Как помочь детям с нарушением письма и чтения – семинар-практикум для учителей начальных классов

семинар – практикум для учителей начальных классов “Дисграфия. Приёмы и методы её коррекции. Игры и упражнения”
презентация по логопедии по теме

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Многие педагоги сталкиваются с часто встречающимися ошибками в письменной речи учеников, которые носят стойкий характер. В связи семинар посвящен как преодолению таких ошибок, так и их предупреждению.

Ø Цель семинара: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
семинар420.31 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Учимся играя !»

Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения. Теоретическая часть Понятие дисграфия Речевая и неречевая симптоматика дисграфии . Причины возникновения дисграфии . Классификация дисграфии и её характеристики. Игры и упражнения по предупреждению и преодолению стойких нарушений письменной речи. Практическая часть .( анализ диктанта учеников 2-го класса) Заключительная часть Итоги . Рефлексия Цель семинара: План семинара:

Неречевые симптомы Неврологические нарушения Н арушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно- пространственных ориентировок и.т.д . Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения Речевые симптомы Симптомы дисграфии Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма .

несформированность фонетико-фонематических процессов несформированность лексико-грамматической стороны речи биологические причины (нарушения головного мозга ребенка). Причины:

Формы дисграфии : Артикуляторно -акустическая Акустическая оптическая аграмматическая дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Артикуляторно -акустическая дисграфия

Отражает дефектное произношение на письме: « салф » вместо «шарф», « колова », « коова », « кохова » – «корова», « ченок » – щенок, « сыплёнок » – цыплёнок, « вось » – «лось». Характерные ошибки:

Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи, при этом произношение звуков является нормальным. Акустическая дисграфия

Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА) з вонкие- глухие ( ТЫМ – ДЫМ ) аффрикаты ( Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д .). лабиализованные гласные( О – У; Е -Ю ) (« тОча » – туча) cоноры ( Р – Л; й – Ль) Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: ” писмо “, ” лубит “, ” больит ” и т.д. Характерные ошибки:

1 . Записать только гласные из слова, предложения. 2 . Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком ( слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). 3 . Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками . 4 . Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са , ла-ля-ла, ба-ба-па-па. 5 . Прочитай слова, найди в них букву «ю» , скажи, где она стоит: в начале слова или в конце (юрта, каюта, убираю). 6 . Прочитай слова, найди в них букву «е» , скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце (поездка, ежевика, учение). 7 . Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [ т ] [ д ]. (Такие же упражнения применяются для всех пар согласных). 8 . Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»). Упражнения для профилактики и устранения акустической дисграфии :

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса , зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Оптическая дисграфия

замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов: – не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш» ; «ш» – «щ»; «л»- «м»; «х» – «ж», «и» – «у» – добавление лишних элементов «ш» вместо «и»; четыре палочки у «ш» или «щ ». Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В – Д, Б – Д, Ш – Т и т.д .); « зеркальное» изображение букв. (З-Е). Характерные ошибки:

1 . Складывание букв из составляющих их элементов; «переделка» одной буквы в другую (например, «И» в «Ш», «Ц»; «В» в «Д»; «П» в «Т» и т.д.); 2 . Лепка смешиваемых букв из пластилина; 3 . Письмо смешиваемых букв в воздухе; 4 . Вырезание букв из картона или бумаги; 5 . Обводка контуров букв; 6 . Узнавание букв, наложенных друг на друга; 7 . Узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные); Упражнения для профилактики и устранения оптической дисграфии

8 . Узнавание букв по их верхней или нижней половине («домысливание»); 9 . Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребёнком букв под диктовку (на заключительных этапах работы). 10 . Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). 11 . Нахождение правильно изображённой буквы среди других. 12 . Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. 13 . Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. 14 . Выделить буквы, наложенные друг на друга.

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза .

пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго “поет звук”; повторение букв и (или) слогов; контоминация – в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (” настоле “, “на ступила”). Характерные ошибки:

Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них (бусы, гроза, чайник, снегирь) . Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: ли с т (лифт), к орона (ворона), горо д (горох). 3 . Вставка букв в слова. Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись : Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА . Вставить разные согласные , чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА, О_ДА . Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р ) – крот, стол(в) – ствол. Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза

5 . Прочитать 4 слова (столбик ). Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них . __руг д __ озд __ венит __ стреча д__ уг др __ зд з __ енит вс __ реча др __ г дро __д звен __т вст __ еча дру __ дроз __ звени __ встр __ ча 6. Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст , грз , грд , брбн . 7. Работа со слогами Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (– буз , лод –, ка- — даш ). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру ) . Нахождение лишнего слога в слове ( ли-гав- са ).

8 . Составление слов из букв Задание , развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них . Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например: Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)

Причина возникновения – недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Несформированность морфологических и синтаксических обобщений. Это выражается в неправильном согласовании и управлении Аграмматическая дисграфия .

Проявляются – в виде аграмматизмов . неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями; нарушение согласования («бела дом») (“красивый сумка”, “веселые день”); Характерные ошибки:

на уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула»), (козлята – « козлёнки »); нарушение падежных окончаний («много деревов »); нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом »); изменение падежа местоимений (около него – «около ним »); числа существительных («дети бежит »). персеверации ( застревание ). « За зомом росла мамина». (За домом росла малина).

Развитие лексико-грамматического строя речи. 1.Уточнение и обогащение словаря : -подобрать синонимы, антонимы; -подобрать глагол, прилагательное к существительному; -образовывать прилагательное от существительного; -образовывать глаголы с различными приставками. Пути коррекции аграмматической дисграфии :

2 . Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже. -добавить существительное к глаголу, к прилагательному , к числительному; -вставить пропущенное слово или предлог в предложение; -найди общую часть в однокоренных словах; -впиши приставку, окончание; -изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание);

3. Формирование структуры предложения: -составление графической схемы предложения; -изменение порядка слов в предложении; -изменить одно слово в предложении; -дополнить предложение /распространить второстепенными членами/; -увеличивать предложение по одному слову; -считать слова в предложении. Назвать 2, 3, 5 и т.д. слово в предложении ; – сократить предложение по одному слову; -составить из данных слов предложение.

– это несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма. Смешанная форма дисграфии

Упражнение « Короткие диктанты карандашом» Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Упражнение “Пропущенные буквы” Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Упражнение “Пишем вслух” Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». (под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание) Пример: “НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком ” . Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии

Упражнение “Корректурная правка« Нужна книга, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом или газета. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: Зачеркивает, подчеркивает , обводит в сплошном тексте заданные буквы, начиная с одной буквы гласной, с переходом на согласные и продолжая с различными заданиями (давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.) Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан и будет непонятен ребенку. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

Упражнение «Лабиринт» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги

«Соедини зверушек со своим любимым лакомством

«Помоги Деду Морозу добраться до дому» «Помоги Деду Морозу добраться до дому»

Н аиболее часто встречающиеся ошибки в письменных работах детей, которые свидетельствуют о том, что ребёнку нужна помощь: Пропуск букв и слогов ( моко – молоко, комата , всят ). Не дописывание слов ( сосн -сосна). Перестановка букв, слогов ( мотолок ). Слитное написание слов в предложении ( Мыкупались вморе ). Орфографические ошибки при знании правил ( снига , лыжы ). Замена букв (сапка, шираф ). Зеркальное написание букв

Списывание «В лагере». Это наш лагерь. Около него большая роща. Мы часто ходим в рощу. В роще много грибов. Мы очень любим собирать белые грибы. Диктант «Осень». Серая и холодная осень. Чаще льёт дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу.

Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях. Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха». Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций. Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке Рекомендации:

Выходы : натаскивание отправить к репетитору проигнорировать поиск и изучение специальной литературы овладение логопедическими приемами Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Дмитриев С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005. Дорофеева Г. В.Пишем без ошибок. Издательство « Эксмо -Пресс», 2013 г. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М. «Просвещение», 2001 г. Ильин М.И. Учимся писать грамотно. Издательство. «Литера», 2010 г. Иншакова О.Б.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж, 2001. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д « МиМ », 1997 г. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г. Парамонова Л.Г.Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПБ, Лен. Изд-во «Союз». 2001г. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007. Список использованной литературы :

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж – это нетр.

Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.Тема выступления: «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного .

Презентация доклада “«Логоритмика с детьми раннего возраста с алалией» на семинаре-практикуме МО учителей-логопедов Московского района г.Казани.

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.Задачи:1. Познакомить педагогов с методическими аспе.

Семинар – практикум на тему: “Психолого – педагогические основы общения воспитателей с детьми и коррекция эмоционального развития”.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто.В настоящее время слово «у.

Семинар-практикум по теме “Нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР”

Цель: ознакомление учителей начальных классов с артикуляторно – акустической и акустической видами дисграфий.

Задачи:

  1. Выявить в какой степени учителя начальных классов владеют знаниями по видам нарушений письма.
  2. Дать основные представления о дисграфии и специфических ошибках письма школьников.
  3. Вооружить материалом по выявлению учащихся с нарушениями письменной речи.
  4. Познакомить с основными приемами коррекционной работы по устранению артикуляторно – акустической и акустической дисграфий.

1. Организационный момент

2. Практическая работа

Нарушения письменной речи.

– Проверьте диктант. Разделите ошибки на 2 группы.

Работа в группах.

Орфографические:

  • безударные гласные;
  • парные согласные;
  • непроизносимые согласные;
  • имена собственные

Логопедические:

  • замены и смешения (сильная позиция);
  • пропуски букв, слогов;
  • зеркальность;
  • неправильное обозначение мягкости на письме

3. Постановка цели

– А теперь сформулируйте вопрос, на который мы должны ответить в ходе нашей сегодняшней встречи.

Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Выходы:

  • натаскивание
  • отправить к репетитору
  • проигнорировать
  • поиск и изучение специальной литературы
  • овладение логопедическими приемами

4. Актуализация ранее полученных знаний

– Что такое письмо? Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется.

Письмо – это сложный навык и вид графо-моторной деятельности.

“Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма”.

Л.С. Выготский

– Письменная речь формируется только в результате специального обучения, если устная речь достигает нормативных показателей.

(Работа в группах).

Выложите последовательность операций письма.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего он пишет: чтобы сохранить на время информацию. Мотивация у ребенка возникает после 5-6 лет. Научится писать тот, кто этого захочет.

Успех любой деятельности на 80% определяется мотивацией и только на 20% от наших знаний.

Профессор Мясищев

Мысленно создается план письменного высказывания, определяется общая последовательность мыслей. Каждое предложение, которое необходимо записать, делится на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. (написать письмо, запись предложения по опорным словам)

Диктант, списывание с доски, книги

Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. На начальных этапах овладения письмом важно проговорить каждое слово. Проговаривание (громкое, шепотное или внутреннее) помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове. (В процессе письма закусить кончик языка?)

Перевод фонемы в графему

Следующая операция – выделенную из слова фонему нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы. Букве, как и звуку, присущи элементы неустойчивости. По своим начертаниям любая буква может быть очень разной: большой и маленькой, заостренной, округлой, кривой. Буква не похожа на себя в зависимости от того, чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали. Чтобы научиться писать и читать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Анализ и сравнение буквы сложная задача для первоклассника.

Моторный акт письма.

Затем ребенок должен воспроизвести с помощью движений руки зрительный образ буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.

В начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения (“откуда начинать, куда вести, где закончить”). Каждый элемент на этом этапе выписывается отдельно, даже если в школе требуют писать слитно всю букву или несколько букв сразу. Ребенок постоянно контролирует то, что делает, и думает, что и как нужно делать дальше. На осознание действия, определение стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения.

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности различных анализаторов:

Речедвигательного – помогает осуществлять проговаривание

Речеслухового – помогает произвести отбор нужного звука

Двигательного – помогает осуществлять движения мелких мышц кисти

Зрительного – участвует в подборе нужных букв

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.

– Частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.

– Что следует понимать под дисграфическими ошибками:

1. Стойкие – без специальной коррекционной помощи не исчезают

2. Сохраняются в течение многих месяцев

3. Повторяются – встречаются в разных видах работ (списывание, самостоятельной письмо, диктант)

4. Обусловлены несформированностью высших психических процессов

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Аграмматическая дисграфия. Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамма- тического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует “чутье” на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, “правила знает, а применить не может”.

5. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторно-акустическая дисграфия.

  • Первично – нарушение звукопроизношения
  • Вторично – нарушение фонематического слуха

Как говорю, так и пишу.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме.

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

В ряде случает ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причиной этого является несформированность кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Следует отметить, что нарушения звукопроизношения не всегда отражаются на письме, особенно в тех случаях, когда слуховая дифференциация звуков хорошо сформирована, а замены звуков в устной речи обусловлены недостаточностью артикуляторной моторики.

Виды ошибок.

  • Отсутствие (л- отс.)
  • Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и др.)
  • Смешения (с-ш, рь-л, б-п и т.д.)

Рекомендации.

  • Постановка звука (правильная артикуляция звука) (Слайд 23)
  • Развитие движений губ, языка, щек (Слайд 19, 20)
  • Контроль за правильным произношением звуков.
  • Закрепление произношения звуков в словах, стихах, связной речи (Слайд 21)
  • Скороговорки, чистоговорки (Слайд 22)
  • Дифференциация звуков (при акустической) (см. дальше)

6. Акустическая дисграфия

Первично – нарушение фонематического слуха (Фонематический слух – способность к распознаванию звуков речи)

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии – это акустическая дисграфия. Этот вид дисграфии в своей основе имеет чаще нарушение слуховой дифференциации звуков речи (фонематического слуха). При акустической дисграфии нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.

Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается. А для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука.

Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал.

Диагностика: Повторение слоговых цепочек, отбор картинок на звук “с”, слова- паронимы

Дети допускают много ошибок при повторении серий слогов с оппозиционными согласными (па-ба-па, да-да-та, за-са-са и т.п.). Вместо требуемой последовательности воспроизводится серия одинаковых слогов (“па-па-па” или “”ба-ба-ба”) или нарушается их временная очередность (“па-па-ба, “та-да-да”).

Дисграфия на основе фонемного распознавания проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки:

  • звонкие и глухие согласные (д-т, б-п, з-с, ж-ш, г-к, в-ф);
  • соноры (л, м, н, р, й);
  • свистящие и шипящие звуки (с-ш, з-ж, сь-щ);
  • аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с, ч-ц, ч-ш, ц-тс).

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных звуков (“палто”, “лубит”).

Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (о-у: туча – “точа”, и-е: зебра – “зибра”).

Рекомендации.

  • Правильная артикуляция смешиваемых звуков (Слайд 30)
  • Опорные схемы, знаки, цвета и символы (Слайд 31-33)
  • Опора на разные анализаторы
  • Дифференциация смешиваемых звуков (Слайд 34-39)

Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

  • Изолированно (Слайд 35)
  • На уровне слога (Слайд 36)
  • На уровне слов и словосочетаний (Слайд 37)
  • На уровне предложений и текстов (Слайд 38, 39)

Этап дифференциации смешиваемых звуков.

Работа в группах.

– Ребенок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех. Давайте подумаем, с помощью каких слов мы можем это сделать. (Подарок – “Сто слов”).

Каким ты дом построишь,
Таким ему и быть.
Как сам себя настроишь,
Так сам и будешь жить.

Куда стрелу направишь,
Туда и полетит.
Что четко ты представишь,
Тем жизнь и наградит.

Всего лишь только надо –
Судьбу не обвинять,
Уметь работать в радость,
Надеяться и ждать.

Семинар – практикум для учителей начальных классов «Как помочь детям с нарушением письма и чтения?»

Семинар – практикум для учителей начальных классов

«Как помочь детям с нарушением письма и чтения?»

Проблема нарушений письменной речи у школьников – является актуальной, потому что письменная речь служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Письменная речь включает в себя письмо и чтение. Разнообразные расстройства чтения и письма носят названия дисграфия и дислексия.

Дислексия и дисграфия у детей – специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые часто сопутствуют недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно. Дислексические и дисграфические расстройства проявляются по-разному: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладеть этими навыками. При дислексии у детей с трудом формируется навык чтения. Дети плохо удерживают в памяти графический образ букв и не могут их сливать в слоги и слова. При нарушении чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки букв, смешение букв, сходных по начертанию, пропуск строчек и другие. Чтение протекает медленно и часто носит угадывающий характер. Переходя к характеристике нарушения письма надо отметить большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием фонетической, лексико-грамматической сторон речи: это как правило замены букв, смешение, пропуски букв……. . Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо иметь представление, что управляет процессами чтения и письма. Акт чтения и письма осуществляется слаженной работой целого ряда физиологических компонентов, которые участвуют в организации этого процесса. В процессах чтения и письма принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный и двигательный. Регуляция и согласование работы этих анализаторов осуществляется в теменно-затылочно-височной областях головного мозга. В норме на 10-11 годах жизни заканчивается формирование данного процесса. В лобных отделах головного мозга зарождается побуждение к действию, то есть мотив письма и чтения, а также осуществляется контроль над работой всех структур, которые участвуют в этих процессах. Только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга возможно успешное овладение навыками письма и чтения. Какие же причины лежат в основе нарушений письменной речи?

· Нарушение чтения и письма рассматривают как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней языкового развития, т. е. недоразвитие устной речи

· Детские инфекции, травмы

· Длительные соматические заболевания

· Двуязычие в семье

По мнению нейропсихологов источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). К моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности. Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие. Также причинами развития у младших школьников нарушений речи могут быть несформированность произвольных форм деятельности, недостаточность развития высших психических процессов, а также неустойчивость эмоциональной сферы. При изучении письменных работ учащихся и наблюдении за чтением надо помнить, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфическим и дислексическим, специфичные, стойкие и имеют повторяющийся характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.

Письменная речь – многоуровневый процесс, в котором принимают участие разные анализаторы, поэтому работа по предупреждению и коррекции дислексиии и дисграфии направлена не только на развитие и коррекцию всех сторон речи, но и на развитие внимания, памяти, мышления. В работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи упражнения на расширения поля зрения позволяют увеличить объём воспринимаемой информации.

Упражнения на расширения поля зрения:

1.«Числовые и буквенные пирамиды»Инструкция. Посмотреть в центр первой строки, не отводя взгляд от центра, сказать какие цифры, слоги находятся слева и справа от центра. Постепенно спускаться вниз, остановиться на строке, на которой ребенок затрудняется называть числа или слоги.

12 29 МЫ—1—ЛО

45 72 МУ—–2——ХА

37 29 РЕ———3——-КА

68 86 ВО———-4———-ДА

29 43 ОЧ————5————КИ

2. Словесные лесенки» Инструкция. Прочитать слова сверху вниз, объяснить значение непонятных слов, поделить трудные слова на слоги. Прочитать слова сверху вниз, снизу вверх.

Используемые упражнения на развитие внимания помогают удерживать и концентрировать внимание, тренировать распределение и избирательность внимания.

1. Переписать без ошибок строчки.

а) АММДАМА РЕБЕРГЕ ППРООПРОП

2. «Найди спрятанные слова»

3.Прочитай в таблице сначала все слоги, составленные из строчных букв, а потом все слоги, составленные из заглавных букв. Читать нужно по строкам слева направо.

Семинар для учителей начальных классов на тему: «Выявление и предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста». Подготовил: – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМарина Бакуринская

Похожие презентации

Презентация 1 класса на тему: “Семинар для учителей начальных классов на тему: «Выявление и предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста». Подготовил:”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Семинар для учителей начальных классов на тему: «Выявление и предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста». Подготовил: Учитель начальных классов Аракелян Гоар Васильевна, МАОУСОШ 2 села Успенского

3 Письмо это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, обще двигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо: определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука; соотнести выделенный звук с определенным образом буквы; воспроизвести с помощью движений руки букву. Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

4 Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: -слуховой дифференциации звуков, -неправильного их произношения, -нарушение в звуковом анализе и синтезе, -лексико-грамматической стороне речи, -зрительном анализе и синтезе, – пространственных представлениях, – то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом дисграфия (от греческого “графо” письмо). Дисграфия это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Специфические ошибки(т.е. не связанные с применением орфографических правил)

5 1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Рак – лак стол – штор жук – жук ковёр – ковёл скала – шкафла кожа – коза берёза – белёза каска – кашкаф дождь – дождь щенок – щенок тетрадь – чечрачь цыплёнок – сыплёнок рукавицы – рукавицы бублик – публик (публик, бублик) Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает своё дефектное произношение на письме.

6 2. Акустическая форма дисграфии. Смешиваются буквы обозначающие звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: “письмо”, “любит”, “больит” и т.д. Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.

7 Парные звонкие – глухие согласные: 3 С – «козлик», «вазилёк», «привозит», «река узнала, как в сказке», «свою сумку», «заснуть». Б П – «победа», «подарил», «бросают», «пельё», «палатка», «большие». Ж Ш – «шдёт», «ушибла», «кружился снежок», «шумно», «шишки», «лошадь», «весело шуршали щуки. ». Г К «долго», «главный», «доска», «когда», «собака», «круглый», «уголок». В Ф «портфель», «форточка», «картофель», «вафли», «вьюга», «кофта». Д – Т «давно», «сытый», «дети», «трещат», «медёт вьюга», «витрук», «сити», «бледный», «допетое бревно», «идут домой». Гласные: О У «звенит речей», «по хрупкумульду», «сизый голубь», «дедушкаф». Ё Ю «клюква», «лёбит», «замерзли», «теплый», «салат», «самолет», «перелетные птицы», «висело ружью» Африкаты: Ч Щ «стучал», «роща», «хищный», «печки», «пища», «часто». Ч-Ц – «скворец», «грации», «чапля», «прочитал», «цястый». Ч Т «черчит», «учитель», «Жутька», «вместе играч», Ц – Т – девотька». «пиццы», «цветет», «Пеця». Ц – С – «рельсы», «курица», «улица».

8 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: · пропуски букв и слогов; · перестановка букв и (или) слогов; · не дописывание слов; · написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго “поет звук”; · повторение букв и (или) слогов;. контаминация – в одном слове слоги разных слов; · слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (“на столе”, “на ступила”). Причина ее возникновения затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

9 пропуски гласных букв; всят-висят, комната-комната, урожай-урожай; пропуски согласных букв: комната-комната, вей-всей; пропуски слогов и частей слова: строки-стрелки; замена гласных: пище-пищу, сезон-сосен, легкий-легкий; замена согласных: два-два, роща-роща, урожай-урожай, боказываед- показывает; перестановки букв и слогов: окно-окно; не дописывание букв и слогов: через-черезз, на ветка-на ветках, диктант- диктантт; наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег- сенег, диктантат-диктантт; искажение слова: мальни-маленький, чайник-чащи; слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бой часов-бой часов, в ся-вся; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. нарушение смягчения согласных: большой-большой, только-только, умчались-умчалисьь, матч-мяч.

10 4. Аграмматическая дисграфия. Причина недоразвитие грамматического строя речи. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой – Ребенок пишет как бы вопреки правилам грамматики (“красивый сумка”, “веселые день”). – Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. – Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, “вплотную” приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам.

11 5. Оптическая дисграфия. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов (“палочки”, “овалы”) и нескольких “специфичных” элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Причина возникновения несформированность зрительно- пространственных функций и зрительного анализа и синтеза.

12 Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: – не дописывание элементов букв (связано с недоучетом их количесдва): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.; – добавление лишних элементов; – пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; – зеркальное написание букв.

13 Несколько советов педагогам и родителям: 1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. 2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. 3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех.

14 В раннем возрасте еще возможно повлиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего инструмента.

15 место “хватки” пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышкафми или пупырышкафми. корпус должен быть трехгранным Есть трехгранные карандаши и фломастеры Проблемы: – излишне сжимают, -неправильно ставят пальцы, изгибают их, – выкручивают кисть. Выбор канцелярских принадлежностей для детей с нарушениями письменной речи

16 На что нужно обратить особое внимание: 1. Если Ваш ребенок левша. 2. Если он – переученный правша. 3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение нарушений письменной речи.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. 6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. 8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), саба (шуба). 9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й- ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: таня (дыня), клюква (клюква). 10. Пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: порта – парта, мокко – молоко, весёлы (весёлый).

17 Упражнения на устранение недостатков письменной речи. Упражнение “Пишем вслух”. Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть, “Ещ-Ё О-дин ч-р Ез-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём” (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде “ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ”). Пример проще: “НА ст Оле ст ОЯл ку Вшин С м ОлОком” (на столе стаял кувшин с малаком). Под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа “зу*п”, или перед глухим согласным, типа “ло*шкаф”. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка “ставить палочки”, т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку.

18 Упражнение “Корректурная правка”. Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, “а”. Затем “о”, дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть “парными”, “похожими” в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами “п/т”, “п/р”, “м/л” (сходство написания); “г/д”, “у/ю”, “д/б” (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

19 Упражнение”Вглядись и разберись” Материал для работы – сборники диктанттов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, “фотографируя” текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: “Запятая между прилагательным “ясным” и союзом “и”, во- первых, закрывает деепричастный оборот “. “, а во- вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая “. “, вторая “. “), соединенные союзом “и””.

21 Упражнение «Лабиринты». Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Найти разнообразные лабиринты можно

22 Догадайся, кто что любит. Перенеси фигурки на новые места. Нарисуй их в пустых кружочках. Какой дорогой ёжики дойдут до сада?

23 1. Чрезвычайно медленно! На написание диктантта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации нарушения письменной речи у ребенка должно затрачиваться не менее часа времени. 2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. Ребенок вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это “не для него”, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия “безударные гласные” и другие правила. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения) можно писать. Причем предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания Диктанты надо писать! Только по-особому.

24 Чего нельзя делать? Дети с нарушением письменной речи, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.

26 Список использованной литературы: 1. Максаков А. И., Тумакова Г. А.Учите играя. – М., 1983 г. 2. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». – С.Пб.: «Согаз», 2004 г. 3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М., 1991 г. 4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, с. 6. Бирич Г.В. Использование опорных схем при коррекции дисграфии: из опыта работы учитeлей-дефектологов. / сост. Г.В. Бирич. – Гродно: Гродненский ГОИПК и ПРР и СО, с. 7. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: Ростов н/Д:,Феникс, Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.

«Основные формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников»

Коррекционно-педагогическая помощь учащимся с нарушениями письменной речи в условиях инклюзивного образования предполагает новые подходы к ее организации.

Инклюзивное образование представляет собой долгосрочную стратегию, не локальный участок работы, а системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
««Основные формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников»»

«Основные формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников»

Коррекционно-педагогическая помощь учащимся с нарушениями письменной речи в условиях инклюзивного образования предполагает новые подходы к ее организации.

Инклюзивное образование представляет собой долгосрочную стратегию, не локальный участок работы, а системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов. Это обусловлено тем, что учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Учитель-логопед и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Известно, что научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Поэтому учитель должен хорошо владеть информацией об основных проявлениях специфических нарушений письма, о причинах и основных направлениях их преодоления. Учителю начальных классов необходимо осознавать значимость логопедических занятий и свою роль в организации психолого-педагогической поддержки учащихся с нарушениями письма и чтения.

Все выше сказанное, определяет необходимость более тщательного анализа сложившейся системы, содержания, форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов с целью их оптимизации.

Изучение методической литературы позволило говорить об определенных практических наработках в организации этого взаимодействия.

Анализ публикаций помог нам выделить и основные направления сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов:

организация комплексной диагностики нарушений письма;

организация индивидуальной работы учащихся с нарушениями письма на уроках;

вовлечение в коррекционно-педагогическую деятельность членов семьи детей с нарушениями письма.

Также анализ материалов, посвященных вопросу сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, позволил выделить и основные формы сотрудничества:

участие в работе ПМПк школы;

совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и планирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащегося;

интегрированные уроки учителя и логопеда;

участие в педсоветах;

совместное проведение родительских собраний;

открытые занятия учителя-логопеда;

участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;

разработка совместного плана действий по устранению учебной проблемы.

Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, по мнению ведущих специалистов, должно являться консультативное сопровождение. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Причем, сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы.

Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе совместного проведения учителем-логопедом и учителем начальных классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального логопедического обследования.

Подчеркивается, что необходимо учителя начальных классов сделать активным участником выявления возникшей у ребенка проблемы.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов на различных этапах коррекционно-педагогической работы может осуществляться при составлении совместного плана действий по устранению учебной проблемы учащегося.

Хотим поделиться информацией и накопленным опытом по разработке и применению традиционных и инновационных форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.

Важную роль на диагностическом этапе работы может сыграть одна из форм взаимодействия анкетирование учителей начальных классов, которое поможет спланировать работу сотрудничества учителя-логопеда и учителей начальных классов.

На диагностическом этапе работы учитель-логопед знакомит учителя начальных классов с результатами. Также учитель-логопед знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами.

На подготовительном этапе коррекционно-педагогической работы планируются следующие мероприятия:

совместное проведение родительских собраний;

участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;

открытые уроки учителей начальных классов;

консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов;

консультации учителя-логопеда для родителей;

участие в работе ПМПк.

На коррекционном этапе в целях пропаганды своих занятий учитель-логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

На методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, учитель-логопед выступает с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению. Учитель-логопед является членом ПМПк, на заседаниях которого рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

Важной формой сотрудничества на коррекционном этапе выступают открытые занятия учителя-логопеда. На логопедических занятиях учащиеся приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Поэтому посещая открытые логопедические занятия, учитель знакомится с целым рядом специальных приемов, которые затем может использовать на своих уроках.

Учитель начальных классов по рекомендации учителя-логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.

Инновационной формой взаимодействия является проектная деятельность, которая повышает у детей мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности, активно развивается эмоционально-волевая сфера.

На слайде представлен «логопедический куб». На каждой грани куба расположены задания. Цель данного проекта: развитие мелкой моторики и координации движения рук, отработка артикуляционных укладов, проведение дыхательной гимнастики, дифференциация звуков [с] – [ш]; [р] – [л] .

Издательская деятельность: информационные стенгазеты, буклеты, памятки содержат информационный материал по коррекционной работе для учителей, родителей, учащихся, которые можно совместно с учителями разрабатывать на семинарах-практикумах. Специальная доска почета «Экран успешности». На ней помещаются фамилии или фотографии детей – выпускников логопедического пункта.

Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача учителя-логопеда, во-первых, научить учителя отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося. Эта задача также может решаться в консультативной форме.

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях учитель-логопед очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на логопедическом занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Учитель-логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.

На индивидуальных консультациях и в беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма. Это следующие направления:

1.Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.

2.Развитие языкового анализа и синтеза.

3.Развитие слогового анализа и синтеза.

4.Устранение аграмматической дисграфии.

5.Устранение оптической дисграфии.

В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения, которые учитель начальных классов будет применять на своих уроках.

На оценочном этапе основными формами сотрудничества могут стать: круглые столы, а также участие в заседании ПМПк, где проводится совместное обсуждение успехов учащихся, определяется возможное содержание дальнейшей коррекционно-педагогической работы.

Проведенный нами анализ теоретических и практических материалов по вопросу о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письма позволил определить задачи и систематизировать формы сотрудничества на каждом этапе коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда, что представлено в таблице:

Организация взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов на различных этапах коррекционно-педагогической работы

Этапы коррекционно-педагогической работы

Родительское собрание «Проблемы письма и чтения у школьников».

наталья шамова
Родительское собрание «Проблемы письма и чтения у школьников».

В жизни каждого дошкольника наступает момент первого, по мнению родителей, важного шага – поступление в школу.

Нам хочется, чтобы дети поскорее выросли, но как потом мы жалеем о тех временах, когда они были маленькими, а самой большой заботой являлось накормить малыша и поиграть с ним, да не поспать ночь, другую.

Многие родители задают вопросы о том, как правильно готовить ребенка к школе, когда лучше отдавать ребенка в школу, как определить, готов ли он к школьному обучению.

Поступление в первый класс выдвигает новые требования, к которым дети привыкают иногда с трудом. Это абсолютно другой круг и уровень общения. Это, в конце концов, новый статус ребенка, налагающий на него определенные обязанности, делающий его жизнь, не похожей на ту, что была раньше.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%.

Первым критерием оценки готовности ребенка к школе является общее состояние его здоровья.

Родители должны здраво оценить те проблемы со здоровьем, которые были у дошкольника, посоветоваться со специалистами и прислушаться к их рекомендациям. Часто болеющий ребенок, придя в школу, не оставит болезнь за порогом. Пропуски в школе неизбежно приведут к отставанию ребенка от программы и, как результат, – к школьной неуспеваемости.

Следующее, на что должны обращать внимание родители, – это состояние общей и мелкой моторики ребенка. Как он двигается? Как прыгает, ходит, бегает? Как двигаются его пальчики, руки? Насколько согласованы движения конечностей при различных двигательных актах? Обычно родители жалуются на то, что будущий школьник неправильно держит карандаш и ручку. Но их не волнует, что ребенок постоянно что-то задевает, у него все валится из рук, он не может провести линию, нарисовать круг. И если заглянуть в историю развития такого ребенка, увидим, что он пропустил стадию «ползания». Родители даже гордятся, что их чадо не ползало, а сразу встало и пошло. Зачастую ему еще и помогли вредным изобретением для нормально развивающегося ребенка – так называемыми «ходунками». Чтобы исключить тежелую патологию, необходимо за год до школы развивать моторику ребенка после консультации невролога.

Особое внимание следует обращать на то, как Ваш ребенок общается со сверстниками: умеет ли взаимодействовать с детьми и взрослыми и контролировать свое поведение. От этого в школе будет зависеть очень многое и в первую очередь успешная адаптация вашего малыша.

Очень важный аспект готовности ребенка к школе – уровень развития его пространсвенных и латеральных представлений. От этого во многом зависят успехи в будущем письме и чтении школьника. Расположение работы на тетрадном листе, «2 клеточки вниз, 2 клеточки вправо, знание лево-право, осознание схемы своего тела – правильная сформированность этих сторон может оказать большую помощь в овладении письменной речью и счета.

И наконец, то что обычно ставят на первое место – умственное развитие ребенка, которое должно соответствовать возрастным нормам, приведенным в любой книге, посвященной подготовке детей к школе.

Под умственным развитием ребенка подразумевается уровень развития его познавательных процессов: внимание (объем, концентрация, переключаемость, память (объем, вид, восприятие (ведущий вид восприятия, уровень развития всех его видов, мышление, развитие речи.

Когда мы говорим о мышлении, то имеем ввиду умение ребенка решать различные интеллектуальные задачи как без использования речи, так и с ее использованием. Различные словесные задачки с подтекстом, со скрытым смыслом, поиск аналогий, сравнений, нахождение 4-го лишнего можно найти в многочисленных книгах и детских журналах. На детских страничках часто печатают интересные задания на поиск различий, детские кроссворды, математические головоломки, относитесь к таким заданиям серьезно. Развивать ребенка можно везде: на прогулке, дома, на кухне, по дороге из детского сада домой, в магазине. Надо только четко знать, чего вы хотите от ребенка в данный момент.

Любые нарушения звукопроизношения оказывает негативное воздействие не только на умственное развитие ребенка, но и его эмоционально-волевую сферу, а значит и на формирование личности. Если речь ребенка развивается не в соответствии с возрастными нормами, нужно обязательно обратиться к специалисту. Существует целый комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, который поможет избежать в будущем больших проблем.

О проблемах школьного обучения написано много. Гораздо меньше книг о проблемах, которые появляются не сразу, а во 2-3 классах. Родителей интересует: что делать, когда домашние уроки делаются по 5-6 часов, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помочь школьнику, у которого нет друзей, и он это переживает, но наладить отношения в классе не может? Все эти трудности накладывают отпечаток на школьные успехи ребенка.

В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чем идет речь, следует познакомиться с терминологией, принятой в педагогике. Среди наиболее встречающихся терминов – ДИСГРАФИЯ – расстройство процесса письма (по отношению к младшим школьникам допустимо говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью (ошибки, которые они делают при письме в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными: пропуск гласных и согласных, замена букв, близких по звучанию и по написанию, неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака; несоблюдение границ предложения).

ДИСЛЕКСИЯ – расстройство процесса чтения: ребенок не может овладеть навыками чтения (иногда даже на уровне слияния слогов) или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении часто допускают те же ошибки, что и при дисграфии – не дочитывает правильное окончание слов, пытается угадать по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их другими.

ДИЗОРФОГРАФИЯ – особая, к сожалению, менее изученная категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знания соответствующих правил: «правило знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного места». Такие нарушения начинают развиваться примерно с третьего класса. Особенно ярко проявляется при переходе из начального звена в среднее.

ОНР – общее недоразвитие речи. При этом состоянии почтив се компоненты связной речи (звукопроизношение, лексический словарь, грамматическое оформление речи, связная речь) не соответствуют возрастным нормам. Кроме того, недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: внимании, восприятии, памяти. Если ребенок не получает своевременную помощь, такое тяжелое системное расстройство приводит к тяжелым последствиям. У детей, имеющих в анамнезе ОНР, как правило, выявляются нарушения письменной речи.

ММД – минимальная мозговая дисфункция. Этот синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию (кислородное голодание) или у недоношенных. По последним данным к этой категории относят детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющих нормальный интеллект и легкие неврологические нарушения, не выявляющихся при стандартном неврологическом исследовании.

Картина ММД имеет много вариантов и изменяется с возрастом. Основные признаки синдрома наиболее ярко проявляются в первые годы обучения. Большинство детей с ММД отличаются большой моторной активностью особенно в раннем возрасте. Они не могут на длительное время сосредоточиться на чем-то одном, легко отвлекаемы. Настроение быстро меняется от приподнятого до подавленного. Иногда возникают острые приступы злости не только по отношению к окружающим, но и к себе. В начале школьного обучения у некоторых детей возникают трудности, не связанные с умственным дефектом или поведением: может быть нарушено пространственное восприятие, счет и чтение (иногда эти процессы носят зеркальный характер). С возрастом появляются в абстрактном мышлении. Особенно часто бывают речевые нарушения. Коррекция ММД требует создания спокойной доброжелательной обстановки, ровного отношения к ребенку как дома, так и в учреждении. Нельзя проявлять излишнюю строгость, требовательность, нельзя применять меры наказания, в то же время нельзя ребенка излишне опекать. Это сложная задача и, как правило, без специальной помощи не обойтись.

В последнее время число школьников, страдающих нарушениями письменной речи, увеличилось во много раз. Если лет 15 назад в средних и старших классах ученики с такими проблемами были крайней редкостью, то сейчас «дисграфиков» можно найти в 6,7 и даже в 10 классе.

По данным обследования младших школьников Санкт-Петербурга, проведенного логопедом Парамоновой Л. Г., видно, что дисграфические ошибки встречаются у 30% учащихся, тогда как в середине 50-х годов это число не превышало и 6%.

Что делать? Как определить дизорфографию? Родители должны знать их только «в лицо»:

• Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству (Б-Д, П-Т, Е-З, А-О, Д-У)

• Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков другими в устной речи часто отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: САПКА (шапка).

• Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные О-У, Е-Ю; согласные Р-Л, Й-Ль, парные и звонкие глухие согласные, свистящие и шипящие; звуки Ц,Ч,Щ, смешиваются как между собой так и с другими фонемами. Например: тубло вместо дупло, шуски вместо сушки, сыплята – цыплята.

Родители радуются, когда ребенок читает бегло в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.

• Частые при дисграфии ошибки – «застревания». Например: «За зомом росла мамина».

• Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных. «Сольить» (солить, Луба (Люба)

• Слитное написание предлогов, раздельное – приставок так же является одним из проявлений дисграфии.

• Дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву (Примеры из тетрадей детей с нарушениями письма.)

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Обязательно надо проконсультироваться у специалистов, ведь эта проблема не является изолированной. Решать ее надо в комплексе, в первую очередь с логопедом, а так же с психологом, детским психиатром, возможно с невропатологом. Они могут помочь родителям в занятиях с ребенком дома.

Чего делать нельзя!

• Если ребенок делает много ошибок, учителя рекомендуют родителям больше читать и писать с ним. Все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктантами, чтениями больших текстов. Кстати это может послужить сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.

• Подход к ребенку, страдающему дисграфией, с дислексией должен быть совершенно другим. На первых этапах в основном необходима устная работа: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок, а работу над ошибками желательно проводить так, как советует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильные слова.

• Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.

Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

– ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система.

родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций, как для ребенка, так и для окружающих.

– необходимо выполнять все, что назначено специалистом и не от случая к случаю, а так как сказано. Иначе наступившее улучшение сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться.

– помните, ребенок не виноват в своих проблемах. Он не лодырь, не лоботряс, не тупой. Он пока просто не может читать и писать лучше. Ему надо помочь.

Сказки на ночь Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью,.

Театральная деятельность в логопедической группе «Лесовичок» Уважаемые педагоги, мы с воспитателями группы решили провести не совсем обычное родительское собрание и приготовили небольшой сюрприз для.

Читайте также:  Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией
Ссылка на основную публикацию