Комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки

Комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки

Аннотация: Комплекс артикуляционных упражнений для исправления разных групп звуков для детей с различными нарушениями речи.

Статья:

Упражнение Звук “C”

При произнесении звука “С”:

губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

кончик языка упирается в нижние резцы,

передняя часть спинки языка выгнута,

боковые края языка прижаты к коренным зубам,

вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук С.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” – кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху

Упражнение Звук “З”

При произнесении звука “З”:

губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

кончик языка упирается в нижние резцы,

передняя часть спинки языка выгнута,

боковые края языка прижаты к коренным зубам,

вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук З.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” – кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Упражнение Звук “Ц”

При произнесении звука “Ц”:

положение губ нейтральное,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

кончик языка упирается в нижние резцы,

передняя часть спинки языка выгнута,

боковые края языка прижаты к коренным зубам,

вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

артикуляция в два этапа:

передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,

голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ц.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” – кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

Киска сердится”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.

Упражнение звук “Ш”

При произнесении звука “Ш”:

губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

средняя часть спинки языка прогибается,

задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ш.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” – кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Упражнение звук “Ж”

При произнесении звука “Ж”:

губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

средняя часть спинки языка прогибается,

задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ж.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” – кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Упражнение звук “Ч”

При произнесении звука “Ч”:

губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

кончик языка касается резцов,

средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,

весь язык несколько продвинут вперед,

артикуляция в два этапа:

средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

струя воздуха сильная и короткая,

голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ч.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” – кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Грибок”

Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным

Упражнение звук “Щ”

При произнесении звука “Щ”:

губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят до уровня верхних зубов,

передняя часть спинки языка несколько прогибается,

средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,

задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,

голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Щ.

Название упражнения, образ

Описание упражнения

Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” – кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Упражнение звук “Л”

При произнесении звука “Л”:

положение губ нейтральное,

зубы сближены до расстояния 2-4 мм,

кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,

спинка языка опущена,

задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка опущены,

слабая струя воздуха проходит по бокам языка,

голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционная гимнастика. Звук Л.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

Окошко”

Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” – кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

Иголочка”

Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Упражнение звук “Р”

При произнесении звука “Р”:

положение губ нейтральное,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

спинка языка опущена,

задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит посередине,

голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук Р.

Название упражнения, образ

Описание упражнения

Окошко”

Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

Лошадка”

Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.

Грибок”

Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

Иголочка”

Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” – кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Молоточек”

Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.

Пулемет”

Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:

Моторчик”

Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).

Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Артикуляционная гимнастика для детей

Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение.

Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.

В этой статье мы описываем виды артикуляционных упражнений и требования к их проведению. Рассказываем о том, как подобрать для ребенка комплекс артикуляционной гимнастики в зависимости от задач (например, научить произносить звук Р или увеличить подвижность губ и языка) и возраста (от 2 до 7 лет) и поясняем, как сделать занятия увлекательными и интересными.

Что такое артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.

Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.

Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь малышу быстрее освоить звукопроизношение, родители могут заниматься с ним дома самостоятельно.

При этом важно соблюдать требования к выполнению упражнений, чтобы не навредить речи ребенка. И, конечно, нужно подбирать артикуляционный комплекс соответственно возрасту и возможностям малыша.

Обычно детям в 1, 5 — 2 года рекомендуют посетить логопеда. Специалист уточнит, соответствует ли норме речевое развитие малыша, присутствуют ли нарушения речи. Он может посоветовать комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, по которому родители смогут сами проводить занятия с ребенком.

Логопеды работают и в детском саду. На занятиях они исправляют нарушенное звукопроизношение у ребенка и улучшают артикуляцию. Родителям стоит тренироваться с ребенком дома, закрепляя эффект от занятий со специалистом.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры.
  • Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
  • Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день.
  • Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  • В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений.
  • Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
  • Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
  • Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое).
  • Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
  • Упражнения в комплексе даются от простого к сложному.
  • Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения.
  • При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.
Читайте также:  Рекомендации родителям по лексической теме: Праздник мам, Женские профессии

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

В четком и правильном произношении огромную роль играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и правильно произносить звуки.

Комплекс для развития мышц губ

  • «Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении.
  • «Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик» улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на нижней, не перекрывая ее.
  • «Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка.
  • «Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед. Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
  • «Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха через трубочку в стакан с водой. Получится «шторм».
  • «Художник». Удерживая губами карандаш, нужно «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.

Комплекс для развития мышц языка

  • «Чашечка». Нужно широко раскрыть рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так, чтобы он не коснулся зубов.
  • «Лопата». Полностью расслабленный язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
  • «Жало». Напряженный язык резко выдвигается вперед, как жало пчелы.
  • «Футбол». С закрытым ртом надо упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д.
  • «Маятник». Высунуть язык и водить напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
  • «Чистим зубы». С закрытым ртом надо «почистить» верхние и нижние зубы.
  • «Лошадка». Изобразить языком, как цокает копытами лошадь.

Комплекс для развития мышц щек

  • «Сытый хомячок». Набирается полный рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать попеременно правую и левую щеки.
  • «Голодный хомячок». Нужно втянуть щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.
  • «Лопнувший шарик». Губы плотно сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.
  • «Буря».
  • Выдувать мыльные пузыри 🙂

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков

Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)

  1. «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы было видно, как верхние зубы стоят на нижних, как будто это заборчик. Про себя говорить звук «И».
  2. «Бублик». Улыбнуться, как при выполнении упражнения «Заборчик». Затем округлить губы и вытянуть их вперед, как бы произнося звук «О».
  3. «Непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить: «Пя-пя-пя». Прикусывая зубами, говорить: «Тя-тя-тя».
  4. «Блинчик». Улыбнуться и держать широкий язык неподвижно, так, чтобы он касался уголков рта, а верхние зубы были видны.
  5. «Остуди блинчик». Исходное положение — как в упражнении «Блинчик». Нужно дуть на “блинчик”, произнося звук «Ф». Щеки при этом не надувать.
  6. «Чистим нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка двигается вправо-влево, «чистя» нижние зубы снаружи и внутри. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  7. «Горка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнята горкой, а боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Держать 10 счетов, затем покусать спинку языка и «скатиться» зубами по языку вниз.
  8. «Волшебная палочка». Улыбнувшись, открыть рот. Напряженный язык кончиком упирается в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, кладется спичка или счетная палочка. Сомкнуть зубы и с силой выдохнуть воздух, чтобы получился длинный звук «С».
  9. «Футбол». Нужно заранее приготовить кусок ваты и 2 кубика. Пусть ребенок вытянет губы трубочкой и начнет дуть на ватку сильной струей так, чтобы загнать вату между кубиками. Воздушная струя должна быть сильной, не прерывистой. Не нужно надувать щеки.
  10. «Кто дальше загонит мяч?». Надо улыбнуться, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и сдувать кусочек ваты на противоположный конец стола. При этом можно произносить звук «Ф». Важно, чтобы ребенок во время выполнения задания не надувал щеки и не произносил звук «Х» вместо звука «Ф».

Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)

  • «Варенье». Рот немного приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот намазан вареньем. Широким краем языка нужно облизать нижнюю губу движениями сверху вниз (но не из стороны в сторону!).
  • «Фокус». Приготовить кусочек ваты. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Боковые края языка при этом прижаты к верхней губе, а по центру языка образован желобок. Нужно сдуть ватку, положенную на кончик носа. Важно следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на зубы, а нижняя челюсть была неподвижной.
  • «Приклей конфетку». Широкий язык лежит на нижней губе. На кончик языка кладется тонкий кусочек мармелада или ириски. Нужно приклеить кусочек к нёбу за верхними резцами.
  • «Чашечка».
  • «Парус». Сделать «Чашечку», завести ее за верхние зубы и подуть в нее, на верхние зубы, как бы остужая чай или раздувая парус корабля.
  • «Грибочек». Нужно улыбнуться, приоткрыв рот и показав зубы. Затем прижать широкий язык полностью к поверхности нёба и широко открыть рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы все время улыбались, а боковые стороны языка не опускались. Натянутая подъязычная связка будет напоминать ножку грибочка.
  • «Маляр». Открыть рот и показать зубы. Кончиком языка водить вперед и назад по нёбу от бугорков у верхних зубов — как будто маляр красит кисточкой.

Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)

  • «Непослушный язычок».
  • «Пароход». Надо приоткрыть рот и произносить звук «Ы», как будто гудит пароход. Кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта, а спинка языка при этом — подниматься к нёбу.
  • «Индюк». Рот приоткрыт, язык лежит на нижней губе и двигается широким передним краем по верхней губе, как бы поглаживая ее. Делать сперва медленно, затем убыстрять темп , добавив голос (должен получиться звук «бл-бл», как будто говорит индюк). Надо следить, чтобы язык был широким, а его движения были четко вперед-назад
  • «Лошадка».
  • «Качели». Нужно улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык с внутренней стороны за нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Затем поднять широкий язык за верхние зубы и также удерживать. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
  • «Чистим зубы».
  • «Маляр».
  • «Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом звук «Д-д-д». Сперва произносить медленно, постепенно наращивая темп. В этом упражнении подвижным должен быть только язык. Он не должен быть подвернут. Звук «Д» четкий и сильный, при произнесении нужно ощущать воздушную струю.
  • «Автомат». Открыть рот, улыбнуться. Напряженным языком постучать в бугорки за верхними зубами, произнося при этом звук «Т-т-т» — сперва медленно, затем быстрее. Губы и нижняя челюсть при этом неподвижны. Кончик языка не подворачивается, а при произнесении ощущается выдыхаемая воздушная струя.

Артикуляционная гимнастика по возрастам

Артикуляционная гимнастика в 2 года

В этом возрасте можно делать самые простые артикуляционные упражнения, не дольше 5-7 минут.

Малышам будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку, при этом задорно выполняя упражнение.

Можно попробовать такие задания.

  • «Прятки». Надо показать язык (высунуть как можно дальше), затем спрятать. Повторить несколько раз.
  • «Маятник».
  • «Буря».
  • «Варенье».
  • «Заборчик».
  • «Лошадка».
  • «Воздушный шарик».
  • «Сытый хомячок».
  • «Дом». Ротик малыша — это «дом». Взрослый стучит по щеке ребенка («Тук-тук»), малыш открывает рот. Взрослый говорит «Пока-пока», и ротик закрывается.
  • «Воображули». Взрослый и малыш перед зеркалом начинают гримасничать — широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губы, показывать язык и т.д.

Артикуляционная гимнастика в 3-4 года

В этом возрасте комплекс упражнений можно немного усложнить. Но он должен оставаться коротким по времени, и в нем нужно чередовать статические и динамические упражнения.

  • «Змейка». Вытянуть напряженный и узкий язык как можно дальше, как будто змейка выползает из норки.
  • «Блинчик».
  • «Маятник».
  • «Чистим зубы».
  • «Качели».
  • «Сытый хомячок».
  • «Голодный хомячок».
  • «Бегемотик». Надо широко раскрыть рот и держать в таком положении 10-15 счетов.
  • «Улыбка».
  • «Трубочка»

Артикуляционная гимнастика в 5-7 лет

К этому возрасту артикуляционный аппарат ребенка достаточно развит, поэтому упражнения могут занимать большее время, чем раньше. Можно оставить предыдущий комплекс упражнений и дополнить его следующими, усложненными, заданиями.

  • «Заборчик»;
  • «Чашечка»;
  • «Парус»;
  • «Маляр»;
  • «Индюк».

Рекомендуем:

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.А. Нищевой.

Это пособие считается одним из самых востребованных у логопедов и родителей. Здесь представлены артикуляционные упражнения с подробным описанием действий, наглядное изображение положений губ и языка, а также стихотворения и иллюстрации по теме упражнения. Детям наверняка понравится выполнять артикуляционную гимнастику в компании книжных щенка, слоненка или бегемотика.

«Веселая артикуляционная гимнастика» Веселый бегемотик Веселый щенок

Артикуляционная гимнастика в стихах

Существуют стихотворения для занятий артикуляционной гимнастикой. Они помогают разнообразить артикуляционные комплексы и привлекают внимание ребенка. Например:

К упражнению «Маятник»:

Тик-так, тик-так.
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!

К упражнению «Варенье»:

Нашей Маше очень смело
На губу варенье село.
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

К упражнению «Чистим зубки»:

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

К упражнению «Пароход»:

Вывожу язык вперед.
Закушу его — и вот:
«Ы» — так гудит пароход.

Также стоит найти историю о Язычке, с которым происходят приключения. Например, один из вариантов есть в книге Анищенковой Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов». Малышам будет интересно «помогать» Язычку скакать на лошадке или стучать молоточком по заборчику.

Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Книжки для родителей с артикуляционной гимнастикой

  • Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для дошкольников: пособие для родителей и педагогов», АСТ.
  • Волошина И.В. «Артикуляционная гимнастика для девочек», Детство-Пресс.
  • Волошина И.В. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», Детство-Пресс.
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках», Гном.
  • Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика», Детство-Пресс.
  • Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика 2», Детство-Пресс.
  • Романова М. «Угадай, кто жужжит». Мозаика-Синтез.

Чтобы научить ребенка правильно и четко произносить звуки, очень полезнос ним заниматься артикуляционной гимнастикой.

Для того, чтобы занятия дали максимальный эффект, нужно соблюдать ряд вышеуказанных правил и требований при выполнении упражнений.

Важно подобрать артикуляционный комплекс, учитывающий возраст ребенка и задачи, которые необходимо решить (укрепить мышцы языка или научить произносить шипящие звуки и т.д.).

Огромное значение имеет интерес малыша к занятиям и ощущение успеха.

Выполняя советы и упражнения, которые мы привели в этой статье, ребенок обязательно научится выговаривать звуки четко и правильно.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Тема: «Мой город»

Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Мой город». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Мой город»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Мой город».
  2. Развивать умение образовывать и употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа И.п..
  3. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Формировать у детей представления о родном городе.
  2. Продолжат знакомить детей с историей родного города, его культурой и традициями.
  3. Познакомить детей с флагом города Серпухова.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за свой город.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  1. Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
  • игрушка Незнайка, картинка и изображением Цветочного города, картинки и фотографии с изображением города Серпухова, , картинки для игры «Один — много» (дом-дома, дерево – деревья, дорога – дороги, парк – парки, магазин – магазины и т.д.), картинки для игры «Назови ласково», схемы – лабиринты по количеству детей, конструктор, схема домика Незнайки.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность

– Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям.

Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?»

(Дети по очереди называют друг друга ласковыми именами).

2. Вводно — организационный

Раздаётся стук в дверь.

– Кто это к нам пришёл? (появляется игрушка — Незнайка)

– Здравствуйте, ребята! Я Незнайка. Я к вам приехал из Цветочного города в гости. Хотите я вам расскажу о своём городе?

Незнайка показывает иллюстрации со сказочными домами и описывает их.

3. Мотивация на деятельность

– Незнайка Цветочный город очень красивый, а хочешь, мы тебя познакомим со своим городом, в котором мы живём?

4. Расширение имеющихся знаний

– Ребята, как называется наш город? ( Серпухов ).

– Послушайте стихотворение о Серпухове

Мой славный Серпухов!
Соборная гора, Серпейка.
Так много храмов и церквей!
Люблю тебя ,мой город светлый,
Ты всех прекрасней и милей!

Незнайка, а ты хотел бы увидеть наш город?

– Я предлагаю совершить экскурсию по нашему городу и рассмотреть город повнимательней. (Демонстрация слайдов с фотографиями города).

– Ребята, вы узнали, что это за здание? (городская поликлиника ).

– Для чего она нужна? ( ответы детей )

Правильно, мы ходим в поликлинику лечиться.

– А кто работает в поликлинике? ( ответы детей )

– А вот здание, которое хранит историю нашего города. Кто знает, как оно называется? ( музей ) А вы были в музее? Что вы там видели? ( ответы детей ).

– Это главный спортивный объект нашего города. Как он называется? ( стадион ). На стадионе проводятся соревнования, тренировки спортсменов и праздники.

– Что это за здание? Вы ходили с мамой и папой во Дворец культуры «Россия»? Что вы там видели? ( ответы детей )

– А ещё во Дворце культуры есть разные кружки, в которых занимаются дети. Они там учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

– Посмотрите, какое красивое здание, а как оно называется?

Правильно-это торговый центр «Корстон» и он был построен совсем недавно.

– Как вы думаете, для чего он нужен? ( ответы детей )

«Корстон»-называют торговым центром потому, что здесь можно купить всё сразу и продукты и одежду, и обувь, и игрушки, и многое другое.

Ребята, давайте пройдём по улицам нашего города.

5. Динамическая пауза

Читайте также:  Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

«Мы по улице идём»

Мы по улице идём , ходьба на месте
дружно песенку поём.
Всё хотим мы повидать . показывают козырёк
бо всём хотим узнать! указательный палец поднять вверх
Чтобы место дать прохожим , руки на поясе
с правой стороны мы ходим. правую руку отвести в сторону
Красный впереди флажок держат флажок
виден нам как маячок. машут флажком
Надо перейти дорогу ходьба на месте
светофор тут на подмогу.
Все стоят и мы стоим стоят на месте
и внимательно глядим. показывают козырёк
Вот зелёный человечек ходьба на месте
нам сигнал переходить.
Красный-мы стоим на месте, стоят на месте
не хотим мы с ним дружить!
Отдохнуть немного сели присесть
и мороженое съели. движения язычком

А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру.

6. Знакомство с новым материалом

Игра «Один – много»

Логопед предлагает детям вспомнить чего много в нашем городе и назвать:

Дом – дома
Магазин –
Дорога –
Улица –
Парк –
Памятник – и т.д

Игра «Назови ласково»

Логопед просит детей назвать маленькие предметы на картинках:

Дом – домик
Дерево –
Магазин-
Улица –
Машина – и т.д.

7. Практическая деятельность

– Ребята, мне так понравилось с вами играть, можно я буду приходить к вам в гости?

– Незнайка, а чтобы ты не заблудился в нашем городе, мы покажем тебе правильный путь к нашему детскому саду.

– У каждого из вас есть листочек с изображением дома Незнайки и нашего детского сада, на котором нужно отметить правильный путь. Давайте пальчиком проведём дорожку, а теперь возьмите карандаш и нарисуйте дорожку от дома до сада.

– Молодцы, ребята, вы справились с заданием, подарите схему Незнайке.

А чтобы Незнайка не забыл, давайте ещё раз вспомним, какие здания есть в нашем городе. (Ответы детей)

Незнайка: Спасибо, ребята, я много узнал интересного про ваш город, а вам на память я оставлю картину с изображением своего домика.

– До свидания ,ребята, я обязательно приду ещё к вам в гости!

8 . Открытый выход из деятельности

– Ребята, посмотрите, какой красивый домик построил себе Незнайка.

У меня есть строитель, давайте из него построим такой же красивый дом. (дети строят по схеме здание).

НОД для старшей группы. Мой город

Автор: Ельчанинова Елена Николаевна, воспитатель МКДОУ “Детский сад №6”, г.Лиски Воронежская область.
Тема: «Путешествие по родному городу»
Цель:
Продолжать формировать элементарные представление детей о малой Родине – Лиски на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями города.

Задачи:
Образовательные:
-дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство
-продолжать знакомить детей с историей нашего города. Закреплять название улиц, знание детей о гербе и его символическом значении.
– вызвать желание рассказывать о гербе своей семьи: о том, как зовут родителей, где они работают, чем увлекаются члены семьи.

Развивающие:
-развивать навыки речевого общения, умение отвечать на вопросы полными ответами;

Воспитательные:
-воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу, культуру речевого общения;
-продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:
Беседы о семье: «Я и моя семья», «Выходной с родителями».
Рассматривание фотографий города Лиски;
Экскурсия в музей»;
Аппликация «Дом, в котором я живу»;
Рисование на тему «Мой дом»; «Моя семья».

Оборудование:
Пазлы герба Лиски; аудиозапись гимна России, стихотворение о Лисках, гербы семей, компьютер, мольберт.

Столы расположены полукругом, на двух столах лежат пазлы, на мольбертах лежат гербы семей.

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости, коллеги! Ребята посмотрите, как много гостей к нам пришло! Давайте пожелаем им здоровья. А как это сделать? Правильно, надо сказать «Здравствуйте».

Воспитатель: А чему посвящена наша встреча, вы узнаете, прослушав эти строки:
1 чтец
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

2 чтец
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

3 чтец
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Край, в котором мы живём.

Воспитатель: Скажите мне, как правильно землю назвать? Земля дорогая? Земля золотая? – Нет, лучше сказать ей родная! Ведь лучше нашей Родины нет.
Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этих строках?

Воспитатель: Что такое Родина? Родина – значит родная, это моя страна, это мой дом, город в котором я живу, ее не выбирают, она дается человеку от рождения.
Есть в Воронежской области
Славный городок
Это край – родной Лисянский
Милый уголок.
Здесь леса, поля родные
Дивные луга.
Здесь широкие просторы
-Просто красота.

Воспитатель: Правильно, разговор пойдёт о нашем родном городе.
1. Как называется наш город и почему? (Лиски)
2. Сколько лет нашему городу? (77 лет)
3. Как, одним словом можно назвать жителей нашего города? (Лискинцы)
4. Как называется улица, на которой ты живёшь? А ты?
5. Река, на которой стоит наш город? (Дон)

Ребята, скажите пожалуйста, как Лискинцы должны относиться к своему родному городу? (Беречь, содержать в чистоте, делать все чтобы в городе было красиво)

Воспитатель: Сейчас мы совершим с вами небольшую экскурсию по нашему городу, экскурсоводами будут Полина, Полина и Дима. (рассказы детей сопровождается показом слайдов).
1 ребёнок
Город Лиски стоит на Дону, в 98 километрах от Воронежа, в самом центре Воронежской области. Главная его особенность — он является крупным железнодорожным узлом.
2 ребёнок
Название Лиски, связано не с лисами, а с лысыми. «Лыской» называли безлесую местность.
3 ребёнок
Лискинский район богат прекрасными ландшафтами, напоён чистым воздухом, наполненном ароматами смешанного леса, наличие рек делают места Лискинского района благоприятными для климатолечения.
В окрестностях города Лиски на правом берегу Дона в устье реки Тихая Сосна находится Дивногорье – удивительно живописная местность со скальными монастырями. Одной из достопримечательностей Лисок является детская железная дорога.
1 ребёнок.
Памятники: в Лисках есть памятник железнодорожникам, памятник паровозу ФД-20, памятник Великой Отечественной войне, Святой Георгий и другие памятники.

Воспитатель: Ребята, спасибо вам за ваши рассказы они очень познавательны.

Звучит 1 куплет гимна России. Все дети встают, потом садятся.

Воспитатель: Что случилось? Почему вы встали? (прозвучал гимн Лисок) Что такое гимн? (торжественная песня)
– Гимн это торжественная песня, призванная сплачивать, вдохновлять русский народ. Его исполняют в торжественных моментах и все слушают стоя.
«Поход по улицам нашего города»
1. На какой улице находится администрация города?
2. Наш детский сад находится на улице?
3. На какой улице находится больница?
4. Назовите улицу, на которой расположена автостанция?
5. На какой улице находится здание милиции?
6. Назовите улицу, на которой находится Центр детского творчества? (Лобачевского)

Воспитатель: Молодцы, я вижу, вы хорошо знаете свой город.

А сейчас я вас приглашаю на динамическую паузу.
Один, два, три, четыре, пять
В город выйду погулять
Вдоль по улице иду,
Во все стороны смотрю.
Этот дом – одноэтажный
Этот дом – он двухэтажный

А вот этот трехэтажный
Этот дом – он самый важный
Он у нас пятиэтажный
Как красиво всё кругом
В моём городе родном!

Воспитатель: Ребята, занимайте свои места.
Всего в мире существует 193 государства, в которых проживают разные народы. По – каким важным символам можно отличить эти страны друг от друга? (по флагу, по гербу).

Сейчас вы разделитесь на две команды, пройдите к столам и соберите пазлы.

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Герб города Лиски и герб Воронежской области.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о гербе нашего города?

Описание герба города Лиски гласит: “В лазоревом (синем, голубом) поле вверху – золотое крылатое колесо, внизу – тонкий выщерблено-изогнутый пояс, дважды просеченный, серебряный по краям, а посередине – в цвет поля”.

Роль железных дорог в развитии города показана крылатым колесом. Крупный железнодорожный узел – станция Лиски – является одним из основных предприятий города. Лискинское отделение железной дороги является одним из крупнейших в России. Золото в геральдике – символ богатства, уважения, интеллекта, стабильности. Лазурь (синий, голубой) – символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели. Синий цвет поля герба дополняет символику герба и показывает географическое расположение района в бассейне реки Дон.
Флаг города Лиски
Герб воронежской области

“В червленом поле – выходящая справа сложенная из золотых крупных камней гора, на склоне которой – опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой императорской короной. Щитодержатели – серебряные воздевшие крылья и простирающие их от щита орлы с червлеными языками, золотыми лапами и клювами. Подножие – положенные накрест два золотых пушечных ствола, из жерл которых исходит червленое, окруженное серебряным дымом пламя. Снизу и по сторонам пушечные стволы окружены двумя золотыми дубовыми ветвями, соединенными черенками накрест под центром щита и расходящимися вниз и в стороны, и обвиты двумя лентами ордена Ленина”.

Флаг Воронежской области
“Прямоугольное полотнище красного цвета отношением ширины к длине 2 : 3, воспроизводящее композицию Герба Воронежской области: выходящую от древка желтую гору, сложенную из крупных камней, на склоне которой – белый опрокинутый кувшин, изливающий белую воду”.

Воспитатель: Вы очень подробно рассказали.
«Герб семьи»
Воспитатель Уважаемые знатоки, скажите, пожалуйста, можно ли назвать свою семью Родиной? А что такое семья? (родные, мама, папа, сестра, брат)
Я предлагаю вам подойти к столам и найти гербы своей семьи. Прошу рассказать о своей семье (2-3 ребенка)
Спасибо знатокам за рассказы о своей семье.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вы своими знаниями порадовали нас.

Воспитатель: Пусть наш город с каждым годом становится красивым, ярким, радужным, чтобы жителям нашего города здесь хотелось жить, работать и растить детей.
Твои поля близки мне очень
И неба синь я так люблю.
За все, что есть в тебе, родная,
За все тебя благодарю!

Конспект НОД в старшей группе на тему «Мой родной город»

Галина Турманова
Конспект НОД в старшей группе на тему «Мой родной город»

Конспект НОД в старшей группе «А» на тему: «Мой родной город- Владикавказ».

Воспитатель: Кадохова М. А.

Цель: расширение представлений о родном городе.

• расширить и углубить представление детей о родном городе;

• уточнить знания детей о родном городе через фотографии и различные виды деятельности;

• развивать память, внимание, мышление, наблюдательность;

• развивать любознательность и познавательную активность в различных видах деятельности;

• развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни;

• закрепить знания домашнего адреса;

• развивать связную речь детей дошкольного возраста, учить детей высказывать свои мысли, рассуждать;

активизировать словарь детей: малая Родина, большая Родина, достопримечательности, владикавказцы.

• воспитывать чувство гордости и восхищения родным городом.

Ход занятия.

-Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро! (вместе) Доброе утро! (вместе) Солнцу и птицам Доброе утро! (вместе) Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера!

-Ребята, мы с вами живем в большой стране. Как называется наша страна? (Ответы детей). -Наша общая великая Родина –Россия, состоит из множества маленьких уголков. Это города, деревни, села. -Назовите города, в которых вы бывали или просто о которых слышали (ответы детей). -В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина. -Ребята, а как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей) -Послушайте отрывок из стихотворения, посвященного нашему Владикавказу. Осетии прекрасная столица,

Друзей любимых дорогие лица –

Все это мой родной Владикавказ.

Окрестных гор алмазная корона,

Деревьев вековых густые кроны –

Все это мой родной Владикавказ.

С веселым шумом мчащий воды Терек

И для гостей распахнутые двери –

Все это мой родной Владикавказ… (Людмила Лукьяненко)

-Мы живем в красивом городе. Мы любим его и, когда уезжаем, очень скучаем по нему.Когда мы говорим: «Я хочу домой», то имеем в виду Владикавказ. Для нас Владикавказ – это родной дом,где живут близкие и любимые люди: мама, папа, дедушки и бабушки, братишки и сестренки. Владикавказ – столица Северной Осетии-Алании. Он живописно раскинулся по берегам бурной горной реки Терек. Наш город был основан давно близ осетинского селения Дзауджикау. Это была крепость с двенадцатью пушками, которая охраняла вход в Дарьяльское ущелье. Сейчас во Владикавказе живет много людей, больше трехсот тысяч человек. Все они- Владикавказцы.

Город- это улицы, дома, машины. Что вы видите, когда идете по улицам Владикавказа? На улицах города есть не только дома, в которых мы с вами живем, но и много других зданий.

– Отгадайте загадки и вы узнаете о чем я говорю.

Этот дом многоэтажный

Чистый, светлый, очень важный.

Встретишь разных здесь врачей.

Лечат взрослых и детей. (Больница)

Что это за Диво — дом?

А игрушек сколько в нём!

Там играют и поют,

Дети весело живут.

Сколько в доме дошколят!

Этот дом ведь … (Детский сад)

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, –

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в… (Магазин)

Что за дом, что за дом?

Сказку ты увидишь в нем.

Танцы, музыка и смех-

Представление для всех! (Дворец культуры).

Фильм идет, вокруг темно,

Значит, вы пришли в… (Кино, кинотеатр)

Приглашаю вас на прогулку по нашему любимому городу:

Физкультминутка: Это город. Как высок он! (поднимают руки вверх) Сколько крыш и сколько окон! (показывают) Город наш такой большой (руки в стороны) Он уютный и живой. (обнимают себя) Он сверкает и цветет. (руками показывают фонарики) Город улыбается (улыбнуться друг другу) Он нам очень нравится! (показать знак «класс»)

Например, улица, на которой находится наш детский сад названа в честь командира подводной лодки, Героя Советского Союза – Астана Кесаева. Я живу на улице Московская. А вы знаете, как называется улица, на которой вы живете?

Игра с мячом «Назови свой адрес».

-А вы знаете, ребята, что к нам во Владикавказ часто приезжают гости и они очень хотят познакомится с достопримечательностями нашего города. Что такое достопримечательность? Вы знаете? (Воспитатель объясняет, если дети затудняются) Достопримечательность – это место или какой-то объект (здание, памятник и пр., заслуживающее особого внимания, знаменитое или просто красивое. Вы знаете, такие места во Владикавказе? Подойдите к столу, пожалуйста. Рассмотрите фотографии. Кто может рассказать о достопримечательности, запечатленной на этих фото. (На столе или на доске фотографии с видами Владикавказа: памятник великому полководцу, дважды герою Советского Союза Иссе Александровичу Плиеву; проспект Мира- фонтан «Нарт Сослан», герой нартского эпоса, танцующий на волшебной чаше; памятник выдающемуся осетинскому поэту, публицисту, художнику – Коста Левановичу Хетагурову; Монумент Дружбы на площади Воссоединения; владикавказский зоопарк; театр юного зрителя «Саби»; Суннитская мечеть на набережной реки Терек ;скульптура «Фатима, дарящая солнце») (Если дети затрудняются с ответами, помочь им).

Игра «Тактильное лото»

-Давайте с вами станем архитекторами и строителями и построим новые дома. Договоримся, что будем работать парами. Ребенок вытаскивает из «Чудесного мешочка» одну фигурку, называет и описывает ее (строительный конструктор). Его товарищ пытается найти в мешочке такую же по форме фигуру. Дети показывают фигуры и сравнивают их. Так же играет и следующая пара. Из собравшихся деталей строительного конструктора ребята складывают небольшие постройки. –Молодцы, ребята из вас получатся замечательные строители. А давайте нарисуем осенний Владикавказ. Рисовать мы будем нетрадиционным способом с использованием ватных палочек. На столе приготовлены ваши аппликации с домами, которые мы делали в группе. А сейчас мы дорисуем деревья. Ствол у деревьев мы нарисуем пастелью, а золотые листья –ватными палочками. Если вы хотите нарисовать ветреную погоду, то покажите, как от ветра наклонились деревья. Возьмём желтую гуашь и ватную палочку и нарисуем листики. Можно взять зеленую, только таких точек будет совсем немного, только чтобы оттенить крону. Добавим коричневых и оранжевых пятен. Пастелью нарисуем траву

Читайте также:  Интеграция в сфере образования

–Давайте каждый из вас скажет о нашем городе. Какой он?

Игра: «Передай сердечко и скажи словечко». Дети говорят за что они любят свой город и передают сердечко друг другу. –Я люблю свой город, потому что он (красивый). –Я люблю свой город, потому что он (уютный) и т. д.

-Молодцы ребята, мне очень приятно, что вы все любите наш родной город.

И в заключении, давайте попросим Азамата и Заура прочитать

стихотворение-пожелание нашему городу и его жителям.

Я люблю свой милый город. Здесь родился, здесь живу. Я люблю свой милый дворик, Где с ребятами дружу.

Желаем городу расти и развиваться. А горожанам жить и наслаждаться. Любимый город шлем тебе привет, Желаем благоденствия тебе на много лет!

Спасибо вам, ребята. Будущее нашего города зависит от вас, от того как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете сделать для нее, когда вырастите.

Фотоотчёт о совместном творчестве родителей с детьми на тему «Мой родной город» Цели: – создание условий для патриотического воспитания детей через знакомство с достопримечательностями родного города; – вовлечение.

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе «Родная страна. Родной город» Цель: Формировать у детей представления о России как о родной стране, знать столицу страны, герб и флаг, знать название своего города,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мой родной город» Цель: * Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине Задачи: * Формировать патриотические чувства. * Знакомить.

Конспект НОД «Самара — мой родной город» в старшей группе (c использованием мультимедийной презентации) Цель: воспитывать в детях маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом. Задачи: – расширять и.

Конспект НОД в средней группе «Мой родной город. Город Донской» Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу. Программное содержание: 1. Расширять представления детей о родном.

Конспект НОД в старшей группе «Детский сад — мой дом родной» Цель: Расширять знания детей о профессиях работников детского сада, продолжать знакомить детей с главным зданием детского сада с группами.

Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР «Лиски — мой город родной» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР Тема: «Лиски – мой город родной» Направления:.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и патриотическому воспитанию «Мой любимый и родной город Ртищево» Конспект НОД социально коммуникативное развитие патриотическое воспитание для детей старшей группы Тема: Мой любимый и родной город Ртищево.

Конспект НОД «Родной город в годы Великой Отечественной войны» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Сценарий спортивного праздника «Уфа —родной мой город, любимая столица» для воспитанников старшей группы Цель: Формирование здорового образа жизни детей и их родителей, воспитание патриотизма, гордости за свой город. Повышение интереса к физической.

Конспект НОД в старшей группе “Мой город”
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект НОД в старшей группе по области “Социально – коммуникативное развитие”, направленный на воспитание у детей патриотизма, любви к своей малой Родине

Скачать:

ВложениеРазмер
2_konspekt_moy_gorod.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей логопедической группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Мой город – Ставрополь»

«Малая родина все равно большая,

ведь она единственная» Ж.Ренар.

Цель:воспитание патриотических чувств, умения анализировать окружающий мир.

1. Уточнить и систематизировать знания детей о названии города, его истории, достопримечательностях, улицах города.

2. Расширить словарный запас детей:

названия: площадь, улица, герб, памятник, обелиск, достопримечательности, церковь, храм, библиотека, стадион, спортзал, завод, фабрика;

признаки: красивый, молодой, большой, широкая, узкая, кирпичный, панельный, зеленый;

действия: любоваться, беречь, любить, заботиться, изучать, работать, ухаживать

3. Формировать умение правильно строить предложение, отвечать полным предложением.

4. Воспитывать любовь к родному городу, его жителям, желание заботиться о городе, поддерживать чистоту и порядок.

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

1. Целевые прогулки по близлежащим улицам.

2. Беседы о названиях улиц.

З. Беседы о транспорте.

4. Рассматривание фотографий «Улицы родного города», «Памятники родного города». Обсуждение.

5. Беседа о домашних адресах.

6. Игра «Путешествие по родному городу».

7. Игра «Узнай, где я нахожусь»

8. Чтение и разучивание стихов, пословиц.

Фотографии с видами г.Ставрополя‚ цветы-билеты, эмблемы «Юный Ставрополец».

1. – Ребята, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Мы с вами живем в большой и прекрасной стране Россия. Мы россияне. И Россия- наша Родина, наш большой общий дом.

Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности- трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.

Но у каждого из нас есть и своя малая родина- тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.

Для кого-то малая родина- небольшой поселок или деревушка, для других – городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Моя малая родина. .. у каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое , если не сказать — все.

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.

Родина – для всех одна,

Но поспрашивай в народе,

И откроется она

Сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной

Высоко не величием,

А сторонкою родной,

Отчим краем называем.

– Как называется наш город? (Ставрополь)

– Если вы родились и живете в городе Ставрополе – значит это и есть ваша малая родина. Как называются жители г.Ставрополя ? (ставропольцы).

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.

Мое родное Ставрополье —

Орлиный солнечный простор.

Люблю степей твоих раздолья,

Твои папахи снежных гор.

Люблю, продутые ветрами

Твои курганы и поля,

Казачьи песни над дворами,

Где рукоплещут тополя.

Люблю орлов, парящих в сини,

Колосья нив, и шум садов,

И зноем пахнущие дыни

На рынках шумных городов.

Мое родное Ставрополье,

Люблю тебя я с давних пор.

Во мне живут твои раздолья,

Твои папахи снежных гор.

2.Д/и. «Букет красивых слов».

– Ребята, давайте соберем букет красивых слов. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и ставит свой цветок в вазу.

(Молодой, современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зимний, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, промышленный, доброжелательный, гостеприимный)

– Вот какой букет красивых слов мы собрали.

3. – Ребята, давайте сейчас с вами совершим экскурсию по нашему городу Ставрополю. Я буду вашим экскурсоводом или по- другому‚ можно сказать гидом в этом путешествии, а вы, надеюсь, будете мне помогать. А сейчас — в путь!

– Как можно приехать в наш город? (Рассказы детей о железнодорожном вокзале, автовокзале, показ слайдов).

Показ слайдов с рассказами детей о истории возникновения города, (показ герба и рассказ детей )

  • Что это за рисунок? (Это герб нашего города)
  • Что изображено на гербе? Что это обозначает? (Г ерб — символ города. )

В Ставрополе живут замечательные люди, все они большие труженики. Расскажите, где работают ваши родители. (Показ слайдов с рассказами детей, где работают их родители).

Загадка: Здесь пекут и хлеб, и сушки, и плетеные ватрушки. (хлебозавод)

Улицы: -Как называется главная улица нашего города? (Улица Ленина).

Показ слайдов: – Названия у них разные. (Ул.: Ленина, Васильева, Октябрьская, пр.Юности‚ Бруснева, Кулакова, Макарова). Улицам дают имена замечательных людей – храбрых героев, знаменитых ученых. Называют улицы и в честь важных событий. В честь кого или чего они названы? Как

называется улица, на которой расположен твой дом?

(Предложить детям назвать как можно больше знакомых улиц)

– На какой улице расположен наш детский садик?

4. Динамическая пауза «Почтальон Печкин принес вам письмо».

– У каждого человека есть свой дом, где живут близкие родственники, семья. Часть твоей малой родины – твоя семья. Это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. В дружной семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают. У русского человека три имени. Первое – свое собственное. Второе – имя отца или отчество. Третье – имя рода, семьи, в

которой он родился, это третье имя называется фамилией.

Дети становятся в круг, воспитатель поочередно бросает им мяч с предложением составить короткое сообщение своего домашнего адреса, а также своего фамилия, имени, отчества.

В подарок дети получают открытки.

– А наша экскурсия продолжается

– В нашем городе много интересных мест, которые называются – достопримечательности. Какие достопримечательности Ставрополя вы знаете? (Ответы детей, Вечный огонь, памятники, музей,)

(Вечный огонь) – показ слайдов.

– Вечный огонь горит как символ славы героям- победителям. Именно сюда несут люди букеты цветов, чтобы почтить память погибших в годы войны .

– В нашем городе есть церкви: Андреевский храм, Казанский собор.

– После трудовой недели, после хорошей работы надо хорошо отдохнуть. А где могут отдохнуть ставропольцы?

Что за дом, музыку услышишь в нем,

Пенье, танцы, игры, смех – удовольствие для всех. (Дворец культуры)

(Слайды с изображением Дворца культуры, музыкальной, художественной

школ, дома детского творчества, библиотеки).

– Дружат наши горожане со спортом. Какие вы знаете спортивные сооружения в нашем город?(Ответы детей). Показ слайдов (Ледовый дворец, спортивные школы, стадион).

Показ слайдов с видами домов города (Дети должны сказать, что это за здание)

Дома бывают разные

Высокие и низкие

Далекие и близкие,

Вроде бы обычные.

Дома бывают разные.

6.Динамическая пауза: Развитие мелкой моторики и чувства ритма.

Это улица моя (Левая рука перед грудью, ладонью вверх. Указательным и средним пальцами правой руки «бежать» по раскрытой ладони).

Здесь высокие дома, (Ладони параллельно друг другу, пальцы подняты вверх).

Детский садик мой и школа — (Изобразить пальцами «домик»; затем ладони опустить параллельно на уровне груди, локти развести в стороны, соединить руки, соприкасаясь средними пальцами)

Там учиться буду я. (Согнув локти, поднять правую руку вверх. Левую руку согнуть и приложить ладонью вниз к правому локтю).

7. Дидактическое упражнение “Назови ласково”.

8. – О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Какие вызнаете? (ответы детей):

«Всякому мила своя сторона».

«Русский человек без родины не живет».

«Родная сторона- мать родная, чужая сторона- мачеха».

«Малая родина- милая родина».

«Каждому свой край сладок».

«На родной стороне и камешек знаком».

«Родина краше солнца, дороже золота».

«Родная землица и во сне снится».

«Своя земля и в горсти мила».

«Нет в мире краше Родины нашей».

«Всякая птица свое гнездо любит».

«Где кто родился, там и пригодился».

9. – Дорогие ребята! Вы хорошо знаете наш любимый город Ставрополь и по — праву можете называться юными ставропольцами. Я хочу наградить всех вас эмблемами «Юный ставрополец». Любите свою родину- большую и малую. Старайтесь побольше узнать о ее людях и истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, саженцы деревьев.

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ. :

Я люблю свой милый город.

Здесь родился, здесь живу.

Я люблю свой милый дворик,

Где с ребятами дружу.

Желаем городу расти и развиваться.

А горожанам жить и наслаждаться.

Любимый город шлем тебе привет,

Желаем благоденствия тебе на много лет!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие- путешествие.Основная цель: Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Обучение детей правилам дорожно-транспортного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Проект “Мой город Сант-Петербург” рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и по.

«Город, в котором я живу». Это занятие для старшей группы .Непосредственно образовательная деятельность познавательная в интеграции с музыкальной и двигательной .Основные цели :формировать интерес к р.

Воспитатель в роли экскурсовода провел экскурсию по городу Белгороду с детьми подготовительной группы.Перед экскурсией рассмотрели карту РФ. Затем узнали интересные факты достопримечательностях, говор.

Формирование у детей представления о различных средствах и способах познания окружающего мира.

Конспект занятия в старшей возрастной группе детского сада по патриотическому воспитанию.

Конспект занятия в подготовительной группе “Мой Город”

Конспект занятия в подготовительной группе

на тему «Мой родной город»

Воспитатель:
Никитина Т.А.

Цель: Формирование у дошкольников системных знаний о родном городе.
Программные задачи:

-Воспитывать любовь к родному городу;
-Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц;
-Бережно относиться к историческому наследию нашего города;
-Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей; побуждать свободно мыслить, фантазировать;
-Побуждать ребёнка выражать своё отношение к познавательным объектам и продуктивной деятельности.
Предварительная работа:

-Беседы о городе;
-Чтение художественной литературы;
-Подбор и рассматривание иллюстраций;
-Экскурсии с родителями;
-Игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, развивающие игры).
Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование, презентация, картинки, материал для строительства города.
Приветствие, общение с детьми, ответы на вопросы Ориентировочный этап
Воспитатель:
Сегодня мы снова посмотрим на картинку нашей Родины.
Как называется страна в которой мы живём?
Ответы детей.
Воспитатель:
Взгляните, что-то изменилось на карте?
Дети: – на карте появились дома;
– обозначен наш город.
Скажите, как называется наш город?
Ответ детей.
Воспитатель:
Как называют жителей нашего города? АМЧАНЕ
Наш город построен давно или недавно?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно наш город называют древним городом.
Построен он на горе Самород в 1146 году и назвали Мценском.
Вот что мы можем узнать об истории нашего города если побываем на экскурсии.
Беседа, дидактическая игра, просмотр презентации, физкультминутка, ответы на вопросы, работа с картинками, постройка города Практическая часть
Воспитатель:
Я предлагаю вам пройти по улицам нашего города, города Мценска. Почувствовать его неповторимость и особую атмосферу. И начнём мы с улицы Ленина.
Раньше эту улицу называли Хлебной, здесь грузили хлеб и развозили на лошадях разным городам. Здесь же на площади Ленина построено здание Администрации города с башней, на которой установлены часы и реет Государственный флаг.
Украшают площадь торговые ряды. Это старинное здание раньше было одноэтажным. Во время войны сильно пострадало. При восстановлении решили надстроить второй этаж.
Переходя через дорогу, мы попадаем на улицу Мира и видим здание Дворца Культуры.
Чуть выше по улице находится краеведческий музей. В нём мы можем познакомиться с прошлым и настоящим нашего города.
Воспитатель:
Скажите, а есть ли у вас любимое место в городе?
Давайте не просто назовём, а постараемся рассказать о нём.
Воспитатель:
Рассказы детей о любимых местах города.
Воспитатель:
У меня тоже есть любимое место в нашем городе. И я очень горжусь историей этого места. Посмотрите, на экран. (Аллея Славы – рассказ воспитателя).
Воспитатель:
А ещё я горжусь тем, что наши предки не только были героями, трудились, но и умели отдыхать.
Какие русские народные игры вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
Я предлагаю вам поиграть в игру «Золотые ворота».
(Музыка)
Воспитатель:
Посмотрите на столе лежат картинки с изображением гербов.
По гербу мы можем узнать, какому городу он принадлежит. В нашей стране много городов, и в каждом городе есть свой герб, все они разные, непохожие друг на друга.
Воспитатель:
Вспомните какой принадлежит нашему городу.
Ответы детей.
Воспитатель:
Расскажите мне, что изображено на гербе нашего города.
Ответы детей.
(В нижней части на зелёном поле лежат крестообразно четыре пшеничных снопа. В верхней части расположена белая крепость с гордым орлом на башне.)
Воспитатель:
Скажите, ребята, а вы никогда не думали, каким будет наш город в будущем?
Давайте помечтаем и постараемся его изобразить с помощью материалов на столе.
Выполнение работы.
Воспитатель:
Ребята, о чём мы сегодня разговаривали, что нового вы узнали?

Ссылка на основную публикацию