Карта первичного обследования речи

Протокол логопедического обследования ребенка. Универсальная схема для всех видов речевых нарушений 611

Климонтович Е.Ю.
учитель-логопед, Центр лечебной педагогики, Москва, Россия
e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Протокол – документ с записью всего происходящего…

С.И. Ожегов. Словарь русского языка

Для всех детских коррекционных учреждений актуален вопрос, как максимально эффективно проводить логопедическое обследование, получать исчерпывающие данные, четко и компактно регистрировать эти данные в карте ребенка. Как максимально объективно проводить и фиксировать результаты динамических исследований. Какой должна быть форма записи полученных результатов, чтобы составление перспективного плана работы с ребенком естественно и наглядно вытекало из материалов исследования. Как, наконец, визуализировать результаты обследования ребенка, сделав их понятными не только для специалистов – логопедов, но и для всех заинтересованных лиц (родителей, администраторов, специалистов других профилей). Специалистами психолого–логопедического отдела Центра психолого-медико–социального сопровождения детей и подростков была разработана схема регистрации результатов обследования речи детей (протокол) в условиях амбулаторного приема, которая, на наш взгляд, может представлять интерес и для сотрудников других учреждений.

Предлагаемый нами протокол обследования речи состоит из трех частей: 1) краткое первичное обследование, 2) полное обследование устной речи и 3) обследование письменной речи. Целью первичного обследования является определение предварительного речевого диагноза, необходимости в консультациях других специалистов центра, принятие решения о постановке в очередь на логопедические занятия или о направлении в другие учреждения. Результаты заносятся в стандартную речевую карту (бланк № 1).

Полное логопедическое обследование проводится в тех случаях, когда ребенок зачисляется на логопедические занятия.

Схема обследования разбита на диагностически значимые подразделы: обследование звукопроизношения, фонематического слуха и т. д., в соответствии с принятыми в логопедии принципами выделения диагностически значимых элементов. Внутри каждого подраздела перечислены патологические признаки, которые могут возникнуть в этой части речевой системы ребенка. Оценка проводится следующим образом: 0 – отсутствие патологического признака, то есть норма. 1 – наличие патологического признака. На основании полученных результатов заполняются бланки-схемы (бланк № 2 – для устной и № 3 – для письменной речи), составленные таким образом, что с их помощью можно получить цифровые данные для последующего составления диаграммы (профиля) речевого состояния ребенка, которая фиксируется в специальной сводной таблице результатов речевого обследования.

Поскольку каждый диагностически значимый подраздел имеет разное количество пунктов, для составления диаграммы сумма всех пунктов каждого подраздела условно принимается за 100%. «Цена» каждого балла составляет ту часть от 100%, которая соответствует количеству пунктов в подразделе. Например, если в подразделе 12 пунктов, то «цена» каждой единицы равна приблизительно 8 . Таким образом, легко посчитать, на какой приблизительно процент повреждена функция. Если из 12 пунктов единицей отмечено 5, то получается, что функция повреждена приблизительно на 40 % . Сводная таблица результатов речевого обследования составлена таким образом, чтобы специалист, просто занеся в нее полученные данные, мог увидеть результат, не вычисляя его. Например, если при исследовании звукопроизношения 21 пункт был оценен единицей, то в соответствующей графе сводной таблицы следует отсчитать и заштриховать 21 клетку. С левой стороны таблицы помещена шкала процентов, с помощью которой легко увидеть, какой процент данной функции пострадал.

С помощью сводной таблицы также можно понять и приблизительный процент повреждения речевой функции в целом. Каждый столбик таблицы является элементом общей картины речевого состояния ребенка. Соответственно, если всю картину речевого состояния принять за 100%, а выделенных компонентов у нас 12, то каждый компонент – столбик в сводной таблице бланка № 2 равен 8 %. Соответствующая шкала процентов расположена с правой стороны таблицы.

Таким образом, 21 единица повреждения звукопроизношения составляет, с одной стороны, 44 % повреждения с точки зрения сформированности этой функции, а с другой стороны, 3% от сформированности речевой функции в целом. Внизу сводной таблицы находится шкала общего речевого состояния. Из суммы показателей каждого столбика и сложится процент повреждения речевой функции.

Таблица дает наглядное, достаточно объективное представление о состоянии речи ребенка и позволяет легко и достоверно отслеживать динамику коррекционного процесса. При последующих динамических обследованиях данные заносятся в тот же бланк, и составляется вторая диаграмма, а в конце курса – третья. Это позволяет легко оценить изменения, происшедшие в речевом состоянии ребенка за истекший период. Обследование проводится с периодичностью один раз в 24 занятия, т.е. ориентировочно 3 раза за курс логопедических занятий: в начале, середине и конце учебного года или определенного назначенного курса.

Протокол обследования письменной речи рекомендуется использовать при обследовании детей старше 8 лет. До этого возраста мы пользуемся бланком № 2, отмечая особенности начального овладения письменной речью в разделе «Учебные навыки».

На основании данных, полученных в ходе обследования, составляется подробный план работы. Один раз в 12 занятий отмечается динамика выполнения программы, уточняются причины невыполнения или отставания в выполнении программы (частые пропуски, невыполнение домашних заданий, крайняя возбудимость, заторможенность и т.д.). На основании результатов усвоения программы и динамического обследования программа может быть скорректирована. Ребенок может быть направлен на дополнительные обследования специалистов или представлен на консилиум для определения дальнейшей наиболее оптимальной системы коррекционного воздействия. Весь пакет документов вклеивается в карту ребенка.

Ф.И.О. специалиста ________________________________________________________

1. Имя, фамилия ребенка ______________________________ возраст _______________

2. Жалобы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Краткий речевой анамнез ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Поведение на приеме _____________________________________________________________________

5. Общее развитие ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Звучание речи:

Темп____________ голос ____________ разборчивость________________

9. Состояние артикуляционного аппарата:

прикус _______________________ небо ________________________ зубы __________________________

подвижность губ _______________ языка ________________ подъязычная связка ____________________

Текст книги «Логопедические карты для диагностики речевых расстройств»

Юртова Елена Вячеславовна

Логопед-дефектолог.

Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

Стоимость консультации логопеда и речевого обследования

Код услугиНаименование услугиЦена, руб
11101Консультация логопеда1 600
11102Занятие с логопедом 30 минут800
11103Выезд логопеда на дом в пределах МКАД2 900
11103Занятие с логопедом на дому в пределах МКАД1 900

Это может быть интересно

  • Заключение от логопеда
  • Бесплатная консультация логопеда
  • Лечение заикания
  • Справка от логопеда
  • Задержка речевого развития

Необходимость речевой карты

Неотъемлемой частью во время диагностики речи ребенка является речевая карта. Такая карта заводится на каждого ребенка, который стоит на учете у логопеда.

Что такое речевая карта? Это бланки, которые заполняет логопед. Но как таковой единой структуры карты не существует. У каждого логопеда она может быть составлена по своему, индивидуально.

Карта является отчетом диагностирования различных нарушений и для отслеживания динамики развития речи.

Речевая карта позволяет определить:

  • Причины образования проблем с речью.
  • Отследить механизм нарушения.
  • Узнать, какие навыки и способности есть у малыша.
  • Сформировать коррекционную программу.

Существует два вида речевых карт:

  • Общая карта.

В такой карте фиксируются необходимая информация о ребенке и кратко сформулированная характеристика речи.

  • Развернутая карта.

Наиболее удобный формат карты. В ней фиксируются данные анамнеза (сведения, полученные путем расспроса), информация по обследованию произношения звуков, навыки связной речи, объем словарного запаса и другие важные аспекты.

Также для заполнения речевой карты порой необходимы результаты исследований других врачей: отоларинголог, хирург, психолог, невропатолог.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ В ОН КЛИНИК БЕЙБИ

После первичного обследования может быть назначен курс лечебно-коррекционных мероприятий. Особо это актуально перед поступлением в школу.

Специалисты Он Клиник бейби занимаются с маленькими пациентами в игровой форме, в теплой и дружеской атмосфере. Такая обстановка способствует достижению положительных результатов терапии за минимальное время.

Как мы уже говорили, дефект речи – проблема, которая может быть вызвана более глубокими причинами. Для того чтобы выяснить эти причины иногда требуется помощь специалистов различных специализаций.

Он Клиник бейби – многопрофильный медицинский центр, поэтому, при необходимости, решением проблем Вашего чада займутся все необходимые специалисты – детские неврологи, психологи. У нас есть современная лабораторно-диагностическая база, позволяющая в короткие сроки получить результаты анализов по нескольким сотням позиций. Все это помогает использовать комплексный подход в решении проблемы и обеспечивает эффективность лечения.

Если Вы ищете логопеда для ребенка в Москве, обратитесь в Он Клиник бейби! Наши специалисты помогут скорректировать его речь и при необходимости – избавиться от сопутствующих проблем со здоровьем.

Обратитесь к платному детскому логопеду Он Клиник бейби, чтобы речь Вашего ребенка была правильной!

Изменения в образовании в 2020-2021 году: что будет, новое. Новый ФГОС 2020-2021 г.

Что
такое ФГОС
Перечень сведений, обязательных для составления учебной программы каждой конкретной школы включен в единый документ – ФГОС, соблюдать требования которого обязаны все образовательные учреждения России. Его цель – обеспечить комфортные условия для обучения детей в любом регионе страны и предоставление им равных знаний вне зависимости от места жительства.

На основании рекомендаций ФГОС составляются учебники, иные учебно-методические пособия, программы подготовки учителей, задания для итоговой аттестации учащихся.

ФГОС разъясняет, что получит ребенок, освоив ту или иную ступень образования:

уровень знаний, умений и навыков учащегося;

формирование принципов духовно-нравственного развития личности;

социальная самоидентификация ребенка;

понимание своего места в мире.

Для образовательной организации ФГОС дает представление о необходимом оснащении материально-технической базы, требованиях к учителям-предметникам, особенностях ведения занятий с учетом регионального и этнического признаков.

Какие бывают ФГОС

начальная школа (1-4 классы);

основная школа (5-9 классы);

среднее общее образование (10-11 классы).

Также предусмотрен отдельный ФГОС для учащихся с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья.

Все эти документы обеспечивают преемственность знаний и организуют плавный безболезненный переход между образовательными ступенями.

Новый ФГОС 2020-2021

Обновленные ФГОС необходимы, поскольку отражают изменения в структуре знаний и системные преобразования в обществе. Поэтому Министерство Просвещения РФ регулярно ведет образовательный мониторинг и стремится своевременно вносить поправки в существующие документы.

Структура новых ФГОС будет несколько изменена. Это объясняется их особенностью – они рассчитаны на третье поколение обучающихся.

первое поколение устанавливало конкретные требования к освоению каждой школьной дисциплины;

второе поколение, которое завершается выпуском детей 2020 учебного года, делало акцент на совокупности как знаний, так и межпредметных умений. Благодаря этим ФГОС в школу вошли информационные технологии, разработка проектов, обучение детей анализировать, повышенное внимание к здоровью и правильному образу жизни ребенка;

третье (новейшее) поколение стандартов отличается от предыдущих особым внимание к личности обучающегося и конкретизацией требований к тому, что он получит после окончания школы.

Проект ФГОС нового образца включает в себя критерии, по которым можно проверить уровень школы как главного звена в цепочке получения образования. Родители смогут оценить, достаточно ли компетентны учителя и хорошо ли развита база технического оснащения классов.

Важным отличием становятся и конкретные требования к школьникам, по которым легко оцениваются их учебные достижения при переходе из класса в класс. В дополнение к отметкам выделяется перечень результатов, которые обязаны показать дети – так называемые контрольные срезы знаний.

Читайте также:  Программа объединения детей по коррекции звукопроизношения 'Говори правильно'

Если раньше образовательная организация могла менять тематику содержания материала внутри дисциплин, придерживаясь лишь общих правил, то теперь наполнение дисциплин строго определено. Авторы проекта убеждены, что это упростит подготовку к выпускным экзаменам и сделает их требования прозрачнее.

Первое полугодие 2020 года станет для школ особым периодом, когда пройдет повсеместная проверка готовности к переходу на новый ФГОС. В настоящий момент подготовлены все необходимые методические рекомендации для этого. Перемены не скажутся на текущем учебном распорядке школьников, поскольку изменения внедряются в образовательную программу мягко и незаметно.

Преимущества новых стандартов

Одним из положительных моментов внедрения стандарта эксперты называют открытость в работе учителей, что исключает субъективную оценку знаний школьников и дает родителям возможность отслеживать малейшие изменения, происходящие в учебной жизни их ребенка.

Кроме того, компетентные специалисты в области образования называют следующие преимущества стандарта:

Доступность подготовки к выпускным экзаменам без репетиторов. Ранее дети и родители жаловались, что многие вопросы из ГИА не проходят в основной школьной программе. Теперь каждый экзаменационный вопрос будет разобран в школьном курсе.

Разделение образовательного процесса на этапы: талантливые школьники могут беспрепятственно переходить на следующий уровень обучения при условии сдачи соответствующих тестов. Это же касается и одаренных классов – возможно варьирование учебной программой, если дети успевают ее пройти быстрее своих сверстников.

Введение обязательного для изучения второго иностранного языка позволит увеличить кругозор ребенка и расширить область его познания. В настоящий момент программа рассчитана на 6 лет изучения, то есть с 5 по 11 класс и будет доступна по желанию детей и возможности самой школы.

Изменения, касающиеся учителей

Какие изменения ожидают учителей? Для преподавательского состава тоже есть некоторые нововведения. Первое – повышение профессиональной квалификации. Теперь педагоги должны будут доказывать компетенцию, причем Министерством просвещения готовится единая стандартная модель, включающая пять отдельных блоков: методический, стажировочный, предметный, воспитательный и психолого-педагогический.

На полноценное подтверждение классификации будет отводиться не менее 144-х часов.

Второе нововведение – программа под названием «Земский учитель». Этот проект реализуется в целях обеспечения педагогами школ в сельских или отдаленных местностях Российской Федерации. Все желающие учителя, соответствующие определенным требованиям, смогут подавать заявки на официальном сайте программы (он должен в скором времени заработать). Помимо предоставления вакансий в образовательных учреждениях полагаются денежные выплаты в размере 1 миллиона рублей, а для территорий Дальнего Востока – до двух миллионов.

На некоторые особо востребованные и престижные должности могут объявляться конкурсы, по итогам которых до 15-го мая определятся победители. В срок до двадцатого июля 2020-го года школы должны заключать с выбранными педагогами трудовые договоры. А до начала декабря все переехавшие в сельские местности учителя получат гарантированные государством выплаты.

Новости дошкольного образования в 2021 году

Нововведения в дошкольном образовании в 2021 году должны упростить порядок записи детей в детский сад. Родителям не нужно будет предоставлять свидетельство о рождении ребенка для записи в дошкольное учреждение. Изменения вступят в силу с начала 2021 года. Соответствующий документ уже опубликован на сайте проектов нормативно-правовых актов. Авторы идеи поясняют, что со следующего года документ будут требовать в случаях, если он выдан иностранным государством.

Кроме этого должны утвердить новый порядок приема в рамках программ дошкольного образования. Как и в школах, закрепляется территориальный принцип набора: дети, чьи братья и сестры посещают конкретный детсад, имеют преимущество при зачислении. Прием в муниципальный детский сад осуществляется по направлению территориального органа управления образования, с задействованием местных информационных систем.

Третий документ – порядок перевода ребенка из одного учреждения в другое. Это инструкция, в которой будет подробно расписано, что делать родителям. Мамы и папы должны обратиться в территориальный орган исполнительной власти с соответствующим заявлением. При наличии свободного места в новом саду, должностные лица уведомляют родителей, после чего последние должны написать в «старом» детсаду заявление о переводе в новый.

Последние изменения касаются порядка создания федеральной информационной системы и правил формирования региональных электронных очередей в детские сады. Новый регулирующий документ сделает принципы работы системы общими для всех.

Справка «По результатам первичного логопедического обследования учащихся 1-х классов»

По результатам первичного логопедического обследования учащихся 1-х классов.

Карта первичного обследования речи

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

I. Анкетные данные ребенка.

Фамилия, имя _________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Дата поступления в группу ______________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________

Какие по счету роды__________________________________________________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) ______________________________________________________________________________
Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ____________________________________________
_________________________________________________________________________________
Прочее__________________________________________________________________________

III. Раннее физическое и психическое развитие.

­­­­­­­­­Начал сидеть _________ (N к 6 мес.), ходить _______ (N к 1 году).

Гуление _____(N в 2-3 мес.), лепет _____ (N в 5-6 мес.), первые слова _____(N к1 году), первые фразы ________(N к 1.5- 2 годам ), фразовая речь _________ (N к 3 годам).

Перенесенные заболевания ___________________________________________________________

IV. Объективные данные (заполняется при наличии заключений специалистов).

Неврологический статус (невропатолог) ___________________________________________
Состояние слуха (отоларинголог) ________________________________________________
Состояние зрения (окулист) _____________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог) ___________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр) _____________________________________________

V. Моторная сфера.

Состояние общей моторики.

Постоять на одной ноге (попеременно) ___________________________________________
Попрыгать на двух ногах _______________________________________________________
Попрыгать на одной ноге (попеременно) _________________________________________

Состояние мелкой моторики.

Пальчиковые упражнения: «Коза» ________, «Зайчик» __________, «Колечко» _________
(правая, левая рука, синхронно)

«Кулак – ребро – ладонь» ______________________________________________________
Соединить пальца рук «Пальчики здороваются» __________________________________
Ведущая рука ________________________________________________________________
(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)

Нахмурить брови ______________________________________________________________

Наморщить лоб _______________________________________________________________

Прищурить глаз _______________________________________________________________

Надуть щеку (щеки) ___________________________________________________________

(моторно неловок при ходьбе, беге, движения плохо координированы, испытывает затруднения при выполнении движений по словесной инструкции и т.д.)

VI. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляционного аппарата.

(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма; достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …)

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса, прогения, прогнатия)

Твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий; подвижность достаточная, вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет … )

Подъязычная связка _____________________________________________________________________

(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …)

Тонус языка ____________________________________________________________________________

(норма, повышен, понижен …)

Состояние дыхательной и голосовой функции:

тип физиологического и речевого дыхания _________________________________________________

( верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)

характер голоса _________________________________________________________________________

(обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …)

Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

Содержимое публикации

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстане доступно

Репродуцирование текстане доступно

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза

1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация

3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)

4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей

7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед _____________________________________________________ /________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.

Фамилия, имя, отчество Иванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

Читайте также:  Индивидуальное логопедическое занятие по постановке и автоматизации звука (Р)

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р – в, рь – й, рь – ль, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь, й – ль)

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)

1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии

3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет

4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья

7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед ____________________________________________________ /_________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович ……Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р – в, рь – й, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь)

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ

Речевые карты для школьного логопункта

речевая карта (Индивидуальная логопедическая карта).

Речевая карта

АНАМНЕЗ.

1. От какой беременности ребенок

2. Характер беременности (токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)

3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)

4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)

5. Когда закричал

6. Асфиксия (белая, синяя)

7. Резус-фактор (совместимость)

8. Вес при рождении

а) когда принесли кормить

б) как взял грудь

г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания

10. На какой день выписался из роддома , если задержался, почему

РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

1. Голову держит с /1,5 мес/

2. Сидит с / 6 мес/

3. Стоит с /10 мес/

4. Ходит с /11-12 мес/

5. Первые зубы /6-8 мес/

6. Перенесенные заболевания:

Ушибы, травмы головы…

Судороги при высокой температуре….

7. речевой анамнез:

Первые слова…. /к 12 мес./

Первые фразы…. /к 1,5-2 года/

Прерывалось ли речевое развитие…..

Занимался ли с логопедом ребенок раньше……

Отношение к своей речи…..

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

2. Состояние слухового внимания:

*покажи, какая игрушка звучала

*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (открой рот и закрой глаза, …..)

3. Зрительное восприятие

* основные цвета (количество)

* подбор картинок к цветовому фону…

4. Ориентация в пространстве:

а) в собственном теле – правая, левая сторона

б) в пространстве – правая левая сторона

в) вверху, внизу, спереди, сзади

5. Ориентация во времени:

*Утро, день вечер, ночь

*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

*Сначала, потом, сейчас

6. Различение геометрических форм:

8. Логическое мышление

а) выделение 4-го лишнего:

кошка, собака, утка, мышка

кошка, волк, собака, корова.

б) классификация предметов: назови одним словом:

– свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.

– сапоги, туфли, тапочки, валенки.

– блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

– шкаф, стол, кресло, тумбочка.

– синица, ворона, утка, воробей.

Автобус, электричка, трамвай, самолет.

9. Общая моторика:

– прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

г) удержание позы, симметричность.

д) наличие синкинезий.

7. Состояние мимической мускулатуры:

* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

* равномерно поднять брови

* сглаженность носогубных складок.

8. Общее звучание речи:

* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

* голос (тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый…)

* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

*дикция (нечеткая, смазанная…)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Разговорно-описательная беседа:

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Кем работает мама, папа?

Есть ли у тебя друзья?

2. Составление рассказа по картинке: ….

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…

5. Рассказ по представлению…

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,

1. Состояние словаря:

а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

б) объяснение значений слов:

в) название частей предметов:

г) Глагольный словарь:

Кто как голос подает:

Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

д) словарь признаков:

подбор прилагательных к имени существительному:

подбор антонимов:

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Б) Образование глаголов префиксальным способом:

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)

В) Образование прилагательных от существительных (относительных):

Скамейка из дерева (какая?)

Ручка из пластмассы

Стакан из стекла

Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

Гвоздь из железа

Г) Образование притяжательных прилагательных:

У зайца хвост заячий, а у волка?

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

1. Обследование понимания грамматических конструкций:

а) выполнение инструкций, типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.

б) понимание числа:

покажи, где карандаш, а где карандаши;

дети рисуют карандашом или карандашами?

покажи, где машина, а где машины?

в) понимание рода:

Где Саша упал? Где Саша упала?

Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?

г) понимание падежа:

покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?

д) понимание предлогов:

на , в , с , из-под , из , за , из-за , под , к .

2. Наличие аграмматизмов:

А) изменение имен существительных по падежам:

У меня есть карандаш.

У меня есть бабушка.

Б) предложно-падежные формы:

(по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом, перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)

В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:

Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Одна корова – две … – пять …

Один дом – два … – пять …

Одно кресло – два … – пять …

Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:

Столы – столов – столами – о столах,

Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:

Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.

Читайте также:  Конспект подгруппового занятия с использованием ЭОР в старшей логопедической группе

Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:

Синий шар – синие шары, (см. выше).

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

2. Звонкие и глухие согласные:

3. мягкие и твердые согласные:

4. Свистящие:

7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:

2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.

Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.

3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:

Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.

4. Выделение на слух последнего звука в слове:

Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

1. Воспроизведение слоговой структуры слова:

Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.

2. Отраженное проговаривание:

Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.

3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)

Дети из снега слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Часовщик чинит часики.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Милиционер едет на мотоцикле.

Регулировщик регулирует движение.

Логопедическое заключение:______________________________________

Речевая карта

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________________

С какого числа посещает ДОУ ________________________________________

Жалобы родителей _________________________________________________

Данные о ходе речевого развития _____________________________________

Состояние общей моторики __________________________________________

Слух физиологический ______________________________________________

Общее развитие ребенка _____________________________________________

Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание) __

Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ___________

Произношение и различение звуков ___________________________________

Анализ и синтез звукового состава речи _______________________________

Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, милиционер и т.п.) ________________________________________

Грамматический строй речи __________________________________________

Навыки словообразования ___________________________________________

«____»__________ ______ г.

План коррекционной работы

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________

На период_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дата рожденияДомашний адрес_____________________________________________________

Дата поступления в логопункт___________________________________________________________________________

Номер группы в МАДОУ_______________________________________________________________________________

Сведения о семье:

Отец/ФИО/телефон_____________________________________________________________________________________

Общее звучание речи

– темп ( N , замедленный, ускоренный)______________________________________________________________________

– голос ( N , тихий, чрезмерно громкий, нозализованный, истощающийся)_________________________________________

– дыхание (верхнеключичное (когда вдыхает, поднимает плечи – не эффективный); грудное (в основном дышит грудью); диафрагмальное (верхнее и нижнее диафрагмальное дыхание животом – N )______________________________________

Артикуляционный аппарат:

– губы ( N , толстые, тонкие, наличие расщелины; малоподвижные, подвижные, гипертонус, гипотонус)_______________

– зубы ( N , крупные, мелкие, редкие, кривые, отсутствие зубов)_________________________________________________

– прикус ( N , прогения, прогнатия, боковой открытый, передний открытый)_______________________________________

– твёрдое нёбо ( N , готическое, низкое, узкое, уплощённое)_____________________________________________________

– мягкое нёбо ( N , укороченное, раздвоенное, отсутствует; подвижное, малоподвижное)_____________________________

– подъязычная связка ( N , укороченная, короткая)______________________________________________________________

– язык ( N , узкий; мясистый; анкилоглоссия (короткая подъязычная связка); микроглоссия (маленький «как у птички»); макроглоссия (большой); глоссотомия (частичное или полное удаление языка); глоссоптоз (аномалия развития)________

– саливация ( N , гиперсаливация, усиливающаяся в определённыхусловиях)_______________________________________

Исследование артикуляционной моторики

СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

Речевая карта, или карта обследования речи, является основным документом, который логопед оформляет в процессе работы. Речевая карта имеет свою структуру и включает следующие разделы: логопедическое обследование, логопедическое заключение, перспективный план коррекционной работы, характеристика динамики логопедической коррекции, анализ результатов коррекционного воздействия. Рассмотрим особенности этих разделов.

Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических л двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения и письма. В ходе логопедического исследования, на каждого обследуемого составляется речевая карта — карта обследования речи, в которую логопед записывает все получаемые данные в определенной последовательности.

I. Общие сведения

1. Дата обследования.

2. Фамилия, имя, отчество.

3. Дата рождения.

4. Домашний адрес.

5. Заключение психиатра (психоневролога).

6. Диагноз невропатолога.

7 Состояние органов слуха и носоглотки.

8. Данные окулиста.

9. Заключение медико-педагогической комиссии.

10. Посещает (посещал) ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет).

11. Посещает (посещал) ли школу (специальную или нет), указать класс обучения.

12. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания отношения ребенка к своему речевому дефекту).

13. Жалобы родственников.

14. Данные о родителях ребенка (возраст здоровье профессия, социальные условия вредные привычки)

15. Общий анамнез

а) от какой беременности ребёнок

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы место работы употребление алкоголя, курение)

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)

г) вес и рост при рождении.

д) на какие сутки был выписан из роддома,

е) вскармливание (грудное, искусственное).

ё) особенности питания (сосал активно вяло, поперхивался при сосании и глотании, при каком положении головы кормление протекало свободно при каком затрудненно, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое, как жевал и глотал твердую и жидкую пищу);

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы интоксикации

16. Раннее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками.

б) когда стал держать голову.

в) когда стаи самостоятельно садиться ходить;

г) когда появились зубы.

д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал):

е) появление навыков самообслуживания.

17. Речевой анамнез:

а) гуление (время появления, характеристика):

б) лепет (время появления и его характер):

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика);

г) как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно причины и время отклонения в развитии).

д) с какого времени замечено нарушение речи,

е) речевая среда, в которой рос ребенок:

е) занимался пи с логопедом (С какого возраста и сколько времени, результаты занятий).

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями воспитателями)

ВЫВОДЫ: ПРЕНАТАЛЬНЫЙ. ПРИНАТАДНЫЙ. ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ ПРОТЕКАЛИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ, БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ.

21. логопедическое заключение перспективный план индивидуальной коррекционной работы

На основе логопедического заключения и полученных результатов обследования составляется перспективный план коррекционной работы с конкретным ребенком.

Этот план должен учитывать все индивидуальные особенности развития речевых и неречевых функций обследованного ребенка вид и характер его трудностей

Поэтому в перспективный план индивидуальной коррекционной работы необходимо заключать все мероприятие способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом специфики этих расстройств.

Перспективный план индивидуальной коррекционной работы составляется в определенной последовательности и по разделам, указанным в примерной схеме.

Примерная схема перспективного плана

п/пНаправление (вид) коррекционной работыСодержание коррекционной работы
Укрепление соматического состоянияСогласование лечения у педиатра, окулиста, лор-врача.
Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системыНаправление на консультацию к невропатологу, психиатру (психоневрологу), психотерапевту; согласование лечения и других
Нормализация зубо-челюстной системыНаправление на консультацию к стоматологу-терапевту, стоматологу-хирургу, ортодонту; согласование лечения и других
Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат
Развитие произвольной моторики пальцев рукСовершенствование динамического праксиса и дифференциации движений
Развитие моторики речевого аппаратаСовершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их
Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений
Формирование правильного звукопроизношенияПостановка, автоматизация звука «ш», дифференциация звуков «ш» — «с»
Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове
Развитие и совершенствование лексикограмматической стороны речиФормирование умения понимать предложения, грамматические конструкции; расширение, закрепление и уточнение словаря по темам «Времена года», «Транспорт» и т. д., активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов
Развитие навыков чтения и письмаЗакрепление связей звуков и букв, навыков звукобуквенного анализа, знаний орфографических правил, совершенствование техники письма и слитного чтения с пониманием прочитанного
Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятийПроведение семинаров, консультаций, открытых занятий для учителей, воспитателей, родителей; ведение тетради связей для закрепления полученных знаний с учителем

На основе перспективного плана составляется текущий план, индивидуальной коррекционной работы, который конкретизирует и уточняет объем, содержание; и продолжительность коррекционного воздействия. Текущий план составляется на учебный год, четверть (квартал), месяц, неделю с учетом программы обучения дошкольного или школьного учреждения и содержания всех видов коррекционной работы, представленных в перспективном плане индивидуальной коррекции.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 65 | Нарушение авторских прав

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Осень»

Воспитатель: Здорово! Вы знаете, а ведь осень – это очень красивое время года. Художники любят ее рисовать, посмотрите на картинки

А поэты любят описывать красоту осени. Послушайте рассказ, который написал Г. Скребицкий, он называется «Художник – Осень»
“Все деревья и даже кусты разукрасила Осень: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе”.
Вопросы по прочитанному:
– Что осенью происходит с деревьями?
– Как Осень могла разукрасить?
– Какие деревья Осень разукрасить не смогла? Почему?
– Почему ели и сосны стали ярче в осеннем лесу?
– Можно ли Осень назвать художником? Почему?
– Какие краски использовала Осень?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны. Предлагаю вам отгадать загадки
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(осенний лист)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(иней)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно .
(Листопад)

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел – оставил их,
Средних, маленьких, больших.
(Лужи)

Воспитатель: А теперь давайте вспомним осенние месяцы. Сентябрь – первый месяц осени. В сентябре листья еще зеленые, но на улице уже начинает холодать. Звери делают запасы на зиму. Все чаще идут дожди, птицы собираются улетать в теплые края.
Октябрь. Он второй месяц осени. В октябре уже дуют холодные ветры, листья желтеют и опадают. Некоторые звери впадают в спячку.
Последний месяц осени – ноябрь. В ноябре уже холодно, снег ложится на землю. Наступают первые морозы. Люди одевают теплую одежду.
Давайте повторим месяцы осени. Первый месяц…
Дети: Сентябрь
Воспитатель: Второй месяц…
Дети: Октябрь
Воспитатель: Третий месяц…
Дети: Ноябрь
Воспитатель: Молодцы! Теперь возьмите цветные карандаши, альбомы и нарисуйте свою осень
Дети выполняют работу самостоятельно, по собственному замыслу.
В конце деятельности оформляется выставка детских работ.

Ссылка на основную публикацию