Конкурсы для логопедов в 2020 году — Конкурс научных работ в области образования

Конкурсы для логопедов в 2020 году — Конкурс научных работ в области образования

Сроки проведения: 15 ноября 2020 г. – 20 января 2021 г.

Срок приема документов продлен 15 ноября 2020 г. – до 31 декабря 2020 г.

Подведение итогов конкурса и публикация на сайте: до 20 января 2021 г.

Рассылка наград конкурса: до 8 февраля 2021 г.

Положение о конкурсе можно скачать тут

Заявку на участие в конкурсе можно скачать тут

Образец квитанции для оплаты Оргвзноса конкурса наличными через банк можно скачать тут

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОНКУРСЕ ИННОВАЦИЙ

Национальной Премии «Элита российского образования»

«Качественное образование – будущее России» – 2021

Сроки проведения: 15 ноября 2020 г. – 20 января 2021 г.
Сроки приема документов: 15 ноября 2020 г до 31 декабря 2020 г.

  • Национальная премия в области образования «Элита Российского образования»
  • Автономная некоммерческая организация поддержки общественных и гражданских инициатив «Сфера»
  • ООО «Надежда»

о р г а н и з у ю т

Конкурс инноваций по теме:

Качественное образование – будущее России

Проектная идея Конкурса:

Лучшая образовательная организация, руководитель, педагог

Общие положения

Цель Конкурса

  • повышение общественного престижа профессиональной педагогической деятельности в России;
  • общественное признание достижений образовательных организаций, руководителей, учителей, воспитателей, педагогов, специалистов;
  • пополнение профессионального портфолио руководителя, учителя, воспитателя, педагога, специалиста;

Задачами Конкурса являются:

  • выявление и общественная поддержка активно работающих творческих педагогов – элиты Российского образования;
  • общественное признание личного вклада отдельных педагогов, педагогических коллективов и руководителей в развитие инновационных процессов в образовании;
  • распространение инновационного педагогического и управленческого опыта;
  • объединение усилий педагогического сообщества по аккумуляции идей и опыта инновационной деятельности.

Участники Конкурса

2.1. К участию в Конкурсе допускаются как физические, так и юридические лица, оформившие заявку на участие в конкурсе.

2.2. К участию в Конкурсе приглашаются:

  • Образовательные организации всех типов и видов (в том числе дошкольного и дополнительного образования) независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, осуществляющие инновационные и экспериментальные проекты, программы, инициативы;
  • Руководители образовательных организаций, осуществляющих процессы развития;
  • Учителя, воспитатели, педагоги, тьюторы, методисты школьного уровня, руководители методических объединений образовательных организаций всех типов и видов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм;
  • Воспитатели, учителя, педагоги, заведующие, специалисты, методисты дошкольных образовательных организаций;
  • Педагоги, учителя, сотрудники, методисты организаций дополнительного образования, руководители;
  • Методисты районных методических центров, методисты муниципальных методических центров, методисты окружных методических объединений;
  • Профессорско-преподавательский состав учреждений дополнительного профессионального образования, высшего образования;
  • Общественные организации и движения, занимающиеся просвещением в области духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи;
  • Образовательные организации для детей с особыми образовательными потребностями;
  • Иные субъекты, реализующие цели и задачи Конкурса

По итогам Конкурса:

  • Все претенденты-участники Конкурса по итогам экспертизы получат одну из следующих наград: диплом 1, 2, 3 степени или диплом Участника конкурса;
  • Лучшие работы будут отмечены Золотой медалью «Элита российского образования» Национальной премии в области образования;
  • Призовые работы могут быть рекомендованы на другие награды Национальной премии «Элита Российского Образования»: золотую медаль Национальной премии «Н.И.Пирогов» («За заслуги в педагогической и общественной деятельности»), золотую медаль Национальной премии «Сергий Радонежский» («За подвижничество и общественное служение») и др.

Порядок проведения Конкурса и участия в нем

3.1. Формат проведения Конкурса – дистанционный.

Срок приема документов: с 15 ноября по 31 декабря г.

Участники конкурса присылают:

1) заявку (по установленной форме);

2) резюме авторов работы;

3) описание конкурсной работы;

4) отсканированную квитанцию оплаченного счета (или платёжного поручения).

Конкурсная работа может быть представлена в следующих формах: инновационный проект, исследовательский проект, образовательная программа, методическая разработка уроков, сценарии уроков, сценарии воспитательных мероприятий, классных часов, разработка занятий, пособие, учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации, программы развития, самообразования, учебных предметов, авторская методика, тренинговые мероприятия и другое (по Вашему усмотрению).

В приложении могут быть представлены презентации, видеоролики, фото-сессии и другое. Авторами могут быть как один, так и несколько человек, а также организации.

3.2. Оргвзнос для участия в конкурсе

1) Оргвзнос для конкурсных работ с одним участником составляет 3200 рублей за одну номинацию. Участником может быть как физическое, так и юридическое лицо. Для тех, кто ранее участвовал в конкурсах Национальной премии – Оргвзнос составляет 2800 рублей;

2) При предоставлении коллективной работы физическими лицами Оргвзнос составляет 2900 рублей (для тех, кто участвовал ранее – 2500 рублей) и дополнительно 300 рублей с каждого участника авторского коллектива. Один Диплом или награда выдаются всему коллективу. Квитанцию Оргвзноса за коллективную работу можно предоставить от имени одного из участников авторского коллектива;

3) Если соавторы хотят получить индивидуальные дипломы и награды Оргвзнос составляет 3200 рублей для каждого участника авторского коллектива (2800 рублей – если участвовали в конкурсах ранее);

4) Если участник – юридическое лицо – представляет работу, написанную коллективом авторов, Оргвзнос составляет 3200 рублей (2800 рублей – если участвовали в конкурсах ранее) и дополнительно 300 рублей с каждого участника авторского коллектива. Один Диплом и награды будут выписаны на юридическое лицо и авторский коллектив;

Требования к оформлению конкурсной работы

Конкурсная работа может быть представлена в произвольном виде, но с подзаголовками:

  • Автор (или авторы), электронный адрес (и запасной электронный адрес с указанием контактного лица), полный почтовый адрес (с указанием индекса)
  • Название работы
  • Краткая аннотация работы
  • Цели и задачи, на решение которых направлена работа
  • Описание работы: содержание работы, результаты (ожидаемые или реальные), критерии оценивания результатов

Объем представляемой работы от 10 до 40 страниц стандартного формата. Объем приложений не ограничивается. Большие объемы материала обязательно должны быть заархивированы.

Фотографии (при желании авторов) могут быть представлены в электронном виде и в тексте. Каждая фотография должна быть названа.

Направления и номинации Конкурса:

Выдающемуся педагогу

  • Лучший педагог года – 2021;
  • За отличные успехи в образовании – 2021;
  • За творческие инновации в образовании – 2021;
  • Лучший авторский (педагогический) коллектив – 2021;
  • Лучший классный руководитель – 2021;
  • Лучшее воспитательное мероприятие – 2021;
  • Лучший учительский опыт, обеспечивающий успех ученика – 2021;
  • Лучший учительский опыт по созданию продуктивных задач, развивающих ученика – 2021;
  • Лучший цикл уроков – 2021;
  • Выдающемуся учителю (педагогу, воспитателю, методисту) за успехи в образовательной (проектной) деятельности – 2021;
  • Лучший руководитель творческого проекта – 2021;
  • Лучший наставник – 2021;
  • Лучший мастер производственного обучения – 2021;

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта

  • Лучший цикл уроков по достижению планируемых результатов ФГОС – 2021;
  • Успешное формирование предметных и универсальных способов действий у ученика – 2021;
  • Успешное воспитание способности к самоорганизации ученика с целью решения учебных задач – 2021;
  • Успешное развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ученика – 2021;
  • Эффективные приёмы мотивирования учащихся к учебной и социальной деятельности – 2021;
  • Успешное развитие личности ученика в познавательной сфере – 2021;
  • Успешное развитие у учащихся умений регуляции собственной деятельности – 2021;
  • Успешное обучение универсальным способам действий для активного участия ученика в общественной жизни и трудовой деятельности – 2021;
  • Опыт проектирования и успешного осуществления учащимися деятельности в познавательной и социальной сферах – 2021;
  • Лучший цикл уроков по организации учебной деятельности на основе проблемных ситуаций – 2021;
  • Лучший цикл уроков, построенный на основе «учебных ситуаций», инициирующих активное действие ученика – 2021;
  • Лучший цикл уроков по созданию условий, организующих поисковую деятельность учащихся – 2021;
  • Лучшие универсальные приёмы, обеспечивающие развитие метапредметных умений учеников – 2021;
  • Авторская педагогическая разработка урока по формированию УУД – 2021;
  • Лучший учительский опыт по организации учебной деятельности развивающего типа – 2021;
  • Авторские педагогические приёмы, ориентированные на внедрение стандарта нового поколения – 2021;
  • Педагогическая технология, наиболее эффективно реализующая ФГОС – 2021;
  • Развивающая ситуация проблемного типа на уроках и во внеурочных мероприятиях – 2021.

За успехи внедрения инноваций в области образования

  • Лучшая образовательная организация общего (среднего, начального) образования – 2021;
  • Лучшая дошкольная образовательная организация – 2021;
  • Лучшая организация дополнительного образования – 2021;
  • Лучшая образовательная организация для детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями – 2021;
  • Лучшая профессиональная образовательная организация – 2021;
  • Лучший колледж – 2021;
  • Лучшая научная организация образования – 2021;
  • Лучшая кафедра (лаборатория) образовательной организации – 2021;
  • Выдающаяся организация в области образования детей и молодежи – 2021;
  • Лучшая организация предпрофессионального дополнительного образования – 2021;
  • Лучшая частная образовательная организация – 2021;
  • Образование в условиях пандемии – 2021.

За инновации в области науки и технологии образования

  • Лучший инновационный проект – 2021;
  • Лучший проект образовательной организации – 2021;
  • Лучший проект дошкольной образовательной организации развивающего типа – 2021;
  • Лучшее научное исследование в области педагогики – 2021;
  • Лучшее программное обеспечение для образовательного процесса – 2021;
  • Лучший учебник (пособие): в дошкольном образовании, общем образовании, дополнительном образовании, среднем профессиональном образовании – 2021;
  • Лучшая образовательная программа с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – 2021;
  • Лучшее научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования – 2021;
  • Лучшее дидактическое обеспечение учебного (воспитательного) процесса – 2021;
  • Лучшее дидактическое обеспечение уроков (внеурочных занятий, воспитательных мероприятий) – 2021;
  • Лучший педагог, учитель, воспитатель, руководитель, образовательная организация, авторский коллектив (и др.) в условиях формирования цифровой экономики – 2021;
  • Лучший проект, цикл занятий, учебное пособие, программа (и др.) в условиях формирования цифровой экономики – 2021.

Выдающийся руководитель образовательной организации

  • Лучший директор – 2021;
  • Лучший заведующий дошкольной образовательной организации – 2021;
  • Выдающемуся директору (заместителю директора) за успехи в образовательной (проектной) деятельности – 2021;
  • Выдающийся руководитель образовательной организации – 2021;

За поддержку и сопровождение инноваций в образовании средствами массовой информации

  • Лучший научный журнал, оказывающий поддержку и сопровождение инноваций – 2021;
  • Лучшее периодическое педагогическое издание – 2021;
  • Лучший научно-методический журнал – 2021;
  • Лучшее методическое (программное) обеспечение образовательного процесса – 2021;
  • Лучшее СМИ (интернет-СМИ), оказывающее поддержку и сопровождение инноваций в образовании – 2021;
  • Лучшее профессиональное педагогическое сетевое сообщество – 2021.

Прием документов:

Конкурсные материалы принимаются: с 15 ноября по 31 декабря 2020 г.

  • по электронной почте:
    (наличие электронного варианта – обязательное условие)
    Объем пересылаемой работы – до 200 Мб

Справки и консультации по телефонам:

Ответственный секретарь конкурса: +7 916 6673925 (моб.)

Президент национальной премии «Элита российского образования»
Ли Андрей Гендинович – +7 916 5253052 (моб.); +7 (495) 4708602 (раб.)

Информация на сайте: www.elitarosobr.ru

ФАЙЛЫ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ (DOC):

Положение о конкурсе можно скачать тут

Заявку на участие в конкурсе можно скачать тут

Образец квитанции для оплаты Оргвзноса конкурса наличными через банк можно скачать тут

Федерация психологов образования России объявляет Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2020

Список участников конкурса
Список лауреатов конкурса

Перейти к итогам конкурса

Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России» объявляет Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2020 (далее – Конкурс).
Основными задачами Конкурса являются:
  • совершенствование организации психологической работы на всех уровнях образовательной практики и развитие профессионализма психологов образования в решении проблем подрастающего поколения;
  • развитие информационного и методического обеспечения психологической работы в сфере образования;
  • развитие новых форм совместной деятельности организаций образовательной сферы в практике психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Конкурс проводится по следующим номинациям

1. Программы развития психологической службы – программы и модели организации работы психологической службы, обеспечивающие эффективность решения задач совершенствования и развития психолого-педагогической помощи детям в системе образования, а также условия для развития профессиональных команд педагогов, педагогов-психологов.

2. Профилактические психолого-педагогические программы – программы, направленные на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся, воспитанников (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

3. Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся – программы психолого-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками, испытывающими трудности в обучении и развитии (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), направленные на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде.

4. Программы коррекционно-развивающей работы – программы, направленные на поддержку педагогов и родителей в вопросах организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации; участие в создании инклюзивной среды образовательной организации; сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.

5. Развивающие психолого-педагогические программы – программы, направленные на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, воспитанников, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

6. Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы — программы, направленные на формирование психологических знаний по вопросам обучения, воспитания, развития детей, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), их родителей (законных представителей) и педагогов, работающих с различными категориями обучающихся.

7. Программы индивидуализации педагогической деятельности – программы и технологии реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных маршрутов в зависимости от нозологии, степени ограничений, психофизиологических особенностей, особенностей поведения, способностей и образовательных потребностей, направленные на оказание своевременной квалифицированной помощи обучающимся в преодолении учебных трудностей, а также реабилитационной помощи.

8. Технологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса – комплекс методов, способов и форм психолого-педагогической работы по обеспечению благоприятных условий для личностного и профессионального развития участников образовательного процесса, в том числе во взаимодействии с другими специалистами.

Условия участия в Конкурсе

Для участия в Конкурсе необходимо:

1. заполнить электронную заявку;

2. направить на электронный адрес Оргкомитета Конкурса fpor@rospsy.ru комплект конкурсной документации в следующем составе (пожалуйста, прикладывайте файлы в одном письме по отдельности, не в одном документе и не в архиве):

  • скан заявления на участие в Конкурсе (форма представлена в Приложении 1 к Положению о Конкурсе);
  • программа (технология), выдвигаемая на Конкурс, в электронном виде в формате docx (требования к структуре программы (технологии) изложены в Приложении 2 к Положению о конкурсе);
  • внешняя рецензия на программу (технологию);
  • решение организации о выдвижении программы (технологии) на Конкурс.
  • договор с физическим или юридическим лицом (на согласование). Формы договоров приведены ниже. Пожалуйста, следите за полнотой заполнения договора.

3. получить ответ Оргкомитета, оплатить оргвзнос, по возможности уведомить об оплате.

Рекомендуется в комплекте конкурсной документации представить отзыв регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» на программу (технологию), участвующую во втором этапе Конкурса.

Пакет документов предоставляется в Оргкомитет конкурса в электронном виде на электронный адрес: fpor@rospsy.ru. В названии электронного письма необходимо указать наименование конкурса («Заявка на участие во Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде»).

Сроки и этапы проведения Конкурса

I этап (отборочный) проводится образовательными организациями, центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, учреждениями реабилитации и образования, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдвигающими программы и технологии на Конкурс, при поддержке региональных отделений Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» (по согласованию).

Срок проведения: не позднее 19 октября 2020 г.

Место проведения: субъекты Российской Федерации.

Организации в срок до 25 октября 2020 года выдвигают программы и технологии с обоснованной эффективностью, соответствующие требованиям современной образовательной практики и условиям Конкурса для участия во втором этапе конкурса; региональные отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» (при их наличии) составляют отзывы на конкурсные программы и технологии.

II этап (экспертный) проводится Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России».

Срок проведения: не позднее 18 декабря 2020 г.

Место проведения: город Москва. Программы и технологии, направленные на участие во втором этапе Конкурса, проходят экспертизу в Экспертном совете Конкурса.

Программы принимаются на экспертный этап Конкурса до 25 октября 2020 года.

Итоги Конкурса подводятся в рамках научно-практического мероприятия Всероссийского уровня (не позднее декабря 2020 года).

Участники Конкурса

На Конкурс принимаются апробированные программы и технологии с обоснованной эффективностью, содержание которых соответствует нормативным правовым документам, регламентирующим профессиональную деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса и оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам, подготовленные как отдельным автором, так и авторскими коллективами.

На Конкурс не принимаются программы и технологии, номинированные к участию в Конкурсе в предыдущие годы и занявшие призовые места.

Контактная информация и финансирование

Электронный адрес для связи с Оргкомитетом и направления конкурсной документации: fpor@rospsy.ru.

+7 (916) 572-37-21 – Жуковская Ольга Алексеевна

+7 (926) 223-12-24 – Крестникова Диана Георгиевна

+7 (909) 966-55-37 – Леонова Олеся Игоревна

Финансирование Конкурса осуществляется за счет средств организационных взносов.

Размер организационного взноса составляет 5 000 рублей за участие в Конкурсе одной программы (технологии) Формы финансовых документов размещены для скачивания ниже.

По вопросам выставления счетов и оформления финансовых документов просим обращаться к Жуковской Ольге Алексеевне +7 (916) 572-37-21

Мероприятия для учителей

Календарь конкурсов для учителей и школьников

Прием заявок открыт

  • Конкурс презентаций для учителей и школьников
  • Конкурс методических разработок
  • Конкурс докладов

Открытые ладони – зима 2021

Всероссийский конкурс презентаций и методических разработок для учителей и школьников

В мероприятии может принять участие каждый учащийся 1-11 класса, учителя

  • биологии,
  • географии,
  • ИЗО,
  • иностранного языка,
  • информатики,
  • истории,
  • краеведения,
  • математики,
  • музыки;
  • МХК,
  • ОБЖ,
  • обществознания,
  • ОПК,
  • психологии,
  • технологии,
  • физики,
  • экологии,
  • экономики,

а также логопеды, педагоги музыкальных школ и дополнительного образования, воспитатели и педагоги ДОУ!

Всего 170+ номинаций!

Все подробности о мероприятии на странице конкурса и в положении.

Прием заявок открыт

  • Конкурс рисунков для учителей и школьников
  • Конкурс поделок для учителей и школьников
  • Конкурс мастер-классов
  • Конкурс мастер-классов в видеоформате
  • Конкурс сценариев новогодних внеклассных мероприятий и классных часов

Нарисуем волшебство – 2021

Всероссийский конкурс новогодних рисунков и поделок, мастер-классов и сценариев для учителей начальной школы, преподавателей ИЗО и технологии, педагогов дополнительного образования и библиотекарей.

Если вы любите не только учить ваших ребят мастерить поделки к Новому году, но и умеете делать сюрпризы своими руками, то наш конкурс для вас: номинации “Рисунок на новогоднюю или зимнюю тему” и “Поделка на новогоднюю или зимнюю тему” открыты для педагогов. И пользуются популярностью! Также вас могут заинтересовать номинации “Мастер-класс” и “Мастер-класс в видеоформате” (новое в сезоне 2020 / 2021!) – предложите пошаговую инструкцию в виде презентации или видеоролика, по созданию той или иной поделки или новогоднего украшения.

Многие учителя готовят школьные новогодние представления или классные часы. Представьте ваш сценарий на нашем конкурсе и получите в преддверии каникул красивый диплом участника конкурса сценариев или мастер-классов для своего портфолио!

Для участия в мероприятии вы также можете прислать работы своих учеников. Это могут быть поделки, рисунки, ёлочные украшения или видеозапись чтения новогоднего стихотворения.

Всего в конкурсе предусмотрено 8 номинаций для учителей и 5 номинаций для школьников.

Промежуточные итоги конкурса и выдача наградных документов проводится еженедельно по средам, начиная со 2 декабря.

Все подробности о конкурсе есть на странице и в положении.

Прием заявок открыт

  • Конкурс презентаций для учителей и преподавателей
  • Конкурс методических разработок уроков литературы
  • Конкурс методических разработок интегрированных уроков
  • Конкурс сценариев внеклассных мероприятий и литературных гостиных
  • Конкурс нестандартных учебных пособий
  • Конкурс чтецов для учителей и преподавателей
  • Конкурс иллюстраций для педагогов

Гармония звуков и слов. Поэзия Серебряного века

Всероссийский конкурс презентаций и методических разработок, художественной декламации и иллюстраций для учителей.

Серебряный век – время, когда Россия переживала мощный взлёт культуры в целом, так называемый «русский культурный ренессанс». В философии, живописи, скульптуре, архитектуре и особенно в литературе появились новые имена, школы, направления.

Александр Блок, Сергей Есенин, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Мирра Лохвицкая и многие другие поэты подарили в начале XX века короткую, но значимую в русской литературе эпоху – время торжества, переосмысления и обновления поэзии. Это период поиска иных форм, смыслов и ответов на новые вопросы времени.

Каждый педагог может представить на конкурс методическую разработку урока литературы, сценарий внеклассного мероприятия или литературной гостиной, интегрированный урок или презентацию, посвященную жизни и творчеству любимого поэта Серебряного века.

Номинации “Художественное чтение” и “Иллюстрация” открыты для всех учителей-предметников. Вы можете прочесть свое понравившееся вам стихотворение или выполнить иллюстрацию, а может быть и нарисовать портрет любимого поэта.

Всего в конкурсе предусмотрено 13 номинаций для учителей и 7 номинаций для учащихся.

Все подробности на странице конкурса и в положении.

Прием заявок открыт

  • Конкурс презентаций для учителей и школьников
  • Конкурс методических разработок уроков истории
  • Конкурс методических разработок интегрированных уроков
  • Конкурс нестандартных учебных пособий по истории
  • Конкурс чтецов для педагогов
  • Конкурс иллюстраций на историческую тему для учителей

Герои истории 2020 / 2021

Всероссийский конкурс-марафон для учителей истории, литературы, педагогов начальной школы, преподавателей колледжей и вузов.

Тематика конкурса: история России и мировая история с древнейших времен до наших дней.

Каждый учитель истории может прислать на конкурс методическую разработку урока, презентацию к уроку, разработку интегрированного урока или сценарий внеклассного мероприятия. Учитель литературы может участвовать с методической разработкой урока по изучению исторического произведения как в рамках школьной программы, так и в рамках внеклассного чтения.

Также конкурс открыт для учителей начальной школы, ведь именно с ними дети делают первые шаги в изучении истории нашей страны.

Есть также номинации для школьников. Учащиеся могут представить на конкурс доклад, презентацию, исследовательскую работу, сочинение на историческую тему, а также принять участие в конкурсе чтецов.

Конкурс разделен на 4 потока. Итоги и выдача наградных документов в конце каждого потока. Участвуйте в первом потоке и пополните свое портфолио достижений новым дипломом уже 19 ноября 2020 года.

Все подробности на странице конкурса и в Положении.

Прием заявок открыт

  • Конкурс презентаций для учителей и школьников
  • Конкурс методических разработок интегрированных уроков
  • Конкурс нестандартных учебных пособий по географии
  • Конкурс сценариев интеллектуальных игр и внеклассных мероприятий
  • Конкурс учебных видеороликов
  • Конкурс иллюстраций для учителей

Жажда новых открытий 2020 / 2021

Всероссийский конкурс-марафон для учителей географии, педагогов начальной школы, преподавателей колледжей и вузов, а также учителей истории и русского языка

Тематика конкурса: география нашей планеты во всем ее многообразии.

Каждый учитель географии может прислать на конкурс методическую разработку урока, презентацию к уроку, разработку интегрированного урока, сценарий внеклассного мероприятия или интеллектуальной игры.

Также конкурс открыт для учителей начальной школы, ведь именно с ними на уроках по окружающему миру дети начинают знакомиться с географией нашей планеты.

Для педагогов также открыты четыре дополнительные номинации. Если у вас есть авторский электронный учебник по какой-либо теме, лонг-рид или лэпбук собственной разработки, то вы можете представить вашу работу в номинации «Нестандартное учебное пособие». Для всех учителей, увлекающихся живописью, независимо от преподаваемого предмета открыты номинации «Иллюстрация» и «Портрет известного путешественника». На конкурс также можно представить учебный видеоролик в номинации «Видеопрезентация».

Всего на конкурсе открыто 15 секций по всем отраслям географических знаний (в том числе одна творческая секция), в каждой секции доступно 10 номинаций для педагогов.

Если среди ваших знакомых коллег есть учителя русского языка и историки, перешлите им информацию о нашем мероприятии. Вполне возможно, что учителя-словесника заинтересует направление «Топонимика», а преподавателя истории – секция «Географические открытия».

Есть также номинации для школьников. Учащиеся могут представить на конкурс доклад, презентацию, исследовательскую работу, иллюстрацию.

Подведение итогов первого потока состоится 11 декабря 2020 года.

Все подробности на странице конкурса и в Положении.

Конспект логопедического занятия «Родственные слова»

Конспект логопедического занятия «Родственные слова» предназначен для учащихся 3 класса, посещающих логопункт с логопедическим диагнозом «Недостатки чтения и письма, обусловленные НВОНР», 2 этап.

Тема. Родственные слова.

  • познакомить детей с родственными и однокоренными словами ;
  • закрепить знания детей о правописании родственных слов;
  • развивать навыки словообразования.
  • учить выделять корень слова;
  • учить детей работе со словарными словами;
  • развивать память.
  • развивать коммуникативные навыки детей.

Ход урока.

1. Коррекционная работа по развитию артикуляционного праксиса и мелкой моторики ( комплекс сопряженной гимнастики).

2. Развитие слухового восприятия.

– снег, снежные, снегири, снеговик.
– лес, лесник, лесной, лесок.
– радость, радостный, рад.
– желтый, желток, желтеть, желтизна.
– бегать, беглец, беглый, бегун.
– дарить ,подарок, дареный, дар.
– чистить, чисто, чистота, чистый.
– морозить. морозный, заморозки.
– ходить, походка, походный.
– озеленять, зелень, зелёный.

4. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

5. Коррекционная работа лексическом уровне.

– Посмотрите, я посадила необычное дерево. У него необычные личсточки, на которых записаны слова. И корни у этих деревьев тоже необычные — около них записаны части слова.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он просто словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

– Вот так происходит и с нашими загадочными деревьями. Давайте запишем слово, от которого образованы все слова-листочки и выделим корень каждого слова.

Дети записывают слова. Отмечают в них корень: САД — садик, садовый, садовник, садовод, рассада, посадка.

– Вспомните, как мы обозначаем корень в однокоренных словах?

– Как будем писать корень во всех этих словах? (одинаково)

– От слов, обозначающих предметы, образуйте слова, обозначающие признаки предмета, действие предмета.

Какой? Что делает?

– Запишите слова. Выделите корень. Являются ли они родственными?

Игра « Собери группы слов».

– Распределить карточки так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.

Учитель, воробей, ворона, воронёнок, учить, берёза, подберёзовик, воробушек, ученик, воробьиха, берёзовый, воробьиное.

– Посмотрите на доску. Прочитайте пары слов. Выделите корень. Являются ли эти слова родственными родственными?

Рис — рисунок
Вода — водить
Гора — горевать

Различение слов с одинаковым корнем и родственных слов.

– Посмотрите, подул сильный ветер и унес с деревьев листочки. Они перепутались. Давайте подумаем с какого дерева улетел каждый листочек.

Горе, горка, горюшко, горемыка, горочка, пригорок, высокогорье, горемычный.

Упражнения для шейного отдела позвоночника.

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

1. Скольжение подбородком по грудине вниз.
2. «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад. Наклоны головы вправо-влево.
3. «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
4. «Сова»: поворот головы вправо-влево.
5. «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.

1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Индивидуальная работа по карточкам.

– Прочитайте текст. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Укажите в словах корень.

На огонь летит маленький … .
Солнце, луна, звёзды- небесные … .
В комнате стало … от огня.
Вдалеке я увидел тусклый … .
Зимой солнце …, но не греет.
Скоро наступит … и станет совсем … .

Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.

– Сегодня у нас был урок… .
На излучине реки стоял … и смотрел вдаль.
Я повесил свой … на стену около дивана.
Мой брат Саша очень любит … .
Это была … на тему «Осень».

Слова для справок: рисунок, рисовать, рисование, зарисовка, рисовальщик.

Мама купила в магазине для плова … .
Куда ни глянешь всюду … поля.
Сегодня на поле приехал главный … .
Дедушка аккуратно перебирал … крупу, складывая … к … .
Мама приготовила на обед вкусный … суп.

Слова для справок: рис, рисовод, рисовый, рисинка.

Чернова Татьяна Вячеславовна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №8, г. Ноябрьск

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова»

Ольга Хромова
Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова»

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонном.

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование умения проявлять инициативу, умение исправлять свои ошибки и доводить до конца.

Познавательные: формировать умение работать с информацией, использовать алгоритм, сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы. Формировать умение постановки и решения проблемы, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свое мнение и доказывать. Развивать навыки сотрудничества

Предметные: научатся находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

• учебник русского языка для 2 класса (авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий);

• презентация Power Point; компьютер, проектор с экраном,

• карточки для рефлексии

Ход урока:

I. Вводная часть.

-Ребята, проверьте свое рабочее место.

Давайте создадим друг другу хорошее настроение, а для этого улыбнемся друг другу.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок,

Пора начать урок.

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкой слежу

И красиво напишу.

1. Пальчиковая гимнастика.

-Давайте приготовим пальчики для работы, чтобы они лучше писали и помассируем их.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

(Запись числа, классной работы)

2. Минутка чистописания

Вм он ля ле (анализ ошибок)

Яблоко (Г. Сапгир)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен,

А Цыпленок – тем

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

-Кислое – зачем оно?

Сладкий у него бочок.

Назовите из стихотворения слова антонимы:

– С какими словами из словаря встретились? (Ябл…к., в…р…бей)

II. Мотивационно – ориентированный этап.

-О чем говорилось в гимнастике для пальчиков? У каждого человека тоже есть родственники.

Кого называем семьей? (Тех людей, которые живут вместе.)

Назовите членов вашей семьи.

А как еще называют близких родных людей? (Родня, родственники)

Что общего у родственников? (Общие родители: бабушки, дедушки и др.

Они похожи внешне и имеют одну фамилию).

У меня есть папа и мама.

Что я сказала? Из чего состоит предложение?

Как вы думаете, есть ли у слов родственники?

Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

– О! Здравствуйте! Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово».

Кто же прав? Петя или Алеша? Почему? Надо выбрать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

III. Поисковый этап.

Может ли гусеница считать себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками?

Все родственные слова связаны по смыслу.

Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

– Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

-Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят)

– Почему? (потому что они одна семья, у них есть много общего)

– А что вы еще заметили общего в написании этих слов? (в некоторых словах есть общая часть).

– Назовите эту общую часть. (гус-).

– Выделим эту общую часть дугой.

(Все слова начинаются с букв «гус»)

-Посмотрите на слова гусеница, она тоже начинается так. Значит, она тоже родственница гусей? (Нет, не знаем)

– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Дети: родственные слова

– Какую учебную задачу мы поставим перед собой?

– познакомимся с родственными словами,

-узнаем их признаки,

– будем учиться находить родственные слова в тексте и среди других слов.

IV. Практический этап.

4.1 -Что нам поможет в решении учебной задачи? (учебник)

Работа с учебником. Стр. 58, упр. 77.

-Прочитайте текст. (Читает ученик с хорошими навыками чтения)

-Чем похожи выделенные слова? (Общая часть. Одинаковое значение).

-Какие слова мы называем родственными словами? (У которых есть общая часть и одинаковое значение)

-Прочитайте на стр. 58, на что нужно обратить внимание,и скажите: верно ли мы высказали предположения?

-Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение)

4.3 Составление алгоритма определение родственных слов.

1. Стр 59, упр. 78).

-Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близкие по значению.)

2. Составление алгоритма.

•Читаю слова.

• Нахожу общую часть.

• Определяю близкое по смыслу значение слов.

(Алгоритм записан на доске, аналогично разбирают остальные слова)

-Выполните письменное задание к упражнению.

Спишите: 1 ряд – 1 группу, 2 ряд – 2 группу, 3 ряд – 3 группу.

Выделите общую часть родственных слов так:

Вам даны карточки.

1. жарко, жарится, печется.

2. дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. чайка, чайник, чайный.

4. лес, лестница, лесничий.

В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

Проверьте работу у соседа по парте оцените с помощью знаком +, =, !.

– Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился и остался не очень доволен своей работой.

– Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

VI. Подведение итогов урока

Что нового узнали на уроке?

Какие два условия должны выполняться, чтобы слова модно было назвать родственными?

Д/З: упр. 79 (с. 59).

Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Методическая разработка урока русского языка Тема: Урок-кроссворд Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Учитель: Новакова В. П. Цель.

Открытый урок русского языка во 2 классе «Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень» Министерство образования и науки РД МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 С ПРОДЛЕННЫМ.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением» Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме “Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением”. В гости пришли.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е» Тема: Строчная и заглавная буквы Е, е Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся успешно выполнят тест-игру, позволяющий определить.

Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги» Открытый урок по русскому языку Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги. Красота слова и души. Цель: организовать деятельность.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

«Зоопарк». Урок русского языка во 2 классе Итоговая тематическая проектная задача «Зоопарк» 2 класс Тема: «Различение звука и обозначающей его буквы. Смыслоразличительная роль звуков.

Урок русского языка во втором классе по УМК «Гармония» «Имена существительные с шипящими на конце» Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов г. Иркутска Киселева Светлана Александровна 1КК Урок.

Урок русского языка по теме “Родственные слова”. 2-й класс

Класс: 2

Цель урока: целенаправленное формирование умения по отбору информации для формирования корректных выводов на примере изучения темы “родственные слова”

Обучающая задача:
познакомить с терминологией – “родственные слова”, знать признаки родственных слов;

Развивающая задача:
обогатить словарный запас учащихся и состав их речевой деятельности;
учиться делать выводы из наблюдений;

Воспитательная задача: воспитывать любовь к родному языку, строить собственные высказывания; воспитывать самостоятельность, организованность.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы организации работы учащихся:

  • индивидуальная работа,
  • работа в парах,
  • фронтальная.

Ход урока

Начинается урок
Он пойдет, ребятам, впрок.
Постарайтесь всё понять,
И про слова что-то новое узнать.

Пропишите узор

– Какая буква составляет узор? Что вы о ней знаете?

Л_сной л_сник л_с л_сок

Какая буква пропущена? Какое слово будет проверочным? Докажите.

– Пропишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите общую часть в каждом слове.

– Придумайте еще одно слово, для которого слово “лес” будет проверочным.

(лесоруб, лесовик, лесоповал)

3. Работа по теме урока

– Давайте сегодня опять заглянем в лесную школу. А там шум, гам. Что же случилось?

На лесной полянке
Летом
Собрался лесной народ
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: “Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Тигр, тигрята и тигрица.
Вот так умница сова
Не ошиблась голова.

– Кто внимательно слушал? Какие семьи собрались на лесной полянке?

– Перечислите членов каждой семьи

– Давайте запишем членов семьи в тетрадь

Еж, ежонок, ежиха

Слон, слоненок, слониха

Тигр, тигрята, тигрица

– Назовите одним словом, кто они между собой? (родственники)

– Ребята, а у кого из вас есть родственники, поднимите руку.

– А кто счастливый, у кого много родственников?

– Ребята, в русском языке тоже есть слова – “родственники”

– Прочитаем об этом правило в учебнике на стр. 58

– Итак, что же мы узнали из правила?

– Какие слова в русском языке будут являться родственными?

– Вернемся к нашим героям. Можем ли мы их назвать родственниками?

– Слова каждой группы, близки по смыслу? (Да)

– Есть ли у них общая часть? (Да)

– Давайте выделим общую часть слов каждой группы.

Слон, слоненок, слониха

Тигр, тигрята, тигрица

– Как будут называться слова каждой группы? (родственные)

– Ребята, пока мы выполняли это задание, на лесной полянке произошла такая встреча.

– Давайте внимательно послушаем

– Гусеница: Здравствуйте! Вы кто?
– Гусь: Я – Гусь, это – Гусыня, а это наш сынок Гусёнок. А вы кто?
– Гусеница: А я ваша родственница – тётка-гусеница.

– Ребята, как вы думаете, выскажите своё мнение, действительно ли гусеница

является родственницей гусям?

(Нет, гусеница не является родственницей гусям.)

– Ребята, мы сейчас с вами выдвинули предположение. В науке это называется – гипотеза.

– Слово “гипотеза” пришло к нам с греческого языка (от др.-греч. — “основание”, “предположение”) — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

– Сегодня на уроке мы попробуем доказать, верно или нет наше предположение, или, по-научному, верна ли наша “гипотеза”

– Давайте подумаем, какие полученные сегодня знания могут помочь доказать верность нашей гипотезы? Нашего предположения? (Знания о родственных словах)

– Что самое главное мы узнали о родственных словах?

– Рассмотрим наших героев с точки зрения полученных знаний.

– Выпишем героев в два столбика (как они встретились)

– Прочитайте еще раз определение родственных слов.

Какое главное условие вы нашли?

– Есть ли в этих словах общая часть? Выделим ее.

– Что же у нас получилось? В этих словах есть общая часть, значит эти слова родственные.

Все согласны с этим?

– Давайте прочитаем еще раз правило. Может в нем есть еще одно условие, по которому определяются родственные слова?

– Близки ли эти слова по смыслу, одно ли лексическое значение у этих слов?

(Нет, эти слова не близки по смыслу)

– Ребята, доказали ли мы верность нашей гипотезы, что гусь, гусыня, гусёнок и гусеница не родственники? (да)

– Кто еще раз может всем нам объяснить почему? (Гусь, гусыня и гусёнок не родственники гусенице, потому что они не близки по смыслу, а в общей части не заключено общее лексическое значение)

4. Продолжение работы по теме урока

– Итак, какие условия должны выполняться для родственных слов?

  • Работа в парах

Найдите на карточках родственные слова и соедините их.

Докажите своё мнение.

– Докажите, что слова “вода” и “жидкость” не родственные.

– Докажите, что “вода” и “водитель” не родственные.

  • Самостоятельная работа – упражнение 82.

– Выберите ту строчку, которая вам больше нравится.

Выпишите только родственные слова. Обозначьте общую часть.

Проверка: Поднимите руку, кому понравились слова 1 строчки?

Какие слова выписали? Почему вы считаете, что они родственные?

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Итог урока: Какие новые знания помогли нам доказать верность нашей гипотезы?

Какие слова являются родственными?

Дом/задание: с. 60, упр. 83.

Сегодня на уроке мы говорили с вами о родственных словах русского языка.

А как вы думаете, во франц. языке есть родственные слова?

А родственные слова франц. языка тоже должны иметь общую часть и быть близки по смыслу?

Поднимите руку, кому интересно, кто хочет узнать об этом?

Для вас будет особое задание: попробуйте узнать, есть родственные слова во французском языке и если да, то по каким законам они ими являются, совпадают ли они с нашими законами? На следующем уроке вы нам расскажите о результатах своего исследования.

Оценка деятельности на уроке

– Вспомним весь наш урок. На полях оцените свою работу на уроке.

Урок русского языка “Родственные слова”
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка во 2 классе УМК “Школа России” на тему “Родственные слова”

Скачать:

ВложениеРазмер
rodstvennye_slova_konspekt.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России»

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

1. Организационный момент

С улыбкой встретим мы гостей

И скажем хором: «Добрый день!»

Друг другу улыбнемся

И делом мы займемся.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи урока.

1.-Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

-К нам пришел Лесовичок и загадывает загадку:

-«Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший друг.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек» (Лес.)

-Сегодня мы совершим прогулку в лес.

По дорожке мы пойдем

В лес зеленый мы придем.

2. Беседа о правилах поведения в лесу.

ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял

Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист

4. Орфографическая минутка (Учитель дает детям карточки с текстом.)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто Яблоко Висело.

Только Конь сказал,

А Мышонок — Высоко.

Воробей сказал, Что близко,

А Улитка — далеко.

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко Мало.

А Цыпленок — тем,

Что очень Велико и тяжело.

А Котенку все равно: — Кислое — зачем оно?

– Что вы? -Шепчет Червячок,

— Сладкий у него бочок.

— Выпишите из стихотворения слова-антонимы

. (Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.)

(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайлика)

III. Самоопределение к деятельности (Учитель читает текст.)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница-

– О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша родственница — гусеница.

— Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию.) Родственники — это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи

— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считаюшая себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.) Среди слов тоже есть «родственники».

VI. Работа по теме урока

__ Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? ( Что такое родственные слова?)

-Какая тема нашего урока? Кто попробует поставить цель?

-Назовите родственные слова в минутке чистописания.

Мы колени поднимаем

— Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

Упр. 77 (с. 58). – Прочитайте текст.

(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)

_ Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

– Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)

Значение слова «корень»:

– подземная часть растения,

– часть волоса, зуба, ногтя,

-начало, источник чего-либо.

« Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».

  • Что же такое корень? Послушайте сказку:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть ( корень ) и общее значение, называются родственными ( однокоренными )»

  • Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.

Закрепление изученного материала

-А сейчас мы подошли к лесной речке.

-Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: « Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».

-Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

-Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

-Почему гости не сразу приметили чужака?

-Не поможете ли вы ему найти родственников?

(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

-Запишите список родственников Воды: « Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

-Беседа о поведении на речке.

– Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)

(Аналогично разбирают остальные слова.)

– Выполните письменное задание.

Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь

Жили-были серый еж

Серый еж был очень тих,

И ребенок был у них –

Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

  • «Какое слово лишнее?»

Списать однокоренные слова, выделить корень. (Задание по группам)

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

(Учащиеся зачеркивают слова . (Самопроверка.

Понравился ли вам урок?

Что нового узнали на уроке?

Были ли трудности?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)

Выполнить упр. 79 (с. 59).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК “Планета знаний”. Урок построен по методикесубЪективизации с использованием краеведческого материала.

Учащиеся изучают новый материал вместе с героями мультфильма “Лунтик”.

Урок русского языка “Обобщение по теме “Слова, слова. ” 2 класс программа “Школа России” проведен в форме урока-аукциона.

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов.

Урок изучения нового материала по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и .

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя.

Читайте также:  Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Ссылка на основную публикацию