Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития

Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Воспитание у этих детей речевой активности – одна из важных задач начального этапа обучения общению.

Статья:

Явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у детей 2-3 лет становится для педагогов и родителей все более серьезной проблемой. Дети с задержкой речевого развития, имеющие нормальный слух и сохранные предпосылки интеллектуального развития, выделяются среди своих сверстников тем, что пользуются главным образом невербальными средствами общения (жестами).

Воспитание у этих детей речевой активности – одна из важных задач начального этапа обучения общению.

При нормальном становлении речи развитие речевой активности ребенка протекает незаметно. Для того чтобы ускорить появление речи у детей с задержкой речевого развития (ЗРР), необходима правильная организация условий жизни и общения.

Потребность в общении можно вызвать специальной организацией «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения к окружающим. Инициируя речевую активность ребенка, нужно учитывать его потребности. Дети раннего возраста чаще всего испытывают потребность в игрушках.

– Если на просьбу малыша дать игрушку, выраженную жестом, не следует ответной реакции от взрослого, то ребенок начинает сам проявлять речевую активность, хотя и испытывает при этом большие трудности

– Вызвать речевую активность можно и другим способом, расставив любимые игрушки на высоко расположенных полках. Дети не могут их достать самостоятельно, и вынуждены обращаться к взрослым с просьбой, для которой они ищут словесное выражение. Иногда имеет смысл разыграть ситуацию непонимания, чтобы ребенок повторил просьбу: “Что тебе дать?” Скажи: «Дай куклу».

Одним из приемов активизации речи является – поручение. После выполнения поручения необходимо спросить его: «Что ты принес?», «Где ты это взял?», «Что у тебя в руках?» и т.д.

– Даются также задания речевого плана: «Спроси у Даши, она будет кушать?», «Спроси у папы, где твой мяч?», «Попроси у …»

Вызывание речевого подражания должно быть тесно связано с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при следующих обязательных условиях:

– эмоциональности контакта с ребенком,

– наличие у него определенного уровня понимания речи,

Для достижения требуемого эффекта в активизации подражательной речевой деятельности необходимо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить подражать движениям рук, ног, головы, например: «Полетим, как птички», «Походим, как мишки», «Постоим на одной ножке».Свои действия и действия детей взрослый должен сопровождать речью, желательно в стихотворной форме.

Необходимо развивать умение подражать действиям с предметами, например, при игре в мяч, когда игра сопровождается отдельными слонами и восклицаниями: «Дай! Лови! Кати!» Стимуляция речевой активности в играх наиболее продуктивна, так как при этом речь сочетается с приятными эмоциями. Появление элементов активной речи может происходить непроизвольно в процессе самых разнообразных предметных игр, когда дети перекладывают, показывают, подталкивают, ощупывают, наблюдают предметы. При этом взрослый должен разговаривать с ребенком, задавая ему наводящие вопросы: «Какой это шарик? Маленький? Синий?», «Эта машина едет? Стоит?», «Как сигналит машина? А как паровоз?» Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе взрослый: «Маленький», «Едет», «Би-би!», «Туту!». Этот метод инициирования активной речи ребенка называется методом имитации: взрослый отчетливо, энергично артикулирует звук и своей речи и выразительно интонирует ее, а ребенок слушает и повторяет, имитирует речь взрослого, усваивая при этом артикуляцию, модуляцию голоса и смысл обращенной речи. При этом взрослый активизирует слуховую ориентировочную реакцию ребенка. Добиться от малыша произношения слова по подражанию взрослый может также с помощью приема внезапного исчезновения и появления предмета: «Позови лялю: иди, иди! Скажи: ляля, ляля!» и т. п.Так как подражание часто носит отсроченный характер, нужно несколько раз повторить новое слово.

Накопление пассивного словаря. Накопление слов происходит благодаря ознакомлению детей с окружающей предметной действительностью и должно рассматриваться как единый процесс: ребенок знакомится с объектом и одновременно узнает его словесное обозначение. Сначала он воспринимает слово вместе с предметом, действием, признаком, затем это слово в соответствующих ситуациях должно повторяться взрослыми для ребенка много­кратно, и, наконец, оно становится «своим», т. е. ребенок начинает использовать его в общении. При этом необходимо, чтобы ребенок как можно полнее воспринимал предмет: ощупывал его, мял, слышал издаваемые им звуки, проделывал с ним разнообразные действия.

Создание ситуации, в которой движения и действия сопровождаются определенными звуками или словами: баюкает куклу и напевает «бай-бай», показывает, как кукла ходит, и говорит: «Идет, идет Катя, ножками «топ-топ»; ма­шина едет «би-би», колокольчик звенит «динь-динь». Особенно благоприятные условия для подражания создаются тогда, когда двигающиеся предметы или животные издают звуки (машина и паровоз гудят, собачка лает, петушок поет).

Эффективными для развития активной речи являются занятия по конструированию, рисованию, лепке, аппликации. На этих занятиях легко соединить реальные предметы, действия и признаки со словами, которыми они обозначаются. Кроме того, на них легко создаются «проблемные ситуации». Так, если кому-то из детей педагог «забывает» положить лист бумаги или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее.

Повысить речевую активность, вызвать произношение звуков, звукоподражаний, слов помогает артикуляционная гимнастика. Проведение ее в раннем возрасте положительно воздействует на мышцы артикуляционного аппарата ребенка, позволяет добиваться их мягкости, эластичности, подвижности, тем самым предупреждая возникновение неправильного звукопроизношения. Например, дети выполняют артикуляционное упражнение «Птичка и птенчики»: широко открывают рот. При выполнении упражнения взрослый называет произношение: кукла «а» и объясняет: «Так разговаривает кукла». Тут же спрашивает: «Как разговаривает кукла? Кто так разговаривает?» После выполнения упражнения «Лошадка» (дети открывают рот и щелкают кончиком языка) педагог предлагает выполнить упражнение «Улыбка» и вызывает произношение звука «и», объ­ясняя: «Так кричит лошадка». Затем спрашивает: «Как кричит лошадка? Кто так кричит?» Выполнение артикуляционного упражнения «Кошка лакает молочко» сопровождается произнесением звукоподражания «мяу-мяу, мур-мур». Взрослый спрашивает: «Кто так разговаривает?».

Благоприятно воздействуют на психическое развитие ребенка в целом и повышают речевую активность пальчиковые игры. Применение пальчиковой гимнастики необходимо как при своевременном речевом развитии, так и в тех случаях, когда речевое развитие задерживается. Очень важно, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами, которые привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Необходимо сделать все режимные моменты содержательными, развивающими для развития активной речи, а, следовательно, результативными для развития активной речи. Такие регулярно повторяющиеся моменты в режиме дня, как умывание, одевание и раздевание, прием пищи, обеспечивают многократность повторения простых и доступных для понимания образцов речи с опорой на собственные действия детей. Разговор ведется в форме своеобразного диалога: взрослый спрашивает и тут же сам отвечает, стимулируя познавательную активность ребенка. Важно, чтобы эти слова подкреплялись ощущениями малыша, его восприятием. Вот, например, собирая ребенка на прогулку, взрослый говорит: «Сейчас мы будем одеваться, чтобы идти гулять. Куда мы пойдем? Что мы наденем на голову? А где же у нас шапка? Найди шапку. Нашел? Вот она, шапка. Давай наденем шапку на голову. Что мы надели на голову? Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. У шапки есть ленточки. Вот какие ленточки у шапки! Мы завяжем ленточки, чтобы шапка на улице не соскочила с головы. Вот так! Смотри, как тепло! Тебе тепло? Да? А теперь наденем пальто. Где твое пальто? Вот оно, пальто, синего цвета. Что мы надеваем? Пальто теплое, мягкое. Тебе будет тепло в нем. А где варежки? Наденем их на ручки. Что мы надели па ручки? Варежки пушистые, мягкие, теплые. Теплая варежка? Мягкая? Пушистая?» И т. д.

Подводя ребенка к умывальнику, следует сказать: «Идем мыть ручки, потому что будем обедать. Сначала мы засучим рукава, чтобы они не намокли. Теперь откроем кран. Открыл? Что ты открыл? Что бежит из крана? Теперь подставим руки под воду так, чтобы вода не стекала с локтей, вот так. Намочили руки. Что мы намочили? Теперь бери мыло. Взял? Что ты взял? Намыль руки как следует. Не спеша потирай ручки круговыми движениями. Давай я тебе помогу намылить руки. Вот так. Вот как хорошо! А теперь хорошо смоем мыло водой. Смыл? Молодец! Теперь нам нужно взять полотенце. Что нам нужно взять? Возьми свое поло­тенце и вытри им руки. Приведи рукава в порядок. Давай я помогу тебе». Приема­ми активизации речи при выполнении режимных моментов являются вопросы, просьбы, а также раскрытие не только способов действия с предметами, но и их мотивации: «Будем одеваться, чтобы идти гулять»; «Идем мыть ручки, потому что будем обедать».

Активизации речи детей способствуют также наблюдения на прогулке. Взрослый обращает внимание на яркий цветок, на поведение птицы, на проезжающую машину и т. д. и тут же спрашивает, что едет, как гудит машина, кто летает, как кричит птица, побуждая воспроизводить имитационные движения (машина едет и гудит, птица летит и кричит и т. д.). Хорошо, если на прогулке малыши не только наблюдают за работой взрослых, но и оказывают посильную помощь: собирают осенние листья, сгребают снег и т. п. Яркие впечатления после прогулки могут стать поводом для беседы: «Где были? Что видели? Что делали?».

Осуществляя работу по активизации речевой деятельности ребенка с задержкой речевого развития, нужно помнить о том, что он должен захотеть заговорить сам. Поэтому необходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать, как нужно говорить четко, правильно, выразительно. Ни в коем случае нельзя повторять речевые ошибки ребенка и смеяться над тем, как он говорит.

Таким образом, создавая «проблемные ситуации», используя речь в разных видах деятельности детей, взрослый оказывает благоприятное влияние на повышение речевой активности детей с задержкой речевого развития.

Речевое развитие дошкольников. Из опыта работы

• Игры с речевым сопровождением.
Всё это способствует развитию мыслительной и речевой активности, умению делать речевые выводы, умозаключения.
Во второй половине дня важными речевыми формами, методами, приемами развитию диалогической и монологической речи является:
• Индивидуальная работа по развитию речи.
• Работа с художественной литературой (чтение, заучивание, рассказывание, пересказ, знакомство с фольклором). Художественная литература учит понимать красоту родного языка, способствует освоению грамматического строя речи.
• Театротерапия (этюды, кукольный театр, драматизации, досуги).
• Речевые тренинги.
• Развлечения.
• Телефонные минутки (обучение игровому (диалогическому) общению).
• Решение проблемных ситуаций.
• Словесные дидактические игры, игры-фантазии, игры-викторины. Именно такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.

В группе созданы познавательные игротеки.
Куда входят:
– картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физминуток,
– дидактические игры,
– пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем
В группе есть настольные театры, это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников.
Для воспитанников созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус» и др. что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.
Конструкторы ЛЕГО широко используются в нашем дошкольном учреждении. Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Развивая речетворчество дошкольников я предлагаю детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.
Был проведен проект «Ребенок и книга».
Целью его было привить любовь к художественному слову, интерес к книге. Развивать речь детей.
Дети участвовали в оформлении групповой библиотеки, знакомились с историей создания книги, изготовляли книжки-малышки по темам, рисовали рисунки, упражнялись в самостоятельном сочинительстве маленьких стишков, сказочек, были оформлены выставки книг детских писателей, знакомились с их творчеством, участвовали в литературных викторинах, экскурсии в детскую библиотеку, драматизации сказок, рисование иллюстраций к любимым сказкам и. т.д
Эффективной формой по познавательно- речевому развитию детей является создание в группах мини-музеев. Целью которых является расширение познавательных способностей детей, представления о многообразии окружающего мира, развитие проектно- исследовательских умений и навыков, формирование творческого, логического мышления, воображения, развития речи детей, коммуникативных навыков.
В моей группе создан музей «Часов».В подборке экспонатов принимали активное участие дети,совместно с родителями.
Учились описывать предметы, производить исследовательскую и экспериментальную, продуктивную деятельность.
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известно уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». В своей работе использую очень много игр на развитие мелкой моторики рук.
Развитие речи детей осуществляется не только в процессе образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) мы стараемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Объясняем родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок. Мы предлагаем родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей.
Работая над данной проблемой, я сделала вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Творческие проекты и работы учащихся

Благодаря долгосрочному проекту в ДОУ “Путешествие в страну красивой и грамотной речи” и созданным всеми участниками педагогического процесса необходимым условиям для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников, воспитанники старшей группы детского сада улучшат свои навыки речи.

Читайте также:  Опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN

Подробнее о проекте:

Педагогический творческий проект в ДОУ “Путешествие в страну красивой и грамотной речи” направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской позиции на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей, организацию педагогического сопровождения ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Оглавление

Введение
1. Содержание и этапы реализации проекта.
2. Реализация основного этапа.
2.1. Работа с воспитанниками.
2.2. Работа с педагогами.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Заключительный этап

Введение

Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей).

Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.

Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения). Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»).

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.

Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.

Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного возраста

Актуальность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального логопедического сопровождения коррекционно-развивающих занятий обучающегося 3 а класса с ОВЗ (умеренной УО, вариант 2)

автор: Ситникова Светлана Геннадьевна

учитель-логопед МОУ «Новомултанская школа-интернат»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального логопедического сопровождения коррекционно-развивающих занятий обучающегося 3 а класса с ОВЗ (умеренной УО, вариант 2)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новомултанская школа-интернат»

Рассмотрено на заседании ШМК

Принято на заседании

от «___»__________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуального логопедического сопровождения

коррекционно-развивающих занятий

обучающегося 3 а класса с ОВЗ (умеренной УО, вариант 2)

Ситникова Светлана Геннадьевна

2018-2019 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 3а класса с ОВЗ (умеренной УО, вариант 2) Викуловой Алины разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48) в соответствии требований:

  • ФГОС НОО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Новомултанская школа-интернат»
  • Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Цель программы: Коррекция системного недоразвития речи, реализация особых прав такого ребёнка на наследование социального и культурного опыта, создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.

формирование у ребенка элементарных способов и средств взаимодействия с окружающими людьми, развитие потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и в речевой активности;

побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;

учить понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;

развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;

развивать подвижность артикуляционного аппарата;

развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);

обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)

учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.

Общая характеристика программы логопедического сопровождения

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения Викуловой Алины направлена на преодоление системного недоразвития речи, реализации особых прав такого ребёнка на наследование социального и культурного опыта, создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.

Описание места коррекционно-логопедических занятий в учебном плане

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения рассчитана на 34 индивидуальных занятий (1 занятие в неделю по 40 мин). Из них на обследование устной и письменной речи обучающегося в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 2 занятия (всего 4 занятия).

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.

Используемые методы обучения:

— объяснительно-иллюстративный (словесный, наглядный);

  • метод самоконтроля и самостоятельной деятельности учащегося.

Используемые технологии:

Характеристика обучающегося с умеренной УО

Викуловой Алины Михайловны 22.06.2009 года рождения

Речевой статус: Системное недоразвитие речи тяжёлой степени.

Алина живёт в полной семье, является третьим ребёнком. Воспитанием в семье занимаются оба родителя. Они заботливо и доброжелательно относятся к дочери, заинтересованы в её развитии.

По заключению ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью в организации осуществляющей образовательную деятельность.

Девочка понимает только простые социально-бытовые инструкции и простые вопросы, подкрепляемые жестом. Грубо нарушено понимание обращённой речи, логико – грамматических конструкций. Фраза отсутствует или состоит из одного слова. Связная речь не сформирована. Словарь ограничен (до 10 аморфных слов-корней).

Грубо нарушен объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка.

Темп речи медленный, реже нормальный. Не воспринимает и не воспроизводит ритм 1 – много. Низкий объём речевого дыхания, часто дыхание «поверхностное».

Полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности – диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия. Структура слов нарушена. Фонематическое восприятие не сформировано. Отсутствие простых и сложных форм фонематического анализа.

Мимикой пользуется редко, указательные жесты использует редко. Пассивный словарь немного больше активного.

Ребенок физически недостаточно развит. Координация движений нарушена. Движения хаотичные. Моторика рук не развита.

Собственная речь Алины находится в диапазоне от полного ее отсутствия до звукокомплексов, звукоподражаний. Иногда при стимуляции взрослого возможна собственная речевая активность в виде отдельных слов.

По наблюдениям за ребёнком выявлено, что Алина не проявляет интерес к учебной и игровой деятельности. Настроение ребенка неустойчивое, он подвержен к аффективным реакциям, быстропроходящим переживаниям.

Для девочки характерна неоднородность поведения, преобладает моторная расторможенность, выраженная недифференцированная активность: она быстро ходит по кабинету, переключается с одного вида деятельности на другой очень быстро, нет никакой заинтересованности.

Навыки самообслуживания у Алины сформированы частично. Она нуждается в уходе. Девочка не пытается самостоятельно одеться и раздеться, ждет помощи взрослых. При раздевании одежду не складывает, а разбрасывает. Во время приёма пищи ест ложкой самостоятельно.

Вадиму необходима коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие социально – культурных норм поведения, навыков самообслуживания, развитие психических процессов, познавательной деятельности, развитие импрессивной и формированию экспрессивной сторон речи.

Принципы коррекционно-логопедического воздействия

Работа с ребёнком с системным недоразвитием речи тяжёлой степени проводится с учетом следующих дидактических принципов:

— комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);

— максимальной опоры на различные анализаторы;

— опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

— поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

— учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

— усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу. Одним из основных требований к логопеду при социальной адаптации учащихся с системным недоразвитием речи средней и тяжелой степени является знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи.

План логопедического сопровождения ребёнка

с системным недоразвитием речи тяжёлой степени

Этапы работы (подготовительный, коррекционно-логопедический, заключительный).

На подготовительном этапе проводится дополнительное логопедическое обследование учащегося, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка. Результаты заносятся в речевую карту.

На коррекционно — логопедическом этапе решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создается специальная речевая среда для стимулирования речевого развития.

На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.

Направления в формировании предпосылок общения и речи:

  1. Развитие слухового восприятия.
  • расширить рамки слухового восприятия; развить слуховые функции;
  • сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.
  • привлечение внимания к звучащему предмету;
  • различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;
  • реагирование на громкость звучания;
  • узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];
  • развитие подражания неречевым и речевым звукам;
  • различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
  1. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
  • расширить рамки коммуникации с окружающими;
  • развить невербальные компоненты коммуникации.
  • Приемы:
  • развитие понимания жестов и выразительных движений;
  • моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);
  • развитие мимики и жеста;
  1. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
  • Развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;
  • формировать представления о схемах лица и тела;
  • развить подвижность речевой мускулатуры;
  • обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.
  • массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
  • пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;
  • активизация пассивных и активных движений рук;
  • артикуляционная и мимическая гимнастика;
  1. Развитие функции голоса и речевого дыхания.
  • формировать навыки и умения правильного пользования речевым дыханием;
  • активизировать целенаправленный ротовой выдох.
  • развитие произвольного речевого вдоха;
  • различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха;
  • упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
  • формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и].
  1. Развитие чувства ритма.
  • формировать регулятивную функцию речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).
  • двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением;
  • ритмическое произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.
  1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
  • развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
  • формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.
  • автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);
  • выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;
  • побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;
  • активизация потребности в речевых высказываниях;
  • развитие речевого подражания.

На заключительном этапе после проведенной работы осуществляется логопедическая диагностика обще-учебных навыков и коммуникативных способностей.

Возможные результаты освоения программы

— ребенок проявляет интерес к окружающему, к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

— воспроизводит знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;

— выполняет действия по простым речевым инструкциям;

— высказывает свои потребности в активной фразовой речи;

— понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов;

— строит фразу, состоящую из двух слов

При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика.

Цель педагогической диагностики: оценка индивидуального развития ребенка.

Периодичность педагогической диагностики: сентябрь, май.

Сроки реализации программы 2018-2019 год.

Виды детской деятельности

Содержание образовательных областей могут реализовываться в различных видах деятельности с ребёнком: коммуникативной, игровой, в различных познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирование.

Игровая: включает дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Коммуникативная: общение, взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Познавательно-исследовательская: исследования объектов окружающего мира.

Восприятие художественной литературы и фольклора при автоматизации и дифференциации звуков, при формировании лексико-грамматического строя, фразовой и связной речи.

Конструирование: при формировании и развитии графо-моторных навыков.

Двигательная: общая, мелкая моторика рук, мимическая, артикуляционная.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Анищенкова, Е.С.. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей/ Е.С. Анищенкова – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 158 с.
  2. Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
  3. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н.Ефименкова.- М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.: ил.
  6. Куликовская, Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи/Т.А. Куликовская. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 94 с.
  7. Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи/ И.С. Лопухина. – СПб.: КАРО, Дельта+, 2004. – 336 с.
  8. Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов /Е.В. Мазанова. — М.: Издательство ГНОМ и Д», 2009. – 160 с.
  9. Ткаченко, Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми/Т.А. Ткаченко. – Москва, 2002 – 39 с.
  10. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 2000.
Читайте также:  Музыкотерапия в коррекции речевых нарушений дошкольников

Интернет-ресурсы:

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Аскульская, Л.В. Интерактивные речевые игры (компакт – диск)/Л.В. Аскульская — Издательство «Учитель».
  • Варченко В.И. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе/В.И. Варченко, Л.И. Клетнова, А.Б. Ларина, Г.А. Назарова.- «Кибер Сфера»: Калининград, 2012.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран.

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения по предмету «Логопедия» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Ребрихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

Протокол заседания МО Директор школы:

№ _20_ от г. приказ № __ от

по предмету «Логопедия»

для учащегося 2 класса (надомного обучения)

с системным недоразвитием речи (дизартрия)

на 2014 – 2015 учебный год

разработана на основе

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1 – 4 классов под редакцией : 7- е издание – М.: Просвещение, 2010;

авторских программ коррекционной работы

Кирьяновой материал для психолого –

логопедического обследования детей с нарушениями

речи 5 – 6 и 7 – 8 лет. – С. Пб.: Каро, 2007;

Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» под редакцией .-М.: Просвещение, 1989 г.;

работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для

логопеда.- М.: Издательство ГНОМ и Д. 2001.

высшей квалификационной категории

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка …………………………………………………….4 – 9

Календарно – тематический план, календарно – тематическое планирование……………………………………………………………….10 – 27

Содержание программы……………………………………………………28 – 29

Требования к уровню подготовки учащихся……………………………

Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся…………..36

Приложение 1.

Тематическое планирование специальных логопедических занятий по коррекции сложного речевого расстройства у учащихся с системным недоразвитием речи (СНР, дизартрия) 2 класса (надомного обучения) специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида

Приложение 2.

Мониторинг динамики развития и коррекции речи.

рабочей программы

Тип программы: программа курса специальных коррекционных логопедических занятий для учащегося 2 класса (надомного обучения) специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Статус программы: рабочая программа курса коррекционных занятий

– для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

Категория обучающихся: учащийся 2 класса (надомного обучения)

КГБС (К) ОУ «Ребрихинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида».

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю

· дети с интеллектуальной недостаточностью (легкой или умеренно выраженной степени), системным недоразвитием речи разной степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая), принятые в образовательное учреждение VIII вида и не получившие дошкольную подготовку;

· дети с легкой и умеренно выраженной степенью умственной отсталости, в структуре нарушения которых имеется более грубое недоразвитие отдельных психических функций.

Рабочая программа специальных коррекционных логопедических занятий разработана на основе: Приказа Министерства образования науки от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Основания для разработки программы:

– Федеральный закон – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральный закон 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

– Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.;

Учебный план образовательного учреждения;

Типовое Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997года, № 000 (с изменениями от 10 марта 2000 года, 23 декабря 2002 года);

– Рекомендации по организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Письмо Минобразования России от 20 июня 2002 года № 29/ 2194 – 6;

– План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации -р;

– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 01.01.2001 № Пр-271;

– Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. ;

Основания деятельности:

Лицензия на образовательную деятельность краевому государственному бюджетному специальному (коррекционному) образовательном учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ребрихинская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида» – регистрационный № 000 от 17 февраля 2012 года

Государственная аккредитация: Свидетельство № 000 от 22 июня 2010 г.

Рабочая программа составлена на основе:

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1 – 4 классов под редакцией : 7- е издание – М.: Просвещение, 2010.

авторских программ коррекционной работы

Кирьяновой материал для психолого –

логопедического обследования детей с нарушениями

речи 5 – 6 и 7 – 8 лет. – С. Пб.: Каро, 2007.

Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» под редакцией .-М.: Просвещение, 1989 г.

работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для

логопеда.- М.: Издательство ГНОМ и Д. 2001.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа ориентирована на учебные пособия:

1. . Чтение. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 3 – е издание, исправленное и дополненное. – М.: Владос, 2013.

2. , . Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. – М.: АРКТИ, 2003.

Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Специфической формой организации обучения в коррекционной школе VIII вида являются индивидуальные и групповые коррекционные логопедические занятия, которые являются важным звеном в общей системе коррекционной работы.

Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с дефектом звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. Нарушения артикуляционной моторики проявляются в ограничении подвижности артикуляционных мышц (мышечный тонус), наличие непроизвольных движений (гиперкинезы, тремор), дискоординационные расстройства, синкинезии, диспраксии. У них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи и просодических компонентов, письма и чтения

(1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Недостаточность речевых и коммуникативных способностей ставит детей с ограниченными возможностями и речевой патологией в особую ситуацию в социуме.

Актуальность программы заключается в комплексном подходе организации и проведения коррекционно – логопедических занятий, где учитываются дизонтогенез ребенка, содержание диагностического материала для уточнения диагноза, система коррекционных упражнений и речевого материала, мониторинг динамики развития и коррекции речи.

Цель: создание условий для коррекции недостатков интеллектуального и психо – физического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловливающих успешное овладение элементарными знаниями, коммуникативными компетенциями в социуме.

Задачи программы:

· развитие двигательной, сенсорно – перцептивной, эмоционально – волевой сфер и уточнение пространственно – временных отношений;

· развитие фонематического слуха (восприятия, представлений, анализа и синтеза) и психических процессов (мышления, внимания и памяти, восприятия);

· коррекция звуковой стороны речи; компенсация дефекта;

· пополнение и обогащение лексического запаса;

· развитие связной речи и просодических компонентов;

· формирование социально – личностных и учебных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья;

· повышение адаптивно – компенсаторных и потенциальных возможностей учащихся в социуме.

Адресат программы: учащиеся с нарушением интеллектуального развития и системным недоразвитием речи, нуждающиеся в логопедической помощи и коррекции.

Организация процесса обучения. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по русскому языку, чтению, развитию речи и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала

В зависимости от особенностей речевого нарушения детей с ограниченными возможностями здоровья (недостатком интеллекта) и их психофизического развития, организуются индивидуальные и групповые занятия.

Коррекционные индивидуальные занятия проводятся по расписанию, согласованному с администрацией образовательного учреждения и родителями детей.

На каждый класс базисным планом определено недельное распределение часов. Общая продолжительность занятий по программе может составлятьчас в неделю) в зависимости от сложности нарушения. Прием учащихся на занятия осуществляется по результатам проведенного психолого – логопедического обследования и утверждения списка детей на заседании школьного психолого – медико – педагогического консилиума.

Организация коррекционно – логопедических занятий:

индивидуальные (один раз в неделю, продолжительностью 40 минут)

· игровая деятельность с практическими заданиями:

конструирование и моделирование: складывание фигур, предметов (изображений): из палочек, спичек, полосок, пуговиц, зерен, бобов, фасоли, букв;

нанизывание бус, колечек, пуговиц, на нитку, леску, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, различными конструкторами;

вырезание цветных полосок, фигурок по контурам; наматывание ниток на катушку, в клубок;

· информационно – коммуникационные технологии (компьютерные обучающие и развивающие программы и игры – методики , );

поделки из природного материала; лепка (пластилин) – скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей;

обведение контуров предметных изображений, штриховка, раскрашивание;

· предметно – практическая деятельность (различные упражнения: кинезиологические, конструктивные, пальчиковые, артикуляционные, массаж и другие);

· подготовительные упражнения: постановки звуков и введения звуков в речь, ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом, что способствует развитию мыслительных процессов и навыков связных устных и письменных высказываний, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю;

· работа, направленная на формирование умения слушать, повторять, составлять фразы, вести диалог (монолог);

· работа, направленная на умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения, что способствует коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников; приучают к сознательному выполнению задания;

· работа, направленная на обучение сознательного, правильного и выразительного чтения и его коррекцию.

Формы организации учебного процесса: коррекционные занятия, кабинет логопедии.

Концептуальность программы:

Следует отметить, что эта программа написана в соответствии с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Задачи коррекции речевого развития основываются на фундаментальных аспектах речевой деятельности и включают в себя:

а) структурный компонент (формирование фонетической, лексической и грамматической сторон речи);

б) функциональный компонент (развитие связной речи и коммуникативной деятельности);

в) когнитивный компонент (формирование способности к элементарному осознанию языка и речи).

В программе логопедического сопровождения заложены возможности формирования у обучающихся компетенций:

· коммуникативные;

· регулятивные;

· учебно – познавательные;

· информационные;

· социально – трудовые.

Поэтому логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной и письменной речи) и основывается на следующих принципах:

· принцип динамичности восприятия;

· системно – деятельностный принцип;

· принцип опоры на сохранное звено психической функции, на

сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного

· принцип поэтапного формирования умственных действий;

· принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала

с учетом «зоны ближайшего развития» (по );

· принцип учета эмоциональной окрашенности материала.

Основные методы обучения:

· наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных средств);

· практические (упражнения, моделирование, конструирование и другие);

· информационно – обучающие (ИКТ).

Приёмы здоровьесберегающих образовательных технологий:

· защитно – профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

· компенсаторно – нейтрализующие (физминутки и физпаузы, оздоровительная, общая и специальная артикуляционная и пальчиковая, корригирующая и дыхательная гимнастика; лечебная физкультура, массаж и самомассаж Су – Джок, психогимнастика);

· стимулирующие (приемы психо – и фитотерапии, элементы закаливания и релаксации, ароматерапия и другие).

Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процессов устной речи и особенностей усвоения этого навыка детьми. В ней отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные , , и другие.

2 класс.

Календарно-тематический план 2 класса (1 ч. в неделю)

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Коррекционная педагогика
  • Индивидуальная программа логопедического сопровождения учащихся с ОВЗ

Индивидуальная программа логопедического сопровождения учащихся с ОВЗ

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Методическая разработка

Индивидуальная программа логопедического сопровождения учащихся с ОВЗ

(обучение на дому)

Пискленова Ирина Борисовна,
учитель-логопед

ФИ, год рождения ребёнка, класс

Системное недоразвитие речи.

СНР II степени тяжести, обусловленное стойким недоразвитием познавательной сферы и выраженной дизартрией.

Коррекция нарушений устной и письменной речи посредством специального обучения и воспитания.

1. Развитие общей моторики.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие артикуляционной моторики .

4. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха.

5. Развитие силы голоса.

6. Развитие фонематического слуховосприятия.

7. Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

8. Коррекция звукопрозношения и слоговой структуры слова.

9. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

10. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.

11. Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление).

12. Развитие мимики и эмоций.

201 – 201 уч. г., 2 занятия в неделю.

Содержание.

В соответствии с программой для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида с СНР II степени тяжести

1. Развитие общей моторики

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на расслабление: «Деревья», «Снеговик», «Тряпичная кукла».

Учить ловить и бросать мяч.

2. Развитие мелкой моторики

Развитие изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами.

Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру.

Читайте также:  План-конспект внеурочного занятия по курсу 'Говори правильно'

3. Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционные упражнения для губ:

-растягивание в ниточку, в улыбку;

-поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал;

Арикуляционные упражнения для языка:

-язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

-присасывание языка к верхним альвеолам;

-попеременный захват языком то верхней, то нижней губы;

-движения влево-вправо, вверх-вниз;

-присасывание языка к небу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шепотного ТРР;

4. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха

Упражнения с предварительным расслаблением.

Дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, создавая «веер воздуха».

Закрыть ноздри, вдох ртом и произнесение гласного звука или слога.

«Гарью пахнет!», «Ушки», «Маятник», «Насос»,

Поддувание снежинок, сдувание бабочки с цветка и др.

Надувание воздушного шарика.

Игра на губной гармошке, дудочке, свистульках.

5. Развитие силы голоса

Проговаривание нескольких гласных звуков с утрированными движениями губ: а-у-и с одновременным поворотом головы.

Произнесение гласного [а] на твёрдой атаке.

Пропевание гласных с различной громкостью и высотой голоса.

6. Развитие фонематического слуховосприятия

Узнавание неречевых звуков. Упражнение , . Узнавание звука на фоне ряда звуков. Узнавание звука на фоне ряда слогов. Узнавание звука на фоне слова. Определение первого гласного звука в слове. Упражнения «Поймай звук», «Покажи символ звука», «Разложи картинки».

7. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

– «Найди слово, названное по звукам на картинке»

– «Определи первый, последний звук в слове»

– «Произнеси слово по звукам».

Работа со словами-паронимами.

8. Коррекция звукопроизношения и слоговой структуры слова

Уточнение артикуляции звуков А, О, У, И, Ы, М, Н.Постановка и автоматизация свистящих звуков, уточнение артикуляции шипящих звуков. Автоматизация звука [л].

Учить делить простые слова на слоги, отхлопывать с одновременным проговариванием слова по слогам.

9. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращённой речи

Показ предметов и частей тела. Выполнение действий по инструкции логопеда. Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов. Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа. Отгадывание предметов по описанию. Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий. Определение причинно-следственных связей.Учить понимать сравнительные конструкции, находить ошибку в предложении, упражнения: «Закончи предложение», «Подбери слово по смыслу», «Составь предложение из слов», «Узнай предмет по описанию».

10. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи

Лексические темы: «Части тела», «Цвет и форма», «Овощи», «Фрукты», , ,«Времена года», «Время суток», «Дни недели», «Ориентация в пространстве». Составление предложений по картинкам и вопросам.

11. Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление)

Упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди отличия на картинках», «Подчеркнуть в ряду букв заданную букву».

12. Развитие мимики и эмоций

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

ППС (педагогические программные средства)

Компьютерные программы: автор Е. Железнова, авторы Е. Железнова, С. Железнов. . .

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Корректировка программы ____________________________________________

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Причины отрицательной или нулевой динамики__________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Корректировка программы ____________________________________________

Звук (З) – постановка и автоматизация

Карточки для постановки и автоматизации звука З в слогах, словах, предложениях и текстах.

№ 1 Звук «З»
Правильная артикуляция при произнесении твердого звука «З».
1. Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
2. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубы.
3. Расстояние между зубами 1-1, 5 мм.
4. Воздух выдувается с силой посредине языка, на ладони, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя.
Артикуляционные упражнения для постановки звука «З».
1). «Накажем непослушный язык»
А теперь уж не зубами-я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа, па-па-па, па-па-па».
Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, по-шлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение уп-ражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Обратите внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
2). «Покусаем язык»
Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня я кусаю все проворней.
Цель. Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его посте¬пенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та».
Обратить внимание! 1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. 2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке.
3). «Кусаем боковые края языка»
«Горкой» выгну язычок, пожую ему бочок:
Левый, правый, оба сразу я жую как по заказу.
Цель. Преодолевать напряжённость языка путём самомассажа, способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.
Описание. Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) — и, не меняя положения язы¬ка, покусывать его края боковыми зубами 10—15 раз.
Обратить внимание! Необходимо кусать только боковые края языка.
4). «Загоним мяч в ворота»
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
Цель. Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Обратить внимание! 1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

№ 2 Звук «З»
1). «Лопаточка»
Поперек улыбки лег –
Отдыхает язычок.
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на ниж-нюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратить внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»
2). «Дуем на лопаточку»
Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
Цель. Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
Обратить внимание! 1. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь. 2. Боковые края языка касаются уголков рта. 3. Не сжимать язык зубами. 4. Выдох спокойный.
4). «Горка»
Улыбаюсь, рот открыт – там язык лежит, свернувшись.
В зыбы нижние уткнувшись, горку нам изобразит.
Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистя-щих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт до 10.
Обратить внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, пред-ложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.
5). «Ветерок дует с горки»
С горки дует ветерок,
И несет он холодок.
Цель. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Обратить внимание! Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами не¬большую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с».
6). «Катушка»
Широко раскрою рот, «Горку» выведу вперед.
И, назад отодвигая, я ее не разрушаю.
Цель. Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта.
Обратите внимание! Кончик языка постоянно остаётся у нижних зубов.
№ 3 Звук «З»
Артикуляционные упражнения для постановки звука «З».
1) «Заборчик»
Широка Нева-река, и улыбка широка.
Зубки все мои видны – от краев и до десны.
Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, при этом зубы сомкнуты.
Обратить внимание! 1. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Зубы сомкнуты. 3. Если у ребенка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть: и-и-и.
1) «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)
Ходит «горка» влево-вправо,
Чистит зубки очень браво.
Цель. Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик я; развивать подвижность языка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» ние зубы с внутренней стороны.
Обратить внимание! 1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке. 2. Двигая кончиком и из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен. 3. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», когда в процессе речи язык ребёнка находится между зубами.
2). Открыть рот. распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую палочку (спичку, зубочистку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки.
Обратить внимание! Если палочка лежит не посредине языка или напор воздуха не достаточен, звук получается неясным, не свистящим.
3). Проделать упражнение 2 с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.
4). Проделать упражнение 2 без использования палочки.
5). Предложите ребенку произносить слоги та-та-та или тя-тя-тя. Обратите внимание на положение губ, зубов, языка (Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубы.
Расстояние между зубами 1-1, 5 мм).
6). Предложите ребенку произносить слоги та-та-та или тя-тя-тя, а по сигналу – длительно произнести звук и-и-и-и-и. обратить внимание на положение губ, зубов, языка (см. упражнение 5).
7). Выполнить упражнение 3, а по сигналу подуть как холодный ветерок – произнести с-с.
Обратить внимание! Зубы сближаются до расстояния 1,5 мм, но не смыкаются. Воздушная струя сильная, холодная. На этом этапе не надо фиксировать внимание ребенка на звуке с, ведь вы слышите не звук, а ветерок.
8). Позвенеть как комар. Если у ребенка это не получается, попросите его подуть как ветерок, а затем включить голосок
9). Чередование «Подул ветерок» – «Звенит комарик».

1). Повторить слоги 8-9 раз:
А). З_____________________А Б). А__________________З
З_____________________Ы Ы__________________З
З_____________________У У__________________З
З_____________________О О__________________З

2). Повторить чистоговорки 3-4 раза:
За-за-за – белая коза.
Зо-зо-зо – вот идет бизон.
Зу-зу-зу – мы ведем козу.
Зы-зы-зы – молоко козы.

3). Повторить слова 8-9 раз:
зал заяц зоб зов зубы запад запах завтра

4). Повторить слова 8-9 раз:
зоркий зорька золото зонтик замок забава закат замок

5). Повторить слова 8-9 раз:
коза глаза узор возок мазут язык база ваза

6). Повторить слова 8-9 раз:
роза береза завод разум зубок газы морозы музыка

7). Повторить слова 8-9 раз:
козырек показать наказать дозор пузырь Лиза блуза наказывать

8). Повторить слова 8-9 раз:
азбука поздно воздух колхозный брызги гнезда разный железный

9). Повторить слова 8-9 раз:
казна глазной размах разрыв борозда узда узлы изба

10). Повторить слова 8-9 раз:
избушка избрать белизна езда поезда резной гнездо Назвать

№ 5 Звук «З»
1). Повторить предложения 3-4 раза:
Береги глаза Лиза. У Лизы роза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу. Зоя заболела. Ударили морозы. На заводе загудел гудок. Зайцы грызут кору березы. Зоя забыла закрыть замок. Налей в вазу воды, а то розы завянут.

2). Выучить загадку, запомнить отгадку:
Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)

3). «Один-много» (взрослый называет слово в единственном числе, а ребенок образует множественное число, и затем произносит получившееся слово), повторить 3-4 раза:
ваза-вазы медуза-… мороз-…
коза-… заноза-… блуза-…
таз-… роза-… гроза-…
воз-… береза-… слеза-…

4). Повторить предложения 3-4 раза:
В школе звонил звонок на урок. Зоя купила два арбуза, и один оказался розовый. На дворе стоит коза, хмурит хмурые глаза. Мой брат – кузнец. Грибы полезны. В гнездах дрозды. Я поздно узнал об этом. В избушке разбили окно. В поезде везут заказные письма.

5). «Назови ласково»
зайка-заинька таз-… завод-…
Зоя-… зуб-… ваза-…
Лиза зонт-… роза-…
6). Отработать произношение звука в стихотворении:
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит. (А. Пушкин)
№ 6 Звук «З»
1). Взрослый начинает, а ребенок заканчивает фразу, повторить 3-4 раза:
Я знал и забыл.
Ты знал и забыл.
Он… .
Она… .
Мы… .
Вы… .
Они… .

2). Повторить предложения 3-4 раза:
На возах везут арбузы. В роще гнезда птиц. Зоя мыла грязную посуду и набрызгала на пол. Видишь, смотрят из гнезда два молоденьких дрозда. Сегодня вдруг исчезло лето, бело, безжизненно кругом.

3). А) Отработать произношение звука в рассказе:
Поезд не опаздывает
Ваня был на вокзале. Он ждал приезда мамы и Лизы. Мама ездила лечить Лизу. Лиза была больна.
Они ехали в поезде. Ване казалось, что они опаздывают. У разных людей Ваня узнавал: не замело ли дорогу, не опаздывает ли поезд. Но вот объявили о прибытии поезда. Из зала выходили люди на перрон. Вот издали загудел поезд. Затем он показался из-за поворота. Поезд подходил к вокзалу. Заскрипели тормоза. Ваня побежал к поезду. А вот и мама. Около нее Лиза. Они рады.
Б) Ответить на вопросы фразой:
Где был Ваня? Чего ждал Ваня на вокзале? Куда ездила Ванина мама? На чем ехали мама и Лиза? Что делал Ваня, пока ждал поезда? Чему радовались герои рассказа?
В) Нарисовать картинки к рассказу.
Г) Повторить рассказ 2-3 раза и с опорой на картинки пересказать рассказ.

4). Отработать произношение звука в стихотворении:
Вот веселая затея –
Запускать на нитке змея.
Змей летит выше берез!
Ветер змея не жалея
Прямо к солнышку понес. (И. Демьянов)

Самая читаемая статья раздела Свистящие:
· Постановка звука С

Ссылка на основную публикацию