Комплексная коррекция звукопроизношения

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений

Автор: Тураева Оксана Александровна

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений в условиях

МБОУ «Центр диагностики и консультирования»

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный процесс. Поэтому комплексное , целенаправленное воздействие всех специалистов Центра способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно- педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому в нашем Центре для детей с речевой патологией работаютневролог, логопед, психолог, психиатр. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.

Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы , которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.

2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, врача – психиатра и родителей.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра) (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.

3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

Таким образом , взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.

Проект “Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников”
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Долгосрочный проект “Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников”. Цель проекта: комплексное речевое развитие детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Проект “Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников”19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект “Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников”

Необходимость комплексного подхода назрела особенно остро в современных условиях, когда использование только одного-двух методов логопедического воздействия даёт слишком медленную положительную динамику. Практика показывает, что необходимо подключать комплекс приемов и методов для успешной коррекции.

Мною разработан долгосрочный проект “Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников”.

Цель проекта: комплексное речевое развитие детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

Проект состоит из нескольких направлений коррекционной работы:

I. “Логопедический массаж” . В настоящее время нарушения произношения у дошкольников так осложнены, что редко когда можно обойтись без логопедического массажа. Для эффективной коррекции тяжелых речевых нарушений использую уже существующие приемы классического массажа. К ним относятся: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и пассивные движения. В зависимости от методики применения приема и его дозировки массаж может оказывать расслабляющее или активизирующее действие. Логопедический массаж сочетаю с дыхательной и артикуляционной гимнастиками. Комплексы составляю индивидуально для каждого ребенка с учетом характера нарушений произношения.

II. “Дыхательная гимнастика” . Так как физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями существенно ниже возрастной нормы, соответственно, и речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания отмечаю у них задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. В тех случаях, когда речевое дыхание ребенка нарушено незначительно, применяю одно-два упражнения дыхательной гимнастики, которые выполняем обычно перед артикуляционной гимнастикой. Упражнения направлены, в основном, на выработку направленной воздушной струи, необходимой для произнесения большинства звуков русского языка.

Для сохранения интереса детей к дыхательным упражнениям использую вертушки, султанчики, разноцветные мячики из синтепона, пластмассы, соломинки для сока, бабочки, снежинки, листья из цветной бумаги.

Для выработки фонационного дыхания использую следующие упражнения и игры: “Веселые звуки”, “Сдуй шарик”, “Змейка”, “Жуки”, “Насос”, “Веселая песенка”, “Волшебные слоги”, “Волшебные слова”, “Паровозик”.

III. ” Артикуляционная гимнастика” . Для укрепления мышц артикуляционного аппарата дошкольников, развития силы, подвижности и дифференцированности органов, участвующих в речевом процессе, мною подобраны комплексы артикуляционной гимнастики при различных нарушениях звукопроизношения:

– Основной комплекс артикуляционной гимнастики;

– Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии;

– Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-Сь-З-Зь-Ц;

– Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч;

– Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х;

– Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-Ль;

– Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-Рь;

– Комплекс артикуляционной гимнастики для развития подъязычной уздечки.

Широко использую картинный материал. К каждому упражнению подобрала картинку-образ. Картинки демонстрирую ребенку во время проведения гимнастики. Упражнения сопровождаю также и стихотворением. Любят дети и сказки про приключения язычка. Использование игровых приемов и моментов помогает отрабатыванию артикуляционных движений, а также повышает мотивацию ребенка к выполнению данных упражнений.

IV. “Пальчиковая гимнастика” . Уровень развития детей прямо зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На логопедических занятиях обязательно провожу одно-два упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковую гимнастику сочетаю с речевым сопровождением. Выполняя пальчиковую гимнастику, дети достигают хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. По мере совершенствования мелкой моторики улучшается и развивается речь ребенка. Пальчиковую гимнастику подразделяю на пассивную и активную. Пассивная гимнастика – это массаж кистей рук путем поглаживания, легкого растирания и вибрации и пассивные упражнения для пальцев рук. Активная гимнастика – это упражнения, сопровождаемые стихами и потешками и без речевого сопровождения. Применяю следующие упражнения:

Мой университет

Мой университет

Мой университет

Курсы повышения
квалификации
Курсы профессиональной
переподготовки

Курсы дополнительного
образования для детей
и взрослых
Бесплатные курсы
для повышения квалификации
Вебинары для повышения
квалификации

курс повышения квалификации “Комплексный подход к коррекции звукопроизношения у дошкольников в условиях введения ФГОС”

  • Объём курса: 108 академ. часов
  • Продолжительность: 1 месяц и 2 недели
  • Вы можете досрочно закончить обучение
  • 2537.00 ₽
  • 2284.00₽

    Теперь Вы можете оформить заявку на обучение с учетом своих пожеланий, и мы обязательно сделаем всё, чтобы вам было максимально удобно обучаться на курсе.

    – Самая выгодная цена курса!
    – Гарантированные подарки каждому обучающемуся
    – Рассрочка оплаты
    – Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!
    – Процесс обучения сопровождает высококвалифицированный преподаватель.
    – Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

    Для кого предназначен курс: учителя-логопеды всех видов и типов учреждений.

    О курсе:

    Одним из приоритетных направлений в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования является своевременное предупреждение, выявление и коррекция речевых недостатков у детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО, понятие «речевое развитие» включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Однако, для детей с речевыми нарушениями, выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. За последние годы значительно возрос процент детей, имеющих речевую патологию. Большую часть из них, составляют дети дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. В результате обследования у данной категории детей наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и слоговой структуры слова, они испытывают затруднения в грамматическом оформлении предложений. Вовремя не выявленные и не устранённые нарушения закрепляются, становятся стойкими. Как правило, такие дети в дальнейшем, составляют основную группу риска по неуспеваемости в школьном обучении, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. От того, насколько своевременно и эффективно начнётся работа по коррекции звукопроизношения, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе. Основной формой коррекционно-развивающего процесса являются логопедические занятия, которые способствуют постепенному развитию всех компонентов речи и подготовки ребёнка к школьному обучению. Для проведения эффективных логопедических занятий по коррекции звукопроизношения учителю-логопеду требуется постоянный поиск наиболее продуктивных форм, методов и приёмов работы. В этом и заключается актуальность данной темы в рамках курсов повышения квалификации.

    Каким образом будет проходить обучение?

    Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль. Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

    Выдаваемые документы:

    По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса – Удостовение о повышении квалификации АНО ДПО “Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки “Мой университет” с указанием объема курса – 108 часов.

    Как записаться на курс?

    1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой “Записаться на курс”)
    2. Нажать на кнопку “Записаться на курс” и зарегистрировать “Личный кабинет”
    3. Произвести оплату за обучение.
    4. Заполнить раздел “Анкетные данные” в “личном кабинете” (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).
    5. После заполнения раздела “Анкетные данные” Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс).

    Если у Вас возникли вопросы по оформлению раздела “Анкетные данные”, пожалуйста, напишите на электронный адрес obuchenie@moi-uni.ru

    И это ещё не всё!

    После оплаты обучения на дистанционном курсе повышения квалификации Вы получите 3 ценных подарка:

    Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения

    Подготовительный этап

    Артикуляция. Совокупность движений и положений органов речи – губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка (в лингвистике). Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием.

    Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения

    Подготовительный этап

    Артикуляция. Совокупность движений и положений органов речи – губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка (в лингвистике).

    Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием. Необходимо научиться напрягать и расслаблять язык, удерживать его в нужном положении, направлять в нужное русло воздушную струю, координировать согласованную работу различных органов артикуляции.

    Этой цели служит артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений для губ и языка.

    Артикуляционная гимнастика призвана в увлекательной форме развить умения ребенка управлять собственными органами речи: языком, губами, нижней челюстью и речевым дыханием.

    Для эффективности подобной работы необходимо соблюдение некоторых условий.

    Выполнение артикуляционной гимнастики должно быть обязательным в период подготовки артикуляционного уклада и постановки звука.

    Она должна проводиться регулярно.

    Продолжительность занятий – 3-5 минут.

    Упражнения выполняются в умеренном темпе с обязательным зрительным контролем. Желательно, чтобы и ребенок, и взрослый могли находиться перед зеркалом: взрослый показывает образец выполнения упражнения, ребенок повторяет за ним.

    Движения кончика языка и губ в представлении малыша можно связать с уже знакомыми образами, развивая его воображение и эмоциональную сферу, и превратить непростую работу в увлекательный познавательный момент.

    Этап постановки звука

    Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

    На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука.

    Развитие восприятия речи, как и на подготовительном этапе, проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги со стечением согласных (которые правильно произносятся).

    Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. С учетом уровня овладения фонематической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа: определить какой по счету звук в словах, нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.

    На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). Продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.

    Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающий правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляторного уклада.

    Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений.

    Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

    На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на подготовительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений.

    После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад.

    Выделяют несколько способов постановки звука:

    1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.
    2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, ребенок произносит звук с, логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.
    3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку.
    4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.
    5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука.

    Этап автоматизации звука

    С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

    К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

    Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

    1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
    2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
    3. автоматизация звука в предложениях;
    4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
    5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
    6. автоматизация звука в разговорной речи.

    Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

    Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

    На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: са-са, са-са, са-са-са, са-са-са, са-са-са. На первых порах следует активно проводить работу по слоговым таблицам. Приложение №.2.

    Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

    На данном этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

    На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

    В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

    Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

    Для примера на этапе автоматизации звука с в слогах и словах можно предложить следующую тематику занятий:

    Автоматизация звука «с» в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.

    Автоматизация звука «с» в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус и др.

    Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.

    Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кас.

    Автоматизация звука «с» в слогах со стечением согласных: ста, ска, ист, ост, уск.

    Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух.

    Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

    Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

    Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.

    Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.

    Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.

    Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.

    Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.

    Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных.

    Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

    Этап дифференциации звуков речи

    Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

    Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.

    В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов, например при дифференциации с – з: са-за-са, за-са-са и т.д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо – кольсо, ласточка – ластощка и т.д.).

    Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

    На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

    1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Сравнивается звучание звука со свистом ветра.
    2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.
    3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, зависящей от положения его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.

    Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания: поднять букву на заданный звук; отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова на заданный звук.

    1. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
    2. Выделение слова с данным звуком из предложения

    По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

    На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

    Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей

    Дата публикации: 16.05.2016 2016-05-16

    Статья просмотрена: 2855 раз

    Библиографическое описание:

    Рыбакова М. А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1282-1284. — URL https://moluch.ru/archive/114/29894/ (дата обращения: 28.02.2020).

    Нарушения речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Процент речевых нарушений, в том числе и звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь. Даже дикторы телевидения, к сожалению, имеют массу дефектов в произношении. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Также связано нарушение звукопроизношения с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые трудны в коррекции. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени — функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок — подросток — взрослый», т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности [1, с. 13].

    По своей сути коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в исправлении звукопроизношения. В этом контексте основной целью коррекционной работы является развитие умений и навыков правильного воспроизведения звуков.

    Несмотря на достаточное освещение вопросов, касающихся развития звукопроизношения, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей методику развития этого процесса в условиях трансформации современного образования.

    В частности одним из требований современного образования является использование инновационных технологий в коррекционном воздействии.

    В настоящее время важным и необходимым фактором модернизации отечественного современного образования выступают инновации. Инновация (англ. innovation — нововведение) — это изменение внутри системы, создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике [1, с. 5].

    Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

    К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности [3, с. 32]. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

    К сожалению, выпуск компьютерного видеофонатора «Видимая речь» (Speechviewer) для работы с заикающимися, детьми с ринолалией и дизартрией и первого блока компьютерных программ «Дэльфа» («Дэльфа-141» — серийно «Фонема», «Дэльфа-142») для работы над интонационно-ритмической стороной устной речи, слоговой структурой, коррекцией открытой ринолалии, закреплением правильного произнесения отдельных звуков в настоящее время прекращен. Второй блок программы посвящен работе над письменной речью. Сценарий написан логопедом, профессором О.Е. Грибовой [4, с. 23].

    Появились программы, которые могут приобрести и частные лица: компьютерное пособие «Развитие речи. Учимся говорить правильно», предназначенное для речевого развития и обучения чтению (авторы Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко [1, с. 11]); компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», направленная на преодоление нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также вторичных речевых нарушений (автор Л.Р. Лизунова [3, с. 21]); развивающая игра «Баба Яга учится читать», представляющая собой методику опережающего чтения «Баба Яга, пойди туда, не знаю куда…», направленная на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения; для детей школьного возраста «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе» [2, с. 19].

    Логопедическая ритмика как система работы появилась, конечно, не сейчас. На данный момент имеется огромное количество инновационных разработок и публикаций. Кроме ставших классикой наиболее полных пособий Г.А. Волковой и Г.Р. Шашкиной, привлекают внимание множество книг, касающихся возможности использовать логоритмику при том или ином речевом нарушении, в тот или иной возрастной период (например, пособия Е.С. Анищенковой, Р.Л. Бабушкиной, М.Ю. Картушиной, О.А. Новиковской, Т.С. Овчинниковой и др.). Конечно же, это зрелая, получившая широкое распространение инновация, активно используемая в коррекции звукопроизношения.

    Одним из инновационных, достаточно действенных приемов в дошкольной и школьной педагогике можно считать мнемотехнику, с помощью которой дети составляют описательные и творческие коллективные рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также неречевых психических функций.

    В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка («Сказка о веселом язычке», «Сказки о буквах»). Сейчас интенсивно развиваются такое явление, как логосказки (логопедические сказки О.И. Ивановской), методы, описанные в книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко [4, с. 36].

    Интересно также использование биоэнергопластики. Сам термин немногим, наверное, знаком, однако большинство логопедов, быть может, чисто интуитивно применяют эту методику в своей работе. Термин имеет два значения: с одной стороны — это уроки пластики тела, с другой — содружественные движения руки и языка (движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата). В логопедии, естественно, большее распространение при автоматизации звуков получила вторая трактовка [4, с. 41].

    К инновационным технологиям относятся и техники арт- и песочной терапии, используемые на логопедических занятиях. Каждая из них может стать темой отдельного исследования.

    Таким образом, процесс внедрения и освоения педагогических новшеств находится в одних случаях на этапе роста, в других — наибольшего распространения.

    При подборе речевого материала на всех этапах логопедической работы по автоматизации правильного звукопроизношения следует руководствоваться требованиями, изложенными ниже.

    Соблюдение онтогенетического принципа, согласно которому из речевого материала исключаются слова, содержащие звуки более позднего онтогенеза, чем автоматизируемый. Это позволяет сосредоточить внимание ребенка только на отрабатываемом звуке и препятствует созданию дополнительных артикуляторных трудностей (они неизбежно возникают при дефективном произношении этих звуков).

    Исключение материала, содержащего звуки, акустически и артикуляторно близкие автоматизируемому (например, при закреплении произношения звука [с] неправомерно предлагать слова типа сушка, свеча, стужа, включающие в свой состав шипящие звуки).

    Доступность речевого и наглядного материала для понимания ребенком данного возраста.

    Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука — овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. На этом этапе следует отметить значительную роль микросоциального окружения ребенка. Так, взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков, что позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.

    Таким образом, важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

    1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
    2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
    3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
    4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
    5. Гин А. Приемы педагогической техники. — М.:Вита-Пресс, 2003

    Раздел 2. Технологии коррекции звукопроизношения

    Этапы коррекции звукопроизношения

    Коррекция нарушенного произношения проводиться поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф.Ф.Рау выделяется 2 этапа, О.В. Правдина и О.А. Токарева – 3 этапа, М.Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количество этапов не имеет принципиального значения.

    Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяются следующие этапы коррекции звукопроизношения.

    Подготовительный этап

    Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

    1) Формирование точны движений органов артикуляции:

    А) с помощью логопедического массажа;

    Б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

    2) Формирование направленной воздушной струи.

    3) Развитие мелкой моторики:

    А) с помощью пальчиковой гимнастики;

    Б) с помощью массажа рук;

    В) с помощью самомассажа пальцев рук;

    Г) С помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктов, плетение, нанизывание и т.д.).

    4) Развитие фонематических процессов.

    5) Отработка опорных звуков.

    2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

    1. Постановка звука.

    Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

    А) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.

    Б) Создание артикуляционной базы данного звука.

    В) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких сонорных звуков.

    Г) Отработка произнесения изолированного звука.

    2. Автоматизация звука.

    Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

    Содержание: постепенное, последовательное введение постановленного звука в слоги, слова, предложения в самостоятельную речь.

    2. Дифференциация звука.

    Цель: научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

    Содержание: постепенная, последовательность дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

    Этап формирования коммуникативных умений и навыков

    Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

    Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

    Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизация внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановке звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А. Ковшикову).

    1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

    2) Прием фонематического анализа , который традиционно включает три языковые операции:

    – фонематический анализ ( выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

    – фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

    3) Прием связи звука и буквы.

    Технология постановки разных групп звуков

    Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф.Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.

    Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражания дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их просто вспомнить. Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких.

    Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить ого несколько раз, и во время произнесения при помощи зонда меняем артикуляционный уклад. В результате получается требуемый звук. При данном способе ребенок самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям взрослого, После длительных тренировок он самостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая себе шпателем или пальцем.

    Смешанный способ– основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью логопеда артикуляционная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.

    Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на нормально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными звуками опираются на их глухие парные звуки, и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата. При работе надзаднеязычными взрывными звуками в работу включают корневую часть языка, а в качестве его исходной основы берется позиция переднеязычного взрывного. При постановке языка в качестве исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т.к. слог – это естественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу оказывается затрудненным. Необходимо предусмотреть возможные динамичные перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом звуковом окружении. Это достигается без особого руда, если схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка не нарушены. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [А], а для мягких согласных следует брать звуки в слоге с гласными [И]. В дальнейшей работе подключаются согласные в позициях перед остальными гласными. При этом внимание обращается на лабиализованные гласные, т.к. перед ними многие согласные претерпевают существенные артикуляционные изменения.

    Важными для коррекционной работы являются опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.

    ОПОРНЫЕ ЗВУКИ

    Звуки, сходные по месту образованияЗвуки, одинаковые по способу образованияГласные звуки[с]–[ф][и][ш][т], [р][с][р][ж], [д], [з]–[л][д]–[ы][к]–[т][г]–[д][х]–[с][j]–[з]

    ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

    ЗвукПриемы постановки
    с1. По подражанию. 2. Произнесение опорных [и], [ф] при артикуляции [с]. 3. Механически от [т]: кончик языка отводят зондом за нижние зубы, ребёнок произносит «та-та-та» = «са-са-са».
    ш1. По подражанию. 2. Механически от [с]: кончик языка отводят зондом за верхние зубы, ребёнок произносит «са-са-са» = «ша-ша-ша»
    р1. От [д]:упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро и отрывисто «стучать» кончиком языка по верхним альвеолам, произнося [д] = «др» 2. От чередования [т] и [д]: упражнение «Проезд» (имитация стука колёс) = «тр-др». 3. От сочетания «дж»: упражнение «Заведи моторчик» = «дррр». 4. Постановка в 2 этапа: 1) фрикативный [р] от [ж],[з] или [д], можно от слогов «жа», «за», «да»; 2) механическое достижение вибрации с помощью шарикового зонда = [р], слоги «ра», «дра».
    л1. По подражанию. 2. От межзубного произнесения [а] или [ы]
    к, г, х, й1. По подражанию. 2. Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и продвигая его спинку назад: [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»; [j] от [з]: «за-зя-jа».
    ц1. По подражанию. 2. От чередования [т] и [с], постепенно ускоряя темп
    ч1. По подражанию. 2. От чередования [т] и [щ], постепенно ускоряя темп. 3. От слога «ать»: подложить шпатель под язык, поднять его к альвеолам, одновременно нажимая на углы губ, добавляя этим выдвижение их вперёд как при [ч].
    щ1. По подражанию. 2. Механически: поднятие зондом кончика языка при произнесении «сь» или «ся» = [щ] или слог «ща».

    Мягкие согласные

    1) По подражанию.

    Предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па – пя, апа – апя и т.д.).

    2) Обходной путь.

    – длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;

    – повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], получается отчетливое [П , ], с некоторым придыханием;

    – перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, а второй шепотом и кратко: получается сочетание апь;

    – закрепив полученный мягкий звук [п]-[п , ], можно переходить к открытому слову пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п , ]-[а]), а потом сливая их;

    – затем вводить слоги и слова и другими гласными.

    3) Механический способ.

    В качестве исходной используются согласные [т],[д],[н], так как эти звуки просты по своим укладам и произносятся при полуоткрытых зубах и губах.

    При произнесении [Т] или слога та удерживать кончик языка шпателем за нижними резцами ( прижимая передний край языка): получается [т , ] в изолированном виде или в открытом слоге ( тя, тя, тя).

    Аналогичным путем из слога ат получается слог атъ.

    Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д , ] от [д],[н , ] от [н]. Далее произношение других мягких звуков отрабатывается в следующем порядке: [ф , ],[в , ],[п , ],[б , ],[м , ],[с , ],[з , ].

    Что касается звуков [к , ],[г , ],[х , ], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском зыке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и],[э] («кирпич», « на руке».

    Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем – их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в логах, словах, фразах,).

    Звонкие и глухие согласные

    Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] – [д] – [г].

    а) поочередное воспроизведение то беззвучного входа и выхода, то стона на входе и па выходке;

    б) сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.

    Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.

    Общие приемы для постановки звонких звуков

    1. По проживанию, используя тактильно-вибрационный способ.

    2. Включение голоса на основе сравнения глухого и звонкого звуков (так-же можно использовать при этом тактильно-вибрационный способ).Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый – сначала шепотом, а затем громко, после, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шёпотом – А, громко – Э, громко – Э, шёпотом – И, громко – И, шёпотом – С, громко – З.

    Важно, чтобы смежные артикуляции гласные и согласные были сходны: И=С, О=Ш, У=В, А=К.

    Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выходе произносят отрывисто: шепотом – а. а. а. а… громко – а. а. а. а… шепотом – о. о. о. о… громко – о. о. о. о… шепотом – э. э. э. э… громко – э. э. э. э… шепотом – т. т. т. т… громко – д. д. д. д.

    3. Для щелевых звуков: согласных произносится шепотом, а затем, не прерывания, подается голос.

    4. Непосредственный переход к звуку от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).

    ЗвукПриёмы постановки
    [в]1. Ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выходе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрыть рот – получаться звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). 2. Механически: логопед пальцем на выходе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длинное губное – зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.
    [з]1. От опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолирование звучание получается без механической помощи. 2. Установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выходе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливое з-з-з.
    [ж]От [з]: кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.
    [б]1. Звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит ещё при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать не прерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно в начале произносить звук [б] с некоторым раздуванием щек. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте. 2. От [в]: получив гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенным губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, поле чего быстрыми движениями пальца вверх – вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб…). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ… или быбыбы…). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.
    [д]1. Произносить слово «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада…), контролируя вибрацию гортани. Нередко в таких случаях звуков [д] получается как бы по инерции. 2. «Обходной» путь: произнося слоги ба-ба-ба…, просунув язык между губами, получается меж губное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Затем переходят к межзубному [д]: во время произнесения слогов да-да-да при меж губной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, за зубное.
    [r]1. От произнесения ряда слогов («ба-да-га», «ба-да-га» или «да-д-га», «да-да-га»). 2. Механически: от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше).

    Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и от дифференцировать от парных глухих.

    Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков и речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.

    Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 2783 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    Читайте также:  Дифференциация звуков (С) - (Ц) в слогах, словах, предложениях - конспект логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию