Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда

Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда

Одной из отличительных черт молодого поколения XXI века является большая степень подверженности влиянию факторам окружающей среды. В связи с этим значительно возрастает актуальность проблемы физического, социального и психофизиологического здоровья детского, подросткового и юношеского населения. Тревожно нарастающие в последнее десятилетие тенденции ухудшения физического и психофизиологического развития детей и подростков. В связи с этим увеличивается количество типов и видов школ с коррекционно-педагогической направленностью. Требуется большее количество педагогов-дефектологов, которым необходимы общие знания по анатомии и физиологии детей и подростков в норме и патологии. Одним из перспективных и необходимых направлений совершенствования и оптимизации подготовки студентов данного профиля является продуманная профилизация преподавания соответствующих дисциплин.

Предмет «Возрастной анатомии и физиологии» изучается студентами в первом семестре первого курса в педагогических вузах, на специализированных факультетах он является экзаменационным. Во втором семестре следует «Курс нейрофизиологии с основами высшей нервной деятельности», который тоже нужно преподавать в онтогенетическом аспекте. Особенно возрастает значимость данных дисциплин при модульно-рейтинговой системе обучения.

В процессе изучения данных дисциплин студенты должны знать: 1. Особенности изучаемых предметов, их цели, задачи и значение для своей будущей профессиональной деятельности; 2. Основные этапы развития физиологических дисциплин и роль отечественных, зарубежных учёных в их развитии, с учётом регионального компонента; 3. Основные закономерности функционирования, механизмов регуляции деятельности клеток, тканей, органов здорового организма в возрастном аспекте; 4. Сущность методик исследования различных функций органов;

Руководящими положениями при составлении данных учебных программ явились следующие: 1. Дать будущим коррекционным педагогам основной минимум знаний по физиологическим дисциплинам, составляющие основы коррекционной педагогики и специальной психологии: понятие «нормы» и «нарушений» (гомеостазиса), физического развития, причины и биологические механизмы сложных отклонений психофизиологического развития детей; 2. Понятия «здоровье – нездоровье – болезнь» и пограничных состояний; 3. Научить будущих коррекционных педагогов в своей дифференциально-диагностической работе с аномальными детьми использовать понятие «нормы», а также применять их в консультативно-диагностической и методической работе с семьей и педагогами специализированных детских дошкольных учреждений и школ; 4. Дать коррекционному педагогу необходимый минимум знаний для грамотно-ответственного участия в профилактической и лечебно-оздоровительной работе с детьми.

Здоровье человека является главной ценностью человеческого общества. Школа и общество – это единое целое, поэтому любое изменение ситуации в обществе сказывается на развитии школьного сообщества. Важными показателями, определяющими возможности учащихся в образовательной деятельности, являются их возрастно-половые особенности. Специфика физического развития ребёнка, состояния его опорно-двигательного аппарата, биологического созревания и полового развития оказывается непосредственное влияние на функционирование всех систем организма и является важным критерием здоровья. Влияние образовательного процесса на здоровье учащихся школ различных типов определяется уровнем их адаптации к окружающей школьной среде, изучение которого связано, прежде всего, с диагностикой функциональных состояний. Учитывая биосоциальную сущность человека, ученые рассматривают здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными механизмами (Лисицын Ю.П., 1982). В настоящее время выделяют пять основных характеристик состояния здоровья:

  • Уровень и гармоничность физического развития;
  • Резервные возможности основных физиологических систем;
  • Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
  • Наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;
  • Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.

Каждый из названных признаков представляет собой самостоятельную качественную единицу, которая имеет своё количественное выражение. В зависимости от этого (степени развития, проявления) они могут позитивно или негативно влиять на здоровье как целостное состояние организма.

Возрастной аспект здоровья определяется тем, что для каждого этапа развития человека характерны свои специфические черты, поэтому для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственными этому возрасту морфофункциональной организацией и социальной ролью. Индивидуальный аспект здоровья связан с количественным подходом к его оценке и понятием нормы. Норму можно рассматривать как эволюционно сложившийся диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма (гомеостазиса).

Это обусловлено как изучением других дисциплин медико-биологического профиля, так и дальнейшей работой в специализированных и образовательных учреждениях. Педагог – дефектолог обязан знать особенности развития детского организма, представлять взаимосвязь и взаимозависимость функций, органов, и тканей, необходимость организации правильного и рационального режима дня, питания, обучения, отдыха и сна, особенно в специализированных образовательных учреждениях в возрастном аспекте, биоритма жизни и влияния окружающей среды на развитие детей и подростков. Педагог-дефектолог как никто другой должен активно использовать здоровьесберегающие технологии, которым в настоящий период отводится одно из ведущих мест. Занятия по данным физиологическим курсам предполагают плавный переход и усложнение структуры дисциплины, при обязательной организации самостоятельной работы студентов вне ВУЗа с выполнением практических заданий. Часть теоретических знаний уточняются и углубляются студентами в процессе деятельности вне ВУЗа. Практические и самостоятельные занятия закрепляют и расширяют знания и навыки студентов, полученные на лекциях и в процессе прохождения лабораторного практикума, знакомят их с натуральными препаратами, муляжами, таблицами. На итоговом занятии проводится обсуждение полученных знаний, что помогает студентам закрепить теоретический материал. Тестирование знаний и умений студентов, контрольные вопросы и задания, которыми завершается каждая тема, позволяет контролировать степень усвоения и углубления изучаемого материала.

Значение возрастной анатомии, физиологии и гигиены в работе воспитателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:15, сочинение

Описание работы

Воспитатель дошкольного учреждения не только воспитывает детей, но и охраняет их здоровье. Он принимает активное участие во всех мероприятиях, которые направлены на оздоровление детских коллективов и создание нормальных условий как окружающей среды, так и всего учебно-воспитательного процесса. Он должен прививать детям гигиенические навыки и повышать санитарную культуру в их домашнем быту.

Содержание работы

Введение
Анатомия, возрастная физиология гигиена детей и их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.
Вывод.

Файлы: 1 файл

эссэ2.docx

На тему: «Значение возрастной анатомии, физиологии и гигиены

в работе воспитателя».

    1. Введение
    2. Анатомия, возрастная физиология гигиена детей и их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.
    3. Вывод.

Воспитатель дошкольного учреждения не только воспитывает детей, но и охраняет их здоровье. Он принимает активное участие во всех мероприятиях, которые направлены на оздоровление детских коллективов и создание нормальных условий как окружающей среды, так и всего учебно- воспитательного процесса. Он должен прививать детям гигиенические навыки и повышать санитарную культуру в их домашнем быту.

Анатомия, возрастная физиология гигиена детей и их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.

Анатомия – это наука изучающая строение отдельных органов, систем органов и организма в целом. Возрастная анатомия рассматривает процесс развития индивида-онтогенез – в течение всей его жизни: эмбриональной (утробный период) и постэмбриональный (внеутробный период) от рождения до момента смерти. С этой целью используется данные эмбриологии и геронтологии.

Физиология – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, системах органов и целостном организме человека (организм, клетка, ткань).

Возрастная физиология – раздел физиологии, изучающий:

– возрастные особенности жизнедеятельности;

– закономерности формирования и угасания функций организма.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза; рассматривает функции органов и систем, а также организма в целом по мере его роста и развития и особенности этих функций на каждом возрастном этапе. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Данные возрастной физиологии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований.

Основные задачи возрастной анатомии и физиологии:

1. Выяснение основных закономерностей развития человека;

2. Установление параметров возрастной нормы;

3. Выявление сенситивных и критических периодов развития;

4. Изучение индивидуально- типологических особенностей роста и развития;

5. Выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды.

Гигиена – наука о здоровье , изучает условия наиболее благоприятные для труда и отдыха, режима.

Необходимость для педагогов знания возрастных особенностей функционирования организма ребенка, неоднократно подчеркивалась учеными.

«Первое, что должен знать педагог – это строение и жизнь человеческого тела – анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие»- писала Н.К.Крупская. «Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка».

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо- физиологические особенности детей, периоды развития, для которых характерна восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Основателем возрастной анатомии и физиологии можно считать И.И.Мечникова, создавшего теорию старения и смерти.

Зная физиологические и анатомические особенности организма дошкольника, воспитатель сможет правильно организовать учебный процесс, а изучение гигиенической роли факторов внешней среды поможет воспитателю укрепить здоровье детей.

Изучение анатомо- физиологических особенностей организма дошкольника позволяет познать исторический процесс становления и преобразования форм и функций развивающегося организма.

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо-физиологические особенности детей, периоды развития, для которых характерна восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Важное значение возрастная физиология имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Объективное изучение функций мозга детей раннего возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функций на ранних этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для педагогического процесса функций, как восприятие информации, внимание, познавательные потребности. Дошкольная гигиена – наука изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей. Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. Зная физиологические и анатомические особенности организма школьника, воспитатель сможет правильно организовать учебный процесс, а изучение гигиенической роли факторов внешней среды поможет учителю укрепить здоровье детей.

Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия для заикающихся детей 5-7 лет ‘Все профессии важны!’

Изучение анатомо- физиологических особенностей организма младшего школьника позволяет познать исторический процесс становления и преобразования форм и функций развивающегося организма.

  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. Пособие для вузов. М.: Академия, 2000. – 453 с.
  2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека: (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 438 с.
  3. Безруких М.М., Сонькин М.М., Фарбер В.Д. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. – 413 с.

Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда

В учебнике даны основные сведения о структурах и функциях организма человека в возрастном аспекте. Наряду с описанием анатомо-физиологических особенностей строения органов и систем организма, существующих в норме, в издании представлены их патологические варианты, обуславливающие нарушения сенсорной, моторной и речевой деятельности, знания которых необходимы для педагогов и воспитателей дошкольных и школьных учреждений.

В учебнике отражены: 1) гигиеническая направленность по сохранению и профилактике органов и систем детского организма, 2) необходимость раннего физического и трудового воспитания, 3) раскрыты понятия «здоровья», о которых должен знать педагог для составления программы обучения и воспитания, 4) возможные инфекционные и неинфекционные заболевания, карантины и вакцинация детей, 5) оказание первой помощи детям в случаях чрезвычайных происшествий.

Учебник предназначен для студентов высших и средних педагогических учебных заведений дефектологического профиля, педагогов и воспитателей специализированных и общеобразовательных детских учреждений.

Книга: Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей

Значение возрастной анатомии и физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания

Значение возрастной анатомии и физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания

Курс возрастной анатомии и физиологии раскрывает перед педагогами и воспитателями основные закономерности развития детского организма в различные возрастные сроки. Значение этих закономерностей является базисом для изучения курса общей и специальной психологии и коррекционной педагогики.

Возрастная анатомия и физиология дают основание познакомить студентов, воспитателей и педагогов с физиологическими и гигиеническими основами организации учебно-воспитательного процесса в детском саду или в школе. Возрастная физиология является базой для изучения психологии и педагогики, формирует у учителя и воспитателя научный подход к воспитанию детей. Это делает возрастную физиологию естественнонаучной основой всей системы педагогического образования.

Важную роль возрастная физиология играет для медицины и гигиены. Для сохранения здоровья ребенка необходима правильная организация труда и отдыха. Чтобы понять изменения, происходящие в организме ребенка при различных заболеваниях, лечить его, а в дальнейшем воспитывать и обучать, необходимо знание особенностей функционирования организма ребенка в условиях физиологической нормы.

Данными возрастной физиологии пользуются при разработке санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, необходимого для здоровья ребенка, планировке помещения и освещенности, расположения площади для детских занятий, игр и сна, прогулок и физкультурных занятий.

Известно, что здоровье начинает формироваться с детского возраста. Поэтому педагоги должны быть знакомы с основами анатомии и физиологии человека, чтобы правильно организовать режимтрудаи отдыха, закаливание и достаточное физическое развитие ребенка и подростка, поддерживать санитарно-гигиенические условия окружающей среды.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний». Для детей дошкольного возраста уравновешенность с окружающей средой означает возможность посещать дошкольные учреждения и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для их возраста программой деятельности детского сада.

При комплексной оценке состояния здоровья Институт гигиены детей и подростков АМН РФ рекомендует использовать 4 критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма на неблагоприятные условия воздействия;

4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.

Учитывая, что организм ребенка находится в процессе постоянного роста и развития, этот фактор имеет особенно большое значение. О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка необходима для определения его уровня развития и отнесения к определенной группе с целью организации необходимых условий физического, моторного, психического и речевого развития.

В соответствии с предложенной схемой дети, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы:

1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда относятся часто болеющие дети (4 раза в год и более), дети, перенесшие инфекционные заболевания, дети с малым весом и общей задержкой физического развития без эндокринной патологии. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, т. к. функциональные возможности (защитные реакции) у них снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных отклонения могут перейти в болезнь.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Эти дети часто не посещают дошкольные учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены. Они наблюдаются специалистами в домашних условиях (обучаются надомно) или пребывают в специализированных диспансерах (стационарах).

Значение групп развития необходимо знать медицинским работникам для проведения профилактических мероприятий (дополнительных осмотров, вакцинации, лечебных мероприятий), педагогам и воспитателям – для организации режима дня, необходимого биоритма (чередования труда и отдыха), создания благополучной обстановки в дошкольном учреждении, поддержания лечебных и санитарно-гигиенических условий.

Таким образом, возрастная физиология и морфология человека служат естественнонаучной основой специальной педагогики, позволяют продуктивно подойти к разработке вопросов гигиены воспитательно-образовательного процесса детей раннего, дошкольного и школьного возраста, что является необходимым в условиях пребывания ребенка в общеобразовательном или и, тем более, в специальном (коррекционном) учреждении.

1 Значение анатомии, физиологии и гигиены в организации образовательного процесса, их связь с психологией, антропологией, медициной и другими науками.

Анатомия человека– наука, которая изучает строение организма в связи с его функцией, развитием и влиянием окружающей среды.

Анатомия рассматривает основные этапы развития человека в процессе эволюции, особенности строения отдельных органов и тела в зависимости от возраста.

На современном этапе развития науки отличают топографическую, систематическую, пластическую, сравнительную, функциональную и возрастную анатомию.

Возрастная анатомия ставит целью изучение тела человека, его органов и систем в процессе развития.

Физиология– наука о законах жизнедеятельности организма в целом и его отдельных органов, о процессах, которые происходят в органах, тканях, клетках, о регуляции их функций.

Возрастная физиологияизучает физиологические особенности детей, индивидуальное развитие организма в процессе его роста и старения.

В свою очередь, возрастная физиология оказывает влияние на развитие таких наук, как возрастная психология и педагогика, педиатрия, детская травматология и хирургия, антропология и геронтология.

В зависимости от того, в какой степени учитываются анатомофизиологические особенности детей и подростков, обучение и воспитание являются более или менее педагогически эффективными. Особенно это важно в периоды развития, для которых характерно наибольшее восприятие воздействия тех или иных факторов, а также в периоды повышенной восприимчивости и снижения сопротивляемости организма. Основные физиологические процессы необходимо знать учителю при организации физического и трудового воспитания для использования эффективных методов обучения, для определения оптимального объёма физических и психических нагрузок с целью достижения максимальных оздоровительных результатов, для профилактики детского травматизма.

Большое значение возрастная физиология имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Изучение закономерностей образования механизмов высшей нервной деятельности, развития желез внутренней секреции дает возможность определить специфику осуществления психических и психофизиологических функций на разных этапах онтогенеза. Особенно важным для обучения и воспитания детей и подростков является выявление динамики развития их внимания, мышления, памяти, выдержки, силы воли, восприятия информации.

Возрастная физиология как наука широко использует методы наблюдения, естественного и лабораторного эксперимента, статистические методы и др. Естественный эксперимент является промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом. Его проводят в обычных условиях жизнедеятельности организма, только подбирают их в зависимости от целей и задач исследования. Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях.

Читайте также:  Домашние животные - конспект логопедического подгруппового занятия

Школьная гигиенаизучает взаимодействие организма школьника с окружающей средой. На этой основе и разрабатываются гигиенические нормативы и требования, направленные на гармоничное развитие и уточнение функциональных возможностей детей и подростков, рационализацию процесса обучения, проведение профилактики заболеваний.

Чувствительность и реактивность детского организма к большинству факторов окружающей среды не такие, как у взрослого человека. Поэтому для школьников определяют другие, чем для взрослых гигиенические нормы, которые изменяются с возрастом в зависимости от степени морфофункциональной зрелости органов и систем. Следует учитывать также способы и уровень занятости детей, климатические условия.

Педагог должен знать анатомо-физиологические особенности организма школьника, гигиенические рекомендации и возрастные нормативы, использовать комплексы оздоровительных мероприятий в ежедневной педагогической деятельности, т. к. от этого во многом зависит сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Школьная гигиена пользуется рекомендациями медицинской, педагогической, психологической и технической наук. В свою очередь, она дает для педагогов научно обоснованные гигиенические нормативы по организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и отдыха учащихся, условий их питания. Гигиенические требования необходимо учитывать при строительстве и оборудовании школ и детских учреждений. Школьная гигиена разрабатывает также рекомендации по ликвидации или ослаблению вредных факторов окружающей среды и оздоровление условий жизни, обучения и воспитания детей и подростков.

Как наука школьная гигиена развивается на базе возрастной физиологии и морфологии и поэтому эти дисциплины изучают совместно.

Охрана здоровья детей, обеспечение оптимальных условий для их роста и развития возможны при наличии у учителей соответствующих знаний по анатомии, физиологии и школьной гигиене. Кроме того, учитель должен иметь необходимые знания по педагогике и психологии. Только сочетание данных наук позволяет правильно решать вопросы охраны и укрепления здоровья школьника, гармонического развития его духовных и физических возможностей.

Знание детской психологии помогает учителю лучше понимать ребенка, учитывать его психическое состояние, целенаправленно влиять на отрицательные моменты в его поведении. Педагогическая психология изучает психику школьников в процессе учебно-воспитательной работы с ними.

Естественнонаучной основой педагогической психологии является физиология высшей нервной деятельности. Суммирование данных этих наук позволяет судить о возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностях детей и подростков, что помогает учителю успешно осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое воспитание подросткового поколения.

Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками

ФОРМУЛЯР Особый список ЛС, который носит ограниченный характер и позволяет использовать только те ЛС, которые входят в этот список. Формуляры разрабатываются для каждого типа ЛПУ, а на их базе разрабатывается формуляр города, области, страны. Этим достигается значительное сокращение номенклатуры используемых ЛС, повышается терапевтическая эффективность, облегчается закупка.

Уровень С

Уровень В

Уровень А

ВИДЬI ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

ФАЗЫ КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ОСНОВНЫЕ КОДЕКСЬI ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

GLP(good laboratory practice – качественные лабораторные исследования) – тщательное изучение нового препарата на различных животных.

GCP(good clinical practice – качественные клинические исследования) – включает основные принципы и требования к организации этих исследований, гарантирующие надежность и достоверность полученных данных и обеспечивающих защиту прав человека.

GMP(good manufacturing practice) – качественное производство,

обеспечивающее выпуск лекарств, соответствующих утвержденным государственным органом стандартам.

В процессе клинических исследований новых лекарственных средств выделяют 4 взаимосвязанные фазы:

· пилотные u контролuруемые исследования;

· расширенные клинические исследования;

· пострегuстрацuонные исследования.

В медицине, основанной на доказательствах, выделяют несколько уровней доказательности:

Доказательства получены на основе метаанализа рандомизированных контролируемых исследований (raпdoтized coпtrolled trials) или на основе данных одного рандомизированного контролируемого клинического исследования.

Доказательства получены на основе данных контролируемого нерандомизированного исследования или на основе данных исследования с высоким уровнем дизайна (well-desigпed quasi-experiтeпtal study), например, когортные исследования (cohort studies).

Доказательства получены на основе данных описательных исследований (пoп-experiтeпtal descriptive studies): исследования «случай-контроль» (case-coпtrol studies), сравнительные исследования (comparative studies), корреляционные исследования (correlatioпstudies), одномоментные исследования (cross-sectioпal studies).

Уровень D

Доказательства получены на основе исследований отдельных случаев (case series, case report, cliпical exaтples), консенсусов специалистов (coпseпsus opiпioп of authorities) и заключений экспертных комитетов (expert coттittee reports).

Формулярная система– процесс, в течение которого медицинские работники, входящие в состав формулярно-терапевтического комитета лечебного учреждения, оценивают и отбирают из всех имеющихся на рынке страны наиболее эффективные, безопасные и затратно-эффективные лекарственные средства (ЛС).

Формулярный списокЛС содержит в себе лекарства, утвержденные для использования и закупок в данном лечебном учреждении. Список носит ограниченный характер.

Региональный формуляр ЛС– формуляр области.

Формулярный справочник– содержит базовую информацию о каждом внесенном в формуляр ЛС.

Формулярно-терапевтический комитет лечебного учреждения –отвечает за все аспекты формулярной системы, включая политику и регулирование отбора и использования ЛС, разработку

лекарственной информации. Состав: главный врач, зав. аптекой, клинический фармаколог, зав. отделением, начальник больницы.

Формуляр не является статичным. Он может меняться в зависимости от заключения формулярно-терапевтического комитета лечебного учреждения, благодаря запросам врачей больницы на включение или исключение какого-либо ЛС.

Лечить надо тогда,

когда нельзя не лечить.

только совершенно необходимые.

Физиология (от греч. physis — природа и logos — учение) — наука о природе, о существе жизненных процессов. Физиология изучает жизнедеятельность организма и отдельных его частей: клеток, тканей, органов, систем. Предметом изучения физиологии являются функции живого организма, их связь между собой, регуляция и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи.

К моменту рождения организм ребенка еще очень далек от зрелого состояния. Человеческий детеныш рождается маленьким, беспомощным, он не может выжить без ухода и заботы взрослых. Необходимо много времени, чтобы он вырос и стал полноценным зрелым организмом.

Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития, называется возрастной физиологией.

Возрастная физиология – наука, изучающая особенности жизнедеятельности организма человека в различные возрастные периоды. Она изучает функции органов, систем органов, организма в целом по мере его роста и развития, особенности этих функций на каждом возрастном этапе.

Развитие многоклеточного организма (а организм человека состоит из нескольких миллиардов клеток) начинается в момент оплодотворения. Весь жизненный цикл организма — от зачатия до смерти — называется индивидуальное развитие, или онтогенез. В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

¨ Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

¨ Постнатальный – от момента рождения до смерти человека.

Закономерности и особенности жизнедеятельности организма на ранних этапах онтогенеза традиционно являются предметом исследования возрастной физиологии (физиологии развития ребенка).

Предметом курса возрастной физиологии является изучение физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития, а также особенности реакции физиологических функций на педагогическое воздействие.

Физиология развития ребенка концентрирует свой интерес на тех этапах, которые представляют наибольший интерес для воспитателя, педагога, школьного психолога: от рождения до психосоциального созревания. Более ранние этапы, относящиеся к внутриутробному развитию, исследует наука эмбриология. Более поздние этапы, от достижения зрелости до старости, изучают нормальная физиология и геронтология.

Человек всегда живет в конкретных условиях окружающей среды, с которой он взаимодействует. Непрерывное взаимодействие и приспособление к среде обитания — общий закон существования живого. Человек научился не только приспосабливаться к среде, но и изменять окружающий его мир в необходимом направлении. Однако это не избавило его от воздействия факторов окружающей среды, причем на разных этапах возрастного развития набор, сила действия и результат воздействия этих факторов могут быть различны. Это определяет связь физиологии с экологической физиологией, которая изучает воздействие на живой организм разнообразных факторов внешней среды и способы приспособления организма к действию этих факторов.

В периоды интенсивного развития особенно важно знать, как действуют на человека факторы среды, как влияют различные факторы риска. Этому традиционно уделяется повышенное внимание. И тут физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, поскольку именно физиологические закономерности чаще всего выступают в качестве теоретических основ гигиенических требований и рекомендаций.

Роль условий жизни, причем не только «физических», но и социальных, психологических, в формировании здорового и приспособленного к жизни человека очень велика. Ребенок должен с раннего детства осознавать ценность своего здоровья, владеть необходимыми навыками его сохранения.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития.

И наконец, физиология развития представляет собой естественнонаучную основу педагогики. При этом физиология развития неразрывно связана с психологией развития, поскольку для каждого человека его биологическое и личностное составляют единое целое. Недаром любое биологическое повреждение (болезнь, травма, генетические нарушения и т. п.) неминуемо сказывается на развитии личности. Педагог должен одинаково хорошо ориентироваться в проблемах возрастной психологии и физиологии развития: только в этом случае его деятельность принесет реальную пользу его ученикам.

Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие:

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Посуда для детей старшей логопедической группы

· изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом;

· выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;

· определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);

· установление закономерностей индивидуального развития.

Возрастная физиология тесно связана со многими разделами физиологической науки и, широко использует данные из многих других биологических наук. Так, для понимания закономерностей формирования функций в процессе индивидуального развития человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем: сердца, печени, почек, крови, дыхания, нервной системы и т. д.

В то же время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и др. Наконец, данные возрастной физиологии, в свою очередь, могут быть использованы для развития различных научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развития педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики.

Эффективность обучения и воспитания зависят от того, в какой мере учитываются физиологические особенности детей и подростков, периоды их развития, восприимчивости к тем или других факторов. Знание возрастной физиологии нужны педагогам (особенно классным руководителям) для определения эффективных методов обучения, для разработки методов формирования двигательных навыков детей и проведения оздоровительной работы в школе.

Возрастная физиология имеет важное значение для понимания особенностей психологии ребенка на разных этапах развития организма. Она помогает установить этапы развития процессов внимания, восприятия информации, формирования познавательных потребностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8681 – | 8223 – или читать все.

Тесты по возрастной анатомии, физиологии и гигиене
методическая разработка на тему

Тесты по возрастной анатомии, физиологии и гигиене позволяют проверить базовые знания студентов по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
testy_po_anatomii2.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты по возрастной анатомии, физиологии и гигиены

для проверки усвоения учебного материала студентами

Преподаватель Чернова Г.Б.

Эффективность данного вида тестирования проверена временем. Получаемые результаты, наглядно демонстрируют уровень усвоения рабочего материала студентами, что позволяет преподавателю иметь полную картину состояния знаний по предмету.

1.Что означает слово «анатомия»

2. Основной структурной единицей всех живых организмов является…

3. Ученый –создатель современной анатомии.

4. Место синтеза белковых молекул в клетке.

А) Аппарат Гольджи

В)Эндоплазматическая сеть шероховатая

5. К соединительной ткани относятся:

6. Две системы управления организмом человека:

А)Нервная и Эндокринная системы

Б)Нервная и Кровеносная системы

В)Нервная и Пищеварительная системы

Г) Нервная и Опорно-двигательная системы

7.Серое вещество нервной системы это:

А) Совокупность глиальных клеток

Б)Совокупность аксонов в миелиновой оболочке

В) Совокупность дендритов

Г) Совокупность тел нервных клеток и дендритов

8. Белое вещество нервной системы это:

А) Совокупность аксонов в миелиновой оболочке

Б) Совокупность дендритов

В) Совокупность глиальных клеток

Г) Совокупность тел нервных клеток и дендритов

9. Серое вещество в спинном мозге:

А) имеет форму бабочки на срезе

Б) оформлено в виде слоев нервных клеток

В) располагается в виде ядер

Г) оформлено в виде слоев нервных клеток и располагается в виде ядер

10. Серое вещество в стволе головного мозга:

А) имеет форму бабочки на срезе

Б) располагается в виде ядер

В) оформлено в виде слоев нервных клеток

Г) оформлено в виде слоев нервных клеток и располагается в виде ядер

11. Серое вещество в коре больших полушарий головного мозга:

А) имеет форму бабочки на срезе

Б) располагается в виде ядер

В) оформлено в виде слоев нервных клеток

Г) оформлено в виде слоев нервных клеток и располагается в виде ядер

12. Серое вещество в мозжечке:

А) имеет форму бабочки на срезе

Б) располагается в виде ядер

В) оформлено в виде слоев нервных клеток

Г) оформлено в виде слоев нервных клеток и располагается в виде ядер

13. Несовершенство мелкой моторики пальцев рук дошкольника связано с незрелостью ядер:

А) Продолговатого мозга

Г) Промежуточного мозга

14. Центры условных рефлексов располагаются:

А) В среднем мозге

Б) В спинном мозге

В) В продолговатом мозге

Г) В больших полушариях

15. Двигательный центр речи находится :

Б)В левом полушарии головного мозга

В) В правом полушарии головного мозга

Г) В спинном мозге

16. Выберите игру для ребенка с сильным неуравновешенным типом нервной системы:

17. Выберите для ребенка со слабым типом нервной системы игру:

18. Рецепторы зрительного анализатора:

А) Свободные нервные окончания

Б) Тельца Мейсснера и Руффини

В) Колба Краузе и тельце Пачини

Г) Палочки и колбочки

19. Рецепторы слухового анализатора:

А) Свободные нервные окончания

Б) Тельца Мейсснера и Руффини

В) Волосковые клетки

Г) Колба Краузе и тельце Пачини

20. Заболевание среднего уха –средний отит, чаще встречается у дошкольников так как

А) дети много времени проводят на свежем воздухе

Б) детям чаще попадает вода в уши при водных процедурах

В)дети чаще засовывают мелкие предметы в слуховой проход

Г)евстахиева труба у детей относительно широкая , короткая и прямая

21. Клетки крови , способные к фагоцитозу:

22. Клетки, транспортирующие кислород

23. Клетки, участвующие в свертывании крови

24. Сколько групп крови различают у человека..

25. Сосуды , несущие кровь от сердца

26. Сосуды , несущие кровь к сердцу

27.Большоей круг кровообращения начинается в..

А) Левом предсердии

Б) Правом предсердии

28. Малый круг кровообращения начинается в..

А) Левом предсердии

Б) Правом предсердии

29. Большой круг кровообращения заканчивается в..

А) Левом предсердии

Б) Правом предсердии

30. Малый круг кровообращения заканчивается в..

А) Левом предсердии

Б) Правом предсердии

31. Атмосферный воздух при вдохе попадает в первую очередь в..

32. Газообмен происходит ..

33. Важно , чтобы ребенок дышал носом..

А) Потому что воздух проходя через носоглотку увлажняется

Б) Потому что воздух проходя через носоглотку согревается

В)Потому что воздух проходя через носоглотку очищается

Г) Все ответы верны

34. Пища источник..

В) Витаминов и минеральных солей

Г) Все ответы верны

35.Переваривание белков начинается..

А) В тонком кишечнике

В) В ротовой полости

Г) В слепой кишке

36.Окончательное переваривание и всасывание питательных веществ происходит…

Б) В ротовой полости

В) В слепой кишке

Г) В тонком кишечнике

37. Процессы ассимиляции протекают..

А) В клетках тела на митохондриях

Б)В клетках тела в аппарате Гольджи

В)В клетках тела на эндоплдазматической сети

Г) В клетках тела в ядре

38. Процессы диссимиляции протекают..

А) В клетках тела на митохондриях

Б)В клетках тела в аппарате Гольджи

В)В клетках тела на эндоплдазматической сети

Г) В клетках тела в ядре

39. Основной обмен..

Г) Обмен витаминов и минеральных веществ

40.Мочевина в организме образуется при распаде:

41. Соматотропный гормон вырабатывается клетками..

42. К железам смешанной секреции относится..

А) Поджелудочная железа

43) Гормон щитовидной железы

44) Вторичная моча здорового человека содержит..

Б) Белковые молекулы

45)Красный костный мозг место…

А)где образуются клетки крови

Б)где образуются гормоны

В) где образуются ферменты

Г) где образуются витамины

46) Тазовая кость до 14-16ти лет состоит ..

А) из трех сросшихся костей

Б) из двух сросшихся костей

В) Из пяти сросшихся костей

Г) Из четырех сросшихся костей

47. Места соединения костей мозгового отдела черепа-роднички состоят из…

Б) Мышечной ткани

В) Нервной ткани

Г) Хрящевой ткани

48.Ахиллово сухожилие крепится..

А)К плечевой кости

Б) К пяточной кости

В) К височной кости

Г) К тазовой кости

49.Как следует носить тяжести, чтобы предупредить искривление позвоночника?

А)Только в левой руке

Б)Только в правой руке

В)Равномерно нагружать обе руки

Г)Никогда не носить никакого груза

50. Потребности в кислороде у детей больше чем у взрослого, потому что

А)Частота дыхательных движений больше чем у взрослого

Б) Кислородная емкость крови больше чем у взрослого

В) Обменные процессы в клетках выше чем у взрослого

Г)Все ответы верны

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые программы ФГОС заставили по новому взглянуть на проблему повышения качества знаний студентов СПО. Предлагаю варианты проведения практических и контрольных работ по дисциплине ” Возрастная .

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена ».

Структура данного пособия включает следующие разделы:− Система органов дыхания;− Пищеварительная система;−.

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: “Пищеварительная система”, “Система органов дыхани.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образовани.

Комплекс заданий (кроссворды) по дисциплине ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» специальности 44.02.01 Дошкольное образование 2 курс включает в себя кроссворд, вопросы и ответы к к.

Ссылка на основную публикацию