Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука (Р)

“Сопряженная гимнастика пальчиков и языка”

У многих детей плохо развита речь.
В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизация речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. На основе методических рекомендаций И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской, личного опыта разработала комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике для пальцев и языка.

Практика подтверждает эффективность этих приёмов. Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приёмов, в том числе и этих:

  • одновременная работа над всеми нарушенными звуками;
  • имитация руками артикуляционных упражнений;
  • обыгрывание артикуляционных упражнений;
  • опора на кинестетические ощущения ребёнка;
  • использование нетрадиционной су-джок-терапии, пальчиковой гимнастики;
  • метод искусственной локальной гипотеррапии;
  • воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Изучив аспекты данной проблемы, мною была определена цель: помочь дошкольнику укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти ребёнка.

Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время.
  3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
  4. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
  5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т.д.), можно использовать как психогимнастику или разминку.

Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Считаю, что заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией.
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

На протяжении всей коррекционной работы провожу, ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Комплексы пальчиковой гимнастики применяю для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.

На мой взгляд, коррекционная работа должна строиться с учётом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников носит системный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта. Комплекс упражнений успешно апробирован в течении трёх лет в детском саду оздоровительного типа. При проведении упражнений необходимо помнить: у детей долгое время ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому занятия желательно проводить в форме игры.

Работа по развитию тонкой моторики может осуществляться как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Предлагаю систему упражнений, которую разделила на блоки. Только после полноценного овладения одним блоком можно переходить к следующему.

Первый блок. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

Вначале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.

Второй блок. Развитие кинетического компонента двигательного акта.

Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно.
Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью.
Сжимать резиновые игрушки, направляя воздушную струю в ту или другую сторону.

Третий блок. Развитие динамической координации движений.

Движения выполняются сначала поочерёдно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Развитие реципрокной координации движений.

В предложенной методике развития тонкой моторики у дошкольников использованы идеи, приёмы, упражнения из разных источников, однако она является не компилятивным обобщением, а системой, позволяющей эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.
Методику можно использовать самостоятельно и в качестве начального этапа коррекционной работы с дошкольниками. Известно, что развитие тонкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.
Ее актуальность определяется тем, что часто встречается в дошкольном возрасте и представляет собой значительную трудность для коррекции. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Разработка новых методов и приемов коррекционной работы представляет собой одно из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка

Комплекс артикуляционных упражнений, направленных на подготовку языка к постановке звука [Р]
методическая разработка на тему

Для произнесения звука [Р] необходима сложная работа всех мышц языка.

При произнесении звука “Р” рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной. Мягкий звук “Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении звука “Р”.

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleks_uprazhneniy_napravlennyh_na_podgotovku_yazyka_k_postanovke_r.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений, направленных на подготовку языка к постановке звука [Р]

Для произнесения звука [Р] необходима сложная работа всех мышц языка.

При произнесении звука “Р” рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной. Мягкий звук “Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении звука “Р”.

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Открыть рот, кончиком языка стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10. Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за верхних зубов.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звукосочетание: ДН-ДН-ДН… Сначала звукосочетание «ДН» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться.

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать – закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

Пощелкать кончиком языка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. Комарик цель: вырабатывать подъем языка, подвижность его передней части. Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести “дззз”, но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд, энергично нажимать языком на бугорки.

Педпроспект

Автор: Серик Марина Алексеевна

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя “Детский сад № 92 комбинированного вида”

Населённый пункт: г. Севастополь

Наименование материала: Методическая разработка для учителей -логопедов

Тема: “Методическая разработка по развитию сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки и автоматизации звуков”.

Описание:

Ссылка на публикацию:

Опубликовано 10.12.2016

Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение города Севастополя «Детский сад № 92

языка»
Методическая разработка по развитию сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки и автоматизации звуков.
Подготовила:

Комплекс сопряжённой гимнастики

пальчиков и языка для постановки звуков.

Театр пальчиков и языка.

На индивидуальных занятиях можно использовать

сопряжённую гимнастику пальчиков и языка, кистей

Эти упражнения способствуют привлечению

интереса детей к выполнению упражнений, что

значительно увеличивает эффективность

гимнастики, способствуют развитию

артикуляционной, пальчиковой моторики,

совершенствованию координации движений,

развитию памяти, внимания, мышления.

Занятие можно проводить индивидуально или с

подгруппой из двух детей.

Выполнение элементов гимнастики руками и

языком требует от ребёнка максимальной

концентрации зрительного и слухового внимания,

сформированной пространственной ориентировки,

точных движений пальцами и кистями рук совместно

с движениями языка или губ.

Сильная мотивация, применение игрового метода

на занятии развивают и укрепляют мышцы

артикуляционного аппарата, что значительно

облегчает постановку звуков и введение их в речь.

Комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике

для пальцев и языка

разработан на основе методических

рекомендаций И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской.

статическая поза РУК

пальцами дружить
.
Ритмично сжимать и

Пальцы разжаты и

подняты вверх.
Губы в улыбке, зубы видны.
3. Увидели большое

подняты вверх.
Язык высовывается и напряженно тянется к носу.
4. Вот его крона.

Пальцы чуть согнуты.
Язык в позе чашечки.
5. На дереве сидит

Это дятел на сосне

Долбит клювом по

На первую строчку —

левой; на вторую-

все пальцы правой руки,

изображая клюв дятла,

левую руку поднять,

пальцы развести в

постучать по ладони

другой руки.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д- д».
6. Под деревом

Щепоть одной руки

ножку, а лодонь другой

Указательный палец
Язык сначала мягко присасывается к твердому нёбу, напряжённо (гриб растёт).

одной руки-ножка, а

ладонь другой руки-

шляпка; положение рук

7. Собираем их в

«корзинкой».
Язык – «чашечкой».
8.Идём по лесу

ходьбы.
Язык – как во втором упражнении.
9. Растёт дикая

Руки от локтей до

вместе, кисти сжаты в

пальцы подняты вверх.
Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.
10. Дома сварим из

них варенье — во

Большой палец правой

руки поднят кверху —

жест одобрения.
Улыбнуться и облизать верхнюю губу«вкусное варенье».
11. Поэтому соберём

«корзинкой».
Язык – «чашечкой».
12. Тяжело нести

лошадку. На лошадке

ехали. Гоп-гоп! Гоп!

Хлопки: два коротких,

один длинный.
Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
13. Приехали домой.

«домиком»).
Язык присасывается к нёбу(крыша домика).
14. Радостные и

Пальцы сдвигаем и

раздвигаем.
Улыбнуться, рот

весёлые мы стали

играть на гармошке:

Громко хлопаем в

ладошки.
открыт. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
15. А в это время

Дождик капнул на

д… И на дорожку т-д,

частый звон – т-д,

капельки дождя. Левой

рукой изобрази цветок.

Из левой руки сделай

левой рукой крышу

домика. Дождик пошёл

сильнее.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
16. Спасибо нашим

чётко, правильно Я

Сжимать и разжимать

пальцы в кулак. Все

пальчики, начиная с

Театр пальчиков и языка

(сопряжённая гимнастика)
.
ПОДГОТОВИЛА:

Ёжики грибники.
1.
Однажды ёжики пошли в лес
: топ-топ, топ-топ- топ. (Имитировать ходьбу пальчиков.
Язык двигать

вверх-вниз.)
2.
На опушке – большое дерево. Вот его ствол.
(Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.
Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.)
3.
Под деревом растут грибы. У одних грибов

ножки толстые
. ( Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой – шляпку. Положение рук менять .
Язык сначала мягко

присосать к твердому нёбу, затем напряженно

(гриб растет).)
4.
У других грибов ножки тонкие
. (Указательный палец одной руки – ножка, ладонь другой руки – шляпка; положение рук менять). 7.
Собрали грибы в корзины
. ( Пальцы рук «корзинкой».
Язык – «чашечкой».)
8.
Через лес
(топ-топ, топ-топ-топ)
пошли домой
(Имитировать ходьбу пальчиков.
Язык двигать

вверх-вниз.)
9.
Вот и дома
. (Пальцы «домиком»).
Язык присосать к

нёбу (крыша домика).)

Театр пальчиков и языка

«Буратино в мастерской».

Однажды Буратино пошёл в мастерскую помогать папе Карло
: топ – топ, топ- топ- топ. (Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним.
Язык двигать

вверх – вниз
.
2
.
Они вместе пилили.
Ребром правой ладони водим по раскрытой ладони левой. Движения языка вперёд – назад по нижним, затем верхним зубам.
3.

Строгали
. (Ритмичные движения вперёд – назад сжатыми пальцами в кулак.
Движения языка вперёд – назад через

сближенные зубы («почешем» язычок).

4
.
Колотили – прибивали
. (Постукивание сжатыми в кулак пальчиками друг об друга.
Постукивание широким кончиком

языка о нижние зубки, «выгибание» спинки языка).

5
.
Сделали стул, стол.
( Левая ладонь вертикально вверх – «спинка» стула, на правой сгибаем пальчики и приставляем их к «спинке». Левая ладонь вертикально вверх, сверху на неё опускаем правую ладонь.
Язычок спокойно лежит на нижней губе).

Мир детей

Считается, что все звуки ребенок должен выговаривать уже к четырем годам, однако правильно произносить звук «р» он может учиться до пяти лет. Как помочь малышу справиться с этой задачей?

Русский звук «р» считается одним из самых сложных по артикуляции. Для того чтобы произнести его правильно, нужны отточенные движения речевого аппарата. Ребенку непросто справиться с этим. В итоге он просто пропускает этот звук в словах, заменяет его на те, которые может артикулировать: «л», «ы» или «й», или произносит звук грассированно (с гортанным призвуком).

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит .

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

У ребенка так же может быть слабо развит артикуляционный аппарат и неправильно поставлено речевое дыхание. Для развития артикуляционного аппарата предложите ребенку заняться приятнейшим делом – побольше гримасничать, показывать язык, закручивать его в трубочку, корчить смешные рожицы. Поставить речевое дыхание ребенку может только профессиональный логопед, который покажет, какие упражнения нужно выполнять и что при этом говорить. После всего этого можно перейти к упражнениям, которые помогут ребенку приручить непокорный звук «р».

Обязательные условия

Ваш малыш с успехом освоит сложные звуки, если вы будете регулярно с ним заниматься. Для начала вам придется несколько раз посетить логопеда, после чего вы сможете самостоятельно заниматься с ребенком, соблюдая рекомендации врача. Запаситесь терпением и приготовьтесь тратить на упражнения полчаса каждый день. Любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить малышу приятные эмоции, поэтому проводите ваши занятия в игровой форме.

Постановка сложной буквы происходит в три этапа. Сначала вы должны научить кроху произносить звук сам по себе, затем потренироваться говорить его в слогах и словах и только потом переходить к тренировке поточной речи.

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Логопедические упражнения для детей на постановку звука «р»

– Малыш улыбается и приоткрывает рот, потом он гладит языком верхнее нёбо от верхних зубов в сторону горла и обратно. Повторите 10–12 раз.

– Малыш улыбается и открывает рот. Слегка высовывает язык вперед и качает им, словно маятником, от уха к уху 10–20 раз.

– И опять улыбаемся и открываем рот. Язык прижимается к верхнему нёбу, словно ребенок собирается произнести долгий и мягкий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот широко-широко и закрываем. Повторяем 15–20 раз.

– В начале, как всегда, открываем рот и улыбаемся. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону 10–15 раз. Потом поочередно упираемся языком в каждый верхний зубик с внутренней стороны.

– И еще одно упражнение. Малыш открывает рот, кончик языка выдвигает за передние зубки и пытается произнести «з-з-з». Потом язык нужно сдвинуть обратно, упереть в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з». Звук получается смешным, ребенку наверняка понравится это упражнение.

Как научить ребенка говорить «р»

Тренируем звук «р»

1. Ребенок должен открыть рот, кончик языка прижать к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произносить звук «д-д-д». Через несколько секунд попросите его произнести «д-д-д» на сильном выдохе. Если малыш ощутит сильную вибрацию языка, это предвестник того, что «р» скоро поддастся.

2. Для этого упражнения понадобится логопедический шпатель, закажите его в специализированном магазине или купите в аптеке. Используйте его очень аккуратно, но уверенно. Попросите малыша открыть рот пошире и тянуть звук «ж-ж-ж», постепенно перемещая язык ближе к основанию верхних зубов. Через пару секунд аккуратно введите ребенку под язык шпатель и начните легонько и ритмично колебать язык вправо-влево, создавая вибрацию. Пусть ребенок тянет «ж-ж-ж» на сильном выдохе и ощущает вибрацию, запоминает ее.

3. Попросите ребенка открыть рот пошире, отвести язык максимально назад и произнести слог «з-з-за». В этот момент подсуньте ему под язык шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если вы все сделали правильно, вы услышите вполне отчетливое твердое «р».

Сделайте то же самое, только пусть ребенок произносит «з-з-зи», а сами проделывайте те же движения шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этот раз проявится мягкий звук «р».

Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

Автоматизация звука «р»

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: “дра”/”дро”/”дру”, “тра”/”тро”/”тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Затем убираем начальный согласный: “ра”/”ро”/”ру”. Вводим обратные слоги: “ар”/”ор”/”ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится. С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Проект «Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка»

Светлана Симонова
Проект «Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка»

Проработав в детском саду 27 лет, я заметила тенденцию к увеличению числа детей с нарушениями развития речи.

В результате наблюдения, я выяснила, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Если человек, не находит нужного слова для объяснения, он часто помогает себе жестами, и наоборот: ребёнок рисующий, пишущий, помогает себе непроизвольно высовывая язык.

Таким образом, можно рассматривать кисть руки, как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова). На основе личного опыта мною был разработан проект «Сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка».

Актуальность сопряженной гимнастики определяется тем, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, ребёнок учится концентрировать своё внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу, облегчается овладение навыками письма. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Новизна: разработаны, усовершенствованы и скомбинированы нетрадиционные формы проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики с использованием игровых технологий и наглядных средств на занятиях с дошкольниками.

Цель проекта – повысить речевую активность ребёнка.

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

3. Повысить у детей интерес к упражнениям, превратив их в занимательную игру.

4. Сделать работу регулярной.

5. Развить ловкость и координацию движений рук ребёнка.

6. Научить вслушиваться и понимать смысл речи.

7. Учить концентрировать своё внимание.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта: 1 год.

Проект состоит из трёх этапов:

1. Самомассаж рук. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Сопряженная гимнастика.

Вначале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук:

1. Легкое растирание подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони на одной руке, затем на другой.

2. Растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки.

3. Движения кистями рук, сначала одной, потом другой, затем двумя руками одновременно:

а. Катание, перебрасывание из рук в руки, подбрасывание на разную высоту теннисного мячика.

б. Сжимание резиновых игрушек.

Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.

Следующим этапом моей работы было изучение пальчиковых игр и создание пальчиковых игрушек.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого, на последнюю строчку – показать ладошку.

А этому не дала:

Ты воду не носил,

Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Пальчиковые игры помогают ребенку научиться свободно, владеть своими не всегда послушными пальчиками, развивают координацию движений. Попутно малыш запоминает небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширяются представления ребенка об окружающем мире, пополняется словарный запас. Пальчиковые игры улучшают внимание и память, помогают выработать терпение и усидчивость, развивают творческие способности и фантазию малыша.

Переходим к третьему этапу – сопряжённая гимнастика.

СОПРЯЖЁННАЯ ГИМНАСТИКА ПАЛЬЧИКОВ И ЯЗЫКА

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

Уж как шла лиса по тропке,

Нашла грамоту на топке. Дети пальцами «пробегаются» от плеча до кончиков пальцев правой руки. Язык выполняет движения вверх – вниз.

Она села на пенёк, Сжать кулаки, один кулак поставить на другой. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать его в таком положении.

И читала весь денёк: Ладони развернуть от груди.

Я люблю тебя». Ладони прижать одну к другой, на каждый слог пальцы поочередно смыкать и размыкать. Поочередно растягивать губы в улыбке и смыкать трубочкой.

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне. Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу.

Утром весенним раскрыл лепестки. Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз). Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев).

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки. Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

Летела кукушка мимо сада. Руки согнуты в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев. Язык выполняет движения вверх – вниз.

Поклевала Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью левой ладони – «Птица клюет». Языком выполнить упражнение «Лошадка»– поцокать языком 4 раза.

Всю рассаду. Положение рук поменять, движения повторить. Язык выполняет упражнение «Лошадка».

И кричала «Ку-ку-мак!». Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать – «Птица раскрывает клюв». Округлить губы, как при произнесении звука о, закрыть рот.

Разжимай один кулак. Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочередно разжимать их. Поочередно надувать щеки.

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

На скамейки у окошка

Улеглась и дремлет кошка. Соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.

Кошка глазки закрывает,

Кошка спинку выгибает. Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз. На счёт «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя. Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх.

Синим морем поплыву,

А по буйным волнам

Плывут рыбки тут и там. Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. Подуть. По середине языка проходит тёплая воздушная струя.

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

На двери висит замок. Пальцы сцепить в «Замок» Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы

Кто открыть его бы смог? Губы сомкнуть. Изобразить удивление.

Постучали, Постучать одной ладонью по другой. Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]

Покрутили, Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны. Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.

Потянули, Потянуть ладони в разные стороны. Растянуть губы в улыбке.

И открыли. Развести руки в разные стороны. Широко открыть рот.

На основании моих занятий я сделала вывод, что:

1. У детей улучшилась координация артикуляционного аппарата.

2. Усовершенствовалась общая координация движений.

3. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость.

Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения в школе. Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей

1. Ребёнок должен своевременно овладеть навыками самообслуживания. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивание (расстёгивание) пуговиц, завязывание шнурков, узелков.

2. Привлекать ребёнка к участию в сервировке стола, уборке помещений, игрушек.

3. Применять разнообразные виды ручной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, вышивание, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек).

4. Развивать графическую моторику, выполнять упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов, штриховка).

5. Использовать различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, разнообразное нанизывание, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

6. Выполнять массаж кистей рук и пальцев, пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением и без него, играть в пальчиковый театр, устраивать театр теней. Можно предложить массаж ладоней и пальцев рук с использованием шишек, грецких орехов.

6. Если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Рисовать пальчиковыми красками можно как угодно, как захочет ваш ребенок. Рисуйте и пальчиками, и кистью, и перышком, и шерстяными нитками, и восковыми мелками, и карандашами, словом, всем тем, на что только способна ваша фантазия.

Все виды заданий проводить в игровой форме, вызывая интерес у детей, не забывать хвалить ребенка и не приводить к переутомлению.

Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг. http://www.logoped-sfera.ru/palchikovyj-igrotrening.html

Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, 2008.

Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: Эксмо, 2001.

Цыбульникова Е. Н. Сопряженная гимнастика пальчиков и языка. http://festival.1september.ru/articles/566446/

http://solnushki.ru/fingerplay Шаблоны пальчиковых игрушек.

Презентация по мелкой моторике Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.

Спортивный уголок в группе Воспитатель Полякова Т. М. Важным показателем результатов моей работы является здоровье детей, поэтому, особое внимание уделяю реализации.

Книги и статьи по логопедии

Использование сопряженной гимнастики как средства развития речи у детей с речевой патологией.

Негодина С.Ю., учитель-логопед, Cтруктурное подразделение детский сад N 21 “Красная шапочка” государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N16 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области.

Применение сопряженной гимнастики в логопедической практике ускоряет исправление дефектных звуков у детей-логопатов, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. А включение в гимнастику кинезиологических упражнений синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов. Эта статья поможет учителям-логопедам, педагогам, работающим с детьми с речевой патологией, эффективно осуществлять коррекцию речевых нарушений. Тексты для “Театра пальчиков и языка” подобраны с учетом лексических тем, что позволяет использовать сопряженную гимнастику систематически в работе с детьми.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей-логопатов, особенно у детей с различными формами дизартрии снижены и нарушены кинестетические ощущения. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к этим ощущениям, чтобы научить его управлять движениями пальцев рук, языка, губ, я использую в своей работе с детьми сопряженную гимнастику или иначе говоря “Театр пальчиков и языка”. Еще В.А. Сухомлинский говорил: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.(4,3) Одновременные движения руки и органов артикуляции оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей.

Применение сопряженной гимнастики ускоряет процесс исправления дефектных звуков, так как работающие мышцы пальцев рук многократно усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В “Театр пальчиков и языка” я включила упражнения “Гимнастики мозга” , разработанной П.Деннисоном и Г.Деннисоном. Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой усиливает результативность занятий. “Театр пальчиков и языка” повышает у детей интерес к артикуляционным упражнениям, превратив их в занимательную игру. Для сюжетов я использовала тексты рассказов из комплекта опорных картинок Г.Е. Сычевой, которые адаптировала под эти упражнения, некоторые рассказы придумала сама.

“Театр пальчиков и языка” может являться одним из составляющих логопедических занятий, может использоваться воспитателями и другими специалистами в качестве разминки, организационного момента. Рекомендуется использовать “Театр пальчиков и языка” во второй половине учебного года или на втором году обучения, когда у детей уже сформированы устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Тексты сюжетов подобраны с учетом лексических тем, что позволяет использовать сопряженную гимнастику систематически в работе с детьми-логопатами. “Театр пальчиков и языка” я использую еще и для развития связной речи. После предварительной работы ребенок пересказывает тексты, опираясь на упражнения, которые показывают вслед за логопедом другие дети. Показ упражнений является своеобразной опорной схемой для пересказа.

Систематическое использование “Театра пальчиков и языка” на занятиях и вне занятий позволяет добиться следующих результатов:

– сопряженная работа пальчиков и органов артикуляции приводит к усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;

-упражнения, объединенные одним сюжетом, создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка;

-ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;

– развивается память детей, так как они учатся запоминать определенные положения рук и языка и последовательность движений;

– развивается воображение и фантазия. В подготовительной группе дети, овладев упражнениями, сочиняют самостоятельно целые истории.

Тексты рассказов и подробные описания упражнений, в которых отражены лексические темы:

Для лексических тем: “Домашние животные”, “Лето”.

У бабушки в деревне.

1.Вот и пришло долгожданное лето.

Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

2. Маша поехала на поезде к бабушке.

Губы вытянуть трубочкой. Пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать.

3.У бабушки большой красивый дом.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

4.Под окнами – клумба с цветами.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

5.По двору бродят пестрые куры.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.

6.Протяжно мычат коровы.

Губы вытянуть трубочкой. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вперед только указательный палец и мизинец.

7.Греется на крыльце рыжая кошка.

Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.

8. Маше нравится отдыхать у бабушки!

Улыбнуться, показать зубы. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.

Для лексических тем: “Домашние животные”, “Продукты питания”.

1.Маша проснулась рано утром и вышла во двор.

Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх, потянуться.

2.Котенок Тимка лакает молоко из блюдца.

Язык-чашечка двигается вперед-назад. Руки в форме чашечки.

3.Куры клюют зерно.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.

4.У сарая стоит корова Зорька.

Губы вытянуть трубочкой. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вперед только указательный палец и мизинец.

5.Бабушка несет в дом полное ведро парного молока.

Язык и руки в форме чашечки.

6. “Пойдем завтракать, внученька! Блины на столе!”- зовет она Машу.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

Для лексических тем: “Лес. Грибы.”, “Дикие животные”

В лес за грибами.

1.Однажды Маша и бабушка пошли в лес за грибами.

Язык двигается вверх-вниз. Шагают по столу указательный и средний пальцы.

2.В лесу раздается стук дятла.

Кончиком языка постучать в альвеолы произносить отчетливо : д-д-д. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.

3.С ветки на ветку прыгают рыжие белки.

Язык то спрятан за зубами, то высунут вперед. Руки лежат на столе. Правая рука ладонью вверх, левая -вниз. Затем положение рук меняется : левая-ладонью вверх, правая- вниз.

4. Из травы выглядывают грибы: подосиновики, боровики.

Язык подвести к небу и подтянуть вверх. Одна рука-ножка гриба ( пальцы, сложенные щепоткой). Вторая рука- шляпка (горизонтально лежащая на “ножке” ладонь).

5.Фыркнул и спрятался под кустиком колючий ежик.

Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх.

6. Корзинки быстро наполнились грибами.

Язык в форме чашечки, пальцы переплетены, ладони вверх.

7.Пора идти домой.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

Для лексической темы “Весна”.

1.Лес пробудился от зимнего сна.

Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх, потянуться.

2.Ели и сосны стряхнули со своих лап снежные шали.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.

3.На лесных полянках появились первые проталины.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

4.Раскололся лед на реке. Начался ледоход.

Язык плавно двигается вперед-назад. Руки делают волну.

5.Набухают почки на ветках деревьев.

Надуть щеки. Сложить ладони вместе в форме бутона.

6.На опушке леса прыгают на солнышке зайцы.

Язык попеременно то на нижней губе, то на верхней. Руки сжать в кулаки, вытянуть вверх указательный и средний пальцы.

Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

Для лексической темы “Осень”.

1.Сегодня весь день идет дождь.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками больших пальцев постучать по столу.

2.Сильный холодный ветер раскачивает деревья.

Язык попеременно то в левом уголке губ , то в правом. Сложенные вместе ладони наклоняются то вправо, то влево синхронно с языком.

3.Кружатся в воздухе желтые листья.

Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе круги.

4.Большие грязные лужи на асфальте мешают прохожим.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

5.Люди, прячась под зонтами, спешат домой.

Язык подвести к небу и подтянуть вверх. Одна рука-ножка зонта ( указательный палец). Вторая рука- шляпка (горизонтально лежащая на “ножке” ладонь).

6.Только воробьи никуда не спешат, они прячутся от дождя под крышей беседки.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

Для лексических тем: “Зима”, “Дикие животные”.

1.Зима укутала белым снегом все вокруг.

Язык свободно лежит на нижней губе. Ладонь правой руки лежит на тыльной стороне левой руки.

2.Голые деревья стынут на морозе.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.

3.Только сосны и ели распушили свои зеленые иголки.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны, пальцы рук растопырены и напряжены.

4.Рыщет по лесу в поисках добычи голодный серый волк.

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. На каждой руке соединить указательный , средний, безымянный пальцы. Мизинец отдельно от других пальцев опускается и поднимается.Волк открывает и закрывает воображаемую пасть.

5.Прячется под кустом заяц-беляк.

Язык попеременно то на нижней губе, то на верхней. Руки сжать в кулаки, вытянуть вверх указательный и средний пальцы.

6.А медведь спит себе в берлоге, не страшна ему зима.

Язык свободно лежит на нижней губе. Ладони рук сложить вместе. Закрыть глаза.

Для лексических тем: “Новый год”, “Дикие животные”.

1.Дед Мороз исполняет все желания, нужно только написать письмо.

Язык плавно двигается вперед-назад. Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе волнистую линию.

2.Медведь в берлоге мечтает о бочке меда.

Надуть щеки. Руки сжать в кулаки.

3.Заяц- о вкусной морковке.

Язык в форме иголочки. Пальцы рук собраны в щепотку.

4.Воробьи- о кормушке, полной зерен и хлебных крошек.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

5.Деревья- о том, чтобы скорее наступило лето.

Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

6.А Максимка мечтает о футбольном мяче.

Язык упирается попеременно то в правую, то в левую щеку внутри. Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе круги.

Для лексических тем: “Семья”, “Город”.

1.В воскресный день папа повел Машу в парк.

Язык двигается вверх-вниз. Шагают по столу указательный и средний пальцы.

2.На детской площадке играют малыши.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

3.Малыши наполняют ведерки и формочки песком.

Язык и руки в форме чашечки.

4.Ребята постарше катаются на качелях.

Язык двигается вверх-вниз. Кисти рук смотрят вниз. Покачать восемью пальцами (без больших).

5.Ах, как высоко к небу взлетают качели!

Язык тянется к носу. Упереться подушечками указательных пальцев рук в край стола, нажать на него, выгибая пальцы.

6.Девочки играют в классики и прыгают через скакалку.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола.

7.Маша покачалась на качелях.

Язык двигается вверх-вниз. Кисти рук смотрят вниз. Покачать восемью пальцами (без больших).

8.Потом попрыгала с девочками через скакалку.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола.

9.Погуляла с папой по аллеям.

Язык двигается вверх-вниз. Шагают по столу указательный и средний пальцы.

10.К обеду папа и Маша вернулись домой.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

Для лексической темы “Посуда”.

Сказка о чайнике.

Язык тянется к носу. Подушечки пальцев соединены вместе, кисти рук принимают форму шара. Большие пальцы вытянуты в сторону.

2.Чайник был пузатый-препузатый.

Надуть щеки. Руки сжать в кулаки.

3.У него была ручка,

Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

5.и маленький носик с одной ноздрей.

Язык в форме иголочки. Пальцы рук собраны в щепотку.

6.Чайник был железный и очень полезный.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.

7.Люди его любили и чай из него пили.

Язык и руки в форме чашечки.

1.У нас в саду есть яблоня.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.

2.За яблоней надо ухаживать, чтобы на ней были яблоки.

Язык горкой за нижней губой. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Пальцы рук сжаты в кулаки.

3.Весной надо побелить ствол.

Язык поглаживает твердое небо вперед-назад. Левая рука стоит на локте, кисть правой руки поглаживает левую снизу вверх, сверху вниз.

4.Землю вокруг яблони нужно рыхлить.

Покусать кончик языка зубами. Кисти рук ритмично выполняют упражнение ребро-ладонь.

5.Если летом нет дождя- яблоню надо поливать.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками больших пальцев постучать по столу.

6.На зиму нужно положить удобрения.

Язык в форме лопаточки лежит на нижней губе. Правая рука лежит на левой ладонью вверх.

7.Без ухода урожая не жди!

Язык в форме чашечки. Пальцы рук переплетены, ладони вверх.

8.Осенью из яблок сварим вкусное яблочное варенье.

Язык облизывает губы. Левая ладонь в форме чашечки, указательный палец правой руки совершает круговые движения синхронно с движением языка.

1.Принесли нам всем игрушки.

Язык в форме чашечки. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх, образуя форму чашки.

2.Кто захочет, тот возьмет.

Язык в форме чашечки двигается вперед-назад. Кисти рук прижаты друг к другу, пальцы рук сгибаются и разгибаются.

3.Вот вам мяч с полоской яркой,

Рот закрыт, язык упирается в щеку. Ладони и пальцы рук прижаты друг к другу, образуя форму шара.

Пощелкать кончиком языка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола.

Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы рук в воздухе рисуют круги синхронно с движением языка.

Язык зажат между зубами (упражнение “Пароход гудит”). Ладони рук прижаты друг к другу, стоят ребром на столе, указательные пальцы вытянуты вверх.

7.Пароход гудит, гудит,

Язык зажат между зубами, “погудеть”, как пароход. Положение рук прежнее.

8.Капитан на нем стоит!

Кончик языка упирается в небо. Руки от локтя до кончиков пальцев прижаты друг к другу, направлены вверх.

Путешествие маленькой машинки.

1.Однажды утром маленькая машинка выехала из гаража.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

2.Поехала машина по длинной дороге.

Язык максимально высунут изо рта. Руки от локтя до кончиков пальцев прижаты друг к другу, лежат на столе горизонтально.

3.Она съехала с горы.

Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка прогибается горкой. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.

Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы рук на столе рисуют круги.

5.Заехала в лес, в котором росли липы и березы.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.

6.В лесу на ветке березы качалась любопытная сорока.

Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с движением языка.

7.Под кустом орешника спал колючий ежик.

Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх.

8. Полюбовалась машинка красотой леса и вечером вернулась домой.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

Надуть щеки. Пальцы рук сжать в кулаки.

2.Его привезли из Африки на пароходе.

Язык зажат между зубами (упражнение “Пароход гудит”). Ладони рук прижаты друг к другу, стоят ребром на столе, указательные пальцы вытянуты вверх.

3.Бегемоты там живут в реке.

Язык плавно двигается вперед-назад. Руки делают волну.

4.Едят они траву по берегам.

Язык в форме иголочки тянется вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

5.Пасть у бегемота огромная.

Широко открывать и закрывать рот. Кисти рук ладонями вниз. На каждой руке 4 пальца сомкнуты. Большой палец отдельно. Когда рот открывается, на каждой руке большие пальцы опускаются вниз, а 4 пальца поднимаются вверх.

6.Ноги короткие и толстые.

Язык свернут трубочкой. Пальцы рук сжаты в кулаки.

7.В зоопарке плохо бегемоту зимой.

Язык свободно, расслабленно лежит на нижней губе. Кисти рук расслабленны, свисают вниз.

8.Он солнце любит, жару.

Губы в улыбке. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

1. А.Колесников “Гимнастика мозга, или легкие способы развития ребенка”, Центорполиграф, 2009 год.

2. М.А. Поваляева “Сказки о веселом язычке” Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 год.

3. Г.Е. Сычева “Опорные картинки для пересказа текстов” Выпуски 1,2,3. Книголюб, 2007 год

4. С.И. Токарева “Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет. Игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика.” Волгоград, Учитель 2012 год.

5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова “Пальчиковая гимнастика” М,:АСТ: Астрель, 2007 год.

Читайте также:  Использование биоэнергопластики на дошкольном логопункте
Ссылка на основную публикацию