Командные игры для детей с ОНР

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с общим нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. В связи с этим важно уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра. Планируя работу, воспитатели должны адекватно подбирать подвижные игры, с учетом возможностей детей.

Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, которые можно рекомендовать воспитателю в группе с детьми, имеющими ОНР и системное недоразвитие речи.

Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером—одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых), с пониманием каждого этапа работы с ним при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.

Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», может проходить по типу игр-инсценировок «Теремок», проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учится целенаправленно катать мяч, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п.), и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач:

  • повышают активность;
  • развивают подражательность;
  • формируют игровые навыки, компоненты речи;
  • поощряют творческую активность детей.

Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятий физическим трудом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры могут быть направлены на развитие ориентировки в пространстве, развитие внимания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и т. п.).

У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному для детей более младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы с детьми-логопатами.

Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут, или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важнее, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

После того, как большинство детей усвоит правила игры им будут понятны задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.

Предлагаемые игры могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится перечень игр, которые можно рекомендовать воспитателю специальной группы на прогулке.

Спортивные игры
  1. » Кому достанется кегля»

На табурет ставится кегля или булава. По обе стороны табурета в 8-10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

Ведущий говорит, обращаясь к детям: «Игра, в которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова «Тик-так-тук». Дети несколько раз повторяют этот ряд слов и только после этого ведущий продолжает: «Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут: Тик. На два свистка вторая команда скажет: Так. Тук,- скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться.

  1. «Не перепутай» («Нос-ухо-нос»)

Ведущий объясняет участникам правила игры: при слове НОС нужно дотронуться до носа, при слове ЛОБ — до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут верно называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.

Ведущий пытается запутать детей: «Нос-нос-нос-ухо». Сказав УХО, ведущий указывает пальцем на подбородок и т.д.

Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать быстроту реакции.

  1. «Узнай по голосу»

Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.

Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встанем.

Ты загадку отгадай:

Кто тебя позвал, узнай?

Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» или «Назови меня». Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.

  1. «Салки» в два круга

Участники игры образуют два круга: один — внутренний, другой — внешний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу руководителя они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга, т. е. дотронуться рукой до кого-либо раньше, чем те успеют присесть. «Осаленные» дети встают во внутренний круг, игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (4—6).

  1. «Нас не слышно и не видно»

Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек). Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих, на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти.

  1. «Найди флажок»

На небольшом участке (участок, где много кустов, деревьев) ведущий прячет несколько флажков в таких места, где их не сразу можно найти, но ветками и травой не прикрывает. На поиски флажков отводится 15 мин, после чего подается сигнал и каждый, кто нашел флажок, несет его к педагогу. Выигрывает тот, кто принесет больше флажков.

Вариант: принеся флажки, играющие говорят, где и как они их нашли. Точно так же можно прятать любую игрушку в помещении, на прогулке. В данной игре можно усложнить и речевую задачу. Если ребенок найдет сразу два предмета, он может составить простое предложение с однородными членами: «Вот утка и петух», «Катя, неси утку и петуха», «Вот кубик и домик», «У меня кубики и домик» и т. д.

  1. «Передай — садись»

Играющие разбиваются на несколько команд по 5—6 человек в каждой, выбирают капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии сначала 4, потом 5—6 шагов становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на скамеечку. Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч.

  1. «Передача мяча по кругу»

Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана, который получает большой мяч. По сигналу капитан поднимает мяч над головой и передает его назад. Мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда мяч дойдет до капитана, тот направляет его вперед, т. е. в обратном направлении. Выигрывает команда, у которой мяч ни разу не упадет и быстрее вернется к капитану.

Усложненный вариант игры.

После того, как мяч вернется к капитану, все по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру, и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращения к капитану, он поднимает его над головой. Сначала воспитатель проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и как поворачиваться), воспитатель делит их на две команды и проводит соревнования между ними. Чтобы дети лучше усвоили задание, необходимо не только показывать, но и называть каждое движение.

  1. «Быстрей шагай»

Играющие строятся в одну шеренгу. Спиной к играющим на другой стороне площади стоит водящий. Водящий-педагог четко говорит: «Быстрей шагай, смотри не зевай! Стоп!». Пока он произносит эти слова, дети стараются быстрым шагом приблизиться к водящему. При команде «стоп!» они должны замереть на месте. Тот, кто не успеет остановиться, возвращается на свое место. Произнеся команду, водящий быстро оглядывается и следит за тем, как ребята выполняют правила игры. Так играют до тех пор, пока кто-нибудь не «запятнает» водящего раньше, чем тот успеет оглянуться. Тот, кто осалит водящего, становится победителем. Игру можно усложнить. После того, как осалят водящего, тот бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

Коренченко Наталья Геннадьевна
учитель-логопед, МДОУ «Огонек»
Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри

Игры в развитии словообразования у детей с ОНР

Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Так как правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка. Поэтому своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. То есть по мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Чего нельзя сказать о детях с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи нарушены внимание, память, мышление, восприятие, и так же наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. Поэтому у детей данной группы с большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различие звуков, страдает связная речь, словарный запас отстает от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям. Формирование лексики у детей с нормой тесно связано с процессами словообразования, потому что по мере развития словообразования словарь детей быстро обогащается за счет производных слов, а у этой категории дошкольников словарный запас ограничен; так как у детей с общим недоразвитием речи при формировании процесса словообразования возникают трудности.

Поэтому для того, чтобы словарь детей с общим недоразвитием речи обогащался надо использовать игры по формированию процесса словообразования, целью которых является уточнение структуры значения слова, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Можно выделить три этапа работы по формированию словообразования.

Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Примерные игры и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных

Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

Игра «Что для чего?»

Взрослый предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице).

В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

— Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница.)

— Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница.)

— Как называется сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница.)

— Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница.)

Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.

Вначале взрослый задает детям загадку про животное. Например:

Хвост пушистый – краса!

Кто это? (Это лиса.)

— А как называют детеныша лисы? (Лисенок.)

— Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок.)

Взрослый показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д

Читайте также:  Презентация: Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению

Изменить слово по аналогии.

а) виноград – виноградина, горох – . свинья – . жемчуг – . баран – . картофель – . теленок – . лед – . ;

б) бусы – бусинка, снег – . пыль – . песок – . дождь – …, пух – .

Назвать профессии (по картинкам).

Взрослый предлагает детям ответить на вопросы:

— Кто носит багаж? (Носильщик.)

— Кто сваривает трубы? (Сварщик.)

— Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)

— Кто работает на кране? (Крановщик.)

— Кто укладывает камни? (Каменщик.)

— Кто точит ножи? (Точильщик.)

— Кто чинит часы? (Часовщик.)

— Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)

Примерные игры и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Взрослый предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

мыла – вымыла, вешает – повесила, умывается – умылся, стирает – постирала, рисует – нарисовал, ловит – поймала, убирает – убрала, красит – покрасил, догоняет – догнала,

Игра «Чем отличаются слова?»

Взрослый просит детей показать на картинках, кто умывает – умывается, прячет – прячется, одевает – одевается, обувает – обувается, качает – качается, причесывает – причесывается.

Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, качается, одевается, обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а) В импрессивной речи.

Взрослый называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.

входит – выходит, подлетает – отлетает, подходит – отходит, влетает – вылетает, переходит – перебегает, наливает – выливает, залезает – слезает.

Аналогичным образом проводится игра в лото. У детей карточки с картинками, изображающими действия. Взрослый называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.

б) В экспрессивной речи.

Взрослый предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:

в клетку. (влетает), из клетки. (вылетает), через дорогу. (переходит), от дерева. (отходит), к дому. (подъезжает), в стакан. (наливает), из стакана. (выливает), на дерево. (влезает), с дерева. (слезает

Примерные игры и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных

Игра «Чьи хвосты?»

Взрослый рассказывает сказку «Хвосты».

— Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост». Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? Лисий. А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

—А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки – собачий. Хвост кошки – кошачий.

Хвост коровы – коровий. Хвост лошади – лошадиный.

Хвост быка – бычий. Хвост козы – козий.

Хвост барана – бараний. Хвост овцы – овечий.

Игра «Правильно назови листья».

Лист дуба – дубовый лист, лист осины – . лист березы – . лист клена – . лист липы – . лист яблони – . лист рябины – . лист смородины – . шишка сосны – . шишка ели – . сережка ольхи – .

Игра в лото «Что из чего сделано?»

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Взрослый называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос:

«Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная,

ложка из дерева – деревянная, нож из металла – металлический,

ведро из железа – железное, ваза из хрусталя – хрустальная,

чашка из фарфора – фарфоровая, платье из шелка – шелковое,

коробка из картона – картонная, шарф из шерсти – шерстяной,

булка из пшеницы – пшеничная, хлеб из ржи – ржаной,

варенье из вишни – вишневое, дорога из песка – песчаная,

сумка из кожи – кожаная, мяч из резины – резиновый,

шуба из меха – меховая, крыша из соломы – соломенная,

игрушка из пластмассы – пластмассовая,

шарик из пластилина – пластилиновый, труба из кирпича – кирпичная,

подушка из пуха – пуховая, одеяло из ваты – ватное,

салфетка из бумаги – бумажная, сарафан из ситца – ситцевый, кувшин из глины – глиняный, погреб из камня – каменный, шинель из сукна – суконная.

Сравнить предметы и закончить предложения.

Апельсин большой, а арбуз еще больше.

Клубника маленькая, а смородина еще . Дыня сладкая, а арбуз еще .

Персик мягкий, а вишня еще . Яблоко твердое, а айва еще .

Груша вкусная, а ананас еще . Дерево высокое, а башня еще .

Куст низкий, а трава еще . Клен толстый, а дуб еще .

Рябина тонкая, а камыш еще . Шар легкий, а пушинка еще .

Сумка тяжелая, а чемодан еще . Диван мягкий, а подушка еще .

Дерево твердое, а железо еще . Лед прозрачный, а стекло еще .

Лента узкая, а нитка еще . Шнурок длинный, а нитка еще .

Линейка короткая, а карандаш еще … Волк большой, а медведь еще .

Олень высокий, а жираф еще . Медведь тяжелый, а слон еще .

Ответить на вопрос «Как?»

Утром светло, а днем (как?) еще светлее.

Вечером темно, а ночью еще . Осенью холодно, а зимой еще .

В пальто тепло, а в шубе еще …

Весной солнце светит ярко, а летом еще …

Весной птицы поют звонко, а летом еще …

Поезд едет быстро, а самолет летит еще .

Черепаха ползет медленно, а улитка еще …

Игра «Чья мама, чьи детки?»

Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме, практическое усвоение в речи детей существительных с уменьшительно-ласкательным значением, закрепление грамматических категорий единственного и множественного числа существительных.

Взрослый раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых животных. Взрослый говорит: «Плачет лиса, потеряла она своих детей. Кто у нее дети?»

«Лисята», – отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе карточку с изображением лисы.

«А как мы назовем одного ребенка?»

«Лисенок» – отвечает ребенок.

Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут себе мам.

Игра «Сложи животное»

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, закрепление представления о частях тела различных животных, практическое усвоение в речи детей существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Детям предлагаются разрезанные на отдельные части изображения животных (ноги, туловище, голова, хвост). Взрослый предлагает сложить целое животное, назвать и рассказать о частях его тела.

Например: Это лапа – лапка заячья. Это морда – мордочка лисья и так далее.

Игра «Чего не хватает?»

Цель: активизация словаря существительных по теме.

Детям раздаются фигурки зверей, вырезанные из картона, без одной детали: хвоста, лапы и так далее. Дети должны попросить недостающую деталь.

Например: 1. Дайте мне, пожалуйста, лисий хвост.

2. Дайте мне, пожалуйста, медвежью лапу.

По материалам: • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М., 2001; • Журнал «Взрослый» № 5, 2014

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы с ОНР

Конспект будет полезен воспитателям, работающим с детьми с нарушениями речи.

Цель: Формирование у детей представления о притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.
Задачи:
1.Формировать у детей умение образовывать и употреблять во фразах притяжательные прилагательные с суффиксом – ин- с направляющей помощью Воспитательа, согласовывать с существительными в роде и числе с опорой на вопрос (Чей? Чья? Чьи? Чьё?).
2.Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) через установление принадлежности предметов объектам по возрастным признакам, через классификацию предметов по их назначению.
3.Воспитывать аккуратность, отзывчивость, желание помочь людям.

Предварительная работа: беседа о разновидностях и назначении, возрастных отличиях одежды, обуви, головных уборов, рассматривание натуральных объектов и предметных картинок, повторение стихотворения «Игрушки», пальчиковой гимнастики «Семья».

Оборудование:
Демонстрационный материал: мольберт, предметная картина «Семья», картины-шутки «Катя», «Дима», два варианта картин с наложенными изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов (по три на каждой), плоскостной макет шкафа с открывающимися дверками.

Раздаточный материал: на ковре мелкие предметные картинки по теме на липучках.

Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети стоят вокруг Воспитателя, возле мольберта, на котором висит картина «Семья».
Воспитатель: – Я хочу вас познакомить с одной большой и дружной семьей, в которой есть дети: Катя и Дима. Давайте назовем членов этой семьи.
Дети называют: – Мама, папа, дедушка, бабушка, Катя и Дима.
Воспитатель: – А Катя для мамы и папы кто? – Дочка. А для бабушки с дедушкой? – Внучка.
Дима для мамы и папы кто? – Сын. А для бабушки с дедушкой? – Внук
2. Знакомство с притяжательными прилагательными.
Дети садятся за столы.

Воспитатель выставляет на доску две картинки с наложенными изображениями предметов.
Игровое упражнение «Узнай предмет».
Воспитатель: – Ребята, вот для вас волшебные картинки. Здесь предметы, которые носят члены этой семьи. Попробуйте их узнать. Найдите шляпу мамы. Ника, покажи ее на картинке, обведи указкой (ребенок выходит к доске, обводит предмет) – Правильно, это шляпа мамы. А можно сказать по-другому: «Это мамина шляпа» – Дети, это чья шляпа? Дети отвечают хором: «Это мамина шляпа». – Найдите фартук бабушки. Вова, обведи фартук бабушки указкой (ребенок выходит к доске, обводит изображение) А как можно сказать по-другому? (обращается к детям) Это чей фартук? (Дети отвечают хором) – Да, это бабушкин фартук.
По аналогии: папины ботинки, дедушкины валенки, Катино платье, Димина кепка)
Воспитатель: – Давайте повторим, чьи вещи мы нашли на волшебных картинках. Дети индивидуально отвечают. Затрудняющимся детям Воспитатель задает опорные вопросы («Чьё это платье?». )
Воспитатель: – Платье и фартук – это что? Дети: – Это одежда
Ботинки и валенки – это что? – Это обувь
Шляпа и кепка – это что? – Это головные уборы

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть с пальчиками стоя.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья!
3. Употребление притяжательных прилагательных в простой фразе.
Катя и Дима еще маленькие, и ходят в детский сад, но очень хотят стать взрослыми. Поэтому часто наряжаются во взрослые вещи. Воспитатель вносит картинки-шутки. Задает вопросы детям.
– Катя надела чей фартук? … Правильно, бабушкин. Бабушка – хозяйка на кухне. Катя обула чьи туфли? … Да, мамины. Разве девочка может ходить на таких каблуках. Катя надела чье платье? … Конечно, разве девочки носят такие длинные платья. Катя надела чью шляпку. А как ты догадалась, что это мамина шляпка?
Дети употребляют во фразах готовые притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными. Неправильные индивидуальные ответы исправляются детьми или Воспитателем.
По аналогии работают с картинкой «Дима»

( папины брюки, папина шляпа, дедушкины валенки, дедушкин жилет)
Воспитатель: – Получилось ли у детей с помощью этих вещей стать взрослее? Конечно, нет. Только беспорядок навели! (Воспитатель указывает на ковер с разбросанными картинками)
Давайте отдохнем, а потом поможем детям разложить все эти вещи по местам.
Физкульминутка: Проговаривание стихотворения «Игрушки» с движениями и эмоциями.
В наш детский сад ходит много ребят.
Игрушку из дома нести каждый рад.
Катин зайчишка прыгает так,
Вовин мишутка топает так,
Машина кукла плачет вот так,
Тимина рыбка плавает так.
Танечкин мячик скачет вот так.
Любят игрушки все дети вот так!

4. Включение притяжательных прилагательных в развернутое высказывание по образцу Воспитателя.

Дети садятся на стульчики. Выставляется макет шкафа с тремя отделениями. Открываются дверцы.
Воспитатель: – Дети, что это? ( Это шкаф) А сколько отделений в этом шкафу? Давайте посчитаем (показывает сверху-вниз) – Три.
Головные уборы мы положим на верхнюю полку.
Предметы одежды повесим на вешалки, а обувь мы поставим на нижнюю полку.
Давайте сначала я попробую. Берет картинку с ковра.
Воспитатель: – Это дедушкин свитер. Я повешу его на вешалку, потому что это одежда.
Возьмите каждый по картинке. Угадайте, чья это вещь, а затем найдите ей место в шкафу.
Дети берут с ковра по одной картинке и садятся на стульчики. Подходят по одному к шкафу, прикрепляют свои картинки в нужное место. Строят высказывания по образцу, по наводящим вопросам: «Чью шубу?», « Почему на вешалку?»
Например: «Это мамина шуба. Я повешу мамину шубу на вешалку, потому что это одежда»
По аналогии: Катин берет, мамина шуба, бабушкины тапки, папина шляпа, дедушкины сапоги (солдатские, старые), Димина футболка.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой у нас порядок! Чьи вещи мы разложили в шкафу (хоровые ответы: «мамины», «папины»…) Вещи находятся на своих местах. Как называются предметы, которые лежат на верхней полке. Правильно, головные уборы. А те, которые висят на вешалках? … Правильно, одежда. А на нижней полке стоит что? (обувь).
Теперь в доме чистота и порядок. Но как же нам помочь Кате и Диме. Что им посоветовать? Ведь они так хотят стать взрослыми. Что могут делать в доме дети как взрослые? Чем могут помочь своей семье? Дети предлагают свои варианты дел. – Правильно, надо совершать взрослые поступки, помогать своим родным и тогда они скажут: «Какие вы молодцы, совсем уже взрослые!»
Ребята, мне будет очень интересно узнать, как вы дома помогаете своим родным. Расскажите мне потом?
. Молодцы ребята! Теперь Катя с Димой знают, что нужно сделать, чтобы повзрослеть!

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Дикие животные

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани».

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_kak_vyrashchivayut_hleb.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

  1. Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений; дать представление о труде хлебороба, о машинах-помощниках.
  2. Упражнять в словообразовании.
  3. Познакомить и объяснить значение пословицы «Хлеб – всему голова»
  1. Развивать связную речь, уметь составлять рассказы – описания и по серии картин.
  2. Развитие мелкой и общей моторики.
  1. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа. Разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе; чтение стихов, рассказов

Материалы. Демонстрационный материал: хлебобулочные изделия (пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черно го хлеба, рогалик, булочка, пирожок, пирожное, кекс); серия сюжетных картинок (1. Трактор пашет землю. 2. Трактор с сеялками. 3. Комбайн убирает зерно и пересыпает его в грузовик, 4. Мукомольный завод. 5. Хлебозавод. 6. Булочная.); колосья ржи, пшеницы; различные сорта муки.

Игра «Достань и назови».

В «Чудесном мешочке» лежат хлебобулочные изделия; пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черного хлеба, рогалик, батон, пирожок, пирожное, кекс. Дети по очереди достают из мешочка и называют их.

Логопед. Что было в «Чудесном мешочке»? (Продукты питания.)

Эти продукты питания объединены одним общим признаком.

Какой это признак? (Они все изготовлены из муки.)

Как называется профессия человека, который выпекает хлеб? (Пекарь.)

Г де выпекают хлеб? (В хлебопекарне, на хлебозаводе.)

Из чего выпекают хлеб? (Из муки.) (Демонстрация различных сортов муки.)

Откуда появляется мука? Откуда к нам на стол «пришел» хлеб?

Муку получают из зерна. Из какого зерна можно получить муку? (Изо ржи, пшеницы.) (Демонстрация колосьев ржи, пшеницы.)

Что нужно сделать с этими колосьями, чтобы получить зерна? (Нужно достать зерна из колосков: обмолотить колосья.) (Демонстрация.)

Что нужно сделать с зернами, чтобы получить муку? (Нужно зерна смолоть, измельчить, превратить в «порошок».)

Где выросли эти колосья? (В поле.)

Что нужно было сделать, чтобы эти колосья выросли? (Нужно было посадить семена в землю.)

Что нужно было сделать с землей на поле, прежде чем посадить семена? (Землю нужно было взрыхлить.)

Игра «Пшеница и хлебороб».

Дети-«колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо-влево, вперед – назад. Водящий-«хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идет между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). Тот, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.

Работа с раздаточным материалом

На доске картинка «Трактор пашет землю».

Логопед. Что это? (Это трактор.)

Что делает трак тор? (Трактор рыхлит землю.)

По-другому говорят: пашут землю. (Заучивание слова.)

Для чего нужно перепахать землю?

(Земля перед посадкой должна быть рыхлой.)

На доске картинка «Трактор с сеялками».

Логопед. На этой картинке трактор тянет за собой сеялки.

Как вы думаете, для чего нужны сеялки? (Для посева семян.)

Что произойдет потом с семенами? (Из них вырастут колосья ржи (пшеницы.))

На доске картинка: «Комбайн убирает зерно и пересыпает его в грузовик».

Логопед. Что изображено на этой картинке? (Это комбайн и грузовик.)

Для чего нужен комбайн? (Комбайном срезаются и обмолачиваются колосья.)

Как называется профессия человека, который управляет комбайном? (Комбайнер.)

Как называют людей, которые сеют, выращивают, убирают хлеб? (Хлеборобы.)

Для чего нужен грузовик? (Грузовик перевозит зерно.)

На доске картинка «Мукомольный завод».

Логопед. На этом заводе зерна перемалывают в муку. Как называется этот завод? (Мукомольный.)

На доске картинка «Хлебозавод».

Логопед. На этой картинке изображен хлебозавод.

Как вы думаете, что делают на хлебозаводе? (Выпекают хлеб, булки, батоны.)

На доске картинка «Булочная».

Логопед. Что изображено на картинке? (Булочная.)

Для чего нужна булочная? (Это магазин, в котором продают хлеб.)

Игра «Какой хлеб?»

Логопед. Какой бывает хлеб? (Ржаной, пшеничный, свежий, вкусный, черствый, душистый, ароматный.)

Для того чтобы получить какое-то изделие из муки, необходим труд многих людей. Есть пословица: «Хлеб — всему голова» («голова» в этой пословице имеет смысл «главный», то есть хлеб — главный продукт питания на столе в любое время приема пи щи, поэтому к хлебу нужно относиться бережно). О хлебе говорят: «Берегите хлеб! Хлеб — наше богатство!».

Логопед. А все живём на земле, которую с древних времён люди называют «земля – матушка», «земля – кормилица». Мы с вами живём в Краснодарском крае и нашу малую Родину называют «Житница Кубань», т.е слова «жито» – обозначает – зерно, рожь, хлеб. Хлебная Кубань

Игра «Назови слова, в которых есть одинаковая часть»

Хлеб (хлебушек, хлебец, хлебница, хлебороб, хлебопекарня).

Дети по цепочке составляют рассказ по картинкам и хлебобулочным изделиям из «Чудесного мешочка»: «Для того чтобы вырастить хлеб, нужно вспахать землю. Потом с помощью сеялок засеять зерно. Осенью комбайном убирают урожай ржи, пшеницы. На мукомольном заводе из зерна получают муку. На хлебозаводе из муки выпекают хлебобулочные изделия. В булочной продают черный и белый хлеб, булки, батоны, пряники, печенье, сушки, сухари, рогалики, булочки, пирожки, кексы».

Итог. О чем говорили на занятии? Какая игра больше всего вам понравилась? Что узнали нового?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье.

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?».

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос».

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.

Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы. Дети с общи.

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР

Ольга Булаева
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР

Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР.

Лексическая тема: «Осень».

Коррекционно – образовательные:

Формировать понятие «осень», признаки осени.

Уточнить и расширить словарь по теме.

Формировать практическое усвоение простых способов словообразования: относительных прилагательных;

Формировать практическое усвоение согласования прилагательных с существительными;

Коррекционно – развивающие:

Развивать память, мышление, внимание, элементы творчества, физиологическое и речевое дыхание, общую и мелкую моторику, просодическую сторону речи.

Коррекционно -воспитательные:

формировать инициативность, сотрудничество: умение выслушать другого ребенка, понять и помочь.

Оборудование: Чебурашка (игрушка, либо кукла би-ба-бо, мольберт, лист (ватман, краски, кисти, картинно-графическая план-схема признаков осени, осенние листья, аудиозапись.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приносят посылку в которой спит Чебурашка (игрушка, либо кукла би-ба-бо). Чебурашка спрашивает у детей, где он находится, подходит к окну вместе с детьми.

Я жил в Африке, а сейчас ничего не пойму…Мне холодно и сыро, идет дождь, дует ветер, листья на деревьях разноцветные и опадают. Что происходит? Почему все не так как в Африке.

Логопед: «Поможем Чебурашке понять, что происходит в природе? Какое сейчас время года?»

Дети говорят какое наступило время года: осень.

2. Основная часть: – Давайте нарисуем картину «Осень» и расскажем о приметах осени, чтобы Чебурашка все понял.

На мольберте: лист, краски, кисти, картинно- графическая план – схема.

Логопед прорисовывает на ватмане признаки осени, дети проговаривают предложения.

1. Солнце – небо: Солнышко светит реже, греет все меньше. Становится прохладно. Небо серое, хмурое, много облаков и туч. Часто идут дожди. День становится короче, а ночь длиннее.

2. Деревья: Осенью листья на деревьях разноцветные. Когда дует ветер листья начинают опадать. Это листопад.

3. Земля: Земля покрыта разноцветным ковром из опавших листьев. Трава пожелтела. После дождя на земле появляются лужи и грязь.

4. Одежда людей: Становится прохладно. Люди одеваются теплее. Люди надевают пальто, куртки, теплые брюки, ботинки и резиновые сапоги, шапочки.

5. Птицы и животные: Перелетные птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме.

6. Люди убирают урожай овощей и фруктов.

Картинно- графическая план – схема.

Логопед: «Понравилась тебе картина, Чебурашка?»

Давайте покажем Чебурашке как красиво летят и танцуют осенние, разноцветные листочки. Логопед раздает детям высушенные листочки с разных деревьев (на ниточках).

3. Упражнение на формирование правильной воздушной струи:

Чтобы листочки полетели подуем на них. Губы вытянем трубочкой. Дети дуют на высушенные листочки, держа их перед собой.

4. Физкультминутка: «Танец осенних листочков».

Звучит музыка из кинофильма «Осенний марафон». Мы с вами превращаемся в осенние листочки и придумаем танец- листопад. Логопед озвучивает движения: листочки летят, кружатся, то ниже, то выше, ложатся на землю и замирают.

Разные листочки упали на землю: кленовые, березовые, рябиновые, дубовые, осиновые, липовые, тополиные.

5. Пальчиковая гимнастика: «Осень»

Ветер по лесу гулял,

(Движение кистей рук с крестно, в разные стороны.)

Ветер листики считал, (Сгибание пальцев обеих рук «веер» от мизинца к большому, поочередное, быстрое.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки,

(Загибание поочередное пальцев обеих рук, начиная с большого.)

Ветер бросил на тропинку. (Встряхнуть кисти рук вниз.)

6. Игра «Заячий пирог». Речь с движением. Образование относительных прилагательных.

Вышел заяц на порог, он испек для нас пирог. Дети идут по кругу, останавливаются, поворачиваются в круг.

Логопед: У меня листок кленовый. (Выставляет ладошку с листом в центр.)

Дети по очереди: У меня листок … дубовый, липовый, осиновый итд. (Кладут ладошки с соответствующими листиками на ладонь логопеда, и далее на ладонь предыдущего ребенка.)

А теперь съедим пирог: (разбираем пирог по кусочкам)

Логопед: Ты какой кусочек съел?

Я съел…Осиновый. (итд в обратном порядке.)

(В обратном порядке снимают ладошки и называют лист.)

7. Игра «Похвали осень». Подбор прилагательных, к слову, осень.

Дети присаживаются в кружок, логопед дает листочек и предлагает похвалить осень, сказав, какая она, но, чтобы осень не забыла красивые слова, повторите слово соседа и назовите свое.

Осень: красивая, золотая, прохладная, разноцветная, дождливая, солнечная, яркая, теплая, ветренная, холодная, теплая, ранняя, поздняя, прекрасная. Возможна помощь логопеда в виде слов существительных.

3. Итог занятия. Игра «Исправь ошибки».

Чебурашка говорит, что все понял и сейчас напишет письмо крокодилу Гене:

– Осенью жарко и поэтому люди ходят в футболках и шортах.

– Осенью день становится длиннее, а ночь короче.

– На деревьях зеленые листочки, скоро начнется листопад.

– Птицы прилетают с юга.

– Люди сажают урожай овощей и фруктов.

Дети не соглашаются с высказываниями Чебурашки и проговаривают правильный ответ. (Индивидуальные ответы)

Чебурашка хвалит детей, за помощь.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий «В гостях у сказки» в старшей группе Муниципальное дошкольно образовательное учреждение “Детский сад компенсирующего вида № 25. «Солнечный зайчик» городского округа Серпухов.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с ТНР Конспект фронтальной логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Насекомые» (старшая группа) Цель: создать условия для уточнения и систематизации представлений детей о насекомых. Задачи: Образовательные: активизация словаря глаголами.

Конспект ООД по формированию фонетических средств языка и развитию лексико-грамматических категорий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа Конспект.

Конспект занятия-игры по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты «Поможем бельчонку» Конспект занятия-игры по формированию лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в подготовительной комбинированной группе для.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для родителей детей средней логопедической группы Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для родителей детей средней логопедической группы по лексической теме.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Транспорт» Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Животные жарких стран» Тема: «Животные жарких стран». Цели: 1) – Закрепить знания детей о животных южных стран, активизировать словарь по данной теме; – Совершенствовать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий.

Содержимое публикации

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий.

Тема: «Посуда».

Обогащать предметный, глагольный, словарь признаков по теме «Посуда». Работа с многозначными словами.

Формировать навык образования относительных прилагательных от имен существительных.

Продолжать формировать навык правильного употребления предлогов в речи.

Формировать умение подбирать слова – антонимы.

Закреплять умения строить сложноподчиненные предложения.

Формировать умение аргументировать собственное суждение.

Развивать общую моторику, координацию движений с речью.

Развивать творческое воображение.

Формировать умение классифицировать предметы посуды.

Воспитывать умение внимательно слушать инструкцию, ответы друг друга.

Оборудование: предметные картинки по теме «Посуда», пластмассовые стаканы и чайные ложки по количеству детей.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, мы находимся с вами в царства царя – Самовара.

В его царстве много посуды.

Сядет тот, кто назовет предмет посуды.

Основная часть.

2.1. Образование относительных прилагательных

Вся посуда в царстве изготовлена из разных материалов.

– Стакан из стекла, значит, он какой? – Стеклянный.

Ложка из дерева какая?

Ваза из хрусталя

Блюдце из фарфора

Тарелка из пластмассы

2.2. Подбор слов- антонимов. «Наоборот».

Посуда в царстве была разная. Давайте поиграем в игру «Наоборот».

Была посуда большая, была и какая? Маленькая.

Легкая и … тяжелая

Новая и … старая

Хрупкая и … прочная

Темная и …светлая

Чистая и …грязная

2.3.Предложно- падежные категории

– Посуда в царстве, как и дети в детском саду, любит играть.

Давайте поиграем с ложкой и стаканом.

– Положите ложку в стакан. Куда положили ложку?

– Достаньте ложку из стакана. Откуда достали ложку?

– Положите ложку под стакан. Куда положили ложку?

– Достаньте ложку из-под стакана. Откуда достали ложку?

– Положите ложку на стакан. Куда положили ложку?

– Снимите ложку со стакана. Откуда сняли ложку?

– Подержите ложку над стаканом. Где держите ложку?

– Положите ложку около стакана. Где лежит ложка?

2.4. Составление сложно – подчиненных предложений.

Расхвасталась посуда в царстве Самовара. Каждая говорит, для чего она нужна.

Логопед выставляет предметную картинку, а ребенок называет, зачем нужен данный предмет посуды.

Для чего нужна сковорода?

2.5. Динамическая пауза

2.6.Многозначные слова. Части – целое.

– Из каких частей состоит чайник?

У кого или у чего тоже есть ручка, стенки, дно, носик, крышка?

2.7. Развитее творческого воображения.

Однажды в царство Самовара приехали гости из – за границы.

Приехала шоколадная вилка. Стала она хвастаться: «Хорошо быть шоколадной вилкой!»

-Скажите, почему шоколадной вилкой быть хорошо?

Но, чайник Ворчун изо всех сил кричал: «Безобразие, очень плохо быть шоколадной вилкой!»

– Скажите, почему шоколадной вилкой быть плохо?

Аналогичная работа с бумажной сковородой.

2.8. Классификация видов посуды.

В честь заграничных гостей Самовар устроил бал. Вся посуда пришла во дворец.

В кухне собралась вся кухонная посуда. В столовой – столовая посуда.

В чайной зале – чайная посуда.

Скажите, какая посуда собралась в кухне? В столовой? В чайной зале?

3. Итог занятия

Вот так и жила посуда в царстве Самовара. Живет и сейчас.

Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец.

Оценка деятельности детей.

Всероссийская олимпиада для дошкольников «КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ И ПТИЦЫ »

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ЖИЛА-БЫЛА ЕЛКА »

Литературная викторина к дню рождения Агнии Львовны Барто «ЯРКИЙ МИР ДЕТСТВА »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматических категорий

В конспекте занятия определены содержания работы по развитию грамматической стороны речи с целью формирования у детей:

  • правильного образования множественного числа существительных;
  • самостоятельного образования новых форм слова;
  • правильного образования трудных форм повелительного наклонения глаголов;
  • правильного образования притяжательных и относительных прилагательных;
  • правильного согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
  • правил согласования слов в предложениях с использованием предлогов;
  • умения грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
  • навыков связной речи.

Предлагаемый практический материал может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на фронтальных и подгрупповых занятиях в ДОУ, как комбинированного, так и специализированного вида, в работе с детьми с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Конспект коррекционно-развивающего занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
по формированию лексико-грамматических категорий

Тема: «Космическое путешествие»

Цель занятия : Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Космос».

  • Углубить и расширить знания детей о космосе , активизировать словарь по теме. (Интеграция образовательной области «Познание»).
  • Формировать умение образовывать существительные с помощью суффиксов(Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Учить образовывать родственные слова (Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Совершенствовать навык отгадывания загадок (Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Формировать умение составлять описательный рассказ о временах года. (Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Воспитывать стремление изучать живых обитателей Земли и Космоса .. (Интеграция образовательной области «Познание»).
  • Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, эмоциональность на занятии. Интеграция образовательной области «Социализация»).
  • Воспитывать умение слушать логопеда и сверстников , при необходимости помочь товарищу (Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Приучать детей беречь материалы, убирать их на место после работы. (Интеграция образовательной области «Труд»).
  • Формировать потребность в двигательной активности через выполнение упражнений в динамической паузе (Интеграция образовательной области «Физическая культура»).
  • Укреплять и развивать двигательную активность речевого аппарата через артикуляционную гимнастику (Интеграция образовательной области «Коррекция»).
  • Закреплять умение точно сочетать темп и ритм речи с движениями (Интеграция образовательной области «Коррекция»)
  • Формировать зрительное восприятие, умение ориентироваться в пространстве. (Интеграция образовательной области «Коррекция»)

Ход занятия:

Звучит музыка «Звукозапись космических шумов».

Логопед вносит в группу куклу Лунатик.

Логопед: Ребята, к нам прибыл гость с другой планеты. Его зовут Лунатик. С Лунатиком случилось несчастье, его космический корабль потерпел крушение и он попал к нам на землю.

Лунатик: Я никогда не был на земле и ничего не знаю о вашей планете. Не могли бы вы рассказать о ней.

Логопед: Конечно, Лунатик, дети с удовольствием расскажут тебе о временах года , которые бывают на нашей планете Земля.

Дети составляют рассказы о временах года с опорой на схемы.

«Осень» (Примерный рассказ по схеме)

Осенью солнышко светит, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой».

Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний.

Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.

«Зима» (Примерный рассказ по таблице)

Зима — самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идет снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. На деревьях лежит иней. Прилетают самые красивые из зимующих птиц — снегири. Люди надевают теплую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки.

Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. А еще зимой бывает самый лучший праздник — Новый год.

Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые.

Логопед: Ребята, Лунатику очень понравились ваши рассказы о земле, но он говорит, что в космосе можно тоже встретить много интересного и красивого. Он приглашает нас в звездное путешествие. Вы согласны? (Да)

Логопед: Я буду командиром корабля, а вы ребята должны обязательно меня слушаться. Скажите, как называется одежда космонавта? (скафандр). Откуда космонавты начинают свой путь? (с космодрома). Ребята, я предлагаю надеть космическую одежду (дети надевают воображаемые ботинки на липучках, скафандр, шлем, проверяют связь).

Лунатик: Через 3 минуты наш корабль отправляется в полёт. Вы готовы? (Да)

Окрашен космос в черный цвет
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня,
Там нет земной голубизны,
Там виды странны и чудны.
И звёзды сразу все видны
И солнце, и Луна.(В. Леников).

Лунатик: Отправиться в путешествие в звёздную страну я предлагаю вам на «волшебном звездолёте» (большой стул, накрытый серебристой тканью, украшенной звёздами). Дети рассаживаются вокруг «звездолёта».

Лунатик: К полёту мы уже готовы, но вот беда. У моего «звездолёта» закончилось топливо. А подняться в высь он сможет, если вы мне поможете заправить его словами родственниками.

Подбор родственных слов:

Выбрать только те слова, которые нам подходят:

  1. Луна, луноход, лунка, лунный( луна, луноход, лунный)
  2. Солнце, сон, солнечный, солнышко. (Солнце, солнечный, солнышко).
  3. Космос, косматый, космонавт, космический. (Космос, космонавт, космический)
  4. Планета, план, планетный, планетарий. (Планета, планетный, планетарий)

Почему выбрали эти слова? (Это слова-родственники).

Вот мы сели в Звездолет,
Отправляемся в полет.
Продырявим атмосферу,
Держим курс свой на Венеру.
(звучат звуки космоса).
Она мимо промелькнула,
Также солнышко сверкнуло.
А наш с вами Звездолет
Так и просится вперед.
Вот созвездье Гончих Псов,
Чуть подальше — Близнецов.

А мы выбрали вот эту симпатичную планету.

Лунатик: Наш корабль сделал посадку на неизвестной планете. Давайте выйдем из звездолёта и посмотрим, чем хороша эта планета?

Логопед: Ребята, возьмите с собой подзорную трубу, чтобы лучше рассмотреть эту планету.

Этюд «Подзорная труба». Выразительные движения: кисти зафиксированы на одной линии у глаза, а пальцы сложены так, что в них можно смотреть — это подзорная труба). При повороте головы вправо или влево (вверх или вниз), переводим руки так, чтобы можно было смотреть, делаем вид, что смотрим вдаль. Логопед просит каждого ребенка рассказать, что он видит в подзорную трубу.

Лунатик: Эта планета, почему-то, вся красная. Как вы думаете, как она называется? (Марс).

Логопед: А как называют жителей этой планеты?(марсиане)

Марсиане: Кто вы и зачем пожаловали на нашу планету?

Лунатик: Я лунатик, а это мои друзья Земляне. Мы совершаем космическое путешествие.

Марсиане: Веселого вам путешествия, мы всегда будем рады видеть вас на нашей планете.

Лунатик: Нам пора прощаться с вами и отправиться в дальнейшее путешествие. (Дети садятся вокруг воображаемого звездолета)

Логопед: Ребята, нам надо дозаправить наш звездолет загадками, чтобы он поднялся в высь.

  • Белые звездочки вечером расцветают, а утром увядают. (звёзды)
  • Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (метеориты)
  • Украшал ночную синь серебристый апельсин.
  • А прошла неделя только — о него осталась долька. (луна и месяц)
  • Кто-то утром не спеша надувает красный шар,
  • А как выпустит из рук станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Лунатик: Вот и заправился наш Звездолет. К полёту приготовились — 3-2-1-Пуск!

Логопед: Ребята, посмотрите, что там видно в иллюминаторе (метеориты, звезды, планеты)

Логопед: Давайте посчитаем, сколько мы увидим метеоритов, звёзд и планет.

Согласование существительных с числительными.

  • Одна яркая звезда, две яркие звезды, три яркие звезды, четыре яркие звезды, пять ярких звёзд.
  • Одна далекая планета, две далеких планеты……
  • Один большой метеорит, два больших метеорита….

Лунатик: Внимание, наш звездолет совершил посадку на неизвестной планете.

Логопед: Я знаю, как называется эта планета. Это неизвестная Планета Роботов. На эту планету упало много Астероидов, то есть космического мусора. Давайте поможем жителям этой планеты очистить её от космического мусора. (Показывает детям карточки с условно-схематическими обозначениями действий робота (человека).

Дети под музыку «Планета роботов» выполняют движения, зрительно ориентируясь на эти изображения.

  • робот стоит прямо;
  • робот нагнулся;
  • робот взял предмет;
  • робот идёт;
  • робот положил предмет в корзину.

Лунатик: Мы помогли очистить планету от астероидов и нам пора возвращаться на землю. Займите места в звездолете. (Дети становятся вокруг «звездолета»).

Речь с движением.

На луне жил звездочет. (смотрят в «телескоп»)
Он планетам вёл учет; (показать в небо рукой)
Меркурий раз; (описать круг руками)
Венера- два-с (хлопок)
Три-Земля, четыре-Марс (присесть)
Пять-Юпитер, шесть-Сатурн (наклоны вправо-влево)
Семь-Уран, восемь-Нептун (наклоны вперед,назад)
Девять-дальше всех Плутон (прыжок)
Кто не верит-выйди вон! (развести руки в стороны).

Лунатик: Наш корабль успешно приземлился, вам пора покинуть звездолет. А я улетаю на свою планету Луна и жду вас к себе в гости.

Логопед: Ребята, давайте поблагодарим Лунатика за интересное путешествие и пожелаем ему счастливого пути.
Нам нужно снять шлем, скафандр, ботинки (снимают воображаемые вещи) и оставить их до следующего космического путешествия.

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-пб., «Каро». 2001.
  2. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. СПб., «Детство–Пресс», 2005.
  3. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., «Детство–Пресс», 2009

Конорева Любовь Васильевна,
МАДОУ детский сад № 66,
г. Белгород

Ссылка на основную публикацию