Коммуникация у детей с расстройствами аутистического спектра

Выбор средств коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра

Содержимое публикации

Горщук Екатерина Александровна

МБУ ДО г. Мурманска ППМС – Центр

Выбор средств коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра

Среди особенностей детей с аутизмом можно выделить специфику восприятия, избегание контакта и взаимодействия, снижение произвольности и стремление к стереотипам в деятельности. Все это существенно обедняет коммуникативный опыт ребенка и снижает скорость овладения речью, как средством коммуникации. Этим объясняется малая эффективность методов работы, направленных на механическую стимуляцию развития речи ребенка с аутизмом в сравнении с успешной практикой комплексного подхода и использования альтернативных и поддерживающих средств коммуникации.

На сегодняшний день существует два мнения сторонников и противников введения средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в жизнь ребенка, имеющего РАС. Основное противоречие заключается в ответе на вопрос не затормозит ли использование средств АДК развитие экспрессивной речи ребенка с аутизмом.

Отсутствие у ребенка с РАС возможности общаться приводит к серьезным последствиям. Невозможность сообщить о своих желаниях, затруднения в передаче информации, дезориентации во времени и пространстве ведут к снижению познавательной активности, ухудшению поведения, невозможности развиваться совместной деятельности, игре, самостоятельности.

Второй серьезной проблемой является вопрос включения ребенка с РАС в инклюзивную среду, где главная составляющая – социальное взаимодействие. При отсутствии у ребенка средств коммуникации – это сделать практически невозможно.

Внутренняя речь ребенка с РАС может быть сохранна или способна развиваться при должной поддержке. Именно поэтому важно максимально рано диагностировать и начать развивать умение ребенка пользоваться альтернативными и поддерживающими (аугментативными) системами коммуникации.

Цель альтернативной коммуникации заключается не в том, чтобы научить детей говорить, а в том, чтобы научить их общаться, показать, что вокруг есть люди, у которых можно попросить желаемый предмет, попросить о помощи, сообщить если что-то болит или беспокоит.

Чтобы определить, что ребенок будет использовать в качестве альтернативной коммуникации, нужно обратить внимание на его индивидуальные особенности:

1. Устная речь. Если у ребенка есть эхолалия, то есть он повторяет слова и фразы за другими людьми, то ему подходит взаимодействие с использованием устной речи, даже если сейчас у него нет функциональной речи. Причина в том, что ребенок уже демонстрирует нужное поведение (произносит слова), и мы можем использовать это поведение для обучения функциональной коммуникации.

2. Система коммуникации обменом изображениями (PECS). Подходят детям, которые хорошо различают фотографии и рисунки. PECS также успешно применяется для обучения просьбам («мандам») детей, которые произносят отдельные слова, но которые не умеют имитировать чужую речь. Такие дети могут быстро научиться функциональной коммуникации с помощью PECS. Но позже необходимо уменьшать применение изображений. По мере того, как ребенок переходит к устной речи. PECS также является хорошим выбором для тех детей, у которых есть проблемы с двигательной имитацией или выполнением серии движений, которые потребуются для жестов, либо тех детей, которые негативно реагируют на подсказки методом «рука на руке». В рамках этой системы можно использовать фотографии, рисунки или небольшие предметы.

3. Доски для коммуникации изображениями. Подходят для детей, которые хорошо реагируют на изображения/картинки. Обычно каждая такая доска разрабатывается для конкретного занятия или ситуации, что позволяет применять больше разнообразия в коммуникации, чем можно добиться с помощью обучения жестам.

4. Жесты. Коммуникации жестами можно обучать как отдельно, так и одновременно с обучением PECS, чтобы обеспечить доступ ребенка к коммуникации в любой обстановке. Жесты являются хорошим вариантом для тех детей, которые плохо реагируют на зрительные стимулы. Также жесты подходят детям, у которых очень хорошо развиты навыки двигательной имитации.

5. Устройства или приложения с совмещением изображений и голоса. Подходят для детей, которые хорошо реагируют как на зрительную информацию, так и на слуховые стимулы. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не использовал устройство для самостимулирующего поведения вместо коммуникации.

6. Коммуникация обменом предметами. Подходит для детей, которые неспособны на дискриминацию между изображениями (проблемы с различением изображений).

Когда нет явных указаний на то, какая система коммуникации лучше всего подходит конкретному ребенку и семье, родителям рекомендуется выбрать четыре желанных для ребенка предмета и учить ребенка просить два предмета с помощью жестов, а другие два предмета с помощью PECS. Убедитесь, что все без исключения предметы — это то, что ребенок просит одинаково часто (предметы имеют одинаковую подкрепляющую ценность). Таким образом, вы введете две системы коммуникации одновременно и затем посмотрите, какую систему ребенок освоит быстрее. После этого вы сможете выбрать основную систему коммуникации для ребенка.

Благодаря использованию АДК, ребенок с РАС начинает понимать, что происходит вокруг него и как можно взаимодействовать с окружающими людьми. А значит и влиять на процессы вокруг, сообщать о своих желаниях, намерениях, несогласии, задавать вопросы и привлекать внимание. Формируются протодиалог с партнером по общению и навык предвосхищения. Актуализация символической системы и упрощение системы взаимодействия с окружающими людьми снимает напряжение и тревожность ребенка с РАС, увеличивает его инициативу и активность в двусторонней коммуникации благодаря успешной реализации мотивов общения. Это позволяет справиться с уже сформировавшимися искажениями речевого развития, характерными для детей с РАС: эхолалиями, стереотипами в речи, штамповой речью и проч. А также, помогает ребенку сформировать социально-коммуникативные умения, регулировать свое поведение, учиться ждать, добиваться желаемого, не проявляя агрессию, развивать познавательную активность, произвольную деятельность и самостоятельность. Все это положительно сказывается на формировании социально-коммуникативных навыков, что, в свою очередь, является важным фактором включения ребенка в инклюзивную среду, где ребенку предстоит налаживать взаимодействие со сверстниками.

1. Влияние применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации на формирование функциональной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра./ И.В. Леонова – Текст: электронный// Альманах №37 “Новые исследования в приоритетных направлениях развития дефектологии”: Интернет-портал.-URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-37/ (дата обращения 20.04.2020).

2. Как выбрать способ коммуникации для невербального ребенка с аутизмом? Текст: электронный// Интернет-портал. -URL: https://outfundbel.ru/pro-autizm/ (дата обращения 20.04.2020)

Материал подготовила учитель – дефектолог МБУ ДО г. Мурманска ППМС – Центра Горщук Екатерина Александровна

Развитие коммуникации

29 November 2019

Многих родителей детей с особыми потребностями волнует вопрос развития речи. Родители готовы сделать все, чтобы ребенок наконец-то заговорил: обращаются к разным специалистам, ищут «правильного врача», «хорошего логопеда». В этом разделе мы поговорим о том, как способствовать развитию коммуникации, речи и языка. Для начала попробуем разобраться с понятиями «коммуникация», «язык» и «речь».

Коммуникация – передача сообщения от одного человека к другому. Коммуникация может быть как вербальной (речь, написанные слова), так и невербальной (взгляд, положение тела, простые жесты). Коммуникация – это поведение (форма которого определяется обществом), направленное на другого человека, который в свою очередь обеспечивает связанное с этим поведением прямое или социальное поощрение.

Язык – это знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления. Язык служит коммуникации, это главный официальный и социально признанный из всех видов коммуникативного поведения.

Язык каждого человека включает экспрессивные и рецептивные навыки.

Экспрессивный язык – тот, с помощью которого человек что-либо выражает, сообщает. Это позволяет сообщить окружающим о чувствах, желаниях и потребностях. Большинство из нас думает, что экспрессивный язык — это и есть устная речь, но в понятие языка также включены словарный запас, умение строить фразы и использовать грамматически правильные выражения.

Рецептивный язык – то, что обеспечивает понимание сказанного или написанного другими. У многих детей навыки рецептивного языка развиваются раньше и опережают развитие экспрессивного языка. Младенцы и маленькие дети начинают понимать других людей раньше, чем использовать жесты и слова. Важно понимать, что недостаток развития экспрессивного языка не означает, что у человека отсутствуют навыки рецептивного языка.

Речь – это одна из форм общения посредством языковых конструкций. Это основной способ самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

В современном обществе речь является наиболее распространенным и предпочтительным средством общения. Однако даже те из нас, кто умеют разговаривать, используют и другие формы коммуникации, чтобы усилить впечатление, производимое словами: выражение лица, положение тела, интонации и тон голоса. Жесты могут быть формализованы и объединены в язык жестов. Более того, мы используем письменные формы для того, чтобы читать и писать, а также понимаем огромное количество визуальных знаков и сигналов окружающей среды (огни светофоров, дорожную разметку, стрелки, указатели и т.д.). Таким образом, если ребенок не пользуется речью, мы можем выбрать различные подходы к обучению в зависимости от того, какому типу коммуникации мы собираемся его обучать.

Причины, по которым ребенок не пользуется речью, могут быть самыми разными:

  • нарушения слуха;
  • трудности артикуляции (например, детям со спастической или гиперкинетической формой церебрального паралича может быть очень сложно четко произносить звуки);
  • трудности с коммуникацией (как это часто бывает у детей с РАС);
  • особенности строения речевого аппарата;
  • трудности с пониманием.

Понимание особенностей ребенка может помочь в подборе наиболее подходящего способа развития коммуникации, речи и языка. Для этого необходимо проведение тщательной оценки коммуникации, речи и языка.

В ряде случаев детям, у которых есть выраженные трудности с использованием речи, предлагаются средства альтернативной или дополнительной / аугментативной коммуникации.

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

От лат. communicato – «сообщение», «передача»; communicо – «делаю общим, связываю». Это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя и более индивидуумами.

Способность понимать то, что сообщают другие. Как и в случае с экспрессивным языком, рецептивные языковые навыки включают понимание как вербальной, так и невербальной информации.

Форма общения посредством языковых конструкций. Это основной способ самовыражения и взаимодействия между людьми.

Использование слов, предложений, средств дополнительной коммуникации, жестов, выражения лица для передачи информации. Позволяет сообщить окружающим свои чувства, желания, потребности, отношение к происходящему.

Знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления.

Система коммуникации путем обмена изображениями. Программа создана в США, ее авторами являются Энди Бонди и Лори Фрост. Программа направлена на обучение базовым основам коммуникации – обращаться к партнеру по коммуникации, просить, комментировать и отвечать на простые вопросы. Эффективность программы доказана в многочисленных исследованиях, данная программа успешно применяется в разных странах мира.

Нарушение движения, тонуса и положения тела вследствие непрогрессирующей дисфункции или травмы развивающегося мозга. Церебральный паралич может включать парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. Термин ДЦП (детский церебральный паралич) в настоящий момент считается некорректным, поскольку это нарушение, сопровождающее человека в течение всей жизни.

Альтернативная и дополнительная коммуникация

Альтернативная и аугментативная (дополнительная) коммуникация – это термин, который включает методы, используемые людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи.

В основе АДК лежит идея, что знаковая деятельность, проявляющаяся в процессе коммуникации, многообразна, то есть информация может передаваться и поступать по различным каналам. Она требует поддержки со стороны окружения.

Исследования показывают, что использование АДК:

  • помогает справляться с нежелательным поведением (крики, проявления агрессии или самоагрессии);
  • способствует развитию желания общаться;
  • способствует развитию речи;
  • повышает качество жизни ребенка и его близких.

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

От лат. communicato – «сообщение», «передача»; communicо – «делаю общим, связываю». Это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя и более индивидуумами.

Способность понимать то, что сообщают другие. Как и в случае с экспрессивным языком, рецептивные языковые навыки включают понимание как вербальной, так и невербальной информации.

Форма общения посредством языковых конструкций. Это основной способ самовыражения и взаимодействия между людьми.

Использование слов, предложений, средств дополнительной коммуникации, жестов, выражения лица для передачи информации. Позволяет сообщить окружающим свои чувства, желания, потребности, отношение к происходящему.

Знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления.

Система коммуникации путем обмена изображениями. Программа создана в США, ее авторами являются Энди Бонди и Лори Фрост. Программа направлена на обучение базовым основам коммуникации – обращаться к партнеру по коммуникации, просить, комментировать и отвечать на простые вопросы. Эффективность программы доказана в многочисленных исследованиях, данная программа успешно применяется в разных странах мира.

Нарушение движения, тонуса и положения тела вследствие непрогрессирующей дисфункции или травмы развивающегося мозга. Церебральный паралич может включать парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. Термин ДЦП (детский церебральный паралич) в настоящий момент считается некорректным, поскольку это нарушение, сопровождающее человека в течение всей жизни.

Читайте также:  Преодоление нарушений нейродинамического компонента психической деятельности у больных с различными нарушениями речи

Работа по развитию коммуникации должна стать приоритетом в программе помощи ребенку с РАС

Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра

Трудности с развитием коммуникации относятся к так называемым ключевым дефицитам РАС. Ребенку сложнее обратиться к людям, сложнее выразить желаемое или отказаться. Работа по развитию коммуникации должна стать приоритетом в программе помощи ребенку с РАС.

Родители и педагоги нередко недооценивают важность этой работы, уделяя слишком много времени развитию академических навыков (сортировка по цветам, складывание пазлов, работа с геометрическими формами, развитие тонкой моторики и т.д.). Это очень важные для дальнейшего обучения ребенка навыки, однако они не относятся к ключевым дефицитам. Многими из этих навыков ребенок, возможно, уже владеет, просто недостаточно мотивирован, чтобы делать это по просьбе взрослых.

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

От лат. communicato – «сообщение», «передача»; communicо – «делаю общим, связываю». Это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя и более индивидуумами.

Способность понимать то, что сообщают другие. Как и в случае с экспрессивным языком, рецептивные языковые навыки включают понимание как вербальной, так и невербальной информации.

Форма общения посредством языковых конструкций. Это основной способ самовыражения и взаимодействия между людьми.

Использование слов, предложений, средств дополнительной коммуникации, жестов, выражения лица для передачи информации. Позволяет сообщить окружающим свои чувства, желания, потребности, отношение к происходящему.

Знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления.

Система коммуникации путем обмена изображениями. Программа создана в США, ее авторами являются Энди Бонди и Лори Фрост. Программа направлена на обучение базовым основам коммуникации – обращаться к партнеру по коммуникации, просить, комментировать и отвечать на простые вопросы. Эффективность программы доказана в многочисленных исследованиях, данная программа успешно применяется в разных странах мира.

Нарушение движения, тонуса и положения тела вследствие непрогрессирующей дисфункции или травмы развивающегося мозга. Церебральный паралич может включать парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. Термин ДЦП (детский церебральный паралич) в настоящий момент считается некорректным, поскольку это нарушение, сопровождающее человека в течение всей жизни.

Система PECS

Система PECS направлена на то, чтобы обучить ребенка инициировать коммуникацию при помощи передачи символа (карточки).

Система PECS специально разработана для обучения детей с РАС основам коммуникации.

Ребенок, который тянет взрослого за руку, кричит для получения желаемого или самостоятельно берет желаемые предметы, не вступает в коммуникацию при помощи символа. Он использует собственное тело для получения желаемого, что является довольно ранней стадией развития коммуникации.

Одна из первых функций коммуникации, которая возникает у любого ребенка, – просьба. Обращаясь с просьбой, ребенок незамедлительно получает желаемое, то есть его поведение (обратиться с просьбой именно этим способом) подкрепляется, и это приводит к тому, что ребенок начинает использовать такое поведение в дальнейшем.

Первые фазы программы PECS направлены на то, чтобы научить ребенка просить желаемые объекты / активности с помощью карточки.

Авторы подхода, Энди Бонди и Лори Фрост, разработали четкий протокол использования программы, соблюдение которого является важным условием успеха. Система PECS подробно описана в их книге: Фрост Л., Бонди Э. Система коммуникации с помощью карточек PECS. – М.: Теревинф, 2011.

Нередко приходится встречаться с родителями, которые начинали использовать методы дополнительной коммуникации (чаще всего, систему PECS), но затем, не видя желаемого результата, разочаровались и прекратили это делать.

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

От лат. communicato – «сообщение», «передача»; communicо – «делаю общим, связываю». Это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя и более индивидуумами.

Способность понимать то, что сообщают другие. Как и в случае с экспрессивным языком, рецептивные языковые навыки включают понимание как вербальной, так и невербальной информации.

Форма общения посредством языковых конструкций. Это основной способ самовыражения и взаимодействия между людьми.

Использование слов, предложений, средств дополнительной коммуникации, жестов, выражения лица для передачи информации. Позволяет сообщить окружающим свои чувства, желания, потребности, отношение к происходящему.

Знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления.

Система коммуникации путем обмена изображениями. Программа создана в США, ее авторами являются Энди Бонди и Лори Фрост. Программа направлена на обучение базовым основам коммуникации – обращаться к партнеру по коммуникации, просить, комментировать и отвечать на простые вопросы. Эффективность программы доказана в многочисленных исследованиях, данная программа успешно применяется в разных странах мира.

Нарушение движения, тонуса и положения тела вследствие непрогрессирующей дисфункции или травмы развивающегося мозга. Церебральный паралич может включать парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. Термин ДЦП (детский церебральный паралич) в настоящий момент считается некорректным, поскольку это нарушение, сопровождающее человека в течение всей жизни.

Конспект урока по развитию речи ‘Птицы зимой’

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы

Тема: “Зимующие птицы”

Составила: Грачёва Елена Александровна,

учитель-логопед МКДОУ ДСКВ №14 “Дельфин” , Челябинская область, г. Трехгорный

(звуки голосов различных птиц, звуки природы,

схемы описания птиц, признаков зимы,

следы птиц, корм для птиц, изображения птиц)

Цель: Активизация, обогащение и закрепление словаря по теме;

Задачи НОД:

Развитие фразовой речи через формирование навыка составления распространенног о предложения и логико-грамматич еских конструкций; умения отвечать разрёрнутым ответом

Формирование фонематических процессов через развитие:

просодических компонентов речи

темпо-ритмически х компонентов речи

практическое обучение делению слов на слоги

коррекция и дальнейшее формирование психических процессов через развитие:

зрительного, слухового внимания и памяти

мелкой, общей моторики

пространственно- зрительной ориентировки

Развитие навыков выполнения действий по словесной инструкции

Воспитание доброжелательног о отношения к птицам.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательнос ти, взаимопонимания.

Оборудование:

ноутбук с записями голосов птиц, зимней вьюги,

схема общих признаков птиц, признаков зимы

макет сугроба, куста

предметные картинки с изображением зимующих птиц, прикрытые снежинками,

корм для птиц (сухарики, хлебные крошки, еловые шишки, ягоды рябины, крупа, зёрна, семечки),

заранее изготовленные кормушки (коробки из-под кефира)

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент. – Давайте поздороваемся с нашими гостями.

– Наши глазки смотрят и … (видят), ушки слушают и … (слышат) меня.

– Скажите вы ребята трусливые? – Храбрые, Старые? – Молодые, Грустные? – Весёлые, Слабые? – Сильные, Глупые? – Умные.

– Тогда вы точно справитесь со всеми заданиями.

– Какое сейчас время года? (Зима)

– Объясните почему, назовите признаки зимы. (Рассказ по схеме)

– Ребята, я приглашаю вас на прогулку в зимний лес, но чтобы попасть туда, нужно назвать зимние слова и сказать какие они.

– Закройте глаза и пока я не скажу не открывайте их. (звучит вьюга)

– Сильный ветер со снегом называется вьюга.

– Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова: – Обернись, покрутись, в зимнем лесу окажись. – Открываем глазки.

II. Введение в тему. Артикуляционная гимнастика

– Вьюга успокоилась, можно присесть на наши пенёчки-стульчик и. Дети садятся.

-Зима красивое время года, но трудное, особенно для птиц. Почему? (Морозно, холодно. Корма мало и его трудно добыть, особенно из-под снега.)

– Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие).

– Сделаем зарядку для язычка и губ, как делают птички.

– Покажем, как у птиц клювики клюют.

– Вытягиваем язычок вперёд и назад, как дятел.

– Пробуем корм. («Чашечка»).

– Чистим клюв. («Маляр»)

Логопед: Пока шумела вьюга, Зима спрятала где-то зимующих птиц. Давайте их поищем.

III. Ориентировка в пространстве. Развитие носового вдоха-выдоха.

Логопед: Всех птиц Зима спрятала, нужно их поискать.

– Попробуем найти по запаху. (Вдох носом 2–3 раза)

Дети, произнося текст, идут в колонне:

Раз-два-три-четы ре-пять,
Где же птичек нам искать?
Может, справа под кустом? (Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову направо.) – Тут нет.
Может, слева под бревном? (Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову налево.) – Тут нет.

IV. Развитие ротового выдоха. Деление слов на слоги.

Логопед:- Посмотрите, какой большой сугроб вьюга намела.

– Может, там Зима спрятала птиц? Давайте подуем на снег по очереди.

В сугробе, прикрытые снежинками (их необходимо сдуть, чтобы увидеть картинку) карточки – ворона, синичка, клёст, воробей, голубь, свиристель, снегирь, сорока, сова, коростель.. Логопед следит за правильностью ротового выдоха.

Присядьте, придерживая картинку, вытяните губы трубочкой

– Какую птицу ты освободил? Прохлопай её название по слогам, сколько получилось слогов?

– Прикрепим изображение птиц на доску.

Логопед: Молодцы, вы не только сильные, но и умные дети!

V. Актуализация знаний и представлений через развитие слуховой памяти и внимания, просодических компонентов.

– Зима просит нас угадать голоса зимующих птиц. ГолосаВорона, сорока, , воробей, сова, голубь, дятел

– Нужно по очереди сказать, какую птицу вы услышали и сказать, что она делает, какие звуки издаёт.

Включается запись с голосами зимующих птиц.

Дети: Это ворона, они каркает.

Логопед: Изобразите, как каркает ворона? (Громко – тихо)

VI. Динамическая пауза с элементами развития логического мышления. Игра “Мы играем в стайку”

Мы играем в стайку, стайка полетай-ка.
Полетели птички, птички-невелички .
Птички тут летают, устали не знают! Стоп!
Сели птички на дорожку
Поклевали птички крошки:
Клюю-клю-клю-клю ем
Потом песенку поем. –Чив! Чив! Чив!
Но быстро зимний день кончается
Птичьи игры прекращаются, птицы в гнёзда возвращаются.

VII. Актуализация знаний и представлений. Составление предложений.

Логопед: Ребята, мы можем зимой помогать птицам? Как? (Можно делать кормушки, развешивать их, наполняя кормом).

Логопед: – Нужно на ощупь отгадать корм, сказать какую птицу вы им угостите

Вставляя в закрытую кормушку руку, малыш на ощупь определяет корм, лежащий там. (Кусочки сала, хлебные крошки, еловая шишка, ягоды рябины, зерно, сухарики, семечки, крупа)

Логопед: – Какой корм там корм и кого будешь угощать? (Семечки. Угощу семечками голубя.)

VIII. Развитие психических процессов. Отгадывание загадок. Образование сложных прилагательных.

Логопед: – Черная шапочка и полоска шарфика
У желтогрудой птички по имени . (Синичка)

– Если у синицы желтая грудка, то она какая?(Желтогрудая)

Чёрная, как вар, кричит: «Карр!» (Ворона)

Всю ночь летает мышей добывает.
А станет светло – спать ляжет в дупло. (Сова)

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый, любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

Верещунья – белобока, а зовут её … (Сорока)

Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит. (Грач)

– Про каких птиц были загадки? ( Про зимующих) – Про какую птицу загадка была лишней? Почему?

IX. Составление описательного рассказа по схеме. (Снегирь, сова)

– Зимующая или перелётная?

– Размер? Цвет? Части тела?

– Где живёт? (Город, лес)

– Как голос подаёт?

– Как человек может помочь?

– О ком мы говорили? (О зимующих птицах). Почему их так называют?

– Каких зимующих птиц вы знаете?

– Как помочь зимующим птицам?

– Какие задания больше понравились?

– Когда пойдёте домой, возьмёте (заранее изготовленную) кормушку у своего дома с родителями, повесите её и покормите птиц. Запомните куда повесите кормушку, будете туда добавлять корм, когда птицы его съедят.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи в старшей логопедической группе по теме “Зимующие птицы”

  • познание старших дошкольников (2)
  • развитие речи у старших дошкольников (2)
  • интегрированные занятия (1)
  • Художественно – эстетическое развитие дошкольников (1)

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи в старшей логопедической группе по теме “Зимующие птицы”

Конспект ООД в форме занятия в старшей группе.

Образовательная область: «Развитие речи»

Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».

Воспитатель: Захарова С.А.

  • образовательные: активизировать знания по теме «Зимующие птицы»; совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании сложных прилагательных, приставочных глаголов, в согласовании числительных и существительных, в образовании существительных в родительном падеже множественного и единственного числа; существительных в уменьшительно-ласкательной форме; в спряжении глаголов будущего времени)
  • развивающие: расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти; развивать двигательную активность детей и мелкую моторику; логическое мышление; познавательную активность и интерес к окружающему миру природы;
  • воспитательные: воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам, приобщать к элементарным общепринятым нормам поведения в природе.
Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Грибы для детей старшей логопедической группы

Методы и приёмы:

  • практические: дидактические игры: «Какой птицы не стало?», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Я, ты, он, она», «Любознательный снегирь», «Сосчитай птиц», «Кого много на кормушке?», физические упражнения.
  • наглядные: слайдовая презентация «Зимующие птицы»; картинки зимующих птиц, набор карточек синиц, снегирей и воробьев (по 10 штук); картина зимнего дерева и фигурка снегиря (по кол-ву детей).
  • словесные: беседа, отгадывание загадок, чтение стихотворения.

Словарная работа: кормушка, активизировать в словаре детей названия зимующих птиц, частей тела птиц.

Предварительная работа: беседы по темам «Птицы», «Зимующие птицы», чтение художественной литературы, отгадывание загадок о птицах рассматривание иллюстраций зимующих птиц, птиц на кормушках.

Оборудование: презентация «Зимующие птицы»; картинки птиц: дятел, синица, снегирь, воробей, сорока, сова, ворона; набор карточек синиц, снегирей и воробьев (по 10 штук), картинка зимнего дерева и фигурки снегиря (по количеству детей + 1 воспитателю), раскраски с зимующими птицами, мяч.

Ход занятия.

  1. I. Организационный момент. Психогимнастика.

Воспитатель: Дети, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Как встречают гостей? (дети здороваются).

А сейчас все встанем в круг.

Шире круг. Больше круг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

  1. II. Основная часть.
  2. Введение в тему. Загадки.

Воспитатель: – Улыбнулись, и у нас стало хорошее настроение. А я хочу вас спросить. Дети, вы умеете отгадывать загадки? Давайте посмотрим, сможете ли вы отгадать загадки, которые я подготовила для вас. Присаживайтесь на стулья и слушайте внимательно. (Дети садятся на стулья на ковре, воспитатель загадывает загадки. По мере называния птиц, воспитатель выставляет на доску соответствующую картинку).

  • Раздается громкий стук.
    Среди веток тук да тук.
    Чистишь дерево, приятель?
    Тук да тук ответил . (Дятел)
  • Черная шапочка
    и полоска шарфика
    у желтогрудой птички
    по имени . (Синичка)
  • Выпал снег, метут метели,
    а к нам гости прилетели,
    на рябину посмотри –
    там расселись. (Снегири)
  • В серой шубке перьевой,
    и в морозы он герой,
    назови его скорей.
  • Непоседа пестрая
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (Сорока.)
  • Всю ночь летает
    Мышей добывает,
    А станет светло
    Спать летит в дупло. (Сова)
  • Окраской сероватая
    повадкой – вороватая,
    крикунья хрипловатая,
    известная персона.
    Кто она? (Ворона)
  1. Беседа с детьми.

Воспитатель: – Молодцы! Отгадали все загадки.

Скажите, какие это птицы? (Зимующие)

– Почему их так называют? (Они остаются с нами на зиму)

– Кто догадался, о ком мы будем говорить на занятии? (о зимующих птицах)

– Зимующих птиц много. А как их можно отличить? (По внешнему виду. Дети дают описание птиц на картинках: у снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья; у синичек грудки желтые, а головки и крылья черные и т.д.)

  1. «Составь слово»:(воспитатель предлагает закончить предложение)
  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
  1. «Назови ласково»: игра с мячом. (Дети встают в полукруг, отвечает тот ребенок в уменьшительно-ласкательной форме, кому воспитатель бросил мяч)
  • Сова – совушка;
  • Синица – синичка;
  • Воробей – воробушек;
  • Голубь – голубка;
  • Птица – птичка;
  • Крыло – крылышко;
  • Перо – перышко;
  • Клюв – клювик;
  • Хвост – хвостик;
  • Шея – шейка;
  • Кормушка – кормушечка;
  1. «Какой птицы не стало?»

Воспитатель: Птицы прилетают, улетают, и за ними надо внимательно наблюдать. Вот сейчас мы и проверим, кто же самый внимательный из вас. Предлагаю поиграть в игру «Какой птицы не стало?» (презентация «Зимующие птицы» слайды № 1 – 6)

  • Слайды № 1 (фотографии птиц: снегирь, синица, сорока, ворона, воробей);
  • Слайд № 2 (не стало – синицы);
  • Слайд № 3 (не стало – вороны);
  • Слайд № 4 (не стало – снегиря);
  • Слайд № 5 (не стало – сороки);
  • Слайд № 6 (не стало – воробья).
  1. Гимнастика для глаз: – Давайте проследим за полетом воробья одними глазами, не поворачивая головы, и заодно сделаем гимнастику для глаз. Итак:

Воробей полетел вверх (дети поднимают глаза вверх)
Воробей улетел вправо (смотрят вправо)
Воробей улетел влево (смотрят влево)
И спрятался на полу (смотрят на пол)

  1. «Четвертый лишний» (презентация «Зимующие птицы» слайды № 7 – 12). (Дети должны выбрать из 4 птиц лишнюю и объяснить свой выбор)
  • Слайды № 7-8 (журавль, синица, воробей, голубь);
  • Слайды № 9-10 (снегирь, свиристель, ворона, утка);
  • Слайды № 11-12 (дятел, скворец, сова, поползень).

(Все «лишние» птицы были перелетными, на зиму с нами не остаются)

  1. Беседа с детьми.

Воспитатель: – Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в

теплые края? (Они могут найти себе корм);

А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами,

– А хватает ли птицами пищи зимой? (Нет, не хватает);

– А чем мы можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать);

– Что для этого нужно сделать? (Кормушку).

  1. «Я, ты, он, она» (проспрягать глаголы в будущем времени.)

Я повешу кормушку… Я покормлю птиц.

  1. Чтение стихотворения. (Воспитатель предлагает послушать стихотворение З. Александровой «Новая столовая»)

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Воспитатель: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много. (На кормушке много… синиц, снегирей, ворон, воробьев, голубей, сорок).

  1. Физкультминутка. (Дети выполняют движения по тексту)

На кормушку сели,

  1. «Посчитай птиц» (детисидят на ковре полукругом)

Воспитатель: На кормушку прилетело много птиц! Давайте посчитаем, сколько прилетело синиц? (воробьев, снегирей)

(1 синица, 2 синицы, 3 синицы, 4 синицы, 5 синиц…10 синиц)

  1. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело – мы расскажем:

2 синицы, воробей,

6 щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек? Да!

  1. Физкультминутка. (Дети выполняют движения по тексту)

Вдруг вспорхнули птицы

И дальше полетели.

И за парты сели.

  1. «Доскажи словечко» (дети сидят за партами).

Воспитатель: – Чтобы не замерзнуть зимой, птицам приходиться много летать. Давайте поможем снегирю согреться! Положите перед собой картинку зимнего дерева и возьмите в руки фигурку снегиря. Я буду начинать предложение, а вы мне помогайте его закончить и одновременно выполняйте действия со своими птицами.

– Сидел снегирь на земле. Вдруг он с земли – взлетел.

На ветку дерева – сел.

С ветки на ветку – …перелетел.

Что-то испугался и – …улетел.

Ш. Рефлексия.

Воспитатель: Снегирь улетел, а в благодарность под моим деревом оставил вам подарок – раскраски с изображением зимующих птиц.

– Но давайте вспомним, о чём мы говорили на занятии?

Конспект урока по развитию речи ‘Птицы зимой’

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении

Статья:

Цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении.

Задачи:

Образовательные: Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных. Развивающие: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко-ординации речи с движением.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

1. Организационный момент

– Рассмотрите картинки и назовите.

– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

2. Введение в тему

– Как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

3. Беседа по теме.

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

– Какие это птицы?

– Почему их так называют?

4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

– Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

5. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

6. Игра «Какой птички не стало?»

На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:

– Какой птички не стало?

7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей

8. Составление предложений по картине

– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

– Как называется домик с кормом для птиц?

– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

– Какие птицы прилетели к кормушке?

– Сколько птиц прилетело?

– Что едят синички?

– Какие птицы улетают?

– Почему нужно помогать птицам зимой?

9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.
На дереве много… снегирей.

10. Упражнение «Посчитай-ка»

– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе лексическая тема: “Зимующие птицы”Пересказ рассказа «Кормушка» ( с использованием)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 62 г. Липецка

занятия по развитию речи в старшей логопедической группе лексическая тема: “Зимующие птицы”

Пересказ рассказа «Кормушка» ( с использованием)

Программные задачи:

Образовательные:

· Познакомить с особенностями жизни клеста;

· Формировать навык создания синквейна.

· Упражнять в подборе определений и сравнений к существительным

· Продолжать формировать умение пересказывать текст с опорой на схему;

· Закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы о зимующих птицах;

Развивающие:

· Развивать диалогическую и монологическую речь, речевое творчество; зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую и общую моторику;

· Обогащать и закреплять знания детей о зимующих птицах

• Закрепить знания детей о профессии журналиста и приемах его работы.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия на развитие слогового анализа и синтеза

· Способствовать развитию коллективного творчества

· Воспитывать заботливое отношение к птицам, доброту, отзывчивость

Воспитывать интерес к творческой деятельности,

Предварительная работа: работа по проектам «Мы журналисты» и «Зимующие птицы – наши друзья»;

работа с речевым материалом по теме «Зима». Составление творческих рассказов по картинам разного содержания, обучение алгоритму ведения репортажей и интервью. Составление нерифмованных стихотворений (синквейн).

Материал к занятию: опорные карты – схемы, оборудование для игры «Журналисты », картинки птиц, видеоролик.

Звучит музыка (вьюга)

– Ребята, что вы слышите?

-Что вам напоминают эти звуки?

-Когда это бывает?

-Почему вы думаете, что зимой?

-Чем отличается зима от другого времени года?

– Много снега это и хорошо, и плохо. Как вы думаете, почему?

-А что происходит с птицами зимой?

-Какие птицы остаются?

-Как они называются?

-Как вы думаете, чем питаются птицы?

-Где они находят корм?

Тяжело птицам зимой. Особенно трудно им находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже могут погибнуть.

– Дети, посмотрите, на столе лежат картинки с изображением птиц; положите зимующих птиц слева, а перелётных справа?

Дети «журналисты» задают вопросы «птицам».

Здравствуйте, я журналист из газеты «В мире природы» прошу ответить на мои вопросы:

Расскажите о себе.(Внешний вид)

Я маленькая птичка. Голова, крылья и хвост у меня чёрные, грудка красная.

Чем питаетесь? Я люблю лакомиться рябиной, прилетаю к вам с первым снегом.
Как вам живётся зимой?

Из-под снега тяжело доставать корм, поэтому зимой бывает голодно.

3 – 4 интервью.

– Молодцы, первое задание выполнили. Фотографии птиц помещаем на доску)

А сейчас для газеты требуется заметка в колонку «Чудеса природы».

-Как вы думаете, в какое время года птицы выводят своих птенцов?

-Верно, весной. А есть ли такая птица, которая выводит птенцов зимой, в февральские морозы и вьюги? (ответы детей)

Действительно, есть такая птица – чудо природы, вот она (видеоролик). Большеголовая с перекрещивающимися концами толстого клюва.

Клёст прыгает, шуршит.

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым

Поёт со свистом.

– Ребята, а для чего клестам нужен такой клюв? (им легче шелушить шишки)

А вы знаете, что рождаются эти птицы с обычными клювами и искривляется он только тогда, когда они начинают самостоятельно шелушить шишки.

Кто знает, почему птенцы у клестов появляются зимой? (Клесты питаются семенами шишек, шишки созревают осенью. Зима для них самое сытное время года.)

-Дети, послушайте рассказ о птице и птенцах, а ваши пальчики помогут мне рассказать.

Пальчиковая игра’ Птица и птенцы’

На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (Большой палец по – одному разу прикасается поочерёдно к остальным четырём.) и по три мошки. (Трёхкратное прикасание.) Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (Большой палец с силой ‘чистит’ верхние боковые края остальных пальцев поочерёдно.)

-Дети, как вы думаете – это могли быть птенцы клеста?

Как вы догадались? (Ответы детей.)

-Дети, где можно встретить зимой всех птиц? (Ответы детей.)

-Верно, у кормушек.

Почему? (Зимой птицам голодно и холодно).

Наша следующая страница будет называться «У кормушки».

-Как можно назвать кормушку для птиц? (Ответы детей.)

-Правильно, птичья столовая.

-Дети, сейчас я расскажу вам одну историю, которую я наблюдала в парке. Расскажу и покажу. (На столе ваза с, шишками, зёрнами, орехами, салом, пшеном.)На доске мнемотаблица последовательности событий.

Наступила зима. Дети вместе с воспитательницей сделали кормушку для птиц. Кормушку повесили на ветку. В кормушку насыпали корм: семечки, крупу, хлебные крошки, зерно. Повесили на ветки кусочки свежего сала и кисти рябины. А сами спрятались за ёлку и стали наблюдать. Скоро прилетели птицы: воробьи, снегирь, синицы. Снегирь клевал рябину, синички клевали сало и крупу, воробьи крупу и хлебные крошки. Всем хватило корма! Дети наблюдали и радовались, что птицы c удовольствием клюют корм и не будут голодными.

(Вопросы к детям.)

-Что дети сделали?

-Какой насыпали корм?

-Какие прилетели птицы?

– Что они клевали?

Чему радовались дети?

Пересказ по мнемотаблицам (3-4 реб).

– Заключительная страничка нашей газеты будет поэтическя. Я предлагаю вам сочинить стихотворение для колонки «Юный поэт». Стихотворения бывают рифмованные. А ещё какие бывают? (и не рифмованные). Давайте сочиним нерифмованное стихотворение о снегире, (кормушке) или о любом слове, подходящем к нашей теме.

На доске висят схемы синквейна.

– Молодцы, все журналисты справились с редакционным заданием.

Посмотрите, какая интересная газета у нас получилась. В ней есть всё, что печатают в настоящей. Что мы напечатали в ней? (заметку, рассказ, фотографии, стихи). С материалами нашей газеты мы познакомим всех детей нашего детского сада

Конспект НОД «Зимующие птицы»

Опубликовано: 11:00:56 22-01-2017

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Зимующие птицы»

( для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Расширение и обобщение знаний о зимующих птицах, их особенностях. Формирование бережного отношения к птицам, желание помогать в трудное для них время.

Задачи:

Уточнять и расширять знание детей о зимующих птицах.
Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
Развивать умение составлять описательные рассказы по мнемосхеме о зимующих птицах.
Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им зимой.

Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением корма для птиц, мнемосхема; магнитная доска.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент:

– Ребята какое сейчас время года? (зима)
– Какие зимние месяцы вы знаете?
(декабрь, январь, февраль), хором повторите пожалуйста. А сейчас я вам загадаю загадку и вы поймёте о чем мы сегодня будем говорить.

Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите. (птицы)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Мы будем отгадывать загадки про них, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также научимся рассказывать про птиц.

– А сейчас вспомним названия зимующих птиц.

(Воспитатель загадывает детям загадки. По мере называния птиц на экране выставляет соответствующую картинку).

Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей,
Эта птичка…(воробей)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел)

Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона)

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)

Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова)

Воспитатель: Скажите, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие? (ответы детей). Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм.
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Воспитатель: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Воспитатель: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.

Основная часть: ( подходим к столам)

На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц.
Воспитатель: Дети подойдите к столам и каждый возьмите себе по картинке. А теперь посмотрите картинки друг у друга и найдите часть от своей картинки, а затем встаньте в пару те, у кого получится изображение птицы.
Воспитатель: Назовите птиц, которых вы собрали (ответы детей).
Воспитатель: А одним словом, как назвать этих птиц? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимующие. А сейчас садитесь за столы.

Рассказ воспитателя о птицах:

– Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Дети, посмотрите, у вас есть наборы картинок с изображением разных птиц. Вам нужно выбрать, зимующих птиц. Не забывайте, что вы вместе в паре выполняете задание. ( Дети выполняют задание. Затем проверяем правильность задания, дети называют выбранную птицу.) ??

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем учиться составлять рассказ про птиц.

Послушайте внимательно, как надо представить птичку, чтобы мы ее узнали?

Сначала надо сказать какая птичка большая или маленькая, какой у нее клюв, какие лапки, перья, где живет, что ест, как передвигается, какой у нее нрав: веселая или певунья.

Но чтобы рассказ получился связным надо рассказывать все по порядку.

Назвать птицу, чтобы не забыть об этом закрепим карточку без изображения, потому что каждый из вас назовет свою птичку.

Воспитатель: Послушайте, я вам расскажу про птицу клест. ( воспитатель дает образец рассказа про птицу)

Затем дети рассказывают каждая пара про свою птицу.

Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?

– Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Но еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки.

Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем в игру в игру «Птички на кормушках» . Слушайте внимательно, какие птицы прилетят на нашу кормушку и подумайте чем вы их угостите.

На магнитной доске находятся изображения кормушки, птиц и корма.

  1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Пара, у которой есть птица, изображающую воробья, выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.

  1. 2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?

Дети выставляют картинку птички-синички на кормушке.

  1. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.

  1. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие).

Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Ссылка на основную публикацию