Как отличить дислалию от дизартрии

Как отличить дислалию от дизартрии

Дифференциальная диагностика форм дизартрии, отличие дизартрии от дислалии и от алалии — таблицы.

Формы дизартрии:

  • бульбарная дизартрия.
  • псевдобульбарная дизартрия.
  • подкорковая дизартрия.
  • корковая дизартрия.
  • мозжечковая дизартрия.

Дифференциальная диагностика форм дизартрии

Легкая степень псевдобульбарной дизартии

Отличия дизартрии от дислалии

Наибольшие трудности логопеды испытывают при дифференциальной диагностике дислалии и дизартрии, особенно стертых форм.

  • При дизартрии имеется три ведущих синдрома – артикуляторные, дыхательные и голосовые расстройства.
  • Имеются нарушения просодической системы.
  • Огромные трудности в автоматизации звуков.
  • Наличие признаков органического поражения ЦНС.
ДизартрияДислалия
Связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.)У соматически ослабленных детей. Органики нет.
Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.Неврологическая симптоматика отсутствует.
Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.
Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.
Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.Голос звонкий, громкий, богато модулированный.
Речевая активность снижена.Речевая активность повышена
«У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит».К своему дефекту критичен.
Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.
Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны.
Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.
Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформированоДиафрагмально-речевое дыхание в норме.
Поведение неровное, часты смены настроения.В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное.
Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (з.п.р.), возможна олигофрения в степени дебильности.Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.).
Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой.Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой.

Отличия дизартрии от алалии

Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию:

Произношение звуков у детей с алалиейПроизношение звуков у детей с дизартрией
1. Общая характеристика произношения звуков
1) Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма.
2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма.
3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.
4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски.
5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков
1) Выраженное нарушение артикуляторного механизма.
2) Преимущественно характерны фонетические нарушения.
3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.
4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск).
5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков
2. Искажения звуков
1) Искажение небольшого количества звуков.
2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков.
3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции
1) Искажение большого количества звуков.
2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков.
3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение
3. Замены звуков
1) Замены артикуляторно сложных звуков.
2) Непостоянные замены звука.
3) Разнообразные замены звука.
4) Взаимозамены звуков сравнительно часты
1) Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков.
2) Постоянные замены звука.
3) Однообразные замены звука.
4) Взаимозамены звуков сравнительно редки
4. Пропуски звуков
1) Непостоянные пропуски.
2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков
1) Постоянные пропуски.
2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков

1. Поваляева М.А. Справочник логопеда «Настольная книга логопеда» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.
2. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. — № 5.
3. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2.

Дизартрия и анартрия

Что это за заболевания – дизартрия и анартрия? Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии нарушается произношение звуков и просодическая сторона речи (сила голоса, темп, ритм, интонация). Расстройство речи связано с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Анартрия – отсутствие речи, обусловленное поражением нервно-мышечного аппарата, который обеспечивает её артикуляционный компонент, то есть коррекцию произносимых звуков и слов с помощью языка, глотки, щёк зубов. Пациенты, страдающие анартрией, понимают услышанную роль. Диагностику, дифференциальную дизартрии с другими нарушениями речевой функции проводят врачи и логопеды Юсуповской больницы.

С помощью современных методов нейровизуализации определяют место расположения очага поражения, который вызвал дизартрию, в головном мозге. Обследование пациента проводят с помощью новейшей аппаратуры ведущих мировых производителей. Лечением пациентов занимается мультидисциплинарная бригада специалистов высокой квалификации. Ранняя диагностика речевого расстройства, индивидуальный подход к лечению каждого пациента, позволяют быстро восстановить нарушенную речь у пациентов, которые перенесли инсульт, черепно-мозговую травму или страдают заболеваниями нервной системы.

Сходство и различие дислалии и дизартрии

Дислалия и дизартрия – две группы речевых нарушений, которые обладают внешней схожестью, поскольку в том и другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Чем отличается дизартрия от дислалии? Различия проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении.

Причина развития дислалий до сих пор не выяснена. Функциональная форма речевого расстройства не связана с грубыми внутриутробными и родовыми травмами, заболеваниями головного мозга. В отдельных случаях дислалия возникает от неблагоприятного речевого окружения (архаизмы, диалекты). Дизартрия у детей развивается под воздействием следующих факторов:

  • Травм в родах,
  • Заболеваний головного мозга (менингоэнцефалитов);
  • Интоксикаций.

У взрослых дизартрия может развиться у пациентов, которые перенесли черепно-мозговую травму, инсульт, страдают новообразованиями мозга, патологией церебральных сосудов или дегенеративными заболеваниями нервной системы.

При дислалиях неврологи не наблюдаю грубых поражений центральной нервной системы. В отдельных случаях определяется органическая микросимптоматика. Чаще имеет место нарушение вегетативной нервной системы в виде стойкого красного дермографизма, симптома Хвостека. У пациентов, страдающих дизартрией, на первый план выступает грубая симптоматика с наличием гиперкинезов, парезов, вовлечением в процесс V, VII, IX, X и XII пар черепно-мозговых нервов. Поражение этих нервов обусловливало следующие проявления дизартрии:

  • Фонетические дефекты речи;
  • Неправильность пульса, дыхания;
  • Слюнотечение;
  • Нарушения голоса, выраженные в различной степени.

При функциональных дислалиях преимущественно страдает фонетическая сторона речи. Сердечная деятельность, дыхание, голос и моторика преимущественно не нарушаются. Только в случаях ринолалии (механической дислалии), когда имеют место анатомические дефекты нёба, появляется назальность (речь с носовым оттенком), нарушается дыхание и голос. Дифференциальную диагностику дислалии следует проводить со стёртой дизартрией.

Сравнительная характеристика дизартрии и дислалии

Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и дислалии проводится после выявления дефектов нёба или других органов артикуляции. В неврологическом статусе таких детей не бывает грубых поражений центральной нервной системы.

При дислалии у детей отсутствуют психические отклонения от возрастной нормы. обычно не бывает. Иногда имеют место временные задержки психического развития. В отдельных случаях дислалии протекают на фоне олигофрении. При дизартриях чаще встречаются задержки психического развития по органическому типу, иногда олигофрении. Эмоционально-волевая сфера и характер детей с дислалией не страдают, в то время, как у пациентов, страдающих дизартрией, в большинстве случаев наблюдается трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождающимся плачем, часто бывают аффективные вспышки. Знание клинико-педагогических особенностей течения дислалий и дизартрии даёт возможность врачам и логопедам Юсуповской больницы лучше определить прогноз данных речевых расстройств, назначить соответствующую терапию и определить характер логопедических занятий.

Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения

В 96% случаев дизартрий встречается псевдопсевдобульбарная форма речевого расстройства. Псевдобульбарную дизартрию дифференцируют по степени поражения. Третья, лёгкая степень дизартрии возникает при одностороннем поражении доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины. У пациентов возникают следующие изменения неврологического статуса:

  1. Избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата (чаще языка). Это приводит к ограничению объёма наиболее тонких изолированных движений. Особенно затруднён подъём кончика языка вверх;
  2. Избирательное повышение мышечного тонуса, которое чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка;
  3. Нарушение темпа и плавность произношения.

Произношение становится замедленным. Какуминальные согласные (Р, Ш, Ж,) отсутствуют или заменяются дорсальными (З, С, 3, СВ, ЗВ, Н, Т, Д). Часто страдает Л и Ль.

Дизартрия второй, средней степени тяжести, возникает при одностороннем поражении коры доминантного полушария коры в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Развивается недостаточность кинетического праксиса (неспособность произносить серии звуков речи). Пациент вынужден искать нужный артикуляционный уклад, что замедляет темп и затрудняет плавность речи. Он испытывает трудности в ощущении и воспроизведении отдельных артикуляционных укладов. Развивается недостаточность лицевого гнозиса (способности узнавать предметы по чувственным восприятиям), особенно в области артикуляционного аппарата. Ребёнок не может точно прикоснуться к определенным участкам лица.

Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность. Речь становится напряжённой из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений. Произношение замедлено, но нарушения произношения звуков неоднозначны, непостоянны. Наиболее часто страдает произношение шипящих звуков (Щ, Ш, Ж) и аффрикатов (Ц, Ч,). Звуки автоматизируются с трудом. Речь долго остаётся смазанной, нечёткой.

Тяжёлая дизартрия первой степени характерна для поражения нижних отделов премоторных областей коры головного мозга. У пациентов отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. Возникает недостаточность кинетического динамического праксиса. В связи с этим дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем (звуков речи), особенно слов со стечением согласных. Речь становится напряжённой из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений. Аффрикаты распадаются на части: Ц на ТС, Ч – на ТЬ и Ш. Щелевые звуки заменяются смычными С – Г, 3 – Д. При стечении согласных звуки опускаются. Человек избирательно оглушает звонкие согласные, преимущественно смычные.

Коррекция дизартрии и дислалии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии в Юсуповской больнице проводится на фоне медикаментозной терапии и реабилитации. Неврологи назначают лекарственные препараты, оказывающие ноотропное действие, витаминно-минеральные комплексы. Реабилитологи применяют следующие виды восстановительной терапии:

  • Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;
  • Акупрессуру;
  • Иглоукалывание;
  • Лечебную физкультуру;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Механотерапию.

Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительной терапии: дельфинотерапии, арттерапии, сенсорной терапии. На логопедических занятиях по коррекции дизартрии специалисты для развития мелкой моторики проводят пальчиковую гимнастику. Моторику речевого аппарата развивают с помощью логопедического массажа, артикуляционной гимнастики.

Для установки физиологического и речевого дыхания проводят дыхательную гимнастику. Голос укрепляют с помощью ортофонических упражнений. Проводится коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения, работа над развитием речевой коммуникации и выразительностью речи. Порядок постановки и автоматизации звуков логопеды определяют наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения. Процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

При органических формах ринолалии устраняются анатомические дефекты:

  • Изготавливается индивидуальный глоточный обтуратор;
  • Проводится хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, хейлопластика, велофарингопластика);
  • Выполняется аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки.

Для устранения назальности при функциональной ринолалии (дизартрии) применяют физиотерапевтические методы лечения и психотерапевтические методики. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии, вызванной расщелиной твёрдого нёба, проводят до операции и после хирургического вмешательства. В дооперационном периоде проводят артикуляционную и дыхательную логопедический массаж (вибрационный массаж мягкого нёба и пальцевой массаж фрагментов твёрдого нёба). На этом этапе работают над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивают силу и гибкость голоса, расширяют словарь ребёнка, воспитывают слуховое внимание и фонематический слух.

Целью работы по коррекции ринолалии в послеоперационном периоде является закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. Для этого проводят массаж послеоперационных рубцов нёба, развивают полноценное нёбно-глоточное смыкание, вырабатывают дифференцированное ротовой и носовой выдох. Логопеды произношение звуков, устраняют назальный оттенок голоса, работают над ликвидацией пробелов во фразовой речи и лексико-грамматическом строе. Для того чтобы пройти диагностику и лечение дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Обучение чтению по методике Н. А. Зайцева

Альбина Коннова
Обучение чтению по методике Н. А. Зайцева

Настоящая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на современном этапе является создание равных стартовых условий для образования будущих первоклассников.

Анализ педагогического наследия показывает, что во все времена педагоги отмечали необходимость подготовки к школьному обучению (Я. А. Коменский, ДЖ. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Е. Славиненцкий, И. Б. Бецкой, А. С. Макаренко и др.).

В современной отечественной психологии и педагогике проблема готовности к школьному обучению изучалась А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером, Ф. А. Сохиным, Л. Е. Журовой, Л. И. Божович и др.

Учёными доказано, что развитие связной речи, фонематического слуха находится в тесной связи с развитием руки. Поэтому в программах предшкольной подготовки так важно развитие этого раздела школьной зрелости. Изучив программы, методики формирования развития речи, навыков чтения, мы пришли к пониманию того, что наиболее интересной, учитываюшей психологическое развитие детей является здоровьесберегающая технология Н. А. Зайцева.

Данная программа основана на методике Н. А. Зайцева, которая учитывает, прежде всего, природную сущность ребёнка, присущие ему формы и способы постижения мира. По мнению Я. С. Турбовского, открытие Зайцева состоит в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребёнка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга, отмечает, что данный подход к развитию и обучению носит здоровьесберегающий характер.

Разработанная мной программа кружка «Говорушки» служит дополнением к программам, используемым в ДОО, направленных на развитие речи, обучение грамоте.

Предложенная программа полностью соответствует требованиям методики Н. А. Зайцева, тематическое планирование позволяет педагогу доносить материал детям в системе «от лёгкого к сложному», включая деятельность по развитию психомоторики ребёнка.

Содержание программы включает интеграцию образовательных областей,которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие.

Специфика данной программы состоит в том, что она позволяет развивать познавательные процессы у дошкольников (восприятие, внимание, воображение, память, речь и т. д.) и одновременно обучать чтению и письму.

Психолого-педагогическое обоснование методов обучения дошкольников (по методике Н. А. Зайцева)

1. Постоянная двигательная активность ребёнка (при чтении по таблице голова ребёнка приподнята, рука двигается свободно; работа с кубиками – пальчиковая гимнастика).

2. Развитие артикуляции, дикции, чистоты речи при работе с таблицей (пение складовых «песенок») и кубиками.

3. Учение – игра, увлечение, радостью

4. Ребёнок в постоянном поиске, имеет право выбора (принцип – «идти от ребёнка»).

5. Движение от общего к частному (принцип – «никаких терминов»).

Читайте также:  Основные направления профилактики речевых нарушений

6. Положительная мотивация, ситуация успеха для ребёнка (при обучении «письму» по таблице и работе с кубиками ребёнок не боится ошибаться).

Цель программы: обучение младших и средних дошкольников чтению по складам.

1. Введение в чтение, предполагающее не ставить цель научить читать каждого ребёнка, но дать возможность каждому проявить свои способности в чтении.

2. Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Воспитывать интерес к чтению и уважение к книге.

Речевое развитие включает

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. При дифференциации занятий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения.

В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.

Этапы Содержание работы Продолжительность

1 Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения. Проговаривание чистоговорок, скороговорок. 5 мин

2 Работа с кубиками и таблицами 5 мин

3 Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, пословицы, отгадывание загадок и тд.) 5 мин

4 Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание

Формы подведения итогов.

Проверка результатов проходит в форме игровых занятий.

Итоговый контроль осуществляется в форме открытого занятия.

Список средств обучения:

Технические средства обучения:

2.Аудиозаписи на дисках: попевки, алфавит.

3. Аудиопособие «Читай и пой»

4. Столы детские.

5. Полка для кубиков.

1. Кубики Зайцева.

2. Настенные демонстрационные таблицы.

3. Складовые картинки.

Методические материалы

– Учебник для родителей, воспитателей, учителей;

– картотека «Артикуляционная гимнастика»

Зайцев Н. А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н. А., Струве Г. А. Читай и пой. – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н. А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счёт. – СПб. : Лань, 1997.

Зайцев Н. А. Комплект «Складовые картинки». – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Детский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных Цель: сформировать у детей подготовительной к школе группы умение создавать дидактическую игру с опорой на квадраты Никитиных. Задачи:.

Игры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.

Игра «Часы» для обучение детей чтению Игры – рисунки вызывают у детей интерес и облегчают усвоение материала. Предлагаемая игра имеет многофункциональный характер: закрепляет.

Как мы играем в кубики Зайцева Уважаемые коллеги и друзья! Хочу рассказать как мы с малышами играем в кубики Зайцева. Кубики нам подарили родители двух близняшек,которых.

Мастер-класс игры «Крышечки» по методике Монтессори из пластиковых бутылок Продолжая цикл игр по методике Монтессори, предлагаю мастер-класс игры “Крышечки” Такая игра как нельзя лучше подходит для развития мелкой.

Мастер-класс с использованием игры-шнуровки по методике Монтессори из швейных катушек Девизом Марии Монтессори в педагогике стал – «Помоги мне это сделать самому!» Её принцип индивидуальной свободы и опоры на сенсорное развитие.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками «Наше настроение» (по методике Н. А. Коротковой) Тема «Наше настроение».(старшая группа). Интеграция образовательных областей: Задачи: 1) закрепить представление о том, каким бывает.

Обучение детей по методике Зайцева + кубики и книги

Рада встрече, дорогие читатели!

Продолжаем постигать интерес по поводу ранних методик развития наших деток. О пользе раннего развития можно почитать здесь. Сегодня речь пойдет про обучение детей по методике Зайцева.

  1. Об авторе
  2. Основные принципы методики
  3. Волшебные кубики
  4. Обучающие таблицы
  5. Для какого возраста
  6. Преимущества метода
  7. Недостатки системы

Об авторе

Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.

Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и в обычных школах.

По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.

В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.

Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.

В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.

В 1992 г. автор немного модернизирует свою методику и значительно упрощает ее для доступности занятий в домашних условиях.

В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.

Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:

  1. Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
  3. «Тысяча +» (скачать) — обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
  7. Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.

А так же является автором многих обучающих книг, например:

  1. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  2. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» (скачать книгу)
  3. Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу — Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)

Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)

При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.

Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.

Основные принципы методики

Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.

Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.

Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.

Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.

В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:

  • Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
  • Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
  • Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
  • Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.

Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.

Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.

Волшебные кубики

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).

Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.

Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Но в чем же их особенность?

  • Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Обучающие таблицы

Такие таблицы автор рекомендует вешать на стены или доску. Таким образом мы сразу наглядно видим весь материал., помогает отследить, что прошли, что еще впереди.Является так называемым путеводителем. Зайцев разработал три вида таблиц:

  1. Складовые, которые объединили в себе склады, составление из слов, так же разделение на звуки (звонкие, глухие).
  2. Стосчетовые, которые объединили в себе числа от 0 до 99. При помощи такой таблицы можно производить математические действия в пределах ста.
  3. Математические, более сложные операции с числами, свойства числе, действия, дроби и пр.

Для какого возраста

Система так же не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но, на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками, порой не по назначению.

Преимущества метода

  1. Повторюсь, что занятия не привязаны к конкретному возрастному периоду можно и в год и в пять лет пользоваться данной методикой.
  2. Дети быстро запоминают склады и начинают читать, как показала практика Зайцева.
  3. Ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах.
  4. Методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании.
  5. Можете обучаться в своем заданном темпе.
  6. Довольно простой и наглядный материал.

Недостатки системы

  1. В школе вам придется переучивать ребенка, так как ребенок, используя в составе слова склады не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться.
  2. Методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители.
  3. Для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев).
  4. Некоторые дети проглатывают окончания в словах.
  5. Методика подходит только для правшей (спорно).

Ну, вот, дорогие родители, занимайтесь с вашими детками и будьте счастливы!

Программа обучения чтению по методике Н.А.Зайцева детского клуба “Читалочка”
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка детский сад №5 «Ёлочка» города Ишима

Программа обучения чтению

по методике Н.А.Зайцева

детского клуба «Читалочка»

Сунцова Светлана Сергеевна

Пояснительная записка.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память,воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Психологи считают, что в 4 – 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7- 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры, которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Читайте также:  Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

– читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение – это одна из разновидностей речи (письменная);

– читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

– чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

– многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

– чтение – это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Программа обучения чтению по кубикам Н.А.Зайцева рассчитана на детей старшего возраста. Ведущая деятельность дошкольников – игровая. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в группах по 10-12 человек.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Длительность реализации программы – 1 год.

Цель: Обучение чтению по складам.

Задачи:

  1. Формировать навык слитного чтения;
  2. Обогатить словарный запас детей;
  3. Развивать внимание и память;
  4. Прививать интерес к чтению.

Особенности программы:

Чтение — прeвращeниe знакoв в звуки, самый быстрый и лёгкий путь к нему лежит через письмо. Этому способствуют кубики и таблицы Н.Зайцева.

Кубики различаются по цвету (золотые, железные, деревянные, белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.

  • Золотые кубики — для гласных.
  • Железные и деревянные (большие и маленькие) — для согласных и их сочетаний с гласными, твёрдым и мягким знаком.
  • Железные — для звонких, деревянные — для глухих.
  • Большие — для твёрдых, маленькие — для мягких.

Для быстрого распознавания и надёжного запоминания кубиков используются такие приёмы:

  • деление на группы по цвету (5 различий),
  • по объёмам (4),
  • по звучанию и вибрации наполнителя (5),
  • по весу (как минимум 4).

В основе лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов:

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Каждый кубик, каждая клеточка в таблице — конкретный образ. Кубики держим в руках, трясём, поворачиваем, складываем из них слова. По клеточкам водим указкой, можем писать слова, диктанты. Наглядно действуем. Постепенно, поначалу лишь в виде комментария, сопровождающего действия, вводим словеснологическое, без всяких претензий на воспроизведение рассуждений, правил и формулировок обучающимися.

Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение.

Программа обучения

1 период

2 период

3 период

Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Кубики и таблицы поются. Отслеживание песенок глазами (поначалу за указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п.

Проговаривать и пропевать склады в порядке МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ гораздо легче, чем в любом другом, — так многие фонетисты, фонопеды, фониатры, преподаватели вокала считают.

Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память.

Основное правило: что пропеваем, то и в таблице показываем.

Следя за указкой и пропевая песенки хором, дети становятся внимательнее. Воспитываются навыки, необходимые для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке, перевод его на следующую, интонационное выделение знаков препинания.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и память тела: сверху, снизу, слева, посредине или справа

Характерной чертой является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание обучающихся в сидячем положении. Значительную часть учебного времени обучающиеся проводят в движении (некогда присаживаться), с высоко (но не чрезмерно) поднятой головой. Стремясь побыстрее (естественный соревновательный эффект) дать правильный ответ, начинают считывать информацию не только с близкого, но среднего и дальнего расстояния, тем самым невольно тренируя и укрепляя зрение. Устранение обездвиженности, физической закрепощённости, неизбежной при работе в сидячем положении, позволяет активнее мыслить, дольше и без особого напряжения удерживать внимание на учебных задачах.

Перспективное планирование:

Месяц

Тема

Задачи, содержание

Кол-во занятий

Знакомство с кубиками.

Знакомство с таблицей.

Познакомить с кубиками, научить опознавать их по цвету, объёму, звучанию.

Пропевание гласных складов по таблице.

Классификация больших и малых складов.

«Братишки и сестрёнки» (у-ю)

Развивать умение различать твёрдые и мягкие склады.

Развивать умение различать звонкие и глухие склады.

Чтение складов с гласными «А», «Я»

Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной.

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

«Братишки и сестрёнки» (о-ё)

«Братишки и сестрёнки» (а-я)

«Братишки и сестрёнки» (э-е)

«Братишки и сестрёнки» (и-ы)

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

Формировать навык складного синтеза

Выкладывание слов кубиками

Поиск нужного кубика

Знакомство с игрой

«Складовые картинки» (птицы и животные)

Угадывание написанного на картинке слова.

Знакомство с новым кубиком.

Уметь ориентироваться по таблице.

Узнавать и читать склады на кубике.

«Кто вокруг меня живёт»

«Что вокруг меня растёт»

Учить интуитивному чтению разных слов

Учить интуитивному чтению разных слов

Учить интуитивному чтению разных слов

Учить интуитивному чтению разных слов

Учить читать простые предложения

Работа с предложением

«Письмо слов по таблице 1»

«Кто знает, что это?»

Выкладывать из кубиков простые предложения

Развивать зрительно-моторную координацию

Выкладывать слова кубиками

Поиск нужного склада в таблице на слух

Учить складывать слово из кубиков

Закрепить навык прочтения целого слова и понимание смысла

Учить самостоятельно составлять слова из складов на кубиках

Соотносить одинаковые слова

Узнавать слова и подбирать их на картинке

Учить детей распространять простое предложение

Формировать навык письма слов по таблице 1

Закреплять навык чтения

Закреплять навык чтения

«Игры по таблицам»

Развивать быстроту чтения

Развивать словарный запас слов

Отрабатывать чтение слов сложной слоговой структуры

Познакомить с алфавитом

Составлять новые слова путём перестановки складов

Соотносить одинаковые слова

Закреплять навык чтения

Тренировать навык чтения

Тренировать навык чтения

Тренировать навык чтения

Тренировать навык беглого чтения

Прогнозируемый результат:

  • формируются навыки беглого чтения,
  • появляются навыки грамотного письма,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
  • быстро расширяется словарный запас,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.

Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, так как усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.

Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение:

  1. Н.А.Зайцев Методика обучения чтению. «Кубики Зайцева», Санкт-Петербург, 2012
  2. Методики Зайцева. Марки: собаки и кошки. Издат.Дом «Нева», 2004.
  3. Н.Пятибратова. «Домашняя тетрадь к занятиям по «кубикам Зайцева», М.: ИФ «Унисерв», 2013
  4. DVD-диск «Методики Н.Зайцева. Обучение чтению.»
  5. DVD-диск «Первые Ксюшины уроки. 85 игр-занятий для обучения чтению по методике Н.А.Зайцева.»
  6. DVD-диск «Скороговорки.Чистоговорки.»
  7. Н.Зайцев, Г.Струве. «Читай и пой. Детям вместо букваря.», С.Петербург

▣ ПОДПИСАТЬСЯ НА ИНСТАГРАМ➥

  • О нас
  • Доставка
  • Оплата
  • Хочу сэкономить
  • ГЛАВНАЯ
  • ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

  • Шнуровка, бусы
  • Музыкальные инструменты
  • Пирамиды, сортеры, логика
    • Деревянная радуга
  • Матрешки, сувениры
  • Рамки-вкладыши, деревянные пазлы
  • Лабиринты, бродилки
  • Стучалки, горки шарики
  • Счетный материал
  • Фигурки, дергунчики
  • Кубики, домино, лото
  • Каталки
  • Конструкторы, сборные модели
  • Игровые наборы
    • Кухня, посуда, уборка
    • Оружие из дерева
  • Дома и мебель
  • Бизиборды, обучающие доски
    • Геоборды
  • Магнитные доски, мозайки
  • Головоломки
  • Эко игрушки
  • Погремушки, Прорезыватели
  • Азбука и Арифметика
  • Транспорт
  • Авторские методики
  • Игрушки ручной работы
  • Игрушки из фетра
  • Игрушки к 9 – МАЯ
  • Методика Монтессори
  • Игрушки для детского сада
  • Речевое развитие
  • Настольные игры
  • Игрушки на новый год
  • info@umslon.ru
  • +7 (495) 924-72-54
  • +7 (905) 578-55-08
  • Режим работыПН-ВС: 9:00 – 19:30 Бесплатная доставка от 3000 руб*
  • WhatsApp
  • Telegram
  • Viber

В корзине пусто!

Методика Зайцева – основы обучения детей чтению

Каждый родитель хочет, чтобы именно его ребенок стал вундеркиндом (или хотя бы просто способным и умным). Для организации помощи взрослым существует множество методик для обучения ребенка чтению и письму, чтению и математике. Это системы Марии Монтессори, Гленна Домана и многих других. Особое место здесь занимают кубики Зайцева – методика обучения чтению с самого раннего возраста.

Кто такой Николай Зайцев

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».

Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать. Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.

Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

    Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.

Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.

Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.

Общие принципы методики Зайцева

Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее. Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте. При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.

В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

С помощью игр с кубиками:

  • расширится словарь малыша;
  • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
  • речь ребенка станет более внятной;
  • можно исправить ряд логопедических проблем;
  • развивать логику и мышление ребенка;
  • научить кроху работать самостоятельно.

Комплектация

В стандартный набор входит:

  • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
  • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
  • 4 шт. картонных таблицы формата В3
  • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
  • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.

Что такое склад

В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

Описание методики

Создатель методики не предполагает авторитарного стиля общения педагога с детьми. Он говорит о том, что надо учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.

Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.

По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры.Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.

С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.

Плюсы и минусы методики

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.

В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

Методика обучения чтению по Зайцеву. Плюсы и минусы

Приветствую всех читателей блога.

Сегодняшний материал больше «по вкусу» родителям выпускников детсадов – будущих первоклашек, потому как мы будем учиться читать. Обучение чтению давно негласно легло на родительские плечи. Все школы с нетерпением ждут детей, уже читающих и уже считающих. Нам с вами только остаётся набраться терпения и найти методику, которая позволит быстро и, что немаловажно, — интересно, научить ребёнка читать.

Пожалуй, наиболее востребованной техникой читательского обучения стала методика чтения Зайцева, педагога из Санкт-Петербурга. Чем же она так хороша, что выделяется среди всех прочих?

Как пришла идея и во что она вылилась?

Автор современной методики Николай Зайцев – педагог во втором поколении.

Родители его были учителями в сельской школе, потому никто и не сомневался, кем станет их сын в будущем. Так уж получилось, что с пятого курса филологического факультета направили студента Зайцева в Индонезию переводчиком.

Казалось бы, что тут сложного. Да не так-то просто «сказка сказывалась», а дело и вовсе зашло в тупик. Индонезийские ученики Зайцева были далеки от трудного для постижения иностранными умами русского зыка. Пришлось искать оригинальные способы донести русскую фонетику, таблицы чертить да карточки рисовать.

Так, шаг за шагом все его практические эксперименты выросли в настоящую методику, которую по возвращению на родину он и решил апробировать на малышах-дошкольниках, чем-то схожих с теми самыми «ещё слепыми» в русском языке индонезийцами.

А во что это вылилось? В настоящий фурор.

Кубики Зайцева прослыли как «звенящее чудо», способные научить читать за короткие сроки даже тех ребятишек, которым тяжело давалась грамота. Более того, отзывы педагогов послужили толчком, чтобы многие школы перешли на зайцевскую методику обучения чтению.

В чём весь цимус?

Наблюдение педагога Зайцева за маленькими детьми дало основу понимания, почему детям так трудно иногда научиться читать.

  1. Во-первых, как мы этот процесс начинаем? Правильно, сначала учим буквы. А вот Зайцев уверен, что совсем необязательно знать названия букв. Очень часто ребенок знает их, а как складываются вместе запомнившиеся на картинках под буками «аист» и «бегемот» – не понимает.
  2. Во-вторых, после того, как мы выучили буквы, мы пытаемся складывать их в слоги. Что по этому поводу говорит известный педагог? Чтение по слогам для детей усложняет процесс обучения! Ведь русский язык не зря прослыл богатым и могучим. В слове может быть до 10 букв и более, а когда стоят рядом три согласные вместе — вообще беда. Взрослые-то иногда не могут прочитать без ошибок. Например, бегло прочитать «взгромоздиться» или «встряхнуться» для дошкольника почти из мира фантастики. А у «всплеска» вообще один слог!
  3. В-третьих, как мы привыкли? Сначала учимся читать, потом начинаем писать. А вот зайцевская методика настаивает на обратном: ребёнку легче научиться читать через навыки письма, когда звуки переходят в знаки, а знаки потом превращаются в звуки.

Такие маленькие хитрости послужили тому, что Зайцев «изобрёл» свою единицу русского языка, отличную от привычного для всех слога. Это так называемый склад. Что он из себя представляет? Да всё просто – сладкая парочка: согласная + гласная, ну ещё бывает согласная + твёрдый или мягкий знак.

Именно так звучит живая разговорная речь, понятная для ребёнка. Эти самые склады они перенёс на кубики, которые выступили принципиально важным инструментом в обучении.

Почему не привычные карточки, а именно кубики? Это автор методики объясняет отсутствием ещё у детей аналитического мышления (оно, к слову, формируется годам к семи), заменяемого ставкой на зрительную, слуховую и тактильную память. Потому инструментарий его с нарисованными на гранях складами разных цветов, разных размеров в соответствии со звуковыми рядами.

То есть учимся мы у Зайцева от наглядного к логическому: один раз увидеть вместо того, чтобы двадцать раз рассказать.

Из чего «сделана» методика Зайцева?

В зайцевском инструментарии всего 52 кубика, плюс семь повторяющихся для выстраивания слов наподобие «МА-МА» или «БА-БА». Всего 200 складов. Все они отличаются цветом, есть маленькие и большие, одинарные и двойные. Даже для знаков препинания присутствует белый куб. А теперь по порядку и более подробно. Комплект для самых маленьких (а это от двух лет) включает основной набор.

  • Большие кубики – это домики для твёрдых складов, маленькие – для мягких. Принцип такого распределения ролей у Зайцева объясняется так: на твёрдых складах рот мы раскрываем больше («МА»), нежели на мягких («МЯ»).
  • Двойные – пара склеенных из тех, что «дружат» не со всеми. К таким относятся, к примеру, ШЬ, ШИ, ША.
  • Кубки наполнены разным материалом. Есть «железные» и «деревянные». Первые – для звонких складов, вторые – для приглушённых. Гласные «живут» на «золотых». Железно-деревянные предназначены для размещения на них складов с твёрдым знаком, а деревянно-золотые – для тех, у кого есть мягкий знак.
  • Все гласные на кубиках красуются голубым, согласные – ярким синим, а знаки (твёрдый и мягкий) – зелёным.

На первый взгляд всё сложно, однако при виде кубиков всё быстро встаёт на свои места и становится понятным.

Склады Зайцева также размещены в таблицах, которые развешиваются в удобных местах, чтобы ребёнок мог глазами найти нужные сочетания. Табличная форма служит дополнительным инструментарием к игровым кубикам.

Материалы можно купить готовые, но можно приобрести и те наборы, которые предназначены для самостоятельного склеивания. Процесс, конечно, трудоёмкий, но если привлечь к нему ребёнка, будет занимательный.

Хитрости пользования методикой

Николай Зайцев уверен, что научиться читать по его методике можно быстрее, если склады не проговаривать, а пропевать. Да и музыкальный процесс намного интереснее для ребёнка.

Первоначальное знакомство ученика происходит со всей массой, и лишь потом юный чтец выбирает для себя наиболее понравившиеся для пения склады. Постепенно «под музыку» знакомят с маленькими-большими, железными-деревянными, чтобы дать понять, что они, как и склады, разные.

Далее происходит освоение таблиц, где пропеваются склады по столбикам и подбираются для них нужные кубики.

Как обещает известный педагог, хватит 15-20 занятий, чтобы ребёнок освоил, «как хорошо уметь читать» и уже не просил вас: «Прочти, пожалуйста! Прочти!».

И ещё! Часто родители задают вопрос: «А когда начинать?!» Так вот, как утверждает автор Зайцев, хоть с самого рождения.

Ведь инструментарий техники – не что иное, как игрушка для малыша, которая будет сначала развивать мелкую моторику, а потом постепенно развивать память, слух и формировать у него читательские навыки. Уже годовалому ученику можно задавать петь песенки со складами и предлагать поискать кубики с нужными сочетаниями.

А есть ли в бочке мёда ложка дёгтя?

То, что такая методика обучения чтению – просто находка, мы уже выяснили. Но как обычно бывает: не всё то золото, что блестит.

Иными словами, и здесь тоже есть свои минусы, которые следует принимать во внимание.

  1. В первую очередь, логопеды обеспокоены тем, что дети при заучивании складов не понимают механизма складывания букв в отдельности и впоследствии нередко пропускают окончания слов и сталкиваются с проблемой при задании разделить слова на так нелюбимые Зайцевым слоги при разборе по составу.
  2. Далее бывают сложности с фонетическими заданиями, потому как в школьной программе цвета для звуков другие (как мы помним, синие и красные), нежели у Зайцева (голубой, синий и зелёный). Педагоги сетуют: научить детей проще, чем переучивать.
  3. В-третьих, возникает путаница в схожих по звучанию гласных. Так, например такие зайцевские склады, как «БЭ» и «ВЭ» нередко становятся на письме у детей заменителями правильных «БЕ» и «ВЕ» (ну вот слово «теннис» «зайцевский» малыш может написать, как слышит – «тэннис»).

Есть пробелы и с вычленением отдельных звуков, что напрямую влияет на грамотность.

Как бы то ни было, есть много сторонников этой методики, которым нравится такая игровая форма обучения чтению. Педагоги рекомендуют её для тех детей, у которых более развито правое мозговое полушарие (а мы помним, что это как минимум все левши) – они мыслят образно. И при этом не забывают сказать, что такой способ не развивает творческие способности. Хотя для кого-то это не такая и большая проблема.

Нашла видео в тему, на котором папа и малыш очень весело занимаются по представленной выше методике. Посмотрите)

Ну как вам такой способ научить ребёнка читать? Готовы поэкспериментировать или всё-таки проверенным бабушкиным? Делитесь мнениями в комментариях)

Ссылка на основную публикацию