Календарный план проведения фронтальных занятий в старшей группе с ОНР

Журнал Педагог

Автор: Мурадымова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ “Детский сад №356 комбинированного вида”
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Тема: “Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР”
Дата публикации: 03.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР

Тема занятия по формированию фонетической

стороны речи и элементам обучения грамоты.

Основное содержание. Количество занятий.

Лексическая тема

формированию

грамматических категорий и развитию связной

речи. Основное содержание. Кол-во занятий.

Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Обследование. Заполнение речевых карт.

Составление индивидуальных планов работы.

Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в

Неречевые звуки». (1 занятие)

неречевых звуков по высоте, силе, тембру.

Золотая осень.

Деревья, кустарники.

Падежные окончания. (2 занятия)

падеже единственного числа во множественное число.

роде, числе, падеже.

Развитие слухового внимания и восприятия на

речевых звуках.(1 занятие)

процессе произношения слогов, слов и коротких

Познакомить с понятиями «слово» и «звук»

выделением каждого звука. Подбор слов, похожих

Дары осени. Овощи.

Существительные с уменьшительно-ласкательными

суффиксами. (1 занятие)

Закрепление употребления предлогов «на», «в».

Составление рассказа описания по схеме.

Составление рассказов описаний об овощах по схеме:

Название овоща. Где растет? Какой по форме, по цвету,

на вкус? Что можно приготовить?

Звук У. (1 занятие)

Знакомство со звуком «У» и его характеристикой.

Закрепление понятия «гласный звук».

Определение по немой артикуляции.

Выделение начального ударного звука «У» среди

других гласных звуков, слогах, словах.

Домашние заготовки.

Согласование существительных с притяжательными

местоимениями мой, моя, моё, мои. (1 занятие)

существительных и согласование с ними в роде, числе,

Составление загадок – описаний по образцу.

Загадывание загадок детьми: цвет фрукта, форма фрукта,

Звук А. (1 занятие)

Знакомство со звуком «А» и его характеристикой.

Закрепление понятия «гласный звук».

Закрепление понятия о месте нахождения звука в

слове (начало слова).

Активизация

Рассматривание

картины «Семья». (2 занятия)

Уп от р е бл е н и е

р од и т е л ь н о го

С о г л а с о в а н и е

с у щ е с т в и т е л ь н о г о

прилагательных. Дид упражнение «Чей, чья, чье, чьи?»

Понимание логико-грамматических конструкций

Звуки А – У. (1 занятие)

Сравнительная характеристика звуков.

Закрепление понятий «гласный звук», «слово».

Закрепление понятия о месте нахождения звука в

слове (начало слова).

Мой дом. Квартира.

Предлог в. (1 занятие)

Образование и употребление приставочных глаголов.

Закрепление в речи предлогов «в».

согласование их с существительными в роде, числе.

предложений с помощью предметных

Пересказ рассказа «Как дом родился?» (1 занятие)

словами потому что.

Образование относительных прилагательных.

Подбор однородных сказуемых.

Усвоение категории творительного падежа с

предлогами с и со.

Ноябрь Октябрь

Звук И. (1 занятие).

Знакомство со звуком «И».

опорой на артикуляционные

З а к р е п л е н и е

Выделение гласного звука в

Человек.Части тела.

Здоровье. Гигиена.

совершенного

несовершенного

Возвратные глаголы.

п р о ш е д ш е г о

с у щ е с т в и т е л ь н ы х

е д и н с т в е н н о г о

Сказка «Великан и

Гномик». Образование слов

с увеличительными и

С о с т а в л е н и е

рассказа о своем лучшем

Звук П . (1 занятие)

Четкое произнесение и характеристика звука «П»

с опорой на артикуляционные признаки.

Закрепление понятий «согласный твердый, глухой

Выделение звука в словах в конце слова

Звуковой анализ слогов АП, ИП, УП, составление

схем обратных слогов.

Простое распространенное предложение. (1 занятие)

Распро ст ранение

о п р е д е л е н и я м и .

Составление предложений по опорным словам, с опорой

на предметные картинки.

Согласование числительных с существительными.

Составление детьми рассказа по картине «Казань – мой

любимый город» по частям. (1 занятие)

Звук О. (1 занятие).

Знакомство со звуком «О».

Характеристика звука с опорой на артикуляцию.

Закрепление понятий «звук»,

Выделение гласного звука в начале слова.

Ты, я, он, она –

вместе дружная семья.

День народного

Согласование существительных с предлогами на, в.

Различение предлогов в – на правильное употребление их с

существительными в предложном падеже.

2. Упражнять детей в составлении предложений с

числительных два,

Составление предложений по двум опорным предметным

В старшей логопедической группе для детей с ОНР

Серия «Практическая логопедия»

Коноваленко В. В., Коноваленко СВ.

ФРОНТАЛЬНЫЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

(3-й уровень)

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Издательство ГНОМ и Д 2002

ББК 74.3 К 64

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.

Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с об­щим недоразвитием речи.3-й уровень. I период. Методическое пособие для логопедов. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. — 40 с. (Практическая логопедия)

ISBN 5-296-00097-8 ISBN 5-296-00096-х

В пособии представлены календарные планы фронтальных логопедических заня­тий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, а также по формированию фонетической стороны речи на I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), сетка занятий и режим дня в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

В пособие вошли 20 фронтальных занятий, а также иллюстративный материал к занятиям по развитию речи.

Борякова Н. Ю. кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедаго­гики и логопедии МГОПУ.

Чебуркова Н. К. логопед ДОУ № 1622, логопед высшей категории, старший логопед

муниципального района Перово г. Москва.

ISBN 5-296-00097-8 © Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 2000

ISBN 5-296-00096-х © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002

Издатель — А. Казаков Ответственный за выпуск — М. Вишневская

Редактор — Е. Алифанова

Оригинал-макет — Н. Панина

Обложка — 6. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1. Тел./факс (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30

Лицензия ИД №00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 10.01.99.

Подписано в печать 30.01.2002. Печать офсетная. Объем 5 п.л.

Формат 60×90/8. Тираж 20000 экз.(1-ый завод 7000) Заказ № 4409

Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1

Введение

Данное пособие адресовано начинающим логопедам, работающим в старших группах для детей с общим недоразвитием речи.

Значительная часть детей, особенно с общим недоразвитием речи I и II уровня, поступающих в логопедические группы, кроме логопедического дефекта, имеют сопутствующие нарушения:

снижение познавательной активности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и общей моторике, часто страдают различными соматическими заболеваниями, что, как правило, находит отражение в медицинских заключениях (ЗПР, нарушение осанки, плоскостопие, невротические реакции, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания и т.д.).

Поэтому особое значение приобретает физическое развитие, укрепление здоровья детей, профилактика нарушений осанки, зрения и т.д., что нашло отражение в режиме дня, сетке занятий.

Общее количество фронтальных занятий значительно сокращено. Одновременно увеличен удельный вес индивидуальной работы с детьми как во время индивидуальных занятий, так и в процессе общения с ними в бытовой, игровой и трудовой деятельности.

За счет сокращения «сидячих» фронтальных занятий увеличено время для занятий физкультурой, ритмикой, корригирующей, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

В пособии предложен минимум фронтальных логопедических занятий, достаточный для усвоения детьми программного материала I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР

2-ой год обучения

Дни недели

1-я половина Дня

П-я половина дня

Режим дня

в старшей логопедической группе для детей с ОНР

1.Прием детей7.00-8.00
2.Утренняя гигиеническая, артикуляционная,
пальчиковая гимнастика8.15-8.30
3.Завтрак8.30-8.55
4.Фронтальные занятия логопедические
и воспитательские
I9.00-9.25
II9.40-10.05
5.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика10.10-10.20
б.Прогулка10.30-12.15
7.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика12.15-12.25
8.Обед12.30-13.00
9.Чтение художественной литературы, слушание
спокойной музыки, голосов природы, записанных
на пленку (в начале дневного отдыха)13.00-13.15
10.Сон13.15-15.00
11.Корригирующая минигимнастика – профилактика
нарушений осанки и плоскостопия15.00-15.10
12.Ритмика15.30-16.00
13.Полдник16.00-16.10
14.Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя
по программе ДОУ16.10-16.40
15.Коррекционная работа воспитателя по заданию
логопеда16.40-17.10
16.Прогулка17.10-19.00
17.Индивидуально-подгрупповые логопедические
занятия9.00-12.30

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (/ период)

KalendarnyiPlan.ru

Календарно-тематическое планирование в ДОУ

Тех. поддержка: 8 (800) 201 24 83

Приём звонков: c 08:00 до 17:00 по МСК

Рубрика: Логопедическая группа

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС по программе Н.В. Нищевой на каждый день в логопедической группе.

Календарный план на январь, логогруппа, 2 неделя

Тематическая неделя «Мебель. Транспорт». Лексическая тема: старшая группа – «Мебель», подготовительная группа – «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия». На 2-ой неделе января, согласно программе коррекционной работы в […]

Календарный план на январь, логогруппа, 3 неделя

Тематическая неделя «Транспорт. Профессии». Лексическая тема: старшая группа – «Грузовой и пассажирский транспорт», подготовительная группа – «Профессии взрослых. Трудовые действия». В январе продолжается работа по обогащению словаря и формированию грамматического […]

Календарный план на январь, логогруппа, 4 неделя

Тематическая неделя «Профессии на транспорте. Труд на селе зимой». Лексическая тема: старшая группа – «Профессии на транспорте», подготовительная группа – «Труд на селе зимой». В конце января в логопедической группе […]

Календарный план на февраль, логогруппа, 1 неделя

Тематическая неделя «Детский сад. Профессии. Инструменты». Лексическая тема: старшая группа – «Детский сад. Профессии», подготовительная группа – «Орудия труда. Инструменты». Согласно программе коррекционной работы на первой неделе февраля педагог подбирает […]

Календарный план на февраль, логогруппа, 2 неделя

Тематическая неделя «Ателье. Животные жарких стран». Лексическая тема: старшая группа – «Ателье, закройщица», подготовительная группа – «Животные жарких стран, повадки, детёныши». Работа в разновозрастной логопедической группе строиться на основе лексических […]

Календарный план на февраль, логогруппа, 3 неделя

Тематическая неделя «Наша армия. Комнатные растения». Лексическая тема: старшая группа – «Наша армия», подготовительная группа – «Комнатные растения, размножение, уход». Приближается День защитника отечества, и в старшей логопедической группе педагог […]

Календарный план на февраль, логогруппа, 4 неделя

Тематическая неделя «Стройка, профессии строителей. Мир морей и океанов». Лексическая тема: старшая группа – «Стройка, профессии строителей», подготовительная группа – «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы». В […]

Календарный план на март, логогруппа, 1 неделя

Тематическая неделя «Весна, мамин праздник». Лексическая тема: старшая группа – «Весна, приметы весны. Мамин праздник», подготовительная группа – «Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник». В начале марта […]

Календарный план на март, логогруппа, 2 неделя

Тематическая неделя «Комнатные растения. Наша Родина — Россия». Лексическая тема: старшая группа – «Комнатные растения», подготовительная группа – «Наша Родина — Россия». На второй неделе марта, согласно программе коррекционной работы […]

Календарный план на март, логогруппа, 3 неделя

Тематическая неделя «Пресноводные рыбы. Москва». Лексическая тема: старшая группа – «Пресноводные и аквариумные рыбы», подготовительная группа – «Москва – столица России». В марте в старшей логопедической группе продолжается работа по […]

Календарный план на март, логогруппа, 4 неделя

Тематическая неделя «Наш родной город». Лексическая тема: старшая группа – «Наш город», подготовительная группа – «Наш родной город». Согласно программе для работы с детьми с общим недоразвитием речи под редакцией […]

Календарный план на апрель, логогруппа, 1 неделя

Тематическая неделя «Весенние работы на селе. Творчество С.Я. Маршака». Лексическая тема: старшая группа – «Весенние работы на селе», подготовительная группа – «Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака». В середине […]

Читайте также:  Проект Страна красивой речи

Комплексное планирование для логопедических групп. Старший дошкольный возраст: календарно-перспективные и индивидуальные планы, циклограмма деятельности педагога, сетка занятий.

Код3326
ИздательствоУчитель, 2020
ISBN978-5-7057-2717-9, 978-5-7057-4606-4
Страниц34
УДК376.36
Штрихкод9785705727179, 9785705746064
Размеры (Ш x В x Т)197 x 285 x 1 (мм)
Обложкаприпрессовка глянц. плёнкой
Переплётмягкая, скрепка
Вес64 г

Подробное описание

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с такими нарушениями, как ЗПР и ОНР.

ЗПР (задержка психического развития) относится к слабовыраженным отклонениям в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с ЗПР имеют трудности, связанные с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Для большинства детей с ЗПР характерны следующие особенности развития:

1) Незрелость эмоционально-волевой сферы выражается в сложности сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Следствием является нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

2) Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

3) Особенности памяти проявляются в лучшем запоминании наглядного материала, чем вербального.

4) Темп развития речи зависит от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: небольшая задержка или соответствие нормальному уровню развития до нарушения лексико-грамматической стороны речи.

5) Отставание в развитии всех форм мышления. К началу обучения дети не владеют
в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с ОНР наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выр а жающаяся в темповой задержк е речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостато ч ной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически офор м лена .

Формирование сенсорной, интеллектуальной, эффективно-волевой сферы у детей с диагнозом ОНР имеет свои особенности: недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомотивных функций, отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией движений детей, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, особенно по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части.

В связи с этим система коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей. Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей. В логопедических группах коррекционное направление является ведущим, а общеобразовательное – подчиненным. Безусловно, одной из основных задач коррекционной работы с данной категорией детей было и остается обучение связной, грамматически правильной речи, навыкам речевого общения, ознакомление с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовка к обучению в школе. Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом.

В пособии представлено комплексное планирование коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в возрасте 5–7 лет. Календарно-перспективные и индивидуальные планы, циклограмма деятельности логопеда, сетка занятий раскрывают содержание коррекционно-развивающей работы и составлены таким образом, что позволяют обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дают возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. В основе комплексного планирования лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие. Лексический материал отобран с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.

Предназначено учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, специальным педагогам.

Содержание

Циклограмма деятельности учителя-логопеда 5

Расписание работы учителя-логопеда 5

Распределение фронтальных логопедических занятий 6

Распределение индивидуальных логопедических занятий 6

Сетка фронтальных занятий учителя-логопеда по периодам обучения в старшей группе 6

Сетка фронтальных занятий учителя-логопеда по периодам обучения в подготови-тельной к школе группе 6

Перспективное планирование логопедической работы в старшей группе 7

Перспективное планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе 10

к алендарно-тематическое планирование лексико-тематических циклов в старшей и подготовительной к школе группах 14

к алендарно-тематическое планирование по развитию фонематического восприятия и обучению грамоте (навыки чтения и письма) в старшей и подготовительной к школе группах 15

Календарно-тематическое планирование по формированию и развитию навыков звукового анализа в старшей и подготовительной к школе группах 16

Календарно-тематическое планирование по развитию связной речи и обучению рассказыванию в старшей и подготовительной к школе группах 18

Календарно-тематическое планирование по формированию предложно-падежных конструкций в старшей и подготовительной к школе группах 19

Календарно-тематическое планирование по формированию грамматического строя речи в старшей и подготовительной к школе группах 21

Календарно-тематическое планирование по развитию графомоторных навыков в старшей и подготовительной к школе группах 25

Календарно-тематическое планирование по работе с родителями в старшей и подготовительной к школе группах 26

Календарно-тематическое планирование по координации работы с педагогами ДОУ в старшей и подготовительной к школе группах 27

Приложение 1. л ексико-грамматический словарь по теме «Наше тело» (старшая группа) 29

Приложение 2. л ексико-грамматический словарь по теме «Предметы туалета» (старшая группа) 30

Приложение 3. л ексико-грамматический словарь по теме «Наше тело и здоровье» (подготовительная к школе группа) 31

Приложение 4. л ексико-грамматический словарь по теме «Моя семья» (подготови-тельная к школе группа) 32

Перспективное планирование коррекционной логопедической работы для детей дошкольного возраста 4–5 лет с ОНР

Образование множественного числа существительных. Формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; множественного числа; родительного падежа множественного числа. Формирование простого предложения по демонстрации действий (Варя лепит). Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. Употребление простого предложения.

Октябрь

НеделяЗвукПодготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух.Лексические темыФормирование словаря, грамматического строя и связной речи.
IОУточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова.Овощи. Огород.Расширить представления детей об основных овощах. Их цвете, форме, размере и вкусе. Ввести обобщающее понятие “Овощи”. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном падеже. Согласование прилагательных с существительными. Употребление существительных в форме винительного падежа. Формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Употребление простых предлогов В, НА, ЗА, ПОД. Формирование начал простого описательного рассказа посредством простых распространённых предложений по схеме (размер, цвет, форма, вкус).
IIУУточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова.Фрукты. Сад.Расширить представления детей об основных фруктах. Их цвет, форму, размер и вкус. Ввести обобщающее понятие “Фрукты”. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном падеже. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Употребление простых предлогов. Формировать навык составления простого описательного рассказа посредством простых распространённых предложений по схеме (размер, цвет, форма, вкус).
IIIЫУточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение гласного в словах.Хлебные растения. Поле.Расширить представления детей о хлебных растениях и полевых работах. Ввести обобщающее понятие “Хлебные растения”. Учить образовывать существительные в родительном падеже (рожь – ржи, пшеница – пшеницы). Формировать умение составлять простые предложения (Я купила пшеничный хлеб). Заучивание стихотворных форм.
НеделяЗвукПодготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух.Лексические темыФормирование словаря, грамматического строя и связной речи.
IVИУточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова.Одежда. Обувь. Головные уборы.Ввести обобщающее понятие “Одежда, обувь, головные уборы”; название и назначение основных видов одежды и некоторых её частей; название обуви; название головных уборов. Различие взрослой и детской одежды. Одежды для мальчиков и девочек. Усвоение местоимений мой, моя, моё. Практическое употребление в речи простых предлогов. Образование имён существительных во множественном числе и с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Образование формы родительного падежа имён существительных множественного числа. Составление рассказов – описаний (по образцу). Построение простого распространённого предложения с однородными членами путём перечисления различной одежды (Что ты наденешь?)
VЭУточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение звука в словах (этаж, эмму, электричество, экскаватор, этажерка)Рыбы. Водоёмы.Ввести обобщающее понятие “Рыбы”. Уточнить характерные признаки рыб. Дать элементарные представления о строении рыб и их названий. Формировать умение детей использовать в речи различные предложные конструкции (Я ухаживаю за аквариумными рыбками. Я кормлю рыб). Учить составлять предложения по демонстрации действий и по образцу.

Формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами единственного и множественного числа.

НеделяЗвукПодготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух.Лексические темыФормирование словаря, грамматического строя и связной речи.
IН,

Формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Образование множественного числа существительных. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Формирование составления описательного рассказа по схеме.

Формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Образование множественного числа существительных. Практическое употребление в речи простых предлогов. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Нищева планирование в старшей группе. Календарно-тематическое планирование по логопедии на тему: Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В

коррекционно-развивающей работы

для детей с общим недоразвитием речи

Региональным экспертным советом Комитета по образованию

Правительства Санкт – Петербурга

Г. А. Волкова – канд. пед. наук, профессор ИСПиП Международного университета им. Р. Валленберга;

Т. А. Овечкина – канд. пед. наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Правительства Санкт- Петербурга;

Н. Н. Яковлева – канд. пед. наук, зав. кабинетом коррекции развития ребенка СПб АППО;

И. А. Смирнова – канд. пед. наук, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ЛГУ им. А. С. Пущкина; Е. В. Дащковская – зав. ГДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида» Московского р-на Санкт-Петербурга.

Н71 Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразви­тием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.­352 с.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преем­ственности всех специалистов детского учреждения и родителей до­школьников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овла­дение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Предложенная комплексность педагогического воздействия на­правлена на выравнивание речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР.

Для логопедов и специалистов ДОУ.

© Нищева Н. В., 2006

ISBN 978-5-89814-356-4 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

Структура программы и основные направления

коррекционно-развивающей работы …………………………………………………………9

Система коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе для детей с ОНР …………………………………………………11

Предметно- пространственная развивающая

Совместная деятельность логопеда

Работа логопеда с родителями: . . 14

Средняя логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы.;………………………………………..17

Предметно-пространственная развивающая среда:………………………………………. 20

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)………………………………………………….44

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..51

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………60

Еженедельные задания логопеда воспитателю: …………………………………………….66

Старшая логопедическая группа

Предметно-пространственная развивающая среда. 74

работы, учебно-дидактический материал …………………………………. ………………76

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………..98

Второй период (декабрь, январь, февраль) ………………………………………………….108

Третий период (март, апрель, май, июнь) ………………………………………………. …117

Еженедельные задания логопеда воспитателю. 127

Подготовительная к школе логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы. 132.

работы, учебно-дидактический материал ………………………………………………. …136

План – программа коррекционно-развивающей

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………. 159

Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..168

Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………176

Еженедельные задания логопеда воспитателю. 184

Приложение 1. Методика про ведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

Приложение 2. Схема обследования ребенка ………………………………………………..198

Приложение 3. Методические пособия

и дидактические материалы к программе. 252

Специальная и методическая литература …………………………………………………….253

Детская художественная литература …………………………………………………………256

Пояснительная записка

Про грамма коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образо­вании», соответствующими направлениями Концепции до­школьного воспитания, Концепцией модернизации российско­го образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждения, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министер­ства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками оте­чественных ученых в области общей и специальной педагоги­ки и психологии.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой , и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном ин­теллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошколь­ников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого раз­вития, отражающие состояние всех компонентов языковой сис­темы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ре­бенка ограничены, активный словарь практически не сформи­рован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепет­ных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мими­кой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практи­чески отсутствует понимание категории числа существитель­ных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие нахо­дится в зачаточном состоянии. Ограничена способность вос­приятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития рече­вая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лек­сики. Возможно использование местоимений, союзов и иног­да простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ре­бенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грам­матических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. От­мечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко­наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фо­нетической стороны речи (большое количество несформиро­ванных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличи­ем развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамма­тического и фонетико-фонематического недоразвития. Отме­чаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с умень­шительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять пред­логи, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифферен­цированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении , замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суф­фиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) ха­рактеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная диффе­ренциация звуков [т-т”-с-с”-ц], [р-р”-л-л”-j] И т.д. Ха­рактерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остают­ся стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единично­сти, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую труд­ность для этой категории детей представляют сложные пред­ложения с разными придаточными.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Про грамма рассчитана на пребывание ребенка в логопеди­ческой группе с четырехлетнего возраста. Она создавалась для детей со вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития . Для детей с первым уровнем речевого развития, кото­рые составляют не более 10% направляемых в логопедические группы, на основе данной Программы и Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической груп­пе специалистами могут быть составлены индивидуальные планы развития.

Про грамма позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников , всестороннее развитие их интеллектуально- во­левых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креа­тивность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Програм­мы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого обще­ния, фонетической системой русского языка, элементами гра­моты, что формирует готовность к обучению в школе. Про­граммой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она по­зволяет формировать оптимистическое отношение детей к ок­ружающему, что дает возможность ребенку жить и развивать­ся, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и со­циальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной дея­тельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельно­сти; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основой Программы является создание оптимальных ус­ловий для коррекционно-развивающей работы и всесторон­него гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет модификации обще развивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Главная идея заключается в реализации общеобразователь­ных задач дошкольного образования с привлечением син­хронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учиты­вает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на он­тогенетическом принципе, учитывая закономерности разви­тия детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз­витие.

Таким образом, выполнение коррекционных , развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе невролога и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и преду­сматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкаль­ного руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Например, работой по раз­делу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями.

В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом пе­дагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций; воспитатели органи­зуют работу по ознакомлению дошкольников с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представле­ний, осуществляют руководство работой по разделу «Креатив­ное развитие». В этой работе участвует также музыкальный руководитель , осуществляющий музыкальное воспитание де­тей и вместе с учителем-логопедом проводящий занятия ло­горитмикой.

Воспитатели руководят работой по нравственному и тру­довому воспитанию, а все остальные специалисты содейству­ют им. Работу по разделу «Физическое здоровье и развитие» осуществляет руководитель физического воспитания в зависи­мости от состояния здоровья и уровня физического развития детей. Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ре­бенка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в пе­дагогическом процессе, и родителями дошкольников.

В логопедической группе коррекционное направление рабо­ты является ведущим, а общеобразовательное – подчиненным. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навы­ки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру­ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо­вательные мероприятия, предусмотренные программой массо­вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес­печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Комплексные интегрированные коррекционные занятия рекомендуется про водить с привлечением различных специа­листов, так как взаимное «пронизывание» различных видов предметности оказывается крайне эффективным. Рекоменду­ется проводить такие занятия, как обобщающие, итоговые, один раз в месяц. В них могут участвовать логопед и музы­кальный руководитель или логопед и преподаватель физкуль­туры, или логопед и массажист и т. д. Такие комплексные занятия должны носить коррекционно-развивающий харак­тер, оказывать специфическое воздействие на становление ре­чи. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи, со­вершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса. Для устранения речевых нарушений на этих занятиях используются различные виды доступной дошкольникам дея­тельности: изобразительная и конструктивная деятельность, хороводные игры с пением и подвижные игры. Конспекты комплексных коррекционных занятий приведены в мето­дических пособиях «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки».

Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи, даны рекомендации по созданию и осна­щению предметно-пространственной развивающей среды в ло­гопедическом кабинете и групповом помещении, приведены методические рекомендации по осуществлению работы с роди­телями.

В приложении представлены рекомендации по про веде­нию обследования и схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи, перечень пособий методического комп­лекта, списки специальной, методической и детской художе­ственной литературы.

В методический комплект входят: пособие «Система кор­рекционной работы в логопедической группе для детей с об­щим недоразвитием речи» (перспективное и календарное пла­нирование работы, еженедельные задания логопеда воспита­телям, дидактический материал к логопедическим занятиям), «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР», «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)», комплекты рабочих тетрадей для средней , старшей и подготовительной к школе логопедических групп, конспек­ты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развиваю­щие сказки», «Мой букварь», комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», пособия «Будем говорить правильно», «Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь, «3анимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь».

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Про­граммы является

По Дата/тема

Лексический материал

Лексико – грамматические средства языка

Тема 6: Организация логопедической работы в группе детей с ОНР

Эффективность логопедической работы в группе для детей с ОНР обеспечивается правильным распределением коррекционных и воспи­тательных мероприятий, проводимых логопедом, воспитателями, другими специалистами (психолог, музыкальный руководитель, специалист по ЛФК), а также активным участием родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

Логопед проводит фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, консультации для родителей и педагогов, выступает на родительских собраниях, педагогических советах, планирует целостную комплексную работу логопедической группы, организует коррекционную деятельность воспитателей на каждую неделю, разрабатывает домашние задания родителям.

Воспитатель проводит занятия в соответствии с общеобразовательной программой, принятой в данной учреждении (к примеру, программа Васильевой), занятия с подгруппами детей по заданию логопеда, логопедические пятиминутки, насыщает все режимные моменты коррекционно-развивающими задачами, проводит родительские собрания.

1) Типология фронтальных занятий логопеда

Логопедические (фронтальные) занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы.

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи = фонетические

Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному высказыванию.

На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Старшая группа – на занятиях по произношению проводится работа по подготовке к обучению грамоте (наи­более эффективной формой является проведение фронтально­го логопедических занятий с подгруппами по 6—7 человек).

1 период – по произношению – 0

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

2 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

3 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

Подготовительная группа

1 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

– по обучению грамоте – 0

2 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

– по обучению грамоте – 1

3 период – по произношению – 1

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

– по обучению грамоте – 2

2) Составление конспекта по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

1. четко определить тему и цель занятий;

2. выделить номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

3. отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

4. обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

3) Документация логопеда

Для успешной результативной работы логопеду помимо профессионализма и целого ряда личностных качеств необходимо владеть умением правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учетом речевых нарушений детей, их физиологических и психологических особенностей, четко фиксировать этапы логопедического обследования. Ведение документации позволяет специалисту отражать содержание логопедических занятий, как индивидуальных, так и фронтальных, подгрупповых, планировать совместную работу логопеда, воспитателей и родителей, а также подводить итоги проведенной логопедической работы.

Умение правильно оформлять документацию поможет логопеду реально, с максимальной точностью оценивать результативность коррекционно-педагогического процесса обучения и, судя по итогам, намечать в дальнейшем наиболее эффективные приемы работы с детьми.

Документация логопеда должна включать медицинские заключения, с которыми ребенок поступает в группу: заключение МППК, логопедическую характеристику от логопеда поликлиники; заключения психо-невролога, оториноларинголога, офтальмолога, ортодонта.

На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет пять видов документации:

– речевую карту на каждого ребенка;

– перспективный и календарный план работы;

– индивидуальные тетради на каждого ребенка;

– тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда;

– годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

С целью повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса, его организованности логопеду необходимо планировать свою деятельность. Различают два вида планирования: перспективное и календарное.

Перспективное планирование предполагает составление плана логокоррекционной работы на учебный год.

Планирование работы в логопедических группах различного профиля представлено в коррекционных программах, рекомендованных Министерством просвещения СССР, Министерством образования РФ, большинство из которых были составлены более 25 лет назад. За это время в организации и содержании образовательного процесса в дошкольных учреждениях произошли значительные изменения. В настоящее время принят ряд документов, в которых закрепляется право ДОУ самостоятельно выбирать программы, рекомендованные государственными органами управления образования, вносить в них различные коррективы, в частности изменять формы, содержание и количество фронтальных занятий.

В современной логопедической практике имеет место уменьшение общего числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и подгрупповых занятий.

Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в логопедической группе.

В соответствии с перспективным планом логопед обязан вести календарный план, в котором отражается ежедневная работа – фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. К фронтальным занятиям при календарном планировании обязательно должен прилагаться конспект или развернутый план с указанием темы, цели, основных этапов занятия.

Индивидуальные занятия с детьми (не менее семи человек) также планируются каждый день. В календарном плане в разделе «Индивидуальная работа с детьми» должны указываться:

· фамилия и имя ребенка;

· тема индивидуального занятия;

· содержание занятия (вписывается в индивидуальную тетрадь ребенка).

Примерно один раз в две недели логопед должен планировать консультации для родителей, подготовить и провести четыре родительских собрания, приурочивая их к началу учебного года и к каждому периоду обучения.

5) Методические пособия (в том числе и программы)

В настоящее время существует ряд методических рекомендаций по организации логопедической работы в группах для детей с ОНР:

· Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

· Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. – СПб., 2001.

– Н.В. Серебрякова Перспективное планирование работы логопеда в старшей (подготовительной) группе ДОУ (ФФНР, ОНР) / Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2001.

· Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – М., 1999.

· Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

· Миронова С.А Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

6) Оборудование логопедического кабинета

Оборудование логопедического кабинета

1. Настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков)

2. Индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка.

3. Детские столы (не менее четырех) и стулья (6-10), мебель должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам.

4. Рабочий стол для логопеда.

5. Шкафы для пособий и литературы.

6. Навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая – приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок).

8. Магнитофон для записи речи детей.

9. Дидактические пособия:

· пособия для обследования: слуха, интеллекта;

· пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматическогостроя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций);

· пособия для обучения грамоте.

7) Взаимосвязь с другими специалистами

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни.

Педагоги группы – логопед, психолог, воспитатели – должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.

· совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

· обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;

· совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

· разработка общих рекомендаций для родителей.

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребенка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Дата добавления: 2016-01-09 ; просмотров: 7332 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию