Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи

Тема: Сенсорное воспитание детей с нарушениями речи

Сенсорное воспитание служит основой процесса знакомства детей с окружающим миром и выработки у них элементарных представлений о явлениях природы и общественной жизни, развития личности ребенка в целом. Чувственное познание это фундамент развития логического мышления и речи.

Восприятие – это создание целостного образа предмета. Для его возникновения необходима согласованная деятельность анализаторов.

Представления не требуют непосредственного влияния предмета на органы чувств. Они связаны со словом и вызываются ассоциациями. Источником для одних представлений является собственное восприятие ребенка, а для других – слово. Первые представления конкретны, индивидуальны, вторые формируются как общие. С возрастом доминирующее положение начинают занимать общие представления, связанные со словом.

При наличии у ребенка патологии удельный вес сенсорного обучения должен быть увеличен, т.к. дошкольникам- логопатам с трудом удается овладеть сенсорными навыками из-за нарушения зрительных и слуховых функций, тактильного и двигательного анализаторов. У детей отмечаются ошибки при счете, в определении цвета и формы предмета, пространственного расположения его элементов. У детей с алалией могут наблюдаться чисто формальные знания. Усвоив знания цвета, формы, других свойств предметов на определенном дидактическом материале, дошкольники с трудом переносят их на предметы окружающего мира. Особенно трудно выделяют форму, цвет предмета, словесное обозначение которого ребенку незнакомо. При поражении головного мозга может наступить нарушение целенаправленных движений, процессов узнавания предметов, что сказывается на познании окружающего мира.

Дети, страдающие алалией, дизартрией, задержками речевого развития требуют занятий по особой программе, которая учитывает не только необходимость совершенствования сенсорной организации ребенка, но и восстановления отдельных сенсорных функций.

Задачи сенсорного воспитания:

1. Развитие функций отдельных анализаторов.

2. Формирование понятий цвета, формы, пространственно-временных представлений.

3. Развитие психических процессов (особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и слуховому вниманию).

Задачи сенсорного воспитания зависят от уровня речевого развития ребенка.

Грубые сенсорные нарушения характерны для первого и второго уровней речевого развития (ОНР). В этот период идет формирование представлений о цвете, форме предметов, об их пространственных отношениях.

При третьем уровне можно начинать работу по развитию фонематического слуха. Задачи сенсорного воспитания приближаются к задачам, сформулированным для детей с нормальным речевым и психическим развитием. Одной из них является:

4. Знакомство детей с отдельными свойствами предметов и обучение обобщенным приемам обследования предметов.

Для организации полноценного ознакомления ребенка с предметом необходимо привлечение двигательного анализатора (ребенок должен потрогать, ощупать, обвести пальцем очертания предмета и т.д.). Формирование любого понятия включает в себя обязательно двигательный момент. Схематически знакомство с предметом состоит из следующих действий:

1. Последовательное прослеживание взором основного контура предмета.

2. Сравнение этих очертаний с различными видами форм, выделение геометрической формы и ее название.

3. Выделение отдельных частей предмета и определение их формы, для чего необходимо прослеживание взором очертаний каждой части.

4. Установление пространственных взаимоотношений частей относительно центральной части предмета (выше, ниже, слева, справа и т.д.).

5. Определение цвета предмета и его частей.

6. Установление пространственного расположения всего предмета.

Привлечение осязания, обведение контура предмета пальцем, ощупывание поверхности помогает компенсировать недостатки зрительного восприятия предмета.

При работе с детьми с нарушениями речи применяются пособия М. Монтессори, дидактический материал для освоения формы, цвета, величины Е.И. Тихеевой, метод моделирования: перемещение предметов в пространстве, моделирование временных отношений и т.д. (см. Сенсорное воспитание дошкольников. Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1963).

Подготовкой к логопедическим занятиям и формированию фонематического слуха могут служить игровые упражнения, направленные на умение различать звуки по высоте, длительности, определению направления звука. Такие упражнения могут проводиться как музыкальным руководителем, так и воспитателем.

Сенсорное воспитание осуществляется в основном на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, пением, ритмикой. Одной из важных форм сенсорного воспитания являются специально подобранные дидактические игры, в которых детей учат вырезать, складывать, собирать целое из отдельных частей, формируют у них пространственные представления, развивают и совершенствуют функции анализаторных систем.

В задачу сенсорного воспитания входит формирование конкретных образов. Поэтому к методам сенсорного воспитания относятся чтение сказок, рассказов, показ картин, проведение экскурсий.

Большая работа направлена на развитие речи дошкольников. Для этого воспитатель привлекает жизненный опыт ребенка, формирует связь между словом и понятием, соотносит понятие с окружающей действительностью.

Полноценное восприятие и дальнейшее воспроизведение полученных знаний детьми должно опираться на функции сохранных анализаторов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10423 – | 7681 – или читать все.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей.Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями»

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_razvit_rechi_det_mlad_doshk_vozr_posred_didakt_igry.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Рожкова Анна Валерьевна

МБДОУ «ДСОВ «Северяночка»

Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» [10].

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов). Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Однако речь детей еще очень однотипна: все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом –сказуемое, затем – дополнение.

Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования. В программе «От рождения до школы» такими задачами являются:

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.

3. Формирование словаря.

4. Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха..

5. Практическое овладение воспитанниками нормами речи [6, с. 167].

Исходя из этих задач, основными направлениями педагогической работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста являются:

Расширение словарного запаса детей.

Развитие звуковой культуры речи.

Развитие фонематического слуха.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие связной речи (монологической и диалогической).

Анализ психолого-педагогической и методической литературы литературы показывает, что существенные преимущества в развитии речи дошкольников имеет игровая деятельность как ведущая в этом возрасте.

Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями» [7, с. 6].

Применительно к образовательной деятельности в ДОО, как отмечает В.Н. Аванесова, дидактические игры – это «игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети» [1, с. 132].

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и усвоения знаний на основе игровой формы.

Как форма обучения детей дидактическая игра содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся.

Дидактические игры выполняют две основные функции – обучающую и развивающую. «Обучающая функция достигается за счет проблемного содержания игры и дидактической цели» [1, с.133]. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. «Развивающая функция дидактической игры состоит в том, что в ней формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры» [1, с.134].

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровые действия и правила [1, с.138].

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры. В дидактической игре задача носит игровой характер и определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровое действие – это, по определению Д.Б. Эльконина, «проявление активности детей в игровых целях» [11, с.187]. В.Н. Аванесова пишет: «Если проанализировать игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения» [1, с.19].

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими.

Важно то, что между игровыми задачами, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровые задачи определяют характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры – обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила – автодидактизм.

А.К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: 1) игры с предметами (игрушками), 2) настольно-печатные и 3) словесные игры [2].

Игры с предметами – это такие игры, в которых используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению (парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы). Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В них дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи и высказывают свое мнение: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия и т.д. Обязательное условие проведения этих игр – наличие речи (монологической, диалогической).

Дидактические игры развивают речь детей 3-4 лет по всем направлениям: обогащают и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение и умение выражать свои мысли, развивают фонематический слух, связную речь.

Проведение дидактических игр по развитию речи младших дошкольников в включает:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

– объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

– показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

– определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

– подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться детьми в их самостоятельной игровой деятельности.

Дидактические игры необходимо использовать целенаправленно и систематически. В своей педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую комплекс таких игр, в состав которого включены:

Игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы (имена существительные), их признаки (имена прилагательные) и действия (глаголы). Игровые действия детей различны: правильно назвать предметы, диких и домашних животных и их детенышей, которые воспитатель показывает на картинках или описывает словами.

Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы.

Фонематический слух – способность различать, выделять и воспроизводить различные звуки речи.

Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно – быстро» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, воспитывать слуховое внимание, развивать интонационную выразительность. Игровые действия детей – определить на слух наличие того или иного звука в слове, правильно воспроизвести его в своей речи, менять силу голова, имитировать звуки предметов, животных (звукоподражание).

Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Договори предложение» и др.). Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.

Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам (игрушкам), которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним составить разные словосочетания (чтобы были разные типы окончаний (единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными разного рода (мужского, женского и среднего, единственного и множественного числа); употребление предлогов (что на, около, под, перед елкой?). Воспитателю рекомендуется выделяет голосом окончания существительных и прилагательных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных и прилагательных в разных падежах, родах и числах.

Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т.п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Игровые действия детей – составить предложения, назвать предмет (животное, человека), рассказать об основных его признаках, назвать действия, которые он совершает, ответить на вопросы, задать вопросы

Таким образом, использование дидактических игр для речевого развития младших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. При проведении дидактических игр на развитие речи младших дошкольников воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о правилах игры, об игровых действиях, материалах, исправлять ошибки в речи детей, давать образцы правильного произношения слов и предложений.

Мониторинг по речевому развитию показал положительную динамику в развитии всех сторон речи детей 3-4 лет (произносительной, лексической, грамматической, связной речи). Это свидетельство того, что дидактические игры положительно влияют на развитие речи детей.

Использование сенсорных игр для развития речи детей

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. Процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов.
Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Игры с крупой, макаронными и фасолью.

Игры с крупами и макаронами имеют большое значение для формирования тактильных ощущений, развития мелкой моторики, сенсорных эталонов (цвет, размер, форма). Вариантов игр с крупами множество. Что понадобится для игр? Большая емкость (боксик для хранения продуктов, миска, стеклянная или пластиковая, в общем, любая емкость, которую вы решите отдать под игры); Несколько емкостей поменьше; Крупа (рис, гречка, манка, пшеничка, пшёнка, ячневая крупа); Бобовые (горох, фасоль); Макароны (чем разнообразнее – тем лучше); Орехи (целые грецкие, миндаль, кешью); Ситечко для просеивания; Мелкие игрушечки, монетки, камешки, пуговицы, игрушки от киндер- сюрпризов; Набор мерных ложечек.

Игры с водой

Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышко – обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки и уточки.

Солнечный зайчик.

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите малышу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика». Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты. Игры со звуками. Обратите внимание ребёнка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д.

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Игры со свечами

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? Солнышко! А солнышко, какое? Круглое! А какого оно цвета? Желтое!

Тактильные ладошки.

8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые).

«Чудесный мешочек».

В мешочек сложены различные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, колесо, зубная щетка и др., из разных материалов и самой разнообразной формы. Ребенку завязывают глаза, и на ощупь определить предметы и назвать их.

Костицына Светлана Александровна
МБУ №139 детский сад «Облачко»
г.о. Тольятти

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 15.01.2020 2020-01-15

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Мясникова Е. К., Вавилова А. В., Бушуева О. К. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2020. — №3. — С. 444-446. — URL https://moluch.ru/archive/293/66294/ (дата обращения: 28.02.2020).

Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем в работе педагога с детьми, у которых речь сформирована в норме. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников является наиболее актуальной для современной педагогики. Число детей с нарушениями речи ежегодно растет. Такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических игр на занятиях, считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевых нарушений, при которых нарушены или отстают от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Отмечаются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Такие дети быстро утомляются, с трудом воспринимают инструкцию педагога. В общении между собой, у некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, они становятся излишне подвижными. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям.

У дидактической игры две цели: одна их них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, побуждающая к развитию интереса к обучению. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие «Цветик-разноцветик», которое можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей.

Пособие предназначено для детей с трёх до восьми лет. Дети мыслят конкретно, поэтому зрительные образы хорошо запоминаются и надолго сохраняются в памяти. Одним из принципов дидактики является принцип наглядности.

К. Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету». Поэтому в пособии наглядный материал имеет реалистичность изображения, яркость цветов.

Задания, игры, упражнения, представленные в пособии, обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;
  2. Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.
  3. Образовательная область «Речевое развитие»- развитие связной речи, а также навыков словообразования и словоизменения, накопление словарного запаса, умение отгадывать загадки, развивать интонационную выразительность при рассказывании стихов.
  4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие умения выкладывать схематичное изображение фигур животных, предметы из спичек, пуговиц, пробок; развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.
  5. Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.

Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использовать его практически в любой деятельности.

Пособие может быть использовано педагогами, специалистами, родителями в работе с детьми.

Цель- создать условия для развития мыслительных и речевых процессов, с целью улучшения готовности детей к последующему школьному обучению.

  1. развивать интерес к окружающему миру и познавательную активность детей;
  2. поддерживать речевую активность детей, расширять словарный запас, развивать связную речь;
  3. развивать восприятие, внимание, память, воображение, мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация);
  4. учить и закреплять обобщающие понятия у детей;
  5. овладевать предпосылками учебной деятельности.

Описание дидактического пособия «Цветик-разноцветик».

Дидактическое пособие представляет собой поле в форме цветка с восьмью лепестками разного цвета и набором:

– схематических изображений, раскрасок;

– наборы пуговиц, пробок, спичек для выкладывания фигур;

– подбор дидактических игр и упражнений, которые можно проводить с помощью предметных картинок;

– картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

В центре цветка и на каждом лепестке есть прозрачные карманы, в которые располагаются картинки, также на лепестках есть цифры для счёта.

Для проведения игры, педагог читает загадки, дети их угадывают, обобщают и находят изображение-схему. В центральный карман вставляется картинка с обобщающим понятием. Далее детям предлагается расположить в карманах-лепестках картинки, подходящие к данной теме («Животные Севера», «Дикие животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты» и другие лексические темы). Затем педагог выбирает из каталога любую игру или упражнение.

Составляя схематичное изображение предмета, дети могут самостоятельно выбрать из чего выкладывать: из спичек, пуговиц или пробок.

Также педагогом предлагаются мини-раскраски по лексической теме.

Данные игры можно проводить, как часть занятия или в свободной деятельности детей.

С детьми проводятся пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.

Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к окружающему миру, повышает познавательную и речевую активность детей, расширяет словарный запас, связную речь, внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу

Таким образом, мы видим, что данная дидактическая игра помогает вызвать интерес к познавательной деятельности детей, сделать занятия более интересными и незабываемыми. Ребенок с радостью будет ждать следующего занятия!

Приложение.

  1. Картотека дидактических игр и упражнений:

Развитие сенсорного восприятия у детей с общим недоразвитием речи

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. При этом большое значение имеет развитие сенсорных процессов в этот период.

По данным различных авторов – психологов, педагогов, медиков, логопедов – сенсорное восприятие, направленное на полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Так, например, как показали исследования Д. В. Запорожца, Л.А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны – это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.

А.А. Люблинская, В.И. Логинова говорили о том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия и других – важнейшее звено воспитания. Развитие ощущения и восприятия – это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника. А.А. Люблинская акцентирует внимание на том, что для познавательной деятельности особое значение имеет включение речи в процесс ощущения и восприятия.

Таким образом, успешность речевого, умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В то же время ученые, всесторонне изучавшие нарушения речи у дошкольников, отмечают, что нарушение речи, в зависимости от характера расстройства, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка. Многие авторы в своих исследованиях выделяли и обосновывали эти нарушения. Но об особенностях развития сенсорной сферы детей с речевой патологией мы можем найти в литературе немногочисленные данные. [1]

Как отмечают исследователи Р.Е. Левина, Р.А. Белова-Давид, О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова, И.Т. Власенко, А.П. Воронова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.Н. Волковская, сенсорное развитие детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают. [3]

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. [4]

Коррекционно-развивающая работа у дошкольников с ОНР проводится по следующим направлениям:

  • формирование коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи;
  • формирование и развитие активного и пассивного словаря;
  • формирование артикуляционных навыков;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • работа над звуко-слоговой структурой слов;
  • формирование навыков грамматического оформления высказывания;
  • формирование и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.

Помимо основных направлений коррекционной работы, проводится работа по профилактике и преодолению вторичных нарушений:

  • совершенствование общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики;
  • развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
  • развития высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой сферы;
  • совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности.

Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий и преодоление речевого негативизма:

  • Лучше запоминается только наиболее значимая для ребёнка часть тематической лексики;
  • Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию.
  • На каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия, так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название.
  • На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности. [2]

В своей работе я использую следующие виды игр:

Развитие концентрации слухового внимания, умения слушать и понимать речь взрослого, выполнять простые инструкции, слухового гнозиса (“Узнай, что звучит?”, “Сколько раз ударил барабан?”, “Чья песенка?”, “Звучащие шарики”, “Волшебные киндеры”, “Повтори за мной” и т.п.

Работа над ритмом (сначала над простым, потом над сложным). Это отхлопывание в ладоши, и отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п. Виды заданий могут быть следующими:

– Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);

– Сосчитать, сколько раз хлопнули и поднять карточку с соответствующей цифрой (показать кубик или карточку с нужным количеством точек). Ритм сначала предлагается простой;

– Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда;

– Упражнения на развитие динамического праксиса рук “кулак-ладонь-ребро”, “Пальчики здороваются”;

У детей с низким уровнем речевого развития (ОНР I-II уровня развития) подготовительную работу начинают с упражнений на развитие слухового восприятия, формирования умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. Дети знакомятся с такими простыми музыкальными инструментами: дудка, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, звучащие шарики. Использую звучащие киндер-сюрпризы. Такие игры со звучащими предметами способствуют развитию слухового внимания, памяти и зрительного восприятия.

Развитие тактильного восприятия:

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

“Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет”

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д. Эту игру я использую для закрепления у детей навыка образования относительных прилагательных.

Развитие тактильно-двигательного восприятия: нейрофизиологами доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга.

Обогатить сенсомоторный опыт ребенка скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, включить компенсаторные механизмы, помогут игры с разнообразными предметами.

Сенсорные дорожки – мягкие и теплые из пряжи “травка” гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки.

Губки шершавые – для массажа кистей рук, тактильных ощущений, улучшения кровообращения, активизации мышечного тонуса.

Шишки сосновые и ольховые – для массажа кистей рук.

Мячи – гладкие пластмассовые, резиновые с шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей рук.

Щетки с длинным жестким ворсом – для улучшения кровообращения.

Прищепки – для массажа пальцев рук (они не должны быть слишком тугими и доставлять болевые ощущения).

Мелкие игрушки от киндер-сюрприза – для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Игрушки для пальчикового театра – для развития изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.

Набор “Веселые бусинки” – для развития тонких координированных движений пальцев рук.

Пуговицы – для нормализации мышечного тонуса, звукового и слогового анализа слов.

Развитие зрительного восприятия.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

  • Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
  • Нахождение “выпавшей”, “лишней” игрушки, картинки.
  • Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
  • Нахождение нереальных элементов “нелепых” картинок.
  • Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Нахождение такого же предмета в ряду. Задания даются с постепенным усложнением.
  • Нахождение одинаковых рисунков в ряду.
  • Объединение частей в целое – “Разрезные картинки” из 4-12 частей, с опорой на образец и без него.
  • Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
  • Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.

Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя и логопеда. При этом каждый из педагогов должен учитывать, как речевые, так и познавательные возможности ребенка, уровень его познавательной активности. Для детей с ОНР характерна неустойчивость познавательной активности, избегание трудных ситуаций, новых видов деятельности, слабое проявление эмоционального отношения к сотрудничеству со взрослым, снижение речевой активности, поэтому, совместную деятельность с ребенком следует выстраивать исходя из его индивидуально-типологических особенностей.

Литература:

  1. Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.
  2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015

Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи

Для того, чтобы развивался язык ребенка, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде и результаты наблюдений отражать в слове. Слово закрепляет представления и делает их более точными.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией их обстановки. Нужно организовать обстановку так, чтобы дети из нее могли свободно черпать представления, понятия, образы; создавать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое и наблюдаемое в речь.

Ощущения и восприятие – первая ступень в познании мира, речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания и в развитии речи ребенка они играют главную роль.

Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей. На первый взгляд примитивные действия, которыми занимается ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, высыпает песок из ведра, надевает на пирамидку кольца и т. д.) имеет исключительное значение для интеллектуального развития. Благодаря этим действиям ребенок познает свойства предметов, так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок не может еще выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность.

Необходимо формировать словарь: учить детей по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик»; «Спой песенку маленькому медвежонку»). Учить различать их место расположения (матрешка на верхней полочке, высоко; поставь рядом). Учить произносить слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса.

Называя предметы знакомить детей с цветом, формой, величиной. Учить различать и называть части некоторых предметов (у машины – кабина, колеса; у платья- рукава, карманы, пуговицы). Также знакомить с материалом, из которого они сделаны. Дети материал мнут, гладят, рвут руками.

Для успешного освоения окружающих предметов требуется постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки, повторяются неоднократно и постепенно усложняются. К числу таких игр можно отнести: «Отгадай и назови», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови». Из «Чудесного мешочка» дети достают чашки разного цвета. Далее для игр подбираются различные предметы (например, чашки, блюдце, кружка, чайник), с которыми дети выполняют разнообразные действия.

Усвоение новых слов происходит успешнее, если ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам (бумага мнется, а деревянный шарик не мнется, он твердый и т. п.) Поэтому в процессе обучения широко используются прикладывание, выкладывание предметов, то есть наглядное сравнение с опорой на определенный признак.

В жизненных ситуациях дети часто сталкиваются с необходимостью одновременно ориентироваться на цвет и величину или форму и материал предмета. Поэтому следует упражнять в выполнении заданий, которые приучают слышать и понимать разные по форме и содержанию обращения взрослого. Например, «Полина, напои чаем куклу в красном платье (рядом стоит такая же кукла в зеленом платье). «Покорми мишку деревянной ложкой (рядом лежит металлическая ложка).

К приемам обогащения и уточнения словаря относится показ с называнием.

Показ следует сочетать с активными действиями ребенка по обследованию объекта. Например, во время экскурсии на кухню:

-Вот какая большая кастрюля, что четверо детей должны взяться за руки, чтобы обхватить ее. И высокая. У кастрюли две ручки. Покажите их. Зачем кастрюле две ручки?

Важно многократное повторение нового слова или фразы, объяснение назначения предмета, поручения.

Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим средством в формировании речи ребенка: пополнения и активизации его словаря, развитие связной речи, формирования звукопроизношения.

Необходимо также совершенствовать умение детей характеризовать количество предметов (один, много, мало, по одному), их расположение в пространстве (высоко-низко, далеко-близко, над, под, около, в, на направление движения (вперед – назад). Использование в речи ребенком соответствующих наречий, прилагательных свидетельствуют о возрастании его сенсорной культуры, о совершенствовании восприятия и мышления.

В процессе дидактических игр, на занятиях, в повседневной жизни необходимо подводить детей к пониманию того, что один и тот же предмет, может быть сделан из разных материалов (шар деревянный, резиновый, пластмассовый) и из одного материала могут быть разные предметы (деревянный шар, кубик, ящик, мебель). На основе сходства выделенных свойств у разных предметов можно начать учить детей одни предметы уподоблять другим (как шарик, как огурчик, как кубик, пушистый, как котенок, колючий, как ежик).

Овладев сравнением предметов, выделением их сходства и различий, дети постепенно учатся объединять предметы по сходству, то есть классифицировать их.

Дети, воспринимая предметы и явления, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств. Это подводит их к обобщению: круглыми могут быть разные предметы, у всех животных туловище овальной формы.

Материал берется от простого к сложному: от восприятия и обозначения конкретного предмета, к действиям с этим предметом, а затем к свойствам и отношением с другими предметами.

Речь- это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает слова другого человека, но и отвечает, когда он сам включен в диалог: причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Подготовила у читель – логопед Курьянова Татьяна Николаевна

Читайте также:  Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по теме Игрушки
Ссылка на основную публикацию