Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда

Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда?

Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда?

Анатомия является одной из древнейших наук. Она изучает внешнее и внутреннее строение человеческого тела. Эта наука возникла в период, когда только рассечение тела помогало узнать, что не так с человеком. Но с тех пор антомия прошла долгий путь развития.

На сегодняшний день логопедия является педагогической наукой, но она очень тесно связана с медициной, так как анатомия изучает морфологию человеческого организма, его систем и органов, а также структуры и взаимное расположение.

Перед логопедом стоит задача формирования у человека мышления, сознания и членораздельной речи.

Логопед работает на стыке медицины и педагогики. Если углубляться в структурные вопросы, то логопедия — это часть специальной педагогики, т.е. дефектологии. Хотя до 60-х годов прошлого века она была частью медицины. В некоторых странах и сейчас логопедом может быть только человек с медицинским образованием.

Логопед — это специалист по исправлению речевых нарушений, а они бывают и у детей, и у взрослых, могут затрагивать и устную речь, и письменную, произносительную сторону и глубинные речевые процессы.

По существу, логопед — это тренер, но не спортивный, а речевой.

Если проблема только в произношении, логопед проводит артикуляционную гимнастику, учит правильно дышать, делает массаж. Помогает извлечь правильные звуки и тренирует их произношение — сначала по отдельности, потом в слогах, в словах и т.д., пока эти звуки не войдут в речь.

Но дикция — это только косметическая сторона вопроса. Речь служит нам для передачи информации, выражения мыслей и эмоций. Часто родители не догадываются, что если в три года ребёнок почти не говорит, вместо фраз использует обрывки слов или жесты, надо даже не идти, а бежать к логопеду. Такая задержка речевого развития, если её не скорректировать, испортит ребёнку жизнь. В этом случае логопед работает над пополнением словаря, грамматикой, связной речью.

Логопедическая помощь нужна также при заикании, при анатомических нарушениях речевого аппарата и т.д.

Большинство речевых проблем видны ещё в детстве. Но речь может пострадать в любом возрасте — после травмы или инсульта, например. Если речь у человека уже была, логопед помогает её растормозить, а если возможно, вернуть ей былую живость и богатство.

Так как же знания по возрастной анатомии и физиологии могут повлиять на деятельность логопеда?

Во-первых, логопед обязан четко знать строение того или иного органа, чтобы точно устранять те или иные неточности.

Во-вторых, чтобы заметить отклонения в работе какого-либо органа и возвратить ему прежнюю функцию, логопеду нужно знать, какой она должна быть на данном возрастном этапе.

В-третьих, логопед должен иметь четкие представления о структурных и функциональных нарушениях, приводящих к дефектам речи, слуха, зрения, интеллекта.

И, в-четвертых, для логопеда знание морфофункциональных особенностей организма особенно важно, так как именно в период его становления, при неправильной организации условий жизни, особенно легко возникают различные патологические нарушения.

Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.

Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния. У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС крик или пронзительный, или очень тихий, или может отсутствовать вообще.

На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку. Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь.

У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление — «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех.

Гуление — представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м].

Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха.

Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией. Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.

Расцвет гуления приходится на 4-6 месяцы жизни. К этому времени малыш осваивает уже национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи. Об этом говорит такой интересный факт: взрослые китайцы, датчане и американцы легко узнавали своих соотечественников среди полугодовалых малышей лишь по издаваемым ими звукам гуления.

Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане не вызывают у ребенка периода гуления необходимого для нормального речевого развития познавательного интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения.

Вообще, возраст от 2 до 6-7 месяцев относят к числу критических. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как пища и воздух.

Разлука с матерью в возрасте с 6-7 мес. и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.

Наиболее тяжелые и стойкие нарушения психики развиваются у детей, лишенных матерей во второй половине первого года жизни.

Следующая стадия лепет, и длится примерно от 5 до 9 месяцев, который представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха.

Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие лепета.

При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести.

Интересный факт, но все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие ребенка люди.

К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя.

Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи.

К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд.

Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.

К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью.

К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.).

В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи.

Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.

Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой и правильной.

К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.

К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи.

Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р].

Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук — неправильный и достаточно трудно поддается исправлению.

Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.

К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.

К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.

Многие люди считают, что логопед, будь то врач или педагог, работает только с детьми, и взрослому человеку с дефектами речи нет смысла его посещать. Эта точка зрения не соответствует действительности. Безусловно, взрослый возраст – фактор, который усложняет работу с проблемами речевой деятельности. Многие дефекты уже невозможно будет устранить полностью, однако добиться определённого улучшения вполне реально.

Обратиться к логопеду необходимо в таких случаях:

– после перенесённых операций по удалению гортани или голосовых связок: в таких случаях доктор помогает пациенту научиться использовать голосовую щель для извлечения определённых звуков;

– в порядке реабилитации после инсульта: в случае, если поражение мозга затрагивает центры, отвечающие за речь, может наступить парез или паралич мышц гортани и мимических мышц. В этом случае доктор предлагает специальный комплекс упражнений, которые помогают добиться улучшения;

– если нарушения речи появились после перенесённых психических расстройств: работа может проводиться совместно с психиатром или психотерапевтом.

Читайте также:  Автоматизация звука (Р) в словах и предложениях - конспект индивидуального логопедического занятия

Кроме того, к логопеду приходят и люди, желающие улучшить свои ораторские навыки, совершенствовать свою дикцию. С ними работает педагог-логопед.

Именно поэтому логопеду необходимы знания по возрастной анатомии и физиологии.

Таким образом, анатомия играет особую роль в профессии дефектолога. Без этой науки нет ни олигофренопедагогов, ни логопедов, ни сурдопедагогов, ни тифлопедагогов.

Изучение анатомии помогает логопедам становится хорошими специалистами.

Логопед:
Хайретдинова Гюзель Мексутовна

Значение возрастной физиологии для педагогики и учебно-воспитательного процесса

Главный акцент в курсе возрастной физиологии делается на тех теоретических материалах физиологической науки, которые имеют наибольшее значение в практической деятельности учителей и воспитателей. К числу таких вопросов прежде всего следует отнести закономерности высшей нервной деятельности детей и подростков и функциональные особенности их нервной системы.

Задачи курса возрастной физиологии. В числе основных задач курса возрастной физиологии необходимо назвать следующие.

  • 1. Дать необходимые для работы педагога знания анатомо-физиологических особенностей детей и подростков.
  • 2. Сформировать правильное диалектическое понимание основных биологических закономерностей развития организма детей и подростков.
  • 3. Ознакомить с условно-рефлекторными основами процессов обучения и воспитания детей и подростков.
  • 4. Ознакомить с физиологическими механизмами таких сложных психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и физиологическими основами речи и эмоциональных реакций.
  • 5. Развить у будущих учителей умение использовать знания морфофункциональных особенностей организма детей и подростков и физиологии их высшей нервной деятельности при организации учебно-воспитательной работы и анализе педагогических процессов и явлений.

Физиология (от греч. physis – природа и logos – наука) – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности.

Дисциплина «возрастная физиология и школьная гигиена» относится к важнейшим разделам биологии, целью изучения которой является функционально-анатомический подход в свете эволюционной теории, раскрытие причинно-следственных отношений в развитии и строении организма ребенка, что создает рациональные предпосылки формирования научной основы здорового образа жизни. Развивающийся организм ребенка – есть комплекс различных структур, находящихся между собой в многообразных и сложных взаимоотношениях и с биологической точки зрения – это продукт длительного процесса развития, движущей силой которого является качественное изменение условий существования.

Наука об организме ребенка – это самый трудный раздел науки о человеке. Если зрелый организм взрослого человека представляет собой относительно однородную систему сложных функций, то в отношении организма ребенка такое рассуждение неправомочно. Даже само слово – ребенок – требует обязательного пояснения, о каком возрасте ребенка идет речь. Еще в 1847 г. С.Ф. Хотовицкий говорил, что “организм ребенка (в отличие от взрослого) заключается не в меньшей величине органов, но в особенности строения органов и их функций”.

Возрастная анатомия и физиология является отдельной и значительной ветвью анатомии и физиологии человека и животных, которая изучает возрастные особенности структуры, функции и регуляции деятельности каждого органа, его взаимосвязей с другими органами и возрастных особенностей функционирования детского организма.

Возрастная физиология и школьная гигиена изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза функции органов, систем органов, своеобразие функций на каждом возрастном этапе.

Школьная гигиена – наука, изучающая взаимодействие организма с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Цель преподавания «возрастной физиологии и школьной гигиены» – дать студентам общие закономерности и особенности роста и развития детского организма; научить различать норму от патологии и использовать механизмы компенсации и адаптации для коррекции аномального развития ребенка; учить дифференцированному подходу с учетом особенностей строения и функции детского организма; научить студентов физиолого-гигиеническим основам организации учебно-воспитательного процесса, режима труда и отдыха учащихся с тем, чтобы под их руководством в будущей педагогической деятельности каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, зная свой организм и умея поддерживать его в порядке.

«Возрастная физиология и школьная гигиена» является также базой для изучения психологии, педагогики, спецпсихологии и спецпедагогики и вместе с этими науками формирует возрастную анатомию, физиологию и школьную гигиену существенным звеном, естественно-научной основой всей системы педагогического образования.

Для дефектологов, работников специальных вспомогательных учреждений знание морфофункциональных особенностей организма ребенка особенно важно, так как именно в период становления, при неправильной организации условий жизни, особенно легко возникают различные патологические нарушения функций нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др.

«Возрастная физиология и школьная гигиена», как функционально-теоретическая дисциплина медико-биологической подготовки работников специальных дошкольных и детских учреждений, обеспечивает знанием объекта будущей деятельности специалистов, содействует формированию научных представлений по вопросам понимания строения, формы и функций развивающегося детского организма при воздействии различных факторов окружающей среды, дает целостное представление о закономерностях конструкции тела ребенка в целом и составляющих его частей, прививает необходимые практические навыки, а также обеспечивает теоретическую базу для успешного изучения дисциплин, связанных с практической деятельностью.

Необходимость для педагогов и воспитателей знания возрастных особенностей функционирования организма ребенка неоднократно подчеркивалась учеными.

«Первое, что должен знать педагог, писала Н.К. Крупская – это строение и жизнь человеческого тела _ анатомию и физиологию человеческого тела и его развитее. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка»

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе. Важное значение возрастная физиология имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Объективное изучение функций мозга детей разного возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функций на разных этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для педагогического процесса функций, как восприятие информации, внимание, познавательные потребности.

Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда

В учебнике даны основные сведения о структурах и функциях организма человека в возрастном аспекте. Наряду с описанием анатомо-физиологических особенностей строения органов и систем организма, существующих в норме, в издании представлены их патологические варианты, обуславливающие нарушения сенсорной, моторной и речевой деятельности, знания которых необходимы для педагогов и воспитателей дошкольных и школьных учреждений.

В учебнике отражены: 1) гигиеническая направленность по сохранению и профилактике органов и систем детского организма, 2) необходимость раннего физического и трудового воспитания, 3) раскрыты понятия «здоровья», о которых должен знать педагог для составления программы обучения и воспитания, 4) возможные инфекционные и неинфекционные заболевания, карантины и вакцинация детей, 5) оказание первой помощи детям в случаях чрезвычайных происшествий.

Учебник предназначен для студентов высших и средних педагогических учебных заведений дефектологического профиля, педагогов и воспитателей специализированных и общеобразовательных детских учреждений.

Книга: Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей

Значение возрастной анатомии и физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания

Значение возрастной анатомии и физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания

Курс возрастной анатомии и физиологии раскрывает перед педагогами и воспитателями основные закономерности развития детского организма в различные возрастные сроки. Значение этих закономерностей является базисом для изучения курса общей и специальной психологии и коррекционной педагогики.

Возрастная анатомия и физиология дают основание познакомить студентов, воспитателей и педагогов с физиологическими и гигиеническими основами организации учебно-воспитательного процесса в детском саду или в школе. Возрастная физиология является базой для изучения психологии и педагогики, формирует у учителя и воспитателя научный подход к воспитанию детей. Это делает возрастную физиологию естественнонаучной основой всей системы педагогического образования.

Важную роль возрастная физиология играет для медицины и гигиены. Для сохранения здоровья ребенка необходима правильная организация труда и отдыха. Чтобы понять изменения, происходящие в организме ребенка при различных заболеваниях, лечить его, а в дальнейшем воспитывать и обучать, необходимо знание особенностей функционирования организма ребенка в условиях физиологической нормы.

Данными возрастной физиологии пользуются при разработке санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, необходимого для здоровья ребенка, планировке помещения и освещенности, расположения площади для детских занятий, игр и сна, прогулок и физкультурных занятий.

Известно, что здоровье начинает формироваться с детского возраста. Поэтому педагоги должны быть знакомы с основами анатомии и физиологии человека, чтобы правильно организовать режимтрудаи отдыха, закаливание и достаточное физическое развитие ребенка и подростка, поддерживать санитарно-гигиенические условия окружающей среды.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний». Для детей дошкольного возраста уравновешенность с окружающей средой означает возможность посещать дошкольные учреждения и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для их возраста программой деятельности детского сада.

При комплексной оценке состояния здоровья Институт гигиены детей и подростков АМН РФ рекомендует использовать 4 критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма на неблагоприятные условия воздействия;

4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.

Учитывая, что организм ребенка находится в процессе постоянного роста и развития, этот фактор имеет особенно большое значение. О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка необходима для определения его уровня развития и отнесения к определенной группе с целью организации необходимых условий физического, моторного, психического и речевого развития.

В соответствии с предложенной схемой дети, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы:

1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда относятся часто болеющие дети (4 раза в год и более), дети, перенесшие инфекционные заболевания, дети с малым весом и общей задержкой физического развития без эндокринной патологии. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, т. к. функциональные возможности (защитные реакции) у них снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных отклонения могут перейти в болезнь.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Эти дети часто не посещают дошкольные учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены. Они наблюдаются специалистами в домашних условиях (обучаются надомно) или пребывают в специализированных диспансерах (стационарах).

Читайте также:  Особенности мотивации пациентов с нарушением речи в процессе восстановительного обучения

Значение групп развития необходимо знать медицинским работникам для проведения профилактических мероприятий (дополнительных осмотров, вакцинации, лечебных мероприятий), педагогам и воспитателям – для организации режима дня, необходимого биоритма (чередования труда и отдыха), создания благополучной обстановки в дошкольном учреждении, поддержания лечебных и санитарно-гигиенических условий.

Таким образом, возрастная физиология и морфология человека служат естественнонаучной основой специальной педагогики, позволяют продуктивно подойти к разработке вопросов гигиены воспитательно-образовательного процесса детей раннего, дошкольного и школьного возраста, что является необходимым в условиях пребывания ребенка в общеобразовательном или и, тем более, в специальном (коррекционном) учреждении.

Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда

Любая случайность не случайна.

Сюжет первый: директор одной из гимназий – в сердцах и с раздражением: «Ну сколько можно про режим, нагрузки, стрессы и здоровье детей… Мы отчитываемся другими показателями – олимпиады, ГЭ, ЕГЭ… а про здоровье пусть думают родители».

В последние годы сталкиваюсь с подобными «откровениями» все чаще. Говорят об этом без стеснения и неловкости. Впрочем, незнание всегда агрессивно.

Сюжет второй: звонок от заведующего кафедрой Педагогического университета: «Санкт-Петербургский университет разработал примерную базовую модель основной образовательной программы подготовки педагогов, в которой нет “Возрастной физиологии и гигиены”, и в нашем университете решили взять за основу именно эту модель». Причем это университет с хорошей, известной школой и традициями, со специалистами, которые много лет не только преподают, но и ведут очень серьезные исследования.

Справедливости ради стоит отметить, что во многих педагогических вузах исчез не только этот учебный курс, но также кафедры и специалисты.

В последние годы цикл дисциплин, дающих педагогу знания о закономерностях возрастного развития, о возрастных особенностях, о физиологических и психофизиологических основах учебного процесса и других важных вопросах, которые не может не знать педагог, сокращался, а теперь и совсем исчез. Круг замкнулся…

Стоит ли удивляться нежеланию педагогов «заморачиваться» вопросами режима, нагрузки, здоровья, индивидуальных возможностей…

Почему это происходит?

Я думаю, что это результат многолетней дискуссии о возможности любого специалиста (от физика до спортивного тренера) преподавать в школе, не получив дополнительной педагогической подготовки.

Представление о том, что главное – знание предмета и мифическая «любовь к детям», которые все решают, не случайно: его определяет установка, главный ориентир – предметные результаты, а не то, какой ценой ребенок приходит к нужным как воздух баллам, достижениям. Действительно, школе сегодня не интересно все, что может осложнить борьбу за рейтинги. Ни для кого это не секрет (но родители молчат), а школа делает вид, что не ее забота 12–16-часовой «рабочий день» школьников, недосып и цейтнот, бесконечные стрессы и перегрузки. Но если педагог даже не слышал о том, что 7-е и 8-е уроки физики могут быть неэффективными не потому, что дети «не хотят», а потому что «не могут», то вопрос не столько к педагогу, сколько к его профессиональной подготовке.

Дискуссия продолжается, но «активные новаторы» внедряют в систему образования то одно, то другое, не думая о рисках.

Должен ли педагог знать, как растет ребенок, как меняется его организм, каковы возможности его мозга, в каком возрасте и в какие периоды учебного года учить легче, а в какие сложнее, как эффективно выстроить процесс обучения, учитывая возрастные и индивидуальные когнитивные особенности детей? Список этих вопросов можно продолжить, и они совсем не риторические. Любой педагог, который думает о ребенке, а не об отчетных показателях (но это, увы, не каждый педагог), ответит на эти вопросы «да», не задумываясь и не сомневаясь.

Профессиональный стандарт педагога на это рассчитан.

В соответствии с профессиональным стандартом педагог должен «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья». Кроме того, он должен знать закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, владеть технологиями учета возрастных особенностей и опираться в этой работе на «достижения в области возрастной физиологии и школьной гигиены».

В программе подготовки будущих педагогов только один курс дает эти знания – «Возрастная физиология и школьная гигиена». Интересно, а разработчики «базовой» модели читали профессиональный стандарт?

Для того чтобы педагог действительно знал, как растет ребенок, как формируются его познавательные возможности, как развивается мозг, предметы этого цикла необходимо не исключать, а расширять, дополняя «Возрастной психофизиологией» и «Педагогической физиологией». Эти программы и учебники есть, и несколько лет назад такие элективные курсы стали включаться в подготовку педагогов, но, боюсь, исключение основного курса вызовет цепную реакцию.

Что будет дальше, предсказать несложно: вопиющая и воинствующая неграмотность педагогов в тех вопросах, знание которых помогает рационально и эффективно организовать учебный процесс, дает возможность учесть возрастные и индивидуальные особенности детей и получить результат не ценой здоровья. Здоровья, которого, честно говоря, у наших детей нет.

Введение

Предмет возрастной анатомии и физиологии в гуманитарном вузе является базой для изучения педагогики и психологии, естественнонаучной основой для всей системы педагогического образования. Осознание этого постулата заложено еще в советской педагогической школе. Так, Н. К. Крупская писала: «Первое, что должен знать педагог, это строение и жизнь человеческого тела — анатомию и физиологию. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, растить ребенка» [1] . Это понимание значения дисциплины уместно трансформировано и интегрировано в образовательный курс современной высшей школы.

Цели изучения возрастной анатомии и физиологии

Для изучения дисциплины будущему педагогу необходимо понимать значение ключевых научных терминов.

Анатомия (от греч. anatome — рассекаю) — наука, изучающая рост, развитие и строение отдельных органов, систем органов и организма в целом.

Анатомия человека — наука, изучающая формы и строение человеческого организма, а также особенности его развития.

Физиология (от греч. phisis — природа, logos — слово, учение, наука) — наука, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его отдельных частей (систем органов, тканей, клеток).

С позиции возрастного аспекта важно не только понимание общего плана строения организма человеческого тела и слагающих его органов и систем, но и знание особенностей его развития на разных возрастных этапах (от эмбрионального периода до старческого возраста).

Возрастная физиология — наука, изучающая особенности жизнедеятельности в различные периоды онтогенеза (индивидуального развития) человека, своеобразие функций на каждом возрастном этапе.

Анатомия человека тесно связана с физиологией, так как строение и функции синергетически взаимообусловлены. Анатомические знания о строении и формах тела человека являются неполными без осознания закономерностей функционирования данных структур. В то же время невозможно понимание процессов, происходящих в отдельных органах, системах и организме в целом без знания особенностей их строения. В связи с этим в рамках данной учебной дисциплины вся совокупность знаний базируется на анатомо-физиологических, или структурно-функциональных особенностях органов, систем и целостного организма человека.

Для работников педагогической сферы особо значимым является ранний период онтогенеза от рождения до юности. Ведь именно в этот период индивидуального развития в организме происходит наиболее интенсивное структурно-функциональное развитие органов и систем, регулятивных механизмов, формирование и развитие психических функций. Этот период характеризуется наибольшей сенситивностью (чувствительностью) к воздействию факторов внешней среды, а также средствам коррекции и воспитания.

«Возрастная анатомия и физиология» является самостоятельной ветвью научного знания, так как имеет собственный предмет и методы исследования.

Останавливаясь на задачах возрастной анатомии и физиологии, следует обозначить общую задачу, которую сформулировала И. А. Тихомирова: «Изучение динамики и закономерностей изменения физиологических функций в процесс индивидуального развития» 1 . В то же время М. М. Безруких и соавторы [2] [3] дифференцируют общую задачу по теоретическому и прикладному аспекту. В рамках теоретических аспектов предлагается изучение базовых закономерностей индивидуального развития индивида. В рамках практических задач предполагается исследование возрастной нормы, т. е. выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма. Еще одной практической задачей выступает изучение объективных критериев возраста (возрастная периодизация) и сенситивные периоды возрастного развития.

Методы исследования возрастной анатомии и физиологии

Среди методов возрастной анатомии и физиологии традиционно выделяют два собственных метода исследования.

1. Метод поперечного исследования (кроссекционалъный) — это исследование определенных свойств одновременно у индивидов разного возраста. Позволяет выявить закономерности развития. Также дает представление о среднепопуляционной закономерности развития признака в конкретный момент времени или в определенных условиях среды.

Преимущества метода

Недостатки метода

2. Метод продольного исследования (лонгитюдинальный) — это исследование определенного признака или свойства в динамике его развития. При этом не только изучается процесс формирования или изменения признака в разные возрастные периоды, но также исследуются индивидуальные особенности развития признака. Этот метод заключается в длительном (многие месяцы, а иногда и годы) наблюдении за одними и теми же детьми.

Преимущества метода

Недостатки метода

Наука может применять и частные методы других смежных научных дисциплин: антропологии, физиологии, биохимии и др.

  • 1. Антропометрический метод — это количественное описание признаков строения тела (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки и т. д.).
  • 2. Физиометрический метод позволяет количественно оценить уровень морфофункционального развития и функциональных возможностей отдельных систем организма (дыхательной, мышечной и т. д.).
  • 3. Физиологические методы позволяют судить о функциональном состоянии, резервных возможностях и фоновых показателях (в состоянии относительного физиологического покоя), а также динамике функциональных процессов при функциональных нагрузочных пробах.
  • 4. Биохимические методы исследуют состав и свойства внутренней среды организма (крови), а также иных жидких секретов организма: слюны, мочи, пота и т. д.
  • 5. Естественный эксперимент — это наблюдения и анализ следствий средовых воздействий, в основном негативно влияющих на ор-
  • 12

ганизм ребенка и взрослого человека (война, катастрофы и др.) на особенности развития и здоровья индивидов.

  • 6. Моделирование. Этот метод позволяет изучить и спрогнозировать различные аспекты развития, которые невозможно или крайне затруднительно исследовать в реальных условиях.
  • 7. Статистические методы. Как и в любой научной дисциплине, доказательная база исследования строится исключительно на объективных показателях признака. Математическая статистика позволяет достоверно выявить различия, зависимости, а также скрытые факторы, влияющие на проявление изучаемого признака.

Знание теоретических и прикладных аспектов дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» позволит педагогам, в соответствии с требованиями ФГОС как среднего, так и высшего образования, осознанно проводить профилактику нарушения здоровья и пропаганду здорового образа жизни подрастающего поколения.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Почему знание основ возрастной анатомии и физиологии важно для студентов педагогических вузов?
  • 2. Почему возрастная анатомия и физиология выделена в самостоятельное научное направление?
  • 3. Раскройте различия в предметах исследования научных дисциплин «анатомия» и «физиология» от дисциплины «возрастная анатомия и физиология».
  • 4. Охарактеризуйте преимущества и недостатки ведущих методов исследования возрастной анатомии и физиологии.
  • 5. Каковы особенности антропометрического и физиометрического методов исследования человека?

Значение возрастной анатомии, физиологии и гигиены в работе воспитателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:15, сочинение

Описание работы

Воспитатель дошкольного учреждения не только воспитывает детей, но и охраняет их здоровье. Он принимает активное участие во всех мероприятиях, которые направлены на оздоровление детских коллективов и создание нормальных условий как окружающей среды, так и всего учебно-воспитательного процесса. Он должен прививать детям гигиенические навыки и повышать санитарную культуру в их домашнем быту.

Читайте также:  Игра-презентация: Правильное употребление предлогов
Содержание работы

Введение
Анатомия, возрастная физиология гигиена детей и их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.
Вывод.

Файлы: 1 файл

эссэ2.docx

На тему: «Значение возрастной анатомии, физиологии и гигиены

в работе воспитателя».

    1. Введение
    2. Анатомия, возрастная физиология гигиена детей и их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.
    3. Вывод.

Воспитатель дошкольного учреждения не только воспитывает детей, но и охраняет их здоровье. Он принимает активное участие во всех мероприятиях, которые направлены на оздоровление детских коллективов и создание нормальных условий как окружающей среды, так и всего учебно- воспитательного процесса. Он должен прививать детям гигиенические навыки и повышать санитарную культуру в их домашнем быту.

Анатомия, возрастная физиология гигиена детей и их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.

Анатомия – это наука изучающая строение отдельных органов, систем органов и организма в целом. Возрастная анатомия рассматривает процесс развития индивида-онтогенез – в течение всей его жизни: эмбриональной (утробный период) и постэмбриональный (внеутробный период) от рождения до момента смерти. С этой целью используется данные эмбриологии и геронтологии.

Физиология – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, системах органов и целостном организме человека (организм, клетка, ткань).

Возрастная физиология – раздел физиологии, изучающий:

– возрастные особенности жизнедеятельности;

– закономерности формирования и угасания функций организма.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза; рассматривает функции органов и систем, а также организма в целом по мере его роста и развития и особенности этих функций на каждом возрастном этапе. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Данные возрастной физиологии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований.

Основные задачи возрастной анатомии и физиологии:

1. Выяснение основных закономерностей развития человека;

2. Установление параметров возрастной нормы;

3. Выявление сенситивных и критических периодов развития;

4. Изучение индивидуально- типологических особенностей роста и развития;

5. Выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды.

Гигиена – наука о здоровье , изучает условия наиболее благоприятные для труда и отдыха, режима.

Необходимость для педагогов знания возрастных особенностей функционирования организма ребенка, неоднократно подчеркивалась учеными.

«Первое, что должен знать педагог – это строение и жизнь человеческого тела – анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие»- писала Н.К.Крупская. «Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка».

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо- физиологические особенности детей, периоды развития, для которых характерна восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Основателем возрастной анатомии и физиологии можно считать И.И.Мечникова, создавшего теорию старения и смерти.

Зная физиологические и анатомические особенности организма дошкольника, воспитатель сможет правильно организовать учебный процесс, а изучение гигиенической роли факторов внешней среды поможет воспитателю укрепить здоровье детей.

Изучение анатомо- физиологических особенностей организма дошкольника позволяет познать исторический процесс становления и преобразования форм и функций развивающегося организма.

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо-физиологические особенности детей, периоды развития, для которых характерна восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Важное значение возрастная физиология имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Объективное изучение функций мозга детей раннего возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функций на ранних этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для педагогического процесса функций, как восприятие информации, внимание, познавательные потребности. Дошкольная гигиена – наука изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей. Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. Зная физиологические и анатомические особенности организма школьника, воспитатель сможет правильно организовать учебный процесс, а изучение гигиенической роли факторов внешней среды поможет учителю укрепить здоровье детей.

Изучение анатомо- физиологических особенностей организма младшего школьника позволяет познать исторический процесс становления и преобразования форм и функций развивающегося организма.

  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. Пособие для вузов. М.: Академия, 2000. – 453 с.
  2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека: (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 438 с.
  3. Безруких М.М., Сонькин М.М., Фарбер В.Д. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. – 413 с.

Логопедическое занятие в старшей группе на тему: «Зима. Зимние забавы».

автор: Жуликова Оксана Борисовна

учитель-логопед МКОУ СОШ МО Славный

Логопедическое занятие в старшей группе на тему: «Зима. Зимние забавы».

Логопедическое занятие

в старшей группе на тему: «Зима. Зимние забавы».

Цель : обогащение и активизация словаря по теме зима.

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи Развитие синтаксической стороны речи. Развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого дыхания, связной речи, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Развитие предметного словаря, словаря относительных прилагательных и глагольного словаря. Развитие навыка образования уменьшительно-ласкательной формы.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: тематические изображения, карандаши, презентация по теме, папки детей для занятия, листы для индивидуальной работы.

  • Организационный момент

(создание благожелательной атмосферы, знакомство с темой занятия)

Знакомство с темой.

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы.

( Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша). Молодцы!

1.Основная часть

Артикуляционная гимнастика :

Учитель-логопед:

Для того чтобы красиво правильно и четко говорить нам с Вами нужно сделать зарядку для наших органов речи.(дети сами называют упражнения и выполняют перед зеркалом).

Артикуляционная гимнастика по теме «Зима».

1.Упражнение на дыхание:

«Снег идет»— И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх.

1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

  1. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.

«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)

«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

«Лошадка на санях детей катает»

Поцокать широким язычком.

«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).

3.Для челюсти «Окошко» «Окошко открывается и закрывается» — спокойное открывание и закрывание рта.

4.Упражнение для губ и щек

«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

5.Упражнения для язычка:

«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Саночки». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

(опросы по картинкам на фланелеграфе).

Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты:

— Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

— Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

— Если метет метель, то погода какая? (метельная)

— А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

— Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

  • Игра «Какой? Какая? Какое?» (развитие словаря прилагательных)

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Физкультминутка.

Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома , Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт , Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках , Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

3.Дидактическая игра «Подбери слова» (развитие глагольного словаря)

Учитель-логопед:

зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.

Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются

  • .Пальчиковая гимнастика

(координация речи с движениями)

Раз, два, три, четыре, ( Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, ( «Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, ( Чертим руками круг )

Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую )

И совсем, совсем не сладкий.( Грозим пальчиком )

  1. Выполнение заданий на закрепление словаря по теме: ЗИМА.

Презентация на компьютере.

  1. Игра «Назови ласково» (развитие навыка образования уменьшительно-ласкательной формы)

Учитель –логопед:

Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Ответы детей:

Снег-снежок Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка – горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

  1. Работа с тематическими изображениями. (развитие мелкой и тонкой моторики)

(работа детей на листах индивидуального задания)

(Звучит мелодия для работы)

Учитель-логопед: А сейчас я Вам предлагаю каждому красиво дорисовать снеговика символа нового года и зимы (дети раскрашивают снеговиков и готовые рисунки крепятся на доску).

  1. Окончание занятия.

Сегодня Вы все хорошо работали многое мы с вами повторили и много узнали. Спасибо наше занятие окончено.

Ссылка на основную публикацию