Как избавиться от ротацизма (картавости) – 14 способов постановки звука Р

8 упражнений, которые помогут избавиться от картавости

Когда о ком-то говорят, что он картавый, вспоминается жегловское из «Место встречи изменить нельзя»: «А теперь – картавый! Я сказал – картавый!». Что же это за человек такой – картавый?

Картавость – это дефект речи, одна из форм нарушения произношения звуков. Вследствие такого нарушения речь картавого человека становится весьма специфической. Многие люди, обладающие этим недостатком, стесняются его. Они избегают публичных выступлений, из-за чего ограничиваются перспективы их профессионального роста. Сужается и круг профессий, которые они могли бы выбрать. Самооценка картавых людей часто довольно занижена.

Как проявляется картавость

Картавый человек либо заменяет звук «р» другими звуками, например «л» (и это явление логопеды называют параротацизмом), либо звук «р» искажается или пропускается (ротацизм).

Как известно, в детстве картавят все – детская картавость называется возрастной или физиологической. И связана она с недоразвитием органов артикуляции. Находчивые дети в ответ на просьбу взрослых сказать слово «рыба» говорят: «Селедка!». Физиологическая картавость с возрастом, до 5–6 лет, проходит самостоятельно.

По статистике, к 9 годам картавят примерно 26% детей. Их картавость вызвана более сложными причинами, о которых родителям должны рассказать логопед, стоматолог или ЛОР. Если же родители проигнорируют посещение этих врачей, ребенок, став взрослым, будет говорить так, как горе-логопед из фильма «По семейным обстоятельствам»: «Как ыаз на ыазных. Одна – на Киевской, а втойая – на Киевской!». (Вместо «Как раз на разных. Одна – на Киевской, а вторая – на Кировской!».) Не излеченную вовремя картавость иногда приходится наблюдать даже у некоторых телеведущих.

Логопед – понятно: его задача – помочь пациенту преодолеть речевые и психофизические нарушения с помощью индивидуальных занятий. Но причем здесь стоматолог и ЛОР? Дело в том, что причины картавости могут крыться более глубоко, и логопед будет не в силах правильно поставить звук. Например, картавость может быть вызвана специфическим строением полости рта: короткой подъязычной связкой, выдвинутой вперед нижней челюстью, слабыми мышцами кончика языка, редкими зубами.

Различные слуховые патологии и, как следствие, снижение слуха также могут привести к картавости. Кроме того, существует генетическая предрасположенности к картавости, то есть она может передаваться по наследству. Бывает и так, что ребенок начинает подражать, копировать кого-то с этим дефектом речи из своего ближайшего окружения и «заражается» сам.

В любом случае причину определяет врач и назначает соответствующее лечение, вплоть до операции. В случаях, не требующих оперативного вмешательства, поможет логопед, причем лечению поддаются пациенты любого возраста. Однако откладывать визит к врачу в долгий ящик не стоит, ведь последствия картавости часто негативно отражаются на психике ребенка. Его могут дразнить дети, из-за чего он начинает избегать их, чувствуя себя среди них «белой вороной». У него могут развиться комплекс неполноценности и прочие психические заболевания.

В некоторых случаях от картавости можно избавиться самостоятельно

Для этого нужно иметь желание, время и упорство. Логопеды предлагают специальный комплекс упражнений, которые обязательно нужно выполнять ежедневно, делая как минимум три подхода. Они направлены на укрепление мышц языка и связок ротовой полости. Итак:

  1. Широко открываем рот и языком поглаживаем небо. Повторяем не менее 10 раз.
  2. Открываем рот как можно шире и кладем язык на нижнюю губу. Совершаем им мягкие поглаживающие движения вверх и вниз, одновременно стараясь произнести звук «р».
  3. Растягиваем рот в широкой улыбке. Кончик языка касается внутренней стороны верхнего зубного ряда. Делаем им плавные движения вправо и влево, напоминающие движения зубной щетки при чистке зубов.
  4. Укрепляет речевой аппарат следующее упражнение: складываем язык «желобком» и стараемся произнести букву «ф» так, чтобы струя воздуха прошла по этому желобку.
  5. Медленно проговариваем слоги «тэ», «лэ», «дэ» – каждый по 10 раз. Затем соединяем их в одно слово «тэлэдэ» и несколько раз четко проговариваем его.
  6. Дотрагиваемся кончиком языка до десны внутренней стороны верхнего зубного ряда. Теперь точно так же медленно и четко произносим те же самые слоги «тэ», «лэ», «дэ», а затем «тэлэдэ».
  7. Таким же образом, сначала обычным способом, а затем дотрагиваясь кончиком языка до десны внутренней стороны верхнего зубного ряда, произносим слова, в которых есть одна буква «р».

Дополнительно вырабатывать правильное произношение звука «р» нужно с помощью скороговорок.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Не получается? Можно начать со скороговорки попроще:

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры. До поры остры топоры.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

Коррекция картавости в подростковом возрасте

Картавость или дислалия – это нарушение правильного звукопроизношения при сохранении слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Не всегда этот дефект необходимо исправлять, а только если он приносит человеку дискомфорт. В детском возрасте, приблизительно до пяти лет, он считается функциональным и легко поддается коррекции на дому и в логопедическом кабинете под руководством специалиста. Перед тем как избавляться от неправильного произношения, необходимо выяснить причину дефекта.

Многие люди не стесняются своей особенности произношения, называя ее изюминкой. По результатам социального опроса 17% людей считают картавость недостатком, 24% это нравится и 59% придерживаются нейтральной позиции.

Классификация отклонения

Дефект подразделяется на виды в зависимости от группы не выговариваемых звуков − мономорфный и полиморфный тип. Простая форма характеризуется трудностями с одной или несколькими фонемами, относящимися к одной группе «С-З-Ц» или «Ш-Ж-Ч». Сложная, то есть полиморфная может включать звуки разных групп (например, «С-Р-К-Ш»). Кроме того, картавость может быть физиологической, связанной с отклонением в развитии органов речи в детском возрасте. Функциональной ее называют при отсутствии патологий ЦНС и артикуляционного аппарата, в том числе органов слуха. Если присутствует врожденная или приобретенная патология, говорят об органической дислалии. При выявлении расстройства слуха картавость называется сенсорной.

Этиология возникновения и характерные признаки

Причины появления отклонения отличаются в зависимости от его видов. Наиболее часто дефект возникает под влиянием одного из следующих факторов:

  • на фоне длительной хронической инфекции, что приводит к физическому или нервному истощению;
  • в результате недосмотра в детском возрасте, ребенка не научили говорить правильно;
  • в случае смешанных браков, когда мама и папа общаются на разных языках;
  • как подражание близкому человеку;
  • неправильной артикуляции;
  • недоразвития фонематического слуха.

Отдельно рассматриваются причины органической картавости: нарушения прикуса, роста зубов, аномалии языка. Их классифицируют на наследственные и приобретенные.

Классификация причин ротацизма:

  • механические (неправильный прикус, твердое небо, гипердонтия);
  • акустические (ребенок путает созвучные «р» и «л»);
  • подражательные;
  • наследственные;
  • неврологические (связаны с патологическими процессами в головном мозге);
  • функциональные: недоразвитость мышц аппарата речи и короткая уздечка языка.

Каждый из видов дислалии характеризуется конкретными симптомами. Так, патология может заключаться в трудности произношения свистящих и шипящих звуков – сигматизм и парасигматизм. Это могут быть фонемы [р], [р`], [л], [л`]. Если трудности только с постановкой звука [р], [р`] — это ротацизм и параротацизм. Для патологии заднеязычных звуков [г], [г`], [к], [к`], [х], [х`] существует определение гаммацизм, каппацизм, хитизм и т. д. Одновременно с этими главными признаками человек может заменять звонкие звуки на глухие или смещать их. Аналогичным образом происходит замещение мягкого на твердый или перестановка.

Ротацизм – это отдельный вид картавости, который заключается в нарушении произношения звуков «р» и «рь». Он сложен для воспроизведения, потому что в процессе задействованы разные части языка. Ему не свойственно быть врожденным, поэтому избавление от патологии проводится с помощью регулярных занятий с логопедом.

Ротацизм бывает велярным и сопровождается вибрацией края мягкого неба; увулярным с колебаниями язычка неба. К причинам его появления относятся патологии слухового аппарата, частичный паралич мышц языка, слишком короткая уздечка языка и его слабые мышцы. При таком расстройстве фонема может быть полностью исключена из речевого оборота или искажена горловым («французским»), боковым произношением. Возможна ее замена на звуки л, й, ы, г, в.

Терапия подбирается в соответствии с жалобами пациента. Отличие горлового произношения от нормы можно услышать, попросив ребенка долго произносить этот звук с открытым ртом. Лечение ротацизма направлено на увеличение подвижности органа с помощью комплекса упражнений, укрепление мышц, ответственных за его амплитуду. Как быстро человек будет переставать неправильно произносить звуки, зависит не только от типа нарушения, но и добросовестного выполнения упражнений, подобранных специалистом.

Диагностика нарушения речи

С подобными проблемами обращаются к врачу-логопеду, который после визуального осмотра и оценки моторики, развития речи оценит слух, зрение пациента. Обязательным является исследование подвижности органов. Для этого специалист подберет упражнения подражающего характера.

Логопедическое обследование при картавости выявляет с помощью дидактического материала дефектные звуки, их отсутствие, замещение и искажение. Обязательно проверяют слуховой аппарат при осмотре у отоларинголога. При необходимости может потребоваться консультация смежных специалистов: стоматолога, ортодонта, хирурга. В случае функционального отклонения консультирует детский невролог.

Лечение картавости

Схема терапии определяется видом картавости, перед тем, как ее убирать, устраняют причину образования дефекта. Основными методиками являются: массаж языка и его механическая вибрация, логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, соблюдение тактильного контроля. Разогрев языка начинают с артикуляционной гимнастики. Это поможет уменьшить его напряжение и сделать более податливым. Далее происходит правильная постановка звуков «ш» и «ж», только потом «р». Это одновременно активизирует кончик языка и устранит лишнюю вибрацию неба.

Отучаться картавить нужно с помощью специально подобранных упражнений. Делать это нужно каждый день без перерыва в домашних или амбулаторных условиях. Занятия для постановки звука «р»:

  • Открыть широко рот и улыбнуться, обнажив верхний ряд зубов. Языком двигать изнутри ряда из стороны в сторону.
  • Для разрабатывания мышц можно облизывать верхнюю губу на протяжении 5 минут.
  • Открыть рот и положить язык на нижнюю губу. При этом пытаться произнести букву «ф».

Словарный запас должен пополняться словами с проблемным звуком, он может присутствовать в одном и нескольких слогах. Хорошей тренировкой является произношение скороговорок с буквой «р» или чтение стихотворений.

Как правильно произносить звук «р»:

  • губы должны быть слегка раскрытыми, зубные ряды разомкнуты;
  • положение языка такое, что своим кончиком он касается альвеол за зубами, по бокам он плотно прилегает к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки также включены в процесс и вибрируют;
  • направление воздушной струи должно быть к кончику языка, не в стороны.

При произношении мягкого звука «рь» также поднимается средняя часть спинки языка к нёбу, сам он направлен вперед.

Чтобы закрепить постановку фонемы, упражнения делают перед зеркалом и неоднократно повторяют. Только после доведения навыка до автоматизма, правильное «р» вводят в обиход.

Первое время ребенка необходимо контролировать, иначе он снова начнет картавить. Особенно уязвимыми в этом плане являются подростки возрастом 13-14 лет. Лучше устранить дефект еще в детстве, но и в 15-17 лет это возможно. В этот период дети могут замкнуться в себе, им нужна поддержка близких и уверенность. С терапевтической целью необходимо регулярно посещать стоматолога, ежедневно три раза в день проводить логопедические занятия (лучше перед едой или через час после приема пищи).

Профилактика картавости

С целью предупреждения дефектов произношения отдельных звуков необходимо, начиная с дошкольного возраста, показывать ребенка логопеду. Эта мера поможет вовремя диагностировать анатомические патологии артикуляционного аппарата. Большое значение имеет правильный пример со стороны родителей, при наследственной предрасположенности необходимо сообщить специалисту для подбора адекватной терапии.

Картавость не представляет угрозы физическому здоровью человека. Однако, негативно отражается на самооценке, что может коснуться профессиональной и личной жизни. В некоторых случаях может быть рекомендовано хирургическое лечение. При этом сроки терапии зависят от сложности диагноза, наличия сопутствующих патологий органов речи или нарушения функции центральной нервной системы. У детей картавость устраняется легче, чем в подростковом возрасте, потому что артикуляционный аппарат еще не до конца развит. При ежедневных занятиях положительные изменения отмечаются через неделю, весь курс займет от нескольких месяцев до года.

Как я избавился от картавости во взрослом возрасте (25 лет).

Сейчас будет немного нестандартный пост для моего ИТшного сайта. Но вдруг кому-нибудь мой опыт будет полезен!

До 25 лет я картавил на Р и Л. Но при этом я не картавил на мягкие буквы Рь и Ль. Я настолько хорошо научился произностить буквы Р горлом, что люди меня вполне хорошо понимали, правда если не говорить такие страшные слова как ЛОР и Laravel, которые у меня звучали крайне странно:)

Я не заменял слова с Р на без Р, т.е. у меня рыба была рыбой, а не селедкой, а работа была работой, а не “делом”. При этом я пытался произнести Р, а в некоторых случаях люди просто проглатывали этот звук.

В детстве я думал, что просто не могу правильно произнести Р, я даже не догадывался, что ее нужно произносить языком, а не горлом. В подростковом возрасте пришло осознание, что я подсел на иглу “картавости” и от этого недуга так просто не избавиться. Но проблем мне это не доставляло, да и люди из моего окружения вполне нормально к этому относились.

Кстати, в школе не было логопеда, да и никто мне не говорил про картавость, пока я сам не понял.

Читайте также:  Конспекты занятий по коррекции ФФНР у умственно отсталых младших школьников

Первые проблемы.

Первые проблемы начались во время службы в армии. Это было в 2011 году. В то время по ТВ шла передача про Бородача, охранника из магазина. Помните? Так вот, он картавил. Я картавил не так сильно, но мог с легкостью спародировать Бородача. Меня многие сослуживцы просили произнести: Александггг Гггодионович Богггодач. Это было смешно, я на это не обижался, люди шутили по доброму, но мне это конечно порядком надоело.

Но после службы, всё нормализовалось и никто по этому поводу ничего не говорил. Ну может быть за спиной, как у нас любят 🙂

В 25 лет картавость не исправить. Поздно. У тебя не получится.

Сколько раз вы слышали это? Я думаю много. Но то, что вы делаете, зависит от вас. Если вы хотите чего-то добиться или сделать, то рано или поздно придете к цели. Если конечно будете к ней идти. В 2017 году я начал задумываться об исправлении картавости дома, без посещения логопеда (а зря. читайте). Это было примерно в начале апреля.

У моей жены бабушка логопед. И от нее я услышал, что шансов исправить картавость у взрослого человека практически нет. На форумах и на YouTube я слышал тоже самое. Самое забавное, что на YouTube люди говорят, как избавиться от картавости, но при этом сами они не картавили ни разу. 🙂

Я думаю лучший логопед это тот, который сам картавил и сам от картавости избавился. Вот он будет точно “в теме”. Но таких логопедов на этой планете не существует. Шутка, конечно.

Немного вводной информации от картавого со стажем.

Картавые люди говорят горлом. Я также говорил. Отсюда совершенно другой звук. Также как для вас непривычен горловой Р, для картавого непривычен Р кончиком языка. Но необязательно картавить на все звуки, как на твердые, так и на мягкие. Я уже говорил об этом выше. С Рь у меня практически не было проблем, как и с Ль.

Но это не значит, что Р дался легко. Эти звуки произносятся совершенно по-разному. Как и Л и Ль. Вот вам кажется, как с Л можно картавить? Легко, попробуйте ее произнести горлом: прижмите корень языка к верхней челюсти и попробуйте сказать Л. Да-да.

Как я исправлял картавость во взрослом возрасте: в 25 лет.

Внимание, я не логопед и я не знаю, всё ли я делал правильно. Мне это помогло и это самое главное!

Если быть более точным, исправлять картавость я начал в апреле, когда мне было еще 24 года.

К этому делу я подошел со всей ответственностью и крайне сильно надоел своей жене, но спасибо ей за терпение.

С чего я начал? Люди, которые картавят во взрослом возрасте, когда думают также картавят. Вот только не нужно обманывать себя и говорить, что это не так. Это так:) Ведь когда мы думаем, мы пытаемся сказать своим голосом что-то про себя. А для человека, который Р не умеет выговаривать, даже представить невозможно, как она звучала бы из его уст.

Апрель 2017: забываем про горловое Р.

Значит первым делом нужно было избавиться от картавости в голове. Это просто психологический момент, на который я потратил целый месяц. Звучит странно и смешно, но это помогло в будущем не путаться между горловой Р и Р произнесенной правильным способом. Хотя первый месяц я все равно путался, но когда я начал говорить с людьми правильно, очень быстро я забыл про горловой Р, примерно за неделю.

Далее я начал пытаться перенастроить артикуляционный аппарат на произношение Р. Я это делал через Ж. Банально дома, при общении произносил вместо слова Гггоссия (Россия), Жоссия, Габота у меня трансформировалась в Жабота и так далее. На это у меня ушло примерно две недели.

Далее я перестал страдать фигней и начал усиленно заниматься. Это было уже ближе к концу мая 2017 года.

Май 2017: пробуем дома поставить изолированный звук Р (не получилось).

Кстати, если вы не картавили и у вас возникает в голове мысль: ну ведь произносить Р так легко! Что здесь сложно? То все нормально. У жены была та же самая мысль. Она очень чисто произносит все звуки русского алфавита, я ее просил открывать рот и пытаться произнести звук Р. Смешно же! Но зато я наглядно видел, как этот звук нужно произносить.

А появляется этот звук из-за вибрации кончика языка о зубы и альвиолы. Я пробовал и так, и так, но со временем язык нашел сам правильную позицию, для произношения Р. Вот вы задумывались об этом? Для меня эта позиция: между резцами и альвиолами. По середине.

Я у нее спрашивал, как ты это делаешь? Ответ конечно же меня убивал: оно само, я даже не могу объяснить.

Забегая вперед скажу – нужно 10005000 часов тренировок мышц языка. Кончик языка должен вибрировать даже от слабого дуновения на него. Только так. Только через боль и тренировки (ага) у меня появился звук Р. Я вращал языком, я кусал его, чистил его щеткой, делал упражнения из интернета и так далее. Плюс нужно помнить про воздушный поток, он должен быть направлен на кончик языка. Ну после 100 занятий у вас это будет на автомате:)

Тяжелая артиллерия.

Июнь 2017: смотрим Youtube, выполняем те же упражнения. К концу июня, я смог произносить Р плохо и изолированно. Не могу вставить Р в слова, ищу логопеда.

Сразу скажу: идите к логопеду. Не по скайпу, не по телефону. Только в живую, только тет-а-тет. Я научился более/менее самостоятельно произносить звук Р изолированно, но я не мог вставлять этот звук в слова. Звучало это следующим образом: идет первая часть слова, потом пауза, потом раскатистая РРРР, потом оставшаяся часть слова:)

Сколько времени я занимался? Около 1-2 часа в день. Звук я поставил себе сам за 1.5 месяца. Почти два месяца я потратил на это. Представляете?

Мне очень сильно помогло вот это старое видео:

На третьей минуте есть упражнение с ватой. Это одно из лучших упражнений, чтобы начать выговаривать звук Р с помощью кончика языка. Суть в том, что вы должны научиться направлять языком поток воздуха на кончик носа, где лежит вата и ее нужно сдуть. Дуть нужно именно на кончик языка, чтобы контролировать воздушный поток.

Далее на пятой минуте есть очень странное, но самое крутое упражнение, чтобы заставить язык вибрировать. Просто посмотрите видео. Это упражнение очень сильно мне помогло и кстати говоря, я делал его себе сам, и с помощью этого упражнения я заставил кончик языка вибрировать, чтобы появился первый настоящий звук Р.

Я делал все упражнения из видео и это заняло полтора месяца. Хотя я знаю человека, который делает эти же упражнения пол года и у него результата нет. А знаете почему? Он их делает 1-2 раза в неделю. Нужно делать каждый день.

Внедрение звука Р в речь у взрослого человека.

Июль, август, сентябрь, октябрь – занятия с логопедом 1-2 раза в неделю + ежедневные занятия дома.

4 месяца – именно столько я потратил, чтобы внедрить звук Р в свою речь. Все это время я занимался только с логопедом. Конечно, было смешно, когда рядом сидят 5-6 летние дети, но что делать?:) Занятие занимало 1 час.

Как проходило занятие у логопеда со взрослым человеком:

Первые 20 минут была разминка. Мы быстро проходили все упражнения из того видео выше. Кстати, последовательность была также примерно такой. При выполнении этих упражнений язык реально становился синим. Далее мы произносили все слова, где просто максимальное количество букв Р. Сначала это были отдельные слова, потом были словосочетания и целые предложения. На последнем месяце это были уже тексты, для полной автоматизации.

Мне намного легче давалось обратное произношение звука Р, к примеру: оР, аР, уР, вместо Ро, Ра, Ру. Тут все индивидуально. Примерно первые два месяца занятий с логопедом, это 40 минут экзекуции со звуком Р. Плюс занятия дома. Мозг начинал забывать горловое произношение, да и после нескольких занятий (примерно 4 занятия), я начал внедрять Р в речь, то есть говорить с людьми правильно. Порой возникали конфузы, из-за раскатистого Р, к примеру РРРРРРРРабота, вместо Работа. Иногда язык путался и на один звук ты картавишь, а на другой уже нет, но это было первые пару недель. 🙂

Я понял одну “фишку”, тут как с изучением другого языка или какой-то технологии. Хочешь ее быстро изучить? Сразу внедряй. Знания без практики равны 0, все быстро забывается. Точно также и с произношением. Не начинаете говорить? Деньги и время впустую.

Я не стал бояться произнести что-то неправильно, хотя порой это было смешно. Ведь до этого я также произносил звуки неправильно. Для меня ничего не меняется. Но результат не заставил себя долго ждать.

К октябрю я уже спокойно говорил с людьми и они не переспрашивали меня, когда им что-то становилось непонятно.

РЖ – самое тяжелое для меня.

Произнести слова ржать, жрать, корж, ржаной было сущим адом для меня. Первые два месяца занятий с логопедом я просто не мог нормально произнести звук Ж после звука Р. Хотя с ним у меня проблем не было никогда. Но к концу занятий проблема полностью исчезла. Ну еще бы, если ты два раза в неделю занимаешься с логопедом и каждый день дома. Как может быть иначе?

Самое страшное слово – маРШРутка.

Самое страшное слово для меня было – маршрутка. Это как для иностранца слово здравствуйте, которое сразу отбивает желание изучать русский язык. Все из-за РШР, которое есть в этом слове. У меня это звучало так: марш-рутка. То есть как бы слово делилось на два слова. Конкретно это слово давалось очень тяжело. Я потратил на него пол года, но оно стало нормально звучать. Правда я не тренировал специально это слово, все стало на свои места само.

Что в итоге?

Пол года занятий. Куча потраченного времени и нервов. Это минусы. Теперь плюсы – чистое произношение звука Р. Даже шепотом. Начиная с июля я говорил с людьми правильно, но ходил к логопеду. Это был важный момент и очень правильный для меня.

Я надеюсь, вам понравилась статья и вы на моем опыте сможете спланировать свой план занятий. На все вопросы я отвечаю в комментариях (быстро) и на почту mail@dimsog.ru, что медленнее. Так как я долго занимался самостоятельно и с логопедом, можно хоть самому идти логопедом работать:) Если у вас будут вопросы – спрашивайте!

Кстати, ты про Л говорил. А что с ней?

Я ее произносил неправильно. Вот и все. Как оказалось, кончик языка нужно прижимать к зубам и пытаться произнести звук Л. Я на него потратил 2-3 занятия + пару недель дома для тренировки. Как говорит молодежь: это было вообще изи:)

Но ее мы тренировали точно также как и Р, никаких поблажек. Были слова с Ла, лу, ле. и с Ал, ул, ел.

P.S. когда я картавил, я практически не замечал, что некоторые люди также картавят. Я с ними был на одной волне, сейчас замечаю.

Обращение к родителям.

Уважаемые родители, если ваш ребенок картавит и вы его отправили к логопеду, но после трех занятий вы понимаете, что ничего не улучшается, не говорите ребенку про это. Как вообще такое можно говорить?

Черт, я несколько раз слышал (у логопеда 99% дети) от мам: сын (дочь), скорее всего у тебя ничего не получится. Мы зря ходим. Просто ты не такой как все. Ох, как мне было стыдно тогда за таких “мамаш”. По-другому, к сожалению, их не назовешь.

Ребенку 6-7-8 лет, занятия могут и месяц длиться, но результат будет. Вы же не научились говорить на русском языке за неделю? Нет? Ну а от ребенка что хотите? Наверное и дома с ним не занимаетесь, ведь логопед за 500-600 рублей должен сделать чудо! Ах, занятие раз в неделю.

А где можно послушать?

С нового года я решил не только писать на своем сайте, но и некоторые моменты записывать на видео. Послушать можно вот на этом канале:

Надоело картавить? Учимся правильно выговаривать «р»

Один из самых распространенных дефектов речи – это картавость. Половина населения не знает, что значит не выговаривать «р». Но некоторые люди всю жизнь борются с этой проблемой и задаются одним единственным вопросом: как перестать картавить. Только упорный труд над самим собой поможет навсегда забыть об этой проблеме. А мы, в свою очередь, подробно расскажем, как быстро перестать картавить.

Причины

Почему люди картавят – это главный вопрос, который интересует картавых людей.

Читайте также:  Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе - тема Профессии

Первым делом нужно разобраться в основных причинах картавости у взрослых и детей:

  • Механическая – это причина, которая появляется вследствие неправильного прикуса, твердого неба у человека или гипердонтии.
  • Акустическая причина возникает вследствие того, что человек путает между собой похожие звуки (например, «Р» и «Л»).
  • Подражательная причина тянется из глубокого детства. Ребенок с самого рождения слышит неправильное произношение звуков, но не понимает этого. Соответственно, он начинает произносить звуки также как и его родители. Например, букву р, как букву л.
  • Невралгическая дислалия возникает в связи с появлением патологий отдельных участков головного мозга. Они отвечают за правильную речь.
  • Функциональная дислалия появляется из-за нарушений речевого аппарата: слабые мышцы и короткая уздечка языка.

Также существует мнение, что картавость передается по наследству. Есть большая вероятность того, что если один из родителей картавит, то и его ребенок также унаследует эту проблему.

Избавляемся от картавости

Картавость – это совершенно не опасная патология. Она не приносит никаких проблем со здоровьем. Однако картавые люди могут столкнуться с рядом проблем при поиске работы. В связи с этим у человека падает самооценка и появляется неуверенность в себе. Для взрослого человека это может стать настоящей проблемой, которая помешает реализоваться в жизни, как на работе, так и в семейном плане. Поэтому, нужно знать, как разучиться картавить.

Если вы заметили у своего ребенка проблемы с речью – срочно обращайтесь к врачу. Советы логопеда помогут избавиться от этой проблемы в раннем возрасте и навсегда о ней забыть. Лучше всего обращаться к специалисту в возрасте 5-6 лет. Даже уже в 13-14 лет исправить такой дефект речи будет намного сложнее. Только врач сможет с точностью рассказать, как не картавить и что для этого нужно делать.

Первым делом опытный логопед расскажет вам, какие бывают причины картавости, а также определит, почему именно у вас возникла такая проблема и расскажет, как не картавить. Также он назначит лечение. Это могут быть легкие упражнения для корректировки речи, если у вас не очень запущенный случай. Но, может назначить и оперативное вмешательство для исправления картавости.

Картавый человек должен быть готов к тому, что на исправления картавости нужно будет потратить время. Только несколько месяцев упорного труда помогут забыть об этой проблеме. Конечно же, детям исправление картавости дается намного легче, чем взрослым. Даже для подростка в 14 лет борьба с этой проблемой будет проходить сложнее, чем в 6 лет.

Легкие упражнения на каждый день

Первый ответ на вопрос, как вылечить картавость – это ежедневное выполнение легких и простых упражнений. Всего 2 минуты в день на каждое упражнение и уже через неделю вы заметите существенный прогресс.

Первым делом нужно направить все усилия на коррекцию произношения буквы р. Сразу нужно сказать, что это будет не просто, поэтому запаситесь выдержкой и терпением. Какие бывают причины неправильного произношения «Р» вам расскажет логопед. К примеру, самая распространенная причина – это горловое произношения «Р». Для того, чтобы это исправить нужно выполнять ряд следующих упражнений:

  1. Раскрываем широко рот, улыбаемся и пытаемся будто «почистить» верхний ряд зубов с внутренней стороны. Двигайте языков справа налево, и наоборот.
  2. Открываем рот и укладываем на нижнюю губу язык. Непрерывно нужно произносить букву «ф». При этом, струя воздуха должна быть узкой.

Даже с помощью этих двух упражнений вы сможете заставить свой язык принимать правильное положение при произношении буквы р. Дальше дело остается за малым – довести до автоматизации произношение этого сложного звука.

Выполняйте следующие упражнения:

  1. Поднимаем язык вверх и стучим им по бугорку за зубами. При этом нужно постоянно произносить букву «д». Спустя время попробуйте произнести букву р. Для усложнения задачи попробуйте сказать «дыррр» 5 раз. И самый сложный этап – уберите букву «д» и просто скажите «ррр».
  2. Дальше открывайте широко рот и поддерживайте нижнюю челюсть. Языком облизывайте верхнюю губу как можно дольше (минимум 5 минут). Следующий шаг – снова широко открываем рот и выкладываем язык на нижнюю губу. При этом нужно выговаривать букву «ф».
  3. Постоянно произносите слова с буквой р: рысь, рыбак, работа, руль, фара, горы, перо, трактор и другие.
  4. Последнее упражнение – скороговорки от картавости с буквой «р». К счастью, есть огромное количество детских и взрослых скороговорок. Начните с самых простых стишков и постепенно переходите на более сложные варианты.

Можно ли исправить проблемы с речью с помощью таких простых упражнений может сказать только опытный логопед. Он точно знает, по какой причине у вас возникла картавость, и каким образом с ней лучше всего бороться.

Справляемся с картавостью во взрослом возрасте

Среди ваших друзей наверняка есть те, которые не выговаривают букву р. Возможно, со временем вы уже перестали замечать этот дефект речи. Но можете быть уверенными в том, что большинство знакомых постоянно находятся в поисках ответа на вопрос: как отучиться картавить. Если вы видите, что человек картавит и действительно переживает на этот счет, то у вас есть возможность помочь ему и направить его в нужное русло.

Как перестать картавить взрослому человеку – это сложный вопрос. Даже опытные врачи не могут с точностью сказать универсальный способ. Тут понадобится только терпение и время. А все потому, что речевой аппарат взрослого человека существенно отличается от речевого аппарата ребенка. Проще говоря, у взрослого человека он уже окончательно сформирован и вносить какие-либо коррективы будет достаточно сложно. Поэтому, советы как избавиться от картавости для ребенка, взрослому человеку старше 16 лет вряд ли подойдут.

Универсальный рецепт как исправить картавость у человека в возрасте от 20-ти лет – это найти хорошего логопеда. Лучше всего искать врача с хорошими рекомендациями и опытом работы.

Будьте готовы, что заниматься вам нужно будет часто и много. Поэтому, вам необходимо выделить время на посещение клиники. Конечно же, вы можете ознакомиться с информацией, как перестать картавить в домашних условиях. Но, в таком случае вам также нужна будет помощь специалиста. Услуги врача на дому или в офисе стоят в разы дороже.

Как перестать картавить взрослому человеку – вопрос сложный. Очень многое зависит от причины возникновения патологии, логопеда, а также от самого желания пациента.

Поэтому, если вы или ваш ребенок картавит, сразу же изучайте всю информацию, как вылечить картавость. Запаситесь большим количеством терпения, выполняйте упражнения как минимум 3 раза в день и выполняйте все предписания врачей. Тогда вы сможете справиться с этой проблемой, и найти ответ на вопрос, как перестать картавить в домашних условиях и с помощью логопеда.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»

Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Причины неправильного произношения

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.
  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

Способы постановки звука

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия для 3 класса на тему (Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-)

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.

Постановка звука «РЬ»

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Постановка звука «Р» по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Способ по Левиной

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Мануал по избавлению от картавости

Всем здравствуйте. Не топите пост за многабукаф, возможно, он будет кому-то полезен.

Некоторое время назад вышел пост, содержание которого отозвалось в моей душе. Незадолго до него я как раз перестал картавить.

Пара человек даже подписались на меня в ожидании полезных советов по избавлению от картавости. Это, знаете ли, бОльшая проблема, чем научиться грассировать. ИМХО. Тогда информации у меня хватило только на жиденький комментарий, а сейчас, спустя пару месяцев, я могу проанализировать результаты.

Когда мне было пять лет или чуть меньше, (в детский сад я не ходил) меня отправили на всё лето к бабушке в деревню. Вернее, на дачу, но не суть. Здесь важен факт бабушки.

[Картинка: когда у тебя есть буква “Р”, но она у бабушки в деревне]

Я тогда не выговаривал несколько букв и цифр, в частности, букву “р” и цифру “4”.

Бабушка от всего сердца решила мне помочь. Кончилось тем, что родителей, приехавших на пятничном автобусе навестить сына, встретил радостно картавящий во все стороны мальчик.

Отец, как настоящий батя, значения этому не придал. Мама по возвращении в город отвела меня к логопеду в детскую поликлинику. Там меня мурыжили больше месяца, совали в рот палочку и заставляли делать моторчик.

Посмотрите только, какой член тлен в глазах у ребенка.

Моторчик делать и рычать, как дрель, я научился. Но имплантировать новое звучание в речь не выходило никак.

Потом у меня было еще штуки три логопедов. С каждым мы херачили моторчик, но дальше сдвинуться не получалось.

В общем, больше двадцати лет я картавил. Кто-то говорил, что это мило. Кто-то говорил, что не замечает. Бог с ними. Но те, кто картавит, меня поймут прекрасно хотя бы по следующим пунктам:

1. Утром сложно говорить, горло пересохло, и ничего, кроме щелканья, из него не выдоить.

2. Та же самая ситуация под вечер.

3. Когда лежишь на спине, “р” окончательно западает

4. Приходится подбирать слова. Не все это делают, кто-то вообще не комплексует. Меня же бесило.

5. В школе над такими ржут. Вернее, ржали надо мной, но я точно не одинок.

По поводу последнего пункта приведу пример.

Меня не любила учительница географии. Иначе объяснить я эту ситуацию не могу. Одним солнечным морозным утром она вызвала меня отвечать у доски о городах-курортах Краснодарского края. Без комментариев.

С возрастом я научился маскировать картавость. Но стабильно, начиная лет с десяти, я раз в полгода-год принимался переучиваться. Читал “Капитанов” Гумилева вслух, ревел мотором, скороговорки всякие повторял, но безуспешно. В итоге забивал.

Кто-то картавит глухо, кто-то — звонко. Мои советы в первую очередь для тех, кто грассирует, произносит букву “р” язычком, который болтается в глубине рта и заставляет рот блевать, если к нему притронуться.

. Последний приступ переучивания как раз застала моя девушка. Начались разговоры про “это мило” и “я этого не замечаю”. Попытался объяснить, что картавость — это реальное неудобство. Вроде бы, даже получилось.

Попросил у неё показать, как она сама произносит “р” и начал вглядываться ей в десны.

Тут меня постигло абсолютное озарение: оказывается, простые смертные не крутят никаких моторов языком.

. извините, вырвалось. Так вот, они просто. говорят слово целиком. Не прерываясь на отдельный Ритуал Правильного Произнесения. То есть, как будто в “р” нет ничего особенного. Да, не картавые меня сейчас не поймут.

Поэтому совет первый: произносите поначалу не “р” а что-то вроде британского варианта этой буквы. Даже не так: как сочетание “th”, между “з” и “в”.

Попробуйте и поймете.

Совет второй: для меня самыми сложными были сочетания “оро” и “ара, дарагой!”. Если не получаются они, а какая-нибудь “трава” или “кирпич” удаются, не забивайте. Научитесь.

Совет третий: не делайте паузу перед тем, как произнести “р”. Большая часть проблемы — в голове. Вы подсознательно готовитесь произнести все круто и без ошибок, а на выходе шляпа, потому что перестарались. Продолжайте репетировать по первому совету.

Совет четвертый: ну что, освоились? А теперь попробуйте улыбнуться пошире, размять язык внутри рта (потянуться назад, вперед, наискосок. ) и добавьте легкую вибрацию в самом начале произнесения вашего “th”. Концентрируйте поток воздуха не сзади, а спереди, возле самых альвеол. Попробуйте немного порычать. Звук должен получаться мягким, не раскатистым. Если, когда вы рычите, слышится что-то типа “дыр-дыр-дыр-дыр-дыр”, то в речи нужен только один “дыр”. Ну, максимум, полтора.

Если вы все сделали верно, через какое-то время получится произнести первую четкую “р”. С этого момента говорите только так. Записывайте себя на диктофон, пойте песни, ищите в интернете стишки и скороговорки на эту букву. Самое сложное — впервые сказать правильно. А дальше и хирург, и курорт, и аэропорт получатся.

Сейчас я не картавлю вообще, произношу правильно на автомате и живу лучше, чем раньше.)

А теперь о главном: чукча — не логопед. И не знает тонкостей. Чукче попадались неправильные логопеды, которые не смогли его научить.

Если будут вопросы, пожелания или прочее, пишите в комментах. Постараюсь ответить ближе к вечеру.

Следующего поста на эту тему я не планирую, поэтому, дорогие подписчики, если вы получили всю нужную инфу, можете смело отписаться. Максимум, что я буду здесь делать, это небольшой личный полублог с приколами от случая к случаю.)

Найдены дубликаты

Я, как картавый, требую принять закон «О запрете буквы «Р»», так как она оскорбляет чувства картавых.

Коротко о себе – 26 картавил как заправский картаволог. С прошлого года начал самостоятельно заниматься. Сейчас нахожусь на финише по избавлению от этого “милого” дефекта.

Насчет пунктов про пересохшее горло – утром и вечером такого не ощущал, но было похожее чувство, когда долго разговаривал и речевой аппарат уставал. Р-ка становилась ужасно громкой и заметной.

Подбор слов. О даааа. Как же я это ненавидел и все еще пока ненавижу. Почти каждую фразу приходится обдумывать перед тем как произнести. Подбирать синонимы на ходу. “Здравствуйте, привет, доброе утро” – интересно, почему я не люблю здороваться? )

Кстати, никогда надо мной зло не издевались из-за этого. Только легкие подколы. В школе – “скажи – сковородка, рыба”. Когда взрослый – пытались повторить звук картавости. И самый шик – “почему ты картавишь? Ведь Р – это так просто! Подними язык к нёбу и скажи ррррр”

Насчет третьего совета. Как же я согласен по этому поводу! Недавно совсем понял этот принцип и пока избавится от этой привычки не могу. Мозг все пытается четко выделить сраную “Р”, в слове, будто она пуп Земли и ничего важнее нее нет. Получается иногда так, что я более-менее нормально произношу первые слоги с “р”, а остальная часть слова сливается в полную кашу. Когда произношу слова в одиночестве, получается неплохо, но на людях (особенно,если люди малознакомые) все идет крахом.

В окончание хочу посоветовать одну крутую штуку для тех, кто картавит. Она мне реально помогла при постановке Ррр дома. Вбейте в гугле “Speech jammer”. Я не совсем понял, для чего это используется в обычной жизни, но спасибо, что это есть. Намного удобнее диктофона. Кстати, есть и в PlayMarket.

У моего двоюродного брата была проблема с Р и Л. В слове “лук” л звучала как “у”. Наша общая бабушка где-то нашла вариант тренировки со смягчением проблемных букв/звуков и началось. Так на свет явилась “жарьенная карьтошка с люком”, которая елась исключительно “льожкой”. Со стороны было смешно, да и малые мы были, но возможно именно игровой момент помог. Сейчас брату 27 лет и дефекты речи могут появиться только в момент сильного стресса. Так на своей свадьбе он сказал “Согуасен”.

а не буду переучиваться. чай не диктор (похоже на “мы не на диктанте”, знаю). мне не мешает (кроме запущенных случаев типа теххохисты и тхи. супругу нравится. заказчики по телефону млеют и забывают, что собирались злобно блажить. одни плюсы. а тхи. ну что теперь. два яблока, пожалуйста, а впрочем, давайте еще одно)

Где-то читала, что это довольно распространенная причина картавости- когда чел просто не знает как правильно язык класть. Бывает что картавит кто-то из родителей, и ребёнок перенимает такую речь как норму.

Про подбор слов вспомнилось. Разговаривала с парнем по телефону.

Он: я иду мимо деньдьяея

Он (вздох): деньдьяий

Как же мне хотелось в тот момент чтобы он подобрал другое слово!))

* кто так и не понял- это был дендрарий. Ещё одна лингвистическая загадка: “отпьявить пьяйсики”.

У меня не возникает желания посмеяться над людьми с дефектами речи, просто реально порой неудобно разговаривать(

Ссылка на основную публикацию