Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука (Р)

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастика на звук Р в картинках

Сонорный звук [Р] считается самым сложным в звуковом ряду. При его произнесении работают не только мышцы тела языка, но и вибрирует его кончик. Начинать тренировки данного звукопроизношения с детьми нужно с 4-5 лет. Какие упражнения включает в себя артикуляционная гимнастика для звуков [Р], [Рь], как правильно проводить занятия дома и с логопедом, расскажем в нашей статье.

Правильная артикуляция

Звук [Р] относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом. Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине [Р] и [Рь] даются дошкольникам сложнее всего. Для формирования навыка верного звукопроизношения нужно знать, как работает речевой аппарат при артикуляции рычащего сонорного.

Твердый звук [Р] произносят так:

  1. Губы и челюсти приоткрываются на 0,5-1 см.
  2. Язык с ровной спинкой поднимается вверх и застывает между верхним и нижним небом.
  3. На выдохе кончик языка присоединяется к верхнему небу, в альвеолы, и вибрирует как молоточек.
  4. Средняя часть язычка широко распластывается, прогибается, боковые — касаются верхних зубов.

Мягкий звук [Рь] произносится так:

  • Губы чуть растягиваются в улыбке, зубы приоткрыты шире, чем для артикуляции твердой фонемы [р].
  • К альвеолам присоединяются кончик языка и средняя его часть.
  • На выдохе при артикуляции кончик опускается чуть ниже, чем при фонации твердого звука, стучит по верхнему небу мягче.
  • Задняя часть тоже сдвигается вперед.

Такое подробное описание процесса фонации детям знать не обязательно, но показать, как работают речевые органы на себе и попросить воспитанников продемонстрировать, что они поняли и увидели, нужно обязательно.

Если ребенку после 5-6 лет трудно рычать и проговаривать [Р] четко, родителям нужно проверить наличие следующих дефектов развития речевого аппарата:

  • Нарушен прикус
  • Язык сужен или увеличен в размерах
  • У малыша укороченная уздечка, она аномально расположена
  • Готическое небо
  • Верхние челюсти сужены.
  • Есть дефекты в расположении зубов
  • Нарушен тонус мышц (дизартрия).
  • Не развит кончик языка.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Р], [Рь] в игровой форме помогает ребенку понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, развить гибкость и силу мышц языка, обучает, как создавать вибрацию.

При дефекте произношения фонем [Р],[Рь] у детей чаще всего диагностируется горловой (увулярный) ротацизм. При данном нарушении в процессе фонации участвует только мягкий язычок, при говорении слышен рокот, или “французский р”.

Как заниматься

Логопедическая работа по коррекции произношения звука [Р] строится по следующей схеме:

  1. Теоретическая подготовка родителей и детей.
  2. Ребенок учится различать на слух мягкую и твердую фонему, анализирует процесс проговаривания звука на собственном опыте.
  3. Формирование артикуляционных навыков. На этом этапе очень важно правильно подобрать комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р], тренировать мышцы губ, языка, нижней челюсти ежедневно. Картинки, собственный пример на этом этапе будут лучшим подспорьем учителю и ученику.
  4. Постановка звуков [Р], [Рь]. Происходит путем выполнения специальных упражнений, массажей зондом. Логопеды используют задания с подражанием говору животных, анализом фонем на слух.
  5. Автоматизация звуков. Здесь вам пригодится артикуляционная гимнастика для звука [Р] в картинках в сочетании со стихами, сказками, скороговорками. Дошкольник заучивает фразы, четверостишия наизусть, проговаривает во время выполнения комплекса тренировочных упражнений.
  6. Введение в активную речь. Этот этап лежит в большей степени на плечах родителей. Взрослые должны следить за речью дошкольника вне логопедических уроков, выполнять рекомендации педагога.

Комплекс упражнений

Итак, формирование навыка произнесения [Р] у детей, постановка и автоматизация звука не обходится без артикуляционной гимнастики. Приведем самые эффективные упражнения, которые включаются в занятия с логопедом. Каждое задание нужно повторять 3-5 раз.

Парашютик

Ребенок кладет на носик кусок ватки. Язык принимает форму чашки, прижимается к верхней губе. Ученик сильно выдыхает, пуская струя воздуха по телу языка, и сдувает ватку.

В процессе упражнения тренируются мышцы языка, щечек и гортани, контролируется сила и направление воздушной струи.

На заметку! Чтобы научить ребенка делать язык “чашкой”, капните на тело язычка 3-4 капли воды. Попросите удерживать жидкость, не проливая, 15-20 секунд. Через 3-4 раза задание будет выполняться максимально правильно.

Шарик

Веселое задание для мышц щек. Ребенок с силой надувает щеки, задерживает положение на 3-5 секунд, затем сдувает. Рот в процессе выполнения задания плотно закрыт.

Орешки

Продолжаем заниматься мышцами щек и язычка. Ротик закрыт, язык с силой упирается в каждую щеку по очереди так, чтобы на внешней стороне выпирали “орешки”.

Вкусное варенье

Упражнение для формирования навыка контроля за положением языка, его мышц, развития гибкости главного речевого органа.

Открываем широко рот, растягиваем губы в улыбке. Язычок в форме чашечки облизывает верхнюю губу сначала в одну сторону, затем в другую. Очень важно двигать язык с напряжением, не торопясь.

Маляр

Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается вверх и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.

На заметку! Упражнение “Маляр” отлично подходит для детей с коротко уздечкой. В процессе выполнения следите за напряжением подъязычных мышц для максимальной эффективности гимнастики.

Грибочек

Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.

Гармошка

Выполняется, когда ребенок научится хорошо делать задание “Грибочек”. Ребенок улыбается, присасывает язык к верхнему небу, зубы не закрыты. Не меняя положения язычка, нужно закрывать и открывать губы. Смыкать зубы при этом нельзя.

В процессе выполнения “Гармошки” напрягаются подъязычные мышцы, щеки. Следите, чтобы растянутость улыбки сохранялась.

Лошадка

Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.

Барабанщик

Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик тела языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки: “Дэ-дэ, тэ-тэ…”.

Самые сложные для ребенка задания делайте чаще. Для быстрого понимания техники используйте на уроках зеркало, показывайте на картинках и собственном примере.

Видео

Подборка виде-уроков, содержащих эффективные комплексы артикуляционной гимнастики для звуков [Р] [Рь]:

Артикуляционная гимнастика для звука [р] может заканчиваться проговариванием чистоговорок.

Используйте следующий комплекс речевых заданий:

Ра-ра-ра — у крота новая нора.
Ру-ру-ру — рыбку с речки приручу.
Ро-ро-ро — мухоморов полное ведро.
Ря-ря-ря — речки и моря.
Ри-ри-ри —в окошко посмотри.
Рю-рю-рю — в зеркало не смотрю.
Ре-ре-ре — весело на реке.
Ур-ур-ур — накормлю я кур.
Ор-ор-ор — сели птицы на забор.
Ир-ир-ир — принес бабушке кефир.
Ар-ар-ар — у Макара пожар.
Кар-кар-кар — на стене комар.
Рох-рох-рох — не вырастет горох.
Быр-быр-быр —ароматный сыр.
Руз-руз-руз — спелый наш арбуз.

У меня в кармане рябина, ромашка и морошка.
В аквариуме у Харитошки живут четыре карпа, да карасей немножко.
Говорила сорока кроту: “Я кричу, кричу! Караул! Украли у Клары варежки!”.
Хорош улов у Поликарпа: пять карасей, четыре карпа.
Купил Гаврила на торгах три пирога, да четырнадцать поросят.

На коррекцию звука [Р] уходит не меньше 2-х месяцев. Через 50-60 дней от начала занятий дети в 80-90% случаев автоматизируют сонорную фонему, и дальнейшая работа с педагогом не потребуется. Если заметите, что ребенок теряет контроль на речью, перестал четко проговаривать [р], опять займитесь артикуляционной гимнастикой, представленной в нашей статье, чтобы навык восстановился.

Игровое занятие «Овощи» для детей 3-го года жизни

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни, тема: «Овощи»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Познакомить детей с овощами.
Развивать активный словарь детей по теме «Овощи».
Учить детей образовывать множественное число имен существительных, использовать уменьшительные суффиксы.
Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, зеленый), понятия «один-много», «большой-маленький».
Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.
Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.

Оборудование:

Муляжи овощей. Чудесный мешочек.
Игрушка «козел», «зайцы».
Картонные силуэты моркови, огурцов, помидоров, банок.
Лопатки, леечки, грабли, посуда кукольная: кастрюли, тарелки, ложки, ножи.
Аудиозапись: песня «Веселый огород», «Урожай».
Горох, пластилин зеленого цвета, соленое тесто.
Пластиковые овощи из двух половинок, скрепленных липучкой.
Заготовленные рисунки «Подрастай, морковка», карандаши коричневого цвета.

Ход занятия:

Приветствие

– Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся

Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»

– Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.

Игра «Покорми зайчат»

– Возьмите свои овощи, положите на тарелочку и покормите зайчат.

Дидактическая игра «Что съел зайка?»

– Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется морковка). Что съел зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста и огурец. Какого цвета капуста? Зеленого. А огурец какого цвета? Зеленый.

Игра с пуговицами «Овощи в банке»

– Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера.

Рисование «Салат»

– Посмотрите, на этой картинке нарисовано все, что нужно для овощного салата — салата из овощей: помидор, огурец, перец, лук, соль, масло. А в нижней части листа нарисована тарелка для салата — салатница. Возьмите в руки карандаш и проведите линии от каждого продукта к тарелке-салатнице.

Дидактическая игра «Посади огород»

В огороде много гряд.
Тут морковка и салат.
Огурцы тут и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год.

– Скатайте из соленого теста толстую колбаску — это будет грядка. В тесто втыкайте морковки — получится у нас грядка с морковкой.

Рисование «Подрастай, морковка»

На заготовленном фоне дети рисуют морковкам горизонтальные полосочки коричневым карандашом.

Упражнение «Выросла морковка»

(Проводится вместе с родителями).

Сначала посадили в землю маленькое зернышко.
(Дети садятся на корточки)

Читайте также:  О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста

Солнышко капусту согревало, дождик поливал и морковка стала подрастать.
(Дети медленно встают на ножки)

Выросли у морковки зеленые листочки.
(Поднять руки вверх)

Пора срывать морковку.
(Родители обнимают детей и берут на руки — срывают морковку с грядки)

Пальчиковая игра «Овощи»

У девочки Ариночки
Овощи в корзиночке.
(Сложить ладони «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
(Сгибать пальчики, начиная с большого)

Вот Арина — молодец.
(Показать большой палец)

Дидактическое упражнение «Один-много»

На магнитную доску воспитатель выкладывает картинку с изображением овоща, остальные картинки раздает детям по одной.

– У меня один овощ. А сколько у вас? У Ани одна морковка. У Дениса один огурец. Выложите свои овощи рядом с моим на доске. Сколько стало овощей? Много.

Словарная работа «Один-много»

Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем передает его ребенку и просит назвать множественное число.
Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.

Один огурец — много … огурцов.
Один помидор — много … помидоров.
Один перец — много. перцев.
Одна картошка — много … картошки.
Одна капуста — много … капусты.

Аппликация «Консервируем овощи»

– Положите сверху на изображение банки большой и маленький огурец, большой и маленький помидор. Расположите овощи так, чтобы они все вместились в банку. А теперь наклейте овощи на банку.

Динамическая пауза «Огородники»

Мы лопатки взяли
(движения, изображающие носку лопаты на плече)

Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два –
Вот как раскопали
(движения в соответствии с текстом)

Грабли в руки взяли
Грядки причесали.
Раз-два, раз-два –
Вот как причесали.
Семена рядами
В землю мы сажали.
Раз-два, раз-два –
Вот как мы сажали
(движения в соответствии с текстом)

Мы водой прохладной
Грядки поливали.
Раз-два, раз-два –
Вот как поливали
(изображать полив грядок из лейки)

Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз-два, раз-два –
Вот как собирали
(наклоны)

Танцы и песни
Сами затевали
Раз-два, раз-два –
Вот как затевали.
(хлопки в ладоши)

Упражнение «Поварята»

– А теперь вы будете поварятами, возьмете ножи и нарежете фрукты на кусочки. Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).
– На сколько частей вы разрезали свой овощ? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.

Рисование пальчиковыми красками «Огород козла Мефодия»

– Покажите на рисунке козла Мефодия. Назовите, какие овощи растут у него в огороде? Капуста, морковь, помидор. Сейчас мы раскрасим эти овощи. Каким цветом раскрасим капусту? Зеленым цветом. Каким цветом раскрасим помидор? Красным цветом. Каким цветом раскрасим морковь? Оранжевым цветом.

Упражнение «Переложи горох»

– Зайчик снова проголодался. Давайте накормим его горохом. Берите горох ложечкой из кастрюли и перекладывайте в тарелку.

Лепка «Гороховый стручок»

Дети лепят из зеленого пластилина колбаску и вдавливают в нее горошины.

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим.
Движения прямыми ладонями
Мы морковку трем, трем,
Потереть ладони друг о друга
Мы капусту солим, солим.
Сложить пальцы в щепотку.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимать и разжимать кулачки.

Показ настольного театра «Козел Мефодий»

– Кто там бродит в огороде?
– Это я, козел Мефодий.
– По каким таким делам?
– Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю,
Каждый лист оберегаю.
– Почему ж капусту вдруг,
А не редьку
И не лук?
Как же так, скажи, Мефодий?!
Ты забыл о них, выходит!
– Ничего я не забыл,
Но на все не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста – хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Очень вкусный –
Лист капустный!

Словарная работа «Большой и маленький»

Огурец – огурчик.
Картошка — картошечка.
Капуста – капустка.
Помидор — помидорчик.
Лук — лучок.
Чеснок – чесночек.
Морковь – морковочка.
Свекла — свеколка.

Музыкально-ритмическое упражнение «Урожай»

Под одноименную песню дети отбивают ритм на металлофоне.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект НОД в подготовительной группе на тему “Овощи”.

  • Картотеки (6)
  • Презентации (4)
  • Конспекты занятий (15)

Конспект НОД в подготовительной группе на тему “Овощи”.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

на тему: «Овощи»

Воспитатель: Антонова Е. В.

Цель: расширять представления детей об овощах;

активизировать словарь, формировать связную речь

Образовательные задачи: формировать обобщающие понятия, расширять и уточнять словарь слов – предметов, признаков, действий по данной теме; упражнять детей в составлении описательного рассказа

Развивающие задачи: развивать умение думать, направлять внимание на различение качеств овощей; развивать тактильное, вкусовое восприятие

Воспитывающие задачи: воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать желание употреблять в пищу овощи, как полезные продукты питания

Предварительная работа: беседы об урожае овощей, рассматривание иллюстраций с изображением разных овощей, чтение стихов, загадок

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Развитие речи»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Развитие речи», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «художественная литература»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская

Оборудование: витрины; на подносах муляжи разных овощей; корзиночки, мяч; корзина со свежими овощами, на тарелке нарезанные на кусочки разные овощи, одноразовые вилочки или шпажки.

Организационный момент

(дети и воспитатель стоят на ковре)

Воспитатель: ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. Кто догадался, почему? Правильно, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и начнем заниматься (дети здороваются с гостями)

А для начала потренируем наши пальчики, чтобы они помогли нам правильно говорить:

1.упражнение «Самолетики» – Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

2.упражнение «Зайка» – Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат,

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

  1. упражнение «Кошечка» – Как у нашей кошки

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Воспитатель: хорошо, а сейчас скажите мне, какой должна быть ваша речь, чтобы вас было приятно слушать?

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Говорить мы будем внятно,

Будет слушать нас приятно.

Начало основного занятия

Молодцы! А сейчас приготовьтесь меня послушать. Ребята, наступило время, когда овощеводы и дачники собрали богатый урожай овощей и повезли его на овощную ярмарку. Кстати, вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей)

Правильно, ярмарка, это специально отведенное место, куда съезжаются люди со своим урожаем, чтобы его продать. Ярмарка проводится осенью для того, чтобы люди смогли заготовить овощи на долгую зиму. Вот и у нас с вами открылась овощная ярмарка, продавцы стоят за прилавками и предлагают свой товар. Только у нас не совсем обычная ярмарка: для того, чтобы купить какой – либо овощ, надо о нем все рассказать. Если вы все правильно расскажете, то продавец поймет, какой овощ вам нужен и даст его. Пожалуйста, подходите к прилавкам и выбирайте овощи

Ну, я смотрю, ребята, вы все с покупками. Молодцы! А сейчас хочу поинтересоваться, для чего вы приобрели именно эти овощи. Что из них будете готовить? (ответы детей)

Физкультминутка:

Огурцы, капуста, перец (дети загибают пальцы на обеих руках)

В огороде нашем есть (выполняют круговые движения

ребром ладони одной руки

по раскрытой ладони другой)

Сварим суп, в салат порежем

Можем и сырыми съесть! (хлопки в ладоши)

Я очень рада, что все вы запаслись овощами и можете сделать заготовки на зиму. Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы все овощи дошли до покупателей в хорошем состоянии и хорошего качества, овощеводы очень бережно собирают свой урожай.

«Убираем урожай»

Как вы думаете, как собирают капусту? – правильно, ее срезают. Как собирают морковь? – да, морковь выдергивают. Какие еще овощи выдергивают, как морковь? – свеклу, редис, репу, редьку, лук, чеснок. Как собирают перец, баклажаны? – правильно, их срывают. Какие еще овощи нужно срывать? – огурцы, помидоры, горох… Ребята, все мы знаем такой овощ, как картофель, любим из него готовить и кушать картофельное пюре, поэтому картофеля на зиму запасают много. Как же собирают его из земли? Правильно, его выкапывают.

Труд овощеводов очень тяжелый, поэтому на зимние заготовки используют все овощи, и большие, и маленькие. А вот, какие бывают маленькие овощи вы мне сейчас и назовете.

«Большой – маленький»

Огурец – огурчик; патиссон – патиссончик;

баклажан – баклажанчик; помидор – помидорчик;

лук – лучок; чеснок – чесночок;

перец – перчик; морковь – морковочка;

горох – горошек; капуста – капусточка;

редис – редисочка; репа – репка;

тыква – тыковка; картофелина – картофелинка;

свёкла – свеколка; фасоль – фасолька;

редька – редечка; кабачок – кабачочек;

укроп – укропчик; горох – горошек

Дети, а вы знаете загадки про овощи? (дети загадывают загадки)

Лето целое старалась Корешок оранжевый под землей сидит.

Одевалась, одевалась. Кладезь витаминов он в себе хранит.

А как осень подошла Помогает деткам здоровее стать.

Нам одежки отдала. Что это за овощ? Можете сказать?

Сотню одежонок (морковь)

Сложили мы в бочонок.

Над землей трава, под землей бордовая голова (свекла)

Никого не огорчает, а всех плакать заставляет (лук)

Ее тянут бабка с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой (репа)

Ребята, а ведь я тоже в выходные дни ходила на ярмарку, посмотрите, что я там купил (воспитатель выносит корзину с овощами, дети их называют)

Воспитатель: дети, прежде чем кушать овощи, что с ними необходимо сделать? Да, их обязательно надо помыть. Для чего моют овощи? Верно, овощи моют для того, чтобы они были чистые, без микробов. Овощи надо кушать всем, так, как они очень полезные, в них много витаминов.

Читайте также:  Логодомик - альтернатива индивидуальной логопедической тетради

«Отгадай на вкус»

А сейчас наступает самый приятный момент: мы будем дегустировать (пробовать на вкус) овощи, которые купили на ярмарке. Я вас каждого угощу кусочком какого-то овоща, а вы должны догадаться, что это за овощ и рассказать, какого он вкуса (дети пробуют овощи)

Лук – горький, чеснок – острый, помидор – кисло-сладкий, огурец – вкусный, хрустящий, морковь – сладкая, перец болгарский – сладкий,

Заключительная часть занятия

Молодцы! Итак, сегодня мы с вами собирали урожай овощей. Что мы собрали? (дети перечисляют)

Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово.

Поздним летом в огород собирается народ,

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста)

От дождя земля намокла, вылезай скорее… (свёкла)

Помогает деду внук – собирает с грядок… (лук)

Вот зеленый толстячок, крупный, гладкий…. (кабачок)

И красавец великан, темно – синий… (баклажан)

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали. О чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось? Молодцы! Вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо.

Конспект НОД в средней группе детского сада на тему «Овощи»

Программные задачи:
1. Закреплять и уточнять знания детей об овощах;
2. Продолжать формировать умение отгадывать загадки;
3. Развивать речевую активность, внимание;
4. Развивать умение отличать овощи на ощупь и вкус;
5. Упражнять в подборе прилагательных;
6. Воспитывать старательность при выполнении заданий.

Материал:
• Овощи;
• Муляжи овощей;
• Непрозрачный мешочек;
• Картинки для раскрашивания «овощи»;
• Карандаши, фломастеры.

Воспитатель: Сегодняшнее наше занятие я начну с загадок. Для того, чтобы их отгадать, вам нужно их внимательно прослушать. Вы готовы?
Дети: Да

Загадки
Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
– капуста –

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
– морковь –
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
– лук –

В огороде – желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,

Вкусные в нем семена.
– тыква –

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
помидоры

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки…
Огурцы

Если хочешь винегрет –
В огород за ней сходи,
У неё красивый цвет
И снаружи, и внутри!
Свекла

Он бывает очень разный-
Зеленый, желтый, красный,
И жгучий он, и сладкий
Стоит знать его повадки.
Перец

Воспитатель: Молодцы! Вы все очень внимательные и сообразительные. Угадали и морковь, и капусту, и лук, и перец. А как же все это можно назвать одним словом?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Правильно. Именно о них мы сегодня и поговорим. «Овощи» – тема нашего занятия сегодня.

Беседа
Воспитатель: А кто из вас знает, чем отличаются овощи от фруктов?
Ответы детей
Воспитатель: Где растут овощи?
Дети: Овощи растут на грядке, в огороде
Воспитатель: Как называется профессия человека, который выращивает овощи?
Дети: Овощевод
Воспитатель: Для чего нужны овощи?
Дети: Овощи нужны для того, чтобы употреблять их в пищу
Воспитатель: Что можно приготовить из овощей?
Дети: Салат, борщ, щи, пожарить, есть сырыми и т.д.

На столе лежат овощи (или муляжи)

Игра «Чего не стало?»
Дети закрывают глаза. Педагог убирает один из овощей, дети открывают глаза и отвечают, чего не стало.

Игра «Чудесный мешочек»
Педагог складывает муляжи овощей в непрозрачный мешочек. Дети по очереди на ощупь должны узнать овощи

Воспитатель: Молодцы! А кто из вас любит кушать овощи?
Ответы детей
Воспитат ель: Ребята, овощи очень полезны, в них много витаминов. Их обязательно нужно есть. Но прежде чем их съесть необходимо сделать очень важное дело. Какое?
Дети: Помыть их
Воспитатель: Правильно.

Игра «Угадай на вкус»
Воспитат ель: Я помыла все овощи и хочу вас ими угостить. Но не просто угостить, а так, чтобы вы угадали овощ на вкус. Для этого вам нужно закрыть глаза.
Педагог дает детям по маленькому кусочку овоща, дети угадывают.

. Примечание: Педагог должен точно знать, нет ли у детей аллергии на те или иные овощи.

Воспитатель: Хорошо, вы справились с заданием. Как вы уже заметили, овощи бывают разными на вкус, цвет, ощупь. Подберите подходящее описание для каждого овоща.

Игра «Какой овощ?»
Детям демонстрируются картинки с изображением овощей, и предлагается дать им характеристику:
Лук – горький, белый, ароматный, круглый;
Морковь – оранжевая, длинная, сладкая, вкусная, полезная и т.д.

Воспитатель: Теперь вы все знаете об овощах их вкусе, цвете и форме. Предлагаю присесть за столы и раскрасить картинки.

Конспект НОД “ОВОЩИ”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект НОД по познавательному развитию (Экологическое воспитание) “ОВОЩИ”

Скачать:

ВложениеРазмер
ovoshchi.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим

  1. расширять представление об овощах, особенностях сбора и хранения;
  2. развивать связную речь, сравнительное мышление, двигательную активность;
  3. воспитывать уважение к труду человека на огороде, отношение к овощам, как к копилке витаминов.

Карточки с изображением овощей, муляжи овощей.

Введение в занятие :

Воспитатель: – Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

(Дети встают в круг, повторяют движения за педагогом)

Дети в огород идут, (маршируют)

А там овощи растут, (поднимают руки вверх )

Дети спинки наклоняют, (наклоняются)

Овощи все собирают (изображают сбор овощей )

Вырос у нас чесночок, (загибают пальчики при названии каждого овоща)

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немного горошка,

Овощи мы собирали, (сжимание и разжимание пальцев на обеих руках)

Ими друзей угощали.

Воспитатель: – А теперь мы можем присесть на стульчики. Я думаю, вы уже догадались, о чем мы сегодня с вами побеседуем? (Об овощах).

– Зачем нужны овощи? (Разные ответы детей: полезные, вкусные, в овощах есть витамины)

– Правильно. Сейчас мы узнаем, где какие витамины прячутся.

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

– Так где же прячется витамин «А». (В моркови)

– Чтобы не болело сердце или желудок нам поможет витамин «В». Мы вместе назовем овощи, в которых находится витамин «В». – Редис, помидор, свекла.

– Еще один витамин, который поможет нам сохранить здоровье – витамин «С».

Не болеем больше гриппом

Не боимся сквозняка

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока.

– Есть ещё овощи, где много витамина «С». Смотрите на карточку и называйте. ( – Лук, свекла, перец красный).

– Где растут овощи? (- На огороде). А как называется место, куда высаживают овощи? (- Грядка).

Загадки от Бабушки-загадушки (игрушка Бибабо)

– Здравствуйте, ребятки! Отгадайте-ка загадки

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …..(Солнце)

Я нужен зеленым лугам.

Я нужен и полям.

Всё во круг я поливаю,

Когда меня долго ждут. (Дождь)

В долг зерно возьмёт,

Каравай вернёт. (- Земля.) при затруднении задаётся вопрос, куда мы сеем зерно

– Где растут овощи? Как называется на огороде место, куда высаживают овощи? (Грядка)

– Как выращивают овощи? (Ответы детей)

– Послушайте одну историю которую расскажет Бабушка-загадушка.

Жил один садовод

Он развел огород,

Подготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан,

Полный разных семян,

И высаживать стал по порядку.

И взошли семена –

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берёг от холодной погоды.

Лишь терпенье и труд

Нам плоды принесут.

– Что делал садовод? (дети рассказывают)

– Молодцы, правильно подметили, садоводу помогли терпенье и труд.

Словесная игра «Что растет на грядке?»

– Угадайте-ка ребятки, что растет у нас на грядке?

– Зелёный огуречик ( «да»)

– Весёлый человечек («нет»)

– Вы готовы отвечать на следующие вопросы? (Да). Какие инструменты нужны для работы в огороде? Дети получая карточку с изображением инструмента и имитируют действия с этим инструментом, а остальные угадывают.

– Овощи, это растение. У него есть корень, стебель, листья, цветы, плод. Все ли эти части нужны для пищи человеку? (Ответы детей). Есть овощи со съедобными корешками – корнеплодами, а есть овощи вырастающие на кусте над землёй

Подвижная игра «Вершки и корешки»

Произнося слова, воспитатель раскладывает по кругу на стульчики муляжи овощей.

Как – то вечером на грядке

Репка, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг

Рассчитались четко тут же

Раз, два, три, четыре, пять

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну, а я иду искать.

– Овощи лежат по кругу. Сейчас начнет звучать музыка, вы пойдёте мимо стульчиков с овощами, как только она закончится, вы останавливаетесь возле одного из стульев с овощем. Если овощ корнеплод мы приседаем, если овощ растет на кусте, то остаёмся стоять, и поднимаем руки вверх. Готовы? Тогда начинаем.

Звучит музыка, дети идут по кругу, после остановки музыки каждый ребёнок изображает свой овощ, т.е. или приседает, или поднимает руки вверх. Игра повторяется.

– Молодцы! Вы не ошибались. Теперь каждый принесёт свой овощ мне в корзинку.

– Вот какой у нас урожай. А где же хранят овощи вы мне ответите полным предложением. Я буду называть тех, кто отвечает. Назовите овощ, и где его хранить.

– Из чего вырастает растение? (Из семян).

– А кто сеет семена на огороде? А в лесу или на лугу? (Люди сеют в огороде, ветер сеет в лесу).

– Кто вскапывает землю в огороде? Чем? (Люди, лопатами, инструментами)

– А в лесу кто рыхлит и перекапывает?(Животные, крот, червяк).

– Что согревает землю? (Солнце). А как люди помогают огородным растениям согреться? (Укрывают пленкой, делают теплицы).

– Кто же землю поливает? (Люди поливают огород лейкой. Идет дождь.

– Ребята, огородным растениям кроме солнца, воды нужно ещё от человека что-то необходимое. Что то? Какие люди должны быть, если они ухаживают за растениями? (Терпеливые и трудолюбивые). А ещё крепкими и здоровыми. Что для здоровья нам могут дать овощи. (Витамины)

– Давайте в конце нашего занятия угостимся овощами.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в 1 группа раннего возраста «Овощи с огорода»

Содержимое публикации

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в 1 группа раннего возраста «Овощи с огорода»

Цель: познакомить детей с предметами окружающего мира.

Задачи: 1. Познакомить детей с помидором, огурцом, морковью и картофелем.

2.Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, твердости. Знать их названия, знать, что их можно есть.

3.Учить находить их на картинке и сравнивать с овощами в натуральном виде.

4.Продолжать развивать сенсорные ощущения детей, умение слушать и слышать воспитателя, отвечать на вопросы.

5.Ввести в активный словарь понятие «овощи».

Материал для занятия: кукла-бибабо Бабка, домик, грядки с овощами, корзина, овощи на каждого ребенка, корзина, поднос, картинки с изображением помидора, огурца, моркови и картофеля на каждого ребёнка, тарелочки цветные (красная, зелёная, оранжевая, коричневая, салфетка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением овощей, игры с муляжами овощей, чтение художественной литературы, заучивание русской народной песенки «Огуречик, огуречик…».

Методические приемы: художественное слово; вопросы; рассматривание предметов, картинок; поощрение; игровые упражнения; физминутка.

– Ребята, смотрите, домик стоит. Кто же в нём живет? Давайте постучимся и спросим: кто же там живёт?

Дети стучатся и спрашивают.

Бабушка – Ой, слышу – слышу, иду – иду. Здравствуйте, дети Меня зовут бабушка Катя. Проходите ко мне в гости.

– Ребята, в моём огороде для вас поспели овощи, помогите мне, пожалуйста, собрать овощи с грядок. Дети с грядок собирают овощи в корзину.

– Молодцы, ребята! Какие вы помощники. А теперь присаживайтесь Воспитатель показывает овощи по очереди.

– Ребята, а что это? (огурец).

Какого цвета огурец?

– Давайте потрогаем его. Какой он на ощупь? Гладкий? (Нет. Он с пупырышками). А огурец твёрдый или мягкий? (твёрдый) А по форме какой он? (Продолговатый).

– А это что? (помидор) А какого цвета помидор? (красного). Давайте потрогаем его. Какой он? (Гладкий) Твёрдый или мягкий? (мягкий). А по форме? (круглый).

– Ребята, давайте разрежем огурец и помидор, посмотрим , что внутри.

– Внутри помидора и огурца маленькие зёрнышки , они называются семена

– Ребята, что у меня в руках? (морковь) А какого цвета морковь? (оранжевого) Давайте потрогаем её. Какая она? (твёрдая, гладкая)

– Ну, а это что? (картошка) Картофель какого цвета? (коричневого) Давайте потрогаем его. (Дети щупают картофель). Какой на ощупь картофель? (твёрдый, гладкий). Молодцы! А как можно назвать одним словом (показываю на овощи) всё это? (овощи)

Давайте вместе скажем ОВОЩИ. Молодцы ребята.

Артём скажи, что это? (КАРТОШКА)

А что это Даниил? ( МОРКОВКА)

А как называется этот овощ Динияр? (Показать на помидор)

А вот это что за овощ Вероника? (Показать на огурец)

Ребята, как же назвать одним словом всё это? (Показать на все овощи).

Выслушать ответы детей

– Правильно это ОВОЩИ.

– Давайте поможем бабушке разложить овощи по тарелочкам. У каждого овоща своя тарелочка. У зеленого огурца зеленая тарелочка. Найдите и положите в тарелочку овощи зеленого цвета. У помидора красная тарелочка.

(Дети раскладывают овощи по тарелочкам)

– Ну а теперь давайте поиграем с вами в игру «Чего не стало ». (Дети закрывают глаза).

– Ребята, угадайте, какой овощ спрятался под салфеткой? Чего же не стало? (Дети угадывают, ).

– Ну а теперь, давайте поможем бабушке собрать все овощи опять в корзинку. (Дети собирают овощи). Молодцы! Все овощи собрали, бабушке помогли. Она очень рада.

ЕШЬТЕ ДЕТКИ ОГУРЦЫ, – И. п. раз, два, три, четыре – Ходьба на месте. КУШАЙТЕ МОРКОВКУ. – И. п. раз, два, три, четыре – руки к плечам, руки вверх. -ВСЕ РЕБЯТА БУДЕТЕ -И. п , руки на пояс раз, два, три, четыре – КРЕПКИМИ И ЛОВКИМИ-И. п. руки на пояс раз, два, три, четыре- приседания. –ГРИПП,АНГИНУ, СКАРЛАТИНУ -И. п. руки на пояс раз, два, три, четыре -прыжки -ВСЕ ПРОГОНЯТ ВИТАМИНЫ-И. п. о. п. раз, два, три, четыре -ходьба на месте.

А теперь, ребята посмотрите. У меня есть ещё картинки с овощами. Давайте с вами поиграем. Я показываю вам овощ, а вы должны найти его на картинке и показать её мне.

– Вот это морковка оранжевый носик – зелёный хвостик.

-А вот помидор – словно красный светофор!

– Ешь зелёный огурец – малый, смелый удалец!

– Ну а это что? Картошка: где моя большая ложка?

Дети показывают картинки с овощами и называют какого они цвета.

– Мы с вами так хорошо поиграли. Я вам ребята, приготовила угощенье.

Угощаю детей овощами (овощи заранее нарезаны на кусочки и разложены на блюде).

-Артём, что ты ешь? Динияр, какой у тебя овощ? Данил, а ты что кушаешь? Каким вкусом твой овощ? Саша морковка хрустит или нет?

– Бабушка, спасибо тебе за угощенья. Нам пора в детский сад.

Бабушка – Ой, спасибо, за то, что пришли ко мне в гости

Овощи ешьте, не ленитесь, с друзьями делитесь.

– До свиданья мои дорогие, приезжайте скорее!

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Овощи с грядки».

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Тема «Овощи. Огород»

Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах.

Обучающи е:

– образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– усвоение глаголов с различным значением;

подбор описательных прилагательных к существительным;

– употребление в речи предложений со значением противопоставления;

Развивающие:

– развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи» ;

– развивать мыслительную деятельность, внимание;

Воспитательные:

воспитывать у детей интерес к окружающему;

вырабатывать навыки правильного питания;

Оборудование : картинки-символы; муляжи овощей, картинки с изображением овощей .

Ход занятия:

Организационный момент:

Дружно за руки возьмемся

И почувствуем тепло.

Словно наше солнышко.

Ребята, посмотрите друг на друга; какие у вас добрые, красивые лица; улыбнитесь друг другу, поприветствуйте.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее настроение. А выдохните через рот все обиды и огорчения .

Отгадывание загадок.

На огороде в образцовом порядке,

Как на параде построились… (грядки) .

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать… (картошку)

любит вдоволь пить водицу.

У неё листочки с хрустом, а зовут её ( капуста )

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам… (свекла)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь.
(Лук)

– Молодцы, правильно отгадали загадки. Как все это можно назвать, одним словом? ( Овощи ) .

– Какие ещё овощи вы знаете ? ( чеснок, редис, укроп, капуста, кабачок, тыква, помидоры, морковь, репа, перец).

– Где растут овощи ? (на земле, под землёй)

– Как собирают овощи , которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)

– Как собирают овощи , которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)

– Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

-Как убирают картофель? (Картофель выкапывают) .

– Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают) .

– Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

– Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

2. Игра «Ласковые слова»

Овощи можно называть ласково.

3. Дидактическая игра “Поможем козе собрать овощи”.

– Посмотрите, какая на картинке нарисована коза Лиза. Она держит корзинку, тоже хочет пойти в огород и собрать овощи . Давайте ей поможем. (Дети находят картинки с изображениями овощей среди других картинок.)

Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует :

– Я срезаю капусту.

– Я дёргаю морковь.

– Я снимаю огурцы.

– Я копаю картошку.

– Я срезаю кабачок.

– Я выдергиваю редиску.

4. Дидактическая игра “Чего не стало”.

(Воспитатель показывает детям несколько овощей на подносе , потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.)

5. Игра «Сравни овощи»

Помидор круглый, а морковка…

Редиска мелкая, а редька…

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковка…

Помидор кислый, а чеснок…

Огурец зелёный, а свёкла…

Морковка в земле, а помидор…

6. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА»

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

– Давайте заготовим капусту на зиму.

​​​​​​​ Мы капусту рубим, рубим,

(движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём,
(потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложить в щепотку,солим)
Мы капусту жмём, жмём,
(сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам!
(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)

7. Игра «Назови одним словом» .

Сок из моркови – морковный

Сок из капусты – капустный

Сок из свёклы – свекольный

Салат из огурцов – огуречный

Салат из картофеля – картофельный

Суп из гороха – гороховый

Икра из кабачков – кабачковая

8. Составление описательного рассказа «Свекла» по картинкам-символам

Свекла – это овощ . Она растёт в огороде на грядке . Она сладкая, круглая, бордовая, твердая. Из нее можно приготовить салат, суп, сок. Свекла полезная, потому что в ней много витаминов, она очищает организм.

9. Рефлексия

Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу?

Ссылка на основную публикацию