Как добиться согласованности с родителями в работе по развитию речи

Развитие речи у детей. Советы для родителей

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён.
Женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.
Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.
Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи.
То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина – нахождение малыша в двуязычной семье.

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.
По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек.
Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы.
У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.
Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, – основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.
Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” – мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными.

Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.
Главное условие овладения речью – это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи – часы, скажи – ложка”.Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы:
-диалог
-имитация и звукоподражание
-стихи
-чтение

Имитация и звукоподражания.
Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! – га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.

Стихи.
Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм.
Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.

Чтение.
Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.

Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом?

Игры— «превращалки»
Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д.
Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово.
Был кит, а стал щит, тучка — щучка, река — щека, венок — щенок, мель — щель.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать.
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты.

Игра в «слово».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все.
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Наши помощники»
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?

«Приготовим сок»
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т. д.
И наоборот — из чего получается апельсиновый сок?

«Назови ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне.

«Что, где лежит?»
Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)

«Веселый счет»
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.

«Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.

«Приготовим вкусный обед (салат, суп, кашу, компот)»
Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?», «Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…»

«Упражнения с тестом»
Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальцев.
Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).
Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

«Волшебный мешочек».
Ребенку показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный мешок, лучше из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка, определить каждый предмет.

«Парочки».
Подбираем одинаковые предметы (специальные лото, носочки, варежки и т.п.)
«Пересыпание-переливание».
Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого кувшинчика по чашкам.

«Бусы».
На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем: колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список по мере усложнения задания).
«Рисование пальчиком».
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Можно использовать специальные краски для рисования руками. Покажите, как можно, обмакнув палец в краску, рисовать горошки, потом – полоски или более сложные линии. Объединять их в цветочки, грибочки и т.п. Предложите ребенку: нарисовать глазки киске, собачке и пр. (вырезанным из бумаги и раскрашенным предварительно мамой)
– разрисовать бумажную тарелку (настоящую или просто кружок из плотной бумаги)
– разрисовать вырезанные из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку.

Артикуляционная гимнастика.
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

«Построить забор»
Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Сделать трубочку»
Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

«Киска сердится»
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

«Вкусное варенье»
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

«Маляр»
Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Чашечка»
Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

«Качели»
При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

«Пощелкать кончиком языка»
При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

«Барабанщики»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество.

Взаимодействие с родителями по формированию речевого развития детей

Своевременное и полноценное фор­мирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведе­нии, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значе­ние имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письмен­ная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие рече­вые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребен­ка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом разви­тии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезуль­татны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

Следует реально оценить состоя­ние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

В нашей стране обследование ре­бенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредст­венно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается при­мерно к пяти (шести) годам. Получа­ется, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешива­ется в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимают­ся за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

Читайте также:  Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка,— необходимо оказывать ему разностороннюю по­мощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предуп­реждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых пато­логических).

Обследование речи. Ежегодно в на­чале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы по следующим разде­лам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также раз­витие мелкой моторики рук, с кото­рой, как известно, теснейшим обра­зом связано нормальное речевое раз­витие ребенка.

Цель обследования — выявление уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определение результативности работы по речевому разви­тию детей за предыдущий год, т. е. динамики речевого развития за год (кроме первичного обследования).

Обследование речи — трудоемкий процесс, на который обычно уходит две—три недели. От его результатов зависит планирование работы педаго­гов и родителей по развитию речи детей: анализ материалов обследова­ния дает четкую и ясную картину речевого развития каждого ребенка группы.

Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы — заручиться поддержкой ро­дителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе воспитатели отмечают сильные и слабые стороны речи ребенка, намечают пути оказания помощи (если это необходимо) в развитии речи и дальнейшего ее совершенство­вания. Тогда же происходит «распре­деление обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами, определяется, что будут делать педаго­ги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, раз­ный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка; от сложности речевых недостатков; от состава семьи; от желания родителей участвовать в мероприятиях по разви­тию речи своего ребенка и пр. При необходимости к разговору с родите­лями привлекается логопед детского сада. Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр.— это неотъемлемая часть сложного процес­са формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нару­шится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Сложной проблемой взаимодейст­вия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Детский сад (воспитатели, логопеды) владеют серьезной информационной и методической базой для воспита­ния и образования дошкольников. Возникает вопрос: что надо сделать, чтобы ею могли воспользоваться и родители?

Самое лучшее — это опросить самих родителей (беседы, анкетирова­ние), что позволит определить наибо­лее оптимальные формы взаимодейст­вия детского сада и родителей. Жела­тельно учесть все высказанные ими пожелания.

Опыт работы позволил опре­делить разнообразные формы со­вместной работы педагогов и родите­лей по речевому развитию детей.

Игротека. Один раз в неделю во второй половине дня (обычно это четверг) рекомендуется проводить «Игротеку». Цель данного мероприя­тия — закрепление полученных деть­ми умений, представлений на игро­вом материале. На «Игротеку» при­глашаются все желающие члены семей воспитанников группы (мамы, папы, братья, сестры, бабушки, де­душки и др.), которые являются не зрителями, а активными участниками— всех игр и мероприятий. Они могут также проконсультироваться у воспи­тателя по поводу интересующих их проблем; познакомиться с различны­ми речевыми дидактическими играми, поиграть в них со своим ребенком и другими детьми; взять домой на время понравившиеся игровые мате­риалы для индивидуальной работы со своим малышом.

«Домашняя игротека» познако­мит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на за­крепление различных речевых навы­ков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, педагоги учитывают и большую загруженность родителей ежедневными домашними дела­ми, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома реко­мендуется «играть на кухне». Напри­мер, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

* «Помогаю маме». Большую часть времени мамы проводите на кухне. Они заняты приготовлением ужина. Ма­лыш крутится возле мамы. Ему можно предложить перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет маме посильную помощь и потренирует свои пальчики.

* «Волшебные палочки». Необходимо дать малы­шу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие гео­метрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги кру­ги, овалы, трапеции дополнят изобра­жения.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

«Угощаю». «Давай вспомним вкус­ные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» на ладошку маме, затем мама ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

« Пока мама заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

* Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помо­щью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

* Очень красивые картинки получа­ются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома родители могут проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плот­ный поролон.

«По дороге в детский сад».

* «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо ко­торых мы проходим; а еще обязатель­но укажем — какие они. Вот почто­вый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

* «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится крас­ным (зеленым, синим и т. п.). По­смотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: крас­ные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимо­действие подразумевает не только распределение задач между участника­ми процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обрат­ную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опос­редованным. Это могут быть выставки, праздники, тради­ции.

Традиционные игры. По рекоменда­ции педагогов родители могут ввести в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель — расши­рить словарь ребенка; объяснить лек­сическое значение слов. Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значе­ние. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст…), «сладкие» (мармелад, щербет, джем, грильяж…), «тяжелые» (гиря, штанга…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко… и т. п. Традиция «Я дарю тебе словеч­ко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на малень­ких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне — имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педа­гоги достают копилку (коллекцию) и проводят разнообразные игры.

Выставки. Воспитатели не устают убеждать родителей в важности и необходи­мости развития мелкой моторики рук. Рассказывают о разных видах работы: от пальчиковых игр до разви­тия ручной умелости. А вот узнать о том, как родители распорядились этой информацией, педагоги могут из материалов выставки «Как умелые ручки язычку помогали» На выставке демон­стрируются только те экспонаты (по­делки), которые были сделаны детьми дома.

Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 30.03.2014

Статья просмотрена: 1802 раза

Библиографическое описание:

Красовская, Е. В. Взаимодействие работы с семьей по коррекции речевого развития / Е. В. Красовская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5396/ (дата обращения: 07.01.2021).

Проблема развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями: А. Г. Арушановой, Г. А. Волковой, Г. А. Каше, З. А. Репиной, В. И. Селиверстовым, Т. Б. Филичевой, Д. Б. Элькониным и др. Важным направлением в коррекции речевого развития ребенка в условиях семьи является установление преемственности в содержании речевого воспитания между дошкольным учреждением и семьей.

Все специалисты ДОУ работают под руководством логопеда,который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Логопед проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения. Данная работа помогает личностному росту ребенка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем — успешному обучению в школе.

Воспитателизакрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую и учебную деятельность), в содержание других занятий (математику, изобразительную деятельность, развитие речи и ознакомление с окружающим через наблюдения за явлениями природы и общественной жизнью), а также в режимные моменты.

Психологпроводит тренинги уверенного поведения, релаксацию, психогимнастику, что учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный эмоциональный тонус, бесконфликтное поведение, благоприятный микроклимат в учреждении и дома и др.

Музыкальный руководительосуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации засыпания, пробуждения; способствовало созданию музыкального фона в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.

Нами определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступают педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.

Создание соответствующих условий со стороны взрослых по воспитанию любви к родному языку развивает речь ребенка в целом, повышается уровень контроля ребенка за речью. Отсюда важным аспектом, который выделила Е. И. Тихеева, является образец речи взрослых, культура речевого общения в семье [2].

Родители часто встречаются с затруднениями по созданию условий речевого развития в семье. Алексеева М. М., Яшина В. И. определили следующие условия речевого развития:

– создание культурной языковой среды;

– соблюдение требований к речи взрослых;

– организация общения взрослых и детей в разных видах деятельности (в игре, труде, бытовой и учебной деятельности);

– систематическое обучение родной речи в разных формах;

– применение художественной литературы и различных видов искусства (изобразительное, музыка, театр) [1,с.24].

Нами разработаны рекомендации родителям по созданию в семье определенных условий речевого развития. В старшем дошкольном возрасте в каждой семье должны быть: иллюстрированные альбомы для рассматривания, книжки для чтения и рассматривания, детские энциклопедии, сборники сказок и стихов, рассказы о детях и животных, произведения искусства, картины, видеотека или аудиотека со сказками. Мы разъясняли родителям, что в каждом ребенке заложены огромные возможности, надо только вовремя развивать его способности, и, прежде всего, речевые.

Для реализации целей коррекционного процесса выработан план мероприятий с родителями, основанный на тесном взаимодействии педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста, который осуществлялся через:

– приобщение родителей к педагогическому процессу;

– пребывание родителей на речевых занятиях в удобное для них время;

– составление плана совместной деятельности детей и родителей по речевому развитию детей;

– уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

План работы с родителями старшей группы на учебный год:

Сентябрь.

Цель: познакомить родителей с результатами речевого обследования, индивидуальными достижениями каждого ребенка; наметить пути работы в семье, провести анкетирование.

Октябрь.

Тема «Развитие речевого общения».

Цель: Показать родителям важность речевого общения в развитии речи в целом.

Ноябрь.

Тематическая консультация логопеда.

Тема «Развитие связной речи детей».

Цель: Сообщить родителям знания о развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Декабрь.

Тема «О способах и приемах развития речи»

Цель: Познакомить родителей со следующими приемами: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат.

Январь.

Тема «В какие игры любит играть наш ребенок».

Цель: составление рекомендаций и подбор библиотеки игр для родителей по применению дидактических игр по развитию речи в семье.

Февраль.

Тема «Развитие речи как важный компонент подготовки ребенка к школе».

Цель: Сообщить родителям знания по проблеме подготовки ребенка к школе, рассказать о сущности речевой подготовки, дать рекомендации.

Оформление папки-передвижки «Игра как средство развития речи детей».

Цель. Познакомить родителей с игровыми приемами развития речи.

Апрель

Тема «Учимся вместе».

Цель: обмен опытом родителей по развитию речи в домашней обстановке.

Цель: выяснить перспективы работы с родителями по речевому развитию детей по заявкам самих родителей.

В течение года родителям давались индивидуальные консультации по развитию речи детей в соответствии с комплексным тематическим планом. На еженедельных консультациях оговаривалось домашнее задание по тому или иному направлению развития речи.

Родителям советовали дома организовывать разнообразную деятельность, которая способствует получению детьми разнообразных впечатлений, повышает их речевую активность. Рекомендовали разнообразный художественный материал: потешки, песенки, картинки, произведения отечественных и зарубежных авторов.

Мама Маши Х. отметила, что девочка радуется совместно с родителями, показывает свои чувства по поводу хорошо выполненного задания, совместных игр с родителями, совместного чтения.

Мама Полины В. во время консультации попросила у логопеда несколько индивидуальных консультаций, так как у ребенка есть проблемы речевого развития. При обследовании речи у девочки оказался невысокий результат.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Поэтому одной из форм работы мы выбрали семинар-практикум. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их. Родители узнали: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Такая форма вызвала живой интерес у родителей. Они увидели, как много нужно знать, чтобы помочь ребенку в освоении речи.

На родительском собрании наобсуждение мы вынесли тему, которая уже начинает интересовать родителей, так как скоро их ребенок уже идет в школу. Родители начинают заниматься подготовкой ребенка, но зачастую, считают, что она заключается в обучении его математике и чтению. Помочь разобраться в этом вопросе помогла данная форма работы, где родителям были даны конкретные рекомендации.

В своей работе мы также использовали нетрадиционные формы: подбор библиотеки специальной литературы по проблеме речевого развития детей,родительскую почту. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Спомощью игр родители расширяют и укрепляют полученные знания, развивают процессы мышления, которые позволяют преодолеть механическое запоминание, активизировать познавательную деятельность, ведут работу по обогащению словаря и развитию монологической речи.

Занимаясь с родителями, мы старались напомнить им о дидактическом принципе — доступности, который нельзя отождествлять с легкостью обучения. Уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» (понятие введено Л. С. Выготским) познавательных возможностей ребенка, т. е. каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего пусть небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволяет ребенку с помощью взрослого или путем подражания выполнить какое-либо упражнение и, таким образом, подняться на более высокую ступень развития.

В заключении надо отметить, что вся педагогическая работа с детьми должна быть направлена на выявление их потенциальных возможностей к обучению и развитию. Требуются совместные усилия педагогов и родителей для поиска новых форм и методов воспитания и обучения детей речи.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по теме: Словообразование, Корень

В беседе с родителями, мы выяснили, что родители следовали рекомендациям логопеда. Родители отметили, что внимательнее стали относиться к своей речи, обращали внимание на речь своих детей. Родители осознали важность речевой подготовки в подготовке детей к школе. Понравилось родителям проводить игры с речевым содержанием. Они отметили, что дети стали интересоваться языковыми формами, сами стали задавать вопросы родителям, придумывать головоломки.

Как логопеду работать с родителями? Рекомендации для специалистов

Работа логопеда может приносить хорошие результаты только если родители (опекуны) заинтересованы в развитии и коррекции речи ребенка, вовлечены в процесс. Поговорим о том, как специалисту грамотно выстроить отношения с семьями детей, с которыми он работает.

Зачем логопеду работать с родителями?

Одна из задач логопеда – донести до родителей важность грамотного развития речи ребенка, профилактики и коррекции речевых нарушений. Специалист объясняет, в чем заключается его работа, почему нужно ответственно относиться к его рекомендациям, домашним заданиям. Логопед дает родителям советы по выбору развивающих пособий, по выполнению упражнений, по обучению чтению и письму, консультирует по другим вопросам, связанным с развитием речи.

Подробнее о взаимодействии логопеда и родителей вы можете узнать на дистанционных* курсах профессиональной переподготовки. Например, в программе Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» с присвоением квалификации «Учитель-логопед (логопед)» этой важной теме посвящен отдельный блок учебного плана.

Групповой формат работы с родителями

Этот вариант взаимодействия с родителями актуален для логопедов, которые работают в речевых группах с дошкольниками, проводят коррекционные занятия в школах. 2-3 раза за учебный год проводятся родительские собрания. Они могут проходить в формате деловых игр, круглых столов, вечеров вопросов и ответов, мастер-классов, консультаций по речевому развитию ребенка и логопедическим технологиям, доступным для домашнего использования (артикуляционной гимнастике, логомассажу и т. д.).

Полезно устраивать фронтальные открытые занятия, на которых родители могут увидеть, как занимаются с их детьми, каких результатов удалось добиться. Еще один формат работы логопеда с родителями — различные развлекательные мероприятия: праздники, игры и т. д.

Также нужно оформлять информационно-методические уголки для родителей, раздавать им памятки и брошюры по развитию речи детей. Стоит задействовать и современные технологии, например, публиковать полезную для родителей информацию на сайте образовательной организации, в группе в социальной сети, в общем чате в мессенджере и т. д.

Индивидуальный формат работы с родителями

Этот формат взаимодействия с родителями используют логопеды, которые работают в детских садах, школах, поликлиниках, логопунктах, ведут частную практику. Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с семьей, настроить родителей на домашние занятия с ребенком. Она включает анкетирование, регулярные беседы (личные и по телефону), консультации по конкретным вопросам логопедической помощи ребенку (например, по вопросам проведения артикуляционной гимнастики, логомассажа, выполнению игровых упражнений). Важно давать ребенку и родителям домашние задания по закреплению полученных на занятиях навыков.

Какие методики развития и коррекции речи подходят для домашних заданий?

Для достижения хороших результатов многие логопедические упражнения нужно повторять ежедневно в несколько приемов. Например, артикуляционной гимнастикой рекомендуют заниматься по 5-10 минут ежедневно. Поэтому развитие и коррекция речи не ограничиваются только занятиями у логопеда. Специалист может давать домашние задания сам или использовать готовые рабочие тетради, пособия.

Для домашних заданий по развитию речи следует выбирать логопедические методы и приемы, которые легко освоить и ребенку, и родителям. Например, это могут быть артикуляционная гимнастика, логоритмика, различные упражнения по дифференциации и автоматизации звуков, заучивание стихотворений, расширение словарного запаса с использованием карточек. Важно контролировать выполнение заданий, например, просить родителей записать и прислать видео с выполнением упражнений.

Если вы хотите найти новые идеи для домашних заданий, получить или освежить свои навыки использования различных логопедических приемов, обратите внимание на наши дистанционные* программы повышения квалификации. Для поступления нужно подтвердить свой уровень образования (не ниже среднего профессионального).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Просмотр содержимого документа
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Логинова Елена Вячеславовна, воспитатель первой квалификационной категории

МАОУ «СОШ№15» структурного подразделения «Детский сад»

Шиврина Елена Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории

МАОУ «СОШ№15» структурного подразделения «Детский сад»

Аннотация: в статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста. Авторы представляют опыт работы в данном направлении и, опираясь на данные проведенного исследования, формулируют практические рекомендации для родителей с целью оказания методической помощи для организации работы по развитию речи детей.

Ключевые слова: развитие речи, дошкольный возраст, работа с семьей, дошкольное образовательное учреждение.

Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Поэтому одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие речи детей. Речь современных детей образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями – явление очень редкое. Наблюдения логопедов и педагогов образовательных учреждений, сделанные за последние несколько лет, свидетельствуют об увеличении количества дошкольников с различными речевыми нарушениями. Дети усваивают родную речь, подражая разговорной речи окружающих. Педагоги дошкольных учреждений немало внимания уделяют речевому развитию детей. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Речевое развитие дошкольника в дошкольном учреждении (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Дошкольного образования (ФГОС ДО)) включает в себя:

владение речью как средством культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как пред-посылки обучения грамоте.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса. Основными средствами развития связной речи являются:

Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом,

ходе, которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родителями (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. По мере взросления ребенка, родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех

дошкольника в усвоении языка. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

В настоящее время большое значение придается привлечению родителей к процессу развития речи своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос.

С помощью анкетирования были получены следующие результаты:

59 % родителей не представляют, какую работу по развитию речи проводят воспитатели дошкольного учреждения;

71 % родителей считают, что работа по развитию речи это забота воспитателей;

29 % родителей считают, что работа по развитию речи производится совместно воспитателями и родителями;

75 % родителей не имеют знаний в области развития речи, основываются на свой жизненный опыт;

85 % очень редко читают своим детям литературные произведения (реже 2 – 3 раз в неделю).

Проанализировав данные анкеты, мы определили проблемное поле и составили план работы с родителями, направленный на формирование адекватного речевого воспитания ребенка в семье.

Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему: «Роль родителей в развитии речи детей». Целью данного собрания было

– объяснить родителям, какую роль они занимают в процессе развития речи. В ходе собрания мы выяснили, какие проблемы интересуют родителей и наметили пути решения этих проблем. Одной из проблем является отсутствие опыта и не знание элементарных упражнений на развитие речевого аппарата. Мы разработали практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

В приемной нашей группы мы оформили информационный стенд по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определенного возраста». В дальнейшем мы планируем размещать информацию, интересующую родителей. Родители получат рекомендации: книги, которые следует читать детям разного дошкольного возраста; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки. Так же на стенде мы размещаем информацию по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели.

Следующая форма работы с родителями – дни открытых дверей. В эти дни родители получат возможность увидеть непосредственно-образовательную деятельность воспитателя с детьми, в процессе которой мы покажем, чем и как следует заниматься с ребенком, как использовать практический материал дома во время игр.

Мы составили рекомендации родителям, как правильно организовать деятельность по развитию речи ребенка в семье:

рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;

рассказывать о своей работе;

показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах;

рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;

ходить с детьми на экскурсии;

объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;

собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;

заучивать с ребенком стихотворения и т.д.

В своей работе мы планируем проводить совместные досуги. Эта форма работы поможет установить теплые неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствует повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. К совместным досугам относят:

Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, – все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи. Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.

Литература

Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, № 2.

Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с.

Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М., ООО «ТЦ Сфера»,

РОДИТЕЛЯМ

  • Родитель – главный учитель
  • Раннее развитие ребенка
  • Развитие школьников
  • Нарушения у взрослых
  • Готовимся к садику/школе
  • Справочник родителя

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

  • Логопедические упражнения при дизартрии
  • Особенности развития речи младших школьников
  • Лечение дизартрии у взрослых
  • Словарный запас дошкольника
  • Особенности зрительно-моторной координации

ПОИСК ПО САЙТУ

Формирование правильного речевого дыхания
Развитие речи
Развитие связной речи у детей
Как приучить ребенка засыпать самостоятельно
Как научить ребенка читать
Методики чтения
Как подготовить ребенка к садику
Как привить ребенку желание учиться
Вступительное собеседование в школе
Нарушение речи у взрослых
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Речь взрослых. Проблемы и их решение
Алалия
Обучение навыкам беглого и осознанного чтения
Особенности развития речи младших школьников
  • A-
  • A
  • A+

Словарный запас дошкольника

Одним из самых актуальных вопросов в развитии ребёнка всегда были задачи и проблемы развития речи. Все мы знаем, что в становлении ребёнка, как личности, огромную роль играет – значение речи. Именно поэтому её формирование занимает отдельную особенную нишу в воспитании.

Слово помогает ребёнку адаптироваться в мире людей, по сути, оно вводит ребёнка в социум. Благодаря слову у детей появляется понимание окружающего мира, осознание себя как индивидуальности и как результат, ребёнок становится активным участников общественной жизни.

В дошкольном возрасте словарный запас ребёнка должен составлять такой объём, благодаря которому он сможет общаться со взрослыми и сверстниками, хорошо обучаться в школе, понимать радио- и телевизионные передачи, литературу. Это главные причины, почему развитие словарного запаса у детей является важнейшей задачей в дошкольной педагогике.

Читайте также:  Конспект НОД 'Звук Р'

Словарный запас – это лексический состав речи, который человек использует для коммуникации и адаптации в социуме.

В возрасте 6-7 лет словарь дошкольников достаточно велик и подсчитать его невероятно сложно. Но можно высчитать количественный рост словаря ребёнка, используя таблицу Штерна:

  • • От 1-1,5 лет – 100 слов
  • • 2 года – 300-400 слов
  • • 3 года – 1000-1100 слов
  • • 4 года – 1600 слов
  • • 5 лет – 2200 слов

Просмотрев данный перечень, не вооружённым взглядом видно, что развитие словарного запаса ребёнка идёт особенно быстро в дошкольном возрасте.

Огромную роль в развитии словаря детей играет общение со взрослыми. Качество и объём словарного запаса дошкольника зависят от того, насколько полноценно его общение с родителями и сверстниками в возрасте до 6 лет. Положительный материал для расширения словарного запаса ребёнка является активная жизнь семьи: посещение цирка, выставок, театров и т. п.

Со временем в сознании ребёнка все слова и значения формируются в семантические поля, объединяются по смыслу.

Лучше всего развивать словарный запас ребёнка в форме игры. Игра способствует усвоению материала, правильному восприятию речи и развитию слухового внимания.

В педагогической практике широко используются дидактические игры, которые формируют у ребёнка навыки словарной деятельности и всесторонне развивают дошкольника.

В количественном отношении словарный запас дошкольников сильно зависит от речевого развития. Одна группа детей обладает богатым словарём, имеет понимание о разных областях знаний, умеет читать (такие навыки позволяют увеличить объём словарного запаса уже самостоятельно). В это же время всегда существует вторая группа деток, которые поступают в первый класс и их словарь беден в виду тех или иных причин, он ограничивается совершенно бытовой тематикой.

Очень важно помнить, что словарь будущего первоклассника должен содержать в себе слова всех частей речи, чаще всего преобладают числительные. Также ребёнок должен знать разные глагольные формы (и даже причастные и деепричастные обороты). В этом возрасте начинают появляться сложные предлоги из-под, из-за и другие.

К возрасту семи лет ребёнок должен чётко ориентироваться в видовых и родовых отношениях предметов, давать определение предмета через видовое своеобразие и родовое название (песочница – это место, в котором много песка).

В шестилетнем возрасте ребёнок начинает понимать и осмысливать переносное значение слов (потерять голову, время ползёт) и не воспринимать такие выражения буквально.

Чтение и общение поможет Вашему чаду подготовиться к школе и начать успешное обучение.

Лексический запас: развитие по возрастам

Лексический запас – количество слов, которые человек понимает и использует в речи. При чем часть из них он употребляет, а вторую нет. Благодаря речи мы общаемся друг с другом, выражая свои мысли и донося их до собеседника, формируем убеждения и интеллектуально развиваемся. Чем насыщеннее, грамотнее и выразительнее речь у человека, тем выше считается его уровень образования и культурного развития.

Лексический словарь детей и взрослых состоит из двух категорий:

  • Активный словарный запас – слова, которые человек употребляет регулярно в устной речи и письме.
  • Пассивный словарный запас – состоит из слов, которые человек знает и воспринимает на слух, но сам не использует. Значительно превышает активный словарь.

Каким должен быть запас взрослого человека – точного ответа нет. К примеру, словарь В.И. Даля содержит более 200 тыс. слов, академический словарь русского языка – примерно 130 тыс. слов, последнее издание словаря С.И. Ожегова – 70 тыс. слов. Очевидно, что даже самые эрудированные люди не владеют таким объемом лексики. По последним данным исследований, активный запас взрослого составляет от 5 тыс. до 35 тыс. слов, пассивный – от 20 тыс. до 100 тыс. слов.

Проверить свой словарный запас и оценить его помогают онлайн-тесты. Но результаты у одного и того же человека в разный период времени могут отличаться, так как он постоянно развивается – узнает новые слова, но при этом забывает или перестает использовать ранее выученные.

Как правило, люди с богатым лексиконом имеют больше перспектив, быстрее добиваются целей, успехов в карьерной лестнице, менеджменте, шоу-бизнесе. По мнению большинства, работа у них более интересная, творческая, неординарная, а достижения выше. То же касается и личной жизни. Человек с большим лексическим запасом лучше формулирует свои мысли, вербализирует желания, эмоции, за счет этого лучше находит общий язык с людьми.

Лексический запас можно сравнить со снежным комом: чем больше сложных понятий знает человек, тем больше новых слов и терминов он в состоянии воспринять, запомнить и использовать в своей речи. Вот для чего следует заниматься развитием речи ребенка с самого раннего детства.

Развитие лексического запаса

Лексическое развитие ребенка состоит из двух аспектов:

  • Количественный рост словарного запаса;
  • Качественное развитие – овладение значениями слов.

В дошкольном возрасте обогащение словаря ребенка происходит быстро. Период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным (чувствительным) и наиболее удачным для обучения, благоприятным для воздействия внешней среды. Но скорость сильно зависит от среды, в которой он находится, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста отличаются.

Рассмотрим сензитивный период развития речи и лексического запаса более подробно.

Пополнение лексического запаса ребенка по годам

В первый год жизни ребенок для нормального развития речи нуждается в эмоционально-положительном общении со взрослыми.

Ребенок усваивает слова в таких условиях, когда может соотнести визуальный образ предмета и звуковое звучание. Если он в это время имеет возможность манипулировать предметом (вертеть в руках, пробовать на вкус), новое слово запомнится быстрей. Например, мама дает ребенку ложку и показывает, что ею нужно кушать.

К году он использует всего 5-9 слов вроде «дай» и «ням-ням», соотносит их с предметами и действиями, у него появляются реакции на слово. Это подготовительный этап к овладению речи.

В данном возрасте уже стоит уделять внимание обогащению словарного запаса ребенка. Регулярные и систематические занятия позволят малышу расти эрудированным и интеллектуально развитым.

Важно, в каких условиях у ребенка формируется и развивается речь. Лучше всего, чтобы окружающие говорили правильно и неторопливо, так как дети в этом возрасте подражают взрослым. Если ребенок слышит неправильную речь, у него закрепляются неправильные образы слов, что сложно исправить в будущем.

1-1,5 года – гиперсензитивная фаза, быстрое накопление пассивного словаря и начало формирования фонетической и грамматической сторон речи. Но если речевого общения недостаточно, формирующаяся речь быстро разрушается. Симптомы: задержка появления первых слов, «забывание» уже знакомых слов, остановка речевого развития.

В данном возрасте начинается предметно-действенное общение со взрослыми. Пассивный словарный запас стремительно расширяется до 800-1000 лексических единиц. Он состоит из слов, употребляемых родителями в общении друг с другом и с окружающими.

К полутора-двум годам внимание к артикуляции взрослых усиливается, ребенок повторяет (эхолалия) и сам произносит определенные слова. Нормально, если в этом возрасте он путает звуки, искажает, переставляет или пропускает их.

Первые слова имеют обобщенно-смысловой характер – т.е. одно и то же слово может обозначать и предмет, и действие, и чувства. Понять ребенка можно в ситуации, поэтому такая речь называется «ситуационной».

В полтора года ребенок на фотографии различает, где папа, где мама, где бабушка, а где брат или сестра, называет и показывает части тела (нос, рот, глаза и т.д.).

2,5-3,5 года – формирование фразовой речи. Переход к отвлеченной форме мышления, от односложных фраз к комплексным структурам. С 3-х лет начинается формирование грамматического строя речи. Ребенок из примитивных фраз, не согласованных между собой, начинает строить предложения, согласовывая и соподчиняя слова.

В этот период наблюдается значительное расширение и накопление словаря. Наиболее распространённые данные о количественном росте словарного запаса у детей:

  • 1,6 – 10-15 слов;
  • конец 2-х лет – 300 слов;
  • 3 года – 1000 слов.

С 3 лет ребенок все воспринимает через игру. В этот период он осознанно называет предметы и указывает на них жестами, обращает внимание на цвет, форму, величину, определенные качества предметов и явлений, а также понимает разницу между словами «один» и «много».

Что должен знать ребенок в 3 года:

  • как зовут членов семьи, близких, домашних животных;
  • названия игрушек (пирамидка, кукла, мяч, машинка, пазл и т.д.)
  • названия посуды и столовых приборов (тарелка, ложка, вилка, миска, кастрюля)
  • названия одежды (куртка, платье, джинсы, футболка, шорты и т.д.);
  • названия продуктов питания, которые употребляются в семье;
  • пространственные понятия (лево, право, низ, верх);
  • простые геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, звезда)
  • названия животных и их детенышей (курица-цыпленок, собака-щенок, корова-теленок, овца-ягненок).
  • минимум 5-10 названий растений;
  • названия времен года и погодных явлений (дождь, снег, ветер, солнце, луна).

В основе развития словарного запаса 3-летнего ребенка лежит запоминание значений существительных и глаголов. Так как в этом возрасте дети не могут описать предмет или свое состояние с помощью слов, нет смысла делать упор на прилагательные и наречия. В этом возрасте достаточно знать названия некоторых ощущений и состояний (тепло, жарко, холодно, больно, вкусно).

К 3 годам у ребенка появляется «внутренняя речь». Она становится средством его интеллектуального и речевого развития. Он постоянно подключает взрослого в процесс общения с собой. Любые психические стрессы и сенсорные депривации в этом возрасте могут спровоцировать задержку речевого развития и привести к патологии речи (заиканию, мутизму, речевому негативизму).

Нормально, если ребенок в данном возрасте делает паузы не только между отдельными фразами, но и в середине слов (это дизритмия речевого высказывания, что говорит об интенсивном формировании внутриречевого программирования). Также в речи появляются повторения слов, сочетаний и даже слогов (физиологические итерации). Важная составляющая речи в этот период – речевое дыхание (ребенок может начать говорить в любую из фаз дыхательного акта). Бывает, что в процессе высказывания активно реагирует вегетатика – ребенок краснеет, чувствует напряжение в мышцах, учащенно дышит.

3,5-5 лет – полноценное понимание речи взрослого, инструкций, речь становится средством общения.

Дети 3-5 лет учатся употреблять те или иные слова, повторяя за взрослыми, а также в процессе взаимодействия с предметами, о которых они говорят. В подавляющем большинстве случаев ребенок придает буквальный смысл произнесенным словам. Например, слово «дружба» ребенком 5 лет будет усвоено буквально: вместе играем, ходим за ручку. Только после 11 лет, согласно теории Пиаже, он начинает понимать, что дружба основывается на доверии, взаимопомощи, совместных интересах и т.д. (так как в это же время он начинает понимать такие абстрактные понятия, как доверие, предательство, взаимовыгода).

В этом возрасте у ребенка появляется много вопросов по типу «Почему?», «Зачем?» и т.д. Также в этом возрасте дети овладевают обобщением (собака – не только игрушка дома, но и рисунок на картинке, домашнее животное у соседки). Особое внимание стоит уделить формированию звукопроизношения, так как могут проявиться нарушения в произношении свистящих, шипящих и сонорных звуков.

В 4 года нормотипичный ребенок употребляет в основном простые предложения, но также уверенно строит сложносочиненные и сложноподчиненные. В этом возрасте он способен без помощи взрослых составить рассказ из 40-50 предложений, что говорит об овладении монологической речью.

Происходит высшая стадия интеграции слова, так как в мозгу ребенка уже содержится итог полученных ранее знаний, появляются обобщения. В этом возрасте дети часто называют категорию предмета, а не сам предмет, что усложняет процесс понимания их родителями.

Объем словаря составляет 1900-2200 слов. Новые тематические группы и категории, которыми владеют дети в этом возрасте:

  • понимание и выражение чувств и эмоций (радость, веселье, злость, гнев, обида);
  • характеристики предметов (размер, цвет, температура);
  • уменьшительно-ласкательные формы слов (мамочка, кустик, лисичка).

В этом возрасте ребенок полностью понимает, как образовывается слово. Поэтому у него появляются навыки создания групп однокоренных слов благодаря добавлению приставок и суффиксов: мышь – мышонок, пить – попил. При этом он понимает различия между однокоренными словами из одной группы: кот – большое животное, а котенок – маленький детеныш кота.

После пяти лет также происходит резкий скачок по сравнению с предыдущим периодом – количество слов увеличивается в 2 раза, словарный запас составляет 3000-4000 слов. Количество лексических единиц резко возрастает за счет именно однокоренных слов: «кот-кошка-котик-котенок», «ведро-ведерко». Значения слов еще больше обогащаются и уточняются, но ребенок все еще может их употреблять не по смыслу.

В возрасте 5-6 лет появляется навык отнесения нового слова не к одному предмету, а ко многим. Узнавая новые слова в этом возрасте, дети иногда не осознают весь смысл их содержания, поэтому наблюдается ошибочное употребление слов, сужение и расширение границ их значения и применения. Так происходит из-за того, что они колеблются между конкретным и абстрактным опытом (до этого они были точно уверены, что существует только то, что они видят).

Также это период формирования контекстной речи, т.е. ребенок сам придумывает монолог и озвучивает его. У него запускается сложнейший механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Центральная нервная система наиболее напряжена в этом возрасте, как и в 3 года.

В период 5-7 лет случаются «сбои» речевого дыхания при употреблении сложных фраз и длительные паузы из-за трудностей с формированием лексико-грамматически правильного высказывания. Монологическая речь может быть недостаточно сформирована из-за психических стрессов и ограничений общения в естественной среде.

Важный этап формирования речи в дошкольном возрасте – это словотворчество. Ребенок сам придумывает новые слова, беря за основу знакомые существительные или существительные и глаголы. Например, может назвать свою руку «нососумкой» от «ношения сумки».

Темы, которые понимает ребенок в 5-7 лет:

  • время и интервалы (час, минута, неделя, год), времена года;
  • использование числительных с использованием грамматики (пяти стульев, третье яблоко);
  • имена и фамилии членов семьи, выдающихся личностей (любимых музыкальных исполнителей, героев мультфильмов);
  • названия достопримечательностей и праздников;
  • понятие пространства (горизонт, небо, космос, Вселенная, за углом, в другом городе);
  • цвета и оттенки, профессии и виды спорта, части тела людей и животных;
  • транспортные средства, предметы быта;
  • дикие животные, экзотические растения и деревья, фрукты, овощи, цветы;
  • слова, обозначающие эмоции и их оценки (позитивные, негативные).

Чем старше ребенок, тем он становится менее зависимым от чувственной ситуации. Смысловое содержание слов набирает силу только к концу среднего дошкольного возраста благодаря усвоению новых знаний об окружающем мире. Также в этот период у детей зарождается эстетическое отношение к слову и речи. К примеру, в 5-летнем возрасте дети могут употреблять метафоры, но осознанно они это делают только со старшего школьного возраста.

Под конец среднего дошкольного возраста усваиваемый язык становится действительно родным для ребенка.

С 6-7 лет для обучения ребенка актуально чтение. Это время, когда у него уже достаточно большой запас знаний о мире, в котором он живет, активно развиваются навыки придумывания, сочинения и проявления творчества. В таком возрасте чтение является источником переживаний эмоций для детей, способствует их умственному и речевому развитию. Задача взрослого – привить детям любовь к чтению вместо просмотра мультфильмов и видеороликов на ютубе, объяснить, что книга (письменная речь) является источником знаний.

При поступлении детей в школу обязательно проводится тестирование на уровень их речевого развития. Чтобы избежать проблем в обучении, рекомендуется предварительно оценить лексический запас своего ребенка и заполнить существующие пробелы.

Как помочь ребенку сформировать хороший словарь?

Чтобы развитие словарного запаса вашего ребенка проходило правильно, необходимо с ним постоянно общаться. Насколько это общение полноценно, показывает объем и качество словаря дошкольника. Поэтому рекомендуется регулярно знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, называть их, объяснять особенности и характеристики каждого. Также важно уделять внимание беседам с ребенком, задавать ему вопросы, создавать ситуации, в которых возможно выявить недочеты в понимании и употреблении слов ребенком. Чем активнее образ жизни семьи, тем наиболее благоприятные условия создаются для расширения словарного запаса ребенка. Это не только путешествия в другие города и страны, можно ходить в театр, цирк, зоопарк. Таким образом, регулярно пополняющийся словарный запас систематизируется, упорядочивается, складывается в семантические поля.

Ссылка на основную публикацию