Как избежать трудностей при овладении навыками письма и чтения

Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МАСТЕР-КЛАСС

(практикум)

Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом.

План:

1. Что такое письменная речь?

2. Что необходимо для успешного овладения письмом?

3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом ?

4. Основные направления работы при обучении детей письму /схема /

5. Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма

6. Рекомендуемая литература для родителей

7. Литература, используемая при подготовке темы

1. Что такое письменная речь?

Письменная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности.

В ней принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигателный, зрительный, общедвигательный.

Письменная речь формируется только на основе устной и между ними существует тесная взаимосвязь.

Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения этого процесса в языке существует система письменных знаков / букв/, каждый из которых соответствует определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый /или мысленно представляемый/ звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность в слове. Если же звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении нельзя будет воспроизвести и узнать записанное слово.

2. Что необходимо для успешного овладения письмом?

Каждый приходящий в школу ребёнок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма предпосылками:

Различение на слух всех звуков речи: гласных, простых согласных, звонких / глухих, твердых / мягких, свистящих / шипящих, сонорных;

Правильное произношение всех речевых звуков (шишка, а не”сыска”, рожок, а не “лошок/лосок”);

Овладение простыми/сложными видами анализа на уровне слова, предложения, текста (например, на уровне слова: выделение звука из слова, определение места звука слове, выделение ударного гласного звука из начала и конца слова — “Аист“, определение количества слогов в слове (усвоение правила – сколько гласных в слове – столько слогов, например, в слове Аист -2 гласных – А И, значит 2 слога);

Сформированность зрительно — пространственных представлений /умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, умение сравнивать их , что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв, в дальнейшем умение ориентироваться на листе бумаги;

Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при отсутствии искажений звуковой/слоговой структуры слов /“вебра” вместо “верба”, “мотолок” вместо “молоток”/;

Достаточно развитая тонкая ручная моторика;

Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма – мотивация к обучению;

Известно, что физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Невмешательство (безразличие) в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии! Речевые недостатки, закрепившись в детстве, часто с большим трудом преодолеваются в последующие (школьные) годы.

В случае несформированности названных предпосылок к началу обучения грамоте, ребёнок встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что приведёт к появлению у него дисграфических ошибок. Детям, имеющим нарушения устной речи, труднее усваивать правила (грамматические, орфографические).

3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом?

Если Ваш ребёнок учится в школе и у него имеются сложности в усвоении русского языка, то следует сначала внимательно разобраться в причинах этих трудностей и работать с ребёнком целенаправленно.

Например, если он заменяет на письме буквы из-за неумения различать звуки родной речи на слух, то нужно начинать с воспитания слуховой дифференциации звуков, а если причина буквенных замен кроется в неузнавании самих букв, то следует работать над развитием зрительного анализа. В случае же неумения применять грамматические правила на практике, необходимо заботиться об обогащении словарного запаса ребёнка и формировании у него грамматических систем, так как бедность словаря и непонимание родственных слов не позволяют ребёнку правильно подбирать нужные проверочные слова, например: ходить, выходить, обходить, проходить …

При наличии таких настораживающих факторов дети нуждаются в проверке на предмет сформированности у них предпосылок для овладения письмом. Родителям нужно знать о необходимости своевременной и целенаправленной помощи нуждающимся в ней детям, которая ни в коем случае не должна откладываться до старших классов школы.

4. Основные направления работы при обучении детей письму

Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психическую перегрузку ребёнка в процессе обучения технике письма, необходимо провести значительную подготовительную работу.

Подготовку детей к обучению письму необходимо проводить в нескольких направлениях, систематически, последовательно.

Схема: «Что должно быть сформировано у ребенка для успешного овладения письмом»

5. Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма

Как помочь детям преодолеть трудности при овладении письмом /предупредить их/?

Прежде всего, надо научиться уважать незнание и непонимание ребёнка, стараться найти их причины. Внимание и запоминание у 6 — 7 летних детей ещё слабое, значит, необходимо выполнять задания в форме игр (легче запомнить то, что интересно), которые помогут подготовить детей к обучению письму, и помочь исправить уже имеющиеся стойкие ошибки на письме.

а. Игры для подготовки пальцев и кистей рук к письму.

“Музыканты“ — движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.

“Курочка пьет водичку“ — локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва ритмичные наклоны рук вперёд.

“Пальчики здороваются“ — кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Поочередно выполняется правой/левой рукой.

Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно пальцы соприкасаются, постукивая друг друга. Выполнение этого упражнения можно сочетать с проговариванием потешек:

Жили — были три пингвина: Пик, Пак, Пок. Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.

/можно обыграть стихи, нарисовать фломастером на подушечках пальцев забавные выражения лиц, фигурки животных/.

“Пальчики в футбол играют“ — поочередно сгибать и разгибать пальцы рук

Пальчики в футбол играют, Все друг друга обгоняют Каждый забивает гол Хорошо играть в футбол!

б. Упражнения для умения ориентироваться на листе бумаги

Чтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, представлять себе из каких элементов она состоит и в каких пространственно — количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Например: чтобы ребёнок научился различать верх и низ листа на бумаге, ему предлагаются задания, “ снежинки падают”, “ бабочки на лугу“

“Снежинки падают“ — дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа, затем берут каждую снежинку и показывают , куда она падает. Свои действия ребёнок сопровождает словами: “Сверху — вниз”

“Бабочки на лугу“ — ориентируясь на показ взрослого и его словесные инструкции /указания/, а затем только словесной инструкции, дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои действия: “снизу — вверх, сверху — вниз “

Игра: «Котята разбежались» — Запоминание слов: “вправо — правый, влево — левый, вверх — верхний, низ — нижний” — на фланелеграфе /лист цветной бумаги / расположены фигурки котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребёнок называет месторасположение котят: “в середине …” Взрослый говорит: “ Котята разбежались… “ — и передвигает фигурки в разные направлениях. Ребёнок должен показать, сказать, где находится каждый котёнок, например: “ Серый котёнок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева…. “. Игру можно проводить в нескольких вариантах:

“Запомни и назови“ /менять расположение котят, когда ребёнок отвернётся /

“Дрессированные котята“ – ребёнок-“дрессировщик“ указывает место расположения каждого котёнка, другой ребёнок укладывает фигурки в соответствии с указанием “ дрессировщика”

в. Формирование графических навыков

Формирование навыков письма непосредственно связано с воспитанием настойчивости, стремления добиваться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания и наблюдательности, а также таких сложных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез.

Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ученик, сто определяется воспитанием правильного отношения детей к письменным заданиям /важно правильно сидеть при письме, правильно расположить тетрадь. держать ручку/.

Рисование/обводка улитки, клубков ниток, стараться обводить, не отрывая карандаш от бумаги — “волны“, “водоросли”, «прыжки кузнечика”, «чешуйки рыбок», штриховка…

У каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия родителям надо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, отмечать любые достижения ребенка. Первоклассники радуются и гордятся своими успехами, отражают уверенность в результативности своей деятельности. Успех пробуждает дальнейшее желание учиться.

г. Игры на развитие внимания зрительного, развития связной речи, грамматического строя

1. Кто больше подберет родственных слов к словам: корабль, машина, мороз ….

2. “Расскажи, что видно в телескоп” — лучше проводить с несколькими детьми, но можно и вдвоём с ребёнком;

Материал к игре: 2 листа бумаги: нижний лист с ярким рисунком — картинкой /из сказок, мультфильмов/и верхний лист большего размера, с вырезанным посередине небольшим кругом;

Ход игры: верхний лист накладывают на нижний и не приподнимая, каждый ребёнок, по — очереди, рассматривает в “ телескоп” изображение нижнего листа /смотрит не более 1 мин. Затем дети рассказывают, что они увидели, пытаясь воссоздать “ условность картины “.

Материал/Ход игры: лист картона с боковыми прорезями вертикальными по краям картона /слева и справа/ затем предлагается нарисовать по 1 картинке из сказки, мультфильма, рассказа. Листы склеиваются между собой, вставляются в прорези, передвигая постепенно полученную “ киноленту”, дети составляют свой сюжет рассказа/сказки.

д. Игры направленные на развитие фонематического анализа и синтеза

1. “Цепочка слов“ — как можно больше придумать слов на последний звук /кот — туман — нос/.

2. «Игры с использованием магнитной азбукой“ Измени один звук слова, объясни смысл слов: сом — сок — суп — сор — сыр — сын — сон — роса — роза — рота…

3. Кто составит больше слов из одного: Ш О К О Л А Д К А — лошадка, клад, шок, школа.

4. Вычёркивание заданных гласных/согласных букв из текстов журналов, газет “ Кто больше найдёт букв А, О, У, Э И, Ы… / Кто меньше пропустит букв.

6. Рекомендуемая литература для родителей

1) Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994 2) Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994 3) Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997 5) Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999 6) загадки, пословицы, кроссворды для детей

7. Используемая литература

1) “Логопедия” под ред. Л.С. Волковой М., 1989 2) Парамонова Л. Г. “ Правописание шаг за шагом “ Псков, 1998 3) Садовникова И. Н. “ Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников“ 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех“ М., 1997

Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Школьные трудности леворуких

(трудности при овладении навыком письма и чтения)

ЛЕВОРУКОСТЬ – это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. Учитывая особенности леворукого ребенка, следует работать над синхронизацией межполушарного воздействия. И этому могут помочь кинезиологические упражнения. Это упражнения, направленные на содружественные движения рук и одновременные движения рук и ног. Возможно использование этих заданий на физкультминутках не только на логопедических занятиях, но и в классе. С использование логоритмики левши получают дополнительный шанс в успешном обучении.

При обучении письму необходимо учитывать трудности зрительно-пространственной ориентировки. На данном этапе необходима работа по ориентировке на тетрадном листе и закреплению понятий «лево – право». Для этого используются: пальчиковый сухой бассейн, «зашумленные картинки», графические диктанты разной сложности. При недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв, целесообразно копировать различные фигуры и воспроизводить их по памяти. Конструировать буквы из элементов с последующим комментированием действий. Очень важно при обучении леворукого ребенка письму научить его комментировать свои действия при написании «сложных» букв. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в формировании навыка письма, но практически не поддаются переучиванию. Умение комментировать пригодится при заучивании словарных слов, где каждую букву ребенок прописывает в воздухе «не ведущей» рукой и проговаривает.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВОПОКАЗАНО ТРЕБОВАТЬ ОТ ЛЕВОРУКОГО РЕБЕНКА БЕЗОТРЫВНОГО ПИСЬМА! (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей.) Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям. Траектория движения руки при написании букв, как показывает опыт, может быть самой разной и не соответствовать той, которой учат. При письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз. У них больше обрывов, меньше связность. Соединяются буквы, как правило, короткими прямыми линиями.

Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка. По мнению некоторых ученых, подобное положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые и языковые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием (так же, как и у праворуких детей).

В последние годы, особенно в тех случаях, когда требование безотрывности при письме соблюдается неукоснительно, очень часто и леворукие, и праворукие ученики держат ручку инвертированно. Это естественная реакция детей, которым трудно координировать одновременное передвижение руки вдоль строки и сложную траекторию движений при выполнении каждой буквы при безотрывном письме.

Ребенок вынужден либо сильно изменить позу при письме (буквально лечь, выдвинув сильно вперед плечо), либо держать ручку почти перпендикулярно строке, что возможно только при инвертированном ее положении. Такое положение ручки необходимо исправлять, так как оно вызывает очень сильное мышечное напряжение у праворукого ребенка, но не следует настаивать на исправлении положения ручки у леворукого.

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму – процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти.

Как же можно помочь маленькому левше освоиться в этом мире?

Вот несколько советов.

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна лежать на столе:

в) обеих рук вместе.

    Свободное постукивание кистями по столу поочередно и одновременно. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе). «Бегают человечки» – указательный и средний пальцы правой, а потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самой левой рукой. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счёт «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.»
Читайте также:  Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Леворуким детям трудно ориентироваться в пространстве. Часто дети изображают рисунки вверх ногами, пишут «зеркально». Чтобы помочь левше ориентироваться на листе бумаги, предложите ему простые графические диктанты и упражнения. Графические упражнения Узорова. С. Гаврина, Н. Кутявина. «Мой помощник карандаш»- 3-4 года, 5-6 лет, – Альбом по развитию пространственного ориентирования. Графические диктанты. (Материал прилагается). Образное мышление левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква Х – это шагающий человечек, буква Ф похожа на очки, буква Ч – на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может это сделать самостоятельно. Нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо – признак леворукости. Некоторые исследователи даже считают, что в возрасте 3-7 лет зеркальное письмо у детей со слабостью зрительно-пространственной ориентации является закономерным этапом овладения навыком.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО? Фактически это зеркальное отражение движений правой руки. При этом зеркальность не только не осознается в ходе движения, но зеркально написанный текст читается без особого труда, словно он написан правильно. Иногда зеркально пишутся только некоторые буквы, иногда слова и фразы.

У леворуких детей отмечается и зеркальное рисование. Особенно четко это проявляется при копировании одной или нескольких фигур. Части фигуры или сами фигуры меняются местами: правые – налево, левые – направо. А ребенок при этом может не осознавать, что он неправильно рисует.

Важно постоянно помнить о том, что письмо, почерк являются своеобразным индикатором состояния нервной системы ребенка. Интересно, что при ухудшении функционального состояния, при утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, “вдруг” может вновь появиться зеркальное письмо. Зеркальное письмо наиболее часто появляется у переученных левшей, причем способность писать зеркально может сохраняться на всю жизнь.

В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами Р и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах забыть дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает сам.

Развивать как правую, так и левую руку (одновременное рисование двумя руками). Задания по письму должны быть очень небольшими (3-4предложения – записки поручения).

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, по мнению , и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом
методическая разработка по теме

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МАСТЕР-КЛАСС

(практикум)

Скачать:

ВложениеРазмер
master_klass._praktikum_dlya_roditeley_pervoklassnikov.docx124.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом.

1. Что такое письменная речь?

2. Что необходимо для успешного овладения письмом?

3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом ?

4. Основные направления работы при обучении детей письму /схема /

5. Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма

6. Рекомендуемая литература для родителей

7. Литература, используемая при подготовке темы

1. Что такое письменная речь?

Письменная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности.

В ней принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигателный, зрительный, общедвигательный.

Письменная речь формируется только на основе устной и между ними существует тесная взаимосвязь.

Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения этого процесса в языке существует система письменных знаков / букв/, каждый из которых соответствует определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый /или мысленно представляемый/ звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность в слове. Если же звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении нельзя будет воспроизвести и узнать записанное слово.

2. Что необходимо для успешного овладения письмом?

Каждый приходящий в школу ребёнок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма предпосылками:

  1. Различение на слух всех звуков речи: гласных, простых согласных, звонких / глухих, твердых / мягких, свистящих / шипящих, сонорных;
  2. Правильное произношение всех речевых звуков (шишка, а не”сыска”, рожок, а не “лошок/лосок”);
  3. Овладение простыми/сложными видами анализа на уровне слова, предложения, текста (например, на уровне слова: выделение звука из слова, определение места звука слове, выделение ударного гласного звука из начала и конца слова – “Аист“, определение количества слогов в слове (усвоение правила – сколько гласных в слове – столько слогов, например, в слове Аист -2 гласных – А И, значит 2 слога);
  4. Сформированность зрительно – пространственных представлений /умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, умение сравнивать их , что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв, в дальнейшем умение ориентироваться на листе бумаги;
  5. Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при отсутствии искажений звуковой/слоговой структуры слов /“вебра” вместо “верба”, “мотолок” вместо “молоток”/;
  6. Достаточно развитая тонкая ручная моторика;
  7. Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма – мотивация к обучению;

Известно, что физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Невмешательство (безразличие) в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии! Речевые недостатки, закрепившись в детстве, часто с большим трудом преодолеваются в последующие (школьные) годы.

В случае несформированности названных предпосылок к началу обучения грамоте, ребёнок встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что приведёт к появлению у него дисграфических ошибок. Детям, имеющим нарушения устной речи, труднее усваивать правила (грамматические, орфографические).

3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом?

Если Ваш ребёнок учится в школе и у него имеются сложности в усвоении русского языка, то следует сначала внимательно разобраться в причинах этих трудностей и работать с ребёнком целенаправленно.

Например, если он заменяет на письме буквы из-за неумения различать звуки родной речи на слух, то нужно начинать с воспитания слуховой дифференциации звуков, а если причина буквенных замен кроется в неузнавании самих букв, то следует работать над развитием зрительного анализа. В случае же неумения применять грамматические правила на практике, необходимо заботиться об обогащении словарного запаса ребёнка и формировании у него грамматических систем, так как бедность словаря и непонимание родственных слов не позволяют ребёнку правильно подбирать нужные проверочные слова, например: ходить, выходить, обходить, проходить .

При наличии таких настораживающих факторов дети нуждаются в проверке на предмет сформированности у них предпосылок для овладения письмом. Родителям нужно знать о необходимости своевременной и целенаправленной помощи нуждающимся в ней детям, которая ни в коем случае не должна откладываться до старших классов школы.

4. Основные направления работы при обучении детей письму

Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психическую перегрузку ребёнка в процессе обучения технике письма, необходимо провести значительную подготовительную работу.

Подготовку детей к обучению письму необходимо проводить в нескольких направлениях, систематически, последовательно.

Схема: «Что должно быть сформировано у ребенка для успешного овладения письмом»

5. Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма

Как помочь детям преодолеть трудности при овладении письмом /предупредить их/?

Прежде всего, надо научиться уважать незнание и непонимание ребёнка, стараться найти их причины. Внимание и запоминание у 6 – 7 летних детей ещё слабое, значит, необходимо выполнять задания в форме игр (легче запомнить то, что интересно), которые помогут подготовить детей к обучению письму, и помочь исправить уже имеющиеся стойкие ошибки на письме.

а. Игры для подготовки пальцев и кистей рук к письму.

“Музыканты“ – движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.

“Курочка пьет водичку“ – локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва ритмичные наклоны рук вперёд.

“Пальчики здороваются“ – кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Поочередно выполняется правой/левой рукой.

Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно пальцы соприкасаются, постукивая друг друга. Выполнение этого упражнения можно сочетать с проговариванием потешек:

Жили – были три пингвина: Пик, Пак, Пок.
Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.

/можно обыграть стихи, нарисовать фломастером на подушечках пальцев забавные выражения лиц, фигурки животных/.

“Пальчики в футбол играют“ – поочередно сгибать и разгибать пальцы рук

Пальчики в футбол играют,
Все друг друга обгоняют
Каждый забивает гол
Хорошо играть в футбол!

б. Упражнения для умения ориентироваться на листе бумаги

Чтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, представлять себе из каких элементов она состоит и в каких пространственно – количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Например: чтобы ребёнок научился различать верх и низ листа на бумаге, ему предлагаются задания, “ снежинки падают”, “ бабочки на лугу“

“Снежинки падают“ – дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа, затем берут каждую снежинку и показывают , куда она падает. Свои действия ребёнок сопровождает словами: “Сверху – вниз”

“Бабочки на лугу“ – ориентируясь на показ взрослого и его словесные инструкции /указания/, а затем только словесной инструкции, дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои действия: “снизу – вверх, сверху – вниз “

Игра: «Котята разбежались» – Запоминание слов: “вправо – правый, влево – левый, вверх – верхний, низ – нижний” – на фланелеграфе /лист цветной бумаги / расположены фигурки котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребёнок называет месторасположение котят: “в середине . ” Взрослый говорит: “ Котята разбежались… “ – и передвигает фигурки в разные направлениях. Ребёнок должен показать, сказать, где находится каждый котёнок, например: “ Серый котёнок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева. “. Игру можно проводить в нескольких вариантах:

“Запомни и назови“ /менять расположение котят, когда ребёнок отвернётся /

“Дрессированные котята“ – ребёнок-“дрессировщик“ указывает место расположения каждого котёнка, другой ребёнок укладывает фигурки в соответствии с указанием “ дрессировщика”

в. Формирование графических навыков

Формирование навыков письма непосредственно связано с воспитанием настойчивости, стремления добиваться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания и наблюдательности, а также таких сложных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез.

Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ученик, сто определяется воспитанием правильного отношения детей к письменным заданиям /важно правильно сидеть при письме, правильно расположить тетрадь. держать ручку/.

Рисование/обводка улитки, клубков ниток, стараться обводить, не отрывая карандаш от бумаги – “волны“, “водоросли”, “прыжки кузнечика”, «чешуйки рыбок», штриховка.

У каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия родителям надо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, отмечать любые достижения ребенка. Первоклассники радуются и гордятся своими успехами, отражают уверенность в результативности своей деятельности. Успех пробуждает дальнейшее желание учиться.

г. Игры на развитие внимания зрительного, развития связной речи, грамматического строя

1. Кто больше подберет родственных слов к словам: корабль, машина, мороз .

2. “Расскажи, что видно в телескоп” – лучше проводить с несколькими детьми, но можно и вдвоём с ребёнком;

Материал к игре: 2 листа бумаги: нижний лист с ярким рисунком – картинкой /из сказок, мультфильмов/и верхний лист большего размера, с вырезанным посередине небольшим кругом;

Ход игры: верхний лист накладывают на нижний и не приподнимая, каждый ребёнок, по – очереди, рассматривает в “ телескоп” изображение нижнего листа /смотрит не более 1 мин. Затем дети рассказывают, что они увидели, пытаясь воссоздать “ условность картины “.

Материал/Ход игры: лист картона с боковыми прорезями вертикальными по краям картона /слева и справа/ затем предлагается нарисовать по 1 картинке из сказки, мультфильма, рассказа. Листы склеиваются между собой, вставляются в прорези, передвигая постепенно полученную “ киноленту”, дети составляют свой сюжет рассказа/сказки.

д. Игры направленные на развитие фонематического анализа и синтеза

1. “Цепочка слов“ – как можно больше придумать слов на последний звук /кот – туман – нос/.

2. “Игры с использованием магнитной азбукой“ Измени один звук слова, объясни смысл слов: сом – сок – суп – сор – сыр – сын – сон – роса – роза – рота…

3. Кто составит больше слов из одного: Ш О К О Л А Д К А – лошадка, клад, шок, школа.

4. Вычёркивание заданных гласных/согласных букв из текстов журналов, газет “ Кто больше найдёт букв А, О, У, Э И, Ы… / Кто меньше пропустит букв.

6. Рекомендуемая литература для родителей

1) Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994 2) Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994 3) Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997 5) Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999 6) загадки, пословицы, кроссворды для детей

7. Используемая литература

1) “Логопедия” под ред. Л.С. Волковой М., 1989 2) Парамонова Л. Г. “ Правописание шаг за шагом “ Псков, 1998 3) Садовникова И. Н. “ Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников“ 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех“ М., 1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный методический материал поможет родителям первоклассников избежать трудностей при обучении письму. В статье рассматривается письменная речь, как она формируется у ребенка,основные напрвления проф.

Как избежать трудностей при подготовке к ЕГЭ/ГИА учащихся.

В статье описываются причины трудностей в овладении математикой детьми с интеллектуальными нарушениями, способы, приемы , упражнения , способствующие развитию интереса детей к предмету и помогающие уч.

Современная образовательная программа школы включает в себя изучение английского языка со 2 класса. Дети с нетерпением ждут встречи с этим предметом, но через какое-то время интерес к предмету начинае.

Родительское собрание на тему “Трудности обучения письму и чтению в начальной школе”

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся.

Задачи:

  • расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
  • выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
  • выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений
  • сформулировать рекомендации родителям учащихся по преодолению трудностей при обучении чтению и письму

Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Эти сложнейшие навыки связаны с высшими психическими функциями – внимание, восприятие, память, мышление.

К сожалению, родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – “не способность”, “плохую подготовленность” или не желание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Конечно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков. От того как относятся взрослые к возникающим у ребёнка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребёнку, зависит успех любой помощи.

Хотелось бы отметить, что более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, имеют очень высокую учебную мотивацию, хотят идти в школу, учиться в школе. Обращаю ваше внимание на то, что уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться, так как учёба – это новые условия жизни, новый вид деятельности, новые нагрузки и новые требования. Родители должны быть готовы к этим проблемам, должны уметь помочь своему ребёнку и главное – должны адекватно реагировать на проблемы.

Остановимся на основных причинах, вызывающих трудности чтения и письма:

  • несформированность зрительно-пространственного восприятия
  • недостаточная сформированность зрительной памяти
  • нарушения произношения
  • несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания)
  • низкая неустойчивая работоспособность
  • недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции
  • индивидуальные особенности темпа деятельности
  • недостаточная сформированность моторных функций, нарушение зрительно-моторных координаций
  • нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки)
  • нарушение координаций движений в связи с сильным утомлением
  • несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности
  • нарушение звуко-слоговой структуры слова, неумение выделять речевые единицы
  • трудности слухоречевой памяти

Причины и проявления этих трудностей столь многообразны и комплексны, что порой не удаётся разделить их, выделить ведущие. Родители часто просто “не видят” проблем или не считают трудности серьёзными, а спохватываются во втором, а иногда в третьем и четвёртом классе.

В нашем классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукость может быть разной по своим психологическим и физиологическим особенностям. Современная наука выделяет два основных вида леворукости – генетическую (наследственная) и компенсаторную (патологическую). Леворукость – это не патология и не недостаток развития. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе обучения.

Дети-левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности. У леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

  • Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; отсутствует чувство границы строки, путают правую и левую сторону буквы, её верх и низ, не умеют определить начальную точку письма; как правило, имеют плохой почерк.
  • Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве.
  • Особая стратегия переработки информации: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его “по полочкам”, на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности.
  • Недостатки развития мелкой мускулатуры руки: сниженный темп письма, писчий спазм.
  • Противоречивость психоэмоциональной сферы: перепад настроения, повышенный уровень тревожности.
  • Слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания.
  • Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Поэтому в работе с леворукими детьми следует обращать внимание на особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

Как помочь леворукому ребёнку дома.

  1. При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.
  2. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требование от левши безотрывного письма противопоказано.
  3. Не переучивайте леворукого ребёнка – дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведёт к невротизации ребёнка. Леворукий ребёнок более подвержен невротизации.
  4. Следует учитывать повышенную эмоциональность в понимании левшами своих успехов и неудач. Это требует более чуткого и внимательного отношения родителей при оценивании деятельности леворукого ребёнка.
  5. Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
  6. Следует помнить, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
  7. Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
  8. Приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается.
  9. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, чтобы свет падал справа.
  10. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  11. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.

Ещё раз отмечу, что ни в письме, ни в чтении у леворуких детей нет каких-либо “особых” проблем, свойственных только им.

Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности, что сильно снижает шансы ребёнка на школьные успехи. Медлительные дети – это дети, у которых в два раза медленнее темп речи, ходьбы, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своём темпе может быть очень высоким. Обращаю ваше внимание на то, что медлительного ребёнка нельзя заставить писать и читать быстрее, торопить, подгонять такого ребёнка не только бесполезно, но и вредно. Медлительному от природы быстрым не стать никогда. Он может только приспособиться к окружающим. Эти особенности необходимо учитывать, когда дети выполняют задания дома.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

Как помочь медлительному ребёнку дома.

  1. Темп работы не зависит от желания ребенка. Поэтому не торопите его. Если его понукать, он может начать суетиться, громче или тише говорить. Но работать быстрее не станет, результат останется прежним. Терпеливо ждите, пока вспомнит правило, пока соберется с мыслями и ответит.
  2. Условия работы, обстановка для занятий должны быть привычными. Тогда точность и качество работы будут высокими.
  3. Не забывайте, что медлительному ребенку трудно переключаться с одного вида работы на другой. Не спрашивайте его неожиданно, пока он занят предыдущим заданием, он или не услышит вас, или ответит что-нибудь несуразное.
  4. Стоит постепенно стимулировать зрительный и телесный контакт медлительного ребенка с взрослым и сверстниками с целью снижения уровня тревожности, с учетом личного пространства ребенка, реакциями его на прикосновения.
  5. Создавайте условия для двигательной активности ребёнка между выполнением домашних заданий.
  6. Активно участвуйте в развитии двигательной активности ребенка.
  7. Воспитывайте самостоятельность и ответственность ребенка.
  8. Принимайте ребенка таким, каким он есть, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  9. Учитывайте темперамент ребенка. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насмешку или жестокость.
  10. Поощаряйте ребенка, и не только за учебные успехи.
  11. Морально стимулируйте достижения ребенка.
  12. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.

Чёткая организация – забота взрослых, учёт особенностей ребёнка поможет быстрее адаптироваться к школьной жизни.

В группе риска относятся и гиперактивные дети. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Одна из важных особенностей таких детей – низкая учебная мотивация. Ребёнок недостаточно ориентирован на приобретение новых знаний. У него отсутствует внутренняя установка на запоминание нового материала и инструкций. Родитель может направлять и организовывать деятельность такого ребёнка во время выполнения каких-либо занятий и заданий. Подробнее остановимся на проявлениях гиперактивности:

  • с трудом удерживает внимание
  • недостаточно внимателен к деталям
  • не может довести дело до конца
  • дрыгает руками или ногами, крутится
  • не может усидеть на месте, когда это требуется
  • носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается
  • с трудом может тихо играть
  • всегда “заведён”, “как будто внутри мотор”
  • чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди
  • прерывает разговор, вмешивается в чужой разговор

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

Как помочь гиперактивному ребёнку освоить письмо и чтение:

  1. Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо. Речь должна быть чёткой, неторопливой, инструкция или задание ясной и однозначной.
  2. Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас.
  3. Чтобы обратить на себя внимание ребёнка, используйте систему жестов, мимику, дополнительные средства (например, положите свою руку на руку ребёнка).
  4. Не акцентируйте внимание ребёнка на неудачи.
  5. Научите ребёнка обращаться за помощью.

Если обучение идёт очень трудно, дети начинают переживать из-за оценок, кто-то пропускает учебные занятия, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Чтобы процесс обучения чтению и письму был успешным о трудностях и проблемах ребёнка должны знать учителя и родители, уметь правильно помочь, вселять надежду на успех, чаще хвалить, а не осуждать и вовремя получать квалифицированную помощь специалистов. Давайте выработаем правила по стимулированию учебной деятельности учащихся:

  • серьёзно относится к выполнению домашних заданий
  • составлять план изучения предметов
  • не забывать устраивать короткие перерывы при выполнении домашних заданий
  • домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета
  • никогда не называйте ребёнка бестолковым, .

Любите своего ребёнка и вселяйте ежедневно в него уверенность. Не ругайте, а учите.

“ Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом“

1. Введение: что такое письменная речь

2. Что необходимо для успешного овладения письмом

3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом

4. Основные направления работы при обучении детей письму /схема /

5. Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма

6. Рекомендуемая литература для родителей

7. Литература, используемая при подготовке темы

Просмотр содержимого документа
«“ Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом“ »

Беседа с родителями первоклассников по теме:

Как помочь первокласснику

избежать трудностей при овладении письмом“

1. Введение: что такое письменная речь

2. Что необходимо для успешного овладения письмом

3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом

4. Основные направления работы при обучении детей письму /схема /

5. Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма

6. Рекомендуемая литература для родителей

7. Литература, используемая при подготовке темы

1. Что такое письменная речь

Письменная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности.

В ней принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигателный, зрительный, общедвигательный.

Письменная речь формируется только на основе устной и между ними существует тесная взаимосвязь.

Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения этого процесса в языке существует система письменных знаков / букв/, каждый из которых соответствует определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый /или мысленно представляемый/ звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность в слове. Если же звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении нельзя будет воспроизвести и узнать записанное слово.

2. Что необходимо для успешного овладения письмом

Каждый приходящий в школу ребёнок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма предпосылками:

Различение на слух всех звуков речи: гласных, простых согласных, звонких / глухих, твердых / мягких, свистящих / шипящих, сонорных;

Правильное произношение всех речевых звуков (шишка, а не”сыска”, рожок, а не “лошок/лосок”);

Овладение простыми/сложными видами анализа на уровне слова, предложения, текста (например, на уровне слова: выделение звука из слова, определение места звука слове, выделение ударного гласного звука из начала и конца слова – “Аист“, определение количества слогов в слове (усвоение правила – сколько гласных в слове – столько слогов, например, в слове Аист -2 гласных – А И, значит 2 слога);

Сформированность зрительно – пространственных представлений /умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, умение сравнивать их , что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв, в дальнейшем умение ориентироваться на листе бумаги;

Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при отсутствии искажений звуковой/слоговой структуры слов /“вебра” вместо “верба”, “мотолок” вместо “молоток”/;

Достаточно развитая тонкая ручная моторика;

Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма – мотивация к обучению;

Известно, что физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Невмешательство (безразличие) в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии! Речевые недостатки, закрепившись в детстве, часто с большим трудом преодолеваются в последующие (школьные) годы.

В случае несформированности названных предпосылок к началу обучения грамоте, ребёнок встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что приведёт к появлению у него дисграфических ошибок. Детям, имеющим нарушения устной речи, труднее усваивать правила (грамматические, орфографические).

3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом

Если Ваш ребёнок учится в школе и у него имеются сложности в усвоении русского языка, то следует сначала внимательно разобраться в причинах этих трудностей и работать с ребёнком целенаправленно.

Например, если он заменяет на письме буквы из-за неумения различать звуки родной речи на слух, то нужно начинать с воспитания слуховой дифференциации звуков, а если причина буквенных замен кроется в неузнавании самих букв, то следует работать над развитием зрительного анализа. В случае же неумения применять грамматические правила на практике, необходимо заботиться об обогащении словарного запаса ребёнка и формировании у него грамматических систем, так как бедность словаря и непонимание родственных слов не позволяют ребёнку правильно подбирать нужные проверочные слова, например: ходить, выходить, обходить, проходить .

При наличии таких настораживающих факторов дети нуждаются в проверке на предмет сформированности у них предпосылок для овладения письмом. Родителям нужно знать о необходимости своевременной и целенаправленной помощи нуждающимся в ней детям, которая ни в коем случае не должна откладываться до старших классов школы.

4. Основные направления работы при обучении детей письму

Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психическую перегрузку ребёнка в процессе обучения технике письма, необходимо провести значительную подготовительную работу.

Подготовку детей к обучению письму необходимо проводить в нескольких направлениях, систематически, последовательно.

Логопед для школьников

Советы логопеда для пап и мам.

Меркулова С.А., учитель-логопед, МОУ “Лицей №5”, г.Губкин, Белгородская область.

Проблемы с развитием речевых навыков у ребенка, если они не имеют серьезных причин, могут быть устранены, если обращать больше внимание на его общее развитие, а также использовать несложные рекомендации логопедов.

Нередко нарушения в развитии речи ребенка связаны с недостатками в развитии челюстных мышц, которые непосредственно влияют и на состояние артикуляционного аппарата детей. Для того, чтобы укрепить эти мышцы, необходимо почаще заставлять ребенка жевать целые овощи, фрукты, сухари, корочки хлеба и целые кусочки мяса. Необходимо также заниматься с ребенком и развитием мышц щек и языка, для чего заставлять его совершать полоскательные движения, надувать щеки, удерживать воздух во рту, а также перекатывать его с одной половины рта на другую.

На развитие речи, да и на умственное развитие в целом, очень большое влияние оказывает мелкая моторика пальцев рук, развивать которую необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того, чтобы пальчики малыша были более подвижными и послушными, надо почаще заставлять его самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки и засучивать рукава. Можно сделать подобные занятия более интересными для малыша, если организовать их проведение на куклах.

Хорошо помогает развитию моторики лепка из пластилина, которая сама по себе может быть очень интересным занятием, а также поможет ребенку в его творческом развитии и формировании правильных речевых навыков.

Родителям следует иметь в виду, что нарушения в развитии разговорной речи у детей значительно легче устранить в более раннем возрасте, пока у детей не сформируется устойчивая привычка говорить неправильно, исправить которую будет уже значительно сложнее.

Признаки, при которых необходима консультация логопеда:

— маленький словарный запас ребенка;

— недостатки в фонетике, характеризующиеся неправильным произношением отдельных звуков;

— затруднения, связанные с разграничением различных оттенков слова;

— неправильное употребление предлогов, нарушения в управлении и согласовании слов по родам;

— недопонимание значения многих слов и неумение составлять предложения;

Первостепенной задачей родителей, при наличии подобных признаков у детей, является постоянная работа с ребенком, направленная на обогащение его активного словаря, обучение грамматическому строю и правилам построения связной и понятной речи.

Лучше всего начинать формирование словарного запаса ребенка с имен существительных, постепенно добавляя к ним глаголы и прилагательные. После того, как минимальный словарный запас будет сформирован, что достигается только путем постоянного повторения, можно переходить к словам с наиболее часто употребляемыми предлогами, при помощи которых, уже можно начинать овладевать механизмом соединения слов в предложения.

Родителям, проводящим обучающие и развивающие занятия со своими детьми, следует запастись терпением: на каждый из этапов таких занятий может уйти много времени и сил, но их результаты смогут порадовать не только вас, но и вашего ребенка, который обязательно почувствует их на себе — обретя новые возможности голосового общения с окружающим его миром.

Ребенок идет в школу.
(Что нужно знать родителям)

Поступление ребёнка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен. В свою очередь, готовность ребёнка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими.

У определённой части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Всё это снижает возможности полноценного овладения навыками письма и чтения. Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливаются взрослыми. Они возникают на первом году обучения ребёнка в школе, когда усложняют усвоение письма и чтения. Анализ письменных работ неуспевающих учащихся позволил выявить ряд специфических ошибок на письме.

Фонетические ошибки, выражающиеся в заменах и смешениях букв, касающиеся определённых фонетических групп. Наиболее распространённые ошибки касаются свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных звуков. Например: Лалиса идёт на работу – Лариса идёт на работу.

Ошибки, связанные с пропусками, перестановками букв, слогов. Чаще это касается безударного слога или согласных букв при стечении.

Например: крошун – коршун, кошоладка – шоколадка; осипед – велосипед. При разном уровне звукового анализа слов дети могут или совсем не овладевать чтением, или при внешнем неплохом чтении допускать ошибки угадывающего или побуквенного чтения (земля – змея), замены и перестановки букв (марашки – ромашки) и т.д. И в качестве необходимого условия всестороннего развития детей рассматривается формирование и совершенствование речи в различных её формах, а также активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти.

Нарушения письма и чтения
(дисграфия и дислексия).

ДИСГРАФИЯ – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ДИСЛЕКСИЯ – нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках

ДИСГРАФИЯ – связана с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

АКУСТИЧЕСКАЯ – проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ – отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.

ОПТИЧЕСКАЯ – недоразвитие зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. К оптической дисграфии относят: – зеркальное письмо; – вербальную дисграфию, в основе которой изолированные буквы произносятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замены букв оптического характера..

АГРАММАТИЧЕСКАЯ – недоразвитие грамматического строя речи.

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ – связанная с недоразвитием звуко-буквенного анализа.

ОПТИЧЕСКАЯ – проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв. К оптической дислексии относят: – зеркальное чтение; – вербальную дислексию, которая проявляется в нарушениях при чтении слов.

МНЕСТИЧЕСКАЯ – проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. СЕМАНТИЧЕСКАЯ – проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Часто встречающиеся виды нарушений письма.

2. Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении. Дети могут разрывать слово – К НИГА, или писать слитно предлоги – НАСТУЛЕ, добавлять или пропускать буквы в слове, или переставлять слоги – МОТОЛОК вместо МОЛОТОК. Основная причина таких ошибок в том, что у ребёнка не развит навык анализа звуко-буквенного состава слов, то есть ребёнок не может определить количество звуков в слове, их порядок следования друг за другом.

3. Аграмматизмы в письме. Это ошибки типа ПЯТЬ ДЕРЕВОВ, ШЕСТЬ ОКНОВ, ЗЕЛЁНАЯ ЯБЛОКО и т.п. Такие ошибки встречаются у детей с отставанием в речевом развитии. Таким детям трудно подбирать проверочные слова, отсюда затруднены усвоения правил на правописание безударных гласных.

4. Замены букв по принципу оптического сходства. Дети путают буквы: вместо Ш могут написать буквы Ц, Щ или И. Вместо Д – Б (ДЕЛКА вместо БЕЛКА, ЦУБА вместо ШУБА), вместо М – Л (ЛУКА вместо МУКА) и т.п. Причина таких замен – у ребёнка нет отчётливого представления зрительного образа буквы. При отсутствии логопедической помощи трудности могут сохраниться на всю жизнь, И, конечно, очевидно, что многие встречающиеся ошибки у детей можно было бы избежать при своевременной профилактической работе, проводимой ещё в дошкольном возрасте.

Школьные трудности леворуких
(трудности при овладении навыком письма и чтения)

Русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звукобуквенным анализом, очень характерен для леворуких детей. Леворукие дети – не однородная группа, а значит, у разных левшей могут быть разными и проявления трудностей, и те меры коррекции, которые им необходимы.

1. Прежде всего, нужно учесть, что и правонаклонное, и левонаклонное письмо практически невозможно для леворукого ребенка, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но немного вперед выдвинуто не правое, а левое плечо.

2. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма! (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей.) Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям.

3. Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка

Дисграфические ошибки на письме леворуких детей:

-выраженные нарушения почерка, тремор,
– неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), искажение их конфигурации,

– искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму – процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный.

Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. Для этого можно использовать упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв :

1. Копирование различных фигур и их сочетаний.

2. Воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других.

3. Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур.

-поставь точку посередине сверху над квадратом;
-поставь точку посередине снизу под квадратом;
-поставь точку справа посередине;
-поставь точку слева посередине.
– соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;
– соедини точки справа и слева прямой линией.
– Сколько всего треугольников получилось? (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами)
– Сколько получилось квадратов?

Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу.

Вот еще аналогичное задание:

Нарисуй прямоугольник и поставь точки:
-в правом верхнем углу,

-в левом верхнем углу,

-в середине верхней стороны,

-в середине нижней стороны,

-соедини эти точки прямыми линиями.
Посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников; заштрихуй их разным цветом.
– обозначь крестиком нижний правый угол и нижний левый угол;
– соедини крестики с точкой на середине верхней стороны прямоугольника.
Посчитай, сколько теперь прямоугольников и треугольников. Заштрихуй их разным цветом.

Выполняя эти задания, Вы решаете сразу нескольких коррекционных задач:
а) ребенок учится целенаправленно работать,

б) тренирует зрительное восприятие,

в) тренирует руку (штриховка),

д) вспоминает геометрические фигуры,е) закрепляет понятия “верх”, “низ”, “справа”, “слева и т. д.

Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.

Нужно обратить внимание на последовательность обучения.
Сначала Вы объясняете, как выполняются действия (написание буквы), из каких элементов буква складывается, как элементы связаны между собой, где начинается движение, где заканчивается, какова его траектория. Объяснение должно подкрепляться показом картинок, карточек, выполнением элементов на бумаге.

Самостоятельное выполнение действия должно идти под Вашим контролем и при подсказке, но эта подсказка должна бить минимальной, лучше, если ребенок будет руководить своими действиями так, как он руководил чужими. Сначала он будет делать это вслух, но по мере формирования навыка это словесное руководство будет выполняться мысленно.

На выполнении действия не заканчиваются этапы обучения. Еще один важный элемент – анализ. Если ребенок может объективно оценить, что и где не так, значит, предыдущие этапы проведены правильно, если нет, все следует начать сначала.

Важным элементом анализа буквы должно быть определение траектории движения, точки начала движения. При изучении каждого элемента, каждой буквы нельзя заставлять ребенка искать траекторию движения, нельзя действовать по инструкции “делай, как я”, по принципу механического копирования. Следует не только объяснить, “где начинать, куда вести, где закончить”, но и повторить эту инструкцию (возможно, и не раз) так, чтобы ребенок смог сам себе продиктовать, что делать: обозначить точки начала движения (опорные точки), разобрать, из каких частей (элементов) состоит буква, выделить каждый элемент, определить точку начала движения и траекторию движения.

По мере изучения букв можно сделать карточки для каждой буквы, заглавной и строчной, и положить их под стекло на письменном столе либо наклеить на лист ватмана и сделать своего рода таблицу “Как писать буквы”. Во всяком случае, такая таблица должна быть все время перед глазами.

Родители, обратите особое внимание!

Разумеется, у леворукого ребенка (как и любого праворукого) могут быть свои, сугубо индивидуальные трудности, свои осложнения в процессе учебы. Не всегда он сможет справиться с ними сам, чаще всего ему нужны будут ваша поддержка и помощь.

О зеркальном письме.

Нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо – признак леворукости. Некоторые исследователи даже считают, что в возрасте 3-7 лет зеркальное письмо у детей со слабостью зрительно-пространственной ориентации является закономерным этапом овладения навыком.

Что же такое зеркальное письмо? Фактически это зеркальное отражение движений правой руки. При этом зеркальность не только не осознается в ходе движения, но зеркально написанный текст читается без особого труда, словно он написан правильно. Иногда зеркально пишутся только некоторые буквы, иногда слова и фразы.

У леворуких детей отмечается и зеркальное рисование. Особенно четко это проявляется при копировании одной или нескольких фигур. Части фигуры или сами фигуры меняются местами: правые – налево, левые – направо. А ребенок при этом может не осознавать, что он неправильно рисует.

Важно постоянно помнить о том, что письмо, почерк являются своеобразным индикатором состояния нервной системы ребенка. Интересно, что при ухудшении функционального состояния, при утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, “вдруг” может вновь появиться зеркальное письмо. Зеркальное письмо наиболее часто появляется у переученных левшей, причем способность писать зеркально может сохраняться на всю жизнь.

Трудности при обучении чтению.

– перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально,
– могут быть замены букв близкими по конфигурации,
– “перескок” через строку и тому подобные нарушения.

Проявления ошибок или нарушений пространственного различия могут быть разными, например, дети часто путают расположение предметов на парте, и просьбы положить тетрадь слева или книгу правее выполняют наоборот.

Особый комплекс трудностей при обучении письму и чтению отмечается у леворуких детей, у которых имеется то или иное нарушение в деятельности левого (речевого) полушария. Дело в том, что современная методика обучения письму в начальной школе опирается на всю систему языкового развития ребенка, а не только на определенные правила и орфографические умения. При этом навыки письма рассматриваются как составная часть речевых умений и языкового развития в целом. Процесс овладения навыком письма имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложные механизмы координации и регуляции движений. При этом в процессе овладения навыком дети должны уметь усвоить понятие о буквах – графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, усвоить разное начертание одной и той же буквы в различных вариантах (печатных, письменных, больших, маленьких), должны научиться правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и правильно записывать, соотносить их со звуками.

Параллельно идет формирование и орфографического навыка. К сожалению, пока ни психология, ни физиология, ни педагогика не располагают данными о том, какое из звеньев этой сложной структуры имеет решающее значение при обучении, но, тем не менее, ясно, что “выпадение” любого из них затрудняет формирование навыка. Вот почему любая дисфункция любой зоны коры головного мозга, и особенно левого речевого полушария, может стать причиной комплексных трудностей, когда наряду с чисто техническими (моторными) трудностями будет затруднен и звукобуквенный анализ. На начальном этапе обучения эти затруднения еще невелики, но уже к концу первого полугодия у детей с подобными затруднениями отмечаются пропуски и замены букв, перестановки, недописывания и другие нарушения письма.

Список использованной литературы:

Бурлакова М.К. Советы логопеда, М., В.Секачёв, 2001

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок, М., Просвещение, 1982

Читайте также:  Дифференциация букв А-Я - конспект
Ссылка на основную публикацию