Карта первичного обследования речи

Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов

лена бердюгина
Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учётом данных его развития – как общего, так и речевого – начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.

7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.

Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может, опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.

Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений. Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей», но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта, которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.

Речевая карта

1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___

Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___

Первичный речевой анамнез

Решение медико-педагогической комиссии

Логопедическое обследование

Анотомическое строение артикуляционного аппарата: 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___

Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк

1 .Та-да та-да-та па-ба па-ба-па

2. Различение гласного среди других гласных: «Подними руку, когда услышишь звук «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…

3. Различение согласного среди других согласных: «Подними руку, когда услышишь звук «Т». 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5. Выделение и различение звука среди слогов___

6. Выделить первый ударный гласный звук: Алик, Юра, Оля, Яша, Обруч, Осы, Алла… 7. Выделить последний согласный звук: Мак, пар, ком, кот, ус, жук, сыр. Нос…

Структура слова и предложения

Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.

Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук

Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___

Узнай по описанию

Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___

Понимание глаголов (м. и ж. рода)

Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.

Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-

Весёлый- Большой- Красивый-

Кого ловит кошка?___

Чем рубят дрова?___

Названия действий людей и животных

Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___

Преобразование единственное во множественное число

Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень

Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа

Н-Р: у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.) Р-к: А у меня?___ Образование сложных слов

Употребление предлогов

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Кукла заяц мяч дом окно кольцо

Согласование существительных с числительными

Образование прилагательных от существительных

Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега

Составление простого предложения по картинке

Составление рассказа по серии картинок

1. Составить целое изчастей___

3. Пространственно-временные понятия:

Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года

6. Счётные операции: Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?

Уточнение речевого диагноза

В течение учебного года

Учитель-логопед ___

«Волшебный чай». Речевая игра для старших дошкольников «Волшебный чай» речевая игра для старших дошкольников Цель: учить использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса,.

Концепция Д. Б. Эльконина для начинающих педагогов Слайд1 Ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить.

Методическое объединение. Деловая игра для логопедов «Логопедический ринг» Логопедический ринг Цели и задачи. – Закрепление методов, приемов, игры, используемых при постановке звуков. – Закрепление элементов логопедического.

Речевая карта для детей 5–6 классов Речевая карта ___ Ф. И. О. ребёнка Ученика (-цы)___ класса Дата зачисления на занятия.

Семинар-практикум «Самообслуживание» для начинающих воспитателей 1. Обсуждение вопросов. В чем отличие труда по самообслуживанию от других видов труда? В каком возрасте начинают формироваться элементарные.

Текст книги “Логопедические карты для диагностики речевых расстройств”

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО “ЛитРес” (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Елена Дмитрова

Жанр: Справочная литература: прочее, Справочники

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Е.Д.Дмитрова
Логопедические карты для диагностики речевых расстройств

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений.

Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.

Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С.Выготского.

• Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.

• Принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.

• Принцип динамического изучения предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.

• Принцип качественного анализа диагностических данных позволяет дифференцировать выявленные нарушения.

Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.

Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции.

Читайте также:  Памятка о звуках для родителей и педагогов

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.

Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений – яслей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.

Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе – испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций.

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Впервые в речевые карты включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет.

Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти.

Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах – дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи – как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.

Адресовано логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.

Необходимость речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста. Что входит в обследование?

Логопед – это специалист по исправлению нарушений речи. Помимо планов работы, журналов обследования и иных документов логопед должен вести речевую карту на каждого ребенка, состоящего у него на учете.

Дошкольник, который является воспитанником логопедического сада, посещающий логопункт или наблюдающийся у специалиста по логопедии обязательно имеет такую карту.

Речевая карта для обследования ребенка – это специальные бланки, которые заполняются логопедом.

При этом не существует единой системы этих документов. Каждый специалист ведет свою речевую карту, которая составлена индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его работы. Речевая карта является отчетным документом по обследованию детей с различными речевыми нарушениями.

Для чего нужна речевая карта

Такой документ является очень важным для работы педагога и для отслеживания динамики речевого развития ребенка.

Это позволяет увидеть причины речевых нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы.

Есть две разновидности речевых карт: общая и развернутая.

Общая карта (иногда такую карту называют логопедической характеристикой)- это один или два бланка с общими сведениями. Туда входят кратко сведения о ребенке и краткая характеристика речи.

Некоторые логопеды предпочитают вести обширные карты, до достижения ребенком школьного возраста. Такие документы очень удобны тем, что педагогу не требуется каждый раз заводить новую карту, а необходимо лишь вписывать сведения в уже существующую графу, соответствующую возрасту ребенка.

Что входит в обследование?

1.Общие сведения.

Это сведения о ребенке, родителях, краткая характеристика дошкольника.

2.Анамнез.

Сюда записываются сведения со слов матери о рождении, состоянии и первых днях жизни ребенка. Также сюда вписываются перенесенные ребенком тяжелые заболевания и раннее речевое развитие ребенка. Эти данные важны для общей картины здоровья дошкольника, выявления отклонений.

3. Исследование неречевых функций.

Эти данные складываются из результатов зрительного наблюдения за ребенком. Сюда записываются данные об общей и ручной моторике, слуховом внимании, зрительном восприятии, восприятии ритма. Дошкольнику предлагаются несколько заданий, по результатам которых делаются и записываются выводы.

Почитайте, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев, его рост, вес, общее развитие.

В этой статье читайте о режиме дня, питании, купании 8-месячного ребенка.

Как провести дома квесты на день рождения ребенка, описываются в этой публикации.

Малышу может быть предложено: собрать разрезную картинку, слепить из пластилина определенную фигурку, нарисовать предложенную геометрическую фигуру, показать право и лево, игры со шнуровкой или мозаикой. Все задания ориентированы на определенный возраст ребенка, они несколько усложняются с увеличением возраста.

4. Исследование нарушений.

При этих заданиях ребенку предлагается повторить за логопедом некоторые звуки (в игровой форме) или самостоятельно произнести их.

В процессе этих обследований выявляют состояние звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата, воспроизведение звуков, речевая моторика.

После достижения ребенком 3-х лет оценивается также дыхательная и голосовая функции (тип, частота и продолжительность дыхания, характеристика голоса).

Дошкольнику предлагают повторить за логопедом слова, выполнить упражнения на подражание (вытянуть губы, зевнуть, подвигать языком). Педагог на этом этапе обследований записывает аномалии анатомического строения (неправильный прикус, кривые редкие зубы, мягкое или твердое небо и прочее).

5. Исследование фонематической стороны речи (начиная с трехлетнего возраста).

Ребенку предлагается показать на картинке предметы, которые называет логопед.

6.Состояние фонематического восприятия речи.

Сюда входит повторение слогов, а с 5-6 лет: выделение первых и последних букв в предложенных словах.

7. Исследование понимания речи.

На этом этапе обследования логопедом оценивается пассивный словарь ребенка, понимание слов и действий, понимание словосочетаний и вопросительных предложений.

С 3-х лет: понимание предлогов.

С 5-ти лет: образование уменьшительно-ласкательных форм.

Логопед предложит дошкольнику показать определенные предметы на картинках, ответить на вопросы, образовать слова.

Мнение священников о том, можно ли быть крестным у нескольких детей. В каких случаях это возможно?

8.Исследование лексики и грамматического строя речи.

Логопед оценивает: активный словарь ребенка (существительные, прилагательные, глаголы), правильное употребление падежей, согласование прилагательных с существительными, обобщающие понятия, подбор антонимов, названия профессий, частей тела, групп предметов.

Задания проводятся по картинкам с просьбой назвать предлагаемое слово.

9.Состояние связной речи (при ее наличии).

Эти задания даются детям старше 4-х лет. Связная речь проверяется путем пересказа предложенного отрывка. Четырехлетним детям предлагается отрывок из 4-х предложений, связанных между собой. Для пятилетних детей — повтор рассказа из 5 предложений.

Шестилетним детям уже будет предложено составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Иногда может быть предложен пересказ знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)

Здесь приведены примерные обследования, каждый специалист может что-то добавить или, наоборот, убрать, ориентируясь на возраст ребенка и его возможности. Такие логопедические обследования с заполнением речевой карты обычно делают в первые две недели сентября. Речевая карта хранится непосредственно у логопеда в течение всего периода наблюдения за дошкольником.

Читайте также:  Как помочь ребенку с задержкой речевого развития (ЗРР)

Первичное обследование речи

Работа по формированию речевых навыков начинается с оценки уровня актуального развития речи данного ребенка. В связи с тем, что в нашей стране отсутствуют стандартизированные методики обследования речевого развития, возможно использование так называемых “речевых карт” (схем логопедического обследования). В то же время, большинство логопедических методик не приспособлено для использования при диагностике уровня речевого развития аутичных детей. На наш взгляд, более пристального внимания заслуживает обследование понимания речи, а также ее коммуникативного использования.

1. Обследование понимания речи (импрессивная речь).

В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной ситуации. Изучают, понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова. Что имеется в виду? Путем наблюдения или в беседе с родителями выясняют, что ребенок любит, что является для него особенно значимым (многие дети любят слушать музыку, качаться на качелях, смотреть телевизор, имеют пристрастие к определенному лакомству – например, к некоторым видам конфет и т.д.). Затем при отсутствии значимого объекта или действия в поле зрения ребенка произносят высказывание, содержащее значимое слово (например: “Пойдем на качели”, “Включим кассету” или “Хочешь “Чупа-чупс”?” и т.п.). Если поведение ребенка изменится видимым образом – например, он повернет голову в сторону говорящего, подойдет к нему и т.п. – можно предположить, что он понял высказывание или его часть. Важны два момента: 1) предлагаемые объекты (виды деятельности) должны иметься в наличии; 2) пробы на понимание таких слов должны производиться несколько раз в течение обследования – не менее 3-5 (не подряд) – для получения достоверного результата.

Затем проверяют, выполняет ли ребенок словесные инструкции: а) в контексте происходящего; б)вне контекста происходящего. В первом случае (а) ребенка просят сделать что-либо в русле того, чем он занят. Например, если он играет с железной дорогой, можно сказать: “Поставь вагон на рельсы”, “Возьми паровоз” и т.п. Если ребенок уронил что-либо, можно сказать ему: “Подними”. Во втором случае (б) ребенку дают инструкции, не связанные с тем, чем он занят, например: “Подойди сюда”, “Дай кубик” и т.п. При обследовании понимания инструкций следует избегать помощи (например, жестов) для получения более точной информации. Инструкции должны предъявляться в разных контекстах и ситуациях.

Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на:

· понимание названий предметов;

· понимание названий действий;

· понимание названий качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения и т.п.).

Если у ребенка есть собственная речь, то она обследуется одновременно с пониманием.

2.Обследование собственной речи (экспрессивная речь).

Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и внегортанные звукообразования (те, которые производятся без участия голосовых связок) ребенка. Полученная информация будет использована на первых этапах работы по развитию речи.

Важно обратить внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам и высказываниям, также фиксируются эхолалии (непосредственные и отставленные).

При наблюдении смотрят, как ребенок выражает свои требования или отказ от чего-либо. Даже если ребенок не использует речь (вокализации, слова и т.п.) для выражения желания или протеста, уже имеющиеся формы коммуникации могут стать фундаментом для формирования простейших речевых навыков или их предпосылок.

Помимо описанных выше форм речевого поведения, отмечается, каковы собственные спонтанные высказывания ребенка. В некоторых случаях такие высказывания могут не иметь коммуникативной направленности. Тем не менее, фиксируя их, можно получить косвенное представление о произносительной стороне речи, о связи высказываний ребенка с его действиями и т.д.

По возможности, проводится направленное обследование экспрессивной речи: изучают способность к вербальному подражанию, сформированность таких навыков как называние предметов, действий и т.д. Дальнейшее обследование проходит по стандартной схеме логопедического обследования: подробно исследуются произносительная сторона речи (интонации, громкость, качество произнесения звуков и т.п.), грамматическая структура речи, лексический состав, навыки диалога. Как отмечалось выше, все эти навыки обследуются одновременно с диагностикой понимания речи.

Для того чтобы обследование было полезным для построения программ по развитию речи, оно должно быть максимально точным и объективным. Поэтому целесообразно соблюдать следующие организационные условия: 1) наличие нескольких квалифицированных наблюдателей; 2) фиксация наблюдаемого (письменно или на видеокамеру); 3) структурирование полученной информации (обобщающий протокол – таб.1).

Протокол первичного обследования речи:

Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав

Речевая карта для обследования речи ребенка дошкольного возраста

Фамилия, имя, отчество ребенка ___________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________

Домашний адрес ____________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу ____________________________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать(Ф.И,О. возраст, образование) _______________________________________________________

Жалобы родителей _________________________________________________________

Речь родителей и других членов семьи _____________________________________________________________

Наличие других членов семьи _____________________________________________________________

Анамнез

Наследственные и хронические заболевания родителей _____________________________________________________

От какой беременности и родов ребенок ___________________________________________________________

Протекание беременности ______________________________________________________

Крик ____________________________ Наличие асфиксии _________________
Вес и рост ребенка при рождении __________________________________________________________

Как взял грудь __________________________ Вскармливание до ___________

Отклонения в поведении и заболевания до года ______________________________________________________________

Удержание головы _________________ Ползание _______________________ Сидит ______________
Ходит _____________________

Характер моторики раннего возраста ___________________________________________________________

Гуление ___________ Лепет ______________Первые слова __________ Первые фразы ____________________________

Использование жестов _________________ Двуязычие _________________________________

Речевая среда _____________________________

Адаптация в детском саду

Аппетит ____________________________________ Сон ___________________

Взаимоотношения со взрослыми _________________________________________________________

Взаимоотношения с детьми ____________________________________________________________

Игровая активность _________________________________________________________

Преобладающее настроение ________________________________________________________

Первичная беседа

Как тебя зовут? ________________ Сколько тебе лет? ____________________

С кем ты пришел в д/с? ______________________________________________

Где ты живешь? ____________________________________________________

С кем ты живешь? __________________________________________________________

Как зовут твоих родителей? ________________________________________________________

Сколько пальцев у тебя на руке? _________ Покажи один _______ Покажи много __________________________________________________________

Общая характеристика речи (отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, отдельные слова, фразовая речь) ______________________________________________________________

Рисунок ребенка

Умение держать карандаш ________________
Уровень развитие предметного рисунка: чирканье, каракули, предметное изображение ___________________

Нарисуй дом, дерево, человека.

Исследование неречевых психических функций

Узнавание и соотнесение цвета _______________________________________

Различение и соотнесение плоскостных фигур ___________________________

Оптико-пространственный гнозис и праксис

Складывание картинки из частей ______________________________________

Выкладывание фигур из палочек по образцу ____________________________

Ориентировка в пространстве _________________________________________

Слуховое внимание

Дифференциация неречевых звуков ___________________________________

Определение направления звука ______________________________________

Динамический праксис

! !_______ ! !!_______! ! !!_________ !! !_________!! !!________ ! . ________

. ! __________ ! !! !! ____________ . !! ________ ! ! !! ___________!! . ___

Исследование моторики

Общая моторика

Обёъм ___________________ Переключаемость _________________________

Темп ______________________ Координация ____________________________

Ручная моторика

Объем движений _______________ Переключаемость _____________________

Ведущая рука ______________________________________________________

Навык работы с карандашом _________________________________________

Способность к манипуляции с предметами _____________________________

Мимическая мускулатура

Закрыть, правый, левый глаз _________________________________________

Поднять, нахмурить брови ___________________________________________

Наморщить нос ____________________________________________________

Надуть щеки _______________________________________________________

Втянуть щеки _______________________________________________________

Артикуляционная моторика

Открыть, закрыть рот ________________________________________________

Подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________

Подвигать языком влево-вправо(«Маятник»)____________________________

«Качели» (Язык на верхнюю –нижнюю губу)____________________________

«Качели» (Язык вверх и низ за зубы)___________________________________

Особенности анатомического строения артикуляционного аппарата _______

Дыхательная и голосовая функция

Тип дыхания___________________Объем дыхания_______________________

Продолжительность речевого выдоха__________________________________

Сила голоса___________________ Модуляция голоса_____________________

Просодические компоненты речи

Темп _______________ Ритм_______________ Паузация__________________

Употребление основных видов интонации______________________________

Состояние звукопроизношения

Читайте также:

  1. IV.ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО ЛЕЧАЩИМ ВРАЧОМ.
  2. V. СПЕЦИАЛЬНОЕ АКУШЕРСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
  3. VI. Неврологическое обследование.
  4. XIII. Обследование
  5. Акушерское обследование: 17.11.2014 г.
  6. Медицинское обследование доноров.
  7. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
  8. Методы обследование органов пищеварения.
  9. Механизмы торможения в ЦНС. Первичное и вторичное торможение.
  10. Нейропсихологическое обследование (по методике А. В. Семенович)1.
звукизолированноВ словахВо фразахВ предложениях
А
О
У
Ы
И
Э
Б
БЬ
П
ПЬ
В
ВЬ
Ф
ФЬ
Т
ТЬ
Д
ДЬ
К
КЬ
Г
ГЬ
Х
ХЬ
М
МЬ
Н
НЬ
Й
Л
ЛЬ
Р
РЬ
С
СЬ
З
ЗЬ
Ш
Щ
Ж
Ч
Ц

Фонематические процессы

Фонематическое восприятие

Различение оппозиционных звуков

Повтори АИ_____ ОА_______ЫИ__________ УО_________ АОИ____________

ПА-БА_________ ДА-ТА ___________ КА-ГА _________ ВА-ФА-ВА___________

КА-ТА____________ АК-АТ____________АТ-АК______ ТУ-КУ-ТУ_____________

ТА-ТЯ__________ НЯ-НА________МЫ-МИ-МЫ___________ БУ-БЮ-БУ_______

Покажи на картинках

СУП-ЗУБ__________ БОЧКА-ПОЧКА____________ БАК-МАК________________

Фонематический анализ

Выделение заданного звука на фоне слова_____________________________

Выделение первого гласного в слове (в 5 лет) __________________________

Выделение последнего согласного в слове (в 6 лет)______________________

Определение первого согласного в слове(6 лет)_________________________

Определение количества звуков АУ____ АМ____ МУ____ДОМ____ ВАТА____

Звуковая структура слова

Слоговая структура слова

4 года: кот____ вода______мост_____ банка____фантик_______окно______

5лет: самолет____________ микстура________ помидоры_______________

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Словарь имён существительных

дверь______ цветок______ книга_______ самолет_______________________

Играет______ прыгает______ поёт______ поливает_______ едет___________

смотрит_______ продает______ готовит________ катит______ тянет________

Словарь имён прилагательных

Короткий – длинный _______________________________________________

Апельсиновый сок из чего? __________________________________________

Волчья лапа у кого? _________________________________________________

Понимание сложных грамматических конструкций

Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?________________________

Положи карандаш между книгами.____________________________________

Положи тетрадь под книгу.___________________________________________

Положи мячик перед коробкой._______________________________________

Положи мячик в коробку.____________________________________________

Послушай и покажи соответствующую картинку.

Три грибочка на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________

Лист и груши на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________

Послушай и ответь на вопросы.

Мая и Тая моют окна.

Про кого здесь говорится — про девочек или мальчиков?__________________

Как зовут первую девочку?_________________ вторую?___________________

Девочки моют одно окно или несколько?_______________________________

Вика и Ваня пошли в лес собирать грибы и ягоды. Вика грибы не собирала.

Что собирал Ваня?________________________________________________

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Словообразование

У кошки котята. У козы______________ У утки__________ У лисы_________

У льва___________ У медведя____________ У кролика__________________

Варенье из яблок________________ компот из вишни___________________

Кисель из клюквы_________________ Суп из гороха______________________

Пюре из картофеля____________________ Суп из фасоли_________________

Горка изо льда_____________________ Стул из дерева___________________

Лист дуба______________________ Лист березы_________________________

У собаки лапа – собачья. У медведя лапа _______________________________

У льва хвост ______________ У зайца уши ______________________________

Словоизменение

Преобразование единственного числа во множественное

Стол — _________. Шапка ____________ Жук ____________Дом ____________

Окно ____________ Полотенце __________________

Согласование с числительными

Один дом. Две _________________ Пять_____________________________

Одна утка. Две ___________ Пять __________________________________

Один конь. Два __________________ Пять коней________________________

Одна коза. Две _________________ Пять _____________________________

Одна змея. Две змея ________________ Пять змей______________________

Один воробей. Два ________________________ Пять_____________________

Составление предложений по картинкам

Повторение предложений

Попугай пьет воду.__________________________________________________

Таня причесывает куклу Барби.________________________________________

Ване купили новые ботинки.__________________________________________

В саду было много красных яблок._____________________________________

Бабушка связала внучке теплые рукавицы.______________________________

Лена сказала, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.___________________________________________________________

Повторение рифмовок

Би-би-би- гудит машина: Жук и Мишуткою играют

Не поеду без бензина. Мячик по полу катают.

Перессказ

Петушок поет. Курицу с цыплятами зовет. Петушок зернышки нашел, сам не съел – цыплятам отдал.

Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть. Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Нашли ежа»

Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет

По словесной инструкции логопеда:

  • Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
  • Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
  • Понимание обобщающих слов

Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.

Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.

  • Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.
  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
  • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

  • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.
  • Назови существительные
ИгрушкиОдеждаЧасти телаПосуда
МашинаШапкаНосЧашка
КуклаПлатьеУшиЛожка
ПирамидаБрюкиГлазаТарелка
МишкаЮбкаРотВилка
МячШарфВолосыНож
  • Глаголы (вопросы по картинкам)

– Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)

    Действия, сходные по ситуации. Инструкции —– —- —(

Вышивает, вяжет, шьет

  • Прилагательные
  • По картинкам назвать
  • Назови: большой – маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый – грустный.

экспрессивной речи (активной)

Обследуется при наличии фразовой речи.

  1. Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.

Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза

  1. Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.

Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.

  1. Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.

Это хвост кого? – лисы; это сумка кого? – мамы; это машина кого? – мальчика

  1. Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов – шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
  2. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)

Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.

Обследуется при наличии фразовой речи:

  • перессказ рассказа;
  • составление рассказа по картинке.

Определение симптоматики и механизмов нарушений.

  1. Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:

кукла плачет – а-а-а…,

ребенок плачет – уа-уа-уа…,

поезд гудит – у-у-у…,

ослик кричит – иа-иа-иа…,

мышка пищит – и-и-и…,

кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…

  1. Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.

б, п, м_____________________________________

д, т, м_____________________________________

г, х, к_____________________________________

  • Свистящие__________________________________________
  • Шипящие__________________________________________
  • Аффрикаты________________________________________

9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
  3. Челюсти.
  4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
  5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
  6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
  7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
  1. Состояние мимической мускулатуры:
  • Поднять брови вверх (удивиться).
  • Нахмурить брови (рассердиться).
  • Прищурить глаза.
  • Надуть щеки (толстячок).
  • Втянуть (худышка).

Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

  1. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
  • Губы –улыбка –трубочка.
  • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
  • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

11. Состояние дыхательной и голосовой функции (нужное подчеркнуть)

  1. Громкость (нормальный, тихий, громкий).
  2. Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хрпиплый).
  3. Атака голоса (мягкая, твердая).
  4. Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).

  1. Тембр (нормальный, быстрый, медленный).
  2. Ритм (нормальный, аритмия).
  3. Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
  4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Читайте также:  Лексические упражнения по обогащению словаря детей прилагательными
Ссылка на основную публикацию