Компьютерные презентации в работе учителя-логопеда

Компьютерные презентации в работе учителя-логопеда

Войти через uID

Войти через uID

  • Главная
  • Файлы
  • ФГОС
  • Методика
  • Приёмы
  • ИКТ
  • Форум
  • Вопрос-Ответ
  • Анализаторы
  • Объявления
  • Все статьи
  • Мероприятия
  • Конкурсы
  • Шаблоны презентаций
  • Вебинары
  • Классруку
  • Организация труда
  • Оборудование
  • Интервью
  • Кейсы
  • Рассылка

Скачивайте шаблоны презентаций к 8 Марта

Интерактивный тренажёр «Найди пару» с применением технологического приема «Анимированная сорбонка» состоит из 10 парных картинок, где основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек. Тренажёр можно использовать на занятии – фронтально и по подгруппам, на индивидуальном занятии, в домашних условиях для одновременной автоматизации звуков [К], [Ш] в словах. Также можно применять в работе с детьми с ТНР, имеющими нарушения слоговой структуры слова для отработки навыка произнесения слов V класса слоговой структуры (по А.К. Марковой). Параллельно проводится работа по согласованию местоимений (МОЯ, МОЁ, МОИ и ЧЬЯ, ЧЬЁ, ЧЬИ) с именем существительным в роде и числе.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данная интерактивная игра разработана для проведения двух обобщающих логопедических занятий по обучению грамоте со старшими дошкольниками. Для логического завершения игры предполагается последовательность в выполнении заданий. Использование интерактивных заданий позволяет развивать фонематическое восприятие, формировать фонематические представления и звуко-буквенный анализ и синтез у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Цель: автоматизация звука [Л‘] с помощью игровых компьютерных технологий.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Интерактивная дидактическая игра «Почини игрушку» направлена на развитие зрительного внимания, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Презентация-игра для старших дошкольников и младших школьников, смешивающих в речи близкие по акустико-артикуляторному сходству звуки Ш и Щ. Игровые задания позволят заинтересовать, замотивировать детей на нудном этапе при смешивании звуков – коррекция звукопроизношения на уровне слогов.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Интерактивный тренажёр составлен с применением технологического приема «Анимированная сорбонка” и направлен на автоматизацию звука [Л] в словах, словосочетаниях. Тренажер включает в себя три мини-игры.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Игра предназначена для детей ст. дошкольного и мл. школьного возраста. С её помощью дети смогут в занимательной форме отработать навыки звукового анализа и синтеза, закрепить умение различать звуки Ж-Ш, а также запомнить правописание сочетаний ЖИ-ШИ.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Материал презентации содержит комплексы артикуляционной гимнастики в стихах и считалках по материалам Т. А. Куликовской. Текст автора озвучен мною, так педагогу легче будет выполнять показ упражнений, комментировать их выполнение.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данный ресурс предназначен для обучающихся-логопатов 1-2 класса, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Цель использования ресурса: закрепление умения дифференцировать буквы Ц-Ч, пополнение и активизация словаря по лексическим темам: “Продукты”, “Птицы”.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Предложенный нами материал может быть использован учителями начальной школы для проведения внеурочных мероприятий для закрепления навыков звукобуквенного анализа и синтеза и развития интереса к родному слову у обучающихся 2-3 классов.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Интерактивный тренажёр разработан для учащихся 3-4-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные недоразвитием фонематического восприятия.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2007-2021 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

«Использование информационных технологий в работе учителя логопеда». – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТатьяна Сарычева

Похожие презентации

Презентация на тему: ” «Использование информационных технологий в работе учителя логопеда».” — Транскрипт:

2 «Использование информационных технологий в работе учителя логопеда».

3 О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг. (А.С. Пушкин)

4 Одним из новых форм организации работы в школе- это использование информационных технологий в образовательном процессе.

5 Оборудование в современной школе. В современной школе в настоящее время существует разнообразное оборудование, позволяющее сделать процесс обучения интересным, качественным многогранным. Телевизоры с DVD приставками; Компьютерные классы; Мультимедийные установки; Интерактивные доски; Графопроекторы; Магнитофоны. Телевизоры с DVD приставками; Компьютерные классы; Мультимедийные установки; Интерактивные доски; Графопроекторы; Магнитофоны.

6 Использование компьютера в учебном процессе. Как средство выполнение расчётов; Для хранения информации; Как средство имитации и моделирования изучаемых процессов; Для индивидуального обучения; Для дифференцированного обучения; Для реализации творческих проектов; Как средство оценки знаний; Для диагностики и анализа. Как средство выполнение расчётов; Для хранения информации; Как средство имитации и моделирования изучаемых процессов; Для индивидуального обучения; Для дифференцированного обучения; Для реализации творческих проектов; Как средство оценки знаний; Для диагностики и анализа.

7 Преимущества использования ИКТ. Повышение мотивации детей к трудным для них видам учебной деятельности. Моделирования продуктивных видов деятельности детей(классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.)необходимых для освоения и коррекционных задач. Создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребёнком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени. Выбор индивидуального темпа,объема получаемой информации и времени обучения. Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему. Копирование, редактирование, тиражирование материала. Удобство хранения и доступа к большим объёмам информации. Повышение мотивации детей к трудным для них видам учебной деятельности. Моделирования продуктивных видов деятельности детей(классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.)необходимых для освоения и коррекционных задач. Создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребёнком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени. Выбор индивидуального темпа,объема получаемой информации и времени обучения. Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему. Копирование, редактирование, тиражирование материала. Удобство хранения и доступа к большим объёмам информации.

8 Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда. Позволяют Активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются На разных этапах коррекционной работы; В разных видах деятельности. Позволяют Активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются На разных этапах коррекционной работы; В разных видах деятельности.

9 Программное обеспечение Развитие психических функций детей: -Зрительное и слуховое восприятие; -Внимание; -Память; -Словесно-логическое мышление. Развитие речевых функций -Фонетики; Фонематического восприятия; -Лексики; -Грамматического строя речи; -Связной речи. Развитие психических функций детей: -Зрительное и слуховое восприятие; -Внимание; -Память; -Словесно-логическое мышление. Развитие речевых функций -Фонетики; Фонематического восприятия; -Лексики; -Грамматического строя речи; -Связной речи.

10 Применение Персонального Компьютера (ПК) в логопедической работе Диагностика Обмен опытом Фронтальные занятия Работа с родителями Индивидуальные занятия

11 Диагностика Обследование речи учащихся- важный этап всего коррекционного процесса. -Использование диктофона для записи речи ребенка на начальном этапе работы и дальнейшего отслеживания результативности.

12 Дидактический материал для оценки уровня речевого развития детей Звукопроизношение

17 Использование интерактивной доски на уроках логопеда.

18 Логопедическое занятие в группе учащихся 2-х классов с нарушениями чтения и письма, обусловленными НВОНР. Тема : «Дифференциация звуков и букв ш, ж».

19 Машина бабушка жарит вкусные…. На лужайке шалил непослушный. На дорожке, у окошка квакала. Весь день лил проливной.

20 Разложить слова в корзиночки. Груша Шиповник Вишня Крыжовник Инжир Ежевика Гру.а, кры.овник,.иповник, ин.ир, ви.ня, е.евика

21 Использование презентации на фронтальных занятиях

22 Создание урока-презентации включает три этапа: Разработка сюжета урока с учетом методических требований к логопедическому занятию. Отбор речевого и наглядного материала. Техническое исполнение презентации.

23 Преимущества уроков- презентаций в: экономии времени при подготовке к занятиям отсутствии необходимости подбора наглядного и дидактического материала повышении активности детей, поддержании внимания на всех этапах занятиях возможности использования элементов программирования, когда за операцией следует проверка формировании интереса к чтению(выступление в роли ведущего, чтение по ролям и др.)

25 Вот еще один знаменитый птичий певец – СКВОРЕЦ.

26 ИЗ-ЗА Мальчик выглядывает из-за дереваДети встали из-за стола

28 Индивидуальные занятия В индивидуальной работе используются различные компьютерные программы направленные на устранение речевых недостатков и развитие психических процессов учащиеся.

29 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ГРИБОЧЕК Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу и удерживать. КАЧЕЛИ Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе.

30 Подружи звуки А ОУЭЫА ОУЭЫ

32 Работа с родителями -Проведение родительских собраний. -Обучение родителей работе с определёнными программами. -Связь с родителями через виртуальный журнал. -Проведение родительских собраний. -Обучение родителей работе с определёнными программами. -Связь с родителями через виртуальный журнал.

33 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА Дмитрачковой С.П. «Баба-Яга учится читать» Издатель: МедиаХауз, 2003 г.; Разработчик: Com.Media. Компьютерная программа представляет собой занимательную азбуку в стихах. Проказница Баба Яга припрятала в разных уголках сказочного леса буквы алфавита. И маленьким игрокам нужно пройти десять сказочных испытаний вместе с лесными обитателями, чтобы отыскать буквы и вернуть их в алфавит. Описание игр. Муравей Игра на сопоставление звуков и букв. Нужно определить на какую букву начинается название предмета на картинке. Ворон-трубач На начальном этапе обучения грамоте малыши часто пишут буквы в обратную сторону. Игра тренирует навык правильного написания букв. Лягушки-хохотушки Игра способствует общему развитию ребенка. Приучает внимательно слушать фразу и понимать ее смысл. Кот в избушке Игра-головоломка, развивает сообразительность и память. Чтобы собрать букву из фрагментов, нужно четко представлять ее начертание. Белка Игра развивает навык чтения слов и сообразительность. Липа Игра тренирует память и внимание. Мышиная переправа Разбиение слов на слоги является трудной задачей для малыша. Игра помогает ребенку понять, как из слогов образуется слово, и дает многочисленные примеры для тренировки.

34 «Веселая Азбука Кирилла и Мефодия» Издатель: Кирилл и Мефодий Хорошо знакомый детям Заяц и другие персонажи любимых мультфильмов становятся добрыми спутниками и советчиками в путешествии в страну Знаний. С помощью интерактивного алфавита дети легко запомнит все буквы. Упражнения на развитие логического мышления помогают правильно составлять из букв слоги, из слогов – слова, из слов – предложения. Чудесная анимация делает занятия увлекательными, но, чтобы перейти от одного мультфильма к другому, детям обязательно нужно правильно выполнить все задания. Если ученики верно составили слово из гирь-слогов, откроется картинка с изображением предмета, называемого данным словом; а если они правильно прицепили к паровозику слова-вагончики, поезд-предложение отправится в путь. Курс “Веселой Азбуки” задуман создателями диска так, что он будет интересен и дошкольникам, и школьникам младших классов.

35 «Развитие речи. Учимся говорить правильно» Авторы: Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко.Шевченко Игра предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. Также игра подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.младшего школьного возрастанарушения речи Игровые задания направлены на формирование слухового восприятия, развития навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения.русского языка Выполняя красочные задания, ребенок также расширяет знания об окружающей действительности, увеличивает словарный запас, развивает логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.словарный запас Особенности игры:игры Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения. Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.развитие связной речи Красочная графика, множество звуковых файлов. Несколько уровней сложности в каждом задании для детей с разным уровнем речеслухового развития. Разработано совместно с учителями-логопедами. Прилагаются методические рекомендации по использованию программы.

36 Обмен опытом Выступление на педсовете; Лекции, доклады, семинары на методических объединениях; Участие в конференциях; Участие в электронных конкурсах фестивалях; Размещение профессиональных работ на сайтах в интернете. Выступление на педсовете; Лекции, доклады, семинары на методических объединениях; Участие в конференциях; Участие в электронных конкурсах фестивалях; Размещение профессиональных работ на сайтах в интернете.

37 Каталог веб-сайтов по логопедии Журнал “Логопед” sfera.ru/ Научно-методический журнал, помогающий логопедам и педагогам детских садов, школ, других учреждений образования и здравоохранения организовать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи. Логобург Содержится большое количество тематических публикаций, содержащих интересные, разъясняющие и обучающие материалы, направленные как на узкопрофильные проблемы, так и на детскую тему в целом. Дефектолог.ru Представлены материалы о возрастных нормах развития ребёнка от рождения до семи лет, рекомендации дефектолога, логопеда, психолога, описываются развивающие игры, есть возможность участия в форуме. Логопедический сайт “Болтунишка” spb.ru/ Подробно рассказано о том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приёмы работы помогут решить речевые проблемы.

38 Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать! Иоганн Вольфганг Гёте.

Презентация “Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда”

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда

Подготовила учитель-логопед КГКОУ ШИ 12 г. Вяземского

Задорожная Наталья Владимировна

«Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям»

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Становится аксиомой то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Интеллектуальное развитие школьника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании

ИКТ для логопеда:

Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют:

    • Развивать фонематические процессы
    • Развивать мелкую моторику
    • Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи
    • Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления

что использование новейших информационных технологий в логопедической практике сочетается с традиционными методами, не заменяя их, а дополняя, обогащает процесс новыми возможностями.

Но все же не стоит забывать, что компьютер – не игрушка и не замена педагога!

Использование современного компьютерного оборудования в КГКОУ ШИ 12

2. Интерактивные доски

4. Логотренажер Комфорт Лого

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда

коррекционно-развивающей образовательной деятельности

1. Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей

2. Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

  • Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
  • Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.
  • Формирование зрительно-пространственных отношений.
  • Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
  • Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
  • Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Читайте также:  Итоговое логопедическое занятие по формированию фонематических представлений у детей с ОНР в старшей группе

Разделы деятельности учителя-логопеда

Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления:

Как правило, работа учителя-логопеда с документами предполагает три продукта Microsoft: PowerPoint, Excel, World. В структуре каталогов и папок может содержаться перспективный план работы, презентации по лексическим темам, конспекты по темам учебного плана.

  • Речевая карта – один из обязательных документов учителя-логопеда. В речевую карту вносятся профессионально интерпретированные результаты обследования устной речи, письма, чтения. Структура речевой карты – традиционная. Форма речевой карты – электронная. После заполнения всех пунктов документа речевая карта выводится в печать и подписывается учителем-логопедом.
  • Для проведения диагностики можно использовать демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft PowerPoint, содержащие наглядный материал обследования по разным направлениям и с учетом возрастных особенностей ребенка

В ходе данного вида работы можно использовать ряд логопедических программ:

  • Технология «Игры для Тигры» (авторы материалов Л.Р.Лизунова, З.А.Репина), является единым программно-методическим комплексом, содержащим компьютерную программу и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.
  • Кабинеты и комплексы биологической обратной связи (БОС)

Кабинет БОС логотерапевтический – предназначен для работы с коррекцией и совершенствованием функции речи, позволяет лечить заболевания связанные с высокими речевыми нагрузками ( заикание, дисграфия, дислексия, речевая тревога, нарушение темпа речи).

  • Демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft PowerPoint, дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому материалу, вводить детей в обстановку, соответствующую различным лексико-грамматическим темам.
  • Применение интерактивной доски. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Большая площадь поверхности интерактивной доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру.

Использование Интернет-ресурсов позволяет использовать возможности для психолог-педагогического самообразования, профессионального самообразования, а также быть в курсе новинок в области специальной и методической литературы

  • http://nsportal.ru/batyr-inna-vladimirovna
  • http://detsad8marta.ru/index.php/roditelyam2/stranichka-logopeda
  • http://www.maam.ru/users/innabatyr
  • http://multiurok.ru/rechecvetik/files/
  • www.edu.ru
  • www.spbappo.com
  • www.pedsovet.su
  • www.logoburg.com
  • www.logopunkt.ru
  • www.logopediya.com
  • www.boltun-spb.ru
  • www.logoped.ru

Использование ИКТ в работе логопеда:

    становятся необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;

способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои)

экономит силы педагога при подготовке к уроку;

  • позволяет проводить образовательную деятельность в игровой форме
  • РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕФИКСАЛЬНОГО

    СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Данещик Ю.С.,магистрантка

    (г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

    Научный руководитель – Дроздова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент

    Изучением проблемы формирования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) занимались О.Е. Громова, Г.И. Жаренкова, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, В.И. Логинова, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович и др. [5]. В их исследованиях рассматривается в большей степени именное словообразование с использованием суффиксальных деривационных средств, в то время как образование глагольного класса представляет собой одно из звеньев словообразовательной системы русского языка и именно префиксация является главным, определяющим способом деривации в сфере глагольного класса. Кроме того, приставочные глаголы служат обширной базой для образования слов других лексико-грамматических классов – существительных и прилагательных. Именно глаголу в лингвистической литературе отводится центральная роль в организации синтаксических единиц, являющихся структурными элементами коммуникативной единицы – предложения.

    Вследствие процессов компьютеризации и информатизации современного общества, позволяющих значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, а также индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, наблюдается высокий интерес к использованию информационных технологий в качестве одного из средств логопедической работы. Мультимедийные презентации предоставляют широкие возможности в достижении учителем-логопедом определенных словообразовательных задач.

    С целью выявления отношения учителей-логопедов к использованию информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в логопедической практике с дошкольниками проводилось анкетирование. В нём принимали участие 27 человек. По полученным результатам выявлено:

    – 78% педагогов ответили, что у них нет возможности использовать ИКТ на занятиях, у 15% – есть такая возможность, и у 7% – не всегда есть;

    – 78% учителей-логопедов не используют ИКТ на своих занятиях, 15% – иногда используют, 7% – используют регулярно;

    – 67% анкетируемых уместным считают использование ИКТ на этапе закрепления материала, 15% – на этапе объяснения нового материала, 7% – подведения итогов (рефлексивном этапе), 11% – на организационном;

    – наибольшее предпочтение учителя-логопеды отдают обучающим компьютерным играм (37%), далее – мультимедийным презентациям (22%), слайдшоу (22%), затем – компьютерным играм (19%);

    – педагоги используют на занятиях следующие виды работ с применением ИКТ: демонстрация материала во время занятия на мониторе компьютера (ноутбука) – 19%, демонстрация материала во время занятия с использованием мультимедийного проектора – 7%, предлагаемые материалы используют в качестве домашнего задания родителям – 7%, самостоятельная работа детей на персональном компьютере – 4%, остальные (63%) – не используют;

    – основными задачами использования ИКТ в работе учителя-логопеда видят: повышение мотивации у детей с нарушениями речи на логопедических занятиях (78%), развлекательная минутка (11%), повышение престижа логопедических занятий в глазах коллег и родителей (7%), обучение детей практическим умениям работы с компьютером (4%);

    – учителя-логопеды, не использующие ИКТ на своих занятиях, объясняют это: неимением компьютера и других средств для занятия (67%), неимением достаточно знаний о теории и методике использования ИКТ (15%), неимением желания использовать ИКТ (11%), неумением работать с компьютером (7%);

    – на вопрос о том, хотели бы анкетируемые использовать ИКТ на своих занятиях, 74% – ответили положительно, 15% – не могут определиться (не знают), 11% – не заинтересованы в данном виде работы.

    В целом, отношение учителей-логопедов к использованию ИКТ на логопедических занятиях можно характеризовать как положительное (48% считают обязательным), только 22% – не видят необходимости, 19% – считают уместным использование ИКТ в рамках кружка и 11% – относятся положительно и предлагают использование ИКТ на занятиях выборочно.

    Для формирования умения образовывать глаголы префиксальным способом у старших дошкольников с общим недоразвитием речи могут использоваться компьютерные мультимедийные презентации, которые с помощью анимации предоставляют возможность визуализации действия глаголов движения.

    Программа PowerPoint 2003(2007), входящая в состав пакета офисных приложений MicrosoftOffice, позволяет самостоятельно создавать и демонстрировать компьютерные мультимедийные презентации. Компьютерная мультимедийная презентация – это последовательность слайдов, объединённых общей тематикой. Слайдами в PowerPoint называются страницы с визуальной информацией [4].

    Использование мультимедийных презентаций на логопедических занятиях с дошкольниками сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного их обучения. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип фасциации (принцип привлекательности). Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счёт использования учителем-логопедом в ходе занятия мультимедиа презентации.

    Применение на занятии компьютерных упражнений различного уровня сложности, проверочных игровых работ и других видов заданий позволит учителю-логопеду за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Занятия с использованием мультимедийных презентаций не только оживляет учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности старшего дошкольного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

    Дети с ОНР испытывают трудности в образовании префиксальных глаголов, не различают тех действий, которые представлены на картинках (в частности, глаголов движения). И данном случае мультимедийные презентации предоставляют широкие возможности в достижении учителем-логопедом определенных словообразовательных задач. С помощью анимированной картинки (глагола движения), представленной в мультимедийной презентации, детям будет понятнее значение того или иного глагола, которое обычная картинка не всегда способна адекватно отобразить.

    Технология создания презентаций в программе MicrosoftPowerPoint не требует углубленных знаний и навыков программирования, доступно, при желании и наличии материальной базы, практически всем педагогам. Необходимые фото- и видеоматериалы можно найти в Интернете или собрать самостоятельно и с помощью родителей.

    Применение презентаций на логопедических занятиях интересно большинству детей и, что немаловажно, самому педагогу. Как правило, процесс усвоения того или иного материала заключается в многократном повторении одних и тех же примеров, вызывающих у детей утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры, что стимулирует ребёнка к выполнению задания. Правильно подобранные с учётом зоны актуального и ближайшего развития ребёнка задания дают ему возможность наглядно увидеть результат своих усилий, повысить самооценку, снизить неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность [1].

    Создание учебной презентации для дошкольников с ОНР имеет ряд особенностей. Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не могут длиться дольше этого времени. После занятий необходима небольшая гимнастика для глаз.

    Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создаёт положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление [2].

    Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занимались более одного ребёнка. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и групповых занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора и экрана, достаточно большого монитора и пр.

    Предлагаемый лексический материал должен быть доступен как по семантике, так и по слоговой структуре. Входящие в презентацию задания должны способствовать развитию мотивации достижения, созданию ситуации успешности. Выяснено, что дети лучше воспринимают несколько коротких заданий, чем одно длинное. Удобно, если каждая презентация посвящена какой-то одной лексической теме.

    Структура презентации может выглядеть следующим образом:

    2) информация для учителей-логопедов: цель презентации, для кого предназначена, на какой возраст рассчитана;

    3) текстовый материал, представленный в сюжетной форме;

    4) картинки с анимацией (и звуком), помогающие ребёнку образовать тот или иной префиксальный глагол.

    Задания могут содержать упражнения на развитие памяти, зрительного восприятия, преобразование слов, согласование их в роде [1].

    Таким образом, мультимедийные презентации могут выступать как альтернативное средство работы с дошкольниками, имеющими ОНР, не исключая традиционных приемов и форм работы, а дополняя и привнося разнообразие в их содержание.

    Список цитированных источников:

    1. Вренева, Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи // Логопед / Е.П. Вренева. – 2010. – №5. – С. 46–52.

    2. Глушкова, Е.К., Леонова Л.А. и др. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. // Информатика и образование. – 1990 – № 6. – С. 102–104.

    3. Глушкова, Е.К. Компьютер в детском саду. // Дошкольное воспитание / Е.К. Глушакова, И.П. Леонова. – 1990. – №10 – С. 44–49.

    4. Ланге, П. Мультимедиа как зеркало будущего информационного общества / П. Ланге, А. Барон. // СРЕДА. – 1996. – № 5–6. – С. 48–54.

    5. Сулима, И.А. Формирование префиксального глагольного словообразования как структурно-смыслового компонента предложений и сочетаний слов у младших школьников с ЗПР: автореф. дис. …канд. пед. наук: 07.09.03 / И.А. Сулима,– М., 2001. – 22 с.

    Работа с родителями Круглый стол для родителей: «Ваш ребенок идет в школу: Интеллектуальная готовность»
    материал

    Интеллектуальная готовность к школе

    Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию. Этот вид готовности предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    kruglyy_stol_intellektualnaya_gotovnost.docx28.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка содержания мероприятия

    Круглый стол для родителей:

    «Ваш ребенок идет в школу:

    в подготовительной к школе группе.

    Воспитатель: Адамова О.И.

    Тема: «Ваш ребенок идет в школу: интеллектуальная готовность»

    Форма проведения: круглый стол

    Аудитория: родители подготовительной к школе группы

    Количество участников: родители воспитанников (17 человек), воспитатели группы, учитель-логопед.

    1. Повышать педагогическую компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе.
    2. Развивать представления родителей о роли семьи в жизни ребенка в предшкольный период.
    3. Определить факторы успешной подготовки к школе. (Интеллектуальная готовность)

    Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, мольберт.

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Все мы – и педагоги дошкольного учреждения, и Вы, родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней. Поэтому тему нашего «круглого стола» мы так и назвали: «На пороге школы».

    Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс в след за своей первой учительницей. Его экзамен впереди. Но, а мы, свои родительские экзамены сдаём уже 7 лет его жизни. Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.

    «Разные виды готовности к школе».

    Психологи выделяют разные виды готовности к школе:

    Физиологическая готовность к школе

    1. Физическое созревание организма.
    2. Устойчивость к нагрузкам.
    3. Гибкость в адаптации к новому режиму.

    Интеллектуальная готовность к школе

    1. У ребенка должен быть запас определенных знаний.
    2. Он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее.
    3. Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.

    Психологическая готовность к школе

    1. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
    2. Развитие руки и развитие речи.
    3. Созревание эмоционально-волевых процессов

    Интеллектуальная готовность к школе

    Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию. Этот вид готовности предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).

    Например, сформированность памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произвольному запоминанию, хранению и воспроизведению информации , владеет навыками запоминания.

    Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Задание: Подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

    Показатели развития мышления до уровня готовности к школьному обучению – способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и сформированность наглядно-образного мышления, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения.

    Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Задание: Рассмотреть образец и отметить заданными знаками геометрические фигуры.

    Если ребенок понимает обращенную к нему речь, имеет определенный словарный запас и грамотную обиходную речь, если умеет четко воспринимать и произносить речевые звуки, различать на слух сходные звукосочетания, то это говорит о речевой готовности к обучению в школе .

    Интеллектуальная готовность предполагает владение достаточным объемом знаний (наличие кругозора, на базе которого может быть построена работа в классе).

    До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. В основном это некоторые элементарные понятия («растения», «животные», «сезонные явления», «время», «количество») и сведения общего характера (о труде, родной стране, праздниках). В круг знаний подготовленного к школе ребенка непременно включаются известные представления о пространстве («даль», «направление», «форма» и «величина» предметов, их положение в пространстве), о времени, единицах его измерения («час», «минута», «неделя», «месяц», «год»), о количестве, числовом ряде, множестве, равенстве и неравенстве и т.д. Все – это задача воспитателя детского сада.

    Все большее значение в последние годы при подготовке к школе придается овладению детьми некоторыми навыками, умениями и сформированности важнейших привычек и навыков поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, культурных (вежливое обращение друг с другом).

    Необходимо владеть и некоторыми умениями, которые особенно важны: умение слушать речь, объяснение, указание воспитателей, ответы товарищей, умение смотреть и видеть, умение сосредотачиваться на работе, умение вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, умение рассуждать, делать выводы.

    Интеллектуальная готовность также предполагает умение производить некоторые действия в уме, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную деятельность, умение обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различие.

    1. Подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их. Затем должны назвать те, которые запомнили.
    2. Рассмотреть образец и отметить заданными знаками геометрические фигуры.
    3. «Назови слова наоборот»:

    – Слон большой, а мышка …

    – Подушка мягкая, а стол…

    – Огонь горячий, а лёд…

    – Река широкая, а ручеёк…

    – Буратино весёлый, а Пьеро…

    4. «Закончи рисунок»

    5. Логические задачи:

    Известно, что кошки

    Не носят сапожки,

    Сколько сапожек мама купила,

    Что б кошка лапок не замочила?

    (4 шт. или 2 пары)

    Потеряла крольчиха крольчат,

    А крольчата лежат и молчат.

    Один – за ветлой,

    Двое – за метлой,

    Один – под листом,

    Двое под кустом.

    Притаились они и молчат.

    Сколько вы насчитали крольчат?(6)

    Повезло опять Егорке,

    У реки сидит не зря.

    Два карасика в ведерке

    И четыре пескаря.

    о смотрите — у ведерка

    Появился хитрый кот.

    Сколько рыб домой Егорка

    На уху нам принесет?

    В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? ( 4 яблока, морковь – это овощи)

    Сколько газет прочитает папа за неделю, если каждый день он читает по одной газете? (7 газет)

    Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

    Тест для родителей.

    Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

    1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

    2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

    3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

    4.Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

    5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

    6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

    7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
    8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

    9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

    10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

    11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

    12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

    13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

    14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

    15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

    16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом “фрукты” яблоки и груши?

    17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

    Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

    Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

    В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

    Памятка для родителей будущих первоклассников

    1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

    2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

    3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

    4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

    5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

    6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

    7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

    8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

    9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

    ЗАДАЧИ-ШУТКИ, ГОЛОВОЛОМКИ, ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

    Очень нравятся ребятам задачи-шутки, головоломки, логические задачи. Их мы даем в конце занятия для активизации внимания детей.

    1. Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Вова, если бы отправился в магазин? (3 копейки)
    2. Длина бревна пять метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят бревно? (за 4 минуты).
    3. Летела стая гусей: один гусь спереди, а два позади; один позади, а два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (3 гуся)
    4. В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя детьми так, чтобы каждый ребенок получил по яблоку и одно яблоко, осталось бы в корзине. (3 возьмут по яблоку и 1 корзину с яблоком)
    5. Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случиться? (за столом сидели дед, отец, сын)
    6. Сколько концов у 4 палок? У 5 палок? А 5 с половиной палок? (8,10,12)
    7. Поле пахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов)
    8. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
    9. Наступил декабрь. Распустились 3 ромашки, а потом еще 1. Сколько цветов распустилось? (в декабре цветы не цветут)
    10. Шоколад разделили на несколько частей. Андрей съел 2 части, Аленка 3 части, осталась 1 часть. На сколько частей разделили шоколад? (на 6 частей)
    11. У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги)
    12. Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каблук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет двумя гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей)
    13. Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
    14. В пруду плавало 7 уток. Они решили поиграть и нырнули в глубину. Сколько уток плавало в пруду? (7 уток)
    15. В вазе три ромашки и 8 васильков. Сколько ромашек в вазе? (3 ромашки)
    16. 9 девочек полили по одной грядке в огороде. Сколько грядок полили девочки? (9 грядок)
    1. 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка)
    2. Шли три козленка. 1 – впереди двух, 1 – между двумя, 1 – позади двух. Как шли козлята? (друг за другом)
    3. Хозяйка однажды с базара пришла,

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, капусту, морковку,

    Горох, петрушку и свеклу…

    Все овощи она разложила отдельно. Сколько под них потребовалось тарелок? (6 тарелок)

    1. У Аленки и Тани по 4 карандаша. Алена дала Тане 2 карандаша. Сколько карандашей стало у каждой девочки? (у Тани – 6, у Алены – 2)
    2. В бочонке – 10 ложек меда. Сколько детей может отведать этот мед? (по 1 ложке – 10 детей, по пол–ложки – 20 детей, по 2 ложке – 5 детей)
    3. Сестра и брат получили по 4 конфеты. Сестра съела 3 шт., а брат 2 шт. у кого конфет осталось больше? (у брата)
    4. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)
    5. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 кг)
    6. Один ослик нес 10 кг сахару, а другой ослик нес 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее? (она одинаковая)
    7. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
    1. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат в дупле? (8 бельчат)
    2. В 12 часов ночи пошел снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (нет, т.к. ночью солнце не светит)
    3. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12 подков)
    4. Шли семь старичков,

    У них семь посошков,

    На каждом посошке семь сучков,

    На каждом сучке семь узелков,

    В каждом узелке семь пирогов.

    В каждом пироге семь воробьев,

    У каждого воробья семь хвостиков.

    Сколько было старичков? (7 старичков)

    1. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (нет, т.к между двумя днями ночь)
    2. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у круга, у овала)
    3. Одного человека спросили, сколько у него детей? Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра». Сколько у него детей? (7 детей)
    4. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
    5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
    6. В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? (4 яблока, морковь – это овощи)
    7. В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек осталось в люстре? (пять)
    8. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (двое детей)
    9. На одной тарелке три яблока, на второй – столько же, а на третьей – столько, сколько на второй. Сколько яблок на третьей тарелке? Сколько яблок всего? (3 и 9)
    10. У Лены в портфеле четыре учебника, у Саши – столько же, у Маши – столько же, сколько у Саши. Сколько учебников в портфеле у Маши? Сколько учебников всего у трех школьников? (4 и 12)
    11. Бабушка связала внукам 5 шапочек, столько же шарфиков, а кофточек столько же, сколько шапочек и шарфиков вместе. Сколько кофточек связала бабушка? Сколько всего вещей связано? (10 и 20)
    12. Дима и Вася должны решить по четыре задачи. Дима решил две задачи, а Вася – три. Кому из мальчиков осталось решить больше задач? (Диме)
    13. Полоску бумаги нужно разрезать на четыре части. Сколько разрезов нужно сделать? (на три разреза)
    14. Сколько газет прочитает папа за неделю, если каждый день он читает по одной газете? (7 газет)
    15. Четыре яйца варится четыре минуты. Сколько варится одно яйцо?
    1. Чтобы пять мальчиков смогли прокатиться, не хватает двух велосипедов. Сколько всего велосипедов стоит около дома? (3 велосипеда)
    1. Чтобы семь девочек смогли начать вышивать, не хватает трёх иголок. Сколько всего иголок в игольнице? (4 иголки)
    2. У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь? А сколько углов будет, если отпилить два, три, четыре угла? (5 углов, 6, 7, 8.)

    Круглый стол с родителями “Скоро в школу”

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида «Родничок»

    КРУГЛЫЙ СТОЛ

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    «СКОРО В ШКОЛУ»

    О.В. Васечкина, педагог-психолог

    г.п. Междуреченский

    Тема: «Скоро в школу»

    Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

    Цель мероприятия: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

    1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».

    2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.

    3. Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

    Организационный момент

    Педагог-психолог:

    – Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

    С каким настроением вы пришли на наше мероприятие?

    (Ответы родителей)

    – Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о которых я вам расскажу. С чего все начинается ваш ребенок- первоклассник? С волнения родителей, которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то, возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо… Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая – то комната — это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку… А теперь откройте глаза…

    -Что вы почувствовали?

    (Ответы родителей)

    II. Основная часть

    Чтобы ребенок хорошо учился в школе, был успешным. Что для этого нужно? Вот на эту тему мы с вами сегодня собрались и поговорим.

    Вопросы родителям:

    Каким на ваш взгляд должен быть ребенок, который идет в школу?

    (Ответы родителей)

    Педагог-психолог:

    – Итак, успешность ученика – это не только показатель высоких результатов, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

    Давайте посмотрим, что думают и говорят наши дети, « Что такое школа?, Кто такой ученик?». (показ видео ролика « Интервью» воспитатель)

    Педагог-психолог:

    – Что, по-вашему должно быть на первом месте для того, чтобы ребенок успешно адаптировался к школе?

    Физическая готовность определяется:

    Физическим развитием, которое соответствует возрасту ребенка.( состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений)

    Физическое развитие включает:

    1) Антропометрические и биометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки и т.д.).Физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие).

    2) Антропометрические и биометрические показатели:

    Рост. При поступлении в школу рост мальчика желательно должен равняться 122-126 см. Масса тела. При поступлении в школу вес ребенка должен быть в пределах 23-25 кг. Высота головы. Померьте высоту головы сына от подбородка до макушки. Этот показатель индивидуален, показательно его отношение к общему росту ребенка. Высота головы ребенка / рост ребенка = 1/6. Если показатель выше (например, 1/5), это свидетельствует о том, что ребенок физически еще не готов к школе. Смена зубов. К поступлению в первый класс у ребенка должно смениться на коренные как минимум два молочных зуба. Длина рук. Ребенок должен через голову доставать правой рукой до левого уха.

    Психологическая готовность .

    Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

    Мотивационная готовность…

    Давайте представим, что вы решили устроиться на работу или поменять место работы.

    На что вы ориентируетесь? Что вас заставляет это делать?

    С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

    Другими словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

    Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

    А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

    Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

    Интеллектуальная готовность предполагает:

    развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес

    К 6–7-и годам ребенок должен знать: (должен уметь рассказать о себе)

    свой адрес и название города, в котором он живет;

    название страны и ее столицы;

    имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

    времена года, их последовательность и основные признаки;

    названия месяцев, дней недели;

    основные виды деревьев и цветов.

    Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

    Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

    Важная задача– научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

    Коммуникативная готовность

    Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

    Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

    В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

    Мелкая моторика.

    • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

    • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

    • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

    III Заключительная часть.

    Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год будет ощущать Вашу поддержку: «Давай еще раз попробуй! », «Еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше! ». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

    Рефлексия «Все в моих руках»

    Педагог-психолог: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

    Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

    – Больше всего мне понравилось…

    – В дальнейшем я буду использовать…

    – Здесь я сегодня узнал(а) нового…

    – Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

    – Неожиданным для меня сегодня было…

    Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год будет ощущать Вашу поддержку: «Давай еще раз попробуй! », «Еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше! ». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Всего доброго! До встречи!

    1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.

    2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

    3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.

    4. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.

    5. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.

    6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.

    7. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.

    Круглый стол для родителей в подготовительной группе “Дошкольник готовится стать школьником”

    Цели встречи:

    • Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
    • Обсудить точки зрения родителей, на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

    1.Список факторов успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе на каждого родителя
    2.Фигурки человечков (девочек и мальчиков)
    3.Памятки для родителей
    4.Рисунки детей на тему: “Как я представляю себя в школе”
    5. Видеозапись с ответами детей на вопросы: “Зачем мне учиться в школе? Как родители готовят меня в школу?”
    6. Список компонентов школьной готовности
    7.Ручки с чёрной и красной пастой

    Ход встречи

    ПСИХОЛОГ: УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Окончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней.

    Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Его экзамен впереди. Но, а мы, свои родительские экзамены сдаём уже 7 лет его жизни. Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. Вот если бы вы каждый год отправляли в школу очередного своего ребёнка, то тревожились всё меньше и меньше. Когда дело переходит в разряд обыденного, то оно становится привычным. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.

    УПРАЖНЕНИЕ: Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учёбу в школе. Возьмите фигурку человечка (Приложение 1) и напишите на ней синей пастой, те черты которые помогут и красной пастой те черты – которые затруднят учёбу вашего ребёнка. А после этого поставьте фигурку на одну из трёх полосок – дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, жёлтая – умеренное, зелёная полоска – нет особого беспокойства. (Приложение 2)

    (Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)

    А можете ли вы определить степень беспокойства вашего ребёнка с предстоящим обучением.

    (Вместе с психологом родители обсуждают рисунки детей на тему “Как я представляю себя в школе”)

    Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем:

    – хочет ли ребенок взрослеть,
    – хочет ли стать школьником.

    – Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее; привлекательным или не очень?

    – Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.

    – Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка.

    – Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?

    – Есть ли на рисунке ученики, учитель?

    – Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?

    – Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: “Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту”, “Мне интересно выйти к доске. ”. “Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят, мне тревожно.

    Психолог: Что же является важным в подготовке к школе? Подготовка к школе — процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

    Психологи выделяют разные виды готовности к школе (Приложение 3)

    Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

    Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

    Важная сторона психологической готовности ребенка к школе — достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, “скучные” моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. д.

    У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта и письма.

    УПРАЖНЕНИЕ: У вас на листочках перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных и проранжируйте их. (Приложение 4)

    (Родители выполняют задание и обсуждают его)

    Психолог: Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?

    Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.

    Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить, ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: “Что больше — один или два”, не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.

    Предлагаем вашему вниманию видеозапись ответов детей на вопросы: “Зачем мне учиться в школе? “Как родители готовят меня в школу?”

    (Родители смотрят видеофильм, и идёт обсуждение ответов детей)

    В конце нам бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшней встречи Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола (Приложение 5)

    Все родители получают памятки (Приложение 6)

    Ссылка на основную публикацию