Комплексный подход в коррекции общего недоразвития речи

Применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служат залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей в определенной мере, предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной и игровой деятельности. Дети, недостатки, речи которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

В настоящее время образовательный процесс в МДОУ отличается преимущественно “учебной” направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому мы приступили к активным поискам новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) направлений в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Во-первых, мы обращаем главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.

Во-вторых, считаем, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

В-четвертых, нами совершенно отчетливо установлена прямая зависимость от преемственности в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Мы считаем, что полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.

Наша программа (см. Приложение) разработана в силу особой актуальности проблемы. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (учителя-логопеда, невропатолога, психолога, воспитателей, преподавателя физкультуры, массажиста, медицинской сестры физиотерапевтического кабинета) и единства требований, предъявляемых к детям.

Работа организуется поэтапно по следующим разделам:

I. Коррекционно-логопедическая работа: (см. Приложение 1)

  • развитие общих речевых навыков;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • обогащение лексики;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие общей моторики.

II. Коррекция основных психических процессов: (см. Приложение 2)

  • работа психолога по нейропсихологической программе.

III. Коррекционно-оздоровительная работа: (см. Приложение 3)

  • взаимосвязь с невропатологом;
  • консультации отоларинголога, ортодонта, хирурга;
  • БОС (постановка нижнедиафрагмального дыхания);
  • массаж (сегментарно-рефлекторный, точечный, зондовый);
  • фитотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия.

Используемая литература:

    Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  1. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
  2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  4. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений. – М., В. Секачев, 1997.
  5. Граб Л.М. Развиваем графические навыки: рабочая тетрадь для детей с ОНР / Л.М. Граб. – М.: ООО “Издательство ГНОМ и Д”, 2005.
  6. Глухов В.П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002.
  7. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у доршкольников: Кн. для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова. Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.
  8. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2002.
  9. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Комплект листов для выполнения заданий. – М.: “Гном-Пресс”, “Новая школа”, 1998.
  10. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, дополненное и исправленное. –М.: “Гном-Пресс”, 1999.
  11. Краузе Е Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
  12. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуля-ционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.
  13. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматичесого строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во “СОЮЗ”, 2001.
  14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004.
  15. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология”/ Л.С.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
  16. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Издательство “Союз”, 2005.
  17. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во “СОЮЗ”, 2001.
  18. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: дельта, 1997.
  19. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
  20. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление. М.: “Просвещение”, 1967.
  21. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции
  22. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001.
  23. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.
  24. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / автор-составитель: Большакова С.Е. – М.: А.П.О., 1996.
  25. Сметанкин А.А. Здоровье без лекарств: Биологическая обратная связь. – СПб.: Питер, 2003.
  26. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  27. Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы). – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002.
  28. Туманова Т.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  29. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во “АРГО”, 1996.
  30. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Гном-Пресс”, 1999.
  31. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФР. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.
  32. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Педагогика и психология (дошк.)” / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.
  33. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  34. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение. 1989.
  35. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. – Издательский центр “Академия”, 2003.

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу – до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Использование дополнительных методов создаст на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleksnyy_podhod_k_korrekcii_rechevoy_patologii_u_detey_s_onr.odt117.29 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу – до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Речевая патология не существует сама по себе. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижен объем памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в развитие двигательной сфере, недостаточно развита моторика пальцев рук. Объективное обследование показывает, что дети с речевыми дефектами имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность. В сложившейся ситуации актуальными являются системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Безусловно базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов. Хотя и раньше в логопедической практике использовались дополнительные методы , но им уделялось очень мало времени. В основном доминировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Использование дополнительных методов создаст на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит надлежащий уровень здоровья детей. В основе комплексного воздействия на детей с нарушениями речи определены следующие задачи, приведенные на схеме:

«Схема – Задачи комплексного воздействия на детей с нарушениями речи»

Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками, динамическими паузами при проведении логопедических занятий рекомендуется использовать логопедический массаж. Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий. Для получения более полного эффекта традиционные методы массажа можно сочетать с дополнительным методом – самомассажем. Он помогает воздействовать на активные точки кожи. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме. Для самомассажа и взаимного массажа рук, можно использовать разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковые массажеры. Далее следует выбрать подходящий способ самомассажа. Рассмотрим несколько нетрадиционных видов самомассажа: су-джок терапия и аурикулотерапия.

Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.

Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке) одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшения кровообращения, создает базу для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц [3].

Аурикулотерапия (массаж ушных раковин) также можно использовать на логопедических занятиях. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребенка в эмбриональном состоянии [2].

Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И.Кант (1724-1804) писал, что рука является вышедшем наружу головным мозгом. Формирование активной речи у ребенка начинается только тогда, когда движения рук достигает точности. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН ( М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Приемы развития мелкой моторики являются общеизвестными и активно применяются в логопедической практике. Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

  • Составление контуров предметов (например, стола, домика) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
  • Составление цепочки из 6-10 канцелярских скрепок;
  • Завинчивать и отвинчивать крышки у пузырьков, баночек;
  • Стирание ластиком нарисованных предметов;
  • Комканье носового платка (носовой платок взять за угол одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

Пальчиковую гимнастику можно связывать с коррегирующей гимнастикой для глаз. Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике можно использовать эффективные нетрадиционные методы.

Один из них кинезитерапия . От греч. Kinesis- движение, therapia – лечение. В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных – в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных – при письме, речедвигательных – при произношении и др.Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной системы. Самое распространенное упражнение : «Кулак – ребро – ладонь» [4].

Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например резиновый мяч, массажеров, маленьких фигурок и т.д.

Для профилактики ОРЗ и гриппа, повышения работоспособности , внимания используется ароматерапия . Запахи лаванды, мяты, кориандра успокаивают, а запах лимона, эвкалипта оказывают стимулирующее действие. Ароматерапию уместно использовать во время прохождения лексических тем, например: «Фрукты», «Ягоды». Хотелось бы уточнить, что с запахами работать необходимо очень осторожно, в минимальных дозах. Следует убедиться в том, что ребенок не имеет аллергии на предложенный аромат.

Важнейшие условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Дыхание, как известно, заключается в вентилировании легких. Дыхательная гимнастика является уникальным оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом кору головного мозга и улучшение работы всех ее центров. Полезны занятия на свежем воздухе. С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозгу, человек дышит глубже, чем через рот.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с применением дополнительных методов воздействия, способствует более эффективному преодолению речевых нарушений и предупреждает возникновение возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание во время проведения логопедических занятий условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Семинар для учителей-логопедов “Комплексный подход к коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста”

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

В рамках взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также обмена опытом профессиональной деятельности,

21 марта 2013 года, на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539 Чкаловского района города Екатеринбурга, которым на протяжении многих лет руководит, Люлькина Наталья Геннадиевна, состоялся семинар для логопедов «Комплексный подход к коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста».

В семинаре приняли участие около 40 учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений Чкаловского района.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539 Полевая Надежда Федоровна представила презентацию «Комплексный подход к коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста», содержание которой вызвало не только интерес педагогов, но и массу вопросов, связанных с креативной работой выступающего.

Комплексный подход к коррекции ОНР предусматривает следующие действия : комплексную диагностику речевых расстройств и коррекцию как непосредственно нарушенной речевой функции, так и целого ряда неречевых функций, с ней связанных. Диагностика речевых расстройств включает в себя следующие аспекты: медицинский, психологический, педагогический. Далее Надежда Федоровна раскрыла содержание аспектов диагностики, приводя примеры и рекомендации по методическому сопровождению. Она отметила, что в процессе диагностики речевых расстройств необходимо взаимодействие следующих специалистов: отоларинголог, ортодонт, врач функциональной диагностики, специалист по миофункциональным технологиям, педиатр и невролог.

Надежда Федоровна уделила особое внимание взаимодействию логопеда и невролога, объяснив, что сегодня в арсенале неврологов есть множество современных методов диагностики состояния ЦНС:

– диагностика функций мозжечка,

– выявление уровня проводимости импульсов к мышцам посредством аппарата VocaStim,

– исследование слухо-речевой части нервной системы методом слуховых вызванных потенциалов.

В связи с тем, что у детей с ОНР и дизартрией отмечается повышенная истощаемость нервных процессов, колебания внимания, трудности следования речевой инструкции, инертность и импульсивность, необходимо также изучение нейропсихологического статуса детей.

И, наконец, завершает диагностику ОНР логопедическое обследование, проводимое по классическим методикам.

Только такой ко комплексный подход к диагностике ОНР позволяет построить дальнейшую коррекционную программу обучения.

Далее Надежда Федоровна затронула тему интеграции логопедических и нейропсихологических технологий коррекции ОНР, она сообщила, что системный подход к коррекции речевого развития детей диктует необходимость включения в программу методов, смежных с логопедией наук. В связи с этим программа обучения соединяет в себе элементы логопедической и психомоторной коррекции. Это позволяет расширить рамки воздействия, оказываемого на ребенка. Содержание обучения разработано таким образом, что воздействие производится прежде всего на сенсомоторный уровень развития, так как именно он является базовым для дальнейшего развития речи.

Объяснила направление работы по формированию пространственных представлений и пространственной ориентации, направление работы для развития моторных функций.

Надежда Федоровна рассказала о значимости применения миофункцинальных трейнеров в коррекции речевых патологий, так как в настоящее время в системе общего и специального образования в рамках ФГТ актуальным стали вопросы разработки здоровьесберегающих технологий. Она рассказала, что логопедической практике используется технология, направленная на профилактику произносительных нарушений речи у детей, имеющих вредные привычки в виде ротового дыхания, сосания пальцев, пустышки, а также имеющих предрасположенность к ортодонтическим нарушениям.

Использование трейнера «INFANT» способствует предупреждению и коррекции стойких нарушений звукопроизношения у детей, входящих в структуру таких нарушений речи, как ОНР, ФФНР, дизартрия и т.д.

Актуальной стала презентация «Взаимосвязь учителя – логопеда и педагога группы компенсирующей направленности», представленная учителем-логопедом первой квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539 Кудайдатовой Анны Григорьевны.

Анна Григорьевна представила систему работы по взаимодействию с педагогом группы компенсирующей направленности посредством рабочей тетради. Содержание которой имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности – в течение всей недели одна лексическая тема и один набор упражнений по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры отрабатываются на фронтальных, индивидуальных занятия логопеда, а также используется воспитателями в режимных моментах и на занятиях. Со следующей недели комплекс заменяется новым. Такой подход позволяет охватывать все стороны речевого недоразвития и более четко организовать взаимосвязь всех участников коррекционного процесса. Для закрепления полученных навыков предлагаются домашние задания для родителей.

Методические рекомендации могут быть использованы в группе детского сада для коллективных занятий при подготовке дошкольников к школе, воспитателями коррекционной группы, родителями для совместной деятельности с ребенком в домашних условиях, а также учителем-логопедом. Данная система работы по взаимодействию с воспитателями и родителями для детей 5-6 лет проходит стадию апробации, планируется к разработке система работы по взаимодействию с воспитателями и родителями для детей 6-7 лет.

Малашкевич Светлана Валерьевна раскрыла содержание работы учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта.

В подготовке семинара так же принимали участие воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности Патока Галина Захаровна и Малетина Ирина Олеговна.

Педагоги предоставили наработанный и систематизированный материал, который был выложен на столы для ознакомления и рассказали о направлении работы и применяемых технологиях в коррекции ОНР.

Организованная выставка опыта работы педагогических работников и практического материала получила положительную оценку коллег и вызвала интерес у начинающих педагогов.

Обсуждение актуальной на сегодняшний день темы вызвало неподдельный интерес присутствующих в зале. Гости тоже принимали непосредственное участие, делясь своим опытом.

Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным и важным.

В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР

Козлова Марина Сергеевна, учитель-логопед МДОУ ЦРР Д/С 34 в г. Серпухов МО

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу – до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Речевая патология не существует сама по себе. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижен объем памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в развитие двигательной сфере, недостаточно развита моторика пальцев рук. Объективное обследование показывает, что дети с речевыми дефектами имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность.

В сложившейся ситуации актуальными являются системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

Безусловно базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов. Хотя и раньше в логопедической практике использовались дополнительные методы , но им уделялось очень мало времени. В основном доминировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Использование дополнительных методов создаст на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит надлежащий уровень здоровья детей [1]. В основе комплексного воздействия на детей с нарушениями речи определены следующие задачи, приведенные на схеме:

«Схема 1 – Задачи комплексного воздействия на детей

с нарушениями речи»

Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками, динамическими паузами при проведении логопедических занятий рекомендуется использовать логопедический массаж. Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий. Для получения более полного эффекта традиционные методы массажа можно сочетать с дополнительным методом – самомассажем. Он помогает воздействовать на активные точки кожи. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме. Для самомассажа и взаимного массажа рук, можно использовать разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковые массажеры. Далее следует выбрать подходящий способ самомассажа.

Рассмотрим несколько нетрадиционных видов самомассажа: су-джок терапия и аурикулотерапия.

Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия.

Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела (Рис.1).

«Рис. 1 – Анатомическое строение в уменьшенном виде

проецируемое на человеческую ладонь»

Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно [2].

Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке) одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшения кровообращения, создает базу для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц [3].

Аурикулотерапия (массаж ушных раковин) также можно использовать на логопедических занятиях. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребенка в эмбриональном состоянии [2].

Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И.Кант (1724-1804) писал, что рука является вышедшем наружу головным мозгом. Формирование активной речи у ребенка начинается только тогда, когда движения рук достигает точности. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН ( М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Приемы развития мелкой моторики являются общеизвестными и активно применяются в логопедической практике. Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

Составление контуров предметов (например, стола, домика) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

Составление цепочки из 6-10 канцелярских скрепок;

Завинчивать и отвинчивать крышки у пузырьков, баночек;

Стирание ластиком нарисованных предметов;

Комканье носового платка (носовой платок взять за угол одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

Пальчиковую гимнастику можно связывать с коррегирующей гимнастикой для глаз. Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике можно использовать эффективные нетрадиционные методы.

Один из них кинезитерапия. От греч. Kinesis- движение, therapia – лечение. В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных – в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных – при письме, речедвигательных – при произношении и др.Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной системы. Самое распространенное упражнение : «Кулак – ребро – ладонь» [4].

Гидрогимнастика прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например резиновый мяч, массажеров, маленьких фигурок и т.д [2].

Для профилактики ОРЗ и гриппа, повышения работоспособности , внимания используется ароматерапия. Запахи лаванды, мяты, кориандра успокаивают, а запах лимона, эвкалипта оказывают стимулирующее действие. Ароматерапию уместно использовать во время прохождения лексических тем, например: «Фрукты», «Ягоды». Хотелось бы уточнить, что с запахами работать необходимо очень осторожно, в минимальных дозах. Следует убедиться в том, что ребенок не имеет аллергии на предложенный аромат [1].

Важнейшие условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Дыхание, как известно, заключается в вентилировании легких. Дыхательная гимнастика является уникальным оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом кору головного мозга и улучшение работы всех ее центров. Полезны занятия на свежем воздухе. С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозгу, человек дышит глубже, чем через рот.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с применением дополнительных методов воздействия, способствует более эффективному преодолению речевых нарушений и предупреждает возникновение возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание во время проведения логопедических занятий условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-112 с., ил.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии/ В.М. Акименко.- Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109, (2) с. : ил. – (Сердце Отдаю детям).

Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» стр: 50-54.// Логопед. N1, 2012.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей : Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб» , 2008.-128 с.

Нарушение голоса при заболевании щитовидной железы (парезы и параличи гортани, из опыта работы)

В данной статье описывается методика работы с пациентами с нарушением голоса после оперативного вмешательства на щитовидной железе, осложненной парезом или параличом гортани.

Нарушение голоса при заболевании щитовидной железы (парезы и параличи гортани, из опыта работы)

Операции на щитовидной железе являются наиболее частой причиной развития парезов и параличей гортани (односторонних и двусторонних).

Частота этих осложнений значительно варьируется и составляет от 0,2 до 15% при проведении операции по поводу доброкачественных образований щитовидной железы и достигает 30 % при проведении операции по поводу злокачественных новообразований или рецидивирующего узлового зоба. Нарушение голоса возникает, в основном, как следствие повреждения возвратного нерва во время резекции.

Реабилитация пациентов с парезами и параличами гортани — достаточно сложный и длительный процесс, основной задачей является коррекция дыхательной функции гортани, улучшение смыкания голосовых складок при фонации путем активизации компенсаторных механизмов гортани.

Голос при парезах и параличах страдает различно – от незначительной охриплости до полной афонии.

Однако всегда наблюдается снижение силы голоса, быстрая утомляемость.

Сужение тонового и динамического диапазона, дискомфорт в гортани: поперхивание, ощущение инородного тела в глотке, напряжение мышц гортани, укорочение фонационного выдоха.

Расстройства дыхания проявляются либо удушьем и одышкой при малейшей физической нагрузке, либо ощущения недостатка воздуха во время речи.

Мы наблюдали 15 пациентов с односторонними параличами гортани с латеральным положением парализованной голосовой складки в сроки от 1 месяца до 4 – х лет от начала заболевания, в возрасте от 20 – 82 лет. В основном преобладали лица трудоспособного возраста (70 %).

Комплекс лечебных мероприятий включал курс медикаментозного лечения (у фониатра, психиатра – по необходимости, невролога, физиотерапевта) и фонопедических тренировок голосового аппарата.

Начинать заниматься восстановлением голоса следует как можно раньше, предупреждая фиксацию навыка патологического голосоведения. За основу занятий взяты приемы, отраженные в работах Лавровой Е.В и собственные наработки (модифицированные упражнения).

Каждому пациенту перед началом занятий рекомендовали завести специальную тетрадь, в которой отмечались задачи обучения, упражнения. Рекомендации, задания для самостоятельной работы и отчет об их исполнении. Каждая тренировка начиналась с проверки пройденного материала, а затем переходили к следующим заданиям.

При выборе фонопедических упражнений логопед должен учитывать их удобство для голосового аппарата больного, индивидуальные способности. Основной метод « проб и ошибок».

В обязательный курс фонопедии входят следующие этапы:

1) Рациональная психотерапия.

При первой беседе пациентам объяснялась сущность нарушения голоса, причины заболевания и вкратце изложенить путь восстановительной работы. Психотерапевтическая направленность должна осуществляться на протяжении всего обучения.

2) Коррекция физиологического и фонационного дыхания.

Основной задачей дыхательных упражнений является удлинение выдоха, увеличение подскладочного давления, массаж гортани вдыхаемой и выдыхаемой струёй воздуха( т.е. дутьё в гармошку по 3 – 4 раза подряд, постепенно увеличивая до 2 – х минут за прием, до 10 раз в день), увеличение подвижности здоровой половины гортани, стимуляция наружных и внутренних мышц гортани.

Дыхательные упражнения сначала объяснялись и показывались, а затем выполнялись вместе с пациентом. Овладение диафрагмальным дыханием и увеличение длины выдоха преследовали цель сформировать спокойный вдох, координацию вдоха и выдоха, продолжительный выдох.

3) Тренировка кинестезий и координация голосового аппарата с помощью фонопедических упражнений, укрепление артикуляционного аппарата, мышц гортани, активизация мышц шеи, небно – глоточного смыкания.

Предлагалось произнесение раскатистого звука «Р» на выдохе. Далее для удлинения речевого выдоха увеличивается количество слогов: сочетания

КРРРА КРРРО КРРРУ КРРРРЭ КРРРЫ

ДРРРРА ДРРРРО ДРРРРУ ДРРРРЭ ДРРРЫ

ГРРРРА-ГРРРРА-ГРРРРА и т.д.

С поворотами головы в стороны и без поворотов. При выборе фонопедических упражнений логопед должен учитывать их удобство для голосового аппарата больного, индивидуальные способности.

Основной метод «проб и ошибок». Если после упражнений с определёнными звуками голос ухудшается или остается в прежнем состоянии, логопед подыскивает те, на которых голос начнет улучшаться.

Должна осуществляться опора на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы. Необходимо развивать способность слышать собственный голос пациенту, а в дальнейшем – контролировать его звучание.

Самоконтроль является основой для дальнейшей эффективной коррекционной работы.

Для активизации аппарата фонации и организации правильного звучания следуют упражнения на нахождение хорошего и достаточного резонанса.

Для выявления чистого тона использовались сонорные согласные. Упражнения начинались со звуков « М», « Н», «Л» т.к. эти звуки большого импеданса( необходимо добиваться ощущения вибрации в области лицевой части головы).

Если затруднений не возникает, переходят к произнесению слогов: открытых, закрытых, а затем и с другими звонкими согласными

МА МО МУ МЭ МЫ
АМА МАМА
НА НО НУ НЭ НЫ
АНА НАНА
ЖМА ЖМО ЖМУ ЖМЭ ЖМЫ
ЖНА ЖНО ЖНУ ЖНЭ ЖНЫ
ДЗА ДЗО ДЗУ ДЗЭ ДЗЫ
ДЖА ДЖО ДЖУ ДЖЭ ДЖИ

Упражнения выполнялись в положении сидя, стоя, при ходьбе. Затем слоговые сочетания усложнялись и удлинялись:

АЛА-ЛА-ЛА
МА-МА-МАМА
ВА-ВА-ВАВА
ЗА-ЗА-ЗАЗА
ЖА-ЖА-ЖАЖА

С перемещающимся ударением.

4) Постановка голоса.

По достижениигромкого полноценного звучания упражнений можно начинать тренировку сочетаний гласных звуков с «J». Большой импеданс этого звука оказывает активизирующее влияние на смыкание голосовых складок. В упражнениях гласный звук должен звучать коротко, а «J» длительно:

АЙ_ЯЙ
ОЙ- ЁЙ
УЙ-ЮЙ
ЭЙ-ЕЙ
АЙ-ЯЙ-ЯЙ

5) Автоматизация правильного дыхания и фонации в спонтанной речи.
После образования полноценного звучания голоса следует переходить к длительному произнесению гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять на одном выдохе.

А О У Э И
АО АУ ИО ЭО ЭА
АИО УИО

Затем в словах , начинающихся с прямых ударных слогов со звуками «М», «Н», «Л».

При произнесении слов типа «МАЙ», «НАДО», «ЛАДА» включается верхний резонатор и закрепляются наилучшие условия голосоведения.

Для развития диапазона, силы голоса, выработки его подвижности, гибкости предлагалось чтение и произнесение со сменой силы звучания.

Далее приступали к фразовой речи, чтению стихотворений и отрывки прозы по выбору логопеда или пациента.

В заключении использовали диалогическую речь. Она является наиболее сложной в коммуникативном плане и труднее контролируется говорящим.

В результате тренировок у всех пациентов удалось достигнуть положительного результата восстановления. Он заключался в улучшении ларингоскопической картины, увеличения тонового и динамического диапазона, времени максимальной фонации, выносливости голоса, улучшении тембральных характеристик, стабильности звучания, отсутствие или значительное уменьшение жалоб на дискомфорт в гортани.

Занятия проводились 2 раза в неделю.

Продолжительность курса восстановления – от 1 до 4 месяцев.

У 78 % пациентов — развились компенсаторные механизмы (в результате смещения голосовой щели в сторону пораженной голосовой складки за счет перехода здоровой голосовой складки за среднюю линию, что способствует более плотному смыканию), у 10 % — подвижность пораженной голосовой складки восстановилась.

ОСИПЛОСТЬ ГОЛОСА, БОЛИ В ЩИТОВИДКЕ

3 года назад мне ставили диагноз тиреотоксикоз и диффузный зоб. Тогда я очень плохо переносила жару, была дрожь в руках, выпадение волос, раздражительность, бессонница..
Результат ЭКГ – синусовая тахикардия, местная п/желудочковая блокада.
Я всегда любила морскую капусту, а тут к ней появилась какая-то непереносимость. Назначили мерказолил по 2 таблетки 3 раза в день.
Обследование до конца я не прошла (ни узи, ни кровь на гормоны не сдавала). К врачу повторно не пошла. Где-то 1,5 месяца принимала мерказолил как прописали. Потом начались ломки суставов. Я поняла, что это от приёма таблеток и перестала принимать мерказолил. Со временем всё наладилось.

С конца мая 2010 года я заметила, что у меня подсел голос. В конце июня появились боли в области щитовидной железы. Они и раньше были, например, после бега. Тогда я решила снова обратиться к врачу. К морской капусте я сейчас непереносимости не испытываю, могу снова её нормально есть.
Другие симптомы: утомляемость, сонливость, слабые волосы. Непереносимости жары я сейчас не наблюдаю.
26 лет. Вес – 48 кг, рост 165 см. (Вес стабильный на протяжении уже 12 лет).
Результат ЭКГ – синусовая тахикардия, местная п/желудочковая блокада.
Сделала УЗИ щитовидной железы. Узлов нет. Размеры: правая доля (длина – 46 мм, ширина – 23 мм, глубина – 21 мм, объём – 12,1), левая доля (длина – 46 мм, ширина – 22 мм, глубина – 21 мм, объём – 11,9) перешеек 5,6. Структура неоднородная. Эхогенность снижена. Лимфатические узлы (что-то написано) 6-10 мм. Заключение УЗИ: Диффузный зоб, аутоиммунный тиреоидит.
Т3 – 1,4 ; Т4 – 65 ; ТТГ – 0,01 ; А/Т тпо – 900.
Последнии 3 дня першит в горле.
Сегодня, 30.07.2010 была на приёме у эндокринолога. Врач, исходя из УЗИ и результатов гормонов, поставила диагноз тиреотоксикоз. И снова назначила мерказолил по 2 таб. 3 раза в день. При этом назначила следующий приём на 13 сентября и велела принимать таблетки строго эту дозу и не снижать дозу.
Правильно ли мне ставят диагноз и нахначают лечение? Я читала, что при тиреотоксикозе осиплость голоса симптомом не является. Зато осиплость голоса может быть симптомом тиреоидита, рака щитовидки, гипотериозе.

Рака у вас скорее всего нет. По крайне мере, по тем данным, которые вы представили, говорить о нем нет оснований.

Уточните, пожалуйста, Т3 и Т4 в пределах тех норм, которые указаны на вашем бланке с анализами? Если это так, то сейчас тиреотоксикоза скорее всего нет (он когда-то был в течение 2 мес до сдачи анализа, если судить по ТТГ).

Мне очень не хочется спорить с очным врачом, но все же у меня не сложилось впечатления, что это ДТЗ, который нужно лечить мерказолилом. Скорее речь может идти о тиреотоксической стадии хронического аутоиммунного тироидита, которая обычно требует только симптоматического лечения, то есть препаратов, снижающих пульс (анаприлин) и успокоительных (корвалол).
Вам лучше обратиться к другому очному эндокринологу в своем городе. Не думаю, что это большая проблема.

Если вы не поняли мой ответ, считаете его неполным или имеете дополнительные вопросы – напишите в комментариях к вашему вопросу на сайте и я постараюсь помочь (пожалуйста, не пишите их в личных сообщениях).

Если вы хотите что-то уточнить, но вы не автор этого вопроса, то напишите свой вопрос на странице https://www.consmed.ru/add_question/ , иначе ваш вопрос останется без ответа. Медицинские вопросы в личных сообщениях останутся без ответа.

Сообщение о потенциальном конфликте интересов: Я получаю материальное вознаграждение от фармацевтических компаний, медицинских и академических структур, в т.ч. находящихся в подчинении МЗ РФ.

Болит горло? Проверьте щитовидку! Как определить подострый тиреоидит?

Знаете ли вы, что боль в горле, глотание, лихорадка, хрипота, кашель, боль в ухе и другие, казалось бы, респираторные симптомы могут оказаться признаками одного из специфических заболеваний щитовидной железы? Если нет, давайте познакомимся с особенностями подострого тиреоидита и узнаем, как с ним справиться.

Что такое тиреоидит

Болезнь, о которой мы говорим, это подострый тиреоидит. «Тиреоидит» означает воспаление щитовидной железы.

Щитовидная железа производит несколько жизненно важных гормонов. Эти гормоны обеспечивают нормальный обмен веществ в организме, регулируют обмен белков, жиров и углеводов, участвуют в росте, физических и эмоциональных реакциях.

Существует много видов тиреоидитов: аутоиммунный, вызывающий привыкание, лучевой, тихий, острый и многое других. Большинство из них вызывают гипертиреоз или гипотиреоз. При гипертиреозе щитовидная железа чрезмерно активируется и перепродуцируется гормонами, тогда как при гипотиреозе ее активность нарушается и количество вырабатываемых гормонов недостаточно.

Подострый тиреоидит – одна из редких форм тиреоидита, которая характеризуется ощущением боли и дискомфорта в области щитовидной железы. У людей с этой проблемой сначала развиваются симптомы гипертиреоза, а затем и гипотиреоза. Патологические изменения в щитовидной железе при этом типе тиреоидита, как правило, носят временный характер, хотя симптомы или ошибочный диагноз могут быть постоянными.

Причины и факторы риска

В отличие от других типов тиреоидитов, подострый тиреоидит считается вирусной инфекцией. В основном встречается у женщин в возрасте от 40 до 50 лет. Эта проблема относительно редко встречается у мужчин. Подострый тиреоидит, как правило, развивается после вирусной инфекции верхних дыхательных путей – гриппа, челюстной кости, аденовируса, вируса Коксака и др.

Как определить причину

В отличие от других типов тиреоидитов, подкожный тиреоидит характеризуется болью в щитовидной железе. В некоторых случаях боль может распространиться на другие части горла, ушей и нижней челюсти. Щитовидная железа отекает и растягивается и очень чувствительна к прикосновениям. Боль может длиться от 1 до 3 месяцев. Другие симптомы подострого тиреоидита включают:

  • Лихорадку;
  • Усталость;
  • Слабость;
  • Искажение звука;
  • Проблемы с глотанием.

В начальной фазе подострого тиреоидита у большинства пациентов развиваются симптомы, характерные для гипертиреоза.

  • Раздражительность;
  • Тревога;
  • Беспокойство;
  • Ослабление способности концентрироваться;
  • Диарея;
  • Быстрая и внезапная потеря веса;
  • Учащение или нерегулярность сердечного ритма;
  • Чрезмерное потоотделение;
  • Тремор (дрожь);
  • Нарушения менструального цикла.

На следующем этапе, как мы уже говорили, гипертиреоз сменяется гипотиреозом. Типичными для этого этапа являются:

  • Усталость;
  • Выпадение волос;
  • Недержание мочи при холодной погоде;
  • Запор;
  • Прибавка в весе ;
  • Депрессия.

Первая фаза подострого тиреоидита длится до 3 месяцев, а вторая может длиться до 9-15 месяцев.

Подтипы тиреоидита

Существует четыре основных подтипа тиреоидита. Это:

  • Подострый гранулематозный тиреоидит . Это самая распространенная форма подострого тиреоидита. Его причина в основном вирусная инфекция.
  • Послеродовой тиреоидит . Эта форма тиреоидита развивается примерно через год после родов и длится в среднем 18 месяцев. Причиной является аутоиммунное расстройство. Клиническое проявление обычно делится на две фазы: сначала с симптомами гипертиреоза, затем с гипотиреозом.
  • Лимфоцитарный тиреоидит. Эта форма тиреоидита чаще всего наблюдается после родов. Симптомы гипертиреоза появляются вскоре после этого (примерно через 3 месяца после родов).
  • Пальпаторный тиреоидит. Его развитие вызвано механическим раздражением фолликулов щитовидной железы, которое может быть результатом частого обследования и хирургического вмешательства.

Все подтипы тиреоидита имеют сходную тенденцию к клиническому течению, которое начинается с фазы гипертиреоза и заканчивается фазой гипотиреоза. Различия зависят от причины.

Диагностика

Эндокринолог сначала проверит горло и прощупает область щитовидки, чтобы понять, увеличена ли щитовидная железа. Также врач задаст вопросы о симптомах и жалобах, спросит, были ли у вас какие-либо вирусные инфекции верхних дыхательных путей в недавнем прошлом.

После сбора клинического анамнеза врач приступит к лабораторной диагностике. Пациенту необходимо сдать анализы на уровни гормонов щитовидной железы в крови: в первую очередь проверяются гормон щитовидной железы (ТТГ) и свободный тироксин (FT4). От результатов анализов зависит на какой стадии находится подтип тиреоидита.

  • На начальной стадии, которая характеризуется гипертиреозом, уровни FT4 будут повышаться, а уровни TSH уменьшаться.
  • На следующем этапе, который характеризуется гипотиреозом, уровень FT4, напротив, будет снижен, а уровень TSH повышен.
  • Между фазами гипертиреоза и гипотиреоза также может существовать переходная фаза – эутиреоидная, где уровни TSH и FT4 находятся в пределах диапазона.

Анализы на уровни гормонов

” data-medium-file=”https://i2.wp.com/medcentr-diana-spb.ru/wp-content/uploads/2020/02/Анализы-на-уровни-гормонов.jpg?fit=450%2C300&ssl=1?v=1581642244″ data-large-file=”https://i2.wp.com/medcentr-diana-spb.ru/wp-content/uploads/2020/02/Анализы-на-уровни-гормонов.jpg?fit=825%2C550&ssl=1?v=1581642244″ src=”https://i2.wp.com/medcentr-diana-spb.ru/wp-content/uploads/2020/02/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B8-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2.jpg?resize=900%2C600&ssl=1″ alt=”Анализы на уровни гормонов” width=”900″ height=”600″ srcset=”https://i2.wp.com/medcentr-diana-spb.ru/wp-content/uploads/2020/02/Анализы-на-уровни-гормонов.jpg?w=900&ssl=1 900w, https://i2.wp.com/medcentr-diana-spb.ru/wp-content/uploads/2020/02/Анализы-на-уровни-гормонов.jpg?w=450&ssl=1 450w, https://i2.wp.com/medcentr-diana-spb.ru/wp-content/uploads/2020/02/Анализы-на-уровни-гормонов.jpg?w=825&ssl=1 825w, https://i2.wp.com/medcentr-diana-spb.ru/wp-content/uploads/2020/02/Анализы-на-уровни-гормонов.jpg?w=768&ssl=1 768w” sizes=”(max-width: 900px) 100vw, 900px” data-recalc-dims=”1″ /> Анализы на уровни гормонов

В общих анализах крови важно отследить скорость оседания эритроцитов – ЭДС, а не рост лейкоцитов (что характерно для бактериальных инфекций).

В течение подострого тиреоидита пациент должен обследоваться и проверяться на уровень гормонов щитовидной железы каждые 4 недели.

Лечение подострого тиреоидита

После постановки диагноза эндокринолог назначит специальные процедуры, которые уменьшат боль, воспалительные процессы и другие сопутствующие симптомы. Эти процедуры включают в себя:

  • Прием кортикостероидов, например, преднизолона. Первоначально назначается относительно большая доза, которая постепенно уменьшается. Кортикостероиды уменьшают воспалительный процесс и отек щитовидной железы и помогают уменьшить боль.
  • Бета-блокаторы. Эта группа лекарств используется, когда есть симптомы, характерные для дегипертиреоза – тахикардия и артериальная гипертензия. Они помогают регулировать сердечный ритм и кровяное давление. Некоторые врачи, наряду с бета-блокаторами, рекомендуют принимать калий.
  • Защитные желудочные препараты. Кортикостероиды могут раздражать слизистую оболочку желудка. Чтобы избежать этого, желательно принимать желудочные защитные лекарства – омепразол или нексиум.
  • Гормоны щитовидки. Как мы уже неоднократно упоминали, гипотиреоз развивается на более поздней стадии подострого тиреоидита. Поскольку в это время щитовидная железа не вырабатывает достаточное количество тироксина, может возникнуть необходимость дополнить его аналогом синтетического гормона – левотироксином. Левотироксин доступен на рынке в двух формах: эвтироксин и L-тироксин.

Лечение подострого тиреоидита не длится вечно – после нормализации симптомов медицинское вмешательство прекращается.

При этом типе тиреоидита важно воздерживаться от приема йодных добавок и йодсодержащих продуктов (морские водоросли, йодированная соль) – они могут ухудшить состояние.

Профилактика и прогноз

Конкретных мер по профилактике подострого тиреоидита не существует. Рецидивы встречаются довольно редко, хотя постнатальный гипотиреоз может возникнуть во время последующих беременностей.

Прогноз заболевания зависит от степени и формы повреждения щитовидной железы. Когда травма серьезная, с функционированием органа могут быть постоянные проблемы, поэтому необходимо постоянное наблюдение.

Какое решение

Обычно для лечения подострого тиреоидита требуется от 12 до 18 месяцев. В 90-95% случаев результат очень хороший – болезнь заканчивается полным выздоровлением, но бывает и так, что на поздней стадии гипотиреоз переходит в хроническую форму и остается постоянной проблемой.

По данным Американской ассоциации щитовидной железы, постоянный гипотиреоз развивается у 5-10% людей с более низким тиреоидитом. Постоянный зоб и дисфункция щитовидной железы наиболее вероятны после послеродового тиреоидита.

Если вы подозреваете тиреоидит немедленно запишитесь к эндокринологу. Ранняя диагностика и своевременное лечение играют важную роль в предотвращении перехода болезни в хроническую форму.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также:  Общий план методической работы учителя-логопеда на учебный год
Ссылка на основную публикацию