Садимся и отправляемся в обратный путь. Внимание, капитан объявляет тренировку на правильное чтение сигналов. У вас на столах у каждого картинки, в названии которых разное количество слогов.
Капитан показывает вам слоговую схему слова. Вы должны найти картинку, в названии которой столько же слогов. Картинку показываете капитану.
(автобус, сова, лиса, сани, стол, сом, совок, самолет, слон, сапоги; береза, ваза, зонт, заяц, коза, змей, замок, рюкзак, гнездо.)

8. Дифференциация звуков в предложении

Логопед: – Каждый моряк должен уметь четко произносить трудные предложения. Предлагаю потренироваться в произношении чистоговорки:

Зое сниться странный сон- с Зоей рядом серый слон.

( произношение чистоговорки отдельными детьми.)

Логопед: – Мы приплыли в группу. Наше путешествие окончено. Что вам понравилось в путешествии. Мы покидаем пароход, вы хорошо работали, молодцы.

Портал педагога

Автор: Елышева Оксана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ “ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ “САМСОН”
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [З]-[ЗЬ]. Буква З.
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия для детей

подготовительной группы дошкольного отделения

Елышева Оксана Борисовна.

Тема занятия: звуки [з]-[зь]. Буква З.

Форма занятия: групповое логопедическое занятие.

Цель занятия: дифференциация звуков [з]-[зь] в словах, обозначение на

письме буквой З.

-обучающие: закрепить знания о правильном произношении звуков [з]-[зь],

давать характеристику звукам, научить обозначать звуки [з]-[зь] буквой З.

-развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков,

чистоговорках, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев

рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас.

самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.

-коррекционные: научить дифференцировать твердый звук [з] и мягкий звук

[зь] в словах, обозначать мягкость и твердость звуковыми схемами.

Оборудование: настольные зеркала, игрушки, цветные звуковые схемы, две

куклы, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь в клеточку, мячики

здороваться друг с другом.

Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

2.Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички.

произнесем! (дети произносят первый звук) .

3. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика.

Логопед: Правильно, конечно это звук [з]. Давайте возьмем зеркала и

произнесем этот звук. Какие губы, когда мы произносим этот звук?

нижними зубами, воздух прохладный.

твердый или мягкий? каким цветом мы его обозначаем?

Дети: [з]- согласный ,твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: Правильно, молодцы, посмотрите у Зои даже платье синего

цвета. Ребята, Зоя пришла к нам сегодня не одна, с ней пришла ее

младшая сестричка Зина. Посмотрите и платье у нее зеленого цвета. А

вы догадались, какой любимый звук Зины? Какой первый звук в ее

Дети: Да, это звук [зь],обозначается зеленым цветом.

положение губ, зубов и языка.

звукам: [зь]- согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать эти два

звука. Скажите ,а чем похожи и чем отличаются звуки [з] и[зь] ?

Дети: Оба звука согласные, одинаково произносятся, но [з]-твердый

звук, обозначаем синим цветом, а [зь] мягкий, обозначаем зеленым

4. Произношение звуков з-зь в чистоговорках:

Логопед: Совершенно верно! Так обрадовались наши сестрички, что

решили с вами поделиться своими любимыми чистоговорками. Сейчас

мы с вами вместе их проговорим и сделаем нашим пальчикам массаж.

А помогут нам мячики-массажеры! Зоя любит чистоговорки с твердым

чистоговорки и одновременно надевают на пальцы кольца-массажеры.

За-за –за- во дворе стоит коза

Зу-зу-зу- накормлю травой козу

Зы-зы-зы- отойдите от козы.

Зи-зи-зи- сено козе отвези

Зе-зе-зе- сено я даю козе

Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя!

2)«Подари подарки куклам».

«Светофорчик». Я сейчас назову слова, а вы определите какой первый

звук в этих словах. Если первый звук твердый [з]- вы поднимаете вверх

кружок. Слова: зелень, зубр, зигзаг, зебра, зануда, зубы, зевок, зефир,

зерно, зеркало, зайчонок. (Уточнение значений слов зигзаг,

Логопед: Ребятки, посмотрите, наши сестрички Зоя и Зина играли с

игрушками и разбросали их вокруг. А собрать не могут, так как не

могут вспомнить, у кого какие игрушки были. Давайте поможем им!

Зое в корзинку нужно положить игрушки ,в названии которых

звук [з], а Зине в корзинку положим игрушки со звуком [зь]. Дети берут

по две игрушки, называют слово и говорят, кому в корзинку надо

положить игрушку.( Игрушки: зебра, обезьяна, звезда, козел, замок,

заяц, зеркальце, зефир).

4. Физминутка. 1)Игра « Комарики», 2) Игра «Зоопарк»

твердым звуком-[з],а маленькие комарики пищат с мягким звуком-[ зь]

по моей команде. Дети сидят в кругу, чью команду называет логопед, те

дети пищат и летают вокруг.

2)Логопед: А теперь другая игра. Называется она «Зоопарк». Когда я

скажу обезьяна- вы кривляетесь, как обезьянки, когда скажу зайка-

попрыгайте, как зайки, когда скажу коза- покажите рожки, когда скажу

змея- пошипите как змейки, когда скажу медуза- изобразите руками

медузу, по моей команде. Будьте внимательными!

5. Обозначение звуков з-зь буквой з.

Логопед: Ребятки, а теперь наши героини хотят вас познакомить еще с

одной замечательной буквой. Звуки [з] и [зь] на письме обозначаются

буквой З. Посмотрите на эту букву и скажите, на что она похожа, на

какую цифру? В какую сторону направлена, куда смотрит наша буква

влево или вправо?

Дети: Буква З смотрит в левую сторону, похожа на цифру три.

Логопед: Правильно, давайте эту букву напечатаем в своих тетрадях,

чтобы запомнить эту букву. ( Дети работают в тетрадях).

Наши сестренки Зоя и Зина принесли для вас интересное задание. У

каждого из вас в тетрадях есть упражнение , в котором мы видим много

букв. Найдите правильно написанные буквы З и обведите их в круг, а

неправильно написанные буквы давайте зачеркнем!

Логопед: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на

– С какими звуками познакомили нас куклы?

– Чем звуки похожи и чем отличаются друг от друга?

– Какой буквой обозначаются звуки [з] и [зь]?

-Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, кукле Зое и Зине, очень

понравились ваши ответы, поэтому они приготовили вам маленькие

подарочки (детям вручаются наклейки). Сегодня занятие закончилось,

Дифференциация букв и звуков С-З”.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект открытого интегрированного занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_bukv_i_zvukov_s-z.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: «Дифференциация звуков [С] и [З].

Тема занятия: Дифференциация звуков и букв «С-З».

Цель: 1. Закрепление навыка четкого произношения и различения на слух звуков «С» и «З» в речи.

-развитие речевого аппарата, развитие органов дыхания;

-развивать фонематическое восприятие; фонематический слух, дифференциация звуков [с]-[з] изолированно, в слогах, в словах;

-работать над развитием фразовой речи;

– формирование навыков звукового анализа: давать характеристику звукам [с] и [з], знать их отличие друг от друга; определять место изучаемых звуков в слове; определять количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков; делить слова на слоги; выкладывать звуковые схемы слов;

– закрепление умения отличать правильный графический образ букв С и 3 от их зеркального отображения.

-развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение; развитие артикуляционной, мелкой ручной моторики.

-воспитывать организованное поведение на занятии;

-формировать активность и самостоятельность на занятии;

-прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

Индивидуальные зеркала; Схемы характеристики звука [с] и звука [з]; Предметные картинки (содержащие звуки С и З); Схемы для определения места звука [с] и [з] в слове: начало, середина, конец слова; Индивидуальный раздаточный материал (для выкладывания звуковых схем слов); Поощрительные призы (звёздочки и солнышки); Листы и простые карандаши на каждого ребёнка; Мяч.

Презентация с заданиями.

1) Организационный момент:

– К нам в гости пришли Слоненок и Зайчонок. Какой первый звук в слове

«слоненок», «зайчонок»? ([с], [з]). Мы будем говорить о звуках [с] и [з].

2) Артикуляция и характеристика звуков [с] и [з]:

Дети сидят на стульчиках перед индивидуальными зеркалами. Произносят звук [с], а потом звук [з], уточняют их артикуляцию [с]: губы в улыбке, зубы сомкнуты в «заборчик», кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята; [з] – то же самое + включение голоса).

Упражнения воздушной струи.

-«Фокус» – сдувание кусочка ваты с кончика носа — дутье на кончик языка.

Упражнения для губ.

Упражнения для языка.

-«Накажем непослушный язычок».

Что вы знаете о звуке [с]? (согласный, твёрдый, глухой) — картинки с характеристикой звука.

Что вы знаете о звуке [з]? (согласный, твёрдый, звонкий).

3) «Какой звук спрятался?»

Логопед предлагает две схемы характеристики звуков ([с] и [з]).

Посмотрите на схемы и догадайтесь, где какой звук «спрятался» (на первой схеме — зачёркнутый колокольчик – [с], на второй схеме – звенящий колокольчик – [з])

Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твёрдые)

Чем различаются? ([с]- глухой, [з]- звонкий).

4) «Будь внимателен» (развитие фонематического слуха).

Дети сидят на стульчиках. Логопед произносит слоги и слова со звуками [с] и [з]. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [с], топают, если слышат звук [з]: сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, ас, зы, бусы, тазы, со, автобус.

Сейчас мы с тобой поиграем. Смотри у меня есть 2 серединки от цветка. Посмотри какие буквы ты видишь? Молодец, правильно «С – З». Вот лепестки. Давай соберём цветки. В картинках, которых есть звук «С» – ты положишь к серединке «С», а со звуком «З» – к серединке с «З».

6) «Буквы шутят» (презентация Слайды 5-11).

Логопед называет слоги и слова с глухим согласным [с], а дети меняют звук [с] на

[з] и называют слоги и слова со звонким согласным [з]:

Са – за, со – зо, су – зу

Гимнастика для глаз.

7) Игра с мячом «Добавлялки» (упражнение на слоговой синтез слов).

Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало слова. Ребенок должен выбрать подходящий слог (ЗЫ или СЫ), чтобы получилось слово. Называя получившееся слово, бросает мяч логопеду:

8) Повторение скороговорок:

– Кто правильно повторит скороговорку, получит картинку от Зайчонка и

Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
Сеня – незнайка, а Зоя – зазнайка.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

Злая оса боса без пояса.

У кого болит зуб, тот не может есть суп.
Захар сахар запасал.
На базаре спозаранку купил Назар козе баранку.

Сеня-везеня везёт Соню на сене.

За каждый ответ дети получают по одной картинке (стол, лиса, ананас, замок, берёза, медуза). На доске схемы для определения места звука в словах.

– Определите, какой звук слышится в вашем слове? К какой схеме подойдёт ваше слово (дети ставят картинки на схемы, объясняя свой выбор)?

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

11) «Найди правильно букву»

На доске два панно с правильным графическим образом буквы С и буквы 3 и их зеркальным отображением.

– Слоненок и Зайчонок очень любят играть с буквами, но здесь они написаны по-разному. Вам нужно помочь найти правильные буквы.

Дети обводят правильные буквы.

12) Работа с разрезной азбукой. Нужно составить слово «СЛЕЗА».

А теперь угадайте загадку:
Капает водица соленая на вкус. (Слеза).

Кто лук раздевает, тот это проливает. (Слезы).

– Садитесь за столы и составьте слово из букв, лежащих на вашем столе

– Что нарисовано на картинке? (слеза) Выложите схему слова «слеза». Слайд 12.

Дети работают с индивидуальным раздаточным материалом: выкладывают на столах из красных, синих и зеленых кружков звуковую схему слова «слеза».

– Сколько звуков в этом слове? (пять). Назовите.

– Сколько согласных? Назовите.

– Сколько гласных? Назовите.

– Сколько слогов? (два) Почему? (два гласных: [е], [а]). Слайд 14.

– составьте предложение с этим словом;

– сколько слов в предложении?

13) Подведение итогов и оценка работы детей:

– О каких звуках говорили? Чему учились? (оценка работы детей)

Конспект НОД для старшей группы «Звуки [с]-[з]». Буквы С-З. Дифференциация»

Татьяна Олефиренко
Конспект НОД для старшей группы «Звуки [с]-[з]». Буквы С-З. Дифференциация»

Тема:«Звуки [С]- [З]. Буквы С – З».

– повторение понятий «звук, гласный звук, согласный звук звуки [С]- [З], слог, слово, предложение»;

звуковой анализ слов;

– деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов;

звуко – слоговой анализ слов, таких, как:

– усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).

– развитие умения находить в слове ударный гласный.

– развитие умения подбирать слова к данным схемам.

– развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т. д.).

– выделение начального согласного из слов;

– выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: «газон», «азбука»;

– выделение первого согласного в слове.

– составление предложений со звуками [с] – [з].

– выделение звуков [с]- [з] на слух в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания;

дифференциация звуков [с]- [з] в различных звуко – слоговых структурах.

– повторение букв З – С, их дифференциация.

– развивать фонематические процессы;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

– развивать дыхание, голос;

– развивать зрительное внимание в процессе выделения буквы из буквенного ряда.

-воспитывать умение слушать друг друга;

– воспитывать навык аккуратного обращения с тетрадью и письменными принадлежностями;

– воспитывать навык аккуратной работы в тетрадях.

Презентация, листы с заданиями для индивидуальной работы, тетради по обучению грамоте, ручки.

1. Организационный момент

• Игра «А сколько слогов в твоем имени?».

Напрмер: Рус – лан, Мак-сим, Нас-тя….

2. Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [с], [з]: [с] — согласный, глухой; [з] — согласный, звонкий.

Дети показывают «колокольчик», услышав в слове звук [з], и «барабан», услышав звук [с]: сок, забор, сумка, посуда, закат, зубр, абрикос, сом, ваза.

Дети повторяют слогоряд: са-за, зу-су, сы-зы, зо-со, аз-ус, оз-ис, ас-уз.

• Дети по смыслу добавляют слоги сы или зы: бу (сы, бере (за, та (зы., ча (сы).арбу (зы,рель (сы,гро (зы, ко (сы, у (сы, воло (сы, колба (са, серей (зы).

На доске картинки с изображением «зоя» и «соня». Дети расставляют к символу «комарик» — картинки со звуком [с], а к крану — со звуком [з]: замок, коза, автобус, ананас, роза, весы.

Дети составляют предложения по двум картинкам: Лиза — санки (Лиза зимой катается на санках.) снег — забор (Снег лежит на заборе.) береза — сорока (На березе сидит сорока.)

Пролетает самолет Дети показывают пальчиком над головой.

Мы собрались с ним в полет.

Правое крыло, левое крыло, Отводят в сторону правую руку, левую руку.

Я мотор завожу и внимательно гляжу. Вращают руками перед собой.

Поднимаюсь вверх, лечу,

Возвращаться не хочу! Поднимаются на носочках.

4. Повторение букв с, з

Дети вспоминают написание букв и стихотворение о них.

Чтение слов и предложений на индивидуальных листах.

5. Чтение раздаточных карточек.

На доске сюжетная картинка на эту тему. Дети подбирают слова, подходящие по смыслу: снежная. горка, снежный. ком снежные. сугробы, зимний. день зимняя. одежда, зимние. сапоги морозный. день, морозная. погода, морозные. узоры

ПО ГАЗОНУ ХОДИТ КОЗА.

ЗА ФИКУСОМ СТОИТ ПОДНОС.

В ОДНОМ ТАЗУ КОКОС.

У ТУЗИКА В ЗУБАХ СОСИСКА.

Конспект занятия «Автоматизация и дифференциация звуков. Формирование. Шипящие звуки II подгруппа» для детей средней группы Поезд Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах. Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз.

Конспект занятия «Автоматизация и дифференциация звуков. Формирование. Сонорные звуки III — IV подгруппы» для средней группы Будильник Цель. Автоматизация звука р. Описание игры. Все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок-будильник. Педагог говорит,.

Конспект занятия «Автоматизация и дифференциация звуков. Формирование. Свистящие звуки» для детей средней группы Насос Цель. Автоматизация звука с. Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: “Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо.

Конспект логопедического занятия «Гласные звуки и Буквы А, У, И, О». Старшая группа Конспект открытого логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки и буквы «Л», «М», «Н», «Р»; слоги; слова; предложения» Программное содержание: Закрепить знания о согласных буквах «Л», «М», «Н», «Р». Закрепить умение читать слоги из пройденных букв; умение.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Г]-[Г’] — [К]-[К’] и буквы Г — К» ТЕМА. Звуки «Г-ГЬ» — «К-КЬ» и буквы «Г» — «К» Программное содержание: Познакомить детей со звуками «Г», «ГЬ» (звонкими) и «К», «КЬ» (глухими).

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [К]-[Х]. Буквы К, Х» Тема: Звуки К – Х (дифференциация). Буквы К, Х Цель: 1. Закрепить правильное произношение звуков К, Х 2. Учить различать звуки К-Х в различных.

Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы «Гласные звуки и буквы» Конспект мастер-класса НОД в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Гласные звуки и буквы» Подготовила и провела учитель-логопед.

Конспект занятия «Согласные звуки [С], [С’], буквы С, с» Тема Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [с], [с’],.

Дифференциация звуков c-з
картотека по логопедии

Материал для практикующих логопедов для дифференциации звуков С-З.

Скачать:

ВложениеРазмер
s-z.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [c]–[з]

I. Четко произносить слоги парами.

II. Добавьте слоги «СЫ» или «ЗЫ».

III. Четко произносить слова парами.

IV. Четко произносить слова.

Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень, зоосад, записка, заставка, застегнуть, застелить, застроить, заснуть, запас, запуск, засиял, засмеялся, застонал, заслуга, заступ, застава, заморозки, замысел, занавес, сознание, созвездие, смазать, сквозить, снизу, лесовозы, любезность, независимость, неизвестный, здравствуй, здесь, пустозвон, сразу, сюрпризы, закваска, заросли, застой, заслонка.

V. Четко произносить словосочетания.

VI. Четко произносить предложения.

Лиза, посади сзади Соню.

Зоя, дай Захару сахару.

Сеня взял совок и насыпает кузовок.

Птичку сойку мы назвали Зойкой.

Эту девочку с косой во дворе зовут козой.

Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил.

Зина и Сима взяли санки.

В будке сидит грозный пёс.

На санках вязанка дров.

У совы круглые глаза.

У плотника доски и гвозди.

Соня Сене загадывает загадку.

У Сени заболели зубы.

Сазан – вкусная рыба.

Зоя возит Соню в коляске.

Тётя Тася забыла зонтик.

У соседей заиграла музыка.

У Зои зелёные глаза и светлые волосы.

У Зины бусы из синей бирюзы.

В магазин завезли чудесные арбузы.

Света мыла в тазу резиновую лису.

Наступила золотая осень.

Серая коза забрела в зеленый сад.

Зоя посадила бузину.

Зеленые сосны поднялись у дома.

В лесу поспела земляника.

Соня поставила на стол тарелку, в ней изюм и пастила.

Лиза спряталась под зонт.

Зоя замесила тесто.

Сима повесила зеленый занавес.

В синей вазе стояли розовые пионы.

Вася разрезал спелый арбуз.

В магазине есть спелые сливы.

В тёмном небе засияла золотая звезда.

Степа сделал запас сена козе на всю зиму.

На заводе делают самолёты.

У сусликов и сурков острые зубы.

Суслики и сурки – грызуны.

Соня видела зубра в зоопарке.

На розах блестит роса.

Осы напали на козу.

Поля засеяли овсом и кукурузой.

Раздался сильный стук, загремел засов.

У озера густые заросли.

В сосновом лесу смолистый запах.

В воздухе заскользили стрижи.

Оделись зеленью кусты, запели звонко соловьи.

Синие стрекозы стайками взлетали над осокой.

В вазе стоит мимоза.

Зоя идёт на стадион.

У Лизы злая собака.

В саду засохла берёза.

Под кустом сидит зайка.

Трезор затравил лису.

Раздался звук выстрела.

У Зины красивые бусы.

В саду раздался звонкий смех.

Скоро наступит зима.

Дорогу замело снегом.

Хоккеисты открыли зимний сезон.

Мы любовались красивым закатом.

Зимой стояли сильные морозы.

Космонавтов называют звездными братьями.

На столе стоит ваза с розами.

Воздух лесной пахнет сосной.

Составляет зайка забавную мозаику.

Указать мне компас смог путь на запад и восток.

Из магазина умный пёс до дома Зое сумку нёс.

Дети на скамейку сели, песню звонкую запели.

Сизый селезень на бал всех соседей созывал.

Любит зайка сок капустный: и полезный он, и вкусный.

VII. Четко произносить пословицы. Выучить.

За всякое дело берись смело.

Один за всех – все за одного.

У страха глаза велики.

Сказал, как узлом завязал.

Сумел завязать, сумей и развязать.

Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка на всё только рот разевает.

Старая хлеб-соль забывается.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

VIII. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

1. Заглянула в дверь коза, очень грустные глаза.

2. У Зои и Сани в сетях сом с усами.

3. В лесу две Зины-Зиночки трясутся, как осиночки.

4. Везёт Сенька Саньку с Зинкой на санках.

5. На скамейку Зоя села, справа – Слава, Сева – слева.

6. Ослик был сегодня зол – он узнал, что он осел.

Привезла его зима.

Зайка не спит, Зою зовёт.

Зайке коза спать не даёт.

И зайка мой заснет в тазу.

Захотела коза посадить у себя сладкую землянику. Взяла несколько кустиков в лесу и засадила полоску земли возле дома. Зацвела весной земляника, а потом поспели ягоды. Позвала коза соседей и угостила их земляникой.

Не спит лупоглазая сова, когда темно. В темноте глаза совы всё видят: вот зайка поскакал, вот суслик зевнул, лиса в кустах затаилась. Когда весь лес заснет, сова вылетит из дупла, везде заглянет, всех напугает, а потом усядется на сук и заухает.

Загадки на снегу

Заметает зима снегом лесные пути. А если нет снегопада, то на снегу, как на листе бумаги, заметны следы обитателей леса. Тут стояли кабаны, здесь веселилась стайка клестов, а вот самые запутанные следы. Они ведут от сосны к кустам, мимо осин, а потом – назад. Это зайка загадывает лисе загадки. Уведут следы лису далеко в лес, а Косой тут под сосной сидит. Не узнает лиса, где его искать.

За домом сосна. На сосне гнездо сойки. Сойка упала из гнезда. Лиза и Саня взяли сойку и принесли домой. Дома они посадили сойку в клетку.

На лугу паслись козы. Петух заснул. Из леса показался волк. Он схватил одну козу. У пастуха была злая собака. Собака погналась за волком. Она спасла козу.

У нас была собака Тузик. Тузик сидит у забора. Зоя даёт Тузику кость. Тузик грызёт кости.

У Лизы коза. Лиза пасла козу. Коза грызла кору берёзы. Лиза прогнала козу и загнала её в сарай.

Зоя и Соня в лесу. Под кустом сидит зайка. Зоя зовёт Соню: «Соня, там зайка!» Зайка испугался и убежал.

В саду берёза. Берёза сухая. На берёзе гнездо зяблика. Зяблик таскал в гнездо листики.

У Зураба есть собака. Собаку зовут Смелый. Зураб и Смелый гуляли в лесу. Вдруг из-за куста выползла змея. Зураб испугался, а Смелый бросился на змею и разорвал её. Смелый спас Зураба.

С прилётом зябликов придёт красна-весна. Растает снег, зазеленеет земля, вылезут смолистые листья на тополях. Запахнет зелёной травой, развернётся ива.

Зима. Сумерки. Весь лес засыпан снегом. Скачет по снегу косой зайка. Замёрз. Устал. Негде спрятаться. Вот под берёзой густой кустарник. Зайка зарылся в снег под кустами и заснул. Да усмотрела зайку сова, что притаилась на сосне. Берегись, зайка, уноси ноги!

Стасик и Денис катались на коньках. Блестел лёд, искрился снег, звенели полозья. Весело неслись мальчики по льду. Стало темнеть, мороз становился сильнее. Стасик и Денис замёрзли и проголодались. Они стали собираться домой.

У Зины заводная коза. Заведут её – она забегает по доске. Забавная такая. Зина сама заводит козу. А о своём зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поёт:

– Скоро мой зайка заснёт. Зайку никто не возьмёт!

Но зайка не спит. Он козы боится. Вот-вот забодает коза.

У куста серый зайка. Замер зайка. А за сосной Султан. Султан увидел зайку. Зайка увидел Султана. Зайка – в кусты, Султан – за ним. У султана острые зубы. У зайки быстрые ноги. Ускакал зайка. Не догнал его Султан.

XI. Составить рассказ по опорным словам.

Зоопарк, Зоя, Зина, Соня, клетки, обезьянки, забавы, кувыркание, дразнят, дети, смех.

Зайка, зима, голод, сад, яблони, грызёт, собаки, боязно, лес.

Читайте также:  Цветы и насекомые - конспект логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию