Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи

Дидактические игры по сенсорному развитию детей с ОНР

Алексеенко Галина Михайловна
Дидактические игры по сенсорному развитию детей с ОНР

Огромную роль в коррекционной работе с детьми с ОНР играет сенсорное развитие. Одним из основных средств развития сенсорного воспитания у детей являются дидактические игры и упражнения.

Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, способствует развитию речи и закреплению сенсорных эталонов.

Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Я предлагаю вашему вниманию игры, с которыми мы с детьми с большим удовольствием играем в группе.

1. Игра «Сенсорный слоник»

Прячем в него предметы на тему недели. Ребёнок на ощупь определяет что это за предмет, описывает его, а дети стараются угадать, что же это за предмет.

2. Дидактическое пособие «Тактильно-звуковые дорожки» по развитию звуковой культуры речи дошкольников

Известно, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики, поэтому мы решили обычные логопедические звуковые дорожки превратить в тактильно-звуковые дорожки.

Это пособие предназначено, в большей степени, для индивидуальной работы с детьми над трудными звуками.

Ребенок, чтобы помочь какому-либо герою, должен провести пальчиком по дорожке, тем самым пролететь вместе с комариком, пробежать вместе с мальчиком, проехать на автомобиле и т. д., проговаривая, протягивая при этом необходимый «трудный» звук.

Это пособие многофункциональное.Можно предложить детям разные задания:

-Разгадать загадку, а ответом будет являться фигура, которую ребёнок натягивает при помощи резинки.

-предложить выполнить задание по преобразованию фигур.Например: преобразовать квадрат в треугольник, прямоугольник в квадрат и тд

-расположить предметы в пространстве,например: выложить квадрат в центре планшета, под ним выложить треугольник, над ним прямоугольник и тд

-Расположить фигуры относительно друг другу,например: расположить треугольник внутри квадрата.

Также на планшете из резиночек дети выкладывают цифры и изученные буквы.

Это увлекательное занятие и дети с удовольствием в неё играют.

4. Игры с искусственным снегом.

Дети очень любят играть со снегом. И когда я спросила, хотели бы они играть со снегом и в группе. Но как, он же растает, услышала я в ответ. А я знаю как и можем вместе сделать искусственный снег, который не растает в группе. Хотите?

Из крахмала и пены для бритья мы сделали искуст снег. Дети с восторгом

Снег получается приятный на ощупь, совсем как настоящий. Дети трогали его, пересыпали, исследовали и изучали.

Дети очень долго, с удовольствием лепили из формочек различные фигуры, просто комочки, снежки.

Дети остались в полном восторге.

Но на след день дети с сожалением отметили, что из нашего снега не получается ничего слепить. Почему?. Он стал рассыпчатым.Мы нашли выход: на нём можно рисовать, как на песке.

Предложила детям ещёодин способ изготовления искусств снега: крахмал и масло тщательно перемешали и получили снег. Дети отметили, что этот снег скрепит, как настоящий.

Игры с искусственным снегом развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, фантазию и просто являются интересной самостоятельной игрой.

5. Игры с искусственными и натуральными камешками.

6. Пальчиковые игры с су-джоками.

7. Сенсорные музыкальные игры, в которые дети играют на музыкальных занятиях.

Это шумелки, звенелки, стучалки, шнурки, платочки для игр «Найди пару по цвету» и другие.

Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР «Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР» Воспитатель МБДОУ города Мценска «Детский.

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 3–4 лет Сенсорное развитие ребенка -это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Презентация «Дидактические игры как средство профилактики дисграфии у детей с ОНР» «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма».

Дидактические игры по развитию устной речи для детей старшего дошкольного возраста 1. «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ». Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков.

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста Слайд №1 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка–детский сад № 27 «Радуга» с. Хороль Хорольского.

Игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК» ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать.

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста» Тема «Игрушки» Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Кукла (какая) – ,.

Картотека игр «Дидактические игры для старшего возраста по развитию мыслительных операций у детей» 1. Игры и упражнения на выделение признаков предметов “Узнай птицу по описанию” Цель. Уточнять и закреплять знание детей о внешнем виде зимующих.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста Уголок сенсорно-познавательной деятельности в младшей группе Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста Сенсорное.

Развитие сенсорного восприятия у детей с общим недоразвитием речи

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. При этом большое значение имеет развитие сенсорных процессов в этот период.

По данным различных авторов – психологов, педагогов, медиков, логопедов – сенсорное восприятие, направленное на полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Так, например, как показали исследования Д. В. Запорожца, Л.А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны – это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.

А.А. Люблинская, В.И. Логинова говорили о том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия и других – важнейшее звено воспитания. Развитие ощущения и восприятия – это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника. А.А. Люблинская акцентирует внимание на том, что для познавательной деятельности особое значение имеет включение речи в процесс ощущения и восприятия.

Таким образом, успешность речевого, умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В то же время ученые, всесторонне изучавшие нарушения речи у дошкольников, отмечают, что нарушение речи, в зависимости от характера расстройства, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка. Многие авторы в своих исследованиях выделяли и обосновывали эти нарушения. Но об особенностях развития сенсорной сферы детей с речевой патологией мы можем найти в литературе немногочисленные данные. [1]

Как отмечают исследователи Р.Е. Левина, Р.А. Белова-Давид, О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова, И.Т. Власенко, А.П. Воронова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.Н. Волковская, сенсорное развитие детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают. [3]

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. [4]

Коррекционно-развивающая работа у дошкольников с ОНР проводится по следующим направлениям:

  • формирование коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи;
  • формирование и развитие активного и пассивного словаря;
  • формирование артикуляционных навыков;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • работа над звуко-слоговой структурой слов;
  • формирование навыков грамматического оформления высказывания;
  • формирование и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.

Помимо основных направлений коррекционной работы, проводится работа по профилактике и преодолению вторичных нарушений:

  • совершенствование общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики;
  • развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
  • развития высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой сферы;
  • совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности.

Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий и преодоление речевого негативизма:

  • Лучше запоминается только наиболее значимая для ребёнка часть тематической лексики;
  • Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию.
  • На каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия, так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название.
  • На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности. [2]

В своей работе я использую следующие виды игр:

Развитие концентрации слухового внимания, умения слушать и понимать речь взрослого, выполнять простые инструкции, слухового гнозиса (“Узнай, что звучит?”, “Сколько раз ударил барабан?”, “Чья песенка?”, “Звучащие шарики”, “Волшебные киндеры”, “Повтори за мной” и т.п.

Работа над ритмом (сначала над простым, потом над сложным). Это отхлопывание в ладоши, и отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п. Виды заданий могут быть следующими:

– Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);

– Сосчитать, сколько раз хлопнули и поднять карточку с соответствующей цифрой (показать кубик или карточку с нужным количеством точек). Ритм сначала предлагается простой;

– Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда;

– Упражнения на развитие динамического праксиса рук “кулак-ладонь-ребро”, “Пальчики здороваются”;

У детей с низким уровнем речевого развития (ОНР I-II уровня развития) подготовительную работу начинают с упражнений на развитие слухового восприятия, формирования умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. Дети знакомятся с такими простыми музыкальными инструментами: дудка, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, звучащие шарики. Использую звучащие киндер-сюрпризы. Такие игры со звучащими предметами способствуют развитию слухового внимания, памяти и зрительного восприятия.

Развитие тактильного восприятия:

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

“Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет”

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д. Эту игру я использую для закрепления у детей навыка образования относительных прилагательных.

Читайте также:  Материал для родителей по лексической теме Лето, луг, цветы

Развитие тактильно-двигательного восприятия: нейрофизиологами доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга.

Обогатить сенсомоторный опыт ребенка скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, включить компенсаторные механизмы, помогут игры с разнообразными предметами.

Сенсорные дорожки – мягкие и теплые из пряжи “травка” гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки.

Губки шершавые – для массажа кистей рук, тактильных ощущений, улучшения кровообращения, активизации мышечного тонуса.

Шишки сосновые и ольховые – для массажа кистей рук.

Мячи – гладкие пластмассовые, резиновые с шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей рук.

Щетки с длинным жестким ворсом – для улучшения кровообращения.

Прищепки – для массажа пальцев рук (они не должны быть слишком тугими и доставлять болевые ощущения).

Мелкие игрушки от киндер-сюрприза – для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Игрушки для пальчикового театра – для развития изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.

Набор “Веселые бусинки” – для развития тонких координированных движений пальцев рук.

Пуговицы – для нормализации мышечного тонуса, звукового и слогового анализа слов.

Развитие зрительного восприятия.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

  • Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
  • Нахождение “выпавшей”, “лишней” игрушки, картинки.
  • Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
  • Нахождение нереальных элементов “нелепых” картинок.
  • Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Нахождение такого же предмета в ряду. Задания даются с постепенным усложнением.
  • Нахождение одинаковых рисунков в ряду.
  • Объединение частей в целое – “Разрезные картинки” из 4-12 частей, с опорой на образец и без него.
  • Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
  • Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.

Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя и логопеда. При этом каждый из педагогов должен учитывать, как речевые, так и познавательные возможности ребенка, уровень его познавательной активности. Для детей с ОНР характерна неустойчивость познавательной активности, избегание трудных ситуаций, новых видов деятельности, слабое проявление эмоционального отношения к сотрудничеству со взрослым, снижение речевой активности, поэтому, совместную деятельность с ребенком следует выстраивать исходя из его индивидуально-типологических особенностей.

Литература:

  1. Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.
  2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015

Тема: Сенсорное воспитание детей с нарушениями речи

Сенсорное воспитание служит основой процесса знакомства детей с окружающим миром и выработки у них элементарных представлений о явлениях природы и общественной жизни, развития личности ребенка в целом. Чувственное познание это фундамент развития логического мышления и речи.

Восприятие – это создание целостного образа предмета. Для его возникновения необходима согласованная деятельность анализаторов.

Представления не требуют непосредственного влияния предмета на органы чувств. Они связаны со словом и вызываются ассоциациями. Источником для одних представлений является собственное восприятие ребенка, а для других – слово. Первые представления конкретны, индивидуальны, вторые формируются как общие. С возрастом доминирующее положение начинают занимать общие представления, связанные со словом.

При наличии у ребенка патологии удельный вес сенсорного обучения должен быть увеличен, т.к. дошкольникам- логопатам с трудом удается овладеть сенсорными навыками из-за нарушения зрительных и слуховых функций, тактильного и двигательного анализаторов. У детей отмечаются ошибки при счете, в определении цвета и формы предмета, пространственного расположения его элементов. У детей с алалией могут наблюдаться чисто формальные знания. Усвоив знания цвета, формы, других свойств предметов на определенном дидактическом материале, дошкольники с трудом переносят их на предметы окружающего мира. Особенно трудно выделяют форму, цвет предмета, словесное обозначение которого ребенку незнакомо. При поражении головного мозга может наступить нарушение целенаправленных движений, процессов узнавания предметов, что сказывается на познании окружающего мира.

Дети, страдающие алалией, дизартрией, задержками речевого развития требуют занятий по особой программе, которая учитывает не только необходимость совершенствования сенсорной организации ребенка, но и восстановления отдельных сенсорных функций.

Задачи сенсорного воспитания:

1. Развитие функций отдельных анализаторов.

2. Формирование понятий цвета, формы, пространственно-временных представлений.

3. Развитие психических процессов (особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и слуховому вниманию).

Задачи сенсорного воспитания зависят от уровня речевого развития ребенка.

Грубые сенсорные нарушения характерны для первого и второго уровней речевого развития (ОНР). В этот период идет формирование представлений о цвете, форме предметов, об их пространственных отношениях.

При третьем уровне можно начинать работу по развитию фонематического слуха. Задачи сенсорного воспитания приближаются к задачам, сформулированным для детей с нормальным речевым и психическим развитием. Одной из них является:

4. Знакомство детей с отдельными свойствами предметов и обучение обобщенным приемам обследования предметов.

Для организации полноценного ознакомления ребенка с предметом необходимо привлечение двигательного анализатора (ребенок должен потрогать, ощупать, обвести пальцем очертания предмета и т.д.). Формирование любого понятия включает в себя обязательно двигательный момент. Схематически знакомство с предметом состоит из следующих действий:

1. Последовательное прослеживание взором основного контура предмета.

2. Сравнение этих очертаний с различными видами форм, выделение геометрической формы и ее название.

3. Выделение отдельных частей предмета и определение их формы, для чего необходимо прослеживание взором очертаний каждой части.

4. Установление пространственных взаимоотношений частей относительно центральной части предмета (выше, ниже, слева, справа и т.д.).

5. Определение цвета предмета и его частей.

6. Установление пространственного расположения всего предмета.

Привлечение осязания, обведение контура предмета пальцем, ощупывание поверхности помогает компенсировать недостатки зрительного восприятия предмета.

При работе с детьми с нарушениями речи применяются пособия М. Монтессори, дидактический материал для освоения формы, цвета, величины Е.И. Тихеевой, метод моделирования: перемещение предметов в пространстве, моделирование временных отношений и т.д. (см. Сенсорное воспитание дошкольников. Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1963).

Подготовкой к логопедическим занятиям и формированию фонематического слуха могут служить игровые упражнения, направленные на умение различать звуки по высоте, длительности, определению направления звука. Такие упражнения могут проводиться как музыкальным руководителем, так и воспитателем.

Сенсорное воспитание осуществляется в основном на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, пением, ритмикой. Одной из важных форм сенсорного воспитания являются специально подобранные дидактические игры, в которых детей учат вырезать, складывать, собирать целое из отдельных частей, формируют у них пространственные представления, развивают и совершенствуют функции анализаторных систем.

В задачу сенсорного воспитания входит формирование конкретных образов. Поэтому к методам сенсорного воспитания относятся чтение сказок, рассказов, показ картин, проведение экскурсий.

Большая работа направлена на развитие речи дошкольников. Для этого воспитатель привлекает жизненный опыт ребенка, формирует связь между словом и понятием, соотносит понятие с окружающей действительностью.

Полноценное восприятие и дальнейшее воспроизведение полученных знаний детьми должно опираться на функции сохранных анализаторов.

Игры и упражнения для детей с нарушением речи

Музыкальное воспитание в детском саду может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми с нарушением речи. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Слушание музыки помогает воспитывать слуховое внимание, сосредоточенность, выдержку, успокаивающе действует на одних дошкольников и поднимает чувственный тонус у других. Детки обучаются различать звуки музыкальных инструментов, определять направление звука, отыскивать разницу в силе, высоте, продолжительности. Музыкальные занятия помогают в работе над развитием фонематического слуха у малышей, музыкального ритма и темпа. Работа по воспитанию чувства ритма помогает в предстоящем перенести эту способность на выполняемые движения, а потом и в детскую речь.

Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:

1. Помимо собственного речевого нарушения у них наблюдается нарушения и других видов деятельности (изобразительных, некоторых музыкальных).

2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов). Исходя из особенностей детей, мы предлагаем следующие игры:

Игры и упражнения для детей с нарушением речи.

Развитие дыхания (Физиологическое дыхание)

Поиграем животиками

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

Вариант 2

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох – 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до –ре – ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

Назови по порядку (Речевое дыхание)

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов. Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!

Далеко и близко (Развитие голоса)

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.

Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, – му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).

Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.

Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Тишина

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

Была (произносится голосом обычной силы)
тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)

Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

Большие ноги шли по дороге (Темп речи)

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Читайте также:  Работа логопеда при задержке речевого развития

Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: «ТОП – ТОП».

Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».

В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели
(говорить в медленном темпе)
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)
Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

Узнай по интонации (Развитие мелодика интонационной композиции речи)

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!

больного – Ох! Ох! Ох!

веселого – Эх! Эх! Эх!

недовольного – Ай! Ай! Ай!

испуганного – Ой! Ой! Ой!

сердитого – Ай –я – яй!

Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает. После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей. После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

Зоопарк

Цель: распределение внимания.

Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями, третьи – лошадками, а четвертые – птицами. Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк. По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределении ролей. Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
Лошадки – идут высоко, поднимая колени, а птицы – машут руками – «крыльями».

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков С-Ц”
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Конспект фронтального логопедического занятия на дифференциацию звуков С-Ц

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс)

Тема : Дифференциация Ц-С, транспорт.

Цель: развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков Ц-С на материале слогов и слов;

-уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и С

-выделение звуков Ц-С из начала, конца и середины слова; развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ц-С

-уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»

-развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики.

Оборудование: картинный материал по теме, буквы С-Ц, звуковички, телефоны, цифры 1-5, стопоры, карточки, изографы, мяч, зеркала, профили, гном.

План и ход занятия

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в гости к гному «Пиши-читайке». Наш маршрут пройдет по станциям. Конечная цель нашего путешествия станция «Буковка» на которой нас и будет ждать веселый гном. Скажите, а на чем путешествуют люди? Как это назвать одним словом? (транспорт).

Я вам предлагаю отгадать тот вид транспорта, на котором мы с вами отправляемся в путешествие. Название нашего транспорта зашифровано в изографе. Чтобы расшифровать название транспорта, вам нужно найти все буквы, которые спрятались в изографе. (паровоз)

А какой это вид транспорта? (железнодорожный)

Почему он называется железнодорожным?

Какие еще виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный)

Почему он так называется?

  1. Основная часть

Итак, мы отправляемся в путешествие на поезде,а пока мы едем, давайте сделаем массаж и немножко разогреемся (самомассаж).

Игра на дыхание «Телефон» (Инструкция: набрать воздух через нос и медленно и плавно дуть: не поднимать плечи, не надувать щеки, дуть, держа губы трубочкой)

Как гудит паровоз? У-у-у (петь громко и тихо)

Первая станция на нашем пути: «Станция Звуковичков»

На этой станции живут мальчики-звуковички? Они хотят нас познакомить со звуками С и Ц.

Давайте послушаем и посмотрим, как эти звуки по разному произносятся:

Профили и зеркала.

При звуке С – кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная.(согласный, глухой, может быть мягким или твердым)

При звуке Ц – язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы,. В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. Струя воздуха холодная и сильная (согласный, глухой, всегда твердый)

Давайте дадим характеристику звуку С и Ц (капелька и кузнечик)

А сейчас мы выходим на станции из вагона, отдохнем и поиграем

Быть шофером хорошо, а летчиком лучше.

Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер.

В небеса мотор вези, чтобы птицы пели.

Наше путешествие продолжается. И чтобы нам не было скучно в пути мы с вами поиграем в игру «Повторюши» Я называю слоги, а вы ловите мяч и повторяете слоги за мной:

А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Поисковики»

На этой станции мы будем определять место звука в слове.

Какое место в слове занял звук? Выдвигаем эту цифру.

Слова: сон, лиса, осы, сабля, такси, колесо, мост, цапля, лицо, цирк, овца, улица, цепь, гонец.

Какое было последнее слово? Знаете ли вы значение слова «Гонец»?

( В старину: человек, посылаемый куда-либо со срочным известием)

Молодцы! Мы вновь отправляемся в путь! А по дороге мы с вами поиграем в игру «Слово рассыпалось»

А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Хлопушки»

Руки в сторону, если услышите звук С (картинки)

Хлопните, если услышите звук Ц (картинки)

Наше путешествие продолжается! Давайте поиграем, пока будем ехать до следующей станции.

Пальчиковая гимнастика со стопорами

Автобус, троллейбус, машина, трамвай-

О них ты на улице не забывай.

В морях- корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Буковка», где нас ждет веселый гном, а в руках у него буквы, которые обозначают звуки С и Ц.

Назовите мне эти буквы! (эс и цэ)

Чем отличается звук от буквы?

Вычеркнуть все буквы С и Ц (на карточках)

На мосту стоит автобус.

Самолет оставил в небе белый след.

Судно встало на якорь у скалы.

(Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга, все ли буквы вычеркнуты.)

Подведение итогов занятия.

Наше путешествие подходит к концу. Мы прибыли на конечную станцию.

Каждое путешествие бывает интересным и полезным. Что нового вы узнали?

С какими буквами познакомились? Бывает ли звук Ц-мягким?

Мной было проведено групповое занятие согласно рабочей программе и календарно-тематическому планированию для учащихся 1 класса. Занятие является логическим продолжением предшествующих занятий по знакомству со звуками С-Ц и закреплением материала, пройденного учителем на занятиях по обучению грамоте.

Тема занятия: Дифференциация Ц-С, транспорт.

Цель: развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков Ц-С на материале слогов и слов;

-уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и С

-выделение звуков Ц-С из начала, конца и середины слова; развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ц-С

-уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»

-развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики.

Учитывая особенности данной группы детей с речевыми диагнозами: 3 человека- дизартрия, ОНР 3 уровня; 2 человека-дизартрия, ОНР 2-3 уровня; 1 человек-НВОНР.

Так как основной диагноз у всех детей – детский церебральный паралич, ход моего занятия был построен с учетом особенностей этих детей.

Для активации мыслительной деятельности детей в орг. моменте я использовала проблемный вопрос, который подвел нас к началу занятия и закреплению лексического материала. Кроме этого, в орг. моменте были реализованы и логопедические задачи: работа по формированию правильного речевого дыхания и силы голоса.

Основная часть занятия посвящена дифференциации звуков С-Ц, где с помощью использования различных форм и методов работы и дидактических заданий мы решали с детьми основные задачи. Материал был построен в соответствии с дидактическими принципами: наглядности, системности, последовательности, от простого к сложному (звук-слог-слово-предложение).

Не отходя от методики, после работы над звуком, мы перешли к букве.

На протяжении всего занятия реализовался принцип дифференцированного обучения и индивидуального подхода: это прослеживается в играх «Повторюши» (детям предложены разные по сложности звуковые сочетания), «Собери слово» (слова разной степени сложности в 2-4 слога), в подборе нестандартного оборудования для пальчиковой гимнастики (стопоры с различным нажимом).

Так как наши дети испытывают затруднение в анализе структуры языковых единиц, на занятии также отрабатывалась слоговая и темпо – ритмическая структура слова.

Учитывая специфику работы нашего учреждения, в занятие были включены здоровьесберегающие технологии и коррекционные моменты: детьми был проведен самомассаж с целью снятие общего напряжения и

напряжения в органах артикуляции, а также физминутка для снятия статического напряжения и для координации речи с движением.

В связи с тем, что в данной группе детей имеются дети с нарушением зрения, материал для них был предложен в увеличенном формате, согласно рекомендациям врача.

В 1 классе нами ведется пропедевтика коррекции дисграфии и дислексии, в связи с чем, детям были предложены задания на формирование орфографической зоркости: изограф и вычеркивание букв из текста. Формирование самоконтроля у детей осуществлялось посредством взаимопроверки письменного задания.

Так как у детей с ДЦП имеются органические нарушения и страдают все познавательные процессы, мы использовались зрительные, слуховые и кинетические виды подачи материала.

В течении занятия виды деятельности менялись, чередовались, с помощью чего нам удалось избежать утомляемости детей и постоянно удерживать их внимание, что обеспечило высокую работоспособность.

Так как дети легкоутомляемы, им предлагались различные виды заданий, которые имели практическую направленность. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками логопеда.

С помощью комплекса упражнений: физминутки, пальчиковой гимнастики со стопорами, игре «Поисковик» и графическим упражнениям была реализована коррекционная деятельность по развитию общей и мелкой моторики.

Занятие прошло в сюжетно – игровой форме, что помогло мне на протяжении всего занятия поддерживать мотивацию и эмоциональный настрой, а также удерживать внимание и интерес детей с помощью сказочного персонажа.

Для создания благоприятной психологической атмосферы использовала личностно-ориентированную модель взаимодействия: называла детей по имени, выслушивала ответы, использовала тактильный контакт, занятие велось в ровном тоне.

Считаю, что с поставленными задачами дети справились, цели были реализованы в ходе занятия. Дети были заинтересованы, активно выполняли задания, внимание детей удерживалось на протяжении всего занятия.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Дифференциация Ц-С. Транспорт». 1 класс.

Я работаю с детьми с ДЦП, у них наблюдаются огромные трудности при усвоении программы, так как у таких детей, в основном диагностируется дизартрия, то есть органы артикуляции недостаточно сформированы. Подготовка к каждому занятию требует индивидуального подхода. В своем конспекте я постаралась учесть все сложности усвоения материала, и сделать его наиболее упрощенным для восприятия его детьми с ограниченными возможностями.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Дифференциация Ц-С. Транспорт». 1 класс.

  1. Обучать дифференциации звуков [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях.
  2. Развивать навыка звуко-буквенного анализа на словах со звуками [С]-[Ц], расширение словаря по теме «Транспорт», развитие мелкой и общей моторики, внимания.
  3. Воспитывать формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.
  • презентация по теме, картинки транспорта, красные, синие и зеленые кружки, конверты с картинками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Ребята, вы все знаете свои имена. Скажите по очереди свое имя громко или тихо. (отвечают и по очереди садятся)

– Ребята, сегодня мы с вами поедем в путешествие в гости к «Ученому» гному. Наш путь будет проходить по разным станциям. В конце нашего пути мы должны попасть на станцию «Буква» где нас будет ждать наш гном. А кто мне перечислит, на чем путешествуют люди? Как назвать одним словом? (транспорт).

2. Основная часть.

– Ребята, а давайте с играем в игру. Попробуйте сами отгадать вид транспорта, на котором мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Пока название нашего транспорта заблокировано, чтобы его разблокировать, вам нужно отгадать загадки.

1. Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную…(ракету)

2. Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везет, а не лошадь. (самолёт)

3. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю…
Отправляюсь я в полет,
Кто же это? (вертолёт)

4. Хоть у этой черепашки
Вместо ног одни кругляшки
И три центнера брони,
А попробуй — догони! (Легковой автомобиль)

5. Вот машина так машина –
Не дымит, не пьет бензина.
На виду у нас у всех
Приподнимет руки вверх
И поедет, но всегда
Лишь держась за провода. (Троллейбус)

6. Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)

– Ребята, а поезд какой это вид транспорта? (железнодорожный) Как вы думаете, почему его называют железнодорожным? А кто знает еще какие какие виды транспорта существуют? Почему он так называется? (дети отвечают) Итак, мы сегодня с вами поедем в наше сказочное путешествие на поезде.

3. Артикуляционная гимнастика.

1. Сказка «У дедушки с бабушкой»

2. Работа над дыханием. Игра «Листопад».

4. Продолжение темы.

– Ребята, ну во мы и приближаемся к станции № 1 «Станция Звуковичков». На этой станции живут друзья-помощники нашего гнома? Они хотят нас познакомить со звуками С и Ц. Ребята, давайте узнаем как эти звуки по разному произносятся: Профили и зеркала.

При звуке С — кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная. (согласный, глухой, может быть мягким или твердым)

При звуке Ц — язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. Струя воздуха холодная и сильная (согласный, глухой, всегда твердый)

– Ребята, давайте охарактеризуем звуки С и Ц. С — (согласный, глухой, может быть мягким или твердым) Ц — (согласный, глухой, всегда твердый).

– А сейчас мы выходим на станции из вагона, отдохнем и поиграем .

6. Игра «Самый внимательный».

Задание: Ребята, я назову цепочку слогов. Один из вас должен повторить, а другие сказать, правильно он повторил или нет. Все, кто ошибаются, получают штрафную фишку.

Пример: ша-са са-ша-са са-ша-ша-са ца-са ца–са–ца цу-су-ца–цу са-ца ша–са-ца сы–со–сэ

1. Мы продолжаем наш путь. И чтобы нам не было скучно в пути мы с вами поиграем в игру «Повторюши». Я называю слоги, а вы ловите мяч и повторяете слоги за мной:

са-ца-са
Си-си-си – воду ситом не носи!
са-ца-са-ца
Ось–ось ось – на сене сидит пёс.
су-цу-су и т.д.
Усь–усь–усь на лугу гуляет гусь.
Ац–ац–ац – не пойман заяц.
Ец-ец–ец – молодец боец.

2. Ну вот мы с вами приближаемся к станции «Следопыты». На этой станции нам оставили задание, определить место звука в слове. Какое место в слове занял звук? Выдвигаем эту цифру.

Слова: сон, лиса, осы, сабля, такси, колесо, мост, цапля, лицо, цирк, овца, улица, цепь.

Игру «Слово перепутались». (карточки детям)

ЫОС-(ОСА), (СЛОН) – НОЛС (УЛИЦА) – ЦАЛИУ АСИЛ -(ЛИСА), (КОЛЕСО) – ОСЕЛОК (МОСТ) — СТОМ ИСТАК- (ТАКСИ), (ЛИЦО) – ЦОИЛ (ОСА) – ЫОС (ЛИСА) — САИЛ (АИСТ) – СТИА СУМКА – (АКМУС) (САМОЛЁТ) – ЁТЛОМАС (СНЕГ) — ГЕНС (САНИ) — ИНАС (САША) — АШАС

– А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Топотушки». Руки в сторону, если услышите звук С (картинки) Топните, если услышите звук Ц (картинки) Молодцы. Итак, продолжаем наше путешествие и сыграем в следующую игру.

3. Игра«Звук потерялся».

Задание: Повторить слова, вставив тот или иной недостающий звук. Необходимо вставить С или Ц: Зая_ (заяц), _снки, (санки), так_и (такси), коле_о (колесо), ули_а (улица), мо_т ( мост), _апля (цапля), ли_о (лицо), _ирк (цирк), о_ы (осы), _епь (цепь).

7. Пальчиковая гимнастика со стопорами.

Точит кошка коготки, (пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки)
Сидя на окошке.
Ах, какие же они
Острые у кошки.
Ах, какие у нее (поглаживают ладони друг о друга)
Маленькие лапки.
В этих лапках до поры (сжимают пальцы в кулачки)
Дремлют цап-царапки. (поворачивают кулачки вправо-влево).

– Молодцы! (Ученики садятся за парты).

8. Станция «Буковка».

– Ребята, а мы приблежаемся к нашей следующей станции «Буковка», где нас ждет веселый гном, а в руках у него буквы, которые обозначают звуки С и Ц. Назовите мне эти буквы! (эс и цэ) Чем отличается звук от буквы? Ребята, вам надо прописать в тетрадях эти буквы.

– Ну вот, ребята, сегодняшнее наше с вами путешествие подошло к концу. Мы прибыли на конечную станцию. Что нового вы узнали? С какими буквами познакомились? Бывает ли звук Ц мягким?

Презентация «Дифференциация Ц-С»

Валиуллина Юлия Ильдаровна,
учитель-логопед,
специальная школа №4 VI вида,
г. Казань

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Дифференциация звуков [С]-[С’]»

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему:

«Дифференциация звуков [С]-[С’]»

Автор: Исаева Серафима Александровна;

Должность:учитель-логопед;

Место работы: г. Великий Новгород, МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №74 «Маячок»

Цель: научить дифференцировать звуки [С]-[С’] в словах.

– Автоматизация поставленных звуков;

– Совершенствование уровня развития фонематических процессов;

– Закрепление понятий: «звук», «слог», «буква», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый/мягкий звук», «глухой/звонкий звук», «ударение»;

– Предупреждение проявлений типичных ошибок чтения и письма;

– Закрепление навыка определения места звука в слове;

– Совершенствование навыка слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

– Закрепление образа буквы С;

– Развитие мелкой, артикуляционной, общей моторики;

– Развитие логического мышления и памяти.

Оборудование:

Индивидуальные зеркала, простые карандаши, цветные карандаши (красные, синие, зеленые), картинки на звуки [С] – [С’] из пособия Ткаченко Т.А. «Логопедическое лото в картинках»; картотека артикул. упражнений; приложения А, Б, В, Г (послед. по кол-ву детей); карточка с буквой С или магнитная буква.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Логопед: «Здравствуйте дети! Сегодня к Вам на занятие пришли гости, 2 девочки: Соня и Сима (приложение А). Они пришли не просто так, они хотят с вами поиграть.Какой первый звук в имени Соня?».

Дети: «Звук [С]».

Логопед: «Верно! А в имени Сима?»

Дети: «Звук [С’]».

Логопед: «Молодцы! Девочки хотят, чтобы вы сегодня поиграли с этими звуками в разные игры и научились их различать!».

2. Артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков.

Логопед: «Но сначала нам нужно подготовить наши язычки и щёчки, и, конечно, потренировать звуки, которые Вы научились произносить».

(Используется основной комплекс артикул. упр-й; потешки и чистоговорки на звуки, поставленные у детей).

3. Основная часть занятия.

Логопед: «Теперь мы готовы для занятия. Давайте произнесём все вместе звуки [С] и [С’] и посмотрим в зеркала. Что у нас происходит с губками? Зубами? Где находится язычок?».

Дети: « Губы в улыбке, зубы сближены, язык за нижними зубами».

Логопед: «Верно! В зеркале мы видим, что ничего не меняется, хотя это разные звуки. Давайте полностью расскажем о них по нашей схеме (приложение Б).

Сначала возьмем звук Сони – [С]. Он гласный или согласный и почему?».

Дети: «Согласный, т.к. произносится с преградой».

Логопед: «Верно. Глухой или звонкий? Работает голос, как «барабанчик» или нет?».

Дети: « Глухой, т.к. голосок спит».

Логопед: «Молодцы! Твёрдый, как пенёк или мягкий, как подушка?».

Дети: «Твердый».

Логопед: «Верно! Звук [ C ] – согласный, глухой, твердый звук. А теперь расскажем о звуке Симы – [С’]».

Дети: «Звук [С’] – согласный, глухой, мягкий».

Логопед: «С этим заданием мы справились! Наши гости довольны!».

Дифференциация звуков с помощью пособия «Звуковые домики» (приложение В)

Логопед: «Посмотрите на эти домики. Как вы думаете – кто из девочек живет в синем домике? А кто в зеленом?».

Дети: «В синем – Соня, а в зеленом – Сима».

Логопед: «Почему? Подскажу вам – по первым звукам это легко объяснить».

Дети: «Так как в имени Сони первый звук [С] – твердый, в схемах обозначается синим цветом; а в имени Симы первый звук [С’] – мягкий, в схемах обозначается зеленым цветом».

Логопед: «Молодцы! А теперь мы будем «расселять» наши картинки по домикам (пособие Ткаченко Т.А.). Умницы! А теперь мы немножко отдохнём».

Физминутка

Покачайтесь, покружитесь Встаньте на носок, на пятку.

Потянитесь, распрямитесь, Поскачите-ка в присядку.

Пошагайте, пошагайте. Глубоко теперь вдохните,

Приседайте, приседайте! Сядьте тихо, отдохните!

Работа с раздаточным материалом

Логопед: «Теперь мы готовы выполнить следующее задание наших гостей. Возьмите по листочку (приложение Г – выдается кажд. ребенку на листе А4).

1. Обведите картинки, которые начинаются на звук [С].

2. Определите место звука [С] в названии картинок. Соедини рисунок с нужной схемой. 3. Напишите несколько букв С. Какие звуки она обозначает на письме?

4. Под картинками нарисованы квадраты.Раскрасьте один квадрат синимкарандашом, а другой зеленым. Какие звуки обозначаем синим цветом? А зеленым? 5. В названиях нарисованныхпредметов «спрятались» звуки [С] –[С’]. Определите, в каких словах какой слышится звук и соедини с нужным квадратиком. 6. Возле каждого предмета нарисована полоска—схема слова.Разделитеслова на слоги и покажите это на схеме. Поставьте ударение. Сколько слогов в словах? 7. Под схемой слов «серьги» и «сумка» пишем звуковые схемы слов с помощью цветных карандашей».

4. Итог занятия

Логопед: «Наше занятие подошло к концу. Кто приходил к нам сегодня в гости?»

Дети: « Соня и Сима».

Логопед: «Какие звуки они нам помогли различать?»

Дети: « Звуки [С] – [С’]».

Логопед: «Правильно! Не путайте эти звуки. Они похожи, но они разные. До свидания!».

Список использованной литературы

1. Бурдина С.В. Логопедические тетради на разные звуки. – Киров: ИП Бурдина, 2013

2. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбомы для дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2007

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в группе для детей с ФФН. 2 период. Пособие для логопедов.- 2-е изд.-М.: ГНОМ и Д,2001.

4. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

5. Ткаченко Т.А. Логопедическое лото в картинках. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2013.

6. Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Старинина В.Р., Гутенева А.В. Грамотный дошкольник. – М.: Национальный книжный центр, 2015

8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д, 2000

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.Просвещение,2010.

Приложение А – Девочки Соня и Сима (уменьшенная версия, на занятии каждая на листе А4)

Приложение Б

Автор – Попова О.Н.

Приложение В

Приложение Г (лит-ра для составления: №4 и №7)

Ссылка на основную публикацию