Карточки-задания логопеда, логопедические карточки

Интерактивная игра «Логопедические карточки»

Тамара Полянкина
Интерактивная игра «Логопедические карточки»

Интерактивная игра «Логопедические карточки» (авторская разработка)

Цель: мотивировать детей на составление собственного рассказа об объекте окружающего мира и создать условия для усвоения обобщенной модели систематизации объектов.

За основу построения «логопедической карточки» взято понятие системности, разработанное Г. С. Альтшуллером.

Системное мышление по отношению к объекту – это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:

– выбрать объект и определить его функцию;

– определить линию развития во времени как собственно объекта, так и его функции;

– выявить составляющие объекта;

– определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект, определить место функционирования объекта;

– осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам.

Исходя из этих мыслительных шагов, параллельно решая коррекционные задачи, были разработаны «Логопедические карточки», каждая карточка представляет собой «Волшебный экран», состоящий из 9-ти мини-экранов. Левый столбик, состоящий из трех окон, представляет собой прошлое объекта, средний столбик – настоящее объекта, правый столбик – будущее объекта. При этом нижняя строка окон – подсистема объекта, то из чего состоит сам объект или его части, средняя строка – сам объект, его функции, верхняя строка – надсистема объекта, т. е. система в которую входит объект. Каждый мини-экран закрыт занавеской, за которой скрыта игра. Игровые задания в карточках подобраны с различными задачами: игры на развитие фонематического слуха, игры на развитие лексико-грамматических конструкций, мелкой моторики рук, так же развитие мышления и воображения. Открывая окна и проигрывая задания дети, не замечая того, знакомятся с системой объекта и могут составить рассказ об объекте окружающего мира.

«Логопедические карты» набраны по лексическим темам и предлагаются детям в конце недели, как закрепляющий материал.

Дидактическая игра «Логопедические дорожки» для автоматизации и дифференциации звуков Возраст детей: 4-7 лет. Цель: отработка, автоматизация и дифференциация произношения звуков. Задачи: – отработать произношение изолированного.

Авторская интерактивная дидактическая игра Предлагаю вашему вниманию интерактивную игру по занятию О. В. Дыбиной Тема «Помогите Незнайке» Цели: – Развивать познавательные интересы.

Игра для автоматизации звуков «Логопедические блинчики» Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного.

Интерактивная дидактическая игра для дошкольников «Четвертый лишний» Дидактическая игра “Четвёртый лишний” развивает у дошкольников логическое мышление, умение классифицировать, обобщать, анализировать, развивать.

Интерактивная игра — Артикуляционная сказка На логопедических занятиях дети с удовольствием выполняют гимнастику для губ, язычка и щёк. В этом помогает интерактивная игра :«Приключения.

Интерактивная игра «Человек и природа» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида № 91.

Интерактивная игра «Дом Дружбы» Цель: создание условий для творческой самореализации детей. Задачи: 1. Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;.

Интерактивная игра «Найди 10 отличий». Интерактивная игра “Найди 10 отличий” предназначена для детей 6-7 лет. Данную игру можно использовать в условиях дошкольного учреждения.

Интерактивная игра «Загадки о природе» Интерактивная игра «Загадки о природе» Описание: Интерактивная игра «Загадки о природе» состоит из пяти категорий: природа, растения, насекомые,.

Семинар-практикум «Создай новую игру!» (интерактивная игра) Цель: помочь педагогам овладеть технологией создания новой игры на основе известных игр. Количественный и качественный состав участников.

Карточки. Плакаты.

Логопедические карточки. Различаем звуки. 36 карточек

ISBN: 460-3-734-55876-0
Вес: 89 г
Высота: 125 мм
Ширина: 90 мм
Количество страниц: 36

Логопедические карточки. Звуки С и Ш. 36 карточек

ISBN: 460-3-734-55875-3
Вес: 89 г
Высота: 125 мм
Ширина: 90 мм
Количество страниц: 36

Логопедические карточки. Звуки Р и Рь. 36 карточек

ISBN: 460-3-734-55873-9
Вес: 89 г
Высота: 125 мм
Ширина: 90 мм
Количество страниц: 36

Логопедические карточки. Звуки Л и Ль. 36 карточек

ISBN: 460-3-734-55874-6
Вес: 89 г
Высота: 125 мм
Ширина: 90 мм
Количество страниц: 36

Обучающие карточки. Он, она, оно, они. Изучаем местоимения

16 карточек
памятка для родителей

Кочка за кочкой 1. Чтение простых слогов

53 карточки:
88 слогов на двусторонних карточках
9 сказочных героев

Мерсибо. Кочка за кочкой 2. Чтение слов и слогов из трех букв

53 карточки:
88 слогов и слов на двусторонних карточках
9 сказочных героев

Мерсибо. Стишата-малышата. Учим стишки, сочиняем рассказы!

В наборе 28 карточек, которые помогут развить память и мышление у детей.

Умный малыш. Азбука (П – Я). Карточки для детей. 3223-197

Издательство “АЙРИС-пресс”, 2016 г.
ISBN: 978-5-8112-6478-0

Умный малыш. Читаем слоги мягко. Карточки для детей.

Издательство “АЙРИС-пресс”, 2016 г.
ISBN: 978-5-8112-6474-2

Умный малыш. Азбука (А – О). Карточки для детей. 323-200

Издательство “АЙРИС-пресс”, 2016 г.
ISBN: 978-5-8112-6476-6

Новинка! Мерсибо. Кошки – мышки. Логопедические задания для автоматизации звуков Ш, Ж, Ч, Щ. 27 карточек

ООО “Мерсибо”, 2016 г.
Артикул 161612

Новинка! Тараторки на пригорке. Логопедические задания для автоматизации звука Р. 27 карточек. 323-169

ООО “Мерсибо”, 2016 г.
Артикул 161607

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В., Домашние животные (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В., Природа (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В., Деревья (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В., Овощи (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В., Дикие животные (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В., Спорт (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В. Музыкальные инструменты (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В., Профессии (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В., Космос (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В., Транспорт (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В., Фрукты (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В., Насекомые (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Вундеркинд с пеленок. Носова Т.Е., Епанова Е.В., Птицы (с фактами и заданиями на обратной стороне карточек)

Изготовитель: Россия Мелованный картон 165х195 мм купить оформить Больше информации о товаре >

Обучающие карточки. Касса слогов. 16 карточек

Логопедические карточки. Говорим буквы К и Г. 16 карточек

Логопедические карточки. Говорим букву Р. 16 карточек

Логопедические карточки. Говорим буквы Ч и Щ. 16 карточек

Логопедические карточки. Говорим букву Л. 16 карточек

Обучающие карточки. Эмоции

16 карточек
памятка для родителей

Читайте также:  Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР в средней группе на тему (Зима, Путешествие снежинок)

Играем со звуками. Звук [Ц]. Набор карточек с рисунками. 36 карточек

Мерсибо. Что за дверью? Автоматизация и дифференциация звуков Р, Л, С и Ш в слогах. 28 карточек

В наборе 20 карточек со слогами и 8 карточек со сказочным сюжетом. Карточки помогут закрепить 4 звука: [Р], [Л], [С] и [Ш]. У каждого из них по 10 вариантов парных слогов из двух или трех букв в разных позициях: РА-РА, ИР-ИР, ДРУ-ДРУ.

Вся логопедия

Подписка по Email

  • Мы серьезно относимся к конфиденциальности.
    Ваш e-mail адрес не будет передан третьим лицам.

картотеки

Лексическая тема «Зима. Признаки зимы. Зимние забавы». Материал для логопедической работы

В архиве содержатся разработки, предназначенные для логопедической работы в детском саду. Материал из опыта работы поможет начинающим специалистам, а также логопедам с большим стажем организовать и разнообразить работу по лексической теме «Зима. Признаки зимы. Зимние забавы».

Лабиринты для детей. Картотека

Лабиринты развивают пространственные представления, хорошо тренируют зрительное восприятие и внимание ребенка, прослеживающую функцию глаза, а также его мыслительную деятельность. Предлагаемый материал красочно иллюстрирован, содержит задания, которые читающий ребенок может без труда понять.

Селиверстов В.И. — Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей. Карточки

Игры в логопедической работе с детьми — необходимый прием в работе с детьми дошкольного возраста. В книге речевой материал представлен в виде картотеки.

Иллюстрированная картотека чистоговорок

Иллюстрированная картотека чистоговорок поможет разнообразить логопедические занятия по автоматизации поставленных звуков, внесет в коррекционный процесс элемент игры. Предлагается практический материал для автоматизации звуков С, Ш, З, Ж, Л в текстах чистоговорок.

Картотека наглядного материала для развития просодических компонентов речи

Просодическая сторона речи играет важную роль в становлении детской психики в целом. Чистая речь предполагает выразительность и яркую интонационную окраску. Предлагаемые задания способствуют развитию просодики у детей дошкольного возраста с речевыми недостатками.

Картотека заданий на смекалку

Предложены задания на развитие смекалки для детей дошкольного возраста. Задания содержат наглядные демонстрационные материалы, тексты с упражнениями. Упражнения увлекательны и разнообразны, способствуют развитию сообразительности, мыслительной деятельности, творчества.

Картотека занятий Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет

В файле содержатся авторские материалы по подготовке к обучению грамоте по программам «Развитие» и «Одарённый ребёнок». Предложен перспективный план, уникальная картотека занятий, подробные методические рекомендации. Также представлен необходимый для проведения занятий красочный демонстративный материал.

Пособие КЮИЗЕНЕРА. На золотом крыльце

Пособие представляет собой картотеку игр с разноцветными счетными палочками Кюизенера. В состав данного набора входят два блока иллюстративного демонстрационного материала к играм и упражнениям.

Картотека предметных картинок для автоматизации звуков.

Предлагаемая картотека предметных картинок выполнена логопедом-практиком и предназначена для работы по автоматизации и дифференциации поставленных логопедом звуков в словах, в предложении.

Весёлые счётные палочки. Картотека.

Картотека занимательных заданий и упражнений со счётными палочками даст возможность детям совершенствовать и закрепить начальные знания о форме предметов, величине, пространственном положении различных объектов окружающего мира

Логопедия для дошкольников

Разделы

Новоcти LOGOPED.NAME

Приветствуем Вас на LOGOPED.NAME – инфоресурс “ВСЯ ЛОГОПЕДИЯ”

  • Приглашаем коллег и всех, кто заинтересован проблемами речевых нарушений,развитием знаний о методах коррекции недостатков речи, принять активное участие в развитии логопедического проекта. Ресурс представляет собой каталог ссылок на файлы по логопедии: учебники и методические пособия, картотеки и конспекты логопедических занятий, разнообразные диагностические материалы и дидактическая наглядность. В помощь студентам: дипломные и курсовые работы. На страницах ресурса “Вся логопедия” можно получить ценную информацию по любым речевым нарушениям: алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, ОНР и другие. В разделе для специалистов помещены методические материалы для психологов, дефектологов, неврологов. Отдельно выделен раздел для родителей, который включает литературу по воспитанию детей и развивающие книги и программы для дошкольников.Также предлагаются Вашему вниманию консультации логопеда.

© 2010 Вся логопедия – Информационный ресурс.
скачать бесплатно

Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках

Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

Читайте также:  Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по плаванию


Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А.В.

Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома:

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Л:

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Ш:

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию.

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Логокарты (карточки для логопедов)

Данная игра в единичном экземпляре не отправляется по почте, если это единственная позиция в заказе!

чтение и составление простых слов из заданных слогов, предлоги, составление предложений

– отработка навыка составление из данных слогов и чтение простых слов

– составление простых предложений по заданным признакам

– отработка навыков правильного употребления предлогов в предложениях

Варианты заданий и игр:

Варианты заданий и игр:

1 вариант: задание по составлению слов.

(используют сторону карт, на которой написаны слоги).

Ведущий выкладывает перед ребенком на столе 2-3 карты со слогами и предлагает ему прочитать полученное слово, объяснив его значение.

2 вариант: игра по составлению слов.

(играют стороной карт, на которых написаны слоги).

Ведущий раскладывает на столе все карты вверх стороной, на которой написаны слоги. Каждый игрок в свой ход может взять только одну карту, нужную ему для составления слова. Игра заканчивается, когда заканчиваются все карты.

Выигрывает тот, кто сумел из своих карт составить большее количество слов.

3 вариант: игра по составлению слов.

(используют сторону карт, на которых написаны слоги).

Ведущий поочередно произвольно раздает карты всем участникам. Из полученных карт участники пробуют составить слова.

Выигрывает тот, кто из своих карт смог составить большее количество слов.

4 вариант: игра: «Доскажи словечко»

(используют сторону карт, на которых написаны слоги).

Ведущий выкладывает на стол любую карту той стороной, на которой написаны слоги и предлагает участникам придумать слова, которые будут начинаться (заканчиваться, или данный слог будет в середине слова) с данного слога. Участники по очереди произносят слова, получая за них баллы или «фанты». Участник, который не может составить слово, пропускает ход. Игра заканчивается по оговоренному времени или по мере истощения словарного запаса участников игры. В конце кона подсчитываются баллы или «фанты» и выявляется победитель.

5 вариант: задание «Собери пары»

Ведущий выбирает из колоды только синие карты и выдает по одной каждому участнику. Остальные карты зеленого и розового цвета остаются у ведущего. Участник видит нарисованную картинку на своей карте. Переворачивает ее и прочитывает первый слог, который соответствует началу названия данной картинки. Далее, ведущий на столе раскладывает такое количество карт вверх стороной, на которой написаны слоги, сколько участников в игре. Если участник видит среди разложенных карт следующий слог для составления своей картинки, то он ее забирает. Оставшиеся карты ведущий собирает и раскладывает следующие карты по количеству участников. Раскладка карт продолжается до тех пор, пока все игроки не составят свои слова. Затем участники должны классифицировать свои рисунки (например: овца – дикое животное) и понять, какую пару они должны найти и собрать к своей карточке. Ведущий теперь раскладывает на столе только синие карточки вверх стороной, на которой нарисована картинка. Среди этих карт участники должны найти пару к своей предыдущей карте. Далее игра продолжается по правилам, действующим для составления первого слова.

6 вариант: задание: к заданным признакам подобрать существительное.

(используют сторону карт с рисунками)

Для выполнения задания ведущий выбирает из колоды карты зеленого цвета, на которых изображены цветной карандаш (признак- цвет) и карандаш большого или маленького размера (признак – размер). Карты раздаются участникам, выполняющим задание. Участники берут одну из своих карт, называют признаки, изображенные на ней и подбирают существительное, которое согласуется с данными прилагательными. Произносят свое словосочетание. Например: на карте зеленого цвета нарисован красный карандаш, а рядом зачеркнут бесцветный большой карандаш. Возможные словосочетания: маленькая красная ягода или спелая маленькая ягода.

7 вариант: задание: составить словосочетание с заданными признаками и существительным.

(используют сторону карт с рисунками)

Для выполнения задания ведущий выбирает из колоды карты синего и зеленого цвета. На зеленых картах изображены признаки (размер и цвет), а на синих картах изображен предмет. Ведущий раздает равное количество синих и зеленых карт участникам. Каждый из участников отбирает у себя одну зеленую и одну синюю карту и произносит словосочетание.

Читайте также:  Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема

8 вариант: задание: употребить предлог со словом.

(используют сторону карт с рисунками)

Ведущий выбирает из колоды карточки розового цвета, на которых изображен карандаш и подписан предлог. Участникам раздают равное количество карт. Рассмотрев свои карты, каждый из участников называет свой пример предлога со словом. Например: на карте изображен карандаш, сидящий перед телевизором. Возможные варианты: перед книгой, перед уроком.

9 вариант: задание: составить предложение

(используют сторону карт, на которых нарисованы предлоги, признаки и предметы)

Перед началом карты раскладывают по цвету (розовый, синий, зеленый) в три круга веером вверх стороной, на которых нарисованы рисунки, Каждый участник за один ход сам набирает из каждого круга по одной карте для своего предложения. Когда все карты разобраны, участники начинают по очереди произносить свои варианты предложений.

Взрослому стоит отметить самые оригинальные предложения.

10 вариант: задание: составить предложение, не выбирая карт

(используют сторону карт, на которых нарисованы предлоги, признаки и предметы)

Перед началом разложите все карты вверх той стороной, на которых написаны слоги, на три стопки: карты синего цвета, карты розового цвета и карты зеленого цвета. Каждый из участников за один ход берет из каждой стопки по одной карте: синюю (изображен предмет), розовую (изображен предлог), зеленую (изображены признаки). Раскрывает их и составляет предложение, используя данные признаки, предмет и предлог (для связи слов в предложении). Например: первая карта – малина, вторая – желтый карандаш, а рядом перечеркнутый маленький бесцветный карандаш, третья карта – предлог «у». Возможный вариант: крупная желтая малина поспела у забора.

11 вариант: задание: составляем рассказ

(используют сторону карт с рисунками)

Всю колоду карт тщательно перемешивают и ставят стопкой на стол вверх той стороной, на которой написаны слоги. Ведущий произвольно вынимает из колоды три карты разного цвета( розовая, синяя, зеленая) и выкладывает их на стол. Используя эти три карты, он составляет первое предложение. Далее, участники по очереди берут верхнюю карточку. Это может быть либо зеленая, либо синяя, либо розовая карточка. Переворачивают ее той стороной, на которой изображен рисунок, выкладывают рядом с карточками ведущего и придумывают следующее предложение, используя свою карточку, но так, чтобы не терялся смысл предыдущего предложения и получался бы рассказ.

Дидактический материал по развитию и коррекции письменной речи. Карточки для индивидуальной работы

Логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе направлены на эффективное решение проблемы коррекции речевых нарушений у школьников с интеллектуальной недостаточностью и проводятся с первого по седьмой классы.
Программа коррекции нарушения письма состоит из следующих разделов: «Развитие общеречевых навыков», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Их содержание соотносится с программным материалом по письму и развитию речи в зависимости от года обучения.
Согласные твердые и мягкие, обозначение мягкости согласных гласными второго ряда изучаются учащимися с 1 по 7 классы в разделе «Звуки и буквы».
При разработке карточек были реализованы следующие принципы:
– принцип системного подхода к коррекции письменной речи;
– принцип развивающего и дифференцированного обучения;
– принцип доступности обучения;
– принцип индивидуализации обучения;
– принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в игровую ситуацию.
Данные карточки позволяют повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, создают условия развития положительной мотивации ребенка к логопедическим занятиям. Они могут быть использованы учителями-логопедами массовых и коррекционных школ, учителями начальной школы и русского языка коррекционных школ и учителями начальной школы общеобразовательных школ для индивидуальной работы во время уроков русского языка, дополнительных занятий, внеурочной деятельности (олимпиады и викторины по русскому языку).

Карточки для индивидуальной работы
«Смягчение согласных гласными второго ряда. Дифференциация гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е»
Согласные твердые и мягкие, обозначение мягкости согласных гласными второго ряда изучаются учащимися с 1 по 7 классы в разделе «Звуки и буквы».
Целью занятий является:
дифференциация на слух и в произношении твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласных гласными второго ряда.
Использование карточек для индивидуальной работы «Смягчение согласных гласными второго ряда. Дифференциация гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е» направлено на реализацию данной цели и решение следующих задач:
– развитие фонематического слуха;
– развитие навыка звукового анализа;
– развитие грамматического строя речи;
– обогащение словарного запаса;

– развитие мелкой моторики рук;
– развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
– воспитание интереса к занятиям.

В карточки включены задания по следующим направлениям:
– фонетические;
– орфографические.
Материал по работе с твердыми и мягкими согласными, обозначение мягких согласных гласными второго ряда расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения:
– формирование фонематического анализа (задания на отработку звуковой структуры слова);
– дописывание недостающих букв.
В карточках представлен материал на дифференциацию согласных твердых и мягких, дифференциацию гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Параллельно закрепляются обобщающие понятия, понятие единственного и множественного числа, многозначные слова.
Слова в карточках иллюстрируются предметными картинками-раскрасками, которые после успешного выполнения задания ребёнок может раскрасить цветными карандашами (развивается мелкая моторика, воспитывается интерес к занятиям).
Выполняя задания по карточкам, учащиеся упражняются в согласовании слов в предложении, развитии связной речи.
Работа с карточками предполагает проведение предварительной или параллельной работы по обогащению словаря учащихся.
К карточкам прилагается словарь. В словаре дается краткое толкование значений отдельных слов, которые иллюстрируется цветными картинками. Таким образом, решается задача по расширению, уточнению, закреплению и активизации словарного запаса детей.

Карточки № 1. «Найди схему слова»
Ребенку необходимо соединить линией предметную картинку со схемой слова. В карточках представлены задания двух уровней.
1 уровень.
Ученику предлагается слово, предметная картинка иллюстрирующая слово и две схемы. Необходимо произвести фонематический анализ слова и выбрать нужную схему.
2 уровень.
Ребенку предлагаются 3 слова, предметные картинки, их иллюстрирующие и две схемы. Необходимо произвести фонематический анализ слов и выбрать нужную схему.
Параллельно закрепляются обобщающие понятия (продукты, игрушки), многозначные слова (шар, лук, ключ, лист). Можно предложить ребенку составить предложение с одним из данных слов (работа над построением предложения, развитием связной речи).

Карточки №2. «Буква потерялась»
Ребёнку необходимо соотнести предметную картинку с буквой. Для этого необходимо произвести анализ слова, называющего картинку и определить в котором из них есть заданная буква.
Параллельно закрепляются обобщающие понятия: дикие животные, одежда, деревья; единственное и множественное число имен существительных. Дети знакомятся с понятием «бахчевая культура» (дыня, тыква).

Карточки №3. «Найди лишний предмет»
Ребенку необходимо не раскрашивать лишний предмет. Для этого ему нужно произвести анализ слов и определить наличие или отсутствие в нем твердых и мягких согласных, гласных букв второго ряда; определить общую гласную букву второго ряда в двух словах, третье слово будет лишнее.

Карточки №4. «Слова потерялись»
Ребёнку необходимо соотнести картинку со словами, отличающимися одной буквой (А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е).

Карточки № 5. «Вставь нужную букву или слово»
В карточках представлены задания двух уровней.
1 уровень.
Ребёнку необходимо из двух предложенных гласных букв выбрать нужную и вписать ее в слово. Каждое слово иллюстрируется картинкой- раскраской.
2 уровень.
Даны два задания. В первом задании необходимо из двух предложенных гласных букв выбрать нужную и вписать ее в слово. Во втором задании, опираясь на картинку, подобрать нужное слово и вставить его в предложение.

Словарь.
В словаре представлены слова, которые могут вызвать затруднение у детей с интеллектуальной недостаточностью (бахчевые культуры, Дэв, мера, мэр, рэп, серна, тэк, ТЭС, ТЭЦ, тюк), но они могут встречаться, например, в телепередачах про животных, восточных сказках, новостных выпусках, уроках математики, повседневной жизни.

Ссылка на основную публикацию