Как избежать трудностей при овладении навыками письма и чтения

Как избежать трудностей при овладении навыками письма и чтения

Статья «Как избежать трудностей при овладении навыками письма и чтения» содержит полезную информацию для родителей о развитии речи детей дошкольного возраста, о благоприятных условиях для овладения школьными навыками, акцентирует внимание родителей на том, что регулярный осмотр Логопеда своевременно предотвратит школьные проблемы в обучении.

Предназначена для родителей детей дошкольного возраста, воспитателей дошкольных групп детских образовательных и лечебных учреждений.

«Как избежать трудностей при овладении навыками письма и чтения» — беседа с родителями детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины могут быть разными, но практически все являются следствием несвоевременного логопедического вмешательства.

Если речевое нарушение не исправить вовремя (в детстве), то это довольно часто вызывает трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведет к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Невмешательство или безразличие в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в общем развитии ребенка. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, часто с большим трудом преодолеваются в последующие (школьные) годы.

Возрастные «нормы» развития речи дошкольника:

4 года:
  • Словарный запас довольно широк, но могут наблюдаться небольшие грамматические искажения (трудности согласования слов в предложно – падежных конструкциях, неточное употребление предлогов, «путаница» в приставочных глаголах). Ребенок пользуется различными формами речи: диалог, монолог, пересказ сказки, рассказ о произошедшем событии (например: «Как мы с папой ходили в зоопарк»), умеет отвечать на вопросы, хорошо запоминает и рассказывает небольшие стихи.
  • Звукопроизношение может быть не идеальным, допустимы нарушения произношения следующих звуков: Ш, Ж, Щ, Ч, Ц, Р, Рь, Л, Ль. Свистящие звуки произносятся четко. Однако, в потоке речи возможны смешения («путаница») свистящих и шипящих звуков («Шаша, Шаса» – вместо Саша, «шпись» — вместо спишь), т.к. фонематические процессы, отвечающие за умение различать звуки речи на слух, еще несовершенны.
5 лет:
  • Словарный запас еще более развит. В речи практически нет грамматических ошибок. Ребенок способен слышать не только свои «ошибки», но и контролировать речь окружающих. Рассказы, пересказы, ответы на вопросы становятся более развернутыми, появляется умение рассуждать, высказывать свое мнение и предположение.
  • В звукопроизношении ребенок должен «чисто» произносить все звуки, кроме Р, Рь, Л, Ль. Смешения и «путаницы» со звуками С, З и Ш, Ж остаются в прошлом.
6 лет:
  • Наблюдается свободное владение фразовой речью, которая грамматически правильно оформлена. Имеется способность самостоятельно пересказать сказку; рассказать историю о случившемся событии с ним (с ребенком) или с другим человеком; составить рассказ по серии сюжетных картинок или по одной сюжетной картинке (что гораздо сложнее), при этом, не используя помощь взрослого. Появляется элементы фантазий, т.е. придумывание сказочных или воображаемых событий.
  • Звукопроизношение правильное. Ребенок произносит свободно и четко все звуки родного языка, не путает (не смешивает) их между собой. Произносит сложные слова, не только знакомые, но и редкие, которые услышал впервые (например: Дендрарий, астролябия, парабола).

Что необходимо для успешного освоения письмом и чтением:

  1. Правильное звукопроизношение.
  2. Различение на слух всех звуков речи 6 гласных, простых согласных ( твердых – мягких; свистящих – шипящих ), сложных согласных Ч, Щ, Ц.
  3. Отсутствие в искажении звуко – слоговой структуре слова («мотолок» вместо молоток, «вебра» вместо – верба и пр.).
  4. Овладение простыми и сложными видами анализа слов, предложения, текста (какой первый звук, какой последний звук. Сколько слогов в слове, сколько слов в предложении и пр.).
  5. Сформированность зрительно – пространственных представлений (различать предметы по геометрической форме, по величине, расположению в пространстве, сравнивать эти предметы, умение ориентироваться на листе бумаги), что необходимо для прочного усвоения образов букв.
  6. Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса.
  7. Достаточно развитая тонкая ручная моторика.
  8. Желание научить грамотно писать и читать, то есть мотивация к обучению.

Признаки речевого недоразвития ребенка – дошкольника (бедность словарного запаса, неточное понимание значения многих слов, неумение грамматически правильно соединять слова между собой, дефекты звукопроизношения (отсутствие звука, искаженное произношение звука, замена звука на другой) чаще всего не привлекают к себе внимания неспециалистов, поскольку и при наличии таких отклонений ребенок все же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью. Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявлять гораздо более высокие требования, ребенок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении.

Не жалейте своего времени и сил – проконсультируйтесь у логопеда и тогда школьные годы для Вашего ребенка навсегда останутся светлым и приятным воспоминаем!

Трудности младшего школьника в овладении письменной речью: как помочь?

Первый раз в первый класс. Такое случается не только у детей, но и у нас, учителей. И даже если мы набираем первоклассников уже в который раз, нам приходится решать повторяющиеся из набора в набор профессиональные задачи.

Не секрет, что с каждым годом в классах увеличивается количество детей с нарушениями речи, осложняющими освоение учебного материала. Наши маленькие ученики пропускают буквы при письме, пишут так, что ничего не разберешь, путают графическое написание одной буквы с другой, медленно и с ошибками читают и т.д.

Далеко не в каждой школе есть специалисты, которые способны помочь таким особенным школьникам, поэтому роль логопеда-дефектолога берет на себя учитель начальных классов. По определенным симптомам можно определить тот спектр вопросов, которые придется разрешать. Кратко остановимся на основных трудностях.

При дислексии нарушается способность к овладению чтением и письмом, что проявляется в непонимании прочитанной информации, трудностях при пересказе, большом количестве ошибок при списывании текста, в неразборчивом, трудно читаемом почерке, а также в поведении ребенка (слишком эмоционален, раздражителен).

При дисграфии ребенок допускает стойкие повторяющиеся ошибки, не связанные с изучением орфографических правил.

При дизорфографии ученик, зная орфографическое правило, не может применить его на письме и пишет безграмотно.

Рассмотрим виды заданий, которые учитель начальных классов может применять на уроках и внеклассных занятиях. Эти упражнения носят коррекционный характер, но в то же время занимательны и интересны, поэтому подойдут для всего класса. Самое главное, чтобы в работу были включены те дети, ради которых все это и организовано.

Упражнения для коррекции трудностей чтения и письма

Примеры упражнений 1-7 взяты из учебников Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1, 2 и 3 классов.

1. Выделение (подчеркивание) букв в предлагаемых текстах, на которые ребенку нужно обратить внимание при списывании (см. № 8, № 12).

1 класс

2. Замена букв в словах таким образом, чтобы получились новые слова (№ 41, 107).

3. Вставка пропущенных слогов (№ 65, 66, 89).

4. Письмо по памяти. Подготовкой к выполнению этого упражнения является обязательное орфографическое проговаривание каждого слова (№ 50).

2 класс

5. Различные задания на развитие фонематического слуха, например, на сравнение звуков по глухости — звонкости, твердости — мягкости (№ 147, 161, 162).

6. Составление слова по первым буквам или звукам (№ 45). Ребенок как бы протягивает слово, соединяя буквы (звуки) в единое целое, что позволяет избежать ошибок при его записи.

3 класс

7. «Игра в слова» (№ 457). Такое упражнение нацелено и на отработку написания словарных слов.

8. Вычеркивание лишних букв (слогов). Важно, чтобы ребенок сначала прочитал каждую несуразицу, что позволяет развивать артикуляционный аппарат и приучает не бояться прочитывать сложные слова.

Например: шутка (утка), зубр (зуб); салтафетка (салфетка), курлуточка (курточка).

9. Добавление буквы в слово, чтобы получилось новое слово.

Например: д у л о (дупло), т и р (тигр), л а п а (лампа).

10. Поиск «спрятавшихся» слов.

Например: тумбочка (ум, бочка), яблоко (блок, око).

11. Поиск «нот» в словах. Самостоятельный подбор слов с «нотами».

Например: фасоль («фа» + «соль»), помидор («ми» + «до»), ребенок («ре»), консоль («соль»), посиделки («си»).

12. Образование пар слов, отличающихся одной буквой.

Например: в левом столбике записаны слова укол, рак, ряска, в правом — тряска, кол, мрак. Нужно соединить слова парами по заданному критерию.

13. «Исправь ошибки».

Задание: верни буквы на место и прочитай полученные слова.

Например, каван — диша (каша — диван), зонла — шкотик (зонтик — школа).
Можно давать слова на определенную тему («цветы», «птицы», «предметы быта» и т.д.).

14. « Словесная математика » .

Спеть – с = (петь)
Лесоруб – руб + вик = (лесовик)
Опята + к – о = (пятак)

15. «Анаграммы».
16. «Гласные потерялись».

Задание: верни гласные буквы на место.

Например, буква ут л п (тулуп), б р н д к (бурундук); буква аб л к (балка), с к к л к (скакалка), буква ок ш к (окошко), г р д (огород), буква ик р п ч (кирпич), ф н ш (финиш).

Читайте также:  Дифференциация гласных А-Я в словах, предложениях

17. Задания на развитие внимания:

б) вычеркивание повторяющихся букв:
Задание: вычеркни все повторяющиеся гласные и прочитай фамилию известного русского писателя.
А О Ы Ы Б О Е У А Е Н Е И Н

А О Ы Ы Б О Е У А Е Н Е И Н → БУНИН

Чтобы использование коррекционных упражнений на уроке было эффективным, необходимо создание ситуации успеха, словесное одобрение учителя и поддержка детей, испытывающих трудности при обучении, абсолютное исключение критических замечаний, а также подбор индивидуальных заданий, постепенное усложнение и систематичность использования в учебном процессе. Тогда наши любимые ученики обязательно порадуют нас своими успехами!

«ИГРЫ-БРОДИЛКИ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ИГРЫ-БРОДИЛКИ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Стрижевская О.Е. учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» г. Тамбов,

Творчество в работе учителя-логопеда – неотъемлемый фактор успешности коррекционной работы. Наверное, в любой профессии желателен творческий подход к работе, а в работе учителя-логопеда он просто необходим. Кроме речевого нарушения, многие дошкольники имеют особенности внимания, памяти, мышления, у детей может быть недостаточно развита мелкая моторика. Так же, как и все дети, они могут быть активными, неусидчивыми или пассивными, рассеянными. И педагог должен найти подход к каждому, ведь от этого зависит результат его коррекционной работы.

Учителям-логопедам, воспитателям групп комбинированной и компенсирующей направленности хорошо известно, насколько труден и длителен, бывает процесс постановки и автоматизации звука в речи. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Ежедневное выполнение артикуляционных упражнений утомляет детей и снижает интерес, а значит, эффективность упражнений уменьшается. Однообразное и неинтересное повторение упражнений артикуляционной гимнастики, а затем слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок надоедает ребёнку, вызывает нежелание заниматься. Поэтому возникает необходимость в использовании новых увлекательных игр, которые позволят не только разнообразить занятия с логопедом, добиться укрепления артикуляционного аппарата и успешного закрепления звуков в речи детей, но и помочь педагогам создать коррекционно-развивающую среду в группе.

У каждого учителя-логопеда имеется в арсенале свой набор игр и упражнений – компьютерных или бумажных, приобретенных или изготовленных своими руками. Игр – огромное множество. Но сколько бы, ни было издано пособий и дидактических игр, у каждого логопеда есть что-то свое, сделанное своими руками, какая-нибудь оригинальная игра, непохожая на другие. В целях повышения заинтересованности детей к выполнению артикуляционной гимнастики и для эффективного закрепления поставленного звука использую подборку игровых заданий выполненных в виде игр-бродилок, при выполнении которых однообразный, скучный процесс повторения превращается в интересную и увлекательную игру.

Опробовав на детях нашего детского сада данные игры , выявлено повышение качества и темпа работы дошколят. Для каждой группы звуков были выбраны герои из популярной сказки, в имени, которого есть нарушенный звук. Дети с удовольствием выполняют зарядку для язычка на шипящие звуки с Мы ш кой, Лягу ш кой, Зайчи ш кой и другими героями из сказки «Теремок»; работая над постановкой и автоматизацией соноров, отправляются в путешествие с веселым Ко л обком и тремя по р осятами и так далее. Переходя от одного упражнения к другому по стрелочкам, дети наглядно видят, сколько еще заданий предстоит выполнить. Завершить игру можно, похвалив ребенка: «Молодец, Ванюша, герои сказки очень довольны, как ты выполнил задания ( гимнастику для язычка) !».

Пособие многофункционально. Игры-бродилки позволяют решить следующие задачи: к орригировать произношение; корригировать и развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; обогащать словарный запас; формировать грамматический строй речи; упражнять в ориентировке на плоскости листа; упражнять в счете; развивать цветовосприятие и цветоразличение; развивать мелкую моторику; воспитывать положительный эмоциональный настрой ребёнка на занятие.

Кроме того игры-бродилки дают детям возможность совершенствовать на практике навыки, необходимые для успешного обучения в школе (произвольность поведения, умения действовать по правилам) ; развивают личностные качества честности и справедливости, позволяет испытать чувства победы и поражения и другие; развивают познавательную сферу: память, словесно-логическое и образное мышление, внимание, воображение.

Цель этой игры может быть разной, благодаря чему у игр-бродилок множество вариантов. Вариант 1. Артикуляционная гимнастика (цель: развивать мышцы речевого аппарата). Вариант 2. Автоматизация звука (цель: закрепить правильное произношение звуков). Вариант 3. Словарная работа (цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме). Вариант 4. Работа над слоговой структурой слова (цель: преодоление нарушений слоговой структуры слова. Вариант 5. Дифференциация звуков (цель: учить различать смешиваемые звуки (по моторным признакам) и правильно употреблять их в собственной речи).

Кроме соревнования с кубиком и фишками можно использовать игрушки из киндер-сюрприза, камешки Марблс, для данной игры, так же подойдут пуговицы и фигурки из пластилина. В ходе игры можно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, называть картинки, двигаясь на машинке или паровозике из киндер-сюрприза. Можно по ходу движения определить живой этот предмет или не живой, его классификацию (одежда, дикое животное, посуда и т. д.) , количество слогов или место звука в слове , придумать предложение или сказку, определить нахождение одного задуманного предмета относительно другого (слева, справа, над, под, между и т. д.).

Так как игра – ведущая деятельность дошкольника, то и коррекция речи должна проходить в игровых упражнениях. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для ребенка. Поэтому задача взрослых так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой. Ребенок-дошкольник хочет играть – пусть он играет, а педагог должен построить свою работу так, чтобы в игре выполнялась основная задача – коррекция имеющегося нарушения.

Игры-ходилки для автоматизации и дифференциации звуков на занятиях по коррекции звукопроизношения

Игры-ходилки для дошкольников, направленные на автоматизацию и дифференциацию наиболее часто нарушаемых в произношении звуков.

Использование игр облегчает подготовку к занятиям, позволяет чутко реагировать на изменение личностных возможностей и потребностей детей, способствует не только автоматизации поставленных звуков, но и укреплению психологической базы речи. Внедрение данных игр в занятие создаёт благоприятную атмосферу на коррекционном зпнятии и снижает риск возникновения эффекта “кабинетной речи”.

Содержимое разработки

Авторские игры-ходилки
для автоматизации
и дифференциации звуков
на занятиях по коррекции
звукопроизношения.

Разработка учителя-логопеда
МБДОУ №257 г.Красноярск
Арефьевой З.А.

Многолетняя практика работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста показывает, что в большинстве случаев постановка звука является лишь верхушкой айсберга трудоёмкой, продолжительной, а зачастую и монотонной работы по закреплению правильного произношения.

Многократное повторение одних и тех же слов, предложений – условие необходимое, но утомительное для детей дошкольного возраста.

Именно поэтому мы разработали и активно используем на занятиях комплекс игр-ходилок для автоматизации наиболее часто нарушаемых звуков.

Позвольте вас с ними познакомить.

– «Глупый осёл» (автоматизация звука Л)

– «Негритёнок и корона»
(автоматизация звуков Р и Рь)

– «Мишка и шишка»
(автоматизация звука Ш)

– «Старый лис»
(автоматизация звуков С и З)

Для проведения игр требуется:

– горизонтальная поверхность для раскладывания карточек (подойдёт обычный стол или ковёр, но мы используем специально изготовленный планшет, облегчающий раскладку карточек, их переворачивание и соблюдение порядка во время игры)

карточки с изображением предметов, названия которых содержат автоматизируемый звук. Слова подбираются в зависимости от звукопроизносительных возможностей детей на данный момент, а так же в соответствии с целями дополнительного этапа игры, о котором я расскажу немного позже. Важно, чтобы среди карточек была одна с ключевым словом-предметом («Глупый осёл» – «мыло», «Негритёнок и корона» – «корона», «Мишка и шишка» – «шишка», «Старый лис» – «заяц»)

– фигурки – игрушки, герои рифмованных коррекционных текстов: осёл, негритёнок, медвежонок, лиса. При разработке игр нами использовались обычные фишки – заменители, но введение игрушек, конечно же, повысило заинтересованность ребят

дополнительными атрибутами игр могут стать натуральные или нарисованные тележка, рюкзак (ранец), мешок, корзина (лукошко), сумка. Эти атрибуты пригодятся только в одном из вариантов проведения игр.

– для «вживания» в игру можно использовать предметы – иллюстраторы ключевых карточек.

На этом этапе дети знакомятся со стихотворением (коррекционным рифмованным текстом), насыщенным автоматизируемым звуком, уточняется значение незнакомых слов.

Предлагается взаимодействие с ключевым предметом каждой игры – найти в сухом пальчиковом бассейне игрушечную корону, кусок мыла (камешек), шишку, зайца (кусочек искусственного меха). Отыскать в «чудесном мешочке» главного героя стихотворения.

На столе прямоугольником раскладываются карточки, перевёрнутые рисунками вниз, а рубашками вверх – это игровое поле. Дети поочерёдно проговаривают стихотворение, передвигая фигурку по игровому полю в любом направлении, кроме диагонального и не перескакивая через карточки.

Картинка, на которой остановилась фишка, переворачивается и игрок составляет предложение типа:

– Осёл купил колбасу.
– Негритёнок подобрал сковородку.
– Мишка нашёл шайбу.
– В сугробе спряталась (или спит) собака.

Читайте также:  Программа Развитие речи и познавательных способностей

Далее возможно 3 варианта продолжения игры:

вариант №1
Рекомендуется при освоении игры, с детьми младшего возраста и тогда,
когда время игры ограничено.

Картинка остаётся лежать лицевой стороной вверх, ход переходит к следующему игроку.

Ребёнку нужно рассчитать траекторию движения фишки так, чтобы проложенный маршрут не привёл его к уже «разгаданной» карточке.

Картинка снова переворачивается рубашкой вверх, ход переходит к следующему игроку.

Этот вариант тренирует зрительную память и внимание – ведь чтобы повторно не перевернуть уже «разгаданную» карточку, дети должны удерживать в памяти её расположение, а не только рассчитать маршрут, как в предыдущем варианте.

Разгаданная карточка убирается с игрового поля либо просто в стопку, либо в дополнительные атрибуты, о которых мы говорили ранее (тележка, корзина и т.п.) При этом прежде чем передать ход следующему игроку, водящий должен перечислить все предметы, убранные с игрового поля:

в тележке у ослика лежат яблоко, лом, колобок, лопата…
– в корзинке/рюкзаке/ранце у негритёнка хранятся рубин, сарафан, груша, карандаш
– в лукошке/мешке у мишки лежат шорты, шампунь и швейная машинка
– в сумке лис несёт самосвал, бусы, сапоги

К окончанию игры список предметов увеличивается, игра усложняется, у детей развивается речеслуховая память. Передвигаться по игровому полю тоже становится сложнее, ведь ни наступать, ни перепрыгивать «ямы» нельзя.

Основной этап игры заканчивается тогда, когда искомая карточка будет перевёрнута.

Обратите внимание, что одно и то же стихотворение во время игры, дети проговаривают до 10 раз, следя при этом за речью друг друга.

Детям предлагается рассказать, как герой стихотворения будет использовать найденные / купленные предметы

Можно предложить рассортировать эти предметы по количеству слогов, позиции автоматизируемого звука в слове, принадлежности к обобщающим понятиям. Найти слова-рифмы, составить предложения с найденными словами.

Если учитель-логопед предполагает проведение дополнительного этапа, особенно внимательно нужно отнестись к подбору карточек, выкладываемых на игровое поле.

Игры этого комплекса можно использовать и в случае, когда перед детьми и логопедом стоит задача дифференциации смешиваемых звуков. В таком случае рифмованный текст предлагается на один звук (или группу звуков), а картинки подбираются на оппозиционные звуки.

Компактность и мобильность этих игр облегчает подготовку к занятиям, даёт возможность чутко и своевременно отреагировать на изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений детей.

Во время этих занятий происходит не только автоматизация поставленных звуков в словах и фразах, расширяется словарный запас, но и улучшается функция самоконтроля, укрепляется психологическая база речи (память, восприятие, внимание, мышление)

Данные игры мы практикуем в течение трёх учебных лет. Благодаря использованию различных вариантов и постепенному введению дополнительных атрибутов, они не приедаются детям и всегда являются для них приоритетными при выборе. Положительный эмоциональный фон, непринуждённая атмосфера, а так же азарт и стремление к победе позволяют быстрее включить автоматизируемые звуки в спонтанную детскую речь, что и является целью нашей работы с дошкольниками в детском саду.

Мы надеемся, что предлагаемые игры смогут стать для практикующих логопедов и заботливых родителей бесценными помощниками в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.

Задание № 7. «Ходилки-бродилки». Автоматизация звуков.

Тема «Транспорт» (2-ая неделя май)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

· вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;

· познакомить его с такими видами транспорта, как на­земный, воздушный, водный, подземный;

· для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: какие машины перевозят грузы? людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?

Задание 2. Части транспортных средств.

Покажите ребёнку и назовите части грузового автомобиля: кабину,

кузов, капот, дверцу, фары, руль, сиденье, мотор, колёса;

самолёта: нос, хвост, крылья, иллюминаторы, трап, шасси, корпус;

катера: нос, корма, палуба, иллюминаторы, мачта, каюта, штурвал;

Задание 3. Игра «Веселый счет»

Один самолет, два самолета, три …, пять самолетов.

Одна машина, две машины . пять машин.

(поезд, вертолет, катер, корабль, лодка).

Задание 4. Игра «Подбери признак»

Машина (какая?) — . автобус (какой?) — .

самолет (какой?) — . , корабль (какой?) – ….

Задание 5. Игра «Один – много»

Самолет — самолеты, машина – . самокат – …,

Трамвай – …, автобус – …, троллейбус -…,

Вертолет- …, поезд – …, велосипед – .

Задание 6. Игра «Четвертый лишний».

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, ракета.

Задание 9.

Нарисуй большой машинке широкую дорожку. По какой дорожке едет маленькая машинка? (по узкой)

Задание № 10 Дифференциация понятий по теме «Временв года»

Тема: «Насекомые» (3-ая неделя май)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

– спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изме­нения произошли в природе, в жизни насекомых;

– побеседовать с ребенком о насекомых;

– в парке, в сквере рассмотреть жука, божью коровку, ба­бочку, гусеницу, муравья, пчелу, стрекозу, кузнечика и муху;

– рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюш­ко, ноги, крылья, усики);

– рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе;

– рассказать, что муха — вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

Задание 2. Игра «Закончи предложение».

Муравей сидел около….

Жук спрятался под….

Гусеница сидела на . .

Божья коровка ползла по . .

Задание 3. Игра «Бывает — не бывает».

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Ба­бочка поймана девочкой.

Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабоч­ка поймала девочку.

Задание 4. Игра «Подбери признак»

ба­бочка (какая?) — . муравей (какой?) — . ,

муха (какая?) – …, жук (какой?) – ….

Задание 6. Соедини линией кто, где живет.

Задание № 7 Назови весенние месяцы

Дата добавления: 2020-11-15 ; просмотров: 5 ;

Автоматизация звука [Л]. Часть 2. Звук [Л] в стечениях с согласными

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Л]!

Статья разделена на части с учетом этапов автоматизации звука [Л].

Слова, предложения и чистоговорки для автоматизации звука [Л] в стечениях с согласными очень эффективны при автоматизации этого звука и будут полезны практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Л].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта
http://LogopedRunet.ru

Автоматизация звука [Л] в слогах и словах со стечением согласных звуков:

АЛКА – ОЛКА – УЛКА – ЫЛКА – ЭЛКА ЕЛКА – ИЛКА – ЁЛКА – ЮЛКА – ЯЛКА

Палка, галка, фиалка, скакалка, балка, скалка, свалка, жалко, балкон; сеялка; белка, стрелка, сделка, мелко; иголка, полка, волки, полковник, толк, полк, волк; посылка, бутылка; ёлка, чёлка, пчёлка, щёлкать, метёлка, щёлк; булка, вулкан, чулки; носилки, косилка, пилка, жилка, вилка.

ПЛА – ПЛЫ – ПЛЭ – ПЛО – ПЛУ ЛПА – ЛПЫ – ЛПЭ – ЛПО – ЛПУ

План, плач, платье, плавать, пламя, плавно, платок, плавник, планета, пластилин, плакат, заплатка, поплавок; плыть, заплыв; плод, плов, плотно, пломба, плохо, пловец, оплошность, тепло, дупло; плут, плуг; колпак.

БЛА – БЛЫ – БЛЭ – БЛО – БЛУ ЛБА – ЛБЫ – ЛБЭ – ЛБО – ЛБУ

Бланк, вобла, область, облако; блоха, блокнот, обломок; блузка; столб, столбы, лбы, колба.

ФЛА – ФЛЫ – ФЛЭ – ФЛО – ФЛУ ЛФА – ЛФЫ – ЛФЭ – ЛФО – ЛФУ

Флаг, флакон, флажки; флот, флоксы, флотилия; алфавит, салфетка, шалфей.

ВЛА – ВЛЫ – ВЛЭ – ВЛО – ВЛУ ЛВА – ЛВЫ – ЛВЭ – ЛВО – ЛВУ

Власть, владение, владыка, седовласый; в луже, в ловушке; халва, молва.

ТЛА – ТЛЫ – ТЛЭ – ТЛО – ТЛУ ЛТА – ЛТЫ – ЛТЭ – ЛТО – ЛТУ

ДЛА – ДЛЫ – ДЛЭ – ДЛО – ДЛУ ЛДА – ДЛЫ – ДЛЭ – ДЛО – ДЛУ

Метла, котлы, котлован; болт, султан; седло, надлом, повидло; Молдавия, солдат, колдун, колдунья, колдовать, полдник, щеколда.

МЛА – МЛЫ – МЛЭ – МЛО – МЛУ ЛМА – ЛМЫ – ЛМЭ – ЛМО – ЛМУ

НЛА – НЛЫ – НЛЭ – НЛО – НЛУ ЛНА – ЛНЫ – ЛНЭ – ЛНО – ЛНУ

Младший, младенец; чалма; волна, волны, молния, полночь, челнок.

КЛА – КЛЫ – КЛЭ – КЛО – КЛУ ЛКА – ЛКЫ – ЛКЭ – ЛКО – ЛКУ

Читайте также:  Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе, тема Звуки В-Вь

ГЛА – ГЛЫ – ГЛЭ – ГЛО – ГЛУ ЛГА – ЛГЫ – ЛГЭ – ЛГО – ЛГУ

ХЛА – ХЛЫ – ХЛЭ – ХЛО – ХЛУ ЛХА – ЛХЫ – ЛХЭ – ЛХО – ЛХУ

Клава, класть, клавиши, клад, клапан, класс, кладовка, закладка, свёкла, кукла, клык, мотоцикл, клок, клоп, клоун, наклон, стекло, поклон, клуб, клумба, клубни, клубника; гладкий, гладить, глаза, игла, помогла, могла, глупый, глубокий, глухота, глубина, глобус, смуглый; лгать, лгун, лгунья, долг, долго; хлопок, хлопоты, хлопать, охладить.

СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ – СЛЭ

ЛСА – ЛСО – ЛСУ – ЛСЫ – ЛСЭ

ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ – ЗЛЭ

ЛЗА – ЛЗО – ЛЗУ – ЛЗЫ – ЛЗЭ

Слава, слабый, сладкий, послание, послать, вёсла, наслаждение; слышать, послы, ослы; служба, слух, слушать, слуга, послушный, заслуга; слово, слой, слон, слойка, условие, пословица, кресло; злой, злость; злаки; узлы, козлы; ползает, ползунки.

ЛЧА – ЛЧУ – ЛЧИ – ЛЧЕ ЧЛА – ЧЛУ – ЧЛЫ – ЧЛЭ

Молча, молчание, молчун, молчаливый; прочла.

ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ – ЛШЭ

ЛША – ЛШО – ЛШУ – ЛШИ – ЛШЕ

ЖЛА – ЖЛО – ЖЛУ – ЖЛЫ – ЖЛЭ

ЛЖА – ЛЖО – ЛЖУ – ЛЖИ – ЛЖЕ

Шла, шланг, вошла, ушла, подошла, отошла, обошла, нашла, вышла; волшебник, волшебница, волшебники, волшебный, волшебство; лжец.

СКЛА – СКЛО – СКЛУ – СКЛЫ – СКЛЭ

СПЛА – СПЛО – СПЛУ – СПЛЫ – СПЛЭ

СТЛА – СТЛО – СТЛУ – СТЛЫ – СТЛЭ

Склад, складывать, склон; сплошной, сплутовать; стлать.

Повторить словосочетания и предложения:

Шёлковый платок, улыбка младенца, клок сена, обложка блокнота, белое облако, спелая клубника, голодный волк, мелкая лужа, волшебная палочка, сладкое яблоко, голубые глаза, складной стул, гладкие волосы, пологие склоны

Павел поймал галку.

Папа купил ёлку.

Я вышел на балкон.

Клава играла на лужайке.

На складе много игрушек.

На склоне горы паслось стадо.

Луша гладила юбку в складку.

Мила гладила платье для куклы.

Клава полола гладиолусы на клумбе.

Володя склонил голову над столом.

Алла ела булку с маслом.

Элла сломала лыжную палку.

Светлана слушала звон колоколов.

Павел заблудился в глухом лесу.

На балконе лопнуло стекло.

Володя запивал клубнику холодным молоком.

Алла заколола волосы золотой заколкой.

Элла полоскала горло.

Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [Л]:

Автоматизация звука через игру

Автоматизация звука – это закрепление правильности движений органов артикуляции в процессе произнесения того или иного звука.

Перед тем, как приступить к автоматизации звука, его следует научиться произносить отдельно от других звуков. Как правило, у ребенка или взрослого человека, произносящего звук неправильно, уже сложилась привычка дефектного произношения. И даже когда сам по себе звук поставлен, в контексте речи он хрупок. Автоматизируя звук в речи, мы избавляемся от негативного стереотипа и закрепляем новый, правильный.

К сожалению, процесс автоматизации звука может затянуться: ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах, словах и фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет малыша. У него снижается интерес к занятиям, что ведет к ухудшению результатов коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, логопеды используют разнообразные творческие задания и дидактический материал.

Что дают игровые приемы и упражнения

Мы расскажем об игровых приемах по закреплению правильного звукопроизношения, которые можно использовать не только в автоматизации изолированных звуков, но и для закрепления звуков в слогах и словах.

“Нанизывание прищепок”

Малышу предлагается закрепить прищепки на вырезанные из цветного картона фигуры (солнце, еж, елка шар и т.д.), затем проговаривается отрабатываемый звук.

“Упражнение с волчком”

Ребенок раскручивает игрушку – волчок поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняем сначала пальцами ведущей, затем другой руки. Волчок крутится, малыш произносит отрабатываемый звук.

“Сухой бассейн”

Малышу предлагается найти игрушку в емкости с горохом (фасолью) и произнести звук (слог, слово).

“Дорожка”

Закрепляем на стене (рисуем на бумаге) схему: длинная полоса, короткие полосы, точки. Ребeнок передвигает по этим линиям игрушку, символизирующую звук, произносит звук длительно, коротко или отрывисто.

“Ромашка”

На лепесточке приклеены картинки с нужным звуком. Ребенок четко произносит название картинки.

“Лабиринт”

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, рисует маркером (позже просто прослеживает глазами), проговаривая звук.

“Построй замок”

Малыш собирает из кубиков постройку и произносит звук (слог, слово).

“Магический экран”

Обводка и рисование по различным линиям через “магический экран” (пособие можно купить в магазине, работа с ним вызывает у детей огромный интерес) с одновременным произнесением звука.

“Поющая веревочка”

Ребeнок выкладывает верeвочку (разноцветные шнурки, тесeмки) по нарисованной линии и тянет звук.

“Шарик”

1 вариант: во время произнесения звука дети перекатывают (перекладывают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик (деревянный, пластмассовый, каучуковый, металлический).

2 вариант: мячик – “eжик” ребeнок прижимает к столу указательным пальцем, затем перекатывает к среднему, безымянному, мизинцу. При нажатии отрабатывают нужный звук.

3 вариант: малыш прокатывает мяч, машинку, пытаясь попасть в ворота, проговаривая звук.

“Раз – шажок, два – шажок…”

1 вариант: ребенок указательным и средним пальцами шагает по нарисованным кружочкам, цветочкам, листочкам, проговаривая отрывисто нужный звук.

2 вариант: пальчики малыша шагают по отверстиям кухонной решетки.

3 вариант: на пальчики надевают печатки. Ребенок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук.

4 вариант: ребeнок шагает по комнате, называя звук на каждый шаг (также слог, слово).

“Живые игрушки”

На столе разложить (можно закрепить на магнитной доске) цветочки, листочки, облака, домики и т. п. по всей поверхности. Ребeнок берeт игрушку, перепрыгивая с цветка на цветок, называет отрабатываемый звук.

“Скажи столько же раз”

1 вариант: бросить кубик, посчитать точки. Ребeнок должен сказать заданный звук столько раз, сколько точек выпадает на кубике (опора на зрительный анализатор). Выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать, сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.), сказать звук столько же раз.

2 вариант: ребeнок послушает, сколько раз логопед хлопнет, топнет, ударит в бубен и т. п. и говорит столько же раз нужный звук (опора на слуховой анализатор).

3 вариант: ребeнок закрывает глаза. Логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка. Малыш считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожно-кинестетический анализатор).

“Цветные бусинки”

На резинке прикреплены цветные бусины. Ребeнку нужно щелкать пальчиками только по бусинам определенного цвета, называя нужный звук.

“Таблицы”

Ребeнку предлагаются таблицы с разными рисунками. Обводя определенный рисунок, малыш произносит длительно звук. Можно зачёркивать рисунок, можно дотрагиваться пальчиком и произносить звук.

“Разноцветные прищепки”

На стене прикрепляем шнурки четырех цветов. Ребeнок достает из мешочка прищепку, закрепляет еe на верeвке соответствующего цвета и произносит звук.

“Геоконт”

Используя это пособие В. В. Воскобовича, можно проговаривать звук длительно или отрывисто. Ребeнку предлагается найти штыречки определённого цвета, дотронуться до них и назвать звук. Затем ребёнок натягивает резинку, чтобы получилась заданная фигура и проговаривает протяжно звук, проводя пальчиком по резиночкам (сторонам фигуры).

“Сыпучий материал”

Ребeнок пальчиками рисует на ровной поверхности, посыпанной манкой или песком, и «шипит», «свистит», «рычит».

“Клубочек”

Ребeнок наматывает нитки на клубок и произносит (шта-што-шты-шту, ас-ос-ус и т.п.).

“Пирамидка”

Ребeнок собирает пирамидку, проговаривая требуемый звук (слог, слово).

“Шнурок с узелками”

Малыш собирает шнурок в ладошку, произнося звук (слоги, слово).

“Семечки”

Ребeнку предлагается выложить из семечек дорожку, проговаривая отрабатываемый звук.

“Ступеньки”

1 вариант: ребeнок шагает пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук.

2 вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счeтных палочек, спичек, кубиков. Шагает пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук.

“Гармошка”

Сложить листок «гармошкой», приклеить картинки с нужным звуком. Ребёнок произносит слово, выделяя звук.

“Веселый мяч”

Ребeнку предлагается произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.

“Говорящий карандаш”

Рисуем на листе бумаги различные линии, малыш обводит линии и тянет звук.

“Колокольчик”

Ребeнок называет картинки с автоматизируемым звуком. Если ребёнок произносит слово неправильно – взрослый звенит в колокольчик.

Нескучных Вам занятий!

Записаться на прием к логопеду можно по телефону +7-921-995-61-57 или заполнив форму

  • Главная
  • О центре
  • Наши специалисты
  • Цены
  • Ваши вопросы
  • Онлайн-занятия
  • Отзывы
  • Коллегам
  • Публикации
  • Логопед взрослым
  • Логопед детям
  • Логопедический массаж
  • БОС
  • Новости
  • Контакты
  • Психолог

© « Центр коррекции речи Анны Белик »

Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, logoped@belikcenter.ru , Skype: Beliklogocenter

Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

Ссылка на основную публикацию