Карточки для автоматизации звуков

Карточки для домашнего задания “Автоматизация звука Х”

Звук Х – 1

1. «Зевака»(- Послушай и хлопни, подпрыгни, когда услышишь звук Х)
По 3-5 раз каждый день !
и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.

2. «Запомни, повтори» – учить запоминать по 3 (4) слога. Следить за правильным произношением. Звук Х проговаривать, «растягивая» его.

Ха-ха хы-хы ха-хо-хы хы-ха-ху
Хо-хо ху-ху ху-ха-хо ха-хо-хы-ху

3. Проговаривать слова (по 3-5 раз каждый день). Звук Х в словах «растягивать, петь»: хан = х-х-х-хан

ханхатахоботхо-дун-ки
хакихаткаходитьходь-ба
хапатьхаятьход-кахо-ккей
хапугаходходокихомяк

4. «1 5» – счёт от 1 до 5 (10) и обратно: хобот, хата.
/один хобот, два (3,4) хобота, пять (6,7 …) хоботов /

Звук Х – 2

1. «Зевака»(- Послушай и хлопни, подпрыгни, когда услышишь звук Х)
а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.

2. «Запомни и чётко повтори»

аха – аха оха – оха уха – аха – иха иха – уха – оха
иха – иха уха – уха аха – иха – оха оха – иха – аха

3. Проговаривать (по 5-7 раз каждый день). При затруднении произнесения отхлопывать слова по слогам.

. Звук Х в словах произносить протяжно Х-Х-Х-Х.

вехабу-хан-ка?ахатьохапка?
мухамахатьпапаха?охота
ухамакуха? утехао-хот-ник?
Михейотдыхатьпомеха?ма-хо-вик?

. Объяснить значение подчёркнутых слов.

4. Счёт от 1 до 5 (10) и обратно «1 5» – муха; охапка
/одна муха; две (3,4) мухи; пять мух …/

Х – 3

мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.

2. «Запомни, повтори» (Запоминать по 2-3 слога)

3. Проговаривать (по 5-7 раз)

4. «Запомни, повтори»

5. Закончить предложения словом «петух» или «муха».

– На банке сидит … (муха).– В окно влетела … .
– На заборе сидит … (петух).– Около дома гуляет ….
– Громко кукарекает ….– Петя на тарелке увидел ….
– Вика рисует ….– Красивый гребень у ….



Х – 4

2. «Запомни, повтори»

хта – хта хто – хто ахт – охт ухт – ахт – охт
хты- хты хту – хту ихт – ухт ихт – охт – ахт

3. Проговаривать ( по 5-7 раз)

махнутьбухтапухнутьот-дох-нуть
тахта?вахтапыхтетьхвоя?
пихта?хохмаяхта?хвост

4. «1 5 (10)» – яхта, пихта

5. «Я …, ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»
(изменение глагола по лицам: Я хожу в походы. Ты ходишь в походы)

ходить в походы;
– отдыхать на юге.

Х – 5

поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать

2. «Запомни, повтори»

хва – хва –хвы ахва- охва- ухва вха- вхо- вхы
хво- хво -хва ихва- ухва- ихва вхы- вху- вха

3. «Это – Эти – Много кого? Чего?»

муха – мухи – мух_ монах – … – …яхта – …
халат – … – …пихта – … – …петух – …

4. «Я . ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»

худеть в походе;
ходить на охоту.

5. Проговаривать ( 3-6 раз), отхлопывая по слогам.

Ха-ха-ха – будет на обед уха,Ху-ху-ху – на обед едим уху,
Ха-ха-ха – очень вкусная уха,Хи-хи-хи – дети не хотят ухи.

1. «Закончи слово».

Х – 6

Объясните значение подчёркнутых слов.

пету …(х)лопу …(х)отды … (х)горо …
запа … мо … сме …пасту

2. «Я . ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»

– мах-нуть па-па-хой,
– отдыхать на ях-те

3. – Послушай предложение и скажи его правильно.

– Хомяк духовка под пыхтит. – Хомяк пыхтит под ду-хов-кой.
– дети ходят хоккей на – …
– петух около сидит лопух – …
– охотники пошли на охота – ..

Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях [карточки]

Чепкасова Анна

Учитель-логопед МДОУ№21 “Рощица”,

Кемеровская область г.Мыски

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ

Повтори (прочитай) слова:

[РА]

рак рога радуга ратник

раб рабы ракета рогатка

рань рагу ракита ракетка

рать Роман работа равнина

рама ранет рампа рафинад

рана рахит родня романтик

Рая радио родник раковина

Повтори (прочитай) слова:

[РА] (в словах со свистящими звуками)

роса рассудок радость расписка

разум ротозей розетка ровесник

ранец рассвет росинка росомаха

Россия рассказ росянка роговица

рация раскат разница растение

радиус романс развязка распутица

Повтори (прочитай) словосочетания:

[РА]

Новый рояль. Раина расчёска.

Ранний рассвет. Разбитая раковина.

Радушная родня. Работящий рабочий.

Разные ракушки. Раненый разведчик.

Разлитый рассол. Радостные родители.

Повтори (прочитай) словосочетания:

Рыбный рынок. Рытвина у дома.

Рычание рыси. Рабочий рычаг.

Рассказ рыбака. Рыжий рысёнок.

Последний рывок. Разделанная рыба.

Повтори (прочитай) слова:

[РО] (в ударной позиции)

рот род Рома Родина

ром рог робот рондо

рок роба рокот родинка

ров рота ропот ромб

Повтори (прочитай) словосочетания:

[РО]

Розовые розы. Робкий Рома.

Ромб на робе. Ровный ров.

Роль робота. Осиновые рощи.

Маленькие рожки. Роспуск роты.

Повтори (прочитай) слова: [РУ]

рука рубин рубанок рукоятка

руда рукав рубка рукомойник

руно рубаха румба

румын руина рундук

[РУ] (в словах со звуками [Л], [Л’])

руль рулевой русалка руководитель

рулет рубли рубильник

рулон русло рукоделие

Повтори (прочитай):

Румяный рулет. Рукав рубашки.

Рубец на руке. Русский рубеж.

Русая русалка. Рукавицы на руках.

Рундук для робы. Румынские руины.

Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.

Роза читает рассказ. В саду розовые розы.

В рундуке рабочая роба. Рабочий закончил работу.

В клетке рыжий рысёнок. У лося роскошные рога.

На кустах радужная роса. У Раи новые рукавицы.

Автоматизация звука [Р] в предложениях

Повтори (прочитай) предложения:

По равнине тёк ручей.

У рубахи длинные рукава.

Мы идём на рыбный рынок.

В роще расцвели незабудки.

Ракушки рассыпались по песку.

В оконной раме разбили стекло.

Рома поехал к родным в Ростов.

Из ракетницы выпускают ракеты.

Над ручьём раскинула ветви ракита.

Автоматизация звука [Р] в интервокальной позиции

Повтори (прочитай) слова:[РА] (в ударной и безударной позиции)

ура тара Иран герань

нора пара баран тарань

кора фара варан конура

бура фура буран пироги

гора Вера барак борода

дыра Кира бурак города

тура эра пират гитара

пора парад карат фанера

Повтори (прочитай) слова: [РА] (в ударной и безударной позиции)

аромат карабин веранда керамика

ураган парапет баранка Буратино

барабан парафин контора пирамида

таракан пароход пантера панорама

караван подарок куранты бородавки

хоровод короед городки куропатки

городок муравей детвора бумеранг

фараон воробей карантин орангутанг

боровик каравай воротник обморок

Повтори (прочитай) слова: [РА] (в словах со свистящими звуками)

сера Серафим гороскоп заморозки

сарай карапуз зверобой сыворотка

карась керогаз соратник хворост

Сахара керосин царапина сырость

сирота саранча поросёнок ярость

сарафан борозда операции

паровоз городки заработок

Повтори (прочитай) слова:

[РА] (в словах с шипящими звуками)

Шура шарада пирожок порожняк

жара мишура барашек горожане

гараж широта урожай жаворонок

вираж пещера чародей сыроежка

мираж парашют фуражка Чебурашка

тираж бородач карандаш сороконожка

Повтори (прочитай) слова: [РА] (в словах со звуками [Л], [Л’])

лира поролон караул тарантул

марал генерал корабли водоросли

Урал минерал заросли морозильник

коралл каракуль адмирал караульщик

мораль карамель лаборант

Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях

Повтори (прочитай) словосочетания:

Румяный каравай. Родной город.

Рыхлый сыр. Старый сарай.

Рыбный рынок. Ранний урожай.

Раненая ворона. Оранжевые шары.

Широкая дорога. Воробьёвы горы.

Парусный корабль. Разбитое корыто.

Короткий карандаш. Ровный румянец.

Ароматная карамель. Розовый сарафан.

Повтори (прочитай) словосочетания:

Коровьи рога. Ровная дорога.

Хороший урок. Рыбный пирог.

Серая рубашка. Рыжий муравей.

Ромовый рулет. Короткий шнурок.

Творожный сырок. Заросший огород.

Розовый поросёнок. Дорожный короб.

Мороженая морошка. Дорогой подарок.

Автоматизация звука [Р] в предложениях

Повтори (прочитай) предложения:

Дорога ведёт в город.

Корова живёт в сарае.

Юра не боится мороза.

В огороде растёт горох.

Ворона клюёт кукурузу.

У машины разбита фара.

У Раи короткий сарафан.

Маруся собирает помидоры.

Муравей и саранча — насекомые.

Повтори (прочитай) предложения:

Жора купил гитару.

Тарас ловит карасей.

На балконе растёт герань.

Буратино увидел муравья.

Журавль нашёл горошину.

Воробей испугался вороны.

Сороконожка ползёт по дорожке.

Тамара испекла румяный каравай.

Из молока коровы делают мороженое.

Рома дал Марусе коробку карандашей

Повтори (прочитай) чистоговорки:

Ра, ра, ра — тёплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ра, ра, ра — весенняя пора.

Ра, ра, ра — весёлое «ура».

Ра, ра, ра — вот высокая гора.

Ра, ра, ра — мы ловим комара.

Ра, ра, ра — стоит летняя жара.

Ра, ра, ра — это наша детвора.

Ра, ра, ра — убежали со двора.

Ра, ра, ра — мне домой идти пора

Повтори (прочитай) чистоговорки:

Ры, ры, ры — летят комары.

Ры, ры, ры — наточили топоры.

Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ры, ры, ры — у нас синие шары.

Ры, ры, ры — зелёные дворы.

Ры, ры, ры — не люблю жары.

Ры, ры, ры — лось поел коры

Повтори (прочитай) чистоговорки:

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Читайте также:  Деревья в осеннем лесу - конспект логопедического занятия

Рок, рок, рок — покупаю я сырок.

Рок, рок, рок — потяните за шнурок.

Ром, ром, ром — по реке плывёт паром.

Рок, рок, рок — осторожно: бугорок

Повтори (прочитай) чистоговорки:

Ру, ру, ру — котлеты на пару.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ру, ру, ру — ручку в школу я беру.

Ру, ру, ру — ёжик забежал в нору.

Ру, ру, ру — У забора кенгуру.

Ру, ру, ру — закатился мяч в дыру.

Рекомендую прочесть:

  • Автоматизация звуков [Ч]-[Т’]-[С’]–[Щ]
  • Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука [Р]
  • Занятие на Звуки [А У И]
  • Конспект по грамоте звуки [А, У, И]
  • Конспект занятия по грамоте Звуки [А У И]

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении

Рита Гумерова
Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении

Нарушения речи – распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

Замедленный темп физического и интеллектуального развития – децелерация – появилась в нашем обществе на рубеже ХХ и ХХI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т. д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения.

Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, зависят от

во время проведенной логопедической коррекции.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.

Строю свою работу по общедидактическим принципам и принципам коррекционного обучения:

– принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности, на основе постоянного активного включения межанализаторных связей. Я, как учитель – логопед, даю задания, усложняющие межфункциональную систему обработки информации, что тем самым способствует развитию динамичности восприятия;

– принцип продуктивной обработки информации. Реализую этот принцип, организовывая обучение так, чтобы у обучающихся развился навык переноса обработки информации на своё индивидуальное занятие и тем самым у них формируется и развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;

– принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) на моих занятиях реализую через ввод специальных упражнений и приёмов для развития и коррекции различных психических процессов и функций (зрительное внимание, вербальная, зрительная, двигательная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, объем внимания и т. д.);

– принцип мотивации к учению стараюсь реализовывать, возбуждая и поддерживая на высоком уровне интерес ребенка, когда активно работают ВПФ, развивая тем самым межфункциональные отношения, на базе которых и формируется обходной путь развития.

Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда в нашем образовательном учреждениирегламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, локального.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребенка

4. Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Локального: Уставом школы, должностной инструкцией логопеда.

Опираясь в своей деятельности на нормативные документы,освоила и продолжаю осваивать новые педагогические технологии:

1. Информационно- коммуникационные;

2. Технологии компенсирующего обучения

3. Технология психолого-педагогического сопровождения.

4. Технология исследования и мониторинга интеллектуального развития.

5. Изучаю и осваиваю технологию обучения чтению, коррекции дислексии и дисграфии по методике Н. Зайцева.

Использование современных образовательных технологий

На своих занятиях использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применяю активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малую театрализованную постановку, игру-путешествие. Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика.

По преобладающему методу применяю:

1. Проблемное обучение, которое предполагает наличие особого, внутреннего, противоречивого содержания. Учебно-коррекционный процесс направлен «в зону ближайшего развития» личности ученика.

2. Игровые технологии. На этих уроках участники имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманный или восстановленный сказочный сюжет или мини-историю.

3. Использую информационно – коммуникационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидактического материала, а так же как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.

По подходу к ребенку:

1. Личностно-ориентированную технологию, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

2. Технологию сотрудничества, которая заключается в реализации принципов демократизма, равенства, партнерства в субъектных отношениях педагога и ребенка. Совместно с обучающимися вырабатываем цели, содержание занятия, даём оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

3. Здоровьесберегающие технологии,что предполагаетохрану и укрепление физического и психического здоровья детей через:

• сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;

• формирование у младших школьников желание и умение учиться быть здоровым;

• развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой.

По направлению модернизации существующей традиционной системы (на основе эффективности организации и управления)использую:

1. Технологию опережающего обучения. Суть этой технологии заключается в обобщающем характере применяемых на занятии схем, таблиц, создающих возможность, с одной стороны, после первого введения в тему организовать на уроке многократное повторение по принципам от частного к общему и обратно, с другой, одновременно готовить детей к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Эта технология учит определять границы своих знаний, ставить проблему, планировать результат во времени. Помогает ребенку осуществлять самоконтроль, самооценку (учит организации самоконтроля, самооценивания).

2. Технологию консультативного сопровождения. Благодаря освоению этой технологии мне удаётся осуществлять постоянное консультативное взаимодействие с учителями, работающими в классе, где обучаются дети с речевыми проблемами. Совместно нами выработана активно работающая модель взаимодействия «учитель, работающий в классе + учитель-логопед».

3. Групповые и подгрупповые способы обучения. Коррекционные логопедические занятия на основе группового метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у обучающихся.

4. Дифференцированное обучение – это способ, который позволяет мне работать с обучающимся, учитывая их индивидуальные особенности.

Анализ учебно-коррекционной деятельности

Для анализа учебно-коррекционной деятельности рассмотрим данные статистики. В приложении №1 представлена диагностика уровня коррекции за последние 4 года.Можно отметить следующие тенденции: увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения, возросло качество коррекции 2014-2015 –68,5%; 2015-2016 -73,3%;

2016-2017 – 78%; 2017-2018 –82,5 %.

Соотношение количества детей-логопатов и качества коррекции

Кол-во выпущен. Качество коррекции

2014/15 31 21 68,5

2015/16 40 32 73,3

2016/17 41 31 78

Анализ видов речевых нарушение за 4 года

Отчетливо прослеживается рост таких нарушений речевого развития как фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушение звукопроизношения, нарушение формирования грамматического строя речи. После анализа сложившейся ситуации,мною была выделена следующая проблема: увеличение количества детей – логопатов с различной и часто осложненной структурой дефекта, что не позволяет включить всех, кому требуется логопедическая или психолого-логопедическая помощь в процесс коррекции в течение учебного года.

Для решения этой проблемы требуется усиление интенсивности коррекционного воздействия, поиск новых путей коррекционного воздействия, применение инновационных методов и нетрадиционных методик. Так я пришла к выводу, что основная методическая проблема, над которой я должна работать – это активизация взаимодействия учителя – логопеда и учителя, работающего в классе, в процессе обучения, коррекции и адаптации детей начальной школы.

Было необходимо найти оптимальную модельэффективного взаимодействия учителя и учителя-логопеда. На совещаниях и семинарах методического объединения учителей начальных классов обсуждались и выбирались наиболее эффективные формы взаимодействия.Было решено использовать:

– рекомендованный учителем-логопедом психолого-логопедический диагностический материал и проведение диагностик для своевременного и наиболее точного выявления проблем адаптации и обучения учителем в классе;

– обмен результатами наблюдений;

– взаимопосещение уроков и занятий;

– анкетирование учителей; (см. Приложение №2)

– разработка памятки учителю и ученику (см. Приложение №1; 2)

– рекомендованные учителем-логопедом логопедические методики, приёмы, дидактический материал для логопедической коррекции;

– учителю, работающему в классе, участвовать в процессе автоматизации поставленных звуков, контролируя звуковую сторону речи ребенка во время уроков;

– при планировании индивидуальных и групповых логопедических занятий учитывать рекомендации учителей, работающих в классе, где обучаются дети-логопаты.

В рамках решения данной проблемы на родительских собраниях в классах родителям давались целевые рекомендации для конкретных детей.

Сотрудничество логопеда и учителя начальных классов в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы

Разделы: Логопедия

Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: логопеда, учителя, психолога. Подход к работе по устранению речевых нарушений должен быть комплексным.

В настоящее время в школу приходит много детей с низким уровнем речевого развития. Анализ устной речи первоклассников, показывает, что только у 30 % учащихся накоплен достаточный речевой опыт, необходимый для овладения грамотой. У многих начинающих обучение школьников наблюдается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, недостаточно сформированный грамматический строй, бедный и недифференцированный словарный запас, неумение составить связное высказывание. Они оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям и испытывают трудности в освоении грамоты. Такие дети требуют к себе особого внимания учителя и нуждаются в помощи учителя – логопеда. К сожалению, учитель-логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. В этих условиях он может использовать в своей работе технологию консультативного сопровождения. Технология применяется для организации тесного сотрудничества с учителем. От этого сотрудничества во многом зависит, смогут ли учащиеся с речевым недоразвитием преодолеть трудности в обучении.

Условия эффективного сотрудничества:

  • установление партнёрских отношений в процессе сопровождения ребёнка;
  • учитель принимает помощь и поддержку логопеда, доверяет ему, а логопед помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребёнка;
  • учитель-логопед должен хорошо знать содержание учебных программ, по которым обучаются школьники, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований;
  • учитель осваивает логопедические приёмы, чтобы его работа становилась более квалифицированной и эффективной;
  • в процессе взаимодействия происходит обмен опытом, взаимное обогащение.
  • консультации, которые посвящаются анализу учебных проблем, разработке программ и выбору средств реализации программ комплексного индивидуального сопровождения каждого ученика, имеющего речевые нарушения;
  • индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;
  • тематические консультации;
  • круглые столы и семинары для педагогов;
  • взаимное посещение занятий и уроков.
Читайте также:  План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы

Сотрудничество начинается с совместного проведения логопедом и учителем диагностики проблем детей, поступивших в школу. В сентябре логопед проводит первичное обследование устной речи учащихся 1 классов. На каждого ученика заполняется протокол первичного обследования (Приложение 1). Составляются итоговые таблицы по классам (Приложение 2). В конце сентября по результатам обследования проводятся первые индивидуальные консультации с педагогами, обучающими первоклассников. К этому времени у них уже есть предварительные итоги изучения интеллектуального потенциала, способностей и возможностей

учащихся, есть результаты наблюдения основных проявлений личностных особенностей первоклассников. Во время обсуждения выявляются проблемы в развитии детей, выделяется группа учащихся, которым требуется помощь в преодолении трудностей обучения, выясняется, какую помощь детям могут оказать родители, определяются пути взаимодействия.

Далее проводится повторная консультативная встреча, во время которой формируется список детей, которые будут посещать логопедические занятия, вырабатываются единые требования к учащимся, а также обсуждается общий план коррекционной работы.

Учитель оказывает существенную помощь при решении организационных вопросов (согласование расписания занятий с родителями, контроль посещаемости и т.д.), а также активно работает с семьями обучающихся, формируя серьёзное и ответственное отношение к логопедическим занятиям.

На последующих рабочих встречах обсуждаются конкретные учебные проблемы учеников и способы их преодоления. Проводить диагностику учебного затруднения удобно по определённой схеме (Приложение 3). Это помогает максимально конкретизировать проблему и искать эффективные пути её решения. К схемам диагностики учебных затруднений учащихся периодически желательно возвращаться, чтобы была возможность объективно оценить результаты работы (и достижения ученика и работу учителя).

Для своевременного выявления трудностей, возникающих у первоклассников в процессе обучения, нужен постоянный мониторинг. В январе совместно с учителем проводится исследование операций языкового анализа и синтеза при помощи бланковой методики (Приложение 4).

В феврале учитель-логопед проводит комплексную письменную работу во всех первых классах с целью: выяснить, насколько успешно овладевают навыками письма учащиеся 1-х классов (учитывается этап обучения и требования программы на момент обследования), выявить учащихся, испытывающих трудности, определить характер ошибок, степень их выраженности (Приложение 5).

В мае проводится ещё одна письменная работа с целью: выяснить степень успешности овладения навыками письма учащимися 1-х классов к концу первого года обучения; выявить учащихся, у которых имеются специфические нарушения письма. Проверка навыков письма, выработанных в процессе целенаправленного школьного обучения, осуществляется с помощью следующих видов письменных работ: слухового диктанта и списывания с рукописного текста. Объем текстов сокращен т.к. на выполнение работы учащимся отводится один урок (Приложение 6).

При совместном анализе письменных работ обсуждается возможность использования учителем некоторых специальных подходов и приёмов на уроках, чтобы облегчить и улучшить учебное взаимодействие с учениками, испытывающими трудности при формировании навыков письма и чтения. У учащихся появляется возможность получать определённую логопедическую помощь, облегчающую изучение учебного материала, непосредственно на уроке. Обсуждение результатов логопедической работы позволяет учителю-логопеду вовремя вносить изменения в коррекционную работу с учащимися.

Эффективность взаимодействия учителя и логопеда можно определить по наличию реальных учебных достижений учащихся, по положительной динамике успеваемости.

Тесное взаимодействие педагога и логопеда может помочь учащимся с нарушениями письменной речи преодолеть трудности.

Список литературы

  1. Кузьмина, Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. / Е.В.Кузьмина. – Москва: Сфера. – 2009. – 64 с.
  2. Логопедические занятия со школьниками: книга для логопедов, психологов, социальных педагогов. / Е.Д. Бурина, Т.А.Иванова, Е.В.Иванова, А.В.Литвина, Е.В. Меттус и др.– Санкт-Петербург: КАРО. – 2006. – 108 с.
  3. Ткаченко, Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. / Т.А. Ткаченко.– Москва: ГНОМиД. – 2004. – 48 с.
  4. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. / Т. А. Фотекова. – Москва: Аркти. – 2000. – 57с.

Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения.
статья по логопедии на тему

Представлены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации детей-логопатов, рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedicheskoe_soprovozhdenie_v_obshcheobrazovatelnoy_shkole_v_ramkah_fgos_vtorogo_pokoleniya.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения

В Федеральном государственном образовательном стандарте определены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов, рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.

В содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования включена программа коррекционно-развивающей работы.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных Универсальных Учебных Действий).

Особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в развитии, дети из неблагополучных семей и др.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

∙ профилактика речевых нарушений;

∙ коррекция речевых дефектов;

∙ формирование всех сторон (компонентов) речи;

∙ развитие невербальных психических функций;

∙ развитие эмоционально – волевой сферы;

∙ формирование нравственных установок ребёнка.

Целью логопедического сопровождения в рамках требований и показателей новых стандартов является коррекция и развитие устной и письменной речи.

В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Проведение логопедической диагностики:

– своевременно выявить речевые нарушения;

– предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными

По результатам обследования устной речи первоклассников было выявлено 24 учащихся с нарушениями речи, что составляет 35% от общего количества учащихся 1-х классов и 47% от общего числа учащихся, посещающих логопедический пункт.

2. Скоррегировать и развивать фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:

– исправить дефектное звукопроизношение; (имеют 96%)

– сформировать звукослоговую структуру слова; (21% учащихся)

– развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез 75%)

3. Сформировать лексический компонент речи:

– уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы;

– сформировать семантическую структуру слов;

– закрепить навыки словообразования;

– закрепить учебную лингвистическую терминологию;

– избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.

4. Сформировать грамматическую сторону речи учащихся:

Помогает анализ письменных работ детей (обычно во время каникул), в ходе которого обращается внимание учителя на специфические ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

– устранить имеющиеся аграмматизмы;

– закрепить категориальное значение различных частей речи;

– уточнить грамматическое значение слов;

– сформировать грамматические и морфологические обобщения;

– развить морфемный и морфологический анализ.

5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

– сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;

– расширить фразу до необходимого объёма;

– развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.

6. Профилактика и коррекция дислексии.

Навыки чтения сформированы у 50% первоклассников, зачисленных в логопедический пункт Лукояновской СШ №1, при этом преобладает побуквенное и слоговое чтение.

7. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:

Взаимосвязь и преемственность логопедических и психологических занятий позволяет нам повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения учащихся нашей школы.

Коррекционные занятия и педагога-психолога, и логопеда являются частью учебно-воспитательного процесса, во время которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция нарушений устной и письменной речи.
И педагог – психолог, и учитель – логопед в своей работе решаем разные задачи, но пути и способы достижения у нас общие .

– мышление – репродуктивное, творческое, лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации на основе различных лингвистических критериев);

-свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение);

– зрительную и речеслуховую память;

– временные и пространственные представления;

Для достижения более эффективных результатов своей работы нам необходима тесная связь с учителем начальных классов. И у меня, и у учителя общая цель – дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Моя задача – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться в школе.

В школе организуются специальные занятия для будущих первоклассников, я имею возможность присутствовать на них, обследовать состояние речи всех детей, и выявить детей с речевыми нарушениями.
При взаимопосещения уроков и логопедических занятий мы разрабатываем единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:
– учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
– предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

– осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
– закрепление знаний и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

В рамках школьного методического объединения проводятся индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.

8. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

– Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу (важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы).

9. Формирование коммуникативных умений и навыков:

– самостоятельно планировать речевое высказывание;

– точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

– диалогические и монологические высказывания;

– умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

– совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики;

– отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;

– обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

– воспитание толерантности, культуры речевого общения.

Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы

Аннотация: В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество обучающихся с проблемами в речи. А ребенок с речевыми нарушениями, в силу различных причин, требует создания особой развивающей и коррекционно-педагогической среды, особую значимость в организации которой имеет совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога. Этому и посвящена данная статья.

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Нарушения речи (как устной, так и письменной) оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребенка, препятствуют его социальной адаптации, это все обусловлено еще и недостаточностью неречевых процессов: памяти, внимания, зрительно-пространственного анализа и синтеза, нарушениями мелкой моторики и т.д.
И, как следствие, возникают трудности в освоении образовательной программы.

Таким образом, ребенок с речевыми нарушениями требует создания особой развивающей и коррекционно-педагогической среды. Особую значимость в организации которой имеет совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога.

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы

Термин «сопровождение», зачастую, употребляется как синоним понятиям «взаимодействие» и «обеспечение».

Любой ученик, прежде всего человек, который с рождения взаимодействует с окружающим его миром, как субъект отношений и взаимоотношений, на основе собственных индивидуальных возможностей и особенностей, с его личностными качествами и характеристиками.

Целью психолого-логопедического сопровождения является комплексное воздействие, направленное на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития учащихся и обеспечение их всестороннего и гармоничного развития.

Основу ПЛС определяют следующие принципы:

  1. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
  2. Комплексность (взаимодополняемость) – развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
  4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» дефицитарных функций.
  5. Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  6. Индивидуализация темпа работ – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Направления совместной работы:

  • Диагностическая работа

– психолого-педагогическая диагностика;
– социально-педагогическая диагностика;
– диагностика реч.нарушений.

  • Коррекционно-развивающая работа

– обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков …..

  • Консультативная работа
  • Информационно-просветительская работа
  • Аналитическая (не секрет, что логопед и психолог совместно обсуждают результаты своих диагностик и составляют план работы с детьми, родителями, педагогами; составляют индивидуальные образовательные маршруты, АООП).

Задачи ПЛС:

1. Задачи работы учителя-логопеда

  1. Обследование обучающихся школы и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
  2. Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  3. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  4. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  5. Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды

2. Задачи работы педагога-психолога:

  1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  2. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
  3. Совершенствование мелкой моторики.
  4. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  5. Развитие зрительно-моторной координации.
  6. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  7. Активизация отработанной лексики.
  8. Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
  9. Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
  10. Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Формы работы:

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Непосредственно образовательная деятельность (индивидуальные и групповые занятия)

Непосредственно образовательная деятельность с элементами тренинга (индивидуальные и подгрупповые занятия)

Упражнения с элементами арт-терапии, сказкотерапии, логоритмика, мнемотехника и др.

Песочная терапия, телесно-ориентированные техники, пластилин, кинезиология

Занятия учителя-логопеда и педагога-психолога взаимосвязаны, взаимодополняемы!

Направления организованного взаимодействия

Вывод:

Таким образом, психолого-логопедическое служба – это один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

Психолого-педагогическое сопровождение – целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.

Учитель-логопед
г.Южно-Сахалинска
Еременко Анна Алексеевна

Логопедическое сопровождение учащихся образовательной школы.

Нарушения усвоения письменной речи могут вызывать разнообразные нервно-психические расстройства. В первую очередь это состояния общего психического недоразвития, грубые аномалии зрительного и слухового анализаторов и т. д. [Сухарева Г. Е., 1965; Ковалев В. В., 1979; Исаев Д. Н., 1982]. Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение учащихся образовательной школы.»

Логопедическое сопровождение учащихся образовательной школы. Система работы по профилактике дисграфии и дислексии, устранению нарушений в устной и письменной речи.

Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение проблем развития. Е.И. Казакова

В статье «Логопедическая помощь учащимся общеобразовательных школ» (Журнал «Дефектология», 1994г., №1) авторы А.В. Ястребова и Т.П. Бессонова отмечают, что в результате специальных исследований выявлено: в последние годы изменился и продолжает изменяться контингент общеобразовательных школ, в них заметно возросло количество детей с различными отклонениями в развитии, в том числе учащиеся с тяжелыми нарушениями речи. Речевые нарушения могут носить первичный характер (при сохранном интеллекте, слухе, зрении), либо недостаточное развитие средств языка носит вторичный характер (следствие ЗПР, умственной отсталости и других нарушений развития).

Нарушения усвоения письменной речи могут вызывать разнообразные нервно-психические расстройства. В первую очередь это состояния общего психического недоразвития, грубые аномалии зрительного и слухового анализаторов и т. д. [Сухарева Г. Е., 1965; Ковалев В. В., 1979; Исаев Д. Н., 1982]. Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.

Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами (до 21 % учащихся). Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков.

Следовательно, программа сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков организации подготовки к занятиям и правильного распределения времени, планирования, самоконтроля и т. д.

«Школьников обучают не письменной речи, а написанию слов, и, в значительной

степени, поэтому обучение письменной речи не поднялось выше уровня традиционного право- и чистописания. . Обучение письму до сих пор еще не основывается у нас на естественно развивающихся потребностях ребенка и на его самодеятельности, а дается ему извне, из рук учителя и напоминает выработку какого- нибудь технического навыка, например навыка игры на рояле. При такой постановке дела ученик развивает беглость пальцев и научается, читая ноты, ударять по клавишам, но его совершенно не вводят в стихию музыки» [Выготский Л. С., 1983, с. 177].

«Обучение следует поставить так, чтобы чтение и письмо для чего-то были нужны ребенку. письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненно необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычка руки и пальцев, но как действительно новый и сложный вид речи» (там же, с. 196).

Логопедическая коррекционно-педагогическая работа направлена на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение и коррекцию трудностей, возникающих в процессе школьного обучения.

Основными задачами деятельности учителя-логопеда являются:

1. Выявление детей с дефектами устной и письменной речи, нарушением мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентировки.

2. Логопедическое сопровождение детей с нарушениями речи. Повышение эффективности логопедических занятий.

3. Методическая работа и пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей.

4. Оснащение логопедического кабинета в рамках выделенных средств.

5. Повышение собственной квалификации.

Характеристика учащихся, посещающих логопедические занятия.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).

2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов. Выраженная недостаточность различения звуков и затруднения в звуковом анализе речи.

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы: разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, отсутствие некоторых предлогов, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол и существительное.

3. Недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

8. Недостаточное развитие слухового внимания и памяти.

Ссылка на основную публикацию