Комфорт Лого – коррекция речевых расстройств методом биологически обратной связи (БОС)

Комплекс БОС “Комфорт-Лого” для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств.
статья на тему

БОС – биологически обратная связь. Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения и профилактики различных состояний. В логопедической практике он носит название комплекс БОС “Комфорт – ЛОГО”. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.

Скачать:

ВложениеРазмер
bos.docx203.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Црр – детский сад №122»

для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств.

Кривцова Ирина Евгеньевна

Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами информацией о новой, уникальной, современной технологии БОС.

БОС расшифровывается как – биологически обратная связь.

И, конечно же, мы будем рассматривать технологию БОС в логопедической практике, где он носит название комплекс БОС «Комфорт-ЛОГО». И создан он был для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств. Это эффективная, немедицинская здоровьесберегающая технология.

основана на применении немедикаментозного метода лечения и профилактики различных состояний.

БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д.

Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм.

Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.

Функциональное биоуправление (ФБУ) с БОС.

ФБУ – это уникальная современная технология обучения направленному изменению заданных физиологических параметров организма в необходимом для оздоровления или тренировки направлении. Технология основана на принципе биологической обратной связи , поэтому иногда ее используют под названием метода БОС.

При реализации метода функционального биоуправления, происходит регистрация фи-зиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые пациент воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Благодаря тому, что информация поступает в режиме реального времени, мозг мгновенно оценивает, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.

Психофизиологическая сущность метода биоуправления состоит в организации на основе биологической обратной связи дополнительного сенсорного контроля над физиологическим процессом с возможностью последующей выработки ассоциативного (условнорефлекторного) регулирования с целью направленного изменения выбранного параметра.

Этот метод уникален своей универсальностью и неспецифичностью, так как предоставляет возможность регулирования произвольных и непроизвольных нервных, соматических и вегетативных функций, участвующих в регуляции функционального состояния.

Комплексы БОС медицинского назначения.

Комплексы БОС немедицинского назначения.

Эффективная, немедицинская здоровьесберегающая технология, для всех субъектов образовательного пространства.

Нам, как логопедам, безусловно, интересен комплекс БОС «Комфорт ЛОГО». Вот о нём мы сегодня и будем говорить.

Комплекс БОС «Комфорт ЛОГО» предназначен для работы логопедам, фонопедам, фониатрам, дефектологам, педагогам-психологам учреждений различных типов системы образования и соцзащиты населения.

Назначение комплекса БОС “Комфорт-Лого”-

диагностика, коррекция и профилактика речевых расстройств.

С помощью Комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО» проводится многофакторная диагностика речевого развития, целенаправленное обучение правильному «речевому» дыханию. При этом происходит снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, улучшается общее состояние организма и формируется основа для правильного речевого поведения.

Обучение речевым навыкам осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления с использованием принципа биологической обратной связи (БОС).

Комплекс предназначен для работы со взрослыми и детьми от 4-х лет.

Состав комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО»:

  1. «Индикатор компьютерный полиграфический «УСО-01» (регистрационное удостоверение ФСР 2011/10250)
  2. Методика «Логопедическое обследование детей» для автоматизированного проведения процедуры логопедического обследования детей;
  3. Пакет программного обеспечения автоматизированной психодиагностики для исследования особенностей эмоционально-волевой, личностной, интеллектуальной сфер ребенка или взрослого, их динамику в процессе психокоррекционной работы. Консультационный семинар «Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС)»;
  4. Консультационный семинар по работе с программами НПФ «Амалтея».

В состав комплекса входит специальный многофункциональный прибор индикатор компьютерный слабых низкочастотных сигналов «Микарт-М», который регистрирует физиологические параметры: периферическую температуру (Т), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), огибающую миограммы (ЭМГ).

Электропитание прибора осуществляется от USB-порта безопасным сверхнизким постоянным напряжением 5 В. (возможность питания от батареи портативного компьютера).

Программное обеспечение ПО «Комфорт-ЛОГО» преобразует зарегистрированные прибором сигналы по заданным алгоритмам в мультимедийные сигналы обратной связи: визуальные (слайды, мозаика, видео, закрашивание, анимационные и игровые сюжеты), аудиальные сигналы.

Кроме того, ПО «Комфорт-ЛОГО» позволяет

  • вести индивидуальные карты обучающихся с результатами всех проведенных диагностических и коррекционных занятий и тренировок;
  • использовать дидактический слайдовый материал по различным темам;
  • проводить аудиозапись, и прослушивать ее во время и после сеанса;
  • выводить на печать результатов сеансов и отчетов в виде таблицы или графика.

В состав программно-индикаторного комплекса «Комфорт ЛОГО» входит подробное Руководство пользователя и Методическое пособие , посвященное вопросам профилактики и коррекции речевых расстройств методом функционального биоуправления с биологической обратной связью.

Диагностика речевого развития детей с 4 до 8 лет.

  • Возможность обоснования заключения в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР).
  • Возможность составления схемы индивидуальной коррекционной работы (в рамках клинико-педагогической классификации).
  • Формирование речевых карт.
  • Формирование графиков индивидуальной динамики речевого развития.
  • Создание групповых протоколов по результатам обследования.
  • Наличие методического материала для обследования в оригинальном цветовом и дизайнерском оформлении, с возможностью фиксации ответов и внесения необходимых комментариев.
  • Вся информация сохраняется и обрабатывается автоматически.
  • Обследование проводится по разделам:
  1. Звукопроизношение (с возможностью записи и прослушивания речи ребёнка.).
  2. Общая моторика.
  3. Мелкая моторика.
  4. Артикуляционная моторика.
  5. Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи.
  6. Мимическая мускулатура.
  7. Строение артикуляционного аппарата.
  8. Фонематическое восприятие.
  9. Дыхательная и голосовая функции.
  10. Просодические компоненты речи.
  11. Слоговая структура слова.
  12. Понимание речи.
  13. Лексика.
  14. Грамматический строй.
  15. Связная речь.

Комплект: Программное обеспечение, Методическое пособие, Руководство пользователя, Набор методических материалов (секундомер, цветные кубики, машинка, кукла девочка, кукла мальчик, игрушка собачка, шарик, пенал, линейка, указка, цветные карандаши, альбом № 1, альбом № 2, альбом № 3, комплект листов с графическими заданиям).

Возможности комплекса БОС

  • Проведение поэтапной логопедической диагностики у детей с автоматической фиксацией, сохранением и анализом полученных данных, с формированием РЕЧЕВЫХ КАРТ;
  • у детей и взрослых возможно определение физиологической реакции организма при речевых нагрузках (дыхания, частоты сердечных сокращений, периферической температуры, мышечного тонуса), а также индивидуально-психологических свойств обучающегося для выявления особенностей его психоэмоционального состояния, определения зоны риска и ресурсов и выбора индивидуальной, точно направленной тактики работы образовательно-профилактического или коррекционно-развивающего характера;
  • оценка динамики изменений и эффективности проводимой коррекционной или профилактической работы.
  • формирование устойчивых навыков саморегуляции, повышение адаптивных возможностей организма;
  • преодоление коммуникативных барьеров, улучшение социализации, в том числе при подготовке и адаптации детей к школе;
  • профилактика заболеваний речеголосового и дыхательного аппарата и совершенствование навыков речи специалистов речевых профессий (педагогов, воспитателей, логопедов).

Кардио- ФБУ – режим тренировки навыка диафрагмального дыхания;

Т- ФБУ – в этом режиме формируется навык произвольного повышения периферической температуры. Производится обучение снятию избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения посредством регуляции периферической температуры, мышечного тонуса;

ЭМГ- ФБУ – обучение приёмам общей мышечной и психоэмоциональной релаксации; развитие или восстановление мышечного чувства; тренировка навыка координированного управления мышечным напряжением.

ЭМГ – «Джекобсон» – тренировка с последовательным произвольным изменением мышечного напряжения, обучение навыку прогрессивной мышечной релаксации.

Режим «ЛОГО» – обучение «речевому дыханию», коррекция расстройств фонации; функциональных дисфоний; нарушения темпа речи; речевой тревоги; логоневрозов; заикания; гиперактивности и дефицита внимания.

Режим «ЛОГО» включает в себя пять рабочих режимов , каждый из которых имеет свой набор тренинговых сюжетов. Данная структура курса обеспечивает последовательную поэтапную работу по формированию, оптимизации, коррекции и тренировке навыков:

  • диафрагмального (диафрагмально-реберного) типа дыхания как основы речевого дыхания;
  • артикуляции, голосообразования речи, речевого поведения;
  • стабилизации функционального и психоэмоционального состояний в целом.

В режиме «ЛОГО» используется внешняя обратная связь по кардиореспираторным параметрам (ЧСС, РСА и фазы дыхательного цикла), при этом одновременно могут регистрироваться физиологические показатели, снимаемые температурными и электромиографическими датчиками!

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА – 1 предназначены для:

  • формирования и тренировки нового навыка диафрагмального (диафрагмально-реберного) дыхания по РСА (применяется после отработки диафрагмального дыхания в режиме «Кардио-ФБУ»);
  • развития высших психических функций (восприятия, мышления, памяти), сенсорных ощущений, слухового внимания, усидчивости, волевых качеств.

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА – 2 предназначены для:

  • формирование и развитие удлиненного, плавного выдоха;
  • подготовки зрительного анализатора и поведения обучаемого к чтению текстов различной сложности;
  • развития понятийного мышления, цветового, зрительного и ассоциативного восприятия, вопросно-ответной и спонтанной речи.

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА – 3 – ЧТЕНИЕ предназначены для:

  • поэтапного формирования, развития, оптимизации, коррекции и тренировки новых навыков артикуляции, фонации, дикции, речевого дыхания, речи без избыточных физиологических усилий, уверенного речевого поведения;
  • овладения просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, ударением), эмоциональной окраской речи и звуко-слоговой структурой слова;
  • оптимизации энергетических затрат в процессе дыхания, чтения, речи, речевого поведения, общения;
  • снижение физиологической цены речи;
  • купирования тревоги, страхов, звукофобий, логофобий и социофобий;
  • преодоления коммуникативных барьеров, повышение самооценки;
  • развитие и повышения стрессоустойчивости, адаптации и социализации.

Режим «ЧТЕНИЕ» состоит и отдельных блоков – «Звуки», «Слоги», «Фразы», «Чистоговорки, пословицы, скороговорки», «Крылатые выражения и народная мудрость», ««Стихи», «Сказки», «Проза». В каждом блоке текстовой материал подобран для разных возрастных групп: детей, подростков, взрослых.

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА – 4 – ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ используются для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с задержками речевого и психического развития.

В ходе занятий развиваются и тренируются:

  • познавательные функции, понятийное мышление, логика, ассоциативное мышление;
  • зрительное пространственное восприятие различных объектов, образов, фигур, форм, сюжетов, цветов как единичных, так и в сочетании;
  • усидчивость, целеустремленность, сила воли;
  • чувство тела, навык диафрагмального дыхания с удлиненным плавным выдохом, навыки оптимизации психоэмоциональных и мышечных усилий в процессе тренинга АС-РСА;
  • уверенное речевое поведение и повышение самооценки ребенка.

На всех этапах работы с использованием тренинговых сюжетов, содержащих тексты для чтения, можно осуществлять аудиозапись речи во время сеанса с последующим ее прослушиванием после сеанса.

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА – 5 – РЕЧЬ используются для адаптации к окружающей социальной среде выработанных в процессе тренинга АС-РСА новых динамических стереотипов: дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, психоэмоционального и речевого поведения.

В этом режиме содержится большой дидактический слайдовый материал по различным темам: «Природа», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Времена года» и т.д. Особенностью режима «РЕЧЬ» является:

  • отсутствие на экране тренинговых сигналов внешней обратной связи по ЧСС и РСА при выведенных всех регистрируемых физиологических показателях;
  • возможность не только проводить аудиозапись, но и прослушивать ее во время сеанса!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРОГРАММНО-ИНДИКАТОРНОГО КОМПЛЕКСА БОС «КОМФОРТ-ЛОГО» ОБЕСПЕЧИВАЕТ:

  • коррекцию расстройств фонации; функциональных дисфоний; нарушения темпа речи;
  • речевой тревоги; логоневрозов, расстройства речи у детей с нарушением слуха и зрения; алалии и афазии; дисграфии и дислексии; дизартрии и дислалии; ринолалии и ринофонии; заикания; гиперактивности и дефицита внимания;
  • развитие высших психических функций и волевых качеств;
  • обучение снятию избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения посредством регуляции периферической температуры, мышечного тонуса;
  • обучение общей мышечной релаксации и координированному управлению мышечным напряжением.
  • Программное обеспечение позволяет вести индивидуальные карты детей, формирует базу данных с результатами всех проведенных занятий.

В крупных городах, в различных развивающих центрах услуга БОС входит в логопедический комплекс как часть работы по коррекции речи, а именно по постановке речевого дыхания – основы правильной и красивой речи.

Во многих регионах комплексами БОС оснащены психолого-педагогические и медико-социальные службы.

Комплексы БОС зарекомендовали себя как отличная автоматизированная система психодиагностики и незаменимый коррекционно-развивающий методический инструментарий.

В рамках Федеральной программы «Доступная среда» в нашем городе были выделены средства 51 учреждению. В 2015 году ещё 50 учреждений получат финансирование. Многие школы в рамках данной программы приобрели системы БОС. Будем надеяться, что в скором времени, мы узнаем о результатах работы специалистов- БОС в нашем городе.

Оборудование БОС выпускают несколько компаний.

  • научно-производственная фирма АМАЛТЕЯ, (год основания – 1999), город Санкт-Петербург.
  • ЗАО «Биосвязь» (год основания – 1988) — мировой лидер в разработке, производстве и внедрении технологии БОС. В составе фирмы работает: НОУ Институт Биологической обратной связи , город Санкт-Петербург.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выполнено логопедом Проскуриной М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв.

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у.

Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. – учитель-логопед).

Использование компьютерной программы “Комфорт ЛОГО” в коррекции речи детей дошкольного возраста.

Презентация для логопедов.

В статье описаны психологические особенности неслышащих обучающихся и трудности, с которыми они сталкиваются начиная обучение в школе. Автор представляет здоровье сберегающие методы и технологии испол.

На сегодняшний день ММД является основополагающей причиной возникновения дислексии и дисграфии у учащихся начальной школы.

Комплекс БОС “Комфорт-Лого” для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 000»

г. Курск

Комплекс БОС

“Комфорт-Лого”

для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств.

Подготовила:

учитель-логопед

Уважаемые коллеги!

Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами информацией о новой, уникальной, современной технологии БОС.

БОС расшифровывается как – биологически обратная связь.

И, конечно же, мы будем рассматривать технологию БОС в логопедической практике, где он носит название комплекс БОС «Комфорт-ЛОГО». И создан он был для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств. Это эффективная, немедицинская здоровьесберегающая технология.

Технология БОС

основана на применении немедикаментозного метода лечения и профилактики различных состояний.

БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д.

Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм.

Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.

Функциональное биоуправление (ФБУ) с БОС.

ФБУ – это уникальная современная технология обучения направленному изменению заданных физиологических параметров организма в необходимом для оздоровления или тренировки направлении. Технология основана на принципе биологической обратной связи, поэтому иногда ее используют под названием метода БОС.

При реализации метода функционального биоуправления, происходит регистрация фи-зиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые пациент воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Благодаря тому, что информация поступает в режиме реального времени, мозг мгновенно оценивает, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.

Психофизиологическая сущность метода биоуправления состоит в организации на основе биологической обратной связи дополнительного сенсорного контроля над физиологическим процессом с возможностью последующей выработки ассоциативного (условнорефлекторного) регулирования с целью направленного изменения выбранного параметра.

Этот метод уникален своей универсальностью и неспецифичностью, так как предоставляет возможность регулирования произвольных и непроизвольных нервных, соматических и вегетативных функций, участвующих в регуляции функционального состояния.

Комплексы БОС медицинского назначения.

    Акушерско-гинекологический Коррекции психоэмоционального состояния Логотерапевтический Опорно-двигательный

Комплексы БОС немедицинского назначения.

    “КЛАСС ЗДОРОВЬЯ – МАЛЫШ” для дошкольных образовательных учреждений “КЛАСС ЗДОРОВЬЯ” для школьных образовательных учреждений Комплекс “КОМФОРТ” для коррекции психоэмоциональных расстройств Комплекс “КОМФОРТ-ЛОГО” для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств Комплекс “Статус” для коррекции нарушений осанки и плоскостопия

Эффективная, немедицинская здоровьесберегающая технология, для всех субъектов образовательного пространства.

Нам, как логопедам, безусловно, интересен комплекс БОС «Комфорт ЛОГО». Вот о нём мы сегодня и будем говорить.

Комплекс БОС «Комфорт ЛОГО» предназначен для работы логопедам, фонопедам, фониатрам, дефектологам, педагогам-психологам учреждений различных типов системы образования и соцзащиты населения.

Назначение комплекса БОС “Комфорт-Лого”-

диагностика, коррекция и профилактика речевых расстройств.

С помощью Комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО» проводится многофакторная диагностика речевого развития, целенаправленное обучение правильному «речевому» дыханию. При этом происходит снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, улучшается общее состояние организма и формируется основа для правильного речевого поведения.

Обучение речевым навыкам осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления с использованием принципа биологической обратной связи (БОС).

Комплекс предназначен для работы со взрослыми и детьми от 4-х лет.

Состав комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО»:

«Индикатор компьютерный полиграфический «УСО-01» (регистрационное удостоверение ФСР 2011/10250) Методика «Логопедическое обследование детей» для автоматизированного проведения процедуры логопедического обследования детей; Пакет программного обеспечения автоматизированной психодиагностики для исследования особенностей эмоционально-волевой, личностной, интеллектуальной сфер ребенка или взрослого, их динамику в процессе психокоррекционной работы. Консультационный семинар «Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС)»; Консультационный семинар по работе с программами НПФ «Амалтея».

Программно-индикаторный

комплекс БОС

«Комфорт-ЛОГО».

В состав комплекса входит специальный многофункциональный прибор индикатор компьютерный слабых низкочастотных сигналов «Микарт-М», который регистрирует физиологические параметры: периферическую температуру (Т), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), огибающую миограммы (ЭМГ).

Электропитание прибора осуществляется от USB-порта безопасным сверхнизким постоянным напряжением 5 В. (возможность питания от батареи портативного компьютера).

Программное обеспечение ПО «Комфорт-ЛОГО» преобразует зарегистрированные прибором сигналы по заданным алгоритмам в мультимедийные сигналы обратной связи: визуальные (слайды, мозаика, видео, закрашивание, анимационные и игровые сюжеты), аудиальные сигналы.

Кроме того, ПО «Комфорт-ЛОГО» позволяет

    вести индивидуальные карты обучающихся с результатами всех проведенных диагностических и коррекционных занятий и тренировок; использовать дидактический слайдовый материал по различным темам; проводить аудиозапись, и прослушивать ее во время и после сеанса; выводить на печать результатов сеансов и отчетов в виде таблицы или графика.

В состав программно-индикаторного комплекса «Комфорт ЛОГО» входит подробное Руководство пользователя и Методическое пособие, посвященное вопросам профилактики и коррекции речевых расстройств методом функционального биоуправления с биологической обратной связью.

Диагностика речевого развития детей с 4 до 8 лет.

    Возможность обоснования заключения в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР). Возможность составления схемы индивидуальной коррекционной работы (в рамках клинико-педагогической классификации). Формирование речевых карт. Формирование графиков индивидуальной динамики речевого развития. Создание групповых протоколов по результатам обследования. Наличие методического материала для обследования в оригинальном цветовом и дизайнерском оформлении, с возможностью фиксации ответов и внесения необходимых комментариев. Вся информация сохраняется и обрабатывается автоматически. Обследование проводится по разделам: Звукопроизношение (с возможностью записи и прослушивания речи ребёнка.). Общая моторика. Мелкая моторика. Артикуляционная моторика. Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи. Мимическая мускулатура. Строение артикуляционного аппарата. Фонематическое восприятие. Дыхательная и голосовая функции. Просодические компоненты речи. Слоговая структура слова. Понимание речи. Лексика. Грамматический строй. Связная речь.

Комплект: Программное обеспечение, Методическое пособие, Руководство пользователя, Набор методических материалов (секундомер, цветные кубики, машинка, кукла девочка, кукла мальчик, игрушка собачка, шарик, пенал, линейка, указка, цветные карандаши, альбом № 1, альбом № 2, альбом № 3, комплект листов с графическими заданиям).

Возможности комплекса БОС

«Комфорт-ЛОГО».

Диагностика.

    Проведение поэтапной логопедической диагностики у детей с автоматической фиксацией, сохранением и анализом полученных данных, с формированием РЕЧЕВЫХ КАРТ; у детей и взрослых возможно определение физиологической реакции организма при речевых нагрузках (дыхания, частоты сердечных сокращений, периферической температуры, мышечного тонуса), а также индивидуально-психологических свойств обучающегося для выявления особенностей его психоэмоционального состояния, определения зоны риска и ресурсов и выбора индивидуальной, точно направленной тактики работы образовательно-профилактического или коррекционно-развивающего характера; оценка динамики изменений и эффективности проводимой коррекционной или профилактической работы.

Профилактика.

    формирование устойчивых навыков саморегуляции, повышение адаптивных возможностей организма; преодоление коммуникативных барьеров, улучшение социализации, в том числе при подготовке и адаптации детей к школе; профилактика заболеваний речеголосового и дыхательного аппарата и совершенствование навыков речи специалистов речевых профессий (педагогов, воспитателей, логопедов).

Психофизиологический тренинг.

Кардио – ФБУ – режим тренировки навыка диафрагмального дыхания;

Т – ФБУ – в этом режиме формируется навык произвольного повышения периферической температуры. Производится обучение снятию избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения посредством регуляции периферической температуры, мышечного тонуса;

ЭМГ – ФБУ – обучение приёмам общей мышечной и психоэмоциональной релаксации; развитие или восстановление мышечного чувства; тренировка навыка координированного управления мышечным напряжением.

ЭМГ – «Джекобсон» – тренировка с последовательным произвольным изменением мышечного напряжения, обучение навыку прогрессивной мышечной релаксации.

Режим «ЛОГО» – обучение «речевому дыханию», коррекция расстройств фонации; функциональных дисфоний; нарушения темпа речи; речевой тревоги; логоневрозов; заикания; гиперактивности и дефицита внимания.

Режим «ЛОГО» включает в себя пять рабочих режимов, каждый из которых имеет свой набор тренинговых сюжетов. Данная структура курса обеспечивает последовательную поэтапную работу по формированию, оптимизации, коррекции и тренировке навыков:

    диафрагмального (диафрагмально-реберного) типа дыхания как основы речевого дыхания; артикуляции, голосообразования речи, речевого поведения; стабилизации функционального и психоэмоционального состояний в целом.

В режиме «ЛОГО» используется внешняя обратная связь по кардиореспираторным параметрам (ЧСС, РСА и фазы дыхательного цикла), при этом одновременно могут регистрироваться физиологические показатели, снимаемые температурными и электромиографическими датчиками!

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА – 1 предназначены для:

    формирования и тренировки нового навыка диафрагмального (диафрагмально-реберного) дыхания по РСА (применяется после отработки диафрагмального дыхания в режиме «Кардио-ФБУ»); развития высших психических функций (восприятия, мышления, памяти), сенсорных ощущений, слухового внимания, усидчивости, волевых качеств.

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА – 2 предназначены для:

    формирование и развитие удлиненного, плавного выдоха; подготовки зрительного анализатора и поведения обучаемого к чтению текстов различной сложности; развития понятийного мышления, цветового, зрительного и ассоциативного восприятия, вопросно-ответной и спонтанной речи.

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА – 3 – ЧТЕНИЕ предназначены для:

    поэтапного формирования, развития, оптимизации, коррекции и тренировки новых навыков артикуляции, фонации, дикции, речевого дыхания, речи без избыточных физиологических усилий, уверенного речевого поведения; овладения просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, ударением), эмоциональной окраской речи и звуко-слоговой структурой слова; оптимизации энергетических затрат в процессе дыхания, чтения, речи, речевого поведения, общения; снижение физиологической цены речи; купирования тревоги, страхов, звукофобий, логофобий и социофобий; преодоления коммуникативных барьеров, повышение самооценки; развитие и повышения стрессоустойчивости, адаптации и социализации.

Режим «ЧТЕНИЕ» состоит и отдельных блоков – «Звуки», «Слоги», «Фразы», «Чистоговорки, пословицы, скороговорки», «Крылатые выражения и народная мудрость», ««Стихи», «Сказки», «Проза». В каждом блоке текстовой материал подобран для разных возрастных групп: детей, подростков, взрослых.

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА – 4 – ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ используются для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с задержками речевого и психического развития.

В ходе занятий развиваются и тренируются:

    познавательные функции, понятийное мышление, логика, ассоциативное мышление; зрительное пространственное восприятие различных объектов, образов, фигур, форм, сюжетов, цветов как единичных, так и в сочетании; усидчивость, целеустремленность, сила воли; чувство тела, навык диафрагмального дыхания с удлиненным плавным выдохом, навыки оптимизации психоэмоциональных и мышечных усилий в процессе тренинга АС-РСА; уверенное речевое поведение и повышение самооценки ребенка.

На всех этапах работы с использованием тренинговых сюжетов, содержащих тексты для чтения, можно осуществлять аудиозапись речи во время сеанса с последующим ее прослушиванием после сеанса.

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА – 5 – РЕЧЬ используются для адаптации к окружающей социальной среде выработанных в процессе тренинга АС-РСА новых динамических стереотипов: дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, психоэмоционального и речевого поведения.

В этом режиме содержится большой дидактический слайдовый материал по различным темам: «Природа», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Времена года» и т. д. Особенностью режима «РЕЧЬ» является:

    отсутствие на экране тренинговых сигналов внешней обратной связи по ЧСС и РСА при выведенных всех регистрируемых физиологических показателях; возможность не только проводить аудиозапись, но и прослушивать ее во время сеанса!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРОГРАММНО-ИНДИКАТОРНОГО КОМПЛЕКСА БОС «КОМФОРТ-ЛОГО» ОБЕСПЕЧИВАЕТ:

    коррекцию расстройств фонации; функциональных дисфоний; нарушения темпа речи; речевой тревоги; логоневрозов, расстройства речи у детей с нарушением слуха и зрения; алалии и афазии; дисграфии и дислексии; дизартрии и дислалии; ринолалии и ринофонии; заикания; гиперактивности и дефицита внимания; развитие высших психических функций и волевых качеств; обучение снятию избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения посредством регуляции периферической температуры, мышечного тонуса; обучение общей мышечной релаксации и координированному управлению мышечным напряжением. Программное обеспечение позволяет вести индивидуальные карты детей, формирует базу данных с результатами всех проведенных занятий.

В крупных городах, в различных развивающих центрах услуга БОС входит в логопедический комплекс как часть работы по коррекции речи, а именно по постановке речевого дыхания – основы правильной и красивой речи.

Во многих регионах комплексами БОС оснащены психолого-педагогические и медико-социальные службы.

Комплексы БОС зарекомендовали себя как отличная автоматизированная система психодиагностики и незаменимый коррекционно-развивающий методический инструментарий.

В рамках Федеральной программы «Доступная среда» в нашем городе были выделены средства 51 учреждению. В 2015 году ещё 50 учреждений получат финансирование. Многие школы в рамках данной программы приобрели системы БОС. Будем надеяться, что в скором времени, мы узнаем о результатах работы специалистов – БОС в нашем городе.

Оборудование БОС выпускают несколько компаний.

    научно-производственная фирма АМАЛТЕЯ, (год основания – 1999), город Санкт-Петербург. (год основания – 1988) — мировой лидер в разработке, производстве и внедрении технологии БОС. В составе фирмы работает: НОУ Институт Биологической обратной связи, город Санкт-Петербург.

Логокоррекционный комплекс БОС (Биологической Обратной Связи)

Логокоррекционный комплекс БОС (биологической обратной связи) предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции и поведенческих нарушений у здоровых и особых детей методом биологической обратной связи.

Метод биологической обратной связи (БОС) — это обучение человека саморегуляции: пониманию своего организма, его органов и систем в доступной и наглядной форме. Несмотря на то, что пояснение звучит достаточно сложно, этот метод доступен детям с 3 лет и всем взрослым. Основной показатель доступности методики – умение выполнять простые инструкции.

С помощью комплекса БОС ребенок получает новые знания о себе, о том, как управлять своим телом, и за счет взаимодействия мозга (произвольных действий) и тела (параметры которого отражаются на мониторе) автоматически включается саморегуляция. Сертифицированный специалист, работающий в этот момент с ребенком, помогает ему использовать новые знания для совершенствования и коррекции нарушенных функций.

Метод биологической обратной связи – это технология без границ. Он уже десятилетиями применяется в развитых странах и занял высокое место среди методов немедикаментозной терапии и коррекции.

Очень успешно применяется в работе с детьми с заиканием, ЗПР, СДВГ, аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна, с нарушением речи, слуха и зрения.

Возможности комплекса БОС:

  • диагностика функционального состояния ребенка при речевых нагрузках;
  • коррекция расстройств фонации, функциональных дисфоний, нарушения темпа речи, речевой тревоги, логоневрозов, расстройства речи у детей с нарушением слуха и зрения, алалии и афазии, дисграфии и дислексии, дизартрии и дислалии, ринолалии и ринофонии, заикания, гиперактивности и дефицита внимания;
  • развитие высших психических функций и волевых качеств;
  • преодоление коммуникативных барьеров, улучшение социализации;
  • формирование устойчивых навыков саморегуляции;
  • повышение адаптивных возможностей организма;
  • подготовка детей к школе;
  • профилактика заболеваний речеголосового и дыхательного аппарата и совершенствование навыков речи специалистов речевых профессий (педагогов, воспитателей, ораторов, менеджеров и др.).

Программа позволяет обучить ребенка правильному “речевому” дыханию, учитывая индивидуальные сердечные ритмы. При этом происходит снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, улучшается общее состояние организма и формируется правильно речевое поведение.

Речевой тренинг обеспечивает:

  • формирование и развитие удлиненного, плавного выдоха;
  • поэтапное формирование и тренировку новых навыков артикуляции, фонации;
  • овладение просодическими компонентами речи;
  • купирование тревоги, страхов, звукофобий, логофобий и социофобий;
  • преодоления коммуникативных барьеров, повышение самооценки;
  • развитие и повышение стрессоустойчивости, адаптации и социализации.

На всех этапах работы с использованием речи осуществляется аудиозапись во время сеанса с последующим прослушиванием и накоплением материала для последующего анализа.

Комплекс БОС состоит из программной (компьютерной части) и аппаратной части:

  • преобразователь измерительный биоэлектрических и биомеханических сигналов организма человека для работы с ПК по методу биологической обратной связи;
  • кардиодатчик – датчик частоты сердечных сокращений (ЧСС), предназначен для регистрации сигнала с поверхности грудной клетки;
  • датчик частоты дыхания (ЧД)- предназначен для регистрации дыхательных движений брюшной стенки;
  • микрофон – регистрирует и усиливает звуковой сигнал (речь пациента).

Комплекс БОС предназначен для детей от 3 лет и взрослых. Абсолютным противопоказанием является эпилепсия. Относительными противопоказаниями являются болезни сердца и высокая эпиготовность, кожные заболевания в стадии обострения.

Комплекс Амалтея Комфорт Лого

Логотерапевтический комплекс Амалтея Комфорт Лого предназначен для коррекции и оптимизации речевого дыхания, формирования слитной, эмоционально-окрашенной, свободной речи, а также для профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния, психосоматических расстройств и невротических нарушений, вызванных наличием речевых дефектов.

Описание

Технологии функционального биоуправления

Коррекционно-развивающие комплексы БОС по своим функциональным характеристикам является инструментом психодиагностическим, коррекционно-профилактическим, развивающим.
Рекомендованы специалистам помогающих профессий (психологам, логопедам, дефектологами, специалистам ЛФК, педагогам) для сопровождения всех субъектов образовательной среды – детей с различными нарушениями (речи, опорно-двигательного аппарата, личностного и интеллектуального развития), условно здоровых детей, педагогов, родителей.

В сфере образования данная технология широко используется, как эффективный вспомогательный инструмент в комплексе коррекционных мероприятий, осуществляемых психологами, логопедами, дефектологами, педагогами, специалистами ЛФК, другими специалистами, занимающимися вопросами формирования здоровьесберегающей образовательной среды и формирования здорового образа жизни.

Во время сеанса БОС с помощью прибора (индикатора) и специального программного обеспечения происходит регистрация физиологических параметров организма (маркерных параметров стрессовой реакции), таких как частота сердечных сокращений (ЧСС), периферическая температура, мышечное напряжение (миограмма), и их компьютерное преобразование в понятный для обучающегося вид – сигналы обратной связи в виде графиков, картинок, звуков или мультипликационного сюжета на экране монитора. При правильном выполнении тренировочных заданий происходит их определенное изменение. Появляется уникальная возможность увидеть или услышать то, что происходит с собственным телом, сравнить субъективные ощущения с объективными данными, отображаемыми на экране. Оценивая свои телесные ощущения, связанные с нужными изменениями, обучающийся начинает воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.

Овладение навыками саморегуляции, закрепляющимися на уровне памяти тела, обеспечивает их долгосрочность, формирует психофизиологический ресурс организма, которым человек будет пользоваться всю жизнь.

Комплекс Комфорт Лого

Комплекс БОС Комфорт Лого с успехом применяется в практике логопедов, логоневрологов, фонопедов, фониатров, дефектологов, психотерапевтов в учреждениях здравоохранения, в образовательных учреждениях: детских и взрослых поликлиниках, центрах восстановительного лечения, реабилитации, в медико-педагогических центрах, психоневрологических отделениях и диспансерах, отделениях неврозов и речевой патологии, санаториях и профилакториях, в развивающих и коррекционных центрах, в школах, в детских садах.

В ходе тренинга саморегуляции с применением биоуправления производится непрерывный мониторинг определенных электрофизиологических показателей (частоты сердечных сокращений, уровня мышечного напряжения). Широкие мультимедийные и игровые возможности, реализуемые программным обеспечением, повышают мотивацию к обучению как у взрослых, так и у детей, начиная с 6-7 лет, и способствуют достижению хороших результатов.

Программное обеспечение позволяет вести индивидуальные карты пациентов, формирует базу данных с результатами всех проведенных сеансов.

На всех этапах работы с использованием речи, можно осуществлять её аудиозапись во время сеанса с последующим прослушиванием.

Назначение

  • Коррекция и оптимизация речевого дыхания, формирование слитной, эмоционально-окрашенной, свободной речи без усилий и речевых судорог
  • Лечебно-коррекционный тренинг биоуправления при расстройствах фонации, функциональных дисфониях, речевой тревоге, логоневрозах, заикании
  • Профилактика и коррекция нарушений психоэмоционального состояния, психосоматических расстройств и невротических нарушений, вызванных наличием речевых дефектов
  • Диагностика функционального состояния при речевых нагрузках
  • Диагностика психоэмоционального состояния
  • Преодоление коммуникативных барьеров, улучшение социализации
  • Развитие высших психических функций и волевых качеств
  • Профилактика заболеваний речеголосового аппарата у специалистов речевых профессий
  • Формирование устойчивых навыков саморегуляции, повышение адаптивных возможностей организма

Программное обеспечение обеспечивает

  • Диагностику функционального состояния при речевых нагрузках
  • Формирование и развитие удлиненного, плавного выдоха
  • Поэтапное формирование и тренировку новых навыков артикуляции, фонации
  • Овладение просодическими компонентами речи
  • Формирование диафрагмального речевого дыхания при дизартрии, заикании, ринолалии, дисфонии
  • Нормализацию мышечного тонуса при дизартрии, заикании, дисфонии
  • Преодоления коммуникативных барьеров, повышение самооценки
  • Купирование тревоги, страхов, звукофобий, логофобий и социофобий
  • Развитие и повышение стрессоустойчивости, адаптации и социализации
  • Развитие высших психических функций и волевых качеств
  • Подготовку детей к школе
  • Профилактику заболеваний речеголосового и дыхательного аппарата и совершенствование навыков речи специалистов речевых профессий (педагогов, воспитателей, логопедов)

Функционал логотерапевтического комплекса БОС

1. Диагностика

Данный режим предназначен для диагностики некоторых электрофизиологических показателей (частоты сердечных сокращений, уровня мышечного напряжения и периферической температуры), а также для комплексного мониторинга по нескольким показателям одновременно.

2. Кардио режим

Данный режим позволяет проводить сеансы по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания, что приводит к оптимизации нагрузки на сердечно-сосудистую систему, нормализации вегето-сосудистого тонуса, снятию психоэмоционального напряжения.

Визуальные сюжеты обратной связи включают различные типы изменения картинок при выполнении вдоха/выдоха, а также анимационные сюжеты.

Например, сюжет «Мыльные пузыри»

Сюжет «Полоса». Преобразования картинок в зависимости от фазы дыхательного цикла.

3. ЭМГ режим

Данный режим позволяет проводить сеансы, направленные на снижение общего мышечного напряжения, восстановление «мышечного чувства», выработку навыка мышечного расслабления.

Режим представлен несколькими типами упражнений: повышение активности, уменьшение активности, режим чередования (ЭМГ-Джекобсон). Пациент может получать аудиальные сигналы обратной связи (определённые изменения звукового файла, связанные с изменением мышечной активности) или визуальные (изменения картинок, видео сюжетов, анимационные приложения).

Например, режим «Мозаика»: постепенное заполнение поля выбранными цветами при правильном выполнении упражнения.

4. Режим дыхания

Данный режим предназначен для выработки навыка оптимального речевого дыхания, формирования и развития навыков артикуляции, фонации, а также для овладения просодическими компонентами речи. На всех этапах работы с использованием речи, можно осуществлять её аудиозапись во время сеанса с последующим прослушиванием.

Режим содержит несколько разделов: отработка речевого выдоха, чтение, речь, понятийное мышление. Программа позволяет создавать индивидуальные протоколы тренировочных сеансов, задавать параметры упражнений для каждой фазы тренировки, а также управлять сложностью заданий в течение всего сеанса.

Раздел «Выдох» предназначен для формирования удлинённого плавного выдоха, его развития и тренировки, подготовки зрительного анализатора к чтению текстов различной сложности. Содержит разнообразные сюжеты обратной связи.

Например, сюжет «Жалюзи»: при выполнении речевого выдоха происходит заливка цветом горизонтальных полос. Направление движения цвета и наличие нескольких строк постепенно приучают глаза к дальнейшему чтению текстов.

Сюжет «Жалюзи (слайды)». Действует аналогично режиму «Жалюзи (цвет)», но содержит картинки с подписями (нпр, Флаги стран мира).

Раздел «Чтение» предназначен для поэтапного формирования, развития, коррекции и оптимизации новых навыков артикуляции, фонации, речевого дыхания и свободной, эмоционально окрашенной речи без избыточных психофизиологических усилий. Содержит большое количество стимульного материала и фонов для него. Однако, при необходимости специалист может самостоятельно добавлять свои тексты. Во время сеанса ведётся аудиозапись.

Раздел «Речь» предназначен для адаптации выработанных в процессе тренировок новых динамических стереотипов дыхания, артикуляции, голосообразования, речи и речевого поведения к окружающей социальной среде.

Раздел «Понятийное мышление» предназначен для развития и тренировки у детей дошкольного и младшего школьного возраста (в том числе с задержками речевого и психического развития) познавательной функции, понятийного мышления. Содержит сюжетные блоки: «Пространство», «Понятие-образ», «Количество», «Цвет».

Комфорт Лого – коррекция речевых расстройств методом биологически обратной связи (БОС)

Комплекс БОС предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции у здоровых и больных людей (дети с 4 лет, подростки и взрослые) методом биологической обратной связи (БОС). Используют логопеды, дефектологи, педагоги, социальные работники, психологи и др. (бос-терапия).

Методическая литература:

Видео:

Ссылки в интернете “БОС в регионах РФ”

Программно-индикаторный комплекс БОС регистрирует и обрабатывает одновременно сигналы частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД) с выделением вдоха и выдоха. Комплекс имеет речевой банк (стихи, проза), который может постоянно пополняться. На основе полученных величин обработанных сигналов ЧСС, ЧД и речевого банка программа равномерно располагает речевой материал для чтения на выдохе.

Сигналы БОС представляются на экране монитора компьютера в виде зрительных образов, изменяющихся в соответствии с вдохом/выдохом (смена слайдов, равномерное разворачивание текста и т.п.), а также в виде звуковых сигналов (пороговые включение/выключение, изменение тональности и т.п.).

Программа осуществляет одновременную обработку ЧСС и ЧД с последовательным заданием требуемых характеристик длительности вдоха/выдоха, равномерностью расположения текстового материала на выдохе и индикацией по каналам мультимедийной БОС отклонений реальных показателей от эталонных. Построение программы на модульной основе позволяет свободно планировать сеанс и управлять его ходом. Различные уровни сложности настроек сюжетов дают возможность адаптировать их под свои требования, начиная от выбора типа обратной связи и вплоть до создания своего собственного варианта сюжета.

Комплекс обеспечивает постоянный контроль изменений функционального состояния человека в покое и при речевых нагрузках с определением «физиологической цены» речи и изменений качества речи, а также позволяет осуществлять поэтапное совершенствование речи методом БОС.

Состав комплекса

  • Электронный блок регистрации частоты дыхания (ЧД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС), предназначенный для информирования о сигналах обратной связи с помощью персонального компьютера
  • Датчик ЧСС, предназначенный для регистрации сигнала ЭКГ
  • Датчик ЧД, предназначенный для регистрации дыхательных движений брюшной стенки
  • Микрофон

Датчик ЧСС устанавливается при помощи ремня на поверхность грудной клетки. При этом руки человека остаются свободны, что позволяет избежать нежелательных артефактов при выполнении движений руками (письмо, пальчиковая гимнастика и др.).

Датчик ЧСС устанавливается на запястье. Удобно в пробных (первых) сеансах обучения, т.к. для установки датчиков не нужно оголять грудь.

Датчик ЧД устанавливается на передней брюшной стенке на обнаженном теле или поверх одежды.

Этапы формирования красивой и правильной речи методом БОС

1. Выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (дыхание по А.А. Сметанкину).

Осуществляется с помощью специально созданной линейки сюжетов (выстроенных от простого к сложному), имеющих особую смысловую нагрузку с учетом механизмов наиболее эффективного обучения. Сюжет «Столбик» обеспечивает понятный каждому человеку алгоритм тренируемого дыхания (увеличение пульса на вдохе и уменьшение на выдохе) через зрительную и слуховую обратную связь (БОС).

Вдох — шторка на столбике поднимается вверх, закрывая его, в ответ на увеличение величины ЧСС (БОС). Выдох — шторка на столбике опускается вниз в ответ на уменьшение величины ЧСС (БОС). Каждому положению шторки на столбике соответствует определенная тональность звукового сигнала обратной связи, который по желанию инструктора или тренирующегося может быть включен или выключен (БОС).

Программа содержит игровые сюжеты «Забор» и «Анимация», а также 470 изображений по более чем 10 темам, которые обеспечивают высокий уровень мотивации к выработке требуемого типа дыхания.

2. Постановка плавного равномерного удлиненного выдоха (на основе диафрагмально-релаксационного дыхания) осуществляется с помощью специальных сюжетов с контролем по каналам обратной связи только выдоха (БОС)

Контроль выдоха осуществляется по двум алгоритмам:

  • Управление «БОС по ЧСС» (индикация выдоха происходит в ответ на текущее изменение ЧСС человека);
  • Управление «Равномерное по ЧСС» (индикация выдоха происходит равномерно во времени в соответствии с индивидуальной для каждого человека длительностью выдоха).

Сюжет «Столбик». Алгоритм – управление «БОС по ЧСС»

Сюжет «Полосы». Алгоритм – управление «Равномерное по ЧСС».

Индикация по каналам БОС только выдоха, контролируемого горизонтальным открыванием картинки, позволяет осуществлять подготовку речевого аппарата к совершенствованию и коррекции речи.

3. Поэтапное совершенствоавние и коррекция речевой функции.

Используя навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, обучаемый читает и произносит мысленно, шепотом и вслух речевой материал (звуки, слоги, слова, словосочетания), появляющийся на экране монитора в фазу равномерного речевого выдоха.

Используются сюжеты с различными алгоритмами БОС: «Открывание», «Строки», «Текст».

4. Закрепление нового сформированного стереотипа речи с целью максимальной его адаптации к использованию в повседневной жизни.

Осуществляется с помощью сюжетов «Пересказ» и «Описание», «Спонтанная речь».

Сюжет «Спонтанная речь»

Выполнение заданий по указанным сюжетам производится под постоянным контролем с помощью БОС. При этом фиксируются изменения текущего функционального состояния человека и изменения степени его овладения новым речевым стереотипом.

Речевой банк составляет 2020 текстовых файла, есть возможность пополнения речевого банка материалами пользователя. Во всех речевых сюжетах есть запись звука (запись и прослушивание речи пациента, который сохраняется в виде аудиофайла вместе с результатами сеанса).

Закрепление выработанных речевых навыков в домашних условиях.

Для закрепления выработанных речевых навыков используются мультимедийные компьютерные программы, которые не требуют установки датчиков регистрации ЧСС и ЧД. Домашняя тренировка на ПО многократно повышает эффективность коррекции речи.

Первоначальный рекомендуемый набор ПО содержит:

  • Здоровое дыхание
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Игра-скороговорка «Догони гепарда»
  • Игра-самоучитель «Учитель звуков»

Скачать демо-версии первоначального набора можно по ссылке.

Купить данный набор и другие ПО можно в интернет-магазине «БИОСВЯЗЬ».

ЛОГО. Логотерапевтический комплекс для коррекции и предотвращения развития речевых нарушений методом ФБУ-БОС

Логотерапевтический комплекс ЛОГО предназначен для коррекции и оптимизации речевого дыхания, формирования слитной, эмоционально-окрашенной, свободной речи, а также для профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния, психосоматических расстройств и невротических нарушений, вызванных наличием речевых дефектов.

  • Индикатор компьютерный полиграфический (УСО-01) (от USB-порта)
  • Комплект регистраторов
  • Программное обеспечение «ЛОГО»
  • Руководство пользователя
  • Вес: 2 кг
  • Габариты: 35х25х15 см
  • Страна производства: Россия
  • Тип связи с ПК: USB
  • Источник питания: от USB порта
  • 4 канала: 1хЧСС 1хДЫХ 1хТЕМП 1хЭКГ

Логотерапевтический комплекс ЛОГО предназначен для коррекции и оптимизации речевого дыхания, формирования слитной, эмоционально-окрашенной, свободной речи, а также для профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния, психосоматических расстройств и невротических нарушений, вызванных наличием речевых дефектов.

  • Индикатор компьютерный полиграфический (УСО-01) (от USB-порта)
  • Комплект регистраторов
  • Программное обеспечение «ЛОГО»
  • Руководство пользователя
  • Вес: 2 кг
  • Габариты: 35х25х15 см
  • Страна производства: Россия
  • Тип связи с ПК: USB
  • Источник питания: от USB порта
  • 4 канала: 1хЧСС 1хДЫХ 1хТЕМП 1хЭКГ
  • Коррекция и оптимизация речевого дыхания, формирование слитной, эмоционально-окрашенной, свободной речи без усилий и речевых судорог
  • Лечебно-коррекционный ФБУ-тренинг при расстройствах фонации, функциональных дисфониях, речевой тревоге, логоневрозах, заикании
  • Профилактика и коррекция нарушений психоэмоционального состояния, психосоматических расстройств и невротических нарушений, вызванных наличием речевых дефектов
  • Диагностика функционального состояния при речевых нагрузках
  • Диагностика психоэмоционального состояния
  • Преодоление коммуникативных барьеров, улучшение социализации
  • Развитие высших психических функций и волевых качеств
  • Профилактика заболеваний речеголосового аппарата у специалистов речевых профессий
  • Формирование устойчивых навыков саморегуляции, повышение адаптивных возможностей организма

Возможности логотерапевтического комплекса БОС “ЛОГО”

Режим предназначен для диагностики некоторых электрофизиологических показателей (частоты сердечных сокращений, уровня мышечного напряжения и периферической температуры), а также для комплексного мониторинга по нескольким показателям одновременно.

Режим предназначен для диагностики некоторых электрофизиологических показателей (частоты сердечных сокращений, уровня мышечного напряжения и периферической температуры), а также для комплексного мониторинга по нескольким показателям одновременно.

Сюжет «Полоса»: Преобразование картинок в зависимости от фазы дыхательного цикла.

режим позволяет проводить сеансы, направленные на снижение общего мышечного напряжения, восстановление «мышечного чувства», выработку навыка мышечного расслабления.

Режим представлен несколькими типами упражнений: повышение активности, уменьшение активности, режим чередования (ЭМГ-Джекобсон). Пациент может получать аудиальные сигналы обратной связи (определённые изменения звукового файла, связанные с изменением мышечной активности) или визуальные (изменения картинок, видео сюжетов, анимационные приложения).

Режим «Мозаика»: постепенное заполнение поля выбранными цветами при правильном выполнении упражнения.

Режим предназначен для выработки навыка оптимального речевого дыхания, формирования и развития навыков артикуляции, фонации, а также для овладения просодическими компонентами речи. На всех этапах работы с использованием речи, можно осуществлять её аудиозапись во время сеанса с последующим прослушиванием.

Режим содержит несколько разделов: отработка речевого выдоха, чтение, речь, понятийное мышление. Программа позволяет создавать индивидуальные протоколы тренировочных сеансов, задавать параметры упражнений для каждой фазы тренировки, а также управлять сложностью заданий в течение всего сеанса.

Сюжет «Жалюзи (слайды)» при выполнении речевого выдоха происходит открытие картинки с надписью.

В образовательном процессе комплекс «ЛОГО» можно использовать для:

  • Диагностики функционального состояния при речевых нагрузках
  • Формирования и развитие удлиненного, плавного выдоха
  • Поэтапного формирования и тренировки новых навыков артикуляции, фонации
  • Овладения просодическими компонентами речи
  • Формирования диафрагмального речевого дыхания при дизартрии, заикании, ринолалии, дисфонии
  • Нормализации мышечного тонуса при дизартрии, заикании, дисфонии
  • Преодоления коммуникативных барьеров, повышение самооценки
  • Купирования тревоги, страхов, звукофобий, логофобий и социофобий
  • Развития и повышения стрессоустойчивости, адаптации и социализации
  • Развития высших психических функций и волевых качеств
  • Подготовки детей к школе
  • Профилактики заболеваний речеголосового и дыхательного аппарата и совершенствование навыков речи специалистов речевых профессий (педагогов, воспитателей, логопедов)

Читайте также:  Использование биоэнергопластики в работе с детьми с речевыми нарушениями
Ссылка на основную публикацию