Из опыта работы с неговорящими детьми – советы логопеда
Проблема неговорящих детей: когда бить тревогу. Рекомендации родителям, чьи дети в 2,5-3 года еще не разговаривают. Роль логопеда.
- Работа с родителями
- Светы родителям неговорящего ребенка
- Работа логопеда
Работа с родителями
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: “Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только “машина, полотенце”.
Светы родителям неговорящего ребенка
В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.
Советы родителям
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа “Дай ручку”, “Где ножка?” Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: “Ух ты”! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
- Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не говорите при ребенке о его отставании.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.
Работа логопеда
Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым “скажи”. На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой , заинтересовавшей ребенка. Игры типа “Делай, как я” (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.
Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:
- развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
- побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
- побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);
- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);
- развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
- стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
О важной роли речи в произвольной регуляции деятельности говорит Е.М. Мастюкова в своей книге “Лечебная педагогика”: “При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения”.
Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Например, Артем Н. (3 года) говорил коротко “Неа” и утыкался головой в сложенные на столе руки. А как только чувствовал, что речевая угроза миновала, опять веселел и был готов играть. В случае с Артемом С. (4 года) приходилось проявлять строгость и настойчивость: “Все равно не отпущу, пока не выполнишь задание. Выполняй, работай”. А он при малейшей сложности сразу начинал плакать.
Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная у Антона А. (3 года) фраза “дядя ити” (дядя починит) повторялась и в обычном, и в детском звучании, переносилась в другую ситуацию. Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.
Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово: у Максима Л. (3 года 3 мес.) — самолет, у Ильи П. (3 года 3 мес.) — машина, у Артема С. (4 года 4 мес.) — куры, у Артема Н. (3 года 4 мес.) — упал. Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.
Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Логопедическая работа и запуск речи у неговорящих детей
Существуют определенные сензитивные (благоприятные) периоды для развития каждого психического познавательного процесса: мышления, памяти, внимания, восприятия и непосредственно речи. Очень важно, чтобы каждый этап речевого становления, от гуления до связной речи, проходил своевременно. Запуск речи у неговорящих детей – это необходимость, если в два года и более ребенок не говорит вообще, либо произносит лепетные цепочки или несколько отдельных слов.
- На что нужно обратить внимание
- Причины и механизмы нарушения
- Классификация нарушений
- Коррекционная работа при сенсорной алалии
- Первый этап
- Второй этап
- Третий этап
- Коррекционная работа при моторной алалии
- Прогнозирование и меры коррекции
Очень важно для родителей понимать, что если закрыть глаза на эту проблему, она не только никуда не исчезнет, но и со временем только усугубит положение. Логопедическая работа с неговорящими детьми должна вестись согласно особенностям и тяжести нарушений.
На что нужно обратить внимание
Когда стоит начинать бить тревогу? Итак, это необходимо в случаях, если:
- Лепетные цепочки детей однородные, редкие, не переходят в слова.
- К 1,5 годам интонационно-ритмическая организация речи у малыша не сформирована.
- В 2-3 года ребенок не понимает обращенную к нему речь, даже если взрослый использует односложные предложения и простые слова.
- Ребенок понимает, но не говорит, либо использует в общении только несколько слов. Фразовая, и тем более связная, речь отсутствует.
- Было выявлено нарушение физиологического слуха (глухота, тугоухость).
- Малыш «говорит» на каком-то своем (птичьем) языке, который никому не понятен.
Причины и механизмы нарушения
Причины могут быть социального или биологического характера. К первой группе можно отнести:
- Отсутствие общения (речевого, эмоционального) взрослых с ребенком. Проводимый эксперимент с младенцами основан на сравнении психоэмоционального состояния испытуемых. На определенный период времени часть новорожденных детей была помещена в комнату с белыми стенами, изолированную от посторонних звуков и других внешних раздражителей. Детей не брали на руки, за ними лишь осуществлялся необходимый уход. В другом помещении находилась вторая группа испытуемых, где была обустроена благоприятная среда, малышей не только кормили и пеленали, но и брали на руки, баюкали, разговаривали с ними. В конце эксперимента при подведении итогов было отмечено, что показатели психического развития детей первой группы были значительно ниже, чем у детей второй. Этот опыт подтверждает тот факт, что отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком и дефицит общения могут в дальнейшем негативно сказаться на формировании речи.
- Использование нескольких языков в семье. Дети-билингвы – так называют тех, кто воспитывается в двуязычной семье. Если ребенок сталкивается с речью на разных языках, то в какой-то период может произойти «ступор». Логопедическая работа с такими детьми должна вестись только на одном (ведущем) языке, если этим условием пренебречь, можно усугубить ситуацию. Также нежелательно, чтобы с малышом занимались несколько логопедов, так как разные специалисты могут выбирать для занятий различные друг от друга методики, что только затруднит восприятие нового материала.
- Тяжелые или неестественные роды (например, кесарево сечение и затяжные роды).
- Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период внутриутробного развития, что в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов и задержке в формировании ЦНС.
- Родовые травмы у новорожденного: при повреждении коры головного мозга, если была затронута речевая зона, однозначно следствием будет проявление патологии.
- Травмы головы, особенно в раннем возрасте.
- Перенесенные в первый год жизни инфекционные заболевания, давшие впоследствии осложнения.
Классификация нарушений
Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:
- Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи). Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
- СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании. Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
- Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
- Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
- ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.
Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития. Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.
В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.
При большинстве из перечисленных нарушений, требуется дефектологическая помощь.
Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.
Коррекционная работа при сенсорной алалии
Логопедическая работа с неговорящими детьми 3-4 лет, страдающими алалией, строится в зависимости от типа данного нарушения. Если был установлен диагноз сенсорной алалии, то расстройство понимания речи будет корректироваться путем работы с сохранными анализаторами, то есть через тактильное, обонятельное, вкусовое и зрительное восприятие. Слуховое при этом не игнорируется, но включается в работу частично и уже на более поздних этапах.
Различают несколько этапов работы по коррекции и устранению речевых расстройств при сенсорном типе. Условно их можно разделить на:
- I этап – подготовительный.
- II этап – формирование коммуникативных навыков (от неречевых к речевым).
- III этап – развитие интереса к окружающим неречевым и речевым звукам.
Первый этап
Прежде чем приступить к коррекционной работе по устранению речевых нарушений, следует понимать, что, хоть за основу и принято брать методические разработки, адаптированные под слабослышащих и глухих детей, тем не менее отсутствие слуха и непонимание речи – два абсолютно разных понятия и требуют кардинально противоположного в некоторых случаях подхода. Это нужно учитывать при выборе приемов и методов обучения детей с сенсорной алалией.
Эти дети слышат, но процесс анализа полученной информации у них нарушен: слуховой анализатор в данный момент может воспринимать сигнал, а спустя некоторое время при тех же условиях – нет. В привычной обстановке родного дома они могут запоминать отдельные речевые конструкции, употребляемые взрослыми. При этом, попадая в незнакомую среду, либо при контакте с новым человеком, не понимают того же самого высказывания. Слуховая система алаликов крайне нестабильна, дети с данным нарушением восприятия тяжело переносят резкие звуки (скрипы, шуршание), шумы высокой частотности, крик или громкую экспрессивную речь. Все это может привести к блокировке акустико-гностического процесса, что только усложнит коррекционную работу. Поэтому с такими детьми во время занятий необходимо использовать спокойную, тихую речь, чтобы не снизить у них восприятие речевых звуков.
Часто сопутствующими расстройствами у детей с сенсорной или сенсомоторной алалией являются нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения, поэтому на первых порах занятия с ребенком будут, скорее всего, носить хаотичный, спонтанный характер. Ни в коем случае нельзя пытаться заставлять алалика «высиживать» на одном месте энное количество минут. Одна из главных первоначальных задач – наладить контакт с ребенком на уровне тактильного, зрительного восприятия. Только после того, как будет установлен контакт, можно начинать работу, в противном случае, все старания пойдут насмарку.
Второй этап
Дети посредством совместной игровой деятельности с педагогом учатся использовать неречевые коммуникативные умения – жест, мимику. Позже добавляется смысловая интонация. Происходит это во время проигрывания партнерских игр с ребенком, например:
«Покорми куклу». Логопед проговаривает и показывает, что необходимо сделать: усаживает куклу на стульчик (за стол), протягивает ко рту игрушки ложечку, имитируя «кормление» и т. д. Ребенок, в свою очередь, проделывает те же действия, дублируя жесты и мимику. Здесь в работе активно участвуют двигательные и зрительные анализаторы, используется прием «глаза в глаза», что позволяет малышу лучше понять, чего от него хочет взрослый. Однако этот метод не подойдет детям с аутизмом, так как зачастую для них характерно избегать зрительного контакта с другими людьми.
Также будут полезны игры с конструктором или кубиками. Такой вариант «параллельной игры» подойдет и для аутистов. Задействуется тактильное и зрительное восприятие и ощущение. Педагог строит совместно (если это не вызывает отрицательные эмоции) либо рядом с малышом башню или другую постройку, использует мимику и жесты. Речь минимальная, простая, односложная, в употреблении не должно быть слишком много слов, лучше с опорой на те, которые ребенок воспринимает, либо часто может слышать.
Работать можно также с различными пособиями на развитие сенсорики (цвета, вкуса, тактильных особенностей предметов) и мелкой моторики: музыкальные игрушки, мягкие и деревянные кубики. Целью второго этапа является формирование непосредственно самой потребности в речевом общении. Развивать ее можно при помощи искусственно созданного «информационного голода».
Третий этап
На этом этапе начинается постепенное развитие фонематического слуха и восприятия. Сначала с помощью неречевых звуков, затем с включением речи взрослого. При этом необходимо избегать резких стуков, хлопков в ладоши, топота. Происходит сопоставление звукового сопровождения показываемому изображению. Например, логопед предлагает воспитаннику ряд иллюстраций для развития предметного словаря. Далее разбирает каждую картинку с соответствующими ей одним или несколькими звуками (уу – паравоз, ыы – медведь, му – корова и т. д.). То же самое происходит при активизации обозначений действий: подборка сюжетных картинок позволяет расширить глагольный словарь (аа – плачет, ай – болит и т. д.).
Можно применить уже готовый материал «Мои первые слова» Н. А. Шишкиной, разработанный в соответствии с современным психолингвистическим подходом, и систематизированный по блокам для более удобного изучения информации. Это пособие подойдет как для работы с сенсорными, так и с моторными алаликами.
Перед началом работы рекомендуют установить режим, четко определить время для занятий, отдыха. Нужно стараться лишний раз не перегружать слуховое внимание и восприятие речевыми заданиями.
Этот этап будет являться основополагающим в развитии понимания речи, так как позволит:
- активизировать использование слов согласно их назначению;
- сформировать умение анализировать собственную речь;
- пополнить пассивный словарный запас, который при условии эффективной деятельности логопеда перейдет со временем в активный;
- развить фонетико-фонематическое восприятие: различать близкие по звучанию слова.
Коррекционная работа при моторной алалии
Моторная алалия характеризуется недоразвитием экспрессивной речи или ее отсутствием, в этом случае занятия со специалистом будут направлены на то, чтобы запустить речь. Подготовительный этап логопедической работы нацелен на вызывание речевых звуков, использования высоты, силы голоса, ее ритмико-интонационных компонентов. Для этого применяют метод «пропевания» гласных при слиянии звуков в слоги, либо изолированно. Параллельно используются пальчиковые упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Коррекционная деятельность, проводимая на основном этапе, основана на:
- развитии и расширении пассивного словаря;
- активизации новых слов;
- формировании грамматической стороны речи;
- формировании фразовой речи;
- развитии связной речи.
В дальнейшем необходимо будет проводить коррекцию звукопроизношения. Эта работа проводится в рамках формирования грамматического строя.
Вызывание речи у неговорящих детей с моторной алалией, также как и с сенсорной, проводится в несколько этапов от простого к сложному, но с одним отличием: потребность в общении в детей это группы не нарушена, поэтому метод «информационного голода» в этом случае не используется. Напротив, ребенок с моторной алалией нуждается в качественно новой информации.
Прогнозирование и меры коррекции
Чем раньше будет начата работа, там больше шансов скомпенсировать речевое нарушение у детей с легкими или средними формами недоразвития тех или иных психических функций. Задача коррекционного воздействия на детей с тяжелыми формами патологии заключается в поддержке и максимально возможном развитии навыков коммуникации, самообслуживания, чтобы в дальнейшем особые дети имели возможность социализироваться в обществе.
Самое главное условие при запуске речи – своевременность коррекционной работы и комплексный подход. Параллельно с педагогическими занятиями, при любом речевом расстройстве, имеющем биологическую причину, выписывается курс лечения медикаментозными препаратами, соответствующего установленному диагнозу назначения. Если причиной ЗРР легкой степени у ребенка с сохранным интеллектом обнаружена слабая иннервация органов речевого аппарата, рекомендовано в качестве профилактики включать в комплекс занятий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.
Если уже в 2-3 года ребенку был поставлен диагноз сенсорной алалии, а родители малыша обратились за помощью к логопеду только на 5-6 году, то нужно понимать, что недоразвитие речи за все это время прогрессировало. В этом возрасте у всех детей устанавливается уже сенсомоторная алалия.
Неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся часто на домашнем обучении. Их родители обязаны принимать непосредственное участие в логопедическом процессе.
Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми
С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.
На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.
Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
1. Упражнение «Полевые цветочки».
Дети идут по тропинке (веревочке) и собирают цветы, затем останавливаются на «полянке». Логопед предлагает понюхать цветочки, при этом следит, чтобы дети набрали воздух через нос и выдох через рот. Повторить 3-5 раз.
2. Упражнение «Узнай по запаху овощ».
Логопед предлагает детям рассмотреть овощи и называет их: лук, чеснок, укроп. Затем делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем логопед предлагает каждому ребенку узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно логопед напоминает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно.
3. Упражнение «Ароматный фрукт».
Логопед приносит фрукты: апельсин, лимон, яблоко. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем по очереди дети с закрытыми глазами узнают фрукт по запаху. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи при длительном вдохе. Затем дети определяют фрукты на вкус.
4. Упражнение «Листочки».
Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки.
Дунь-подунь, мой ветерок.
Очень жаркий день-денек.
Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т.д.
5. Упражнение «Забей гол»
Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. При этом вдох глубокий, длительный.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Назвать (показать) предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей: сухие, мокрые, гладкие, шершавые, мягкие и т.д.
Показать (назвать) предметы одежды для зимы (осени, лета) по картинкам.
Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает).
Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе логопеда.
Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки
(матрешку, сказку «Репка», пирамидку).
На столе машинка, собачка, петушок.
Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, у него есть колеса).
Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. ( Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку. И т.д.)
Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина – машины и т.д.)
Логопед задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет.
Чем мама режет хлеб?
Чем мальчик вытер лицо?
Чем девочка расчесывает волосы? И т.д.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка.
Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов.
В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки. Определить на слух, что в каждой коробочке.
Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав), кота (мяу), курочку (ко-ко-ко), мышку (пи-пи-пи) и т.д.
Лови звук.
Логопед демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан. Предлагает детям «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши.
Ребенок стоит спиной к логопеду, который просит рассказывать (показать), что он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами.
Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают.
Игра «Подскажи словечко»
Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку …(мячик). И т.д.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
Игра проводится после чтения сказки «Репка». Вопросы: Кто тянул репку, назови, покажи. Какого цвета репка? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилась репка. Используется разрезная картинка репки из двух частей.
Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади). И т.д.
Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае затруднения).
Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно.
Дети разбирают и собирают матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляют матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой. Где прячутся матрешки?
ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ
Логопед: Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути – ути), цыплят (цып – цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути – ути), цыплят (цып – цып).
6. Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки».
Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» – «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» – «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» – «Мама». «Кто подарит бусы?» – «Я».
Автор: Максимова Татьяна Дмитриевна
Неговорящие дети: как заниматься?
Поделиться с друзьями
Мы продолжаем разговор, адресованный родителям неговорящих детей. С проблемой подобного рода трудно справиться в одиночку. Без помощи специалиста не обойтись. Точно так же, как и без постоянных практических занятий с ребенком. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ряд практических упражнений и советов логопеда.
С чего начать занятия с логопедом?
Как всегда, с обследования (наблюдение за ребенком, беседы с родителями), установления контакта. Далее логопедическую работу следует строить в нескольких направлениях, очередность в выборе которых зависит от того, что является первичным препятствием:
- Формирование языкового механизма (развитие собственно речи)
- Потребности в речи
- Формирование благоприятной микросоциальной среды (работа с ближайшим окружением, семьей)
- Развитие социальных навыков (ждать, одеваться и т. д.)
- Преодоление негативизма
Для преодоления негативизма большое значение имеет развитие мотивации, желания ребенка. Для каждого человека важна успешность. Эти дети, в большинстве случаев, не понимают, правильно ли они поступают. Это означает, что у них нет ощущения успешности, что им незачем учиться Мало того, они не получают то, что хотят, то, что любят, потому что не могут попросить, а если получают, то сразу в больших количествах. В результате этого снижается ценность: любимая игрушка или еда перестает быть таковой.
Выявляем, что для каждого конкретного ребенка может стать мотивацией для занятий. Стоит понять, что в данной ситуации маленький кусочек любимого ребенком мармелада становится не сладостью, а помогает ребенку понять, что он делает правильно, а что нет.
Как это работает?
Сидит спокойно 5 секунд — получает мармелад. В следующий раз ребенок просидит несколько дольше и тоже получит мармелад.
Важно помнить, что поощрение должно быть значимым для ребенка, то есть в обычное время он не должен получать мармелад (или любимую игрушку). Поощрение не должно быть в больших количествах. Игрушку не оставляем у него надолго (забираем, предупреждая: сейчас я заберу, возможен обратный счет ).
Одним из важных моментов является развитие речевого слуха, слухового восприятия, слуховой памяти и понимания речи. Одновременно занимаемся развитием социальных навыков.
Стоит учитывать, что эти дети не выделяют из звукового потока отдельные звукокомплексы (слова, словосочетания и т. д.), соответственно не понимают смысловой нагрузки, которую они несут. То есть вопрос об обучении выделения, узнавания звукокомплексов стоит на одном из первых мест.
Для развития слухового восприятия и понимания речи необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была при общении с ребенком наиболее простой, односложной.
Упражнения на развитие понимания отдельных слов
Этот навык нужен для развития понимания названий предметов, действий, людей. Обучаем:
- Выполнение простых команд, инструкций: «жди», «встань», «покажи», «дай» и других. Не стоит забывать, что ребенок НЕ ПОНИМАЕТ, что вы говорите, и что означает соответствующий звукокомплекс (инструкция). Поэтому каждый раз необходимо помогать ребенку сделать соответствующее действие. Например: «покажи». Складываем из пальцев ребенка указательный жест, направляем его в нужную сторону. Постепенно ослабляем свое воздействие. Повторяем то же самое со всеми действиями.
- Понимание названий предметов, изображений. Кладем перед ребенком 1 предмет (картинку). Называем его. Ребенок при этом должен любым образом показать вам, что узнал его название (распознал звукокомплекс). Он может подать его вам, показать пальцем или скинуть. Возможно, сначала он будет это делать с помощью взрослого. Далее кладем уже известный предмет и новый (с которым еще не работали с ребенком). Стоит учитывать уровень развития зрительного восприятия конкретного ребенка: некоторые не отличают ложку и зубную щетку. В таких случаях предлагаем ребенку значительно отличающиеся предметы (ложка и расческа). Также следует обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка: может ли он взять лежащий определенным образом предмет? Может, его стоит перевернуть или положить под другим углом. Следующим этапом можно начать раскладывать предметы на соответствующие изображения (соотнесение картинка — предмет), инструкция: «положи». Далее можно предложить ребенку собрать предметы, команда: «дай». Постепенно будем расширять фразу: «Дай корову» или «Дай красный кубик».
- Узнавание имен и названий людей. Обучение по той же схеме, но уже с людьми: «Где мама?» или «Мама», помогая ребенку показать, подойти к этому человеку или отдать предмет называемому человеку.
Упражнения на развитие зрительного узнавания
Часто у детей с данными нарушениями имеются проблемы в зрительном узнавании и распознавании предметов (визуальном восприятии и внимании). Чтобы помочь справиться с этой задачей, начинаем работу с ребенком с простых заданий (каждое новое задание начинаем, когда усвоено предыдущее):
- по цвету (однородных, реже разных предметов);
- форме (значительно отличающихся, например: кубики и колечки);
- размеру (однородные предметы, например: большие и маленькие кубики).
- выполнение простых построек из кубиков, брусков, начиная из двух: положить рядом, поставить, положить друг на друга.
- Выполнение действий крупной моторики по подражанию: похлопай, потопай, положи руки на голову.
По мере развития понимания заданий ребенком, они усложняются. Предметы становятся разными, можно добавить качество предметов (деревянный, металлический и т. д.), сортировку по категориям и т. д.), усложнение построек (они могут стать из других материалов, стать совместной игрой со взрослым), движения можно выполнять под музыку (песенки Железновой, русские народные пестушки). Все это ребенок повторят с родителями дома. Хорошо, если это станет началом игры.
На всех этапах комментируем действия короткими, повторяющимися фразами. Поощряем понятным ему способом.
И, наконец, обучение собственно вокальной речи.
Развиваем вокальную речь
Давайте подумаем и понаблюдаем, как обычный взрослый человек изучает иностранный язык. Сначала он изучает фонемы, звуки нового языка и запоминает на слух слова, для этого используются предметы и картинки. Чаще всего это предметы обихода, быта.
Вторым этапом, становится соотнесение звукокомплекса (слова) с визуальным предметом.
Чтобы воспроизвести слово, человек припоминает картинку или предмет, а потом пытается вспомнить слово, которое это обозначает.
По этой же схеме мы обучаем языку детей с проблемами речи, у которых сензитивный период самостоятельного обучения речи прошел.
Соблюдаем при этом главное правило — к каждому ребенку подходим индивидуально. У одного ребенка могут начать первыми появляться гласные звуки (влияют на мелодику речи), у другого согласные (понятность слов). Если ребенок совсем невокальный, то мы предпочитаем начинать с согласных звуков. Или опираемся на имеющийся в репертуаре ребенка звуковой набор.
Этапы развития вокальной речи следуют один за другим, только после появления нужной реакции переходим к следующему этапу.
Упражнения на развитие вокальной речи
- Открыть рот, или вытянуть губы в трубочку, или потянуть в улыбке (инструкции соответствуют нужной артикуляции: «скажи А» или просто «А» или «открой рот» или «сделай как я» — поощрение «Молодец! Ты сказал „А“!» или (и) мотивационный предмет).
- Вызывание звука — потом кладем одну руку ребенка на его шею, другую на шею специалиста, снова произносим звук (инструкции как на первом этапе).
- Для автоматизации вызванных звуков мы подбираем соответствующие картинки, игрушки.
- Далее часто дети начинают говорить самостоятельно, в сложных случаях вызываем звуки согласно онтогенезу. В таких ситуациях всегда рассказываем ребенку, что именно мы собираемся делать, например: «Сейчас я закрою тебе рукой нос и рот, а потом открою». У нас не было случаев, когда дети сопротивлялись, но если ребенок отказывается, мы ищем другие возможности. Естественно, мы эмоционально поощряем: «Ты сказал П!» можно добавить существенное поощрение.
- Далее следует автоматизация звуков как в пункте 3.
Когда ребенок достаточно хорошо отвечает на инструкции, становится возможным выполнение элементов артикуляционной гимнастики, использование традиционных методов постановки, в том числе с помощью зондов, и автоматизации звуков.
Формирование потребности в речи
Стоит понимать, что ребенок и его окружение привыкли к определенному поведению. И теперь нужно сформировать новый его тип. Создать условия, чтобы у ребенка чаще возникала потребность в речи: убрать из доступа предметы, которыми ребенок может пользоваться сам и любит их. Каждый раз, когда ему будет нужно, он должен озвучит возможным способом. Захочет сок: О или ОК или СОК.
Требования должны быть одинаковыми на занятиях, в садике, дома. Тогда они будут привычными для ребенка, не будут вызывать агрессию и другого проблематичного поведения.
Все методы и направления работы могут и должны сочетаться. Желательно присутствие на занятии родителей и активное включение их в занятие, чтобы ребенок постепенно обобщал: все, что он делает на занятии с логопедом, он может делать с родителем дома. Помните: каким бы хорошим не был специалист, он с ребенком занимается в лучшем случае час в день, родители же рядом 24 часа в сутки.
Дайте вашему ребенку понять, что вы его любите. Удачи и счастья! Спасибо за внимание!
План работы с неговорящими детьми
Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-й уровень речевого развития по Р.Е. Левиной) на начальном этапе:
1. Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым.
3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию — эхолалии).
4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.
5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), или обеспечивающего минимальное общение.
7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
Вариативность наглядного и дидактического материала для
детей.
Используются и объемные, и плоскостные предметы;
различный вид изображений предметов и явлений (фотографии, картинки, стилизованные изображения, контурные, точечные и т.п.);
картинки разного размера;
деревянные, пластмассовые, металлические, вязаные и т.п. игрушки.
Использование бытовых предметов (продуктов, посуды, техники и т.п.) и природных материалов повышает интерес детей к занятиям, способствует преодолению негативизма.
Использование элементов соревнования (кто быстрее, кто лучше), в том числе с пищевым подкреплением, что способствует повышению мотивации, интереса к играм и упражнениям.
Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка.
Инструкции для ребенка: ориентировочная основа его действий на занятиях, должны быть четкими, доступными, поэтапными, сопровождаемые показом образца выполнения. Артикуляция четкой, зачастую утрированной; громкость голоса —средней. Необходимо не допускать включения в инструкцию лишних вводных слов. Например, верная инструкция: «Посмотри на картинку», неверная инструкция: «Давай, пожалуйста, сейчас с тобой посмотрим на картинку». Обилие лишних слов затрудняет восприятие инструкции, мешает развитию понимания речи. Недопустима ультимативная форма общения с безречевым ребенком, привлечение к речевой деятельности с помощью словесных понуканий: «скажи», «повтори», это усиливает речевой негативизм.
Использование визуализированной системы поощрения ребенка («живая» пятерка — одушевленный герой, стикер, мелкие призы, пищевое подкрепление).
Положительная оценка достижений ребенка на занятии является для него важным стимулом развития деятельности, способствует преодолению негативизма, повышению мотивации. Однако положительная оценка всегда должна быть адекватной и постоянной, т.е. не зависимой от настроения, желаний ребенка и логопеда (родителя).
В случае, если на протяжении всего занятия ребенок отличался хорошим поведением (не проявлял выраженного негативизма, был открыт для сотрудничества), у него получались хотя бы некоторые вербальные задания, то к ребенку «приходит пятерка» (игровой элемент) и приносит ребенку какой-то приз (конфетку, орешек, кусочек яблока) и стикер.
Если ребенок не справился с вербальными заданиями или недостаточно хорошо себя вел, Пятерка приезжает лишь со стикером, не привозя ребенку приз. Если ребенок проявлял активный негативизм, не хотел заниматься, возможны два варианта оценки (в зависимости от личностных качеств каждого ребенка): либо Пятерка не приезжает, либо она с собой ничего не привозит с надеждой на исправление поведения ребенка на следующем занятии.
Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции взрослого.
Возможно использование следующих приемов для привлечения внимания к лицу взрослого: можно использовать яркую губную помаду, крупные серьги, повязывать яркий шарф (платок и т.п.) вокруг головы и т.д.
Если ребенок не обращает внимания на взрослого, продолжает заниматься своими делами, у него отмечается полевое поведение, целесообразно прибегать к созданию дискомфорта для малыша: подкладывать ему под рубашку или в штанишки мячики, массажеры, шишки; пощекотать; погладить какую-либо часть тела ребенка мехом, аппликатором; потормошить ребенка.
Использование ребусов в логопедической работе с детьми
Ирина Гурова
Использование ребусов в логопедической работе с детьми
Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков.
Слово «ребус» латинского происхождения (от латинской пословицы «Non verbis sed rebus» «Не словами, а при помощи вещей» («res – вещь). Ребус – одна из самых популярных и распространённых игр. В нём можно зашифровать отрывки из стихотворений, пословицы, поговорки, отдельные фразы и слова.
Зародился ребус во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся «новостями дня» (от латинского «de rebus, quae geruntur» бувально – «о делах, которые творятся»). В дальнейшем слово «ребус» получило то значение, в котором оно употребляется.
Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития.
В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале «Нива».
Итак, ребус – это загадка. В нём скрыта определённая тайна, и ребёнок, с его стремлением к познанию мира с большим желанием старается разгадать предложенную загадку.
Работа по обучению детей дошкольного возраста решению ребусов способствует постепенному развитию интереса к чтению благодаря овладению навыками их разгадывания.
В процессе разгадывания ребусов решаются многие задачи: развитие фонематического, слогового анализа и синтеза; закрепление знаний звукобуквенных обозначений; формирование словарного запаса и грамматического строя речи; развитие важнейших психических процессов – восприятия, внимания, памяти, понятийного мышления. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать. Развивается их способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал, формируются начальные основы психической культуры. А для школьников любое разгадывание ребусов является также эффективным способом «усиления» запоминания нужной орфограммы. (Ракитина В. А., Рыжанкова Е. Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. – СПб., «Детство-Пресс», 2007. – с. 3.). Таким образом, решение ребусов приносит ребёнку пользу и удовольствие.
Решить ребус – значит, «перевести» всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.
Существуют общепринятые требования к ребусам, правила и приёмы их составления и отгадывания. Раиса Аркадьевна Пирагис (редактор и корректор) обобщила и сформулировала основные положения, опираясь на примеры ребусов различной сложности и исходя из разумной логики.
Общие положения
1. Ребусом загадывается какое-либо слово или предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).
2. Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее, не ограничивается.
3. Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках».
4. Эти приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.
5. Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.
Требования к ребусу
1. Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: «Найди два решения этого ребуса».
2. Загадываемое слово или предложение не должно содержать орфографических ошибок.
3. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в условиях ребуса (например: «Отгадай слово-действие»).
4. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п., то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: «Отгадай пословицу»).
5. Ребус должен составляться слева направо.
Основные правила составления ребуса
1. Переворачивание рисунка, знака, символа, фигуры (далее — картинка, в отличие от буквы и цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.
2. Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв.
3. Помещение буквы или нескольких букв справа от картинки служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце загадываемого слова.
4. Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею другой буквы служит для указания, какую букву на какую следует заменить в загаданном слове.
5. Постановка математического знака равенства между двумя буквами также служит для указания замены одной из этих букв на другую.
6. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв.
7. Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 (и так далее) служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 — вторую и так далее).
8. Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза.
9. Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а также буквы «и», являющейся союзом.
10. Использование перечисленных и других аналогичных приёмов в самых различных сочетаниях (комбинациях) (например, использование одновременно и перевёрнутой картинки, и запятой перед нею).
Ребусы могут иметь разный уровень сложности, что позволяет выбирать и составлять те, которые соответствуют возможностям ребёнка.
Работа по обучению решению ребусов проводилась с детьми подготовительной к школе группы.
Чтобы успешно решать ребусы, детям необходимо было иметь некоторые навыки звукового анализа и синтеза, которые, в свою очередь в процессе этой деятельности закрепляются, развиваются и совершенствуются.
Ребусы можно использовать как на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации, дифференциации звуков, так и на фронтальных занятиях по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, а также на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи. Для каждого занятия подбираются (составляются) соответствующие ребусы.
Система работы включала в себя несколько этапов, на каждом из которых дети овладевали решением определённого типа ребусов, которые постепенно усложнялись. Детям последовательно предлагались группы ребусов, составленные по одному правилу, т. е. с использованием только одного приёма, которые сами по себе усложнялись. Овладев решением каждого вида ребусов, постепенно дети учились решать ребусы, в составлении которых было использовано несколько приёмов.
После разгадывания ребуса детям часто предлагалось составить предложение с данным словом, что способствовало уточнению лексического значения слова и развитию связной речи.
Примерная последовательность работы
Ребусы, составленные с использование одного приёма
Примеры ребусов приведены в Презентации к те ксту
• Прибавь к букве название нарисованного предмета и прочитай зашифрованное слово:
• Соедини название картинки с буквами и прочитай зашифрованное слово:
• К букве (буквам) добавь название рисунка, затем – следующую букву (буквы) и прочитай зашифрованное слово.
• Замени букву и прочитай зашифрованное слово.
• Убери букву из слова. Какое новое слово получится?
• Убери обозначенную цифрой букву из слова. Какое новое слово получится?
• Измени порядок букв в слове. Какое новое слово получится?
• Не читай столько последних букв, сколько запятых нарисовано после картинки. Какое слово получится?
• Не читай столько букв в начале слова, сколько запятых нарисовано перед картинкой. Какое слово получится?
• Обрати внимание на то, как расположены буквы и расшифруй слова.
После того, как дети овладели умениями решать ребусы, составленные с использованием одного приёма, становятся доступными и более сложные, с сочетанием приёмов. (см примеры в презентации).
По мере усвоения воспитанниками способов решения разнообразных ребусов становится возможным их использование на фронтальных логопедических занятиях по знакомству со звуками и соответствующими буквами, а также на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. В качестве примера привожу ребусы, в каждом их которых встречается буква «Ж». Ребусы имеют разную степень сложности, что даёт возможность каждому ребёнку быть успешным при их решении на занятии.
Возможно использование ребусов и на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий. В качестве примера привожу ребусы по лексической теме «Насекомые». Эта тема изучается в конце учебного года. К этому времени дети уже овладевают умениями решать разнообразные ребусы.
С использованием ребусов можно эффективно помочь детям усвоить родственные слова (см. примеры в презентации к тексту)
С помощью ребусов можно зашифровать и целое предложение (пословицу, поговорку) (см. пример в презентации)
С большим удовольствием дети решали ребусы, отгадывая постепенно содержание небольшой сказки (В. Левин «Игры с буквами и слогами»).
Ни для кого не секрет, что дети лучше усваивают всё забавное, интересное. Ребусы со своей загадочностью и необычным способом «изображения слова» помогают сделать логопедические занятия намного увлекательнее, позволяя детям получать удовольствие от «гимнастики ума».
Литература:
– Галкина Г. Г. Звуки, буквы я учу! – М. : издательство ГНОМ и Д, 2007.
– История ребусов. http://rebus1.com/
– Крупенчук О. И. Игры с буквами: ребусы, кроссворды, головоломки». – СПб. : КАРО, 2004.
– Левин В. Игры с буквами и слогами. Что такое ребусы?//газета «Дошкольное образование» изд. дома «Первое сентября», №4, 2001.
– Пирагис Р. А. Правила составление ребуса. http://www.litsite.ru/2008/03/19/.
– Ракитина В. А., Рыжанкова Е. Н. Повышаем грамотность детей с помощью
Ребусы для 1 класса в картинках
Добрый день, наши любознательные читатели! Ребусы для 1 класса в картинках очень полезно разгадывать не только детям, но и взрослым. Они помогают скоротать время за увлекательным занятием, а также развивают воображение, смекалку и логику.
Хотите, чтобы ваш школьник хорошенько размял мозги? Сначала потренируйтесь сами. Мы отобрали для вас 15 видов занимательных головоломок, которые задействуют знания ученика в письме, математике и других предметах. Ко всем головоломкам прилагаются ответы.
Зачем нужны ребусы?
Учителя иногда предлагают разгадывать ребусы на уроках и порой задают их детишкам домой. В современных учебниках для первого класса, например в азбуке Горецкого, вы встретите много подобных заданий. Эти необычные головоломки позволяют:
- повысить интерес школьника к восприятию новой информации;
- развить гибкость мышления;
- искать нестандартные решения;
- расширить кругозор;
- снять излишнее напряжение в процессе учёбы;
- внести разнообразие в занятия.
Интересные зашифровки на любой вкус вы сможете распечатать из интернета. Также можно усадить вашего ребёнка за компьютер, чтобы он смог разгадывать головоломки в режиме онлайн.
Основные правила составления ребусов
У вас случалось такое, что сын или дочка просят помочь разгадать головоломку, вы с рвением берётесь за неё — и не можете её решить? Мы знаем, почему так бывает. Вам стоит усвоить основные правила составления подобных заданий.
Перевёрнутая картинка
Если на картинке изображён перевёрнутый предмет, то его название следует подставлять в отгадку задом наперёд.
Например, решение этой головоломки выглядит так: «КА» + перевёрнутое «КОТ» = «КА» + «ТОК».
Использование запятых
Это один из самых частых приёмов. Запятая на рисунке обозначает, что из слова нужно удалить букву. Количество запятых всегда равняется количеству символов, которые следует убрать.
При этом запятые слева от изображения означают, что нужно удалить первые буквы, а запятые справа от картинки призывают отбросить последние.
Буква возле картинки
Буква возле картинки обязательно станет частью отгадки. Если она стоит перед изображением, то её место в начале слова, если после него — то в конце. Такие задания являются простыми, поэтому с них лучше всего начинать знакомство первоклашки с головоломками.
Зачёркнутая буква или знак равенства
Часто возле рисунка пишут зачёркнутую букву, а рядом указывают другую. Это значит, что зачёркнутую букву в слове, обозначающем изображённый предмет, нужно заменить на другую. Действуйте по такому же принципу, если видите математический знак равенства между буквами.
Цифры под рисунком
Если под изображением или над ним вы увидите цифры, то напишите название картинки и переставьте местами буквы в указанном порядке.
Есть и более сложные варианты подобных ребусов. Если под изображением написано меньше цифр, чем букв в заданном слове, то из названия берём только те символы, номера которых указаны на картинке.
Горизонтальная линия
Горизонтальная линия, которая делит загадку на верхнюю и нижнюю части, говорит о том, что в середине слова будет стоять предлог «над», «под» или «на».
Буквы внутри изображения
Буква или предмет, находящиеся внутри символа или геометрической фигуры, означают, что в отгадке повстречается предлог «в».
Ответы: «Ворона», «Вред».
Рисунок за рисунком
Если изображения словно прячутся одно за другим, то самое время использовать слово «за».
Буква, состоящая из маленьких буковок
Когда из маленьких символов составлен один большой — смело применяйте предлог «из».
Ноты
Изображение нот в ребусе служит поводом для использования их названий в решении. Детям, которые не знают нотный ряд, обычно дают подсказку.
Ответ: «Доля», «Фасоль».
Символы, взявшиеся за руки
Если буквы держатся за руки, то для отгадки применяем предлог «и» или «с».
Бегущие символы
Когда весёлые буковки убегают друг от друга или радостно бегут навстречу, то используем предлог «к» или «от».
Цифры рядом с буквами
Если на рисунке изображены буквы, а рядом цифры, то в отгадке употребляем название цифры в комбинации с указанными символами.
Некоторые цифры могут быть зашифрованы под разными названиями. Например, цифра «1» может звучать, как «один», «раз» и даже «кол».
Математические действия
В ребусы можно зашифровать не только слова, но и числа. Например, чтобы отгадать эти с виду простые примеры, предстоит хорошо подумать и подключить знания по математике:
Треугольником обозначено число с одним разрядом. При этом, если сложить его 4 раза, то получится однозначное число, обозначенное квадратиком, а если сложить его 5 раз, то выйдет двузначное число, обозначенное на рисунке кружком и ромбом.
2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10.
Комбинированные зашифровки
Предлагайте вашему ученику различные варианты головоломок почаще, и вскоре он будет с лёгкостью отгадывать их самостоятельно. Теперь можно перейти и к более изощрённым вариантам заданий. Например, как вам такой вариант?
Учимся с интересом
Ну что, вы убедились, что разгадывание ребусов — это целая наука со своими понятиями и правилами? Надеемся, что смогли помочь вам разобраться в ней. Как же привить ребёнку интерес к столь креативному способу обучения? «Эврика» даст несколько простых советов:
- Начинайте с самых простых заданий и постепенно переходите к более сложным.
- Действуйте ненавязчиво.
- Придумывайте ребусы сами и привлекайте к этому занятию ребёнка.
- Используйте разгадывание головоломок как соревнование с призами для победителей — например, на детском дне рождения.
- Помогите малышу, если он долго не может справиться с заданием.
- Хвалите за правильную расшифровку и будьте деликатны, если он не справляется.
Мы рады развеять миф, что учёба — это трудно и скучно. Надеемся, нам это удалось! Передайте положительный настрой вашему юному ученику и поделитесь впечатлениями в комментариях к этой статье. До скорых встреч!
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: