Комплексный подход в коррекции общего недоразвития речи

Комплексный подход в системе преодоления общего недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией

Дети с общим недоразвитием речи III, IV уровней и спастической формой псевдобульбарной дизартрии – основной контингент логопедических групп в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с детьми-логопатами, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

В настоящее время образовательный процесс в ДОУ отличается преимущественно “учебной” направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому мы приступили к активным поискам новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) направлений в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Во-первых, мы обращаем главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.

Во-вторых, считаем, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

Система логопедического воздействия на ребенка при псевдобульбарной дизартрии носит комплексный характер. Нами составлена специальная коррекционно-оздоровительная программа “Комплексный подход в системе преодоления общего недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией”.

Ее цель: оптимальная коррекция речевых дефектов, развитие психических функций, укрепление здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.

Программа получила положительную рецензию на кафедре методик дошкольного и начального образования Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Она представлена Вашему вниманию.

Для детей с общим недоразвитием речи III, IV уровней и спастической формой псевдобульбарной дизартрии характерно:

  • недоразвитие общей и мелкой моторики;
  • несформированность движений органов артикуляционного аппарата и, как следствие, нарушение звукопроизношения;
  • присутствие саливации, синкенезий, гиперкинезов;
  • недоразвитие мимических мышц;
  • нарушение просодических компонентов речи:
    • диафрагмального и речевого дыхания;
    • силы и высоты голоса;
    • темпа и ритма речи;
  • недоразвитие фонематического слуха и восприятия;
  • недостаточное развитие лексико-грамматических компонентов речи; связной речи.

В связи с этим работа учителя-логопеда ведется в нескольких направлениях:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • стимуляция работы артикуляционного аппарата;
  • нормализация работы мимических мышц;
  • борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями;
  • формирование просодических компонентов речи;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие основных фонематических процессов;
  • устранение общего недоразвития речи;
  • нормализация основных психических процессов.

Первая часть любого занятия построена по структуре псевдобульбарной дизартрии и включает в себя работу по:

  • развитию общей моторики (статической и динамической организации движений тела), начинающуюся с нормализации мышечного тонуса, снятия мышечного напряжения (при спастической дизартрии тонус повышен);
  • нормализации мелкой моторики, состоящую из массажа (самомассажа) рук от кончиков пальцев до основания, пальчиковой гимнастики, разного рода шнуровок, штриховок, вариантов игровых моментов с мелкими предметами (крупами, бусинками и т.п.);
  • развитию артикуляционного аппарата, которая ведется по следующим параметрам. Проводится массаж органов артикуляции. Сначала выполняется массаж лица, далее – массаж языка (если требуется – губ). Благодаря этому массажу понижается мышечный тонус органов артикуляции. Затем выполняется артикуляционная гимнастика. Существует несколько негласных требований к ее проведению:
    • артикуляционная гимнастика выполняется по широкой программе, т.е. независимо от того, над каким звуком идет работа;
    • подбираются движения для всех подвижных частей артикуляционного аппарата: губ, челюсти, языка;
    • специальная артикуляционная гимнастика проводится по программе изучаемого звука;
    • каждое движение выполняется 5 –7 раз;
    • требуется увеличение скорости при включении в движение;
    • каждая поза должна длительно удерживаться.

Во время проведения гимнастики ведется борьба с саливацией, которая является результатом пареза нижней челюсти. Проводятся дополнительные упражнения для нижней челюсти, губ. Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать слюну, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения учитель-логопед напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промакивает рот и внутри рта салфеткой. При систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.
Если необходимо, ведется работа по преодолению синкенезий, которая заключается в постоянном зрительном контроле, и фиксации той мышцы, которая совершает содружественное движение. Учитель-логопед удерживает ту мышцу, которая совершает синкенезию.

  • формированию просодических компонентов речи,заключающуюся в развитии трехфазного нижне-диафрагмального дыхания, речевого дыхания; отработке силы, направления, продолжительности ротового и носового выдоха; коррекции нарушений голоса (силы, высоты); ведется работа по нормализации темпа и ритма речи; над ее интонационной выразительностью.

Вторая часть урока строится также по структуре псевдобульбарной дизартрии, с учетом уровня общего недоразвития речи, индивидуальных и психологических особенностей, пришедшего на занятие ребенка (детей). Формируются те категории, которые недостаточно развиты у конкретного пациента (пациентов). Ведется работа по:

  • коррекции звукопроизношения:
    • постановка,
    • автоматизация,
    • дифференциация звуков;
  • развитию фонематических процессов;
  • формированию лексико-грамматических категорий.

Материалы для индивидуальных логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков разрабатывались долго и тщательно, с учетом различных лексических тем, изучаемых в течение одной календарной недели, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей-дизартриков. Любой специалист, взглянув на них, поймет насколько легко работать, используя в практике подобные методические разработки. Конспект развернутого “недельного” занятия можно использовать с несколькими детьми, находящимися на одинаковой стадии постановки, автоматизации, дифференциации звуков. В детсадовской логопедической группе обычно находятся 12 детей с ОНР Ш, IV уровней и псевдобульбарной дизартрией. Дефекты звукопроизношения, как правило, идентичны и всегда несколько дошкольников находятся на одинаковых этапах логопедической работы. К примеру, у 3 детей – ламбдацизм (этап постановки звука), у 5 – ротацизм (этап автоматизации звука в слогах и словах с прямым и обратным слогом), у 5 – шипящий или свистящий сигматизм (этап дифференциации звуков в словах) и т.п. Не нужно разрабатывать конспект занятия для каждого ребенка. Наши материалы к индивидуальным занятиям позволяют работать с каждым дошкольником персонально, с учетом именно его речевых, личностных, психологических особенностей. Настоящий специалист всегда тонко чувствует своего пациента и знает, что требуется именно этому логопату. Для начинающих учителей-логопедов в Приложении 1, Приложении 2, находятся образцы – подробные, развернутые конспекты индивидуального занятия, с помощью которого без труда будут составлены необходимые конспекты занятий с детьми. Результативность такого рода работы – высокая. На протяжении трех лет использования данных материалов к индивидуальным занятиям, отмечена положительная динамика коррекции всех компонентов речи наших воспитанников.

Каждое занятие по обучению грамоте посвящено звуку (звукам) и букве, подчинено определенной лексической теме. Применение различных игровых приемов, разнообразие дидактического материала способствуют сохранению интереса детей на протяжении всего занятия. Физические паузы тоже отражают лексическую тематику. Определенная тема и упражнения по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры отрабатываются в течение одной календарной недели на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях учителя-логопеда. Динамика усвоения нового материала детьми достаточно высокая. Знания, полученные дошкольниками на логопедических занятиях, закрепляются воспитателями и родителями. Нами разработаны специальные игровые “домашние задания”, отражающие все параметры индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

На следующей неделе изучается новая лексическая тема, и вся работа учителя-логопеда строится с ее учетом.

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  2. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
  3. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  5. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений. – М., В. Секачев, 1997.
  6. Граб Л.М. Развиваем графические навыки: рабочая тетрадь для детей с ОНР / Л.М. Граб. – М.: ООО “Издательство ГНОМ и Д”, 2005.
  7. Глухов В.П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002.
  8. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у доршкольников: Кн. для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова. Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.
  9. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2002.
  10. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Комплект листов для выполнения заданий. – М.: “Гном-Пресс”, “Новая школа”, 1998.
  11. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, дополненное и исправленное. –М.: “Гном-Пресс”, 1999.
  12. Краузе Е Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
  13. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуля-ционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.
  14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматичесого строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во “СОЮЗ”, 2001.
  15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004.
  16. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология”/ Л.С.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
  17. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Издательство “Союз”, 2005.
  18. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во “СОЮЗ”, 2001.
  19. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: дельта, 1997.
  20. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
  21. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление. М.: “Просвещение”, 1967.
  22. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции
  23. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001.
  24. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.
  25. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / автор-составитель: Большакова С.Е. – М.: А.П.О., 1996.
  26. Сметанкин А.А. Здоровье без лекарств: Биологическая обратная связь. – СПб.: Питер, 2003.
  27. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  28. Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы). – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002.
  29. Туманова Т.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  30. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во “АРГО”, 1996.
  31. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Гном-Пресс”, 1999.
  32. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФР. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.
  33. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Педагогика и психология (дошк.)” / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.
  34. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  35. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение. 1989.
  36. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. – Издательский центр “Академия”, 2003.

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу – до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Использование дополнительных методов создаст на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Читайте также:  Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleksnyy_podhod_k_korrekcii_rechevoy_patologii_u_detey_s_onr.odt117.29 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу – до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Речевая патология не существует сама по себе. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижен объем памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в развитие двигательной сфере, недостаточно развита моторика пальцев рук. Объективное обследование показывает, что дети с речевыми дефектами имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность. В сложившейся ситуации актуальными являются системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Безусловно базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов. Хотя и раньше в логопедической практике использовались дополнительные методы , но им уделялось очень мало времени. В основном доминировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Использование дополнительных методов создаст на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит надлежащий уровень здоровья детей. В основе комплексного воздействия на детей с нарушениями речи определены следующие задачи, приведенные на схеме:

«Схема – Задачи комплексного воздействия на детей с нарушениями речи»

Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками, динамическими паузами при проведении логопедических занятий рекомендуется использовать логопедический массаж. Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий. Для получения более полного эффекта традиционные методы массажа можно сочетать с дополнительным методом – самомассажем. Он помогает воздействовать на активные точки кожи. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме. Для самомассажа и взаимного массажа рук, можно использовать разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковые массажеры. Далее следует выбрать подходящий способ самомассажа. Рассмотрим несколько нетрадиционных видов самомассажа: су-джок терапия и аурикулотерапия.

Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.

Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке) одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшения кровообращения, создает базу для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц [3].

Аурикулотерапия (массаж ушных раковин) также можно использовать на логопедических занятиях. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребенка в эмбриональном состоянии [2].

Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И.Кант (1724-1804) писал, что рука является вышедшем наружу головным мозгом. Формирование активной речи у ребенка начинается только тогда, когда движения рук достигает точности. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН ( М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Приемы развития мелкой моторики являются общеизвестными и активно применяются в логопедической практике. Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

  • Составление контуров предметов (например, стола, домика) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
  • Составление цепочки из 6-10 канцелярских скрепок;
  • Завинчивать и отвинчивать крышки у пузырьков, баночек;
  • Стирание ластиком нарисованных предметов;
  • Комканье носового платка (носовой платок взять за угол одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

Пальчиковую гимнастику можно связывать с коррегирующей гимнастикой для глаз. Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике можно использовать эффективные нетрадиционные методы.

Один из них кинезитерапия . От греч. Kinesis- движение, therapia – лечение. В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных – в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных – при письме, речедвигательных – при произношении и др.Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной системы. Самое распространенное упражнение : «Кулак – ребро – ладонь» [4].

Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например резиновый мяч, массажеров, маленьких фигурок и т.д.

Для профилактики ОРЗ и гриппа, повышения работоспособности , внимания используется ароматерапия . Запахи лаванды, мяты, кориандра успокаивают, а запах лимона, эвкалипта оказывают стимулирующее действие. Ароматерапию уместно использовать во время прохождения лексических тем, например: «Фрукты», «Ягоды». Хотелось бы уточнить, что с запахами работать необходимо очень осторожно, в минимальных дозах. Следует убедиться в том, что ребенок не имеет аллергии на предложенный аромат.

Важнейшие условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Дыхание, как известно, заключается в вентилировании легких. Дыхательная гимнастика является уникальным оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом кору головного мозга и улучшение работы всех ее центров. Полезны занятия на свежем воздухе. С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозгу, человек дышит глубже, чем через рот.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с применением дополнительных методов воздействия, способствует более эффективному преодолению речевых нарушений и предупреждает возникновение возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание во время проведения логопедических занятий условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Опыт работы «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи дошкольников»

Ирина Махова
Опыт работы «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи дошкольников»

Одной из главных задач на 2013-2014 учебный год является отработка модели взаимодействия специалистов с воспитателями для осуществления комплексного речевого развития детей.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Давно известно огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка. Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Аналогичные работы были проведены в области формирования так называемой моторной речи. Выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию почти вдвое ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на ее качестве.

Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры, и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Таким образом, при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.

Учитывая эти факты, в нашем ДОУ деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи.

Мы ставим перед собой совместные педагогические задачи:

– развитие мелкой моторики;

– развитие речевого дыхания;

– развитие фонематического слуха;

– развитие грамматического строя;

– развитие монологической речи;

– развитие коммуникативных навыков.

Развитию мелкой моторики способствует гимнастика:

– упражнения для профилактики и лечения плоскостопия: ходьба на носках, ходьба по гимнастической палке, катание мяча, гимнастической палки ногой, захватывание и перекладывание мелких предметов пальцами ног;

– упражнения, улучшающие деятельность сердечно-сосудистой системы: отведение рук в стороны, наклоны, потягивания, повороты;

– упражнения, улучшающие обмен веществ в организме: ходьба, подскоки, повороты, наклоны, «велосипед» и др. ;

– упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса: ходьба вперевалочку как медведь, в приседе как утенок, с высоким подниманием коленей;

– упражнения для формирования функции равновесия: выполняются на уменьшенной или повышенной площади опоры – ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики, кегли, «ласточка»;

– упражнения на мышечную и эмоциональную релаксацию: ходьба в медленном темпе, упражнения, лежа на спине, «снеговик тает» и др.

Также мы развиваем мелкую моторику детей с помощью специально подобранных упражнений для рук:

– перекладывание мелких предметов;

– разгибание и сгибание поочередно пальцев из кулака и в кулак;

– круговые движения кистями;

– руки в замок – круговые движения влево – вправо, вперед – назад;

– пальцы в замок – попеременное сгибание и разгибание пальцев;

– тренировка руки в захвате мячей различного диаметра и др. ;

Очень важно развивать речевое дыхание. Для этого мы используем в своей работе дыхательную гимнастику, серию упражнений на дыхание:

– дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (вдох-выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот);

– включение речевого материала, произносимого на выдохе (звуки, слоги, слова, словосочетания, например, упражнения «Насос» – произнесение согласного звука [с], «Самолеты летят» – произнесение гласного звука [у] и др.

Упражнения на укрепление голосового аппарата («Произнеси громко – тихо» и др.) способствуют развитию голоса.

Фонематический слух мы развиваем с помощью музыкально-ритмических упражнений, спортивных речевок, которые развивают и артикуляцию.

Воспитывая навык грамотного изложения правил спортивных игр, мы развиваем не только грамматический строй речи, но и монологическую речь. Также на занятиях по физической культуре мы пополняем словарь ребенка спортивной терминологией. Участие ребенка в спортивных мероприятиях способствует развитию у него коммуникативных навыков.

Также на занятиях по физической культуре закрепляем материал логопедических занятий. Например, была пройдена тема «Птицы». Закрепляем материал в играх «Летает – не летает», «Воробышки и автомобиль» и т. д.

Мы можем добиться успехов в развитии речи детей только усилиями всех педагогов, работающих с этими детьми (то есть комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре). Цель нашей работы – логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Таким образом, на физкультурных занятиях мы не только укрепляем здоровье ребенка, но и можем скоррегировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что несомненно будет способствовать развитию полноценной личности.

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников” Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка.

Консультация для воспитателей «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Здоровьесбережение и здоровьеукрепление- приоритетные задачи в дошкольном возрасте, что обусловлено негативными тенденциями в здоровье современных.

Круглый стол «Совместная деятельность логопеда и родителей по преодолению речевого недоразвития у дошкольников» Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель.

Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников со стертой дизартрией В процессе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений решались следующие задачи; – формирование психофизиологических.

Мастер-класс «Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников» Всем известно, что речевая патология не существует сама по себе. Ей сопутствуют, почти всегда, физические и психические нарушения. К тому.

Опыт работы «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в ФЭМП» Обмен опытом по «Познавательному развитию» «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в формировании элементарных.

Опыт работы на тему «Театр как средство формирования связной речи дошкольников» Актуальность Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для развития детей в театрализованной деятельности, которая способствует.

Опыт работы по теме «Инновационный подход к работе с родителями по музыкальному воспитанию» Слайд №1 Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного.

Взаимодействие логопеда и родителей по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Важной частью работы по устранению общего недоразвития.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений

Автор: Тураева Оксана Александровна

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений в условиях

МБОУ «Центр диагностики и консультирования»

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный процесс. Поэтому комплексное , целенаправленное воздействие всех специалистов Центра способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно- педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому в нашем Центре для детей с речевой патологией работаютневролог, логопед, психолог, психиатр. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.

Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы , которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.

2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, врача – психиатра и родителей.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра) (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.

3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

Таким образом , взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.

Комплексный подход в коррекции общего недоразвития речи

Выходные данные сборника:

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Толопченко Вера Викторовназаведующая МДОУ №18 г.Батайск Ростовской областиШвед Оксана Вячеславовназаместитель заведующей МДОУ №18 г. Батайск Ростовской областиКолодяжная Татьяна Павловнак. п. н., доцент кафедры коррекционной педагогики Педагогического института ЮФУ, г. Ростов-на-ДонуE-mail:

В психолого-педагогической литературе понятие «комплексный» определяется как соединенный с чем-либо, охватывающий группу предметов, явлений, процессов.Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний. Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.Идея комплексного подхода в развитии специальной педагогики принадлежит В. П. Кащенко. Он впервые создал специальные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. Автор говорит о необходимости проведения в этих учреждениях не только лечебных мероприятий, но и психолого-педагогических. В работах В. П. Кащенко рассматривается понятие «врачебной педагогики». Основные подходы автора к коррекционной работе как комплексной медико-психолого-педагогической помощи нашли свое отражение в последующих исследованиях [7].Первое теоретическое обоснование комплексного подхода было дано в работе Л. С. Выготского [2]. Он подчеркивает значимость лечебной педагогики в коррекционной работе с детьми с особыми нуждами. Термин «лечебная педагогика», означающий лечение больных педагогическими методами, широко употреблялся в литературе XIX века.В развитии отечественной науки лечебная педагогика как комплексная помощь детям с недостатками в развитии представлена в работах Е.М. Мастюковой. Автор считает, что лечебная педагогика способствует более успешной коррекции недостатков в развитии ребенка. Особое внимание она уделяет сочетанию педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприятиями, подчеркивая, что эффективность лечебно-педагогических коррекционных и развивающих мероприятий в значительной степени зависит от сотрудничества специалистов и родителей [6].В настоящее время в России происходит формирование новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, предполагающей активное участие всех членов семьи в реабилитационном процессе. Становление в нашей стране системы медико-социально-педагогического патронажа является одним из признаков развития системы специального образования. Комплексный медико-социально-педагогический патронаж предполагает координацию своей деятельности с научно-методическими учреждениями и другими образовательными структурами, а так же учреждениями систем здравоохранения и социальной защиты населения. Появлению такого вида комплексной помощи способствовал рост востребованности услуг со стороны родителей, педагогов и детей [2].В теории отечественной логопедической науки комплексный подход является одним из основных принципов анализа речевых нарушений. Он означает требование всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка — анализ речевой патологии на основе взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Идея комплексного подхода в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями акцентируется на диагностических аспектах этой помощи, что вполне согласуется с реальной практикой взаимодействия логопеда, психолога, социального педагога, медицинского персонала и др [4].На эффективность комплексного подхода в коррекции речевых нарушений обращали внимание различные ученые. Б.М. Гришпун отмечает, что при комплексном (медицинском и педагогическом) воздействии речь детей с алалией значительно улучшается [4]. М. И. Фомичев и А. Н. Сафаров применяли комплексный метод лечения функциональных расстройств голоса, включающий в себя психотерапию, развитие дыхания, артикуляционную гимнастику без участия голоса, а затем с его участием, упражнения со звуками (использование музыкальных игр и упражнений), а также внешний массаж области гортани, сдавливание связок [7].Проблема комплексного подхода к преодолению речевых нарушений у детей освещается в исследованиях М. Л. Барановой. Комплексный подход к коррекционной работе определяется автором как целостная система взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в ходе коррекционно-развивающего процесса, четкое понимание каждого из специалистов своей роли и своих задач в едином процессе комплексной коррекции отклонений в развитии. Для разрешения этой проблемы предлагается создание в дошкольном образовательном учреждении новой управленческой структуры — коррекционный совет ДОУ. Это способствует повышению эффективности коррекционного процесса. Автором предлагаются новые подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающего направления деятельности детского сада, основным принципом которого является комплексность в изучении детей, имеющих нарушения, а также в содержании и технологиях коррекционной работы. В работе подчеркивается актуальность системного, комплексного подхода к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Баранова М.Л. считает, что даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных. Нетрадиционные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии [1].Наряду с проблемами недоразвития речи актуальными становятся проблемы эмоционально-личностного развития дошкольников. К наиболее распространенным эмоционально-личностным проблемам детей дошкольного возраста относят: агрессивное поведение, скованное поведение, застенчивость, пассивно-агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, гиперактивность, обособленность, тревожность [5]. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекции считается метод песочной терапии, предложенный К. Г. Юнгом.Использование песочной терапии в логопедической практике относится к относительно новым нетрадиционным методам. Данный вид терапии возможно использовать в коррекционной работе с детьми с ОНР, направленной на коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического слуха, связной речи, на развитие грамматического строя речи, во время обучения чтению и письму, во время работы над понятиями и др. Возможности использования метода песочной терапии в логопедической практике были изучены Н. А. Савельевой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т. А. Гробенко которые отметили положительные результаты коррекционной работы с использованием данного метода [3].В исследованиях Н. П. Вайзман подчеркивается, что нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики. Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма — соматическое состояние. В настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, — влияние на соматическое и психическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Продуманное применение в логопедической практике запахов (ароматерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (звукотерапия), натуральных материалов, таких как песок (пескотерапия) и многих других методов терапии могут значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка [8].Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что идея комплексного подхода к преодолению недостатков в развитии развивалась на протяжении нескольких столетий. Комплексность коррекционно-развивающей помощи является следствием взаимодействия специалистов разных профилей, согласованности, координации и интеграции их деятельности. Обострение данной проблемы в настоящее время связано с увеличением числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных.

Список литературы:1. Баранова М. Л. Организация коррекционно-развивающей помощи в дошкольных образовательных учреждениях. Региональные подходы к моделированию коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях. — Ростов н/Д, 1999.2. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. — СПб., 2004, С. 7–12.3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. СПб., 1999 г.4. Греков Л. А. Комплексный подход к воспитанию учащихся. — Киев 1980.5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5–7 лет. Ярославль. 2001.6. Мастюкова Е. М., Жукова Н. С., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М.,1973. — С. 15, 207. Флерова Ж.М. Логопедия: — Ростов н/Д., 2003.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Людмила Александровна

Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательнодвигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко Людмила Александровна

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников

Моисеенко Людмила Александровна

Дзержинский межшкольный методический центр с.

коррекция речевых нарушений, комплексный подход, единое образовательное пространство, взаимодействие специалистов, логопедическая спартакиада

Аннотация: Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательно-двигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Работа учителя-логопеда многогранна и проведение занятий по постановке звуков – это лишь только одна из этих граней. Для настоящего специалиста построение качественной и эффективной коррекционно-логопедической работы является первостепенной задачей. Ведь, как известно, полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Более того, влияет на полноценное развитие личности дошкольника. Это должны хорошо понимать все участники педагогического процесса. Во многом этому способствует гармонично выстроенная работа по интеграции усилий учителя-логопеда и педагогов детского сада, родителей, а также работа по коррекции всех психических процессов в серии познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей».

Для того, чтобы добиться стойкости результатов по преодолению и профилактике нарушений речи в детском саду, важно понимать, что преодоление речевых нарушений у дошкольников -это дело всего педагогического коллектива, где основная нагрузка падает, конечно, на учителя-логопеда. Усилия старшего воспитателя необходимо направить на то, чтобы выстроить такую систему работы, которая представляла бы собой не изолированную деятельность специалистов и педагогов, а целостность, преемственность в работе логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре и других специалистов. Такой комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников как раз и осуществляется в такой форме взаимодействия, как познавательно-двигательные мероприятия «Ловкий грамотей».

Таким образом, создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений и коррекции психологической сферы ребёнка и как следствие, его дальнейшей социализации в обществе- цель познавательно-двигательного мероприятия «Ловкий грамотей».

Форма взаимодействия представляет собой систему, решающую четыре блока задач:

I блок- Осуществление вышестоящей цели возможно только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегративных связей в дошкольном учреждении.

Единое образовательное пространство- это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника.

Создание единого образовательного пространства «педагоги-ребенок- семья» предполагает: • взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями, т.е. принятие

общих целей и задач коррекции речевых нарушений у дошкольников;

• выработка и принятие единых требований к ребенку в ДОУ и дома;

• согласование путей решения проблем формирования грамотной речи;

• выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях коррекционно-логопедического процесса.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития и коррекции речи дошкольников. Модель такого взаимодействия при коррекции речевых нарушений представлена в приложении 1, рис.1.

Работая в духе «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Деятельность специалистов при такой автономности и независимости каждого подчиняется логике сопровождения.

Представитель администрации – старший воспитатель — руководитель службы сопровождения координирует деятельность специалистов и их взаимодействие, осуществляет организационный контроль, проводит анализ эффективности коррекционно-логопедической работы. Его роль в системе управления образовательного учреждения является ведущей при формировании педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт в области коррекции и развития речевой деятельности детей.

Роль старшего воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить грамотные, целенаправленные, согласованные действия всех специалистов, которые работают с детьми с нарушением речи. Механическое соединение усилий участников образовательного процесса (воспитателей, психолога, логопеда, родителей) без единоначалия не даёт эффективных результатов. Поэтому необходима консолидация всех сил для решения общей задачи формирования грамотной речи под руководством администрации ДОУ.

Созданию единой сплоченной команды, координации действий помогает серия познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей». Они обеспечивают преемственность между специалистами, стимулируют логопедизацию режимных моментов и занятий, проникновение логопедии в повседневную жизнь.

Проведению таких мероприятий предшествует система работы специалистов и родителей под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда (Приложение 2, табл.1).

II блок-Организация коррекционно-развивающей образовательной среды: включает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка.

Используются различные пособия для развития:

• ручного праксиса -шнуровка «Яблоки на дереве»;

° зрительной памяти и процессов обобщения -дидактическая накидка на ширму (фото. 1), служащую перегородкой предметного пространства в группе. Принцип работы с ней заключается в том, что поставленные учителем-логопедом звуки закрепляются в течение дня на специально подобранных картинках. Эти картинки воспитатель ставит в прозрачные карманы. В течение дня внимание детей периодически обращается на эти картинки, дети правильно проговаривают закрепляемый звук. Также они выставляются для того, чтобы дети определяли наличие звука в названии предмета и для закрепления обобщающих понятий: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Игрушки» и т.д. Применяется она как в непосредственной образовательной деятельности, так и в течение дня в самостоятельной игре детей. При этом педагог обращает внимание детей на картинки, задавая вопросы разной формулировки. ° фонематического слуха -пособие «Звуковое дерево»;

° зрительно-моторной координации – коврик «Дорожка следопыта: пятка-ступня-носок»;

° уточнение словаря антонимов- большие картонные блоки «Парные кубики». По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие речи детей, развитие мелкой моторики.

III блок – успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия познавательно-двигательного мероприятия «Ловкий грамотей», направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь -это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Итак, с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка. Поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важно устранять не только недостатки звукопроизношения, нарушения просодической стороны речи, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

IV блок- предлагаемый опыт взаимодействия опирается на тот факт, что с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка тесно связано развитие движений. Ученые М.М. Кольцова и Е.В. Новикова отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи. По данным О.С. Бот, Е.В. Новиковой, И.С. Лопухиной развитие движений оказывает влияние на развитие таких сторон интеллекта, как: внимание, наблюдательность, мышление. Действительно овладение сложнокоординированными физическими упражениями требует концентрации внимания на выполняемых движениях, а также быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации. В процессе двигательной активности могут быть задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Включаются в работу мыслительные процессы в связи с тем, что необходимо вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель. Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности, на развитие сенсорной и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством Кольцовой М.М. Например, было выявлено, что «чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова».

V дошкольников со сложными видами речевых нарушений, согласно исследованиям Волковой Г. А., Рычковой Н. А., Шашкиной Г. Р. как раз и отмечаются недостатки психомоторного развития. Моторика детей, судя по данным анамнеза, характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, то есть координация. Отмечается снижение скорости, ловкости, а также недоразвитие мелкой моторики. Зачастую общее состояние здоровья также ослаблено. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети испытывают затруднения в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, при ударе мяча об пол с попеременным чередованием, в сочетании с речью, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. В связи с этим возникают затруднения в овладении простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания: самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми,

кривыми линиями. Особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР проявляются в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.). Волкова Г. А., в результате своих исследований, говорит о том, что нередки нарушения оптико-пространственного праксиса: дети не ориентируются в схеме тела, не могут или затрудняются организовать движение и серию движений в пространстве.

Также это форма промежуточного или итогового отчета о взаимодействии специалистов и родителей, а также уровня подготовки детей. Здесь хорошо просматривается, насколько слаженной была работа физинструктора, педагога-психолога, учителя- логопеда и других специалистов в течение всего коррекционного периода и насколько сильна заинтересованность и участие родителей в данном процессе. Задания можно менять, в зависимости от поставленной цели.

В коррекционно-логопедической работе важно учитывать принцип опоры на различные виды анализаторов. Ведь чем большее количество анализаторов будет задействовано в работе, тем сильнее будет коррекционно-логопедический и спортивно-оздоровительный эффект. Именно поэтому в данной форме работы используется мультимедийные средства обучения, т.к. это позволяет выполнять задания, задействовав зрительный и слуховой анализатор. Также для этих целей были изготовлены «Тактильные буквы» с контуром, выполненным из различных материалов

Как правило после такой плодотворной совместной работы дети показывают хорошие результаты в заданиях речевой направленности (правильно и быстро собрать букву из частей, придумать слова по заданию) и спортивной подготовки ( быстрые и в тоже время точные, согласованные, координированные действия).

В связи со сказанным выше возникает проблема своевременной организации соответствующей эффективной коррекционной поддержки, обеспечения адекватного сопровождения ребенка со стороны специалистов детского сада и родителей. Необходима систематическая работа по развитию грамотной речи посредством движения, с помощью его различных форм и видов.

Таким образом, система совместной работы в форме познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей» наглядно демонстрирует профессиональное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения и родителей в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В свою очередь, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что такое взаимодействие приводит к положительным результатам и эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда и старшего воспитателя. Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.

1.Веневцев С.И. 1996 г. Использование двигательного действия при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Красноярск. 24с.

2.Волкова Г. А. 1985 г. Логопедическая ритмика. Москва.

3.Власенко И.Т. 1990г. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи/ И.Т. Власенко. Москва.184 с.

4.Кольцова М.М. 1973г. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва.

5.Филиппова С.О. 2004 г. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков.Санкт-Петербург. 94с.

6.Шашкина Г. Р. 1997г. Логопедическая ритмика в системе коррекционо-педагогических воздействий на детей с ОНР в подготовительной к школе группе// Журнал “Дефектология №6”. Москва.

7.Поваляева М. А. 2010г. Настольная книга логопеда. Москва. 608 с.

Читайте также:  Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях
Ссылка на основную публикацию