Календарный план проведения фронтальных занятий в старшей группе с ОНР

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме

Календарный план соответствует рекомендациям авторов книги «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова) о распределении логопедических занятий по периодам (сентябрь-ноябрь, декабрь-март, апрель-июнь) в старшей группе для детей с ОНР. Календарный план представлен в виде таблицы, где указан период, месяц, неделя и даже день проведения занятия, а также его тема и цель. Всего: более 130-ти логопедических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
kalendarnyy_2.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР на 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Фронтальные логопедические занятия *

Количество занятий в неделю по периодам обучения

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

Формирование правильного звукопроизношения (закрепление поставленных звуков, овладение звуковым анализом и синтезом)

*«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации»/ Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина.- М.: Дрофа, 2009.- 189, [3] с.

I ПЕРИОД. СЕНТЯБРЬ

ПЕРВИЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ, ЗАПОЛНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КАРТ

Тема : Детский сад.

Цель : закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме.

Тема : Развитие общего внимания и понимания речи.

Цель : развивать у детей внимание, понимание речи и словесно – логическое мышление.

Цель : углублять знания детей по теме, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Тема : Формирование понятия о действии и предмете.

Цель : учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия.

Количество занятий: 4.

I ПЕРИОД. ОКТЯБРЬ

Цель : уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме, воспитывать интерес к изменениям в природе.

Тема : Имена собственные и их уменьшительные формы.

Цель : учить детей самостоятельно образовывать уменьшительно-ласкательные формы от предложенных имен и названий предметов.

Цель : развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи».

Тема : Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.

Цель : учить изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа.

Цель : закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме.

Тема : Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Цель : учить согласовывать глаголы и существительные в числе.

Тема : Сад – огород.

Цель : углублять знания детей по теме, учить различать фрукты и овощи.

Тема : Составление трехсловных предложений.

Цель: познакомить детей с понятием «предложение», обучить составлению фразы с опорой на схему.

Тема: Лес. Грибы, ягоды, деревья.

Цель : развивать и активизировать словарный запас по теме.

Тема: Согласование числительных «один», «одна» с существительными.

Цель : учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один , одна .

Количество занятий: 10.

I ПЕРИОД. НОЯБРЬ

Тема : Перелетные птицы.

Цель : уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме, воспитывать интерес к изменениям в природе.

Тема : Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе с предлогом У и без него.

Цель : учить детей образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнить значение предлога У.

Цель : развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Одежда».

Тема : Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе.

Цель : Учить детей образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в именительном падеже, правильно согласовывая слова в словосочетаниях и фразах. Учить понимать и дифференцировать вопросы: кого? чего?

Тема : Обувь, одежда, головные уборы.

Цель : учить детей различать обобщающие слова по теме, подбирать к ним соответствующие группы предметов.

Тема : Приставочные глаголы.

Цель : Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать , учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол

Цель : углублять знания детей по теме, познакомить с различными материалами и инструментами, а также профессиями людей, связанными с одеждой.

Тема : Согласование существительных «два», «две» с существительными.

Цель: Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными два, две и подбирать существительные к этим числительным

Количество занятий: 8.

II ПЕРИОД. ДЕКАБРЬ

Тема : Зима. Зимние забавы.

Цель : уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме, воспитывать интерес к изменениям в природе.

Тема: Предлог НА.

Цель: Учить детей выделять предлог НА в предложениях и сочетаниях слов, составлять предложения с предлогом НА по двум опорным словам.

Тема : Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Цель : Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из 3-4 слов; пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними.

Тема : Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Цель : развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.

Цель : познакомить детей с понятиями «слово» и «звук».

Тема : Мебель. Части мебели.

Цель : развивать и активизировать словарный запас детей по теме.

Тема : Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе.

Цель : Учить детей правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже

Тема : Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Цель : Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из 3-4 слов; пересказывать текст, составленный из 4 простых предложений.

Цель : обучить детей навыкам анализа и синтеза сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).

Цель : учить дифференцировать звуки А-У, определять наличие или отсутствие их в словах.

Цель : обогащать словарный запас детей по теме.

Тема : Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе.

Цель : Учить детей правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе.

Тема : Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

Цель : Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3-5 слов, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказ из 4-5 предложений с наглядной опорой.

Цель : продолжать обучение детей анализу и синтезу сочетаний из двух звуков.

Тема : Звуки А-У-И.

Цель : учить определять в словах последний гласный звук.

Тема : Новогодний праздник.

Цель : создать праздничное настроение в группе, уточнить словарный запас.

Тема : Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.

Цель : учить детей согласовывать местоимения «мой», «моя» с существительными в роде.

Тема : Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

Цель: Учить детей объединять фразы из 3-5 слов в рассказ из 4-5 предложений.

Цель : закрепить полученные навыки анализа и синтеза звукосочетаний.

Цель : учить дифференцировать звуки О-У, определять наличие или отсутствие их в заданных словах.

План фронтальных логопедических занятий в старшей группе.

Наталья Прибыткова
План фронтальных логопедических занятий в старшей группе.

План фронтальных логопедических занятий в старшей группе.

Периоды Тема занятий

3-я неделя Осень

4-я неделя Овощи

1-я неделя Фрукты

2-я неделя Сад-огород

4-я неделя Грибы, ягоды

1-я неделя Перелетные птицы

2-я неделя Зимующие птицы

3-я неделя Части тела

4-я неделя Посуда

1-я неделя Продукты питания

Пересказ рассказа «Четыре желания»

2-я неделя Одежда, обувь, головные уборы

Составление текста рассуждения

Пересказ рассказа «Купание медвежат»

4-я неделя Новогодний праздник

Составление рассказа по серии картинок

3-я неделя Домашние животные

Составление рассказа «Домашние животные»

4-я неделя Дикие животные наших лесов

Сочинение сказки «Как ёж выручил зайца»

1-я неделя Дикие животные холодных и жарких стран

Сочинение сказки «День рожденья зайца»

Пересказ рассказа «Первая рыбалка»

3-я неделя Наш город

Составление рассказа «Моя любимая игрушка»

4-я неделя Наша улица

День защитника отечества

Пересказ сказки у страха глаза велики

1-я неделя Дом и его части

Составление рассказа «Четвероногий друг»

2-я неделя Мебель

Дифферинциация звуков ц и с

Составление рассказа «Как звери пошли гулять»

3-я неделя Моя семья

Составление рассказа «Лиса с лисятами»

4-я неделя Профессии

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Составление рассказа «Как ёж попал в беду»

2-я неделя Транспорт

Пересказ рассказа «Ёж»

3-я неделя День космонавтики

Составление рассказа «Мишкин день рожденья»

4-я неделя Насекомые

Пересказ рассказа «Белка и волк»

2-я неделя День победы

Закрепление пройденных букв

Составление рассказа «В школу»

3-я неделя Школа

Закрепление пройденных букв

Пересказ рассказа «Как аукнется, так и откликнется»

Закрепление пройденного материала

Составление рассказа «Как я проведу лето»

Пособия для логопедических занятий на речевой выдох У нас в саду проходит конкурс на лучшее логопедическое пособие по формированию выдоха. Некоторые взрослые не могут правильно выдуть струю.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Календарно-тематический план музыкальных занятий в логопедической группе детей 5–7 лет КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ (5-7 ЛЕТ) СЕНТЯБРЬ Форма организации муз. деятельности Репертуар.

Перспективный план занятий по математике в младшей группе Составляя программу на новый учебный год, столкнулась с проблемой планирования по математике. Проштудировав имеющуюся методическую литературу.

Перспективный план занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе на 2015–2016 год Работа с детьми Сентябрь: Рассматривание картинок, иллюстраций по теме: «Транспорт», «Светофор» Октябрь: Подвижные игры: “Воробушки и автомобиль”,.

Перспективный план занятий в младшей группе «Стихи помогут нам играть» (по программе «Рифмы юные друзья)» Сентябрь Занятие 1. «Для чего нам ушки?» • Дать понятие об органе слуха, его назначение. Акцентировать внимание на том, что мы слышим.

План работы районного методического объединения воспитателей логопедических групп дошкольных образовательных учреждений ТЕМА: Развитие профессиональных компетентностей педагога в условиях реализации ФГОС, посредством использования инновационных методик организации.

План работы районного методического объединения воспитателей логопедических групп дошкольных образовательных учреждений ТЕМА: Развитие профессиональных компетентностей педагога в условиях реализации ФГОС, посредством использования инновационных методик организации.

Программа коррекционных логопедических занятий в школе VIII вида Пояснительная записка Общая характеристика программы Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции.

Тематический план занятий на год в средней группе (духовно нравственное направление и нетрадиционные виды деятельности ИЗО …) Средняя группа Задачи воспитания. Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым,.

В старшей логопедической группе для детей с ОНР

Коноваленко В. В., Коноваленко СВ.

ФРОНТАЛЬНЫЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

(3-й уровень)

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Москва Издательство ГНОМ и Д 2002

ББК 74.3 К 64

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.

Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с об­щим недоразвитием речи.3-й уровень. I период. Методическое пособие для логопедов. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. — 40 с. (Практическая логопедия)

ISBN 5-296-00097-8 ISBN 5-296-00096-х

В пособии представлены календарные планы фронтальных логопедических заня­тий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, а также по формированию фонетической стороны речи на I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), сетка занятий и режим дня в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

В пособие вошли 20 фронтальных занятий, а также иллюстративный материал к занятиям по развитию речи.

Борякова Н. Ю. кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедаго­гики и логопедии МГОПУ.

Чебуркова Н. К. логопед ДОУ № 1622, логопед высшей категории, старший логопед

муниципального района Перово г. Москва.

ISBN 5-296-00097-8 © Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 2000

ISBN 5-296-00096-х © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002

Издатель — А. Казаков Ответственный за выпуск — М. Вишневская

Редактор — Е. Алифанова

Оригинал-макет — Н. Панина

Обложка — 6. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1. Тел./факс (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30

Лицензия ИД №00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 10.01.99.

Подписано в печать 30.01.2002. Печать офсетная. Объем 5 п.л.

Формат 60×90/8. Тираж 20000 экз.(1-ый завод 7000) Заказ № 4409

Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1

Введение

Данное пособие адресовано начинающим логопедам, работающим в старших группах для детей с общим недоразвитием речи.

Значительная часть детей, особенно с общим недоразвитием речи I и II уровня, поступающих в логопедические группы, кроме логопедического дефекта, имеют сопутствующие нарушения:

снижение познавательной активности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и общей моторике, часто страдают различными соматическими заболеваниями, что, как правило, находит отражение в медицинских заключениях (ЗПР, нарушение осанки, плоскостопие, невротические реакции, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания и т.д.).

Поэтому особое значение приобретает физическое развитие, укрепление здоровья детей, профилактика нарушений осанки, зрения и т.д., что нашло отражение в режиме дня, сетке занятий.

Общее количество фронтальных занятий значительно сокращено. Одновременно увеличен удельный вес индивидуальной работы с детьми как во время индивидуальных занятий, так и в процессе общения с ними в бытовой, игровой и трудовой деятельности.

За счет сокращения «сидячих» фронтальных занятий увеличено время для занятий физкультурой, ритмикой, корригирующей, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

В пособии предложен минимум фронтальных логопедических занятий, достаточный для усвоения детьми программного материала I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР

2-ой год обучения

Дни недели1-я половина ДняП-я половина дня
Фронтальные занятияФронтальные занятияИндивидуально-подгруппо-вая работа воспитателя по программе ДОУРабота по заданию логопеда
Понедель­ник1. Логопедиче­ское. 2. Физкультура.Развитие речи, русская словесность40 мин.
Вторник1. Математика, развитие логиче­ского мышления. 2. Музыкальное.РитмикаИзобразительная деятельность30 мин.
Среда1. Развитие речи, русская словес­ность. 2. Рисование. 3. Спортивные развлечения (на прогулке)Корригирую­щая гимнастикаРазвитие логического мышления, математика30 мин.
Четверг1. Логопедиче­ское. 2. Музыкальное.РитмикаРазвитие речи, русская сло­весность30 мин.
Пятница1. Аппликация /лепка (Констру­ирование/. 2. Физкультура.Изобразительная деятельность40 мин.

Режим дня

в старшей логопедической группе для детей с ОНР

1.Прием детей7.00-8.00
2.Утренняя гигиеническая, артикуляционная,
пальчиковая гимнастика8.15-8.30
3.Завтрак8.30-8.55
4.Фронтальные занятия логопедические
и воспитательские
I9.00-9.25
II9.40-10.05
5.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика10.10-10.20
б.Прогулка10.30-12.15
7.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика12.15-12.25
8.Обед12.30-13.00
9.Чтение художественной литературы, слушание
спокойной музыки, голосов природы, записанных
на пленку (в начале дневного отдыха)13.00-13.15
10.Сон13.15-15.00
11.Корригирующая минигимнастика – профилактика
нарушений осанки и плоскостопия15.00-15.10
12.Ритмика15.30-16.00
13.Полдник16.00-16.10
14.Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя
по программе ДОУ16.10-16.40
15.Коррекционная работа воспитателя по заданию
логопеда16.40-17.10
16.Прогулка17.10-19.00
17.Индивидуально-подгрупповые логопедические
занятия9.00-12.30

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (/ период)

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

(3-й уровень)

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Москва Издательство ГНОМ и Д 2002

ББК 74.3 К 64

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.

Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с об­щим недоразвитием речи.3-й уровень. I период. Методическое пособие для логопедов. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. — 40 с. (Практическая логопедия)

ISBN 5-296-00097-8 ISBN 5-296-00096-х

В пособии представлены календарные планы фронтальных логопедических заня­тий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, а также по формированию фонетической стороны речи на I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), сетка занятий и режим дня в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

В пособие вошли 20 фронтальных занятий, а также иллюстративный материал к занятиям по развитию речи.

Борякова Н. Ю. кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедаго­гики и логопедии МГОПУ.

Чебуркова Н. К. логопед ДОУ № 1622, логопед высшей категории, старший логопед

муниципального района Перово г. Москва.

ISBN 5-296-00097-8 © Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 2000

ISBN 5-296-00096-х © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002

Издатель — А. Казаков Ответственный за выпуск — М. Вишневская

Редактор — Е. Алифанова

Оригинал-макет — Н. Панина

Обложка — 6. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1. Тел./факс (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30

Лицензия ИД №00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 10.01.99.

Подписано в печать 30.01.2002. Печать офсетная. Объем 5 п.л.

Формат 60×90/8. Тираж 20000 экз.(1-ый завод 7000) Заказ № 4409

Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1

Введение

Данное пособие адресовано начинающим логопедам, работающим в старших группах для детей с общим недоразвитием речи.

Значительная часть детей, особенно с общим недоразвитием речи I и II уровня, поступающих в логопедические группы, кроме логопедического дефекта, имеют сопутствующие нарушения:

снижение познавательной активности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и общей моторике, часто страдают различными соматическими заболеваниями, что, как правило, находит отражение в медицинских заключениях (ЗПР, нарушение осанки, плоскостопие, невротические реакции, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания и т.д.).

Поэтому особое значение приобретает физическое развитие, укрепление здоровья детей, профилактика нарушений осанки, зрения и т.д., что нашло отражение в режиме дня, сетке занятий.

Общее количество фронтальных занятий значительно сокращено. Одновременно увеличен удельный вес индивидуальной работы с детьми как во время индивидуальных занятий, так и в процессе общения с ними в бытовой, игровой и трудовой деятельности.

За счет сокращения «сидячих» фронтальных занятий увеличено время для занятий физкультурой, ритмикой, корригирующей, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

В пособии предложен минимум фронтальных логопедических занятий, достаточный для усвоения детьми программного материала I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР

2-ой год обучения

Дни недели1-я половина ДняП-я половина дня
Фронтальные занятияФронтальные занятияИндивидуально-подгруппо-вая работа воспитателя по программе ДОУРабота по заданию логопеда
Понедель­ник1. Логопедиче­ское. 2. Физкультура.Развитие речи, русская словесность40 мин.
Вторник1. Математика, развитие логиче­ского мышления. 2. Музыкальное.РитмикаИзобразительная деятельность30 мин.
Среда1. Развитие речи, русская словес­ность. 2. Рисование. 3. Спортивные развлечения (на прогулке)Корригирую­щая гимнастикаРазвитие логического мышления, математика30 мин.
Четверг1. Логопедиче­ское. 2. Музыкальное.РитмикаРазвитие речи, русская сло­весность30 мин.
Пятница1. Аппликация /лепка (Констру­ирование/. 2. Физкультура.Изобразительная деятельность40 мин.

Режим дня

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

Комплексное планирование для логопедических групп. Старший дошкольный возраст: календарно-перспективные и индивидуальные планы, циклограмма деятельности педагога, сетка занятий.

Подробное описание

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с такими нарушениями, как ЗПР и ОНР.

ЗПР (задержка психического развития) относится к слабовыраженным отклонениям в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с ЗПР имеют трудности, связанные с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Для большинства детей с ЗПР характерны следующие особенности развития:

1) Незрелость эмоционально-волевой сферы выражается в сложности сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Следствием является нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

2) Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

3) Особенности памяти проявляются в лучшем запоминании наглядного материала, чем вербального.

4) Темп развития речи зависит от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: небольшая задержка или соответствие нормальному уровню развития до нарушения лексико-грамматической стороны речи.

5) Отставание в развитии всех форм мышления. К началу обучения дети не владеют
в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с ОНР наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена .

Формирование сенсорной, интеллектуальной, эффективно-волевой сферы у детей с диагнозом ОНР имеет свои особенности: недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомотивных функций, отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией движений детей, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, особенно по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части.

В связи с этим система коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей. Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей. В логопедических группах коррекционное направление является ведущим, а общеобразовательное – подчиненным. Безусловно, одной из основных задач коррекционной работы с данной категорией детей было и остается обучение связной, грамматически правильной речи, навыкам речевого общения, ознакомление с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовка к обучению в школе. Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом.

В пособии представлено комплексное планирование коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в возрасте 5–7 лет. Календарно-перспективные и индивидуальные планы, циклограмма деятельности логопеда, сетка занятий раскрывают содержание коррекционно-развивающей работы и составлены таким образом, что позволяют обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дают возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. В основе комплексного планирования лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие. Лексический материал отобран с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.

Предназначено учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, специальным педагогам.

Содержание

Циклограмма деятельности учителя-логопеда 5

Расписание работы учителя-логопеда 5

Распределение фронтальных логопедических занятий 6

Распределение индивидуальных логопедических занятий 6

Сетка фронтальных занятий учителя-логопеда по периодам обучения в старшей группе 6

Сетка фронтальных занятий учителя-логопеда по периодам обучения в подготови-тельной к школе группе 6

Перспективное планирование логопедической работы в старшей группе 7

Перспективное планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе 10

к алендарно-тематическое планирование лексико-тематических циклов в старшей и подготовительной к школе группах 14

к алендарно-тематическое планирование по развитию фонематического восприятия и обучению грамоте (навыки чтения и письма) в старшей и подготовительной к школе группах 15

Календарно-тематическое планирование по формированию и развитию навыков звукового анализа в старшей и подготовительной к школе группах 16

Календарно-тематическое планирование по развитию связной речи и обучению рассказыванию в старшей и подготовительной к школе группах 18

Календарно-тематическое планирование по формированию предложно-падежных конструкций в старшей и подготовительной к школе группах 19

Календарно-тематическое планирование по формированию грамматического строя речи в старшей и подготовительной к школе группах 21

Календарно-тематическое планирование по развитию графомоторных навыков в старшей и подготовительной к школе группах 25

Календарно-тематическое планирование по работе с родителями в старшей и подготовительной к школе группах 26

Календарно-тематическое планирование по координации работы с педагогами ДОУ в старшей и подготовительной к школе группах 27

Приложение 1. л ексико-грамматический словарь по теме «Наше тело» (старшая группа) 29

Приложение 2. л ексико-грамматический словарь по теме «Предметы туалета» (старшая группа) 30

Приложение 3. л ексико-грамматический словарь по теме «Наше тело и здоровье» (подготовительная к школе группа) 31

Приложение 4. л ексико-грамматический словарь по теме «Моя семья» (подготови-тельная к школе группа) 32

План ежедневной логопедической коррекционной работы в подготовительной к школе группе

ФИО автора материала:

Лубяко Людмила Васильевна

Должнсть, звание, квалификационная категория (если есть):

1 квалификационная категория

Наименование образовательного учреждения:

Адрес населенного пункта:

г.Кодинск, Кежемский район,

План ежедневной логопедической коррекционной работы в подготовительной к школе группе

Раздел сайта для публикации:

1.​ Конспекты занятий, НОД

2.​ Методические разработки

4.​ Внеклассное мероприятие

5.​ Педагогический опыт

6.​ Разработки уроков

7.​ Современный урок

Цели и задачи материала:

Сделать ежедневное планирование учителя-логопеда оптимальным и качественным

Краткое описание материала:

Предлагается ежедневный план учителя-логопеда , который облегчит труд педагога, т.к., имея под руками шаблон, нетрудно будет составить план на следующие недели, лишь меняя и дополняя упражнения по разделам коррекционной работы: моторики, фонематического восприятия, психических процессов, лексико-граммати ческих категорий и связной речи.

Список использованной литературы, ссылки на источники в сети интернет:

1.​ О.С.Гомзяк « Говорим правильно в 6-7 лет»-альбом упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы (№ 1, 2, 3)

2.​ О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет»- конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе.

3.​ О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно»-альбо м упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы

4.​ Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Коррекция ОНР у дошкольников» (формирование лексики и грамматического строя), Издательство «Союз», 1999

5.​ Н.В.Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

Уважаемые коллеги! Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что нам, учителям-логопедам приходится писать довольно много «обязательных» планов для осуществления качественной коррекционной работы: план методической работы, перспективный, тематический, учебный.

Но есть еще и ежедневный план индивидуальной работы с детьми.

Я в своей практике тоже писала такой план в общей тетради большого формата, где планировала работу с каждым ребенком логопедической группы на каждый день. Написание такого плана занимало много времени время в мои выходные (субботу или воскресенье).

Причем, чтобы написать план с полноценным качественным содержанием, надо было открывать в компьютерной программе свой тематический план, программу коррекционной работы, дополнительные методики, по которым я работала в данный год (старшая группа или подготовительная). Затрачивалось много времени, которое я бы с удовольствием посвятила своей семье!

Но в начале учебного года я решила написать такой план ежедневной работы, на который мне не пришлось бы тратить свое свободное время, и который бы включал в себя все аспекты индивидуальной коррекционной работы с детьми логопедической группы.

В своей работе я опираюсь на программу коррекционной работы О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников «Говорим правильно», которая рассчитана на два года обучения. Эта программа мне подходит потому, что набор детей в логопедическую группу происходит с 5-ти лет (на два года). Поэтому в своем плане указываю темы недели именно по этой программе.

Предлагаю Вашему вниманию план на три недели, как «шаблон» (осень, зима, весна). Имея этот «образец», вам нетрудно будет составить план на следующие недели, лишь меняя и дополняя упражнения по разделам коррекционной работы: моторики, фонематического восприятия, психических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи. Вы можете заметить, как в марте усложняются задания по всем разделам индивидуальной работы.

Этот план ежедневной работы был утвержден на педсовете нашего ДОУ

Надеюсь, что вы оцените удобство этого плана и будете использовать его в своей работе.

Учитель-логопед 1 квалификационной категории Лубяко Л.В.

Читайте также:  Нетрадиционные средства логопедического просвещения родителей
Ссылка на основную публикацию