Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером INFANT

Миогимнастика в ортодонтии: как достичь нужного результата?

Не всегда ортодонтическое лечение предусматривает использование специальных аппаратов. В некоторых ситуациях бывает достаточно применить миогимнастику.

Данный вариант является эффективным средством при исправлении аномального прикуса, что доказано исследованиями, проводившимися на протяжении 50 лет.

Содержание статьи:

Что это такое?

Прикус формируется за счет правильной работы мышц, расположенных в области зубных рядов и челюстного сустава. Любое нарушение в их функционировании приводит к формированию аномального положения зубов и челюстной дуги.

Основная цель миотерапии – восстановить правильное функционирование суставного и мышечного аппарата путем воздействия на них с помощью обычных упражнений, иногда в сочетании с массажем. По своей сути, миогимнастика – это тренировка мышц челюсти.

Методику целесообразно назначать в качестве комплексного или самостоятельного лечения. Также ее используют для закрепления эффекта после аппаратного ортодонтического лечения или в качестве подготовительной процедуры перед ним.

Принцип лечения

Принцип лечения данной методики заключается в комплексности воздействия.

Под воздействием активных двигательных упражнений улучшение наступает за счет четырех физиологических механизмов:

  • Биологической стимуляции роста костной ткани и развития мышц.
  • Формирования компенсирующего механизма.
  • Положительного влияния на трофические процессы.
  • Нормализации функциональных характеристик.

Под воздействием данных процессов происходит активное перестроение работы мышц и развития скелета в сторону анатомического равновесия.

Показания и противопоказания

Показаниями для назначения миогимнастики являются:

  • различные виды (дистальный, мезиальный и пр.) аномального прикуса I степени;
  • неровное расположение коронок;
  • гипотонус лицевых мышц;
  • нарушение функционирования ВНЧС (миогимнастика Рокабадо);
  • дисфункция круговых мышц рта и языка.

Миотерапия не может быть применена в ряде случаев:

  • гипертрофия мышечного аппарата лица патологического характера;
  • плохая подвижность сустава челюсти;
  • аномальный прикус III степени;
  • нарушения развития челюсти вследствие перенесенных общих заболеваний, например, рахита.

Как может применяться?

В зависимости от начального диагноза миотерапия может назначаться в качестве самостоятельной терапии либо сочетаться с другими методами коррекции.

Как правило, прикусы в сложной форме требуют комплексного лечения, и наряду с гимнастикой используется аппаратная коррекция с помощью съемных или несъемных ортодонтических устройств.

При слабовыраженных аномалиях в раннем детском возрасте бывает достаточно использовать одни лишь упражнения. Только при их неэффективности через 2 – 3 месяца проводится аппаратная коррекция.

Если гимнастика назначается для устранения миофункциональных привычек, то для выполнения упражнений часто используют специальные приспособления: вестибулярную пластину и металлический диск.

Кому подходит?

Данная методика в первую очередь направлена на лечение детей от 4 до 8 лет в период молочного прикуса. Челюсть в этом возрасте сформирована не до конца и хорошо поддается коррекции.

Также допустимо проводить лечение с помощью упражнений детей после 9 и до 12 лет, когда происходит активная смена зубов. Но терапия в этом случае будет более длительная.

Для коррекции зубочелюстного аппарата во взрослом возрасте миогимнастику используют редко, так как она дает минимальный эффект.

Преимущества и недостатки метода

Основным преимуществом данной методики является то, что корректировку можно проводить без применения ортодонтических аппаратов. Благодаря этому ребенок не испытывает психологический или физический дискомфорт.

При этом исключается травмирование слизистых и повреждение дентальной ткани.

К недостаткам миотерапии можно отнести:

  • длительность лечения;
  • невысокая эффективность в отношении выраженных аномалий;
  • при отсутствии системности быстро наступает регресс.

От чего зависит эффективность?

Чтобы максимально повысить эффект от упражнений, необходимо учитывать некоторые факторы:

  • гимнастику необходимо проводить качественно: максимально сокращать мышцы и постоянно увеличивать количество упражнений;
  • при возможности использовать дополнительные приспособления, позволяющие увеличить нагрузку на мышечный аппарат;
  • проводить системно в одно то же время;
  • комплекс упражнений должен подбирать только врач-ортодонт.

После использования миотерапии у пациентов одного возраста с одинаковым диагнозом результат нередко бывает совершенно разным. Чаще всего это бывает из-за несоблюдения рекомендаций и отсутствия системности.

Общие правила проведения

Независимо от того, какой комплекс был показан пациенту, упражнения должны выполняться с учетом общих правил:

  • Гимнастику начинают с легких упражнений и постепенно переходят к более сложным.
  • При сокращении мышцы должны двигаться с максимально допустимой амплитудой.
  • При выполнении необходимо постепенно увеличивать скорость сокращений. При этом между ними должна быть пауза, соответствующая времени сокращения.
  • Упражнения проводят в соответствии с предписанием врача либо до появления небольшой усталости.

Как проводится миогимнастика, смотрите на видео:

Примеры упражнений

Было определено большое количество упражнений, предназначенных для миогимнастики. Каждое из них показано при определенных патологиях или миофункциональных нарушениях.

Гимнастика при косом прикусе

При отсутствии симметричности соприкосновения двух челюстей используют лишь одно упражнение, которое позволяет частично или полностью устранить проблему.

Упражнение выполняется определенным образом: открывают рот максимально широко и передвигают челюсть в ту сторону, где отсутствует корректное смыкание.

Затем челюсть медленно смыкают до плотного сжимания зубов. И фиксируют данное положение не меньше 5 секунд.

После выполнения полностью расслабляют мышцы и снова повторяют движение.

Упражнения при наличии мезиального прикуса

Прикус мезиального типа поможет исправить следующий комплекс:

  • В положении сидя немного приоткрыть губы и откинуть голову слегка назад. Закрывая рот, пытаться коснуться кончиком языка твердого неба в районе основания.
  • В течение 5 минут осуществлять надавливание языком на лингвальную поверхность переднего ряда коронок.
  • Расположить нижнюю губу под передними коронками верхней челюсти и зафиксировать ее на полминуты.

Гимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта

Данный комплекс является прямым показанием при дыхании ротового типа и патологическом несмыкании губ:

  • Губы вытягивают и пытаются в данном положении проговорить сложные слова в течение 30 секунд.
  • Вытягивают губы, имитируя задувание свечи, после чего широко улыбаются.
  • При сжатии губ произвести забор воздуха носом и максимально надуть щеки. После этого расположить на щеках кулаки и выдавить ими воздух изо рта таким образом, чтобы губы остались сомкнутыми.
  • Поочередно набирать воздух, немного надувая сначала нижнюю, затем верхнюю губу. При этом губы должны быть плотно сомкнуты.
  • Удерживать полоску картона или специальный межгубный диск плотно сжатыми губами. На первых порах необходимо удерживать около 15 минут или до появления усталости, а в дальнейшем довести это время до одного часа.
  • Растянуть уголки рта пальцами, а затем зафиксировать положение и пытаться сжать губы.
  • Заложить под губы валики из ваты, после чего пытаться проговорить звук «б», «м», «п».

Миогимнастика при глубоком прикусе

Для купирования данной патологии гимнастику выполняют только стоя:

    Руки отвести назад за спину и вытянуть подбородок вверх. Не изменяя положения, выдвинуть подвижную челюсть как можно дальше вперед.

Выдержав несколько секунд, постепенно возвращают ее в обратное положение.

Чтобы получить эффект, рекомендуется повторять данное упражнение не меньше 10 раз за сеанс.
В точно таком же положении, что и в первом упражнении, челюсть выдвигают максимально вперед до соприкасания режущей части резцов противоположных рядов зубов и удерживают до 20 секунд.

Так необходимо повторять 15 раз в 3 подхода на протяжении месяца.

Через 30 дней упражнение нужно слегка видоизменить, выдвигая челюсть так, чтобы нижний ряд зубов выходил вперед верхнего.

  • В течение 4 минут, не спеша, полностью открывать, а затем закрывать рот. Челюсть при этом остается зафиксированной. В сутки нужно проводить около 5 сеансов.
  • Гимнастика после подрезания уздечки языка

    Такая несложная процедура как подрезание уздечки языка также требует применения гимнастики, которая будет тренировать мышечный аппарат, влияющий на развитие нижней челюсти:

    • Языком провести по внутренней стороне зубного ряда, как бы пересчитывая все зубы по очереди.
    • Открыть рот и обвести по кругу языком, касаясь внешней стороны губ. При этом необходимо пытаться достать до подбородка и кончика носа.
    • С усилием нажимать языком сначала на одну щеку, а затем на другую.

    Упражнения для среднего участка языка

    Основная группа упражнений, восстанавливающих функции мышечного аппарата среднего участка языка, включает в себя:

    • На середину и кончик языка надеть два резиновых колечка. Затем зубные ряды смыкают, а губы слегка приоткрывают и прижимают кончик языка к поверхности небного свода. Положение фиксируют на 3 минуты.
    • Не менее 50 раз цокать языком. Упражнение повторять 6 раз в день.
    • Имитировать зевание в течение 2 минут.

    Упражнения при открытом прикусе

    Для устранения проблемы прикуса открытого типа тренируют мышцы, от которых зависит поднятие нижней челюсти:

      Суть упражнения заключается в разжимании и сжимании зубных рядов до появления усталости.

    Чтобы понимать, какая группа мышц работает, и контролировать силу их сокращений, нужно положить пальцы на щеки в области последних моляров.
    Сжимание челюстей через сопротивление. В качестве сопротивления выступают два пальца руки, которые располагают на передних коронках подвижной челюсти.

    При ее поднятии нужно активно препятствовать движению.

  • Прикусывание карандаша или палочки передними резцами. Для того чтобы не повредить эмаль, на используемый предмет желательно надеть резиновую трубку. Упражнение выполняют с усилием не менее 5 минут.
  • Миогимнастика коррекции смыкания губ

    Для исправления неправильного смыкания губ существует большое количество упражнений, которые легко выполняются детьми:

    • Язык вытянуть и расположить на нижней губе, при этом пытаться быстро прикрыть его верхней губой, как бы пришлепывая.
    • При плотном сжатии губ необходимо совершать языком движение по кругу, поочередно касаясь то верхней, то нижней губы.
    • Кончиком языка продольно проводят по небу, постепенно охватывая всю его поверхность.
    • Открыв рот как можно шире, прижать язык к небу. Затем, сомкнув губы, издать щелкающий звук, имитирующий удар молоточка.
    • Вытягивать губы трубочкой, при этом удерживая уголки губ пальцами.

    Гимнастика для мышц передней части языка

    Данный комплекс показан при диагностировании глотания инфантильного типа:

      Выдвинуть язык таким образом, чтобы он принял форму столбика, и надеть на него специальное резиновое кольцо. При отсутствии такового можно воспользоваться обычной медицинской пипеткой, разрезав ее на колечки.

    Язык приподнять вверх к альвеолярному гребню передних зубов и сглотнуть. Рот и губы при этом должны быть открыты. За один сеанс необходимо совершить до 10 глотаний.

    Максимальный эффект от гимнастики будет в том случае, если повторять ее несколько раз в сутки.

  • Сомкнуть губы и приложить язык к альвеолярному гребню. Удерживать данное положение около 5 минут.
  • Как показала практика, миогимнастика является эффективным методом коррекции прикуса и положения зубов.

    Но чтобы положительный результат был гарантирован, не стоит забывать о регулярности и качестве выполнения упражнений.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Миогимнастика

    Стоматология инновационных технологий SMILE-AT-ONCE

    Миогимнастика – это один из профилактических и лечебных методов при нарушениях развития зубочелюстной системы. По словам специалистов, метод получил в ортодонтии широкое распространение не только в качестве самостоятельного процесса, но и в сочетании с прочими методами лечения и профилактики аномальных случаев развития зубочелюстной системы. Миогимнастика используется для коррекции дефектного прикуса в детской стоматологии.

    Что называют миогимнастикой

    Миогимнастика в области ортодонтии – это результативный метод коррекции и профилактики аномалий развития зубочелюстной системы при помощи лечебной физической культуры. Специалистами был разработан комплекс особых упражнений для восстановления функций мышц в ротовой полости, которыми окружен каждый из зубных рядов.

    Перед началом лечебных манипуляций необходимо провести оценку функционального состояния челюстей и зубов пациента, например, при помощи жевательной пробы по И. С. Рубинову.

    Лечебный принцип миогимнастики состоит в тренировке мышц, способствующей их правильному функционированию. Существуют следующие области применения лечебной гимнастики:

    • До начала ортодонтического лечения
    • В сочетании с ортодонтическим лечением аномалий прикуса
    • В качестве самостоятельного лечения
    • После окончания лечения для предупреждения повторного появления недуга и закрепления результата

    Помните, что использовать упражнения миогимнастики без консультации специалиста не рекомендуется, так как при разных причинах развития зубочелюстных аномалий необходимо применять различные комплексы упражнений. Только доктор может назначать подходящий комплекс миогимнастики с целью устранения каждого конкретного дефекта.

    Эффективность миогимнастики

    Эффективность лечебной гимнастики зависит от регулярности и качества выполнения пациентом комплекса упражнений, а также от степени выраженности зубочелюстной аномалии. При помощи упражнений можно добиться прекрасных результатов у детей в возрасте 4-7 лет с молочным прикусом, так как им достаточно легко объяснить, какое именно действие от них требуется.

    В качестве самостоятельного лечебного метода миогимнастика позволяет добиться положительных результатов при наличии аномальных изменений верхних резцов.

    Правила проведения миогимнастики

    К выполнению упражнений специалисты предъявляют следующие правила и требования:

    • Необходимость следить за интенсивностью мышечных сокращений – она должна находиться в физиологических пределах
    • Достижение максимальной амплитуды мышечных сокращений
    • Постепенность наращивания длительности и скорости мышечных сокращений
    • Необходимость повторов мышечных сокращений при выполнении упражнений до возникновения чувства несильной усталости
    • Необходимость небольших пауз между последовательными мышечными сокращениями

    Упражнения миогимнастики могут выполняться с применением специальных аппаратов.

    Комплекс упражнений миогимнастики

    Специалисты создали немало упражнений и методик для устранения зубочелюстных дефектов.

    Миогимнастика при глубоком прикусе

    • Упражнение выполняется в положении стоя. Следует поднять подбородок вверх и завести руки по направлению назад. В данном положении необходимо максимально выдвигать вперед нижнюю челюсть, после чего вернуться в изначальное положение. Повтор упражнения – трижды в день по 10-15 раз
    • Вышеуказанное упражнение через месяц необходимо усложнить. При выдвигании нижней челюсти следует передние нижние зубы выталкивать перед передними верхними зубами
    • Упражнение по И. С. Рубинову, сводящееся к дозированному проведению гимнастики, например, открывание-закрывание рта, нижнюю челюсть выдвигать при этом не нужно. Подобные упражнения должны длиться от 3 до 5 минут, повтор подходов – 5 раз в день
    Читайте также:  Развитие связной речи у детей дошкольного возраста - рекомендации логопеда

    Миогимнастика при открытом прикусе

    Здесь применяются приемы для тренировки поднимающих нижнюю челюсть мышц:

    • Выполняется сжимание-разжимание челюстей. Контролировать силу сжатия зубов и мышечных сокращений можно при помощи пальцев, которые необходимо прижимать около коренных зубов к щекам, надавливая на жевательные мышцы. Данное упражнение выполняется до появления ощущения утомления жевательных мышц
    • Вышеуказанное упражнение необходимо усложнить, дополнив сопротивлением. Это достигается таким образом: нужно блокировать возможность поднятия нижней челюсти при помощи среднего и указательного пальца на правой руке, которые следует расположить на передних нижних зубах;
    • Следует надеть резиновую трубку на карандаш и прикусывать его нижней челюстью

    Миогимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта

    Тренировка и разминка круговой мышцы рта особенно важна при наличии межгубного зияния и ротового дыхания. Лечебные упражнения способствуют правильному развитию контуров рта и удлинению верхней губы. Успешные занятия миогимнастикой для мышечной тренировки, по словам специалистов, устраняют вероятность развития наклона резцов верхней челюсти.

    Упражнения для коррекции губного смыкания и восстановления работы круговой мышцы рта

    • Губы необходимо вытянуть вперед, как при задувании свечи, затем следует растянуть их, как при широкой улыбке. Далее губы следует снова вытянуть вперед, пытаясь одновременно что-либо говорить. Удерживаем губы в данном положении до полуминуты
    • Нужно сильно сжать губы, набрать носом воздух, затем максимально раздуть щеки. Следует давить на них при помощи кулаков для выхода воздуха, не разжимая губ
    • Губы сжать, набрать воздух под нижнюю губу, далее – и под верхнюю губу
    • Взять полосу из плотного картона и положить между губами. Плотно сжимая ее, удерживать ее от 30 до 50 минут. Для новичков лучше начинать с одной минуты удерживания картона губами, постепенно наращивая длительность упражнения
    • В уголках рта расположить мизинцы и слегка растягивать рот, после чего сомкнуть губы
    • Валики из ваты средних размеров расположить за верхней и нижней губой с боков от уздечки, сомкнуть губы. В таком положении необходимо произносить звуки м, б и п
    • Необходимо дуть на предметы, перемещающиеся в пространстве, например, на мыльный пузырь, перо или ватный кусочек. Эффективно для тренировки круговой мышцы рта

    Миогимнастика при наличии мезиального прикуса

    • Запрокинув голову назад, необходимо закрывать и открывать рот. При закрытии рта необходимо дотрагиваться до задней части твердого неба с помощью кончика языка
    • Совершать подтягивание нижней губы под передние зубы верхней челюсти
    • С помощью кончика языка выполнять надавливания на небные поверхности передних верхних зубов до появления ощущения утомления, в течение 3-5 минут

    Миогимнастика при косом прикусе

    В случае, когда косой прикус вызван смещением нижней челюсти в сторону, специалисты используют следующее упражнение: следует максимально открыть рот и переместить нижнюю челюсть в сторону неправильного зубного смыкания. Далее без смены положения необходимо поднять нижнюю челюсть до смыкания с верхней челюстью. Удерживать данное положение около 5 секунд, после чего опустить челюсть.

    Миогимнастика для мышц языка

    Специалисты перечисляют следующие упражнения для проведения коррекции смыкания губ:

    • «Накажем непослушный язычок»: вытянутый язык следует разместить на нижней губе, а верхней губой нужно словно шлепнуть по нему в попытке быстрого смыкания губ
    • «Часики»: плотно сжать губы и выполнять круговые движения языком под нижней и верхней губой по очереди
    • «Отбойный молоток»: расположить язык около неба, рот широко раскрыт. Необходимо стараться сомкнуть губы, в момент смыкания издавать звук, напоминающий молоток
    • «Красим потолок»: представить, что язык является кистью для покраски, а небо – это потолок. Выполняем «покраску» неба тщательно, не пропуская никаких его зон

    Миогимнастика после подрезания уздечки языка

    • Необходимо облизывать губы языком, двигаясь в направлении от уголков рта и пытаясь дотянуться языком сначала до подбородка, а после – до кончика носа
    • «Пересчет» зубов при помощи языка с внутренней и наружной стороны
    • «Всадник»: выполнять прищелкивания языком с широко открытым ртом
    • Упираться в каждую из щек по отдельности кончиком языка
    • Данный комплекс упражнений специалисты рекомендуют выполнять около 10 раз в день

    Миогимнастика для мышц передней части языка

    Подобный комплекс упражнений применяется специалистами при инфантильном глотании:

    • Удерживать язык столбиком
    • Нарезать резинку от пипетки тонкими кольцами, которые следует накладывать на кончик языка. Далее язык поднимать к альвеолам. Прижимая колечко из резины к ним. Сглотнуть без размыкания губ и закрытия рта. Следите за тем, чтобы избежать соскальзывания кольца. После каждого глотательного движения необходимо проверять наличие во рту колечка. Повтор глотаний за раз – до 12, в первый день глотаем 5-6 раз, во второй – 2 раза
    • При сжатых зубах прижать язык с кольцом из резины к альвеолам и удерживать его до 5 минут. Постепенно время удерживания увеличивается до 15 минут

    Миогимнастика для среднего участка языка

    • Накладывать колечки из резины на середину и кончик языка. Губы приоткрыть, а зубы сомкнуть, после чего поднять язык вверх и прижать его к небному своду
    • Цоканье языком до 60 раз

    Миогимнастика для задней части языка

    • Зевание
    • Проводить полоскания горла теплой водой для расслабления мышц

    Гимнастика для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

    Новички выполняют данный комплекс упражнений сидя, далее – стоя:

    • Нижнюю челюсть выдвинуть до перекрытия нижними резцами верхних зубов. Удерживать челюсть в данном положении до 10 секунд, вернуться в изначальное положение
    • Вышеуказанное упражнение необходимо усложнить поворотами головы вправо-влево. Челюсть удерживать в данном положении максимально долго, повтор – 10 раз
    • Ноги на ширине плеч, руки отвести назад. Голову запрокинуть и выдвинуть нижнюю челюсть вперед до максимального краевого зубного смыкания

    Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей
    картотека

    Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. И самое интересное – мозг можно тренировать, поэтому предлагаем родителям познакомиться с комплексом нейрогимнастики для детей, полезными упражнениями, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    kompleks_uprazhnenij_nejrogimnastiki_dlya_detey_i_rekomendatsii_roditelyam.docx16.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НЕЙРОГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Нейродинамическая гимнастика дает возможность решить массу конкретных задач

    Польза ее в следующем :

    • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
    • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
    • снижает утомляемость;
    • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
    • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
    • повышает продуктивную работоспособность;
    • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

    Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

    • ПЕРЕСЕКАЮЩИЕ СРЕДНЮЮ ЛИНИЮ ТЕЛА

    «Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.

    «Двойные каракули» – еще одна полезная игра.

    Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами. Два упражнения следует чередовать.

    «Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так: нужно встать, слегка согнув ноги в коленях; одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль; теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра; затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону. Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.

    • ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ

    Детям можно предложить игру «Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется. Еще одно задание – «Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.

    • РАСТЯГИВАЮЩИЕ

    «Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. Порядок выполнения таков: левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча; теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми; затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются; после этого упражнение повторяется на другую сторону.

    Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с детьми. Такие тренировки не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят энергией.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Данная разработка поможет провести интересно утреннюю зарядку, также можно использовать как часть ОРУ в занятии.Музыкальное сопровождение поднимет детям настроение и пожет выполнять упражнения более р.

    Взрослые не способны осознать объем информации, получаемой ребенком за день, и степень влияния такой нагрузки на организм. Деятельность вызывает сильный стресс, снять который самостоятельно ребе.

    Самомассаж – это одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуча, происходит стимуляция тактильных ощущен.

    упражнения нейрогимнастические для коррекции психических процессов,прстранственных представлений.

    Комплекс упражнений для детей на массажных ковриках для профилактики полоскостопия.

    Консультация для педагогов. Нейрогимнастика для детей старшего дошкольного возраста.

    Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

    Упражнения детской мимической гимнастики
    картотека

    Использование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий является неотъемлемой частью работы по постановке и корректировке звуков у детей с различными нарушениями произношения (общее недостаточное развитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, заикание и др.). Мимическая гимнастика для детей и артикуляционные упражнения, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста логопеды, дают возможность подготовить мышцы и нервные окончания для дальнейшей работы по постановке звуков, четкой дикции, более точных движений артикуляционного аппарата во время речи. Помогают не допустить развитие неестественных артикуляционных движений, позволяют расслабить мускулатуру лица, тренируют владение и управление мышцами языка, губ, неба. Эти цели преследуют как статические, так и динамические упражнения.

    Для получения хорошего результата необходимо соблюдать ряд рекомендаций:

    все упражнения выполнять перед зеркалом. В идеале — это должно быть большое зеркало, в котором дошкольник будет видеть и себя, и логопеда;

    акцентировать внимание при выполнении упражнения только на одной группе мышц;

    упражнения выполнять плавно, ритмично и спокойно, не делая значительных усилий.

    Ниже приведены различные упражнения, цель которых — развитие и укрепление мимических мышц с пошаговым описанием.

    «Сморщить и растянуть лицо»

    нахмурить лоб и брови, насупиться. На лбу при этом образуются вертикальные морщины;

    радостно и восхищенно вскинуть брови. На лбу при этом должны образоваться горизонтальные морщины.

    «Закрывание и открывание глаз»

    сильно зажмурить и открыть глаза;

    медленно закрывать и открывать глаза;

    поочередно закрывать сначала левый, потом правый глаз;

    поочередно подмигивать правым и левым глазом.

    «Оскал»

    Гимнастика для лица:

    губы и зубы сомкнуты. Губы растянуть в стороны, уголки попеременно поднимать вверх, а затем опускать вниз;

    обнажить зубы, затем снова сомкнуть губы;

    пофыркивание с вибрацией губ;

    вытянуть губы в трубочку, а затем растянуть их в улыбке, обнажая зубы.

    «Поднимание и опускание углов рта»

    попеременно поднимать уголки рта со сжатыми челюстями;

    один за другим опускать уголки рта. Лицевые мышцы расслаблены, нижняя челюсть опущена, глаза закрыты;

    поочередно опускать уголки рта, челюсти при этом сжаты, губы сомкнуты.

    «Надувание щек»

    «помидоры-толстяки» — надуваем щеки;

    «петрушки-худышки» — втягиваем щеки;

    поочередно надуваем правую, потом левую щеки;

    округлить рот как при произнесении звука «о»;

    вытянуть губы трубочкой;

    сморщить нос и шепотом сказать «фу»;

    улыбнуться, показав сомкнутые зубы

    Выполнять упражнения с ребенком (или группой детей) можно в игровой форме. Игра заинтересует их больше, чем простое выполнение движений перед зеркалом. Ниже приведены несколько таких игр.

    Игра «Маски»

    Возможны различные варианты игры.

    Оборудование: маски с изображением различных эмоций (грусть, радость, удивление, скука, тоска, страх), а также сказочных персонажей.

    Первый вариант

    Педагог поочередно надевает маски (или просто показывает их) и просит повторить то выражение лица, которое изображено на маске, и назвать его. Действия сопровождается пояснениями педагога.

    Вопросы для обсуждения игры:

    Какие эмоции вы чаще всего наблюдаете у друзей (мамы, бабушки, воспитателя, прохожих)?

    А вам самим приятно видеть эти эмоции?

    Второй вариант

    Логопед предлагает дошкольникам назвать выражение лица знакомых героев из сказок:

    Какое выражение лица у Бармалея?

    А какое у колобка?

    Представьте себе, что вы стали добрым Дедом Морозом (грустной Царевной Несмеяной). Какое у него выражение лица?

    Третий вариант

    Группа делится на две части. Одна решает, какого сказочного персонажа она будет показывать, а вторая по мимике должна догадаться, кого изображают дети. Затем они меняются местами.

    «Свет мой, зеркальце, скажи»

    Ребята становятся лицом друг к другу по двое. Педагог читает предложение или стих и предлагает выражать мимикой суть прочитанного. Так дети учатся показывать эмоции, видят, как это делают другие.

    Вопросы после игры:

    Какую эмоцию вам было изобразить сложнее всего? А какую легче?

    Немое кино

    Игра «Немое кино» также возможна в нескольких вариациях:

    Логопед «превращается» в телевизор, у которого нет звука, и предлагает отгадать по его жестам и мимике, что он хочет сказать (хвалит, ругает, радуется, пугается, указывает на какой-либо предмет, просит принести или унести его, подзывает кого-то к себе или просит уйти). После этого дети и педагог меняются ролями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    uprazhneniya_detskoy_mimicheskoy_gimnastiki.docx258.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Упражнения детской мимической гимнастики

    Использование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий является неотъемлемой частью работы по постановке и корректировке звуков у детей с различными нарушениями произношения (общее недостаточное развитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, заикание и др.). Мимическая гимнастика для детей и артикуляционные упражнения, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста логопеды, дают возможность подготовить мышцы и нервные окончания для дальнейшей работы по постановке звуков, четкой дикции, более точных движений артикуляционного аппарата во время речи. Помогают не допустить развитие неестественных артикуляционных движений, позволяют расслабить мускулатуру лица, тренируют владение и управление мышцами языка, губ, неба. Эти цели преследуют как статические, так и динамические упражнения.

    Для получения хорошего результата необходимо соблюдать ряд рекомендаций:

    все упражнения выполнять перед зеркалом. В идеале — это должно быть большое зеркало, в котором дошкольник будет видеть и себя, и логопеда;

    акцентировать внимание при выполнении упражнения только на одной группе мышц;

    упражнения выполнять плавно, ритмично и спокойно, не делая значительных усилий.

    Ниже приведены различные упражнения, цель которых — развитие и укрепление мимических мышц с пошаговым описанием.

    «Сморщить и растянуть лицо»

    нахмурить лоб и брови, насупиться. На лбу при этом образуются вертикальные морщины;

    радостно и восхищенно вскинуть брови. На лбу при этом должны образоваться горизонтальные морщины.

    «Закрывание и открывание глаз»

    сильно зажмурить и открыть глаза;

    медленно закрывать и открывать глаза;

    поочередно закрывать сначала левый, потом правый глаз;

    поочередно подмигивать правым и левым глазом.

    Гимнастика для лица:

    губы и зубы сомкнуты. Губы растянуть в стороны, уголки попеременно поднимать вверх, а затем опускать вниз;

    обнажить зубы, затем снова сомкнуть губы;

    пофыркивание с вибрацией губ;

    вытянуть губы в трубочку, а затем растянуть их в улыбке, обнажая зубы.

    «Поднимание и опускание углов рта»

    попеременно поднимать уголки рта со сжатыми челюстями;

    один за другим опускать уголки рта. Лицевые мышцы расслаблены, нижняя челюсть опущена, глаза закрыты;

    поочередно опускать уголки рта, челюсти при этом сжаты, губы сомкнуты.

    «помидоры-толстяки» — надуваем щеки;

    «петрушки-худышки» — втягиваем щеки;

    поочередно надуваем правую, потом левую щеки;

    округлить рот как при произнесении звука «о»;

    вытянуть губы трубочкой;

    сморщить нос и шепотом сказать «фу»;

    улыбнуться, показав сомкнутые зубы

    Выполнять упражнения с ребенком (или группой детей) можно в игровой форме. Игра заинтересует их больше, чем простое выполнение движений перед зеркалом. Ниже приведены несколько таких игр.

    Возможны различные варианты игры.

    Оборудование: маски с изображением различных эмоций (грусть, радость, удивление, скука, тоска, страх), а также сказочных персонажей.

    Педагог поочередно надевает маски (или просто показывает их) и просит повторить то выражение лица, которое изображено на маске, и назвать его. Действия сопровождается пояснениями педагога.

    Вопросы для обсуждения игры:

    Какие эмоции вы чаще всего наблюдаете у друзей (мамы, бабушки, воспитателя, прохожих)?

    А вам самим приятно видеть эти эмоции?

    Логопед предлагает дошкольникам назвать выражение лица знакомых героев из сказок:

    Какое выражение лица у Бармалея?

    А какое у колобка?

    Представьте себе, что вы стали добрым Дедом Морозом (грустной Царевной Несмеяной). Какое у него выражение лица?

    Группа делится на две части. Одна решает, какого сказочного персонажа она будет показывать, а вторая по мимике должна догадаться, кого изображают дети. Затем они меняются местами.

    «Свет мой, зеркальце, скажи»

    Ребята становятся лицом друг к другу по двое. Педагог читает предложение или стих и предлагает выражать мимикой суть прочитанного. Так дети учатся показывать эмоции, видят, как это делают другие.

    Вопросы после игры:

    Какую эмоцию вам было изобразить сложнее всего? А какую легче?

    Игра «Немое кино» также возможна в нескольких вариациях:

    Логопед «превращается» в телевизор, у которого нет звука, и предлагает отгадать по его жестам и мимике, что он хочет сказать (хвалит, ругает, радуется, пугается, указывает на какой-либо предмет, просит принести или унести его, подзывает кого-то к себе или просит уйти). После этого дети и педагог меняются ролями.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны справиться с большим количеством эмоций, что значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача –по.

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи, с музыкальными элементами, на основе здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, мимическая гимнастика, релаксация).

    Данный мтериал предназначен для практикующих логопедов и родителей детей страдающих дизартрией.

    Мимическая гимнастика помогает в развитии подвижности и укреплении мимических мышц.При системном правильном и длительном выполнении мимических упражненийдетям лучше удаются многие сл.

    Упражнения помогут в работе над формированием правильного длительного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса и в укреплении мимических и артикуляционных мышц.

    Эти упражнения я применяю в своей работе перед индивидуальными занятиями с детьми.

    Автоматизация звука [Л] через формирование и расширение семантического поля слова ЛУК

    Марьенкина Лидия Александровна,
    учитель-логопед высшей категории
    МДОУ «Детский сад № 418» г. Перми

    Этот конспект логопедического занятия может быть использован как воспитателями, так и логопедами для старших и подготовительных групп.

    – формирование и расширение «семантического поля» слова «лук».

    – автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях;
    – развитие мелкой и артикуляционной моторики;
    – развитие фонематического слуха;
    – расширение словарного запаса;
    – развитие связной речи.

    – расширение знаний об овощах;
    – воспитание уважения к труду.

    – лук в корзинке разный по размеру, форме, цвету;
    – пиктограммы слов;
    – карточка схемы предложения.

    – палочки, фишки, обозначающие звуки, слоги, слова.

    Организационный момент: (в кругу)

    Вначале слова, угадай,
    Какой звучок живет?
    Согласный точно,
    Но какой?
    Ты подскажи, дружок.
    (дети называют 1 звук предложенных слов и уточняют, согласный твердый звонкий, согласный мягкий глухой)

    – Ну, на место сесть пора,
    Гость нас ждет уже с утра.
    (кукла-«мальчик», похожая на Чипполино)

    – Да, это Чиполо, брат Чипполино. А что же он нам принес в корзинке? Нужно отгадать загадку.

    Сидит дед,
    Во 100 шуб одет.
    Кто его раздевает,
    Тот слезы проливает.
    (лук)

    Рассматривание лука (лук разный по размеру, цвету, форме).

    Выбирается самая маленькая по форме.

    – Как можно назвать этот лук? (Луковичка, луковонька, луковочка).

    Отбирается среднего размера (лук, луковица, луковка).

    Самый крупный – луковища.

    Все похожие слова,
    Все про лук, все про меня.
    Все слова моя родня.

    – Какие гномики любят эти слова? (слово-предмет, слова-родственники)

    Я хотел бы очень знать,
    А вы смогли бы рассказать,
    Какой живет вначале звук
    В моем любимом слове лук?

    Характеристика звука [л]: согласный, звонкий твердый, имеет мягкую пару (уточняется – фишка зеленого цвета). Анализ акустико-артикуляционного образа.

    Артикуляционная гимнастика звука «л» с участием рук, разминка для языка и пальчиков.

    Будем четко говорить,
    Не торопиться, не спешить,
    Чтоб звучок себя узнал
    И спасибо нам сказал.

    Когда на даче жил,
    Лук на грядку посадил.
    Что делал дальше, я забыл.

    – Поможем Чиполо вспомнить, что же он делал после того, как посадил лук.

    Садил, поливал, полол, рыхлил, разгребал, ухаживал, загребал, удобрял, выдергивал, сушил, обрезал, заплетал, раскладывал, складывал, подвязывал, убирал, хранил, поднимал, чистил, резал, плакал, солил, мариновал, жарил, варил, заправлял, выкидывал, перебирал, укрывал.

    – И слово-действие сказало:
    «Сколько слов ко мне попало».
    Теперь Чиполо все узнал,
    Как лучок выращивал. (Пиктограмма слово-действие)

    А слово-признак рассердился: (Пиктограмма слово-признак)
    «Я вам, что, не пригодился?
    Без меня никто другой
    Вам не скажет, лук какой».

    – Не сердись, сейчас дети и тебе подарят слова-признаки, а Чиполо будет внимательно слушать и затем скажет, правильно ли мы подбираем слова.

    Горький, горько-сладкий, зеленый, свежий, сухой, гнилой, старый, по цветам – красный, желтый, синий, черный, зеленый; большой, маленький, мелкий, крупный, средний, продолговатый, овальный, сплющенный, червивый, жареный, вареный, салатный, молодой, осенний, зимний, летний.

    – Назовем со словом «лук» только те слова-признаки, в которых есть согласный твердый звук [л] (составление словосочетаний):

    молодой лук
    сладкий лук
    желтый лук
    продолговатый лук
    гнилой лук
    круглый лук
    салатный лук.

    – Чиполо доволен ответами детей и просит их закончить предложение словом ЛУК.

    1. Посадил Чиполо на грядку салатный (лук).
    2. Пришел в огород и увидел, что на одной грядке взошел (лук).
    3. А на второй грядке не было всходов (чего?) (лука).
    4. Чиполо подумал и принес удобрение (?)чему (луку).
    5. Взял лейку и полил (лук).
    6. Долго любовался Чиполо (чем?) (луком).
    7. А дома долго вспоминал (?)о чем (о луке) и радовался, что вырастет хороший крупный (лук).

    Физкультминутка: (имитация движения)

    В огород ходил,
    Лук на грядку посадил (присесть).
    Лук вот так подрастал (медленно поднимаются с поднятыми руками)
    И до солнышка достал.
    Лук в корзинку собирал (собирают в наклон)
    И от радости плясал (пляска).

    – Какое предложение о луке вам больше всего понравилось?

    Посадил Чиполо салатный лук на грядку.

    -составление схемы ___ ___ ___ ___ на ____.
    -разбор схемы: назвать 1, 2, 3 и т.д. слова.
    -назвать слова, в которых есть звук «л», и определить место звука в слове.

    Звуко-слоговой анализ слова лук (старшая группа), лучок (подготовительная группа).

    – Составление чистоговорок для Чиполо:

    ил-ил-ил – Чиполо лук посадил,
    ал-ал-ал – Чиполо лук поливал,
    ял-ял-ял – Чиполо лук удобрял,
    ыл-ыл – Чиполо лук полить забыл.

    А про что можно сказать:
    Луковая (шелуха),
    Луковый (сок, суп, салат),
    Луковое (горе, перо),
    Луковые (корни, слезы).

    – Чиполо никак не может понять, про кого можно сказать «Горе ты мое, луковое». (родной, близкий, любимый ребенок, но озорной, от его поступков иногда хочется плакать)

    – Понравился вам сюрприз Чиполо в корзинке?
    – О чем мы сегодня так много узнали? (о луке)
    – А лук это что? (овощ)
    – Какой звук учились четко произносить?
    – Напомним Чиполо, какой это звук.

    Автоматизация звука Л в словах. Игры и упражнения в картинках с помощью моделирования

    Автоматизацию звука Л в словах следует проводить после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок. Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать у нас на сайте.

    Просите ребенка произносить ЛА-ЛА-ЛА (прикусывать кончик языка) и при этом шагайте пальчиками по Бродилкам, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.

    ЛА-ЛА-ЛА; ЛО-ЛО-ЛО; ЛУ-ЛУ-ЛУ; ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ; АЛ-АЛ-АЛ; ОЛ-ОЛ-ОЛ; УЛ-УЛ-УЛ; АЛА-АЛО; АЛУ-АЛЫ-УЛА-ЫЛА; ГЛА-ГЛО-ГЛУ-ГЛЫ; ВЛА-ВЛО-ВЛУ-ВЛЫ ит.д.

    Обязательно при произношении слогов прикусывайте кончик языка!

    Полезные советы:

    1. В начале каждого занятия по автоматизации звука Л проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
    2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука Л (см. артикуляционную гимнастику).
    3. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
    4. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
    5. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

    Для большей эффективности звук Л в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине и в конце слов.

    На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

    1. Автоматизация звука Л в начале слов:

    • лак, лапа, лавка, лампа, лама, лайка, лапоть, ластик;
    • ландыш, ласточка, лом, лось, лошадь, локоть, локон, лотос;
    • логово, лодка, ложка, луг, лук, луч, лупа, лужа;
    • лунка, лучник, луковица, лыжи, лыжник, лапша, ладья , лакей;
    • ладонь, лангуст, ладоши, лаванда, лото, лопух, лоток, лопата;
    • лосенок, лосиха, луна, луноход, лукошко, лужок, лачуга, локомотив.

    2. Звук Л в середине слов:

    • пила, юла, скала, пчела, булавка, салат, халат, палатка;
    • водолаз, село, солома, соломинка, болото, колодец, калоша, талон;
    • кулон, одеколон, солонка, бензоколонка, котелок, малыш, полынь, булыжник;
    • школа, коала, акула, шиншила, кобыла,жало, сало. мыло;
    • одеяло, пугало, колос, волосы, голова, булка, наволочка, голубь;
    • зажигалка, мочалка, скакалка, скалка, соковыжималка, иголка, елка, белка.

    3. Автоматизация звука Л в конце слов:

    • бокал, пенал, шакал, мангал, кинжал, вол, кол, стол;
    • гол, футбол, укол, баскетбол, стул, зал, оскал, пьедестал.

    Можно закреплять звук Л , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.

    Варианты игр:

    1. «Назови и повтори»

    Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Л (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

    2. «Чего не стало?»

    Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Л (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало лампы, не стало стола и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

    3. «Что изменилось?»

    Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Л, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

    4. «Четвертый лишний»

    Для данной игры берутся карточки со звуком Л, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, лампа, лапа, рак, лук. Лишняя карточка РАК, здесь нет звука Л).

    5. «Один-много»

    Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, лапа — много лап, белка — много белок, стол — много столов). Не забывайте слова произносить правильно!

    6. «Большой — маленький»

    Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЛОЖКА, к маленькому — ЛОЖЕЧКА.

    7. «Посчитаем»

    Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — ложкА, но две, три, четыре -ложкИ, пять — ложЕК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.

    • Карточки для Игры «Четвертый лишний»

    Автоматизация звука Л в словах. Игры и упражнения в картинках будут интересным занятием взрослого с малышом.

    Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. А можно распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

    Вам также будет интересно:
    1. Автоматизация звука Л в словосочетаниях
    2. Автоматизация звука Л в предложениях
    3. Звук Л в чистоговорках
    4. Стихи на звук Л
    5. Тексты на звук Л
    6. Раскраски для автоматизации звука Л
    7. Домашние задания для автоматизации звука Л
    8. Улитки на звук Л
    9. Скороговорки на звук Л
    10. Артикуляционная гимнастика
    11. Биоэнергопластика
    12. Кинезиология
    13. Автоматизация звука Р
    14. Дифференциация звуков
    15. Автоматизация свистящих звуков
    16. Автоматизация шипящих звуков
    17. Развитие речи
    18. Обучение грамоте
    19. Дидактические игры

    Желаем всем успехов и позитивного настроения.

    Постановка и автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, артикуляционная гимнастика для звука Л

    Неправильное произношение звуков “л” и “р” режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция — исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука “л” происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука “л” и для формирования речи, и для уверенности малыша.

    Варианты неправильного произношения звука

    Есть несколько версий того, как искажается буква “л” при говорении:

    • вместо согласной буквы “л” выговаривается гласная: «ыожка» – «ложка», «ыпша» – «лапша»;
    • заменяют «л» на «ува»: «хотеува» – «хотела», «еува» – «ела»;
    • меняют на «р»: «рапша» – «лапша», «рокоть» – «локоть»;
    • вместо “л” на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос – «н».

    Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.

    Причины нарушения произношения звука л

    Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

    • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
    • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
    • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
    • подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

    В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

    • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
    • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
    • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

    Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

    Постановка звука л

    Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

    Артикуляция звука л

    Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

    Артикуляционная гимнастика для звука л

    Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

    • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
    • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
    • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
    • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
    • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
    • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

    Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

    Автоматизация звука Л

    Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

    Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

    Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

    А после освоения, в обратных слогах:

    Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

    • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

    • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

    • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

    • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

    Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

    После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

    спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

    спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.

    читать/повторять уже более сложные предложения.

    Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

    При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

    Игры на закрепление произношения

    Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

    • «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

    • «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет — она его съедает.

    • «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.

    Структура индивидуального логопедического занятия

    Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений — залог быстрого освоения звука Л. Важное условие — чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

    1. Гимнастика для артикуляционного аппарата — не больше 7 минут.
    2. Постановка звука и автоматизация — 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
    3. Фонематическая работа по закреплению — 10 минут.

    С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше — полчаса.

    Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие — хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.

    Ссылка на основную публикацию